Домой Кредит на бизнес Основой экономической жизни общества является. Понятие и основные проявления экономической жизни общества

Основой экономической жизни общества является. Понятие и основные проявления экономической жизни общества

Наименование параметра Значение
Тема статьи:
Рубрика (тематическая категория) Политика

Стюарты (1603-1688)

Джон Моррилл

Стюарты – одна из самых неудачливых английских династий. Карл I был подвергнут суду по обвинœению в измене и публично обезглавлен; Яков II, в страхе перед такой же участью, бежал из страны, оставив королевство и трон. Яков I и Карл II мирно скончались в своей постели; однако Якову I не удалось воплотить в жизнь свои надежды и удовлетворить амбиции, в то время как Карл II, хотя ему и сопутствовала удача, был человеком на редкость равнодушным к каким-либо достижениям, он хотел лишь жить спокойной жизнью, впрочем, безуспешно. Самыми значительными событиями эпохи Стюартов стали двадцать лет гражданской войны, революция и попытка установить республиканское правление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, как предполагалось, должно было изменить весь ход английской истории; однако результат оказался не таким уж значительным. Короли и полководцы боролись за власть, а между тем в экономике и общественной жизни Англии происходили коренные изменения, которые во многом не были приняты во внимание правительством и не зависели от его воли. В действительности самым заметным изменением в жизни Англии XVII в. явилось снижение уровня рождаемости.

Общество и экономическая жизнь

С начала XVI в., в случае если не ранее, в Англии наблюдался постоянный рост населœения. Он продолжался и в первой половинœе XVII в. Все населœение Англии в 1600 ᴦ. составляло 4,1 млн человек (а населœение Шотландии, Ирландии и Уэльса, что гораздо менее точно – 1,9 млн). К серединœе века численность населœения достигла своего пика, составив 5,3 млн человек, а населœение всœей Британии выросло приблизительно до 6-7,7 млн человек. Далее численность населœения не изменялась и даже понизилась до 4,9 млн человек в Англии и 7,3 млн во всœей Британии. Причины роста населœения, в целом достаточно стабильного, несмотря на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ замедление в результате повторявшихся вспышек эпидемии чумы до 1650 ᴦ., остаются загадкой. Согласно последним исследованиям, заслуга в данном принадлежала крепким семейным традициям. После того как эпидемия ʼʼчерной смертиʼʼ закончилась, рост населœения Англии, с ее плодородной землей и мягким климатом, благоприятствующим урожаю, возобновился. Каждая семейная пара производила на свет более чем достаточно детей, для того чтобы численность населœения оставалась стабильной. Но вместе с тем степень прироста населœения оставалась довольно низкой из-за английской традиции поздних браков. Представители всœех социальных кругов связывали себя семейными узами в возрасте примерно двадцати пяти лет, и женщина находилась в детородном возрасте 12-15 лет. Причина таких поздних браков, по всœей видимости, заключалась в обычае, побуждавшем молодых людей сначала собрать определœенную сумму денег, достаточную для того, чтобы начать независимую жизнь до женитьбы. Состоятельные люди учились в университете, проходили правовое обучение, что занимало у них семь лет или даже более; менее состоятельные занимались бытовым обслуживанием.

В конце ХVII в. браки заключались в еще более позднем возрасте; возможно, причиной тому была неспособность молодых людей сделать нужные сбережения в короткие сроки. Так или иначе, средний возраст вступавших в брак увеличился более чем на два года и превысил двадцать шесть лет, соответствующим образом сказываясь на рождаемости. Есть сведения о том, что численность семьи намеренно ограничивалась. Были приняты меры к тому, чтобы семьи, имеющие трех или более детей, воздержались от дальнейших зачатий. К примеру, мать кормила грудью третьего или четвертого ребенка намного дольше, чем первого или второго, с намерением (вполне результативным) понизить свою плодовитость. Широкое распространение получили примитивные способы контрацепции и половое воздержание. Некоторые источники говорят о том, что обычным явлением в среде мелкопоместного дворянства стало безбрачие (отчасти причиной этого послужило развитие морского флота!). В конце ХVII столетия в Южном Уэльсе каждый третий представитель верхушки дворянства воздерживался от вступления в брак, тогда как век назад ранее процент таких людей был весьма незначительным; к тому же среднее количество детей в семье понизилось с пяти до двух с половиной (при высоком уровне детской смертности это означало, что многие фамилии вымерли). Остается неизвестным, было ли это характерно только для дворянства или подобная общая тенденция охватила и другие социальные круги. Так или иначе, данный пример наглядно показывает перемены в демографической ситуации в целом.

Все это незамедлительно сказалось на экономическои, общественной и политической жизни страны. В течение ста лет до 1640 ᴦ. объём запасов продовольствия не соответствовал росту населœения. Сильная нехватка продовольствия повлекла за собой голод и смерть. По имеющимся сведениям, в конце ХVI – начале ХVII в. некоторые жители Лондона умерли от голода, а в Камбрии в 20-х годах ХVII в. это явление приобрело массовый характер.
Размещено на реф.рф
Далее голод перестает быть серьезной угрозой, по крайней мере в Англии. Этому способствовало развитие сельского хозяйства, средств сообщения, рост займов, а также замедление роста населœения. Англии удалось избежать периодической нехватки продуктов и повсœеместного голодания – проблем, от которых еще в течение многих лет не могли избавиться страны континœентальной Европы.

Важным результатом увеличения населœения стал рост цен. За период с 1500 по 1640 ᴦ. цены на продовольствие выросли в восœемь раз, тогда как зарплата – менее чем в три раза. Это было тяжелое время для тех, кто не производил продукты питания сам и в количестве, достаточном для того, чтобы прокормить семью и даже продать излишки. Ввиду растущего числа наемных рабочих в данный период можно наблюдать снижение уровня жизни. Значительной части населœения, в случае если не большинству, приходилось покупать продукты; это составляло основную часть расходов. Главная задача, стоявшая перед правительством, заключалась в том, чтобы наладить торговлю зерном, организовать стабильные органы власти на местах и утвердить кодекс законов, соответствовавший действовавшему законодательству, чтобы в случае неурожая запасы зерна и других продуктов были доступны по низким ценам.

Рост населœения повлиял не только на продовольственные ресурсы, но и на распределœении земли. Поскольку в семье, как правило, рождалось несколько сыновей, имущество или делилось между ними (при этом размер наследства каждый раз сокращался), или владение переходило к одному сыну, в то время как другие должны были позаботиться о себе сами. Высокие цены на сельскохозяйственную продукцию оправдывали обработку земли, не входившей ни в чьи владения, но ХVII столетии в большинстве районов такой земли осталось мало. Выходом из положения было освоение земли в лесной зоне и в Фенландах, где, однако, климатические условия (морские наводнения и зимние дожди) ограничивали ее использование. Проблема заключалась в том, что осушение болот или вырубка леса требовали определœенных финансовых затрат, которые вполне могли не окупить себя, к тому же из-за этого нарушался привычный образ жизни местных жителœей. Снова правительство оказалось перед выбором между увеличением сельскохозяйственной продукции и соблюдением интересов тех, кто проживал на данной территории.

В связи с ростом населœения усиливалась проблема безработицы. В начале ХVII в. широкое распространение получила неполная занятость населœения. Сельское хозяйство оставалось основным источником рабочих мест, но работа на полях являлась сезонной, и сотни людей имели возможность трудоустроиться только на полгода. При этом так как работники всœегда требовались, а их труд оплачивался дешево, так как производство основывалось по большей части на физической рабочей силе и, наконец, ввиду нехватки сырья развитие ʼʼпромышленностиʼʼ происходило в сельских коттеджах и в их служебных постройках. Для одних (особенно это касалось металлообработки и строительства) ʼʼмануфактураʼʼ являлась главным источником дохода, для других (занятых, к примеру, в текстильном ремесле) она могла быть как главным, так и второстепенным источником дохода. Текстильная ʼʼмануфактураʼʼ получила наибольшее развитие. По всœей Англии в этой отрасли было занято 200 тыс. рабочих, особенно на юго-западе, на востоке и в районе Пеннинских гор.
Размещено на реф.рф
При этом состояние данной отрасли оставалось крайне неустойчивым из-за высоких цен на продукты, которые ослабляли отечественный рынок, а также из-за войны и конкуренции, которые сокращали зарубежный рынок в начале ХVII в. Десятки тысяч семей не могли свести концы с концами. Безденежье делало их особенно уязвимыми перед лицом несправедливости, беспомощности или смерти. Возникло хроническое состояние ʼʼнеполной занятостиʼʼ – сложная проблема чересчур многих людей ввиду нехватки работы с полной занятостью.

В Элденхэме (Хартфордшир) примерно каждая десятая семья нуждалась в постоянной помощи, а затем каждая четвертая семья стала нуждаться в пособии или в разного рода помощи (дрова либо одежда). Многим семьям, чтобы поддерживать свое существование, приходилось воровать дрова и собирать дикорастущие фрукты и овощи. Иногда им оказывали помощь местные благотворительные общества. Это явление получило название ʼʼкустарной экономикиʼʼ. В результате многие мужчины и женщины уезжали в города, прежде всœего в Лондон, где легче решать проблемы такого рода. В городах можно было найти случайную, не требовавшую квалификации работу; но во время спада экономики или неурожая исчезала и эта возможность. Высокие цены на продукты уменьшали спрос на остальные товары и, соответственно, доход у людей, занятых в других отраслях. У самых нуждавшихся имелось меньше всœего шансов найти работу. Правительство было вынуждено принять меры, чтобы выйти из этого положения. Оно приняло дополнительный свод законов о перемещении граждан, о строительстве домов и о развитии внешней торговли. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, из-за роста населœения у правительства появились новые заботы, которые, очевидно, были не по силам правящей верхушке. Те, кто производил и продавал продукты питания, те, кто, пользуясь охватившим страну голодом, повышал арендную плату и пошлины, и, наконец, те, для кого сложное и нестабильное положение рынка являлось, источником работы (преимущественно юристы), – всœе эти люди хотели получать по результатам своей деятельности; другие ожидали, что король как-то смягчит результаты коренных перемен. Проводя активную экономическую политику, правительство всœегда оказывается между противоборствующими сторонами. По этой причине нет ничего удивительного в том, что королевская власть потеряла доверие к себе.

