Домой Кредит на бизнес Земельный налог: база, ставка, налогоплательщики. Объект налогообложения земельного налога

Земельный налог: база, ставка, налогоплательщики. Объект налогообложения земельного налога

Объект налогообложения земельного налога , несмотря на простоту его определения, приведенного в НК РФ, представляет собой составное понятие, зависящее от ряда факторов. Рассмотрим, как из положений НК РФ складывается представление об объекте земельного налога.

Законодательство о земельном налоге

Главным документом, регулирующим вопросы налогообложения земельным налогом, является НК РФ, в котором этому налогу посвящена гл. 31. Однако в связи с тем, что этот налог относится к налогам местного уровня, для его введения и отмены в муниципальных образованиях принимаются свои НПА. Этими же НПА местные власти вправе принимать самостоятельные решения по ряду вопросов начисления и уплаты налога на землю (п. 2 ст. 387 НК РФ). Они могут:

  • вводить систему дополнительных налоговых льгот;
  • определять и дифференцировать налоговые ставки при условии, что они не будут превышать установленные НК РФ;
  • определять порядок и сроки уплаты налогов для юрлиц.

Если местный орган не установил свои ставки, то применяются ставки, установленные НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ):

  • 0,3% — для земель сельскохозяйственного, жилищного, дачного назначения или связанных с задачами безопасности РФ (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ);
  • 1,5% — для всех остальных земель (подп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Если участок расположен в пределах нескольких регионов, то каждая его часть облагается налогом на землю по правилам, установленным законом соответствующего региона (п. 2 ст. 389 и п. 1 ст. 391 НК РФ). При этом доля стоимости участка для каждого региона зависит от доли его площади в этом регионе.

Когда возникает обязанность платить за землю?

Обязанность уплаты земельного налога появляется у налогоплательщика (организации или физлица) при возникновении объекта налогообложения, оформленного на условиях одного из следующих прав (п. 1 ст. 388 НК РФ):

  • собственности;
  • пользования без установления срока;
  • владения по праву наследства.

Если в отношении участка существует право безвозмездного пользования или возмездного по договору аренды, то налогообложению он не подлежит (п. 2 ст. 388 НК РФ).

Организации считают налог сами отдельно по каждому участку, используя для этого сведения об установленной кадастровой стоимости.

В отношении участков, числящихся за физлицами, расчет налога осуществляют налоговые органы. Если физлицо не получает из ИФНС уведомления на уплату земельного налога, то с 2015 года оно обязано информировать об этом налоговую инспекцию (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Если данную обязанность проигнорировать, то ФНС назначит штрафные санкции в размере 20% от неуплаченной суммы налога.

Форму сообщения о незадекларированном имуществе можно скачать .

Как налог рассчитывают ИП, читайте в статье .

По участку, право на который существует неполный год (т. е. право на участок возникло или исчезло в текущем году), налог рассчитывается с учетом коэффициента, который учитывает долю месяцев фактического наличия у налогоплательщика участка в текущем году (п. 7 ст. 396 НК РФ). При этом если право на участок возникло до 15-го числа месяца, то месяц считается полным, а если после 15-го, то месяц не учитывается в периоде налогообложения.

Особенности налогообложения общей земли

Земельный участок может находиться в общей собственности: совместной или долевой. При этом налог уплачивается каждым собственником отдельно со стоимости принадлежащей ему доли (п. 2 ст. 389 НК РФ):

  • Для долевой собственности стоимость доли определится в пропорции к ее части в общей стоимости участка (п. 1 ст. 392 НК РФ).
  • Для совместной собственности эти доли будут одинаковы (п. 2 ст. 392 НК РФ).

Как узнать задолженность по земельному налогу , мы рассказы ваем в .

Возможные льготы по объекту земельного налога

Применение льгот к объекту налогообложения земельным налогомвозможно при получении участка для определенной цели при условии использования его с этой целью (ст. 395 НК РФ). Предоставление льгот должно быть документально обосновано (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Организации вправе воспользоваться льготами по участкам, предназначенным для размещения:

  • учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • автомобильных дорог общего пользования;
  • религиозных сооружений;
  • общественных организаций инвалидов и фирм с их участием;
  • организаций народных художественных промыслов;
  • особых и свободных экономических зон;
  • объектов инновационного центра «Сколково».

Льготы для общественных организаций инвалидов и фирм с их участием применимы с определенными ограничениями по видам деятельности и числу инвалидов в них. Для особых и свободных экономических зон возможность применения льгот ограничена по срокам.

Физлица применительно к объекту налогообложения могут использовать только одну льготу: по участкам, предназначенным для ведения традиционного образа жизни малочисленными народами РФ (п. 7 ст. 395 НК РФ).

