Домой Кредиты онлайн Экономическое учение У. Петти

Экономическое учение У. Петти

Петти Уильям (1623-1687 гг.) - английский экономист, ученый и философ. Он стал известным, когда служил и Английской республике. Ученый разработал эффективные методы для обследования земель, предназначенных для конфискации. После Кромвеля он служил при Чарльзе II и Джеймсе II. Несколько лет он заседал в английском парламенте. Однако больше всего известны экономические взгляды Уильяма Петти. Именно ему приписывают отстаивание принципа laissez-faire в государственной политике.

Уильям Петти: биография

Будущий досмитовской эры родился в семье портных. Он рос любознательным и умным ребенком и в 1637 году устроился юнгой на корабль. Однако вскоре он сломал ногу и был высажен на берег в Нормандии. После этого год Петти Уильям занимался изучением латыни и подрабатывал учителем английского для местного населения. Затем он вернулся в Англию. К этому времени будущий экономист уже хорошо разбирался в латыни, греческом, французском, математике и астрономии. После непродолжительного периода службы во флоте он уехал в Голландию, где заинтересовался анатомией. В Амстердаме Уильям подрабатывал личным секретарем Гоббса, что позволило ему познакомиться с Декартом, Гассенди и Мерсенне.

В 1646 году он вернулся в Англию и занялся изучением медицины в Оксфордском университете. Ему удалось изобрести и запатентовать свою собственную копировальную машину, однако наладить ее продажу не получилось. В 1652 г. он взял отпуск и отправился в Ирландию с армией Кромвеля. Он заседал в парламенте, служил при двух королях. После 1660-го года его научный интерес сместился с физических наук к социальным. В 1667 году он женился на Элизабет Воллер. Умер экономист в 1687 г. в Лондоне, куда вернулся из Ирландии незадолго до смерти.

Экономические взгляды

На теории ученого повлияло два источника:

  • Уильям был его личным секретарем некоторое время и успел хорошо запомнить рациональные требования «гражданского мира и материального изобилия». Поэтому большую часть жизни он искал источники процветания для Ирландии.
  • Френсис Бэкон. Ученый был согласен с тем, что математика и интуиция должны быть основой всех рациональных наук. Поэтому в своих научных изысканиях он всегда стремился к поиску количественных показателей. Так появилась так называемая политическая арифметика.

Уильяма Петти часто называют первым настоящим ученым-экономистом. Глубина его исследований ставила его выше Томаса Мана, Джозайи Чайлда и Джона Локка. Работы Петти предваряли политическую экономию. Его самые известные теории связаны с налогообложением, национальным богатством, денежной массой и скоростью ее циркуляции, стоимостью, процентной ставкой, международной торговлей и государственными вложениями. Петти одним из первых выступил против воззрений меркантилистов. Он считал, что в основе стоимости любой продукции должен лежать затраченный на ее производство труд. Национальное богатство страны, по его мнению, состоит не только в золоте и серебре, а вреден не только недостаток денег, но и их излишек.

Налоги, статистика и учет национального дохода

Во времена Петти господствующей в Англии концепцией был меркантилизм. Англия воевала с Голландией, и ей были необходимы деньги. Поэтому Петти занимался поиском правильных принципов налогообложения. Они должны были помочь наполнить казну для ведения войны. Петти выделял шесть сфер взимания. Он считал, что они должны быть регулярными и пропорциональными. Петти выступал за взимание налогов в форме не только драгоценных металлов, но и денег. Тот же принцип он использовал и при подсчете национального дохода. Он считал, что богатство государства состоит не только в золоте и серебре, но и в деньгах. По его подсчетам, Англии в 1660-х годах составлял 667 миллионов фунтов.

В статистике Петти использовал простые средние показатели. Однако в те времена это было большим достижением. Практически никто до него вообще не использовал количественные показатели. Данные переписи населения, еще и Ирландии, было очень трудно достать. Поэтому Петти придумал свой собственный способ оценки количества людей. Он считал, что увеличение экспорта на 30% приводит к пропорциональному росту населения, а один человек из тридцати умирает каждый год. Так оценивалось количество жителей Лондона. Во всей стране, по предположению Петти, было в восемь раз больше людей. Следует отметить, что данный метод критиковался еще при жизни ученого.

и процента

Петти Уильям продолжил дискуссию, начатую еще Аристотелем. Он продолжил которая базировалась на ресурсах, затраченных на производство. Он выделял два фактора: землю и труд. Оба являлись источником создания налогооблагаемого дохода. Петти хотел создать уравнение, результатом которого была бы правильная стоимость благ. Важной составляющей он также считал общую производительность. Петти применял свою теорию стоимости к подсчету платы за аренду. Что касается процентной ставки, то в те времена многие все еще считали такое получение прибыли греховным. Однако Петти не был согласен с такой трактовкой. Он вводит понятие награды за отказ от использования денег со стороны заемщика.

Управление на основе принципа невмешательства

Одной из важных тем, которую поднял в своих работах Петти Уильям, является философия laissez-faire в управлении государством. Здесь он полагался на медицинский принцип невмешательства в работу здорового организма. Он применял его и к монополиям, и к контролю за вывозом денег, и к торговле товарами. Он считал, что государственное регулирование приносит больше вреда, чем пользы.

Уильям Петти: теории

За свою жизнь ученый обращался ко многим сферам будущей экономической науки. В работах можно найти взгляды Уильяма Петти на налоги, подсчет национального дохода, статистику, предложение денег и скорость их циркуляции, теорию стоимости и процента, государственное управление, регулирование курса валют и торговли, полную занятость, разделение труда и многие другие темы. Его теории повлияли на взгляды многих известных экономистов. В некотором смысле его последователями стали такие великие умы, как Адам Смит, Карл Маркс и Джон Мейнард Кейнс. Чрезвычайно широкие сферы интереса помогли Петти долгое время оставаться актуальным.

Труды и наследие

Уильям Петти - основатель и член Королевского общества. Больше всего он известен своими работами по экономической истории и статистике. Основатель современных техник переписи населения - это Уильям Петти. Труды ученого включают такие работы:

  • «Трактат о налогах и сборах» (1662 г.).
  • «Политическая арифметика» (1676 г.).
  • Verbum Sapienti (1664 г.).
  • «Политическая анатомия Ирландии» (1672 г.).
  • «О деньгах» (1682 г.).
  • «Эссе о приумножении человечества» (1682 г.).

26 мая 1623 г.
родился сэр Уильям Петти (William Petty,1623-1687), английский врач, прославивший свое имя как выдающийся экономист и статистик, родоначальник классической политэкономии, основоположник трудовой теории стоимости, и один из основателей Лондонского Королевского научного общества. В историю МКС вошел, благодаря участию в первой документированной реанимации, состоявшейся 14 Декабря 1650 г.

УИЛЬЯМ ПЕТТИ, (William Petty,1623-1687), выдающийсяанглийский экономист и статистик. Родился 26 мая 1623 г. в семье небогатого ремесленника-суконщика Энтони Петти в Ромси (графство Хэмпшир). В детстве он очень интересовался математикой и механикой, а в возрасте 12 лет уже знал латынь и учил греческий. Его также серьезно увлекало часовое дело и изготовление мебели, и в этих ремеслах он проявил себя как выдающийся мастер.
Когда Петти исполнилось 14 лет, он стал юнгой на торговом корабле. В течение 10 месяцев, проведенных в плавании, Петти довольно успешно изучал навигацию. Однако, он сломал ногу и был оставлен на берегу во Франции своими товарищами по команде, которые завидовали его успехам в учении. Оставшись в чужой стране практически без средств к существованию, Уильям Петти некоторое время занимался мелкой торговлей, а затем поступил в иезуитский колледж в Каене, где изучал латынь, греческий и французский языки, арифметику, геометрию и астрономию, проявив блестящие математические способности. Во время учебы он был вынужден зарабатывать себе на жизнь уроками английского языка и навигации. В 1640 г. Петти вернулся в Лондон и снова поступил на флот.
В 1643 г. он прервал свою морскую карьеру и вернулся на континент для изучения медицины в Утрехте, Амстердаме, Лейдене и Париже. Вернувшись в Англию в 1646 г., он некоторое время работал на мануфактуре у своего отца, занимаясь изучением производства текстиля.
В 1647 г. под влиянием Самюэля Гартлиба Петти написал трактат по образованию. В своей первой научной работе он предложил организовать общество для «развития искусства механики и мануфактуры». В дальнейшем эти высказанные Уильямом Петти идеи были реализованы при создании Лондонского Королевского научного общества.
Затем он переехал в Оксфорд для дальнейшего изучения медицины.
Обладая разносторонними способностями, он в 1649 г. получил степень доктора физики, а в 1651 г. стал профессором анатомии Оксфордского университета. Кроме этого, Уильям Петти преподавал на медицинском факультете химию и был профессором музыки в Gresham College. 14 Декабря 1650 г. Уильям Петти стал участником знаменитого «чудесного оживления» Анны Грин , проведенного совместно с докторами Томасом Уиллисом (Thomas Willis, 1622-1675), Ральфом Батурстом (Ralph Bathurst, 1620-1692). Фактически это была первая в мире официально документированная реанимация.
В годы пребывания в Оксфорде Петти стал активным членом группы молодых ученых, называемой «невидимой коллегией», из которой позднее выросло Лондонское Королевское научное общество. Об истории создания этого общества мы уже немало рассказывали на страницах нашего Виртуального календаря анестезиолога-реаниматолога.
В 1651 г. Петти внезапно оставил преподавательскую деятельность и, получив должность врача при Кромвеле, главнокомандующем английской армии в Ирландии, в сентябре 1652 г. отбыл в эту страну. Одновременно он возглавил работы по составлению планов ирландских земельных угодий, и, умело используя служебное положение, разбогател и превратился в одного из крупнейших ирландских землевладельцев. С 1660 г. Петти жил то в Ирландии, то в Англии, и лишь в 1685 г. окончательно перебрался в Лондон.
В 1661 г. Петти был удостоен рыцарского звания, что во многом связано с его заслугами в создании Лондонского Королевского общества. Позднее он стал вице-президентом общества и был одним из немногих его членов, сумевших сохранить изначальный интерес к медицинским исследованиям и организации медицины.
Первоначальными задачами Петти в качестве главного врача армии Кромвеля в Ирландии были реорганизация и улучшение эффективности медицинского обслуживания войск, но судьба распорядилась таким образом, что топография, картография, описание, оценка и передел земли в Ирландии стали одним из основных дел его жизни.
После победы армии Кромвеля в 1650 г. над роялистами было решено, что поместья землевладельцев, бывших на стороне роялистов, должны быть конфискованы пропорционально объемам той помощи, которую они оказывали противникам Кромвеля. Эти земли были распределены частично в качестве вознаграждения среди солдат парламентской армии, частично - среди кредиторов правительства, поддерживающих армию, и частично - среди новопоселенцев из Англии и Америки.
Все это требовало детальной топографии и оценки имущества, которое нужно было распределить между получателями. В 1659 г. Уильям Петти провел первую перепись населения Ирландии, а в 1673 г. завершил первое составление карт Ирландии. За свою работу он получил значительную премию, и смог приобрести 50 000 акров земли. На них он организовал литейные мастерские, свинцовые рудники, мраморные карьеры, лесопилки и начал разведение сардин. Он также стал личным секретарем Генри Кромвеля, и лорд-протектором Ирландии, контролирующим передел земель. Не удивительно, что такая удачная карьера, а также участие в столь щекотливой деятельности, как передел чужой собственности, стали причиной появления у Петти огромного количества врагов. Перессорившись с преемниками республиканской партии Кромвеля, Уильям Петти, активнейший в прошлом сторонник Кромвеля и парламентариев, удивительно быстро адаптировался в условиях Реставрации и даже стал фаворитом короля Чарльза II.
Научные интересы Уильяма Петти были весьма разнообразны. Мало кто знает, например, что именно Петти изобрел катамаран. В период времени между 1662 и 1684гг. он сконструировал четыре двухкорпусных корабля, прошедших довольно успешные испытания. Еще в 1648 г. он запатентовал «машину для двойного письма», которая представляла из себя прибор для изготовления копий с рукописных документов.
Однако самый заметный след Петти оставил в истории экономической науки. Не будет ошибкой сказать, что экономическая наука родилась в 1681 г., когда сэр Уильям Петти обратил пристальное внимание на причины стремительного разрастания Лондона. К всеобщему удивлению, он обнаружил, что Лондон разросся настолько, что стал больше Парижа и Рима вместе взятых. В работе «Другой опыт по политической арифметике, рассматривающий рост города Лондона» он объяснял, как более высокая плотность населения сделала возможным большее разделение труда: «Каждая мануфактура будет разделяться на столько частей, сколько это возможно... При производстве часов один человек будет делать колесики, другой - пружину, третий - гравировать циферблат... и часы будут лучше и дешевле, чем когда вся работа возложена на одного человека. И мы видим также, что в таких городах и на таких улицах большого города, где почти все жители заняты одним и тем же ремеслом, изготовляемый товар лучше и дешевле, чем где-либо в ином месте. Более того, когда все виды мануфактур сосредоточены в одном месте, каждое отходящее судно может очень быстро получить необходимый ему груз, составленный из стольких продуктов разного рода, сколько может их взять у него порт, в который оно направляется» . Петти осознавал также, что «малочисленность населения есть истинный источник нищеты; и нация, насчитывающая восемь миллионов человек, вдвое богаче нации, обладающей такой же территорией, но при четырех миллионах населения; а что до правителей, на которых возложена великая ответственность, то они могут служить как большему, так и меньшему числу людей». Как жаль, что специально написанное им эссе «О приумножении человечества», по-видимому, утеряно.
Единой точки зрения на его научный вклад в развитие политической экономии не существует до сих пор. Одни авторы рассматривают его как выдающегося представителя меркантилизма, другие видят его основную заслугу в создании основ статистико-экономического метода исследований и экономической статистики, третьи считают основателем нового направления в науке, из которого впоследствии выросла английская классическая политическая экономия.
Среди основных трудов Петти - Трактат о налогах и сборах (A Treatise of Taxes and Contributions, 1662); Слово мудрым (Verbum Sapienti, 1665); Политический обзор, или анатомия Ирландии (Political Survey or Anatomy of Ireland, 1672); Разное о деньгах (Quantulumcunque Concerning Money, 1682); и Эссе о политической арифметике (Essays in Political Arithmetick, 1683).
В «Трактате о налогах и сборах» Петти рассуждал о стоимости, ренте, заработной плате, разделении труда и деньгах. Одним из первых высказал идею о существовании в экономике объективных закономерностей, которые называл естественными законами, фактически сформулировал закон стоимости, близко подошел к понятиям прибавочной стоимости и прибавочного продукта, проанализировал некоторые ценообразующие факторы, изложил свои соображения относительно эффективности разделения труда.
«Эссе о политической арифметике» стало первым трудом, в основе которого лежал статистико-экономический метод исследования. Петти доказывал необходимость создания государственной статистической службы и исчисления национального богатства и национального дохода, произвел подсчет этих показателей для Англии и, таким образом, заложил основу современной системы национальных счетов.
В работе «Разное о деньгах» Петти утверждал, что деньги являются особым товаром, играющим роль всеобщего эквивалента, а количество необходимых для обращения денег определяется размерами товарно-платежного оборота. Считал, что полноценные деньги в известных пределах могут быть заменены бумажными деньгами. Эта небольшая по объему работа имела огромное значение и определила направление развития теории денег и кредита на последующие два столетия.
В последние годы жизни Петти занимался преимущественно вопросами народонаселения, его роста, размещения, занятости и наряду с Джоном Граунтом может быть причислен к основателям демографической статистики.
Умер Уильям Петти в Лондоне 16 декабря 1687 г.

Первый этап эволюции классической политической экономии. Учение У. Петти и П. Буагильбера. Физиократы.

Особенности предмета и метода изучения классической политической экономии

Зарождение классической школы. Этапы ее эволюции

ТЕМА 3. КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

В XVII-XVIII веках становится ясно, что идеология и политический меркантилизм с их сдерживанием импорта и отсутствие серьезных концепций на развитие промышленности тормозит общеэкономическое развитие. Реакцией на это стал отказ от меркантилизма и возникновение новой школы. Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных операций распространилась также на многие отрасли промышленности и сферу производства в целом. Поэтому уже в мануфактурный период, который выдвинул на первый план в экономике капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил свое доминирующее положение новой концепции - концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах невмешательства государства в экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

Произошедшие социально-экономические преобразования изменили и характер политической экономии. Как известно, с начала XVII в. после выхода в свет «Трактата политической экономии» А. Монкретьена (1615) суть политической экономии сводилась проводниками административного (протекционистского) решения экономических проблем к науке о государственном хозяйстве. Но к концу XVII в. и в последующее время мануфактурная экономика наиболее развитых европейских стран достигла такого уровня, что уже более не были убедительны доводы о путях наращивания богатства страны через сдерживание импорта и поощрении экспорта, накопление золота и серебра.

Указанный период ознаменовал начало действительно новой школы политической экономии, которую классической называют прежде всего за подлинно научный характер многих ее теорий и методологических положений, лежащих и в основе современной экономической науки.. Именно благодаря представителям классической политической экономии экономическая теория обрела статус научной дисциплины, и до сих пор, «когда говорят классическая школа», то имеют в виду школу, которая остается верной принципам, завещанным первыми учителями экономической науки, и старается наилучше доказать их, развить и даже исправить, но не изменяя в них того, что составляет их существо».

В результате разложения меркантилизма и усиления нарастающей тенденции ограничения прямого государственного контроля над экономической деятельностью «доиндустриальные условия» утратили былую значимость и возобладало «свободное частное предпринимательство». Принцип «полного laissez faire» стал главным девизом нового направления экономической мысли - классической политической экономии, а ее представители развенчали меркантилизм и пропагандируемую им протекционистскую политику в экономике, выдвинув альтернативную концепцию экономического либерализма. При этом классики обогатили экономическую науку многими фундаментальными положениями, во многом не потерявшими свою актуальность и в настоящее время.


Следует отметить, что впервые термин «классическая политическая экономия» употребил один из ее завершителей К.Маркс для того, чтобы показать ее специфическое место в «буржуазной политической экономии». И состоит она (специфика), по Марксу, в том, что от У.Петти до Д.Рикардо в Англии и от П.Буагильбера до С.Сисмонди во Франции классическая политическая экономия «исследовала действительные производственные отношения буржуазного общества». Близкую на этот счет позицию занимает и Н.Кондратьев, по мнению которого «классики анализировали по существу только капиталистический строй и нигде не говорят о его преходящем значении... Классики поступали так... потому, - уточняет он, - что они считали его в условиях свободы хозяйственной деятельности строем наиболее совершенным».

В современной зарубежной экономической литературе, отдавая должное достижениям классической политической экономии, не идеализируют их. Одновременно в системе экономического образования большинства стран мира выделение «классической школы» в качестве соответствующего раздела курса истории экономических учений осуществляется прежде всего с точки зрения присущих трудам ее авторов общих характерных признаков и черт. Такая позиция позволяет отнести к числу представителей классической политической экономии целый ряд ученых XIX столетия - последователей знаменитого А. Смита.

По общепринятой оценке классическая политическая экономия зародилась в конце XVII - начале XVIII в. в трудах У.Петти (Англия) и П. Буагильбера (Франция). Время ее завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Одна из них - марксистская - указывает на период первой четверти XIX в., и завершителями школы считаются английские ученые А.Смит и Д.Рикардо. По другой - наиболее распространенной в научном мире - классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудами Дж.С.Милля.

В развитии классической политической экономии с определенной условностью можно выделить четыре этапа.

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в. Это этап существенного расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У.Петти и П. Буагильбер безотносительно друг от друга первыми в истории экономической мысли выдвинули трудовую теорию стоимости, в соответствии с которой источником и мерилом стоимости является количество затраченного труда на производство той или иной товарной продукции иди блага. Осуждая меркантилизм и исходя из причинной зависимости экономических явлений, основу богатства и благосостояния государства они видели не в сфере обращения, а в сфере производства. Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половины XV111 в. Ведущие авторы этой школы Ф.Кенэ и А.Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле. Критикуя меркантилизм, физиократы еще более углубились в анализ сферы производства и рыночных отношений, хотя и в основном в области сельского хозяйства, неправомерно отдаляясь от анализа сферы обращения.

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети XVIII в. и несомненно связан с именем и трудами А.Смита - центральной фигуры среди всех ее представителей. Его «экономический человек» и «невидимая рука» провидения убедили не одно поколение экономистов о естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов: Во многом благодаря ему вплоть до 30-х гг. XX столетия неопровержимым считалось положение о полном невмешательстве правительственных предписаний в свободную конкуренцию. И это о нем, как правило, говорят, что «...ни один западный студент, ученый не может считать себя экономистом без знания его (А. Смита)трудов».

Третий этап эволюции классической школы политической экономии приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи и в том числе ученики А.Смита (так называли себя многие из них) подвергли углубленной проработке и переосмыслению основные идеи и концепции своего кумира, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями. В числе представителей данного этапа следует особо выделить французов Ж.Б.Сэя и Ф.Бастиа, англичан Д.Рикардо, Т.Мальтуса и Н.Сениора, американца Г.Кэри и др. Хотя эти авторы, следуя, как они утверждали, А.Смиту, происхождение стоимости товаров и услуг видели либо в количестве затраченного труда либо в издержках производства (но такого рода затратный подход в действительности оставался недоказательным), все же каждый из них оставил в истории экономической мысли и становления рыночных отношений довольно заметный след. К триаде экономистов-классиков - последователей смитовской политической экономии - правомерно наряду с Д.Рикардо и Ж.Б.Сэем отнести Т.Мальтуса. Этот ученый, в частности, в развитие несовершенной концепции А.Смита о механизме общественного воспроизводства (по Марксу, «догма Смита») выдвинул теоретическое положение о «третьих лицах», в соответствии с которым обосновал реальное участие в создании и распределении совокупного общественного продукта не только производительных, но и непроизводительных слоев общества. Т.Мальтусу принадлежит также не потерявшая и в наше время свою актуальность идея о влиянии на благосостояние общества численности и темпов прироста населения, что свидетельствует одновременно и о взаимозависимости экономических процессов и природных явлений.

Четвертый этап развития классической политической экономии охватывает период второй половины XIX в., в течение которого упомянутые выше Дж.С.Милль и К.Маркс обобщили лучшие достижения школы. С другой стороны, к этому времени уже обретали самостоятельное значение новые, более прогрессивные направления экономической мысли, получившие впоследствии названия «маржинализм» (конец XIX в.) и «институционализм» (начало XX в.). Что касается новаторства идей англичанина Дж.С.Милля и К.Маркса, писавшего свои труды в изгнании из родной Германии, то эти авторы классической школы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции и осуждая классовую тенденциозность и вульгарную апологетику в экономической мысли, все же симпатизировали рабочему классу, были обращены «к социализму и реформам». Причем К.Маркс, кроме того, особо подчеркивал усиливающуюся эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна, на его взгляд, неизбежно привести к диктатуре пролетариата, «отмиранию государства» и равновесной экономике бесклассового общества.

Продолжая общую характеристику почти двухсотлетней истории классической политической экономии, необходимо выделить ее единые признаки, подходы и тенденции в части предмета и метода изучения и дать им соответствующую оценку. Они могут быть сведены к следующему обобщению.

Во-первых, неприятие протекционизма в экономической политике государства и преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения, выработка и применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный (каузальный), дедуктивный и индуктивный, логическую абстракцию. Одновременно подход с классовых позиций на наблюдаемые «законы производства» и «производительный труд» снимал любые сомнения по поводу того, что полученные с помощью логической абстракции и дедукции предсказания следовало бы подвергнуть опытной проверке. В результате свойственное классикам противопоставление друг другу сфер производства и обращения, производительного и непроизводитель­ного труда стало причиной недооценки закономерной взаимосвязи хозяйствующих субъектов этих сфер («человеческого фактора»), обратного влияния на сферу производства денежных, кредитных и финансовых факторов и других элементов сферы обращения. Таким образом, приняв в качестве предмета изучения только проблематику сферы производства, экономисты-классики, говоря словами М. Блауга, «подчеркивали, что выводы экономической науки в конечном счете основываются на постулатах, в равной степени почерпнутых из наблюдаемых «законов производства» и субъективной интроспекции».

Во-вторых, опираясь на каузальный анализ, расчеты средних и суммарных величин экономических показателей, классики (в отличие от меркантилистов) пытались выявить механизм происхождения стоимости товаров и колебания уровня цен на рынке не в связи с «естественной природой» денег и их количеством в стране, а в связи с издержками производства или, по другой трактовке, количеством затраченного труда. Несомненно, со времен классической политической экономии в прошлом не было другой экономической проблемы, и на это также указывал Н.Кондратьев, которая бы привлекала «...такое пристальное внимание экономистов, обсуждение которой вызывало бы столько умственного напряжения, логических ухищрений и полемических страстей, как проблема ценности. И вместе с тем, кажется, трудно указать другую проблему, основные направления в решении которой остались бы столь непримиримыми, как в случае с проблемой ценности». Однако затратный принцип определения уровня цен классической школой не увязывался с другим важным аспектом рыночных экономических отношений - потреблением продукта (услуги) при изменяющейся потребности в том или ином благе с добавлением к нему единицы этого блага.

В-третьих, категория «стоимость» признавалась авторами классической школы единственной исходной категорией экономического анализа, от которой как на схеме генеалогического древа отпочковываются (вырастают) другие производные по своей сути категории. Кроме того, подобного рода упрощение анализа и систематизации привело классическую школу к тому, что само экономическое исследование как бы имитировало механическое следование законам физики, т.е. поиск сугубо внутренних причин хозяйственного благополучия в обществе без учета психологических, в моральных, правовых и других факторов социальной среды характер».

В-четвертых, исследуя проблематику экономического роста и повышения благосостояния народа, классики не просто исходили (вновь в отличие от меркантилистов) из принципа достижения активного торгового баланса (положительного сальдо), а пытались обосновать динамизм и равновесность состояния экономики страны. Однако при этом, как известно, они обходились без серьезного математического анализа, применения, методов математического моделирования экономических проблем, позволяющих выбрать наилучший (альтернативный) вариант из определенного числа состояний хозяйственной ситуации. Более того, классическая школа достижение равновесия в экономике считала автоматически возможным, разделяя упомянутый выше «закон рынков» Ж.Б. Сэя.

В-пятых, деньги, издавна и традиционно считавшиеся искусственным изобретением людей, в период классической политической экономии были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя «отменить» никакими соглашениями между людьми. Среди классиков единственным, кто требовал упразднения денег, был П. Буагильбер. В то же время многие авторы классической школы вплоть до середины 19 в. не придавали должного значения разнообразным функциям денег, выделяя в основном одну – функцию средства обращения, т.е. трактуя денежный товар как вещь, как техническое средство, удобное для обмена. Недооценка же других функций денег была обусловлена непониманием обратного влияния на сферу производства денежно-кредитных факторов.

Уильям Петти(1623-1687) - основоположник классической политической экономии в Англии, изложивший свои экономические взгляды в произведениях, опубликованных в 60-80-е гг. XVII в. У.Петти родился в г. Ромси, что на юге Англии, в семье суконщика. В детстве в годы учебы в городской школе изучаемые дисциплины и особенно латынь постигал с заметной легкостью. В 14 лет, не восприняв отцовского ремесла, ушел из дома, нанявшись юнгой на корабль. Уже через год волею случая из-за перелома ноги был высажен с корабля на ближайшем берегу, которым оказался север Франции. На чужбине, благодаря знанию латыни, юный У.Петти был принят в Канский коллеж, обеспечивавший слушателям полное материальное содержание. Коллеж позволил ему овладеть греческим и французским языками, математикой, астрономией. Возвратившись в 1640 г. по окончании коллежа в Лондон, У.Петти не терял надежды продолжить свое образование. Зарабатывая на жизнь черчением морских карт, а затем службой в военном флоте, спустя три года 20-летний У.Петти покинул Англию для изучения медицины за границей. В Амстердаме и Париже прошли первые четыре года учебы, которую необходимо было сочетать с различными побочными заработками. Завершил медицинское образование У.Петти все же на родине, проучившись еще три года в Оксфордском университете. В 1650 г. в 27 лет У.Петти получил степень доктора физики, стал профессором анатомии одного из английских колледжей. Но через год неожиданно для многих принял предложение занять должность врача при главнокомандующем английской армией в Ирландии, и с этого времени жизнь скромного медика кардинально изменилась. Проявив завидную предприимчивость, по подсчетам самого У.Петти, ему удалось «заработать» 9 тыс. фунтов стерлингов за обычный, казалось бы, правительственный подряд по подготовке им лично планов земельных участков для последующих замеров и составления карты покоренной Ирландии. Как выяснилось, У.Петти оформил на свое имя скупку земли на разных концах острова за всех тех офицеров и солдат, кто не мог или не хотел дождаться получения своего земельного надела. Всего через 10 лет, в 1661 г., 38-летний интеллигент-разночинец был возведен в рыцарское звание, заслужил право именоваться сэром У.Петти. В дальнейшем положение состоятельного и практичного землевладельца в сочетании с пытливым умом и острой интуицией отразилось на новых занятиях У.Петти, связанных с описанием собственного видения экономической жизни общества и государства. В результате появились такие его произведения, как «Трактат о налогах и сборах» (1662), «Политическая анатомия Ирландии» (1672), «Разное о деньгах» (1682) и другие, в которых красной нитью прослеживается мысль о неприятии протекционистских идей меркантилистов.

Предмет изучения. Судя по трудам У.Петти, предметом изучения экономической науки (политической экономии), на его взгляд, является прежде всего анализ проблем сферы производства. Это, в частности, очевидно из убежденности данного ученого в том, что создание и приумножение богатства происходит якобы исключительно в сфере материального производства, причем без какого-либо участия в этом процессе торговли и торгового капитала.

Теория, богатства и денег. В отличие от меркантилистов, богатство, по мнению У.Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка. Для увеличения богатства страны У.Петти полагал, что вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров» отдавать «в рабство», заставлять трудиться. Это, в противовес меркантилистам, означало, что богатство создается прежде всего трудом и его результатами, т.е. отрицалась «особая» роль денег в хозяйственной жизни. Поэтому, уточнял У.Петти, если какое-либо государство прибегает к порче монет, то это характеризует его упадок, бесчестие положения государя, измену общественному доверию к деньгам. В развитие данной мысли У.Петти обращает внимание на бессмысленность и невозможность запрета вывоза денег. Подобное деяние государства равносильно, по его словам, запрету ввоза в страну импортных товаров. В этих и других суждениях У.Петти проявляет себя как сторонник количественной теории денег, демонстрируя понимание закономерности о количестве денег, необходимом для обращения. Количественная теория денег – теория, доказывающая по версии «классиков» – зависимость изменения цен на товары исключительно от количества денег в обращении. Однако в то же время очевидна и его упрощенческая позиция по поводу роли денег в экономике. У. Петти совершенно предвзято отрицает участие торговли и торгового капитала в создании национального богатства, настаивая даже на сокращении значительной части купцов.

Теория стоимости. Трактовки, предложенные У.Петти в данной связи, впоследствии позволили признать его первым автором трудовой теории стоимости, ставшей одним из главных признаков классической политической экономии в целом. Трудовая теория стоимости – один из затратных вариантов теории стоимости, согласно которой ценность товаров создается определенным количеством затраченного труда. В одной из них говорится, что стоимость товара создается трудом по добыче серебра и является его «естественной ценой»; стоимость же товаров, выясненная приравниванием к стоимости серебра, является их «истинной рыночной ценой». Другая гласит, что стоимость товара обусловлена участием в ее создании труда и земли. Как видим, у У.Петти в основе цены товара в каждой из трактовок ее сущности лежит затратный, т.е. тупиковый, подход. Разграничивает естественную цену товара (стоимость) и рыночную цену. Естественная цена – основа цены рыночной и определяется она трудом. Причем имеется в виду конкретный вид труда – труд по добыче золота и серебра. Стоимость продуктов труда других отраслей определяется в результате их обмена на благородные металлы (деньги).

Теория доходов. Заработная плата – цена труда как товара. Она определяется минимумом средств существования работника. Доходы предпринимателей и землевладельцев охарактеризованы У.Петти посредством унифицированного им по существу понятия «рента». В частности, называя рентой с земли разницу между стоимостью хлеба и издержками на его производство, он подменял ею такое понятие, как прибыль фермера. В другом примере, рассматривая суть происхождения ссудного процента, У.Петти вновь прибегает к упрощению, заявив, что этот показатель должен быть равен «ренте с такого-то количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности». Еще в одном примере У.Петти ведет речь об одной из форм проявления земельной ренты, обусловленной местоположением земельных участков и рынка. В то же время подход У.Петти к определению цены земли имеет отдельные достоинства, заложенные в его идее о взаимосвязи ссудного процента и ренты с земли за год. В его работах существует много высказываний чисто меркантилистского толка, но они не являются основой его достижений. В заслугу ему ставят:

Первым заявил, что богатство нации создается не в торговле, а в материальном производстве.

Стал создателем трудовой теории стоимости, в соответствии с которой цена товара зависит от его стоимости, определяющие затраты труда на производство товаров. Это положение имело отношение к производству золота, серебра, все остальные товары получают свою стоимость при обмене на деньги.

Впервые соблюдалась закономерность, по которой заработанная плата работника определяется некоторой суммой необходимой ему для существования, а также считал, что эта сумма должна обеспечить минимальный необходимый уровень существования человека.

Были сформулированы понятия прибавочного труда и прибавочного продукта, или он считал ту часть продукта и труда, которые работник создавал сверх необходимого.

Ушьям Петти - основоположник классической политической экономии в Англии, изложивший свои экономические взгляды в произведениях, опубликованных в 60-80-е годы XVII в. По словам К. Маркса, У. Петти - «отец политической экономии <...>, гениальнейший и оригинальнейший исследователь-экономист».

В отличие от меркантилистов, богатство, по мнению У. Петти, образуют не только драгоценные металлы и камни, включая деньги, но и земли страны, дома, корабли, товары и даже домашняя обстановка.

У. Петти полагал, что для увеличения богатства страны вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров» отдавать «в рабство», заставлять трудиться. Это, в противовес меркантилистам, означало, что богатство создается, прежде всего, трудом и его результатами, т.е. отрицалась «особая» роль денег в хозяйственной жизни. Поэтому, уточнял У. Петти, если какое-либо государство прибегает к порче монет, то это характеризует его упадок, бесчестное положение государя, измену общественному доверию к деньгам. В развитие данной мысли У. Петти обращает внимание на бессмысленность и невозможность запрета вывоза денег. Подобное деяние государства равносильно, по его словам, запрету ввоза в страну импортных товаров. В этих и других суждениях У. Петти проявляет себя как сторонник количественной теории денег, демонстрируя понимание закономерности о количестве денег, необходимом для обращения. Однако в то же время очевидна и его упрощенческая позиция по поводу роли денег в экономике. С одной стороны, количественная теория денег действительно показала, что «деньги сами по себе не конституируют богатства», с другой же - У. Петти, а затем другие авторы классической политической экономии не поняли, что эта теория, говоря словами М.Блауга, «вела к игнорированию взаимосвязи между товарным и денежным рынками, проистекающей от функции денег как средства сохранения ценности».

Вот почему справедливая во многом критика меркантилизма сопровождается в трудах У.Петти и некоторыми тенденциозными соображениями. Он, например, совершенно предвзято отрицает участие торговли и торгового капитала в создании национального богатства, настаивая даже на сокращении значительной части купцов. Последних У.Петти сравнивает с «игроками», занятыми распределением «крови» и «питательных соков» государства, под которыми имел в виду продукцию сельского хозяйства и промышленности.

Доходы предпринимателей и землевладельцев охарактеризованы У.Петти посредством унифицированного им, по существу, понятия «рента». В частности, называя рентой с земли разницу между стоимостью хлеба и издержками на его производство, он подменял им такое понятие, как «прибыль фермера». В другом примере, рассматривая суть происхождения ссудного процента, У.Петти вновь прибегает к упрощению, заявив, что этот показатель должен быть равен «ренте с такого-то количества земли, которое может быть куплено на те же данные в ссуду деньги при условии полной общественной безопасности». Еще в одном примере У.Петти ведет речь об одной из форм проявления земельной ренты, обусловленной местоположением земельных участков и рынка. При этом он заключает, что поблизости населенных мест, для пропитания населения которых нужны большие районы, земли не только приносят более высокую ренту, но и стоят большей суммы годичных рент, чем земли совершенно такого же качества, но находящиеся в более отдаленных местностях. Тем самым У.Петти затронул еще одну проблему, связанную с определением цены земли.

В XVII в. земля еще основной объект приложения человеческого труда. Поэтому для Петти прибавочная стоимость выступает исключительно в форме земельной ренты, в которой скрывается и промышленная прибыль. Процент он далее также выводит из ренты. Торговая прибыль мало интересует Петти, что резко отличает его от толпы современников-меркантилистов. Примечательно и выражение о таинственной природе ренты. Петти чувствует, что он стоит перед большой научной проблемой, что внешность явления здесь отличается от сущности. Далее идет знаменитое, неизменно цитируемое место. Предположим, что некто (этот некто будет далее не только героем арифметических задачников, но и экономических трактатов!) занимается производством зерна. Часть произведенного им продукта вновь пойдет на семена, часть будет потрачена на удовлетворение собственных потребностей (в том числе путем обмена), а “остаток хлеба составляет естественную и истинную земельную ренту”. Здесь намечено деление продукта, а следовательно, создающего его труда и стоимости на три основные части: 1) часть, представляющую возмещение затраченных средств производства, в данном случае семян; 2) часть, необходимую для поддержания жизни работника и его семьи, и 3) избыток, или чистый доход. Эта последняя часть соответствует введенным Марксом понятиям прибавочного продукта и прибавочной стоимости. Далее Петти ставит вопрос: “...какому количеству английских денег может равняться по своей стоимости этот хлеб или эта рента? Я отвечаю: такому количеству денег, которое в течение одинакового времени приобретает за вычетом своих издержек производства кто-нибудь другой, если он всецело отдается производству денег, т. е. предположим, что кто-нибудь другой отправляется в страну серебра, добывая там этот металл, очищает его, доставляет его на место производства хлеба первым, чеканит тут из этого серебра монету и т. д. Предположим далее, что этот индивидуум в течение того времени, которое он посвящает добыванию серебра, приобретает также средства, нужные для своего пропитания, одежды и т. д. Тогда серебро одного должно быть равно по своей стоимости хлебу другого; если первого имеется, например, 20 унций, а последнего 20 бушелей, то унция серебра будет представлять собой цену бушеля хлеба”. В последнее время в экономику прочно вошло понятие модели, распространяется метод экономического моделирования. Модель - это мыслимая картина экономических связей, содержащая некие исходные условия и предположения. Может быть, описанная Петти ситуация - одна из первых экономических моделей в истории науки. Очевидно, что приравнивание по стоимости частей зерна и серебра, представляющих собой прибавочный продукт, равносильно приравниванию всего валового продукта. Ведь эти последние 20 бушелей зерна ничем не отличаются от остальных, скажем, 30 бушелей, которые возмещают семена и составляют пропитание земледельца. Это же относится и к 20 унциям серебра, о которых выше идет речь. В другом месте Петти выражает идею трудовой стоимости в чистом виде: “Если кто-нибудь может добыть из перуанской почвы и доставить в Лондон одну унцию серебра в то же самое время, в течение которого он в состоянии произвести один бушель хлеба, то первая представляет собою естественную цену другого...”.

Итак, Петти, по существу, формулирует закон стоимости. Он понимает, что этот закон действует крайне сложным образом, лишь как общая тенденция. Это выражается в следующих поистине удивительных фразах: “Я утверждаю, что именно в этом состоит основа сравнения и сопоставления стоимостей. Но я признаю, что развивающаяся на этой основе надстройка (superstructure) очень разнообразна и сложна”.

Между меновой стоимостью, величина которой определяется затратами труда, и реальной рыночной ценой - множество посредствующих звеньев, которые безмерно усложняют процесс ценообразования. С этим, кстати сказать, постоянно сталкиваемся и мы, стремясь использовать закон стоимости для конкретных целей ценообразования. Более того, с необычайной прозорливостью Петти называет некоторые ценообразующие факторы, с которыми приходится считаться современным экономистам и плановикам: влияние товаров-заменителей, товаров-новинок, мод, подражания, традиций потребления.

Петти делает первые шаги на пути анализа самого труда, создающего стоимость. Ведь каждый конкретный вид труда создает только конкретное благо, потребительную стоимость: труд земледельца - зерно, труд ткача - полотно и т. д. Но как уже говорилось, в любом виде труда есть что-то общее, делающее все виды труда сравнимыми, а эти блага - товарами, меновыми стоимостями: затрата рабочего времени, как такового, затрата производительной энергии работника вообще. Петти был в истории экономической науки первым, кто стал прокладывать путь к идее абстрактного труда, которая легла в основу марксовой теории стоимости. Было бы странно искать у зачинателя и первооткрывателя какую-то стройную и законченную экономическую теорию. Опутанный меркантилистскими представлениями, он еще не может отделаться от иллюзии, что труд в добыче драгоценных металлов - это все же какой-то особенный труд, наиболее непосредственно создающий стоимость. Петти не может отделить меновую стоимость, которая наиболее наглядно воплощается в этих металлах, от самой субстанции стоимости - затрат всеобщего человеческого абстрактного труда. У него нет сколько-нибудь ясного понятия о том, что величина стоимости определяется затратами общественно необходимого труда, типичными и средними для данного уровня развития хозяйства. Затраты труда, превышающие общественно необходимые, пропадают даром, не создают стоимость. Многое с точки зрения последующего развития науки можно признать у Петти слабым и прямо ошибочным. Но разве это главное? Главное в том, что Петти твердо стоит на избранной им позиции - трудовой теории стоимости - и успешно применяет ее ко многим конкретным проблемам. Мы уже видели, как он понимал природу прибавочного продукта. Но там речь шла о простом товаропроизводителе, который сам присваивает произведенный им же прибавочный продукт. Петти не мог не видеть, что в его время значительная часть производства велась уже на капиталистических началах, с применением наемного труда.

Он должен был прийти к мысли, что прибавочный продукт производится не только и не столько для себя, сколько для владельцев земли и капитала. О том, что он пришел к этой мысли, свидетельствуют его соображения о заработной плате. Заработная плата работника определяется и должна определяться, по его мнению, только необходимым минимумом средств существования. Он должен получать не более, чем необходимо, “чтобы жить, трудиться и размножаться”. Петти понимает в то же время, что стоимость, создаваемая трудом этого работника, - это совершенно иная величина, и, как правило, значительно большее. Эта разница и является источником прибавочной стоимости, которая у него выступает в виде ренты.

Хотя и в неразвитой форме, Петти выразил основное научное положение классической политической экономии: в цене товара, определяемой в конечном счете затратами труда, заработная плата и прибавочная стоимость (рента, прибыль, процент) находятся в обратной зависимости. Повышение заработной платы при одном и том же уровне производства может происходить лишь за счет прибавочной стоимости, и наоборот. Отсюда один шаг до признания принципиальной противоположности классовых интересов рабочих, с одной стороны, и землевладельцев и капиталистов - с другой. Таков последний вывод, который сделает классическая политическая экономия в лице Рикардо. Петти ближе всего подходит к такому взгляду, пожалуй, не в “Трактате”, а в написанной в 70-х годах знаменитой “Политической арифметике”, хотя и там мысль эта имеется лишь в зародыше. Но в целом увлечение политической арифметикой как-то помешало Петти углубить свою экономическую теорию, понимание коренных закономерностей капиталистической экономики. Многие гениальные догадки “Трактата” остались неразвитыми. Цифры теперь увлекали его, они казались ключом ко всему. Еще в “Трактате” есть характерная фраза: “Первое, что необходимо сделать, - это подсчитать...” Она становится девизом Петти, каким-то заклинанием: надо подсчитать, и все станет ясно. Создатели статистики страдали несколько наивной верой в ее силу.

Отсюда его критическое отношение к непроизводительным слоям населения, из которых он особо выделяет священников, адвокатов, чиновников. Он полагает, что можно было бы значительно уменьшить число купцов и лавочников, которые тоже “не доставляют никакого продукта”. Эта традиция критического отношения к непроизводительным группам населения войдет в плоть и кровь классической политической экономии.

Стиль - это человек, как гласит старое французское изречение. Литературный стиль Петти необычайно свеж и оригинален, даже симпатичен. И не потому, что он владел какими-то литературными красотами и тонкостями. Наоборот, Петти лаконичен, прям и строг. Смелые мысли он выражает в смелой, безоговорочной форме. Он всегда говорит только главное и простыми словами. Самая объемистая его работа не занимает в русском переводе и 80 книжных страниц.

Устав Королевского общества, одним из членов-учредителей которого был Петти, требовал, чтобы “во всех отчетах об опытах... излагалась только суть дела, без всяких предисловий, оправданий или риторических украшений”. Это великолепное правило Петти считал применимым не только к естественным, но и к общественным наукам и стремился следовать ему. Многие его работы и напоминают “отчеты об опытах”. Правило это не мешало бы, впрочем, знать и руководствоваться им также современным экономистам и представителям других общественных наук.

Но перейдем к рассмотрению самих экономистов. Среди английских авторов большинством исследователей выделяется в первую очередь сэр Уильям Петти (William Petty, 1623–1687). Он родился в семье бедного торговца. Нанявшись юнгой, в одном из плаваний он сломал ногу и был высажен во Франции, где попал в иезуитский колледж. Завершал свое образование Петти уже в Оксфорде, выбрав медицину в качестве главной специальности. В 1651 г. стал главным врачом при главнокомандующем английской армии в Ирландии. В тот период присоединенные Кромвелем ирландские земли требовали оценки и распределения между завоевателями. Петти предложил свою помощь в этом сложном деле, на чем значительно разбогател. Впоследствии он был назначен генерал-контролером Ирландии, а в 1660 г. стал одним из основателей Королевского общества – знаменитой английской академии наук. В 1661 г. получил звание сэра. Его экономические изыскания были оформлены в целом ряде работ. Наиболее известным и ценным является "Трактат о налогах и сборах" (1662). Другие работы Петти – "Слово мудрым" (1664), "Политическая анатомия Ирландии" (1672), "Политическая арифметика" (1676), "Разное о деньгах" (1682).

Прежде всего У. Петти известен как основатель экономической статистики (политической арифметики). Следуя принципам Новой философии, он полагал, что наиболее надежным основанием любого исследования являются аккуратный сбор фактов и строгие расчеты. "Вместо того, чтобы употреблять слова только в сравнительной и превосходной степени и прибегать к умозрительным аргументам, я вступил на путь выражения своих мнений на языке чисел, весов и мер, употребляя только аргументы, идущие от чувственного опыта, и рассматривая только причины, имеющие видимые основания в природе" .

Научный характер работ Уильяма Петти также проявляется в его отношении к хозяйству как самостоятельному механизму, функционирование которого подчинено естественным законам и не зависит от воли человека. "...Подобно тому, как благоразумные врачи не пичкают чрезмерно своего больного лекарствами, скорее учитывая и сообразуясь с процессами природы, чем противодействуя им своими собственными насильственными действиями, так и в политике и экономике необходимо поступать подобным же образом, ибо Naturam expellas furca licet usque recurrit [гони природу в дверь, влетит она в окно]" , – пишет он в своем трактате 1662 г.

Присутствует у Петти и идея природной гармонии, которая в классической литературе воплотится в концепцию "невидимой руки". "Я хорошо знаю, что res nolunt male administrari [вещи не хотят быть плохо управляемыми], что дела будут идти своим чередом и природу не обманешь" . Благодаря новому отношению к предмету исследования Петти выходит на принципиально новый для своего времени уровень анализа экономических процессов. Он стремится раскрыть сущность экономических явлений – как он пишет, "естественные основания" стоимости, ренты, процента, налогов, пошлин и т.д.

Переходя к содержательной стороне работ У. Пегги, начнем с определения богатства. Большую известность получила его фраза из "Трактата": "труд есть отец и активный принцип Богатства, а земля – его мать" . При этом преимущество Петти отдаст именно труду. В частности, задавшись вопросом о том, как сравнить богатство нации в различные исторические периоды, Петти предлагает сопоставлять количество рабочих рук, которое можно было нанять на имевшиеся в каждый период средства.

К факторам, способствующим росту богатства, Петти относит в первую очередь многочисленное население и уровень мастерства. В трактате "Политическая арифметика", подсчитывая богатство Англии, Петти оценивает население страны с его квалификацией, сноровкой и трудолюбием в 417 млн фунтов стерлингов, в то время как все имеющееся материальное богатство лишь в 250 млн фунтов стерлингов. Наличие богатых природных ресурсов оценивается Петти негативно: в "Трактате о налогах и сборах" он пишет, что щедрость природы нс создаст условий для развития трудолюбия населения. В результате оно нс захочет прикладывать тех усилий, которых требует развитие ремесел. Такая оценка источников богатства ближе меркантилизму, чем классической политэкономии. Последняя наличие ресурсов считает абсолютным богатством, в то время как большое население под влиянием, в частности, Т. Мальтуса (T . Malthus ) рассматривается скорее как проблема. Важное значение Петти придает также развитию дорог и торговли.

Деньги Петти не считает богатством. В его расчетах богатства Англии драгоценные металлы составляют менее 3% от всей суммы. Тем не менее количество денег в обращении Петти считает важным фактором, оказывающим свое влияние на экономику. Он называет деньги "политическим жиром", которого в хозяйстве, как и количество жира в организме человека, должно быть ровно столько, сколько необходимо для его нормального функционирования. Поскольку деньги, с точки зрения Петти, служат потребностям товарообмена и сбора налогов, их количество должно соответствовать размерам и частоте всех денежных платежей, "осуществляемых по закону и обычаю". Недостаток денег крайне негативно оценивается Петти, поскольку приводит к сокращению занятости населения. Излишек денег тоже вреден для экономики и в первую очередь в связи с тем, что деньги скапливаются в виде сокровищ, превращаются в "мертвые деньги".

Петти предлагает государству регулировать количество денег с помощью налогов: изымать излишек денег, повышая налоговые сборы, и, наоборот, в случае недостатка платежных средств сокращать отчисления в казну. Изъятие денежных излишков Петти рассматривает как эффективную меру борьбы с "мертвыми деньгами". В его эпоху вложение капиталов было делом очень рискованным. Высокую прибыль давала только внешняя торговля, ремесла и земледелие не были достаточно привлекательными для инвестиций, поэтому, по свидетельству историков, в экономике скапливалось большое количество средств, превращавшихся в сокровища. Одним из стандартных решений этой проблемы был рост расходов государя и прочих непроизводительных классов, благодаря которым сокровища превращались в доходы большого числа ремесленников и торговцев.

