Домой Кредиты онлайн Эффект пигмалиона в психологии, педагогике или в сфере управления. Что такое эффект пигмалиона в психологии

Эффект пигмалиона в психологии, педагогике или в сфере управления. Что такое эффект пигмалиона в психологии

Экология жизни: Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества

Эффект Розенталя (эффект Пигмалиона).

Этот феномен заключается в том, что ожидание личностью реализации пророчества во многом определяет характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что провоцирует самоосуществление пророчества.

Название этого эффекта связанно с древней легендой. Мифический царь Кипра Пигмалион создал статую прекрасной женщины, и сам в неё влюбился. Страстными мольбами он разжалобил богов, и они оживили женщину. С тех пор этот образ символизирует животворящий эффект вызванный искренней верой и настойчивым желанием.

Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

В 1968 году Розенталем и Ленорой Якобсон был проведен эксперимент, в котором участвовали дети одной из школ Сан-Франциско.

Суть проведения эксперимента была в том, чтобы проверить уровень интеллекта учеников. В ходе эксперимента психологи отобрали несколько учащихся, которые, по их мнению, обладали выдающимися интеллектуальными способностями.

Педагоги были очень удивлены таким выбором психологов, так как выбранные ими учащиеся не показывали каких – то особых умственных способностей. Но психологи заверили: «Если дети не заявили еще о себе, то их интеллектуальный потенциал в будущем обязательно раскроется!».

Оказалось, что психологи выбрали учащихся с высоким IQ абсолютно случайно. Но самое удивительное, что когда Розенталь и Якобсон пришли в конце года в школу для того чтобы измерить коэффициент интеллекта учащихся, они обнаружили, что те дети, которых они выбрали в начале года, как обладающих высокими умственными способностями, и показали самый высокий уровень IQ.

Как утверждали Розенталь и Якобсон, им удалось продемонстрировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся.

По-видимому, отмечали авторы, когда учителя ожидают от детей высоких интеллектуальных достижений, они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их, используют несколько иные методы преподавания, допуская большую степень свободы в их познавательной и творческой активности.

Все это способствует улучшению учебы, так как представления детей о себе, их собственные ожидания, мотивация и когнитивный стиль изменяются к лучшему.

Правда, последующие эксперименты не выявили однозначное соответствие результатов экспериментов ожидавшимся эффектам. Педагогические программы, использующие стимулирующие условия не всегда давали положительный эффект.

Ещё один пример этого эффекта связан с первым впечатлением людей друг от друга.

Самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кертис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент.

Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру.

Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. Короче говоря, партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре. опубликовано

Примеры

Паранормальные явления

Замечено, что в опытах по проверке паранормальных явлений , как правило, положительные результаты получают сторонники парапсихологии , а отрицательные - противники.

Эксперимент с симпатией

Например, самореализующееся пророчество может привести к возникновению симпатии. Ребекка Кёртис и Ким Миллер проиллюстрировали этот процесс и провели следующий эксперимент. Группу студентов колледжа, никто из которых не был знаком между собой, разбили на пары. Один человек в каждой паре, выбранный случайно, получал специальную информацию. Некоторым студентам в паре сообщали, что они нравятся своему партнеру, а некоторым - что не нравятся.

Затем парам студентов давали возможность встретиться и поговорить друг с другом. Как и прогнозировали исследователи, те студенты, которые считали, что нравятся партнеру, вели себя приятнее по отношению к партнёру; они были откровеннее, высказывали меньше несогласия по обсуждаемым темам и в целом их манера общения была сердечнее и приятнее, чем у студентов, которые считали, что не нравятся своему партнёру. Более того - те, кто считал, что они нравятся партнеру, действительно нравились ему гораздо сильнее, чем те, кто считал, что партнёр испытывает к ним антипатию. То есть партнёры проявляли тенденцию копировать поведение другого человека в паре.

Другие факторы, угрожающие внутренней валидности

См. также

Литература

  • Э. Аронсон, Р. Эйкерт, Т. Уилсон Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме = Social Psychology. - 5-е международное издание, дополненное и расширенное. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - ISBN 5-93878-134-5
  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. - М.: Проспект, 2005. С. 66.

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эффект Розенталя" в других словарях:

    эффект Розенталя - см. эффект Пигмалиона. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …

    Эффект Розенталя - (Rosenthal effect) общие данные о том, что результаты любого эксперимента часто подтверждают ожидания экспериментатора … Общая психология: глоссарий

    Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия

    Эффект Барнума (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, что люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле… … Википедия

    Эффект аудитории (эффект Зайонца, эффект фасилитации) влияние постороннего присутствия на поведение человека. Этот эффект необходимо учитывать при проведении, к примеру, психологических исследований: эффект аудитории можно рассматривать как один… … Википедия

    Эффект Розенталя или эффект Пигмалиона психологический феномен, заключающийся в том, что ожидания личностью реализации пророчества во многом определяют характер её действий и интерпретацию реакций окружающих, что и провоцирует самоосуществление… … Википедия

    эффект Пигмалиона - (эффект Розенталя) связан с ожиданиями экспериментатора. Когда он глубоко убежден, что реакции испытуемых изменятся, то, даже при его стремлении сохранить объективность, весьма велика вероятность, что он как то невольно и незаметно передаст свои… … Большая психологическая энциклопедия

    - (эффект Форера, эффект субъективного подтверждения) общее наблюдение, согласно которому люди крайне высоко оценивают точность таких описаний их личности, которые, как они предполагают, созданы индивидуально для них, но которые на самом деле … Википедия

» Эффект Пигмалиона

Управление персоналом
Словарь-справочник

Эффект Пигмалиона

Согласно древнегреческой мифологии Пигмалион был скульптором, царем Кипра, который по преданию изваял скульптуру столь прекрасную, что сам влюбился в нее и умолил богов оживить ее. Американский психолог Розенталь (1966) назвал эффектом Пигмалиона явление, состоящее в том, что человек, твердо убежденный в верности какой-то информации, непроизвольно действует так, что она получает фактическое подтверждение.

Существование эффекта Пигмалиона (психологического феномена оправдывающихся ожиданий) впервые было доказано в школьном классе. В эксперименте, впоследствии ставшем классическим, учителям было сказано, что среди их учеников есть дети очень способные и совсем неспособные. В действительности между двумя группами не было никакой разницы, и уровень способностей у всех учащихся был примерно одинаковым. Однако ожидания учителей, связанные с учениками, оказались разными. В результате группа якобы более способных учащихся при анонимном тестировании получила более высокие оценки, чем группа «менее» способных учащихся. Ожидания учителей каким-то непостижимым образом передались ученикам и повлияли на их реальные академические успехи.

В практике кадровой работы эффект Пигмалиона проявляется в том, что ожидания руководителей относительно результатов труда подчиненных способны влиять на сами эти результаты. Так, существует тенденция, в соответствии с которой руководители, высоко оценивающие своих подчиненных и ожидающие от них хороших результатов, получают более высокие результаты. А руководители, считающие своих подчиненных сборищем лентяев и тугодумов, т.е. изначально настроенные на плохие результаты, получают именно их.

То, что ожидания, связанные с действиями персонала, имеют обыкновения сбываться, доказано многими исследователями. Этот феномен более ярко проявляется в мужских коллективах (в частности, в армии), нежели в женских, и чрезвычайно присущ тем работникам, с которыми не только менеджмент не связывает никаких ожиданий, но которые и сами махнули на себя рукой. Результативность их труда обычно соответствует негативным ожиданиям.

«Это явление, с которым вы, так или иначе, уже знакомы, но возможно никогда вам не объясняли его суть. Если перед состязанием в беге вы говорите своему ребенку: «ты упадешь, бегать – это не твое», то ребенок действительно упадет, без вариантов. Потому что вы заставили его поверить, что это случится. И есть нечто, что обязывает его исполнить ваше предсказание. Но если вместо этого тому же самому ребенку вы скажете: «беги, лети, не останавливайся, и если ты вдруг упадешь, я буду рядом, чтобы помочь тебе встать», этот ребенок выступит лучше, чем если бы вы совсем ничего ему не сказали …». В этой статье мы расскажем вам о том, какой силой обладают ваши слова, и как они определяют поведение ваших детей. Узнайте, как использовать эту силу!

Это явление известно как Эффект Пигмалиона и действует на протяжении всей нашей жизни. Вера в нас других людей придает нам достаточно сил, чтобы достичь наиболее сложных целей.

«Поступай с человеком так, как он того заслуживает, и он останется прежним; поступай с ним так, будто он заслуживает лучшего, и он изменится в лучшую сторону».

Легенда рассказывает об Эффекте Пигмалиона…

Легенда о Пигмалионе берет начало в античной Греции. Как рассказывает Овидий, царь Пигмалион был страстно увлечен скульптурой. Не найдя себе супругу, он посвятил себя созданию статуй прекрасных женщин. Однажды он изваял статую такой красоты и совершенных пропорций, что потерял голову от любви к ней. Поэтому он умолял богов оживить ее. Афродита, богиня любви, сжалилась над бедным скульптором и дала ей жизнь. Пигмалион назвал ее Галатеей, и она стала его возлюбленной и спутницей жизни.

Нейропсихологический

Эффект Пигмалиона состоит в том, что ожидания или убеждения другого человека о нас меняют наше поведение или продуктивность, чтобы соответствовать этим ожиданиям.

Таким же образом мы сами можем использовать Эффект Пигмалиона в отношении других людей, но делать это следует с большой осторожностью. Если мы поощряем человека, то можем добиться того, что он раскроет весь свой потенциал, но если используем Эффект Пигмалиона в негативном ключе, можем разрушить все его надежды.

Наверняка вам знаком Эффект Плацебо. Простая лимонная конфетка, которую вам дал врач (или Пигмалион в этом случае), может вылечить головную боль. Только лишь потому, что так сказал врач.

Как мы видим, предсказание события способствует его исполнению.

Научное объяснение подтверждает Эффект Пигмалиона. Когда кто-то верит в нас, наша лимбическая система увеличивает скорость нашего мышления, что делает нас более внимательными и эффективными.

Это явление также известно как самосбывающееся пророчество, если имеется сильное желание в исполнении задуманного, высока вероятность, что это произойдет.

«То, о чем мы думаем, становится реальностью, и это – действительно мощное оружие».

Сила Эффекта Пигмалиона и ярлыки, которые мы навешиваем нашим детям

В одной деревне Ганы, в Африке, есть одна очень любопытная традиция. Когда рождается ребенок, ему дается духовное имя, которое зависит от дня его рождения. Каждому дню соответствует ряд личностных характеристик, которые присваиваются детям.

Так, рожденные в понедельник, наделяются именем « Kwadwoy » , что означает «мир». Этих детей принято считать тихими, спокойными и миролюбивыми. В том время как рожденные в среду зовутся « Kwaku » , воители. Им соответствует плохое поведение и импульсивность.

Было проведено исследование на предмет частоты появления этих имен в регистре сведений о судимости несовершеннолетних, совершивших какое-либо преступление. По данным этого регистра было установлено, что процент малолетних преступников с именем «Kwaku» значительно превышает процент тех, кто носит имя «Kwadwoy» .

Эти результаты продемонстрировали негативное влияние «навешивания ярлыков» детям в таком раннем возрасте.

Неужели действительно виновато имя? Конечно же нет. Ответственность за это несет общество, с его ожиданиями и неосознанно сформированными установками для этих детей.

Как использовать Эффект Пигмалиона? Что следует говорить ребенку, и о чем лучше молчать?

В западной культуре мы также сталкиваемся с Эффектом Пигмалиона в самых разных его проявлениях.

<< Дело в том, что мой сын очень стеснительный…>> << Он непослушный…>> <<Он совершенно ни в чем не разбирается…>>

Хотя родители делают это неосознанно, те ярлыки, которые они навешивают на своих детей, могут иметь очень негативный и продолжительный эффект на самооценку ребенка. Мы передаем это не только словами, жесты, взгляды, комментарии… также играют фундаментальную роль.

Парадокс состоит в том, что зачастую наши негативные ожидания с течением времени становятся личностными качествами детей, когда, напротив, нам бы совсем не хотелось, чтобы это произошло.

Это случается, когда мы не отдаем себе отчета в том, что «я»-концепция ребенка основывается на ожиданиях и убеждениях, которые внушают ему взрослые, чаще всего такие авторитетные фигуры, как родители или учителя.

Представьте себе ситуацию, когда мы начинаем сравнивать разных детей. << Посмотрим, научишься ли ты чему-то от брата…>>

В том числе, можно придти к автоматическому наказанию, всякий раз ругая ребенка, который обычно ведет себя плохо, даже если в этот раз он не сделал ничего плохого. Этот дифференцированный подход не только влияет на самооценку ребенка, но и провоцирует к плохому поведению, за которое его порицают.

В итоге, то, что мы говорим ребенку о его способностях, непосредственно влияет на его собственное представление о том, что он способен сделать.

Точно так же как страх заставляет нас приближать то, чего мы боимся, вера в себя, даже если нам передал ее другой человек, может дать нам крылья.

«Веришь ли ты, что способен на то или иное свершение, или веришь, что не способен, в любом случае ты будешь прав…»

Если ваш ребёнок плохо себя ведёт или не хочет учиться, не может ни на чём сконцентрироваться, может быть, на это есть более серьёзные причины? В этом случае, вместо того, чтобы ругать ребёнка, лучше отвести его к специалисту – возможно наличие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) или без неё. Если вы подозреваете у своего ребёнка недостаток внимания и/или гиперактивность, определить риск наличия этого расстройства можно не выходя из дома.

В заключение оставляю вам забавное видео о силе Эффекта Пигмалиона.

Новое на сайте

>

Самое популярное