При этом законодатели муниципальных образований вправе устанавливать дополнительные льготы и дифференцированные ставки по налогу на землю.

Итоги

Налогом на землю облагаются все земельные участки в регионе, где взимается данный налог. НК РФ устанавливает перечень не облагаемых налогом земель. Величина сбора зависит от кадастровой стоимостной оценки участка.

Законодатели готовят ряд изменений по налогу на землю:

  • ;

За всеми нововведениями следите в нашей рубрике .

Молодая семья имеет право на получение земельного участка бесплатно. Какие условия при этом необходимо выполнить, читайте в .

Как узнать налоговую ставку на землю

Любой налогоплательщик обладает правом знать конкретную налоговую ставку, применяемую к его участку земли.

Если вдруг эта ставка не соответствует той, по которой гражданин или юрлицо платили земельный налог, они вправе предъявить претензию о нарушении установленных правил.

Для того чтобы уточнить имеющуюся налоговую ставку, можно прибегнуть к нескольким способам:

  • лично посетить отдел местной администрации, отвечающий за решение земельных вопросов;
  • заглянуть на официальный сайт отделения ФНС и найти сведения там;
  • изучить уведомление, присланное ИФНС для уплаты налога за землю.

После выяснения налоговой ставки, лучше уточнить категорию земельного участка.

Такие сведения можно узнать из:

  • официальной из ЕГРН, которую можно заказать в отделении Росреестра;
  • официального сайта Росреестра;
  • кадастрового паспорта либо свидетельства, подтверждающего право собственности.

Уточнение налоговой ставки всегда важно для любого налогоплательщика, поскольку от этой величины напрямую зависит размер уплачиваемого налога за землю.

С каждым годом население Российской Федерации становится все более грамотным в вопросах налогообложения, что связано, как с желанием применять различные льготы, доступные только по заявлению налогоплательщика, так и с необходимостью оценки своих налоговых обязательств при планировании бюджета. Земельный налог относится к местным налогам и отчасти регулируется местным законодательством, при этом на федеральном уровне установлено, что плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков.

Кто должен платить земельный налог

Плательщиками земельного налога являются лица, которым принадлежат земельные участки. При этом к таким лицам относятся, как физические лица, так и организации. Для того чтобы определить, кто платит земельный налог и в каком размере, необходимо понять, признается ли земельный участок объектом налогообложения, и не предусмотрены ли законодательством о налогах и сборах налоговые льготы.

Отнесение законодательством о налогах и сборах тех или иных лиц к понятию "физическое лицо" не обусловлено определением гражданства. Для отдельных налогов могут существовать различия в налоговых ставках, но факт признания лица налогоплательщиком остается неизменным. Таким образом, нет разницы между гражданами Российской Федерации и иностранцами. Таким образом, если иностранное лицо владеет земельным участком, находящимся на территории Российской Федерации, то оно обязано платить российский земельный налог.

При этом подлежат обложению только те земли, которые расположены в Российской Федерации. Участки за пределами Российской Федерации не облагаются российским земельным налогом. Так, если гражданин Российской Федерации приобретает земельный участок, расположенный на территории иностранного государства, то в Российской Федерации такой земельный участок не будет признаваться объектом обложения земельным налогом и, соответственно, в отношении него не требуется уплачивать налог.

С каких земельных участков нужно платить налог

Прежде всего, плательщики земельного налога должны определить на территории какого муниципального образования расположены их земельные участки. Земельный налог должен уплачиваться только если он был введен в действие на территории муниципального образования, в котором находится участок. К примеру, если участок расположен в городе Мценске, то необходимо использовать нормативные акты Мценского городского Совета народных депутатов.

Плательщиками земельного налога признаются только лица, которые владеют участком следующим образом:

На праве собственности;

На праве постоянного (бессрочного) пользования;

На праве пожизненного наследуемого владения.

Учитывая, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отражается полная информация о правах собственности, налогоплательщиками земельного налога признаются только лица, указанные в таком реестре. При этом возникновение и прекращение обязанности по уплате налога обусловлено внесением соответствующих записей в реестр.

Если земельный участок находится у организации или физического лица на праве безвозмездного пользования или по договору аренды, то платить земельный налог не нужно, поскольку такая обязанность полностью лежит на владельце земли.

Пунктом 2 статьи 389 НК РФ некоторые земельные участки исключены из объектов обложения. Например, если квартира, собственником которой Вы являетесь, находится в многоквартирном доме, Вам также принадлежит часть земельного участка, на котором такой дом расположен. До 2015 года возникало много споров в отношении таких земельных участков, поэтому было принято решение освободить их от налогообложения. Указанная льгота не может применяться, если одному лицу принадлежат все квартиры в многоквартирном доме, что подтверждается мнением Минфина России.

