Домой Кредит на бизнес Различия в организации оценочной деятельности в ведущих промышленных странах. Становление оценки и оценочной деятельности в мире и в россии

Различия в организации оценочной деятельности в ведущих промышленных странах. Становление оценки и оценочной деятельности в мире и в россии

Роман Чибисов, Генеральный директор,
Елена Масленникова, эксперт,
Российский офис швейцарской оценочной компании Swiss Appraisal


Поводом для написания данной аналитической статьи явились актуальные вопросы практической деятельности Swiss Appraisal во время проведения проектов по оценке объектов иностранных и российских Заказчиков и последующего аудита со стороны международных компаний.
В ходе выполнения такого рода работ Swiss Appraisal сталкивается с различиями в стандартах оценки, методах и качестве проведенных работ зарубежными оценщиками и, поэтому может сделать вывод о том, что российская школа оценщиков, хоть и является молодой, выполняет поставленные цели зачастую более тщательно и может по праву считать себя одним из лидеров в мировой практики в области оценки.

СИТУАЦИЯ НА РЫНКЕ УСЛУГ ПО ОЦЕНКЕ В РОССИИ.

Рынок услуг по оценке в России в основном представлен следующими направлениями:





График: Темпы роста выручки от различных видов оценочных услуг за три года, %

Принятые поправки к закону "Об оценочной деятельности" с 1 января 2008 года отменили лицензирование оценщиков, которыми теперь могут стать профессионально подготовленные физические лица, являющиеся участникам саморегулируемых организаций (СРО) и застраховавшие свою ответственность. Одновременно официальное признание и правовой статус получили и сами СРО. Кроме того, в 2007 году были приняты первые три федеральных стандарта оценки.
Совокупная выручка вошедших в рейтинг компании РА Эксперт 119 оценочных компаний в 2007 году выросла на 65%, сразу на 8 процентных пунктов опережая динамику 2006г., и достигла 7,15 млрд. рублей. Подобных темпов роста рынок не демонстрировал c 2003 года. На данный момент страна находится на стадии экономического кризиса, что вполне может повлиять на рост объемов услуг оценочных компаний. Данные 2008г. еще не опубликованы и ожидаются в середине апреля.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ И В СТРАНАХ ЕВРОПЫ.
Проведем сравнительный анализ различных областей оценочной деятельности в России и странах Европы.

На наш взгляд подобное рассмотрение стоит начинать с системообразующих фактов, а именно с выделения оценочной деятельности в самостоятельную профессиональную область, а также с законодательной базы и регулирования оценочной деятельности.

Основным регулятором оценочной деятельности на международном уровне является Международный комитет по стандартам оценки. Комитет был основан Королевским институтом чартерных сюрвейеров (RICS), Американским обществом оценщиков (ASA), профессиональными организациями из Австралии, Новой Зеландии, Малайзии, Индии, Канады в 1981г. Впоследствии к Комитету так же присоединилось большинство членов TEGoVA (Сообщество оценщиков Европы).
Основными задачами Международного комитета по стандартам оценки является гармонизация и учет мнения оценщиков при составлении стандартов финансовой отчетности, доведение мнения оценщиков и лоббирование соответствующих интересов в таких организациях как Международный валютный фонд, Организация экономического развития и сотрудничества, Мировой банк и Базельский банковский комитет.

Развитие оценочной деятельности в нашей стране началось в 1993 году с семинаров, которые проводил Институт экономического развития Всемирного банка. Летом 1993 года в Санкт-Петербурге состоялся первый в России семинар по оценке недвижимости. Второй проходил в Подмосковье в декабре 1993 года. В мае 1994 года в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации прошел первый семинар по оценке стоимости бизнеса. Деятельность организаций, занимающихся оценочной деятельностью регулировалась государством посредством выдачи лицензий.

В настоящее время в каждой Европейской стране, входящей в IVSC (Международный Комитет по стандартам оценки) или TEGOVA (Европейскую группу ассоциаций оценщиков), существуют национальные режимы регулирования оценочной деятельности. При этом регулирование оценочной деятельности в США отличается, например, от регулирования оценки в Великобритании или Германии, так же как и Россия несколько отличается от Европейских стран.
Во всех странах с рыночной экономикой существуют и активно функционируют общественные организации оценщиков. Например, в США сейчас действуют 32 такие организации. Наиболее известные из них это Фонд оценки и Институт оценки США в которых насчитывается примерно 40 000 специалистов. Исключением пожалуй являются Италия и Испания - страны, в которых существует определенное государственное регулирование, а также США, где в 1989 г. было введено государственное лицензирование оценщиков недвижимости.

ОРГАНИЗАЦИИ- РЕГУЛЯТОРЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Соединенные Штаты Америки
Ведущие профессиональные организации США - Институт оценки (Appraisal Institute) и Американское общество оценщиков (American Society of Appraisers - ASA) - создали в 1987 Фонд оценки (The Appraisal Foundation), который должен служить целям достижения единообразия и профессионализма в оценке и обучении. Последнему способствует и работа двух независимых органов - Совета по стандартам оценки (ССО) и Совета по классификации оценщиков (СКО). Государственное регулирование в США осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных штатов. Согласно Закону о реформе финансовых институтов (Financial Institution Reform, Recovery and Enforcement Act -+ FIRREA), принятому Конгрессом США в 1989, полномочия по регулированию оценочной деятельности на федеральном уровне переданы Фонду оценки.
Одновременно с Фондом в структуре Правительства США действует орган по надзору за исполнением оценочного законодательства - Подкомитет по оценке (Appraisal Subcommittee). СКО разрабатывает, интерпретирует и вносит поправки в Единые стандарты профессиональной оценочной практики - ЕСПОП (Uniform Standards, of Profesional Appraisers Practices - USPAP), обязательные для применения практикующими (сертифицированными и лицензированными) оценщиками на всей территории США. СКО устанавливает минимальный уровень образования опыта и экзаменационных требований для оценщиков недвижимости.
На уровне штатов оценочная деятельность регулируется на основании местных законодательных актов комиссиями по регулированию оценочной деятельности, на которые возложены требования по лицензированию и сертификации оценщиков недвижимости. Требования по лицензированию и сертификации в отдельных штатах отличаются, и для работы в конкретном штате необходимо получать соответствующую лицензию, сдав квалификационный экзамен.
Примечательно, что в США до 1989 г. рынок оценочных услуг был саморегулируемым. Переход к государственному лицензированию был связан с кризисом недвижимости в США. Оценка стоимости недвижимости вышла из-под контроля государственных органов, что повлекло массовое проведение недостаточно объективных оценок при ипотечном кредитовании, размещении муниципальных заказов на строительство и в ряде других случаев. В последнее десятилетие аналогичная кризисная экономическая ситуация, связанная с завышением цен на недвижимость, наблюдалась и в Японии. В условиях финансового кризиса можно сделать предположение, что данная ситуация вполне может развиться и в России, учитывая общепризнанные сейчас тенденции частого завышения цен на недвижимость, особенно в крупных городах.
Великобритания
В рамках Европейской группы ассоциаций оценщиков (The European Group of Valuers Associations - TEGoVA) создана единая система аттестации профессиональных оценщиков на базе европейского стандарта DIN 45013. Такая же система действует в Германии. Она построена с учетом требований Королевского института специалистов в области оценки недвижимости (The Royal Institution of Chartered Surveyors - RICS), находящегося в Великобритании.
Королевский институт сертифицированных оценщиков (The Royal Institution of Chartered Surveyors, RICS) — одна из крупнейших в мире организаций профессионалов в области земельных отношений, недвижимости и строительства. Общество создано в 1868 году в Великобритании, в 1881 году ему была пожалована королевская грамота.
На сегодняшний день институт насчитывает 136 тыс. членов—физических лиц из 120 стран мира, а также 50 национальных ассоциаций, ассоциированных групп и общественных объединений. Европейская штаб-квартира RICS, созданная в 1993 году в Брюсселе, представляет интересы 17 национальных ассоциаций Европы.
Основные функции RICS: поддержка высоких стандартов образования и профессиональной подготовки; защита потребителей посредством контроля за соблюдением правил и профессиональных стандартов деятельности; предоставление информации и независимой экспертизы по вопросам землепользования, недвижимости, девелопмента и проблемам окружающей среды, связанным с этой деятельностью. Кроме того, RICS является консультантом в области экономики, оценки, финансирования, инвестиций и управления активами.
Методическую основу стандартизации оценки в рамках Европейского Союза составляют стандарты оценки RICS (Royal Institution of Chartered Surveyors, UK), что обусловлено историей развития оценки в Великобритании и Западной Европе. RICS является старейшей профессиональной организацией, которой правительство Великобритании делегировало все полномочия по регулированию оценочной деятельности начиная с середины XVII в. RICS публикует стандарты оценки начиная с 1974 г, известные как «Красная книга (Red Book)». В начале они применялись при оценке для целей официальной бухгалтерской отчетности, но с середины 1990-х гг. они используются практически при любой оценки. С 1991 г. они стали обязательными для членов RICS.
В ряде других европейских стран (например, в Дании, Чехии и др.) введены в действие системы сертификации качества услуг по оценке на основе стандарта ИСО 9002 (ISO 9002).
Австралия
В июне 1994 года по инициативе Австралийского института оценщиков и Земельных экспертов был создан Австралийский совет по Стандартам оценки. Цель деятельности совета - определение позиции стандартов в общей системе законодательства и внедрение их в практику оценки. На данный момент издано более 20 проектов стандартов практики оценки, которые частично утверждены Австралийским советом.
Австралийский институт оценщиков также выпускает руководства по оценке, стандарты практики оценки для объектов оценки в промышленности, жилой недвижимости, доходной собственности, оценки для целей залога и т. д. В 1995 году было опубликовано Руководство по управлению собственностью, в январе 1996 года - Руководство по надлежащему осуществлению процесса приобретения коммерческой недвижимости.
Россия
В России оценочная деятельность до 01.01.2008г регулировалась согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам и иным нормативно-правовым актам РФ, а также международным договорам РФ. В соответствии с Законом оценочная деятельность в РФ контролируется органами, уполномоченными Правительством РФ и субъектами Федерации в рамках своей компетенции, установленные законодательством России.
По мере становления профессии оценщиков в России также образовались различные общественные организации оценщиков. Это, в первую очередь, Российское общество оценщиков (РОО) (создано в 1993 г.), Санкт-Петербургское общество оценщиков, Межрегиональное общество экспертов-оценщиков, Московское общество оценщиков, Российская Коллегия Оценщиков, Московское областное общество оценщиков и др. но регулирование осуществлялось посредством государственного лицензирования.
Согласно решению правительства Российской Федерации от 9 октября 2003 года, государственное лицензирование оценочной деятельности должно было быть отменено с 1 октября 2004 года.
В начале февраля 2004 года по инициативе Комитета по оценочной деятельности Торгово-промышленной палаты Российской Федерации состоялось совещание саморегулируемых организаций оценщиков и организаций, претендующих на то, чтобы стать саморегулируемыми. 11 февраля 2004 года одиннадцать из них подписали обращение в правительство, в котором подтвердили свою принципиальную заинтересованность в переходе от государственного лицензирования к саморегулированию. Тем не менее, переход произошел только в начале 2008 года.
На данный момент в России оценочная компания имеет право функционировать на рынке только при условии, что у нее в штате не менее двух оценщиков, состоящих в Саморегулируемой организации. При этом просматривается связь с прошлым. Во время лицензирования оценочной деятельности компания имела право функционировать на рынке при условии, что два штатных специалиста включены в лицензию.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА
В Америке существует множество отраслевых изданий, около 20 фирм специализируются на сборе информации для оценщиков. Аналогичные фирмы есть в Англии, Франции, Германии. Одной из самых известных баз данных является Damodaran (база данных содержащая экономическую информацию) и Value Line (база данных по компаниям, содержащая финансовую информацию)

В связи с тем, что оценочная деятельность в России появилась несколько позже, чем на Западе, обеспеченность открытой и доступной информацией о рынках, компаниях, сделках оставляет желать лучшего.

На русский язык переведены издания, которыми руководствуются практикующие оценщики в США, Англии и других странах. В Российской практике оценки основной проблемой можно назвать недостаточное информационное обеспечение проведения расчетов, что можно объяснить условиями формирования рынка в России. Рыночная стоимость чего-либо формируется покупателем и продавцом, которые действуют каждый в своих интересах. В советской действительности такого не было. Как правило, покупателем или продавцом выступало государство, которое и диктовало цену. На сегодняшний день ситуация изменилась в лучшую сторону и регулятором цен в большей степени выступает рынок. Только в последние 7-8 лет стали формироваться и пополняться такие информационно-аналитические базы данных как СПАРК, СКРИН и другие. Но по большей части базы данных остаются платными.

ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТОВ ОБ ОЦЕНКЕ.
В Австралии отсутствуют какие-либо требования к отчету об оценке как на уровне законодательства, так и на уровне делового оборота. Результатом оценки могут являться как одностраничные заключения, так и подробные отчеты. Форма отчета зависит от вида объекта оценки и цели оценки. Тем не менее, отчет, составленный в любой форме, должен быть:
. простым для понимания;
. логично составленным;
. содержательным.
В Великобритании все требования к формированию отчета об оценке или же свидетельства об оценке изложены в RICS. Отчет должен быть полным и содержать в себе всю необходимую информацию для идентификации объекта оценки, расчеты для определения стоимости.
Итальянский закон закрепляет особую концепцию стоимости, которой должны придерживаться оценщики собственности. Например, взаимосвязь между оценкой недвижимости, общественными работами и городской застройкой была отражена в двух специфических законах, более известных как акты Мер-лони. Эти законы описывают процесс передачи подрядчику права владения недвижимостью, принадлежащей муниципальным учреждениям, для того, чтобы частично или полностью возместить затраты подрядчика на строительство. Сложность правильного определения
стоимости (с учетом критериев оценки и налоговых правил) делает инвестирование в недвижимость и управление недвижимостью все более трудоемким.

В 1998 году Латвийской ассоциацией оценщиков собственности были изданы требования к содержанию отчета об оценке. Тем не менее при оценке объектов залога для банков до сих пор составляется краткое экспертное заключение.
В Новой Зеландии при проведении оценки оценщики руководствуются общим кодексом этики и руководством по оценке соответствующего объекта оценки, которые изданы Институтом.
Во Франции, результаты оценки оформляются в виде отчета, в котором содержатся необходимые допущения и условия, анализ рынка объекта оценки, описание местоположения объекта, состав оцениваемых прав, количественная и качественная оценка объекта и необходимые выводы. Тем не менее в ряде случаев эксперт-оценщик может составлять экспертные заключения, в частности, при:
. актуализации ранее составленного отчета или проведении промежуточной оценки;
. экспертной оценке одного и того же объекта, проводимой каждые 5 лет;
. экспертизе отчета об оценке;
. аудите объектов недвижимости.

В России же требования к содержанию отчетов об оценке прописаны в Федеральном законе об оценочной деятельности, а так же в Федеральном стандарте оценки №3. Отчет должен быть содержательным, полным, раскрывающим всю информацию, касающуюся объекта оценки (месторасположение, окружение, экономическую ситуацию, ценообразующие факторы, применяемые законы и стандарты и др.). В России, также как и во Франции, в ряде случаев допускается составление экспертных заключений для определения диапазона стоимости того или иного объекта.

Если сравнивать оценщиков, работающих на развитых рынках Европы и США с российскими, то можно увидеть следующие недостатки. При оценке предприятий/бизнеса европейские оценщики учитывают слабые звенья управленческого учета на предприятии, а в России, пока не существует достаточно полного, отвечающего реалиям экономических отношений и управленческого учета, что не позволяет рассматривать их в рамках оценки стоимости компании. Прежде всего, необходимо перестроить управленческий учет на предприятии, чтобы он соответствовал стандартам, существующим в странах с развитой рыночной экономикой. Предпосылки для этого существуют и для некоторых компаний ведется управленческий учет по международным стандартам финансовой отчетности, что позволяет использовать его в расчетах при проведении оценки.

По мнению западных специалистов, отчеты об оценке Российских оценщиков хорошо структурированы, методологически верные. Но существуют и некоторые недостатки, как например, недостаточная широта взгляда на объект оценки, характерная для зарубежных оценщиков и инвесторов. Иностранному инвестору - пользователю отчета об оценке важно понимать не только стоимость оцениваемого объекта на отчетный период времени, а важно понимать макроэкономическую ситуацию в целом. Скажем, насколько информационно прозрачен рынок, каков юридический, налоговый климат в регионе, каковы прогнозы на развитие рынка вообще и прочее. Российские же оценщики чрезмерное внимание уделяют конкретному объекту оценки в отрыве от рынка в целом. В этом кроется опасность неправильно оценить объект, и в результате инвестор может потерять деньги.

В то же время, при проведении работ по оценке в соответствии с международными стандартами для иностранных компаний, Российские отчеты ценятся и признается их высокий класс исполнения.

Существует так же и мнение российских оценщиков относительно отчетов западных специалистов. В нашей практике в ходе выполнения проекта по оценке земельных участков в Черногории мы столкнулись с отчетом местного оценщика. Данный отчет содержал 7 страниц и не имел четких, проверяемых данных по вопросу, касающемуся объекта оценки. Рыночная стоимость в данном отчете была рассчитана сравнительным подходом на основании единственной формулы. Данные, взятые для расчета, не были подтверждены ни документально, ни ссылками или упоминанием какого-либо источника. Несмотря на то, что отчет был выполнен в соответствии с международными стандартами оценки, в России его нельзя признать действительным по многим причинам.

СТОРОНЫ, ДЛЯ КОТОРЫХ ПРОИЗВОДИТСЯ ОЦЕНКА/ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ ОТЧЕТОВ
Основные виды оценки в Германии:
. Оценка для целей бухгалтерской отчетности.
. Оценка при заключении сделок.
. Оценка для целей ипотечного кредитования.
. Оценка для целей налогообложения и наследования.
. Оценка портфелей недвижимости.
Основными лицами, использующими результаты оценки, являются риэлтеры, банки, налоговые службы, финансовые службы различных по профилю компаний и физические лица.
Большинство оценщиков в Сингапуре являются сотрудниками агентств недвижимости. В зависимости от размера фирмы оценщик либо занимается непосредственно оценкой, либо совмещает ее с обязанностями консультанта по управлению недвижимостью и т. п. Часть оценщиков работает на банки или государственные структуры. Такие оценщики не проводят оценку для клиентов со стороны, осуществляя только внутреннюю оценку. В настоящее время деятельность по управлению недвижимостью в Сингапуре, в том числе оценка, регулируется Законом о лицензировании деятельности аукционов.
Основные виды оценки, осуществляемой во Франции:
. Оценка для бухгалтерской отчетности компаний, котирующихся на бирже.
. Оценка при выдаче залоговых ссуд, регулируемая рекомендациями, изданными Банковским комитетом, а также особыми требованиями, предъявляемыми к обществам кредита (Societes de Credit Foncier).
. Оценка при уплате налогов с недвижимости (Обычно оценщиками недвижимости не осуществляется). Этот вид оценки основан на так называемом значении величины арендной стоимости, которую до настоящего времени едва ли можно было соотносить с рыночной стоимостью.
. Принудительная оценка или оценка при взимании налогов. В этой области существуют определенные правила и постановления суда.

В Чехии действуют две группы оценщиков. Первая группа - судебные эксперты, зарегистрированные в реестре областных судов и назначаемые на проведение оценки председателем областного суда. Вторая группа - сертифицированные оценщики - физические лица. Деятельность экспертов регулируется законом «О судебных экспертах и переводчиках».

Сертифицированные (лицензированные) оценщики могут иметь лицензию трех видов: на оценку недвижимого имущества, на оценку движимого имущества, на оценку финансовых активов.

В существующих условиях переходной экономики Чешской Республики потребителями оценочных услуг в основном являются банки. Оценка прежде всего используется для следующих целей:
. при слиянии-поглощении;
. кредиторской задолженности;
. оценка акций;
. недвижимости для реализации и определения налогооблагаемой базы.

В России, как уже обозначалось в начале статьи основными направлениями являются:
. Оценка стоимости предприятия/бизнеса и ценных бумаг
. Оценка стоимости активов/основных фондов
. Оценка стоимости недвижимого имущества
. Оценка стоимости оборудования и транспортных средств
. Оценка стоимости нематериальных активов
. Оценка стоимости инвестиционных проектов.

В силу специфики формирования рынка и рыночных условий в России достаточно широкий круг потребителей оценочных услуг. До недавнего времени основными потребителями являлись крупные предприятия (это было связано с подъемом экономики, выходом крупных компаний на международные рынки, процессом приватизации, а так же с переходом на Международные стандарты финансовой отчетности) такие как например ОАО «РАО ЕЭС России», ОАО «РЖД», ОАО «Газпром», банки (это было связано с развитием ипотечного кредитования), инвестиционные фонды.

В связи с кризисом сегментирование рынка потребителей услуг оценки несколько изменилось. До минимума снизилась доля сегмента инвестиционных компаний/фондов, то же произошло и с сегментом услуг по оценке частным лицам из-за кризиса ликвидности и снижения кредитования под залог недвижимости.
Больший сегмент данного рынка услуг занимает оценка для банков в целях кредитования, залогов, а так же для страховых компаний и предприятий.

ВЫВОД

Несмотря на то, что оценочная деятельность в России появилась и сформировалась позже, чем в Европейских странах, она получила хорошую основу для эффективного развития и функционирования, а так же возможность использовать неоценимый опыт других стран. В существующий непростой экономической ситуации в стране и в мире оценочная деятельность должна быть подспорьем в принятии правильных управленческих, финансовых и инвестиционных решений.

.

Оценка как новое направление рыночной инфраструктуры возникла в связи с необходимостью разрешения имущественных споров, в которых стороны для определения объективной стоимости того или иного имущества были вынуждены прибегать к услугам независимых ценовых арбитров.

Как всегда спрос породил предложение, и вскоре оценка начала бурно развиваться в современной России уже не только как прикладная отрасль рыночной экономики, но и как научно-методическое направление прикладной экономической науки.

В нашей стране в течение семидесяти с лишним лет профессии оценщик не было, и быть не могло. Стоимость любого объекта собственности устанавливалась государством раз и навсегда. Но, объективно, политическая и экономическая ситуация в России, развивающийся рынок требовали правового регулирования формировавшейся оценочной деятельности.

Однако в секторе гражданско-правовых отношений неповоротливый федеральный механизм принятия законов послужил серьезным препятствием к развитию института оценки.

Официально Министерством труда и социального обеспечения, профессия “оценщик” (эксперт по оценке) введена в конце ноября 1996 года, и потребуется еще немало времени для того, чтобы придать этому роду деятельности именно “профессиональный” характер, создать полноценный законодательный механизм работы экспертов по оценке собственности.

1.Развитие оценочной деятельности в России.

Оценка недвижимости, как элемент государственной экономической политики, начала формироваться в России в середине XVIII века в связи с изменением общественно-экономического строя. Прежде всего, это обуславливалось необходимостью создания фискального кадастра, то есть описания и оценки недвижимого имущества для целей налогообложения.

Формирование системы оценки недвижимости для целей налогообложения происходило в России под непосредственным влиянием аналогичных работ, уже выполненных в странах Западной Европы к этому времени.

Поводом для создания систем налогообложения недвижимости в большинстве стран служила неравномерность распределения налогов при переходе от подушного налогообложения к подоходному. Основу таких систем составляли кадастры, содержащие материалы описания и оценки недвижимого имущества.

С отменой крепостного права в 1861 году в России возникли предпосылки проведения кадастровых работ, неотъемлемой составной частью которых являлась оценка недвижимости. Изданное в 1864 году "Положение о земских учреждениях" предусматривало изменение базы налогообложения и частичный переход на налогообложение имущества граждан России. Для пополнения государственного бюджета была сохранена подушная система налогообложения, а для формирования земского бюджета предметами налогообложения становились "земли, фабрики, заводы, промышленные и торговые заведения и вообще недвижимые имущества в уездах и городах, а также свидетельства на право торговли".Размер налогообложения определялся "доходностью и ценностью облагаемых имуществ". К 1888 году подушный налог был отменен окончательно.

Современные подходы к вопросам оценки, культивируемые в развитых странах рыночной экономики, практически повторяют в своей основе концептуальные положения, заложенные создателями русской оценочной статистики. К началу XX века методические разработки и организационные подходы к оценке в России, впитавшие в себя передовые идеи и опыт развитых стран того времени, позволили добиться в вопросах оценки недвижимости выдающихся результатов, зачастую не имеющих аналогов в мире. Анализ исторических фактов позволяет обоснованно сделать вывод о том, что стараниями своих выдающихся ученых Россия, с точки зрения методологии и организации оценки недвижимости, была одной из ведущих стран.

Пик оценочной деятельности в России пришёлся на вторую половину 90-х годов, когда подготовкой профессиональных оценщиков впервын начал заниматься Институт экономического развития Всемирного банка реконструкции и развития.

Развитие оценки в Российской Федерации было бы невозможно без системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов-оценщиков. Одним из важных событий на этапе становления оценочной деятельности в России стало проведение в 1993 году семинаров по оценочной деятельности, организованных Институтом экономического развития Всемирного Банка. Заметный импульс развитию образования в сфере оценки был дан в ходе формирования и развития лицензионных требований к деятельности оценщиков.

Были созданы 58 структурных региональных единиц, которые объединяли 70 регионов России и стран ближнего зарубежья. Данной организацией была создана Академия оценки интеллектуальной собственности, которой до 2000 г. было подготовлено 15000 оценщиков. Российским обществом оценщиком, было положено начало созданию нормативной базы российской практики оценки имущества.

В июне 1994года на отчетно - выборной конференции РОО были приняты: Декларация РОО, Стандарты профессиональной деятельности в области недвижимого имущества, Кодекс профессиональной этики членов РОО. Следующим шагом в июне 1995 г. стала регистрация системы стандартизации в Госстандарте РФ. В этот же период совместно с Госкомимуществом РФ и Российской Гильдией риэлторов принято Положение о лицензировании риэлторской деятельности в РФ, в котором оценочная деятельность была определена в качестве самостоятельного вида деятельности и выведена из-под лицензирования риэлторской деятельности.

В 1996 году появилась новая организация - Национальная коллегия оценщиков (НКО), в которую вошли фирмы, занимающиеся оценкой. С конца 1996 года профессия оценщика в России уже имела официальный статус. Министерство труда и социального развития РФ своим постановлением от 27.11.96 г. № 11 утвердило квалификационную характеристику должности «оценщик», в которой устанавливаются должностные обязанности и перечень нормативно - правовых и методических документов и иных сведений, которые должен знать оценщик.

Основными должностными обязанностями оценщика являются установление рыночной стоимости или иной стоимости объектов гражданских прав, исследование потребностей оценки и установление деловых контактов с клиентами, составление письменного отчета об оценке, использование всех известных методов оценки, создание информационной базы, необходимой для профессиональной деятельности. Установлены и квалификационные требования по данной должности: высшее профессиональное образование, дополнительное образование и стаж работы по профилю не менее 1 года.

На сегодняшний день в России деятельность оценщиков на федеральном уровне регламентируется соответствующим Федеральным законом от 29.07.98 г. № 135 - ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» (приложение).

Развивается методологическая база оценки, учитывающая международный опыт, а также особенности развития экономики и правового регулирования в России.

Сложился единый рынок оценочных услуг. В настоящее время в рамках единых требований на основании федеральной лицензии оценочную деятельность осуществляют более 5300 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Сформирована система государственного регулирования оценочной деятельности, основанная на Федеральном законе “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” и включающая контроль над соблюдением оценщиками требований и условий, стандарты оценки и методические рекомендации, требования к образованию специалистов.

Развиваются саморегулируемые организации оценщиков. Налажено их взаимодействие с Минимуществом России по всему спектру проблем развития рынка оценки.

Но можно выделить и недостатки, присущие сегодняшней практике в области оценки имущества России:

1.Отсутствие методологической базы;

2.Несоответствие зарубежной методологии рыночным отношениям в России;

3.Недоверие заказчиков к менеджерам - оценщикам, занимающихся на практике данной деятельностью;

4.Отсутствие достаточного количества высококвалифицированных экспертов - оценщиков в регионах;

5.Недостаток практического опыта оценочных работ у фирм;

6.Отсутствие единых стандартов оценки.

Литература.

1.Тестина М.Ф. Экономические основы оценки недвижимости. Учебное пособие. Шахты.2005.

2.Федеральный закон № 135-ФЗ от 29 июля 1998 года "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Практическое задание.

Практическая ситуация № 8

Определите восстановительную стоимость объекта недвижимости, если стоимость строительно-монтажных работ в ценах 1991 года составила 153 тыс. р., а поправочные коэффициенты: плановых накоплений – 1,08 накладных расходов – 1,18, непредвиденных расходов – 1,015, на временные здания и сооружения – 1,01, зимних удорожаний – 1,66, прочих работ – 1,008. Индекс перевода на дату оценки 40,094.

Определим восстановительную стоимость объекта недвижимости по формуле:

,

где Ф в2010 – восстановительная стоимость;

Ф смр. 1991 – стоимость строительно-монтажных работ в ценах 1991 г., тыс., р.;

– удорожающие коэффициенты; – индекс перевода цен стоимости на дату оценки. 153*1,08*1,18*1,015*1,01*1,66*1,008*40,094=13410,1185 тыс.,р.

В очередной (пятый) выпуск альманаха "Истоки" вошли интереснейшие работы зарубежных и отечественных авторов, представляющие широкую палитру направлений экономической мысли. Впервые на русском языке публикуются знаменитая статья К.Поланьи "Аристотель открывает экономику" и работа А.Гершенкрона "Экономическая отсталость в исторической перспективе". Проблематика права и экономики представлена статьями Дж.Стиглера и Р.Познера, а также немецких исследователей К.Кирхнера и Г.-Б.Шефера. Публикуются избранные главы малоизвестной российскому читателю книги Г.Торнтона о бумажном кредите и политике центрального банка Великобритании на рубеже XVIII и XIX вв. В сборник включены новые работы российских ученых: О.И.Ананьина, Т.И.Заславской, Р.И.Капелюшникова и др. Для специалистов в области экономической теории, истории экономической мысли, экономической истории, институциональной экономики, студентов, аспирантов и преподавателей-экономистов, а также для всех интересующихся данной...

Рассматривается концепция В.Леонтьева "затраты-выпуск" совместно с теорией состояний динамических систем. Описываются структура и свойства симметричной таблицы (матрицы) "затраты-выпуск" - составной части системы национальных счетов (СНС), в которую включены и данные консолидированного бюджета. Предлагается регулярный метод формирования системы динамических уравнений экономики в пространстве состояний. Приводятся примеры анализа динамики развития экономики по данным межотраслевого баланса России. Описаны принципы анализа экономики как стохастической динамической системы. Рассмотрены соотношения между количеством информации, получаемой при периодических оценках состояния экономики в процессе управления ее развитием, и затратами на управление, обеспечивающими достижение конечного результата. Предлагаемая монография предназначена для научных работников, студентов и аспирантов экономических специальностей.

В книге представлен полный учебный курс экономической теории, адаптированный к российским условиям. Учебник отвечает современным международным стандартам, использует опыт преподавания экономики в российских и западноевропейских университетах, имеет ряд отличий от переводной и ранее изданной подобной литературы, сохраняя общие принципы анализа и отдельные типичные примеры. Англоязычная версия учебника используется в университетах и бизнес-школах Франции, Италии и Германии. Для студентов технических вузов,бизнес-школ, колледжей, обучающихся по специальностям и направлениям экономики и управления.

В книге излагается новый подход к исследованию механизмов функционирования и развития рыночной экономики. Автор исходит из того, что экономика - это особый материально-духовный мир, в котором главенствующую роль играет закон экономических компромиссов. Суть его в том, что коллизии экономических отношений разрешаются путем компромиссов и формирования обобщенных социально-экономических интересов. Если известные методы экономического анализа основываются на усредненных или предельных технико-экономических показателях, то развиваемый автором метод компромиссного анализа базируется на показателях, выражающих состояние компромиссной согласованности интересов субъектов экономической системы. Строятся и исследуются модели компромиссно-равновесных рынков. Описываются алгоритмы расчетов и анализа стоимостных соотношений для компромиссно-равновесных состояний рынков товаров и факторов производства. Для научных работников, использующих математические методы в исследованиях проблем рынка,...

Рассматривается общая концепция функционирования экономики на основе математического анализа поведения отдельных участников экономического процесса в соответствии с преследуемыми ими целями и особенностями их взаимодействия. Первая часть книги посвящена содержательному анализу экономических процессов и не предполагает специальной математической подготовки читателя, вторая - его математическому обоснованию. Для специалистов в области общей экономики и теории управления, студентов вузов соответствующих специальностей, а также всех интересующихся нетрадиционными подходами к основам экономической теории.

В книге теневая экономика рассматривается как самостоятельная экономическая категория и объективная подсистема рыночного хозяйства. Особое внимание уделяется сравнительному анализу теневого сектора мировой экономики и характерных черт теневой экономики в России, необходимости существенной корректировки государственной политики, направленной на минимизацию масштабов теневой экономики. Учебник предназначен студентам и аспирантам экономических вузов, слушателям, обучающимся по программе МВА, а также преподавателям экономической теории и профессиональным менеджерам.

Впервые в отечественной учебной литературе представлены принципы функционирования и структура сельской экономики. В учебнике раскрыты основные понятия, связанные с курсом "Сельская экономика", показан отечественный и зарубежный опыт сельского развития и возможности его применения в России, описаны основные теории и модели сельского развития. Курс представляет собой конкретизацию и углубление основ общей экономической теории и прикладных дисциплин применительно к сельской экономике, показывает функционирование законов рынка с учетом особенностей отраслей и видов деятельности сельской экономики, содержит анализ тенденций и перспектив развития сельских территорий. Учебник рассчитан на широкий круг читателей, студентов и аспирантов университетов, экономических и сельскохозяйственных вузов. Подготовлен при содействии НФПК - Национального фонда подготовки кадров в рамках Программы "Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах" Инновационного...

Монография посвящена анализу перехода к рыночной экономике в России, экономическим институтам, которые крайне важны на переходных этапах, и экономическим стимулам, необходимым для успешного функционирования этих институтов. В работе подробно обсуждаются наиболее существенные компоненты экономических процессов. Для специалистов в области теории экономики, а также для всех изучающих переходную экономику, преподавателей, аспирантов и студентов экономических факультетов. Книга будет интересна и тем, кто занимается политической историей и политологией.

Монография посвящена актуальным проблемам экономики культуры. В ней определяется ее место в современной постиндустриальной смешанной рыночной экономике, анализируются микро- и макроэкономические аспекты развития культурной деятельности: ее функции, особенности рынка культурных благ, причины хронической убыточности учреждений культуры, механизм их финансирования, формы и методы государственного регулирования, а также общие тенденции, отраслевая классификация и факторы развития. Особое внимание уделяется некоммерческим учреждениям и конкретным проблемам развития культурной сферы в России. Монография предназначена для научных сотрудников, менеджеров, специалистов в области мировой и российской экономики, преподавателей ВУЗ"ов.

Книга носит критический характер в отношении действующей экономической теории. От взглядов представителей экономической и юридической наук ее отличает иной концептуальный подход: экономика рассматривается не только как общественная наука, но в первую очередь как естественная наука, что требует совершенно по-иному анализировать многие стороны экономики, и как науки, и как сферы человеческой деятельности. Только осознание естественной природы экономической науки дает возможность изложить концепцию достаточно кратко и понятно. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся экономикой.

] →[Кузьмичева И. А., Флик Е.Г. Становление оценки и оценочной деятельности в мире и в России // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. № 2. С. 119-123.]

Источник информации: Кузьмичева И. А., Флик Е.Г. Становление оценки и оценочной деятельности в мире и в России // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2012. № 2. С. 119-123.

Становление оценки и оценочной деятельности в мире и в России

Отсутствие методической и методологической основы в оценочной деятельности привело к необходимости интеграции и адаптации уже существующих разработок в этой области за рубежом к российским стандартам. Учитывая огромное значение независимой оценки для нормального функционирования и развития экономики, в 50-е годы в мировой практике появилась самостоятельная профессия - профессия оценщика. Методология и общая организация оценки в России была одной из самых полных и обоснованных в мире. Созданные инструкции «по оценке недвижимых имуществ» и «методы описания и выработки норм доходности при оценке» находились на высочайшем экспертном уровне. По мнению многих специалистов, Россия в конце прошлого века достигла такого уровня, которого Европа и Америка смогли достичь лишь в 60 - 70- х гг. XX столетия. Современный этап развития оценки во многом напоминает период, уже пройденный Россией в конце прошлого века. Профессия «Оценщик» в настоящее время набирает большую популярность в России, неоспорима потребность в услугах профессионалов в оценочной деятельности.

До начала проводимых в России реформ, начатых в конце XX столетия, об оценке и оценочной деятельности речи не шло. В советской истории развития экономики не было места оценочной деятельности, отсутствовала профессия «оценщик», поскольку не было индивидуальной, частной собственности. Отсутствие методической и методологической основы такого рода деятельности привело к необходимости интеграции и адаптации уже существующих разработок в этой области за рубежом к российским стандартам.

Если рассматривать предпосылки возникновения оценочной деятельности, то считается, что она возникла в рамках профессии сюрвейра (Surveyor - землемер, англ.) в середине XIX столетия. В 1961 году король Великобритании даровал право на саморегулирование профессии, сопровождавшееся созданием Королевского института чартерных сюрвейеров. Данная организация функционирует и в настоящее время, являясь крупнейшей в мире профессиональной организацией, объединившей специалистов, занятых в сфере недвижимости (архитекторов, риелторов, оценщиков и др.), ее рядах числится более 80 тысяч членов в 100 странах мира (современное название организации The Royal Institution of Сhartered Surveyors - RICS). Для получения членства в RICS необходимо наличие высшего образования в одном из аккредитованных RICS университете и двухлетнюю стажировку на предприятии под руководством члена RICS.

США с середины 30-х годов XX столетия действует система саморегулирования оценочной деятельности, объединившая в своих рядах более чем 15 000 членов. Институт оценки США ведет собственную систему подготовки оценщиков общей трудоемкостью 400 часов, разделенных на два уровня. Получение профессионального звания «Член института оценки» невозможно без наличия стажа практической работы от 5 лет. Однако Институт оценки США не является монополистом на рынке, и наряду с ним работают еще около 7 подобных структур. К примеру, Американское общество оценщиков объединяет под своей крышей более чем 6 000 членов, специализирующихся в разных сферах оценки: оценка стоимости бизнеса, машин и оборудования, ювелирных украшений, автотранспортных средств и т. д.

Принципы и методики оценки разрабатывались в разных странах с развитой рыночной экономикой к середине XX столетия. Оценка стоимости различных объектов собственности уходит своими корнями в классическую экономическую теорию: теорию предельной полезности, факторов производства стоимости и т.д. Учитывая огромное значение независимой оценки для нормального функционирования и развития экономики, в пятидесятые годы в мировой практике появилась самостоятельная профессия - профессия оценщика.

России оценка как род занятий и вид деятельности начала развиваться с конца XV века, с появлением частно-феодальной условной земельной собственности. В XVI веке было создано центральное государственное учреждение (Поместный приказ), на которое были возложены обязанности описания и оценки земли.

Елизавета II положила начало общегосударственным межевым работам, в изданной ею инструкции 1754 года определялись общие правила и порядок осуществления оценочных работ. В 1765 году ею был издан манифест по межеванию земельных дач и урочищ по всей территории Российской империи с одновременным изучением, описанием и оценкой дворянских имений.

1779 году для повышения качества межевания земли была создана Константиновская землемерная школа, в середине XIX века преобразованная в Межевой институт. В 1801 году лица всех свободных состояний получили право приобретать в собственность земельные владения без крестьян вне городов.

Первые предпосылки для проведения кадастровых работ, неотъемлемой частью которых являлась оценка для целей налогообложения, возникли в 1861 году, когда было отменено крепостное право.

Каждая местность учитывала свои определенные формы получения дохода от земли, определявшие ее ценность.

Городские думы начали выпускать инструкции для оценочных комиссий, в которых фиксировался порядок определения валового дохода. Наиболее полными и обстоятельными были инструкции Риги и Харькова, созданные с привлечением профессоров высших учебных заведений. За деятельностью оценочной комиссии следил наблюдательный совет.

Результаты оценки в Харькове способствовали существенному развитию оценочного ремесла. Вся недвижимость в Харькове была разделена на восемь типов - по местоположению и способности приносить доход. В качестве единицы измерения земли была принята квадратная сажень, а для всех построек - кубическая сажень. Все существующие домовладения были разделены на двенадцать типов в зависимости от ставки арендной платы за одну комнату при предварительном делении города на 54 района. Подобные мероприятия по оценке городской недвижимости осуществлялись в Нижегородской губернии, позволяли сформулировать основополагающие принципы и подходы к оценке, впоследствии уточнялись и дополнялись.

Законодательная база по проведению оценки была создана министром финансов С.Ю. Витте при составлении «Правил оценки недвижимых имуществ» и инструкции по разъяснению закона. Регулярная работа и развитие оценочной деятельности были положены профессором А.И. Чупровым с началом организации подсекции статистики при географической секции, ставшей местом регулярных съездов специалистов в области оценочной статистики. К началу XX века было определено государственное финансирование проведения оценочных работ.

Таким образом, методология и общая организация оценки в России была одной из самых полных и обоснованных в мире. Созданные инструкции «по оценке недвижимых имуществ» и «методы описания и выработки норм доходности при оценке» находились на высочайшем экспертном уровне. По мнению многих специалистов, Россия в конце прошлого века достигла такого уровня, которого Европа и Америка смогли достичь лишь в 60 - 70- х гг. XX столетия.

Оценочная деятельность в СССР утратила общественный интерес и перестала быть социально значимой. Были сохранены лишь отдельные элементы оценки, преобразованные в одну из функций бюро технической инвентаризации и Земельного кадастра. Развитие норм и правил государственного управления способствовали созданию норм и нормативов, регламентирующих условия воспроизводства основных фондов, в частности в строительстве (СНиП). Необходимость проведения оценки в советский период возникала при попытке обменять квартиру. 1 января 1923 г. издается Земельный кодекс РСФСР, запрещающий продажу земли, он на законодательном уровне сделал невозможным торговлю недвижимостью, а, следовательно, пропала потребность в оценке.

Оценка в СССР связана, прежде всего, с переоценкой основных производственных фондов, с эффективностью использования основных средств предприятиями госсобственности и была датирована впервые 1 января 1935 года.

Однако именно в советский период была создана система нормирования, широко используемая и сегодня. С ее помощью были уточнены применяемые и поныне методы затратного подхода, зародившиеся в законодательстве и практике дореволюционной России. Эти изменения внесли существенный вклад в оценку бизнеса.

Современный этап развития оценки во многом напоминает период, уже пройденный Россией в конце прошлого века.

В 1991 - 1993 году произошло переосмысление понятия собственности, связанное с переходом к рыночной экономике, и повлекло за собой возникновение оценочной деятельности в новой России.

Изначально заинтересованность российского сообщества в оценке и специалистах по оценке связывают с необходимостью приватизации большей часть госимущества.

Первая версия закона о приватизации от 3 июля 1991 года формулирует запрос на профессиональные действия оценщиков в РФ. Данный закон предусматривал при подготовке к приватизации предприятий оценку его капитала, который должен учитывать предполагаемую доходность бизнеса, поскольку оценка стоимости по предполагаемой доходности подразумевает оценку стоимости будущих доходов от него с учетом временного фактора, что возможно только с участием специально подготовленных людей - оценщиков.

Приватизации в России прошла без участия оценщиков, что неблагоприятно сказалось на госбюджете и инвестиционных фондах предприятия. В 1992 году были внесены изменения в закон о приватизации, и оценка имущества должна быть произведена на основе методик Госкомимущества РФ и должна оцениваться на балансовой стоимости активов предприятия на 01 июля 1992 года. Однако постепенно произошел и отказ от данного метода и переход к пониманию необходимости применения показателей рыночной стоимости.

В 1993 году Институт экономического развития Всемирного банка провел в Санкт-Петербурге первый семинар, посвященный оценке недвижимости. Следующий семинар был организован под Москвой, третий прошел в Нижнем Новгороде. Лекторами были профессиональные зарубежные оценщики из США. Позднее открылись курсы повышения квалификации, где лекции читались российскими специалистами, получившими удостоверения по оценке в Институте экономического развития Всемирного банка.

Развитие оценки в России привело к возникновению профессии «оценщик», что было отражено в постановлении Минтруда России от 27.11.1996 г.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 16.07.1998 г. № 135 ввел законодательную основу оценочной деятельности в РФ, убрал многие разночтения в существующих разрозненных нормативных документах и положил начало формированию нормативной базы по оценке.

2001 году для упорядочения трудовой деятельности в области оценки было введено требование о лицензировании оценочной деятельности, которое подразумевало выдачу лицензии на оценочную деятельность сроком на пять лет. При этом лицензируемый оценщик должен иметь соответствующее образование, не реже 1 раза в три года проходить курсы повышения квалификации, страховать гражданскую ответственность посредством страхования либо конкретного вида деятельности по оценке или договора оценки.

В том же году Правительством Российской Федерации утверждаются первые стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности.

Лицензирование оценочной деятельности показало свою неэффективность, поэтому в 2006 году было отменено.

2007 году Минэкономразвития России приняло новые Федеральные стандарты оценки, действующие и дополняющиеся в настоящее время,

в 2008 году было положено начало саморегулированию оценочной деятельности в России.

Профессия «Оценщик» в настоящее время становится очень популярной в России, неоспорима потребность в услугах профессионалов в оценочной деятельности.


1. Понятие оценочной деятельности

Вещные права

Права требований

^ 2. Субъекты оценочной деятельности

Оценочная деятельность – это деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются чрезвычайные обстоятельства, т. е. один из сторон сделки не обязан отчуждать, а другая принимать объект оценки.

Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете и действуют в своих интересах. Объект оценки представлен на открытом рынке в форме публичной оферты.

Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение без принуждения к совершению сделки. Платёж за объект выражен в денежной форме.

Субъекты оценочной деятельности – с одной стороны – физические и юридические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется оценочным законодательством (оценщики), а с другой стороны потребители их услуг (заказчики).

^ 3. Объекты оценочной деятельности

Оценочная деятельность – это деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.

Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются чрезвычайные обстоятельства, т. е. один из сторон сделки не обязан отчуждать, а другая принимать объект оценки.

Стороны сделки хорошо осведомлены о предмете и действуют в своих интересах. Объект оценки представлен на открытом рынке в форме публичной оферты.

Цена сделки представляет собой разумное вознаграждение без принуждения к совершению сделки. Платёж за объект выражен в денежной форме.

Объекты оценочной деятельности:

Отдельные материальные объекты (вещи)

Совокупность вещей, составляющих имущество лица

Вещные права

Права требований

Работы, услуги, информация.

^ 4. Виды стоимости, определяемые в процессе оценки.

Рыночная стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются чрезвычайные обстоятельства, т. е. один из сторон сделки не обязан отчуждать, а другая принимать объект оценки.

Стоимость объектов с ограниченным рынком (оружие, наркотики)

Стоимость объектов для целей налогообложения

Ликвидационная стоимость - представляет собой чистую сумму, которую собственник объекта может получить при ликвидации этого объекта и распродажи его активов. Различают упорядоченную и принудительную ликвидацию.

1) упорядоченная ликвидация - означает, что распродажа активов производится в течение периода достаточного для того, чтобы получить наивысшую возможную цену за каждый вид активов

2) принудительная ликвидация - означает, что активы распродаются на столько быстро, на сколько это возможно, часто, одновременно и на одном аукционе

Утилизационная стоимость – стоимость материалов из которых состоит объект плюс затраты на утилизацию

Инвестиционная стоимость – стоимость объекта исходя из конкретных целей конкретного лица (может быть больше рыночной). Инвестиционная - стоимость объектов недвижимости для конкретного инвестора. Она, как правило, выше обоснованной рыночной стоимости.

Балансовая (бухгалтерская) - определяется исходя из балансового отчета по объекту недвижимости, как сумма его активов за вычетом накопленного износа с учетом сумм краткосрочных и долгосрочных обязательств. Обязательства оцениваются по номинальной стоимости согласно стоимости кредитных договоров.

Восстановительная стоимость. (Стоимость воспроизводства или замещения).

Восстановительная стоимость определяется затратами текущих цен на строительство объекта. Стоимость воспроизводства - стоимость строительства в текущих ценах точной копией оценивания объекта с использованием таких же архитектурных решений, строительных конструкций и материалов.

Стоимость замещения рассчитывается как сумма расходов в текущих ценах на строительство объекта, имеющего с оцениваемым эквивалентную полезность, но построенного в современном архитектурном стиле с использованием прогрессивных материалов и конструкций.

Специальная стоимость – стоимость не подходящая под определение приведенных выше видов

Страховая стоимость определяется на основе либо полной стоимости воспроизводства, либо полной стоимости замещения объекта.

Залоговая стоимость используется в сфере ипотечного кредитования и определяется на основе рыночной стоимости.

Критерии рыночной стоимости включают:

1.Типичная мотивация

2.Информирование сторон

3.Период предложений к продаже

4.Условия продажи

Элементы стоимости:

2.Полезность

3.дифицитность

4.передаваемость

^ 5. Случаи обязательной оценки.

Основания проведения оценки. Наиболее часто встречающиеся основания это:

Договор между оценщиком и заказчиком.

Решение суда

Решение органа государственной власти

Основания для проведения оценки объекта оценки (ФЗ статья 9)

Основанием для проведения оценки объекта оценки является договор между оценщиком и заказчиком.

Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям.

Проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе:

1. при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

2. при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

3. при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

4. при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

5. при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц,

А также при возникновении спора о стоимости объекта оценки, в том числе:

6. при национализации имущества;

7. при ипотечном кредитовании физических лиц и юридических лиц в случаях возникновения споров о величине стоимости предмета ипотеки;

8. при составлении брачных контрактов и разделе имущества разводящихся супругов по требованию одной из сторон или обеих сторон в случае возникновения спора о стоимости этого имущества;

9. при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд;

10. при проведении оценки объектов оценки в целях контроля за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора об исчислении налогооблагаемой базы.

^ 6. Недвижимое и движимое имущество.

Статья 130. Недвижимые и движимые вещи (ГК РФ)

1. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

(в ред. Федерального закона от 30.12.2004 N 213-ФЗ)

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

2. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

^ 7. Нормативно-правовая база оценки имущества в РФ.

Основные документы, регламентирующие ОД:

ФЗ №135 –ФЗ «об оценочной деятельности в РФ»

Стандартами оценочной деятельности определяются требования к порядку проведения оценки и осуществления оценочной деятельности.

Стандарты оценочной деятельности подразделяются на федеральные стандарты оценки и стандарты и правила оценочной деятельности.

Федеральные стандарты оценки разрабатываются Национальным советом с учетом международных стандартов оценки.

Гражданский кодекс РФ – основной свод законов.

Ведомственные постановления

^ 8. Современное состояние рынка оценки в РФ.

Отправной точкой для возникновения оценки в современной России явился 1998 год, когда вышел ФЗ №135-ФЗ «об оценочной деятельности в РФ». В настоящее время средний объем рынка оценочных услуг в России составляет 400-500 млн у.е. в год.

Около 40% всех оценочных услуг оказывается в центральном федеральном округе, 19% - приволжском федеральном округе, меньше всего на Дальнем востоке.

^ 9. Государственное регулирование оценки имущества в РФ.

Основными отличительными особенностями оценочной деятельности, которые обуславливают необходимость её регулирования является:

Принципиально новая значимость этого вида деятельности РФ

Влияние оценки практически на все сферы экономической деятельности.

Междисциплинарный, межведомственный характер.

Полноценное формирование и совершенствование оценочной деятельности требует выполнение следующих основных принципов:

Оценка имущества является профессиональным видом деятельности.

Оценка также является научным направлением со своей методологией, терминологией и принципами исследований.

Базируясь на мировом опыте, развитие оценки в России необходимо создавать национальную систему оценки со своими особенностями. При этом недопустимо слепое копирование зарубежного опыта, с другой стороны создание принципиально новых подходов, неучитывающих обще мировые тенденции.

Восстановление и развитие оценки возможно только в условиях рыночных отношений, при чётком определении роли и места государства в вопросах ценообразования и правового регулирования.

Формирование оценки возможно только на основе правового, методологического и информационного пространства на всей территории РФ.

Оценка как профессиональный вид деятельности должна отвечать текущим экономическим потребностям, а также учитывать как региональные так и отраслевые особенности.

Основной функцией гос-ва при формировании системы оценки является создание системы правового регулирования этого вида деятельности.

Оценкой могут заниматься как гос-ые так и частные оценщики, при этом и те и другие должны иметь равные возможности для реализации своих профессиональных навыков и работать в общем пространстве.

Основными инструментами гос. регулирования оценочной деятельности являются:

Лицензирование

Система стандартов

Система сертификации и качества услуг

Классификация учебных программ, подготовка оценщиков.

Создание условий для развития и становления само регулируемых профессиональных объединений оценщиков

Организация процесса включение процедур и методов профессиональной оценки в общее законодательство

7.Контроль за исполнением законодательства

Для реализации этих задач в структуре исполнительной власти создан единый орган, осуществляющий координацию работ в области оценке ППРФ №932 от 20. 08. 99 г. установило таким органом Министерство Имущественных Отношений РФ.

В связи с административной реформой в мае 2004 это Министерство было ликвидировано, а в замен создано Федеральное агентство по управлению имуществом РФ, ведомства РФ, субъектов РФ не должны стремиться к созданию собственных систем оценок. На федеральном уровне закреплен запрет на создание ведомственных систем, противоречащих системе общественных федеральных стандартов.

Необходимо учитывать из функций гос-х ведомостей те работы по оценке которые в эффективной построенной системе должны выполнять независимые профессиональные оценщики.

При этом учёт специфических особенностей отраслей видов деятельности, требует разработки отраслевых нормативных актов, в которых должны участвовать ведомства хорошо знающие специфику конкретных видов имущества, кроме того ведомства на всех уровнях должны осуществлять контроль за правильностью проведённых оценок.

Они должны выступать в качестве организаторов оценочного процесса, квалифицированно выполнять постановку задач и приёмку выполненных работ, позволяющим исключить режим наибольшего благоприятствования для одной или нескольких оценочных компаний и создание искусственных припятствований для остальных оценщиков является проведение конкурсов или тендров на право проведения конкурентных оценок для нужд гос-ва.

Важная роль ведомств всех уровней заключается в создании и эксплуатации информационных систем.

Создание этих систем за счёт только бюджетных средств врят ли осуществимо, поэтому наиболее неперспективный путь – это объединение усилий как частных так и гос. структур.

Гос-ые и частные оценщики являются равноправными участниками оценочной деятельности. При этом одной из задач негосударственных оценщиков является обеспечение согласования результатов налоговых оценок, в случае несогласия клиента с результатами полученными гос. оценщиками.

Определенная федеральным законодательством система гос. регулирования оценочной деятельности включает:

Лицензирование оценочной деятельности

разработки и принятие нормативно-правовых актов, в том числе методических рекомендаций стандартов оценки

контроль за осуществлением оценочной деятельности.

согласование перечня требований предъявляет к образовательным учреждениям, осуществляющим проф-ю подготовку в области оценки.

взаимодействие с само регулируемыми организациями оценщиков и координации совместной деятельности.

Согласно ФЗ «об оценочной деятельности» проведение обязательной оценки независимыми оценщиками является обязательной в случае:

При определении ст-ти объектов принадлежащих РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям в целях: приватизации, передачи в доверительное управление или в аренду. В случае приватизации в соответствии с ФЗ «о приватизации гос-го и мун-го имущества» начальная цена приватизируемого имущества устанавливается на основании отчета об оценки

при использовании объектов принадлежащих РФ, субъектам РФ и муниципальным образованиям в качестве предмета залога

при продажи или ином отчуждении объектов

при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами принадлежащими РФ, субъектам РФ и мун-м образованиям

при передачи объекта принадлежащего РФ, субъектам РФ и мун-м образованиям в качестве вклада в уставные капиталы и фонды юр-х лиц, а так же при возникновении спора по ст-ти объектов оценки, в том числе при национализации имущества и при изъятии имущества для гос-х и мун-х нужд путём выкупа.

Принудительное изъятие имущества у собственника производится в случае:

Обращение взыскано на имущество по обязательствам

отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.

отчуждение недвижимости в связи с изъятием з/у.

выкуп из

конфискация

Кроме перечисленных случаев необходимость обязательной оценки предусмотрена рядом других законов:

ФЗ «об АО» устанавливает привлечение независимого оценщика. В случае определения цены выкупа акций обществом у акционеров

^ 10. Регулирование оценочной деятельности со стороны саморегулируемых организаций.

В настоящее время основной функцией по контролю за оценочной деятельностью переданы от государственной организации саморегулиремым организациям. Это произошло после внесений изменений в федеральный закон об оценочной деятельности, вступившее в силу с 1 июня 2006г. Согласно этому закону саморегулируемая организация оценщиков - некоммерческая организация, включенная в единый государственный реестр саморегулируемой организации оценщиков и объединений оценщиков на условиях членства.

Статус саморегулируемой организации приобретен с момента включения организации в единый государственный реестр саморегулируемой организации оценщиков. Основой для включения некоммерческой организации в единый реестр, регулируемой организации является:

Объединение в такой организации не менее 300 лиц являются ее членами.

Наличие компенсационного фонда.

Наличие органа управления и структурных подразделений.

Наличие стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденный в соответствии законодательством.

Работники саморегулируемой организации оценщиков не в праве осуществлять оценочную деятельность. Ликвидация некоммерческих организаций осуществляется ликвидационной коммисией, в которой обязательно должен быть включен представитель национального совета по оценочной деятельности.

Функции СОО:

1) разработка и утверждение стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой, профессиональной деятельности.

2) Разработка и утверждение правил и условий приема члены саморегулируемой организации оценщиков. Установление размере членских взносов на порядке их внесения.

3) Представление интересов своих членов в отношениях с федеральными органами государственной власти.

4) Контроль за соблюдением своими членами требований законодательства стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой профессиональной этики.

5) Прием и исключение из членов саморегулируемой организации.

6) Ведения реестра членов саморегулируемой организации.

7) Организация информационного и методического обеспечения своих членов.

Права саморегулируемой организации оценщиков.

1) Представление интересов своих членов в их отношении с органами власти.

2) Оспаривать в судебном порядке акты государственной власти и действия/ бездействие ее органов, нарушающие права и интересы членов саморегулируемой организации оценщиков.

СОО обязана:

Соблюдать требования законодательства РФ

Формировать компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов перед потребителями услуг

Осуществлять контроль за соблюдением своими членами законодательства РФ, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и проф этики

Применять меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и внутренними документами организации

Сообщать в уполномоченный федеральный орган по надзору за деятельностью СОО о возникновении несоответствия требованиям законодательства

Отказать в принятие в члены СОО в установленных случаях

Исключать из членов СОО за нарушения требования законодательства, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и проф этики

Вести реестр членов СОО

Организовывать проведение проф переподготовки оценщиков

Некоммерческая организация в праве подать заявление о ее включении в единый реестр СОО. Уполномоченный фед орган принимает решение о включении или об отказе о включении в единый реестр СОО. В течении 7 дней, начиная с даты предоставления следующих документов:

Заявление

Учредительные документы

Копия свидетельства о постановке на налоговый учет

Копии документов об образовании, подтверждающие получение проф знаний в области оценки членами СОО

Копии положений о коллективном органе управления, о структурном подразделении, осуществляющем контроль за деятельностью членов и о дисциплинарном комитете

Копии справок об отсутствии у членов организации неснятых или непогашенных судимостей за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления

Копии документов, подтверждающие формирование компенсационного фонда

Копии заявлений ее членов о вступлении в эту организацию

Копия реестра членов некоммерческой организации

Решение уполномоченного фед органа об отказе в вкл некоммерческой организации в единый реестр СОО может быть принято по след причинам:

Некоммерче6ская организация не соответствует требованию законодательства

Некоммерческая организация предоставила не все документы или предоставила документы с неверными сведениями

11. Общая характеристика процесса оценки. Основные этапы.

В процессе оценки можно выделить 6 этапов:

Постановка задач. Данный этап включает в себя:

Формирование цели оценки

Определение вида стоимости

Идентификация объекта и прав, связанных с ним

Определение даты оценки

При оценке важно физически идентифицировать имущественный объект и определить связанные с ним юридические права. Размер и характеристики реального актива следует тщательно выявить и измерить. Связанные с объектом права могут предоставлять собой дело долю в совместной аренде или партнерстве. Юридические ограничения могут лимитировать масштабы использования объектов. Принципы сбалансированности, экономического размера и экономического разделения позволяют установить какие виды данных следует собирать.

Принцип изменения повышает для оценщика значение выбора эффективной оценки. Поскольку условия и допущения со временем обычно меняется, клиент должен знать те временные рамки, внутри которых оценка стоимости остается достоверной

Заключение договора на оценку. Договором между оценщиком и заказчиком может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта оценки, ряда объектов оценки либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта оценки, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного суда, третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.

Суд, арбитражный суд, третейский суд самостоятельны в выборе оценщика. Расходы, связанные с проведением оценки объекта оценки, а также денежное вознаграждение оценщику подлежат возмещению (выплате) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Договор №

ООО «Лютик» в лице генерального директора Пупкина А.Н. действующего на основании устава с одной стороны (именуемой в дальнейшем оценщик) и ООО «Ромашка» в лице своего генерального директора Зернова М. Ю. действующего на основании устава (именуемый в дальнейшем заказчик) заключили договор о нижеследующем.

Оценщик обязуется определить рыночную стоимость торгового центра по адресу… и обладающего характеристиками…

Оценщик имеет право… (перечислить права)

Оценщик имеет обязанности… (перечислить обязанности)

По результатам оценки оценщик предоставляет отчёт заказчику.

Договор заключён на …

Реквизиты сторон

Техническое задание на проведение оценки…

Договор заключается в простой письменной форме и не требует нотариального удостоверения.

Он должен содержать:

Основание заключения договора

Вид оценки объекта оценки

Вид определения стоимости объекта оценки

Размер денежного вознаграждения за проведение оценки

Сведения о страховании гражданской ответственности (если страхование присутствует)

Осмотр объекта. На этом этапе оценщик в присутствии представителя заказчика, осматривает объект в натуре, составляет его описание, делает необходимое фотографирование и составляет представление с физического состояния объекта.

Сбор, проверка и анализ данных.Расчет стоимости объекта начинается всегда с анализа наилучшего и наибольшего эффективного использования. Наилучшее и наибольшее эффективное использование объекта, законодательно разрешенное финансово-выгодный и физически осуществимый способ использ. объекта при котором его стоимость становится максимальной. После определения наилучшего/ наибольшего эффективного использования стоимости объекта рассчитывается всеми 3 подходами:

Сравнительный

Доходный

Затратный

В случае если стоимость объекта невозможно рассчитать к.-л. подходом оценщик должен в отчете обосновать отказ от к.-л. подхода. В итоге происходит согласование результатов и вывод итоговой величины стоимости объекта.

Подготовка отчета. Основным документом, в котором отражаются результаты оценки, является отчет, создаваемый в 2х экземплярах, один из которых остается заказчику. Отчет об оценке не должен допускать неоднозначное толкования или вводить.

В отчете в обязательном порядке указывается:

Дата проведения оценки

Используемые стандарты, цели и задачи.

Приводятся иные сведения, необходимые, по мнению оценщика для полного толкования результатов оценки.

В случае если при проведении оценки, определяется не рыночная, а иная стоимость, в отчете должны быть указаны причины, отступления от рыночной стоимости.

В отчете должны быть указаны:

Дата составления, порядковый номер

Основания на проведение оценки

Место нахождения оценщика и сведения о его членстве саморегулир организации.

Точное описание объекта оценки, в отношении объекта оценки, принадлежащие физическому лицу, реквизиты юридического лица.

Стандарты оценки, используют при расчетах, перечень исходных данных, используемых при проведении оценки, а так же, приняты в процессе оценки допущения.

Послед определения стоимости объекта и ее итоговые величины.

Дата определения стоимости объекта.

Перечень документов, используемые оценщиком, и устанавливаемые количественные и качественные характеристики объектов.

Отчет так же может содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важным для полноты отражения, примененного им методы оценки.

Отчет должен быть:

Пронумерован

Подписан оценщиком

Скреплен печатью

Итоговая величина рыночной стоимости указана в отчет, признается достоверность, и рекомендуемый для совершения сделок, если законом не предусмотрено иное.

В случае наличия, спора о достоверности, величины рыночной стоимости, указанной в отчете, указанный спор, подлежит распоряжению в судебном порядке.

Рыночная стоимость - это наиболее вероятная цена, которую можно получить от продажи имущества на конкурентном и открытом рынке при соблюдении условий “ равновесия ”, т.е. продавец и покупатель действуют рационально, информирован, а при обсуждении цены стороны не испытывают давления каких-либо чрезвычайных обстоятельств. Данное определение стоимости включает представление о “нормальной “ (равновесной) сделке как о передаче титула собственности от продавца к покупателю в определенный момент времени при выполнении следующих условий:

Мотивация продавца и покупателя является типичной;

Обе стороны хорошо информированы, например квалифицированными консультантами, и действуют целесообразно пониманию своего интереса; имеется достаточное время, чтобы выявить реакцию рынка на сделанное предложение;

Платеж осуществляется наличными деньгами или другим наличным способом;

Компенсация продавцу за отчуждаемое имущество полностью представлена договорной ценой без каких-либо дополнительных уступок и связанных льгот.

^ 12. Теория стоимости денег во времени. Будущая и настоящая стоимость денежной единицы.

1)сумма денежных средств

FV=PV(1+i)n-,будущая стоимость денежной единицы

PV=FV/(1+i)n-,текущая стоимость единицы.Это величина,обратная накопленной сумме единицы.Используя эту функцию можно решить,какую сумму надо положить сегодня,чтобы получить заданную сумму в будущем.

^ 13. Теория стоимости денег во времени. Будущая стоимость аннуитета и фактор фонда возмещения.

По теории стоимости денег во времени одна денежная единица сегодня стгоит дороже,чем полученная в будущем.Это связано с тем,что за весь период до появления будущих доходов денежная единица приносит прибыль,новую стоимость.Денежная единица рассматривается,как капитал.Применение метода капитализации доходов в оценке стоимости объектов недвижимости требует знания таких понятий,как сложный процент, дисконтирование и аннуитеты.Стоимость приносящей доход собственности определяется текущей стоимостью денежной единицы,которая будет получена в будущем.

Капитализация дохода-это процесс пересчёта потока будущих доходов в единую сумму текущей стоимости.Для правильной оценки будущих поступлений необходимо использовать сложный процент и дисконтирование.

Сложный процент означает,что уже полученный процент,будучи внесённым на депозит вместе с первоначальными инвестициями,становится частью основной суммы.И в следующий период наряду с первоначальным депозитом полученный поцент приносит новый доход.Простой процент не предполагает данной процедуры.

Дисконтирование-это процесс приведения будущих доходов к их текущей стоимости.

Стоимость ожидаемых будущих доходов зависит от нескольких факторов,среди них:

1)сумма денежных средств

2)времени выплаты или получения

4)соответствующей ставки дохода на инвестиции

Аннуитет-серия равномерных платежей через равные промежутки времени.

FV=PMT((1+i)n-1)/i-,будущая стоимость обычного аннуитета.Если платежи осуществляются в начале каждого периода,то рассматривается авансовый аннуитет.

PMT=Fv*i/(1+i)n-1-фактор фонда возмещения.Показывает денежную сумму,которую необходимо вносить в конце каждого периода для того,чтобы через заданное число периодов остаток составил одну денежную единицу.Эта величина,обратная фактору накопления единицы за период,учитывает только возврат инвестированных средств.Различают фактор фонда обычного возмещения и авансового возмещения.Фактор фонда авансового возмещения предусматривает поступление платежей в начале периода.

^ 14. Теория стоимости денег во времени. Текущая стоимость аннуитета и взнос на амортизацию единицы.

По теории стоимости денег во времени одна денежная единица сегодня стгоит дороже,чем полученная в будущем.Это связано с тем,что за весь период до появления будущих доходов денежная единица приносит прибыль,новую стоимость.Денежная единица рассматривается,как капитал.Применение метода капитализации доходов в оценке стоимости объектов недвижимости требует знания таких понятий,как сложный процент, дисконтирование и аннуитеты.Стоимость приносящей доход собственности определяется текущей стоимостью денежной единицы,которая будет получена в будущем.

Капитализация дохода-это процесс пересчёта потока будущих доходов в единую сумму текущей стоимости.Для правильной оценки будущих поступлений необходимо использовать сложный процент и дисконтирование.

Сложный процент означает,что уже полученный процент,будучи внесённым на депозит вместе с первоначальными инвестициями,становится частью основной суммы.И в следующий период наряду с первоначальным депозитом полученный поцент приносит новый доход.Простой процент не предполагает данной процедуры.

Дисконтирование-это процесс приведения будущих доходов к их текущей стоимости.

Новое на сайте

>

Самое популярное