Домой Кредит на бизнес Облагается ли экспорт ндс. Каков порядок учета и возмещения НДС при экспорте

Облагается ли экспорт ндс. Каков порядок учета и возмещения НДС при экспорте

Статья освещает все основные принципы организации системы оплаты НДС при экспортных/импортных операциях. В приложении приведены примеры, отражающие практические аспекты исчисления и уплаты НДС при экспорте.


1. Особенности исчисления и уплаты НДС при экспорте

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта , применяется налоговая ставка 0 процентов.

Сказанное фактически означает, что по операциям, облагаемым по нулевой ставке, как и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается. Вместе с тем, между указанными операциями есть существенные различия. По операциям, облагаемым по нулевой ставке, формируется налоговая база, при составлении счетов-фактур в графе "ставка НДС" указывается "0%", суммы (входного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), подлежат вычету. По операциям, освобождаемым от налогообложения, налоговая база не формируется, суммы (вхЕдного) НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), не вычитаются, а в установленном порядке относятся на себестоимость.

В соответствии со статьей 164 НК РФ необходимым условием применения налоговой ставки 0 процентов являются:

  • фактический вывоз товара за пределы таможенной территории РФ;
  • представление в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Так в постановлении Президиума ВАС РФ от 18 февраля 1997 г. N 3620/96 содержится вывод о том, что применение права на возмещение НДС зачастую ставится в зависимость от того, был ли фактически осуществлен вывоз товара и не связывается с условиями поставки, действиями и намерениями поставщика. На самом деле экспортеру не обязательно самому вывозить продукцию за рубеж, как иногда считают налоговые органы, вывозить экспортную продукцию может и комиссионер или иностранный покупатель, когда контракт заключен на условиях самовывоза.

Требования к экспортерам, установленные ТК РФ, заключаются в следующем:

  • уплата вывозных таможенных пошлин и внесение иных таможенных платежей;
  • соблюдение мер экономической политики;
  • вывоз товаров, выпущенных в режиме экспорта, за пределы российской таможенной территории в том же состоянии, в котором они были на день принятия таможенной декларации, кроме изменений их состояния вследствие износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
  • выполнение других требований, предусмотренных ТК РФ и иными актами российского таможенного законодательства.

В соответствии со статьей 165 НК РФ для обоснованного применения нулевой ставки НДС необходимо, чтобы в качестве покупателя экспортируемых товаров выступало иностранное лицо.

2. Экспорт в страны участники Содружества Независимых Государств

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-Ф3 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее - Закон N 118-ФЗ) реализация товаров (работ, услуг) в государства - участники СНГ до 1 июля 2001 года приравнивалась к реализации на территории РФ. Поэтому до 1 июля 2001 года применение нулевой ставки НДС являлось обоснованным только в случае вывоза товара за пределы государств - участников СНГ. При ввозе товаров, производимых и ввозимых с территорий участников СНГ, таможенные органы налог на добавленную стоимость также не взимали. Реализация указанных товаров на территории России облагалась НДС в порядке и по ставкам, предусмотренным для товаров, производимых на территории РФ. При этом суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам государств - участников СНГ подлежали вычету в порядке, действовавшем до введения в действие второй части НК РФ.

С 1 июля 2001 года порядок взимания НДС во взаимной торговле с государствами - участниками СНГ претерпел существенные изменения. Вместо принципа "страны происхождения" теперь применяется принцип "страны назначения", то есть, никакого различия между экспортом товаров в страны дальнего зарубежья и страны СНГ нет. Экспортируя товары (работы, услуги) в страны СНГ следует применять нулевую ставку налога, а, импортируя товары из стран СНГ, при пересечении таможенной территории РФ налогоплательщик обязан заплатить НДС на таможне. Принцип "страны назначения" применяется с 1 января 2001 года только в отношениях с Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Армения, а с 1 апреля также в отношениях с Азербайджанской Республикой. Повторим, что отношения с остальными странами - участниками СНГ по принципу "страны назначения" применяются с 1 июля 2001 года.

Единственное исключение, касающееся исчисления и уплаты НДС при экспорте товаров (работ, услуг) в страны - участники СНГ действует в отношении Республики Беларусь. МНС России письмом от 29 июня 2001 г. NВГ-6-03/502@ со ссылкой на Федеральный закон РФ от 22 мая 2001 г. N 55-Ф3 "О ратификации Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве" сообщило, что переход на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения не распространяется на Республику Беларусь. Это означает, что реализация товаров (работ, услуг) в Республику Беларусь приравнивается к реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом при ввозе товаров, производимых и ввозимых с территории Республики Беларусь, налог на добавленную стоимость таможенными органами Российской Федерации не взимается. То есть порядок расчетов по НДС с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь и с налоговыми органами по поводу таких операций с 1 июля 2001 года не изменился.

3. Документы, подтверждающие реальный экспорт

Право на применение нулевой ставки НДС и право на возмещение "входного" НДС должно быть документально подтверждено налогоплательщиком. Статья 165 НК РФ определяет перечень документов, которые должны быть представлены налогоплательщиком в каждом из случаев применения нулевой ставки НДС. Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки в отношении экспортируемых товаров налогоплательщик должен непосредственно представить в налоговые органы, следующие документы:

  1. Контракт (копию контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ (подп.1 п.1 ст.165 НК РФ).
  2. Выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке (подп.2 п.1 ст.165 НК РФ).
  3. Грузовая таможенная декларация (ее копия) (подп.3 п.1 ст.165 НК РФ). На грузовой таможенной декларации должны быть две отметки:
    1. Российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта.
    2. Российского пограничного таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ.
    Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории России производится на основании обращений, непосредственно представляемых либо направляемых по почте в таможню, в регионе деятельности которой расположен пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации следующих лиц (далее - заявители):
    1. декларантов товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, в соответствии с таможенным режимом экспорта;
    2. российских перевозчиков, выполняющих работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, и иные подобные работы (услуги);
    3. лиц, выполняющих работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и переработки товаров под таможенным контролем;
    4. лиц, выполняющих работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита.
    Подтверждение производится при представлении заявителем следующих документов:
    1. письменного заявления, подписанного руководителем организации заявителя, ее главным бухгалтером и заверенного печатью организации (если заявителем является индивидуальный предприниматель, заявление подписывает указанное лицо и указывает реквизиты свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), с просьбой о подтверждении вывоза товаров и с обязательным указанием:
      • наименования таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление товаров;
      • наименования и количества товаров;
      • номера грузовой таможенной декларации либо иного документа, используемого в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России в качестве таможенной декларации, содержащей сведения о товарах и дату окончания его таможенного оформления;
      • наименования пункта пропуска товаров через государственную границу Российской Федерации (морской (речной), воздушный порт, железнодорожная станция, автомобильный переход);
      • месяца и года фактического вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации;
      • сведений о транспортных средствах (регистрационный номер автотранспортного средства, название морского (речного) судна, бортовой номер и номер рейса воздушного судна, номер вагона, номер контейнера и т.п.), на которых товар доставлен в пункт пропуска через государственную границу Российской Фе-дерации, а также на которых он фактически перемещался через таможенную границу Российской Федерации;
    2. экземпляра таможенной декларации, возвращенной декларанту после таможенного оформления товаров, или ее копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя);
    3. копии договора заявителя на оказание работ (услуг), заверенной печатью организации - налогоплательщика (подписанного индивидуальным предпринимателем) (для заявителей, реализующих работы (услуги);
    4. экземпляра транспортного и/или товаросопроводительного документа (или его копии, подписанной руководителем и главным бухгалтером заявителя и заверенной печатью организации-налогоплательщика (подписанной индивидуальным предпринимателем с указанием реквизитов свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя), на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации (прилагается по желанию заявителя);
    5. почтового конверта с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом заявителя (в случае обращения по почте).
  4. Копии транспортных, товаросопроводительных, таможенных и/или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ (подп.4 п.1 ст.165 НК РФ). К транспортным документам относятся транспортная накладная, коносамент или иные документы на груз, подтверждающие факт заключения договора перевозки или иного договора, в соответствии с которым осуществляется международная перевозка товаров. Анализ состава названных документов свидетельствует о том, что их представление призвано решить две задачи:
    1. подтвердить факт вывоза товара на условиях экспорта согласно условиям действующего контракта (ГТД , транспортные документы).
    2. подтвердить факт поступления валютной выручки за экспортированные товары (выписка банка).
    В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), подтверждающие ввоз товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по указанным операциям, на территорию РФ и их оприходование.
  5. Копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации. (подп.4 п.2 ст.165 НК РФ).

