Цели:
Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
1.“ Изобретение денег - одно из величайших
достижений человечества…”
2. “Они – великий созидатель. Там, куда они текут,
вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в
оазисы, болота – в плодородные нивы… Они –
жесточайший тиран. Чем больше человек хочет
иметь свободы, тем усерднее вынужден служить
им…”
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Постановка целей урока.
Учитель: Отгадайте загадку:
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги)
Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах, познакомиться с их свойствами и признаками.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Вступительное слово учителя.
Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Между тем, на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы не делать досадных ошибок в жизни, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.
Первоначально люди обходились обменом товара на товар - бартером . Выглядело это примерно так. Предположим, одному человеку требовался гончарный сосуд. У него был каменный нож, который он готов был обменять на сосуд. Оставалось только встретиться с владельцем сосуда и договориться об обмене. Просто? Но не тут-то было.
Во-первых, необходимо, чтобы владелец сосуда нуждался именно в каменном ноже, а не в чем-то другом, чего у владельца ножа не было. Со временем люди научились решать такую экономическую задачу, догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно нож обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар-посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги.
2. Выступление учащихся на тему “История денег”.
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”. В Индии денежной единицей является рупия, а это слово ранее обозначало скот.
В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло “солдат”).
У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм).Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
Все эти деньги были очень неудобны. Ведь их невозможно разделить, чтобы приобрести более мелкие дешевые предметы, они занимают много места, да и в карман такие деньги не положишь.
И вот все с большей охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными сначала были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – кольца, бляхи, и, поэтому, металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобны для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно, и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами. Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром.
Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем Риме при храме богини Юноны (одно из ее имен – Монета) было создано производство металлических денег. С тех пор их стали называть монетами. Монеты представляли собой золотой или серебряный слиток с клеймом, указывающим его вес. Постепенно слиток уменьшился до размеров клейма и рисунок стали выбивать с двух сторон.
В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом в конце X века. В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и гривны (мелкая монета).
Медные деньги стали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда. До появления бумажных денег использование монет приводило к большим неудобствам и это с каждым годом ощущалось все сильнее. Так, например, в 1748 году М. В. Ломоносова удостоили за его труды премией 2000 рублей и выдали награду медными монетами, которые в то время составляли основную массу платежных средств в России. Вес пятака в те годы равнялся 20, 48 г. Вся премия академика весила около одной тонны. Чтобы доставить премию домой, Ломоносову потребовалось нанять несколько телег.
Поэтому возникла необходимость в появлении бумажных денег. Впервые они появились в Китае в VIII веке. В Америке и Западной Европе они стали распространяться в XVII-XIII веках. В России первые бумажные деньги были выпущены в 1769 году. Постепенно они вытеснили из обращения все остальные.
Задание: работая в парах, выстроить логическую цепочку из разрозненных элементов, соблюдая порядок появления денег:
Переход от натурального хозяйства к товарному;
Разделение труда и возникновение специализации;
Трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками;
Выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене.
IV. Работа над новым материалом
.А) Что такое деньги.
Так что же такое деньги? (варианты ответов учащихся).
Деньги – особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и _____.
Задание – переписать определение в тетрадь, заполнив пропуски.
(Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги).
Какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?
Копейка рубль бережет.
Время - деньги.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Без копейки рубля нет.
Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Деньги всякого прельстят.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Лишние деньги – лишние хлопоты.
На деньги ума не купишь.
Здоровье дороже денег.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Есть еще одно известное выражение “Деньги не пахнут”. Как оно произошло?
(Выступление ученика)
Появление фразы “ Деньги не пахнут” связано с правлением в 70-е годы н.э. римского императора Веспасиана. Это был видный государственный деятель, бережливый и изобретательный. Он был находчив при введении налогов. Однажды император придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын и наследник Тит стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался.
Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.
Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: “ Деньги не пахнут”.
В наше время это выражение приобрело другой смысл: для получения выгоды все средства хороши.
Б) Функции денег.
Работа в группах. Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае.
Карточка №1
Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена (обращения).
Карточка №2
Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения (мера стоимости).
Карточка №3
В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).
Карточка №4
Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.
V. Закрепление изученного материала.
1. Заполнение таблицы.
Примеры ситуаций |
Функции денег |
Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой. | ? |
Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится. | ? |
Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон. | ? |
Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты. | ? |
Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб. | ? |
Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице. | ? |
2. Упражнение “Деньги потерялись”.
Соотнести денежные знаки с названиями стран, в которых они используются (с помощью исторической карты).
VI. Итог урока.
Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
Придумать и нарисовать вариант своих собственных денег. Учебник: стр. 135-149.
Урок обществознания 7 класс
Тема: «Виды обмена. Деньги, их функции».
Цели урока :
Рассмотреть виды обмена, причины возникновения денег, функции и свойства денег.
Формировать экономическое мышление учащихся. Развивать их память, речь, внимание.
Способствовать дальнейшему освоению основными способами мыслительной деятельности: умению сравнивать, выделять главное, логически мыслить, развивать умения работать в группе.
Оборудование : карточки с заданиями, компьютер, интерактивная доска.
Понятия , которые школьники должны усвоить в процессе изучения материала: бартер, деньги.
Ход урока:
Орг.момент. 2 мин.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня мы с вами будем изучать новый материал, работать с интерактивной доской. Я желаю вам успеха!
Активизация знаний учащихся. 3 мин.
Мы продолжаем изучать раздел «Человек и экономика».
Откроем учебник параграф 13, тетрадь.
Запишем тему урока : «Виды обмена. Деньги, их функции».
Цели : В ходе урока мы рассмотрим виды обмена, причины возникновения денег, какие функции они выполняют.
Ребята, давайте вспомним о том, что потребности человека очень разнообразны. Экономика принимает активное участие в удовлетворении этих потребностей, создавая материальные (экономические) блага – это продукты питания, предметы, товары и услуги.
(Экономика – наука об эффективном ведении хозяйства)
Вопрос: Какая форма хозяйствования в большей степени отвечает целям экономики - натуральное хозяйство или товарное?
Виды обмена. 5 мин.
Обмен – это слово знакомо всем.
С самых древних времен в обществе существовал бартер – натуральный обмен одной вещи на другую.(запись в тетрадь)
Деньги для такого обмена не нужны. Этот способ обмена дожил до наших дней. Бартер, как и натуральное хозяйство – пережиток прошлого, имеющий серьезные недостатки. Он неудобен, не всегда равноценный и справедливый.
Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем сложнее было поменять их друг на друга. С течением времени выделился товар, на который люди охотнее всего обменивались, так как были уверены, что всегда смогут обменять его на нужные им товары. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Их называют товаро-деньги.
Сейчас мы посмотрим видеофрагмент и узнаем о других видах обмена.
(шаг1 – 8 …..Итак, деньги – это символы благ)
Виды обмена
Натуральный
Натурально-денежный
Денежный
Деньги, их сущность и функции 5 мин.
Вопрос: зачем люди придумали деньги? (для облегчения и ускорения обмена)
Мы подошли к понятию деньги, которые выполняют роль посредника в процессе обмена товарами.
Деньги – особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. (запись в тетр.)
Вопрос : Что такое эквивалент? Найдите определение в тексте параг
Откроем на стр. 107 учебника
Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, а именно: мера стоимости, средство обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги.
Функции денег:
1)Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.
2)Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).
3)Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).
4)Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.
5)Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.
В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.
Упражнение (РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ)
Какие виды денег существуют в наше время?
Физкультминутка 2 мин.
Какие деньги были на Руси? - доклад 3 мин.
Конкурс « Разминка» 3 мин.
Пословицы и поговорки
Могли ли ледяные кубики стать денежной единицей в Северной Америке?
Ответ : Нет, так как они недолговечны. А в условиях вечной мерзлоты не являются достаточно редкими.
Мог ли стать деньгами товар, очень редкий в данной местности?
Ответ : Нет, так как он не смог бы обеспечить все сделки.
Почему в данных странах именно эти товары стали выступать в качестве денег: на островах Полинезии – раковины каури, в России – пушнина, на Аляске – золотой песок, у кочевых народов – скот?
Ответ: Эти товары высоко ценились, их количества было достаточно, что обеспечить полноценный товарообмен.
Зачем на русских монетах, имеющих номинал 3, 5 копеек, выдавливались три, пять точек?
Ответ : Население России было неграмотным и не могло прочитать, каков номинал монеты, для них и выдавливалось нужное количество точек. К тому же, это могло пригодиться для слепых.
Проверь себя - практический модуль (до свойств) 5 мин.
Обсудим вместе. Учебник стр. 105
Вы, наверное, согласитесь со мной, что разные люди относятся к деньгам по-разному. Для кого-то деньги – это смысл жизни (чем их больше, тем лучше), для кого-то – это средство удовлетворения насущных потребностей.
Что же такое деньги? Добро или зло?
Что нельзя купить на деньги? 3 минут
Не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
Закрепление 3 мин.
- Сегодня на уроке мы узнали в чем преимущество обмена. Человеку не
нужно все добывать и делать самому.
Как деньги стали деньгами.
Что такое деньги?
Какую роль они играют в жизни общества?
Основные функции денег.
Оценки (комментировать) дом.задание п. 13. Доклад
Какие три функции денег названы в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите еще одну функцию.
Обычно деньгам предписывают сразу несколько ролей и функций. Во-первых, они выступают средством обмена, таким образом, устраняя недостатки, присущие бартеру. В качестве единицы счета они упрощают оценку и следующие за ней вычисления. Деньги позволяют запасать ценность, а значит, открывают путь для сделок, растянутых во времени и пространстве.
Чтобы успешно справляться со своими задачами, деньги должны быть одновременно широко доступными, недорогими в использовании, долговечными, легко делимыми, удобными для переноски и надежными. Золото, серебро и бронза удовлетворяют почти всем требованиям, и именно поэтому на протяжении тысячелетий эти металлы считались идеальным материалом для изготовления денег.
Сегодня мы более или менее довольны бумажными деньгами, как в общем и монетами. А уж они сделаны из настоящего мусора. Что еще удивительнее, мы радостно пользуемся деньгами, которые вообще не можем увидеть. Нынешние электронные деньги проделывают путь от работодателя до нашего счета в банке, а затем и до наших любимых магазинов, ни разу не принимая вещественную форму.
Деньги - это, прежде всего вопрос уверенности в том, кто нам платит, кто выпускает получаемые нами деньги, наконец, уверенности в том, что конкретное учреждение выполнит принятые на себя обязательства. Деньги - не металл. Они - само доверие. И неважно, воплощено оно в серебре или глине, на бумаге или экране жидкокристаллического дисплея. Деньгами может быть что угодно, от ракушек племени каури на Мальдивах до громадных каменных дисков на тихоокеанских островах.
Есть и другая точка зрения на суть денег. Ее сторонники считают, что истинные деньги - драгоценные металлы, а бумажные обещания только потому и принимаются в качестве денег, что они являют собой воплощение денег металлических. В противном случае они лишь самозванцы. Поэтому предложение денег должно быть привязано к количеству золотых монет и слитков в Центральном банке.
(Н. Фергюсон)
Обмен между людьми изначально носил предметный характер: одни вещи заменялись другими. Постепенно обмен становился целой системой. Один предмет мог оказаться в нескольких руках, пока его не приобретал тот, кому он был нужен. Сделки требовали времени, встреч и условий, устраивающих продавцов и покупателей. Появилась необходимость создания товара посредника, который бы утраивал все стороны товарооборота. Сначала таким товаром становились предметы, в которых нуждалось большинство:
- кожа;
- скот.
Затем роль товарного эквивалента стала переходить к металлам. Их можно было взвешивать, разделять и отдавать столько, сколько стоит то, что приобреталось. Драгоценные металлы имели высокую стоимость, они не теряли от времени своих качеств, оставались ценными длительное время. Какие металлы стали выполнять функции денег:
- бронза;
- медь;
- серебро;
- золото.
Металлы были удобны при расчетах, их носили с собой, для них стали создавать различные предметы: мешочки, кошельки, шкатулки.
Функциональные задачи денег
Ученые, экономисты рассмотрели деньги и их функции, распределив их на группы :
ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой
- мера стоимости;
- средство для проведения платежей;
- средство для обращения;
- средство для накопления;
- мировые денежные средства.
В качестве меры стоимости выступают денежные средства в любом случае товарных отношений. Цена - это сумма денег за товар или услугу. Цена выражается в условных единицах. В каждой стране свои виды денег: рубли, йены, доллары, евро. Цена позволяет выразить стоимость любого предмета, действия.
Средство платежа сначала зарабатывается человеком или компанией. То есть, чтобы участвовать в товарных отношениях, придется заработать деньги. Это заработная плата, кредит и другие способы. Средство платежа опережает обмен, другими словами, человек может сначала накопить нужную сумму, затем ее потратить.
