Домой Кредит на бизнес Вильфредо Парето: биография, основные идеи, основные труды. Теория элит Вильфредо Парето

Вильфредо Парето: биография, основные идеи, основные труды. Теория элит Вильфредо Парето

» и запутанной истории, которая с ним связана. Сейчас я снове расскажу о Вильфредо Парето и его реальном, а не мифическом вкладе в науку.

В первую очередь итальянский ученый, экономист и социолог, Вильфредо Парето (1848–1923) известен не как разработчик мифического «правила пива» 🙂 , а как автор теории круговорота элит. Несмотря на то, что за прошедшую почти сотню лет научная мысль и практика ушла далеко вперед, идеи Парето не потеряли своей актуальности, помогая понимать глубинную логику и смысл тех явлений, которые мы видим вокруг.

В чем суть теории смены элит?

Суть теории смены элит состоит в том, что та часть общества, которой принадлежит власть, деградирует и постепенно теряет способность к контролю над ситуацией. На смену ей со временем приходит другая, новая элита, которая добивается власти с помощью третьей силы - сравнительно многочисленной, но менее активной народной массы. В свою очередь, постепенно новая элита тоже приходит в упадок, теряет инициативу и уступает место следующей молодой элите. Цикл повторяется раз за разом, но суть остается прежней. Парето считал, что приход, стабилизация и деградация правящей элиты неизбежны и являются проявлением движущей силы развития сообществ. Человеческая природа неизменна в разные времена и эпохи, поэтому такой круговорот или «циркуляция элит» вечны и неизменны.

Причины смены правящих элит

По мнению Парето, люди изначально неравны между собой. В силу особенностей люди делятся на группы, часть которых способна стать элитой, а часть - нет. Членам потенциально элитарной группы свойственны такие черты, как самообладание, способность использовать чужие слабости, способность к убеждению, способность к использованию силы когда это нужно.

Будут ли отличаться приходящие к власти группы людей? Вильфредо Парето считал, что да. Последние две из указанных выше способностей исключают друг друга, и управление происходит в основном либо посредством си л ы, либо посредством убеж­дения. В понимании ученого элиты делятся на два основных класса — «львы» и «лисы». Скорее всего, Парето это деление не придумал сам, а взял из трудов другого известного ученого и деятеля - Никколо Макиавелли. Оба класса элит имеют свои особенности и свою роль.

«Львы» — это консерваторы, традиционалисты, приверженцы семьи, патриотизма и классовой солидарности, рантье. Деятели, принадлежащие к этому типу, предпочитают применять силу как фактор влияния на ситуацию, а не интриги.

«Лисы» имеют более подвижное сознание, могут идти к цели более извилистым путем, изобретательны, спекулянты, способны на открытия, но менее приверженны базовым принципам, морали и традициям, которые придают стабильность обществу. В отличие от «львов», «лисы» склонны воздействовать на ситуацию с помощью интриг, часто склонны оценивать свои действия с точки зрения выгоды, опасаются применения открытой силы.

Образно можно сказать, что если «львы» вызывают ассоциацию с романтичной версией рыцарства, то «лисам» ближе расчетливость купцов.

Независимо от типа правящей элиты часть ее представителей опускается на нижний уровень иерархии, а часть представителей из «народа» наоборот поднимается «наверх» и присоединяется к элитной группе.

Согласно Парето, возможны случаи, когда смена и обновление элит замедляются, из-за застоя в правящей группе накапливается «балласт», не имеющий требуемого для власти набора личных и профессиональных качеств. Наиболее активная часть общества не имеет возможности присоединиться к правящей элите и начинает работать как контр-элита, оппозиция. По этой и другим причинам в обществе накапливаются противоречия, которые разрешаются через революцию. Общество, неспособное к смене правящей элиты, рискует тем, что новая элита будет навязана после подчинения страны другому государству.

Для того, чтобы общество развивалось, необходим более-менее бесконфликтный механизм смены руководящей группы и наличие так называемых «социальных лифтов», которые позволяют выделить наиболее активных членов общества или коллектива и дать им возможность проявить себя конструктивно, без серьезного нарушения установленных правил.