При заключении экспортных контрактов через посредника, рекомендуется дополнительно устанавливать его обязанности по предоставлению вышеназванного пакета документов.

При реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров на экспорт, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 165 НК РФ, представляются следующие документы:

  1. контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);
  2. выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.
  3. таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в таможенном режиме экспорта или транзита, и пограничного таможенного органа, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввезен на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).
  4. копии транспортных, товаросопроводительных и/или иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 164 НК РФ).

4. Порядок возмещения налога на добавленную стоимость

В течение трех месяцев после подачи декларации налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов, налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении. В этот период налоговый орган производиѕ проверку представленных документов, а также правильности исчисления вычетов и принимает мотивированное решение о возмещении налога путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе в возмещении.

В случае, если налоговым органом принято решение об отказе (полностью или частично) в возмещении, он обязан предоставить налогоплательщику мотивированное заключение не позднее 10-ти дней после вынесения указанного решения. Если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и указанное заключение не предоставлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.

В случае наличия у налогоплательщика недоимки и пени по НДС, недоимки и пени по иным налогам, а также задолженности по присужденным штрафам, подлежащим зачислению в тот же бюджет, из которого производится возврат, они подлежат зачету в первоочередном порядке по решению налогового органа. Налоговые органы производят указанный зачет самостоятельно и в течение 10-ти дней сообщают о нем налогоплательщику. Отметим, что данный порядок противоречит общему порядку зачета уплаченной суммы налога, предусмотренного статьей 78 НК РФ. Так, в соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Если недоимка меньше возвращаемой суммы, то пени за просрочку на нее не начисляются.

Методика заполнения декларации позволяет вывести ряд правил, выполнение которых МНС России требует от налогоплательщиков:

  1. Налоговые вычеты по товарам, облагаемым по нулевой ставке, не производятся до момента реализации этих товаров.
  2. Если 181-й день с момента выпуска товаров в таможенном режиме экспорта региональными таможенными органами и день получения последнего документа из комплекта документации, подтверждающей экспорт, приходятся на один налоговый период, возмещение НДС производится в режиме, установленном для товаров, облагаемых по нулевой ставке, то есть налоговые вычеты по таким товарам не уменьшают сумму налога, исчисленную по другим Еперациям.
  3. С суммы авансов, полученных в счет предстоящего экспорта, следует уплатить НДС, несмотря на то, что дата реализации экспортируемых товаров не наступила. При наступлении даты реализации экспортируемых товаров сумма налога, ранее исчисленная с аванса, принимается к вычету.
  4. Подтверждение права на применение нулевой ставки не влечет за собой корректировки ранее сданных деклараций в отношении суммы налога, начисленного ранее не по нулевой ставке с суммы полученного аванса и со стоимости реализованных товаров. Корректировка ранее отраженных в декларациях данных о налоговых вычетах также не производится.

Так что налогоплательщики - экспортеры, которые в указанной выше ситуации применяют вычет по НДС при оприходовании товаров (работ, услуг) должны быть готовы к спору с налоговым органам. Полагаем, что в ситуации, когда они уверены в том, что им удастся доказать реальность экспорта и представить все необходимые документы, предусмотренные статьей 165 НК РФ, такие действия налогоплательщика целесообразны, поскольку налогоплательщик в конечном счете ничего не теряет, а наоборот приобретает весьма существенные выгоды.

Перед тем, как представлять отдельную налоговую декларацию вместе с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ необходимо проверить:

  • имеет ли организация право на осуществление внешнеэкономической деятельности, а также (в необходимых случаях) лицензию и квоту на экспорт товаров и услуг;
  • все ли необходимые документы имеются в наличии;
  • правильно ли оформлены все документы по проведению экспортных операций;
  • соответствуют ли сведения, указанные в паспорте сделки, условиям контракта, правильно ли заполнена грузовая таможенная декларация ;
  • полноту поступления валютной выручки и своевременность оформления поручений на перечисление обязательной продажи части выручки государству;
  • правильность оформления операции по экспорту товаров (работ, услуг);
  • правильность оформления операций по экспорту товаров через посредника;
  • правильность определения налоговой базы по НДС.

Налогоплательщикам - экспортеѕам также следует обратить внимание на приказ МНС России от 27 декабря 2000 г. N БГ-3-03/461, в соответствии с которым территориальные налоговые инспекции могут вернуть НДС только традиционным экспортерам либо организациям, у которых ежемесячный объем возмещения не превышает 5 000 000 руб. Остальные налогоплательщики должны обращаться в управление МНС России по субъекту РФ.

Критерии, которым должны соответствовать организации, претендующие на статус традиционного экспортера, приведены в письме МНС России от 17 июля 2000 г. N ФС-6-29/534@.

В соответствии с пунктом 2 указанного письма к традиционным экспортерам относятся предприятия, производящие собственную продукцию и закупающие продукцию непосредственно у предприятий - производителей, удовлетворяющие следующим условиям:

  1. предприятия, производящие собственную продукцию:
    • поставляют в страны дальнего зарубежья (в том числе по договорам комиссии, поручения) продукцию собственного производства (традиционные энергоносители, металл, лес, бумагу, а также продукцию, производимую военно-промышленными и авиационно-промышленными предприятиями);
    • работают не менее 3-х лет на внешнеэкономическом рынке;
    • не имеют существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
    • соблюдают стабильность номенклатуры экспортируемой продукции;
    • имеют собственные основные средства производственного назначения;
    • работают с постоянными иностранными покупателями и российскими поставщиками.
  2. Кроме того, к традиционным экспертам могут быть отнесены предприятия, которые закупают продукцию непосредственно у производителей. При этом они должны:
    • иметь объемы экспортных поставок в размере не менее 100 000 долларов США в месяц;
    • работать на внешнеэкономическом рынке не менее 5 лет;
    • не иметь существенных замечаний со стороны налоговых и правоохранительных органов;
    • соблюдать стабильность номенклатуры поставляемой на экспорт продукции;
    • закупать продукцию для последующей реализации на экспорт у постоянных российских поставщиков;
    • поставлять продукцию постоянным иностранным покупателяЕ;
    • не использовать в качестве оплаты поставщикам кредиты иностранных банков.

5. Возможное изменение порядка возмещения НДС

В последнее время темпы роста сумм возмещенного НДС приобретают просто катастрофические размеры. Это в первую очередь связано с появлением такой тенденции, как постепенный отказ налогоплательщиков от практики уклонения от уплаты налогов и перехода к практике хищения средств бюджета путем использования налоговых механизмов.

Одной из таких схем является схема, связанная с возмещением из бюджета налогоплательщиками - экспортерами денежных сумм НДС. Суть схемы заключается в том, что организация получает из бюджета возмещение сумм НДС, уплаченных поставщикам, но не поступивших в бюджет. Зачастую такое непоступление связано с сознательным нежеланием ряда лиц соблюдать обязанности налогоплательщика. С этой целью, создаются фирмы-однодневки, которые, продав товар предприятию - экспортеру по максимальной цене и получив от него денежные средства, благополучно растворяются на просторах нашей страны, не уплатив причитающихся налогов (в первую очередь НДС). Предприятие - экспортер, в дальнейшем реализует купленный товар на экспорт и, представив все необходимые документы, получает формальное право на возмещение сумм НДС, фактически не поступивших в бюджет. При этом апеллирование налоговых органов на противоправность такого возмещения не находит понимания в судебных органах, так как порядок возмещения сумм НДС полностью соблюден, а факт не уплаты сумм НДС предыдущим собственником товара не является условием, препятствующим возмещению НДС.

