Домой Кредит на бизнес Очередность платежа в платежном поручении. Очередность списания денежных средств с расчетного счета: инструкция

Очередность платежа в платежном поручении. Очередность списания денежных средств с расчетного счета: инструкция

1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.


2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:


в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также требований о взыскании алиментов;


во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;


в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;


в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;


в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.


Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.




Комментарии к ст. 855 ГК РФ


1. Очередность платежей - определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. Статья 855 ГК устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентуре, так и кредитным организациям.

Первое относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем требованиям, предъявленным к счету. В этой ситуации предъявленные к счету расчетные документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления срока платежа). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.

2. Второе правило поменяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. Для этого случая статья устанавливает шесть групп очередности платежей. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 339 ГК). Аналогичные требования, не основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в шестую очередь.

3. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банком в картотеку к внебалансовому счету N 9929 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" (картотека N 2). В случае изменения законодательства об очередности платежей, документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться.

4. Платежи, отнесенные к определенной группе, должны производиться после полного погашения всех предшествующих групп. В соответствии с письмом ЦБ РФ от 01.03.96 N 245 списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов или наступления сроков платежа. Указанный нормативный акт не определяет, в какой последовательности должны оплачиваться расчетные документы, отнесенные к одной очереди, если по закону они должны представляться в банк одновременно (оплата труда, платежи в ПФР, подоходный налог, платежи в ФСС РФ и Государственный фонд занятости населения РФ). Указанная проблема частично решена п. 31 Инструкции ГНС от 29.06.95 N 35 "По применению Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" и п. 50 Инструкции Госбанка СССР от 26.11.84 N 27 "По кассовому исполнению государственного бюджета СССР". Этими нормативными актами установлено следующее. Если на счете работодателей недостаточно денежных средств, необходимых для оплаты труда в полном объеме и перечисления в бюджет удержанного подоходного налога, то налог перечисляется в бюджет в сумме, пропорциональной размеру выплачиваемых физическим лицам средств на оплату труда. При этом в платежных поручениях на перечисление удержанного подоходного налога в графе "Назначение платежа" указывается, что налоги перечисляются в суммах, пропорциональных остатку средств на счете. Платежные поручения на перечисление взносов на социальное страхование выписываются организациями - плательщиками полностью. Эти поручения исполняются банками после полного удовлетворения требований по заработной плате и перечисления сумм налогов, удержанных из заработной платы.

5. Во вторую и третью очередь подлежат оплате расчетные документы о выдаче или перечислении средств на оплату труда. Перечень выплат, включаемых в понятие "оплата труда", следует определять на основании Инструкции Госкомстата РФ от 10.07.95 N 89 "О составе фонда заработной платы и выплат социального характера".

6. На практике нередко возникает вопрос, какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи средств на заработную плату. В письме от 19.11.96 N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.

7. Правило п. 2 ст. 855 ГК применяется для определения очередности платежей по долгам владельца счета. Поэтому оно не должно использоваться в тех случаях, когда со счета организации-работодателя производится оплата долгов ее работника. Перечисление этих платежей может быть возложено на организацию законодательством (алименты по исполнительным листам, подоходный налог, платежи в ПФР) или распоряжением работника (добровольные алименты, платежи за приобретенные в кредит товары и т.п.). Возникает вопрос, в какую очередь следует оплачивать соответствующие им расчетные документы. Если бы указанные вычеты из зарплаты работника не производились, то он получил бы причитающиеся ему суммы в третью очередь и имел бы возможность самостоятельно оплатить свои долги. Поэтому было бы нелогично осуществлять такие платежи в шестую очередь. Следовательно, суммы произведенных работодателем вычетов из заработной платы работника должны перечисляться в ту же очередь, что и средства на оплату труда, т.е. в третью. Исключение составляют только операции по перечислению сумм алиментов на основании исполнительных листов - первая очередь.

8. На практике имеется немало случаев, когда налоговые инспекции предъявляют налогоплательщикам и их банкам требования о перечислении налогов не в четвертую, а в первую очередь. Свои претензии они основывают на норме совместного письма Минфина РФ (N 76), ГНС РФ (N ВГ-6-09/597) и ЦБ РФ (N 318) от 22.08.96. Между тем это письмо противоречит п. 2 ст. 855 ГК и поэтому не подлежит применению (см. Постановления Государственной Думы от 11.10.96 N 682-II ГД и N 683-II ГД // РГ. 22.10.96).

9. Практические работники нередко испытывают достаточно серьезные затруднения при определении очередности списания со счета сумм штрафных санкций, подлежащих внесению в бюджет и во внебюджетные фонды. Указанные санкции можно рассматривать как "платеж" или "отчисление" в бюджет или в соответствующий внебюджетный фонд, о котором идет речь в абз. третьем и четвертом п. 2 ст. 855 ГК. Поэтому эти суммы должны быть перечислены в ту же очередь, в какую подлежит переводу срочный взнос или недоимка (т.е. соответственно в третью или четвертую, а не в шестую очередь).

10. Очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется только при осуществлении безналичных расчетов, в т.ч. при обращении взыскания на безналичные денежные средства должника. При обращении взыскания на иное имущество должника применяется очередность, установленная ст. ст. 420 - 423 ГПК. В случае признания юридического лица банкротом платежи с его счета осуществляются в очередности, предусмотренной ст. 64 ГК.

11. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная ст. 855 ГК, применяется по каждому счету в отдельности.

Очередность платежа в платежном поручении 2018 года устанавливается по нормам ГК РФ. Для чего нужен этот реквизит и как правильно его заполнять в разных случаях, будем разбираться.

