Домой Кредит на бизнес Проблемы и перспективы развития лизинга в россии. Преимущества и проблемы лизинга

Проблемы и перспективы развития лизинга в россии. Преимущества и проблемы лизинга

Проблемы лизинга составляет низкая капитализация компаний по лизингу, они представляются банкам простыми посредниками между ними и лизингополучателями.

Собственные средства у этих компаний незначительны, поэтому риски банка велики. Кроме изучения лизингополучателя, банку приходится заниматься еще и изучением лизинговой компании. А это отражается на затратах и времени. Серьезные и имеющие большой стаж работы в области лизинга, компании, в последнее время начали увеличивать свои капиталы, что стало благоприятно отзываться на количестве заключенных контрактов.

Проблемы лизинга заключаются еще и в невыполнении лизингополучателем условий сделки до конца. В договоре, обычно указывается, что в случае двух невыплат подряд, компания имеет право заблокировать счет своего лизингополучателя и перечислить сумму платежей. На практике эти счета в банке прекращают существование, а лизингополучатель открывает новый счет в другом банке. Продажа же на рынке вторичном оборудования, которое принимает участие в лизинге, представляется весьма хлопотным делом.

В проблемах лизинга имеет место и тот факт, что очень часто, в лизинге участвует оборудование, которое заказывает сам лизингополучатель, и оно бывает уникальным, чинить и поддерживать его в рабочем состоянии очень сложно без специальных инструментов, покупка которых приносит компании дополнительные затраты. Банки же все эти риски учитывают заранее, поэтому лизингодателям необходимо обслуживать узкий сегмент рынка, чтобы хорошо ориентироваться в стоимости оборудования в зависимости от его назначения и срока эксплуатации. В этом случае выгодно применение лизинга мокрого, когда у компании будет своя база оборудования для проведения ремонта.

Проблемы лизинга заключаются и в законодательстве. Первый вариант закона о лизинге настолько нефункционален, что Рослизинг, его разработавшая, требует подгонки под этот закон всех существующих на сегодняшний день законодательных актов в таких областях, как Гражданский, Налоговый, Таможенный и другие кодексы. Но более опытные лизинговые компании рекомендуют доработать один закон о лизинге, чем переделывать под него все остальные. Если же привести все акты этих различных законодательств в соответствие к Европейским аналогам, то система заработает очень эффективно.

Главной проблемой компаний лизинга остается НДС, который не возмещен. Придирчивость налоговых организаций является причиной того, что ежегодно происходят потери этими компаниями 15% всего бизнеса. При неправильном заполнении поставщиками документов, невозможно зачесть даже НДС уплаченный. За год потери, связанные с недоработками в законе составляют около десяти миллиардов рублей.

Лизинг недвижимости возник недавно, но не может начать полноценно развиваться, поскольку право собственности на землю не предусматривает передачу в лизинг. Хотя при продаже или иных действий со строениями и зданиями происходит отторжение участка вместе со строением. Сделки запутываются, происходит их подорожание, хотя нужны они, в первую очередь, предприятиям среднего и малого бизнеса. Продавцы не желают указывать стоимость зданий рыночную, и это тоже приводит к срыву сделок. Отсутствие регламента по лизинговым сделкам негативно сказывается на этом виде финансовой аренды.

В ведущих странах мира, как уже отмечалось, лизинговые операции составляют до */3 совокупных инвестиций, а их объем в среднем ежегодно увеличивается на 12--13%. В России же доля лизинговых операций в инвестициях остается очень низкой (по разным оценкам, от 1 до 6%). При этом определенные направления лизинговой деятельности находятся в начальной стадии развития: слабо используется лизинг при осуществлении инвестиций в недвижимость, почти не применяются оперативный, возвратный виды лизинга.

Лизинговый бизнес в России осуществляется в сложных условиях. Прежде всего, это связано с низким уровнем кредитоспособности предприятий, высокой стоимостью и трудностями получения долгосрочных кредитов. К числу факторов, объективно тормозящих развитие лизинга, также относятся острая нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний; неразвитость инфраструктуры лизингового рынка, в частности, дефицит услуг по юридической, консультационной и информационной поддержке участников рынка; неблагоприятный (для лизинга) налоговый режим; недостаток квалифицированных кадров для лизинговой деятельности и отсутствие системы их подготовки. В целом масштабы лизинговых операций в России не отвечают реальным потребностям. Между тем лизинг мог бы стать важным фактором преодоления инвестиционного кризиса и модернизации производства. Так, по расчетам специалистов, лизинг отечественных воздушных судов мог бы позволить российским авиакомпаниям к 2010 г. на 95% обновить парк самолетов .

Количества лизинговых компаний, которые работают на российском рынке, сегодня явно недостаточно: их как минимум должно быть на порядок больше. Российские компании далеки от того, чтобы использовать все разнообразие лизинговых операций в полной мере. К числу основных проблем, тормозящих развитие лизинга, специалисты относят следующие:

¦ высокий уровень процентных ставок; процентные ставки по кредитам намного превышают норму средней прибыли в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве;

¦ нехватка стартового капитала и финансовая слабость лизинговых компаний, которые во многом зависят от банков-учредителей и используются часто лишь как форма кредитования предприятий;

¦ двойное обложение налогом на добавленную стоимость; по существующему порядку НДС взимается за приобретаемое лизингодате - лем оборудование и, кроме того, НДС дополнительно начисляется на лизинговые платежи;

¦ - недостаточное понимание сущности лизинга, его достоинств как потенциальными лизингодателями, так и предпринимателями -- потенциальными лизингополучателями;

¦ отсутствие инфраструктуры лизингового рынка, сети лизинговых компаний, консалтинговых фирм, которые обслуживали бы всех участников рынка;

¦ отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая обеспечивала бы постоянной и доступной информацией о предложениях лизинговых услуг;

¦ недостаточная квалификация и нехватка опытных кадров для лизинговых компаний;

¦ высокая стоимость национальных кредитных ресурсов;

¦ неблагоприятные условия налогового, таможенного и валютного законодательства, не позволяющие в короткие сроки получить лизинговое имущество обратно при расторжении сделки; это заставляет лизингодателей ужесточать требования по обеспечению сделки, что практически исключает малый бизнес из потребителей лизинговых услуг;

¦ отсутствие вторичного рынка оборудования;

¦ необходимость залога и крупного аванса;

¦ проблемы с определением кредитоспособности партнеров .

В России, как и в других странах, лизингодатель сохраняет собственность на арендуемое имущество. Однако процедуры реализации залоговых прав в России сложны и не отработаны. Кредитор не может просто взыскать в свою собственность заложенное имущество, требуются судебное решение и аукционная продажа. Российские банки и лизинговые компании очень редко рассматривают право собственности на лизингуемое имущество как достаточно надежную гарантию своих интересов в лизинговой сделке. Обычно сделки в России заключаются, если в контракте предусмотрены весомые и дублирующие друг друга добавочные меры финансового обеспечения в дополнение к восстановимым правам владения, определенным в Гражданском кодексе РФ.

В условиях нехватки собственных финансовых ресурсов лизинг является одним из основных финансовых инструментов, позволяющих осуществлять крупномасштабные капитальные вложения в модернизацию производства.

Темпы роста рынка лизинга в России в 2006 г. замедлились и составили 36% по сравнению с 47% в 2005 г. Основных успехов в области лизинга, по мнению экспертов, тогда удалось добиться в тех отраслях, которые активно дотировались государством (авиастроение и агропромышленный комплекс).

Объем лизинговых операций в 2005 г. (более 650 млн. дол.) выполнили в основном 40 крупнейших лизинговых компаний России. Суммарный объем лизинга в 2005 г. оценивается примерно в 2,5 млрд. дол. (около 4,5% от всех инвестиций в основные фонды).

Наибольшие изменения были заметны в авиастроительной отрасли, авиационных грузопассажирских перевозках и в АПК - в основном благодаря программам государственной поддержки. Развитие лизинга в стране свидетельствует о том, что государство заинтересовано в развитии отечественной наукоемкой отрасли. Если бы не правительственная поддержка, то в 2005 г., например, компания «Дальавиа» не смогла бы купить Ту-214. Правда, компаний, работающих по схемам федерального лизинга либо реально пользующихся господдержкой, совсем немного в АПК. По прогнозам специалистов, в ближайшее время ожидается появление таких компаний на железнодорожном транспорте в сфере управления и эксплуатации природных ресурсов

Стимулировать темпы роста «негосударственных» лизинговых операций можно, лишь устранив целый ряд тормозящих факторов, содержащихся в российском законодательстве.

Одной из главных проблем, с которой сталкиваются сейчас лизинговые компании в России, является неотработанность процедур досудебного возвращения имущества лизингодателя в случае неплатежей со стороны лизингополучателя. До момента окончания срока лизинговой сделки объект лизинга по закону находится в собственности лизинговой компании. Однако Гражданский кодекс и иные нормативные акты не предусматривают возможности досудебного изъятия собственного имущества у недобросовестного лизингополучателя. Вернуть свою собственность лизинговая компания может только в судебном порядке. Известно, что судебное разбирательство в нашей стране может длиться 3-4 месяца и больше, кроме того, довольно сложно добиться реального возврата имущества. Лизинговой компании приходится ждать своего имущества до полугода, за это время объект лизинга нередко теряет свою ликвидность.

Еще одна сложность, которая тормозит развитие лизинга в России, это - проблемы с возвратом НДС. Для того чтобы сдать некий объект в лизинг, компания должна сначала его купить и заплатить НДС государству. Вернуть НДС из бюджета - большая проблема. Это приводит к нехватке свободных денежных средств и к приостановке других проектов компании.

Недостатком существующего законодательства в области лизинга считается также невозможность повторной сдачи объекта в лизинг. В российском законодательстве не предусмотрено системы повторной сдачи имущества в лизинг. В случае расторжения договора по каким-либо причинам лизинговая компания не имеет право повторно сдать объект в лизинг. Дело в том, что налоговые органы признают сделку лизинговой, а значит, лизинговая компания получит все причитающиеся ей льготы (возможность включения лизинговых платежей в расходы, ускоренная амортизация объекта лизинга, и, как следствие, уменьшение налога на имущество) лишь в том случае, если она покупает объект под заказ конкретного заказчика. В случае разрыва контракта ей остается либо снова его купить и тогда уже сдавать, либо кому-то продать.

Из-за того, что в законодательстве нет четко установленного срока лизинговых сделок, активно развиваются так называемые «серые схемы», когда компании «под прикрытием» налоговых льгот, предоставляемых в случае лизинга, просто покупают в рассрочку оборудование, машины и т.п. Подобная же проблема возникает из-за того, что в законодательстве не ограничена предоплата для покупки объекта лизинга со стороны лизингополучателя. Проблемы недобросовестности, правда, уже со стороны лизинговых компаний, возникли после отмены лицензирования этого вида деятельности. Поставщики не могут отделить лизинговую компанию от псевдолизинговой, которая на самом деле, может, и не занимается лизингом, и, соответственно, это затрудняет предоставление ими скидок и отсрочек настоящим лизинговым компаниям.

Помимо законодательных проблем, развитию российского лизинга мешает недостаточная заинтересованность как банков, кредитующих лизинговые компании, так и производителей. Среди производителей и дилеров не все понимают значение лизинга для роста объемов продаж настолько, чтобы предоставлять лизинговым компаниям преференции при приобретении основных средств для последующей сдачи в лизинг. Большинство из них не предоставляют лизинговым компаниям скидки при приобретении, рассрочку оплаты. Большинство лизинговых компаний испытывают трудности с финансированием. Банки пока не кредитуют независимые от них лизинговые компании. Изменения отношения банков и производителей к лизинговым схемам зависит, в первую очередь, от возможности лизинговой компании в досудебном порядке вернуть свою собственность за неуплату.

От государственных средств зависит судьба многих лизинговых компаний как федерального, так и регионального уровней. Более того, стимулируя развитие рынка лизинговых услуг, государство предоставляет субсидию по страховке сделок в размере 50%, то есть лизингополучатель платит страховщику лишь половину страховой суммы, а остальное напрямую идет из госбюджета прямо к страховой компании. На этом фоне замедление темпов роста лизингового рынка (53% - в 2007 г., 21% - в 2008 г.) заставляет задуматься о его зависимости от роста бюджета РФ и размера средств на поддержку лизинга - по некоторым оценкам, сегодня до 30-35% этих средств на лизинговом рынке имеют бюджетное происхождение.

Лизинг и проблемы его осуществления

2.2 Проблемы осуществления лизинговых операций

Рассмотрим основные проблемы осуществления лизинговых операций.

Основным фактором, тормозящим развитие лизинга в России, было и остается отсутствие промышленной политики государства в отношении лизинга.

Лизинг - это, прежде всего финансовый инструмент. Инструмент всегда необходим для реализации чего-либо. Но лизинг это еще инструмент инвестиционный, а значит, может и должен служить инструментом инвестиционной политики. Если государству для реализации своей промышленной политики и, прежде всего, для обновления значительно устаревших основных фондов в тех или иных отраслях экономики, необходим лизинг, то и отношение к нему как к финансовому инструменту должно быть соответствующим. Должно быть понятно, что государство стремится к обновлению оборудования и стимулирует развитие лизинга как эффективное средство для решения этой задачи. При этом стимулирование абсолютно не означает развитие только государственного лизинга через его бюджетное финансирование. Напротив, лизинг как инвестиционный инструмент открывает значительные перспективы привлечения не бюджетных инвестиций в обновление основных фондов .

Стимулировать же можно, например, спрос на лизинг в тех или иных отраслях экономики. В любом случае, промышленная политика государства должна быть понятна лизинговому бизнесу, а лизинг государству в этом деле поможет.

Значительные сложности с финансированием проектов продолжают испытывать "не при банковские" лизинговые компании или не кэптивные.

Банки крайне неохотно финансируют сторонние лизинговые компании, а объем такого финансирования не вселяет оптимизма. Не случайно значительное число устойчивых лизинговых компаний, проекты которых кредитными учреждениями эффективно финансируются, все чаще становятся подразделениями этих банков, а лизинговые проекты разновидностью банковского продукта. Это в свою очередь зачастую сужает возможности лизинга.

Одной из важнейших проблем, развития лизинга в России является сложившаяся негативная практика, связанная с реализацией имущественных прав лизинговых компаний. С одной стороны, в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеет место бесспорное право собственности лизинговых компаний на передаваемое в лизинг имущество, вплоть до выплаты последнего лизингового платежа лизингополучателем.

С другой стороны, в случае дефолта лизинговой сделки (лизингополучатель прекратил выплачивать лизинговые платежи, и договор расторгается), а лизингополучатель отказывается добровольно возвращать лизинговое имущество, имущественное право лизинговой компании крайне сложно реализовать. Это становится возможным только через суд. Арбитражное производство растягивается на год и более (с момента расторжения договора и до получения исполнительного листа). Лизинговое имущество в этот период, как правило, в полном объеме эксплуатируется, а его стоимость к моменту изъятия приближается к нулю.

Следует отметить также, что в процессе арбитражного производство судьи практически всегда отказывают лизинговой компании в применении в отношении лизингового имущества обеспечительных мер, таких как запрет на его эксплуатацию, передачу на ответственное хранение и т.д.

Таким образом, можно говорить о крайне сложной ситуации с реализаций имущественных прав лизинговой компании, если лизингополучателем оказывается недобросовестная компания. Речь здесь идет как о пробелах в законодательстве (невозможность применения законных методов внесудебного порядка изъятия лизингового имущества - исполнительная надпись нотариуса, механизм судебного приказа), так и о правоприменительной практике на местах.

Как уже говорилось, арбитражное производство в связи с изъятием лизингового имущества - довольно длительный процесс. В этот период в отношении лизингового имущества со стороны имеют место деяния, которые вполне можно квалифицировать как уголовные. Например, имущество может незаконно продаваться или скрывается от собственника. Однако органы внутренних дел, в большинстве случаев заявления от потерпевшей стороны (лизинговой компании) не принимают и трактуют подобные деяния как спор хозяйствующих субъектов.

Проблема судебных разбирательств между лизинговыми компаниями и налоговыми органами по вопросам правомерности применения налоговых вычетов по НДС. При этом основным мотивом отказов в принятии к зачету или возмещению из бюджета сумм НДС является неуплата в бюджет НДС контрагентами лизинговых компаний (поставщиками лизингового оборудования). Налоговыми органами перекладывается ответственность за третьих лиц на лизинговые компании .

Подавляющее число судов различных инстанций принимают решения в пользу лизинговых компаний, что не меняет в основном позиции налоговых органов:

Негативная арбитражная практика при вынесении решений по искам лизинговых компаний к недобросовестным лизингополучателям, с требованием о полной выплате лизинговых платежей в соответствии законодательством и условиями договора лизинга. Лизинговые платежи перестали уплачиваться в середине срока договора лизинга. Договор лизинга расторгнут. Лизинговое имущество изъято. Лизинговая компания подает иск к лизингополучателю о выплате не уплаченных лизинговых платежей в соответствии с договором лизинга. Лизингополучатель подает встречный иск к лизинговой компании возврате полной стоимости лизингового имущества, на основании того, что имущество возвращено, а в составе частично уплаченных лизинговых платежей присутствует его выкупная стоимость.

Таким образом создается ситуация способствующая прямым злоупотреблениям лизингополучателей. Можно, например, взять, в лизинг имущество. Использовать его, допустим, год-два. Затем вернуть это имущество лизинговой компании, и взыскать через суд полную стоимость имущества Прецедентных решений в пользу лизингополучателей еще не принималось. Но уже неоднократно подобные дела рассматривались Президиумом ВАС. Дела возвращаются в суды первой инстанций, а мотивировочная часть решений ВАС не вселяет оптимизма. Экономическая сущность лизинговой сделки не принимается в расчет. А прецедентное решение, окажет крайне негативное влияние на всю лизинговую отрасль.

Не первый год в Основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, публикуемых Минфином России поднимается вопрос об отмене основной преференции в российском лизинге - права применения ускорения амортизации лизингового имущества с коэффициентом не выше 3. Механизм ускорения амортизации лизингового имущества был введен в Российской Федерации в связи острой необходимостью обновления основных фондов практически во всех отраслях экономики. Если же говорить о малом и среднем бизнесе, то здесь, лизинг является зачастую единственной возможностью, для старта своей деятельности или обновления оборудования.