Другая схема использования механизмов экспортного НДС заключается в том, что цена товара, реально экспортированного за пределы России, а также все сопутствующие этому затраты (на перевозку и пр.) существенно завышаются. Это увеличивает суммы НДС, уплаченные поставщику и заявленные к возмещению из бюджета. Иными словами, к возмещению предъявляется сумма завышенного налога, которая нередко существенно превосходит реальную сумму налога, которую налогоплательщик - экспортер мог бы возместить.

Нередко в налоговые органы представляются фальсифицированные докуменѕы, подтверждающие реализацию товаров (работ, услуг) на экспорт.

Однако, при наличии документов, подтверждающих факт реального экспорта, у налоговых органов нет формальных оснований для отказа в возмещении налога, даже если все материалы указывают на мошеннический характер операции. Законодательство не предусматривает продления сроков принятия решений по возмещению НДС даже при возбуждении уголовных дел.

В этой связи МНС России, Минфин России и ФСНП РФ предлагают ряд мер, направленных на коренной перелом сложившейся ситуации. Одним из вариантов является увеличение срока проверки документов, подтверждающих правомерность применения ставки 0 процентов и возмещения НДС, с трех до шести месяцев.

Другие варианты связаны с внесением изменений в главу 21 Налогового кодекса РФ. Например, предлагается дополнить статью 176 НК РФ пунктом 5 следующего содержания:

"Возмещение (зачет, возврат) сумм налога, уплаченных налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг), использованных для производства и реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1 - 5 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производится после представления налогоплательщиками документов, подтверждающих уплату в бюджет сумм налога поставщиками".

Соответственно предлагается дополнить и пункт 1 статьи 165 НК РФ (устанавливающий перечень документов, необходимых для возмещения НДС) подпунктом 5 следующего содержания:

"5) справки из налоговых органов по месту регистрации лиц, чья продукция (работы, услуги) использованы при производстве или реализации экспортируемых товаров, об уплате указанными лицами полученной за счет налогоплательщика суммы налога в бюджет. Налоговые органы по месту регистрации указанных лиц обязаны в течение месяца со дня получения соответствующего заявления экспортера выдать ему справку о суммах уплаченного этими лицами налога".

В случае внесения этих норм в Налоговый кодекс РФ (кстати, нарушающих ряд других норм, - например о налоговой тайне) у экспортеров появятся новые проблемы.

6. Проблемы возврата НДС экспортерам в России

Как известно, в Российской Федерации принята нулевая ставка обложения налогом на добавленную стоимость для предприятий, экспортирующих свою продукцию: в соответствии со ст.164 Налогового кодекса РФ налог на добавленную стоимость при экспорте товаров, работ и услуг, произведенных на территории России, не взимается. Точнее, он взимается, но государство обязуется в определенные сроки возместить экспортерам ранее уплаченные суммы НДС. Однако ошибочное администрирование, неверное прогнозирование объемов возврата НДС экспортерам, отсутствие эффективного контроля со стороны Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации за соответствием сумм уплаченных НДС суммам, заявленным к возвращению по этому виду налога, - все эти обстоятельства породили серьезную проблему возврата НДС экспортерам. Задолженность государства перед поставщиками по возвращению экспортного НДС растет, она стала тяжелой обузой для федерального бюджета.

Экспортеры имеют законное право на получение указанных сумм, но ввиду сложностей административного порядка добиться возмещения очень нелегко, а судебные тяжбы с налоговыми инспекциями тянутся годами. Это приводит к фактическому кредитованию бюджета экспортерами и росту их задолженности перед кредитными учреждениями, к которым они вынуждены обращаться для пополнения собственных оборотных средств. Вместе с тем государство, в свою очередь, терпит убытки от многочисленных налоговых махинаций. Упомянутое несовершенство системы контроля за движением платежей по НДС приводит к тому, что по подложным документам из бюджета нередко возмещаются суммы налога, который никто никогда не платил. Ежегодно государство теряет на подобных операциях все больше, одновременно наращивая долг перед экспортерами.

Предлагаются различные пути решения этой проблемы. Например, делаются попытки обосновать существенное снижение НДС, которое позволит правительству уменьшить имеющуюся сумму задолженности (очевидно, подразумевается возвращение долгов исходя из новой, меньшей ставки). Эта мера должна подкрепляться более жесткой системой контроля, предупреждающей злоупотребления при возвращении экспортного НДС.

Наметившееся замедление темпов налоговой реформы, выраженное в приостановлении снижения налогов, требует от правительства не толькЕ ужесточения налогового администрирования, но и гибкой законодательной и оперативной политики по отношению к крупнейшим экспортерам - поставщикам в бюджет. Необходимо создать не только административные, но и рыночные механизмы контроля над уплатой и возмещением НДС или немедленно отменить его, заменив иным оборотным налогом*(1) .

Представляется, что НДС может быть действительно пересмотрен только в двух случаях: если в экономике будет наблюдаться ощутимый подъем (во что верится с трудом) или, наоборот, резкий упадок (во что не хочется верить).

Казалось бы, особых проблем с возвратом экспортерам сумм НДС возникать не должно. Ведь расходы на возмещение этих средств обязательно закладываются в бюджет, и предполагается, что эти деньги в виде НДС будут собраны на всех этапах производства товаров, работ и услуг. Но, к сожалению, цепочкам производства экспортируемых товаров в реальности не всегда соответствуют такие же непрерывные цепочки своевременной уплаты соответствующих налоговых платежей, и в первую очередь это касается НДС. Нередко граждане вообще избегают уплаты налогов, используя различные схемы.

Бывают ситуации еще более сложные - когда товар перед тем, как отправиться на экспорт, проходит через значительное число производителей. Отследить все подобные маршруты налоговой инспекции пока не удается. Это означает, что средства от поступления НДС, заложенные в бюджет, на самом деле полностью никогда туда не поступают, а заявки на их возмещение предъявляются.

Трудность составляет и учет поступления таких средств. Здесь нет точных данных, но можно с уверенностью предположить, что разница между реально уплаченными и требуемыми к возмещению суммами составляет более 50%. Поскольку бюджет нашей страны формируется по принципу общей единой кассы, вычленить действительно полученные средства на данном этапе уже невозможно. Поэтому Министерство финансов должно из общей суммы доходов взять заложенные в бюджете средства и выплатить их экспортерам. К тому же у Минфина отсутствует инструмент для того, чтобы отличить мнимого экспортера от реального, а среди реальных экспортеров - перечислившего НДС в бюджет от не выплатившего его по тем или иным причинам.

Ситуация усугубляется еще и тем, что за последние годы бюджет накопил перед экспортерами долг, размеры которого открыто не называются. По некоторым оценкам, он составляет 200-250 млрд руб. Государственные органы, испытывая нехватку денег, пытаются любыми способами избежать платежа или уменьшить его размер. Несмотря на то, что закон обязывает бюджет вернуть экспортеру уплаченный НДС, на деле эта процедура затягивается на месяцы и годы. Очень часто экспортерам, чтобы вернуть причитающиеся им деньги, приходится долго судиться с государством. Многие предприниматели одновременно с подачей требования в Министерство по налогам и сборам сразу подают заявление в суд.

Кроме того, возвращение НДС экспортеру конкретной налоговой инспекцией увязано с так называемым финансовым планом - планом сбора налогов, т.е. если налоговая инспекция не может собрать достаточно других налогов, то у нее нет ни средств, ни права возмещать НДС*(2) .

Если сложить сумму задолженности государства по возврату НДС за предыдущий период и те финансовые обязательства, которые должны возникнуть у бюджета в следующем году, то получается, что Министерство финансов РФ должно будет выплатить экспортерам примерно 450 млрд руб. Вряд ли это реально выполнимо. Более того, наблюдается тенденция к возрастанию задолженности государства по возврату НДС экспортерам. Такое положение снижает экспортные перспективы и экономический потенциал России. В Правительстве РФ, Министерстве финансов РФ и Государственной Думе РФ в течение последних двух лет постоянно обсуждаются вопросы о том, как, с одной стороны, перекрыть пути "псевдоэкспорту", а с другой - способствовать своевременной уплате налога на всех этапах производства товаров и вовремя учитывать в бюджете необходимые суммы для возврата НДС экспортерам.