Когда нужно заполнять реквизит 21 «Очередность платежа» в платежном поручении

Заполнять поле «Очередность платежа» нужно всегда при составлении платежного поручения. Но особенно актуально это становится, когда на расчетном счете организации недостаточно денег для того, чтобы расплатиться по всем обязательствам. В этом случае порядок выплат регулируется п. 2 ст. 855 ГК РФ.

О том, какие поля, обязательные для заполнения, есть у платежного поручения, читайте в этой .

Порядок выплат с расчетного счета, установленный ГК РФ

Очередность платежей в 2018 году такова:

  • Сначала будут производиться выплаты по исполнительным листам по алиментам, возмещению вреда жизни и здоровью.
  • Затем — по исполнительным листам на выплату задолженности по зарплате, выходным пособиям, авторским вознаграждениям.
  • В 3 очередь — по зарплате по платежным поручениям, а также по налогам, сборам и взносам на основании инкассовых поручений.
  • Выплаты по другим исполнительным листам — в 4 очередь.
  • Самыми последними будут погашены обязательства по распоряжению организации, в т. ч. последняя очередность платежа — для налогов.

Об очередности платежей по НДС читайте в материале .

Что ставить в очередности платежа при уплате налогов

С зарплатой все просто и понятно: оформляем платежку с очередностью платежа 3 и отправляем ее в банк. А вот с оформлением платежного поручения для уплаты налогов часто возникает вопрос: какую очередность платежа в платежном поручении выбрать — 3 или 5?

Такая неоднозначность связана с внесением изменений в ст. 855 ГК РФ, которые вступили в силу 14.12.2013 года. До этой даты к 3 очереди относились выплаты по налогам, сборам и взносам не только по поручениям контролирующих органов, но и по распоряжениям организаций.

После указанной даты добровольное погашение задолженности отнесли в 5 очередь. Но многие организации продолжают оформлять платежки по старинке с цифрой 3. Банк может попросить исправить такие документы.

Считается ли уплаченным налог, если банк в бюджет деньги не перевел (мнение судебных органов), см. .

Так как же все-таки правильно?

Нужно запомнить: хотите заплатить налоги — ставьте цифру 5 в очередности платежей по налогам в 2018 году. Тем самым вы будете соблюдать требования Гражданского кодекса.

Банк не принимает платежку с неверно заполненным реквизитом — исправлять или нет?

Согласно положению Банка России от 19.06.2012 № 383-П неправильно заполненный реквизит «Очередность платежа» не является основанием для отказа в перечислении денег. По мнению Минфина России (письмо от 04.10.2017 № 05-07-06/64623), ошибка бухгалтера в очередности платежа не может быть основанием для возврата платежки банкирами.

Поэтому формально банк должен принимать такие платежки. Но существует практика, когда банки просят переделать документы и заполнить указанный реквизит правильно. Исправлять документы или нет — решать вам. Но нужно при этом учесть, что переделать платежку нетрудно, а вот споры с банком могут занять время и задержать выплаты.

О том, где узнать, что ваши налоговые платежи поступили к адресату, читайте в статье «Удостоверьтесь, что ваши платежи попали по назначению» .

Итоги

Реквизит «Очередность платежа» заполняют всегда, поскольку этого требует положение № 383-П. Особенно нужно обратить внимание на это поле, когда финансовое положение организации хромает и в силу вступает ст. 855 ГК РФ. Следует изучить, в какой последовательности исполняются платежи, и в зависимости от этого указать правильную очередность. Для отражения очередности платежа в платежном поручении - 2018 для налогов приводится символ 5, для выплаты заработной платы — 3. Изменения в очередность платежей в 2018 году не вносились.

Очередность платежа в платежке — это всего лишь одна цифра, из-за которой банк может не принять ваш платеж. Очередь платежа указывается во всех видах банковских платежных документов. Итак, подробно разберем, что значит очередность платежа в платежном поручении. Как следует из названия, это последовательность или очередь списания денежных средств с вашего расчетного счета в банке, когда имеется несколько платежей, а денег на счете недостаточно для их полной оплаты.

При наличии достаточного размера средств на расчетном счете банк проводит платежные поручения по мере их поступления от клиента. Порядок списания денег со счета в банке установлен для того, чтобы при недостаточности денег на банковском счете первыми были оплачены наиболее важные расходы — возмещение вреда, причиненного здоровью и/или жизни человека, а также требования по выплате алиментов. В таком случае все платежные документы клиента попадают в так называемую картотеку банка.

Очередность списания денежных средств со счета

Если денежных средств на счете нет или недостаточно для удовлетворения всех предъявленных к организации или индивидуальному предпринимателю требований, то оплата будет осуществляться в порядке очередности платежа в платежном поручении в 2018 году (ст. 855 ГК РФ):

  1. Первая очередь (очередность платежа 1) — это оплата требований по исполнительным листам для возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью человека. Также к первой группе относится уплата алиментов.
  2. Вторая очередь (очередность платежа 2) — это выплата заработной платы, пособий, вознаграждений авторам, выплат по договорам гражданско-правового характера по исполнительным листам.

НАПОМНИМ! Исполнительные листы — это исполнительные документы, которые выдаются по решению суда. Также к исполнительным документам относятся судебные приказы, удостоверенные нотариально соглашения об уплате алиментов, а также документы, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях и другие в соответствии с законодательством РФ. Расчетные или платежные документы — это платежные или инкассовые поручения, платежные требования, платежные или банковские ордера.

  1. Третья очередь (очередность платежа 3) — перечисление заработной платы, оплата поручения налогового органа на погашение задолженности по налогам и сборам, в т. ч. страховым взносам в ПФР.
  2. Четвертая очередь (очередность платежа 4) — это оплата по остальным исполнительным документам.
  3. Пятая очередь (очередность платежа 5) — все остальные платежи в порядке календарной очередности.
  4. Шестая очередь (очередность платежа 6) была отменена с 14 декабря 2013 года законом «О внесении изменения в ст. 855 ч. 2 ГК РФ» от 02.12.2013 № 345-ФЗ.