В целом проблема занятости является очень важной для Петти, что опять говорит, скорее, о влиянии эпохи меркантилизма, поскольку в классической политэкономии эта тема поднимается редко. Петти связывает богатство нации с количеством деятельного населения. Стимулом к деятельности является спрос, поэтому любые средства, стимулирующие как непосредственно занятость, так и спрос на отечественную продукцию, являются для Петти очень важными. Он положительно относится к потреблению отечественных предметов роскоши, к росту расходов двора, поскольку это повышает спрос на труд ремесленников, фермеров и торговцев, а следовательно, повышает не только доходы населения, но и развивает производства, совершенствует умение и мастерство работников. Отсутствие спроса на труд, с точки зрения Петти, подрывает основу богатства нации – трудолюбие, физическую форму и мастерство трудового населения. Например, обсуждая проблемы суконного промысла в Англии, Петти пишет, что "лучше сжечь продукт труда 1 тыс. людей, чем допустить, чтобы эти люди ничего не делали и вследствие этого теряли свое умение работать" . Еще раз подчеркнем, что такой ход рассуждений далек от классического и скорее сближает умозаключения Петти с альтернативной традицией, которая берет свое начало у меркантилистов и далее через Т. Мальтуса – несмотря на то, что он классик, – получает свое развитие в трудах Дж.-М. Кейнса (J . М. Keynes ).

Из представлений о богатстве вытекает теория стоимости Петти. Он считает естественным измерять вещи в том, из чего они созданы. Следовательно, естественным мерилом стоимости должны быть труд и земля. Стоимость товаров должна измеряться в стоимости определенного количества земли или определенного количества труда. Привычный измеритель стоимости товаров – деньги, по мнению Петти, является искусственным. Помимо этого, он не так удобен, поскольку стоимость самих денег подвержена большим колебаниям, нежели стоимость земли и труда.

Важно запомнить!

Пропорции обмена, по мнению Петти, устанавливаются в соответствии с затраченным рабочим временем. Продукт одного производства за вычетом издержек приравнивается чистому продукту другого производства, созданному за такое же время таким же количеством работников. При этом ни разница в мастерстве требуемого груда, ни различие рисков предприятий не влияют на стоимость. "Естественная цена" товаров определяется количеством затраченного рабочего времени. Это чисто аналитическое суждение выделяет Петти среди его современников и свидетельствует о том, что экономическая мысль выходит на новый з"ровень анализа, который будет характерен для классической политэкономии. Недаром К. Маркс, автор концепции абстрактного труда , очень ценил Петти и его теорию стоимости.

Реальная или "политическая цена", согласно Петти, может отклоняться от стоимости или "естественной цены" под воздействием целого ряда факторов: новизна товара, наличие заменителей, эмоциональные впечатления от товара, влияние примера вышестоящих слоев, предъявляющих спрос на этот товар (аналог демонстративного потребления). Влияя на спрос, эти факторы могут повышать или понижать "политическую цену" товара.

Петти вводит интересное понятие "естественной дороговизны", имея в виду общий уровень цен товаров. Этот уровень зависит от производительности труда и уменьшается с ростом последней. При этом реальный уровень цен, который Петти называет "политической дороговизной ", может не соответствовать естественному. Это происходит, если в производстве заняты "лишние руки" или производитель несет "лишние расходы".

Определение стоимости земли является отдельной темой, очень интересовавшей Петти. Он вводит понятие "внутренней" стоимости земли, которая зависит от нескольких факторов: сравнительного количества и качества продуктов, поставляемых этой землей (плодородие); количества людей, проживающих вблизи этой земли (географическое положение); образа жизни людей, определяющего традиционный уровень спроса на продукцию этой земли. Эта внутренняя стоимость земли определяет размер ренты, который землевладелец получает с нее. "Естественную ренту" земли Петти рассчитывает как чистый хлеб, т.е. доход, полученный за год от обработки земли, за вычетом издержек. "Случайная рента" может отклоняться от естественной под влиянием спроса. Если рост спроса вынудит привозить на рынок продукцию с более отдаленных участков земли или потребует дополнительных расходов для интенсификации производства на ближних участках, то эти расходы повысят цену продукции на величину новых издержек, что соответственно увеличит и размер ренты.

Определяя естественную цену, по которой должна продаваться земля, Петти берет среднюю ренту за семь лет и умножает ее на количество лет, на которое, по мнению Петти, люди обычно заглядывают в будущее. Петти определяет его как время одновременного проживания трех поколений – деда, отца и сына. "Немногие имеют основание заботиться о более отдаленном потомстве", уточняет он. При этом в странах, где права на землю более надежны, где плотность населения выше, цена земли может рассчитываться и из большего количества ежегодных рент.

Мнение специалиста

Анализ доходов, проводимый Петти, наглядно демонстрирует, как в одной теории смешиваются поиски "естественных оснований" экономических явлений и чисто прагматические умозаключения человека, имеющего хозяйственный опыт. Например, суждения Петти о том, какой должна быть заработная плата, основаны на чисто практическом утверждении, что если она будет превышать прожиточный минимум, рабочие будут меньше работать.

В то же время, обсуждая процент, Петти ищет "естественные основания" его взимания. Он утверждает, что процент является платой за неудобства, вызванные невозможностью распоряжаться собственными средствами. "Естественный процент" Петти приравнивает ренте с участка земли, который можно было бы купить на отданные в кредит деньги (аналог альтернативных издержек). "Реальный процент" должен учитывать еще и риск потери денег. Петти подчеркивает, что этот риск может быть весьма значителен и увеличивать размер процента до бесконечности, но в пределах размера самой ссуды.

Столь же смешана позиция Петти в отношении вмешательства государства в экономику. С одной стороны, он видит целесообразность различных запретов и регулирующих мер. Мы уже говорили о том, что он считает полезным регулировать объемы налоговых сборов в зависимости от количества денег в стране. С другой стороны – он признает бессмысленность попыток вмешиваться в естественные процессы. Особенно это касается регулирования внешней торговли. Петти пишет, что это все равно что "уговаривать воду подняться по собственному почину выше своего естественного уровня" . В частности, это касается его взглядов на запрет вывоза денег за границу. Петти понимает, что эта мера преследует разумную цель, поскольку ограничивает объемы импорта объемами экспорта и тем самым заставляет нацию "жить по средствам", т.е. покупать не больше, чем было произведено. В то же время он осознает, что сам запрет приведет лишь к росту махинаций и удорожанию услуги вывоза денег. Таким образом, Петти сохраняет меркантилистский подход целенаправленного управления экономикой, особенно в том, что касается роста конкурентных преимуществ на внешних рынках. Кроме того, он понимает, что интересы нации должны проводиться с учетом естественных экономических процессов и без ущерба для промышленности. В частности, обсуждая запрет вывоза шерсти и сукновальной глины, введенный Англией с целью помешать развитию голландской суконной промышленности, опережавшей отечественную, Петти указывает, что в результате Англия не только не защитила производство отечественного сукна, но и подорвала свое производство шерсти.

  • Петти У. Экономические и статистические работы, М., 1940. С. 156.
  • Петти У. Трактат о налогах и сборах. Verbum sapienti – слово мудрым. Разное о деньгах. Гл. VI, п. 17.5. М.: Ось-89, 1997. С. 52.
  • Там же. С. 8.
  • Там же. Гл. X, п. 10. С. 60.
  • Петти У. Указ. соч. Гл. VI, п. 19. С. 52–53.
  • Петти У. Указ. соч. Гл. VI, п. 17.4. С. 52.

Новое на сайте

>

Самое популярное