Приложение

Примеры по рассмотренной теме

Пример 1

ОАО "Изготовитель" заключило договор с ООО "Заказчик" на изготовление продукции для дальнейшей ее поставки в Германию. Поскольку договор заключен между российскими юридическими лицами, то, несмотря на то, что фактически продукция была поставлена на экспорт, ОАО "Изготовитель" не вправе применять нулевую ставку НДС.

Пример 2

Российскаѕ организация поставила на экспорт продукцию на сумму 1 000 000 долларов США. Так как поставленная продукция по своему качеству не соответствовала условиям контракта, стороны договорились об уменьшении стоимости продукции на 300 000 долларов США. В качестве документов, подтверждающих незачисление 300 000 долларов США на счет российской организации, последней в налоговые органы было представлено соглашение об уменьшении договорной цены, письменно подтвержденное МВЭС РФ.

Пример 3

ООО "Свет" в январе 2002 года получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика по статье 145 НК РФ. В марте 2002 года ООО "Свет" обратилось в налоговый орган с просьбой возместить НДС, уплаченный поставщикам товаров, реализованных на экспорт. При этом все документы, подтверждающие право на возмещение НДС были своевременно представлены. Однако, налоговый орган отказал в возмещении НДС, указав на то обстоятельство, что ООО "Свет" ранее получило освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 НК РФ.

В отношении экспортируемых товаров (работ, услуг) определен специальный порядок установления даты их реализации. В зависимости от этой даты у налогоплательщиков возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.

В соответствии с пунктом 9 статьи 167 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) на экспорт датой реализации товаров (работ, услуг) является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих реальный экспорт.

В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, транзита, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) признается день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг).

До наступления одной из указанных дат налогоплательщик - экспортер не учитывает в целях налогообложения совершенные им операции по реализации товаров (работ, услуг) независимо от установленной им учетной политики.

Пример 4

ООО "Свет" заключило экспортный контракт с зарубежной фирмой на поставку собственной продукции. ООО "Свет" уплачивает НДС ежемесячно. ГТД на вывоз груза была оформлена 15 января 2002 года. Экспортная выручка поступила на расчетный счет ООО "Свет" 20 февраля 2002 года. До наступления срока уплаты НДС за февраль (20 марта 2002 года) ООО "Свет" не смогло представить в налоговые органы копии транспортных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории России. В целях исчисления НДС указанные товары не будут признаваться реализованными в феврале 2002 года, так как не соблюдено ни одно из условий, предусмотренных пунктом 9 статьи 167 НК РФ.

Пример 5

ООО "Экспортер" получило право на возмещение из бюджета НДС в размере 100 000 руб. Декларацию, на основании которой налог должен быть возвращен, организация подала 15 февраля 2002 года.

Однако 22 февраля 2002 года у ООО "Экспортер" образовалась недоимка по налогу на прибыль в размере 25 000 руб. В марте 2002 года налоговый орган принял решение зачесть указанную недоимку в счет суммы НДС, подлежащей возмещению.

Несмотря на наличие недоимки по налогу на прибыль, пени за просрочку уплаты налога на прибыль не уплачиваются.

Налоговые органы производят зачет самостоятельно, а суммы налогов, которые уплачиваются при экспорте - импорте товаров, они согласовывают с таможенными органами. В течение 10-ти дней после проведения зачета налоговые органы сообщают об этом налогоплательщику.

Пример 6

ООО "Экспортер" имеет право на возмещение НДС в размере 100 000 руб. Декларация

Выход компании на международный рынок говорит о том, что компания успешно развивается и укрепляет свои позиции. Но при реализации товаров на экспорт расчет налогов осуществляется в особом порядке. Данный нюанс необходимо детально изучить, дабы избежать неприятных последствий в виде начислений, доначислений налогов, пеней, штрафов со стороны налоговых органов.

Первым и самым «интересным» вопросом становится — распределение НДС при экспорте. Можно понять бухгалтеров, у которых уже при чтении заголовка данной статьи начинает учащенно биться пульс, а в голове одна за другой начинают хаотично прыгать мысли: «Как оформить учетную политику в целях НДС при экспорте?», «Как учитывать «входной» НДС от поставщиков при экспорте?», «Как организовать раздельный учет товаров по НДС в программе 1С?» и многие другие.

Так вот, уважаемые бухгалтеры, можете немного выдохнуть, в этой статье все самые страшные вопросы мы с вами обязательно рассмотрим. Более того, выясним все ли компании, осуществляющие продажу на экспорт, должны вести раздельный учет товаров по НДС, а также рассмотрим пример раздельного учета по НДС.

1. Раздельный налоговый учет НДС – о чем говорит НК?

2. Когда необходимо распределение НДС при экспорте

3. Учет НДС при экспорте в 1С:Бухгалтерия 8 ред.3: вариант первый

4. Вариант второй: расчет НДС при экспорте по формулам

5. Как заполняется книга покупок при раздельном учете НДС при экспорте

6. Пример раздельного учета по НДС при экспорте товаров

1. Раздельный налоговый учет НДС – о чем говорит НК?

Давайте посмотрим, что нам говорит законодательство.

Организации обязаны вести раздельный учет НДС по приобретенным товарам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций (п.4 ст.170 НК РФ).

В общем-то, на этом и все. Как раз к ситуации сочетания облагаемых и необлагаемых операций относится совмещение ОСНО и ЕНВД, .

Законодательство не содержит норм, обязывающих налогоплательщиков вести раздельный налоговый учет «входного» НДС при осуществлении операций, облагаемых НДС по разным ставкам (0% и 18% или 0% и 10%). Но обособленный порядок принятия к вычету «входного» НДС по операциям, облагаемым по нулевой ставке, на практике приводит к необходимости ведения раздельного учета.

Поскольку методика распределения НДС при экспорте не регламентируется ни одним нормативным актом, компания обязана закрепить методику ведения раздельного учета НДС в учетной политике. В противном случае налоговые органы могут признать ваш учет недействительным. И, следовательно, вполне могут пересчитать все суммы по НДС.

2. Когда необходимо распределение НДС при экспорте

Для чего нужен раздельный учет «входного» НДС при экспорте? Его задача — рассчитать «входной» НДС, который приходится на экспортные операции. Принимать его к вычету можно только после подтверждения ставки 0%. А остальную часть мы можем спокойно принимать к вычету в текущем налоговом периоде.

Отметим, что знаменитое правило о 5% общей величины совокупных затрат, когда нам дается право не вести раздельный учет, при отгрузке товаров на экспорт не действует.

Поэтому распределение НДС при экспорте товаров остается одной из неприятных обязанностей организации. Но, к счастью, благодаря изменениям 2016 года, это относится не ко всем компаниям.

С 01.07.2016 года раздельный учет «входного» НДС при экспорте касается только экспортеров сырьевых товаров. К сырьевым товарам относятся :

  1. минеральные продукты;
  2. продукция химической промышленности;
  3. древесина и изделия из нее;
  4. древесный уголь;
  5. жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни;
  6. драгоценные металлы,недрагоценные металлы и изделия из них;

Компании, реализующие на экспорт несырьевые товары, раздельный учет товаров по НДС не ведут . К несырьевым товарам относятся все остальные товары, кроме вышеперечисленных. Так что, коллеги, реализующие на экспорт несырьевые товары, можете выдохнуть. С 01.07.2016 вы освобождаетесь от ведения раздельного учета товаров по НДС, но только по товаром, приобретенным для продажи на экспорт после 01.07.2016 г.

То есть, если вы купили несырьевой товар у поставщика — 10.04.2016 г., а продали его иностранному покупателю на экспорт – 31.03.2017 г., то раздельный учет по данному товару вы ведете как обычно. Вам необходимо будет восстановить «входной» НДС по данному товару и только после подтверждения 0 ставки НДС взять его к вычету.

Таблица. Раздельный учет «входного» НДС при экспорте с 01.07.2016 г.

