Домой Кредит на бизнес Виды электронных средств платежа. Компания использует электронные деньги

Виды электронных средств платежа. Компания использует электронные деньги

1. Использование электронных средств платежа осуществляется на основании договора об использовании электронного средства платежа, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами по переводу денежных средств.

2. Оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа.

3. До заключения с клиентом договора об использовании электронного средства платежа оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента об условиях использования электронного средства платежа, в частности о любых ограничениях способов и мест использования, случаях повышенного риска использования электронного средства платежа.

4. Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.

5. Оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) о его использовании без согласия клиента.

6. Оператор по переводу денежных средств обязан фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления, а также хранить соответствующую информацию не менее трех лет.

7. Оператор по переводу денежных средств обязан предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, в порядке, установленном договором.

8. Оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств.

9. Использование клиентом электронного средства платежа может быть приостановлено или прекращено оператором по переводу денежных средств на основании полученного от клиента уведомления или по инициативе оператора по переводу денежных средств при нарушении клиентом порядка использования электронного средства платежа в соответствии с договором.

9.1. В случаях выявления оператором по переводу денежных средств операций, соответствующих признакам осуществления перевода денежных средств без согласия клиента, оператор по переводу денежных средств приостанавливает использование клиентом электронного средства платежа и осуществляет в отношении уменьшения остатка электронных денежных средств плательщика действия, предусмотренные частями 5.1 - 5.3 статьи 8 настоящего Федерального закона. При получении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств обязан незамедлительно возобновить использование клиентом электронного средства платежа. При неполучении от клиента подтверждения возобновления исполнения распоряжения, указанного в пункте 2 части 5.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, оператор по переводу денежных средств возобновляет использование клиентом электронного средства платежа по истечении двух рабочих дней после дня совершения им действий, предусмотренных частью 5.1 статьи 8

10. Приостановление или прекращение использования клиентом электронного средства платежа не прекращает обязательств клиента и оператора по переводу денежных средств, возникших до момента приостановления или прекращения указанного использования.

11. В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.

11.1. При получении от клиента - юридического лица уведомления, указанного в части 11 настоящей статьи, после осуществления списания денежных средств с банковского счета клиента оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан незамедлительно направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему получателя средств, уведомление о приостановлении зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств (далее - уведомление о приостановлении) по форме и в порядке , которые установлены нормативным актом Банка России.

11.2. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении до осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан приостановить на срок до пяти рабочих дней со дня получения такого уведомления зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств в сумме перевода денежных средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств и незамедлительно уведомить получателя средств в порядке, установленном договором, заключенным с получателем средств, о приостановлении зачисления денежных средств или увеличения остатка электронных денежных средств и необходимости представления в пределах указанного срока документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств.

11.3. В случае представления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличение остатка электронных денежных средств получателя средств.

11.4. В случае непредставления в течение пяти рабочих дней со дня совершения оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, действий, предусмотренных частью 11.2 настоящей статьи, получателем средств документов, подтверждающих обоснованность получения переведенных денежных средств или электронных денежных средств, оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан осуществить возврат денежных средств или электронных денежных средств оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, не позднее двух рабочих дней после истечения указанного пятидневного срока. Оператор по переводу денежных средств, обслуживающий плательщика, обязан осуществить зачисление денежных средств на банковский счет плательщика или увеличение остатка электронных денежных средств плательщика на сумму их возврата, осуществленного оператором по переводу денежных средств, обслуживающим получателя средств, не позднее двух дней со дня их получения.

11.5. В случае получения от оператора по переводу денежных средств, обслуживающего плательщика, уведомления о приостановлении после осуществления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств оператор по переводу денежных средств, обслуживающий получателя средств, обязан направить оператору по переводу денежных средств, обслуживающему плательщика, уведомление о невозможности приостановления зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств или приостановления увеличения остатка электронных денежных средств получателя средств по форме и в порядке , которые установлены нормативным актом Банка России. Оператор по переводу денежных средств не несет ответственности перед клиентом за убытки, возникшие в результате надлежащего исполнения требований, предусмотренных частями 11.2 - 11.4 настоящей статьи.

14. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.

15. В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции в соответствии с частью 4 настоящей статьи и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление в соответствии с частью 11 настоящей статьи, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.

16. Положения части 15 настоящей статьи в части обязанности оператора по переводу денежных средств возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления, не применяются в случае совершения операции с использованием клиентом - физическим лицом электронного средства платежа, предусмотренного частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Ответ на вопрос «Что такое электронное средство платежа?» можно найти в законодательстве РФ.

Электронное средство платежа

Выдержка из Федерального Закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ»:

Электронное средство платежа в терминологии Закона N 161-ФЗ (п. 19 ст. 3) — это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств с использованием специальных технологий и носителей информации.
Операторы по переводу денежных средств являются ключевыми субъектами национальной платежной системы. Это организации, имеющие право осуществлять перевод денежных средств. Ими являются:

— Банк России;

— Внешэкономбанк;

— кредитные организации, обладающие правом на осуществление переводов денежных средств.

2. Виды электронного средства платежа

Существует два вида электронного средства платежа, которыми могут воспользоваться физические лица – это персонифицированное и неперсонифицированное средство платежа.

Персонифицированное средство платежа используется при перечислении физическими лицами сумм, превышающих 15 000 руб., либо эквивалентной суммы в валюте.при данном виде электронного средства платежа устанавливается сведения о клиенте с применением оригинальных документов или заверенных у нотариуса копий. Оператор дает гарантию о неразглашение данной информации третьим лицам. Все платежи идентифицируются при таком виде средства платежа, а остаток электронных денег не должен превышать 100 000 рублей (или эквивалентную сумму в валюте по курсу Банка России).

Электронное средство платежа является неперсонифицированным, если в отношении клиента не была проведена идентификация, т. е. оператор не установил сведения о клиенте. В этом случае, лимит по операциям и остатке денежных средств меньше, чем при персонифицированном средстве платежа.

Общий объем переводимых денежных средств с одного неперсонифицированного средства платежа не должен превышать 40 000 руб. в месяц, а остаток в любой момент времени должен быть менее 15 000 руб.

Можно сделать вывод, что при идентификации своего клиента, оператор доверяет ему больше – это отражается в сумма, которыми клиент может оперировать. Неперсонифицированный же счет урезан в таких возможностях.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязательно проходят идентификацию при создании корпоративного электронного средства платежа. Остаток денежных средст на таком средстве платежа на конец рабочего дня не должен превышать 100 000 руб., либо суммы в иностранной валюте эквивалентной 100 000 руб. по курсу Банка России.

3. Назначение электронного средства платежа

Электронное средство платежа предназначено для увеличение скорости передачи платежных инструкций. Благодаря данному виду средства платежа упрощается обработка информации по банковским операциям, а так же снижается стоимость обработки платежных документов.

Следующие назначения больше относятся к преимуществам:

  • Удобство. Так покупателю удобнее иметь несколько платёжных карт, чем кучу денег и мелочи в кошельке, но также следует знать, что электронные средства платежа не обладают официальным статусом законного платежного средства.
  • При использовании пластиковой карты, она может использоваться как виртуальное хранилище денежных средств.
  • При краже карты владелец может сохранить денежные средства, заблокировав карту.

Всё вышесказанное отражает ответ на вопрос «Что такое электронное средство платежа?».

Статистика Банка России показывает, что доля безналичных расчетов в нашей стране уверенно растет с каждым годом. Вместе с тем, расчеты без использования банкнот и монет прогрессируют не только количественно, но и качественно, с появлением новых инструментов и форм расчетов.

Так, широкую популярность получили так называемые электронные средства платежа (электронные деньги). По итогам первых трех кварталов 2013 года было совершено 957,4 млрд переводов на общую сумму 3 млрд руб. , причем в основном – в пользу юридических лиц (91,6% от общего количества операций). С каждым кварталом число переводов и общий объем переведенных средств только возрастали, и эти тенденции не могли укрыться от внимания законодателя.

Первоначально основы правового статуса и правил использования электронных денег были закреплены в Федеральном законе от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ " " (далее – закон о платежной системе), а позже – в нормативных актах Банка России. Одним из последних стала Памятка " ", утвержденная письмом Банка России от 20 декабря 2013 г. № 249-Т (далее – Памятка) которая была рекомендована мегарегулятором к изучению кредитными организациями и распространению среди их клиентов-физических лиц.

Без купюр

Электронные деньги – это безналичные денежные средства, учитываемые кредитными организациями без открытия банковского счета и переводимые с использованием электронных средств платежа (). В частности, к электронным средствам платежа относятся банковские предоплаченные карты , а также так называемые "электронные кошельки" .

Первые представляют собой банковскую карту, на которую клиент кредитной организации кладет определенную сумму денег, и после этого может совершать платежи посредством этой карты (а если карта именная – также получить наличными остаток денежных средств) (п. 1.5 положения Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П "Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием").

Пока они не получили широкого распространения среди россиян, однако в некоторых случаях могут быть очень удобными – к примеру, если нужно оплатить покупку в интернет-магазине, но не хочется раскрывать полные данные о зарплатной или другой платежной карте. Владельцы дистанционной торговли также выигрывают от использования электронных денег за счет уменьшения сумм наличных денег, которые курьеры магазина возят с собой для расчетов с покупателями, а также снижения риска получения фальшивых банкнот.

"Электронный кошелек" позволяет распоряжаться деньгами дистанционно , в том числе с установкой на компьютер, мобильный телефон или другое техническое устройство клиента специального программного устройства.

Банк России еще раз подчеркнул, что осуществлять операции по переводу электронных денежных средств может только кредитная организация ( , ). Кстати, необязательно это должен быть банк – оператором по переводу электронных денег может быть и небанковская кредитная организация, получившая соответствующую лицензию.

Гюльчатай, открой личико

Электронные средства платежа делятся на две большие группы: персонифицированные и неперсонифицированные – в зависимости от того, осуществляется ли при переводе идентификация клиента. Впрочем, для юридических лиц и ИП, использующих электронные деньги, доступен только один вариант – все операции с их участием совершаются с обязательной идентификацией ().

У физических лиц возможности шире – они могут воспользоваться анонимными "электронными кошельками" или обезличенными предоплаченными банковскими картами ( , ). Однако если предприниматель переводит электронные деньги гражданину (например, в счет оплаты услуг по гражданско-правовому договору), последний обязан использовать для этих целей именно персонифицированное средство платежа ().

Это, кстати, вызывает ряд вопросов при возврате некачественного товара , оплаченного, к примеру, через анонимный "электронный кошелек", – ведь вернуть деньги за товар на этот же кошелек продавец не сможет в силу закона. Учитывая, что наличными деньгами в этом случае плату за возвращенный товар выдать также невозможно (), остается только один вариант – покупатель предоставляет продавцу реквизиты своего банковского счета, и деньги перечисляются уже на него.

Различия между идентифицированными и неидентифицированными электронными средствами платежа проявляются и в предельно допустимой сумме переводов электронных денег.

Таблица 1. Ограничения при использовании электронных денег (для физических лиц)

Ограничение
Максимально допустимый остаток электронных денег (в любой момент) 100 тыс. руб. () 15 тыс. руб. ()
Общая сумма переводов Без ограничений Не более 40 тыс. руб. в течение календарного месяца для одного электронного средства платежа ()

От начала до конца

Создать резерв электронных денежных средств можно, перечислив определенную сумму со своего банковского счета либо без использования банковского счета – в том числе путем внесения наличных денег в банкоматы и платежные терминалы.

Банк России указал, что есть и еще один вариант – если у оператора мобильной связи, который обслуживает клиента, заключен договор с соответствующей кредитной организацией, то остаток электронных средств может быть пополнен за счет аванса на оплату услуг связи ().

При переводе электронных денег происходит два действия одновременно – остаток средств плательщика уменьшается, а получателя – увеличивается.

После этого оператор обязан направить подтверждение об исполнении распоряжения клиента о переводе электронных денежных средств (). Пленум ВС РФ в 2012 году подчеркнул, что в целях защиты прав потребителей оно расценивается как подтверждение факта покупки (абз. 3 п. 43 Постановления Пленума ВС РФ от 28 июня 2012 г. № 17 " ").

При использовании платежных терминалов обязательно выдается чек – кстати, по поводу субъекта административной ответственности за нарушение этого требования в судебной практике существует два похода: в одном случае правонарушителем признается владелец платежного терминала ( ФАС Поволжского округа от 27 декабря 2010 г. по делу № А12-12756/2010, Второго арбитражного апелляционного суда от 10 января 2008 г. по делу № А29-7985/2007), в другом – собственно оператор (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 февраля 2008 г. по делу № А28-8144/2007-456/1).

О любой операции по переводу электронных денег кредитная организация обязана уведомить клиента (). Банк России в разъяснениях, размещенных на его официальном сайте 10 февраля текущего года, подчеркнул, что эта обязанность является законодательной, и следовательно, не предполагает взимания платы – в договоре должен быть предусмотрен способ безвозмездного информирования клиента.

По словам директора департамента информационных технологий СБ Банка Максима Волкова , из всех способов уведомления клиентов наиболее часто используется отправка SMS-сообщений. "Около 30% клиентов выбирают уведомления по e-mail. Дополнительно для всех клиентов в личном кабинете интернет-банка доступны уведомления об операциях с использованием электронного средства платежа" , – рассказывает эксперт.

Конечно, перевод электронных средств можно осуществлять и в иностранной валюте с соблюдением требований валютного законодательства ().

Электронные деньги могут стать реальными – в случае зачисления остатка средств на банковский счет или выдачи его наличными деньгами. Правда, здесь необходимо учитывать, персонифицировано ли средство платежа, а также принимать во внимание статус владельца денег.

Таблица 2. Возможности распоряжения остатком электронных денежных средств

Статус владельца электронных денег Возможности распоряжения остатком электронных денег
Персонифицированное электронное средство платежа Неперсонифицированное электронное средство платежа
Физическое лицо
  • Перевод на банковский счет;
  • Перевод без открытия банковского счета;
  • Выдача наличными наличными ()
Перевод на банковский счет (выдача наличными деньгами запрещена) ()
Юридическое лицо или ИП Перевод на банковский счет () Юридическое лицо или ИП идентифицируется при осуществлении операций с электронными деньгами в обязательном порядке ()

Надо знать

Электронные деньги могут быть очень удобными в использовании, однако по некоторым статьям они проигрывают прочим формам расчетов:

1. На электронные деньги не распространяются правила о страховании вкладов на случай банкротства кредитной организации (п. 5 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ " "). Напомним, сейчас сумма страхового возмещения по вкладам при наступлении страхового случая (чаще всего страховым случаем является аннулирование лицензии Банком России) составляет 700 тыс. руб. (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ " "), но в ближайшем будущем планируется увеличить его до 1 млн руб.

2. На остаток электронных денежных средств не начисляются проценты, а также не выплачивается любое иное вознаграждение клиенту за их использование (). Действительно, целью использования электронных денег является проведение платежей, а не создание накоплений. К тому же в отношении клиентов-физических лиц операции с электронными деньгами чаще всего осуществляются без открытия банковского счета – соответственно, к ним не могут применяться нормы о банковском вкладе, поскольку открытие вклада предполагает наличие счета ().

Кстати, сведения об остатках электронных денег и о переводах электронных денежных средств кредитными организациями по распоряжению их клиентов относятся к банковской тайне (ч. 20 ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I " ") и могут разглашаться только по запросу уполномоченного органа – к примеру, налоговой инспекции ().

3. Оператор не вправе предоставлять клиенту средства для увеличения остатка электронных денег. Таким образом, исключается кредитование посредством электронных денег. Фактически, единственный способ увеличения остатка электронных денежных средств заключается в пополнении его самим клиентом.

