Домой Кредиты онлайн Для чего нужен государственный кредит. Государственный кредит (Government credit) - это

Для чего нужен государственный кредит. Государственный кредит (Government credit) - это

Когда государство выступает кредитором?

Государственный кредит представляет собой довольно специфическое звено государственных финансов. Он не имеет ни отдельного финансового фонда (средства, которые мобилизуются с его помощью, проходят, как правило, через бюджет), ни обособленного органа управления. Вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства и потому выделяется в отдельное звено. Государственный кредит за своей экономической сущностью - это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти и управление, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - из другого, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом. Основная классическая форма кредитного отношения, когда государство выступает заемщиком средств. Будучи кредитором, государство за счет средств бюджета предоставляет на платной основе при условии обязательного возвращения кредиты юридическим и физический лицам. Объем таких операций значительно меньший, чем за предыдущей формы. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашения займов или выполнения других обязательств, взятых на себя физическими или юридическими лицами, она является гарантом (условный государственный кредит). Поскольку государственные гарантии, как правило, Распространяются на недостаточно надежных заемщиков, то они приводят к росту расходов из централизованных денежных фондов. В сфере международных экономических отношений государство может выступать как в роли заемщика, так и кредитора. Как экономическая категория государственный кредит объединяет в себе финансовое и кредитное отношение. Как нивки финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованная денежных фондов государства. Государственный кредит есть обратным, срочным и платным. Вместе с тем между государственным и банковским кредитом, как классической формой кредитного отношения, существуют существенные отличия. Банковский заемный фонд используется для кредитования предприятий с целью обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизведения и повышение его эффективности. Кредиты могут получать и частные лица. Отличительной чертой банковского кредитования субъектов хозяйствования есть продуктивное использование ссудного фонда (или с целью развития социальной инфраструктуры производственных коллективов). Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов за счет увеличения стоимости дополнительного продукта. Когда же речь идет о государственном кредите, то полученные через государственный заем средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь у них дополнительные финансовые ресурсы. Они используются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов за ними выступают средства бюджета.

Государственный кредит - это отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта. В сферу государственно-кредитных отношений поступают часть прибылей и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими есть временно свободные средства населения и предприятий, однако при определенных условиях населения и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение потребления. В этих случаях источником государственного кредита становятся средства, предназначенные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий. В условиях тоталитарной системы управление подобное ограничение текущих нужд может происходить и из принуждения государства.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет мобилизации временно свободных средств населения, предприятий и организаций - это одна сторона государственно-кредитных отношений. Другой их стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств дополнительно мобилизованных государством. Выплата прибылей кредиторам обеспечивается стирает важно за счет бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщиков не совпадает с колом владельцев государственных ценных бумаг. Даже если предположить невозможное, что контингент налогоплательщиков совпадает с контингентом владельцев ценных бумаг, то и в этом случае будут наблюдаться структурные расхождения: размер налогов, которые вносит в бюджет каждый владелец ценных бумаг, не совпадает с величиной получаемых им прибылей от государственно-кредитных операций. Это означает, что и другой бок государственно-кредитных отношений имеет перераспределительный характер.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение нужд общества обусловлена постоянным разногласием между величиной этих нужд и возможностями государства относительно них удовлетворение за счет бюджетных фондов. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение ею своих функций относительно обороны страны и управления требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Немалых средств нуждается в и международная деятельность государства. Однако доходы государственного бюджета всегда ограничены. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, предприятий и организаций органы власти прибегают к государственному кредиту.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны сравнительно с валютными приемами (например, эмиссии денег) балансирование доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении. Назначение государственного кредита оказывается прежде всего в том, что он является средством мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизованные финансовые ресурсы используются на покрытие различия между бюджетными расходами и доходами. В случае положительного бюджетного сальдо мобилизованные с помощью государственного кредита средства используются непосредственно для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что Государственный кредит, будучи средством увеличения финансовых возможностей государства, может стать важным фактором ускорения социально-экономического развития государства. Государственный кредит есть также: источником увеличения прибылей гасителей ценных бумаг, которое достигается через выплату процентов и выигрышей за государственными займами. Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулировочную и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита обеспечивается формирования централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах строковости, платности и возвращение. Будучи заемщиком государство мобилизует дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых страну государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита и занимают второе место (после налогов) в формировании доходов бюджета.

Сущность регулировочной функции государственного кредита оказывается в том, что, вступая в кредитное отношение, государство влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая облигации государственного займа среди разных групп инвесторов. Мобилизуя средства физический лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансированные производственные расходы, например инвестиции, состоится абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования расходов на выплату заработной платы, например учителям, врачам, количество наличной денежной массы в обращения останется неизменной, хотя возможное изменение структуры платежеспособного спроса. Выступая на финансовом рынке как заемщик, государство увеличивает спрос на ссудные ресурсы и тем самым содействует росту цены на кредит. Чем высший спрос на свободные средства со стороны государства, тем высшим будет, при прочих равных условиях, уровень ссудного процента, тем более дорогим будет для предпринимателей банковский кредит. Дороговизна ссудных средств заставляет бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, вместе с тем она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг. Как кредитор и гарант государство может положительно влиять на производство и занятость. В промышленно развитых странах распространенная система поддержки малого бизнес, экспорта продукции или производства в отдельных областях, где имеет место убыль, через гарантирование государством погашения кредитов, предоставленных банками согласно государственным программам. Поддержка малого бизнес предусматривает, что государство берет на себя погашения задолженности банкам за кредитами, предоставленными малым предприятиям в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные страховые компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Этим поощряется освоения новых рынков сбыта национальной продукции. Большое значение в стимулировании развития производства и занятости имеют кредиты, которые предоставляются государством за счет бюджетов или внебюджетных фондов. С них помощью обеспечивается ускоренное развитие соответствующих регионов или необходимых направлений экономики на той или другой территории. Контрольная функция государственного кредита органически переплетается с контрольной функцией финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, рожденные особенностями данной категории:

  • 1) эта функция тесно связана с деятельностью государства и по состоянию централизованного фонда денежных средств;
  • 2) охватывает движение стоимости в двустороннем порядке, поскольку предусматривает возвращение и возмещение полученных средств;
  • 3) осуществляется не только финансовыми структурами, а и кредитными учреждениями.

Контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на них погашение. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возвращение и своевременность уплаты процентов.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Внутренний государственный кредит выступает в таких формах: государственные займы, преобразование части вкладов населения в государственные займы, заимствование средств общегосударственного заемного фонда, казначейские займы, гарантированные займы. Государственные займы как основная форма внутреннего государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных нужд через выпуск и реализацию облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Облигация - наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и предоставляет право ее владельцу после истечения определенного срока получить назад сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется возвратить сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты на протяжении всего термина пользования заемными средствами, а после истечения этого срока возвратить и сумму долга. Государство устанавливает нарицательную стоимость (номинальную цену) облигаций. Нарицательная стоимость отмечается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную собственником облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная прибыльность облигаций для их владельцев может быть высшей или низшей установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отвергается от нарицательной стоимости. Отклонения называется курсовым различием, и зависит оно от целого ряда факторов. К ним числа, в частности, относят величину номинального процента за облигацией, насыщенность рынка государственными ценными бумагами, состояние хозяйственной конъюнктуры, уровень доверия населения к правительству. За своей сущностью облигации государственного займа является особой формой фиктивного капитала. В самом деле, если источником дохода за ценными бумагами предприятий есть новообразованная стоимость, то проценты за государственными бумагами выплачиваются за счет доходов бюджета, поскольку средства, полученные за государственными займами, как правило, не инвестируются в производство, а идут на финансирование бюджетного дефицита. Инвесторы в государственные ценные бумаги становятся владельцами части будущих налоговых и неналоговых поступлений в бюджет государства. В этом и состоит специфичность государственного фиктивного капитала, которая приводит, в конечном итоге, к увеличению налогового бремени. Поэтому сущность государственного займа можно определить как налог, взятый заведомо. Казначейские обязательства (векселе) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты). В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредствуется системой сберегательных учреждений. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физическое и юридическое лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств. Наличие посредника между государством и населением в лице сберегательных учреждений и предоставления займы последними государству за счет заемных средств без ведома их реального собственника (население) дают возможность выделить эти отношения как особую форму государственного кредита. Преобразование части взносов населения в государственные предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов. В нашей стране зараз это достигается через приобретение Сбербанком государственных ценных бумаг. Использование государством средств заемного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не ограничивая этих операций покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита функционирует в тоталитарном обществе. Она содействует развитию инфляционных процессов, которые особо опасные в условиях жесткого контроля за эмиссией дензнаков со стороны демократически избранных органов. Поэтому полная нормализация отношений между государством и кредитной системой лежит на пути признания невозможности прямого заимствования ссудных средств для покрытия бюджетного дефицита и возмещения государственному банку долга, который образовался за предыдущие годы.

Казначейские займы как форма государственного кредита выражают отношения из предоставления финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управление за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и поворотности. В нашей стране эта форма государственного кредита пока что используется не очень активно. Отношения по линии казначейских ссуд не является аналогом банковского кредитования, поскольку в отличие от хозрасчетных банковских структур органы государственной власти и управления предоставляют финансовую помощь на других условиях и в других целях. Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях, которые касаются сроков и норм процента. Они возможные в случае финансовых трудностей предприятий и хозяйственных организаций через них особое положение на рынке или ухудшение экономической ситуации в стране. Казначейские займы не имеют коммерческой цели, а является средством поддержания жизненно важных для народного хозяйства экономических структур. В отдельных случаях правительство может гарантировать безусловное погашение займы, выпущенной органами власти и управление низшего упорядочения или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по ней. В этих случаях речь идет об условном государственном кредите - гарантированные займы. За гарантированными займами правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика. В нашей стране образованные условия для возрождения гарантированных займов в связи с предоставлением местным органам власти, а также отдельным хозяйственным структурам права проводить операции относительно заключения займов.

Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения получают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы они предоставляются на условиях поворотности, срочности и платности. Сумма полученных внешних займов с начисленными процентами включается в государственный долг страны. Странам, которые терпят значительные экономические и финансовые трудности, внешние займы могут даваться на льготных условиях. Основной целью государственных внешних займов есть содействия укреплению экономического потенциала, преодоление финансовых трудностей страны-получателя, предоставления продовольственной помощи.

Любое государство участвует в экономических отношениях, достаточно часто именно оно является основой своей экономической системы. Но вот подробнее о том, как проходит этот процесс, большинство людей не знают, ограничиваясь определением налогов, которыми облагаются жители страны. А вот о сути такого государственного экономического инструмента, как государственный кредит, многие или не слышали, или плохо представляют, что это.

Государство – заемщик

Вообще государственный кредит существует по тем же принципам, что и любые другие кредитные отношения. В его основе лежат принципы:

  • возвратности (сумма займа должна быть возвращена на определенных условиях);
  • срочности (срок полного и поэтапного возврата средств оговаривается в тексте договора);
  • платности (операции проводятся наличными и имеют платный характер).

Государственный кредит – это определенные отношения между кредитором и заемщиком, когда одной из этих сторон является государство. Понятие государственного кредита подразумевает существование трех вероятностей:

  • государство выступает заемщиком относительно физических или юридических лиц, причем к числу последних могут относиться другие государства;
  • государство выступает кредитором в отношении физических или юридических лиц;
  • государство берет на себя функции гаранта в ходе заключения кредитного договора.

Чаще всего, говоря о государственном кредите, мы думаем о ситуациях, в которых государство выступает в роли заемщика. Как правило, государство берет займы, если ему необходимы средства для покрытия своих расходов. Такие ситуации случаются, если по ряду причин наличных средств в бюджете страны недостаточно, но государство не желает увеличивать количество выпускаемых в стране денег, чтобы не допустить ускорение темпов развития инфляции. К примеру, в условиях недавнего мирового финансового кризиса ряд стран воспользовались возможностью взять государственный кредит у других государств или у международных финансовых организаций.

При этом наличие у государства кредита не обязательно говорит о проблемах в экономической жизни страны. Государство может стать заемщиком для юридических и физических лиц в тех случаях, когда средства, которые они имеют по каким либо причина изъяты из экономики. Чтобы вернуть данные денежные ресурсы назад в экономическую систему и обеспечить развитие государственной экономики за счет активного развития социальных программ, государство может прибегнуть к государственному кредиту.

Особенности государственного кредита

Невзирая на то, что государственному кредиту свойственны все признаки обычного коммерческого кредитования, некоторые отличия все-таки имеются. Если к коммерческому кредиту приходится прибегать в случае неравномерного изменения стоимости товаров и услуг, то факт государственного кредита чаще всего определяет дефицит бюджета.

Банковский кредит является инструментом увеличения доли денежных средств в открытой экономической системе, а государственный кредит всегда служит идее их сокращения, определенная часть денежной массы по кредиту идет на обслуживание потребностей самого государства. Чаще всего банковское кредитование имеет целевую природу, одним из условий сделки в банке выступает определение предназначения кредита; если заемщиком является государство, в условиях сделки не указывается конкретная цель займа, государству дается полный карт-бланш на распоряжение полученных средств.

Функции государственного кредита

Будучи финансовой операцией, государственный кредит предназначен для выполнения двух функций:

  1. Фискальная функция. Государственный кредит является дополнительным источником формирования государственного денежного фонда (первый источник – налогообложение). Его используют для покрытия расходов государства.
  2. Регулирующая функция. Государственный кредит является эффективным инструментом регулирования движения денежных потоков в экономической системе. Занимая денежные средства у физических лиц, государство сокращает количество денег, которые находятся в прямом хождении, а выступая заемщиком у юридических лиц, оно способствует увеличению денежной массы. При помощи кредитов государство может оказывать влияние на стоимость кредитования: чем выше предъявляемый им спрос, тем выше уровень процентов по ссудам, а, следовательно, тем дороже для юридических лиц этот кредит.

Государство управляет государственным кредитом при помощи следующих механизмов:

  • возможность регулировать рынок государственного кредитования;
  • возможность государства изменять порядок, условия и формы предлагаемых кредитов;
  • обслуживанием и полным погашением государственного долга;
  • выпуск облигационных займов и их размещение на рынке;
  • наличие на рынке долговых обязательств.

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.

При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество в его собственности или в собственности территориальной единицы.

Основой государственного кредита является его возвратность и платность (внесенная сумма возвращается с процентами). Однако государственный кредит отличают более низкие процентные ставки, обусловленные социально-экономической значимостью кредитуемого проекта (развитие малого бизнеса, стратегических и социально значимых производств, экспорта).

Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Население через налоги оплачивает обслуживание государственного долга, а кредиторы государства получают доход в виде процентов.

Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, производство и занятость.

Возможны следующие варианты воздействия на денежное обращение:

1) абсолютное сокращение наличной денежной массы происходит, если деньги занимают у физических лиц и используют для кредитования инвестиционных проектов юридических лиц;

2) объем наличной денежной массы не изменяется, если заем у физических лиц расходуют на оплату труда в бюджетной сфере, трансферты населению;

3) объем наличной денежной массы возрастает, если государство занимает у юридических лиц и направляет средства на выплаты населению.

В общеэкономическом плане государственный кредит является действенным инструментом структурной перестройки промышленности, конверсии производства, поддержки отечественных производителей.

В зависимости от целей, инструментов, методов осуществления государственный кредит может оказывать положительное или отрицательное влияние на социально-экономическое развитие страны. Контрольная функция государственного кредита осуществляется финансовыми структурами, кредитными институтами, государственными органами власти и управления. В законе о бюджете на соответствующий финансовый год устанавливаются предельные размеры внешнего и внутреннего долга и государственных гарантий.

4.2. Государство в качестве заемщика

РФ мобилизует заемные средства в основном двумя путями:

1) размещением долговых ценных бумаг;

2) получением кредитов в специализированных финансово-кредитных институтах.

В зависимости от места размещения различают внутренние и внешние займы.

По субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. На территориальном уровне заимствование средств часто имеет целевую направленность, например строительство дороги или жилого массива.

По срокам: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (1–5 лет); долгосрочные (свыше 5 лет).

По обеспеченности: закладные (обеспечиваются конкретным имуществом) и беззакладные;

По характеру выплачиваемого дохода: процентные, с нулевым купоном (дисконтные, продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу), выигрышные.

По характеру дохода: с твердым и плавающим доходом.

По возможности досрочного погашения: с правом досрочного погашения и без такового.

По виду погашения: с единовременным погашением и с погашением по частям.

Внутренние займы обычно выпускаются в национальной валюте и кредиторами по ним преимущественно выступают резиденты данного государства (физические и юридические лица).

По возможности обращения на рынке внутренние долговые обязательства делятся на:

1. рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг (свободно продаются и покупаются). В 2005 г. Министерство финансов РФ разместило облигации федерального займа (ОФЗ) и государственные сберегательные облигации (ГСО).

2. нерыночные, выпущенные в счет финансирования задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ, задолженность перед ЦБ РФ и др.)

Субъекты РФ имеют право заимствовать средства из иных бюджетов, у коммерческих банков или выпускать займы на инвестиционные цели. В основном выпускаются среднесрочные и краткосрочные субфедеральные ценные бумаги.

Внешние займы РФ можно разделить на 4 категории.

1) Задолженность перед коммерческими банками западных стран, которые предоставляют средства взаймы под гарантии правительств или при условии страхования кредитов в госструктурах (основная сумма долга РФ (50 млрд. долл.)). Эта задолженность приходится на Парижский клуб, который состоит из официальных представителей основных стран-кредиторов (около 2 десятков государств).

2) Кредиты, предоставляемые коммерческими банками западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность регулирует Лондонский клуб, который объединяет банкиров-кредиторов на неформальной основе (более 600 коммерческих банков).

3) Задолженность различным коммерческим структурам по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг.

4) Долги международным валютно-финансовым организациям.

Внешние займы могут использоваться в трех формах:

1) финансирование инвестиционных проектов и развитие экономики (финансовое размещение – самый эффективный способ);

2) финансирование текущих бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в т. ч. обслуживание внешнего долга (бюджетное использование – самый неэффективный способ использования внешнего долга. Используется в РФ);

3) смешанное бюджетно-финансовое размещение.

Основным методом регулирования внешнего долга РФ является его реструктуризация на приемлемых для России условиях – т. е. составление нового графика выплаты долга по сравнению с первоначальными схемами (замена коротких и дорогих долгов на длинные и дешевые).

РФ размещает на международных рынках капиталов внешние облигационные займы в виде российских еврооблигаций. Выпуск еврооблигаций позволяет перевести внутренний долг во внешний. Расходы по обслуживанию внешнего долга меньше (в худшем случае 25 % годовых), чем внутреннего.

Субъекты РФ не имеют права прибегать к внешним кредитам и займам. До кризиса 1998 года Москва, Санкт-Петербург и Нижегородская область успели разместить внешние валютные займы.

В результате заемной деятельности образуется государственный долг.

Государственный долг – это совокупность дефицитов государственного бюджета за определенный период времени. В этом заключается экономическая сущность госдолга.

С юридической точки зрения государственный долг РФ – долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Внутренний долг – обязательства органов госуправления перед резидентами, внешний – перед нерезидентами.

По уровню управления государственный долг делится на государственный долг РФ, государственный долг субъекта РФ и муниципальный государственный долг. Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований. Во всех оценках ситуации с государственными заимствованиями фигурирует бюджетная задолженность федерального правительства, хотя говоря о государственном долге, следовало бы включать задолженность региональных и муниципальных органов власти.

Государственный долг возникает в результате заимствования в денежной форме и выпуска долговых обязательств. Погашение долга может осуществляться денежными выплатами, обменом долгового обязательства на налоговые освобождения, отказом от уплаты, аннулированием задолженности, принятием задолженности другим органом. При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о: 1) замене обязательств по долгу другими обязательствами; 2) объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств (унификации); 3) изменении доходности займов; 4) увеличении срока действия займа (консолидации) Государство может отсрочить или аннулировать погашение займа.

4.3. Государство в качестве гаранта

Государственная гарантия – способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого гарант (РФ или её субъект) дает письменное обязательство отвечать за исполнение должником обязательства перед третьими лицами. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность с должником по гарантированному им обязательству.

Государство в качестве гаранта:

А) гарантирует восстановление и обеспечение сохранности вкладов в Сбербанке, сделанных до 20.06.1991 г. и организациях государственного страхования по договорам личного страхования в период до 1.01.1992 г.;

Б) гарантирует гражданам доход и фиксированный набор основных потребительских товаров и услуг в рамках системы государственных минимальных социальных стандартов;

В) РФ может выступать гарантом по обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований;

Г) юридическим лицам государственные гарантии могут предоставляться на конкурсной основе под высокоэффективные инвестиционные проекты.

4.4. Государство как кредитор

В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

1) бюджетные учреждения. Они не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, за исключением ссуд из бюджета и государственных внебюджетных фондов;

2) государственные и муниципальные унитарные предприятия;

3) другие юридические лица;

4) органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов.

Способами обеспечения возврата бюджетного кредита являются банковские гарантии, поручительства, залог имущества. Возврат предоставленных юридическим лицам бюджетных средств, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.

Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе. Бюджетная ссуда – это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.

Субъекты РФ также предоставляют бюджетные кредиты.

Внешние кредиты – предоставленные иностранным государствам, ЮЛ, международным организациям. Долги третьих стран России – 140 млрд. долл. РФ предлагает им конверсию долга в собственность на территории этих стран, использование иностранной рабочей силы, экспортные поставки. Основные должники: Куба, Монголия, Вьетнам, Индия, Ирак, Афганистан, Эфиопия, Алжир, Ангола.

Государственный кредит - это урегулированная нормами финансового права деятельность государства, направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц и граждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности, возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован и беспроцентный заем денежных средств.

В отношении других государств Российская Федерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях по государственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.

Взятые в займы денежные средства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но как правило, государственные займы в разных формах используются особенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.

Афанасьева О.Н. Краткосрочное кредитование предприятий: проблемы и возможные пути решения // Банковское дело. 2002 г. 9. - с. 25 - 28.Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку 1 . Однако в условиях нарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию государственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредититных отношений попадают временно свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но не предназначенные для текущего потребления. Конечно при определенных условиях население может сознательно идти на ограничение потребления, как было в годы Великой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства ограничение текущих расходов часто происходило принудительно, и население должно было подписываться на государственные займы в размере нескольких зарплат в ущерб себе.

В 1956 году поступления по займам составили около 33 млрд. рублей, которые в основном, были направлены на развитие тяжелой индустрии.

Деньги. Кредит. Банки. Учебник для ВУЗов.Изд.2 Лаврушин О.И.Следует отдельно рассмотреть Государственный 3%-ный внутренний выигрышный заем 1982 г. Это был свободно обращающийся заем. Он размещался в порядке индивидуальной покупки за наличный расчет. Продажа облигаций проводилась по установленному (несколько повышенному) курсу, а покупка - без ограничений по нарицательной стоимости облигаций.

Реальная доходность облигаций эмитента определяется курсовой разницей, которая зависит от многих причин, в том числе от величины номинального процента по облигациям, насыщенности рынка ценными бумагами, от состояния хозяйственной конъюнктуры, степени доверия населения правительству. Применительно к настоящему моменту в сложившемуся нашей стране, практически при полном отсутствии доверия к правительству, облигации должны продаваться по цене ниже номинала.

Таким образом, кредитным ресурсом в области государственного кредита могут служить средства населения, юридических лиц, заемные средства других государств.

К государственным займам могут быть отнесены и казначейские ссуды. Они выражаются в оказании финансовой помощи предприятиям и организациям, а также органам государственной власти и управления за счет бюджетных средств, которые в данном случае являются кредитным ресурсом, на условиях срочности, платности и возвратности. В государственной экономической деятельности все время возникает необходимость оказывать финансовую помощь для налаживания стабильной деятельности тех предприятий и отраслей промышленности, в которых государство заинтересованно и по этому использование казначейской ссуды в дальнейшем не исключено. Казначейская ссуда отличается от банковской тем, что она выдается на льготных условиях, не имеет коммерческой цели, а является средством поддержки важных для государства экономических или властных структур.

Иногда правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящим органом власти или управления, и даже выплаты процентов по нему. Здесь правительство несет гарантированную ответственность в случае неплатежеспособности плательщика. Однако для каждого случая эмиссии нижестоящими государственными органами или отдельными структурами каких-либо процентных или беспроцентных ценных бумаг вопрос их погашения должен согласовываться с Министерством финансов или Правительством РФ. Если эмитентом является не государственная а коммерческая структура, то за эмиссию впускаемых ею денежных обязательств независимо от их названия - ценные это бумаги или нет, государство ответственности не несет, даже если на деятельность этих коммерческих структур ЦБ РФ выдана лицензия В этом случае лицензия только удостоверяет, что данная коммерческая финансовая или хозяйствующая структура получила разрешение на выпуск таких обязательств и государством проверены порядок ее образования, величина уставного капитала, наличие резервных фондов, что является гарантией выплат по ценным бумага, но не более.

Правовые основы государственного кредита.

В настоящее время государственный кредит регулируется Законом “О государственном внутреннем долге Российской федерации”. По этому закону государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации. Долговые обязательства бывшего Союза ССР включаются в государственный внутренний долг РФ только в части, принятой на себя РФ.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Долговые обязательства РФ могут быть в форме кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительств РФ, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяется Правительством РФ. Эта деятельность называется управлением государственным долгом.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, или иное не установлено Правительством РФ. Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.

Внутренний валютный долг погашается на основании Указа Президента “О мерах по урегулированию внутреннего валютного долга бывшего СССР”, где предусмотрено, что погашение задолженности Внешэкономбанка физическим лицам осуществляется с 1 июля 2001 года по первому требованию клиентов без ограничения сумм выдачи в пределах средств, имеющихся на их счетах.

Для обеспечения выплаты задолженности физическим лицам - резидентам бывшего Союза ССР использовать: средства республиканского бюджета РФ; 100 процентов валютной выручки, направляемой в соответствии с отдельными решениями Правительства РФ на погашение обязательств перед физическими лицами; средства от реализации активов бывшего СССР, как это предусмотрено пунктом 10 решения Межгосударственного совета по наблюдению за обслуживанием внешнего долга и использованием активов Союза ССР от 28 мая 2000 года (протокол №11).

Для обеспечения правопреемства РФ по обязательствам СССР перед российскими предприятиями, организациями, в том числе учреждениями банка, было поручено Минфину РФ совместно с Центральным банком РФ и Внешэкономбанком переоформить указанные обязательства путем выпуска государственных облигаций в иностранной валюте на следующих основных условиях: эмитент - Минфин РФ; валюта облигационного займа - доллары США; процентная ставка - 3 процента годовых; срок погашения облигаций - от 1 до 15 лет.

Государство полностью берет на себя ответственность по погашению внутреннего валютного долга. Нужно иметь в виду, что государство ответственно относится и ко всем другим своим долгам. Так, уже принимались меры по восстановлению и защите вкладов населения в сберегательном банке, 51 процент акций которого принадлежит государству. Вопросы погашения внутреннего долга постоянно обсуждаются в Думе и в конце концов, надо надеяться, будут решены.

Основы классификации государственных займов.

Основными видами ценных бумаг по государственному кредиту являются государственные займы, государственные казначейские обязательства (КО) и государственные краткосрочные обязательства (ГКО).

В целом государственные займы могут быть классифицированы по следующим признакам:

По срокам действия долговые обязательства РФ могут носить краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет). Все долговые обязательства РФ погашаются в сроки определяемые конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, правительствами национально-государственных и административно-территориальных образований и органам местного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.

По признаку субъектов - держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на:

а) реализуемые только среди населения. Так, специально для населения был выпущен от 19 февраля 2000 года, который назывался о государственном внутренним выигрышном займе 1982 года и выпуске российского выигрышного займа 2000 года”;

б) реализуемые только среди юридических лиц. Примером может служить внутренний государственный валютный облигационный заем;

в) реализуемые как среди юридических лиц, так и среди населения. Примером может служить широко обращающиеся сейчас ГКО о КО, которые государство намерено продавать не только коммерческим и государственным структурам, но и населению.

По форме выплаты доходов займы могут делиться на:

а) процентно-выигрышные, где владельцы долговых обязательств процентного займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов или один раз при погашении займа путем зачисления процента к начисленному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.

б) выигрышные, где получатель получает доход в форме выигрыша в момент погашения облигации, доход выплачивается только по тем облигациям, которые попали в тиражи выигрышей. Кроме того, бывают займы беспроигрышные. Однако они сейчас в РФ не выпускаются;

в) беспроцентные (целевые) займы предусматривают выплату доходов держателям облигаций или гарантируют получение соответствующего товара, спрос на который в момент выпуска займа не удовлетворяется.

Займы могут делиться по методам размещения . Они делятся на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас используются только добровольные займы.

Принудительные займы применяются только в тоталитарных государствах. Займы по подписке близки к займам принудительным, по этому также не применяются.

По форме займы могут быть облигационными и безоблигационнами. Облигационные займы предлагают эмиссию ценных бумаг.

Безоблигационные займы оформляются подписанием соглашения, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых обязательств.

Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях, где оговаривается уровень процента, валюта предоставления и погашения займа и другие условия.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковским консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионные.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (срок погашения до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех сроков погашения. Так на срок 3 месяца был выпущен государственный заем краткосрочных бескупонных облигаций не основании Постановления Совета Министров РФ от 09.02.92., на 10 лет был выпущен Государственный внутренний выигрышный заем 2000 года - с 1 октября 2000 года по 1 октября 2002 года.

На Министерство финансов РФ возложена обязанность изготовления, хранения и рассылки облигаций государственных займов.

На банковскую систему возложена обязанность реализации ценных бумаг. Причем Центральный банк РФ производит первичную реализацию государственных ценных бумаг, играющего большую роль в аккумуляции государством безинфляционных денежных средств. Этот рынок так важен, что Указом Президента РФ от 27.02.2003 года. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ приравнивается по правовому статусу к федеральному министерству.

Центральный банк и его учреждения на местах осуществляют операции по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате долгов в виде процентов по ним или в иной форме, т.е. Центральный банк РФ занимается обслуживанием государственного внутреннего долга России.

Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет федерального бюджета РФ.

Контроль за состоянием государственного долга осуществляется представительными и исполнительными органами государственной власти.

В соответствии с Законом “О государственном внутреннем долге РФ”. Правительство РФ публикует ежегодно, не позднее мая текущего года, сведенья о состоянии государственного внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

Государственный кредит — совокупность кредитных отношений между государством, с одной стороны, юридическими и физическими лицами — с другой, в которых государство выступает в роли заемщика, кредитора или гаранта. Всю названную совокупность отношений можно назвать Г. к. в широком смысле слова, а Г. к. в узком смысле — его "классическую" форму, когда государство выступает в качестве заемщика и гаранта. Последняя преобладает во всей совокупности государственных кредитных отношений. Объемы государственного кредитования юридических и физических лиц значительно меньше. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов и других обязательств юридических и физических лиц, оно выступает в качестве гаранта. Государственные заимствования России представляют собой займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.

Важнейшей причиной развития Г. к. в узком смысле слова является дефицитность государственного бюджета. Дефицит может быть покрыт двумя способами: либо денежной эмиссией, либо заимствованиями. Первый способ, при определенных условиях, может непосредственно вести к усилению инфляции; второй — не всегда и опосредованно. Поэтому в мировой практике более широко используются заимствования. Государство заимствует деньги в форме займов и выпуска долговых обязательств. В первом случае это кредиты, получаемые государством у кредиторов (например, у Центрального банка, иностранного государства и т. п.). Второй связан с выпуском ценных бумаг и размещением их среди населения или финансовых и кредитных организаций. Обе эти формы имеют одинаковое экономическое содержание. Оно заключается в поступлении заемных ресурсов в бюджет и соответствующем росте государственного долга в виде кредитных обязательств по ссуде или долговых обязательств по ценным бумагам. Г. к. может быть внутренним, когда кредиторами являются юридические и физические лица-резиденты. Он может быть и внешним (международным), когда в качестве кредиторов выступают нерезиденты. При этом заемщиками могут быть как федеральные, так и субфедеральные правительства, местные органы власти. Кредиторами выступают правительства, финансово-кредитные организации, другие юридические и физические лица иностранных государств, международные и региональные финансовые организации (МВФ, МБ, ЕБРР и др.).

Как экономическая категория Г. к. в узком смысле слова находится на стыке финансов и кредита, интегрируя их черты. С одной стороны, по своему целевому назначению он является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит, и звеном государственной финансовой системы. Но с другой стороны, по методам этой мобилизации он представляет собой одну из форм кредита. Г. к. отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины, ибо носит добровольный, возвратный и платный характер. Он отличается и от других форм кредита. Так, частный кредит, как правило, носит строго целевой характер. Г. к., как правило, не носит конкретного целевого характера, будучи предназначен для покрытия дефицита соответствующего бюджета. Обычный кредит выдается под конкретное материальное обеспечение (производственные запасы, готовая продукция, недвижимость, ценные бумаги и др.) и носит производительный характер. Обеспечением Г. к. служит все имущество государства или его территориального субъекта. Он предназначается для покрытия бюджетного дефицита и является непроизводительным. Этим определяются источники погашения государственного долга и процентов по нему и роль Г. к. в развитии экономики. Г. к. (в узком смысле слова) не инвестируется в производство, не воспроизводится, не возрастает, как при частном кредите, а лишь расходуется и потребляется. Поэтому и источниками погашения Г. к. и процентов по нему являются не прибавочная стоимость, созданная с помощью заемного капитала, как это имеет место при нормальном обычном кредитовании, а налоги. Именно поэтому его называют будущими налогами. Разумеется, на основании только этого нельзя делать вывод о бесполезности или отрицательном воздействии Г. к. на развитие экономики страны. Если мировая практика свидетельствует о широком его использовании для финансирования расходов бюджета, значит, это закономерный и в целом необходимый процесс. Но в то же время каждое новое государственное заимствование должно быть экономически и социально обосновано. Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым не только способствует росту цены кредита, но может и абсолютно сокращать объем кредитных ресурсов для экономики. К тому же, если государственные заимствования осуществляются под выплату процентов, превышающих норму прибыли в производящих отраслях, это ведет к огромному перетоку капитала из "реальной экономики" в спекулятивный финансовый сектор. В конечном итоге происходит перекачивание налоговых доходов государства на счета кредитующих отечественных и зарубежных организаций, как это имело место в России во второй половине 90-х гг. истекшего столетия.

Новое на сайте

>

Самое популярное