Несмотря на то, что экспортерам несырьевых товаров раздельный учет товаров по «входному» НДС вести с 01.07.2016 г. не нужно , подтверждать ставку НДС 0% вы должны, как обычно, в течение 180 дней.

3. Учет НДС при экспорте в 1С:Бухгалтерия 8 ред.3: вариант первый

Для экспортеров товаров реализован новый вариант методики учета и учетной политики по НДС при экспорте в программе 1С: Бухгалтерия 8 ред.3. Для этого необходимо лишь корректно ее настроить.

При экспорте несырьевых товаров, поступивших на ваш склад от поставщика после 01.07.2016 г., входящий НДС можно брать к зачёту до подтверждения нулевой ставки НДС. В программе 1С: Бухгалтерия 8 ред.3 указывать, что это несырьевой товар нужно в номенклатуре. При создании номенклатурной позиции, когда указываете код ТНВЭД, в графе «Сырьевой товар» галочку НЕ ставьте. Соответственно, если галочка там стоит, то программа считает, что это сырьевой товар.

Теперь посмотрим, какие варианты вести учет НДС при экспорте в 1С: Бухгалтерия 8 ред.3 нам предлагает разработчик. Если вы экспортируете сырьевые товары, то для корректной настройки учетной политики в настройках учетной политики установите галку «Ведется раздельный учет входящего НДС» . Там же установите пункт .

Затем в меню «Главное» – «Параметры учета» в закладке НДС нужно установить флажок «По способам учета» .

Таким образом, уже в момент ввода первичных документов появляется возможность выбрать, куда отнести НДС по каждому поступлению товаров.

При выборе организацией данной методики распределения НДС при экспорте сырьевых товаров ОСВ по счету 19 будет являться налоговым регистром раздельного учета НДС, где наглядно будут отображены суммы НДС с различными способами учета.

Таким образом, нам не придется прибегать к работе с документом Распределение НДС, поскольку распределение НДС при экспорте будет происходить в процессе работы при вводе первичных документов в программу 1С: Бухгалтерия 8 ред.3.

Но данный способ распределения НДС при экспорте имеет свои технические нюансы, поскольку он удобен только в том случае, когда мы точно знаем, что реализация именно данного товара пойдет на экспорт. И не удобен в том случае, когда мы не предполагали, что именно данный товар будет реализован на экспорт.

Поэтому давайте рассмотрим «классический» способ распределения НДС при экспорте расчетным путем.

4. Вариант второй: расчет НДС при экспорте по формулам

Данный метод распределения НДС также реализован в программе 1С: Бухгалтерия 8 ред.3 с помощью документа Распределение НДС. При этом в меню «Главное» – «Параметры учета» в закладке НДС необходимо убрать флажок «По способам учета» , а также в настройках учетной политики в программе 1С: Бухгалтерия 8 ред.3 по раздельному учету НДС по экспортируемым товарам уберите галку «Раздельный учет НДС на счете 19» . Ваше на скриншотах видно, где находятся эти настройки.

Итак, давайте сделаем расчет НДС при экспорте с помощью данного способа:

1. На последнее число квартала определяем долю выручки облагаемых товаров в сумме выручки всех товаров по формуле:

Добл = Вобл / В * 100%,

Вобл — выручка от продаж, облагаемых НДС (без НДС), за квартал;

В — выручка от продаж общая (без НДС), за квартал;

2. Рассчитываем сумму НДС, которую можем принять к вычету по формуле:

НДСприн = НДСобщ* Добл

НДСприн – сумма входного НДС, которую можно принять к вычету, за квартал;

Добл — доля выручки от облагаемых НДС операций в общей сумме выручки, за квартал;

3. Определяем НДС, который мы отнесем на реализацию по ставке 0%:

НДСнеприн = НДСобщ — НДСприн

НДСнеприн — сумма входного НДС, не принимаемая к вычету, за квартал;

НДСобщ – общая сумма входного НДС за квартал;

НДСприн – сумма входного НДС, которую можно принять к вычету, за квартал.

5. Как заполняется книга покупок при раздельном учете НДС при экспорте

После того, как сделано распределение НДС при экспорте, мы можем приступать к формированию записей книги покупок за соответствующий квартал.

В том квартале, когда произошла отгрузка на экспорт в книгу покупок при раздельном учете НДС попадает та часть входного НДС, которую можно принять к вычету, в нашей формуле данное значение обозначено «НДСприн».

В момент определения налоговой базы, то есть в тот квартал, когда мы собрали все документы для подтверждения 0 ставки НДС по экспорту мы, перед тем как приступать к формированию записей книги покупок за квартал, формируем документ «Подтверждение 0 ставки».

Заполняем, в данный документ должны попасть документы по реализации на экспорт. Далее формируем записи книги покупок. На что здесь нужно обратить внимание – для того, чтобы нам оформить вычеты, которые относятся именно к экспорту, необходимо заполнить документ «Формирование записей книги покупок (0%)». В результате книга покупок при раздельном учете НДС будет формироваться корректно.

В данный документ попадает именно та часть входного НДС, которую мы по формуле определили, как не принимаемую к вычету, в нашей формуле данное значение обозначено «НДСнеприн».

Более подробно о структуре и правилах заполнения книги покупок в различных ситуациях .

6. Пример раздельного учета по НДС при экспорте товаров

В I квартале ООО «Экспорт» отгружает товары всего на сумму 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС – 180 000 руб.), в том числе на экспорт на сумму 350 000 руб. (по ставке НДС – 0%). Общая сумма входного НДС по товарам (работам, услугам), использованным для производства отгруженной продукции, составила 100 000 руб. Необходимые документы для подтверждения реального экспорта организация собрала и передала в налоговую инспекцию во 2 квартале.

ООО «Экспорт» осуществляет распределение суммы входного НДС пропорционально стоимости продукции, отгруженной на экспорт, и продукции, отгруженной на внутренний рынок. Этот способ закреплен в учетной политике организации. Т.е. наш пример раздельного учета по НДС при экспорте будет использовать расчетный способ.

Распределение НДС при экспорте начнем с расчета доли выручки от реализации (без НДС) экспортных товаров в общем объеме выручки (без НДС) за I квартал:

350 000 руб.: (1 180 000 руб. – 180 000 руб.) = 0,35.

Сумма входного НДС, которая принимается к вычету по операциям на внутреннем рынке, составляет:

100 000 руб. – 35 000 руб. = 65 000 руб.

Проводка будет:

Дебет 68.02 — Кредит 19.04 – на сумму 65 000,00 руб. — входной НДС, который принимается к вычету в декларации за I квартал.

Сумма входного НДС, которая принимается к вычету по экспортным операциям, равна:

100 000 руб. × 0,35 = 35 000 руб.

Проводка будет:

Дебет 19.07 — Кредит 19.04 – на сумму 35 000,00 руб. — входной НДС, приходящийся на деятельность по ставке 0%.

Организация может предъявить ее к вычету в том периоде, в котором был подтвержден факт экспорта, – то есть в декларации за 2 квартал.

Составим проводку:

Дебет 68.02 — Кредит 19.07 — предъявлен НДС к вычету по подтвержденному экспорту.

Любые расчеты с валюте приводят к возникновению курсовых разниц, .

Какие проблемные вопросы встретились вам по расчету НДС при экспорте товаров? Задавайте их в комментариях и мы вместе найдем на них ответ!

Раздельный учет и распределение НДС при экспорте товаров

Экспортным НДС принято считать налог, который возникает при реализации товаров за пределы РФ. Экспортируя товар, налогоплательщик применяет ставку 0%, что фактически освобождает его от уплаты налога по таким операциям. Но если в отведенный нормами НК РФ период обосновать указанную ставку не удалось, НДС придется уплатить в бюджет.

Порядок учета оплаченного НДС по неподтвержденным экспортным операциям отражен в статье «Минфин пояснил, когда уменьшать прибыль на НДС, уплаченный по неподтвержденному экспорту » .

С 2018 года применение ставки 0% при экспорте необязательно. От ее использования можно отказываться. Об этом - в материале ««Нулевая» ставка НДС стала необязательной» .

При осуществлении «внешних» отгрузок необходимо учитывать нормы ст. 170 НК РФ по ведению раздельного учета облагаемых и необлагаемых операций.

Для того чтобы понять, как осуществляется такой вид учета, советуем вам ознакомиться с темой «Как осуществляется раздельный учет НДС при экспорте? » .

  • в страны ЕАЭС;
  • прочие иностранные государства.

Особенности подтверждения ставки 0% по НДС при экспорте в страны ЕАЭС

Отличительной чертой реализации в страны ЕАЭС является наличие упрощенной процедуры осуществления экспорта, что обусловлено договоренностью между странами о взаимном сотрудничестве.

Поэтому общий список документов, обосновывающих ставку 0%, невелик и состоит:

  • из контракта;
  • товаросопроводительных и транспортных документов;
  • заявления о ввозе или перечня заявлений.

П. 4 приложения 18 к договору о ЕАЭС предусмотрено, что одним из документов для подтверждения нулевой ставки является банковская выписка. Почему банковской выписки нет в вышеприведенном списке, читайте в материале «Для подтверждения экспорта в ЕАЭС выписка банка не требуется» .

Какими документами можно подтвердить нулевую ставку, если покупатель вывозит товар в государства ЕАЭС самостоятельно, читайте в публикации «Экспорт в государства ЕАЭС: чем подтвердить нулевую ставку НДС при самовывозе товаров покупателем» .

Также советуем обратить внимание на требования к подтверждению ставки при экспорте, осуществляемом в другие страны через территории стран ЕАЭС. О них вы узнаете из статьи «Как подтвердить ставку 0%, если на экспорт товары идут без пограничного таможенного контроля » .

Как и любая отгрузка, экспорт предполагает выставление счета-фактуры в течение 5 дней с даты реализации. Важно обратить внимание на порядок оформления в случае продажи товара через филиал. Читайте об этом в нашем материале .

А о том, следует ли представлять такой счет-фактуру в ИФНС для обоснования ставки 0%, вы узнаете .

Одинаковы ли правила подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте в страны ЕАЭС и страны СНГ, читайте в публикации «Как подтвердить ставку НДС 0% при экспорте в страны СНГ?» .

Подтверждение ставки 0% по НДС при экспорте в другие страны

Основными документами в данном случае являются:

  • таможенная декларация.
  • контракт.
  • товаросопроводительные документы.

Таможенная декларация может быть временной или полной. Какая из них подходит для подтверждения экспорта, читайте в этой публикации .

Таможенная декларация может оформляться в электронном виде. Можно ли для подтверждения экспорта использовать ее бумажную копию, см. .

С 4 квартала 2015 года некоторые документы из перечня можно заменить реестрами, ознакомиться с форматами которых можно в публикации «Утверждены формы и форматы реестров для подтверждения ставки НДС 0%» . Для реестров документов, подтверждающих ставку 0%, есть и контрольные соотношения. Подробнее о них смотрите в материалах:

  • «Появились контрольные соотношения проверки Реестров для подтверждения ставки 0%» ;
  • «Новые контрольные соотношения по НДС» ;

Какие правила подтверждения нулевой ставки действуют при экспорте в подконтрольную Украине Донецкую Народную Республику, читайте в материале «Как подтвердить экспорт товаров на территорию ДНР» .

Есть ли какие-либо особенности подтверждения нулевой ставки, если право собственности на экспортируемый товар переходит к покупателю-иностранцу на территории России, читайте в публикации «Момент перехода права собственности не важен для нулевой ставки НДС» .

Когда нулевая ставка НДС при экспорте становится ненулевой

При этом налоговая база по НДС будет увеличена на стоимость товаров по неподтвержденному экспорту. Ее способ определения рассмотрен в статье «Налоговая база при экспорте — рыночная стоимость товаров по контракту » .

Возмещение НДС при экспорте товаров

За этапом подачи в ИФНС всех необходимых документов, обосновывающих отгрузку за пределы РФ, начинается камеральная проверка, цель которой — определить обоснованность применения экспортной ставки. С порядком учета и возмещения экспортного НДС можно ознакомиться в статьях:

  • «Какой порядок возврата (возмещения) НДС при экспорте в Казахстан?» ;
  • «Каков порядок учета и возмещения НДС при экспорте?» ;
  • «Какова процедура возмещения НДС по ставке 0% (получение подтверждения)?» .

При этом следует отметить, что в соответствии с НК РФ по истечении 180 дней с даты внешнеторговой операции в случае неподтверждения экспорта компании или ИП осуществляют начисление налога, правда, это не лишает их возможности воспользоваться ставкой 0% позже.

Однако налоговое законодательство, ограничивая период подтверждения экспорта, не указывает момент, с которого следует исчислять указанный промежуток. Подробнее данный вопрос рассмотрен в статьях:

  • «С какой даты начинается исчисление трехлетнего срока для возмещения НДС по экспортным товарам ?» ;
  • «Считаем срок на возмещение НДС, уплаченного по неподтвержденному экспорту: версия Минфина » .

Пошагово рассматриваемая процедура изложена в статье «Как правильно осуществить возврат НДС при экспорте товаров (инструкция) » .

Вычет в рамках экспортных операций

Экспортер в соответствии со ст. 172 НК РФ может воспользоваться вычетом. При этом по экспортным операциям вычет применяется по суммам входного НДС, т. е. налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), в дальнейшем направленных на экспорт. С 01.07.2016 вычет входного НДС для экспортеров сырьевых и несырьевых товаров производится по разным правилам.

Какие товары относятся к сырьевым, вы узнаете из материала «Какие товары являются сырьевыми для вычета НДС у экспортера» .

О применении вычета экспортерами несырьевых товаров читайте в материале «Экспортеры - несырьевики применяют вычет по общим правилам» .

Экспортеры сырьевых товаров входной НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые использованы для операций экспорта, в некоторых случаях должны восстановить. Когда это нужно сделать, читайте в материале «НДС по товарам, которые использованы для экспорта сырьевых товаров, восстанавливают» .

В каких случаях не нужно распределять входной НДС по косвенным расходам, читайте в статье «Нужно ли распределять «входной» НДС по косвенным расходам между внутренней и экспортной» реализацией?» .

Возврат брака при экспорте

Отгрузка и возврат бракованного товара встречается не только на внутреннем рынке, но и при реализации на экспорт. Если бракованный товар возвращается иностранным поставщиком, то перед экспортером встают вопросы: можно ли расценивать такой возврат как импорт и нужно ли уплачивать в этом случае НДС? Ответы на них вы найдете в материалах: ;

  • «УПД можно использовать при экспорте — как замену счета-фактуры» .
  • Любое развитие экономики предполагает взаимоотношения компании не только с поставщиками и заказчиками внутри страны, но и выход на международный уровень, торговлю с клиентами из других государств, ввоз и вывоз товаров общего потребления. В этих случаях очень важно грамотно исчислять НДС по экспортным операциям, так как отчитываться придется перед налоговыми службами не только своей страны, но и другого государства. Кроме того, при экспортно-импортных операциях нужно знать определенные тонкости по уплате налогов. Что-то платится в виде таможенных пошлин на территории страны, откуда вывозится продукция, что-то в таможенную службу страны поставки. Стоит также учитывать наличие договоренностей и соглашений между странами, которые позволяют исключать двойное налогообложение. Со всеми этими моментами стоит разобраться подробнее.

    Какие налоги исчисляем?

    Как правило, импортно-экспортные операции облагаются . Это, по сути, единственный фискальный инструмент, который государство может сразу (в течение налогового периода) получить с предприятий, занятых в сфере импорта-экспорта. Остальные налоги (прибыль, имущество) уплачиваются по результатам хозяйственной деятельности, и в конечном итоге их может и не быть (при понесенных убытках или окончательной амортизации имущества).

    Кроме этого, при операциях импорта-экспорта возможны таможенные сборы и пошлины, особенно если дело касается ввоза техники, машин, сельхозпродукции, а также вывоза сырья и природных ископаемых. Делается это с целью увеличения привлекательности развития внутренних производств в сферах переработки, сельского хозяйства и машиностроения.

    Когда наступает момент исчисления налога?