4. За операции с электронными деньгами взимается комиссия. Банк России еще раз подчеркнул право кредитных организаций взимать комиссионное вознаграждение за совершение операций с электронными деньгами (). Размеры комиссии разнятся в зависимости от политики кредитной организации и типа операции. К примеру, при оплате покупки в интернет-магазине с использованием электронного кошелька Яндекс.Деньги комиссия составит от 0,5% до 3% от суммы перевода, за совершение каждой транзакции через систему WebMoney Transfer придется уплатить вознаграждение в размере 0,8% от суммы платежа, а та же операция на платформе RBK Money будет проведена без комиссии .

Взгляд в будущее

Законодательные инициативы последнего времени нередко направлены на борьбу с терроризмом и противодействие его финансированию – отразилось это и на предложениях по регулированию расчетов с использованием электронных денег. В середине января текущего года в Госдуму поступил законопроект, ужесточающий требования к переводам электронных денежных средств без идентификации клиента .

Документ предусматривает следующие правила расчетов электронными деньгами:

  • общая сумма перевода без идентификации для одного электронного средства платежа не может превышать 1 тыс. руб. в течение одного дня (в случае использования предоплаченной карты – 3 тыс. руб.) и 15 тыс. руб. в течение календарного месяца (сейчас – не более 40 тыс. руб. в течение месяца, без ограничения суммы перевода за день);
  • максимально допустимый остаток электронных денег на каждом неперсонифицированном средстве платежа в любой момент не должен превышать 5 тыс. руб. (сейчас – не более 15 тыс. руб. );
  • запрещается использование неперсонифицированного средства платежа при трансграничных переводах (получатель либо плательщик находится за пределами России, при этом в переводе участвует иностранный банк), а также в случаях, когда идентификация отправителя и получателя проведена, но полная информация о них отсутствует;
  • запрещается использование неперсонифицированного средства платежа, выданного за пределами России либо иностранными финансовыми организациями;
  • анонимные переводы между физическими лицами (в том числе пополнение предоплаченных карт) не допускаются.

Авторы инициативы подчеркивают, что нововведения в случае их одобрения не окажут негативного влияния на интернет-торговлю и на использование персонифицированных средств платежа – более того, для последних предельно допустимый лимит электронных денег с 1 августа 2014 года будет увеличен со 100 тыс. руб. до 600 тыс. руб. (ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 403-ФЗ " ").

Однако представители экспертного сообщества делают неутешительные прогнозы по поводу платежей с использованием электронных денег в случае принятия новых правил. Так, Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) в своей официальной позиции по законопроекту выдвинула предположение о том, что введение предлагаемых мер приведет к обратному эффекту – граждане будут предпочитать наличные деньги электронным.

Применительно к максимальному ограничению общей суммы анонимного перевода за один день аналитики РАЭК со ссылкой на Яндекс.Деньги отметили, что средний чек за ЖКУ составляет 1,7 тыс. руб. , за купленные в интернет-магазине вещи – 1,3 тыс. руб., за авиабилеты – 8 тыс. руб. , то есть зачастую превышают 1 тыс. руб.

В настоящее время, подчеркивают эксперты, платежи от 5 тыс. руб. составляют 19% от всех платежей, но при этом именно они обеспечивают 77% всего объема платежей . Если же ограничения коснутся не только платежей между неперсонифицированными электронными кошельками, но и платежей в пользу юридических лиц/поставщиков (ЖКХ, сотовая связь, игровые проекты и т.д.), то более 30% платежей превысят дневной лимит и более 10% – месячный лимит.

Кроме того, нередко указывают и на недостатки существующей в России системы идентификации плательщика и получателя платежа – как правило, она всегда требует визита в офис финансовой организации.

Председатель Совета Ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов подчеркивает также, что законопроект снижает и порог для неперсонифицированных операций без открытия банковского счета, совершаемых в личном присутствии клиента (до 5 тыс. руб.). "Поэтому его последствия ощутят на себе также и те, кто ходит оплачивать квитанции на почту или в банк, – очереди станут длиннее, организации будут вынуждены перекладывать возрастающие издержки на потребителей. Возникнут проблемы с рядом операций через терминалы – например, погашением кредитов и пополнением карт" , – прогнозирует эксперт.

Правда, некоторые эксперты надеются, что банковская система в целом от нововведений может только выиграть. Директор департамента информационных технологий СБ Банка Максим Волков обращает внимание на необходимость использования большого количества неперсонифицированных средств платежа при снижении планки максимальной суммы платежа для одного средства платежа, что не всегда удобно для клиента. "Но сделать в уличном терминале коммунальный платеж будет уже сложнее. При этом, возможно, люди, совершавшие подобные платежи, но не пользовавшиеся услугами банка, станут банковскими клиентами. Так что банковская система может и выиграть от таких нововведений" , – заключает представитель банковского сообщества.

В связи с простотой и мобильностью осуществления операций по через электронные системы ими в последнее время активно пользуются как физические лица, так и компании. Наиболее популярные на сегодня электронные системы без открытия банковского счета: Webmoney, Яndex.Деньги, Qiwi, а с открытием банковского счета - "Сбербанк ОнЛ@йн", "Альфа-Клик" от Альфа-Банка и "Телебанк" от ВТБ 24. С их помощью можно проводить оплату товаров, услуг, интернет-платежи, мобильные связи, покупку билетов (на самолет, поезд или в кино) и др. Таким образом, сфера применения электронных средств платежей быстрыми темпами набирает количество участников, действия которых необходимо регулировать для бесперебойного и эффективного функционирования системы.

Ключевым правовым актом, регулирующим использование электронных , является Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ. Часть его положений вступила в силу с 29 сентября 2011 г., но в полном объеме этот документ заработал с 1 января 2013 г. Данным Законом введен ряд новых понятий, связанных с электронными платежами, например таких как национальная платежная система, оператор по переводу денежных средств, оператор электронных денежных средств, электронные денежные средства, электронное средство платежа и другие.
Кроме этого, данным Законом предусмотрено применение нескольких видов электронных средств платежей (далее ЭСП) в зависимости от статуса клиента.
Для клиентов - физических лиц электронные средства платежа подразделяются на:

  • персонифицированные ЭСП, при использовании которых оператор проводит идентификацию клиента в соответствии с Законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". По такому ЭСП остаток электронных денежных средств в любой момент не может превышать 100 тыс. руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную ей (допускается превышение указанной суммы вследствие изменения официального курса иностранной валюты, устанавливаемого Банком России). Оператор электронных денежных средств не осуществляет перевод электронных денег, если в результате такого перевода будет превышена названная сумма. При этом по своему распоряжению физическое лицо вправе получить остаток (его часть) электронных денежных средств и вывести их из электронной платежной системы, получив реальные деньги несколькими способами: на открытый банковский счет, перевести без открытия банковского счета, например, на другое ЭСП или наличными. Однако за данную операцию оператором взимается комиссия;
  • неперсонифицированные ЭСП, при использовании которых идентификация клиента не требуется. По данному ЭСП остаток электронных денежных средств не может превышать 15 тыс. руб. (при этом операции в валюте не осуществляются), а общая сумма переводимых электронных денежных средств в течение календарного месяца не может превышать 40 тыс. руб. Физическое лицо, использующее неперсонифицированное ЭСП, может распорядиться о переводе электронных денежных средств только на банковский счет, а получить наличными остаток (его часть) электронных денежных средств не вправе.

Для клиентов - юридических лиц и ИП выделяют корпоративные ЭСП. Для них оператором установлена в обязательном порядке идентификация клиента. Порядок использования аналогичен персонифицированным ЭСП с небольшим отличием. Так, в случае превышения суммы остатка электронных денежных средств (более 100 тыс. руб.) оператор электронных денежных средств обязан зачислить или перевести их в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения. А остаток (его часть) электронных денежных средств юридическое лицо (или ИП) может вывести из электронной платежной системы и преобразовать в реальные деньги только на банковский счет. Другие возможности исключены.
Осуществление расчетов электронными денежными средствами производит оператор электронных денежных средств. Так, согласно п. п. 1 и 2 ст. 12 Федерального закона N 161-ФЗ им является кредитная организация, в т.ч. небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности". А лицо, не являющееся оператором электронных денежных средств, не вправе осуществлять перевод электронных денежных средств.
Однако важно отметить, что юридические лица или индивидуальные предприниматели при помощи электронных денег могут рассчитываться только с физическими лицами, между собой такие расчеты им запрещены, т.к. организации и предприниматели не могут быть получателями данных средств во всех случаях, кроме одного, когда плательщиком является физическое лицо. То есть, например, платить налоги электронными средствами платежа организации или предприниматели, в отличие от граждан, не могут.

Сообщить куда следует

Теперь рассмотрим основные изменения, внесенные Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ, которые коснулись рассматриваемой темы.

Так, п. 2 ст. 23 НК РФ теперь дополнен пп. 1.1, согласно которому налогоплательщики - организации и ИП обязаны сообщать в налоговый орган, соответственно, по месту нахождения организации, месту жительства ИП о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в течение 7 дней со дня возникновения (прекращения) такого права. За невыполнение вышеуказанного требования налогоплательщик может быть привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 126 или ст. 129.1 НК РФ.

Кроме этого, расширено понятие о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. Так, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках и его электронные денежные средства (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Помимо этого, при взыскании налога налоговым органом могут быть приостановлены операции по счетам налогоплательщика в банках и переводы электронных денежных средств (п. 8 ст. 46 НК РФ).

Бухгалтерский учет электронных денежных средств

Из анализа норм Закона N 161-ФЗ можно сделать вывод, что операции с электронными денежными средствами являются безналичной формой расчетов, поэтому учет их целесообразнее вести с использованием счета 55 "Специальные счета в банках", а аналитический учет по этому счету можно вести по каждому виду платежной системы по субсчетам.

Комиссию по операциям с использованием электронных денег следует относить на счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы".

Например:

Дебет 55 Кредит 62 - получена оплата от покупателя электронными деньгами;

Дебет 51 Кредит 55 - денежные средства переведены из электронного кошелька на расчетный счет;

Дебет 76 Кредит 55 - учтена комиссия за перевод денег;

Дебет 91 Кредит 76 - комиссия за перевод учтена в составе прочих расходов.

Для документального подтверждения проводимых операций в бухгалтерском и налоговом учете необходимо иметь отчет оператора об оборотах по электронному кошельку или счету.

Налоговый учет электронных денежных средств

НДФЛ

При перечислении электронных денег физическому лицу за какой-либо товар, работу или услугу у вас возникает обязанность налогового агента по удержанию с этого дохода НДФЛ и перечисления его в бюджет (п. п. 1 и 2 ст. 226 Налогового кодекса РФ). Поэтому перечислить налог в бюджет нужно в тот день, когда будет происходить перечисление электронных денег физическому лицу (п. 6 ст. 226 Налогового кодекса РФ).

В момент оповещения оператором электронных денежных средств о наличии в вашем электронном кошельке денег можно сделать вывод о получении вами оплаты. Таким образом, если имела место оплата (частичная оплата) товара в счет предстоящих поставок товаров, у вас возникает обязанность исчислить НДС, применив нормы п. 1 ст. 167 НК РФ. То есть поступление денег от физического лица на ваш электронный счет до отгрузки товара является авансом. При этом документом, подтверждающим дату поступления денег, будет отчет оператора об оборотах.
Кроме этого напомню, что при приобретении товаров, работ или услуг у физлица выписывается счет-фактура в одном экземпляре для себя (т.к. физлицу счет-фактура не требуется для расчетов налогов) и на сумму полученного на электронный счет аванса начисляется НДС. А после отгрузки НДС принимается к вычету.

Налог на прибыль

Комиссию по операциям с электронными деньгами налогоплательщик может включить в состав прочих расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль (пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Порядок использования электронных средств платежа регламентируется нормами Закона от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе». Пользование такими ресурсами возможно при условии наличия действующего договора между клиентом и оператором по переводу денежных средств. В обязанности оператора входит оповещение клиента об условиях функционирования ресурса, о существующих ограничительных факторах. По каждой совершенной операции клиент получает от обслуживающего его оператора уведомление, что предусмотрено нормами ст. 9 Закона № 161-ФЗ.

Электронные средства платежа: что к ним относится

Определение этому понятию дано в п. 19 ст. 3 Закона № 161-ФЗ. Термин «электронные средства платежа» характеризует способы перевода денежных средств через операторов по удостоверенным владельцем денег распоряжениям. Средства переводятся в безналичной форме при помощи специализированного ПО или технических устройств.

С использованием электронных средств платежа можно расплатиться за приобретенные товары, за выполненные работы и оказанные услуги. Главное условие – до оператора должно дойти поручение клиента о необходимости произвести денежный перевод. В роли плательщика может быть как субъект предпринимательства (юридическое лицо или ИП), так и частное физическое лицо, не занимающееся бизнес-деятельностью.

Электронное средство платежа – это:

    банковские карточки (как дебетовые, так и кредитовые);

    «Клиент-банк», устанавливаемый на компьютер клиента, чтобы он мог формировать платежные поручения и в электронном виде пересылать их в обслуживающий банк для проведения платежей;

    система Яндекс.Деньги, при помощи которой можно осуществлять платежи без карты, с виртуальной карты или при помощи полноценной пластиковой карты, заказываемой через платежный сервис; система WebMoney и т.д.

Расчеты электронными средствами платежа – надо ли применять ККТ

Порядок применения кассовой техники регламентируется Законом от 22.05.2003 г. № 54-ФЗ (ред. от 03.07.2018). Этим правовым актом в т.ч. фиксируются случаи, когда проведенные денежные операции не надо «пробивать» по онлайн-кассе. Если в роли клиента, оплачивающего товары, услуги или работы, выступает физическое лицо, не относящееся к субъектам предпринимательства, применение ККТ при безналичных платежах является обязательным условием. Норма распространяется и на интернет-магазины.

Электронное средство платежа Закон № 54-ФЗ относит к одной из форм безналичного расчета. Если речь идет о поступлениях денежных средств от покупателей-физических лиц, не имеет значения, каким именно способом был осуществлен перевод. Главное – факт перечисления денег, а как это было реализовано покупателем/клиентом – неважно. В этом аспекте не учитывается фактическое расстояние между продавцом и покупателем, наличие или отсутствие между ними личного контакта. Деньги могут быть переведены через банк, через терминал, посредством платежных интернет-сервисов или при помощи виртуальной карты. В любом из перечисленных случаев операцию надо провести по кассе, а покупателю выдать чек в день покупки или на следующий рабочий день, но не позже даты передачи товаров (п. 5.4 ст. 1.2 закона № 54-ФЗ).

Когда расчеты происходят между контрагентами - предприятиями или ИП, учитываются следующие нюансы:

    если используется электронное средство платежа с предъявлением карты, перечисление средств осуществляется через POS-терминал, операция должна быть зафиксирована кассовой техникой, чек выбивается;

    если безналичный платеж реализуется через банк путем оформления платежного поручения – такие поступления денежных средств не надо проводить через онлайн-кассу.

Электронное средство платежа может быть использовано как для оплаты отгруженных товаров, так и для перечисления аванса продавцу. В обоих случаях для соблюдения норм Закона № 54-ФЗ необходимо разграничивать поступления от контрагентов по типу перевода – с предъявлением платежного средства или без него.

Различием в подходах к оценке необходимости применения ККТ в случае приема платежей от физических лиц и от субъектов предпринимательства (ИП и юрлиц) является целевое назначение продукции. Когда физическое лицо без статуса ИП покупает вещь для собственного пользования, для удовлетворения своих нужд - сам человек является конечным звеном потребления продукта. Субъект предпринимательства совершает покупку для перепродажи изделий или их переработки, эксплуатации в качестве производственного элемента. Фактически для него покупка будет выполнять роль средства извлечения дополнительной материальной выгоды, что не характерно для ситуации с физическими лицами.

Новое на сайте

>

Самое популярное