Календарная очередность платежей

Календарная очередность — это списание средств с расчетного счета физического или юридического лица в порядке поступления распоряжений клиента и других платежных документов на списание.

Если в одну группу очередности попало несколько платежных документов, то они будут оплачиваться в пределах этой группы также в порядке календарной очередности поступления платежных документов.

Например, в банк поступили несколько платежных документов: платежка на перечисление заработной платы 2 февраля, требование ИФНС на оплату налогов 3 февраля, платежка на выплату материальной помощи 5 февраля. Все платежи относятся к третьей очереди. При недостаточности средств на расчетном счете клиента банк будет проводить сначала платежку на зарплату, потом требование налоговой и в конце перечислит материальную помощь.

Очередность при уплате налогов в бюджет

Какую очередность платежа в бюджет в платежном поручении указать при уплате налогов? Новая редакция ст. 855 ГК РФ вызвала много вопросов по поводу того, как заполнять поле очередности платежа в платежном поручении при уплате налогов и сборов в бюджет. Какую указать очередь — 3 или 5?

Платежи и сборы контролирующим органам носят бесспорный характер, поэтому в поле «Очередность» указывается 3-я очередь. Но при своевременной (самостоятельной и/или добровольной) уплате налогов и сборов указывается 5-я очередность платежа в платежном поручении.

Итак, кроме обычных хозяйственных операций на плату поставщику за приобретенные товары, работы или услуги, к 5-й очереди также относятся платежи по уплате любых налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджет РФ, а также платежи по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Поле «Очередность платежа» в платежке

Платежи первой, второй, четвертой и частично третьей очереди проводятся банком без согласия клиента, так как основанием для оплаты является исполнительный документ. То есть организация или индивидуальный предприниматель могут указать в платежном поручении только 3-ю или 5-ю очередь.

Рассмотрим, в каком поле указывается очередность платежа:

Форма платежного поручения и значения всех его реквизитов утверждаются Положением о правилах осуществления перевода денежных средств Банка России от 19.06.2012 № 383-П (ред. от 05.07.2017). Все разделы или поля имеют свой код. Так, поле «Очередность платежа» имеет код 21 и располагается в правой нижней части платежного поручения.

Итак, подведем итог, что означает очередность платежа в платежном поручении. Очередность — это законодательно установленный порядок оплаты банками платежных и/или исполнительных документов с расчетных счетов клиентов при недостаточности денег на их счетах. Если в платежке будет неверно указан код очередности платежа, то банк может отказать в проведении платежа. Поэтому важно правильно заполнять этот реквизит, чтобы не иметь просрочки по оплате налогов и по договорам с контрагентами.

Компания регулярно производит целый ряд выплат. Часть их них является обязательной. Некоторые платежи могут быть срочными и обязательными. Очередность выплат обычно определяет сама организация. Однако в некоторых случаях порядок платежей не зависит от волеизъявления компании. И тогда принципиальной становится очередность выплат, оговоренная в законах.

Что собой представляет очередность

Организация направляет платежное поручение в банковское учреждение. Банк обязан исполнить это поручение в течение суток (основание – пункт 2 статьи 60 НК РФ). Однако на счету фирмы может просто не быть суммы, достаточной для всех выплат. В этом случае становится актуальна очередность платежей. Именно на ее основании банк будет выполнять платежные поручения. Списание производится в порядке, оговоренном в статье 855 ГК РФ. Очередность варьируется в зависимости от добровольности или принудительности выплат.

К СВЕДЕНИЮ! Для установления последовательности платежей в платежке есть отдельный реквизит. Он размещается в поле №21.

Значимость очередности выплат

Поле №21 практически не задействуется тогда, когда у организации достаточно денег на все выплаты. Банковское учреждение делает выплаты в порядке поступления платежных поручений. То есть в порядке календарной очереди. Если же денег на счете недостаточно, они списываются в последовательности, определенной законом. То есть принцип очередности становится актуальным лишь при определенных обстоятельствах.

Очередность платежей должна указываться в поручении представителями компании. Информация, приведенная в поле №21, не может изменяться банком. Если очередность будет зафиксирована неправильно, банковское учреждение просто не принимает поручение.

То есть для предупреждения проблем и проволочек бухгалтеру нужно знать об очередности, оговоренной в законе.

Законодательное обоснование

С 14 декабря 2013 года очередность устанавливается на основании ФЗ №345 от 2.12.2013 «О внесении корректировок в статью 855 ГК РФ». Последовательность платежей должна быть указана в каждом поручении. В Положении ЦБ №383-П от 19.07.12 указано, что поле №21 нужно заполнять при создании этих документов:

  • Платежки.
  • Инкассового поручения.
  • Требования.
  • Платежного ордера.

В поле №21 не нужно словами указывать очередность. Достаточно прописать одну цифру. Всего существует 5 цифр, каждая из которых обозначает определенную очередность. Иногда эта цифра не указывается. Однако возможно это только при наличии соответствующих указаний от ЦБ.

К СВЕДЕНИЮ! Сейчас существует 5 очередностей. Соответственно, в графе №21 указывается одна из 5 цифр. Ранее этих обозначений было 6. Но шестая очередность была отменена ФЗ №345 от 2.12.13.