    Моментом исчисления налога на добавленную стоимость считается время поступления оплаты (или перечисления денег) за товары. То есть продаете вы товар или приобретаете его за границей, как только деньги поступили на ваш счет, с них сразу исчисляется налог, за исключением случаев утери или порчи товара при перевозке. Об этом должны быть представлены подтверждающие факт гибели или порчи товара документы (заключения полиции, санэпидемнадзора и других органов). Также налогом не облагаются товары, приобретенные и переданные в пользу государства.

    Двойное налогообложение - будем внимательны

    Двойное налогообложение возникает тогда, когда один и тот же налог исчисляется с одной и той же хозяйственной операции более одного раза. Этому также может способствовать отсутствие взаимных соглашений между страной-экспортером и государством-импортером о зачете налогов.

    Например, между Российской Федерацией и ФРГ есть Соглашение об избежании двойного налогообложения, принятое 29 мая 1996 года, в котором прописано, что налоги от финансово-хозяйственной деятельности взимаются только на территории той страны, где эта деятельность была осуществлена. То есть если вы продаете лес, добываемый в России, вашему партнеру из Германии, то и налог вы перечисляете только в бюджет России. А ваш немецкий компаньон избавлен от уплаты налога на территории ФРГ. То же самое делает он, если поставляет вам немецкие автомобили или технику (за исключением таможенных сборов, которые перечисляются по другому .

    Подобные международные договоренности Российская Федерация заключила на текущий момент еще с 156 странами мира, но из них рабочими считаются только 80 (в связи с бюрократическими проволочками разных государств).

    НДС по импортным операциям

    Под импортом будем понимать ситуацию, когда товар ввозится в страну. Оговариваем этот момент неспроста. Для продающей стороны - это будет считаться экспортной операцией. Товар поставляется на таможню, и с него снимаются обязательства обратного вывоза. То есть, по сути, товар становится заложником таможенной службы. Пока вы не произведете растаможку, получить свой товар вы не сможете. Как происходит растаможка товара?

    При растаможке уплачиваются таможенные платежи и импортный НДС. Платятся эти суммы импортером.

    Кроме того, если учитывать характер ввозимого товара, он может быть полностью освобожден от уплаты НДС. Однако если налог все же нужно платить, то он взимается со стоимости товара, таможенного сбора и акциза (если последний предусмотрен). То есть сумма налога увеличивается за счет дополнительных пошлин. Это, к сожалению, впоследствии отражается и на отпускной стоимости товара.

    Иногда в соответствии с порядком таможенного законодательства предприятие может быть освобождено от уплаты НДС на импортные товары. Однако это не исключает законных требований налоговой службы по уплате налога уже на территории страны. В каждом отдельном случае для правильного налогового администрирования стоит консультироваться у специалистов и налоговых работников.

    Для расчета суммы НДС по товарам, ввозимым в страну, нужно руководствоваться следующими формулами:

    НДС = ((Таможенная стоимость товара + Сумма пошлины + Акциз)*Ставка налога)/100

    Если товар не облагается таможенной пошлиной или акцизом, то эти величины просто исключаются из расчета.

    После того как НДС уплачен в бюджет, его можно поставить в зачет (для возврата части суммы налога - возмещение импортного НДС). Для этого необходимо:

    • принять на учет ввезенный товар;
    • предоставить в налоговый орган первичные документы на товар (накладные, счета-фактуры);
    • ввезенные товары должны быть признанны объектами, облагаемыми НДС.

    Экспортный НДС

    Операцию вывоза товара за пределы страны будем называть экспортной. Учет экспортного НДС осуществляется по нулевой ставке как продукции, вывозимой за рубеж. Кроме товаров, НДС с нулевой ставкой облагаются работы и услуги, предоставляемые за рубежом российскими компаниями. То есть, если вы сидите в Москве, а делаете сайт или разрабатываете программное обеспечение для фирмы, работающей в США, вы имеете право облагать стоимость своих услуг налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

    Показанный налог по экспортной операции можно поставить в зачет. Для этого обязательно нужно предоставить следующие документы:

    • договор на поставку продукции иностранному покупателю или оказание услуг зарубежному клиенту;
    • выписку любого российского банка, подтверждающую поступление средств на расчетный счет налогоплательщика из-за рубежа;
    • таможенную декларацию на вывозимый товар с отметкой российского таможенного органа, производившего вывоз товара за рубеж в режиме экспорта;
    • копию транспортного листка с отметкой пограничной службы о том, что товар был вывезен за пределы Российской Федерации.

    Все документы для возврата экспортного НДС надо предоставить в срок 180 календарных дней со дня поступления оплаты.

    Если какого-то из вышеперечисленных документов нет, то НДС облагается вся сумма, полученная за товары и услуги иностранному партнеру по ставке, предусмотренной налоговым законодательством на конкретный товар (услугу).

    Однако тут стоит иметь в виду, что в соответствии со ст. 149 НК РФ существуют два перечня товаров и услуг, по которым налогоплательщик имеет (и не имеет) право отказаться от уплаты НДС.

    Возмещение по НДС

    При уплате НДС при экспортных операциях налогоплательщик в трехмесячный срок с момента подачи отчетности имеет право потребовать возмещение уплаченного налога. Для этого вместе с декларацией в налоговый орган предоставляются документы, подтверждающие право налогоплательщика на возмещение НДС. Налоговая инспекция проверяет все документы, правильность исчисления налога и отнесения его сумм к возмещению экспортного НДС и в случае отрицательного ответа обязана в десятидневный срок предоставить мотивированный ответ о причине отказа.

    В противном случае НДС возмещается, идет в зачет уплаченного налога в будущем налоговом периоде либо возвращается налогоплательщику.

    В случае если у вас как налогоплательщика есть недоимки, штрафы и пени по НДС перед бюджетом, суммами возмещения они покрываются в первую очередь.

    Сколько платить (ставки)?

    Ставка НДС с импортно-экспортных операций зависит от продукции, которая ввозится (или вывозится). Она может быть 10% или 18% в зависимости от вида товара в рамках налогового законодательства, общего для всех видов НДС (подробнее об этом в на нашем сайте).

    Отчетность по НДС

    По сути, она та же самая, что и при уплате НДС по операциям внутри страны. Заполняться должны те листы, в которых отражается импорт (или экспорт).

    Вначале немного о законодательной базе.
    Общий порядок, регулирующий экспортные операции, установлен Федеральным законом от 27.11.2010 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
    Порядок уплаты НДС при экспорте или импорты между странами, являющимися членами Таможенного союза (далее – ТС) регулируют:

    • Протокол о товарах (Протокол от 11.12.2009 «О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе» (далее – Протокол о товарах);
    • Протокол от 11.12.2009г. «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов ТС об уплаченных суммах косвенных налогов».
    • Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 21.05.2010 №36 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих договорно-правовую базу Таможенного союза»;
    • Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» (далее – Соглашение ТС).

    Участниками Таможенного союза (ТС) объединившимися в единую таможенную территорию являются три страны:

    • Республика Беларусь;
    • Республика Казахстан;
    • Российская Федерация.

    При реализации товаров внутри Таможенного союза действует особый порядок, регулируемый вышеуказанными законодательными актами.
    Согласно ст.2 Соглашения ТС, при реализации товаров внутри ТС, при условии документального подтверждения, применяется нулевая ставка НДС.
    Общие правила применения нулевой ставки НДС при экспорте в рамках ТС

    Как происходит сама процедура экспорта, рассмотрим на примере.

    Товар отгружается в Беларусь или Казахстан

    При отгрузке товаров в республику Беларусь или Казахстан, составляется товарная накладная и счет-фактура, с указанием ставки НДС 0%. Ставить отметку на этих документах в налоговой инспекции не требуется. Однако, по вашей просьбе они могут поставить отметку.
    Если ранее, НДС по отгружаемому товару, вы поставили к зачету, его необходимо восстановить. Сумму НДС вы сможете принять к вычету, либо предъявить НДС к возмещению только после того, как подтвердите факт экспорта.

    • Для того, чтобы подтвердить экспорт, соберите полный пакет документов по экспортной отгрузке.