Чем интересна теория смены элит

Парето не выделяет аристократию или элиту именно как группу людей в рамках государства. По его мнению, элита или аристократия могут существовать в любом устойчивом сообществе. Это может быть научная элита, техническая элита, творческая или политическая элита, военная аристократия, аристократия в преступном мире, «аристократия» в частной компании (круг приближенных). Понимание логики развития и смены элит позволяет лучше понять процессы, протекающие не только в государстве, но и в профессиональных сообществах, сетевых комьюнити, устойчивых и достаточно крупных компаниях или любых других крупных коллективах.

Для руководителя крупного коллектива практический вывод из теории смены элит, как мне кажется, в том, что:

  • для избегания кризисов в коллективе необходимо иметь механизм постепенной смены «верхушки»
  • при существенных изменениях в организации неизбежна смена лидеров.

(итал. Vilfredo Pareto; 15 июля 1848, Париж - 20 августа 1923, Селиньи, кантон Женева, Швейцария) - итальянский инженер, экономист и социолог. Один из основоположников теории элит.

Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальянского маркиза, выходца из портового города Генуя, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была француженкой, и он с детства одинаково хорошо владел итальянским и французским, однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем.

В 1858 году семья Парето вернулась в Италию. Там Вильфредо начинает учиться и получает одновременно классическое гуманитарное и техническое образование. При этом большое внимание он уделяет изучению математики.

После окончания Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защищает диссертацию «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Тема эта воспринимается как предзнаменование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономических и социологических трудах. В течение ряда лет он занимал довольно важные должности в железнодорожном ведомстве и в металлургической компании.

В 1890-е годы он предпринимает неудачную попытку заняться политической деятельностью. В это же время он активно занимается публицистикой, чтением и переводами классических текстов. В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского университета в Швейцарии, сменив в этой должности известного экономиста Леона Вальраса .

Научные достижения

По мысли Парето, общество имеет пирамидальную структуру, на вершине которой находится элита - руководящий социальный слой, направляющий жизнь всего общества. Залог успешного развития - своевременная ротация (обновление) элиты.

Он разработал теории, названные впоследствии его именем: статистическое Парето-распределение и Парето-оптимум, широко используемые в экономической теории и иных научных дисциплинах и является автором закона Парето .

В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам Муссолини, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии. Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод.

Умер Парето 20 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.

Научные труды

  • Курс политической экономии (Cours d’economie politique , 1896-1897);
  • Социалистические системы (Les Systemes socialistes , 1902-1903);
  • Учебник политической экономии (Manuale di economia politica , 1906);
  • Трактат по общей социологии (Trattato di sociologia generale , 1916);
  • Краткое руководство по общей социологии (Compendio di sociologia generale , 1920).

  • Вильфредо Парето - известный итальянский социолог и экономист, один из основателей теории элит. По этой теории, общество представляет собой пирамидальную структуру. Но Парето известен не только как создатель данной теории. Сегодня мы с вами познакомимся с его биографией, достижениями и мировоззрением подробнее.

    Детство

    Вильфредо родился 15 июля 1848 года в знатной семье, проживавшей во Франции. Его отец был итальянским маркизом, которого выслали из страны за либеральные и республиканские взгляды. Мать Парето была француженкой. С детства парень одинаково хорошо говорил на итальянском и французском языках. В 1850-м семье разрешили вернуться в Италию.

    Образование

    Вильфредо Парето получил как классическое гуманитарное среднее образование, так и техническое образование. Практически с первых лет обучения он начал проявлять склонность и, что немаловажно, интерес к математике. После школы Вильфредо продолжил обучение в Политехническом институте Турина, где получил диплом инженера. В 1869 году, Парето защитил диссертацию на тему «Принципы равновесия твердых тел». Такое понятие, как «равновесие», еще не раз отзовется в его социологических и экономических работах.

    Флоренция

    Последующий период жизни Парето прошел во Флоренции. Сюда его позвали на должность инженера путей сообщения. Через некоторый промежуток времени, Вильфредо уже управлял сетью металлургических заводов. В этот период стали проявляться его либеральные и демократические взгляды, а также протест касательно милитаристской политики, проводимой итальянским правительством.