Какими налоговыми льготами можно воспользоваться

Законодательством о налогах и сборах предусмотрены различные послабления по уплате земельного налога:

Освобождение от уплаты отдельных категорий налогоплательщиков;

Исключение отдельных видов земельных участков из облагаемых налогом;

Снижение налоговой базы по налогу;

Применение понижающих коэффициентов при расчете земельного налога отдельными категориями плательщиков.

Муниципальные образования вправе определять налоговые ставки и налоговые льготы для плательщиков, поэтому чтобы понять, кто не платит земельный налог в России, одних норм НК РФ недостаточно, и необходимо обращаться к нормативным правовым актам муниципальных образований.

Содержит перечень лиц и организаций, освобождаемых от обложения земельным налогом.

Представительные органы муниципальных образований устанавливают дополнительные налоговые льготы по своему усмотрению. В настоящее время тенденция такова, что муниципальные образования охотнее устанавливают льготы исходя из того, кто является налогоплательщиком, а не из того, какой объект подлежит обложению. Прежде всего, это связано с необходимостью поддержать социально незащищенные слои населения: пенсионеров, инвалидов и малоимущих граждан. При этом могут быть установлены льготы и для других налогоплательщиков.

Платят ли земельный налог жители Крыма

Земельный налог введен на территории муниципальных образований Республики Крым и в городе Севастополе в 2014 году, поэтому жители этого региона уплачивают налог на землю в том же порядке, что и владельцы земли по всей России.

При этом порядок исчисления земельного налога в рассматриваемых субъектах Российской Федерации временно отличается. Работа по проведению кадастровой оценки земли в России начата уже давно, в то время как Крым и Севастополь вошли в состав Российской Федерации только в начале 2014 года. Учитывая, что процесс проведения кадастровой оценки занимает большое количество времени, НК РФ предусматривает, что до окончания проведения кадастровой оценки земельных участков в рассматриваемых субъектах Российской Федерации, земельный налог будет рассчитываться исходя из, так называемой, нормативной цены земли, устанавливаемой ежегодно.

1. Краткая характеристика налога

Земельный налог является местным налогом, который устанавливается налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл.31 НК, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Более подробно можно ознакомиться в гл. 31 налогового Кодекса.

2. Субъект налогообложения (налогоплательщик)

земельный налог ставка льгота налогоплательщик

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (ст. 388, НК).

3. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог, при этом есть перечень земель, которые не признаются объектом налогообложения (ст.389, НК).

4. Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390, НК).

Порядок определения налоговой базы - ст. 391, НК. Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности - ст. 392, НК. Налоговый период. Отчетный период - ст. 393, НК.

5. Налоговая ставка

1. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жкк (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ или приобретенных для жилищного строительства; приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

3) Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394, НК).

6. Налоговые льготы

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;

2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;

3) религиозные организации - здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;

4) общероссийские общественные организации инвалидов; организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов; учреждения, единственными собственниками, имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов;

5) организации народных художественных промыслов;

6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов;

7) организации - резиденты особой экономической зоны (ст. 395, НК).

7. Порядок исчисления налога

1. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

2. Налогоплательщики - организации, физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.

3. Если иное не предусмотрено пунктом 2, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

4. Представительный орган муниципального при установлении налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, уплачивающих налог на основании налогового уведомления. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, в случае установления одного авансового платежа, и одной третьей налоговой ставки в случае установления двух авансовых платежей.

5. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с пунктом 1, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.

6. Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

7. В случае возникновения у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности пользовании, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение указанных прав произошло до 15-го числа месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав.

8. В отношении земельного участка (его доли), перешедшего по наследству к физическому лицу, налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

9. Представительный орган муниципального образования при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода.

10. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

11. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п.4 ст.85 НК.

12. Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы муниципальных образований ежегодно до 1 февраля года, обязаны сообщать в налоговые органы сведения о земельных участках, по состоянию на 15 января года, являющегося налоговым периодом.

13. Сведения представляются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области контроля налогов и сборов.

14. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.

15. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

16. В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости (ст. 398, НК).

8. Порядок и сроки уплаты налога

1. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом срок уплаты налога (авансовых платежей по налогу) для налогоплательщиков - организаций или физических лиц (ИП) не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п.3 ст.398 НК.

2. В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) не предусмотрено иное.

3. Налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются в бюджет по месту нахождения земельных участков.

4. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (ст. 397, НК). Налоговая декларация - ст. 398, НК.