    Пакет документов следует собрать не позднее 180 календарных дней с момента отгрузки. Датой отгрузки считается дата составления документа для покупателя или перевозчика.
    Вам понадобится собрать следующие документы:

    • Договор (контракт), на основании которого отгружен товар;
    • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов утвержденной формы;
    • Транспортные и товаросопроводительные документы, подтверждающие экспорт товара.

    Ранее в перечне требуемых документов числилась банковская выписка. С 01.10.2011, в связи с поправками, внесенными в НК, предоставлять банковскую выписку не требуется.

    • Заполняем налоговую декларацию.

    По данной операции заполняется раздел 4 или 6 декларации по НДС. При заполнении, следует указать код экспортной операции:

    • если экспортированный товар внутри страны облагается НДС по ставке 18% - 1010406;
    • если экспортированный товар внутри страны облагается по ставке 10% - 1010404.

    Если в отведенные сроки собран полный пакет документов

    Заполните налоговую декларацию по НДС. Данные по экспорту занесите в раздел 4 декларации. Декларация составляется за квартал, в котором был собран пакет документов.

    Заполнение раздела 4 декларации по НДС
    В графе 1 укажите коды операций, согласно Приложению №1 к Порядку заполнения декларации по НДС:

    • Код 1010401 – код товаров, не указанных в п.2 ст. 164 НК РФ, т.е. которые на территории России облагаются по ставке НДС 18%;
    • Код 1010402 – код товаров, указанных в п.2 ст.164 , т.е. которые на территории России облагаются по ставке 10%;
    • Код 1010403 – код товаров, не указанных в п.2 ст.164, которые подлежат налогообложению;
    • Код 1010404 – код товаров, указанных в п.2 ст.164, которые подлежат налогообложению.
    • Далее, заполните все остальные графы, в соответствии с каждым кодом операций.

    В графе 2 укажите налоговую базу за налоговый период, за которую составляете декларацию.
    В графе 3 отразите сумму налоговых вычетов по реализации товаров, которые включают в себя:

    • сумму налога, которая указана в счете-фактуре, которую вы получили от Российского поставщика при приобретении товара;
    • сумму налога, которую вы заплатили при ввозе товаров на таможню России, если товар импортный;
    • сумму налога, которую заплатил покупатель, являющийся налоговым агентом;
    • и так далее.

    В графе 4 укажите сумму налога, по которой не собрали раньше пакет документов и включили в предыдущих налоговых периодах в графу 3 раздела 6 декларации.
    В графе 5 укажите сумму налога, которую раньше приняли к вычету, но документы собрать, для подтверждения нулевой ставки НДС, не успели. Ранее эту суммы вы включили в графу 4 раздела 6 декларации. Теперь эту сумму вы должны уплатить в бюджет.
    В строке 10 сложите значения граф 3 и 4, и уменьшите его на сумму графы 5, вы должны получить сумму налога, которую можете принять к вычету за данный налоговый период.
    Заполняйте только те графы, по которым у вас были соответствующие операции.

    Теперь, декларацию с пакетом документов сдайте в налоговую инспекцию. Предварительно в специальной программе, которую можно найти на сайте налогового органа, отразите все данные по экспортной операции и на магнитном носителе передайте в свою инспекцию вместе с остальными документами. Заявление распечатайте в четырех экземплярах, три экземпляра налоговая инспекция вам вернет со своей отметкой, по окончании проверки.
    Итак, в налоговую инспекцию отнесите следующие документы:

    • Налоговая декларация по НДС с заполненным 4 разделом – 2 экземпляра;
    • Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Приложение 1 к Протоколу о товарах) – 4 экземпляра; (занесите данные об экспортных операциях в специальную программу – ТС-обмен (tconp));
    • Сопроводительное письмо к пакету документов c перечислением предоставляемых документов;
    • Контракт с контрагентом – организацией Республик Беларусь или Казахстан;
    • Приложения к контакту;
    • Товарная накладная;
    • Счет-фактура с нулевой ставкой НДС;
    • Таможенная декларация с отметкой таможенного органа;
    • Товаросопроводительные и транспортные документы с отметкой таможенных органов;
    • Договор с транспортной компанией с приложениями;
    • Заявка;

    После проверки, налоговая инспекция вам возвращает со своими отметками 3 экземпляра Заявления о ввозе – 1 экземпляр оставляете себе, 2 передаете иностранному контрагенту.

    Раздел 5 декларации заполняется тогда, если в предыдущих налоговых периодах документы для подтверждения нулевой справки:

    • Собрали;
    • Не собрали;

    Но право на применение вычета возникло у вас только в этом периоде. Поэтому пятый раздел заполняете только в том случае, если у вас появились основания для вычетов.
    Такое происходит в следующих случаях:

    • Если собрали документы в положенный срок, но условия для применения вычетов не выполнили.
    • Не успели собрать в прошлых периодах все документы, и тогда же подавали уточненную декларацию с заполненным шестым разделом. Но вычеты не заявили в том периоде, т.к. не выполнили условия для применения вычетов по НДС.
    • Графы «Отчетный год» или «Налоговый период» заполните по данным той декларации, в которой раньше отразили операции, по которым были собраны документы.
    • В графе 1 как и в разделе 4 укажите суммы по соответствующим кодам. И далее все графы заполните по каждому коду операций.
    • В графе 2 укажите налоговую базу по каждой операции, облагаемой нулевой ставкой НДС, по которым собрали все документы, и обоснованность применения подтвердили в том периоде, который указали в графах «Отчетный год» и «Налоговый период».
    • В графе 3 укажите сумму налога, по тем налоговым базам, которые указали в графе 2.
    • В графе 4 отразите налоговые базы по тем операциям, по которым обоснованность применения нулевой ставки документально не подтвердили в периоде, указанном в графах «Отчетный годи» и «Налоговый период».
    • В графе 5 отразите суммы налога по налоговым базам, указанным в графе 4.
    • Раздел 5 следует заполнить отдельно по каждому налоговому периоду, т.е. кварталу, сведения о котором указали в графах «Отчетный год» и «Налоговый период» настоящего раздела.

    Если не успели собрать за отведенное время полный пакет документов

    Раздел 6 заполняйте, если не собрали пакет документов. Вам следует составить уточненную декларацию по НДС за тот период (квартал), в котором был отгружен товар покупателю.
    Исчислите сумму НДС на дату отгрузки со стоимости отгруженного товара, по соответствующей ставке 10 или 18 процентов, в зависимости от того, по какой ставке облагается товар.
    Если в следующих налоговых периодах вы соберете все подтверждающие документы, то заполните декларацию за тот период, в котором собрали полный пакет, и внесите данные в четвертый раздел декларации, по указанной ранее методике.

    А сейчас заполняйте шестой раздел следующим образом:

      В графе 1 тем же образом, как и при заполнении разделов 4 и 5, отражаете коды операций.

    Все остальные графы заполните согласно каждому коду, по которым у вас были операции.

      В графе 2 укажите налоговые базы по соответствующим операциям отдельно по каждой ставке НДС.В графе 3 отразите сумму налога, раздельно в соответствии со ставкой НДС, обоснованность применения нулевой ставки по которым не подтвердили документально. Сумму налога по каждому коду операции, рассчитайте следующим образом: сумму, отраженную в графе 2 умножьте на ставку налога (10 или 18) и разделите на 100.В графе 4 отразите налоговые вычеты по тем операциям, по которым не подтвердили обоснованность применения нулевой ставки, т.е. не собрали полный пакет документов.В строке 010 указывается итоговая сумма граф 2-4.Если сумма графы 3 по строке 010 выше, чем сумма в графе 4 по строке 010, полученную в результате вычитания разницу отразите по строке 020 раздела 6.Если сумма графы 3 по строке 010 меньше, чем итоговая сумма графы 4 по строке 010, то разницу укажите в строке 030 данного раздела.

    Итак, мы рассмотрели общий порядок налогового учета НДС, документы, которые необходимо собрать для подтверждения правомерности применения НДС по ставке 0%, а также рассмотрели порядок заполнения декларации по НДС в разных случаях.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное