Домой Кредиты онлайн Экономические основы создания машиностроительного оборудования. Понятие отрасли

Экономические основы создания машиностроительного оборудования. Понятие отрасли

1

Данное учебное издание имеет гриф «Допущено УМО по образованию в области производственного менеджмента в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии машиностроения». Тираж издания - 500 экз., объем - 26,4 п.л., год издания - 2007. Структура учебника включает введение, 10 глав с примерами решения задач и тестовыми заданиями. В рукописи рассматриваются теоретические и практические основы экономики и управления машиностроительным предприятием. Работа содержит: табл.92, рис.41, библ. 50 назв.

Учебник написан в соответствии с содержанием дисциплины «Экономика предприятия», предусмотренной Государственным образовательным стандартом специальности 080500 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Содержание материала учебника изложено в соответствии с нормами и правилами современной системы учета, а также трудового и налогового законодательства.

Несмотря на наличие различного рода научной и учебной литературы, посвященной экономике предприятия, наблюдается пробел в виде ограниченности учебников и учебных пособий, ориентированных на машиностроительное предприятие. Экономика машиностроительного предприятия является одной из основных дисциплин в системе экономического обучения специалистов отрасли машиностроения. Данная дисциплина является междисциплинарной и интегрирует в себе такие предметы, как «Экономика отрасли (машиностроения)», «Экономика предприятия», «Организация производства на предприятии машиностроения» и др.

В основу данного учебника положен метод направленного отбора материалов, который выделяет и объединяет наиболее актуальные вопросы экономики, организации и управления современным предприятием. Он соответствует реальности и применим практически для любой организационно-правовой формы предприятия (государственной, коммерческой, крупной, малой и т.д.

Отличительной особенностью данного учебника является то, что содержание дисциплины «Экономика предприятия» рассматривается с позиции всех основных функций управления машиностроительным предприятием: планирования (прогнозирования), организации, мотивации, учета, контроля и анализа. Цель учебника - вооружить студентов знанием методов и средств воздействия на экономику производства, привить им практические навыки ведения экономической работы на машиностроительных предприятиях. Для данного учебника характерным является рассмотрение основ экономической деятельности предприятий с учетом особенностей их функционирования в современных условиях, раскрытие сущности экономических показателей деятельности предприятий и организаций в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Достоинством данного учебника является то, что каждая глава заканчивается практикумами с решением большого количества примеров и задач, которые позволяют студенту самостоятельно освоить основные теоретические положения и получить будущему экономисту-менеджеру навыки проведения плановых и аналитических расчетов. Это облегчает восприятие учебного материала, представленного в учебнике, и создает основу для самостоятельной работы студентов.

Первая глава учебника посвящена рассмотрению основ деятельности предприятия в условиях рынка. В ней изложены правовые аспекты учреждения, реорганизации и ликвидации предприятий, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также место машиностроительного предприятия в системе отрасли и национальной экономики.

Основными факторами деятельности любого предприятия являются его производственные и финансовые ресурсы. Их наличие и эффективность использования предопределяют результаты его работы. Поэтому в учебнике подробно рассмотрены важнейшие виды ресурсов предприятия - персонал, основные и оборотные средства и финансовые ресурсы (главы 2 - 5).

Одной из важнейших проблем, над которыми приходится работать специалистам предприятия, является повышение качества и конкурентоспособности машиностроительной продукции. Данной проблеме посвящена 6 глава учебника. В ней дается характеристика продукции и услуг, производимых предприятием, рассматриваются вопросы стандартизации и сертификации машиностроительной продукции, а также методы оценки ее конкурентоспособности.

Значительная часть учебника посвящена вопросам организации управления машиностроительным предприятием и важнейшим функциям управления: планированию (глава 7), организации производства (глава 8), учету, отчетности и аналитической работе на предприятии (глава 10). В этих разделах рассматриваются основы формирования производственной и организационной структуры предприятия, современные формы и типы организации производства, планирование производственной программы и производственной мощности предприятия машиностроения и его подразделений, виды учета и отчетности, методы аналитической работы. В последней главе один из параграфов посвящен вопросам информационного обеспечения управления машиностроительным предприятием, современным программным продуктам, используемым для автоматизации деятельности предприятия.

Заслуживает внимания раздел, посвященный факторам развития предприятия (глава 9), в котором рассматриваются методы и подходы к оценке производственного потенциала предприятия, раскрывается сущность инновационной и инвестиционной деятельности предприятия, рассмотрены методы оценки экономической эффективности различных научно-технических мероприятий в машиностроении. Показана необходимость учета фактора времени в расчетах экономической эффективности и изложена методика определения чистого дисконтированного дохода, индекса доходности, внутренней нормы доходности, срока окупаемости, которые базируются на учете дисконтированных результатов и затрат. Здесь же рассмотрены основы природоохранной деятельности предприятия, ее государственное регулирование.

Учебник написан и построен таким образом, чтобы студент самостоятельно мог разобраться в системе экономических терминов, понятий, теории вопроса и других нюансах экономики. Темы учебника расположены в традиционном «классическом» порядке: предприятие, ресурсы предприятия, результаты его деятельности, планирование, организация и управление. Авторы считают, что такое изложение материала будет способствовать лучшему его усвоению и пониманию экономических процессов, происходящих на предприятии. При подготовке учебника был использован опыт российского и зарубежного менеджмента и производственного предпринимательства, официальные материалы государственных органов, литературные источники и авторские разработки по каждой теме.

Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся на экономических и технических специальностях, слушателей школ бизнеса, менеджеров и специалистов машиностроительных предприятий, а также используется слушателями, обучающимися в системе повышения квалификации и переподготовки кадров. Учебник может быть полезен аспирантам, преподавателям и лицам, самостоятельно изучающим экономику предприятия и предпринимательство.

Библиографическая ссылка

Тонышева Л.Л., Лавров Г.И. ЭКОНОМИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (учебник) // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 2. – С. 154-156;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=7800 (дата обращения: 16.09.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

машиностроение казахстан индустриальный инновационный

Машиностроение как основа экономического развития страны

Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства.

Машиностроительный комплекс - это совокупность отраслей промышленности, являющийся ведущим среди межотраслевых комплексов. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 20% производимой продукции и всех работающих в хозяйстве Казахстана. Машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий, чем промышленность в целом (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции; конструктивно-технологическая сложность продукции машиностроения требует разнообразной по профессиям и квалифицированной рабочей силы.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Во-вторых, машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях национальной экономики материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Поэтому основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня. .

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют на его географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии.

Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро. Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья.

С точки зрения трудоёмкости машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры. Чрезвычайно трудоёмкими можно назвать следующие отрасли комплекса: авиационная промышленность, станкостроение, производство электротехники и точных приборов.

Как отдельный фактор географического размещения машиностроения можно вынести военно-стратегический аспект. Принимая во внимания интересы государственной безопасности, многие предприятия машиностроительного комплекса, выпускающие продукцию оборонного назначения, удалены от границ государства. Многие из них сконцентрированы в закрытых городах.