    Личная жизнь

    В 1889 году Парето взял в жены Александру Бакунину. Девушка была по происхождению русской. В 1901 году жена оставила Вильфредо и уехала на родину. Спустя год после расставания с первой супругой Парето познакомился с Жанной Режи, с которой в итоге связал свою жизнь. Именно этой девушке он позже посвятит труд под названием «Трактат по общей социологии», который был издан в 1916 году во Флоренции.

    Перелом в убеждениях

    В 1891 году Вильфредо Парето познакомился с трудами Вальраса и Панталеони - двух виднейших на тот момент итальянских экономистов. Они развивали в своих работах теорию экономического равновесия, которая отразилась на становлении социологической системы Парето. Приблизительно в это время произошел перелом в убеждениях Вильфредо. Он стал приверженцем консерватизма и антидемократизма. С 1892 по 1894 был опубликован ряд материалов Парето по экономической теории.

    Швейцария

    В 1893 году итальянский ученый переезжает в Швейцарию, где начинается новый период его жизни. Здесь он становится профессором политэкономии и возглавляет кафедру в Лозаннском университете. На этом посту Парето меняет довольно известного экономиста Л. Вальраса, на работах которого он сам учился. Именно Вальрас предложил Парето эту должность. На тот момент, Вильфредо много времени уделял науке и опубликовал несколько своих сочинений. В университете он преподавал свой личный курс политэкономии, написанный в 1896-1897 годах. В 1897 году Парето стал также читать лекции по социологии.

    Через год ученый получил от своего дяди колоссальное наследство, которое позволило ему приобрести виллу в Селиньи, прямо на берегу Женевского озера. Позже она станет любимым местом отдыха и работы ученного. В 1902 году, в Париже была опубликована книга Вильфредо Парето, которая получила название «Социологические системы». А через пять лет в Милане на свет вышел «Учебник политической экономии». Эти труды принесли герою нашего рассказа большую популярность, но главная его работа еще впереди.

    Трактат по социологии

    В 1907 году из-за проблем с сердцем ученому пришлось оставить преподавательскую деятельность. Когда, через некоторое время, его состояние улучшилось, Парето принялся за написание книги «Трактат по общей социологии». На написание этой книги у мужчины ушло 5 лет. В 1916 году труд был опубликован на итальянском языке. Через три года, он стал доступен также на французском языке. С этого времени и до конца своих дней Вильфредо Парето занимался исключительно социологическими исследованиями. В 1918 году в Лозанском университете торжественно отпраздновали 70-летие ученого.

    Последние годы

    В начале 1920-х итальянский социолог опубликовал несколько важнейших работ. В 1921 году вышла книга Парето Вильфредо «Трансформация демократии». В ней ученый в обобщенном виде раскрыл все свои основные идеи. В нескольких своих трудах, Парето выказывал сочувствие итальянскому фашизму, приверженцем идеологии которого являлся. Именно в эти годы, к власти в Италии пришел Б. Муссолини. Новое правительство уважало Парето, а некоторые его члены даже считали себя учениками социолога. В результате в 1923 году Вильфредо стал сенатором Итальянского королевства. Вскоре он умер и был похоронен в Селиньи.

    Обращение к социологии

    Как уже было сказано, ученый довольно поздно решил, что главным вектором в его жизни должна стать социология. К этому времени он был уже выдающимся специалистом в области политэкономии. С чем же связана смена приоритетов? Видимо, причина была в том, что рационалистская концепция «экономического человека» с которой ученый работал на протяжении долгих лет, перестала его устраивать. Вероятно, что влияние на ученого также оказали экономические проблемы, в частности, распределение доходов в обществе. Еще в трудах Парето написанных в период с конца 19-го по начало 20-го века, просматривался его интерес к новой модели человека. В полной мере, его иллюстрировала работа «Общая социология» Вильфредо Парето, объем которой составлял порядка двух тысяч страниц.

    Отказ от рационалистической модели

    В то время господствовала рационалистическая модель человека, и герой нашего разговора был ее сторонником на протяжении многих лет. Однако однажды он от нее окончательно отказался. Согласно данной модели, поведение индивида в той или иной ситуации выглядит следующим образом: обдумывание действия, анализ его целесообразности, и наконец, поступок, приближающий к цели. Концепции Парето выглядела противоположным образом: сначала, под влиянием интереса и чувств, человек выполняет действие, а затем он объясняет его целесообразность. На этом и была построена «Теория нелогичного действия».

