Домой Кредит на бизнес Правовые основы денежного обращения и расчетов. Система государственного управления

Правовые основы денежного обращения и расчетов. Система государственного управления

Раздел 1. Сущность и роль финансов, денег и кредита

Тема 1. Деньги и денежное обращение…………………………………4

Вопросы для самопроверки……………………………………………..15

Словарь…………………………………………………………………...16

Тема 2. Сущность кредита, его формы и виды………………………...18

Вопросы для самопроверки……………………………………………..24

Словарь…………………………………………………………………...25

Тема 3. Сущность и функции финансов……..………………………...27

Вопросы для самопроверки……………………………………………..28

Раздел 2. Финансовая система

Тема 4. Финансовая система…………..………………………………..30

Вопросы для самопроверки……………………………………………..36

Словарь…………………………………………………………………...38

Тема 5. Централизованные финансы…………………………………...40

Вопросы для самопроверки……………………………………………..52

Словарь…………………………………………………………………...53

Тема 6. Финансы организаций (предприятий)………………………...56

Вопросы для самопроверки……………………………………………..66

Словарь…………………………………………………………………...68

Раздел 3. Кредитная система

Тема 7. Кредитные организации и их операции...……………………..69

Вопросы для самопроверки……………………………………………..75

Словарь…………………………………………………………………...76

4. Итоговые тестовые задания по дисциплине ………………………...78

РАЗДЕЛ 1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВ, ДЕНЕГ И КРЕДИТА.

Тема 1. Деньги и денежное обращение

Происхождение и сущность денег

Деньги уже давно знакомы людям. Они возникли при определенных условиях осуществления производства и экономических отношениях в обществе. Первоначально роль денег выполняли различные товары: шкуры животных, табак, скот. Постепенно из общей массы товаров выделился один товар – благородные металлы, ставшие всеобщим эквивалентом. Всеобщим эквивалентом они стали потому, что обладали такими качествами, как однородность, делимость, сохраняемость, транспортабельность и др.

В конце 19 века роль всеобщего эквивалента сначала утратило серебро, а затем и золото. Произошел процесс ихдемонетизации.

Причины демонетизации: ограниченные возможности добычи драгоценных металлов, в то время как рост товарооборота требовал увеличения массы денег; огромные расходы на организацию обращения денег из драгоценных металлов; высокая потребительная стоимость драгоценных металлов (используются в промышленности, медицине и т.п.), но товар тем лучше выполняет функции денег, чем незначительнее его потребительная стоимость.

Началось постепенное вытеснение денег из драгоценных металлов бумажными и кредитными деньгами. Некоторое время кредитные деньги, находящиеся в обращении, свободно разменивались на драгоценные металлы по твердому курсу. Однако сформировавшиеся в ХХ веке мировые валютные системы сначала узаконили процесс прекращения свободного обмена банкнот на золото, а затем и отменили официальный масштаб цен , т.е. весовое содержание золота в национальной валюте. Таким образом, деньги перестали приравниваться к золоту. Ямайская валютная система официально закрепила юридическую демонетизацию золота.

Определения сущности денег, признаваемого всеми экономистами, в настоящее время нет. В марксистской теории дается следующее определение:

Деньги – это особый товар, выделившийся стихийно из массы других товаров и служащий всеобщим эквивалентом.

Однако многие современные экономисты определяют деньги как специальный инструмент, стихийно выработанный рыночной экономикой для решения проблем товарного хозяйства. Сущность денег определяется выполняемыми ими функциями.

Функции денег

Выделяют следующие функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления и сбережения, мировые деньги.

Деньги как мера стоимости используются для сравнения и соизмерения стоимостей различных товаров и услуг. Величина стоимости любого товара определяется путем приравнивания его к определенному количеству денег.

Содержанием функции денег как средства обращения является использование денег в роли посредника при обмене одних товаров на другие. Для этой функции характерно встречное движение денег и товаров: деньги передаются продавцу, товары - покупателю. Передача товара покупателю и его оплата происходят одновременно. Функцию денег как средства обращения выполняют наличные деньги.

Деньги выполняют функцию накопления , когда они после реализации товаров и услуг, временно изымаются из обращения и используются для совершения покупок в будущем.

Функция средства платежа характеризуется односторонним движением денег и наличием разрыва во времени между передачей товара покупателю и денег поставщику, эту же функцию деньги выполняют при предоставлении и погашении кредитов, осуществлении налоговых платежей и др. Функцию денег как средства платежа выполняют в основном безналичные деньги.

Функция мировых денег обусловлена развитием международных экономических отношений, созданием мирового финансового рынка. Деньги используются для оплаты товаров и услуг, совершения кредитных и иных операций. Первоначально роль мировых денег выполняли благородные металлы: золото, серебро. После утверждения мирового стандарта (Париж, 1867г) в качестве мировых денег, вместе с золотом, стали выступать и национальные деньги разменные на золото (доллар США). В 1970 году международный валютный фонд ввел в обращение международную счетную денежную единицу – специальные права заимствования – СДР.