Рассмотрим группировку машиностроительных отраслей по факторам размещения для нашей страны (таблица 1)

Таблица 1 Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения

Машиностроение является важнейшей отраслью экономики любого индустриально развитого государства. Производя всевозможное оборудование, машины, станки, приборы, а также товары для населения, машиностроение обеспечивает стабильность деятельности агропромышленного комплекса, энергетического и металлургического секторов, транспорта и других ключевых отраслей экономики.

Устойчивое развитие и надежное функционирование машиностроения во многом определяют энергоемкость и материалоемкость экономики, производительность труда, уровень экологической безопасности промышленного производства и, в конечном итоге, экономическую безопасность страны.

В развитой рыночной экономике машиностроительная отрасль традиционно носит социально-ориентированный и инфраструктурный характер. Машиностроение с учетом достижений технического прогресса может определять и регулировать конкурентные условия для большинства отраслей промышленности.

Рисунок 1 Отраслевой состав машиностроительного комплекса

Машиностроительная отрасль включает в себя более 20 подотраслей: энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, подъемно-транспортное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, дизелестроение, электротехническую, станко-инструментальную и инструментальную промышленность, промышленность межотраслевых производств, приборостроение, промышленность средств вычислительной техники, автомобильную, подшипниковую промышленность, машиностроение для легкой и пищевой промышленности, производство санитарно-технического и газового оборудования, судостроение, авиационную промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио- и электронную промышленность.

В экономически развитых странах на долю машиностроительных производств приходится от 30 до 50% и более общего объема выпуска промышленной продукции (в Германии - 53,6%, Японии - 51,5%, Англии - 39,6%, Италии - 36,4%, Китае - 35,2%). Прибыль, получаемая от машиностроительной отрасли, обеспечивает полное техническое перевооружение всей промышленности развитых стран мира каждые 8-10 лет. При этом доля продукции машиностроения в ВВП стран Евросоюза составляет 36-45%, в США - 10%.

Опережающее развитие машиностроения, осуществляющего насыщение производства новыми техническими средствами и технологиями, является, в конечном счете, основным источником инновационного развития и дальнейшего экономического роста страны, повышения эффективности и производительности общественного труда и роста благосостояния населения.

Фундаментом инновационного развития нашего государства является в первую очередь развитое, сбалансированное отечественное машиностроение, в максимальной степени реализующее перспективную схему полного производственного цикла. В Казахстане принята государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 гг .

Выбор машиностроительных подотраслей, вошедших в число приоритетов при разработке Программы ФИИР, в основном соответствует этому рецепту, так как в качестве критериев использовались привлекательность их развития в Казахстане и реализуемость, то есть достижение планируемых результатов.

Совокупная оценка привлекательности была рассчитана по следующим критериям:

  • - потенциал внутреннего и внешнего спроса;
  • - производительность труда в под отрасли;
  • - доля малого и среднего бизнеса в под отрасли.

В результате в отраслевые приоритеты индустриально-инновационного развития на среднесрочную перспективу включены шесть под отраслей машиностроения, что обеспечит им государственную поддержку:

  • 1) Нефтегазовое;
  • 2) Транспортное (включая автомобилестроение);
  • 3) Горнорудное;
  • 4) Электротехническое;
  • 5) Сельскохозяйственное;
  • 6) Оборонное.

В Казахстане имеются 23 крупных предприятия сельскохозяйственного, нефтегазового, металлургического и горно-шахтного машиностроения. Такие предприятия могут являться потенциальными центрами производства, которые могут быть весьма перспективным направлением развития отрасли машиностроения в области или регионе, где они расположены.

Эффективное машиностроительное производства может развиваться и в форме малых и средних предприятий, обслуживающих и поддерживающих в рабочем состояния технологические системы, выпускающих запасные части, во всех отраслях промышленности.

Также необходимо сбалансировать затраты на финансирование составляющих процесса внедрения научных результатов, иначе финансирование науки можно заранее считать убыточным проектом. Ускорить процесс обновления может только государство, само вкладывающее деньги в перевооружение или создание новых технико-технологических инновационных центров либо создающее такой инвестиционный климат, при котором в подобные центры устремится частный капитал.

Казахстанское машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет, скорее всего, развиваться в следующих направлениях:

  • - выпуск модернизированных машин и оборудования для предприятий нефтегазового и горнорудного комплексов с морально устаревшими, но еще функционирующими технологическими линиями;
  • - производство наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечением в различных формах иностранного капитала;
  • - участие в совместных с иностранными компаниями проектах, предполагающих производство технологически сложных изделий, в том числе для техники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом;
  • - точечное развитие отдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий, как на импортной, так и на собственной технологической базе.

Машиностроительная промышленность Казахстана в настоящее время, несмотря на положительную динамику развития, продолжает занимать незначительную роль как на внутреннем рынке, так и в экспорте. Необходим комплексный анализ состояния и перспектив этой важной отрасли промышленности с учетом как можно большего числа факторов и условий, влияющих на ее эффективность и конкурентоспособность.

Основной целью курса лекций «Экономика машиностроительного предприятия» является усвоение слушателями основополагающего объёма сведений в области управления экономической деятельностью предприятия. В процессе обучения осуществляется их подготовка к самостоятельному принятию решений, затрагивающих различные стороны деятельности машиностроительного предприятия, на основе овладения всем набором факторов экономической информации.

Отраслевая и региональная структуры российской экономики.
Современная экономика представляет собой совокупность множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой.
Отрасль - часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, характеризующиеся единством назначения производимой продукции, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров. Необходимо отметить, что такое деление достаточно условно, поэтому состав объектов и видов деятельности, включаемых в определенную отрасль, может изменяться.

Общественное разделение труда осуществляется в различных формах. С общей формой разделения труда связано формирование крупных отраслей народного хозяйства - промышленности, транспорта, строительства и др. С частной формой связано выделение самостоятельных отраслей производства внутри каждой сферы народного хозяйства. Например, в промышленности выделились металлургическая, машиностроительная, легкая промышленность и другие отрасли. Под воздействием частного разделения в машиностроении постоянно создаются новые отрасли.

Оглавление
Введение
Раздел 1. Основы экономики машиностроительного предприятия
Глава 1.1. Машиностроительные предприятия - основное звено национальной экономики
1.1.1. Отраслевая и региональная структуры российской экономики
1.1.2. Машиностроительное предприятие - структурная единица экономики
1.1.3. Собственность в Российской Федерации
1.1.4. Организационно - правовые формы предприятий
1.1 4 1. Индивидуальное частное предприятие
1.1.4.2. Хозяйственное товарищество и общество
1.1.4.3. Производственный кооператив
1.1.4.4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
1.1.4.5. Дочерние и зависимые общества
1.1.4.6. Объединения крупного капитала
1.1.5. Внешняя среда машиностроительного предприятия
1.1.6. Создание и ликвидация предприятия
Глава 1.2. Ресурсы машиностроительного предприятия
1.2.1. Спрос и предложение экономических ресурсов
1.2.2. Основные фонды (средства) предприятий
1.2.2.1. Экономическая сущность, состав и структура основных фондов
1.2.2.2. Методы оценки основных производственных фондов
1.2.2.3. Износ основных производственных фондов
1.2.2.4. Амортизация основных производственных фондов
1.2.2.5. Ремонт основных производственных фондов
1.2.2.6. Показатели уровня использования основных производственных фондов
1.2.2.7. Направления улучшения использования основных производственных фондов
1.2.3. Оборотные средства машиностроительных предприятий
1.2.3.1. Основные понятия об оборотных фондах и оборотных средствах
1.2.3.2. Нормирование оборотных средств
1.2.3.3. Управление дебиторской задолженностью и денежными средствами
1.2.3.4. Источники формирования оборотных средств
1.2.3.5. Показатели уровня использования оборотных средств
1.2.4. Кадры и оплата труда
1.2.4.1. Состав и структура кадров
1.2.4.2. Производительность труда и значение её повышения
1.2.4.3. Факторы и резервы роста производительности труда
1.2.4.4. Средства на оплату труда
1.2.4.5. Формирование и использование средств, направляемых на потребление
Глава 1.3. Издержки производства. Себестоимость продукции
1.3.1. Классификация издержек производства
1.3.2. Выбор оптимального объёма производства
1.3.3. Себестоимость продукции. Классификация и состав затрат на производство и реализацию продукции
1.3.4. Содержание и расчёт калькуляционных статей расходов
1.3.5. Пути снижения себестоимости продукции
1.3.6. Особенности учёта затрат в условиях рынка
Глава 1.4. Ценообразование и цены на продукцию предприятия
1.4.1. Ценообразование - процесс комплексный
1.4.2. Методы установления цен
1.4.3. Виды цен, и элементы цены
1.4.4. Ценовая стратегия и тактика:
1.4.5. «Директ - костинг» и политика цен
Глава 1.5. Формирование финансовых результатов деятельности предприятия
1.5.1. Финансовые ресурсы предприятия
1.5.2. Финансовая среда предприятия
1.5.3. Предприятия и банковская система
1.5.4. Предприятия и коммерческие банки. Кредит
1.5.5. Операции на фондовых рынках
1.5.6. Ценные бумаги:
1.5.7. Формирование и распределение прибыли
1.5.8. Анализ динамики прибыли
Глава 1.6. Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.6.1. Основные финансовые документы предприятия
1.6.2. Основные показатели финансово-экономической деятельности предприятия
1.6.3. Предприятия и налоги:
Раздел 2. Экономика создания и освоения новой техники
Глава 2.1. Инвестиционная и инновационная деятельность машиностроительного предприятия
2.1.1. Сущность и содержание инвестиционной деятельности
2.1.2. Классификация инвестиций
2.1.3. Планирование инвестиций
2.1.4. Инновации и их роль в развитии предприятия
Глава 2.2. Методы определения экономической эффективности новой техники и технологии
2.2.1. Предпринимательская идея и жизненный цикл разрабатываемой техники
2.2.2. Выбор базы для сравнения и приведения вариантов в сопоставимый вид
2.2.3. Статические методы расчёта экономической эффективности инвестиций
2.2.3.1. Расчёт и сравнение затрат
2.2.3.2. Расчёт и сравнение прибыли
2.2.3.3. Расчёт и сравнение рентабельности
2.2.3.4. Расчёт и сравнение срока окупаемости
2.2.4. Динамические методы расчёта экономической эффективности инвестиций
Глава 2.3. Методы определения экономической эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
2.3.1. Эффект фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ (НИР)
2.3.2. Методы определения экономической эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР)
2.3.3. Показатели эффективности работы научно-исследовательских и проектных групп
2.3.4. Особенности расчёта эффекта от изобретений и рационализаторских предложений
Глава 2.4. Технико-экономический анализ (ТЭА) проектных решений
2.4.1. Конкурентоспособность продукции
2.4.2. Цели и содержание технико-экономического анализа
2.4.3. Виды технико-экономического анализа
2.4.4. Прогнозирование экономических показателей на ранних стадиях проектирования
2.4.4.1. Прогнозирование себестоимости изделия
2.4.4.2. Прогнозирование единовременных вложений
2.4.4.3. Прогнозирование эксплуатационных затрат
2.4.5. Технико-экономический анализ технологических решений
2.4.6. Определение сметной стоимости НИОКР
Литература.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Экономика предприятия -- система знаний, связанных с процессом разработки и принятия хозяйственных решений в ходе деятельности предприятия. экономический стоимость оплата труд

Предприятие является самостоятельным хозяйственным субъектом, целью деятельности которого выступает удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Предприятие является основным звеном рыночной экономики. Именно предприятие является основным производителем товаров и услуг, основным субъектом рынка, вступающим в различные хозяйственные отношения с другими субъектами. Поэтому экономика предприятия, как система знаний и методов управления хозяйственной деятельностью предприятия, занимает важное место в организации производства и распределения благ в условиях любойэкономической системы .

Машиностроение -- главная отрасль промышленного производства, влияющая на развитие других сфер хозяйственной деятельности и отражающая уровень научно-технического состояния и обороноспособности страны

Производственный процесс -- совокупность взаимосвязанных основных, вспомогательных, обслуживающих и естественных процессов, направленных на изготовление определенной продукции.

Операция -- часть процесса производства, выполняемая на одном рабочем месте и состоящая из ряда действий над одним объектом производства (деталью, узлом, изделием) одним или несколькими рабочими.

Основными являются такие производственные процессы, в ходе которых сырье и материалы превращаются в готовую продукцию.

Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов. Выбор данной темы объясняется той ролью, которую играют показатели дохода и прибыли организаций (предприятий) в рыночных условиях, прямой зависимостью величины получаемой работником заработной платы от показателей дохода, прибыли и рентабельности деятельности организации (предприятия), с одной стороны, и существенным влиянием совершенства создаваемой техники, технологии, в том числе и информационных технологий, на доходы, прибыль и рентабельность организации (предприятия). Поэтому будущие специалисты в области техники должны хорошо разбираться в механизме формирования дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия) и уметь их анализировать.

Доходом называются средства, получаемые в результате всех видов деятельности организации (предприятия), использования авансированного капитала и рабочей силы.

Прибыль - основной показатель результата финансовой деятельности организации (предприятия), определяемый как разница между полученным доходом и затратами, необходимыми для получения этого дохода. Роль прибыли чрезвычайно велика. Во-первых, прибыль является основной целью коммерческой деятельности; во-вторых, прибыль является одним из главных источников формирования государственного бюджета; в-третьих, за счет прибыли создаются в организации (на предприятии) резервные фонды; в-четвертых, прибыль является источником устойчивого роста организации (предприятия).

Для характеристики экономической эффективности производства используются показатели рентабельности. В отличие от показателей прибыли они учитывают не только получаемый организацией (предприятием) абсолютный доход, но и затраты (величину использованных ресурсов), необходимых для получения прибыли. Сравнение различных производств по показателям рентабельности дает более объективные оценки, чем их сравнение по прибыли. Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассчитываются показатели дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия). Во второй главе проводится анализ показателей дохода, прибыли и рентабельности организации (предприятия). Далее делается заключение по обеим главам.

1. Анализ действующего и проектируемого технологического процессов

Таблица 1- Базовый вариант технологического процесса

Таблица 2- Проектируемый вариант технологического процесса

Вывод: Замена станков 1К62 на 16К20 и замена 6Р12 на 6М13СН2 позволила сократить время обработки детали на 0,3 час.

2. Расчет объема работ

Определение размера партии деталей и периодичности его запуска

В серийном производстве деталей в обработку запускают партиями. Производственная партия- группа заготовок одного наименования и типа размера, допускаемых в обработку одновременно и непрерывно в течении определенного интервала времени.

Нормативный размер партии можно определить по следующей формуле:

n=N*ti/Др(шт) где

N -годовая программа выпуска деталей, шт.

Др-число рабочих дней в году(247дн.)

ti-число дней, на которые необходимо иметь деталей для бесперебойной работы цеха:

для крупных деталей:t-2.3 дн.

Для мелких деталей: t-8-10 дн.

Для средних деталей:t-5-7 дн.

N=8000*5/247=160 шт.

Расчетная величина партии корректируется так, чтобы она стала равной или кратной месячной программе. При этом “n” стала равной или кратной месячной программе,при этом она не должна быть меньше полусменной или сменной нормы выработки.

Nмес.=N/12 (шт.);Nмес.= 8000:12=666=600 (шт.)

N сут.= N/Дм (шт) 8000 /247) =30 (шт) где

N - годовая программа выпуска деталей,шт.

Nсм.-выработка за смену,шт.,Nсм=15шт

Периодичность запуска -выпуска партии определяется по формуле:

Rз=n./|N(см.)=160:15=9 дн.

Для технико-экономических расчетов участка необходимо годовой объем работ по видам обработки. На участках серийного типа производства обрабатывается как правило несколько десятков однотипных деталей, поэтому необходимо определить трудоемкость обработки не только заданной детали, но и других однотипных деталей, обрабатываемых на участке.

Трудоемкость обработки других деталей определяется через коэффициент дополнительной трудоемкости

Кдт=(Т -N?t шт.) : N?t(шт.) где

Tr-мощнось участка

T шт- суммированное время на обработку детали

Кдт=128000-(8000*2)/8000*2=112000/16000=7

Расчет годовой трудоемкости работ участка по отдельным видам обработки, выполненным на разных станках выполняется в таблице;

Таблица 3 - Расчет объема работ участка

Наименование

Операции

Вид и марка оборудования

Норма времени на 1ед.(час)

трудоемкость заданной детали(н.ч.)

Дополнительная трудоемкость

Однотипных деталей(н.ч.)

Трудоемкость зад.детали н-ч.

Токарная

Токарная

Сверлильная

Фрезерная с ЧПУ

Распределение годовой трудоемкости по видам и маркам оборудования

Таблица 4- Распределение трудоемкости помаркам оборудования

Таблица 5- Распределение трудоемкости по разрядам

Определение среднего разряда работ

Рср=?(Рi*Ti)/Тг. Где

Рi-разряд

Рср.-средний разряд

Ni-трудоемкость соответствующего разряда

Рср.-=(3*25600+4*19200+5*83200)/128000=4,45

3. Расчет потребного количества оборудования и коэффициент его загрузки

Для выполнения заданной программы необходимо определить количество оборудования для участка.

При серийном типе производства расчет потребного количества оборудования по каждому типоразмеру станков определяется на основе годовой трудоемкости работ действительного фонда времени работы единицы оборудования с учетом коэффициента выполнения норм времени на участке.

Нрi =T\Фд*Квн

где Фд- действительный фонд времени работы 1 ед.оборудования Действительный фонд времени определяется исходя из календарного фонда времени за вычетом выходных и праздничных дней и потерь времени на плановый ремонт оборудования.

Фд=((Фк-Дн)*tсм.*m(1-а/100) ч.

Фд= (365-119)*8-2(1-5/100)=3740 час.

Ф ном.-номинальный фонд времени работы оборудования(час)

tсм -количество смен

а- время потерь на ремонт оборудования

8 - продолжительность смены (час)

Расчетное количество станков «n« как правило получается дробным числом, затем оно округляется до целого числа в большую сторону и получается принятое количество станков « n пр». Отношением расчетного количества станков на принятое количество определяют коэффициент загрузки.

Кзаг.=nр. \nпр.?1

Н=Ti |Фд*Кв.н.

1.n р.токарная =38400/(3740*1,12)=9,167 ед. принимаем nпр.= 10 ед.

2. n р. сверлильная=6400/(3740*1,12)=1,53 ед. принимаем nпр.= 2 ед.

3.n.p. Фрез.с ЧПУ=83200/(3740*1,12) =19,862ед. Принимаем nпp=20 ед

4. Расчет количества работающих на участке по категориям профессиям и разрядам

Правильное определение численного состава участка влияет на организацию и производительность труда. Планирование численности работников производиться по каждой категории, профессии и (разряд).

Расчёт численности основных производственных рабочих

Потребность в рабочих, непосредственно занятых изготовлением основной продукции определяется на основе трудоемкости производственного задания и эффективного фонда рабочего времени 1 рабочего в год.В серийном производстве численность основных производственных рабочих определяется по формуле:

Чосн.=Тгод/ (Фэф*Кв.н.)

Эффективный годовой фонд рабочего времени рабочего рассчитывается исходя из календарного времени за минусом потерь рабочего времени- невыходов на работу по уважительным причинам (отпуска,по болезни и пр.)

Фэф - эффективный фонд времени работы рабочего за год, в часах

Фэф=Фном * (1-К/100)

Фэф=(Фк*tсм*(1-К/100)=246*8*(1-10/100)=1771час.

ФЭФ с учетом Квн=1771*1,12=1983час.

К- % потерь рабочего времени (10-12%)

А.Ч осн.= 128000/Фэф*Квн=128000/1771*1,12=65 чел.

1.Ч.ток.=38400/1771*1,12=19 чел.

2.Ч.сверлил.=6400/1771*1,12=4 чел.

3.Ч.фрез. С ЧПУ=83200/1771*1,12=42чел.

В)Численность основных рабочих по разрядам

Ч=Т/Фэф*Кв.н.

Ч3= 25600/1983=13 чел.

Ч4=19200/1983=10 чел.

Ч5=83200/1983=42 чел.

Всего - 65 чел.

Расчёт численности вспомогательных рабочих

В состав вспомогательных рабочих входят: наладчики, ремонтники,

контролёры, распределители работ, раздатчики инструмента, транспортные рабочие, работники ИРК и др.

В серийном производстве численность вспомогательных рабочих можно определить по укрупненным нормативам в % от численности основных рабочих, она составляет в среднем 10-20% от основных рабочих.

Чвсп.=Чосн.* 20% =65*0,2=13чел.

Расчет численности служащих(ИТР)

В состав этой категории работников входят мастера,старшие мастера,инженеры,экономисты, плановики и.др. В серийном производстве численность служащих (ИТР) составляет в среднем 10-12% от численности основных рабочих.

Читр.=Ч осн.* 10 %= 65*10 =6,5 чел.

СТ.мастер - 1 чел.

Мастер- 3 чел.

Инженер-технолог- 3 чел.

5. Расчёт производственной площади и стоимости условного здания участка

Расчет производственных площадей участка ведется по средней удельной площади (Sуд.) , то есть площади приходящейся в среднем на единицу оборудования. Она принимается в среднем на единицу оборудования 12-20 кв.м. на один средний станок и 4-6 кв.м на 1 верстак.

Sn =610 кв. м.

С учётом дополнительной площади (5%) общепроизводственная площадь составляет:

Sп.п.= Sn * 1,05 = 610 *1.05= 640 кв.м.

По нормативам за 2013 год цена 1 кв.м. производственной площади составляла 7503.5 рубль. В этом случае стоимость условного здания определяется по формуле:

Цпп=Ц 1 кв.м.*Sпп= 7503.5* 640 = 4802240 руб.

Расчет стоимости и структуры основных производственных фондов участка

6. Расчет фондов оплаты труда различных категорий работников

Фонд оплаты труда по целевому назначению подразделяется на два фонда:фонд основной зарплаты и фонд дополнительной зарплаты.

Фонд основной з/платы включает:

Тарифный фонд (прямой), то есть зарплата рабочих за фактически выполненную работу и отработанное время

Премии за производственные результаты, за выполнение особо ответственных работ и т.д.

Доплата компенсирующего характера за работу в ночное время, сверхурочную работу, совмещение профессий, расширения зон обслуживания, работу в тяжелых, трудных и особо опасных условиях и т.д.

Тарифный фонд рабочих-станочников рассчитывается на основе тарифных ставок и годовой трудоемкости станочных операций.

Фтар = ? Сiі * Ті

Cі - тарифная ставка соответствующего разряда

Ті - трудоёмкость выполнения работ по данному разряду

Фтар=121,95*25600+136,11*19200+145,26*83200=17820864 руб.

Фонд основной зарплаты кроме тарифного фонда, включает выплаты и доплаты стимулирующего и компенсирующего характера. Они составляют 30-40% к тарифному фонду.

Фосн = Фтар * Кд

Кд - коэффициент доплат и премий; Кд=1,3-1,5

Фосн= 17820864*1,5=26731296 руб.

Фонд дополнительной зарплаты включает выплаты за неотработанного времени:оплата очередных отпусков, оплата учебных отпусков,оплата времени выполнения гособязанностей и др.Дополнительная заработная плата составляет 10-15% от основной.

Фдоп.осн=(Фосн*Кдоп) / 100%

Кдоп - коэффициент дополнительной зарплаты; Кдоп=10-15%

Фдоп.осн=26731296*0,15=4009694 руб.

Фонд основной и дополнительной зарплаты образуетполный фондэ

ФОТпол.=Фосн+Фдоп.

ФОТ пол.= 26731296+4009694=30740990руб.

В процентах от полного фонда зарплаты определяется СВВФ (Страховые взносы во внебюджетные фонды).Ставка налога устанавливается в законодательном порядке и пересматривается. В настоящее время она составляет 30%.

СВВФ=ФОТ пол.*30/100

СВВФ= 30740990 *0.30=9222297 руб.

При расчете средней зарплаты рабочих учитывается выплата из фонда материального поощрения(ФМП), они составляют в среднем 5% от полного Фонда заработной платы

ЗП ср.мес.осн.ср=(ФОТпол.*1,05) / (Чосн*12) =

30740990 *1.05/ 65*12= 41382 руб.- среднемесячная заработная плата основных рабочих

Фонд оплаты труда вспомогательных рабочих

Вспомогательные рабочие, как правило, находятся на повременной оплате труда. Тарифный фонд оплаты рабочих-повременщиков рассчитываетсяч исходя из квалификации рабочих, средней часовой тарифной ставки, рабочего времени и численности и, эффективного фонда времени работы рабочего,

ФОТтар.всп=Сч.ср.*Фэф*Чвсп =

Сч.ср - среднечасовая тарифная ставка; Сч.ср=68,95

Фэф - эффективный фонд времени работы рабочего за год

ФОТ осн.=ФОТ тар.*К д.=

Фонд дополнительной зарплаты:

ФОТ доп.=ФОТ осн.*Кдоп.

Страховые взносы во внебюджетные фонды(СВВФ)-30% от полного фонда

СВВФ=0.30*ФОТ пол.

Средняя зарплата вспомогательных рабочих:

ЗП ср.=ФОТ пол.*1.05/Чвсп.*12

ФОТтар. = 68,95*1771*13=1587435руб

ФОТосн. = 1587435*1,3=2063665руб.

ФОТдоп= 2036665*0,13=268276руб.

ФОТпол=2063665+268276=2331941 руб.

СВВФ= 2331941 *0.30=699583 руб.

ЗП ср.мес.всп.раб. = 2331941 *1,05/13/12 =15695 руб.- среднемесячная заработная плата вспомогательных рабочих

Фонд оплаты труда служащих(ИТР)

Фонд прямой зарплаты служащих (ИТР) определяется на основе должностных окладов и численности этой категории работников.Численность определяется в процентах от основных производственных рабочих.Она составляет 10-12%Рассчитывается на основе должностных окладов и численности служащих.

ФОТгод. = ?Чсп * О * 12

О -оклад специалиста

Премии выплачиваются из ФМП, выплаты составляют 60-100%

В этом случае полный годовой фонд определится суммой:

ФОТ пол.=ФОТ год.*Кмп

СВВФ=ФОТ пол.*0.3

ФОТ год.=(25000*1+22000*3+20000*3)*12=1812000 руб.

ФОТ пол.= 1812000*1,6=2899200 руб.

СВВФ= 2899200 *0.30= 869760(руб.)

ЗП ср.=2899200 /7 /12=34514 руб.- средняя заработная служащих (ИТР)

7. Расчет полной себестоимости детали

Себестоимость-это выраженные в денежной форме затраты, связанные с производством и реализацией детали.

С пол.=М+ЗП+ЗП доп.+СВВФ +РСЭО+ОЦР+ОХР +ВПР

А Основные расходы

Расчет затрат на основные материалы на одну деталь

М=Qзаг.*Ц-Qотх.*Цотх. Где

М- затраты на материал

Заг.- вес заготовки в кг.

Ц- цена 1 кг материала-300 руб.за 1кг.

Qотх.-вес отходов в кг.

Цотх.-цена 1 кг.отходов

М=0,8*145-0,5*14,5=116-7,25=108 руб.

Основная зарплата основных рабочих на одну деталь

ЗП осн.=Сч.ср.*tш.к.*Кд

Счср.=121,95*13+136,11*10+145,26*42/65=140руб.

ЗП осн.=140*1,5*2=420 руб.

Дополнителная зарплата основных рабочих составляет 10-15 % от основной

ЗП доп.=ЗП осн.*0.15

ЗП доп.= 420*0,15=63руб.

СВВФ= 0,30*(420+63)=144 руб.

Б. Накладные расходы

Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования принимаются укрупнено в % к ЗП осн. основных рабочих и составляют 200-350%

Принимаем 100%

РСЭО = 100% от ЗП осн.

РСЭО= 420*100%=420 руб.

Общецеховые расходы распределяются также в % к ЗП осн. и составляют 100-300%

Принимаем 100 %

ОЦР= 100 %от ЗП осн.

ОЦР= 420*100%=420 руб.

Итого цеховая себестоимость детали

С цех.=М+ЗП осн.+ЗП доп.+СВВФ+РСЭО+ОЦР

Сцех.= 108+420+63+144+420+420=1575руб

Общехозяйственные расходы принимаются на уровне 100-180 % к ЗП осн.

Принимаем 150%.

ОХР= 150% от ЗП осн.

ОХР= 420*1,5=630 руб.

Итого производственная себестоимость:

Спр.=Сцех.+ОХР=1575+630=2200 руб.

ВПР=Спр*Нвпр/100%= 2200*5/100%=110 руб.

С пол.= 110+2200=2310руб.

8. Технико-экономические показатели базисного и проектируемого вариантов

Для определения экономической эффективности разработанного технологического процесса необходимо рассчитать технологическую себестоимость двух вариантов выполнения одной операции:

Первый вариант операции на действующем предприятии и второй вариант, разработанный студентом.

Технологическая себестоимость - неполная себестоимость выполнения одной-двух операций обработки; она включает лишь те затраты, которые связаны с выполнением технологических операций и отличается в сравниваемых вариантах.

В технологическую себестоимость включаются:

1.Затраты на заработную плату рабочего-станочника;

2.Расходы на силовую энергию;

3.Расходы на амортизацию оборудования;

4.Расходы на эксплуатацию режущего инструмента

5.Расходы на эксплуатацию режущего инструмента

6.Затраты на текущий ремонт оборудования и др.

Расчет технологической себестоимости:

Заработная плата станочника ЗПст, руб., определяется по формуле:

ЗПст = Сч * Тш.к. * Кд *Кдоп. (руб.)

где Сч - тарифная ставка, руб.;

Тш.к. - штучно-калькуляционное время;

Кд - коэффициент доплат, учитывающий доплаты за рабочее время.

Базовый и проетируемый вариант

ЗПст =121,95*0,17*1,5*1,15=35,7 (руб.)

Заработная плата наладчика рассчитывается по формуле:

ЗП нал.=t нал.*Тш.к.*Кд*Кдоп./n

Отчисления на социальные нужды Ос/с руб., рассчитываются по формуле:

СВВФ= 0,3 * (ЗПст + ЗПнал) (руб.)

СВВФ=0,3 * 35,7 =10,7 (руб.)

Расходы на силовую электроэнергию определяются по формуле:

Зсэл = (Wуст*Тмаш * Км * /(Ксети *КПДдв)*Ц эн., (руб.)

где Муст - установленная мощность электродвигателей на станки, кВт.ч.

Тмаш - время основное (машинное) на операцию в часах.

Км - коэффициент использования мощности электродвигателя,

Км = 0,7 до 0,8.

Ксет - коэффициент учитывающий потери в сети,

Ксет = 0,8 до 0,9

КПДдв - коэффициент полезного действия двигателя,

КПДдв = 0,9 до 0.95.

Цэл - стоимость 1квт. Час.

Базовый вариант

Зсэ =(11*0,11*0,8/0,8*0,9)*2.88=3,8 (руб.)

Проектируемый вариант

Зсэ = (11*0,1*0,8/0,8*0,9)*2.88 = 3,5 (руб.)

Расходы на амортизацию оборудования определяется по формуле:

Зам = Цс * Нам * Тшк / 100 Фд *КЗ (руб.)

где Цс - первоначальная стоимость оборудования, руб,

Нам - нормы амортизационных отчислений %.

Кз -коэффициент загрузки оборудования (0.8-0.9)

Базовый и проектируемый вариант

Зам = 180000*11,7*0,17/100*3740*0,9=1,06 (руб.)

Расходы на эксплуатацию приспособления определяются:

Зприс=0,6 * Цпр / Nгод (руб.)

где Цпр - первоначальная стоимость приспособления, в рублях.

Базовый вариант

З прис.= 0,6*610/8000=0,04 руб.

Проектируемый вариан

Зприс. = 0,6*1050/8000=0,07 (руб.)

Расходы на эксплуатацию режущих инструментов каждого вида определяют:

Зин=Ц1мин *Тмаш * 60 (руб.)

где Ц1мин - стоимость одной минуты режущего инструмента, в рублях. Базовый вариант

Зин = 0,14* 0,11 *60=0,9 (руб.)

Проетируемый вариант

Зин=0,14*0,1*60=0,8

Расходы на текущий ремонт оборудования:

Зтех.рем.=Цс * Тшк * В / Фд * 100 (руб.)

Базовый и проектируемый вариант

Зт.р. =180000*0,17*4/3740*100=0,32(руб.)

Так как Стех1 больше Стех2 на 0,4 руб., то выбирается более эффективный второй (проектируемый)вариант.

Определение экономической эффективности разработанного технологического процесса

Дополнительные капитальные вложения

К доп.=К2-К1

К1=180000 руб.

К2=207000 руб.

К доп.=207000-180000 (руб.)

К1 и К2-стоимость оборудования в базовом и проектируемом технологическом процессе с учетом транспортных расходов

Условно-годовая экономия

Эу.г.=(Стех1-Стех2)*N год. (руб.)

Э у.г.=(52,05-51,65)*8000=3200(руб.)

С1и С2- себестоимость технологическая базового и проектируемого технологических вариантов

Срок окупаемости дополнительных кап.вложений (ТОК)

ТОК=Эу.г../Кдоп..

ТОК=3200/27000=0,1

Удельные кап.вложения:К1*Тш.к./Фд*КЗ

Базовый вариант-Куд1 = К1*Тш.к./Фд*КЗ 1

Куд1= 180000*0,17/3740*0,9=9,1

Проектируемый вариант-Куд2== К2*Тш.к./Фд*КЗ2

Куд2=207000*0,17/3740*0,9=10,4

Годовой экономический эффект

Э год.=(С1+Ен*Куд1)-(С2+Ен*Куд2)

Где Ен -нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности;

Эгод= (52,05+0,15*9,1)-(51,65+0,15*10,4)*8000=1640 (руб.)

Ен- коэффициент экономической эффективности

Снижение себестоимости в %

По операции=(С1-С2)*100/С1 = 52,05-51,65*100/52,05=0,7 %

В результате проведенных расчетов видно, что проектируемый вариант обработки детали « Переходник » эффективнее базового. За счет замены оборудования удалось сократить трудоемкость обработки детали на час.

В результате проведения мероприятий себестоимость детали снижена на 0.7%, условно-годовая экономия получена в сумме 3200 рублей, окупаемость капитальных вложений 0,1 года, производительность труда повысилась на 7,5 %, коэффициент загрузки оборудования 0, 95 .

Списочный состав работающих:

1. Основных рабочих 65 - человека.

2. Вспомогательных 13 - человек.

3. Инженерно-технических работников - 7человека.

Среднемесячная заработная плата:

Основных рабочих:

1. Основных рабочих - 41382 руб.

2. Вспомогательных рабочих - 15695 руб.

3. Инженерно-технических работников - 34514 руб.

Используемая литература

1. Липсиц И.В. «Что такое бизнес-план и как его составить?» М. Россия молодая. 1992г.

2. Добрыднев И.С. «Курсовое проектирование по предмету Технология машиностроения». М., Машиностроение, 1985г.

3. Горфиенкель В.Я. Купряков Е.М. «Экономика предприятия», М. «Банки и биржи», издательское объединение «Юнити», 1996г.

4. Горфиенкель В.Я. Швандара В.Я. «Экономика предприятия», М. «Банки и биржи», издательское объединение «Юнити», 1998г.

5. Сергеев И.В. «Экономика предприятия», «Финансы и статистика», 1997г.

6. Гост 2.105 - 95 Общие требования к текстовым документам.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Расчет программы участка слесарно-механического цеха и ритма выпуска деталей. Определение количества деталей в партии, оборудования и его загрузки. Расчет фондов заработной платы основных рабочих. Затраты на возмещение износа специального инструмента.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2012

    Расчет необходимого количества оборудования, определение коэффициента его загрузки, численности всех категорий работающих. Расчет стоимости основного материала на деталь, фонда заработной платы, стоимости основных производственных фордов и отчислений.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2010

    Определение необходимого количества оборудования для исполнения заданных технологических операций на предприятии. Расчет коэффициента загрузки оборудования и потребной дозагрузки. Вычисление себестоимости изготовления изделия и его оптовой цены на рынке.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2009

    Изучение организации производства на машиностроительном предприятии. Расчет нужного количества оборудования и коэффициента его загрузки. Выбор межоперационного транспорта. Определение партии запуска деталей. Калькуляция себестоимости единицы продукции.

    курсовая работа , добавлен 23.01.2011

    Расчет количества технологического оборудования и производственных площадей. Определение стоимости оборудования, численности работников участка, годового фонда заработной платы и уровня производительности труда. Расчет себестоимости текущего ремонта.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2012

    Стоимость основных средств. Расчет необходимого количества оборудования, затрат на его содержание и эксплуатацию. Стоимость оборотных фондов. Потребность в трудовых ресурсах, расчет фонда оплаты труда. Определение финансовых результатов предприятия.

    контрольная работа , добавлен 14.03.2011

    Формы организации производственного процесса. Расчет необходимого количества оборудования и коэффициента его загрузки. Расчет полной себестоимости детали и формирование её отпускной цены. Основные технико-экономические показатели работы предприятия.

    курсовая работа , добавлен 12.10.2009

    Задачи, цели и функции ценообразования. Расчет выручки и прибыли от реализации продукции предприятия. Определение необходимого количества оборудования. Расчет численности работающих и фондов оплаты труда. Расчет себестоимости и цены программного продукта.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2012

    Расчёты по производственному плану, по каждой операции технологического процесса. Расчёт необходимого количества оборудования и его загрузки. Расчет общей суммы затрат на материалы на весь выпуск продукции. Ведомость оборудования по его загрузке.

    контрольная работа , добавлен 21.04.2011

    Расчет количества оборудования и его загрузки, стоимости основных фондов участка механической обработки, амортизации основных фондов, стоимости основных материалов на изготовление деталей. Составление сметы затрат на изготовление детали "Корпус".

АННОТАЦИЯ

Включает теоретические основы формирования экономической грамотности,
культуры экономического мышления при организации производственно-хозяйственной деятельности машиностроительного предприятия в условиях рыночной экономики.
Содержит задания на выполнение самостоятельных работ, описание порядка их
выполнения, подходы и методы исследования экономических ситуаций в машиностроительном производстве при изучении ресурсов производства, показателей их использования, анализе факторов эффективности производства.
Представлены методы расчета издержек производства, формирования цен на то-
вары и услуги, определения порога рентабельности производства и экономической эффективности инвестиций.
Пособие предназначено студентам, аспирантам и преподавателям технических
вузов, инженерам и специалистам машиностроительных предприятий.

Учебное пособие является электронной версией книги:
Л. И. Трусова, В. В. Богданов, В. А. Щепочкин. Экономика машиностроительного производства. Задачи и ситуации: учебное пособие / Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 78 с.

ВВЕДЕНИЕ
1. СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА

1.1. Задание на самостоятельную работу по теме №1
1.2. Порядок выполнения работы
2. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ И ИХ АМОРТИЗАЦИЯ
2.1. Задание на самостоятельную работу по теме №2
2.2. Порядок выполнения работы
3. ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
3.1. Задание на самостоятельную работу по теме №3
3.2. Порядок выполнения работы
4. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МОЩНОСТЬ ЦЕХА И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

4.1. Задание на самостоятельную работу по теме №4
4.2. Порядок выполнения работы
5. СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
5.1. Задание на самостоятельную работу по теме №5
5.2. Порядок выполнения работы
6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
6.1. Задание на самостоятельную работу по теме №6
6.2. Порядок выполнения работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Нормативы простоя оборудования в ремонте в течение года
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Ориентировочная стойкость рабочих частей штампов до полного износа
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Коэффициент приведения ценности денег к расчетному шагу
ГЛОССАРИЙ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Введение
В учебном пособии раскрываются следующие дидактические единицы:
– основные фонды;
– оборотные средства;
– оплата труда;
– планирование затрат;
– финансирование инновационной деятельности;
– технико-экономический анализ инженерных решений;
– коммерческая деятельность предприятий: финансовые отношения,
внешнеэкономическая деятельность.
Основной целью изучения дисциплины «Экономика машиностроительного производства» является формирование у студентов знаний, позволяющих правильно ориентироваться в организационной, экономической, социальной,
правовой структурах машиностроительного производства.
Основными задачами изучения дисциплины «Экономика машиностроительного производства» являются:
– сформировать у студентов знания о производственных ресурсах маши-
ностроительного предприятия: (основные производственные (ОПФ) и непроиз-
водственные фонды);
– научить студентов пользоваться методиками оценки ОПФ и расчета по-
казателей их использования;
– cформировать у студентов знания об оборотных фондах и оборотных
средствах предприятия;
– помочь разбираться в вопросах организации труда на машинострои-
тельном предприятии, чтобы исключить в будущем ошибки взаимопонимания с
руководством или подчиненными в вопросах этого аспекта;
– обучить студентов современным принципам и методам расчета себестоимости продукции и вопроса ценообразования машиностроительной продукции;
– привить навыки расчета уровня качества продукции;
– научить рассчитывать величину годового и полного экономического
эффекта от производства и внедрения наукоемкой продукции.
В результате изучения дисциплины «Экономика машиностроительного
производства» студенты должны:
иметь представление:
? об организационной, экономической, социальной, правовой структурах
машиностроительного производства;
знать:
– экономические основы производства и ресурсы предприятий;
– структуру основных фондов, оборотных средств предприятий;
– структуру персонала;
– системы оплаты труда, основы планирования затрат;
– основы финансирования инновационной деятельности предприятий;
– проблемы технико-экономического анализа инженерных решений;
– принципы коммерческой деятельности предприятий;
– основы создания и освоения новой техники;
уметь:
? рассчитывать индексы и темпы изменения технико-экономических по-
казателей;
– определять стоимость ОПФ и показатели их использования;
– рассчитывать величину производственной мощности предприятия, оп-
ределять узкие места на производстве;
– оценивать величину издержек, связанных с изготовлением и реализацией продукции, разбираться в вопросах ценообразования;
– экономически обосновывать целесообразность применения разнообразных ТП изготовления продукции.
получить навыки:
? расчета полного и годового экономического эффекта от производства и
реализации инновационной продукции.
В учебном пособии рассматриваются задания для студентов, обучающихся по специальностям и направлениям: 15100165 «Технология машиностроения», 150900 (552900) «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», 15020165 «Машины и технология обработки металлов давлением». Темы практических занятий подобраны в соответствии с сеткой часов, предусмотренных рабочей программой курса «Экономика машиностроительного производства». Нормативно-справочные материалы соответствуют специализации обучающихся, хотя со временем они могут изменяться и подлежат корректировке.
Основные темы самостоятельных практических работ:
1) система показателей эффективности производства;
2) основные производственные фонды и их амортизация;
3) оборотные средства и показатели их использования;
4) производственная мощность цеха и эффективность ее использования;
5) себестоимость продукции и ценообразование;
6) экономическая эффективность производства.
В учебном пособии представлены 12 вариантов заданий для самостоятельного решения практических задач и ситуаций. Задачи носят сквозной характер, т. е. результаты расчетов предшествующих задач используют как исходную информацию в последующих задачах, поэтому студенты выполняют задания по всем темам по одному номеру варианта, выданному на первом занятии. Задания выполняют индивидуально. Студенты отчитываются о проделанной работе и получают зачет.
По каждой теме представлены исходные данные, методические указания,
расчетные формулы, порядок выполнения задания. Нормативно-справочные
материалы приведены в приложениях, на которые даны ссылки. Для проверки
результатов могут применяться типовые программы расчета показателей на
ЭВМ. По окончании работы студенты должны сформулировать и записать со-
ответствующие выводы.
Машиностроительное производство – это процесс изготовления, создания, выпуска продукции, товаров и услуг путем преобразования исходных ресурсов: сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, информации при одновременном использовании труда в готовом продукте производства.
Экономические особенности машиностроительного производства характерны для машиностроительных предприятий любой организационно-правовой формы: государственных, использующих государственную форму собственности; частных, основанных на индивидуальной (частной) собственности; муниципальных, находящихся в собственности муниципальных органов власти; смешанных, где собственность на рабочую силу является индивидуальной, на средства производства – коллективной, на землю – государственной; коллективных (народных), где собственность на основные средства производства коллективная и долю имущественной собственности отдельного члена коллектива не устанавливают; коллективно-частных (акционерных), где имущество принадлежит всем акционерам, а долю каждого акционера определяют пакетом акций, принадлежащих ему, как частному владельцу, и пр.
Машиностроительное производство выпускает орудия труда, т. е. активную часть основных производственных фондов для всех отраслей народного хозяйства, предметы личного потребления, продукцию оборонного назначения.
Машиностроительное производство занимает ведущее место в развитии научно-технического прогресса, повышении производительности труда, эффективности функционирования всех отраслей народного хозяйства, так как производит все основные средства труда для промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, энергетики, добывающих отраслей и т. д.,
а также обеспечивает инфраструктуру, т. е. науку, образование, здравоохранение, культуру, правоохранительные органы, оборону и пр.
Для машиностроительного производства характерны следующие основные особенности:
1. Продукция машиностроения является основой воспроизводства ОПФ
во всех отраслях народнохозяйственного комплекса, так как эта продукция, в
силу своей специфики, превращается у потребителя в основные производственные фонды, производящие продукцию других отраслей. Продукция отличается
чрезвычайным разнообразием (десятки тысяч наименований и сотни тысяч типоразмеров), точностью изготовления, многодетальностью.
2. Производственные процессы в машиностроении характеризуются многостадийностью, сложностью и разнообразием применяемых методов обработки: пластическая деформация, резание, химическая, термическая, лазерная обработка и пр. Производственные процессы изготовления машин относятся к
прерывным и расчленяются на несколько стадий: заготовительную,обрабатывающую, сборочную; а также разделяются на трудовые процессы, выполняемые с участием человека, и естественные – выполняемые без участия человека (остывание, сушка); основные, направленные на непосредственное изготовление продукции в соответствии с планом производства; вспомогательные, направленные на обеспечение нормального хода основных процессов; и обслуживающие, обеспечивающие бесперебойное выполнение основных и вспомогательных процессов (контроль качества, транспортирование, складирование).
3. Технологические процессы характеризуются высокой сложностью,
многооперационностью, разнообразием способов и методов реализации произ-
водственных процессов различной физической природы, что требует различного оборудования, оснастки и инструментов, средств механизации и автоматизации. Технологические процессы отличаются достаточно высокой трудоемкостью и длительностью производственного цикла изготовления деталей, узлов и машин.
4. Машиностроительное производство относится к материалоемким и
энергоемким производствам, где используют все известные материалы и энергоносители.
5. Кадры машиностроительного производства отличаются высоким уровнем профессиональной подготовки – от рабочего до управляющего, что обусловлено применением сложной техники, проектированием и разработкой наукоемкой продукции, в которой материализуются технические, технологические, информационные, организационные, экономические инновации, позволяющие
обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции.
Успешное развитие машиностроительного производства во многом зависит от экономического образования инженерно-технического персонала, навыков проведения качественного и количественного анализа принимаемых решений, оценки их эффективности в рыночных условиях хозяйствования, выбора источников финансирования производственно-хозяйственной деятельности в условиях инфляции, высокого уровня неопределенности и непредсказуемости рыночной среды и связанных с этим рисков возникновения материальных, финансовых, трудовых, временных и других потерь.

Электронная версия книги : [Скачать, PDF, 649.63 КБ ].

Для просмотра книги в формате PDF требуется программа Adobe Acrobat Reader, новую версию которой можно бесплатно скачать с сайта компании Adobe.

Новое на сайте

>

Самое популярное