Очередность платежей

Рассмотрим все очередности и их цифровые обозначения:

Код в графе №21 Разновидность платежа Примерные основания для выплаты
1
  • Компенсация вреда жизнью и здоровью.
  • Алименты, удержанные из ЗП.
  • Наличие постановлений от судебных приставов, договоров об уплате алиментов, заверенных у нотариуса.
    2
  • Выплаты ЗП сотрудникам на основании исполнительного листа.
  • Выплаты за продукты интеллектуального труда, совершаемые на базе исполнительного листа.
  • Наличие приказов о взыскании, поступивших в банковское учреждение.
    3
  • Выплата ЗП работникам на основании трудовых соглашений.
  • Выплаты по налогам, совершаемые на базе требований.
  • Выплаты во внебюджетные фонды, совершаемые на базе вынесенных предписаний.
  • Присутствует расчетная документация, инкассовые поручения от различных госструктур: ФСС, ПФР и так далее.
    4 Прочие выплаты, совершаемые на базе постановлений. Наличие соответствующих судебных приказов.
    5 Все прочие платежи, осуществляемые по поручению. Наличие счетов, соглашений, контрактов.

    Первый по приоритетности платеж – это выплаты по алиментам. Такая приоритетность обусловлена необходимостью защиты семейных прав. Выплаты под цифрами 1, 2, 3, 4 могут выполняться без согласия организации. Связано это с тем, что платежи осуществляются на базе исполнительных листов.

    Особенности использования кодов 3 и 5

    Если все выплаты делаются компанией в рамках заданных сроков, в платежке прописывается код 5. Он актуален для налогов любого вида: , на собственность.

    Код 3 становится актуальным тогда, когда есть требование на выплату долга. К примеру, это может быть инкассовое поручение, в котором присутствует очередность.

    ВАЖНО! Если долг был выявлен самой организацией, в платежке указывается цифра 5.

    Очередность при различных обстоятельствах

    При некоторых обстоятельствах у бухгалтера возникают затруднения, касающиеся указания кода очередности. Рассмотрим типовые ситуации.

    Страховые взносы

    С 2017 года ответственность за страховые взносы возложена на налоговую. Ранее ее несли фонды. Но рассматриваемые изменения не изменили код очередности. Если выполняется плановый платеж, указывается код 5. Если же выплата совершается на основании инкассового требования, накладывается штраф, указывается код 3. Если взнос за фирму выполняет третье лицо, прописывается код 5.

    Пени и штрафы

    Что ставить, если от налоговой поступили требования касательно оплаты штрафов и пени? Налоговые выплаты проходят по коду 3. Но в нормативных актах ничего не сказано касательно пени и штрафов. Что делать? Есть письмо Минфина №02-08-12/22232 от 8 мая 2014 года. В нем прописано, что штрафы и пени, перечисляемые на базе поручения налоговой, относятся к коду 3. Если же фирма уплачивает штрафы добровольно, нужно проставлять код 5.

    Выплаты по блокировке счета

    Счет может быть заблокирован по решению налоговой. В этом случае приостанавливаются практически все расчеты. Однако некоторые платежи продолжатся. В частности, это следующие выплаты:

    • Налоги, уплачиваемые на базе инкассового поручения.
    • Текущие платежи по налогам, пени.

    Код налоговых платежей – 3. Даже при блокировке счета исполняются требования с кодами 1-3.

    На счете закончились деньги

    Организация может направить в банк поручения на сумму, которая превышает сумму, находящуюся на счете. Работает это так: банковское учреждение получает поручение от фирмы, а затем проверяет сумму денег на счете. Хватает ли ее для исполнения поручения? Если деньги закончились, возможны эти пути развития ситуации:

    • Поручения с очередностью 5 сразу отклоняются (аннулируются).
    • Поручения с иной очередностью помещаются в очередь.

    Платежки исполняются по мере поступления денег на счет. Нужно иметь в виду, что организация может в любой момент отозвать платежку, находящуюся в очереди.

    Очередность выплаты ЗП сотрудникам

    Выплаты сотрудникам могут иметь различную очередность. Рассмотрим ее:

    • Если это выплата ЗП в обычных обстоятельствах, ставится код 3. Он актуален и при платежах по БиР, при отпускных.
    • Если у работодателя есть долг перед работником, выплаты по нему получают код 2.
    • Если сотрудник работает в фирме на основании гражданско-правового соглашения, актуален код 5.

    Почему в последнем случае используется код 5? Деньги, выплачиваемые работнику на основании гражданско-правового договора, не будут считаться зарплатой. А потому эти выплаты не считаются приоритетными.

    Что будет, если код в платежке указан неверно

    Если очередность указана неверно, возможно два пути развития ситуации:

    • Представители банка просят организацию подать платежку с правильными данными.
    • Представители банка сами принимают решение относительно очередности. При этом они опираются на законы.

    Какая бы очередность ни была указана, обязательные платежи (налоги, долги перед госорганами) производятся в первую очередь.

    1. При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом.

    2. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

    в первую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

    во вторую очередь по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовому договору (контракту), по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

    в третью очередь по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов;

    в четвертую очередь по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

    в пятую очередь по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

    Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов.

    Комментарий к Ст. 855 ГК РФ

    1. Очередность платежей — определенная законодательством последовательность списания средств с банковских счетов по нескольким расчетным документам, срок оплаты которых уже наступил. Комментируемая статья устанавливает два правила определения очередности платежей со счетов, принадлежащих как клиентам, так и кредитным организациям.

    Первое правило относится к тем случаям, когда остаток на счете позволяет полностью рассчитаться по всем предъявленным требованиям. В этой ситуации предъявленные к счету документы должны оплачиваться в порядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банк плательщика (наступления сроков платежа — при акцептной форме расчетов или в случае, если срок платежа определен самим расчетным документом). Исключения из этого правила могут быть предусмотрены законом, который пока отсутствует.

    Такое же правило (календарная очередность платежей) установлена для списания средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди (см. абз. 7 п. 2 комментируемой статьи).

    2. Второе правило применяется при недостаточности средств на счете плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. На этот случай п. 2 комментируемой статьи устанавливает шесть групп очередности платежей. Для его корректного применения требуется учитывать судебную практику и последующее законодательство.

    Первая и вторая очереди платежей определяются абз. 2 и 3 п. 2 комментируемой статьи.

    Абзац 4 (третья очередность платежей) признан не соответствующим Конституции РФ (ч. 1 ст. 19) Постановлением КС РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации и части шестой статьи 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного Суда Российской Федерации» . В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Следует помнить, что Конституционный Суд исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно.

    ———————————
    Собрание законодательства РФ. 1997. N 52. Ст. 5930.

    Учитывая, что законодатель до сих пор не внес в ГК РФ изменений, соответствующих указанной выше позиции Конституционного Суда РФ, отсутствие третьей очереди ежегодно восполняется в федеральном законе о федеральном бюджете. На 2010 — 2012 гг. такая норма установлена ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (далее — Закон от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ). При недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь.

    Из указанной нормы следует, что налоговые и неналоговые платежи в бюджет, а также перечисления на заработную плату относятся к одной очереди и должны перечисляться в порядке календарной очередности поступления соответствующих документов. Платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования также следует считать платежами в бюджет согласно ст. ст. 10 и 144 БК РФ, а также указанию о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденному Приказом Минфина России от 30 декабря 2009 г. N 150н.

    Следовательно, налоговые и неналоговые платежи в бюджет, платежи в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, а также перечисления на заработную плату должны списываться со счета клиента банка в порядке календарной очередности поступления соответствующих документов после платежей, отнесенных комментируемой статьей к платежам первой и второй очереди.

    Вопрос о наличии или отсутствии четвертой очереди является спорным. Практикующие юристы нередко дают на него противоречивые ответы. Такое положение, в свою очередь, является основной причиной отсутствия единообразной позиции по другому вопросу — об общем количестве групп очередности платежей: в одном случае их получается пять, в другом — шесть.

    Представляется, что четвертая очередь, безусловно, сохраняется, хотя в несколько «усеченном» виде. Учитывая редакцию ст. 5 Закона от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ, необходимо сделать вывод, что платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды «переведены» в третью очередь. Однако редакция абз. 5 п. 2 комментируемой статьи позволяет сделать вывод, что в результате указанного выше «вычитания» из четвертой очереди в виде ее остатка выявляется группа платежей, которые не попадают в третью очередь — платежи в негосударственные внебюджетные фонды. Таким образом, указанные платежи составляют теперь четвертую очередь.

    Пятая и шестая очереди определяются п. 2 комментируемой статьи без изменений.

    Дальнейший комментарий будет излагаться с учетом приведенной выше уточненной порядковой нумерации групп очередности платежей.

    3. Смысловое содержание термина «оплата труда» для целей выявления перечня платежей, которые надлежит совершать во вторую очередь, следует определять следующим образом. Для этого необходимо использовать различные источники права, главным образом трудового или налогового, а также судебные акты. Однако указанные акты, во-первых, содержат разные перечни таких выплат; во-вторых, как правило, имеют узкоприкладной характер и предназначены для решения конкретных проблем (расчет среднего заработка, исчисление единого социального налога и т.п.); в-третьих, содержат открытый перечень платежей. Кроме того, перечни выплат, которые включаются в систему оплаты труда, различаются у каждого работодателя (см., например, подп. «о» п. 2 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922).

    Все изложенное позволяет сделать вывод о том, что для целей толкования абз. 3 п. 2 комментируемой статьи необоснованно использование актов трудового или налогового права, посвященных конкретным проблемам правового регулирования. Используя термин «оплата труда» в абз. 3 п. 2 комментируемой статьи, законодатель имел в виду создание льготной очереди для всех выплат, производимых работодателем в пользу работника за работу по трудовому договору, в том числе по контракту. Представляется, что слова «по трудовому договору, в том числе по контракту» являются важными для толкования нормы абз. 3 п. 2 комментируемой статьи. Во-первых, указанные слова позволяют исключить иные выплаты, производимые юридическим лицом не в связи с трудовыми отношениями; во-вторых, они имеют консолидирующее значение, т.е. указывают на все выплаты, которые могут быть произведены по трудовому договору, включая компенсацию за неиспользуемый отпуск как в связи с увольнением, так и без увольнения работника. Таким образом, термин «оплата труда» употреблен в абз. 3 п. 2 комментируемой статьи в широком значении.

    4. Понятие платежей в бюджетную систему РФ, подлежащих перечислению в третью очередь, не исчерпывается указанными выше налоговыми и неналоговыми платежами, а также платежами в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Под платежами в бюджетную систему следует понимать любые платежи на счет получателя средств, являющийся бюджетным счетом. В связи с этим платеж, направленный в бюджетную систему РФ, определяется по реквизиту расчетного документа «Счет получателя» или по аналогичной информации, содержащейся в документе (например, в постановлении судебного пристава-исполнителя), представленном в банк. Если в этих документах указан соответствующий бюджетный счет, то платеж должен списываться со счета плательщика в третью очередь. В связи с этим в состав платежей в бюджетную систему может попасть, например, сумма арендной платы, подлежащая зачислению на счет получателя средств федерального бюджета, открытый в учетном регистре Федерального казначейства. В этом примере последним банковским счетом, на который необходимо зачислить переводимую сумму, будет счет федерального бюджета. Данное обстоятельство позволяет списать эту сумму со счета плательщика в третью очередь.

    На практике возникло несколько частных проблем при выяснении состава группы платежей в бюджетную систему РФ.

    Во-первых, на практике существует проблема определения очередности списания со счета плательщика суммы исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя. Она связана со следующими обстоятельствами. В Законе об исполнительном производстве отсутствует подробно урегулированный механизм взыскания и перечисления исполнительского сбора. Известно, что исполнительский сбор подлежит зачислению в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве). Однако вначале он должен быть перечислен на депозитный счет службы судебных приставов вместе с иными платежами в погашение суммы долга. Вся поступившая сумма подлежит распределению в порядке, установленном ч. 3 ст. 110 Закона об исполнительном производстве. Причем с депозитного счета службы судебных приставов исполнительский сбор перечисляется в федеральный бюджет только в третью очередь. Соответственно, допустима ситуация, когда средства, списанные со счета должника как исполнительский сбор, фактически будут использованы на удовлетворение требований взыскателя. Отсюда следует, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, скорее всего, будет предписывать банку перечислить сумму исполнительского сбора, списанного со счета должника, не в бюджет, а на счет службы судебных приставов, открытый в обычной кредитной организации.

    На основании изложенного представляется, что такой платеж должен быть совершен в пятую очередь. При этом банк не должен вносить каких-либо исправлений в документы, представленные судебным приставом-исполнителем. Достаточно исполнить платеж в установленной законом очередности.

    Во-вторых, на практике были выявлены различия в определении очередности списания со счета налогоплательщика сумм по требованиям налоговой инспекции в зависимости от избранного ею порядка исполнения такого решения. В тех случаях, когда решение налогового органа исполняется путем направления в банк соответствующего поручения налогового органа (п. 4 ст. 46 НК), суммы, списанные со счета налогоплательщика, перечисляются непосредственно в бюджетную систему РФ и списываются со счета налогоплательщика в третью очередь.

    В случае, когда это же решение налогового органа исполняется через судебного пристава-исполнителя, списываемая сумма вначале перечисляется на счет службы судебных приставов, а затем на счет бюджета соответствующего уровня. Проблема определения очередности списания средств со счета налогоплательщика в данном случае является спорной и решается на практике по-разному.

    Согласно неформальному подходу необходимо принять во внимание, что списанная на основании постановления судебного пристава-исполнителя сумма в конечном счете подлежит перечислению в бюджетную систему РФ. Поэтому можно сделать вывод о том, что взыскиваемые платежи являются платежами в бюджетную систему РФ, несмотря на то, что их перечисление осуществляется не напрямую в бюджет, а через подразделение службы судебных приставов. Если согласиться с этой точкой зрения, то необходимо последовательно применять аналогичный подход и в других сходных случаях взыскания платежей в бюджетную систему РФ через службу судебных приставов. Например, в рассмотренной выше ситуации взыскание арендной платы в пользу взыскателя-организации, финансируемой из бюджета соответствующего уровня, также фактически осуществляется в бюджетную систему РФ, если счет взыскателя открыт в Федеральном казначействе. В этом случае сумма арендной платы должна быть зачислена на счет федерального бюджета. Однако при взыскании указанных сумм арендной платы через судебного пристава-исполнителя данное обстоятельство трудно установить.

    Представляется, что для корректного применения закона следует использовать формальный критерий — вид счета, на который подлежат зачислению взыскиваемые суммы. Если в расчетном или исполнительном документе в качестве счета получателя платежа указан счет бюджета соответствующего уровня, следует применять законодательство о взыскании платежей в бюджетную систему РФ. Счет службы судебных приставов не относится к категории счетов, на которых учитываются средства бюджетной системы РФ. Поэтому при взыскании недоимки и сумм штрафных санкций через службу судебных приставов представляется, что платежи должны быть списаны со счета должника в пятую очередь.

    5. Предложенный формальный подход позволит решить следующую проблему, возникшую на практике. Судебный пристав-исполнитель включил в свое постановление не только сумму недоимки в бюджет по решению налогового органа, но также и налоговые штрафы, и исполнительский сбор. Таким образом, в одном и том же исполнительном документе содержатся два платежа, относимые к разным группам очередности платежей. Кроме того, по условиям рассматриваемого примера к счету должника по решению налогового органа в соответствии со ст. 76 НК РФ применена мера по приостановлению операций по счету. Как следует из п. 1 ст. 76 НК РФ, эта мера не препятствует перечислению платежей в бюджетную систему РФ. Поэтому любые инкассовые поручения налоговых органов или платежные поручения самого владельца счета о перечислении налогов и иных платежей в бюджет должны исполняться без учета меры по приостановлению операций. Эти же платежи, но взыскиваемые по постановлению судебного пристава-исполнителя первоначально подлежат зачислению не в бюджет, а на счет службы судебных приставов, поэтому такой платеж нельзя квалифицировать как платеж в бюджетную систему РФ.

    Если руководствоваться формальным подходом, то оба указанных платежа следует отнести к пятой группе очередности платежей, и, соответственно, мера по приостановлению операций «заблокирует» оба рассматриваемых платежа. Если же придерживаться неформального подхода, то недоимку и штрафы следует списать со счета, невзирая на приостановление операций (п. 1 ст. 76 НК), а исполнительский сбор задержать. В этом случае речь может идти о частичном исполнении исполнительного документа. Однако право банка на частичное исполнение исполнительного документа в данном случае законодательством не предусмотрено с учетом того, что рассматриваемый случай не прописан в п. 8 ст. 70 Закона об исполнительном производстве.

    Анализ рассмотренных выше ситуаций показывает, что формальный подход удобнее для правоприменительной практики, так как проблема частичного неисполнения исполнительного документа здесь вообще не возникает. Кроме того, он гораздо более обоснован. Если он не устраивает налоговые органы, они имеют право произвести исполнение самостоятельно через банк должника, в этом случае все взыскиваемые ими суммы будут квалифицированы как платежи в бюджетную систему РФ.

    6. К первой, второй и пятой очереди отнесены определенные требования, обоснованность которых подтверждена соответствующим исполнительным документом (ст. 12 Закона об исполнительном производстве). Аналогичные требования, основанные на исполнительном документе, подлежат оплате в пятую очередь.

    7. Документы, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на счете, помещаются банками в картотеки к внебалансовым счетам N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», N 90903 «Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации», N 90904 «Не оплаченные в срок расчетные документы из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитных организаций» (Положение ЦБ РФ от 26 марта 2007 г. N 302-П). По традиции их называют «картотеки N 2″, хотя такого термина в законодательстве уже не содержится. В случае изменения законодательства об очередности платежей документы, находящиеся в картотеке N 2 и не оплаченные на дату вступления в силу соответствующего закона, в дальнейшем должны оплачиваться только с учетом новой очередности платежей, а картотека N 2 надлежащим образом пересматриваться (письмо ЦБ РФ от 31 июля 1996 г. N 011-31-5318-96).

    Картотека N 2 представляет собой технический прием, позволяющий банку соблюдать установленную законодательством очередность платежей к счету клиента при недостаточности средств на счете (п. 2 комментируемой статьи).

    К сожалению, картотека N 2 ведется не к любому банковскому счету клиента. Например, в соответствии с п. 1.1.3 Положения ЦБ РФ от 1 апреля 2003 г. N 222-П картотека неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица не ведется. В случае отсутствия денежных средств на текущем счете физического лица на момент списания средств, а также права на получение кредита, включая овердрафт, предусмотренного договором между банком и физическим лицом, расчетные документы исполнению не подлежат и возвращаются плательщикам или взыскателям. Таким образом, п. 2 комментируемой статьи фактически не применяется к текущим счетам физических лиц, что необоснованно, учитывая, что комментируемая статья не содержит подобных исключений.

    8. На практике нередко возникает вопрос: какой документ следует помещать в картотеку N 2, если на счете клиента отсутствуют средства, необходимые для выдачи заработной платы? В письме от 19 ноября 1996 г. N 17-2-11/978 Департамент методологии и организации расчетов ЦБ РФ пояснил, что в этом случае в картотеку N 2 может быть помещено заявление клиента о выдаче средств с указанием сроков, за которые выплачивается заработная плата.

    9. В соответствующей графе расчетного документа его составитель обязан указать номер очередности платежей, определенный в соответствии с законодательством. Учитывая, что в формуляре расчетного документа имеется только одна такая графа, в одном расчетном документе не могут быть объединены платежи, отнесенные законодательством к разным группам.

    10. Порядок возврата расчетных документов из картотеки N 2 в случае закрытия счета клиента определяется в п. 2.20 ч. I Положения ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. N 2-П.

    11. Очередность платежей, установленная комментируемой статьей, представляет собой общий порядок исполнения банком договора банковского счета. Поэтому норма комментируемой статьи адресована непосредственно банку.

    Помимо нормы комментируемой статьи в законодательстве имеются другие правила об очередности распределения имущества. Однако эти правила адресованы не банку, а иным лицам. Например, в случае признания юридического лица банкротом его имущество распределяется в очередности, предусмотренной ст. 64 ГК РФ, ст. ст. 134, 138, 211 Закона о банкротстве. Эти правила адресованы конкурсному управляющему. При обращении взыскания на имущество должника через судебного пристава-исполнителя применяется очередность, установленная гл. 14 Закона об исполнительном производстве. В указанной очередности имущество должника распределяется судебным приставом-исполнителем. В соответствии с ч. 4 ст. 111 Закона об исполнительном производстве в случае исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, банком или иной кредитной организацией очередность списания денежных средств со счетов должника определяется комментируемой статьей.

    Следовательно, очередность, установленная иными актами для соответствующих специальных случаев, не должна применяться для списания средств с банковского счета.

    12. При наличии нескольких счетов плательщика в одном и том же банке очередность платежей, установленная комментируемой статьей, применяется по каждому счету в отдельности.

    13. Арест средств ответчика, налагаемый по требованию кредитора как мера по обеспечению иска, нередко лишает других кредиторов владельца счета возможности получать платежи с арестованного счета. В соответствии со ст. 27 Закона о банках при наложении ареста на денежные средства, находящиеся на счетах и во вкладах, кредитная организация незамедлительно при получении решения о наложении ареста прекращает расходные операции по данному счету (вкладу) в пределах средств, на которые наложен арест. Таким образом, арест как мера по ограничению распоряжения счетом означает прекращение всех расходных операций независимо от очередности исполнения платежных документов, находящихся в картотеке N 2, и очередности платежей, в обеспечение исполнения которых был применен арест средств на счете.

    Поэтому банк не должен совершать платежи, отнесенные законодательством к первой, второй, третьей очереди, даже, если имеется постановление судебного пристава-исполнителя об аресте средств на счете для исполнения платежа, отнесенного законодательством к шестой очереди.

    В тех случаях, когда требования третьих лиц отнесены комментируемой статьей к более льготной очереди, чем требования, обеспечиваемые арестом, возникает вопрос: насколько обоснованно препятствовать исполнению тех расчетных документов, которые по закону должны исполняться ранее обеспечиваемого требования?

    В п. II информационного письма ВАС РФ от 25 июля 1996 г. N 6 «О результатах рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отдельных вопросов судебной практики» (далее — информационное письмо ВАС РФ N 6) указан следующий механизм решения поставленной проблемы. При наличии у ответчика кредиторов, которым в соответствии с законом предоставлено право на получение денежных средств со счета ответчика до взыскания задолженности в пользу истца, и отсутствии на соответствующем счете ответчика иных средств, кроме арестованных сумм, такие кредиторы вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством о разрешении списать определенные суммы в установленной законом очередности. Арбитражный суд рассматривает указанные ходатайства и при подтверждении изложенных в них фактов удовлетворяет их.

    ———————————
    Вестник ВАС РФ. 1996. N 10.