В 1979 году странами-членами Европейской валютной системы была введена новая международная денежная единица - ЭКЮ. С 1 января 1999 года, после введения единой валюты ЕВРО, ЭКЮ упразднена.

Виды денег

Различают металлические, бумажные и кредитные деньги.

Металлические деньги - это полноценные монеты, реальная стоимость которых (содержание благородного металла) соответствует номинальной, и разменные монеты , номинальная стоимость которых выше стоимости содержащегося в них металла.

Бумажные деньги это денежные знаки, замещающие в обращении полноценные деньги. Они выпускаются государством или другим органом для покрытия расходов, не размениваются на металл и наделены принудительным курсом.

Кредитные деньги – это денежные документы, являющиеся чьим-либо долговым обязательством или обязывающие кого-либо уплатить определенную сумму. К кредитным деньгам относятся: вексель, банкнота, чек, пластиковая карточка, банковский сертификат.

Вексель представляет собой безусловное письменное обязательство должника об уплате обозначенной в нем суммы в указанный срок. Вексель может быть простым и переводным (тратта). Передача простого и переводного векселя от одного векселедержателя к другому происходит посредством специальной надписи – индоссамента. Если записей очень много они могут быть продолжены на специальном листе аллонже, прикрепляемом к векселю.

В том случае, если вексель гарантирован третьим лицом (обычно банком или иным кредитным учреждением), на векселе проставляется подпись гаранта. Такая гарантия называетсяаваль. Лицо, давшее гарантию – авалистом, чем выше имидж авалиста, тем надежнее вексель.

В России вексельное обращение регулируется Федеральным законом от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О простом и переводном векселе».

Банкноты – это кредитные деньги, выпускаемые Центральным банком (ЦБ) России. Они обладают всеобщей обращаемостью, т.к. обеспечиваются гарантией государственного банка. Банкнота является бессрочным долговым обязательством. В настоящее время в России банкноты выпускается достоинством 10,50,100,500,1000 рублей.

Выпуск банкнот в обращение происходитследующим образом:

1) посредством кредитования коммерческих банков, обычно путем учета векселей, до истечения срока оплаты по ним. ЦБ покупает векселя, банки кредитуют народное хозяйство.

2) посредством кредитования государства, для погашения бюджетного дефицита.

Чек – это разновидностьпереводного векселя, который вкладчик выписывает на обслуживающий банк. Он представляет собой документ установленной формы, содержащий приказ владельца счета кредитному учреждению о выплате держателю чека определенной суммы. Банк оплачивает выставленные чеки наличными либо путем перечисления средств со счета чекодателя в этом или другом банковском учреждении.

Пластиковые карточки представляют собой средство расчетов, замещающее наличные деньги и чеки в обращении, а также позволяющие владельцу получить в банке краткосрочную ссуду. Различают дебетовые и кредитные пластиковые карточки.

Дебетовыепластиковые карточки позволяют расходовать деньги, заранее зачисленные на специальный карточный счет в банке, причем только в пределах его остатка. Кредитные пластиковые карточки дают возможность их владельцу получить в какой-то период времени большую сумму денежных средств, чем находится на счете, т.е. получить банковский кредит.

Банковские сертификаты – ценные бумаги, удостоверяющие внесение в банк срочного вклада и дающие право вкладчику по истечении установленного срока получить обратно сумму вклада и проценты по нему. Банковский сертификат называют депозитным, если вкладчик – юридическое лицо, и сберегательным , если вкладчик – физическое лицо.

Правила по выпуску и оформлению банковских сертификатов регулируются Письмом Центрального банка РФ от 10 февраля 1992г. № 14-3-20 «Положение «О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций» (в ред. от 29 ноября 2000г.)

Некоторые авторы относят к кредитным деньгам электронные деньги. Электронные деньги - представляют собой систему, которая посредством передачи электронных сигналов, без участия бумажных носителей, осуществляет кредитные и платежные операции.

Денежное обращение

Денежное обращение – это движение денег в наличной и безналичной форме, обслуживающее реализацию товаров, услуг и расчеты в хозяйстве. Денежное обращение может осуществляться в двух формах: наличной и безналичной.

Налично-денежное обращение – это движение наличных денег, обслуживаемое банкнотами, разменной монетой и бумажными деньгами. Предназначено для обслуживания, в основном, розничного товарооборота, проведения расчетов с физическими лицами по выплате заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, при уплате налогов и коммунальных и других платежей.

Безналичное обращение – это движение денег безналичного платежного оборота, в виде перечислений денежных средств по счетам кредитных учреждений и зачетов взаимных требований. Обслуживается платежными поручениями, требованиями, чеками, пластиковыми карточками, векселями и т.п.

Методы регулирования денежного обращения

Регулирование денежного обращения осуществляет Центральный Банк Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принятым Государственной Думой 27 июня 2002 года. Основными методами регулирования денежного обращения в рамках проводимой ЦБ денежно-кредитной политики являются:

1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ. Процентные ставки ЦБ - это минимальные ставки, по которым оносуществляет свои операции, их изменение воздействует на рыночные процентные ставки.

2. Установление нормативов обязательных резервов кредитных учреждений. Обязательные резервыэто беспроцентные обязательные вклады кредитных учреждений в ЦБ. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров ЦБ в процентах к обязательствам кредитных организаций. Кроме основного назначения (регулирования денежного обращения), эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

3. Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения.

4. Рефинансирование кредитных организаций – это кредитование ЦБ коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. ЦБ устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки ведет к подорожанию кредитов и уменьшению денежной массы в обращении, снижение – к удешевлению кредитов и росту денежной массы.

5. Валютные интервенции - это купля-продажа ЦБ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6. Установление ориентиров денежной массы. ЦБ устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики

7. Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций, проведение отдельных банковских операций (например, проведение валютных операций).

8. Эмиссия облигаций от своего имени . ЦБ в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

  • Научные основы системы государственного управления
    • Понятие и предмет системы государственного управления
      • Предмет системы государственного управления
    • Система государственного управления и формы государственного устройства
      • Формы государственно-политического устройства
      • Формы государственно-территориального устройства
      • Формы взаимодействия государства с гражданским обществом
      • Форма государственного устройства России
    • Функции государства и государственного управления
      • Экономические и социальные функции государства
      • Функции государственного управления
    • Виды и методы государственного управления
    • Государственное управление за рубежом
    • Государственное управление в России
  • Органы государственной власти
    • Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти
    • Органы законодательной власти (Федеральное Собрание)
    • Органы исполнительной власти
    • Органы судебной власти
    • Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ
    • Органы государственной власти субъектов РФ
    • Формирование и реализация государственной политики
    • Факторы и направления государственной политики
    • Принятие нормативных правовых актов
    • Планирование как инструмент государственной политики
    • Разработка политических решений
    • Реализация государственной политики
    • Государственная служба
    • Государственный контроль
  • Государственное регулирование экономики
    • Принципы и объекты государственного регулирования
    • Методы государственного регулирования экономики
      • Административные методы
      • Экономические методы
    • Регулирование материального производства
      • Государственное регулирование естественных монополий
      • Антимонопольная политика
      • Финансовое оздоровление предприятий
    • Регулирование фондового рынка
    • Регулирование денежного обращения
      • Структура денежно-кредитной системы
      • Регулирование денежной массы
      • Кредитование социально-экономического развития
    • Валютное регулирование
    • Управление основными хозяйственными комплексами
    • Государственная научная и промышленная политика
      • Государственная промышленная политика
    • Управление топливно-энергетическим комплексом
      • Управление электроэнергетикой
      • Управление газовой отраслью
      • Управление нефтяной отраслью
      • Управление угледобычей
    • Управление агропромышленным комплексом
    • Управление оборонно-промышленным комплексом
    • Управление транспортным комплексом
    • Управление государственным имуществом
      • Управление государственными предприятиями
      • Управление пакетами государственных акций
      • Приватизация и национализация государственного имущества
  • Региональное управление
    • Государственная региональная политика
      • Выравнивание экономического и социального развития регионов
      • Федеральные программы
      • Привлечение субъектов РФ к управлению федеральной собственностью
      • Укрупнение субъектов РФ
      • Север как объект управления
    • Организационные формы регионального управления
    • Местное самоуправление
    • Межбюджетные отношения
  • Власть и бизнес
    • Власть и бизнес
    • Основы взаимодействия власти и бизнеса
    • Влияние власти на бизнес
    • Влияние бизнеса на власть
    • Взаимодействие власти с бизнес-структурами
    • Лоббирование
    • Партнерство власти и бизнеса
  • Управление социальной сферой
    • Управление социальной сферой
    • Социальная политика государства
    • Регулирование доходов населения
    • Государственная политика в области занятости
    • Управление отраслями социальной сферы
    • Социальная защита населения
  • Управление жилищно-коммунальным комплексом
    • Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе
    • Жилищно-коммунальное строительство
    • Жилищно-коммунальное обслуживание
    • Тарифное регулирование
    • Субсидирование жилищно-коммунальных платежей
    • Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом
  • Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями
    • Управление конфликтными ситуациями
      • Управление конфликтными трудовыми отношениями
      • Управление корпоративными конфликтами
    • Управление общественными чрезвычайными ситуациями
    • Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
    • Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Регулирование денежного обращения

Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют функции средства обращения и средства платежа. Функцию средства обращения выполняют полноценные деньги и их заменители в момент обмена товара на деньги. Государство выпускает бумажные деньги, устанавливает их курс, но их реальная стоимость не зависит от власти и определяется законами денежного обращения.

В обязательствах, погашениях долгов деньги выступают как средство платежа. Долговое обязательство покупателя перед продавцом, переходя из рук в руки, становится платежным средством и при прочной гарантии (банка) превращается в банкноту или кредитные деньги. Они, имея первоначально золотое обеспечение, постепенно становятся неразменными, сохраняется лишь их кредитное обеспечение.

Не участвующие по каким-либо причинам в обращении деньги накапливаются и концентрируется с помощью банков, которые посредством кредитования находят им прибыльное применение.

Государство может активно вмешиваться в функции денег, в том числе путем установления цен или косвенного их регулирования, не устанавливая, как правило, их номинального уровня.

Согласно Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся денежная эмиссия, валютное регулирование, основы ценовой политики. Банк России, реализуя денежно-кредитную политику, призван защищать и обеспечивать устойчивость рубля.

Денежно-кредитная политика заключается в воздействии Центрального банка России на денежное обращение и денежную массу, на рынок денежного каш лила, цену денег в интересах социально-экономического развития.

Современная денежно-кредитная политика ведет начало с распада единого рублевого пространства. Либерализация экономики вызвала одномоментный рост цен (на 300% в январе 1992 г.), который продолжался и впоследствии. С середины 1992 г. прекратилась выдача Банком России кредитов банкам бывших республик СССР. В 1993 г. обмен банкнот Госбанка СССР на билеты Банка России окончательно решил судьбу рублевой зоны.

Глобализация экономики породила тенденцию интернационализации денежной политики, валютной консолидации. Для многих стран своя валюта становится дорогим удовольствием, вызывая инфляцию, девальвацию, финансовые кризисы. Международной валютой уже стал евро, вызревает идея единой валюты для стран Америки. Не исключено, что в XXI в. получат хождение в основном три валюты: для Европы - евро, Америки - доллар, Азии - иена (юань). Присоединение к международной валюте снимает с государства ряд сложных проблем, но вместе с тем лишает его экономической самостоятельности.

Спустя 10 лет вопрос о восстановлении рублевого пространства встал в повестку дня в рамках Союзного государства Россия - Белоруссия, или ЕврАзЭС. Однако бывшие республики СССР пока не готовы поступиться даже минимальной долей своего суверенитета.

Денежно-кредитная политика является элементом экономической политики и не должна ей противоречить. Экономическая политика формулируется в решениях законодательной и исполнительной власти, на ее направления влияют интересы крупного капитала.

Денежно-кредитная политика во многом определяется также внешними факторами, зависит от международных финансовых организаций, перспектив рефинансирования и реструктуризации внешнего долга. Тем не менее, имеется достаточно широкое поле для проведения собственной денежно-кредитной политики.

В России утвердилась денежно-кредитная политика, главной целью которой было и остается отражение инфляции. Основными ее инструментами являются контроль за денежной массой в обращении, процентные ставки по вкладам и кредитам, рефинансирование коммерческих банков, нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков, операции на открытом рынке, валютное регулирование 1 На инфляцию влияют и немонетарные факторы, которые в данном случае не рассматриваются. .

Денежно-кредитная политика проводится в сочетании с бюджетной политикой Правительства РФ в сфере ценового, тарифного, таможенного регулирования. Минфин России, обеспечивая профицит бюджета и перечисляя средства финансового резерва в Центральный банк РФ, способствует снижению инфляции и одновременно повышению курса рубля.

«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» ежегодно представляются Банком России и Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы.

Регулирование денежного обращения заключается в воздействии на институты денежно-кредитной системы в целях укрепления их ликвидности, т.е. способности удовлетворять требования вкладчиков и заемщиков, а также в управлении денежной эмиссией в интересах развития хозяйственной активности.

Глобализация, развитие сетевой экономики усложняют регулирование с помощью традиционных инструментов. Интернет, банковское дело вводят в мир финансов без границ. Каждый решает, какие финансовые услуги необходимо выполнять на месте, а какие - импортировать. Если операцию можно совершить с помощью персонального компьютера, то не нужна и филиальная сеть.

Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют функции средства обращения и средства платежа. Госу­дарство выпускает бумажные деньги, устанавливает их курс, но их ре­альная стоимость не зависит от власти и определяется законами денежного обращения.


2В регулировании денежного обращения государство опирается на банковскую систему, в которую входят Центральный банк, банки с го­сударственным участием, коммерческие банки, филиалы и представительства иностранных банков. Центральный банк образует первый уровень банковской системы, коммерческие банки - второй.

Центральный банк России является денежным властным орга­ном, контролирующей и кредитной организацией одновременно. Ос­новные его функции сводятся к следующему:

Проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

Является эмиссионным центром;

Организует денежное обращение, определяет порядок ведения расчетов и платежей;

Проводит общий надзор за кредитно-финансовыми учрежде­ниями, регулирует их ликвидность;

Управляет счетами Правительства РФ и осуществляет зарубеж­ные финансовые операции;

Предоставляет кредиты коммерческим банкам;

В качестве агента Правительства РФ организует размещение и осуществляет погашение государственных ценных бумаг.

Банк России контролирует кредитные учреждения по нескольким направлениям: принимает решение о регистрации новых учрежде­ний, лицензирует их деятельность; устанавливает экономические нор­мативы, которые они должны соблюдать; разрабатывает и вводит регули­рующие нормы в рамках административного права. В то же время ком­мерческие банки привлекаются для обслуживания и реализации государ­ственных инвестиционной и конверсионной программ, государственной поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера, операций с об­лигациями государственных займов, драгоценными металлами.

Юридический статус Банка России двойственен. С одной стороны, он независим от органов государственной власти, не управляется Пра­вительством, его валютные резервы не являются федеральными. С другой стороны, Банк России перечисляет прибыль в бюджет, уча­ствует в управлении государственным долгом, руководитель Банка России назначается Государственной Думой.

Согласно законодательству банки - это коммерческие организа­ции, предприятия, их продукция - обслуживание движения денег. Банки действуют исходя из интересов увеличения прибыли, размеща­ют средства там, где это наиболее выгодно.

В мировой практике различают несколько видов банков: уни­версальные, инвестиционные, ипотечные, работающие с населени­ем и др. В России специализация коммерческих банков практически отсутствует. В Послании Президента РФ парламенту отмечает­ся, что нужны банки двух типов: расчетные центры и инвестицион­ные банки. Расчетные центры должны обеспечивать прозрачность перечислений средств клиентов, налоговые платежи и др., а инве­стиционные банки - эффективное размещение вкладов, отбор максимально выгодных проектов. Нужны и государственные банки с льготными условиями кредитования.



В стране функционирует около 1300 коммерческих банков; их активы составляют свыше 100 млрд долл., из них вклады населения оцениваются в 30,7 млрд долл. Отношение суммы активов и кредитов к ВВП признается важнейшим показателем развития банковской сис­темы. Активы по отношению к ВВП составляют: в России - 35%, странах Западной Европы - 200-400, Китае-120, Индии-50%.

Совокупный капитал банков страны ненамного превышает капи­тал не самого крупного банка США.

Государство участвует в банковской системе в различных формах: учреждает собственные банки, имеет доли в капитале коммерческих банков, предоставляет гарантии по кредитам.

К банкам с государственным участием относятся те, в которых на долю государственных организаций и предприятий приходится не ме­нее 20% акций.

Крупными банками с государственным участием являются Сбер­банк, Внешэкономбанк, Российский банк развития, Россельхозбанк.

На Сбербанк, который имеет огромную региональную сеть, прихо­дится 40% совокупного кредитного портфеля банков и 55% частных вкладов. Контрольный пакет акций принадлежит Банку России. Ак­ции торгуются на открытых площадках и конкурируют с «голубыми фишками».

Увеличивается количество банков имеющих в активах иностранный капитал. На банки с иностранным участием приходится около 10% всех банковских ак­тивов и 6% - предоставляемых кредитов.

Иностранные банки обладают рядом преимуществ: высокая репу­тация материнской организации; приемлемые для клиентов условия обслуживания; нет ресурсных ограничений при реализации долгосрочных (5-7 лет) проектов. Но иностранные банки требуют более на­дежного обеспечения, у них получить кредит отнюдь не легче, чем у оте­чественных банков.

На российском рынке иностранные банки заняты в основном обслуживанием фирм с иностранным участием, работающих в стра­не, и частных иностранных лиц.

В последние годы развитие банковского сектора ускорилось. Реализуется стратегия развития банковского сектора. Она предусматривает повышение капитализации коммерческих банков и их конкурентоспособности, совершенствование банковского надзора со стороны Центрального банка России.

Метод регулирования – способ воздействия субъекта управления на объект для достижения поставленных целей, которые дифференцируются по содержанию, мотивации, сферам применения.

Прямые методы – непосредственное вмешательство органов государства в процессе денежного обращения.

Косвенные – финансовые, бюджетные, налоговые, планово-индикативные.

По мотивации – материальный, моральный, властный (принудительный)

По содержанию - организационно-распорядительные, в т.ч. административные и судебно-надзорные (построение и совершенствование структур управления, установление круга полномочий, регламентация прав и обязанностей хозяйствующих субъектов, издание административных распоряжений, инструкций), экономические, в т.ч. общие и локальные (лицензирование, регламентация, антимонопольные мероприятия, квотирование, установление пределов налогов, тарифов), социально-психологические способы воздействия на обращение денег (пропаганда реформ, слухи, домыслы, околоэкономические и политические разговоры).

Регулирование денежного обращения осуществляет Центральный Банк Российской Федерации в соответствии с Федеральным Законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Основными методами регулирования денежного обращения в рамках проводимой ЦБ денежно-кредитной политики являются:

1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ. Процентные ставки ЦБ - это минимальные ставки, по которым оносуществляет свои операции, их изменение воздействует на рыночные процентные ставки.

2. Установление нормативов обязательных резервов кредитных учреждений. Обязательные резервыэто беспроцентные обязательные вклады кредитных учреждений в ЦБ. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров ЦБ в процентах к обязательствам кредитных организаций. Кроме основного назначения (регулирования денежного обращения), эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

3. Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, а также краткосрочные операции с указанными ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения.

4. Рефинансирование кредитных организаций – это кредитование ЦБ коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. ЦБ устанавливаетпроцентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки ведет к подорожанию кредитов и уменьшению денежной массы в обращении, снижение – к удешевлению кредитов и росту денежной массы.

5. Валютные интервенции - это купля-продажа ЦБ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6. Установление ориентиров денежной массы. ЦБ устанавливает ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики

7. Прямые количественные ограничения - установление лимитов на рефинансирование кредитных организаций, проведение отдельных банковских операций (например, проведение валютных операций).

8. Эмиссия облигаций от своего имени . ЦБ в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых среди кредитных организаций.

Регулирование денежного обращения является задачей ЦБ РФ. Так, в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» предусмотрено, что «Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы...» (ст. 43).

Денежное обращение подразделяется на два вида: наличное и безналичное. В процентном соотношении налично-денежный оборот меньше, чем безналичный, и обслуживает, в основном, получение и расходование денежных доходов населения, а также часть платежей предприятий и организаций.

Наличный денежный оборот является непрерывным процессом движения наличных денег в форме банкнот (банковских билетов), казначейских билетов, металлических монет.

В Российской Федерации субъектом, организующим данный вид денежного обращения, является Банк России, в систему которого входят территориальные учреждения, а также система расчетно-кассовых центров (РКЦ). Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание меж-банковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам.

В соответствии с законодательством деятельность по организации управлению наличным денежным обращением осуществляется централизованном порядке Центральным банком РФ.

Безналичное денежное обращение состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют.

Современный безналичный оборот в РФ организован в соответствии со следующими принципами:

  • предприятия всех форм собственности обязаны хранить свои средства на счетах в банках;
  • основная часть безналичных расчетов должна осуществляться через банк;
  • требование платежа должно выставляться или перед отгрузкой товаров (выполнением работ, оказанием услуг) или после этого; оплата банка полученных товаров и услуг осуществляется банком только с согласия обслуживаемого юридического или физического лица;
  • формы безналичных расчетов платежей выбираются организацией по своему усмотрению в соответствии с требованиями законодательства.

Правовой основой денежного обращения выступают нормы Конституции РФ , федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции от 26 апреля 1995 г., «О банках и банковской деятельности» в редакции февраля 1996 г., Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле », иные законы, нормативные акты Президента и Правительства РФ , а также подзаконные акты ЦБ РФ. В соответствии сп. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции РФ отнесено «установление правовых основ единого рынка ; ... денежная эмиссия», а в ст. 106 Конституции РФ закреплено, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования.

Регулирование денежного обращения в стране осуществляется с помощью таких методов, как денежная реформа, деноминация и эмиссия.

Денежная реформа — полное или частичное преобразование денежной системы, с целью стабилизации и укрепления денежного обращения. Мировая практика свидетельствует, что проведение денежной реформы достигает названных целей только в том случае, если она проводится в условиях стабилизации экономической и политической ситуации в стране.

Деноминация, в отличие от денежной реформы, является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках. В процессе осуществления деноминации не затрагиваются экономические основы государства , а происходит сокращение денежной массы, находящейся в обращении, а также лишь изменяется масштаб цен. Деноминация может проводиться как отдельно, так и одновременно с денежной реформой.

В нашей стране в советский период были проведены две денежные реформы: в 1922—1924 гг. и в 1947 г.

Первая денежная реформа была вызвана необходимостью со-здания твердой национальной валюты и проводилась в несколько этапов, включавших в себя ряд деноминаций. Успех данной ре-формы во многом был обусловлен кардинальными экономическими преобразованиями, начатыми в стране в тот период, в результате которых уже к концу 1924 г. было резко сокращено наличное денежное обращение, введена твердая национальная валюта, обеспеченная золотом и другими драгоценными металлами, что позволило ей стать конвертируемой валютой.

Проведение денежной реформы 1947 г. было обусловлено раз- балансированностью денежной системы во время Великой Отече-ственной войны , а также тем, что в обращении находилось большое количество наличных обесцененных, а также фальшивых денежных средств, заброшенных оккупированные территории германскими властями.

Данная реформа проводилась одним разовым актом, в ходе которого отменялась карточная система на продукты питания первой необходимости, устанавливались новые цены на продукцию, а также вводились новые денежные знаки. Старые деньги обме-нивались на новые в соотношении 10:1, вклады в сберкассах до 3 тыс. руб. переоценке не подлежали, вклады от 3 до 10 тыс. руб. пересчитывались по курсу 3:2, свыше 10 тыс. — 2:1. В г. в стране была проведена деноминация как самостоятельная денежная операция. Денежные знаки обменивались в соотношении 10:1 одновременно с изменением масштаба цен. Последняя деноминация была проведена в 1998 г., при этом номинал денежных знаков й система цен сокращались пропорционально в тысячу раз.

Целью регулирования денежного обращения в стране является создание стабильно функционирующей денежной системы, которая, в свою очередь, создает необходимые предпосылки для эффективного развития экономики.

Денежная система Российской Федерации. Эмиссионное право Банка России

Первым элементом денежной системы является валюта Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом о Центральном банке РФ официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль, состоящий из ста копеек (ст. 27). В Законе РФ «О валютном регулировании и валютном контроле » данное понятие несколько уточнено и понятием «валюта Российской Федерации» охватываются: 1) находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену в виде банкнот Центрального банка РФ и монеты; 2) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях в Российской Федерации; 3) средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных организациях за пределами РФ на основании соглашения, заключенного Правительством РФ и ЦБ РФ с соответствующими органами иностранного государства об использовании на территории данного государства валюты РФ в качестве законного платежного средства.

Введение на страны других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.

С 1990 г. официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами, существовавшее ранее, не устанавливается.

Такое положение характерно для большинства стран мира. Официальный курс рубля к денежным единицам других государств устанавливается публикуется Центральным банком. Ва-люта РФ включает в себя банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, являющиеся единственным средством платежа на территории страны. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону.

Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады й для перевода на всей территории страны.

Банкноты и монеты Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена.

При обмене банкнот и монет на денежные знаки срок изъятия банкнот и монет из обращения не может быть менее одного года, но не превышает пяти лет.

Банк России вправе обменивать без ограничений ветхие и поврежденные банкноты.

Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых принимает Совет директоров ЦБ РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денег. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации.

Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Банк Рос-сии обязан предварительно информировать Правительство страны.

Вторым элементом денежной системы является осуществление эмиссии наличных денег. Существует ряд общих черт в проведении эмиссии в различных странах, в том числе, выпуск банкнот возлагается на главный банк страны (центральные, национальные банки, в США — Центральная резервная система), а казначейских билетов и монет — на казначейства.

Обслуживая хозяйственный оборот, деньги постоянно выпускаются в оборот и изымаются из оборота. Такого рода операции не влияют на увеличение денежной массы и этим отличаются от эмиссии денег, под которой понимается выпуск денег в оборот, ведущий к увеличению денежной массы, находящейся в обороте. Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В условиях рыночной экономики эмиссию наличных денег осуществляют центральные банки, а эмиссию безналичных денег — коммерческие банки, что регулируется также центральным банком страны.

Контроль за объемом денежной массы осуществляет Банк России. Количество денег в обращении определяется как сумма наличных денег и банковских депозитов. Предоставляя кредиты , банки увеличивают объем денежной массы. Задача ЦБ РФ заключается в ограничении или расширении возможности банков эмитировать кредитные деньги. Для этого он устанавливает систему обязательных резервов банков, предусматривающую депонирование кредитными организациями в Банке России определенной части привлеченных ими денежных средств (ст. 38 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Обязательные резервы — один из инструментов осуществления денежно-кредитной политики Центробанком. Изменяя норматив резервирования, ЦБ РФ поддерживает на определенном уровне объем денежной массы, находящейся в обращении в стране. Чем меньше сумма обязательных резервов, тем большее количество денег может создать банковская система.

Эмиссия наличных денег представляет собой их выпуск в обращение, при котором, как уже отмечалось, увеличивается общая масса наличных денег. На основе кассовых оборотов банков и составляемой аналитической отчетности Банк России прогнозирует размер предполагаемой эмиссии, а также регионы ее проведения. В осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и его региональные РКЦ, содержащие резервные фонды и оборотные кассы.

В резервных фондах РКЦ хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности хозяйства данного региона в наличных деньгах. Эти деньги не относятся к находящимся в обращении, поскольку не совершают движения, не накапливаются, не служат средством платежа и являются резервными. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном движении, в обращении.

Если сумма поступлений наличных денег на счете банка превышает установленный лимит для данного РКЦ, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности банка в наличности происходит обратный процесс. Со счета банка в пределе его свободного резерва РКЦ выдает требуемую сумму наличности, перемещая ее из резервного фонда в оборотную кассу РКЦ с разрешения Центрального банка. Для данного РКЦ это будет эмиссионной операцией. Правление ЦБ РФ составляет ежедневный баланс на основе сведений по сети РКЦ: где прошла эмиссия наличных денег, а где — их изъятие.

В соответствии с Федеральным законом о ЦБ РФ, в целях организации наличного денежного обращения на территории страны на Банк России возлагаются следующие функции (ст. 34):

  • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации на-личных денег для кредитных организаций;
  • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
  • определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

В процессе осуществления и регулирования денежного обращения возникают различные общественные отношения, регулируемые нормами нескольких отраслей права .

В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Фе-дерации относится финансовое и валютное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки (см. п. «ж» ст. 71 Конституции), и в этом аспекте названные отношения являются предметом правового регулирования конституционного права .

Чеки подписываются лицами, имеющими право подписывать распоряжения по расчетному, текущему или иному счету (руко-водителем и главным бухгалтером).

Инкассовое поручение может оформляться с помощью таких расчетных документов, как платежное требование, вексель, чек, платежное требование-поручение. Платежные требования, сданные в кредитную организацию (эмитент), подлежат обязательной отсылке в кредитную организацию, обслуживающую плательщика, в тот же день, если платежное требование было сдано не позднее двух часов до окончания рабочего дня кредитной организации. При расчетах по инкассо денежное обязательство прекращается исполнением с момента списания средств со счета плательщика. Полученные (инкассированные) суммы немедленно передаются кредитной организацией, исполнившей инкассовое поручение, в распоряжение кредитной организации — эмитента, которая обязана зачислить эти средства на счет клиента.

Вексель — ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Выпуск и обращение векселей регулируется Федеральным законом «О простом и переводном векселе» от 11 марта 1997 г.

Разновидностью безналичного денежного обращения являются кредитные карточки банков. Достаточно широко используемые в зарубежных странах, расчетные и кредитные карты получают свое развитие и в России.

Для производства безналичных расчетов хозяйствующие субъекты самостоятельно выбирают кредитную организацию и заключают с нею соответствующее соглашение об открытии банковского счета или по осуществлению расчетов. Эти операции относятся к банковским операциям и должны быть предусмотрены лицензией соответствующей кредитной организации.

В соответствии с действующим финансовым законодательством хозяйствующие субъекты обязаны хранить свои денежные средства (как собственные, так и заемные) в кредитной организации, с которой заключается договор банковского счета, регулируемый, в свою очередь, нормами гражданского права. Об открытии или закрытии счета (счетов) организациям и индивидуальным предпринимателям банк обязан сообщить в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Банк обязан также выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случаях, предусмотренных законодательством, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (ст. 86 НК РФ). Как видим, возникающие при этом отношения между банком и нало- 1. органом, банком и его клиентами регулируются финансовым (налоговым) законодательством.

Прием денежной наличности банками от обслуживаемых организаций осуществляется в соответствии с вышеназванным положением, утвержденным Банком России. В целях сохранности средств организациями помещения кассы должны быть соответствующим образом оборудованы.

Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.

Банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры к их устранению.

Особый порядок ведения кассовых операций предусмотрен для юридических лиц, принимающих наличные деньги от населения за продаваемые товары, оказанные услуги и выполненные работы, что позволяет осуществлять финансовый контроль за законностью проводимых операций, а также за полнотой и своевременностью уплаты налогов хозяйствующими субъектами. Закон РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г. установил, что денежные расчеты с населением по торговым операциям или оказанию услуг производятся всеми предприятиями (в том числе физическими лицами , осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин. Перечисленные юридические лица, в том числе и индивидуальные предприниматели , обязаны не только иметь зарегистрированные контрольно-кассовые машины в исправном состоянии, выдавать покупателю (клиенту) вместе с покупкой (после оказания услуги) отпечатанный машиной чек, подтверждающий исполнение обязательства по договору купли-продажи , но и обеспечивать беспрепятственный доступ к этим машинам сотрудников налоговых органов.

Одновременно законодательство содержит перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности или особого местонахождения могут осуществлять денежные расчеты без применения контрольно-кассовых машин. В данном случае чек заменяется, например, выдачей квитанций, билетов, талонов.

Новое на сайте

>

Самое популярное