Домой Кредит на бизнес Валютный контроль в рф осуществляется. Агенты и органы валютного контроля

Валютный контроль в рф осуществляется. Агенты и органы валютного контроля

Е.О. Калинченко, экономист-бухгалтер

ВЭД: документы валютного контроля для банка

Какие документы и в какие сроки должны подавать в банк резиденты, заключившие контракт с нерезидентом

Банковский валютный контроль - неотъемлемая часть внешнеэкономической деятельности. Если вы заключили, например, внешнеторговый контракт с иностранной организацией, подписали с нерезидентом договор на оказание услуг, аренды (лизинга), то вам не избежать общения с банком в рамках валютного контроля. Но вот насколько оно будет тесным, зависит от целого ряда факторов. Эта статья поможет вам разобраться, какие документы и в какие сроки нужно будет подать в банк в отношении контракта с нерезидентом.

Нерезиденты для целей валютного контроля - это, в частност ип. 7 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее - Закон № 173-ФЗ) :

  • организации, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами нашей страны;
  • филиалы (постоянные представительства) этих организаций, находящиеся на территории России;
  • физические лица, не являющиеся гражданами нашей страны (за исключением постоянно проживающих у нас иностранных граждан (лиц без гражданства), имеющих вид на жительство);
  • граждане России, которые в иностранном государстве не менее 1 года:
  • постоянно проживают;
  • временно пребывают на основании как минимум годовой рабочей или учебной визы (их совокупности с общим сроком действия не менее 1 года).

Паспорт сделки

Как только вы заключили контракт с нерезидентом, первое, что вам нужно сделать в рамках банковского валютного контроля, - определить, надо оформлять паспорт сделки или нет.

Если сумма вашего контракта с нерезидентом равна в эквиваленте 50 тыс. долл. США по курсу, установленному ЦБ РФ на дату заключения контракта, или превышает эту величину, вам необходимо оформить паспорт сделки в уполномоченном банке, через который будут проходить расчеты по контракт упп. 5.2 , 6.1 Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И (далее - Инструкция № 138-И) . А в ситуации, когда все расчеты пойдут через счета в зарубежных банках, оформлять паспорт сделки вам придется в территориальном отделении Центробанка по вашему юридическому адрес уп. 11.1 Инструкции № 138-И . Забегая вперед, скажем, что в последующем туда же необходимо будет подавать и справки валютного контрол яп. 11.5 Инструкции № 138-И . Если же расчеты лишь частично пойдут через зарубежные счета, то паспорт сделки нужно открывать в уполномоченном банке и отчитываться перед ним жепп. 11.2 , 11.10 Инструкции № 138-И .

Подробнее об оформлении, переоформлении и закрытии паспортов сделок написано:

Случается, что на дату заключения контракта паспорт сделки не требуется, поскольку сумма обязательств меньше 50 тыс. долл. США в эквиваленте. Однако в дальнейшем обязательства увеличиваются (их общая сумма становится равна 50 тыс. долл. в эквиваленте или больше). И вам уже нужно оформить паспорт сделки. Сделать это необходимо не позднее даты, когда сумма обязательств по контракту превысит указанную выше сумм уп. 6.5.3 Инструкции № 138-И . Поэтому если вы предполагаете такое развитие событий, то можете подать в банк документы, необходимые для оформления паспорта сделки, заране еп. 1 Информационного письма ЦБ от 07.05.2014 № 44 .

Предельный срок, в который должен быть оформлен паспорт сделки, зависит от того, какая операция будет первой по контракту. В общих случаях оформить паспорт сделки нужно в сроки, указанные в таблице.

Первая операция по контракту с нерезидентом Крайний срок подачи документов для оформления паспорта сделки
Зачисление на счет иностранной валюты (рубле й)п. 6.5.1 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления денег на счетпп. 2.3 , 3.8 Инструкции № 138-И
Списание со счета иностранной валюты (рубле й)п. 6.5.2 Инструкции № 138-И Одновременно с распоряжением на перевод валюты или расчетным документо мпп. 2.3 , 3.8 Инструкции № 138-И
Ввоз в Россию (вывоз из России) декларируемых товаро вп. 6.5.4 Инструкции № 138-И Не позднее даты подачи декларации на товары (документов, используемых в качестве декларации)
Ввоз в Россию (вывоз из России) недекларируемых товаро впп. 6.5.5 , 9.1.2 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления товаросопроводительных и коммерческих документо впп. 9.1.2 , 9.2.2 , 9.3 Инструкции № 138-И
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельност ип. 6.5.6 Инструкции № 138-И пп. 9.1.3 , 9.2.2 , 9.3 Инструкции № 138-И

Для оформления паспорта сделки вам необходимо представить в банк договор или выписку из негоп. 6.6.2 Инструкции № 138-И . Но далеко не всегда заключение договора предполагает составление одного документа, подписанного сторонами. Вы могли заключить внешнеэкономический контракт, обменявшись, скажем, телефаксами или электронными документами (позволяющими достоверно установить, что документ исходит от контрагент а)п. 1 ст. 160 , ст. 434 ГК РФ . Также договор будет считаться заключенным (в письменной форме), если, получив от контрагента письменное предложение, вы соглашаетесь и, скажем, отгружаете товар или переводите деньг ип. 3 ст. 438 ГК РФ . Как разъяснил Центробанк, в таком случае вам нужно представить в уполномоченный банк те документы, которыми вы обменивались со своим зарубежным партнеро мМетодические рекомендации ЦБ от 15.06.2015 № 14-МР . Например, полученное по факсу от иностранного контрагента письмо с просьбой о поставке и оригинал вашего ответного счета, направленного партнеру по факсу. Либо при акцепте действием - накладную на отгрузку товара. Главное - чтобы документы, которыми вы обменялись с контрагентом, содержали все существенные условия договора, необходимые для валютного контроля. В частности, предмет договора (наименование поставляемых товаров, описание оказываемых услуг и т. п.), цену контракта, сроки исполнения сторонами своих обязательств.

На рассмотрение поданных документов и принятие решения у банка есть 3 рабочих дня. Если банк обнаружит какие-то ошибки в заполненной вами форме паспорта сделки, несоответствия с данными представленных документов или же отсутствие каких-то необходимых бумаг, он вернет вам поданные документы для устранения недочето впп. 6.9 , 6.10 Инструкции № 138-И . Вместе с тем документы для оформления паспорта сделки считаются поданными с соблюдением срока, только если банк в этот установленный срок принял их и оформил паспорт сделки - подписал заполненную вами форму, присвоил номер и проставил дату оформлени яп. 6.7 Инструкции № 138-И .

Обращаться в банк за оформлением паспорта сделки нужно заблаговременно. В идеале - сразу после заключения контракта.

Одним лишь оформлением паспорта сделки «валютно-контрольное» общение с банком не ограничивается. За дальнейшие операции по контракту вы должны будете отчитываться перед банком.

Отчетность по валютным операциям для банка

Перед банком нужно отчитываться не только за операции, связанные с расчетами по контракту с нерезидентом. Необходимость представить документы в банк может возникнуть, скажем, при ввозе/вывозе товаров, при оказании (выполнении работ). Для вашего удобства всю информацию о том, в каких случаях, какие документы и в какие сроки нужно подавать в банк, мы привели в таблице.

Операция В каком случае нужно отчитываться перед банком Представляемые в банк документы Срок представления документов
Операции, связанные с денежными расчетами по контракту
Поступление на транзитный счет иностранной валют ып. 2.1 Инструкции № 138-И Всегда.
п. 2.4 Инструкции № 138-И
приложение 1 к Инструкции № 138-И .
2. Документы, связанные с проведением валютной операции, например договор, накладные, актыч. 4 ст. 23 Закона № 173-ФЗ .
В справке о валютных операциях, которую вы подаете в связи с поступлением иностранной валюты, вы также можете указать информацию и о списании полученных денег с транзитного валютного счет ап. 2.1 Инструкции № 138-И
Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления валюты на транзитный счетп. 2.3 Инструкции № 138-И .
О поступлении на счет валюты банк должен уведомить вас не позднее следующего рабочего дняп. 3.1 Инструкции ЦБ от 30.03.2004 № 111-И
Списание иностранной валюты со счет ап. 2.1 Инструкции № 138-И Всегда.
За рядом исключений, например:
  • <или> в договоре с банком указано, что справку о валютных операциях банк может заполнять самостоятельн оп. 2.4 Инструкции № 138-И ;
  • <или> валюта списана с помощью банковской карты по кон­тракту, на который не оформлен паспорт сделк ип. 2.5 Инструкции № 138-И
  • <если> валюта списана без помощи банковской карты - одновременно с распоряжением на перевод валют ып. 2.3 Инструкции № 138-И ;
  • <если> валюта списана с помощью банковской карты по контракту, на который оформлен паспорт сделки, - не позднее 15 рабочих дней после месяца списани яп. 2.5 Инструкции № 138-И
Поступление на счет рублей от нерезидент ап. 3.6 Инструкции № 138-И п. 3.6 Инструкции № 138-И .
Исключение - в договоре с банком указано, что справку о валютных операциях банк может заполнять самостоятельн оп. 3.9 Инструкции № 138-И
Не позднее 15 рабочих дней со дня поступления рублей на счетп. 3.8 Инструкции № 138-И
Списание рублей в пользу нерезидент ап. 3.6 Инструкции № 138-И
  • <если> рубли списаны без помощи банковской карты - одновременно с расчетным документом по валютной операци ип. 3.8 Инструкции № 138-И ;
  • <если> рубли списаны с помощью банковской карты - не позднее 15 рабочих дней после месяца списани яп. 3.10 Инструкции № 138-И
Расчеты с иностранным контрагентом через счета в банке-нерезидент епп. 11.5 , 11.10 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделк ип. 2.6 Инструкции № 138-И 1. Справка о валютных операция хпп. 11.5 , 11.10 Инструкции № 138-И .
2. Копии банковских выписок - только если расчеты по контракту лишь частично проходят через счета в банке-нерезидент епп. 11.2 , 11.10 Инструкции № 138-И
Не позднее 30 рабочих дней после месяца списания денег со счета в банке-нерезиденте (зачисления денег на счет)пп. 11.5 , 11.10 Инструкции № 138-И
Операции по вывозу товаров из России
Вывоз товаров из России с подачей таможенной деклараци ип. 9.8 Инструкции № 138-И Если:
  • товары вывезены с условием отсрочки платеж ап. 9.8 Инструкции № 138-И
п. 9.8 Инструкции № 138-И п. 9.8 Инструкции № 138-И
Вывоз из России товаров, задекларированных документами, отличными от таможенной деклараци ип. 9.1.1 Инструкции № 138-И пп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
п. 9.1.1 Инструкции № 138-И ; п. 4 ст. 180 ТК ТС
п. 9.2.1 Инструкции № 138-И
Вывоз товаров из России в страны ЕАЭСп. 9.1.2 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .

п. 9.2.2 Инструкции № 138-И .
вопрос 6 Информационного письма ЦБ от 21.01.2014 № 43
Операции по ввозу товаров в Россию
Ввоз товаров в Россию с подачей таможенной деклараци ип. 9.8 Инструкции № 138-И Если:
  • по контракту оформлен паспорт сделки;
  • вывезенный товар был оплачен авансо мп. 9.8 Инструкции № 138-И
Справка о подтверждающих документа хп. 9.8 Инструкции № 138-И Не позднее 15 рабочих дней после месяца декларирования товаро вп. 9.8 Инструкции № 138-И
Ввоз в Россию товаров, задекларированных документами, отличными от таможенной деклараци ип. 9.1.1 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
2. Документы, использованные в качестве декларации, например транспортные документ ып. 9.1.1 Инструкции № 138-И ; п. 4 ст. 180 ТК ТС
Не позднее 15 рабочих дней после месяца проставления на документах, использованных в качестве декларации, отметки о дате выпуска (условного выпуска). Если таких отметок о выпуске несколько, срок считается от наиболее поздней датып. 9.2.1 Инструкции № 138-И
Ввоз товаров в Россию из стран ЕАЭСп. 9.1.2 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
2. Транспортные (перевозочные), коммерческие документы.
3. Статистическая форма учета перемещения товаро вприложение № 1 к Правилам, утв. Постановлением Правительства от 29.01.2011 № 40 . Сведения о ней не нужно указывать в справке о подтверждающих документа хвопрос 6 Информационного письма ЦБ от 21.01.2014 № 43
Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих (товаросопроводительных и коммерческих) документо вп. 9.2.2 Инструкции № 138-И .
Исключение - статистическая форма учета перемещения товаров. Предельный срок ее подачи не установлен. Статистическую форму вы должны будете отнести в банк после того, как оформите ее и представите таможн евопрос 6 Информационного письма ЦБ от 21.01.2014 № 43 . Сделайте это до закрытия паспорта сделки
Прочие операции
Выполнение работ, оказание услуг, передача информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на нихп. 9.1.3 Инструкции № 138-И Если по контракту оформлен паспорт сделки. Исключение - договоры аренды, лизинга, оказания услуг связи или страхования в части периодических фиксированных платеже йп. 9.5 Инструкции № 138-И 1. Справка о подтверждающих документа хпп. 9.1 , 9.2 Инструкции № 138-И .
2. Подтверждающие документы, например акты приема-передачи, счета, лицензионные договор ып. 9.1.3 Инструкции № 138-И ; Перечень, утв. МВЭС России 01.07.97 № 10-83/2508, ГТК России 09.07.97 № 01-23/13044, ВЭК России 03.07.97 № 07-26/3628
Не позднее 15 рабочих дней после месяца оформления подтверждающих документо вп. 9.2.2 Инструкции № 138-И
Иное исполнение обязательств по контракту (например, возврат ранее вывезенных (ввезенных) товаро в)гл. 12 Инструкции № 138-И .

Получив справку о валютных операциях (справку о подтверждающих документах), банк проверит, правильно ли она оформлена и соответствует ли указанная в ней информация (включая код вида валютной операции и код вида подтверждающего документа) данным приложенных документов и сведениям, переданным в банк таможне йп. 18.1 Инструкции № 138-И . Справку о валютных операциях банк должен проверит ьп. 18.2 Инструкции № 138-И :

  • при списании денег с расчетного счета - не позднее рабочего дня после подачи справки;
  • при зачислении денег - не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

А для проверки справки о подтверждающих документах банку отведены следующие срок ип. 18.2 Инструкции № 138-И :

  • если справка оформляется в отношении задекларированного ввезенного товара, оплаченного авансом, или вывезенного товара, на который предоставлена отсрочка оплаты, - не позднее 10 рабочих дней с даты подачи справки;
  • в остальных случаях - не позднее 3 рабочих дней со дня представления справки.

Банк не примет справку, если обнаружит какие-либо ошибки и несоответствия. Вы получите неправильную справку назад с указанием даты и причины возврат апп. 18.5, 18.6 Инструкции № 138-И .

В срок, установленный банком, вы должны будете подать новую справку о валютных операциях (о подтверждающих документах), устранив все замечани яп. 18.7 Инструкции № 138-И .

Справки о валютных операциях и о подтверждающих документах считаются поданными в срок, еслип. 18.9 Инструкции № 138-И :

  • вы своевременно направили их в банк;
  • банк проверил их и принял.

Поэтому чем раньше вы представите в банк «валютные» справки, тем лучше.

Есть разъяснения Росфиннадзора, где указано: когда в банк подаются справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и сами подтверждающие документы, «в срок исполнения обязанности резидентом срок их проверки уполномоченным банком не включаетс я»Письмо Росфиннадзора от 05.10.2012 № 43-01-06-25/4133 .

Но судебная практика показывает, что вам все-таки может грозить штраф, если новую, правильную справку о валютных операциях (о подтверждающих документах) взамен своевременно представленной, но ошибочной вы подадите в банк уже по истечении срока, отведенного на представление справк и.

Возвращая вам справку, банк устанавливает срок для исправления недочетов и подачи новой справки. Но, по мнению некоторых судов, указания банка никак не влияют на предельный срок, установленный для представления справо кПостановление 1 ААС от 30.03.2015 № А43-21628/2014 .

В отношении представленных справок о валютных операциях, о подтверждающих документах нельзя руководствоваться принципом «подал - и забыл».

Ведь если сведения, приведенные в этих справках, изменятся (за исключением изменения данных о резиденте или уполномоченном банке), вам нужно будет подать корректирующую справку. Сделать это необходимо не позднее 15 рабочих дней после даты оформления документов, подтверждающих изменения. Эти документы нужно будет подать в банк вместе со справко йпп. 2.9 , 3.15 , 9.7 Инструкции № 138-И .

Вы можете договориться с банком, что на основании представленных вами документов банк сам будет оформлят ьпп. 2.4 , 3.9 , 6.3 , 9.4 Инструкции № 138-И :

  • паспорт сделки;
  • справки о валютных операциях;
  • справки о подтверждающих документах.

Услуги эти, конечно, платные. Узнайте расценки в своем банке. Возможно, вы предпочтете заплатить сумму в пределах 5000 руб. за оформление паспорта сделки (в пределах 1500 руб. - за оформление справок), чем делать это самостоятельно.

Но имейте в виду, что разбираться с правилами оформления паспортов сделок и справок вам все равно будет нужно. Ведь составление банком этих документов не снимает с вас ответственности за их правильное содержание и соблюдение сроков оформления!

Если вы не подадите в банк нужные документы вовремя, то банк никак не сможет своевременно оформить паспорт сделки или справки.

После же заполнения банком паспорта сделки (или справки) вам нужно будет проверить этот документ. И если обнаружите ошибки и неточности, надо в течение 15 рабочих дней после даты получения паспорта сделки (справки) подать в банк заявление на его переоформление (или корректирующую справк у)пп. 2.10 , 3.9 , 6.11 , 9.4 Инструкции № 138-И .

С целью контроля роста уровня инфляции, а также для развития экономики внутри нашего государства осуществляется Валютный контроль. Закон о валютном контроле был принят еще в 1992 году, этот самый контроль осуществляют органы государственной власти, основная цель данной в мероприятии заключается в том, чтобы контролировать отток национальной валюты за пределы РФ. За нарушение законодательства предусмотрено наказание как для физических, так и для юридических лиц. Рассмотрим более детально, что такое валютный контроль и как он осуществляется на текущий момент.

Что такое валютный контроль

Итак, основная цель валютного контроля – это обеспечение соблюдения действующего законодательства, в том числе закона о валютном регулировании и валютном контроле. Его положения мы рассмотрим позже, для начала стоит разобрать, какие основные функции выполняет валютный контроль, к ним относится:

  • отслеживание расчетов, проведенных не в отечественной валюте и проверять все сопровождающие документы;
  • регулировать внутренний валютный рынок и отслеживать движение денежных средств, чтобы не допустить обвала отечественного рубля;
  • проверка транзакций, осуществленных в иностранной валюте, и их правомерность;
  • проверка учета операций в иностранной валюте.

Обратите внимание, что все вышеперечисленные функции выполняют органы валютного контроля и агенты.

Что касается органов валютного контроля, то к ним можно отнести:

  1. ЦБ РФ. Именно Центральный банк уполномочен контролировать оборот иностранной валюты, выдавать лицензию на проведение операций, проверять учет, а также издавать нормативные акты, касающиеся данных операций.
  2. Минфин РФ.
  3. ВЭК (валютно-экспортный контроль) данная Федеральная служба осуществляет контроль над проведением операций в иностранной валюте с зарубежными партнерами, а также исполнение обязательств в иностранной валюте.
  4. Таможенная служба, которая контролирует ввоз и вывоз отечественной и иностранной валюты за пределы РФ.
  5. Правоохранительные органы – МВД.
  6. Федеральная налоговая служба, ведущая контроль в области налогообложения по сделкам, расчет по которым осуществляется в иностранной валюте.

Другой вопрос, кто такие валютные агенты. На самом деле агентами валютного контроля являются иные коммерческие организации, являющиеся подотчетные всем вышеперечисленным государственным структурам. К таким организациям относятся коммерческие банки и небанковские кредитные организации, имеющие разрешение Центрального банка России на осуществление операций в иностранной валюте.

Органы валютного контроля

Итак, выше мы разобрали, какие государственные органы имеют отношение к осуществлению валютного контроля на территории нашей страны. Вместе с тем они обязаны исполнять некоторые обязательства:

  1. Составлять нормы и правила для всех резидентов и нерезидентов Российской Федерации.
  2. Контролировать все операции, производящиеся в иностранной валюте гражданами нашей страны, например, предпринимателями, которые импортируют товары и принимают оплату в иностранной валюте.
  3. Проводят надзор всех субъектов проводящих оплату в иностранной валюте, проверяют договора и отчетные документы.

Если говорить то же самое простыми словами, то все граждане нашей страны, а также граждане других государств, которые ввозят или вывозят валюту должны подчиняться надзорным органам и предоставлять им все необходимые документы для осуществления полноценного контроля. То есть, по первому требованию всех должностных лиц нужно предоставлять разрешение на совершение валютных операций, договора по которым осуществлялись транзакции и отчеты, в том числе, о выплате налога. Кстати, здесь есть один существенный нюанс, заключающийся в том, что при выявлении нарушений закона об обороте иностранной валюты в России могут лишиться лицензии как резиденты РФ, так и нерезидента.

Закон о валютном контроле

Все вышеперечисленные действия осуществляются на основании 173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Если говорить коротко о положении данного закона то он определяет:

  • порядок осуществления операций в иностранной валюте;
  • полномочия органов контроля за осуществлением операции в иностранной валюте;
  • права и обязанности лиц, которые хранят и передают иностранную валюту на территории государства;
  • ответственность, предусмотренная за нарушение законодательства.

Чтобы максимально точно понять, что регламентирует закон о валютных операциях на территории нашей страны стоит разобраться, какие именно операции подходят под выполнение данного закона. К таким операциям относится иностранная валюта, как платежные средства. То есть, здесь определяется порядок расчета между сторонами договора в иностранной валюте, зачастую, такие договоры имеют место быть при взаимоотношениях между партнерами из разных стран, например, при экспорте товаров. Отсюда следует, что закон определяет необходимость контроля за движением иностранной валюты внутри нашего государства. Кроме всего прочего, контролирующие органы должны отслеживать все движения между счетами в иностранной валюте, как резидентов и нерезидентов в нашей страны. В первую очередь все вышеперечисленные меры необходимы для того, чтобы укрепить позиции отечественной валюты на территории нашей страны.

Какие функции выполняют органы контроля

Итак, мы выяснили, что контроль за валютными операциями в нашей стране могут осуществлять как уполномоченные государственные органы, так и агенты. Для начала разберем, какие функции непосредственно выполняют государственные органы. Ведь к ним относится непосредственно только государственные структуры в лице Центробанка, Министерства финансов, ВЭК и таможенной службы. Кстати, к таким контролирующим органам также можно перечислить налоговую службу постольку, поскольку именно она отвечает за налогообложение по всем операциям и сделкам.

Так, в качестве органа контроля Центробанк должен в первую очередь следить за любыми в движении денежных средств в иностранной валюте, а также с помощью законодательства четко определять порядок обращения с иностранными денежными знаками. В связи с этим в его полномочия входит установление порядка расчетов в иностранной валюте между резидентами и нерезидентами Российской Федерации. Кроме всего прочего, Центральный Банк России определяет требования к договорам, порядок осуществления транзакции и другое. Говоря простыми словами, Центробанк в данном случае является главным органом, который регламентирует необходимые документы, порядок открытия и ведения счетов, а также может установить лимиты на расчеты между сторонами договора.

Кстати, выше также говорилось, что агентами валютного контроля являются банки и небанковские кредитные организации. Они также имеют полное право открывать счета в иностранной валюте и осуществлять движение средств по ним. Но дело в том, что для осуществления данных операций должно быть выдано разрешение от Центрального банка или, иными словами, лицензия. При отсутствии такой лицензии осуществлять операции в иностранной валюте строго запрещено.

Федеральная налоговая служба

Налоговики имеют непосредственное отношение к валютным операциям, между сторонами договора, которыми могут быть как резиденты, так и нерезидент Российской Федерации. Ведь при экспорте и импорте товаров все обязаны уплачивать налог в федеральный бюджет, здесь налоговая служба имеет право осуществлять надзор в следующих случаях:

Полномочия ФНС ограничены только сферой налогообложения, соответственно, налоговики имеют право проверять договора и отчетные документы, связанные с ними, а также требовать исполнения налогового законодательства.
Налоговая служба имеет право проверять лицензию и разрешение на проведение операции в иностранной валюте.
Налоговая служба обязана уведомлять контролирующие органы о проведении счетов в иностранной валюте, например, при проверке учетных документов, было обнаружено проведение транзакций, в данном случае нужно проверить все сопровождающие сделку документы и уведомить о возможных нарушениях ЦБ и правоохранительные органы.

Обратите внимание, что налоговая инспекция не может применять какие-либо санкции в отношении лиц, нарушивших действующее законодательство, их задача непосредственно осуществляет налоговый контроль, взимать обязательные выплаты в добровольном или принудительном порядке, и вместе с тем они могут лишь передавать информацию в иные контролирующие органы при выявлении каких-либо нарушений.

Федеральная таможенная служба

Таможенники имеют непосредственное отношение к валютному контролю, ведь именно они могут контролировать ввоз и вывоз за пределы РФ отечественной валюты и иностранной. Их полномочия закреплены в постановлении правительства № 809. Итак, какие полномочия имеет таможенная служба РФ в области валютного контроля:

  • контролируют ввоз и вывоз продукции через границу, и способы расчета между сторонами договора;
  • проверяют разрешения за совершение расчетов в иностранной валюте.

Кстати, при рассмотрении роли таможенной службы при осуществлении валютного контроля, нельзя не затронуть тему Таможенного союза. Если говорить простыми словами, то таможенный союз – это договоренность между некоторыми странами (Киргизия, Армения, Беларусь, Россия, Казахстан) по импорту и экспорту товаров без уплаты таможенной пошлины. То есть, страны-участники союза освобождаются лишь от уплаты пошлины и имеют некоторые иные послабления, но вместе с тем они также обязаны соблюдать закон о валютном регулировании и валютном контроле.

Кстати, разница для участников ТС лишь в том, что для них действует упрощенная процедура ввоза товаров в РФ. Обязательным документов при экспорте является паспорт сделки. Этот документ должен отражать совершенные транзакции в иностранной валюте. Документ выдает уполномоченный банк. Кстати, паспорт сделки отменен с 1 января 2018.

Роль банков в валютном регулировании

Постольку, поскольку валютный контроль в РФ осуществляется не только государственными органами, но и агентами, роль банков в данном случае довольно важная. При этом банки – это непосредственно те агенты, которые владеют всей информацией о счетах юридических лиц, индивидуальных предпринимателях и физических лиц. Отсюда следует, что кредитно-финансовые организации и небанковские кредитные организации обязаны отслеживать движение валютных операций между резидентами и нерезидентами РФ.

Так нужно максимально подробно рассмотреть обязанности банковских и небанковских кредитных организаций:

  • отслеживание ввоза и вывоза иностранной валюты или иностранных ценных бумаг;
  • контроль за межнациональными переводами в рублях или иностранной валюте;
  • переводы между счетами нерезидентов Российской Федерации в пределах нашей страны.

Все вышеперечисленные операции можно условно объяснить следующим образом: банки по поручению своих клиентов, которыми могут являться как резиденты, так и нерезиденты нашей страны. Переводят денежные средства со счёта на счёт при этом денежные средства могут переходить как внутри банка, так и в другие банки, в том числе зарегистрированные за границей. Именно за всеми вышеперечисленными операциями обязан следить агент валютного контроля.

Обратите внимание, что банки уполномоченные осуществлять операции в иностранной валюте только в том случае, если имеют на то соответствующую лицензию от Центрального банка России.

Какие документы нужны в банк для осуществления валютных операций

На самом деле список документов зависит от нескольких факторов, попробуем разобраться в вопросе, какие именно документы нужны для переводов денежных средств в иностранной валюте. В первую очередь нужны документы: паспорт физического лица или свидетельство, подтверждающее статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Кроме всего прочего, обязательно требуется лицензия на осуществление расчетов и переводов в иностранной валюте, данную лицензию должно предоставить лицо, осуществляющее переводы в иностранной валюте.

Далее, список документов будет выглядеть следующим образом: клиент должен предоставить паспорт сделки, банковские и таможенные декларации. Кроме того, нужны документы, подтверждающие основания для осуществления переводов, например, договора.

Права и обязанности субъектов

Итак, из всего вышесказанного можно прийти к такому выводу, что каждый государственный орган, а также агент валютного контроля, выполняет свои функции, которые в общем итоге позволяют эффективно отслеживать движение иностранной и отечественной валюты. При этом каждый участник данного процесса имеет некоторые права и обязанности:

  1. В полномочия контролирующих органов входит проверка документов, с целью выявления нарушений в отношении действующего законодательства.
  2. Задача контролирующих органов проверить подлинность документов и оценить достоверность и всесторонность проведенных операций.
  3. Обязательство контролирующих органов заключается в том, чтобы проверить все документы и договора на соответствие действующим законодательным актам.

Обратите внимание, что за нарушение закона о валютном контроле предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Задача агентов валютного контроля состоит в следующем:

  • следить за счетами и операциями, проводимыми по ним в иностранной валюте, как резидентами, так и нерезидентами РФ;
  • передавать информацию в вышестоящие уполномоченные органы при обнаружении действующего законодательства;

Как осуществляется Валютный контроль

Итак, если подвести итог всего вышесказанного, то начать стоит с того, что основная задача валютного контроля состоит в том, чтобы выявить нарушения при проведении операций в иностранной валюте, а также предотвратить отток отечественной валюты за пределы нашей страны. Чтобы работа по валютному контролю была эффективной, к ней привлекаются некоторые государственные структуры, а также коммерческие банковские и небанковские организации. Общей целью данных мероприятий выступает:

  1. Определить насколько проводимые операции между счетами резидентов и нерезидентов Российской Федерации соответствует действующему законодательству.
  2. Проверить исполнение действующего законодательства и исполнение своих обязательств перед нашим государством.
  3. Проверить, насколько целесообразно проводить платежи в иностранной валюте в той или иной ситуации.
  4. Проверить учет операций, проводимых в иностранной валюте.

Итак, если сделать общий вывод, то валютный контроль необходим в нашей стране для того, чтобы органы власти смогли определить, какое место занимает иностранная валюта среди предпринимателей, насколько необходимо проводить платежи непосредственно в иностранной валюте, а также и предотвратить отток капитала за рубеж. А если быть точнее, то необходимость контроля за проводимыми операциями имеет несколько основных причин, в частности, контроль позволяет предотвратить сокрытие реальных доходов предпринимателей и хранение денежных средств на счетах в иностранных банках. Помимо всего прочего, контроль нужен для того, чтобы контролировать выплаты в бюджет в виде налогов, то есть в данном случае меры необходимы для того, чтобы предприниматели оплачивали свои обязательства в полном объеме и не укрывались от налогообложения в соответствии с налоговым законодательством.

Обратите внимание, еще одной целью валютного контроля является укрепление позиций отечественной валюты по отношению к иностранной, чем меньше операции будет проводиться в иностранной валюте тем, меньше угроза долларизация отечественной экономики.

Итак, если подвести итог, то валютный контроль – это отслеживание операций, производимых в иностранной валюте на территории нашего государства, причем к данному мероприятию имеют отношения многие государственные органы, чья деятельность в той или иной степени связана с финансами. Основная цель валютного контроля – защитить и укрепить отечественную валюту на российском рынке, выявить недобросовестных предпринимателей.

Организация заключила договор с иностранной компанией, или человеку предложили устроиться на работу в международную компанию и получать заработную плату из-за рубежа. В этих случаях каждое из действующих лиц обязательно услышит словосочетание «валютный контроль». Под его действие попадает и любой россиянин, который поедет в отпуск и будет ввозить или вывозить валюту через границу РФ. Так что же такое «валютный контроль»?

Понятие о валютном контроле и его функциях

Валютный контроль в Российской Федерации– это меры по государственному инспектированию валютного рынка. То есть это надзор за движением валюты как за пределы государства, так и внутри страны. Касается это и простых граждан, и предприятий, и организаций.

Вот несколько основных функций, которые выполняет валютный контроль (далее - ВК):

  1. Выдача всех возможных разрешений и проверка работы обменных пунктов, которые могут покупать и продавать валюту. Это означает, что все официальные «обменники» должны иметь лицензию и их работа находится под пристальным вниманием органов валютного регулирования и контроля.
  2. Купли-продажи иностранной валюты в пределах России. Покупая денежные знаки «импортного производства» перед отпуском, человек автоматически становится объектом внимания валютного контроля и законодательства в данной сфере.
  3. Провоз валюты через границу. При вывозе или ввозе сумм, превышающих 10000 долларов в любой валюте, владелец денег обязан их задекларировать. Если наличных менее чем 10000 долларов, то это делается по личному желанию.
  4. Расчеты по экспортно-импортным сделкам, контрактам и покупкам. В большей степени это относится к юридическим лицам, так обычно сюда включаются сделки между российскими и иностранными организациями по всем видам договоров. Хотя этот пункт касается и физических лиц, которые получают за свою работу деньги из-за границы или оплачивают крупные заграничные покупки. Мелкие валютные покупки в интернет-магазинах или аукционах обычно не привлекают внимания органов ВК.

Буква закона, или Федеральный закон о валютном контроле

Как и большинство видов деятельности в России, подконтрольные валютные отношения регламентируются федеральным законом
(далее - ФЗ) о валютном контролеот 10.12.2003. Этот документ не меняет своего основного содержания с 2003 года и имеет только ряд нововведений, связанных в основном с формулировками.

Так, в связи с изменениями в Налоговом кодексе, валютный контроль в РФ 2014сменил ряд наименований «действующих лиц». Например, «банки» заменили на «кредитные организации». Основные акценты и сфера распространения закона остались без изменений.

Органы валютного регулирования и контроля

173 ФЗ о валютном контроле четко распределяет: кто, что и за кем должен контролировать. Органами валютного контроля являютсяЦентральный Банк и Правительство РФ. Эти органы проверяют своих агентов. Если обобщить, то основные моменты, которые проверяют агенты, это:

  • суммы операций с участием иностранной валюты (то есть кто, сколько и кому перевел);
  • основания для использования именно «импортных» денежных знаков, а не рублей;
  • сроки предоставления документов, которые доказывают, что инвалюта была переведена или получена именно за услугу или товар.

Самими агентами валютного контроля являются:

  • банки, которые подчиняются ЦБ;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • таможенные и налоговые органы.

Цепочка контролеров и подконтрольных организаций только кажется сложной. Если фирма перевела деньги своему заграничному партнеру и получает от него товар или комплекс услуг, то при декларировании инспектировать ее будет таможня и российский банк, через который эта оплата прошла. Это предусматривает закон о валютном контроле.

Организация в этом случае должна доказать, что она не просто так перевела эти деньги заграницу. В таможню будет предоставляться платежное поручение на оплату, а в банк - декларация на товары. А уже эти два агента будут контролироваться ЦБ и Правительством. И несоблюдение сроков или условий операций приводит к достаточно суровым штрафам, но уже в рублях. Например, несвоевременное предоставление декларации грозит организации штрафом в 50000 рублей.

Штрафные санкции применяются и к физическим лицам. Если гражданин России открыл банковский счет на территории иностранного государства, то он обязан сообщить об этом налоговым органам РФ в течение одного месяца. Или банк может отклонить платеж, направленный в пользу или от физического лица, если считает, что эта операция сомнительна и лицо не имеет подтверждающих документов для такого перевода. Штрафы за нарушение валютного контроля установлены ст. 15.25. КоАП.

  1. Если физическое лицо работает на иностранную компанию и получает свои «кровные» в валюте или переводом из-за рубежа, то оптимальным вариантом является переход в формат юридического лица, например ИП. В случае неподтверждения человеком такого платежа, банк имеет право отклонить операцию. К тому же, при таком варианте не производится отчислений налогов, а это уже может не остаться без внимания налоговых органов.
  2. Если сумма договора на товары или услуги, заключенной с иностранным партнером, больше 50000 долларов, то нужно открывать паспорт сделки в банке. Если в рамках этого контракта производится несколько поставок или оказывается несколько услуг, то как только сумма приближается к этому рубежу, во избежание штрафных санкций лучше заранее оформить паспорт сделки в банке.
  3. Если физическое лицо перевозит более 10000 долларов в любой валюте, то лучше задекларировать их в аэропорту при прохождении таможенного контроля. Избавить себя от проблем с декларированием сумм и потерей времени на это можно, просто открыв валютный счет в российском банке и привязав к нему банковскую карту. Это, конечно, приведет к комиссиям при расчетах, но более безопасно и не требует заполнения документов и формальностей при прохождении пограничного контроля.

Для банковской системы операции по инвалюте являются самым обычным делом и подлежат контролированию со стороны государства. Поэтому будет интересным выяснить, что собой являет это контролирование, кто его осуществляет и каково его значение для клиентов.

Валютный контроль в банке: чем поможет клиентам

Вопрос актуален и интересен в первую очередь для клиентов, которые зачастую (если не всегда) заключают подобные сделки. Учитывая повышенный гос. интерес к данным операциям, клиенты должны ознакомиться с устройством и полномочиями контролирующих органов, а также иметь понимание о сущности контрольной процедуры. Эти знания помогут клиентам быть уверенными в своих действиях и не переживать по поводу нарушения «буквы закона».

Что нужно знать клиентам о системе валютного регулирования и контроля

Система органов, осуществляющих валютный контроль (далее - ВК), многоуровневая. Закон (его название - «О валютном регулировании и валютном контроле») предлагает такой исчерпывающий список:

  1. Правительство;
  2. Органы контроля, которые включают в себя Центробанк, а также федеральный(-е) орган(-ы) исполнительной власти (должен (-ы) быть обязательно уполномочен (-ы) на это органом первого уровня);
  3. Агенты контроля, которыми являются все уполномоченные банки (полномочия дает Центробанк); неуполномоченные банки, имеющие статус профессионального участника рынка по ценным бумагам (далее - ЦБ); «Внешэкономбанк»; таможня и налоговая;

Данные организации имеют различные полномочия по осуществлению ВК, что связано со спецификой их деятельности.

Осуществление валютного контроля в банке: по каким операциям происходит

Контролированию подлежат сделки:

  • резидентов (далее - Р) и нерезидентов (далее - НР);
  • по внутренним и внешним ЦБ;
  • с использованием инвалюты;


Сделки первой категории подлежат ВК потому, что сейчас можно быстро и оперативно осуществлять не только международную внешнеэкономическую деятельность (далее - ВЭД), а еще и сделки теневой экономики. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы его граждане, а также Р других стран не нарушали законов.

Аналогично предыдущей ситуации, ценные бумаги также подлежат ВК, но только номинированные в инвалюте или выпущенные НР.

К сделкам третьей категории относится обычный обмен валют и расчеты с зарубежными поставщиками товаров (для примера). Любая операция, совершаемая с применением инвалюты в качестве платежного средства, также проходит валютный контроль.

Порядок валютного контроля для клиентов банка

Единого порядка организации валютного контроля по всем типам сделок нет. Но обязательными этапами ВК в каждом банке являются:


  • сбор необходимого пакета документов от клиента (осуществляется дабы подтвердить правомерность сделки);
  • проведение соответствующей операции агентами ВК (может потребоваться открытие специализированного счета);
  • осуществление теми же агентами контрольных процедур (иными словами - происходит проверка документации);
  • открытие паспорта операции (также при необходимости);
  • фиксирование данных об инвалютной операции в необходимых базах и реестрах данных;
  • выполнение сделки и резервирование средств на ее исполнение;
  • после успешного исполнения - возврат зарезервированной суммы;
  • закрытие операции в инвалюте;
  • формирование агентом отчетности.