Подкомитет по лизингу неоднократно проводил мероприятия посвященные проблеме возможной отмены ускоренной амортизации в лизинге, в том числе в Государственной Думе Российской Федерации. Были подготовлено финансово-экономическое обоснование позиции лизингового сообщества по данному вопросу. Можно говорить о том, что бюджет государства ничего не выигрывает в случае отмены ускоренной амортизации в лизинге, в долгосрочной перспективе - значительно проигрывает по все налогам от лизинга. А вот негативное влияние на лизинг будет трудно переоценить. Речь может идти о значительном сокращении объемов вновь заключаемых лизинговых сделок, что приведет к проблемам всей отрасли.

Проблема с возмещением НДС стала не только преградой для иностранных лизингодателей, но в первую очередь стала крупной помехой для российских лизинговых компаний. Суть проблемы состоит в том, что налоговые органы всеми способами противостоят осуществлению лизинговыми компаниями их законного права на принятие к вычету и возмещение НДС из бюджета.

Другая причина замедления роста рынка, по-видимому, состоит в исчерпании возможностей быстрого экстенсивного роста в наиболее привлекательных сегментах, таких, как автолизинг и лизинг подвижного состава. Для дальнейшего роста становится необходимым принципиальное совершенствование лизинговых продуктов, освоение новых ниш рынка.

Первая стадия - это краткосрочная аренда, предполагающая возврат имущества арендатору в конце срока договора. Вторая стадия предполагает осуществление сделок классического финансового лизинга с полной окупаемостью и передачей права собственности лизингополучателю в конце срока договора. Обычно эта стадия развития рынка длится не более 5-7 лет.

На третьей стадии осуществляется "креативный" финансовый лизинг. Лизингодатель разрабатывает и организует разнообразные формы сделок, появляется многовариантность в применении опционов на передачу права собственности на имущество. В период нахождения рынка на этом этапе наблюдается наибольшая динамика роста объемов операций и доли лизинга в общем объеме капитальных инвестиций. На первых трех стадиях развития находятся лизинговые рынки практически всех развивающихся стран. Четвертая стадия проходит под знаком оперативного лизинга. Появляются новые, нестандартные лизинговые технологии, увеличивается набор требований со стороны лизингополучателей, заканчивается формирование вторичного рынка оборудования по большинству позиций. В итоге условия лизинговых договоров в значительной степени отстраиваются под индивидуальные требования клиентов. Распространяются сделки с дополнительными условиями (установкой, введением в эксплуатацию и предоставлением инжиниринговых и логистических услуг). К своим функциям лизингодатели добавляют управление активами, ремаркетинг и работу на рынке бывшего в эксплуатации имущества. Для этой стадии характерна стабилизация основных показателей рынка. Темпы роста объемов операций совпадают с темпами роста капитальных инвестиций в стране, стабилизируется показатель доли лизинга в инвестициях.

На пятой стадии появляются разнообразные новые и усложняются уже известные продукты. Например, возникает выбор среди опционов на передачу права собственности (пут, кол, право на внесение дополнений, досрочное прекращение или продление договора, замена оборудования на новое и пр.).

Здесь также возникают такие возможности для финансирования, как секьюритизация лизингового портфеля, венчурный лизинг, лизинг в комплексе с другими формами финансирования. К странам на этом этапе развития относятся Германия, Великобритания, Япония, Австралия.

Шестая стадия определяется значительной консолидацией лизингового бизнеса в стране, которая принимает форму слияний, поглощений, создания совместных предприятий, реализации совместных проектов, обмена акциями и пр. Этому этапу присуще также значительное снижение лизинговой маржи, что и заставляет лизингодателей искать пути повышения эффективности бизнеса, в том числе путем расширения международного сегмента своего бизнеса. На этом этапе сейчас находится самый старый лизинговый рынок - рынок США.

Очевидно, что с точки зрения приведенной классификации этапов развития рынка российский рынок лизинга находится на третьем этапе. При этом необходимо отметить, что сегменты российского рынка лизинга (по типам предметов лизинга) весьма разнородны и характеризуются разным уровнем развития. Поэтому наиболее точно будет сказать, что отдельные сегменты находятся лишь на втором этапе развития, характеризующимся простейшими схемами сделок (это присуще сегментам с низкой конкуренцией или небольшими объемами сделок), некоторые - на третьем этапе (большинство сегментов по видам имущества), а некоторые уже на четвертом этапе развития.

В частности, сегменты лизинга автотранспорта и железнодорожного подвижного состава демонстрируют основные признаки четвертого этапа развития: усложнение лизинговых продуктов, распространение сделок оперативного лизинга, появление "креативных" лизинговых продуктов, таких, как лизинг автотранспорта для физических лиц и лизинг с полным набором услуг по сопровождению автопарка. Этим сегментам присущи также высокая конкуренция и стабилизация лизинговых ставок, наличие довольно развитого вторичного рынка .