    К сожалению, описанный в вышеназванном информационном письме механизм списания с арестованного счета платежей привилегированным кредиторам оказался нежизнеспособным. Фактов, когда практика пользовалась этим механизмом, немного, одновременно выявлены некоторые проблемы его применения. Например, в рассматриваемом информационном письме не указано, какой суд должен вынести определение, разрешающее списание средств с арестованного счета. На практике были случаи, когда арест применялся одним арбитражным судом, а определение, разрешающее списание средств привилегированным кредиторам, выносилось другим арбитражным судом, у которого не было достаточных сведений. Это обусловлено тем, что обмен информацией между судами не обеспечен.

    14. В п. II информационного письма ВАС РФ N 6 содержится вывод о том, что арест средств на счете не может нарушать очередности списания денежных средств со счета, установленной комментируемой статьей. Это означает, что применение режима ареста к счету ответчика должно приводить к прекращению всех расходных операций.

    Данный вывод является обоснованным, поскольку направлен против обхода правила об очередности платежей. Когда арест будет в установленном порядке снят, расходные операции должны быть возобновлены в соответствии с очередностью, установленной комментируемой статьей. Это означает, что арест средств на счете не дает практически никаких преимуществ лицу, по инициативе которого он применен, и по своей сути не может в полной мере служить мерой по обеспечению иска. Допустим, что необходимо обеспечить иск на 100 тыс. рублей. Указанная сумма была арестована на счете, т.е. судом был применен арест как мера по обеспечению иска. Предположим, что суд вынес решение о взыскании со счета ответчика 100 тыс. рублей и отменил арест как меру по обеспечению иска, учитывая, что он уже удовлетворен. Соответствующий исполнительный лист поступил в банк должника. Допустим, что банк должен исполнить решение суда в пятую очередь и к счету представлены иные привилегированные требования на сумму, превышающую 100 тыс. рублей. К этому же счету имеется картотека N 2, включающая расчетные документы, которые отнесены п. 2 комментируемой статьи к первым четырем очередям. В указанной ситуации банк должен списать со счета все первоочередные платежи, а затем — в пятую очередь — исполнить решение суда. Очевидно, что арестованная ранее сумма будет израсходована на первоочередные платежи. Ее не хватит для исполнения решения суда, и, следовательно, она никак не может обеспечивать этот иск.

    Указанная ситуация является не вполне нормальной, но она точно вытекает из действующего законодательства об очередности платежей. Такой же подход необходимо использовать при применении меры по приостановлению операций по счету во всех случаях, кроме случая, предусмотренного нормой п. 1 ст. 76 НК РФ. Ею установлено, что приостановление операций по счету является особым способом обеспечения исполнения решения о взыскании налога и сбора и оно не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему РФ. Отсюда следует, что приостановление операций по счету, примененное налоговыми органами, не должно препятствовать списанию со счета налогоплательщика платежей, отнесенных п. 2 комментируемой статьи к первой и второй очереди, а также всех платежей, направляемых в бюджетную систему РФ (далее — налоги и иные платежи в бюджет).

    Редакция процитированной ст. 76 НК РФ действует с 1 января 2007 г. В прежней редакции эта же статья не содержала указаний на возможность списания со счета, к которому применена мера по приостановлению операций, налогов и иных платежей в бюджет. Исходя из точного смысла первоначальной редакции рассматриваемой статьи списание средств со счета, по которому приостановлены операции, было возможно только в отношении платежей, отнесенных п. 2 комментируемой статьи к первой и второй очереди. Между тем судебная практика того периода признавала возможным списывать со счета налогоплательщика суммы налогов, не считаясь с приостановлением операций по счету. Суды обосновывали такой вывод особой обеспечительной ролью рассматриваемой меры (см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 23 октября 2002 г. N ФОЗ-А73/02-2/2191; ФАС Уральского округа от 23 июня 2003 г. N Ф09-1745/03-АК, от 3 марта 2003 г. N Ф09-501/03-АК).

    Представляется, что указанный подход судебной практики и законодателя, изменившего редакцию ст. 76 НК РФ и разрешившего тем самым списывать со счета налогоплательщика с приостановленными операциями налоги и иные платежи в бюджет, нельзя признать обоснованным. Он нарушает очередность платежей, установленную законодательством, т.е. направлен на обход закона. При анализе указанной ситуации следует учесть, что налоги и иные платежи в бюджет должны уплачиваться в третью очередь одновременно с выплатой заработной платы и иными приравненными к ней платежами. Это правило установлено во исполнение Постановления КС РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П. Именно в данном Постановлении КС РФ впервые было установлено, что исполнение конституционной обязанности по уплате налогов должно осуществляться одновременно с выплатой заработной платы; иной подход противоречит Конституции РФ. Новая редакция ст. 76 НК РФ фактически позволила уплачивать налоги и иные платежи в бюджет ранее заработной платы, учитывая, что мера по приостановлению операций по счету не распространяется на налоги, но приостанавливает выплату заработной платы. Таким образом, новая редакция ст. 76 НК РФ не отвечает требованиям Постановления КС РФ от 23 декабря 1997 г. N 21-П.

    В этой связи вывод информационного письма ВАС РФ N 6 о том, что арест средств на счете не должен нарушать очередности списания денежных средств со счета, установленной законодательством, представляется более обоснованным. Он не нарушает вывода Конституционного Суда РФ о необходимости выплачивать налоги и заработную плату одновременно, так как не нарушает установленную законодательством очередность платежей.

    15. В случае совершения банком операций, нарушающих очередность исполнения расчетных документов, предъявленных к счету, возможен вывод о ненадлежащем исполнении банком своих обязательств по договору банковского счета. Учитывая, что указанное нарушение отсутствует в диспозиции ст. 856 ГК РФ, представляется, что клиент может предъявить к банку требование только о возмещении убытков.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное