Домой Кредит на бизнес Роль финансов в экономике государства. Финансовая системы и ее роль в экономике

Роль финансов в экономике государства. Финансовая системы и ее роль в экономике

Финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, для чего требуются их оптимальная организация.

Эффективная финансовая система является основой нормально функционирующей экономики.

Основной функцией финансовой системы является выполнение операций по переводу финансовых сбережений отдельных лиц и компаний в капитал (основные и оборотные фонды), т. е. превращение накоплений в физические активы (капитал), которые используются другими компаниями для производства продукции и услуг. Финансовая система обеспечивает инструмент и условия, с помощью которых лицо, имеющее денежные сбережения, может передать эти сбережения другому лицу, которое имеет производственные возможности и нуждается в финансах для использования или прироста.

Большинство российских исследователей указывают, что финансовая система призвана решать определённые задачи:

ь распределение и перераспределение валового внутреннего продукта посредством осуществления комплекса коммерческих, финансовых и фискальных операций, влияя, таким образом, на темпы и направленность экономического и социального развития страны или региона;

ь обеспечение взаимодействия между государственными органами управления, хозяйствующими субъектами и населением в процессе формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Перекрестова Л.В., Романенко Н.М., Сазонов С.П. Финансы и кредит. Издательство: Академия, 2010 г.

Куцури Г.Н. утверждает, что основной целью функционирования финансовой системы является социально-экономический рост государства или региона, обеспечиваемый оптимальным соотношением доходной и расходной частей бюджета. Смыслов Д.В. Международный валютный фонд: современные тенденции и наши интересы. М.: Финансы и статистика, 2007 с.45

Основной функцией любой системы является управление. С помощью финансовой системы реализуются также функции экономической категории «финансы», обуславливающие целенаправленное использование финансов в общественном воспроизводстве. Таким образом, основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера. Таким образом, финансовая система - это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними.

Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, то есть с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию. Также роль финансовой системы заключается в том, чтобы с помощью финансовых отношений влиять на темпы и пропорции социально-экономического развития страны. Такое влияние осуществляется через финансово-кредитный механизм двумя методами: финансовое обеспечение (государственный бюджет); финансовое регулирование (система налогов).

Таким образом, можно сказать, что ни одна система в стране не занимает такое важное значение и место как финансовая.

Никто и ничто так больно не чувствует кардинальных изменений в экономике, как финансовая система государства. Именно она обеспечивает успех или неудачу всей реорганизации хозяйства, обуславливает подъем или падение политического имиджа независимого государства.

Когда речь заходит о финансах в общем контексте, сразу подразумеваются определенная система финансовых отношений, выстраиваемых конкретной страной, в ходе которых происходит формирование и последующее использование фондов денежных ресурсов. В главной роли данных фондов, как правило, в первую очередь выступает ВВП.


Кроме этого, финансы предоставляют возможность контролировать и регулировать составляющие экономики в целом, они являются стимулирующим звеном в инвестиционной деятельности , а также позволяют обеспечить реализацию многочисленных общественных потребностей.

Таким образом, главным условием полноценного функционирования финансов является наличие денежной массы, а причиной их возникновения выступает потребность как государства в целом, так и многочисленных хозяйственных субъектов в ресурсах, которые способны гарантировать их последующую деятельность. То есть, роль финансов также состоит и в том , чтобы обеспечить производственные пропорции к потребностям потребления, что осуществляется посредством формирования денежных фондов. Причем постоянное развитие и изменение общественных нужд влечет за собой изменение структуры финансовых фондов, которые создаются для распоряжения субъектов хозяйственной деятельности.

Финансы всегда имеют несколько главных задач или ролей :

– контрольная роль;

– роль распределительная;

– роль стимулирующая;

– и стабилизирующая роль финансов.

Данные функции могут быть реализованы через особый финансовый механизм, который включает в себя различные формы денежных отношений, действующее законодательство, способы реализации финансового анализа и планирования, внутренние и внешние фонды денежных средств и так далее.

Помимо этого, нельзя не отметить, что финансы имеют несколько видов :

1. Финансы централизованные – объемы средств, которые используются для удовлетворения потребностей на конкретной территории:

– финансы, которые аккумулируются в государственном бюджете;

– финансы, которые аккумулируются в государственных внебюджетных фондах;

– финансы, которые создаются в банковской и государственной сферах кредитования;

2. Децентрализованные финансы, которые являются денежными активами многочисленных компаний и предприятий. Роль таких финансов – реализация производственных, а также социальных задач.


3. Финансы местные – денежные активы. Их роль – создаются и используются для реализации потребностей на муниципальных территориях.

Ведущая роль финансов в экономике

В любом развитом государстве экономика строго подчиняется установленным законам, благодаря чему она благополучно процветает на их основе. Полноценное финансовое функционирование направлено на достижение глобальных целей относительно общего развития социально направленной экономики конкретного государства. Таким образом, роль финансов в экономике весьма обширна и многообразна , однако, даже несмотря на это, можно выделить три ее основных направления:

1. Осуществление финансового обеспечения общих производственных потребностей. То есть, происходит покрытие всех расходов посредством многочисленных финансовых ресурсов, в частности, как заемных, так и собственных.

2. Финансово грамотное регулирование всех финансовых категорий в многочисленных экономических и социальных процессах государства. Данная цель может быть достигнута лишь в том случае, если будет произведено более тщательное перераспределение финансовых ресурсов. Проще говоря, когда государство выделяет ресурсы, то происходит более быстрое и эффективное развитие отрасли того или иного региона (и экономики в целом), и наоборот, если нет финансирования – это в скором времени приведет к упадку и гибели производства (спаду экономики в целом).

3. Осуществление финансового стимулирования для создания благоприятной среды в сфере использования все возможных экономических ресурсов.

Участниками финансовых экономических отношений всегда выступают :

– само государство;

– население страны;

– многочисленные субъекты хозяйственной деятельности.

Поэтому основными признаками финансов в экономике являются :

– денежно-материальные отношения между 2-мя субъектами – ведь где отсутствуют деньги, там не могут присутствовать и финансы;

– когда субъекты имеют разные права, так, например, государство, имеет свои полномочия и привилегии;

– когда в процессе данных отношений происходит формирование госбюджета;

  • #4

    Андрей, вы рассуждаете с технической стороны правильно, но допускаете роковую ошибку. Те страны, которые владеют основными финансовыми институтами, могут с рынками сделать все что угодно. Живых примеров сейчас сколько угодно.

  • #3

    Вы ошибаетесь на счет управления деньгами людьми. Деньгами как раз управляют рынки. Если мы говорим о капиталах больших значений. А рынки в свою очередь - это как поток лавы, с ними ничего не сделать, куда захотели туда и повернули.

  • #2

    Нужно подобрать синоним в выражении роль финансов в экономике. Я бы сказал так - роль политики в экономике. Так будет вернее и об этом нужно писать! Деньгами управляют люди а не рынки, так что все очевидно - где какая роль и кто ее исполняет!

  • #1

    Роль финансов в экономике конечно нельзя недооценить. Экономика без финансов это бартер - дашь на дашь. В современном же мире все измеряется деньгами, без них никуда не сдвинешься теперь..)

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создании и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

18195. Роль государства в рыночной экономике 478.9 KB
Остается рыночный путь развития. В развитие этой цели можно выделить следующих круг задач: рассмотреть научные направления о необходимости государственного вмешательства в экономику; охарактеризовать методологию государства; провести анализ регионального развития РК; рассмотреть тенденции развития Костанайской области на 2015 год. Второй раздел включает анализ роли и значения государства в переходной экономике и социально-экономического развития регионов Казахстана. Третий раздел полностью посвящен перспективам развития Костанайской...
6710. Роль и функции государства в переходной экономике 113.31 KB
Роль и функции государства в переходной экономике. Особенности государства переходного периода. Особенности государства в переходной экономике. Приоритетные направления вмешательства государства в экономику переходного периода.
7778. Роль государства в экономике. Социальное государство 65.22 KB
Макроэкономические показатели характеризующие эффективность государственной политики Предмет и основные направления макроэкономики Макроэкономика национальное хозяйство экономика страны в целом – всё это тождественные понятия которые характеризуют исторически сложившуюся в определённых территориальных границах систему общественного воспроизводства. Цель макроэкономического анализа – выявление сложившейся ситуации в социальноэкономическом развитии страны на основе использования показателей объективно отражающих процесс воспроизводства....
18770. Провалы рынка: теории провалов рынка и роль государства в рыночной экономике 117.97 KB
Государство постоянно вмешивается в ведение рыночной экономики, регулируя рынок с помощью государственного бюджета, налогообложения, создания законопроектов, ведения антимонопольной политики. Так как Российскую Федерацию относят к смешанному типу экономики, для граждан нашей страны подобное вмешательство государства в рынок является нормой и не вызывает абсолютно никакого удивления
6116. СУЩНОСТЬ ФУНКЦИИ И РОЛЬ ФИНАНСОВ 149.06 KB
Изучить основные понятия финансов, функции финансов, взаимодействие и взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями, финансовыми ресурсами.
5922. Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства 27.21 KB
Место и роль государства в политической системе общества. Функции и механизм государства Общая характеристика политической системы общества Политическая система общества это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений организаций людей базирующихся на разнообразных формах собственности отражающих интересы и волю социальных классов слоев групп и наций реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство. Примером может служить деятельность демократического...
6298. СОДЕРЖАНИЕ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ, ИХ СОСТАВ. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ 29.88 KB
Содержание и направление финансовой политики. Основные направления современной финансовой политики РФ. Основные методы и формы управления государственными и муниципальными финансами В широком смысле выделяют несколько форм и методов управления финансами государства: финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовой регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов. Финансовое планирование является частью народнохозяйственного...
873. Роль Рынка рекламных услуг в экономике 550.32 KB
Целью данной работы является показать огромное значение рекламы, которая играет ключевую роль в развитие рыночной экономике и являясь орудием конкурентной борьбы служит стимулом повышения качества продукции и снижения цен. Проанализировать сегодняшнее состояние, одного из самых быстро развивающихся в мире
2655. Маркетинг и его роль в экономике фармацевтических организаций 260.2 KB
Растущая конкуренция диктует необходимость в постоянном движении в направлении формирования лояльности конечного потребителя при этом формирование этого ключевого фактора зависит не от одного специалиста а от всей команды организации. в положительном результате работы а это получение максимальной прибыли заинтересован прежде всего весь коллектив организации а не только его руководители. Вот одно из них маркетинг это любая сознательная деятельность организации направлена на обеспечение рыночного успеха собственных товаров и услуг. ...
12969. Роль частной собственности и ее форм в рыночной экономике 43.88 KB
Право собственности служит юридическим выражением формой закрепления экономических отношений собственности. Принадлежность или присвоенность материальных благ составляет сущность складывающихся по их поводу между людьми отношений собственности. Право собственности граждан представляет собой правовой институт закрепляющий индивидуальную принадлежность материальных благ.

Введение..............................................................................................................3
Глава 1. Финансы и их сущность……………………………………………….4

1.1. Социально-экономическая сущность финансов………………………….4

1.2. Функции финансов………………………………………………………… 9

1.3. Место и роль финансов в рыночной экономике………………………….12

Глава 2. Этапы развития финансов и их характеристика…………………..14

2.1. Основные этапы развития финансов…………………………………….14

2.2. Основные закономерности развития финансов в России………………18

2.2.1. Становление финансовой системы социалистического

Государства……………………………………………………………………..20
2.2.3. Особенности финансов страны при переходе к рыночной

экономике……………………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы……………………………………………33

Введение

Осуществление радикальных преобразований на современном этапе экономического развития Российской Федерации возможно только при активном и умелом использовании финансов как инструмента воздействия на социально-экономические процессы развития общества, что обусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, их роли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства.

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов.

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще и потому, что страна переживает экономический и финансовый кризис.

Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу и т. п. - такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.

Глава 1. Финансы и их сущность.

1.1. Социально-экономическая сущность финансов.

Под финансами понимают совокупность экономических отношений, возникающих при формировании, распределении и использовании фондов денежных ресурсов.

Финансы означают денежные отношения между субъектами, другими словами, материальной основой существования и функционирования финансов выступают деньги, денежный оборот.

При этом субъекты обладают разной юридической силой, т.е. их отношения регулируются императивными нормами, а один из них – государство – наделен властными полномочиями. Результатом этих отношений является формирование общегосударственного фонда денежных средств (бюджета). Мобилизация средств в бюджет приобретает форму принудительного налогообложения.

Денежный оборот включает разнонаправленные денежные потоки. Перемещающиеся денежные массы представляют собой финансовые ресурсы: прибыль, доходы от различных видов деятельности и др.

Финансы – это денежные отношения, но не все денежные отношения – суть финансы. Денежные отношения возникают между:

Предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;

Государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджет и финансировании расходов;

Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

Предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

Отдельными звеньями бюджетной системы в процессе бюджетного регулирования;

Страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т.д.

Нельзя рассматривать как финансы денежные отношения между равноправными физическими или юридическими лицами, регулируемые договорами гражданско-правового характера. Здесь государство в отношениях партнеров не присутствует.

Финансы отличаются от денег как содержанием, так и выполняемыми функциями. Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда хозяйствующих субъектов. Финансы же – это экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Таким образом, финансы обладают некими признаками, которые выделяют их из множества других денежных отношений. Финансы – это совокупность денежных отношений, одним из участников которых является государство, посредством которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством принятых на себя конституционных функций по решению экономических, социальных, политических и иных задач.

Формирование и использование бюджета стало носить регулярный характер. Возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

Налоги стали взиматься преимущественно в денежной форме. Если ранее государственные доходы формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей, то к концу ХIХ – началу XX в. на долю денежных налогов приходилось уже 80–90% всех доходов бюджета. Только на этом этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным в полной мере распределение созданного продукта в стоимостном выражении.

На протяжении тысячелетий вплоть до становления товарноденежного хозяйства основная часть потребностей государства удовлетворялась за счет принудительного взимания многочисленных натуральных повинностей и сборов. Деньги обращались, но денежное хозяйство было узким и весьма ограниченным. Общегосударственный фонд денежных средств (бюджет) был также мизерным, и основная его часть расходовалась на подготовку и ведение войн.

Постепенно общества переходят на регулярное формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Этот эволюционный процесс привел к построению определенным и все более эффективным образом структурированной системы государственных доходов и расходов. Государства законодательно закрепляли состав и структуру бюджетов. Статьи расходов этих бюджетов на протяжении столетий обеспечивали преимущественно четыре устойчивых функции государства: военные цели, государственное администрирование, развитие определенных сфер экономики, социальные нужды. Постепенно трансформировалась и приобретала стабильность система формирования государственных доходов. Натуральные подати заменялись денежными налогами. Однако финансовая система и в эти эпохи была узка и состояла лишь из одного звена – бюджета.