    Тем не менее Парето не стал приверженцем иррационалистических трактовок человеческих поступков. Наоборот, он попытался сделать из рационализма «ультрарационализм», который предполагает, что в дискурсе, вместе с логикой, участвуют также наблюдения и эксперименты. Они нужны для того, чтобы разоблачить иллюзии, возникающие в нашем сознании, при желании скрыть истинные мотивы поступков.

    Большинство людей знает ученого именно благодаря этой теории. По его мнению, элиты постоянно сменяют друг друга, а история является «кладбищем элит». Таким образом, основные причины политических изменений Вильфредо Парето видел в циркуляции элит. Для элит, как отмечает Парето, характерна тенденция к упадку. «Неэлиты», в свою очередь, могут создавать для них вполне достойных преемников. И это очень важно, ведь дети, как правило, не обладают теми выдающимися особенностями, которые были у их родителей. Элиты должны постоянно сменяться, так как стоящие у власти люди со временем теряют ту энергию, которая помогла им завоевать высокий пост.

    Общество непрерывно стремится к социальному равенству, которое достигается грамотным взаимодействием четырех важнейших сил, которые Парето назвал элементами. Элементы, по его мнению, могут быть: социальными, экономическими, политическими и интеллектуальными.

    Неравенство на психологическом уровне

    Особое внимание ученый уделял мотивам человеческих деяний. Именно поэтому политика для него в какой-то степени являлась функцией психологии. Психологический подход в анализе общества и политики в целом помог Парето объяснить причину формирования многообразия социальных институтов. Она заключалась в психологическом неравенстве людей. Социолог отмечал, что общество неоднородно, и его индивиды имеют моральные, физические и интеллектуальные отличия. Теория Вильфредо Парето давала основания полагать, что элита определяется по врожденным психологическим свойствам. Он даже создал систему оценки человека, по которой можно было выявить его предрасположенность к той или иной деятельности.

    Как элита удерживает власть?

    В концепции Вильфредо Парето элиты делятся на «правящую» и «неправящую». Первая участвует в управлении и принимает властные решения, в отличие от второй. Малочисленный класс удерживается у власти благодаря своей силе и поддержке подчиняющегося класса. При этом так называемый ресурс согласия основывается главным образом на умении власти убедить остальных в своей правоте. От способности манипулировать эмоциями толпы зависит вероятность того самого согласия. Тем не менее талант убеждения не всегда позволяет удержать власть, поэтому элита должна быть готова прибегнуть к силовым действиям.

    Типы элиты

    По теории Парето, есть два типа элиты: «львы» и «лисы». Первые преобладают в том случае, если политическая система стабильна. Когда она неустойчива, необходимы «лисы» - новаторы, комбинаторы, энергичные деятели. Смена элиты происходит из-за того, что каждый из типов перестает удовлетворять потребности масс. Следовательно, для равновесия систем требуется постоянная смена элит. В этом и заключаются основные причины политических изменений.

    Вильфредо Парето: закон «20/80»

    Говоря о деятельности итальянского ученого, нельзя не упомянуть об этом интересном открытии. Согласно этому эмпирическому правилу, первые 20% действий, которые человек совершает на пути к достижению цели, дают 80% результата. Следовательно, оставшиеся 80% действий дают 20%. Это правило может применяться при анализе эффективности той или иной деятельности. Выбрав правильно минимальное количество наиболее важных действий, человек получает значительную часть от желанного результата. А дальнейшие улучшения часто являются неоправданными и лишь занимают время. Конечно, приведенные в законе цифры не являются абсолютно точными. Просто однажды Парето заметил, что 80% дохода сосредотачивается у 20% населения.

    Заключение

    Сегодня мы с вами в общих чертах рассмотрели научное достояние Вильфредо Парето. Благодаря работе этого ученого, социология получила мощный импульс для развития и обратила на себя внимание многих ученных. По сей день Парето считается одним из лучших экономистов и социологов.

    Вильфредо Парето родился 15 июля 1848 г. в Париже в семье итальян­ского маркиза, выходца из Генуи, вынужденного эмигрировать из-за своих либеральных и республиканских убеждений. Мать Парето была францу­женкой, и он с детства одинаково хорошо владел языками обоих родите­лей; однако всю жизнь он ощущал себя прежде всего итальянцем. В 1858 г. семья Парето возвращается в Италию. Там он получает прекрасное образование, одновременно классическое гуманитарное и техническое; большое внимание он уделяет изучению матема­тики. После окончания Политехнической школы в Турине Парето в 1869 г. защи­щает диссертацию «Фундаментальные принципы равновесия в твердых телах». Тема эта воспринимается как предзнаме­нование, учитывая важное место понятия равновесия в его последующих экономи­ческих и социологических трудах. В те­чение ряда лет он занимал довольно важ­ные должности в железнодорожном ве­домстве и в металлургической компании.

    В 90-е годы он предпринимает неуда­чную попытку заняться политической деятельностью. В это же время он активно занимается публицистикой, чте­нием и переводами классических текстов. В первой половине 90-х годов Парето публикует ряд исследований в области экономической теории и математической экономики. С 1893 г. и до конца жизни он был профессором политической экономии Лозаннского уни­верситета в Швейцарии, сменив в этой должности известного экономиста Леона Вальраса.В последний год жизни Парето в Италии уже установился фашистский режим. Некоторые видные деятели этого режима, и прежде всего сам дуче, считали себя учениками лозаннского профессора. В связи с этим в 1923 г. он был удостоен звания сенатора Италии.Парето выразил сдержанную поддержку новому режиму, одновременно призвав его быть либеральным и не ограничивать академических свобод. Умер Парето 19 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.

    Как уже отмечалось, первые научные труды Парето были посвящены экономике. В качестве экономиста он занимает видное место в истории науки. Он внес важный вклад в исследование распределения доходов, мо­нополистического рынка, в становление эконометрии и т.д. . Но постепенно он осознает недостаточность и неадекватность представле­ний о человеке как оhomooeconomicus. В свою очередь это осознание было связано с его общим отрицательным отношением к рационалистическим концепциям человека, которое со временем усиливалось. В поисках более адекватной и целостной модели человека Парето обращается к социоло­гии. Обращение это происходит сравнительно поздно, когда он был уже зрелым и известным ученым, но происходит оно не сразу, не вдруг, а испод­воль, постепенно. Оно заметно еще в его несоциологических по жанру на­учных трудах, таких, как «Курс политической экономии» (1896-1897), «Социалистические системы» (1902) и «Учебник политической экономии» (1906). Уже в 1897 г. Парето читал курс социологии в Лозаннском универси­тете, который он продолжал читать и впоследствии, даже тогда, когда из-за болезни был вынужден отказаться от преподавания экономики.

    Самое крупное сочинение В. Парето, в котором представлены его соци­ологические теории, - «Трактат по общей социологии». Автор писал его с 1907 по 1912 г. В итальянском оригинале «Трактат» был впервые опубли­кован в 1916 г., во французском варианте, проверенном и одобренном авто­ром, он вышел в 1917-1919 гг. Это огромное и весьма громоздкое по своей структуре сочинение написано в нарочито наукообразном стиле; оно на­считывает около 2 тыс. страниц текста большого формата, 13 глав, 2612 параграфов, не считая приложений.

    Правящая и неправящая элиты

    Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, ин­теллектуальном, нравственном отношениях. Поэтому и социальное нера­венство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показате­лями в той или иной области деятельности, составляют элиту. В каждой сфере деятельности существует своя элита.

    Парето различает два вида элиты: правящую , т. е. принимающую участие в осуществлении политической власти, инеправящую . В целом социальная стратификация изображается в его теории в виде пира­миды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита («высший слой»), а остальную часть - основная масса населения («низ­ший слой») . Элиты существуют во всех обще­ствах, независимо от формы правления.

    В качестве синонимов этого термина Парето использует термины «правящий класс», «господствующий класс», «аристократия», «высший слой», это просто объективно «лучшие» в определенной области деятельности: «Может быть аристократия святых или аристократия разбойников, аристократия ученых, аристо­кратия преступников и т.п.» . Проблема, однако, остается: как определить «луч­ших», наиболее компетентных и т.п.? Парето, по существу, игнорировал относительность «элитарных» качеств и их тесную связь с определенными социальными системами, каж­дая из которых вырабатывает свои специфические критерии оценки этих качеств.

    Парето стремится к чисто описательной трактовке термина «элита», не внося в него оценочного элемента. Тем не менее ему не удалось избежать известной противоречивости в истолковании этого понятия. С одной сто­роны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как своего рода результат естественного отбора. С другой стороны, в «Трактате» встреча­ются утверждения, что люди могут носить «ярлык» элиты, не обладая соот­ветствующими качествами. Очевидно, что вторая трактовка противоречит первой. По-видимому, в первом случае Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мо­бильности, основанное на принципе «естественного отбора». В этом слу­чае элитарные качества и элитарный статус должны совпасть, но подобная ситуация, разумеется, в истории встречается нечасто. И все-таки в целом у Парето доминирует представление о том, что элиты формируются из лю­дей, действительно обладающих соответствующими качествами и достой­ных своего высшего положения в обществе.

    Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания; умение улавливать и использовать для своих целей слабые места других людей; способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции; способность применять силу, когда это необходимо. Последние две способности носят взаимоисключающий характер, и управление происходит либо посредствомсипы, либо посредствомубеж­дения. Если элита неспособна применить то или иное из этих качеств, она сходит со сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: «История - это кладбище аристо­кратий» .

    Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последнего пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Благодаря циркуляции элита находится в состоянии постепенной и непрерывной трансформации.

    Циркуляция элит

    Циркуляция элит функционально необходима для поддержания социаль­ного равновесия. Она обеспечивает правящую элиту необходимыми для уп­равления качествами. Но если элита оказывается закрытой, т. е. циркуляция не происходит или происходит слишком медленно, это приводит к деграда­ции элиты и ее упадку. В то же время в низшем слое растет число индиви-дов, обладающих необходимыми для управления чертами и способных применить насилие для захвата власти. Но и эта новая элита утрачивает способность к управлению, если она не обновляется за счет представите­лей низшего слоя.

    Согласно теории Парето, политические революции происходят вслед­ствие того, что либо из-за замедления циркуляции элиты, либо по другой причине элементы низкого качества накапливаются в высших слоях. Рево­люция выступает как своего рода альтернатива, компенсация и дополнение циркуляции элит. В известном смыслесущность революции и состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. При этом, как правило, в ходе революции индивиды из низших слоев управляются инди­видами из высших, так как последние обладают необходимыми для сраже­ния интеллектуальными качествами и лишены тех качеств, которыми обладают как раз индивиды из низших слоев .

    Типы элиты

    Итак, в историческом развитии постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их чередование, смена - закон существования человеческого общества. Но изменяются не просто составы элит, их контингент; сменя­ют друг друга, чередуются сами типы элит. Причина этой смены состоит в чередовании, точнее, в поочередном преобладании в элитах «осадков» первого и второго классов, т. е. «инстинкта комбинаций» и «настойчивости в сохранении агрегатов» .

    Первый тип элиты, в котором преобладает «инстинкт комбинаций», управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Усиление «осадков» первого класса и ослабление «осад­ков» второго приводят к тому, что правящая элита больше заботится о на­стоящем и меньше - о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материаль­ные - над идеальными; интересы индивида - над интересами семьи, дру­гих социальных групп, нации. С течением времени «инстинкт комбинаций» в правящем классе усили­вается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается ин­стинкт «настойчивости в сохранении агрегатов». Когда расхождение становится достаточно значительным, происходит революция, и к власти приходит другой тип элиты с преобладанием «осадков» второго класса. Для этой категории элиты характерныагрессивность, авторитарность, упор­ство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и ком­промиссам.

    Первый тип правящей элиты Парето называет «лисами», второй - льва-ìè »". В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории "спе­кулянтов" и "рантье": в первой из них преобладают «осадки» первого класса, во второй - второго [там же, § 2235]. «Спекулянты», обладая хоро­шими способностями в области экономических комбинаций, не довольст­вуются фиксированным доходом, часто незначительным, и стремятся заработать больше. Каждая из двух категорий выполняет в обществе осо­бую полезную функцию. «Спекулянты» часто «служат причиной измене­ний и экономического и социального прогресса» [там же]. Рантье. наоборот, составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором почти исключительно преобладают «рантье», остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют «спеку­лянты», лишено стабильности; оно находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть нарушено изнутри или извне.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное