Домой Кредиты онлайн Фиаско (дефекты, провалы) рынка. Фиаско рынка

Фиаско (дефекты, провалы) рынка. Фиаско рынка

Фиаско рынка - такая рыночная ситуация, при которой равновесие на рынке не является эффективным по Парето. Оптимальность по Парето - такое состояние системы, при которой значение каждого частного показателя, характеризующего систему, не может быть улучшено без ухудшения других.

Наблюдения и теоретизирования за реальной экономикой показали, что предпосылки, требуемые для достижения эффективной реальности, можно легко нарушит, по этой причине современная экономическая наука в большей степени изучает ситуацию, связанную с фиаско рынка. Причины столь большого интереса к данной теме следующие:

· это наиболее часто встречаемая ситуация в реальном мире (в противовес современной конкуренции, например)

· это более сложная для изучения ситуация, поэтому более интересная.

Фиаско рынка - это ситуация, которая регулирование «невидимой руки» не может разрешиться (к примеру, загрязнение окружающей среды). Провалы обычно подразумевают государственное регулирование экономики, с целью устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма.

Впрочем, некоторые экономисты полагают, что фиаско рынка на самом деле не существует и проблема решается с помощью четкой фиксации прав собственности на ресурсы.

В неоклассической теории выделяется пять основных причин провалов рынка, т.е. ситуации, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора так, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов:

1. монопольная власть

2. неопределенность и риск

3. общественные блага

4. неполнота и асимметрия информации

5. внешние эффекты

Монополизация экономики имеет такие негативные последствия, как: возникновение дефицита благ, завышение цен, неспособность средних издержек достичь минимума, появление «мертвого убытка». Исключительно с помощью рыночных методов невозможно решить проблему монополизации. И именно борьба с монополизацией, защита конкуренции являются задачами государства. Следует отметить, что в экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, которое ограничивает способность недобросовестного соперничества Чепурин М. Н., Киселева Е. А., «Курс экономической теории», Киров, «АСА», 1995 г..

Так же экономистом известно такое явление, как неблагоприятный отбор. Частные компании имеют право отказаться от страхования отдельных видов риска в связи с ассиметричностью информации (например, те, кто хотят застраховать свое здоровье, владеют большей информацией, чем те, кто предоставляет услуги страхования).

Государство, контролируя качество товаров и услуг, распространяя необходимые сведения потребителям, а также препятствуя распространение вводящей в заблуждение рекламы и т.д., может частичность устранять ассиметричность информации и неопределенность. Кроме того, имеет большое значение законодательство в сфере защиты прав потребителя (принимаются санкции против продажи некачественной продукции, предоставления ложной информации о деятельности фирмы и т.п.). Государство, предоставляя потребителям определенную информацию о качестве товаров, о степени рисков в сферах инвестирования и страхования и т.д., создает общественное благо, или другими словами информацию, которой могут бесплатно пользоваться все экономические субъекты.

Как уже было сказано выше, общественные блага также являются источником фиаско рынка. Все товары и услуги имеют два общих свойства: свойство исключения (лицо, которое осуществляет предложение, может решать, кому предлагать свой товар, а кому нет) и свойство соперничества (использование единицы товара одним лицом ограничивает возможность использования этого же товара другими лицами) Однако есть и товары, которые не обладают ни тем, ни другим свойством. Такие товары называются общественными благами. Общественные блага нельзя предоставить только одному лицу (услуги полиции), но будучи предоставлены одному лицу, они могут быть предоставлены другим лицам без особых затрат (национальная оборона, услуги полиции, космическая программа, уход за городскими улицами и т.д.). У частных фирм возникают большие трудности при продаже продуктов, которые, уже представленные для предоставления в распоряжение одного клиента, становятся доступными для других без дополнительных затрат. Представим ситуации, когда кто-то решил установить частную систему противоракетной обороны на дом, в котором он живет, но ведь тогда уже нет смысла другим соседям устанавливать такую же противоракетную оборону, так как они уже обеспечены защитой. В результате эти самые соседи становятся «безбилетными пассажирами», а тот, кто решил установить оборону, будет вынужден выплатить гораздо большую долю, в противном случаи вся система обороны потерпит банкротство.

Проблема «безбилетных пассажиров», которая обычно возникает в случаях с общественными благами, означает, что только правительство может предоставлять эти блага, иначе они могут и вовсе быть не представлены.

Такая же причина провала рынка, как экстерналии, будет рассмотрена мною более подробно в следующем пункте.


"Провалы" (фиаско) рынка (market failures) - это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.
Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о "провалах" рынка:
1) монополия;
2) несовершенная (асимметричная) информация;
3) внешние эффекты;
4) общественные блага.

В качестве наиболее существенного фиаско рынка следует назвать проблему внешних эффектов, или экстерналий. Рынок обеспечивает эффективное размещение и использование производственных ресурсов, если выполняется следующее условие: только те, кто участвуют в рыночной сделке, несут все связанные с нею издержки и получают все выгоды. Однако в реальности оно трудновыполнимо. Например, если производство товара связано с загрязнением окружающей среды, то часть издержек производства перекладывается на третьих лиц - людей, живущих рядом с источником загрязнения, а все доходы получает продавец товаров. Таково проявление отрицательного внешнего эффекта. Но существуют и положительные внешние эффекты. Например, цветовод, разбивая клумбу около своего дома ради удовлетворения собственных эстетических потребностей, одновременно доставляет удовольствие соседям, и им не надо за это платить. К положительным экстерналиям также относят образование: обучаясь, человек преследует собственные интересы, но чем больше квалифицированных специалистов в стране, тем эффективнее работает экономика в целом, и выгоды получают все граждане.
Как положительные, так и отрицательные внешние эффекты возникают в связи с нечетко определенными правами собственности на блага и ресурсы и значительными издержками на определение и защиту прав собственности. Рынок не в состоянии сам решить данную проблему. Отрасли с отрицательными экстерналиями производят благ больше оптимального для общества уровня, в отраслях с положительными внешними эффектами наблюдается недопроизводство благ. Роль государства заключается в регулировании внешних эффектов - устранении отрицательных (например, борьба с загрязнением окружающей среды) и стимулировании положительных (например, государственные расходы на образование), для того чтобы привести объемы выпуска благ в таких отраслях к величинам, полнее соответствующим общественным потребностям.
Серьезным поводом для государственного вмешательства в рыночные процессы является проблема производства общественных благ. Общественные блага приносят положительные внешние эффекты всем, как только становятся доступными для кого-то. Они характеризуются признаками неисключаемости и неизбирательности. Другими словами, если общественное благо создано, затруднительно не позволить кому-то пользоваться им, даже если человек не желает платить. Кроме того, потребление блага одним человеком не снижает для других возможности пользоваться этим же благом (все имеют общественные блага в одинаковом количестве). Классический пример общественных благ - маяки: если маяк построен, никто не запретит смотреть на его огни капитанам всех кораблей вне зависимости от того, платят они за эту услугу или нет, и пользоваться услугами маяка все капитаны могут, не мешая друг другу.
Частные блага не обладают подобными свойствами. Например, хлеб, который продается в магазинах, во-первых, не доступен тому, кто не заплатит за него (конечно, кроме случаев воровства), а во-вторых, потребление хлеба одними людьми влияет на величину его потребления другими.
Подобные отличия общественных благ от частных обусловливают особенности функционирования рынков этих благ. Рынок хорошо (наверняка лучше, чем государство) справляется с обеспечением общества частными благами, т.е. тот же хлеб производится и продается в таких количествах и по таким ценам, которые близки к оптимальным для общества в существующих условиях. В то же время продавать общественные блага на рынке затруднительно - многие не согласятся платить за строительство маяка, зная, что их не смогут лишить возможности пользоваться его сигналами. Данная проблема «безбилетников» может привести к тому, что общественные блага либо вообще перестанут создаваться, либо объемы их производства будут недостаточными.
В этой связи важно, чтобы государство исполняло роль организатора производства общественных благ, собирало налоги (невзирая на возможную незаинтересованность меньшинства оплачивать общественные блага) и покупало для общества данные блага. Сколько и каких - должно определяться в рамках политического процесса (в демократической системе это выборы, референдумы и т.д.) принятия экономических решений. Примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, правоохранительная система.
Организовывать обеспечение страны общественными благами можно по-разному, необязательно задействуя при этом только государственные предприятия. Так, строить маяки, производить военное оборудование могут частные фирмы, а в некоторых странах действуют даже частные тюрьмы. Государство должно лишь оплачивать производство общественных благ из собранных налогов.
Еще одним фиаско рынка является монополизм. Мы уже рассмотрели ранее понятия конкуренции и монополии. Рыночная экономика функционирует нормально только в условиях соревнования, соперничества, конкуренции экономических субъектов - как продавцов, так и покупателей. Проблема заключается в том, что победивший в конкурентной борьбе зачастую захватывает все бoльшую долю рынка и усиливает рыночную власть. Логическим завершением данного процесса является монополизация рынка. При монополии товары производятся в меньших количествах, нежели при совершенной конкуренции, качество их, как правило, хуже, а цены выше. Кроме того, некоторые отрасли являются естественными монополистами, поскольку обеспечение рынка отдельными благами с помощью нескольких поставщиков бывает технически затруднено или признается неэффективным.
Государственное вмешательство в экономические процессы оправданно при проведении антимонопольной политики. Первые мероприятия такого характера были осуществлены в конце XIX - начале ХХ в., и всё последнее столетие правительства разных стран пытались решить проблему монополий.
Антимонопольную политику можно разделить на два направления:
стимулирования конкуренции в тех отраслях, где она возможна;
регулирования экономических процессов в тех отраслях, где конкуренция в принципе затруднительна.
Примером первого направления в конце ХХ в. явилось судебное решение, предписывающее разделить компанию «Microsoft» (США) на две относительно независимые компании, с тем чтобы уменьшить рыночную власть данного производителя программного обеспечения. В ситуации же естественной монополии (например, поставщиков коммунальных услуг) государство регулирует цены, тарифы, стандарты объема и качества благ и т.д.
Зачастую правительства предпочитают национализировать отрасли естественных монополий, чтобы поставки благ для потребителей осуществлялись государственными предприятиями, для которых получение монопольной прибыли - не самоцель. Однако результаты таких мер неоднозначны, далеко не всегда государственные монополии действуют эффективнее частных. С одной стороны, у государственных предприятий меньше стимулов к получению сверхприбыли за счет повышения цен, но с другой - у них также меньше стимулов к экономии издержек. Какой из данных аспектов «перевесит», таким и будет результат для общества.
В проблеме асимметричности рыночной информации также проявляется несовершенство рынка. Как уже отмечалось, рынок работает хорошо, только если все субъекты одинаково информированы об экономической конъюнктуре. Продавец и покупатель чаще всего владеют различным объемом информации о товаре: иногда продавец знает больше, иногда покупатель. Сделка, разные стороны которой неодинаково осведомлены, лишь случайно может быть заключена с оптимальными ценами. Скорее всего, один ее участник получит выгоду за счет другого (обычно более информированный за счет менее информированного).
Экономисты считают проблему асимметричности информации очень серьезной. Что мы знаем о товарах, которые покупаем и продаем, о ситуации на рынке, о действительных издержках и выгодах экономических субъектов? Совсем недостаточно, чтобы считать понятия «экономический оптимум», «лучше» и «хуже» вполне обоснованными, особенно в долгосрочном аспекте. Проблему следует разделить надвое. Прежде всего, она связана с неполнотой информации. Поскольку невозможно все знать об окружающем мире. К примеру, достоверно не известно, насколько вредны или полезны генетически модифицированные продукты питания. Будь иначе, рынок этих продуктов стал бы иным, развивался лучше или хуже либо вовсе исчез. В данном примере и продавец, и покупатель осведомлены одинаково слабо, причем их неосведомленность имеет временнoй аспекте - неясно, что произойдет в будущем. Проблема собственно асимметричности информации заключается не в том, много или мало знают продавец и покупатель, а в том, имеют ли они одинаковую информацию. Продавец плохого товара может выдать его за хороший и попытаться продать товар по более высокой цене. Но иногда и покупателю известно об объекте сделки больше, чем продавцу, и он обращает это в свою пользу. Однако необязательно обладание информацией приносит выгоду. Так, потенциальный работник может знать, какой он хороший специалист, но если этого не знает работодатель, пользу такая осведомленность никому не принесет. В интересах обоих, чтобы работник поделится с нанимателем информацией о своей квалификации. Оговоримся, что плохому работнику выгодно скрывать свои характеристики от работодателя.
Роль государства состоит прежде всего в распространении рыночной информации, принуждении более осведомленных субъектов делиться информацией с менее осведомленными. Например, соответствующие государственные органы заставляет продавцов писать на этикетках подробную информацию о товаре. Сегодня потребитель бифштекса, произведённого в странах ЕС, имеет возможность ознакомиться с полной «родословной» этого бифштекса.
Кроме того, некоторые рынки, (например, рынок страховых услуг) в принципе основаны на риске и неопределенности, и меры государственного регулирования, которые помогают снизить риск, тем самым ведут к оптимизации цен и, соответственно, увеличению объемов продаж на рынке. Примером государственного регулирования асимметричной информации является правило пользования ремнями безопасности в автомобилях. Почти каждый автолюбитель оценивает для себя риск пострадать в аварии как незначительный и зачастую пренебрегает мерами безопасности. Однако для страны в целом данный риск велик, и не вызывает сомнения целесообразность государственного принуждения к соблюдению этих предупредительных мер.
В качестве важной задачи государственного регулирования экономических процессов рассматривается снижение трансакционных издержек, т.е. издержек, которые несут рыночные агенты в процессе подготовки, заключения и исполнения сделок. Например, покупая товар в магазине, мы кроме самого товара оплачиваем проезд до магазина и обратно (или несем затраты по доставке товара на дом). К тому же поиск наиболее выгодных вариантов сделки требует сбора информации, что сопряжено с затратами времени, сил и средств. Человек регулярно ездит на работу, иногда на достаточно большое расстояние от дома, - это также трансакционные издержки. К другим примерам относятся издержки по защите прав собственности, обеспечению выполнения контрактов, ведению переговоров и многие другие. По сути все они составляют «силу трения» в экономической системе.
Очевидно, что чем ниже сила трения, тем выше коэффициент полезного действия механизма. Поэтому государственные усилия, направляемые на снижение трансакционных издержек в экономике, могут дать значительные выгоды в масштабах страны. Во многом данная функция связана с предыдущей (регулированием асимметричности информации), так как государственные усилия по увеличению степени информированности рыночных субъектов снижают уровень трансакционных издержек. Кроме того, государство может развивать инфраструктуру - строить более эффективные коммуникации, организовывать заключение сделок более дешевыми и быстрыми способами. В этом его роль перекликается с политикой обеспечения общественными благами (компьютеризация экономики, развитие системы банковских карточек и электронных денег и т.д.).
Все отмеченные направления государственного регулирования экономики связаны с повышением эффективности ее функционирования. Однако существуют и другие цели, стремясь к которым государство вмешивается в рыночные процессы. Такой целью является социальная эффективность (или социальная справедливость), для обеспечения определенного уровня которой государство может даже пойти на некоторое снижение экономической эффективности. В связи с этим следует выделить два направления государственной политики - перераспределение доходов и регулирование структуры потребления населения.
Политика перераспределения доходов прежде всего направлена на сглаживание дифференциации доходов между различными категориями населения внутри страны. Рынок «знает» лишь один способ распределения доходов - пропорционально обладанию правами собственности на ресурсы. Субъекты, имеющие в своем распоряжении относительно много ресурсов, получают соответственно и большие доходы. Субъекты же, не обладающие большим количеством ресурсов (а некоторые люди с ограниченными возможностями зачастую даже не могут трудиться), имеют очень малые доходы или не имеют их вовсе. Многие члены общества не готовы мириться со значительной дифференциацией доходов. Государство должно проводить (и обычно проводит) политику социальной защиты в интересах малообеспеченных граждан. Формы защиты разные, но общий принцип один - забрать часть доходов у богатых и передать их бедным.
Крайнюю степень перераспределения можно определить как «всем поровну», однако до нее дело практически не доходит, и тому есть две причины. Во-первых, при перераспределении снижаются стимулы к труду: зачем человеку с высоким уровнем доходов продолжать много трудиться и зарабатывать много денег, если их все равно заберут; зачем бедному работать больше, если стандартный уровень жизни ему обеспечит государство? Во-вторых, нерезультативность перераспределения доходов объясняется действием «эффекта дырявого ведра». Государство может взять у богатых миллион рублей, но какую часть из этого миллиона оно «донесет» до бедных? Какими будут издержки такого перераспределения? В идеальном случае (забудем о коррупции) придется тратиться только на зарплату и иные расходы чиновников, осуществляющих сбор налогов и выдачу пособий. Но на практике потери бывают столь велики, что обществу становится невыгодно перераспределять доходы.
Если не доводить дело до крайностей и определить границы вмешательства, государство может корректировать процесс образования и распределения доходов граждан с целью снижения неравенства в обществе. Следует упомянуть о случайных составляющих образования доходов: одному человеку повезет выиграть в лотерею, а другой пострадает от стихийного бедствия или потеряет работу в результате внезапного экономического кризиса.
Регулирование структуры потребления людей связано частично с проблемой асимметричности информации, а частично - с проблемой внешних эффектов. Общество и правительство неоднозначно относятся к структуре потребительского спроса. Одни блага признаются приоритетными, другие (например, наркотики) в большинстве стран попадают под запрет, потребление третьих ограничивается (алкоголь, табак), а четвертых - стимулируется и субсидируется государством (жилищное строительство). Такая политика может рассматриваться как ограничение свободы потребителей, но она проводится практически везде.
Перечисленные направления государственной экономической политики входят в сферу микроэкономической политики, т.е. ориентированы на улучшение функционирования отдельных фирм, отраслей и рынков. Но важной составляющей государственной активности является макроэкономическая политика.
Целями макроэкономического регулирования являются достижение устойчивых темпов экономического роста, полной занятости, стабильного уровня цен, внешнеэкономической сбалансированности. Первая цель определена тем, что рыночная экономика подвержена циклическим процессам со спадами и подъемами, периодически в ней возникают экономические кризисы. Некоторые экономисты утверждают, что рыночная экономика способна устранять подобные колебания самостоятельно, без вмешательства государства, но это не всегда подтверждалось практикой. А если рынок и урегулирует все колебания собственными усилиями, последствия этого нам не всегда нравятся.
Регулирование занятости в стране позволяет поддерживать минимально возможный уровень безработицы. Важно, чтобы основной производственный ресурс - труд - использовался как можно более полно и в то же время эффективно: экономике нужны не просто рабочие места, а по возможности эффективные рабочие места.
Борьба с инфляцией необходима для поддержания относительно стабильного среднего уровня цен в стране.
Регулирование курса национальной валюты, объемов экспорта и импорта способствует внешней сбалансированности национальной экономики. В идеале, при прочих равных условиях, в страну должно приходить столько же денег, сколько уходит из нее. Накопление значительной внешней задолженности нежелательно. Давать взаймы другим странам - значит уменьшать вложения в собственную экономику.
В конечном счете, все усилия государства по регулированию рыночной экономики должны быть согласованы между собой, непротиворечивы и подчинены достижению основной цели - максимизации общественного благосостояния.

Рыночная экономика является эффективной моделью хозяйствования с точки зрения рационального распределения ресурсов. Это на сегодняшний день лучшая модель хозяйствования, имеющаяся у человечества.

Стремление к удовлетворению собственных потребностей у домашних хозяйств (потребителей), к максимизации прибыли у фирм приводит к увеличению эффективности функционирования всей экономики в целом.

Тем не менее, рыночная экономика в чистом виде не является идеальной. Существуют некоторые аспекты, которые невозможно решить в рамках рыночной экономики. И тогда на помощь приходит государство.

«Провалы» (фиаско) рынка это проявления неэффективности рыночного механизма, случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ресурсов.

Существует несколько типов неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

– монополизация экономики;

– внешние эффекты;

– общественные блага;

– несовершенная (ассиметричная) информация;

– отчисления на фундаментальную науку;

– нестабильность экономики;

– социальная защита населения.

Проблема монополизации экономики связана с тем, что деятельность монополии имеет значительные негативные социально-экономические последствия.

Эта проблема решается государством с помощью антимонопольной политики, которая включает в себя комплекс мер, направленных на снижение этих последствий. К этим мерам относятся: принудительное разукрупнение монополии, контроль над ценовой политикой, использование налогового механизма и т. д. Тем не менее, все методы борьбы с монополией и ограничением ее деятельности посредством государственного и законодательного воздействия не являются однозначно эффективными. Поэтому зачастую остается единственный способ ограничения монополизации экономики – содействие развитию конкуренции. Именно поэтому государство должно разработать комплекс мер, содействующих развитию и стимулированию малого бизнеса.

Внешние эффекты (экстерналии) – издержки или выгоды третьих лиц, не учитываемые в ценах.

Защиту третьих лиц и учет их интересов должно на себя возлагать государство. Так, положительный внешний эффект может регулироваться посредством снижения налогов либо дополнительными субсидиями, а отрицательный внешний эффект – посредством увеличения налогов.

Общественное благо – товар или услуга, от потребления которых невозможно никого исключить. Другими словами, если некто покупает общественное благо, то остальные граждане автоматически пользуются этим благом. Примером чистого общественного блага может служить маяк. Если кто-то строит маяк и становится его владельцем, то флот этого человека сможет пользоваться услугами маяка. Ограничить доступ к услугам этого маяка другим судам не представляется возможным, так как владельцам этих судов наносят на карту новый маяк и пользуются им. К общественным благам также относят дороги, парки, городское освещение, общественный транспорт и многое другое. Очевидно, что предприниматель не будет оплачивать такое благо, потому что оно не окупится, так как заставить платить за него других попросту невозможно или же затруднительно. Поэтому общественные блага также должны оплачиваться государством.

Нестабильность рыночной экономики проявляется в том, что она развивается циклически. Поэтому в периоды экономических спадов уменьшается объем ВВП (валового внутреннего продукта), увеличивается безработица. С этими негативными проявлениями экономического спада и пытается бороться государство. На сегодняшний момент среди экономистов нет единого мнения по поводу того, является ли государственное вмешательство в экономику с целью ее стабилизации позитивным либо негативным. Тем не менее, уже одно существование государства подразумевает то, что в периоды острой социальной напряженности, связанной с экономическими кризисами, оно должно реагировать и снижать эту напряженность.

Регулирование рыночной экономики возможно посредством использования монетарной (кредитно-денежной), фискальной (налогово-бюджетной) и социальной политики.

Изменяя реальную денежную массу, налоги и государственные расходы, правительство может воздействовать на экономику, увеличивая ВВП, снижая рост цен и безработицу.

Поддержка фундаментальной (теоретической) науки не является целью рыночной экономики, так как с точки зрения рационального экономического человека вкладывать деньги в проекты, которые не приносят прибыли, неразумно. Тем не менее, без развития теоретической науки невозможно развитие НТП (научно-технического прогресса) высокими темпами, что будет снижать темпы экономического роста. В данном случае государство должно взять на себя функции финансирования фундаментальной науки.

Рыночная экономика эффективна благодаря механизму совершенной конкуренции, который в чистом виде подразумевает полный доступ и контроль информации. Однако рыночные сделки часто совершаются в условиях, когда одна из сторон лучше информирована, чем другая, о факторах, влияющих на результат сделки.

Неполнота информации у одной стороны рынка может привести к его фиаско. Часто эту ситуацию иллюстрируют примером рынка подержанных автомобилей существует два типа автомобилей, где действует два их типа: условно хорошего качества и условно плохого. По внешнему виду сложно определить качество подержанного автомобиля. И даже в случае его технического обследования существует вероятность того, что покупатель купит автомобиль более низкого качества. Если бы продавцы, которые знают о качестве своих автомобилей, продавали бы автомобили на двух рынках – высокого и низкого качества, то на каждом рынке установилась бы своя цена. Однако в случае с несовершенной информацией продавцы низкокачественных автомобилей постараются продавать их как высококачественные. В этом случае покупатели, которые будут приобретать автомобили, столкнуться с высокой вероятностью приобретения автомобиля низкого качества. Соответственно, страхуясь от недоброкачественных продавцов, потребитель будет назначать цену за любой автомобиль на уровне минимальной, т. е. низкого качества. В этой ситуации продавцы автомобилей хорошего качества вынуждены уйти с рынка, так как цена на их автомобили явно занижена. На рынке останутся только продавцы низкокачественных автомобилей, т. е. автомобили низкого качества вытеснят автомобили высокого качества.

Безусловно, эта ситуация неэффективна, поскольку существуют желающие продавать и желающие покупать высококачественные товары, но взаимовыгодная торговля между ними невозможна.

Аналогичная ситуация может возникнуть при асимметричной информации в пользу покупателя. Например, на рынке услуг по медицинскому страхованию существует условно два типа людей – с сильным и слабым здоровьем. Естественно, что стоимость страховки для людей с сильным здоровьем должна быть меньше, чем для людей со слабым здоровьем. Однако если страховая компания не обладает информацией о здоровье своих клиентов, то люди со слабым здоровьем, выдавая себя за здоровых людей, будут способствовать повышению цен на услуги страхования. Соответственно, спрос на услуги страхования со стороны здоровых людей снизится, и часть покупателей услуг с более крепким здоровьем будет вытеснена с рынка.

Социальная политика – это комплекс социально-экономических мер государства, направленных на защиту населения от негативных проявлений рыночной экономики, включающих безработицу, рост цен и т. п.

Основными направлениями проведения социальной политики являются:

– выплаты различных пособий по инвалидности, безработице, по уходу за ребенком, малоимущим и т. д.;

– защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

– политика социального страхования жизни, здоровья и имущества;

– установление минимальной заработной платы для работающих;

– государственное регулирование занятости, связанное с переквалификацией рабочей силы, льготными кредитами при создании рабочих мест и т. д.;

– развитие бесплатного образования, здравоохранения, охрана окружающей среды.

Таким образом, несмотря на то, что рыночная экономика является эффективной экономикой, существует ряд аспектов, с которыми рыночная экономика не справляется. Это позволяет говорить о фиаско рынка. В связи с этим государство должно брать на себя функции по регулированию экономики и поддержки рынка от провалов.

Тем не менее, нужно помнить, что государственное воздействие на экономику зачастую является неэффективным. Так, например, желание увеличить выпуск общественных благ, снизить последствия от отрицательных внешних эффектов, осуществлять сильную социальную защиту населения приводит к необходимости увеличения налогов в государстве. Это, в свою очередь, снижает стимулы у экономических субъектов эффективно развиваться, повышает цены на продукцию, увеличивает долю теневой экономики.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Контрольная работа

По предмету: Государственное регулирование экономики

Научное обоснование необходимости государственного регулирования экономики.

"Фиаско рынка" и "фиаско государства"

Преподаватель:

Работа выполнена:

Специальность ГМУ

Группа № 443

Челябинск 2009

Введение

Экономические функции государства

"Фиаско" рынка - государственное регулирование

"Фиаско" Государства

Заключение

Список литературы

Введение

Экономика большинства современных государств - это смешанная экономика, в которой экономические процессы регулируются как рынком, так и государством. Как говорят, "невидимая рука" рынка дополняется "видимой рукой" государства.

При этом под государством понимается "набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения, обозначаемого термином "общество".

Начиная с 30-х годов ХХ века, когда началось активное вмешательство государства в экономику, вопросы целесообразности такого вмешательства, границы участия государства в экономических процессах, методы и инструменты государственного воздействия на экономику становятся центральными проблемами, занимающими экономистов-теоретиков. В ХХ веке были созданы многочисленные экономические концепции, отвечающие на эти вопросы.

Характеристика роли государства в современной, смешанной экономике рассмотрим в данной работе.

Экономические функции государства

Государство всегда, в любые исторические периоды, выполняло определенные экономические функции (защита частной собственности, сбор налогов и таможенных пошлин, организация денежного обращения и т.п.). Однако в ХХ веке роль и функции государства существенно изменились, государство стало полноправным субъектом экономических отношений.

Современная рыночная экономика - это экономика, в которой наряду с частным предпринимательством имеется государственный сектор и государственное регулирование. Государство производит около 20% национального продукта, контролирует перераспределение доходов в обществе, регулирует многие экономические процессы.

Усиление экономической роли государства в рыночной экономике связывают, как правило, с "провалами" (фиаско) рынка - случаями, когда рыночный механизм оказывается несостоятельным и не обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества. Напомним, что к "провалам" рынка относят:

монополизацию экономики (преобладания рынков несовершенной конкуренции);

неспособность к сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды;

нерациональное распределение ресурсов общества;

отсутствие заинтересованности рынка в производстве общественных благ;

отсутствие механизмов, учитывающих внешние эффекты;

неравномерность в распределении доходов;

нестабильность макроэкономического развития и др.

"Провалы" рынка, а также ряд внешних факторов (соревнование с существовавшей в недалеком прошлом социалистической системой, распад мировой колониальной системы, усиление конкуренции на мировых рынках) и обусловили активизацию участия государства в экономической жизни общества.

Сглаживание, предотвращение негативных последствий действия рыночных регуляторов и решение острых социально-экономических проблем общества - основная цель экономической деятельности государства. Стремясь к достижению этой цели, государство внедряется в рыночное хозяйство, осуществляет разнообразные меры административного и экономического характера, обеспечивающие условия для достижения основных макроэкономических целей.

"Фиаско" рынка - государственное регулирование

Экономические функции государства (формы экономической деятельности государственных органов) весьма многообразны. Среди них можно выделить:

Обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы (определение "правил игры" для экономических субъектов). Принятие государством законов, защищающих права собственности, регулирующих отношения между предпринимателями и наемными работниками, предпринимателями и государством, обеспечивающих соблюдение контрактов и т.п., является залогом нормального функционирования рыночной экономики. Обоснованное, устойчивое, обязательное для всех законодательство дает возможность хозяйствующим субъектам осуществлять свободный выбор, планировать свою деятельность. Выполняя эту функцию, государство способствует минимизации транзакционных издержек, что ведет к более рациональному распределению ограниченных ресурсов общества в соответствии с его потребностями;

Защита конкурентной среды. Ограничение конкуренции, монополизация рынков снижают эффективность распределения ресурсов, ведут к чистым потерям общества. Именно в силу антиобщественного характера деятельности монополий государство проводит антимонопольную политику, направленную на недопущение возникновения монополий или на борьбу с уже имеющимися монополиями. При этом борьба с искусственными монополиями сочетается с регулированием деятельности естественных монополий.

Поскольку рыночное, пофакторное распределение доходов не обеспечивает социального равенства в обществе, постольку перераспределение доходов через систему прогрессивного налогообложения, трансфертные платежи (пенсии, пособия, компенсации и т.п.), установление государственного контроля за ценами на некоторые товары, определение минимального уровня оплаты труда становится функцией государства.

Охрана окружающей среды. Рынок не имеет механизмов, которые заинтересовывали бы производителей в охране окружающей среды. Их цель - максимизация прибыли - приходит в противоречие с необходимостью делать дополнительные затраты для борьбы с загрязнением. Поэтому функцию экологической защиты среды обитания человека берет на себя государство.

Финансирование фундаментальной науки, образования, медицинского обслуживания и т.п. В условиях современной НТР, когда наука превратилась в непосредственную производительную силу общества, государственное финансирование фундаментальной науки, субсидирование развития современных наукоемких производств стало необходимым условием нормального функционирования рыночной экономики. Это же касается и образования. Под влиянием НТР принципиально изменилась роль человека в производстве, на первый план вышли его интеллектуальные, профессиональные, организаторские, творческие способности. В этих условиях объективной необходимостью стало наличие высокоразвитых систем образования, информации, здравоохранения, обеспечить развитие которых в состоянии только государство.

Стабилизация экономики и стимулирование экономического роста. Достижение макроэкономических целей (полной занятости, стабильных цен, постоянного экономического роста) с помощью только рыночных механизмов невозможно, поэтому борьба с макроэкономической нестабильностью становится функцией государства.

Корректировки рыночного распределения ресурсов с учетом возникающих в экономике отрицательных и положительных внешних эффектов, и финансирование производства или непосредственное производство общественных благ.

К недостаткам рыночной экономики, которые вынуждено корректировать государство, относятся неоптимальное распределение ресурсов в связи с наличием внешних эффектов (экстерналий) и незаинтересованность рыночной системы в производстве общественных товаров.

Экстерналии - это издержки или выгоды производства или потребления благ, приходящиеся на долю третьих лиц - лиц, не участвующих в рыночной сделке, и не учитываемые в полной мере в рыночных ценах. Наличие внешних эффектов означает, что рыночная цена не полностью отражает полезность и издержки производства блага, что ведет к снижению эффективности распределения ограниченных ресурсов общества и эффективность всей рыночной системы.

Именно в целях обеспечения эффективного распределения ресурсов государство осуществляет меры, направленные на учет экстерналий в цене.

Государство может сдерживать производство благ с отрицательными внешними эффектами, трансформируя внешние эффекты, не находящие отражения в цене, во внутренние издержки. Устанавливая разного рода штрафы или вводя специальные налоги, государство принуждает предпринимателей ставить очистные сооружения (дымоуловители, оборудование по очистке воды), засаживать вырубки и т.п. Затраты на очистные сооружения увеличат издержки производства и сократят объем производства, а это значит, что меньше ресурсов будет направляться на производство продукции, порождающее отрицательные внешние эффекты.

Расширять производство благ с положительными внешними эффектами государство может, субсидируя потребителей, что позволит им увеличить спрос на блага с положительными экстерналиями или субсидируя производителей, что позволит последним снизить издержки производства и увеличить создание благ с положительными экстерналиями. Увеличение производства и потребления благ, порождающих положительные внешние эффекты, означает ослабление или устранение диспропорциональности в распределении ресурсов.

Важная функция государства в рыночной экономике - производство общественных благ. Напомним, что особенность общественных благ заключается в том, что их полезность распространяется более чем на одного человека, их нельзя предоставить одному лицу, не предоставив другим (национальная оборона, защита от наводнений, уличное освещение и т.п.). Общественные блага нельзя продать одному лицу, поэтому их производство невыгодно частному бизнесу, но, так как эти блага необходимы обществу в целом, государство берет их производство на себя.

Затраты на производство общественных благ несет государство, а выгодами от их потребления пользуется все общество. Поскольку доходы государства формируются в основном за счет налогов, фактически само общество финансирует производство общественных благ. Однако непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и участием в потреблении общественных благ отсутствует.

Наряду с приведенной классификацией функций государства существуют и другие. Так, например, П. Самуэльсон в качестве функций государства называет:

эффективность - содействие эффективному распределению ресурсов общества;

справедливость - деятельность государства, направленная на обеспечение социальной справедливости в обществе путем выравнивания доходов;

стабильность - осуществление мер, направленных на борьбу с безработицей, инфляцией, спадами производства.

Важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос о том, каковы должны быть границы государственного вмешательства в экономику. Диапазон взглядов на этот счет очень велик: от полного отрицания необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику (классики) до допущения его в очень широких масштабах (кейнсианцы). Однако все сходятся на том, что государственное вмешательство в экономику не должно разрушать рыночный механизм, подменять собой рыночное саморегулирование (как это было в условиях командно-административной системы).

Отсюда - ограничение сфер государственного участия, ориентация на преимущественно экономические методы воздействия на поведение хозяйствующих субъектов. Учет возможных негативных последствий тех или иных мероприятий, концентрация внимания на решении социальных и экономических проблем и др.

Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем.

Масштабы, направления, объекты, инструменты государственного регулирования зависят от выбираемой правительством политики. В основе той или иной проводимой государством политики лежат разные воззрения на целесообразность и методы государственного вмешательства в экономику. Существуют разные теории государственного регулирования.

Неоклассическая теория (теория "невмешательства", нерегулирования). Согласно воззрениям классиков, как уже отмечалось, рыночная экономика обладает свойством саморегулирования. Все недостатки рынка являются следствием ограничения рыночной свободы, и поэтому государству не следует вмешиваться в экономику. Рынок сам решает все экономические проблемы, свобода выбора - основа эффективности хозяйства.

Кейнсианская теория. Переворот во взглядах на роль государства связан с именем Дж. Кейнса. Который показал, что рыночной экономике, которая, хотя и является саморегулируемой, внутренне присущи определенные недостатки, затраты общества по преодолению которых очень велики, поэтому государство должно воздействовать на рыночный механизм.

Цель государственного регулирования - поддержание экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечение эффективности производства. При определении конкретных целей регулирования государство должно учитывать их взаимозависимость и частую противоречивость. Например, как мы уже видели, политика, направленная на снижение безработицы, может оборачиваться ростом цен и т.п. Ограниченность ресурсов делает необходимым ранжирование целей, при этом значимость тех или иных целей постоянно меняется в зависимости от экономической конъюнктуры.

Во всех странах существуют специальные государственные органы, ответственные за разработку программ и их осуществление.

Отличие программ, разрабатываемых в условиях рыночной экономики, от планов, принимавшихся в административно-командной (плановой) экономике и носивших директивный характер, состоит в их рекомендательно-индикативном (пожелательном) характере. Государство не может обязать частный бизнес следовать тем или иным программам, но оно может через налоговые и кредитные льготы, систему государственных заказов заинтересовать предпринимателей развиваться в направлении достижения целей принятых программ.

"Фиаско" Государства

Государственному воздействию на экономику, так же, как и рынку, свойственны определенные объективные недостатки. Положение, при котором государство (правительство) не в состоянии обеспечить эффективное распределение и использование ограниченных ресурсов общества называется фиаско (провалами) государства.

Причинами фиаско (провалов) государства может быть:

ограниченность, ненадежность или сознательное искажение информации, необходимой для выработки того или иного курса;

несовершенство политического процесса, в результате чего искажается общественный выбор;

наличие мощного бюрократического аппарата, интересы которого могут приходить в противоречие с интересами общества в целом;

неспособность государства полностью предусматривать и контролировать последствия принятых им решений;

наличие временного лага между осознанием проблемы, принятием решений, их воплощением в жизнь и результатами их реализации.

Таким образом, к фиаско рынка может добавляться фиаско государства. Поэтому, осуществляя те или иные меры, государство должно строго следить за возможными неблагоприятными последствиями своих действий, и в случае необходимости корректировать их в соответствии с конкретной социально-экономической и политической ситуацией в стране.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что цель деятельности государства в рыночной экономике - не перестройка рыночного механизма, а создание условий для его свободного функционирования. Современный рынок не может эффективно функционировать без государственного вмешательства, но и государственное вмешательство имеет свои пределы. Рынок и государство не противостоят друг другу, а дополняют друг друга. Это две стороны одной "медали" - смешанной экономики.

При этом сочетание рынка и государства в разных странах может быть разным.

Заключение

1. Возникновение монополий, незаинтересованность рынка в производстве общественных товаров, сохранении окружающей среды, развитии фундаментальной науки, неравенство в распределении доходов, такие имманентные рынку негативные черты, как безработица, инфляция, кризисы - все это обусловило усиление в ХХ веке роли государства в экономике. Цель деятельности государства в рыночной экономике - смягчить негативные последствия действия рыночного механизма, компенсировать "провалы" рынка. Основные его функции: создание правовых основ частного бизнеса, демонополизация, перераспределение доходов, борьба с безработицей, инфляцией, цикличностью развития и др. Отрицательные внешние эффекты приводят к чрезмерному, а положительные внешние эффекты к недостаточному поступлению ресурсов в отрасли, где эти эффекты возникают. Вводя специальные налоги, разного рода санкции или субсидии, государство устраняет эти перекосы в распределении ресурсов.

2. Государственное регулирование экономики - это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем. Объектами государственного регулирования являются все важнейшие макроэкономические процессы и явления. Государство воздействует на рыночную экономику, во-первых, используя административные меры, и, во-вторых, экономически: прямо - выступая как хозяйствующий субъект (производитель и продавец, покупатель, инвестор и т.д.) и косвенно - регулируя частный сектор посредством соответствующей бюджетно-налоговой и денежной политики. В зависимости от сочетания рыночного и государственного регулирования различают разные модели рыночной экономики.

Определите величину национального дохода в прогнозном году, если:

величина ВВП должна составить 735 млрд. долл.

амортизация основного капитала - 56 млрд. долл.

трансфертные социальные платежи государства - 28 млрд. долл.

косвенные налоги - 145 млрд. долл.

Национальный доход - это совокупный доход страны, приносимый всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством). Принято исчислять Н. д. страны как часть валового национального продукта за исключением амортизационных отчислений (износ основных фондов) и косвенных налогов. Другим методом определения величины Н. д. является суммирование: заработной платы; промышленной и торговой прибыли; процента на вложенный капитал; земельной ренты и доходов домашнего хозяйства.

Значит, исходя из данных задачи, мы можем вычислить:

величина ВВП - амортизация основного капитала - косвенные налоги =

национальный доход.

Т. е. - 735 - 56 - 145= 534 млрд. долл.

В прогнозном году национальный доход составит 534 млрд. долл.

Список литературы

1. Пикулькин А.В. П32 Система государственного управления: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 399 с.

2. Наумов С.Ю. Осипова И.Н. Подсумкова А.А. Система государственного управления: Учебное пособие. 2008. - 304с.

3. Чепурин М.Н., Киселева Е.А., "Курс экономической теории", Киров, "АСА", 1995 г.

4. Камаев В.Д., "Учебник по основам экономической теории", Москва, "Владос", 2003 г.

5. Артемова Л.В. Инвестиции и инновации. Словарь-справочник от А до Я, 2000.

6. Лившиц А.Я., Никулина И.Н., "Введение в рыночную экономику", Москва, "Высшая школа", 1995 г.

Вопросы лекции

1. Провалы рынка как основания деятельности государства.

а) внешние эффекты;

б) рыночная власть, показатели измерения монопольной власти: «коэффициент Лернера», коэффициент концентрации (CR) и индекс Герфиндаля–Гиршмана (HHI);

в) общественные блага;

г) неполная информация.

2. Способы решения проблемы внешних эффектов (устранение провалов рынка): рыночные и административные инструменты.

а) корректирующие налоги и субсидии Пигу;

б) изменения в правах собственности: теорема Коуза;

в) законодательные запреты.

3. Фиаско государства. Проблемы, создаваемым государством.

Может ли государство быть неэффективным?

В данной лекции речь пойдет о том, насколько рынки в состоянии размещать ресурсы эффективно.

Во-первых, "провалы рынка" есть основание для государственного вмешательства в рыночный механизм. Мы увидим различные способы коррекции рынков и их дополнения посредством деятельности государства.

И, наконец, во-вторых, государство – далеко не идеальный механизм, ему также, как и рынку, присущи свои изъяны.

Если при работе в автоматическом режиме рынок по каким-либо причинам не обеспечивает общественную эффективность, то в таком случае говорят о провалах рынка .

Провалы рынка (фиаско рынка) есть препятствия, не позволяющие рыночному механизму достичь общественной эффективности, или то, что рынок не способен обеспечить и поэтому выполняет государство. Само по себе «фиаско » рынка - это ситуация, с которой рыночное регулирование «невидимой руки» не может справиться (например, внешние эффекты, загрязнения окружающей среды и т. д.). Поэтому «провалы» («фиаско») рынка обычно подразумевает государственное, либо иное регулирование экономики и экономических отношений с целью сглаживания/устранения негативных последствий от чистого рыночного механизма.

Формы провалов рынка:

1) внешние эффекты;

2) рыночная власть монополий (показатели измерения монопольной власти: «коэффициент Лернера», коэффициент концентрации (CR) и индекс Герфиндаля–Ниршмана (HHI)

3) общественные блага;

4) неполная информация

Внешние эффекты . О них мы уже упоминали ранее. Рынок не приведет к общественной эффективности, если действия производителей или потребителей влияют на благополучие других людей. Если это влияние положительное, то в таком случае говорят о внешних выгодах .

Внешние выгоды – это выгоды от производства или потребления, которые получают люди, не участвующие в данном производстве или потреблении .

Если же это влияние негативное, то в таком случае говорят о внешних издержках .

Внешние издержки – это издержки от производства или потребления, которые несут люди, не участвующие в данном производстве или потреблении.


Таким образом, полные издержки для общества в целом (общественные издержки ), связанные с производством какого-либо блага, есть частные издержки фирм-производителей и те издержки, которые они «перекладывают» на других. Правда, не всегда ясно, что считать внешними издержками, так как отнесение чего-либо к таковым весьма субъективно и внешние издержки одних часто являются внешними выгодами для других.

Общественные издержки – частные издержки плюс внешние эффекты в производстве .

Подобным же образом полные выгоды для общества в целом (общественные выгоды , связанные с потреблением какого-либо блага, есть частные выгоды потребителей данного блага и те выгоды, которые достаются другим.

Общественные выгоды – частные выгоды плюс внешние эффекты в потреблении.

Можно выделить четыре разновидности внешних эффектов.

1. Внешние издержки производства . Предположим, что химзавод расположен выше по течению реки, чем пивзавод. В этом случае производство химической продукции накладывает дополнительные издержки на производителя пива (дополнительная очистка воды и т.п.). Это означает, что предельные общественные издержки (MSC ) производства химической продукции превышает предельные частные издержки (МС ) на величину внешних предельных издержек (MEC ).

На рис. 15.2 общественно эффективный выпуск химзавода будет Q * , где P = MSC . Химзавод, однако, будет выпускать объем продукции, равный Q ¢ (где P = MC ), который превышает эффективный уровень. Таким образом внешние издержки ведут к перепроизводству с точки зрения общественных интересов.

Рис. 15.2 Внешние издержки производства.

Проблема внешних издержек возникает из-за того, что никто не обладает правами собственности на естественные водоемы, воздух, а, следовательно, не может не допускать их загрязнение или же требовать за это плату в виде компенсации ущерба. В результате контроль за чистотой водоемов и воздуха возлагается на государство.

2. Внешние выгоды производства . Одним из примеров такой ситуации могут быть финансируемые какой-либо фирмой исследования и разработки. Если их результаты становятся доступными другим фирмам, то они имеют чистый выигрыш, не неся никаких затрат на его получение. Предельные общественные издержки исследований и разработок, следовательно, меньше, чем предельные частные издержки. Ведь не несущие расходов компании за счет бесплатного доступа к результатам исследований и разработок добиваются снижения своих издержек.

На рисунке, подобном рис. 15.2, в этом случае следовало бы поместить кривую MSC ниже кривой МС (превышение МС над MSC составляло бы предельные внешние выгоды – MEB ). Объем исследований и разработок, обеспечиваемый несущей расходы на них фирмой, установился бы там, где Р = МС , т.е. оказался бы меньше общественно эффективного уровня, при котором Р = MSC . Принимая во внимание тот факт, что финансирующая исследования и разработки фирма получает только частные выгоды, она не будет заинтересована осуществлять их в объеме, равном общественно эффективному.

3. Внешние издержки потребления . Если предположить, что поселок расположен вдоль шоссе, то пользование автомобилями, проезжающими через него дачниками приносит жителям этого поселка различного рода неудобства в виде загрязнения воздуха, шума, перегруженности дороги.

На рис. 15.3 изображены предельная полезность и цена использования автомобилем для его владельца. Число поездок на дачу автомобилистом составит Q ¢, то есть установится там, где MВ = P (где цена есть стоимость бензина, масла, износа покрышек и т.п. на одну поездку). Общественно эффективное количество поездок, однако, было бы меньше Q ¢, а именно, - Q * , то есть соответствовало бы такому количеству, при котором MSB = Р . Здесь превышение над MSB есть MEC (для потребителей).

Рис. 15.3 Внешние издержки потребления.

4. Внешние выгоды от потребления . Если снова обратиться к использованному выше примеру, то можно утверждать, что в случае, когда многие дачники станут пользоваться электричкой вместо автомобилей, то жители расположенного на шоссе поселка выиграют. В результате предельные общественные выгоды поездки на электричке окажутся больше, чем предельные частные выгоды. Для представления такой ситуации на рис.15.3 достаточно поменять местами и MSB . В таком случае превышение MSB над есть MEB .

Выводы. Подводя итоги рассмотрению внешних эффектов можно сформулировать следующие выводы.

Во-первых, когда имеют место внешние издержки много, а их цена занижается .

Во-вторых, когда имеют место внешние выгоды , то благ производится или потребляется слишком мало, а их цена занижается .

В-третьих, внешние издержки или выгоды от рыночных операций не отражаются в ценах .

В-четвёртых, суть проблемы внешних эффектов состоит в неэффективности размещения и использования ресурсов и продуктов в экономике в результате несовпадения частных и общественных издержек или индивидуальной и общественной полезности, т. е. в каждом из случаев наличия внешних эффектов рынок не выравнивает MSB и MSC .

Рыночная власть. В предыдущих лекциях были кратко рассмотрены потери общества от рыночной власти монополии. Здесь к этому вопросу стоит вернуться уже на основе полученных нами дополнительных знаний.

Всегда, когда на рынках имеет место монополия, монопсония или же какая-либо форма несовершенной конкуренции, рынок не в состоянии установить равенство между MSB и MSC . Это показано с помощью рис. 15.4, который показывает кривые выручки и издержек для монополиста. При этом предполагается, что внешние эффекты отсутствуют. Общественно эффективный выпуск равен Q c , при котором MSB = MSC . Монополист, однако, производит меньшее количество, равное Q m , при котором MR = MC .

Рис. 15.4. Выпуск монополиста ниже общественно эффективного уровня.

В то же время потери общества от монополии можно показать и несколько иным способом, используя понятия излишков потребителя и производителя. На рис. 15.5 изображена отрасль, которая первоначально находится в условиях совершенной конкуренции, а затем превращается в монополию. Причем кривые выручки и издержек при этом не меняются.

Рис. 15.5 Чистые потери общества от монополизации.

При совершенной конкуренции в отрасли установится объем выпуска равный Q c , который будет продаваться по цене Р с. Здесь МС (= S ) = P (=AR ). Общая полезность потребителей представлена площадью под кривой спроса (MU ), которая есть сумма всех обозначенных цифрами площадей (от 1 до 7). Общие расходы потребителей есть Р с ´ Q c (площади 4 + 5 + 6 + 7). Излишек потребителей есть разность между общей полезностью и общими расходами, или же пространство между ценой и кривой спроса (площади 1 + 2 + 3).

Излишек производителей (прибыль) есть разность между общей выручкой и общими издержками. Общая выручка равна Р с ´ Q c (площади 4 + 5 + 6 + 7). Общие издержки есть площадь под кривой МС (площади 6 + 7). Излишек производителей есть пространство между ценой и кривой МС (площади 4 + 5).

Здесь нужно сделать одну оговорку. Строго говоря, площадь под кривой МС – это общие переменные издержки. Для того чтобы получить излишек производителей необходимо из суммы площадей 4 и 5 вычесть и все постоянные издержки. Но так как постоянные издержки не изменяются с изменением выпуска, то они не влияют на дальнейшие рассуждения, относящиеся к излишку производителей при совершенной конкуренции и монополии. В принципе, можно считать, что постоянные издержки отсутствуют (что, как мы уже знаем, справедливо для длительного периода).

Сумма излишков потребителей и излишка производителя есть пространство между кривой спроса и кривой МС . Это сумма площадей 1, 2, 3, 4 и 5.

Что произойдет, если отрасль превратится в монополию? Фирма-монополист будет производить Q m , приравнивая свои MR и MC , и реализовывать эту продукцию по цене P m . Общая выручка есть P m ´ Q m (площади 2 + 4 + 6). Общие издержки монополиста – это пространство под кривой МС (площадь 6). Таким образом, излишек производителя теперь есть сумма площадей 2 и 4. Это явно больший излишек, чем у производителей при совершенной конкуренции (так как площадь 2 больше, чем площадь 5).

В то же время излишек потребителей существенно сократится. При уровне потребления соответствующего Q m , общая полезность представлена суммой площадей 1, 2, 4 и 6, в то время как расходы потребителей представляют площади 2, 4 и 6. Излишек потребителей, таким образом, это лишь площадь 1. Заметим, что площадь 2 трансформировалась из потребительского излишка в излишек производителя-монополиста.

Новое на сайте

>

Самое популярное