В таком случае деньги обретают следующую функцию - средство накопления. Для выполнения этой задачи в государствах появились специальные учреждения – Банки. Накопительство помогает решить задачи приобретения дорогих и ценных вещей, предметов, целых организаций. Мечтать человек может о разном. На что-то копят дома, на другие целит - в Банке.
В литературе примеров накопительства можно встретить очень много:
- Н. В. Гоголь «Шинель» . Акакий Акакиевич Башмачкин копит на новую шинель.
- Н. В. Гоголь «Мертвые души» . Павел Иванович Чичиков копит на имение.
Самый ужасный персонаж в этой галерее Плюшкин. Он копит бесцельно, превращаясь в жалкое существо, умирающее на куче различного добра.
Деньги копит не только отдельный человек, но и государство. Для страны важно иметь ресурсы в виде драгоценных металлов, денег и других предметов подобного функционала.
Для общения между странами также необходимы деньги. Но здесь их роль меняется. Выбирается денежное обращение в том виде, которое выгодно для всех стран. Даная функция - мировые деньги. Международные отношения, связи и обмены проводятся такими деньгами. Появилось новое понятие - валюта. Каждый вид денег соотносится между собой, то есть определяется уровень одной валюты по отношению к другой: 1 евро – 75 рублей.
Обмен валюты между странами получил название конвертируемость. Это возможность людей пользоваться валютой той страны, в которой они оказываются, или приобретение товара (услуги) другого государства за их деньги.
Виды денежных единиц
В 7 веке до н. э. появились монеты. Их создали разные народы независимо от наличия между ними связи, то есть каждая страна создавала деньги самостоятельно. Слово «монета» – имя богини (Юнона Монета). В ее храме чеканили первые металлические предметы, используемые для обмена товарами.
В России монеты появились позднее – в 10 веке. Их чеканили князья. Вместе с русскими металлическими монетами в обиходе были деньги других стран. На Руси был «безмонетный период». Во время владычества Орды пользовались их монетами. Их называли - денгой. Отсюда пошло слово «деньги». История каждого слова интересна: рубль – слиток серебра, который отрубали от большого куска, от гривны. Копейка - впервые зафиксирована в 1530г., самая мелкая разменная единица, наконечник копья. Первое изображение на копейке - русский всадник с копьем.
С появление различных банковских организаций металлические деньги стали постепенно выходить из активного обращения. Бумажные деньги - банкноты. Их номинал (стоимость) различен, как и оформление.
Первые бумажные деньги назывались ассигнациями. Их выпустили в 1769 году.
Сначала в банках выдавались расписки. Банкиры фиксировали в них, сколько денег взяли на хранение. Расписка чаще заменяла золотые запасы. Использовать и рассчитываться распиской было проще, чем носить с собой слитки, тяжелые и объемные. Расписки стали заменяться чеками. Их выдавали Банки, они напоминали отдалено сегодняшние карты. Такие чековые книжки имелись у богатых представителей общества. Они выписывали чеки при покупке. Банк становился посредником между владельцами чеков и покупателями.
Новый вид денег - электронная карта. Здесь деньги становятся невидимы. Обладатель карты знает, сколько средств находится в его распоряжении, но они не выражены в монетах или банкнотах.
Если в древности имело значение, как выглядят деньги, то сегодня это ушло на задний план. Главное их количество и номинал.
Что мы узнали?
Кратко о деньгах, их видах и функциях мы узнали из этой статьи. Сущность денег неизменна у всех народов, хотя каждый шел к их появлению своим путем. Статью можно использовать для создания доклада о происхождении монет, их преображении в электронные карты для урока по обществознанию.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.2 . Всего получено оценок: 209.
Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления. Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек.
Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики - то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слушателя - общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации - снижается.
Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, также как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растёт быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так нередко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одалживает их у центрального банка.
Политики часто возлагают вину за инфляцию на алчных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные нефтяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки - не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной-единственной причины - быстрого роста денежной массы.
Инфляция разрушает экономику страны. Но, наверное, самое разрушительное последствие- инфляции - это подрыв веры граждан в своё правительство.
(Р. Строуп, Дж. Гвартни)
24 В тексте высказано мнение, что «самое разрушительное последствие инфляции - это подрыв веры граждан в своё правительство». Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.