Домой Кредит на бизнес Примеры экономики в жизни общества. Экономика и её роль в обществе

Примеры экономики в жизни общества. Экономика и её роль в обществе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Эссе

На тему: «Роль экономики в жизни общества»

В нашей жизни существуют главные и второстепенные роли. Нашу жизнь можно подразделить на разные сферы общественной жизни. Одним из элементов общества является экономическая сфера. Экономическая сфера -- главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования -- продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. К экономике обычно относят все то, что связанно с производством, распределением, обменом и потреблением благ, созданных трудом человека. Главная цель и роль экономики -- это удовлетворение потребностей каждого отдельного человека, потребностей организаций и предприятий, а также всего общества в целом. экономика материальный общество благосостояние

В течение многих столетий проблема -- как удовлетворить многочисленные потребности людей -- решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых пространств и дешевых природных ресурсов.

С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ресурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика развивается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность использования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

Весь набор благ, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики: материальное производство и духовное производство. Производство материальных благ - (хлеба, станков, электроэнергии и т.п.) является основой жизни человеческого общества. В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности оказываются услуги в области образования, медицины (под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей). Производство должно быть непрерывным.

Уровень развития производства отражается на духовности общества. Если производство развивается по возрастающей, то и потребности в культурных ценностях возрастают. Люди, обретая уверенность в завтрашнем дне, тратят деньги на разнообразные развлечения, приобретают товары для потребления.

Если же производство падает, то растет безработица, появляется неуверенность в завтрашнем дне, растет преступность, наркомания, люди замыкаются как бы в себе. Появляется так называемая субкультура. Преодоление негативных процессов в обществе растягивается на неопределенное время. А это больно ударяет по всем устоям государства: семье, правопорядку и т.п.

Таким образом, уровень жизни зависит от производства и производительности труда. Чем шире и разнообразнее производство, чем выше производительность труда, тем лучше качество жизни и благосостояние народа.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Производство и основные способы получения материальных благ. Экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны. Роль экономики в жизни общества. Наука о законах развития хозяйства и способах его рационального ведения.

    презентация , добавлен 20.01.2011

    Экономическая жизнь общества. Производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Степень обеспечения населения товарами и услугами как важный показатель экономической жизни общества. Роль экономики в жизни каждого современного человека.

    эссе , добавлен 20.10.2013

    Производство-основа жизни общества. Производство-деятельность человека, посредством которой он удовлетворяет свои потребности. Национализация и приватизация. Потребности и производство. Взаимосвязь понятий. Классификация понятий. Производительные силы.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2008

    Определение роли государства в решение социально-экономических задач. Понятие термина "качество жизни". Модель постиндустриального общества. Уровень жизни населения. Стоимость жизни, потребительские цены, социальное обеспечение и свобода человека.

    реферат , добавлен 15.03.2011

    Оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения. Актуальные проблемы повышения качества жизни в федеральных округах России.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2013

    Анализ эволюции взглядов на взаимодействие человеческого капитала и качества жизни. Связь человеческого капитала с этапами развития экономической системы. Роль и значение потребительского рынка и рыночных отношений в формировании качества жизни.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Уровень жизни как основа благосостояния населения. Основные составляющие и показатели уровня жизни. Социальные нормативы и потребности. Факторы жизненного уровня населения. Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2015

    Доходы населения. Потребление населением материальных благ и услуг. Качество жизни как социально-экономическая категория. Уровень и качество жизни населения, их динамика. Бюджетные проектировки. Сравнение уровня жизни различных регионов и стран.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2008

    Материальное и нематериальное производство. Ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества. Простое товарное производство, производство централизованной и рыночной экономики.

    презентация , добавлен 10.12.2010

    Качество жизни населения, его социальная составляющая и оценка. Значение изучения динамики и качества уровня жизни населения, его прогнозирование. Показатели уровня и качества жизни населения Республики Беларусь, основные направления его повышения.


Раздел 3. Экономика.

3.1. Экономика, её роль в жизни общества.

Слово «экономика» появилось в глубокой древности. Принадлежит оно Аристотелю и произошло от двух греческих слов «ойкос» - хозяйство, дом и «номос» - закон. Иными словами понятие «экономика» можно определить как законы ведения хозяйства, дома. В основе такого хозяйства лежит производство и потребление жизненных благ, необходимых для жизни людей, членов этого дома.

В XVII веке в оборот был введен термин «политическая экономия», в котором слово «политей», означающее – общественное устройство, привело к новому пониманию экономики на уровне не отдельного хозяйства, а на уровне всего общества. Таким образом, экономику стали трактовать как законы ведения общественного хозяйства. А это означало, что каждое хозяйство находится в тесной связи с другими хозяйствами и зависит от их деятельности. Все вместе они составляют национальную экономику (экономику конкретного государства), которые входят в глобальную (мировую) экономику планеты Земля.

В основе экономики лежат потребности людей и экономические интересы, которые вынуждают их действовать тем или иным образом. В результате между людьми возникают отношения по поводу производства, обмена, потребления и присвоения жизненных благ, которые принято называть экономическими отношениями.

Экономика в современном понимании – хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания необходимых жизненных благ. В современных условиях в эту систему входит производство и инфраструктура. Производство охватывает: материальную сферу, где создаются материальные блага, нематериальную сферу, где создаются духовные, научные, культурные и нравственные ценности, сферу услуг, в которой удовлетворяются какие-либо потребности. Например, торговля или нотариальная услуга, транспорт или телефонная связь и т. д.

Принято трактовать экономику тремя понятиями:

экономика как система отношений между людьми, обусловленная производством, обменом и потреблением жизненных благ,

экономика как хозяйство отдельного человека (семьи, предприятия, региона, государства, группы стран и всего мира),

экономика как дисциплина, изучающая проявления хозяйственной жизни человека, фирмы, общества.

Экономика имеет практическое значение для бизнеса. Понимание общего характера функционирования экономической системы помогает руководителю предприятия лучше определить свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения. Знание курса экономики дает индивиду как потребителю и как работнику некоторое представление о том, каковы будут лучшие решения при покупке товаров и найме на работу, какую выбрать работу, во что вкладывать деньги.

Экономика при всей своей практической полезности представляет собой предмет преимущественно академический.