Качественно новый этап развития финансов складывается в капиталистической общественно-экономической формации, которая характеризуется развитием товарно-денежных отношений, становлением нового типа государственности. А потому возникли новые типы денежных отношений по поводу их формирования и использования. В этих условиях финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.

Истекший XX век в еще большей степени усложнил финансовые отношения, особенно после Второй мировой войны. Колоссально возросли размеры государственных бюджетов. Государство аккумулировало ресурсы не только бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов. Оно во многих странах превратилось в активного и могущественного субъекта экономических отношений. Огромные суммы денежных средств позволили государству оказывать существенное влияние на процессы общественного воспроизводства.

Итак, финансы выступают одновременно и экономической, и исторической категорией: они возникают, развиваются, видоизменяются со временем. В этом процессе можно выделить по меньшей мере два этапа:

Первый – неразвитая форма финансов. Характерные черты этого этапа: непроизводительное использование собранных средств); незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику; неразвитость финансовой системы, состоявшей практически из одного звена – бюджета. Финансовые отношения были связаны исключительно с формированием и использованием бюджета.

Второй этап развития финансов, напротив, характеризуется многозвенностью финансовых систем, высокой степенью регулирующего воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. Повсеместно происходит огосударствление значительной части национального дохода. Если в начале XX в. в ведущих странах перераспределялось через финансовую систему 9–18% национального дохода, то в настоящее время этот показатель составляет 30–50 и даже 70%. Располагая огромными фондами денежных средств, правительства многих государств, международные финансовые организации оказывают существенное воздействие на процесс воспроизводства. Они используют различные приемы и методы прямого и косвенного регулирования экономики. Расширилась сама сфера финансовых отношений.

В странах с развитой рыночной экономикой преобладающей организационно-правовой формой стала корпоративная – акционерные общества. Корпорации мобилизуют капитал путем эмиссии акций, преобразующей денежные сбережения в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка и другие формы привлечения средств существенно расширили и разнообразили возможности роста корпораций. В иных условиях они вынуждены были бы развиваться лишь за счет собственных, относительно ограниченных источников.

Иными словами, в результате длительной экономической эволюции финансовые отношения распространились на два уровня. На первом уровне денежные отношения опосредуют формирование и использование централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и государственных внебюджетных фондах. На втором уровне эти же отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий. Учитывая расширение сферы финансовых отношений, в настоящее время в нее включают экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения государством принятых на себя конституционных функций и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Материальным источником денежных фондов выступает национальный доход государства – вновь созданная стоимость. Поэтому условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального дохода. Он определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. С учетом размеров национального дохода и пропорции его деления на фонд потребления и фонд накопления определяются темпы и пропорции развития экономики, ее структура.

1.2. Функции финансов.

Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением

1. Распределительная функция. Распределение национального дохода зак ючается в созда­нии так называемых основных, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные доходы формирую ся при распределении национального дохода среди участников матери­ального производства. Они делятся на две группы:

1) зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

2) доходы предприятий сферы материального производства. Перераспределение национального дохода связано с межот­раслевым и территориальным перераспределением средств в инте­ресах наиболее эффек ивного и рационального использования до­ходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием на­ряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохране­ние, социальное страхование и социальное обеспечение, управле­ние); с перераспределением доходов между различными социаль­ными группами населения. В результате перераспределения обра­зуются вторичные, или производные доходы. Это доходы, получен­ные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др). Вторичные доходы служат для фор­мирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении нацио­нального дохода, в пропорции его конечного использования.

Перераспределение национального дохода в Российской Федерации происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей эконо­мики (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия военного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеров, студентов, одиноких и многодетных матерей).

Таким образом, перераспределение ационального дохода происходит между производственной и непроизводственной сфе­рами народного хозяйства, отраслями материального производст­ва, отдельными регионами страны, формами собственности и со­циальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национал ного дохода и валового внутреннего продук а, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена за­дачам повышения материальной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятельности, достижении наилучших результатов при наимен ших затратах.

2. Контрольная функция. Будучи ин­струментом формирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражают ход распределительного про­цесса. Контрольная функция проявляется в контроле за распреде­лением валового внутреннего продукта по соответствующим фон­дам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития обще­ственного и частного производства, ускорение научно-техническо­го прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звень­ях народного хозяйства. Он охватывает производственную и не­производственную сферы и нацелен на повышение экономическо­го стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов и природных бо­гатств.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопро­сам, своевременности и полноты выполнения финансовых обя­зател ств перед бюджетной системой, налоговой службой, бан­ками, а также взаимных обязат льств предприятий и организа­ций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют фи­нансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной сис­темы. В условиях развития рыночных отношений направления контрольной работы, формы и методы финансового контроля существенно меняются.

3. Регулирующую функцию. Эта функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроиз­водства. В целях регулирования экономики и социальных отноше­ний используются также финансово и бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг. Однако на сегодняшний день в РФ р гулирующая функция развита слабо.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Фи­нансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентра­лизованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодательство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансо­вый механизм.

1.3. Место и роль финансов в рыночной экономике.

Экономический строй любого государства основывается на объективных экономических законах. Современные государства осуществляют управление рыночной экономикой с помощью государственного уклада народного хозяйства, финансовой налоговой системы, денежно-кредитной системы.

Рыночная экономика - это экономика, основанная на отношениях, возникающих при купле-продаже товара на рынке. В рыночных отношениях участвуют различные экономические субъекты (предприниматели) и юридические лица (хозяйствующие субъекты).

Под рынком понимаются социально-экономические условия реализации товара. Рынок - это сфера проявления экономических отношений между производителями и потребителями товаров, между стоимостью и потребительной стоимостью товаров.

Деньги, выполняя свои функции средств обращения, являются посредниками между актом покупки и актом продажи, в этой функции деньги становятся капиталом.

Капитал - это деньги, пущенные в оборот и приносящие доходы от этого оборота. Оборот денег - это вложение их в предпринимательство, передача в ссуду, сдача в наем. Таким образом, деньги создают условия для появления финансов как самостоятельной сферы функционирования денежных отношений.

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена:

Общественные финансы;

Финансы хозяйствующего субъекта.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства -означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов собственных, заемных, привлеченных.

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов - второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов осуществляется различными методами:

Через эффективное вложение финансовых ресурсов;
- создание поощрительных.

Использование бюджетных стимулов;

Использование финансовых санкций.

Глава 2. Этапы развития финансов и их характеристика.

2.1. Основные этапы развития финансов.

Преобразования финансовой системы в России началось раньше всех экономических структур, так как финансовая система плановой экономики не позволяла даже приступить к решению задач перехода к рынку.

Коренная перестройка государственной бюджетной системы началась в 1991 году. До этого момента государственный бюджет РСФСР, как и других союзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, включая сельские и поселковые

В настоящее время бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1. Федеральный бюджет РФ

2. Бюджеты субъектов федерации

3. Местные бюджеты

Государственная бюджетная система РФ включает республиканский (федеральный) бюджет, бюджеты 21 республики, которые входят в РФ, 55 краевых и областных бюджетов, 2 городских бюджета (Москвы и Санкт-Петербурга), 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городских, поселковых, сельских).

Основными принципами построения современной бюджетной системы в РФ являются:

Единство бюджетной системы РФ обеспечивается за счет единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единого порядка ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов.

Самостоятельность бюджетов предполагает наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня. Эти источники определяются в соответствии с законодательством РФ. Органы власти самостоятельно принимают решения о направлениях использования полученных средств.

Внебюджетные фонды РФ в настоящее время, образуются в соответствии с Законом РСФСР “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР” от 10 октября 1991 г.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.

По своему назначению внебюджетные фонды делятся на две группы:

Социальные фонды

Экономические фонды.

В зависимости от правового статуса различают внебюджетные фонды, находящиеся в собственности федеральной власти – федеральные фонды, и фонды, создаваемые по решению органов власти субъектов федерации и местных органов самоуправления – региональные фонды, а также внебюджетные фонды создаваемые группами предприятий – отраслевые и межотраслевые фонды.

В настоящее время средства большинства федеральных и региональных внебюджетных фондов включены в соответствующие бюджеты.

Денежно-кредитная система Российской Федерации раньше других звеньев финансовой системы подверглась радикальной перестройке. Фундаментом новой денежно-кредитной системы стали преобразования в банковской сфере. В дореформенный период фактически существовала однобанковская система, в которой Госбанк СССР распределял в соответствии с планом через свои филиалы все финансовые ресурсы в стране. Кроме того, лишь один банк мобилизовывал сбережения населения – Сбербанк, являвшийся, по сути, отделением Госбанка.

Перестройка банковской сферы началась в 1987 году. Первый этап включал создание двух уровней банковской системы. Госбанк был преобразован в Центральный Банк Советского Союза. Он стал ответственным за проведение денежно-кредитной политики, обеспечение стабильности национальной валюты, надзор за коммерческими банками и проведение межбанковских расчетов. Все остальные функции были возложены на второй уровень банковской системы, состоящий из пяти специализированных банков: сберегательного банка (Сбербанк СССР), банка для внешней торговли (Внешторгбанк СССР), банка для строительства и промышленности (Промстройбанк СССР), банка для обслуживания социальной сферы и малых предприятий (Жилсоцбанк СССР) сельскохозяйственного банка (Агропромбанк СССР).

В конце 1988 г. и в начале 1989 г. прошел второй этап. Он характеризовался быстрым ростом разветвленной сети отраслевых и региональных коммерческих банков. Которые создавались как акционерные компании или кооперативы. Коммерческие банки также организовывались общественными организациями, научно-исследовательскими институтами, группами государственных предприятий и частными лицами.

Появление большого количества коммерческих банков означало ослабление монополизма в денежно-кредитной сфере и развитие конкуренции.

В 1991 году три крупных специализированных банка – Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк – были перерегистрированы как самофинасируемые, акционерные банки со своими центральными конторами и региональными отделениями. Сбербанк был утвержден в качестве коммерческого, но со своими специфическими функциями обслуживания вкладов населения.

В конце 1991 г. в связи с распадом СССР Центральный Банк Российской Федерации взял на себя все полномочия Госбанка СССР. В январе 1992 г. был упразднен союзный Сбербанк, а его российское отделение преобразовано в Сбербанк России.

Бывшие специализированные банки стали крупнейшими коммерческими банками России. Появился ряд совместных банков с участием иностранного капитала. Они специализируются на международных операциях и различного вида финансовых услуг. Всего в РФ в настоящее время действует около 1.300 коммерческих банков. 90 -е. годы в России характеризуются также быстрым ростом небанковских финансовых посредников: пенсионных фондов, кредитных союзов, ссудосберегательных ассоциаций и т.п. Особое место среди небанковских финансовых структур занимают инвестиционные фонды. В России они появились, прежде всего, в виде ЧИФов (чековых инвестиционных фондов). Это было вызвано принятием законодательных актов о ваучерной приватизации.

С 1993 г. в РФ начинает формироваться рынок ценных бумаг негосударственных эмитентов- частных и приватизируемых предприятий, инвестиционных и финансовых компаний, коммерческих банков Постепенно ценные бумаги превращаются в важнейший инструмент аккумулирования денежных средств предприятий и населения и кредитования реального сектора экономики.

Получило новое направление система государственного кредита. Он стал важным и открытым источником покрытия бюджетного дефицита. Государство стало использовать его рыночные формы – различные формы краткосрочных и среднесрочных государственных займов при отказе от прямого кредитования расходов со стороны Центрального Банка. В 1990-ые годы в России возрождается национальный страховой рынок. В условиях административно-командной системы действовала государственная монополия на страховое дело. Госстрах СССР, через свои филиалы, осуществлял страхование на всей территории страны. Законодательную базу правового регулирования национального страхового рынка заложил Закон РФ “О страховании” от 27 ноября 1992 года, вступивший в силу 12.1.93 г. В это же время был создан Росстрахнадзор - федеральная служба по надзору за страховой деятельностью, которой были приданы контрольные функции за отечественным страховым рынком. В 1996 г. Росстрахнадзор был преобразован в Департамент страхового надзора Министерства Финансов РФ.

Демонополизация страхового дела привела к созданию независимых частных страховых компаний, введению новых направлений и видов страхования, изменению в соотношении между обязательными и добровольными формами страхования. В настоящее время на страховом рынке России действуют около трех тысяч страховых компаний. Самые крупные из них – АСКО. МАКС и РОСНО.

С начала девяностых годов претерпели радикальные изменения в своем кругообороте и финансовые ресурсы предприятий. Признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности привели к необходимости создания принципиально нового финансового механизма на предприятии. Развитие акционерной формы собственности на предприятиях стало основой для формирования фондовых рынков.

За последние 10-12 лет в РФ кардинальным образом изменилось управления финансовой системой. К существовавшему ранее единому органу управления –Министерству Финансов добавился ряд специализированных финансовых и контрольных органов: Государственная налоговая служба, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата, Государственный таможенный комитет и т.д. Наряду с развитием государственных органов контроля широкое развитие получил независимый аудиторский финансовый контроль.

2.2. Основные закономерности развития финансов в России.

Состояние государственных финансов определяется прежде всего степенью сбалансированности государственного бюджета. Бюджету России на протяжении XIX в., был свойственен хронический дефицит. С таким бюджетом Россия вошла и в XX век.

Достаточно талантливые руководители финансовых ведомств и члены правительства, курирующие эти ведомства в XIX в. понимали, что сбалансированность доходов и расходов бюджета зависела прежде всего от уровня развития и состояния отечественной экономики и государственной политики в области социально-экономических преобразований.

Политические и социально-экономические реформы сопровождались изменениями в организации финансовых отношений. Но, с другой стороны, реформирование финансовой системы обеспечивало претворение в жизнь политики, направленной на достижение Россией подобающего ей места в мировой экономике.

Доходы и расходы государственного бюджета взаимосвязаны. Действующая налоговая система, как правило, определяет основную часть доходов государственного бюджета. Увеличение расходов обычно диктуется экстраординарными событиями: войнами, природными катаклизмами – засуха, наводнение, град и др. или социальными «взрывами».

Эти события негативно влияют на динамику доходов от народного

хозяйства, сокращают товарооборот, а значит, и сокращаются поступления налогов в бюджет. Возможности налогового бремени ограничены уровнем платёжеспособности населения, а переход этих границ чреват появлением и обострением социальной напряжённости.

Более лёгким путём сбалансирования бюджета является покрытие бюджетного дефицита либо дополнительной эмиссией, либо ростом государственного долга. Таким путём шла и Россия в XIX-XX веках.

Свертывание денежных отношений – переход все большей части товара товарооборота к натурообмену – ведёт к подрыву покупательной способности и авторитета национальной денежной единицы.

Расстройство денежной системы становится основной из причин

расстройства финансов, и непременным условием оздоровления финансов является оздоровление денежного обращения.

История развития России XIX – XX вв. – яркая иллюстрация чередования войн, обострения противоречий между нарождающимся российским предпринимательством и помещиками землевладельцами, преобразований в государственном управлении и периодического расстройства денежного обращения, роста бюджетного дефицита и реформ в области государственных финансов, денежного обращения и банков.

2.2.1. Становление финансовой системы социалистического государства.

Основы финансов в период становления «этапа развитого социализма» определялись изменениями финансовых отноше-ний в ходе экономической реформы 1965 г. Исторической осо-бенностью этого периода было принятие XXII съездом КПСС (1961) третьей Программы КПСС, определившей пути перераста-ния социализма в коммунизм и перспективы развития производи-тельных сил и производственных отношений на ближайшие 20 лет.

В Программе КПСС подчеркивалось, что в коммунистиче-ском строительстве необходимо использовать товарно-денежные отношения в соответствии с новым содержанием, присущим им в период социализма; отмечалась большая роль применения та-ких инструментов развития экономики, как хозяйственный рас-чет, деньги, цена, кредит, финансы, а также важная роль госу-дарственного бюджета в распределении общественного продукта и национального дохода.

Предусматривалось усиление роли экономических методов в плановом руководстве и расширение хозяйственной самостоятель-ности предприятий на базе дальнейшего совершенствования цен-трализованного планирования, проведения единой государст-венной политики в области финансов, цен, кредита, оплаты труда и более полного использования стоимостных рычагов.

Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий в области финансового планирования выразилось в том, что им теперь директивно утверждались лишь общий фонд заработной платы, общая сумма прибыли, рентабельность, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Несколько изменились содержание и форма финансового плана предприятия. В баланс доходов и расходов был введен новый третий раздел «взаимоотношения с кредитной системой», в котором отража-лись отношения по долгосрочным ссудам и уплата процентов за кредит, а бывший третий раздел «взаимоотношения с бюдже-том» стал четвертым разделом плана.

Совершенствование системы мобилизации денежных накоплений государственных предприятий в бюджет осуществлялось путем введения трех новых видов платежей из прибыли в бюджет, более активно воздействующих на производство. Главная роль отводилась плате за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства. Она устанавливалась в процен-тах к среднегодовой балансовой стоимости основных производ-ственных фондов и нормируемых оборотных средств. Проценты дифференцировались по отраслям народного хозяйства в зависимости от структуры основных фондов, фондоотдачи, уровня рентабельности. Плата за фонды явилась новой формой распределения прибыли, направленной на стимулирование экономии овеществленного труда через более рациональное использование производственных фондов и ускорения их кругооборота.

Вторым видом платежей из прибыли в бюджет стали фиксированные (рентные) платежи, предназначенные для изъятия в общегосударственный фонд той части прибыли, возникновение которой не зависит от усилий коллектива предприятия, а обусловлено благоприятными естественно природными или техникоэкономическими и транспортными условиями. Эта форма платежей из прибыли введена для выравнивания внутриотраслевой рентабельности и создания равных условий для экономического стимулирования путем ее влияния на размер расчетной прибыли, в зависимость от которой ставилась величина фондов экономического стимулирования в восьмой пятилетке.

Третий вид платежей из прибыли в бюджет свободный остаток прибыли, т.е. та часть прибыли, которая остается после покрытия всех плановых затрат.

Были приняты меры, направленные на повышение роли налога с оборота в стимулировании выпуска товаров народного потребления. Кредит, выданный банком на затраты по увеличе-нию производства этих товаров, стал погашаться предприятиями за счет не только средств фонда развития производства, но и 50% суммы налога с оборота, полученной от реализации указанных товаров. Не взимался налог с оборота с ряда товаров в течение первого года выпуска и до достижения определенного уровня рентабельности их производства. Предприятия, пользующиеся такими льготами, получали дополнительные финансовые ресурсы на расширение производства товаров народного потребления, обновление их ассортимента и улучшение качества.

Вместе с изменением системы мобилизации денежных нако-плений предприятий в бюджет увеличилась часть прибыли, оставляемая в хозяйстве на собственные потребности. Но одновременно изменялись и источники финансирования капитальных вложений и восполнения недостатка собственных оборотных средств предприятий. До 1965 г. преимущественным методом предоставления средств на капитальные вложения было безвозвратное финансирование за счет бюджетных ассигнований. Теперь же в первую очередь стали привлекаться собственные средства и банковский кредит.

Бюджетные ассигнования на капитальные вложения выделялись лишь вновь строящимся предприятиям, затраты на строительство которых окупались в срок, превышающий пять лет, и плановоубыточным и малорентабельным предприятиям при недостаточности у них собственных средств.

Несколько изменился порядок использования амортизационного фонда. Часть амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных фондов (дифференцированно, по отраслям промышленности в пределах от 30 до 50%), оставлялась в распоряжении предприятия и включалась в фонд развития производства, ставший новым источником финансирования капитальных вложений по внедрению новой техники, механизации, автоматизации, совершенствованию технологии производства.

Прекращалось возмещение за счет средств бюджета недостатка собственных оборотных средств, образующегося по вине предприятий. Они обязывались возмещать недостаток оборот-ных средств путем проведения организационно-технических мероприятий, обеспечивающих в последующие периоды получение сверхплановой, а в необходимых случаях также за счет временного снижения отчислений от прибыли в фонды предприятия в размере до 30%.

Изменялись взаимоотношения предприятий с бюджетом и порядок распределения прибыли. Балансовая прибыль предприятий за вычетом прибыли от подсобного хозяйства, от реализации товаров широкого потребления и другой прибыли целевого назначения, распределяемой в особом порядке, направлялась, прежде всего, в государственный бюджет в форме платы за фонды и фиксированных (рентных) платежей и в банк в виде про-цента за кредит. После внесения этих первоочередных платежей определялась расчетная прибыль. Затем прибыль направлялась на формирование фондов экономического стимулирования. После этого прибыль использовалась на собственные плановые потребности и, прежде всего, на обеспечение процесса расширенного социалистического воспроизводства, на финансирование капитальных вложений, прироста собственных оборотных средств, погашение банковских ссуд. Направлялась прибыль и на покрытие плановых убытков жилищно-коммунального хозяйства, на расходы по содержанию пионерских лагерей и другие плановые расходы. Оставшаяся после покрытия всех этих расходов часть прибыли подлежала взносу в бюджет в виде свободного остатка прибыли.

Новый порядок распределения прибыли предусматривал первоочередное выполнение финансовых обязательств перед государством, экономическое стимулирование лучших результатов финансовохозяйственной деятельности и максимальное покрытие собственными средствами потребностей расширенного воспроизводства. Прибыль стала источником образования фондов экономического стимулирования, размер которых зависел от фондообразующих показателей объема реализации) и уровня рентабельности, предусмотренных в плане. По ним устанавливались стабильные на ряд лет и дифференцированные по отраслям нормативы в процентах к фонду заработной платы.

Новая система хозяйствования, перевод предприятий и глав-ных управлений на полный хозяйственный расчет с внедрением новых принципов планирования и экономического стимулирования (все эти меры в экономической литературе определяются как хозяйственная или экономическая реформа 1965 г.) внесли существенные изменения в функционирование финансов предприятий, создали предпосылки для более полной мобилизации внутренних резервов производства, для усиления роли финансов в интенсификации производства.

Существенные изменения произошли в финансовых отношениях с сельским хозяйством В соответствии с решениями мартовского (1965 г) и июльского (1970 г) Пленумов ЦК КПСС, сыгравшими огромную роль в укреплении экономики сельского хозяйства, колхозам оказывалась значительная финансовая помощь путем списания задолженности по подоходному налогу и банковским ссудам, был изменен порядок обложения колхозов подоходным налогом, усовершенствована система государственного страхования имущества колхозов. Колхозы были переведены на прямое банковское кредитование, расширено участие долгосрочного и краткосрочного кредитов в затратах на расширенное социалистическое воспроизводство, изменился порядок распределения валового дохода колхозов, введена гарантирован-ная денежная система оплаты труда колхозников, система экономического стимулирования повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции.

Для обеспечения более глубокого обоснования финансовой программы государства пре-дусматривался комплексный подход к совершенствованию перспективного финансового планирования, учитывающий все стороны финансовокредитных отношений в народном хозяйстве и на всех уровнях управления. В соответствии с этим, начиная с одиннадцатой пятилетки, в составе Государственного плана экономического и социального развития СССР стал разрабатываться на пятилетие с разбивкой по годам сводный финансовый баланс государства с выделением главных источников формирования финансовый ресурсов, направлений их использования, необходимых финансовых резервов.

Совершенствование финансового планирования сочеталось с мероприятиями по повышению действенности и целенаправленности финансово-кредитных рычагов.

Для повышения стимулирующей роли платежей предприятий и объединений в государственный бюджет и обеспечения более эффективного использования материальных, трудовых и природных ресурсов предусматривалось усиление принципа платности использования производственных ресурсов. На это было направлено совершенствование порядка взимания платы за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства, увеличение тарифов отчислений от себестоимости продукции на государственное социальное страхование, введение платы за воду, забираемую из водохозяйственных систем, а также штрафов за сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод, более полное включение в себестоимость и в оптовые цены на промышленную продукцию, затрат на возмещение геологоразведочных работ, повышение размера платы за древесину, отпускаемую на корню (до 1982 г. попенная плата), учет када-стровой оценки выделяемых под застройку земельных участков.

В финансовом планировании и экономическом стимулировании усиливалось нормативное начало. В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. в пятилетних планах министерствам, объединениям и предприятиям утверждались задания по общей сумме и нормативы ее распределения, нормативы заработной платы на рубль продукции, лимиты государственных капитальных вложений, платежи в государственный бюджет и ассигнования из бюджета, а также нормативы образования фондов экономического стимулирования, единого фонда развития науки и техники (для министерств).

Среди мер по совершенствованию системы финансирования работ по науке и технике и стимулированию научнотехнического прогресса важнейшими стали создание в министерствах и ведомствах единого фонда развития науки и техники; расширение кредитования затрат на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологических процессов; перевод научных и проектноконструкторских организаций на новую прогрессивную форму расчетов по законченным и принятым заказчиком работам; создание в научных организациях фондов экономического стимулирования; изменение механизма распределения дополнительной прибыли, получаемой за счет надбавок к оптовым ценам на новую высокоэффективную продукцию, расширение практики взимания фиксированных платежей.

2.2.3. Особенности финансов страны при переходе к рыночной экономике.

В первую очередь хочется определиться с самим понятием переходной экономики, в большинстве учебников это понятие определено как промежуточное состояние экономики в связи с изменением принципов хозяйствования в результате социально-экономических изменений. Определяющую роль в этих изменениях играет трансформация отношений собственности. Если переходная экономика в России после 1917 г. формировалась на основе господства государственной собственности, то в 90-х гг. началось движение от государственной собственности к частной. Это движение не знает мировых аналогов.

Отсчет переходной экономики в России начался со 2 января 1992 г. в результате либерализации цен. Старт переходной экономике был дан в условиях жесточайшего экономического кризиса. Этот кризис произошел в результате правительственной политики «перестройки». Россия начала рыночную реформу, имея командную экономику. Эта экономика формировалась на основе государственной собственности и централизованного управления. В России господствовала доктрина, что основа экономики - это тяжелая промышленность, или производство средств производства. Производству потребительских товаров отводилась роль падчерицы, равно как и сфере услуг. Более 90% государственных производственных капиталовложений направлялось в тяжелую промышленность и оборонный комплекс и менее 10% - в потребительский сектор: пищевую и легкую промышленность. Это были отсталые отрасли с изношенным оборудованием, они не удовлетворяли потребностей населения. В России производство работало ради производства, а не ради потребителя, чего не может быть в рыночной экономике. Централизованная система управления подавляла предпринимательские способности работников. Эта система была основана на подчинении, допуская инициативу лишь в узких границах. Свобода предпринимательства и свобода выбора не действовали.

В целом в середине 80-х гг. централизованная система управления с неизбежностью вошла в глобальный экономический кризис, поразивший всю совокупность экономических отношений.

По мнению большинства экономистов, наиболее эффективной является рыночная экономика. Она способствует эффективному распределению ресурсов. Конкурентная рыночная система направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых общество больше всего нуждается. Она диктует применение наиболее эффективных методов комбинирования ресурсов для производства и способствует разработке и внедрению новых, более эффективных технологий производства. Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы, создавая тем самым стимулы к самореализации возможностей человека, повышению трудовой и хозяйственной активности. Лишь рыночная система способна координировать экономическую деятельность без принуждения. Она представляет свободу предпринимательства и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.

Свойственные рынку механизмы саморегулирования обеспечивают наилучшую координацию деятельности всех экономических субъектов, рациональное использование природных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сбалансированность народного хозяйства. Очевидно переход к экономической системе, основанной на рыночных отношениях, позволит России решить наиболее острые, десятилетиями накапливавшиеся проблемы страны, органично соединить внутреннюю экономику с мировым хозяйством, обеспечить рост производства и тем самым социальную ориентацию экономики, открывая доступ населению ко всем достижениям мировой цивилизации.

Переход, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену командной системе должны прийти свобода деятельности и ответственности каждого человека за свое благосостояние и благосостояние общества и через рыночный механизм связаться с различными государствами, что позволит создать основу для эффективного экономического сотрудничества России с промышленно развитыми странами.

Для эффективного функционирования рыночной экономики необходимы предпосылки, которые должны быть созданы в течение переходного периода. Они образуют как бы каркас новой экономической системы:

1. Максимальная свобода предпринимательства и свобода выбора всех экономических субъектов. Признание важной социальной роли собственников капитала, рабочих, крестьян, предпринимателей и организаторов производства.

2. Формирование новых форм собственности, включая частную. Это позволит определить, кто несет ответственность за результаты хозяйствования, какая из форм собственности представляет сферу наиболее эффективного применения ресурсов. На основе новых отношений собственности может быть решена проблема оптимальных пропорций потребления и накопления, обновления и наращивания производственного потенциала, повышения эффективности капитальных вложений, доходы от собственности признаются законной категорией доходов.

3. Конкуренция как важнейший фактор стимулирования хозяйственной активности, увеличения разнообразия и повышения качества продукции в соответствии с действием закона спроса и предложения. Развитие конкуренции требует демонополизации экономики, формирования соответствующей структуры производства, обеспечивающей присутствие на рынке достаточного числа производителей каждого вида товаров, свободного входа на рынок любого экономического субъекта, государственной поддержки малого бизнеса, проведения антимонопольной политики.

4. Свободное ценообразование. Рыночные механизмы могут эффективно функционировать только в том случае, если подавляющее большинство цен устанавливается на рынке свободно, уравновешивая спрос и предложение.

5. Распространение рыночных отношений на все сферы экономики. Отсюда необходимы рынок земли, рынок капитала, рынок рабочей силы, денежный рынок, которые в своем взаимодействии обеспечивают высокую мобильность экономических ресурсов, их быстрое перемещение в сферы наиболее рационального применения, стимулируют накопление и рост жизненного уровня.