Рост конкуренции в наиболее привлекательных сегментах, усложнение лизинговых продуктов, очевидно, будут сопровождаться замедлением роста в этих сегментах. В значительной степени росту конкуренции будет способствовать увеличение присутствия иностранных лизингодателей в этих сегментах. Однако это позволит лизинговым компаниям вывести свои услуги на новый качественный уровень.

Анализ эффективности лизинговых сделок предприятия на примере ОАО "Сигма"

Использование лизинга в инвестировании

Существует множество классификаций лизинга с позиций приверженцев разных критериев. Попробуем представить наглядно основные из них. Финансовый лизинг характеризуется продолжительным периодом лизингового соглашения. При этом срок...

Лизинг и другие формы долгосрочного финансирования

Лизинг и проблемы его осуществления

Лизинг как инвестиционная деятельность

Современный рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции...

Лизинг как источник формирования основного капитала организации

Использование аванса или залога является широко распространенным положением лизингового договора. Как правило, размер аванса составляет около 20 процентов от стоимости лизингового договора. Что касается залога, то обычно требуется...

Лизинг как способ обновления ОПФ

Лизинг отличается сравнительно сложной организацией не только по числу участников и специфике выполняемых ими функций, но и по особенностям самих инвестиционных проектов, предполагающих осуществление комплекса организационно - правовых...

Лизинговые операции

Выделяют разнообразные виды, типы и формы лизинга. В России разрешено проведение таких форм лизинга, как внутренний, когда участники договора - резиденты, и международный лизинг, когда один из субъектов - нерезидент...

Лизинговые операции

Согласно Федеральному закону «О финансовой аренде (лизинге)», ответственность за сохранность предмета лизинга от всех видов имущественного ущерба, а также за риски, связанные с его гибелью, утратой, порчей, хищением и другие имущественные риски...

Лизингом признается специфическая операция, предусматривающая инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых ресурсов в приобретение имущества с последующей передачей его клиенту на условиях аренды...

Учет и организация безналичного денежного оборота

Для проведения расчетов АКБ Менатеп открывает своим клиентам расчетные, бюджетные и текущие счета. Расчетные счета открываются для юридических лиц различных форм собственности...

Финансовая деятельность коммерческих банков

В соответствии с Законом "О банках и банковской дея-тельности" банковская система в Украине построена и функ-ционирует по двухуровневому принципу и включает в себя следующие уровни: Центральный банк -- Национальный банк Украины (НБУ) и...

Лизинг является одним из наиболее прогрессивных методов обеспечения производства материально-техническими средствами, который открывает возможность использовать в производственной деятельности не только отдельные виды машин, оборудования, но и технологии, в том числе информационные.

Лизинг на сегодняшний день является одним из немногих способов долго - и среднесрочного финансирования, доступных российским предприятиям. Механизм лизинга привлекателен для лизингополучателей благодаря его экономической эффективности, большей гибкости и доступности по сравнению с банковским финансированием.

Интерес к лизингу начал расти после кризиса 1998 г. В 2003г. объем рынка лизинговых услуг составил 35,2 миллиардов рублей (1,2 миллиардов долларов), в 2004г. - 49,7 миллиардов рублей (1,7 миллиардов долларов), в 2005г. - порядка 72,5 миллиардов рублей (2,3 миллиардов долларов), в 2006 г. - порядка 3,3 млрд. долларов (см. рис.15). Наибольшими темпами растет автолизинг, а также авиализинг.

Рис.15.

Тем не менее, можно говорить о том, что объем лизинговой индустрии России незначителен, а темпы роста очень медленные. На долю РФ приходится всего лишь 0,28% общего объема лизинговых операций пятидесяти ведущих стран мира. У Германии этот показатель равен 4,7%, у Японии - 18%, на США приходится 47%, суммарный объем лизинговых сделок в США равен почти 200 миллиардам долларов. Россия находится в конце третьего десятка из пятидесяти участников в рейтинге стран по развитию лизинга.

Самый распространенный предмет лизинга в РФ - сельскохозяйственная техника. Это связано с тем, что на ее приобретение, как правило, выделяется бюджетное финансирование. Далее следует лизинг медицинской техники, автолизинг и лизинг компьютерной техники. Большинство российских лизинговых компаний предлагает грузовой и пассажирский автотранспорт, производственное и телекоммуникационное оборудование.

Сейчас все большее количество лизинговых компаний в своей деятельности ориентируется на малые и средние предприятия (порядка 38%; на средние и крупные - 15%; только на крупные - 7%; на предприятия любых размеров - 40%). Лизинг является эффективным механизмом финансирования этого сектора, который банковская сфера традиционно обходила стороной.

Самым распространенным источником финансирования российских лизинговых компаний являются кредиты российских банков. Также в первую тройку входят коммерческие кредиты поставщиков и средства российских банков-учредителей. Собственные средства как источник финансирования находятся лишь на девятом месте.

Темпы развития лизинга не соответствуют сегодняшним потребностям экономики, и спрос на эти услуги полностью не удовлетворяется. Тем не менее, перспективы рынка лизинговых услуг можно оценить положительно. Скорее всего, вопрос развития лизинга - это всего лишь вопрос времени.

Развитие лизинга положительно скажется на состоянии российской экономики. Один из факторов, препятствующих ускорению экономического роста, - это изношенность основных фондов российских предприятий. Процесс их обновления финансируется в основном за счет нераспределенной прибыли предприятий и сдерживается отсутствием доступного заемного капитала. Лизинг как механизм альтернативного финансирования может сыграть важную роль в выполнении этой стратегической задачи, стоящей перед российской экономикой, - в переоснащении основных фондов промышленных предприятий.

Существующие препятствия развитию рынка лизинга условно можно разделить на три основные группы: препятствия технического характера - такие как несовершенство отдельных законодательных норм и правоприменительной практики в сфере лизинга и близких областях; препятствия, имеющие системный характер для российской экономики - то есть не только для лизингового бизнеса, но и для всей предпринимательской деятельности в России; и препятствия, обусловленные исключительно “юностью” российского рынка лизинга.

Среди “технических” препятствий можно выделить следующие.

1) Остаются недоработанными или не соответствуют практике лизинговой деятельности положения в Законе “О финансовой аренде (лизинге) ” в части вторичного использования в целях предоставления в лизинг изъятого имущества, в части однозначного толкования порядка завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателю, в части порядка исчисления налогов (НДС) и возмещения НДС и др. Проблемным является регулирование случаев дефолтов лизингополучателей. Законодательство предписывает решать вопрос об изъятии объекта лизинга у неисправного лизингополучателя через суд, но не регламентирует условия, кем, на каких условиях и где будет храниться это имущество во время судебной процедуры. Эта ситуация может очень негативно сказаться на сохранности имущества, при том, что судебные процедуры могут длиться неопределенно долго. Остаются некоторые взаимные противоречия и сложности действующего законодательства и нормативных актов в области лизинга, налогообложения, бухучета, таможенной службы и др.

Однако, на мой взгляд, законодательство в целом достаточно эффективно, и его стабильность и неизменность будут даже в большей степени способствовать развитию лизинга, чем дальнейшее совершенствование.

2) Норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, препятствует кредитованию банками лизинговых компаний в необходимом объеме. Необходимость повышения этого лимита для лизинговых компаний является весьма актуальным вопросом, поскольку большинство лизинговых компаний создано при банках и кредитуется в банках. Банк, желающий расширить объем лизинговых операций, фактически вынужден создавать еще одну или несколько лизинговых компаний, что ведет к дополнительным издержкам вследствие организационных затруднений и возможного “рассеивания” бренда.

3) Проблема в области лизинга высокотехнологичного оборудования и программных продуктов. Современное высокотехнологичное оборудование, использующееся в различных отраслях экономики, включает в себя как важнейшую составную часть программное обеспечение (по соответствующему законодательству применяется термин “программы для ЭВМ и баз данных”). Зачастую стоимость ПО даже превышает стоимость оборудования, в составе которого используется. Но это же оборудование, которое без программного продукта является просто “грудой железа”, необходимо предоставлять в лизинг. Более того, часто возникает необходимость комплексного участия в лизинговом проекте правообладателей отдельных программных продуктов, которые являются прикладными программами для необходимых лизингополучателям аппаратно-программных комплексов и часто приобретаются отдельно от оборудования. При этом из-за специфики отношений собственности возникают почти непреодолимые законодательные препятствия или, по крайней мере, большие сложности в оформлении договорных документов и необходимость самостоятельного поиска путей обхода законодательных тупиков.

На мой взгляд, следует законодательно разрешить передавать в лизинг программное обеспечение.

Среди “системных” препятствий развитию лизинга можно выделить следующие.

1) Фактически отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках, случаи страхования коммерческих рисков лизинговых сделок имеют пока экспериментальный характер, причем формулировки страховых компаний при страховании финансовых рисков весьма расплывчатые, а ставки высокие.

2) Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя. К счастью, пока это скорее потенциальная, чем насущная проблема для лизинговых компаний. Тем не менее, в условиях замедления экономического роста вопрос регулирования взаимоотношений с неисправным лизингополучателем может стать очень болезненным для многих лизинговых компаний.

Следует четко закрепить за лизингодателем бесспорное право изымать объект лизинга у лизингополучателя в случае существенного нарушения последним условий договора лизинга, поскольку лизингодатель в любом случае заинтересован в благоприятном исходе ввиду имеющихся обязательств по сделке.

3) Вторичные рынки оборудования все еще слабо развиты, что не позволяет в полной мере рассматривать объект лизинга в качестве обеспечения.

4) Для большинства лизинговых компаний “длинное и дешевое" финансирование крайне труднодоступно из-за остающихся высокими рисков отечественных лизингополучателей. На мой взгляд, по крайней мере в Удмуртской республике банки неправильно подходят к кредитованию лизинговых проектов - лизинговая компания, как правило, бывает полностью изучена банком, однако главное направление анализа банка концентрируется на лизингополучателе. Что приводит к тому, что по объему бумажной работы нет разницы - брать кредит клиенту на себя напрямую, либо брать оборудование в лизинг. Лизинговая компания может и должна восприниматься банком как неоспоримый фактор, способствующий положительному решению по инвестиционному проекту по приобретению имущества клиентом в лизинг. Еще одна причина заключается в неразвитости в России источников долгосрочной ликвидности: банковского, пенсионного рынков и рынка страхования.

5) Отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов. Наличие таковых позволило бы снизить издержки и риски лизингового бизнеса, сделать лизинг более широкодоступным инструментом.

Препятствия, обусловленные “юностью” российского рынка лизинга, выглядят следующим образом.

1) Отсутствуют готовые решения в области комплексной автоматизации лизинговой компании. Несколько лизинговых компаний самостоятельно разработали необходимое программное обеспечение.

2) Лизинговые компании испытывают трудности с подбором кадров. Квалифицированных лизинговых специалистов пока немного, а опыт специалистов в области кредитования довольно сильно отличается от опыта в области лизингового финансирования. Однако уже сейчас заметна активность в области подготовки лизинговых специалистов: в ВУЗах появились соответствующие специальности, Северо-Западная лизинговая ассоциация реализует специальную программу по сертификации лизинговых специалистов.

3) Российскому рынку лизинга необходимо развитие информационной инфраструктуры. Для этого необходимы усилия всех участников лизингового рынка. Пока же усилия по развитию лизинговой культуры в России, хотя и существуют, но крайне разобщены. Практика координации усилий лизинговых компаний давно и эффективно применяется на Западе - во многих странах такие ассоциации имеют мощные лоббистские возможности.

Таблица 14 - Проблемы, препятствующие развитию лизинга в России, и пути их решения

Проблемы лизинга

Пути их решения

Пробелы в законодательстве:

Создание всероссийской ассоциации лизинговых компаний для внесения законодательных инициатив в Государственную Думу, для лоббирования интересов рынка лизинга России

порядок завершения договора лизинга и передачи имущества в собственность лизингополучателю

Право собственности должно переходить лизингополучателю по окончании срока договора лизинга при погашении лизинговых платежей в полном объеме

вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

Разрешить вторичное использование в целях предоставления в лизинг изъятого имущества

в части дефолтов лизингополучателей

Необходимо закрепить положение о том, что во время судебной процедуры объект лизинга должен находится у лизингодателя

Норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, препятствует кредитованию банками лизинговых компаний в необходимом объеме

Увеличить норматив ЦБ РФ, устанавливающий предельный лимит риска на одного заемщика, либо устанавливать его на конечных лизингополучателей, минуя лизинговые компании

Запрет на лизинг программного обеспечения

Следует законодательно разрешить передавать в лизинг программное обеспечение в составе оборудования

Отсутствует система страхования коммерческих рисков в лизинговых сделках

Необходимо перенести зарубежный опыт страхования финансовых рисков на российскую почву

Существующая арбитражная практика препятствует быстрому изъятию объекта лизинга в случае неплатежей лизингополучателя

Необходимо законодательно закрепить безусловное право изъятия объекта лизинга без судебных процедур

Неразвитость вторичных рынков оборудования

Развитие вторичных рынков оборудования

Ограниченный доступ лизинговых компаний к "длинным и дешевым" инвестиционным ресурсам

Переход к кредитованию в западных банках, снижение в России ставки рефинансирования, развитие банковской системы

Отсутствует система общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов

Создание системы общероссийских кредитных бюро и кредитных рейтингов, принятие закона о кредитных бюро

Отсутствуют готовые решения в области комплексной автоматизации лизинговой компании

Разработка специализированными компаниями программ по автоматизации лизинга

Недостаток квалифицированных кадров в области лизинга

Введение министерством образования специальности "Лизинг", либо предмета "Лизинг" в учебный план

Новое на сайте

>

Самое популярное