Таким образом, экономика – это наука, которая изучает деятельность отдельного человека, группы людей, общества в целом по обеспечению определенных материальных условий для организации жизни.

Экономическая теория состоит из двух разделов: ^ Микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика рассматривает поведение, экономическую жизнь домохозяйств и отдельных фирм. Ее особенностями являются:

Исследование поведения фирмы, домохозяйства как экономических агентов в рыночной системе и, следовательно, с учетом постоянного выбора решений, колебаний цен в процессе взаимодействия спроса и предложения и определения издержек;

Исследование воздействия государства на фирмы, домохозяйства;

Изучение конъюнктуры и факторов, определяющих ее, на частных рынках;

Исследование таких явлений, как интересы индивидов, полезность благ и услуг, спрос и предложение.

Макроэкономика рассматривает поведение или функционирование национальной (мировой) экономической системы в целом. Особенностями ее являются:

Исследование отраслей и сфер экономики, хозяйственных связей между ними, развитие национального и мирового хозяйства,

Исследование таких явлений и процессов, как занятость и безработица, общая динамика цен, национального дохода, расходов и т.д.

Главное различие между микро- и макроэкономикой заключается не в масштабах исследуемых ими объектов, а в тех имеющих место в национальных хозяйствах экономических процессах, которые составляют эти объекты. П.Самуэльсон говорит, что микроэкономика – это отдельное дерево в лесу, а макроэкономика – это лес.

3.2. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Все экономические отношения строятся на производстве и реализации товаров либо услуг.

^ Материальное производство (производство товаров)

Ключевым при изучении экономической жизни общества является анализ материального производства, так как общество не может существовать без производства необходимых для жизни людей материальных благ. Производство средств существования и образует исходный пункт истории человечества, его первый исторический акт.

Эта сфера не только исторически первая, она же и ≪прародительница≫ всех остальных сфер жизнедеятельности общества - социальной, политической, духовной. Именно экономическая сфера в качестве базиса интегрирует остальные подсистемы общества в целостность.

В процессе материального производства люди взаимодействуют друг с другом с целью эффективного воздействия на природу. В этой сфере происходит удовлетворение человека и общества материальными благами: питанием, одеждой, жилищем и т. д.

Способ производства материальных благ (экономический способ производства) включает в себя производительные силы и производственные отношения.

Производительные силы есть система субъективных (человек) и вещественных (техника, предметы труда) элементов, необходимых для процесса материального производства.

Решающим элементом производительных сил является человек.

^ Средства труда - это комплекс вещей, которые человек помещает между собой и природой для воздействия на нее. Среди средств труда выделяются орудия труда, которыми человек непосредственно воздействует на природу.

^ Предметы труда - все то, на что направлен труд человека. Производственные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, называются производственными отношениями.

Производственные отношения представляют сложную систему, проникнутую единым началом. Это значит, что в данной системе есть какие-то коренные отношения, которые ее цементируют, выступают как системообразующие. Таким отношением прежде всего выступает основное производственное отношение - отношение собственности на средства производства. Существуют различные формы собственности - личной, частной, общественной.

В настоящее время большинство специалистов считает, что с природой человека, с его насущными потребностями наиболее тесно связана частная собственность. Именно она дает людям имущественную самостоятельность, развивает личную инициативу, стимулирует и совершенствует предпринимательские навыки, воспитывает чувство ответственности в своем деле. Частная собственность укрепляет правосознание, культуру законопослушания. Жизнь человека проявляется в его собственности.

В нашей стране отрицалась значимость частной собственности, но время доказало неразумность этого.

Ресурсы и потребности: Производственные ресурсы – экономическая категория, обозначающая реально вовлеченные в процесс производства ресурсы.

В экономической теории выделяют четыре основных производственных ресурса:

«Земля», означающая:

А) все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;

Б) объект хозяйствования в ряде отраслей (аграрной, добывающей);

В) объект собственности.

«Капитал» - материальные и финансовые ресурсы (все разновидности зданий, сооружений, техники и машин производственного назначения, оборудования и инструментов; земля; сырье и материалы; энергия и идеи; программное обеспечение для ЭВМ, разнообразная информация экономического содержания, деньги).

«Труд» - часть общества, которая непосредственно занята в процессе производства.

«Предпринимательство» - объединяет все выше названные ресурсы в одном предприятии.

Рынки производственных ресурсов – сфера товарного оборота важнейших групп ресурсов хозяйственной деятельности: земли, природных ископаемых и искусственных сырьевых ресурсов, ресурсов труда разнообразных специальностей и квалификации, капитально-технических ресурсов, информации, знаний, интеллекта, способов их передачи.

Движение производственных ресурсов опосредуется рынками денег и ценных бумаг, регулируется экономической политикой государства.

Спрос на производственные ресурсы имеет свою специфику:

Спрос на ресурсы имеет производный, вторичный характер по сравнению со спросом на конечные потребительские блага, т.к. потребность в них возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены товары и услуги потребительского назначения.

Спрос на любой ресурс может возрастать или падать в зависимости от того, возрастает или снижается спрос на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства.

Спрос на ресурсы предъявляют лишь предприниматели.

Спрос на ресурсы – взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы.

Цена – одно из важнейших условий изменения эластичности спроса по каждому производственному ресурсу. Спрос более эластичен при прочих равных условиях на те ресурсы, которые имеют более низкую цену, т.к. замена более дорогих ресурсов производства на более дешевые снижает издержки производства.
Предложение производственных ресурсов – это то их количество, которое может быть представлено на рынках по существующим на данный момент ценам. На рынках производственных ресурсов спрос рождает предложение. Но предложение зависит от специфики каждого конкретного ресурса. В целом предложение производственных ресурсов испытывает на себе действие закона редкости, ограниченности ресурсов.
Потребности: -биологические (еда, одежда, безопасность)

Духовные (все остальные)

3.3. Экономические системы и собственность.

Собственность.

Собственность – система экономических и правовых отношений между людьми по поводу владения, распоряжения, управления, использования и присвоения жизненных благ, обусловленных каким-либо имуществом (землей, недвижимостью, деньгами, капиталом) или информацией.
Отношения собственности – это постоянно (систематически) повторяющиеся, воспроизводимые между людьми отношения, неразрывно связанные с имущественными правами владения, распоряжения, управления, использования и присвоения средств производства и результатов их использования.
Следовательно, отношения собственности – это права на владение и распоряжение имуществом (дарение, продажа, наследство).