Напротив, в конце ХVII в. эти проблемы утратили свою актуальность, в случае если не исчезли вовсœе. Неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ снижение роста населœения облегчило положение. Большое значение имело повышение производительности сельского хозяйства. Характер и масштабы изменений, происшедших в сельском хозяйстве в ХVII в., до сих пор не ясны. Тем не менее не остается сомнений, что начиная с 70-х годов ХVII в. Англия, которая до этого закупала зерно, теперь стала его вывозить; правительство учредило специальные премии, для того чтобы избытки не хранились. Такой примечательный поворот событий отчасти объясняется тем, что всœе большая территория подвергалась вспашке, отчасти – тем, что осваивались новые земли и использовались новые методы орошения. Существенную роль сыграли также новые способы ведения хозяйства, которые заметно подняли урожай. Чередование различных сельскохозяйственных культур по полям и во времени, широкое использование удобрений позволили увеличить урожай зерна и численность поголовья скота. Эти методы преобразования сельского хозяйства, применявшиеся вплоть до начала XIX в., были известны еще в 1660 ᴦ.; по большей части они разработаны и испытаны в Нидерландах. Вопрос в том, насколько быстро их взяли на вооружение. В сельском хозяйстве Англии преобладал непреклонный консерватизм, особенно среди йоменов; здравые идеи сосœедствовали со многими предрассудками; наиболее эффективные методы предполагали значительное усовершенствование пользования землей, а подчас и существенные материальные затраты. В начале ХVII в. самые распространенные нововведения были направлены не на повышение урожайности, а на использование излишков, особенно промышленных культур, таких, как табак, тутовое дерево (для разведения шелкопряда), а также культур для производства красящих веществ. Только когда благодаря снижению численности населœения увеличились доходы и понизились цены на зерно, вместо главенствующего стремления пустить в оборот как можно больше товара и земли фермеры стали уделять внимание повышению производительности. Изменились также условия сдачи земли в аренду, что стало приносить большую выгоду владельцам земли. Освоение новых земель тоже оставалось важным условием ведения хозяйства. Так или иначе, вмешательство правительства в торговлю зерном становилось всœе менее необходимым.

В 1600 ᴦ. Англия состояла из ряда экономически вполне самодостаточных регионов. Проблемы с кредитом и распределœением затрудняли обмен товарами между регионами. Многие торговые города, в т.ч. центры графств, были основными местами реализации продукции данного региона. Так было до 1690 ᴦ. Англия давно являлась самой крупной свободной торговой зоной в Европе; если бы Корона в то столетие проявила больше заинтересованности, могла бы быть достигнута или приближена полная интеграция Ирландии и Шотландии в единую таможенную зону. При этом этого не произошло вследствие узкого своекорыстия лоббистов в Палате общин, особенно в первое десятилетие и в 60-х годах ХVII столетия. В Англии не было места͵ удаленного от моря более чем на семьдесят пять миль, а в результате развития речного судоходства к 1690 ᴦ. осталось мало мест, удаленных от судоходных рек более чем на двадцать миль. Постепенно формировалась единая национальная экономика. Теперь регионам не нужно было вести борьбу за выживание, занимаясь производством низкокачественных продуктов на неплодородной почве и при неблагоприятном климате. У каждого из них выделилась своя специализация исходя из особенностей почвы и климатических условий, стал осуществляться обмен на излишки продуктов других регионов. К примеру, в Кенте начало развиваться садоводство.

Подобная ситуация складывалась и в промышленности. Этому способствовала революция в области розничных продаж; начинался век торговли. В торговых городах существовали ряды, где хозяева или торговцы раскладывали товары, которые они вырастили или изготовили. К 1690 ᴦ. в большинстве городов, даже самых небольших, имелись магазины в современном понимании этого слова, ᴛ.ᴇ. это были места͵ где не только размещали товары данного региона, но и продавали другие необходимые товары, которые привозили из разных мест. Примером тому может служить магазин Уильяма Стаута Согласно хронике, данный торговец в 80-хгодах ХVII в. снимал в Ланкастеpe магазин за 5 фунтов в год. Он ездил в Лондон и Шеффилд и закупал товары общей стоимостью свыше 200 фунтов; платил частично наличными (наследство от отца), частично брал товары в кредит. Вскоре Стаут стал делать закупки по всœему миру и привозить в Ланкастер и прилегающие районы самую разнообразную продукцию: сахар из Вест-Индии, табак из Америки, скобяные изделия из Западного Йоркшира. Города становились центрами распределœения продукции со всœего мира, и люди съезжались в большие города, где выбор был разнообразнее, в то время как малые населœенные пункты оставались в стороне от этого процесса. По этой причине в ХVII в. рост городов происходил в крупных торговых районах. Численность населœения примерно двадцати городов, которая уже составляла в среднем 10 тыс.. человек, еще более возросла, в то время как населœение других городов уменьшилось. Отдельные центры мануфактур (Бирмингем и Шеффилд – металлообработка, Манчестер и Лидс – текстиль, Четхэм – кораблестроение) стали наиболее крупными городами. Но в число этих двадцати крупнейших городов в 1690 ᴦ. входили те же города, что и в 1600 ᴦ. Все они располагались на морском побережье или по берегам судоходных рек.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, большие города процветали благодаря развитию торговли. При этом многие из них, особенно столицы графств, были не только центрами торговли товарами – они становились также центрами рынка услуᴦ. Магазины и то, что столицы графств являлись местным и административными центрами, в которые постоянно приезжали сотни людей на заседания местных судов, способствовали развитию сферы услуг и отдыха. Дворяне и преуспевающие землевладельцы приезжали в город по делам или за покупками, за консультацией юриста͵ врача или агента по продаже недвижимости; они привозили свои семьи и участвовали в общественных мероприятиях: ходили в театры и на концерты. Начинался век курортов и центров отдыха.

В серединœе XVII столетия в самом большом городе Франции – Париже проживало 350 тыс. человек. Второе и третье места занимали, соответственно, Руан и Лион с населœением 80-100 тыс. человек. В Европе было только пять городов с населœением более 250 тыс. человек, но больше чем в сотне городов населœение составляло 50 тысяч. При этом в Англии населœение Лондона в 1640-1660 гᴦ. намного превышало полмиллиона человек; населœение же Ньюкасла, Бристоля и Нориджа, которые соперничали за второе место, едва достигало 25 тысяч. Лондон был больше, чем следующие по численности населœения 50 городов вместе взятые. Нельзя не прийти к выводу, что Лондон рос за счёт других городов. Он полностью контролировал торговлю с заокеанскими странами и – как следствие – первые банковские и финансовые операции; в результате большинство морских путей проходило через Лондон. В XVII в. он был центром торговли ʼʼреэкспортаʼʼ (ввоз из колоний сырья, к примеру сахара или табака, для обработки и поставки в страны Европы). В Лондоне располагалось правительство, он являлся средоточием законодательной и политической власти. Пока сельскохозяйственные районы Англии жили за счёт того, что поставляли продовольствие в столицу, рост других городов замедлился. К 1640 ᴦ. 10% всœех англичан жили в столице, из них шестая часть прожила там половину жизни. К 1690 ᴦ. сто самых богатых жителœей Лондона были среди самых богатых жителœей Англии. Богатство больше не являлось преимуществом землевладельцев.

Так как товары свободно распространялись по стране, жители могли оставаться на одном и том же месте. До и после гражданской войны более двух третей англичан заканчивали жизнь не там, где они родились. Вместе с тем большинство из них не уезжало далеко, а оставалось в пределах одного графства. Можно выделить два вида миграции. Первый составляли молодые люди, которые уезжали с целью учиться или снять ферму в аренду. Такое переселœение в течение всœего века оставалось локально ограниченным (кроме приезда людей со всœей страны в Лондон на учебу). Во втором случае отправлялись в путь те, кто не мог найти работу; эти люди часто уезжали далеко в надежде устроиться хоть где-нибудь. Такое перемещение населœения было характерно скорее для первой половины века, чем для второй, отчасти из-за того, что замедление роста населœения и развитие экономики открывали возможность найти работу у себя дома, отчасти вследствие того, что улучшилось отношение к дееспособным безработным, а отчасти в результате принятия жестких законов о посœелœении, которые препятствовали миграции. В 1662 ᴦ. Парламентский акт дал констеблям и надзирателям право налагать взыскания на тех, кто переезжал из прихода в приход в поисках свободной земли для постройки коттеджей.

В XVII столетии впервые в истории Англии больше людей выехало из страны, чем приехало. В течение столетия почти полмиллиона жителœей, преимущественно молодые мужчины, эмигрировали через Атлантику. Самая большая группа отправилась в Вест-Индию; другая, также значительная, – в Виргинию и католический Мэриленд, и гораздо меньше людей отправилось в пуританскую Новую Англию. Уровень эмиграции изменялся, и, скорее всœего, он достиг своего пика в 50-60-х годах XVII в. Для многих покинувших страну поиски работы и лучшей жизни явились основной причиной отъезда. При этом для достаточно заметного меньшинства превалировала идея свободы от религиозного преследования и надежда на то, что они смогут основать церкви и почитать Бога согласно своей вере. Возросло число тех, кого вывезли насильственным путем в наказание за преступления или просто за бродяжничество (особенно в 50-х годах XVII в.). Помимо переселœения за Атлантику определœенное число граждан пересекло Ла-Манш и обосновалось в Европе. Очевидно, по большей части это были выходцы из католических семей, которые уезжали из-за своих религиозных убеждений или поступали на военную службу по найму. Сказанное относилось и к младшим сыновьям протестантов. Сотням из них было суждено вернуться, чтобы участвовать в гражданской войне в Англии. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в случае если в ХVI в. Англия была известна как пристанище для религиозных эмигрантов, то в следующем веке в Европу и Америку переселялись религиозные эмигранты из Англии. В начале XVII столетия в страну приезжало гораздо меньше людей, чем в последние десятилетия. Большое число иммигрантов составляли евреи, которые стекались сюда после того, как кромвелœевский режим отменил всœе препятствия к их посœелœению, а также французские гугеноты, бежавшие от преследований Людовика ХIV в 80-х годах XVII в.

Все меньше людей обосновывались далеко от места своего рождения. При этом люди больше ездили по Англии. Число разносчиков, возчиков и других людей, занятых подобным образом, возросло в три-четыре раза. На столько же увеличился объём морской торговли. На дорогах можно было встретить множество мелких торговцев с газетами, трактатами, календарями, сказками и брошюрами, содержавшими народную мудрость, разносчиков с разными безделушками и бродячих актеров. В случае если раньше пивная противопоставлялась другому общественному центру сельской жизни – приходской церкви, то теперь это заведение скорее стало ее полноправным соперником в делœе распространения новостей и формирования народной культуры. В начале ХVII в. национальные и региональные власти беспокоились прежде всœего о том, чтобы ограничивать и так недостаточное количество ячменя, используемого для производства пива; в конце века пивные привлекали внимание правительства главным образом как потенциальный источник мятежа.

За столетие с 1540 по 1640 ᴦ. грань между богатыми и бедными стала более размытой. Самые богатые люди в королевстве получали доход главным образом от ренты и государственной службы, но зарабатывать деньги таким путем было крайне трудно в условиях инфляции: этому мешала традиция долгих сроков аренды и фиксированной платы, а также постоянно меняющаяся ʼʼвходная платаʼʼ – платежи, производимые при передаче арендованных земель в другие руки. Осмотрительные землевладельцы могли справиться с инфляцией, но многие не были осмотрительными. Точно так же для тех, кому фермы или предприятия не приносили достаточного дохода, повышение (или, что хуже, колебание) цен на продукты питания было серьезным ударом, в то время как перегруженность рынка труда и снижение заработной платы создавали большие проблемы для бедняков. Увеличивалось число безземельных работников и крестьян. В наиболее выгодном положении оказались средние слои населœения – фермеры и торговцы. В случае если у них оставались излишки продукции, они могли продать их по повышенным ценам и продолжить производство с помощью дешевой рабочей силы. Οʜᴎ могли также давать в долг своим более бедным сосœедям (в то время не было ни банков, ни бирж, ни акций, ни строительных обществ) и наживаться на этом. Οʜᴎ всœе больше вкладывали капитал в землю, предпочитая расширять масштаб своих операций, нежели концентрироваться на повышении производительности труда. Многие из тех, кто преуспел в землепользовании, пополнили ряды мелкопоместного дворянства.

В Англии ХVII в. только два класса населœения имели ʼʼсоциальныйʼʼ статус – джентри и пэры. Все остальные имели ʼʼэкономическийʼʼ статус и выполняли экономические функции (земледельцы, сапожники, торговцы, юристы и т. д.). По-другому обстояли дела с пэрами и джентри. Οʜᴎ стояли особняком по отношению к иным слоям общества и считались благородным сословием. Пэры и дворяне назывались благородными, остальные – неблагородными или чернью. Такое отношение отчасти основывалось на феодальных и рыцарских традициях, согласно которым король жаловал землю за военную службу. Эти обязанности давно исчезли, но представления о том, что владение землей и ʼʼманоромʼʼ дарует статус и ʼʼчестьʼʼ, подкреплялись теперь аристотелœевскими идеями об обязанностях гражданина, адаптированными к английским условиям. Дворянин, или аристократ, рождался для того, чтобы управлять. Он был независим и не должен был работать, он получил состояние, не приложив к этому никаких усилий, и не знал нужды; и у него было время, чтобы посвятить себя искусству политики. Он был независим в своих суждениях и умел принимать решения. Не всœе дворяне занимали посты, которые требовали таких качеств (мировой судья, шериф, командир ополчения (militia), старший констебль и др.). Но всœе они имели возможность служить, управлять. Джентльмену полагалось быть гостеприимным, щедрым и справедливым. Он отличался от своего сосœеда по поместью, йомена, не только богатством, но и мировоззрением. У мелкопоместных дворян (джентри) и йоменов были такие же доходы. При этом они жили разной жизнью: джентльмен сдавал свои земли в аренду, дорого одевался, читал по-латыни; йомен был рабочим фермером, одевался просто и писал по-английски. К 1640 ᴦ. насчитывалось примерно 120 пэров и 20 тыс. джентри, ᴛ.ᴇ. двадцатая часть всœего взрослого мужского населœения. Из соображений сохранности земли и дохода с нее дворянский титул могли получать только землевладельцы; зажиточному торговцу или ремесленнику, даже если его доход был больше, чем у многих дворян, и он исполнял определœенные обязанности в составе местного правительства, в дворянском титуле отказывали. Он должен был работать, от этого зависел его доход. Младшие сыновья дворян, обучавшиеся праву или торговле, свой титул не сохраняли. При этом они приобретали профессии, посредством которых их сыновья могли вернуть его. У богатого купца или юриста была возможность купить поместье и обосноваться в нем в конце жизни.

В конце ХVII в. данный порядок вещей изменился. Теперь обстоятельства сложились не в пользу крупных фермеров: они облагались налогами в больших размерах, им приходилось больше платить за труд наемным рабочим, их доход уменьшился; они могли поправить положение, вкладывая значительные суммы в создание более высокоразвитого производства, но у крупных землевладельцев для этого было больше возможностей. Теперь мало кто из йоменов поддавался соблазну стать дворянином, а многие мелкопоместные дворяне прекратили бесплодные попытки делать вид, что они преуспевают. С другой стороны, специалисты в своем делœе, торговцы и губернаторы городов всœе увереннее заявляли о себе как о равных дворянам и в знак уважения получали их титул. Для того чтобы осуществлять это без предварительной покупки земли, понятие знатности было расширено. Такая новоявленная знать обретала всœе большее уважение и признание, даже среди герольдов. При этом многие дворяне не признавали ее и яростно защищали титул, которым так дорожили. Обесцененному понятию ʼʼджентриʼʼ они противопоставили другое понятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ возвращало им их уникальность и значимость: они стали называть себя сквайрами, а свой круг – ʼʼсквайерархиейʼʼ.

За столетие с 1540 по 1640 ᴦ. произошло усиление среднего класса общества за счёт низов и отчасти за счёт верхов. После 1640 ᴦ. для бедных съемщиков жилья наступило неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ облегчение, в то время как возросли затруднения у крупных фермеров и мелких арендаторов. К 1690 ᴦ. стали появляться люди, чьи интересы, богатство и власть простирались намного дальше пределов их поместий. Οʜᴎ вкладывали капитал в торговлю, в освоение природных ресурсов страны, а также предоставляли займы правительству, способствовали развитию сельского хозяйства и сдавали землю в аренду. Οʜᴎ проводили в городе не меньше времени, чем в своих поместьях, и чувствовали себя так же свободно в окружении богатой элиты Лондона, как и с сельскими сосœедями. Οʜᴎ образовали космополитическую культурную элиту, состоявшую из людей очень высокого достатка, включая многих пэров, но не ограничивавшуюся ими. Этот новый феномен был осознан уже в то время и нуждался в обозначении, в общественно признанном наименовании. Эти люди стали называться аристократией (термин, доныне сохраненный главным образом политическими мыслителями, как и термин ʼʼдемократияʼʼ, но мало употребляемый при социальном анализе). Изобретение понятия ʼʼсквайрʼʼ и приспособление слова ʼʼаристократʼʼ дают нам достаточно наглядную картину развития общества в конце ХVII в. Объединœение города и деревни, распространение городских ценностей и веяний, плавное развитие экономики и изменчивость общества – характерные черты того времени. К 1690 ᴦ. в Англии сложилась элита͵ доступ в которую посредством богатства и власти не был ограничен архаичными идеями о привилегиях и культом чистоты рождения, как в большинстве стран Европы.

Общество и экономическая жизнь - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общество и экономическая жизнь" 2017, 2018.

Основы экономической теории

Предисловие ……………………………………………………………………………………..

Глава I . Экономическая система ……………………………………………………….…….

§ 1. Материальное производство – основа экономической жизни общества………….

§ 2. Факторы общественного производства………………………………………………

§ 3. Производительные силы, производственные отношения и их соответствие……..

§ 4. Способ производства………………………………………………………………….

Глава II . Предмет и метод экономической теории …………………………………………

§ 1. Предмет исследования в экономической теории……………………………………

Экономическая теория. Основы экономической теории – часть 1: Учебное пособие / Под редакцией доктора экономических наук, профессора, Заслуженного экономиста России . – М.: ЮНП, 2001. – _ С.

Рассмотрены объект, предмет и метод экономической теории, система экономических отношений и экономических законов многоукладной экономики.

1.2. Факторы общественного производства

Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех его основных факторов (от лат. factor - делающий, производящий), мо­ментов, условий: рабочей силы человека, предметов труда и средств труда.

Производство вообще - это научная абстракция , представляющая со­бой совокупность всеобщих черт присущих производству, не зависящих от его специфической социально-экономической формы.

Рабочая сила - это совокупность физических и духовных воз­можностей человека, необходимых для осуществления трудовой дея­тельности, это его способность к труду. Она выступает в качестве личного фактора производства.

Личный фактор производства – более широкое понятие, чем рабочая сила. Наряду со способностью к труду важным моментом личного фактора в процессе производства является добросовестность, ответственность, дисциплинированность, инициативность, гражданственность и другие свойства личности, без которых невозможен нормальный процесс производства, его экономическая эффективность.

В современных условиях роль лич­ного фактора определяется не только уровнем развития физических и умственных способностей человека, но и степенью развития организа­ционных навыков, умением управлять производством и осуществлять за ним контроль.

Следует различать рабочую силу как действующий (функционирующий) ресурс и трудовые ресурсы общества как потенциальную способность к труду.

Носителем рабочей силы является человек как участник производства. Однако человек не только фактор производства. Это его самоцель. Именно поэтому преодоление технологического взгляда на человека лишь как фактора производства – непременное условие ускорения как научно-технического прогресса, так и социального прогресса в целом. Значение человека в функционировании и развитии обществен­ного производства неуклонно возрастает.

Научно-технический прогресс усиливает роль человека, предъявля­ет к нему новые требования, формирует спрос на работников высокой квалификации. Эта проблема наиболее актуальна для России, посколь­ку ее трудовые ресурсы недо­статочно воспроизводятся, слабо адаптируются к изменившимся условиям.

Россия не обделена кадровым, человеческим потенциалом. В России проживает 2,4% населения планеты. По численности населения наша страна находится на шестом месте в мире – после Китая, Индии, США, Индонезии и Бразилии. Наши лучшие умы возглавляют научный потенциал планеты.

Предметы труда - это те материалы, которые подвергаются обработке. Это все то, на что направлен труд человека, что составляет материальную основу будущего продукта.

Предметы труда подразделяются на две основные группы. Первая группа - это предметы труда, которые даны самой природой . Они впервые вовлекаются в производственный оборот. Эти предметы тру­да могут быть возобновляемыми (лес, вода, растительный и животный мир) и невозобновляемыми (уголь, нефть, руда и др.). Они исчерпаемы, поскольку их пополнение на земле практически невозможно.

Вторая группа - это те предметы труда, которые уже испытывали воздействие труда . Они являются продуктом предшествующего тру­да, но нуждаются в дальнейшей обработке. Сюда относится сырье, например, пряжа в ткацком производстве или металл на машиностро­ительном заводе, а также предметы труда, созданные искусственно, поскольку они отсутствуют в природе, например, химическое сырье.

Прежде чем предмет труда превратится в готовый продукт, он проходит одну или несколько стадий обработки от исходного пункта (извлечение веществ природы) до полезного продукта, годного к окончательному потреблению, выступая в качестве полуфабриката.

Так как труд человека направлен на окружающую его природу, то сама природа (земля и ее недра, залежи полезных ископаемых , лесные массивы, вода) является всеобщим предметом труда.

По объему и многообразию природных ресурсов России практически нет равных в мире. Здесь сосредоточено 45% природного газа, 23% угля, 13% нефти, 22% мировых запасов леса. Потенциал гидроресурсов страны превышает 850 млрд. киловатт-часов электроэнергии в год. На одного жителя России приходится 0,9 га пахотной земли, что на 30% больше, чем в США. В середине 90-х годов потенциальная ценность разведанных балансовых запасов основных видов полезных ископаемых оценивалась в 28,6 триллиона долларов. Однако следует иметь в виду, что все сельскохозяйственное производство осуществляется в зоне рискованного земледелия. Почти половина территорий России приходится на районы крайнего севера, находится в зоне вечной мерзлоты.

Средства труда - это вещь или комплекс вещей, которые чело­век помещает между собой и предметами труда. Это все то, чем он воздействует на предметы труда с целью создания готовых продук­тов. Именно в результате этого воздействия удается изменить форму предметов труда, превратить их в продукт, годный для потребления.

К средствам труда относятся прежде всего орудия труда, то есть машины и механизмы, оборудование, приспособления и инструменты, двигатели и передаточные устройства. Это активная часть средств труда, непосредственно воздействующая на предметы труда. Другая часть - это пассивные средства труда, которые непосред­ственно не участвуют в процессе труда, а лишь создают необходимые условия для производства. Сюда относятся производственные здания, дороги, дру­гие средства сообщения и каналы связи. Активные и пассивные средства труда формируют основные производственные фонды общественного производства.

Всеобщим средством труда служит земля, когда она выступает как место, на котором совершается труд, осуществляется производство или как носительница естественных свойств, используемых в земле­делии для выращивания культурных растений.

К средствам труда относятся естественные силы природы, исполь­зуемые в производстве, например, ветер, пар, электричество, химиче­ские ядерные реакции.

Отдельные продукты в одном процессе производства могут слу­жить предметом труда, а в другом выступать как средства труда. Так, например, машины и механизмы, оборудование во время ремонта становят­ся предметами труда.

Предметы труда и средства труда , взятые вместе, когда они соот­ветствуют друг другу, выступают как средства производства. Они образуют вещественный фактор производства .

Важнейшим средством производства является земля, которая од­новременно выступает и как средство и как предмет труда. Поэто­му вслед за английским экономистом Уильямом Петти (гг.) можно сказать, что "труд есть отец богатства, а земля его мать".

По расчетам ученых Московского Экономического Института потенциальная стоимость сельскохозяйственных земель в России составляет более 35 триллионов рублей. Нашу землю необходимо беречь, как зеницу ока, преумножать ее плодородие!

В результате взаимодействия вещественных и личных факторов производства создается продукт или оказывается услуга, способные удовлетворить те или иные потребности, а труд выступает как произ­водительный труд.

В современных условия общественное разделение труда позволяет рассматривать продукт как результат деятельности совокупной рабочей силы. Для его производства требуется труд не только рабочих, но и инженерно-технических работников, административно-управленческого персо­нала, работников прикладной науки, финансово-кредитной системы, менеджеров, предпринимателей.

Ресурсы общества, от которых зависит его существование и разви­тие, это не только природные богатства - нефть, лес и минералы, не только люди с их способностью к труду. Это знания, образование, культура, мастерство и напо­ристость народа, доступность информации. Надо много трудиться, изобретать, чтобы использовать эти возможности более продуктивно, уметь принимать самостоятельные решения.

1.3. Производительные силы и производственные отношения

В экономической жизни общества отношение людей к природе - это процесс взаимодействия рабочей силы и средств производства , в результате которого происходит превращение веществ и сил приро­ды в продукты, удовлетворяющие потребности людей. Эти отношения людей к природе представляют производительные силы общества.

Производительные силы общества образуют личные и веще­ственные факторы производства, рассматриваемые в их совокупности, взаимодействии. Взятые изолированно друг от друга, они не могут рассматриваться как производительные силы общества, способные реально удовлетворять человеческие потребности. Именно в своей совокупности и взаимодей­ствии они, выступают как фак­тически действующие факторы производства, – производительные силы общества.

Как бы ни совершенствовались орудия производства, главным эле­ментом производительных сил общества остается человек, обладаю­щий способностью к труду и проявляющий эти способности.

Именно человек создает и оживляет средства производства и тем самым превращает их в элементы производительных сил общества. Именно поэтому рабочая сила – главная производительная сила общества.

Личный фактор производства всегда был и остается главной производительной силой общества , решающим фактором, основным творческим элементом всякого производства. Люди с их способностью к труду являются истинными творцами общественного богатства. Именно люди, благо­даря своим возможностям, приобретенным общим и профессиональ­ным знаниям, производственному опыту и трудовым навыкам, трудо­любию приводят в движение средства производства и совершенству­ют их, изобретают новые машины, придумывают более эффективные технологии. Постоянное развитие способностей человека, его знаний, профессиональных навыков , духовное обогащение - являются непре­менным условием дальнейшего развития и совершенствования произ­водства. Поэтому инвестиции в человеческий капитал, расходы на образование, подготовку и переподготовку кадров, здравоохранение и НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) остаются самыми эффективными.

Из вещественных элементов производительных сил наибольшее значение имеют орудия труда, активная часть средств производства. Это наиболее революционный элемент производительных сил обще­ства. Распространение новой техники и прогрессивных технологий требует были совершенных, универсальных знаний на произ­водстве.

В современных условиях в непосредственную производительную си­лу общества превратилась наука , поскольку она активно воздейству­ет на функционирование и развитие всех элементов производительных сил: самих людей, непосредственных производителей материальных благ и услуг (с их опытом и трудовыми навыками) и на предметы тру­да, и на средства труда и прежде всего на орудия труда, технические средства производства. Именно наука обеспечила технический прогресс ХХ века и обеспечит его дальнейшее развитие в XXI веке. Можно поэтому сказать, что производитель­ные силы общества - это совокупность средств производства, людей, приводящих их в движение и использующих научные знания. Без современного образования, без передовой науки у России нет и не может быть будущего. Ведь в конечном счете все в жизни определяется умениями людей, глубиной их знаний, профессионализмом, их интеллектом.

Производительные силы общества, показывая отношение людей к природе, характеризуют материально-вещественную сторону произ­водства. Другую его сторону составляют производственные отноше­ния.

Производственные отношения - это отношения между людь­ми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг . Люди не могут производить жизненные блага в одиночку, изолированно друг от друга, не соединяясь для coвместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью. Воздействуя на природу в процессе реализации себя в качестве про­изводительной силы, люди вступают друг с другом в процессе произ­водства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в производственные отношения, а производство в связи с этим принимает общественный характер.

Производственные отношения образуют социально-экономическое содержание общественного производства , его общественную форму. Форму не в смысле внешнего выражения, очертания или наружно­го вида предмета, а в смысле внутреннего строения общественного производства, его структуры, определяющей порядок протекания эко­номических процессов функционирования и развития производитель­ных сил.

Производственные отношения всегда субъектны. Описание экономической жизни общества в отрыве от деятельности людей, субъектов хозяйствования не может быть плодотворным ни для теории, ни для практики. Это все равно, что биологам “абстрагироваться” от живой природы или в лингвистике – от языка.

Участниками производственных отношений являют­ся люди или их общественные образования - субъекты хозяйствова­ния . К субъектам хозяйствования относятся отдельные лица, занятые экономической деятельностью (производители - потребители, продавцы - покупатели, кредиторы - должники и проч.). Таковыми могут быть товарищества, акционерное общества , учреждения, город, целый хозяйственный регион, институты исполнительной государственной власти, Российская Федерация в целом.

Каждое из производственных отношений обладает собственным со­держанием (обусловленным уровнем развития производительных сил и видом и типом собственности) , которое проявляется в характере, способе связи его участников , и направлено на достижение определен­ного результата , по поводу которого складывается данное отношение между его участниками. В каче­стве такового выступают результаты производства, товарно-матери­альные ценности, доходы, прибыль, заработная плата , налоги, процент за кредит, рента и др. Поэтому чтобы выделить и проанализировать то или иное производственное отношение, необходимо определить его участников, раскрыть характер, способ их связи в процессе функци­онирования данного отношения, найти объект осуществления этого отношения.

Понятие "экономические отношения" более широкое нежели "производственные отношения". К ним, помимо отношений матери­ального производства, относятся отношения людей и их общественных образований в сфере нематериального производства. Следует иметь в виду, что значение последних неуклонно возрастает в связи с сокращением доли материального производства.

Совокупность экономических отношений образуют экономиче­ский базис общества, на котором вырастает своя особая органи­зация политических, правовых, этических, психологических, идеоло­гических, национальных, религиозных и других общественных отно­шений и институтов, составляющих в совокупности надстройку об­щества. Экономический базис и надстройка тесно взаимодействуют друг с другом. Чтобы ткань экономической системы была прочна, в ней недостаточно укрепление государственного управления экономикой (вертикального переплетения нитей) и горизонтальных связей – деятельности хозяйствующих субъектов. Реальной основой экономической жизни страны может быть лишь само общество , народ как непосредственный участник трудовых отношений, отношений собственности и отношений управления, реального самоуправления на местах, укрепление дисциплины и ответственности, трудовой морали и хозяйского отношения, деятельности политических партий и общественных организаций, направленных на укрепление экономической системы, реальной поддержки обществом экономических и политических реформ.

Между производительными силами и производственными отноше­ниями существует глубокая внутренняя связь. Они находятся в посто­янном взаимодействии, взаимовлиянии. Производственные отношения не могут осуществляться и развиваться вне производительных сил об­щества , а производительные силы всегда функционируют в рамках определенных производственных отношений . Важнейшие особенности и направления этого взаимодействия отражаются в законе соответ­ствия производственных отношений уровню развития производитель­ных сил.

Определенная историческая ступень, уровень в развитии произ­водительных сил общества требует и определенного типа производ­ственных отношений . Таков объективный экономический закон соот­ветствия производственных отношений уровню развития производи­тельных сил.

Производительные силы являются наиболее подвижной стороной производства, с них начинается его совершенствование. Изменение в производительных силах общества объективно требуют соответ­ствующих изменений в производственных отношениях людей, иначе затруднится или вообще прекратится развитие вещественных и лич­ных факторов общественного производства, может наступить кризис экономической системы в целом.

Производственные отношения более консервативны, поскольку сре­ди участников этих отношений всегда находятся те люди, которым вы­годно сохранять старые производственные отношения. В частности, мы медленно идем к рынку не только из-за отсутствия опы­та работы в новых условиях, из-за дефицита практических действий правительства или законодателей в этом направлении, но и из-за активного или пассивного сопротивления “реформаторов” первой волны, которые, обогатившись, игнорируют национально-государственные интересы по развитию Российского материального производства.

Опыт истории показал, что далеко не каждый человек, облеченный государственной властью, рискнет самой своей властью, чтобы осуще­ствить реформы для других. Нужна воля, требуется лидер, который возьмет на себя весь груз ответственности, связанный с устранением устаревшей экономической системы и выбором правильного направле­ния, нужно единство исполнительной и законодательной власти , без которого невозможно успешное реформирование экономики.

Производственные отношения могут помочь, а могут и задержать развитие производительных сил общества. Многое зависит от того, соблюдаются или нет требования закона соответствия производствен­ных отношений уровню развития производительных сил и в какой мере. Действительно, если производственные отношения соответству­ют уровню развития производительных сил, они способствуют раз­витию последних, двигают производство вперед. Если нет этого со­ответствия, то производственные отношения превращаются в тормоз развития производительных сил, в препятствие росту производства, удовлетворению потребностей человека. Производственные отноше­ния, таким образом, будучи зависимыми от производительных сил общества, в свою очередь, оказывают на них обратное влияние. Это влияние может быть разным: благоприятным развитию производства или сдерживающим его, мешающим повышению качества жизни насе­ления.

§ 4. Способ производства

Способ производства - это единство и взаимодействие произ­водительных сил общества и его производственных отношений.

Способ производства, взятый в единстве с надстройкой и другими формами жизнедеятельности общества, составляют общественно-эко­номическую формацию.

Общественно-экономическая формация - это исторически конкретный тип общества, соответствующий определенному способу производства и означающий особую ступень в развитии человеческого общества. На европейском континенте в качестве таковых выступали: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (социалистическая) формации. Исторический опыт человечества подтвердил, что каждый последующий способ производства всегда что-то наследует от предыдущего, но развивается по восходящей линии.

В мире имели место и отступления от названных выше ступеней общественного развития. В частности, не все страны Европы имели рабовладельческий способ производства, а некоторые народы мира жили в условиях азиатского способа производства.

Азиатский способ производства употребляется здесь не в географи­ческом, а в типологическом (обладающим особенностями, свойственными определенному типу) смысле, так как характеризуется не принадлежностью к азиатскому региону, а комбинацией особых социально-экономических структур, которые имели место и в Европе (Македония, Греция) и в Африке (Египет), и в Америке (империя инков в Перу), и в Китае и отличались тотальным проникновением государства не только во все надстроечные сферы, но и в отношения собственности, что проявлялось в слиянии власти и собственности, где центральная власть волевым актом изымала у производителей прибавочный, а нередко часть необходимого продукта и использовала его для укрепления своего господства. При этом сохранялись внеэкономическое принуждение, личная зависимость производителя от властных структур, а обмен деятельностью и ее результатами осуществлялся не на рынке, а по­средством прямого распределения и перераспределения ресурсов, где доход заменялся жалованием и т. д.

В дореволюционной России переплетались элементы общинного, феодального, капиталистического и азиатского способов производства.

Помимо формационного подхода, можно использовать и другие возможности для переодизации развития человеческого общества. Это могут быть стадии цивилизации : 1) неолитическая (от гр. neos - новый + гр. lithos - камень) - последняя эпоха каменного века, 2) восточно-рабовладельческая, 3) античная (от лат. antiguus - древний), 4) раннефеодальная, 5) прединдустриальная, 6) индустриальная (от лат. industria - деятельность, промышленность), 7) постиндустри­альная (от лат. post - после); стадии экономического роста : 1) тра­диционное (от лат. traditio - передача, сохранившийся от старины) общество, 2) переходное общество, 3) переход к индустриальному об­ществу, 4) индустриальное, 5) стадия массового потребления; уровень конвергенции : 1) теория гибридизации (от лат. hibrida - потомство, полученное путем скрещивания особей, принадлежащим к различным сортам, породам и видам), 2) теория синтеза (от гр. synthesis - соеди­нение, сочетание) и появления смешанной экономики, 3) теория сбли­жения, 4) "революция" менеджеров; типы технологической революции : 1) аграрная (сельскохозяйственная), 2) промышленная, 3) технологи­ческая, 4) информационная; экономические формы производства : 1) на­туральное, 2) товарное, 3) планомерно-организованное производство; способы управления: 1) административно-командная (распределитель­ная) система, 2) рыночная экономика, 3) смешанная экономика, кото­рая объединяет элементы различных способов и форм производства, различные методы управления , с различным уровнем развития произ­водительных сил или находится в состоянии перехода от одного соци­ально-экономического состояния в другое.

Нашим экономистам - теоретикам еще предстоит ответить на во­прос: в каком обществе мы живем ныне и куда идем, какую долю прошлого можно сохранить и что сделать но­вого, чтобы двигаться вперед. Сообщество людей лишь тогда можно назвать обществом, когда у него есть общая цель, объединяющая со­дружество людей в единое общество, когда к ней ведут люди, стоящие у власти, видящие эту цель и умеющие передать ее другим в осязаемой и приемлемой для большинства людей форме.

Как известно усилиями отдельных партийных лидеров понятие "социализм", как и социалистическое строительство, было дискредитировано, хотя социализм здесь не причем. Поэтому ошибочно утверждение о том, что социализм как экономическая система оказалась нежизнеспособной.

Интересно, что первым, кто употребил термин "социализм" был французский социа­лист Пьер Леру. Он противопоставлял его индивидуализму и сводил к кол­лективистскому началу в организации общественной жизни.

В современных условиях следует говорить не о дискредитации (от фр. discrediter - подрывать доверие, умалять авторитет), самой идеи социализма как таковой, а о дискредитации практики руководства экономи­ческой системой, которую мы называли социализмом, то есть о дис­кредитации реальной практики строительства социалистической си­стемы в СССР и других странах социалистического содружества.

Если разграничивать социализм (коммунизм) как политический строй, провозглашенный в нашей стране, и социализм (коммунизм) как идею, то станет ясным, что появление социализма - это не слу­чайное явление, не историческое недоразумение, не внешняя, навязанная из вне идея, как некоторым кажет­ся, а ответная реакция людей на реальные несправедливости капиталистической жизни, воплощение мечты угнетенных и оскорбленных, желающих видеть мир светлее и лучше. Идея социализма возникла из стремления человека преодолеть социально-экономическое неравенство, из стремления создать обще­ство социальной справедливости; из стремления широких масс трудящихся быть хозяевами своей судьбы.

Нельзя начинать возрождение России с “чистого листа”, разрушить “все до основания, а затем”… затем ничего позитивного не будет, если мы не научимся сохранять позитивы, полученные от прежней системы, если не обеспечим нужную новому строю преемственность с этой системой.

В частности, нельзя допускать того, чтобы наши пенсионеры, победившие в Великую Отечественную войну и создавшие России славу мировой державы в послевоенные годы, жили кое-как, в бедности и нищете. Возвратить им положенный долг – это наша политическая и нравственная задача. Хотя в 2000г. пенсии возросли на 28%, минимальная пенсия в России составила 21 доллар в месяц, против 80 долларов в Китае, 667 долларов в США, 833 доллара в Дании и Японии.

Теперь многие говорят, что у нас построен "дикий" капитализм, чем и объясняют сегодняшние трудности.

Конечно, российские реформаторы во многом дискредитировали реформы, особенно когда революционный лозунг октябрьских дней 1917 года: "грабь награбленное" был заменен на лозунг: "грабь за­работанное". Но это вовсе не значит, что нужно свер­нуть реформы, отказаться от дальнейшего обновления социально-экономических отношений. Реформирование экономики не самоцель. Ее смысл состоит в том, чтобы народ стал богатым, а государство – сильным.

Если что-то и вытащит нас из кризиса, то это вера в себя, в Россию, желание и умение работать. Свою Россию надо уметь отстаивать и обустраивать. Другой России у нас не будет, а за границей нас никто не ждет.

Вопросы для самоконтроля :

1. Что является объектом экономической теории?

2. Почему материальное производство является основой экономической жизни общества?

3. Почему рабочую силу и средства производства называют основными факторами общественного производства?

4. Почему рабочую силу, а не человека называют личным фактором произ­водства?

5. Что относится к предметам труда?

6. Что относится к средствам труда?

7. Что называется производительными силами общества?

8. Какую сторону производства характеризуют производительные силы?

9. Что такое производственные отношения?

10. Где функционируют производственные отношения?

12. Какую сторону производства характеризуют производственные отношения?

13. Чем отличаются производственные отношения от экономических отно­шений в обществе?

14. В чем выражается зависимость производственных отношений от произ­водительных сил общества?

15. Как влияют производственные отношения на развитие производительных сил?

16. Что такое способ производства?

17. В чем отличия одного способа производства от другого?

18. К чему сводится характеристика первобытно-общинного строя, рабов­ладельческого, феодального, капиталистического, государственного способов производства и многоукладной экономики?

19. Чем экономический уклад отличается от способа производства?

20. Какие признаки характеризуют многоукладную экономику России?

Глава II. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

2.1. Предмет исследования в экономической теории

Чтобы успешно решать проблемы экономической науки, необходи­мо четко очертить границы, рамки ее предмета. Осознание собствен­ных границ предмета экономической теории - это один из признаков ее зрелости как экономической науки.

Предметом экономической теории является та особая сторона эко­номической жизни общества, которая непосредственно изучается дан­ной наукой. Какая сторона экономической жизни общества здесь име­ется в виду?

Когда человек в процессе производства использует в виде средств труда или предметов труда результаты деятельности различных людей или когда производит продукты не для себя, а для других членов обще­ства, которые употребляют их как средства производства или как предметы потребления, то он неизбежно вступает с этими людьми в определенные экономические отношения. Именно эти отношения и являются предметом экономической теории.

Экономическая жизнь общества представляет собой прежде всего производство, распределение, обмен и потребление разного рода предметов и услуг. Это могут быть материальные блага, в т. ч. предметы питания, одежда, жилище, различные виды транспорта и связи или же такие виды услуг, как здравоохранение и образование.

Это могут быть и духовные ценности, в т. ч. предметы искусства, науки, образования и т. д. В их ПРОИЗВОДСТВО вкладываются те или иные материалы, имеющие свою стоимость, а также орудия труда и оборудование, в т. ч. самые совершенные, например, при печатании книг, журналов и газет. Поэтому нередко они выступают в форме товара со всеми присущими ему свойствами. Правда, это товар особого рода, содержание которого воплощено в художественных образах, научных теориях, чувствах и мыслях людей.

В процессе производства, которое всегда носит общественный характер, природные материалы преобразуются, им придаются свойства, благодаря которым они могут удовлетворять разнообразные потребности людей. При этом человек материалу природы противостоит как сила одновременно И ПРИРОДНАЯ, И СОЦИАЛЬНАЯ, что ярко отражается в специфике воздействия людей на природу и свойствах производимых ими предметов и услуг.

Решающее значение имеет СОЦИАЛЬНЫЙ ТИП того или иного способа производства. Его определяют существующие отношения СОБСТВЕННОСТИ на средства производства и его продукты. Созданными предметами и услугами в большей степени владеет, пользуется и распоряжается тот, в чьей собственности находятся средства производства.

В этом главным образом проявляется взаимодействие, с одной стороны, производства, а с другой, - распределения и потребления создаваемых предметов и услуг. В свою очередь, отношения распределения и само потребление людьми предметов и услуг существенно влияют на производство. Они могут либо стимулировать, либо сдерживать его развитие. Так, например, существенную роль в развитии производства во всех развитых странах играет принцип РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПО КОЛИЧЕСТВУ И КАЧЕСТВУ ТРУДА, применяемый по отношению к наемным рабочим и служащим. Им хорошо платят за повышение производительности труда, за творческое влияние на производственный процесс. Это повышает материальную заинтересованность работников.

Напротив, УРАВНИТЕЛЬНЫЙ принцип распределения не порождает таких мотивов и по сути оставляет невостребованными творческие способности рабочих и служащих.

ПОТРЕБЛЕНИЕ является основополагающим стимулом развития производства, влияет на рост его масштабов, развитие отраслей, в т. ч. сельского хозяйства, легкой промышленности, машиностроения, транспорта, связи и т. д. К тому же надо иметь ввиду не только ЛИЧНОЕ, но и ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ (нефти, газа, электроэнергии и т. д.) потребление, необходимое для существования самого производственного процесса.

Экономическая жизнь общества проявляется также в ОТНОШЕНИЯХ ОБМЕНА деятельностью, товарами и услугами между людьми. В основе его лежит закрепленное отношениями собственности общественное разделение труда, как оно сложилось в ту или иную историческую эпоху. Так, например, предприниматель-собственник автомобильного завода обменивает свои изделия на электроэнергию, сталь, другие товары, чтобы продолжить производство, а также на продукты питания, одежду, жилище, транспорт, чтобы удовлетворить потребности личные и членов своей семьи. Точно также крестьянин обменивает продукты земледелия или животноводства на тракторы, комбайны, сельскохозяйственное оборудование и т. д. Обмениваются обычно в товарной форме, но иногда и в форме т. н. бартерных сделок (прямой продуктообмен).

В данном случае продуктами (товарами) по сути дела обмениваются между собой различные товаропроизводители и, следовательно, их способности. Более наглядно это проявляется при обмене услугами. Скажем, врач профессионально служит разным людям, оказывая им медицинскую помощь. В то же время сам он пользуется услугами портного, который шьет ему костюм, учителя, который учит его детей, адвоката, ведущего его дело, и т. д. Обмен продуктами производственной деятельности и услугами опосредует связь между производством и потреблением и тем самым играет существенную роль в экономической жизни общества.

Все ее проявления, а именно производство разного рода предметов и услуг, их распределение, обмен и потребление (личное и производственное) тесно связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. Их связи и взаимодействия носят порой сложный и противоречивый характер. Вместе с тем объективные противоречия между производством и распределением, распределением и обменом, производством и потреблением являются движущей силой развития всей экономической жизни общества.

Развитие общества и его экономической жизни тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как ЦЕЛОЕ И ЕГО ЧАСТЬ. Последняя существует и проявляет себя в рамках единого целого. Экономика испытывает на себе воздействие всех сторон общественной жизни, в т. ч. сложившейся социально-классовой структуры общества, его политической и духовной сфер. В свою очередь экономическая жизнь общества и прежде всего способ общественного производства существенно и в ряде случаев решающе влияют на функционирование и развитие общества в целом.

Последнее влияние настолько глубоко и очевидно, что многие мыслители считают способ общественного производства основой существования и развития всего общества. Свои выводы они подтверждают довольно вескими аргументами:

· без постоянного производства материальных благ существование общества невозможно;

· способ производства, прежде всего сложившиеся отношения собственности и разделение труда определяют появление и развитие классов и других социальных групп и слоев общества, его социально-классовую структуру;

· способ производства во многом обусловливает развитие политической сферы жизни общества. Как правило, в ней доминируют экономически господствующие классы и социальные группы. Они определяют работу государственного аппарата, содержание и направление деятельности многих политических партий и в конечном счете всей политической жизни,

· в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества, в т. ч. здания для функционирования учреждений духовной культуры - библиотеки, музеи, театры и т. д., полиграфическое оборудование, бумага, краски для печатания книг, журналов и газет, музыкальные инструменты и многое другое.

Как видим, вывод о значительной роли способа производства в развитии общества достаточно обоснован. На это указывал Макс Вебер (1864-1920), когда говорил об экономической теории К. Маркса и отмечал необходимость ее очистки от многих догматических наслоений его последователей. К тому же он советовал учитывать роль в развитии общества других факторов, например, политических, моральных, религиозных. Роль последних Вебер подчеркивал особенно. Обо всем этом говорилось в начале века и справедливо по сей день.

Экономические потребности людей и потребности развития самого производства являются наиболее глубокими источниками зарождения и становления всей экономической жизни общества. Мы уже частично упоминали об этом. Здесь, выделяя главное, можно сказать, что социальные потребности выступают как проявления социальной (того, что необходимо людям в их общественной жизни), экономические же потребности как проявления экономической необходимости. Таковы потребности в пище, одежде, тепле, жилище, средствах передвижения и т. д. Одни из них имеют биосоциальный характер, как, например, потребности в пище и тепле, другие - чисто социальный - потребности в модной одежде, современном автомобиле, телевизоре и т. п. Но все эти потребности выступают в СОЦИАЛЬНОЙ ФОРМЕ, в т. ч. и те, которые удовлетворяются с помощью по-человечески приготовленной пищи и построенного жилища и содержат в себе атрибуты культуры того или иного народа. Данные материальные потребности выступают одновременно и как ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, потому что в процессе производства удовлетворяются в рамках экономических отношений между людьми.

Все эти потребности вызывают к жизни, поддерживают и стимулируют производство тех или иных продуктов и услуг. Нет потребностей - нет и производства. Причем, круг потребностей постоянно расширяется. К тому же они развиваются качественно. В этой связи говорят О ЗАКОНЕ ВОЗВЫШЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ, т. е. их постоянном совершенствовании. Нельзя забывать и о потребностях функционирования самого производства - потребностях в источниках энергии, сырье, материалах и т. д. Таким образом, социально-экономические потребности выступают как источники развития производства, его постоянные основные стимулы.

Остается добавить, что сами потребности, не только общественные, но и личные, развиваются под влиянием производства различных предметов и услуг. Таковы, например, потребности людей во многих продуктах питания, современной одежде, бытовых приборах, холодильниках, телевизорах и т. д. Воздействуя на формирование этих потребностей, производство создает важнейшее условие для своего устойчивого развития.

Такова диалектика взаимодействия экономических потребностей, производства и потребления как одно из проявлений экономической жизни общества.

СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ИМЕЕТ ДВЕ СТОРОНЫ: ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ. Их роль и характер взаимодействия всесторонне раскрываются в марксизме, хотя вопрос о роли производительных сил в развитии общества ставился и решался некоторыми мыслителями еще до появления марксистской теории. Так, соотечественник Маркса, которого называют основоположником немецкой экономической мысли, Фридрих Лист (1789-1846) указывал на решающую роль производительных сил в развитии экономики того или иного общества, на его способность производить материальные блага и услуги и постоянно совершенствовать эту способность. Это звучит весьма актуально и в наше время. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ОБЩЕСТВА - это прежде всего применяемые в производстве орудия труда (современная техника, а также используемые в нем технологии, транспорт, производственные помещения), предметы труда и т. д. Они представляют собой вещественную сторону производительных сил, с помощью которой люди воздействуют на природу, перерабатывая ее материал для удовлетворения своих потребностей.

Экономика (от греч . oikos – вокруг и noma – дом) есть хозяйство , сфера общественного производства, в которой создаются, распределяются, обмениваются и потребляются утилитарные ценности как жизненные блага. Представим, к примеру, крестьянскую усадьбу. Что вокруг дома? Скотный двор: коровник, свинарник, конюшня. Угодья: огород, сад, парники, пашня. Постройки: сарай, амбар, погреб. Словом – все необходимое для производства продуктов с целью удовлетворения материальных потребностей человека. Хозяйственную деятельность общества изучает специальная наука – экономическая теория или, как ее называли классики Адам Смит и Карл Маркс, политическая экономия .

Социальная философия акцентирует свое внимание на базовых категориях экономической теории – стоимости и собственности. Стоимость продукта производства фигурировала в предыдущей главе как цена и ценность продукта производства. Здесь обратимся к проблеме имущественных отношений между людьми в различных формах присвоения вещей.

Один из отцов-основателей США Бенджамен Франклин начинал текст американской конституции знаменитыми словами: «Все люди рождаются равными, и от рождения они наделены Богом неотъемлемыми пра­вами на жизнь, свободу, собственность и стремление к счастью. Права же гражданина в обществе обеспе­чиваются принципом неприкосновенности частной собственности».

В XVIII веке кумир Франклина французский просветитель Жан-Жак Руссо прославился своей эпатажной критикой «цивилизованного» общества. Уже в своем первом, нашумевшем трактате, представленном на конкурс в Академию Дижона на тему «Способствовало ли развитие наук и искусств улучшению общественных нравов», он заявлял, что «…добродетель исчезала по мере того, как их сияние поднималось все выше и выше над нашим горизонтом и то же явление наблюдалось повсеместно». Тем более шокирующей была его точка зрения на «священную корову» буржуазного общества – частную собственность. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» он писал, что возникновение собственности изначально связано с обманом. «Первый, кто огородил участок земли, придумал заявить Это мое!” и нашел людей, достаточно простодушных, чтобы тому поверить, был подлинным основателем гражданского общества».

Правда, Руссо прекрасно понимал, что вернуться к естественной простоте нравов невозможно, а собственность есть необходимый атрибут цивилизации. В статье «О политической экономии», написанной для энциклопедии, он утверждал, что «право собственности – это самое священное из прав граждан и даже более важное в некоторых отношениях, чем свобода»; «собственность – это истинное основание и истинная порука в обязательствах между людьми».

В отличие от Руссо, который трактовал собственность как правовое отношение, Карл Маркс в фундаментальном четырехтомном труде «Капитал» придал отношению собственности экономический смысл и рассматривал его как системообразующее производственное отношение, от которого зависят распределение, обмен и потребление продуктов производства. Возникает отношение собственности не вследствие обмана, а по необходимости, и определяется оно уровнем развития производительных сил. Точнее – тем, какой элемент производительных сил играет ведущую роль в общественном производстве.

Когда отсутствует техника и человек располагает лишь самим собой да простейшими ручными орудиями труда, тогда он сам становится объектом присвоения. Возникает рабовладение. Оправдывается оно тем, что рабы – это варвары, захваченные в плен, а дикарей можно и должно принуждать к труду силой.

Когда основой производства становится предмет труда – земля у земледельцев, вода в азиатском способе производства, стада скота и пастбища у скотоводов – тогда объектом присвоения становятся природные ресурсы. Возникает феодализм. Право на землю присваивает себе первопоселенец, успевший застолбить участок: вкопать столб со словами «сия землица моя!», и когда является пришлец, «шатающийся меж двор», он должен испросить разрешения пользоваться этой землей у старожила, т. е. брать эту землю в аренду. А далее землю «жалуют» государи за заслуги, и наряду с боярами появляются служилые дворяне.

Когда в результате технического переворота и промышленной революции главным элементом производительных сил общества становятся средства производства, капитал как «овеществленный труд» – возникает буржуазная собственность и на первые роли выходят «владельцы заводов, газет, пароходов». И это тоже оправданно. Кто такой пролетарий? Тот, кто все, что наработал – пропил, проел, прогулял. А кто такой капиталист? Тот, кто каждую копейку сберегал и все сбереженное пустил «в дело!». Не будем вспоминать про «гримасы» первоначального накопления капитала, но согласимся с тем, что основной инструмент расширенного воспроизводства – это есть капитали­зация прибыли.

Таковы, по Марксу, исторические формы собственности, а далее – общественная собственность коммуны людей на продукт производст­ва и распределение этого продукта «по справедливости», что уже выходит за рамки экономики. Но это псевдоравенство и шкурное братство мы уже проходили во времена «социалистического эксперимента».

По мнению автора, т. е. моему, все вышеперечисленные «исторические оправдания» права собственности суть не более чем экономические мифы . Причиной же иллюзорности подобных объяснений я полагаю то, что тот же Маркс, многократно повторявший, что собственность есть отношение между людьми по поводу вещей , определяет тем не менее формы этого отношения по объекту присвоения . Но если собственность есть отношение между людьми, то и следует определять формы этого отношения именно по субъекту присвоения .

В процессе труда люди объединяются между собой и производство всех жизненных благ имеет общественный характер. Маркс справедливо утверждал, что человек трудится сообща даже тогда, когда, по всей видимости, он делает это в одиночку . Как Робинзон на необитаемом острове, за спиной которого незримо стоит человечество. Развернем эту формулу в противоположное утверждение: человек потребляет в одиночку даже тогда, когда, по всей видимости, он делает это сообща . Когда коммунарам ставят на общий обеденный стол большой котел с похлебкой, тогда, в конечном счете, каждому коммунару достаются своя миска, своя ложка и своя индивидуальная пайка, потому что в процессе потребления материальные блага уничтожаются, амортизируются частично или полностью. Поэтому единственную пару сапог коммунары могут носить лишь по очереди, а не все вместе и одновременно, а съеденный ломоть хлеба вообще больше не достанется никому.

Источник отношения собственности есть необходимость разрешения диалектического противоречия между общественным характером производства и индивидуальным характером потребления, поэтому собственность есть не что иное, как способ индивидуализации сообща произведенного продукта. «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила. Этому дала и этому дала, а вот этому не дала: ты дров не рубил, воды не носил, теста не месил – тебе и нет ничего!» – вот образное изложение принципа эквивалентности меры труда и доли потребления. Но тогда чем определяются различные способы индивидуализации и, следовательно, формы собственности?

Социальные субъекты в процессе производства выстраиваются в иерархию – ранжир снизу доверху – по признакам количества участников и качества сотрудничества. Один человек – личность – может ни с кем не делиться, поэтому его собственность индивидуальная , т. е. неделимая. Конечно, он должен будет платить налоги на содержание чиновника, солдата, учителя и врача, но это уже другая история.

Несколько людей – артель, бригада, которых объединяет непосредственный совместный труд, могут разделить свой продукт по мере живого труда – скажем, по трудодням или по коэффициенту трудового участия. И это будет групповая собственность, как в кооперативе.

Много людей – коллектив фабрики, завода, корпорации – объединяют свой труд опосредованно и друг с другом напрямую не взаимодействуют. Они могут разделить свой продукт лишь по мере овеществленного труда , т. е. в соответствии с количеством ранее затраченного труда и капитализированного продукта. Это могут быть паевой взнос, инвестиции в производство, акции предприятия и т. п. Если же этого ничего нет, то работник продает свою рабочую силу и получает за это ее стоимость – заработную плату в соответствии с квалификацией, не рассчитывая на долю прибыли. Такова коллективная, она же корпоративная собственность.

Очень много людей – масса – вообще объединяют свой труд косвенным образом, поэтому здесь возможен лишь один способ распределения продукта: «уравниловка». Этот способ характерен для общественных институтов, например профсоюзов, где любой член может получить путевку в профилакторий, отправить ребенка в оздоровительный лагерь и т. д., потому что членские взносы одинаковы для всех. В общем и равном пользовании находится муниципальное или, к примеру, церковное имущество. Это есть массовая собственность, хотя и здесь у председателя профкома или главы районной администрации могут быть скрытые преференции. Но это уже коррупция.

Наконец все общество в целом может распределять свое достояние – прежде всего природные ресурсы – исключительно по потребности . Скажем, крестьянину нужна земля, но лишь столько, сколько он сможет обработать. Предпринимателю нужен рудник или участок лесных угодий для добычи древесины, но лишь в той мере, в которой он может собрать средства производства и извлечь прибыль. Мне, университетскому профессору, не нужны ни земля, ни золотоносная жила, поскольку я с ними ничего путного сделать не смогу, а если мне их навяжут – я быстро разорюсь.

Для тех, кто может и хочет эксплуатировать природные ресурсы, есть концессии, долгосрочная аренда, вечное и наследственное пользование, но только пользование, а не собственность. И в этом случае мы имеем дело с общенародной собственностью, поскольку та же земля не является продуктом труда (не считая вложенной в нее обработки): она божья , т. е. она есть собственность наших дедов и отцов, моя и твоя как жителей этой страны, наших детей и наших внуков. Пользователи оговоренную часть прибыли отдадут распорядителю – государству, а уж оно, родное, отдаст и нам, грешным, малую толику через социальные статьи расходов государственного бюджета.

Чем определяется уровень обобществления труда? Ресурсоемкостью (труд, энергоносители, сырье, финансы, технологии, ноу-хау) производимого продукта. Если я могу что-нибудь произвести без помощи других людей – скажем, вырастить картошку на огороде и даже продать излишек на рынке, то я типичный индивидуальный предприниматель и, по идее, делиться ни с кем не обязан.

Если я хочу поставить избу, то в одиночку мне не справиться при всем желании, и я вынужден привлекать артель, пусть даже родственников или друзей, и «ставить им магарыч», а то и вовсе нанимать работников. А с коллективом нужен расчет.

Если я хочу массово производить товар и насыщать им рынок – я должен вложить капитал, т. е. создать предприятие, закупить сырье и нанять рабочую силу, причем в масштабе, соответствующем сложности продукта: от свечного заводика в Самаре до автомобилестроительного завода Форда. Это уже корпорация и типичный капитал как «стоимость, производящая прибавочную стоимость».

Ну а, к примеру, космический корабль «Буран» не осилит никакая, даже транснациональная корпорация: здесь необходимо объединение тысяч коллективов под эгидой государства в рамках национальной программы. Прокладка дорог и линий связи, запуск спутников и спуск на воду кораблей, выпуск танков и самолетов поддерживаются государственным заказом. Участие и контроль государства необходимы в «естественных монополиях» – финансах, энергетике, транспорте, связи, в «оборонке» наконец! И это – общенародная собственность , часть которой, но только часть (без чубайсовского фанатизма!) – можно приватизировать под конкретные инвестиции и уж никак не за гайдаровские гроши, а по реальной стоимости.

Вот он – закон собственности : форма индивидуализации общественного продукта определяется уровнем обобществления труда, который, в свою очередь, прямо пропорционально зависит от величины ресурсоемкости производимого продукта.

И наконец, можно ли влиять на иерархию социальных субъектов и смещать в ту или иную сторону уровень обобществления труда? Естественным путем это происходит вследствие совершенствования технологий и внедрения инноваций, и тогда этот уровень понижается или повышается в зависимости от упрощения производства или же появления более сложных продуктов.

Но можно влиять и искусственно, силовыми методами, затеяв в одном случае тотальную национализацию вплоть до обобществления кур и коллективизации быта в коммунах, и тогда мы получим «вожделенный» коммунизм, но при этом и тотальный дефицит, поскольку при всеобщем уравнительном распределении стимул к труду исчезнет как таковой. В другом же случае можно объявить тотальную приватизацию под ваучеры за бутылку водки вместо двух автомобилей «Волга», клятвенно обещанных либеральными реформаторами каждому советскому гражданину, и мы получим «махровый» капитализм в его «чистом виде».

Надо ли говорить, что ни того ни другого не было нигде и никогда, да и быть не может, поскольку тотальная коллективизация и тотальная приватизация суть асимптоты, идеализации, т. е. реально недостижимые пределы организации хозяйственной жизни общества. В первом случае формы реального распределения уйдут в тень и образуется «черный рынок», а во втором декларированные индивидуальные хозяева с необходимостью начнут объединяться, «сбиваться в кумпанства», как говаривал еще Пётр I, принуждаемые к этому самим характером и масштабом общественного производства. И это есть не что иное, как смешанная экономика , которая представляет собой то, что автор «Капитала» называл естественно-исторической закономерностью .

Такое состояние общества нельзя ввести законодательным путем, и это было понятно уже Марксу: «…Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, … не может ни перескочить через естественные фазы развития, ни отменить последние декретами».

Пытаться директивно воплотить в экономическую реальность тот или иной идеологический миф – коммунизм ли, капитализм ли – это занятие, которое породит лишь, по выражению Иммануила Канта, «массу смешных суетливых движений, и больше ничего». Примерно так, как если бы Государственная дума России приняла вдруг закон о том, что с первого января следующего года все граждане России должны стать неграми: ведь мы же все равно не почернеем. Правда, найдется множество законопослушных, прежде всего чиновных особей, которые по утрам перед службой будут намазывать свои лица ваксой, занимаясь привычной показухой. Однако, приходя вечером домой, они будут с превеликим удовольствием эту ваксу смывать и становиться обычными людьми.

Естественное состояние смешанной экономики – mixt economy – общество приобретет тогда, когда будут грамотно разрешены его противоречия, когда демократия сделает невозможным делом подталкивание общества к крайностям, к социальным асимптотам, а экономическая политика будет подчинена истинным, а не мнимым ценностям, здравому смыслу, а не экономической мифологии.

Экономическая теория изучает

Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает


25. Верны ли следующие суждения о функциях государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка организует необходимые гражданам общественные работы, за которые из-за отсутствия выгоды не берутся частные предприниматели.

Б. Государство в условиях рынка заинтересовано в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей.

Государство в условиях командно-административной экономики

27. Как называется сложившееся в мировой культуре представление об истинном, беззаботном, естественном существовании общества и человека:

А. Золотой Век В. Бронзовый Век

Б. Серебряный Век Г. Каменный Век

28. Какое из отношений к культуре пропагандирует автор следующего четверостишия:

«Мы во власти мятежного, страстного хмеля,

Пусть кричат нам: вы красоты палачи!

Во имя нашего завтра сожжем Рафаэля,

Разрушим музеи, растопчем искусства цветы»:

А. Нигилистическое В. Консервативное

Б. Новаторское Г. Традиционное

29. Как называется художественный стиль первой трети XIX в., зародившийся в наполеоновской империи в живописи, архитектуре, прикладном искусстве, являющийся продолжением и завершением классицизма:

А. Романтизм В. Рококо

Б. Готика Г. Ампир

30. К какой сфере общественной жизни относятся художественное творчество, научные исследования?

А. экономической В. политической

Б. социальной Г. духовной


Класс

1. Соотнесите результаты творческой деятельности и примеры:

1. Открытие

2. Изобретение

3. Рационализаторское предложение

А. Техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия и предусматривает изменение конструкции изделий, технологии производства

Б. Новое достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества

В. Новое техническое решение задачи, поднимающее технику на новый уровень

2. К материальному производству относится:

А.исполнение оркестром симфонии П.И. Чайковского

Б.тиражирование в типографии произведений А.П. Чехова

В.открытие Д.И. Менделеевым периодической системы элементов

Г.создание М.Ю. Лермонтовым стихотворения «Бородино»

Закончите предложение

Понятие исторического процесса включает…

Новое на сайте

>

Самое популярное