Необходимые клиентам документы для валютного контроля

Банк при осуществлении ВК сможет потребовать только те документы, которые имеют прямое отношение к проводимой сделке. Как правило, к ним относятся.

После изучения главы студент должен:

  • 1. Знать:
    • ? понятие валютного контроля, элементы механизма валютного контроля;
    • ? формы, виды и методы валютного контроля;
    • ? права и обязанности резидентов при проведении проверок органами и агентами валютного контроля;
    • ? основы внутреннего контроля в уполномоченных банках, аспекты взаимосвязи валютного контроля и ПОД/ФТ.
  • 2. Уметь:
    • ? анализировать полномочия органов и агентов валютного контроля;
    • ? характеризовать компетенцию органов и агентов валютного контроля;
    • ? работать с документами и информацией, используемыми в целях валютного контроля.
  • 3. Владеть:
    • ? понятийным аппаратом в сфере валютного контроля;
    • ? навыками консультирования по вопросам осуществления валютного контроля;
    • ? навыками заполнения паспортов сделок и форм учета по валютным операциям.

Валютный контроль: понятие и механизм. Формы, виды и методы валютного контроля

Цель валютного контроля, его принципы и основные направления. Реализация валютной политики государства, валютное регулирование, обеспечение режима, установленного для проведения валютных операций, невозможны без осуществления контроля за применением валютного законодательства, исполнением субъектами валютных правоотношений возложенных на них обязанностей. Этот вид контроля получил название «валютный контроль». Валютный контроль - деятельность государства, направленная на получение информации о проводимых в стране валютных операциях и состоянии валютного рынка, а также приведение деятельности участников валютных операций в соответствие с установленными требованиями.

Валютный контроль позволяет организовать наблюдение органов и агентов за проведением любых внешнеторговых операций, накапливать информацию о движении валютных потоков и при необходимости корректировать валютную политику государства. С помощью валютного контроля государство получает информацию, необходимую для введения (корректировки, отмены) мер регулирования и приведения деятельности участников валютных операций в соответствие с установленными требованиями, а также для подготовки необходимой статистики.

На систему валютного регулирования и валютного контроля влияют международные договоры, в которых участвует Россия.

Согласно разд. 3 ст. VI Статей Соглашения Международного валютного фонда государства-члены могут применять меры, которые являются необходимыми для регулирования международного движения капитала. Однако ни одно государство МВФ не вправе применять такие меры таким образом, чтобы ограничивать расчеты по текущим валютным операциям. В соответствии с разд. 2 (Ь) ст. VIII Статей исполнение валютных контрактов с использованием валюты любого государства-члена, которые идут вразрез с правилами валютных операций этого государства-члена, сохраняемым или вводимым согласно Статьям Соглашения МВФ, не может быть обеспечено на территории ни одного государства-члена.

В правовом обеспечении системы валютного контроля выделяют два направления:

  • 1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области;
  • 2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с органами (агентами) валютного контроля, использование которых необходимо для осуществления эффективного валютного контроля.

Валютный контроль может выступать в нескольких ипостасях:

  • 1) как механизм контроля со стороны государства за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
  • 2) как административная мера, применяемая государством для защиты финансовой самостоятельности, обеспечения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валюты и мобилизации валютных ресурсов;
  • 3) как форма нетарифного регулирования внешней торговли, аналогом которой может служить квотирование экспорта.

Валютный контроль может быть рассмотрен в нескольких аспектах.

  • 1. Валютный контроль является одной из функций государственного управления.
  • 2. Валютный контроль представляет собой стадию конкретных управленческих действий государства.
  • 3. Валютный контроль представляет собой форму обратной связи в системе регулирования валютных отношений.
  • 4. Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения установленных валютных ограничений, что характеризует его как средство поддержания правопорядка в валютной сфере.

Валютный контроль урегулирован нормами Закона № 173-ФЗ, а также нормами других нормативно-правовых актов. Данным Законом четко определена система субъектов валютного контроля, их полномочия, права и обязанности, а также процедуры осуществления ими данного вида контроля.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами законодательства государства при осуществлении операций с валютными ценностями, а также операций с национальной валютой, ценными бумагами, платежными документами (финансовыми инструментами) и другими долговыми обязательствами, номинал которых выражен в национальной валюте.

Статья 3 Закона № 173-ФЗ перечисляет следующие основные принципы валютного регулирования и валютного контроля:

  • 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  • 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  • 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
  • 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

В качестве специфических принципов валютного контроля можно выделить следующие.

  • 1. Принцип законности. Состоит в требовании неукоснительного соблюдения норм валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при проведении контрольных мероприятий.
  • 2. Принцип обязательности. Заключается в том, что осуществление контрольных мероприятий является не правом, а обязанностью органов валютного контроля и агентов валютного контроля (п. 1 ч. 7 ст. 23), при этом ответственность для органов валютного контроля, агентов валютного контроля и их должностных лиц устанавливается не только за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов, но и за неисполнение функций, установленных указанным Федеральным законом (ч. 12 ст. 23).
  • 3. Принцип обеспечения коммерческой, банковской и служебной тайны. Закреплен в ч. 8 ст. 23, согласно которой органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
  • 4. Принцип институционалъности. Заключается в том, что органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, осуществляющим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, информацию, указанную в ч. 9 ст. 23.
  • 5. Принцип разграничения компетенции. Проявляется в двух аспектах: общее разграничение компетенции между органами валютного контроля и агентами валютного контроля (ч. 1 и 2 ст. 23); разграничение компетенции между Правительством РФ (ч. 6 ст. 22), Банком России (ч. 4 ст. 22), Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и агентами валютного контроля (ч. 5 ст. 22).

Основными направлениями валютного контроля являются:

  • а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему валютному законодательству и наличия необходимых для них разрешений (лицензий);
  • б) проверка выполнения обязательств резидентов перед государством по проводимым ими валютным операциям;
  • в) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с требованиями законодательства.

К ключевым требованиям правового обеспечения валютного контроля относятся:

  • 1) организационное обеспечение валютного контроля путем создания соответствующих организационных структур и наделения их властными полномочиями в пределах возложенных на них функций в этой области, установления взаимосвязей между данными структурами;
  • 2) определение правовых форм взаимоотношений участников валютных операций между собой и с субъектами валютного контроля, использование которых позволит осуществлять валютный контроль наиболее эффективно;
  • 3) установление мер ответственности за нарушение норм валютного законодательства.

Предметом валютного контроля выступают валютные операции. Объектом валютного контроля выступают резиденты и нерезиденты при проведении валютных операций.

Субъекты валютного контроля - это государственные органы, а в ряде случаев - негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения валютного законодательства.

Формы, методы и виды валютного контроля. Виды, формы и методы валютного контроля постоянно эволюционируют в связи с трансформацией механизма валютного контроля.

Форма валютного контроля - специфический способ взаимодействия Правительства РФ, органов и агентов валютного контроля в процессе осуществления контрольных мероприятий в отношении резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими валютного законодательства РФ, а также актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля при осуществлении валютных операций.

Методы валютного контроля можно подразделить на основные, специализированные и дополнительные.

Основные методы валютного контроля: наблюдение (постоянное ознакомление с деятельностью подконтрольного объекта без использования сложных приемов получения и оценки информации) и проверка (углубленное изучение деятельности подконтрольного объекта).

Специализированные методы валютного контроля. В их числе: обследование (касается конкретного вопроса и затрагивает широкий круг подконтрольных объектов) и ревизия (всестороннее изучение финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного объекта путем сопоставления документальных и фактических данных).

К дополнительным методам валютного контроля относятся: запрос информации (получение информации у подконтрольного объекта по определенному перечню вопросов) и анализ (обработка документальной информации с использованием специальных аналитических приемов).

Используя перечисленные критерии, с учетом ст. 22 Закона № 173-ФЗ можно выделить три основные организационно-правовые формы валютного контроля.

  • 1. Правительственная форма валютного контроля - осуществляется Правительством РФ по двум направлениям:
  • 1) координация деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России;
  • 2) обеспечение взаимодействия не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России.

Основной метод правительственного валютного контроля - наблюдение, результатом которого может стать издание подзаконного нормативного правового акта.

  • 2. Общая форма валютного контроля - осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ - Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Отличие общего валютного контроля от специального состоит в том, что он распространяется на всех участников валютных отношений и в этом смысле носит общий, универсальный характер; при этом для указанной Федеральной службы валютный контроль выступает основным видом деятельности. Как организационно-правовая форма общий валютный контроль представляет собой способ взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, деятельность которых направлена на осуществление контроля за законностью валютных операций всех видов. Основной метод общего валютного контроля - проведение проверок.
  • 3. Специальная форма валютного контроля - осуществляется органами и агентами валютного контроля, для которых соответствующее направление контрольной деятельности не является основным. Специальным он является потому, что контроль осуществляется в более узких, специализированных сферах общественных отношений (банковская, таможенная, налоговая система, рынок ценных бумаг). Соответственно в рамках данной формы можно выделить:

банковский валютный контроль - осуществляется Банком России и уполномоченными банками. Особенность правового положения уполномоченных банков в данных отношениях состоит в том, что они имеют двойственный правовой статус: одновременно являются и субъектами, и объектами валютного контроля. Субъектом валютного контроля, т.е. лицом, его осуществляющим, уполномоченный банк выступает по валютным операциям своих клиентов. По собственным валютным операциям уполномоченный банк является объектом валютного контроля со стороны Банка России. В последнем случае Банк России проверяет выполнение уполномоченным банком:

  • - требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов Банка России как органа валютного контроля;
  • - обязанностей уполномоченного банка как агента валютного контроля;
  • - требований валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля клиентами уполномоченного банка при проведении валютных операций через данный банк.

Таким образом, как организационно-правовая форма валютного контроля банковский валютный контроль опосредует контроль государства за совершением банковских валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ или операций резидентов за ее пределами с использованием организационной структуры банковской системы России.

Основной метод валютного контроля, используемый Банком России, - проведение проверок, уполномоченными банками - наблюдение;

таможенный валютный контроль - осуществляется таможенными органами за порядком проведения валютных операций, которые связаны с перемещением валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг через таможенную границу РФ (ввоз, вывоз) и совершением трансграничных платежей. Основной метод таможенного валютного контроля - наблюдение. Также используются специальные формы таможенного контроля: проверка документов и сведений, таможенный осмотр и досмотр, личный досмотр; другие (ст. НО ТК ТС);

налоговый валютный контроль - осуществляется налоговыми органами в переделах их компетенции (ст. 30-33 НК РФ, Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). Основной метод налогового валютного контроля - проведение проверок;

валютный контроль на рынке цента бумаг - осуществляется не являющимися уполномоченными банками профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в том числе держателями реестра (регистраторами), подотчетными Банку России. Предметом валютного контроля на рынке ценных бумаг является соблюдение требований валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования при совершении резидентами валютных операций с внешними ценными бумагами и нерезидентами - валютных операций с внутренними и внешними ценными бумагами. Основной метод валютного контроля на рынке ценных бумаг - наблюдение.

Валютный контроль классифицируется на виды по следующим основаниям:

  • 1. По времени осуществления валютный контроль можно подразделить:
    • а) на предварительный (осуществляется до совершения валютной операции, например при предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории РФ (ст. 18 Закона № 173-ФЗ);
    • б) текущий (осуществляется в процессе проведения валютной операции, например: уполномоченным банком при совершении платежа в иностранной валюте; таможенными органами в процессе ввоза (вывоза) резидентами (нерезидентами) через таможенную границу ТС валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг);
    • в) последующий (осуществляется после проведения валютной операции, например при представлении подтверждающих документов в уполномоченный банк и закрытии паспорта сделки).
  • 2. В зависимости от особенностей компетенции субъектов валютного контроля:
    • а) непосредственный (осуществляется органами и агентами валютного контроля);
    • б) опосредованный (осуществляется Правительством РФ).
  • 3. В зависимости от организационно-правового статуса субъектов валютного контроля:
    • а) контроль органов валютного контроля;
    • б) контроль агентов валютного контроля.
  • 4. В зависимости от объекта валютного контроля:
    • а) валютный контроль за внешнеторговыми операциями;
    • б) валютный контроль за неторговыми операциями.
  • 5. По способу организации контрольных мероприятий:
    • а) дистанционный (документальный) контроль;
    • б) инспекционная проверка.

Дистанционный контроль используется в повседневной деятельности органов и агентов валютного контроля для проверки представляемой резидентами и нерезидентами периодической отчетности и документации по проводимым валютным операциям.

Основным способом контроля за работой уполномоченных банков являются инспекционные проверки на местах, которые проводятся территориальными учреждениями Банка России в соответствии с планом проверок, утвержденным руководителем территориального учреждения Банка России. Проверки соответствия проведения уполномоченными банками операций в иностранной валюте валютному законодательству проводятся с периодичностью один раз в два года. Основным подзаконным актом, регулирующим отношения между инспекционным подразделением и кредитными организациями, является Инструкция ЦБ РФ от 05.12.2013 № 147-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)».

По результатам проверки составляется акт проверки валютных операций уполномоченного банка. Необходимо отметить, что в практике написания акта основным моментом является отражение нарушений и недостатков при соблюдении банками валютного законодательства, что оправдано в условиях жесткого валютного контроля и нестабильности на валютном рынке.

Новое на сайте

>

Самое популярное