Присвоение – экономическая связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим. Присвоение может сочетаться с прямо противоположным отношением – отчуждением. Оно возникает, например, если какая-то часть общества захватывает все средства производства, а когда продукты, созданные одними людьми, без всякого возмещения присваивают другие. Такими были, скажем, взаимоотношения между феодалами и крепостными крестьянами, занятыми на барщине.

Примером отношений хозяйственного использования чужой собственности служит аренда – договор о предоставлении имущества какого-то человека во временное пользование другому лицу за определенную плату. Аналогичная картина и при концессии – договоре, по которому государство сдает частным лицам, иностранным фирмам промышленные предприятия или участки земли для определенной производственной деятельности.
После того, как государство законодательно урегулирует имущественные отношения между лицами, они наделяются правом собственности. Это право включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
Владение – это физическое обладание вещью. Это правомочие собственника охраняется законом. Законное владение имуществом всегда имеет правовое основание (закон, договор, административный акт).

Пользование – заключается в праве производительно или лично потреблять для удовлетворения собственных потребностей и интересов в зависимости от ее назначения (допустим, использовать автомашину для перевозки людей и грузов).

Собственник может передавать свое имущество в пользование другим лицам на какое – то время и на определенных условиях.

Границы права пользования определяются законом, договором или иным правовым основанием (например, завещание).

Распоряжение – право изменять присвоенность (принадлежность) имущества. Оно осуществляется чаще всего путем совершения различных сделок (купли – продажи, мены одной вещи на другую, дарение).

Указанные здесь правомочия собственника могут быть временно ограничены по его инициативе. Так, человек, сдавший в наем вещь другому лицу, лишает себя права владения и пользование вещью на срок действия договора имущественного найма.

^ Типы и формы присвоения

Общее нераздельное присвоение означает, что все объединенные в коллектив люди относятся к решающим средствам производства или другим жизненным средствам как к совместно и нераздельно им принадлежащим, устанавливается неразрывное единство и равенство совместных собственников в отношении к главным хозяйственным условиям их жизнеобеспечения. Это предполагает такие следствия:

А) не допускается отчуждение работников от средств производства;

Б) порождается коллективное присвоение продуктов общего труда;

В) развивается тенденция к уравнительному распределению предметов потребления.

Общее нераздельное присвоение выступает в следующих конкретных формах:

А) первобытная;

Б) семейная (в части совместно нажитого имущества);

В) коллективная (коллективное предприятие с неделимым имуществом);

Г) государственная собственность.

^ Частное присвоение означает, что отдельные люди относятся к имуществу как к личному источнику обогащения. Частное присвоение имеет два вида, которые существенно различаются между собой: собственность на средства производства человека, который сам трудится, и собственность на средства производства лица, применяющего чужой труд (рабовладение, феодализм и единоличный капитализм).

Применяются два социально-экономических способа соединения факторов производства: а) внеэкономическое (насильственное) принуждение и б) экономическое привлечение работников к труду.

В рабовладельческом обществе, как известно, частная собственность распространялась не только на вещественные условия производства, но и на людей.

В феодальном обществе положение трудящихся существенно изменилось. Наряду с собственностью феодалов существовала единоличная собственность крестьян и ремесленников.

Глубокий качественный перелом в социально-экономических способах соединения факторов производства произошел уже на начальном этапе развития капиталистического общества, когда утвердилась единоличная собственность буржуазии на средства производства. Наемные работники, будучи юридически свободными, могут по своему усмотрению выбирать место и вид работы. Они получают за свой труд заработную плату в определенной мере заинтересованы в результатах производства. Поэтому к ним, как правило, не применяются методы внеэкономического принуждения.

^ В совместно-долевой (или смешанной) собственности органически соединены основные принципы общего и частного присвоения. Это достигнуто следующим образом.

Во-первых, смешанная собственность образуется путем объединения вкладов, которые вносят все участники предприятия в общее имущество.

Во-вторых, совместно-долевая собственность используется в общих целях и под единым управлением.

В-третьих, конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия распределяются соответственно доле собственности каждого.

Совместно-долевая собственность выступает в конкретных формах:

Акционерное общество;

Кооператив, основанный на паях участников;

Товарищество;

Крупные хозяйственные объединения предприятий (ассоциации, союзы и т.п.)

Совместные предприятия (с участием национального и иностранного капитала);

Совместно-долевое имущество супругов, заключивших соответствующий брачный контракт.

^ Экономические системы и их основные типы

Экономическая система – это особым образом упорядоченные связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

Экономическая наука выделяет следующие типы хозяйственных (экономических систем):

Традиционная (докапиталистическая);

Рыночная (капиталистическая);

Плановая (социалистическая);

Смешанная.

Эти типы различаются по виду собственности на экономические ресурсы, а также по способу решения главных экономических вопросов (что производить, как производить и для кого производить), способу координации хозяйственной деятельности людей, фирм, государств. Для традиционной экономической системы характерно, что земля (главное средство производства) и капитал находятся в общинной или государственной собственности. Ресурсы распределяются в соответствии с существующими традициями. В этой экономической системе такие вопросы, как: что производить, выгодно ли это, для кого производить и как производить, - не стоят. Факторы производства здесь используются неэффективно.

В рыночной экономической системе земля и капитал, как правило, находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются рыночными механизмами, главные вопросы экономики решает сам производитель по законам рынка. Рыночная система имеет циклический, стихийный характер, подвержена кризисным явлениям. Поэтому не случайно как антипод данной экономике возникает плановая экономика, при которой земля, капитал, средства производства находятся в собственности государства, ограниченные ресурсы распределяются государством в соответствии с планами. Главные вопросы экономики решает также государство.

Внедрение плановой экономики в хозяйственную жизнь не увенчалось успехом. В настоящее время в большинстве стран существует смешанная экономическая система, в которой действуют и рыночный механизм, и государственное регулирование.

Традиционная система
Традиционная система существует в слаборазвитых странах. Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии.
Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на обширном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. В странах с традиционной системой большую роль играет мелкотоварное производство, основанное на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их хозяина, сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства.