6. Открытость экономики, ее последовательная интеграция в систему мирохозяйственных связей. Принцип состоит в том, что любой экономический субъект вправе осуществлять внешнеэкономические операции. Иностранные юридические и физические лица на равных условиях со всеми производителями действуют на внутреннем рынке в соответствии с установленным законодательством и общепринятыми международными нормами.

7. Обеспечение гражданам социальных гарантий и государственная поддержка нетрудоспособных, социально уязвимых членов общества.

8. Отказ государства от прямого участия в хозяйственной деятельности
(за исключением отдельных специальных областей). В то же время усиление косвенного (административного) государственного и общественного регулирования таких явлений, как инфляция, безработица, имущественная и социальная дифференциация, нестабильность производства, неравномерность развития отдельных регионов. Государство осуществляет макроэкономическую политику и содействует формированию среды, благоприятной для хозяйственной деятельности, прежде всего на направлениях, соответствующих общественным интересам.

Заключение

Таким образом, финансы обладают некими признаками, которые выделяют их из множества других денежных отношений.

Финансы - это совокупность денежных отношений, одним из участников которых является государство, посредством которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством принятых на себя конституционных функций по решению экономических, социальных, политических и иных задач. Финансы выступают одновременно и в экономической, и в исторической категориях: они возникают, развиваются, видоизменяются со временем.

В этом процессе можно выделить два этапа:

Первый - неразвитая форма финансов. Характерные черты этого этапа: непроизводительное использование собранных средств; незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику; неразвитость финансовой системы, состоявшей практически из одного звена - бюджета.

Второй этап развития финансов, напротив, характеризуется многозвенностью финансовых систем, высокой степенью регулирующего воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений. В настоящее время мировая экономика находится на стадии кризиса, который начал проявляться в 2007 г. и был связан с кризисом ипотечного рынка в США. В свою очередь ипотечный кризис повлек за собой кризис банковской системы, кризис рынка страхования, кризис на фондовом рынке. Мировой финансовый кризис спровоцировал обвал на российском фондовом рынке и на рынке облигаций, выявил серьезные проблемы в банковской системе.

Специалисты ВЭФ считают, что развитие финансовой системы с 2008-го по 2020 год может пойти по одному из четырех сценариев; «финансовый регионализм», «воссозданный западный центризм», «изолированный протекционизм», «сбалансированная многосторонность».

В итоге постепенно мировой ВВП увеличивается до 3,6%, причем основной вклад вносят развивающиеся страны. США и ЕС продолжают проходить через стадию борьбы с дефляцией, их ВВП растет медленнее 1,8%. То есть экономика становится интегрированной, но страны БРИК усиливают свое влияние в мире. Создаются новые, общие принципы рискменеджмента.

Список используемой литературы

1. Бороненкова С,А., Маслова Л.И., Крылов С.И. Финансовый анализ: Учеб.

пособие. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2003.

2. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности: Учеб. Пособие.

М.: Финансы и статистика, 2000.

3. Грязнова А.Г. Финансы: учеб. Пособие. . – М.: Финансы и статистика –

4 . Дробозиной Л.А. Финансы: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. 527 с.

5. Казак А.Ю. Финансы и кредит: Учеб. Пособие. - М.: БЕК, 2001.

6. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. М.,

ИКЦ «ДИС», 1997.

7. Миляков Н.В. Финансы: Учебник. 2 е изд. - М.: ИНФРА М, 2004.543 с.

8. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов. –

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., 2002 – 512 с.

9. Стоянова Е. Финансовый менеджмент: Учеб. пособие. - М.: Перспектива.

Роль финансов в экономической жизни субъектов хозяйствования и экономике в целом базируется на ее функциях, и, прежде всœего на распределительной функции, характеризующей способ действия категории финансов. Эта функция сама по себе обеспечивает перераспределительные процессы независимо от их последствий. В то же время исходя из конкретной экономической ситуации, экономической и финансовой политики формирование финансовых фондов и их расходование могут иметь как позитивные, так и негативные экономические результаты.

При благоприятных условиях и обоснованной экономической и финансовой политике образующиеся в процессе финансовой деятельности фонды финансовых ресурсов, организация и направления финансовых потоков оказывают существенное позитивное воздействие на экономическое и социальное развитие. В то же время, в случае если в экономике в целом конечное потребление превышает валовой располагаемый национальный доход, это свидетельствует о негативных процессах. Аналогично этому позитивные или негативные результаты финансово-хозяйственной деятельности могут складываться в секторах и отраслях экономики и на предприятиях. В этом плане финансовая политика является одним из ведущих экономических рычагов организации общественного воспроизводства, мощным фактором развития национальной экономики в целом.

Обслуживая воспроизводство капитала, финансы являются инструментом формирования денежных средств, используемых для продолжения и развития производства на базе распределительных и перераспределительных процессов. Основой формирования этих денежных фондов является образование доходов, предопределяемое производством. При этом конечные располагаемые доходы экономики в целом, секторов экономики, отраслей и чистая прибыль предприятий хотя и зависят от первичного образования доходов, но, как отмечалось, могут существенно отличаться от них. Данные отличия являются следствием воздействия финансовых отношений в процессе перераспределœения доходов на формирование денежных фондов, имеющих целœевое предназначение. Такое воздействие ведет к перераспределœению доходов между предприятиями, отраслями и т.д. и создает предпосылки для изменений в экономике. Эти изменения обеспечивают условия для инновационных процессов, прогрессивных структурных сдвигов в экономике, изменений в уровнях развития отдельных территорий и др.

При всœем многообразии роли финансов в развитии экономики ее обычно сводят к двум основным направлениям: финансовое обеспечение расширенного воспроизводства и обеспечение финансового регулирования развития экономики страны. Рассмотрим более подробно эти направления.

Финансовое обеспечение воспроизводства предполагает формирование денежных ресурсов для покрытия затрат по производству и реализации товаров и услуг, расширению и технологическому развитию производства. Образующиеся в различных секторах экономики фонды денежных средств обеспечивают не только развитие производства, но и являются источником средств для решения социальных задач, повышения уровня жизни населœения и развития человеческого капитала. Рост фондов, используемых для накопления, и их эффективное инвестирование являются основой ускорения экономического роста и социального прогресса. Уменьшение объёма финансовых ресурсов и их нерациональное использование ведут к сужению масштабов воспроизводства, а при большой глубинœе и длительности – к уменьшению ресурсов для конечного потребления и ухудшению условий жизни.

Финансовое обеспечение деятельности предприятий первоначально базируется на уставном капитале. Вместе с тем в процессе финансово-хозяйственной деятельности средства предприятий могут увеличиваться за счёт чистой прибыли, ᴛ.ᴇ. прибыли, остающейся в распоряжении предприятий после уплаты налогов и других обязательных платежей. Накапливаемые предприятиями фонды денежных средств, а также образующиеся в процессе производства временно свободные амортизационные отчисления являются основой развития и инновационного обновления производства. Наряду с собственными средствами предприятия широко используют прямые заемные средства кредитных организаций и средства от выпуска облигаций. Эти средства привлекаются на базе платности и возвратности. Вместе с тем, могут использоваться средства государственного и муниципальных бюджетов в виде дотаций, субсидий и кредитов, а также и другие привлеченные средства.

Среди различных источников средств решающая роль принадлежит собственным средствам предприятий. Следует иметь в виду, что любое привлечение заемных средств влечет за собой крайне важно сть формирования фондов собственных денежных средств для возврата долгов и выплаты процентов по ним.

Важнейшей характеристикой деятельности всœех экономических единиц является их баланс активов и пассивов. Увеличение активов свидетельствует о положительных результатах финансово-экономической деятельности.

Экономическое регулирование. В условиях рыночной экономики, базирующейся на частной собственности, каждый экономический субъект осуществляет предпринимательскую деятельность индивидуально, исходя из собственных интересов. В процессе производства его участники самостоятельно определяют цели своей деятельности, партнеров, формы взаимодействия. Их интересы нередко противоречивы. Сбалансированное пропорциональное развитие производства достигается в процессе его экономического, в т.ч. финансового, регулирования. Основой регулирования являются объективные законы рынка, рыночная конкуренция. Происходящие на базе конкурентного производства процессы распределœения и перераспределœения финансовых ресурсов обеспечивают денежные средства для перестройки производства в соответствии с меняющимися потребностями общества, балансируют спрос и предложение. Согласование интересов и настройка субъектов рыночной экономики реализуются, прежде всœего, на базе саморегулирования рынка и использования финансовых отношений для перераспределœения денежных ресурсов между различными субъектами хозяйствования. Финансы предприятий обеспечивают в основном перераспределœение финансовых ресурсов внутри хозяйствующих субъектов и между субъектами хозяйствования на базе перечисления доходов от собственности и трансфертов, а также путем использования механизмов кредитования и рынка ценных бумаᴦ.

Регулирующие механизмы предприятий сами по себе не обеспечивают оптимального распределœения и использования финансовых ресурсов.

Недостаточность саморегулирования рынка может приводить к экономическим и финансовым кризисам. В связи с этим возникает потребность в регулировании экономических процессов на макроуровне. Такое регулирование, направленное на смягчение кризисных явлений, осуществляется путем стимулирования или ограничения экономического роста и инвестиций, регулирования денежного обращения, учетных ставок Центрального банка, валютных курсов и других инструментов.

Научно-технический прогресс и формирование информационно-индустриального общества требуют усиленного внимания к развитию инноваций, высокотехнологичных отраслей и производств. В целях ускорения научно-технического развития существует настоятельная крайне важно сть в его стимулировании и поддержке, особенно в условиях глобализации, когда внутренние рынки с легкостью захватываются зарубежными фирмами. В экономической поддержке нуждаются также отрасли оборонной промышленности и сельское хозяйство, обеспечивающее продовольственную безопасность страны.

Частное предпринимательство недостаточно заинтересовано в развитии человеческого капитала, представляющего собой комплекс врожденных способностей, общего и специального образования, приобретенного профессионального опыта͵ знаний, творческого потенциала, мораль, но психологического и физического здоровья, обеспечивающих возможность приносить доход. На стадии формирования нового информационно-индустриального общества человеческий капитал превращается в главный фактор социально-экономического развития. Интересы частных предпринимателœей ограничиваются в основном нуждами их предприятий. Между тем человеческий капитал воспринимается как категория, приносящая выгоду не только собственникам предприятия, но и обществу в целом.

Серьезной опасностью является монополизация производства и финансовых ресурсов.

В связи с этим, а также по ряду других обстоятельств в рыночной экономике существенную роль играет государственное регулирование экономики и финансовых ресурсов. Государственное регулирование позволяет согласовывать интересы частного предпринимательства с интересами общества в целом. Оно может способствовать развитию человеческого капитала на базе поддержки систем образования, здравоохранения и создания более благоприятных условий жизни, способствовать смягчению кризисных процессов, содействовать развитию инноваций и крупным прогрессивным структурным сдвигам, осуществлять институциональные преобразования, обеспечивать создание инфраструктуры, способствующей развитию как социальной сферы, так и производственной деятельности.

В рамках финансовой системы государство оказывает влияние на экономическое развитие с помощью налоговой и амортизационной политики, государственных дотаций, субсидий, кредитов, инвестиций, государственно-частного партнерства, государственных расходов на закупку товаров и услуг, финансирования дефицита бюджета и другими способами.

Налогообложение является основным инструментом, определяющим масштабы аккумулирования образующихся в экономике доходов в централизованных фондах бюджетов государственных и муниципальных органов управления и в государственных внебюджетных фондах. Оно оказывает непосредственное воздействие на величину фондов денежных средств предприятий, которые бывают использованы на накопление капитала. При широкой налоговой базе и равномерной налоговой нагрузке на экономические единицы обеспечивается нейтральность налоговой системы по отношению к предприятиям различных секторов и отраслей экономики. В этом случае налогообложение само по себе не оказывает влияния на перемещение финансовых ресурсов между секторами экономики и отраслями производства. В то же время органы государственной власти могут использовать систему налоговых льгот и ускоренной амортизации в целях привлечения ресурсов в перспективные отрасли и производства, ускорения инновационных процессов, развития отдельных регионов и достижения других целœей в интересах общества в целом.

Наряду с налоговой политикой органы государственной власти могут оказывать воздействие на производство с помощью субсидий, дотаций, государственных инвестиций и кредитов.

Государственные расходы являются затратами, связанными с осуществлением государством своих функций. Расходы складываются в основном из закупок товаров и услуг, оплаты труда государственных служащих, трансфертов, связанных с социальными выплатами, и процентных платежей по государственному долгу. Государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая как общий объём расходов и расходы на отдельные секторы и отрасли экономики. В крупном плане в составе государственных расходов по своему функциональному назначению бывают выделœены:

Расходы на государственные услуги общего назначения (на законодательные и исполнительные органы власти, внешнюю политику, оборону, поддержание общественного порядка, безопасности и т.п.);

Расходы на общественные и социальные услуги (на образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, средства массовой информации, культуру и т.п.);

Расходы на государственные услуги, связанные с экономической деятельностью (на обеспечение более высокой эффективности хозяйственной деятельности, создание условий экономического роста͵ целœевые программы экономического характера, создание новых рабочих мест и т.п.).

Необходимо также учитывать, что доходы и расходы государства тесно связаны с государственными активами и пассивами и оказывают на них непосредственное влияние. Потоки средств, поступающих и выходящих из органов государственного управления, приводят к изменению активов и пассивов. На этой базе может составляться баланс активов и пассивов государства, характеризующий стоимость активов, находящихся в его собственности в определœенный момент времени, и финансовых требований к нему со стороны институциональных единиц других секторов. Общая стоимость активов государства за вычетом требований к нему образует чистую стоимость активов и отражает стоимость принадлежащего ему имущества.

Активы подразделяются на финансовые и нефинансовые. К финансовым активам относятся финансовые требования (денежные средства, ценные бумаги и др.), монетарное золото и специальные права заимствования, предоставляемые МВФ. К нефинансовым активам относятся основные фонды, запасы материальных оборотных средств и ценности. Величина чистой стоимости активов и ее динамика, определяемая соотношением входящих и исходящих потоков средств, является важнейшей характеристикой финансового состояния государства.

Государственное регулирование в области финансов, так же как и в других сферах экономики, является не только необходимым, но и неизбежным. Вместе с тем следует учитывать, что его направления и масштабы имеют объективно обусловленные границы. Чрезмерное вмешательство государства чревато ослаблением экономических стимулов, утратой обоснованных критериев оценки ситуации, снижением эффективности экономики.

Финансовое регулирование осуществляется наряду и во взаимодействии с другими экономическими регуляторами. Такими регуляторами являются, в частности, кредит, цены, валютная и таможенная политика. Использование этих и других регуляторов должно быть подчинœено общим стратегическим целям социально-экономического развития, задачам и общей экономической политике на каждом этапе развития.

Роль и значение финансов в экономике - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Роль и значение финансов в экономике" 2017, 2018.

Новое на сайте

>

Самое популярное