По ст. 388 НК РФ субъектами земельного налога являются:

  • физлица и юрлица, обладающие земельными участками (признаваемыми объектами налогообложения по ст. 389 НК РФ) на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения;
  • управляющие компании (в отношении земельных участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд).

Однако существуют виды прав на землю, которые дают возможность земельный налог не уплачивать. Вы найдете их перечень в данном материале .

Отметим, что с начала 2015 года земельный налог перестал «задваиваться», как это было раньше (из-за его параллельной оплаты и старым, и новым собственниками за календарный месяц передачи прав). Это стало возможным благодаря правкам, внесенным в ст. 396 НК РФ, в которой появилось ограничение по оплате налога в зависимости от даты перехода собственности. Так, при реализации объекта до 15 числа новый пользователь земельный налог подсчитывает с месяца появления прав, старый же перечисляет земельный налог без переходного месяца. Если права сменились после 15 числа, то покупатель земельный налог уже платить не должен, а продавец этот месяц включает в свой расчет.

Льготы по земельному налогу

В ст. 395 НК РФ прописаны льготы для следующих юр- и физлиц по земельному налогу:

  • для уголовно-исполнительных органов по землям, задействованным в выполнении ими их функций;
  • для компаний, имеющих в штате инвалидов от 80% общей численности, по землям, участвующим в непредпринимательской сфере;
  • для прочих лиц (их исчерпывающий список перечислен ).

Помимо этих льгот по земельному налогу НК РФ также выделяет земельные участки, по которым не нужно считать налог:

  • земли под многоквартирными постройками;
  • земельные участки, занятые лесами;
  • прочие объекты по земельному налогу (подробности - в статье «Объект налогообложения земельного налога » ).

Как рассчитать земельный налог в 2018-2019 годах

Земельный налог в 2016-2017 годах (а также в 2018 году) компания определяет либо в целом за год, либо поквартально (при наличии в регионе отчетного периода). Порядок расчета земельного налога регламентирован ст. 396 НК РФ, сумма налога находится перемножением налоговой базы и ставки земельного налога.

Расчет земельного налога зачастую требует учесть корректировку на коэффициенты, которые возникают по землям:

  • для строительства;
  • находящимся в пользовании менее года;
  • льготным.

Варианты расчета земельного налога с применением коэффициентов смотрите в публикации .

С примером расчета земельного налог а предлагаем вам ознакомиться в этом материале .

Что касается предпринимателей, то они не занимаются самостоятельным подсчетом налога и оформлением декларации по нему: земельный налог они платят по уведомлению налоговиков. Т. е. в отношении этого платежа ИП приравниваются к физлицам как субъектам земельного налога (подробности - ).

Как Земельный кодекс связан с земельным налогом

Земельный налог регулируется НК РФ и законами РФ. Сами же правоотношения, возникающие одновременно с появлением и утратой прав на землю, сопровождаются нормами Земельного кодекса (далее - ЗК РФ). Кроме того, ЗК РФ указывает на основной элемент налогообложения по земельному налогу - налоговую базу, которая выражена в кадастровой стоимости (ст. 65 ЗК РФ).

Как учитывать при расчете земельного налога изменение кадастровой стоимости из-за перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования, узнайте .

О чем глава 31 «Земельный налог» Налогового кодекса

Правила в отношении расчета и уплаты налога отражает гл. 31 «Земельный налог», в которой НК РФ прописывает следующие составляющие земельного налога:

  • объект;
  • ставку;
  • налоговую базу;
  • налоговый период;
  • налоговые льготы;
  • порядок исчисления и уплаты земельного налога.

Однако поскольку земельный налог относится к местным налогам, он также регулируется и актами местных органов. В частности, они определяют, какая в конкретном населенном пункте действует ставка земельного налога, т. к. НК РФ устанавливает только границы этих ставок.

Подробнее о ставках земельного налога читайте в этой публикации .

О действующей декларации по земельному налогу и планах по ее изменению узнайте по земельного налога физлицами, поменялся. Обновленные даты вы найдете в статье .

В какой бюджет поступает земельный налог с организаций

Земельный налог нужно платить по месту расположения земельного участка. Поэтому очень значимым реквизитом является ОКТМО - код, в соответствии с которым можно определить территориальную принадлежность земли. О прочих важных реквизитах, которые характеризуют земельный налог , читайте в этом материале .

Задача по оплате земельного налога возложена не только на юридических лиц, но и физлиц, а это значит, что понимать механизм исчисления налога необходимо всем землевладельцам. Разобраться во всех налоговых тонкостях вам поможет наша рубрика

Новое на сайте

>

Самое популярное