В основе жизнедеятельности традиционной системы лежат передающиеся из поколения в поколение традиции и обычаи, религиозные и культурные ценности, кастовые и сословные деления, выступающие тормозом социально-экономического прогресса.

Существующие уставы в традиционном обществе тормозят технический прогресс, что негативно отражается на производительности труда. Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки слоям населения и на развитие инфраструктуры.

В этих странах в условиях относительно слабого развития национального предпринимательства, большую роль играет иностранный капитал.
^ Рыночная экономика. Чистый капитализм
Эта система сложилась в XVIII веке и просуществовала в зависимости от динамики развития стран до начала XX века.

Многие элементы этой системы функционируют в современной рыночной экономике.

Чистый капитализм характеризуется частной собственностью на ресурсы как производственные, так и трудовые. В роли координатора хозяйственной деятельности выступает сама рыночная система. Государство не вмешивается в ее функционирование, так как не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются субъектами рынка на свой страх и риск во имя получения максимальной прибыли при минимальном использовании трудовых и инвестиционных ресурсов.
Характеристика рыночной экономики Основные черты Основные «плюсы» ^ Основные «минусы»
Частная собственность на средства производства.

Стимулирует высокую предприимчивость и эффективность.

Усиливает неравенство в обществе.

Свобода предпринимательства.

Отторгает неэффективное и ненужное производство.

Нестабильность в экономике.

Свобода выбора экономических партнеров.

В основном справедливое распределение доходов по труду.

Не заботится о создании необходимых обществу, но бесприбыльных благ.

Личная выгода участников экономических связей.

Больше прав и возможностей у потребителей.

Безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе.

Саморегулирование экономики рыночными факторами.

Не требует большого аппарата управленцев.

Минимум вмешательства государства в экономику.

^ Командная система
Командная (тоталитарная) система – полная противоположность рыночной экономике. Командная система господствовала в СССР, в странах Восточной Европы и ряде азиатских государств с 1917 по 1992 год. Характерными чертами командной системы являются общественная (государственная) собственность практически на все экономические ресурсы и коллективное принятие экономических решений. Руководство экономикой страны осуществлялось централизовано через государственное планирование. Хозяйственный механизм командной экономики через тоталитарный контроль практически лишал самостоятельности хозяйственных объектов. Отсутствие элементарных рыночных отношений полностью подорвало материальную заинтересованность физических и юридических лиц в результатах труда. Централизация в управлении привела к монополизации производства и сбыта продукции.

Государственное регулирование цен на фоне монополизации экономики, торможение НТП закономерно рождало экономику дефицита. Парадокс заключался в том, что дефицит возникал в условиях всеобщей занятости и почти при полной загрузке производственных мощностей. Причина этого проста – экономика не работала на спрос, так как структуру общественных потребностей и их изменение предвидеть и детализировать из центра было практически невозможно.
Характеристика командной экономики Основные черты Основные «плюсы» ^ Основные «минусы»
Государственная собственность на средства производства

Более устойчивая экономика.

Формирует безынициативных работников, не заинтересованных в результатах труда.

Государственное планирование всей экономики.

Больше уверенности в будущем.

Неэффективность экономики.

Административные методы управления экономикой.

Меньше неравенства в обществе.

Диктат производителей над потребителями.

Нет экономических стимулов к эффективной работе.

Минимум жизнеобеспечения гарантирован всем.

Низкий уровень жизни народа.

Нет проблемы трудоустройства.

^ Смешанная экономическая система
Государство в современном обществе играет значительную роль, не переходя границ, которые бы нарушили экономические законы рынка. Государство определяет таможенную и налоговую политику, регулирует действия монополий на рынке. Государство производит, а в отдельных случаях и распределяет, товары и услуги, контролирует некоторые цены (например, на энергоносители).

Сегодня всем ясно, что экономика не может быть оторвана от государства, как и государство не может функционировать, не опираясь на экономику. Однако степень государственного вмешательства в экономику многие страны решают по-разному.

3.4. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.

Производство - это один из возможных видов деятельности организации или физического лица, направленный на создание конечного продукта или услуги.

В экономическом смысле процесс создания разных видов экономического продукта. Понятие производства характеризует специфически человеческий тип обмена веществами с природой, или более точно - процесс активного преобразования людьми природы с целью создания необходимых материальных условий для своего существования.

Производственное предприятие также называют производством.

Современное общественное производство включает в себя не только материальное производство, но также и нематериальную сферу - производство нематериальных благ и услуг (новые научные открытия, технические изобретения, народное образование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, управление, финансирование и кредитование, спорт и др.). Развитие нематериального производства и сферы услуг в решающей степени зависит от производства материальных благ - его технической оснащённости и величины выработки.

Разведение животных и растительных продуктов при помощи естественных сил природы (сельскохозяйственное производство и его отрасли: лесоводство, скотоводство, рыбоводство и пр.);

Переработка сырья в пригодный для потребления человека вид (обрабатывающая промышленность);

Передача хозяйственных благ от производителей к потребителям (торговля (retail), организация складов и транспорта (логистика)).

Финансовая деятельность: банковская и страховая деятельность

Духовное производство: новые научные открытия, технические изобретения, программирование, народное образование, культура, искусство, здравоохранение, бытовое обслуживание, управление, спорт и др.

Производительность труда - эффективность труда. Производительность труда может измеряться количеством времени, затрачиваемым на единицу продукции либо количеством продукции, выпущенной работником за какое-то время. Обычно под производительностью труда в экономической статистике разумеется фактическая производительность труда, однако в экономической кибернетике, в частности, в модели жизнеспособных систем Стаффорда Бира, вводятся понятия наличной и потенциальной производительности труда.

Под ростом производительности труда подразумевается экономия затрат труда (рабочего времени) на изготовление единицы продукции или дополнительное количество произведенной продукции в единицу времени, что непосредственно влияет на повышение эффективности производства, так как в одном случае сокращаются текущие издержки на производство единицы продукции по статье «Заработная плата основных производственных рабочих», а в другом - в единицу времени производится больше продукции.

^ Фактическая производительность труда определяется делением фактического выпуска продукции в единицах измерения данного вида продукции (выработка), на фактические затраты живого труда в единицах времени (трудоёмкость).

^ Наличная производительность труда есть расчётная величина, которая показывает, сколько продукции можно выпустить в текущих условиях (например, на имеющемся оборудовании из доступных материалов) в случае, если все простои и задержки будут сведены к нулю.

^ Потенциальная производительность труда есть расчётная величина, которая показывает, сколько продукции можно выпустить в теоретически достижимых в данных природных условиях на данном уровне развития цивилизации (например, из наилучших из имеющихся на рынке материалов при использовании передовых технологий и установке самого современного из имеющегося на рынке оборудования) в случае, если все простои и задержки будут сведены к нулю.

^ Разделение труда и специализация.

Разделение труда - исторически сложившийся процесс обособления, видоизменения, закрепления отдельных видов трудовой деятельности, который протекает в общественных формах дифференциации и осуществления разнообразных видов трудовой деятельности.

Например, основным методом работы в бухгалтерии является разделение труда специалистов. Распределяем работу сотрудников по участкам бухгалтерского учета под руководством ведущих специалистов и аудиторов, что позволяет добиваться максимальной эффективности их работы. Таким образом динамично сочетаем наработки в области автоматизации бухгалтерского учета и опыт в области администрирования бухгалтерских услуг.

Различают: - общее разделение труда по отраслям общественного производства; - частное разделение труда внутри отраслей; - единичное разделение труда внутри организаций по технологическим, квалификационным и функциональным признакам.

Является причиной повышения общей производительности труда организованной группы специалистов (синергетический эффект) за счет:

Выработки навыков и автоматизма совершения простых повторяющихся операций

Сокращения времени, затрачиваемого на переход между различными операциями

Концепция разделения труда довольно полно описана Адамом Смитом в первых трех главах своего пятитомного трактата «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Выделяют общественное разделение труда - распределение в обществе социальных функций между людьми - и международное разделение труда.

Разделение труда привело в современном мире к наличию огромного множества различных профессий и отраслей. Ранее (в древности) люди были вынуждены почти полностью обеспечивать себя всем необходимым, это было крайне неэффективно, что обусловливало примитивный быт и комфорт. Практически все достижения эволюции, научно-технического прогресса можно объяснить непрерывным внедрением разделения труда. Благодаря обмену результатами труда, то есть торговле, разделение труда становится возможным в обществе.

На рынке продается и покупается особый товар - рабочая сила.

Рабочая сила - это физические и умственные возможности, умения, навыки, позволяющие человеку выполнять определенные виды работ, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качества изготавливаемой продукции.

Неотъемлемым элементом рынка труда является безработица - это такая ситуация в экономике, при которой часть людей не могут найти работу. В государстве проводится работа по ее сокращению. В то же время современная экономика пришла к выводу, что полное искоренение безработицы невозможно, в этом нет необходимости. Специалисты считают, что иметь естественный уровень безработицы нужно, это способствует поддержанию необходимой конкуренции на рынке труда. Но высокий уровень безработицы может привести ко многим негативным явлениям в обществе и к социальным конфликтам.

С социальной и экономической позиции опасна длительная продолжительность безработицы. Социологи говорят, что если человек не работает от 2 до 3 месяцев, то у него пропадает желание работать, через 9 месяцев теряется навык в работе, т.е. наступает определенная дисквалификация.

Безработица условно подразделяется на естественную и вынужденную.

К естественной форме относятся следующие виды безработицы:

фрикционная – перемещение людей с одной работы на другую, из одного региона в другой. Само перемещение требует определенного времени для поиска новой работы. Этот вид безработицы кратковременный;

институциональная – спровоцирована действиями самого государства, когда работать становится невыгодно. Например, большие выплаты из социального бюджета, несовершенство налоговой системы, при заработной плате, которая ниже пенсии по безработице, и т.д.

добровольная форма. Само название говорит за себя. Всегда среди трудоспособного населения найдутся люди, которые по определенным причинам просто не хотят работать.

Более сложной бывает вынужденная безработица, которая, как правило, превышает естественную норму и связана с событиями, не зависящими от воли наемных работников. Вынужденная безработица имеет следующие виды:

Структурная безработица связана с высвобождением рабочей силы под воздействием структурных сдвигов в экономике. Происходят изменения в спросе на ресурсы. Меняется спрос на отдельные профессии и специальности, одну часть людей, не отвечающих новым технологическим требованиям, приходится увольнять, другую часть, наиболее подготовленных и с достаточным образованием обучают новым специальностям;

региональная безработица формируется под воздействием комбинации исторических, демографических и социально-психологических факторов. Решение этой проблемы осуществляется на основе общегосударственных целевых программ;

циклическая безработица связана с циклическим спадом производства и, как правило, с соответствующим спадом спроса на труд.

скрытая безработица наиболее характерная для современной России. Ввиду неполного использования производственных ресурсов в условиях экономического кризиса предприятия, борясь за сохранность кадров, не увольняют работников, а переводят их на сокращенную рабочую неделю, а в более сложных случаях отправляют работников в неоплаченные отпуска.

3.5. Обмен, торговля.

Истоки рыночных отношений уходят в глубь седой старины, когда люди вступали в отношения купли-продажи путем простого (натурального) обмена товарами, когда они взаимно приобретали то, чего у них не было, но что им было жизненно необходимо.

Обмен в экономике - движение товара от одного владельца к другому.

Может быть насильственным и ненасильственным. Формой ненасильственного обмена является торговля.

Обмен предполагает наличие меры эквивалентности товаров, что требует соизмерения разных по виду, качеству, форме и назначению вещей. Это требует наличия единой основы, которой является стоимость товаров.

Обмен может происходить как с участием денег, так и без них (бартер)

Торго́вля - процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами. В широком смысле - вид деятельности (в том числе предпринимательской), связанный с куплей-продажей товаров. Различают оптовую и розничную торговлю.

Торговля как вид деятельности относится к посредническим услугам, т. е. является третьей стороной между производителями и покупателями товаров.

Торговля между странами (международная торговля) делится на импорт и экспорт.

Невидимая торговля - услуги, оказываемые в основном транспортными компаниями при перевозках грузов и пассажиров стран третьего мира; осуществление страховых и кредитных операций; организация иностранного туризма; сдача в аренду оборудования и недвижимости за рубежом.

Торговля - это значительный источник налоговых поступлений в бюджет страны или региона.

Прибыль в наиболее общем плане можно определить как ра

Экономика - это совокупность научных исследований, финансовой структуры и деятельности людей, которая обеспечивает производство, рациональное распределение и потребление товаров и услуг в человеческом обществе.

Понятие экономики, ее роль в жизни человека

Экономика состоит из микроэкономики и макроэкономики. Макроэкономика представляет собой уровень создания факторов и условий, которые благоприятно влияют на результативность экономической деятельности.

Микроэкономика - процесс непрекращающегося взаимодействия между производителем и потребителем. Экономика играет, без сомнений, важную роль в жизни современного человека.

В первую очередь, благодаря экономике мы обеспечены материальными благами, необходимые для полноценной жизнедеятельности - жилье, одежда, продукты. Экономическая жизнь общества задает общий темп его развития, определяет ход происходящих в нем процессов.

Общественные потребности

Общественные потребности представляют собой вид тех потребностей, которые носят массовый характер и присущи каждому человеку в силу его общественной природы. Общественные потребности включают в себя два подтипа, которые связанны между собой: потребности государства и потребности общества.

К числу общественных потребностей относят потребности в коммуникациях, образовании, труде, здравоохранении, безопасности. На степень реализации общественных потребностей влияет уровень экономики в государстве. Именно фактор экономического развития становится решающим в удовлетворении людьми своих общественных потребностей.

В государствах с нестабильной экономикой беспрепятственно могут быть удовлетворены только первичные потребности - необходимость в еде и одежде.

Ограниченность ресурсов

Ограниченность ресурсов - термин, который в последнее время довольно часто встречается в экономике. Это понятие, которое выражает конечность и дефицитность тех производственных ресурсов, которые привыкли использовать люди в хозяйственном производстве.

Человеческие потребности не имеют границ и склонны к возрастанию, в то время как уровень ресурсов для их удовлетворения безостановочно падает. В широком смысле ограниченность ресурсов - это использование человеком свободных материальных и нематериальных ресурсов.

В подобной трактовке к свободным материальным ресурсам производства добавляются такие нематериальные ресурсы как время и человеческие силы.

Факторы производства

Те ресурсы, благодаря которым происходит процесс хозяйственного производства, имеют название факторы производства. Виды факторов производства:

1. Информация - в современном мире вместо информации в экономике все чаще применяют термин «технология». Информация является основой экономической деятельности, так как она открывает новые пути улучшения производства и повышения его результативности.

2. Труд - целесообразная деятельность индивида, направленная на достижения результата.

3. Капитал - совокупность материальных благ: машины, станки, деньги, здания, сооружения.

4. Земля - природный ресурс необходимый для производства материальных благ и услуг.

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей людей, общества. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие eгo отраслей.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обменивает фермер продукты земледелия или животноводства, чтобы продолжать производство и удовлетворять свои личные потребности ? А какими услугами пользуется, например, врач в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?

Развитие общества и eгo экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и eгo часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:
- существование общества невозможно без постояннoгo производства материальных благ;
- общественное производство и прежде вceгo сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие eгo социальной структуры;
- экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);
- в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономические перемены стали прежде вceгo следствием научно-технической революции, реального превращения науки в непосредственную производительную силу. Компьютеризация, информатизация стали реальностью общественного производства. Появились не только совершенно новые технологии, но и значительно возросла скорость их внедрения. Так, телефонизация 50% американских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с момента изобретения телефона. Сегодня для аналогичного уровня распространенности Интернета в США потребовалось 5 лет. На рубеже 1990-x гг. родилось то, что сегодня называется экономикой на знаниях или новой экономикой. Ее отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды xoзяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики. По существу, в ХХ в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству, именно человеческий интеллект (eгo возможности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик cовpeмeннoгo производства.

На базе всех этих пере мен резко возросло материальное и духовное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стaндарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостояния). Здесь важно отметить, что перемены в общественном производстве требуют развития творческих, индивидуальных качеств и способностей OCнoвнoгo участника производства - человека.

ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни eгo членов, под которым понимают степень обеспечения населения тoвapaми, услугами и условиями жизни, необходимыми для кoмфортного и безопасного существования. Почему одним странам удается добиться ввIcoкoгo уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связано с захватом в процессе войн территорий и богатства других нaродов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Так, например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов (вспомните, что является факторами производства) считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Но поскольку эффективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней развития стран экономисты чаще вceгo используют такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг,произведенных страной за год, поделенная на численность населения). Этот измеритель экономической деятельности выступает показателем уровня благосостояния или уровня жизни.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения дoxoдов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум b др. (Предложите наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития, которые можно было бы использовать для сравнения с дpyгими странами.)

Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) считают, что уровень жизни характеризует особый показатель - индекс развития человека, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни и уровень образования.

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим мeханизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществоведения разделение труда, специализация и тоpговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки , Латинской Aмeрики) и товapнoгo хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чем преимущества последней формы организации экономической жизни.)

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квaлификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития вeдет к снижению потребления: чтобы больше потреблять, нaдо больше производить. Таким образом, уровень экономичеcкoгo развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности).Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный период, позволяющий обеспечить eгo физический (физиологический) прожиточный минимум. Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности. Так, в настоящее время Всемирный банк ycтaнoвил следующие черты бедности: для развивающихся стран - 1 долл. США на человека в день; для Восточной Европы и CНГ - 4 долл. США; дЛЯ промышленно развитых стран с рыночной экономикой - 14,4 долл. У словия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны.

Главное условие ее решения - экономический рост.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной социальной системы формируются и действуют различные общности и группы - роды, племена, классы, нации, ceмьи, профессиональные коллективы и т. д. Социальная структура общества - это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии. Предметом дальнейшегo рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние социаль ной структуры общества и ее экономической жизни.

Одной из значительных общностей выступает нapoдoнaселение, которое является важнейшим условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во мнoгoм зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы eгo роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тecно связаны с экономической жизнью общества. Так, на тeмпы рождаемости влияет прежде вceгo уровень материальногo благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство. Нaпример, уровень рождаемости в европейских странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за последние 5- 10 лет резко упал, что связано с yxyдшением условий жизни, сопровождавших экономические peформы. В России в 1990-e гг. также число рожденных в pacчете на 1 тыс. человек населения значительно сократилось.

Существует и обратная зависимость, когда нapoдoнaселение влияет на экономику. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, плотности населения (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозайство), темпов роста населения (низкие темпы затрудняют воспроизводство paбочей силы и снижают соответственно объемы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на eгo простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Eгo ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Помимо этого, одной из причин резкого снижения продолжительности жизни, нaпример, у мужчин в России (в 1990-e гг. с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные условия (сокращение дoxoдов населения, рост нервных стрессов в связи с социальноэкономическими переменами и нестабильностью в обществе).

Заметно влияние экономической жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством , мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социальными группами.

В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые ниши социального и экономического выживания. Особенностью последних лет развития российского общества является тенденция усиления экономической дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с различными доходами, уровнями жизни и потребления. Усложнение coциальной структуры проявилось в формировании новых coциальных групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов и др.

Экономические интересы различных социальных групп неоднородны и нередко противостоят друг другу. Например, в современной России экономические интересы рабочих, предпринимателей, интеллигенции неодинаковы. Всем им противостоят интересы мафиозных групп. Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе экономических. В современном обществе существует проблема coгласования этих интересов.

Особую угрозу для политической и экономической cтaбильности в обществе представляет неравенство доходов. Развитие России в 1990-e гг. привело к значительным различиям в доходах населения. Рыночная система, предоставленная сама себе, отдает преимущество одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает.) другие. Если эту систему не корректировать определенной социальной политикой, то она имеет тенденцию вырождаться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элита) и против большинства.

В современных промышленно развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделенных слоев, создаются системы социального обеспечения (пенсионное обеспечение, медицинское страхование, пособия по бедности и др.). Так, в Швеции и Нидерландах на социальное перераспределение приходится около 30% национальногo дохода . Социальная политика российского правительства предполагает: социальную поддержку малоимущим гражданам, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, свободу выбора профессии, сферы и места работы, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства и др.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остается актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дoполнять И взаимно поддерживать друг друга.

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА

Посмотрим, как влияет на экономическое развитие общества eгo главный политический институт - государство. Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта тaкoгo развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия эта политика подверглась серьезной переориентации.

Вследствие краха экономической, политической и coциальной системы, основанной на централизованном планировании, рыночные силы и свободное предпринимательство стали рассматриваться как основа жизнеспособности социально-экономической системы.

В большинстве стран, выбравших путь рыночных преобразований в экономике, предпосылкой экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства. Это сопровождается переоценкой функций и политики государства. Правительства стремятся меньше вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эффективностью. Однако это означает не ликвидацию гocyдарственного управления, а, скорее, изменение eгo форм и улучшение качества.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия pыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, право вой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (выделены еще Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем ценнее признается свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в гocyдарстве.

Государство Заинтересовано обеспечить правовую надежность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее результатами. Создание правового порядка предусматривает, прежде вceгo, обеспечение с помощью законов права на собственность и ее защиту, на свободу предпринимательской деятельности, на систему хозяйственных договоров.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности гocyдарством предполагает создание институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Например, для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Вспомните и приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

И наконец, в условиях рыночной экономики важнейшая функция государства - разработка оптимальной нaциональной стратееии экономического развития, объединение усилий государственных opгaнoв, частных компаний, общественных организаций для ее реализации. Эта функция не может быть предоставлена автоматическим мeханизмам рынка. Так, государственная политика играет важную роль в финансировании образования, здравоохранения, национальной культуры и др.

Целями государственной политики мoгeт быть: обеспечение полной занятости, справедливое распределение дoходов, защита природного комплекса и т. п. Каждое правительство выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике. (Каковы, на ваш взгляд, приоритеты политики cOвpeмeннoгo Российского государства в экономике ?)

На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.

Как видим, политические институты общества активно влияют на экономику. А заинтересована ли экономика в поддержке, например, политической демократии, правовoгo государства?

Опыт развитых стран показывает, что рыночная экономика дает основу для поддержки демократии, правовoгo государства, гражданского общества. Существование в условиях конкуренции многообразия политических и экономических структур сокращает опасность для человека попасть под власть безответственного работодателя или организации, предоставляя ему возможность выбора кому и в чем подчиняться.

Условия рыночной конкуренции учат людей более ответственному отношению к своему делу, окружающим, принятию решений. Свобода предпринимательства убеждает человека в том, что он собственным выбором деятельности и инициативностью может менять свою жизнь к лучшему.

Рыночная экономика заинтересована в том, чтобы функционировать в рамках правового государства. Так, предпринимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве, т. е. по каким известным законам он может действовать, какие налоги платить. А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наемных работников, открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных сторон.

В свою очередь, право вое государство опирается на гражданское общество , которое составляют граждане, caмостоятельно принимающие личные решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданскогo общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и дpyгие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Следите за основными тенденциями экономического развития страны, актуальными проблемами coвpeмeнной экономической и социальной политики российского правительства. Это поможет вам компетентно отстаивать свои экономические и социальные права и интересы.

2 Используйте знание интересов, потребностей различных социально-профессиональных групп и возможностей их реализации в современных экономических условиях. Это даст вам возможность обоснованного профессионального самоопределения.

3 Определите свою позицию по отношению к экономической политике государства, чтобы выбрать форму влияния на эту политику (участие в выборах, в работе партий или объединений).

4 Старайтесь не просто анализировать положительные или негативные последствия экономических преобразований в стране, а искать пути цивилизованных форм cвoeгo участия в экономической жизни.

Документ

Из работы современных российских ученых-экономистоd «рынок и социальное согласие».

По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Все чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое « рыночное несовершенство» , связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального нeравенства. По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают: по оценкам, на долю 20% беднейших слоев мирового населения приходилось в середине 80-x гoдов вceгo лишь 4% мирового богатства, а на долю 20% нaиболее богатых слоев - 50% мирового богатства . Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким мeханизмам, предполагающим достижение социального coгласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

Вопросы и задания к документу

1. Почему авторы документа характеризуют рыночный механизм регулирования экономики как нecoвepшенный?
2. Какие данные подтверждают yглубляющееся в мире социальное неравенство?
3. Используя coдержание параграфа, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социальногo согласия между участниками общественно-экономических отношений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?
2. От чего зависит богатство и процветание страны?
3. кaкие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?
4. Каким образом обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?
5. Нужна ли дeмократия рыночной экономике?
6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?
7. Каковы приоритеты политики Российского гocyдapcтва в экономике?

ЗАДАНИЯ

1 Аристотель, обсуждая роль гocyдapcтвa в экономических делах, отмечал, что «цель гocyдapcтвa - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.











Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

“Богатство – вещь, без которой можно жить счастливо, но благосостояние - вещь, необходимая для счастья”.
Н.Г.Чернышевский (1828-1889) российский мыслитель, литератор

Цель урока: подвести учащихся к пониманию роли экономики в жизни человека, основной проблеме в экономике, ограниченности ресурсов и проблемы выбора.

Задачи урока: продолжить формирование умений работать в группах, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, самостоятельно работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

УМК: Учебник Обществознание 8 класс, .Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, 2012 г.

Оборудование: карточки-задания с дополнительным материалом, мультимедийный проектор.

План урока:

1. Потребности и ресурсы.

2. Свободные и экономические блага.

3. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Задача для учащихся: выяснить, какие потребности существуют у людей, основную проблему экономики и пути ее решения.

Ход урока

1. Вспомните мультфильм об антилопе и богатом радже. Сколько б золота не принесла ему антилопа, все равно было мало. Кому же из нас не хочется получить всё, что ни пожелаем, не прикладывая при этом ни малейшего труда? Вот только одна беда - исчезла в далёком детстве золотая антилопа... и осталась одна реальность, чтобы обеспечить себе достойную жизнь, надо усердно трудиться.

Тема нашего урока: “Роль экономики в жизни общества”. Слайд 1 (Презентация)

Жизнь человека состоит из одних проблем. У нас постоянно возникают сложности. Всё время что-то человеку нужно. Ему то холодно, то жарко. Ему то хочется есть, то пить. Ему хочется как то по другому одеваться. Ему хочется передвигаться на новом автомобиле.

Всё то, что мы с вами назвали, называется потребностями.

Что же такое потребность? Слайд 2

Потребность - это необходимость в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом.

Существует три типа потребностей они составляют основу нашей жизни. Слайд 3

Материальные.

Духовные.

Социальные.

Запишите их в тетрадь и приведите свои примеры на каждый вид потребностей.

Потребности меняются. Слайд 4. Это их общая характеристика. С течением времени или с изменением климатических условий потребности меняются. Например, для человека живущего в горах будут характерны одни потребности, а для людей живущих в пустыне совсем иные. Естественно, что меняется общество, меняется время. Но рост человеческих потребностей всегда опережает количество ресурсов. В чём здесь секрет? Давай те возьмём стандартный пример: допустим вы хотели мобильный телефон. Но приобретя его, вам хочется дополнение к нему, либо нечто новое, например, компьютер. Наши потребности не остановить.

2. Каким образом удовлетворяются потребности человека? (путем создания необходимых благ)

Экономисты делят все жизненные блага на свободные или даровые и экономические.

Свободные блага (преимущественно природные)- доступны для всех нуждающихся в них. Приведите примеры.

Экономические блага - блага, полученные в результате созидательной, экономической деятельности. Приведите примеры. Слайд 5

А экономические блага тоже делятся на предметы потребления (для удовлетворения личных потребностей) и средства производства (блага, используемые для производства других благ). Приведите примеры.

Мы смогли обеспечить себя многими необходимыми вещами. И очень много из того, что мы создали, облегчило нашу жизнь. И это процесс создания человеческих благ не остановим, он будет продолжаться всегда. Таким образом, человеческие потребности безграничны, а ресурсы ограничены. Этот вопрос не разрешим в экономике. Слайд 6

Ресурсы - это факторы, используемые для производства экономических благ. Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг.

Так, исходя из всего вышесказанного, сделайте вывод, какова главная задача экономики?

Задача экономики: Удовлетворение безграничных потребностей человека с помощью ограниченных ресурсов.

Проблема ограниченности ресурсов решается таким методом как их экономия. Все мы оплачиваем жилищно-коммунальные услуги. Каким ресурсами мы пользуемся? (Вода, электроэнергия, тепло, газ).

Возьмем потребление воды. По мнению некоторых авторов, установка водных счетчиков экономит семейный бюджет по этой статье расходов в 4 раза. Итак у вас практические задания на партах. Приложение 1 .

Вопросы к практическому заданию. Посчитайте сколько семья будет платить ежемесячно в среднем за воду и какова будет экономия семейного бюджета?

3. На что же истратить имеющиеся ресурсы?

Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой. Этот выбор называется альтернатива. Слайд 7

Альтернативная стоимость – цена, которую нужно заплатить за сделанный выбор.

Теперь давайте рассмотрим ситуацию и ответим на вопросы:

Какие возможные варианты выбора у Димы? Что в каждом конкретном выборе будет являться альтернативной стоимостью? Как в данной ситуации поступили бы вы?

– Привет, Дима. Ты пойдешь на новый фильм “Аватар”?

– Хотел бы, но не могу. Завтра у нас контрольная работа по физике. Мне нужно еще поучить. Иначе получу пару.

– Да брось. Завтра спишешь у кого-нибудь.

– Хорошо, но сегодня вечером у меня секция хоккея.

Если не учить, то уж лучше сходить на хоккей.

– А мы пойдем на трехчасовой сеанс и ты успеешь к 6 часам.

– Хорошо. Только я посчитаю, сколько у меня денег до конца недели: 500 рублей до пятницы. Это и для талонов на питание!

Рефлексия. Индивидуальная работа с тестами. Слайды 8-10. Самопроверка.

Домашнее задание Слайд 11. Прочитайте § 11 Задание на выбор:

1) разработать в виде листовки предложения экономии бюджета вашей семьи за счет рационального потребления услуг ЖКХ (использовать дополнительный материал, счета на оплату услуг ЖКХ и др.);

2) написать эссе по теме эпиграфа урока.

Новое на сайте

>

Самое популярное