Домой Кредиты онлайн Характеристика угроз экономической безопасности организации.

Характеристика угроз экономической безопасности организации.

Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, являются:

1. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны.

Научно-технический потенциал, несмотря на известные слабости (в особенности - односторонняя ориентация на военные цели), был в целом сопоставим с североамериканским и западноевропейским. Обвальное падение производства, особенно в ВПК, парализовало спрос на НИОКР. Одновременно резко сократились бюджетные ассигнования на науку.

Доля ассигнований на науку в индустриально развитых странах составляет не менее 2% от ВВП (это, по мнению Совета безопасности и является пороговым значением). В России эта доля равняется 0,3-0,5%. Считается, что если в течение 5-7 лет расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки не превышают 1% от ВВП, то в стране наступают необратимые процессы в разрушении научно-технического потенциала.

Наука и научное обслуживание превратились из наиболее престижной и обеспеченной материально сферы деятельности в одну из самых низкооплачиваемых. В конце 1996 г. средняя заработная плата здесь была ниже, чем в газовой промышленности, электроэнергетике и промышленности в целом соответственно в 5 раз, 2,5 и 1,4 раза. Практически полностью прекратились закупки приборов, оборудования и материалов, подписка на иностранную литературу и периодику. Предоставленные самим себе научные учреждения и институты бьются за выживание, озабочены поисками денег на оплату коммунальных услуг.

Сокращение финансирования НИОКР более, чем в 10 раз за последние 7 лет и связанный с этим отток лучших умов за рубеж (эмиграция более 100 тысяч ученых в эти годы эквивалентна экономическому ущербу в 80 миллиардов долларов), деградация научных школ, распад научно-исследовательских коллективов и конструкторских бюро мирового класса, разрушение связи между наукой и производством обрекают страну на лишение главного фактора современного экономического развития - научно-технического прогресса.

Однако, несмотря на катастрофическое разрушение отечественного научного потенциала, Правительство не увеличивает ассигнований на НИОКР даже до предусмотренных законом 4 процентов от уровня расходной части бюджета, отказывается ввести расходы на НИОКР в себестоимость продукции, предоставить налоговые льготы для стимулирования инновационной активности.

2. Дезинтеграция экономики и спад производства.

В результате макроэкономической политики, проводимой правительством РФ в разные годы, экономическое пространство страны распалось на две слабо связанные друг с другом сферы. Сфера обращения капитала (операции на рынке ценных бумаг, валютном рынке, а также в торговле) характеризуется высокими (а то и сверхвысокими) прибылями и скоростью обращения денег. Производственная же сфера («реальный сектор экономики», охватывающий материальное производство, бытовые услуги, медицинское обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие сферы, связанные с производством материальных и духовных благ) низкими прибыльностью и скоростью обращения денег, а также значительными рисками (все это обусловлено хаотическим разрывом хозяйственных связей, неопределенностью отношений собственности, неустойчивостью спроса, недобросовестной конкуренцией и общей неблагоприятной коньюктурой рынка).

В сбалансированной экономической системе, находящейся в состоянии равновесия, сфера обращения капитала и производственная сфера выполняют взаимодополняющие с воспроизводственной точки зрения функции. Через сферу обращения осуществляется постоянный обмен товаров и переток капитала из менее эффективных в более эффективные направления инвестиций, что и обеспечивает непрерывность общественного воспроизводственного процесса, основу которого образует сфера производства. Эти сферы связаны банками, сбытовыми организациями, государственным бюджетом в единое целое и функционируют в неразрывном единстве.

В неравновесном и разбалансированном состоянии нынешней российской экономики сфера обращения капитала и производственная сфера оказались дезинтегрированными. Резкий разрыв между ними по прибыльности и привлекательности операций привел к массовому перетоку капитала из производственной сферы в сферу обращения (с последующим переводом значительной его части за рубеж)

Дезинтеграция прогрессирует и в производственной сфере экономики. В этой связи существенно то, что предприятия, вынужденные поддерживать собственное воспроизводство в условиях постоянного оттока денежных ресурсов и обесценения оборотных средств, подразделяются на три группы в зависимости от устойчивости платежеспособного спроса и внутренней нормы прибыли.

Первая группа отличается устойчивым платежеспособным спросом и нормой прибыли, достаточной для удержания собственных оборотных средств и мобилизации внешних кредитов для их пополнения. Это, как правило, предприятия нефтегазовой, химической и металлургической промышленности, поставляющие значительную часть своей продукции на экспорт. Последнее и позволяет им придерживать относительно высокую норму прибыли, обеспечивать своевременный возврат средств и привлекать относительно дешевые кредитные ресурсы из-за рубежа для финансирования оборотных средств. При благоприятном стечении обстоятельств они в состоянии задействовать кредитные и накопленные собственные средства в объемах, необходимых для финансирования инвестиций.

Вторая группа предприятий характеризуется достаточной для поддержания простого воспроизводства нормой прибыли и наличием в той или иной мере платежеспособного спроса на их продукцию, позволяющего осуществлять (пусть и с опозданием) оборот капитала. Они ориентированы главным образом на спрос предприятий первой группы. Сюда относят и немногочисленные предприятия, выпускающие конкурентоспособную продукцию потребительского назначения, а также относящиеся к сфере естественных монополий.

В третью группу входят платежеспособные предприятия, отличающиеся низкой или отрицательной рентабельностью, неконкурентоспособностью выпускаемой продукции или отсутствием платежеспособных потребителей. Это наиболее многочисленная группа, охватывающая предприятия сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства и связанных с ними отраслей машиностроения, а также производства с длительными циклами изготовления продукции (которым особенно трудно выживать в условиях кризиса ликвидности).

3. Потеря экономической независимости.

В настоящее время степень экономической зависимости страны от внешнего мира является неприемлемо высокой. До 70% продовольствия, потребляемого населением крупных городов, поступает из-за рубежа. Государство не в состоянии пресечь незаконный массированный вывоз капитала. Размеры выплат по внешним долгам превышают возможности российской экономики. Страна вынуждена подстраивать свою экономическую политику под универсалистские требования международных экономических организаций, нередко не учитывающие в должной мере российскую специфику, а иногда и действующие прямо во вред российской экономике.

Экономика оказалась в структурном отношении еще более искаженной - увеличился удельный вес добывающих отраслей и сократилась доля перерабатывающей промышленности, особенно выпускающей конечную продукцию с высокой степенью обработки. С точки зрения специализации нашей страны на мировом рынке, и с точки зрения структуры капитальных вложений, определяющей будущую структуру экономики, Россия приобрела типичные черты сырьевой колонии.

Удельный вес основных видов топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта за последние годы составил более половины, всего сырьевых товаров -- 3/4, а машин и оборудования -- лишь 8--9%. В обмен на природную ренту Россия приобретает товары народного потребления, машины и оборудование, финансируя научно-технический прогресс и создание рабочих мест за рубежом.

Однако подобная деформированность экономики (в частности отсталость обрабатывающей промышленности и свертывание разработки новых месторождений), а также нестабильность мировых цен предопределили то, что эффективность российского экспорта неуклонно падает, лишая российское правительство основного источника пополнения бюджета страны.

В Концепции национальной безопасности от 10 января 2000 года к числу наиболее серьезных угроз экономической безопасности России относится низкий уровень инвестиций. Действительно, привлечение иностранных инвестиций в экономику России (в особенности ее нефтегазовую отрасль) способно замедлить отставание развития запасов полезных ископаемых от их добычи, свертывание в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, а также, в дальнейшем, возможно, смогут воздействовать на решение таких острых проблем российской безопасности, как низкая конкурентоспособность отечественной продукции или задержки в выплатах зарплаты.

Однако, возможно, что под влиянием притока иностранных инвестиций ускоренное развитие нефтегазового комплекса приведет к дальнейшему увеличению доли топливо-сырьевого сектора в экономике страны и усилению ее топливно-сырьевой ориентации. Другим важным ориентиром может считаться положение о том, что нельзя допустить установления контроля со стороны иностранных компаний над стратегически важными отраслями экономики.

Существует реальная угроза утраты национального контроля над цветной металлургией, приборостроением, химической промышленностью, электроэнергетикой. В условиях острого бюджетного кризиса администрация субъектов федерации, стремясь закрыть зияющие бюджетные дыры, готовы передать иностранным компаниям последнее - участки недр с месторождениями ценных природных ресурсов.

Необходимо остановится на еще одном способе утраты национальной безопасности России. Дело в том, что низкая экономическая активность не только не позволяет поддерживать хотя бы простое воспроизводство, обороноспособность и достигнутые параметры благосостояния. Она исключает обеспечение минимально необходимого уровня хозяйственного освоения территории страны и содержания наличной инфраструктуры. Это выражается в массовом оттоке населения из районов Севера и Дальнего Востока в резком учащении катастроф и аварий в базовых отраслях: на транспорте, в энергетике, химической промышленности. При сохранении сложившихся тенденций «разреживаемое» экономическое пространство России будет неизбежно заполняться иностранным капиталом. Это уже сейчас явственно ощущается в нарастающем давлении на органы власти различных сил, лоббирующих интересы зарубежных компаний. Последние стремятся захватить наиболее ценные и богатые ископаемыми участки земли, усилить свой контроль над информационным пространством и транспортными коммуникациями России.

Особого рассмотрения заслуживает потеря Россией продовольственной независимости. Сельскохозяйственное производство всегда более консервативно по сравнению с промышленным. Зависимость первого от почвенно-климатических условий, технико-технологическая отсталость, более низкая фондовооруженность производства и труда, а также слабая энерговооруженность замедляли темпы развития в аграрной сфере хозяйственной деятельности.

Из всех бед, навалившихся на экономику России, самой обременительной является снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции и ухудшение питания населения страны. Еще в годы Советской власти сложилось устойчивое отставание земледелия от промышленности и от уровня его развития в индустриально развитых странах. Проведение реформ усугубило положение в аграрном секторе экономики. Сельское хозяйство при природных и общественных катаклизмах страдает более, нежели другие отрасли производства.

Подрыв сельского хозяйства в своей основе вызвал ухудшение питания населения России.

Ранее, в годы социализма, страна по обеспечению продовольствием на душу населения занимала 6-е место в мире. Теперь же - 40-е.

Ухудшение питания вызвано не только снижением объемов производства основных пищевых продуктов, свертыванием работы пищевой промышленности, но и падением покупательной способности населения, увеличением численности людей, живущих за чертой бедности, в особенности на селе. В наши дни среднемесячная заработная плата в деревне составляет 42% от средней по стране.

4. Обнищание населения.

По данным Госкомстата, бедность в России увеличилась по сравнению с 1990 годом в 15 раз. Заработная плата половины занятых не превышает прожиточный минимум и в 5-7 раз ниже пособия по безработице, выплачиваемого в передовых странах Запада. А заработная плата научного работника в России в 20-30 раз ниже, чем в США. Мировое сообщество в лице соответствующих организаций ООН давно признало, что часовая заработная плата ниже трех долларов является предельной. Она выталкивает работника за пороговую черту его жизнедеятельности, за которой идет разрушение трудового потенциала экономики. Наша средняя заработная плата в три раза ниже этого порогового значения.

Снижение реальных доходов населения привело к снижению потребления. Душевое потребление мяса и мясопродуктов снизилось за последние годы более, чем на треть, молока и молочных продуктов - более, чем на четверть, рыбы и рыбопродуктов - на 2/3. Возникает угроза массового недоедания и даже голода в стране. Уже сегодня дефицит белка в питании россиян составляет 35-40%. Калорийность питания, определяющая состояние здоровья и работоспособность человека, уже снизилась до 2200 ккал (сутки, что значительно ниже необходимой нормы: 2500-3500 ккал (сутки)). Обеспеченность витаминами, определяющая иммунитет к болезням, сократилась до 50% от нормы.

Проблема обнищания населения признается, но совершенно игнорируется при проведении социально-экономической политики. Хотя и официально декларировалась «неприемлемость чрезмерной социальной цены реформ», недопустимость еще большего снижения жизненного уровня населения. Однако, правительство не раз отказывалось от соблюдения социальных гарантий, произвольно секвестрировало установленные законом социальные расходы, допускало резкое ухудшение качества образования и здравоохранения, бросало на произвол судьбы нетрудоспособное население, включая миллионы детей из необеспеченных семей.

В этих социально-экономических условиях естественной реакцией населения стало снижение рождаемости. Свыше 40% семей с двумя и более детей живут в бедности, а вероятность для многодетной семьи оказаться в нищете составляет 50%. Неудивительно, что за последние 10 лет родилось почти на 6 миллионов детей меньше, чем за предшествующее десятилетие.

Из всех статей расходов федерального бюджета неуклонный и быстрый рост наблюдается лишь по одной - расходам на обслуживание государственного долга, которые достигли четверти всего федерального бюджета.

Как видим, сохранение сверхприбылей олигархических кланов, контролирующих часть банков и сырьевых монополий, доходов алкогольной мафии представляется для правительства делом более важным, чем обеспечение национальной безопасности, минимальных социальных гарантий, спасение от голода и деградации детей, защита здоровье население и образование молодежи.

5. Имущественная дифференциация населения и массовая безработица

Стремительный раскол страны на узкий круг богатых людей и огромную массу бедных, не уверенных в своем будущем, создает два поляризованных класса общества с разным представлением о социальной справедливости. Расстояние между ними увеличивается, а социальная база реформ укрепляется. Очевидно, что это приводит к тому, что постоянно воспроизводится угроза социальных конфликтов. Также предпосылки социальной напряженности создает растущий уровень безработицы. Пороговым уровнем принято считать до 10% от числа трудоспособных. По официальным данным, Россия приближается к этому порогу, но с учетом скрытой безработицы (отпуск без оплаты, неполная рабочая неделя и т.д.) реальный ее уровень составляет 13-15%.

Безработица для России явление новое, поэтому следует иметь ввиду ее моральное воздействие на население и его поступки. По данным американских ученых, рост безработицы на 1% увеличивает заполняемость тюрем на 5-7%.

6. Криминализация.

Как угрозу экономической безопасности России необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля.

Преступность поразила практически все сферы хозяйственной жизни: отношения собственности; производство и распределение произведенного продукта; финансовую и банковскую деятельность, сферу государственного управления и внешнеэкономическую деятельность. Уже первый год так называемой «либерализации» экономики стал годом свободы для криминального сообщества Годовой оборот теневой экономики в 1992 году возрос по сравнению с 1991 годом в 25 раз и превысил триллионный рубеж. Однако, тогда удельный вес теневого сектора экономики был сопоставим с аналогичными показателями большинства стран с развитой рыночной экономикой. А к 1996 году он уже составил 45%.

К настоящему времени рухнули последние романтические надежды либералов на возможное облагораживание «черного» рынка.

Проблема криминализации экономики страны остается сегодня проблемой номер один.

В основе процессов криминализации хозяйственной жизни в стране лежит теневая экономика, то есть система экономических отношений вне правового поля государства. Теневой финансовый капитал является экономической основой (базисом) организованной преступности.

Теневая экономика, как и любое социальное явление, имеет две стороны. С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, повышение благосостояния общества. С другой -- уклонение от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачивание капиталов за границу, выведение из оборота неучтенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея более высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики.

В России централизованная система управления создала совокупность условий для появления и развития теневой экономики и теневых капиталов. В сферу действия теневой системы хозяйства оказались вовлеченными широкий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного ранга.

Решающую роль во всем мире играет активное содействие теневой экономике представителей властных структур всех уровней. Исследования показывают, что теневики с первых дней параллельно с рэкетирами, а иногда и исключительно, заключали союз с представителями силовых ведомств и местной исполнительной власти. Со временем правоохранительные органы начали активно вытеснять криминал из теневой экономики, и в настоящее время представители этих структур совместно с налоговыми службами «делают крышу» практически всему крупному и среднему бизнесу. Сверхкрупный бизнес стал вотчиной правительственных чиновников и депутатов самого высокого ранга. Сферы влияния распределены достаточно четко, и срывов, как правило, не бывает.

Результатом криминализации экономической системы явилось подчинение экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур. Теневая экономика является тем стержнем, на котором сформировалась современная криминальная структура.

Важнейшим фактором, обусловившим криминализацию экономической жизни общества, является разрушение механизмов государственной власти, а также проводимая социально-экономическая политика.

Потенциальная опасность криминализации экономики объективно усиливалась также самой направленностью реформ на развитие рыночных отношении. Этапу первоначального накопления капитала неизбежно сопутствует обострение криминальных явлений в экономической жизни общества.

Несмотря на усиление активности государства в борьбе с криминалом, результаты не дают основании для удовлетворительной оценки. Наиболее опасным является не сам темп роста различного рода экономических преступлений (как бы впечатляюще ни выглядели конкретные цифры и примеры), а переход экономической преступности в новое качество, выражающееся во все более и более реальной угрозе экономической безопасности Российской Федерации.

Говоря об экономической безопасности с точки зрения воздействия на нее криминальной экономики, необходимо обратить внимание на то, что экономическая преступность приобрела качественно новые свойства. Лидеры и авторитеты криминального мира создают преступные сообщества, которые активно оказывают влияние на предприятия и организации, имеющие федеральное значение. Этим сообществам все в большей мере свойственны жесткая централизация, четкая дисциплина. Особую тревогу вызывает существование в этих сообществах таких атрибутов, как разведка и контрразведка, прекрасное техническое обеспечение и наличие отрядов боевиков, в то время как ранее эти атрибуты могли быть свойственны только государству. Это приводит к мысли, что криминальные сообщества пытаются подменить собой государство, взяв на себя его функции и вместе с ними властные полномочия. Такая тенденция чрезвычайно опасна, так как ставит под угрозу существование самого государства. Иначе говоря, проблема криминализации экономики должна рассматриваться и в качестве проблемы национальной безопасности.

7. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов. Сепаратизм ряда субъектов Федерации.

Одной из острейших проблем экономической безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав территорий. Российские регионы, и ранее далеко не одинаковые по своим социально-экономическим характеристикам в условиях спада производства стремительно расслаиваются на богатые и бедные.

Без сомнения, это порождает не только экономические, но и политические последствия: нарастание сепаратизма отдельных регионов (Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.д.), популярность идеи выхода из состава России (Северный Кавказ, «Уральская республика») и др. Экстраполяция этих тенденций показывает, что они ведут к окончательному развалу единого экономического пространства России (учитывая уровень интегрированности российской экономики и неконкурентоспособность большинства ее производств на мировом рынке, это неизбежно приведет к полной экономической деградации и окончательно придаст экономике «колониальную» структуру), а затем - к распаду России на множество отдельных государств.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

Итак, угрозы экономической безопасности - это процессы и явления экономического, социального и правового характера, действие которых вызывает нарушение стабильности развития национального хозяйства, его устоявшейся структуры, усиление территориальной разобщенности и общее ухудшение уровня жизни населения.

Причинами, порождающими угрозы, могут быть стихийные бедствия, аварии, пожары и взрывы, различного рода

Рисунок 1 - Классификация угроз экономической безопасности В литературе выделены основные виды угроз (рис.1):

Реальные, уже свершившиеся, угрозы и потенциальные, которые могут произойти в результате каких-либо изменений;

Прямые угрозы в виде целенаправленных действий одного субъекта против другого или стихийные, как результат случайных явлений;

Непосредственные угрозы, которые напрямую вызывают негативные процессы, и опосредованные, возникающие при осуществлении дополнительных действий;

В зависимости от источника возникновения, внутренние угрозы, - происходящие внутри исследуемого субъекта, и внешние, - воздействующие со стороны (извне);

В зависимости от частоты возникновения, регулярные угрозы, - повторяющимися через определенный период времени, и спорадические, - проявляющиеся от случая к случаю;

В зависимости от времени проявления, свершившиеся

(предшествующие) угрозы, - угрозы, влияние которых уже пережито, текущие, - непосредственно действующие, и потенциальные (перспективные, или возможные), - способные наступить в дальнейшем;

В зависимости от содержания негативных последствий, - политические угрозы, экономические, социальные, экологические.

В настоящее время в России изменяется структура угроз: до 1990 г. основное внимание уделялось внешним угрозам, а в последнее акцент сместился на внутренние. Причинами этих перестановок послужили ошибки, допущенные при выборе стратегии и способов проведения социально-экономических преобразований в стране.

В связи с государственной стратегией экономической безопасности Российской Федерации, утвержденной в 1996 г., были сформулированы основные угрозы экономической безопасности, которые объединены в четыре основные группы :

1- я группа. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, которое ведет к нарушению социального мира и общественного согласия. Достигнутый относительный баланс может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

Расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, неуверенных в своем будущем, людей;

Увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней, что создает социальную и криминальную направленность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений: наркомании, организованной преступности, проституции и т.д.;

Задержка заработной платы, остановка предприятий и т.д.;

2- я группа.

Деформированность структуры российской экономики. Она обусловлена такими факторами:

Усиление топливно-сырьевой направленности экономики, отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи; низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

Свертывание производств в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

Снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и подрыв на этой основе научно-технического потенциала (НТП) России;

Завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

Приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынков;

Рост внешнего долга России и связанное с его погашением увеличение расходов бюджета;

3- я группа. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой группы являются:

Объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении регионов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

Нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

Увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации;

4- я группа. Криминализация общества и хозяйственной деятельности. Она характеризуется факторами, к числу которых относятся:

Рост безработицы (значительная часть преступлений совершается лицами, неимеющими постоянного источника дохода);

Сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

Ослабление системы государственного контроля, расширение деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке; в сфере приватизации; экспортно-импортных операций и торговли .

Остановимся более подробно на угрозах экономической безопасности региона как основного звена в формировании ВРП и развитии экономики страны в целом. Но для начала необходимо разобраться с самим понятием «регион».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проблемы экономической безопасности России, связанные с ее деятельностью в системе международных экономических связей. Объекты и субъекты экономической безопасности государства. Сущность угроз безопасности, структура современного мирового сообщества.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2009

    Сущность, проблемы и критерии экономической безопасности. Классификация угроз экономической безопасности России. Механизмы обеспечения военно-экономической и внешнеэкономической безопасности. Деятельность государства по обеспечению безопасности.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Понятие и сущность экономической безопасности, содержание и структура данной категории в масштабах государства. Классификация и типы возможных угроз, механизм противодействия и профилактики. Пути обеспечения экономической безопасности и критерии оценки.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2016

    Сущность экономической безопасности государства и её содержание. Характеристика, история возникновения угроз в области экономической безопасности государства в современных условиях. Анализ внутренних и внешних угроз, меры по их нейтрализации в России.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2017

    Понятие и сущность экономической безопасности организации как внутренней самооценки и прогнозирования своего состояния; характеристика и классификация различных угроз и опасностей, пути защиты. Обеспечение кадровой и финансовой безопасности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2011

    Исследование содержания, структуры, экономических интересов и приоритетов, внутренних и внешних угроз экономической безопасности государства. Определение проблем топливно-энергетической, продовольственной, экологической и демографической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 26.03.2011

    Национальная экономическая безопасность, определение ее уровня и обеспечение. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Спектр угроз экономической безопасности страны, основные предпосылки и последствия их возникновения.

    контрольная работа , добавлен 29.03.2013

Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Экономическая безопасность страны характеризуется ее способностью предотвращать угрозы (или противодействовать им), направленные на различные отрасли экономики, при этом нежелательные изменения в объектах угроз выступают в роли возможных либо фактических ущербов.

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, государством гарантируется защита и покровительство.

Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Под угрозами принято понимать потенциально или реально существующие воздействия, которые приводят к тому или иному моральному или материальному ущербу

Угрозы негативного изменения внешней политической, экономической или природной среды либо негативных изменений в жизненно важных сферах внутри страны могут быть классифицированы по:

    объектам – человек, общество, государство;

    направлениям – экономические, социальные, политические, информационные и др.;

    величине ущерба – предельный, значительный, незначительный;

    вероятности возникновения – весьма вероятные, вероятные, маловероятные;

    причинам появления – стихийные, преднамеренные;

    иерархическому принципу – межпланетные, глобальные, региональные межгосударственные, национальные, региональные внутригосударственные, местные, личностные.

С точки зрения самой общей классификации угроз безопасности их можно разделить на внутренние и внешние (табл. 1).

Общая классификация угроз экономической безопасности

Угрозы экономической безопасности

Внутренние

1. Продолжающийся спад производства

1. Зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия

2. Низкая инвестиционная активность и переток капитала в посредническо-финансовую деятельность

2. Преобладание сырьевой направленности экспорта

3. Низкая конкурентоспособность продукции

3. Дискриминационные меры зарубежных стран к российским товарам

4. Катастрофическое ухудшение состояния инновационного потенциала

4. Высокий уровень внешнего долга

5. Свертывание научной сферы

5. Агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынков сбыта

6. Структурная деформированность экономики

6. Скупка за бесценок российской собственности

7. Рост безработицы

7. Вложения средств в российскую экономику с целью устранения конкурентов

8. Усиление имущественного расслоения населения

9. Слабое использование разведанных недр

10. Криминализация экономики

11. Региональный сепаратизм

12. Слабость нормативно-правовой базы

13. Локальная концентрация бедных слоев населения

14. Увеличение материало- и энергоемкости продукции

15. Рост взаимной задолженности экономических субъектов

16. Просчеты политики реформирования

Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.

Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.

Принципы обеспечения безопасности

Основными принципами обеспечения безопасности являются:

    законность;

    соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

    взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности;

    интеграция с международными системами безопасности.

Законодательные основы обеспечения безопасности

Законодательные основы обеспечения безопасности составляют:

    Конституция РСФСР, настоящий Закон, законы и другие нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности;

    конституции, законы, иные нормативные акты республик в составе Российской Федерации и нормативные акты органов государственной власти и управления краев, областей, автономной области и автономных округов, принятые в пределах их компетенции в данной сфере;

    международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

Сопоставление внутренних и внешних угроз показывает, что количество внутренних угроз преобладает. Среди внутренних угроз наибольшую опасность представляют тенденции, складывающиеся в социальной и научно-технических сферах. В лучшем положении находится ресурсный потенциал: Россия унаследовала от бывшего СССР мощный ресурсный потенциал, составляющий 21% мировых запасов ресурсов. Его поддержание обеспечивает развитие целого комплекса отраслей материального производства, которые обладают достаточной устойчивостью и позволяют считать Россию великой державой. Вместе с тем распад единого экономического пространства СССР, ошибки в экономической политике существенно снизили ресурсный потенциал России. Объемы производства сократились, резко сократились геологоразведочные работы, что сказалось на уменьшение прироста ресурсов.

Социальная сфера играет ключевую роль в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности. В ней находят реальное воплощение интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Наибольшую угрозу существования страны, ее безопасности представляют:

    резкая дифференциация доходов и отребления населения;

    ухудшение структуры питания из-за сокращения средних норм потребления наиболее ценных видов продовольствия;

    рост бедности.

Имущественное расслоение населения характерно для всех стран. Однако степень этого расслоения, амплитуда колебания доходов различных групп населения не должны быть чрезмерными. В этом отношении в России сложилось ненормальное положение, когда при наличии 3-5% очень богатых людей значительная часть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Мировым опытом доказано, что если соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных групп больше чем 1:10, то общество вступает в зону социальной нестабильности. В России, по официальной статистике, это соотношение составляет 1:12-14, по отдельным городам и регионам – еще выше.

В результате изучения данной главы обучающиеся должны:

знать

  • - природу и сущность угроз экономической безопасности;
  • - методы оценки уровня угроз и рисков экономической безопасности;
  • - основные направления предотвращения угроз экономической безопасности страны;

уметь

  • - выявлять и анализировать внутренние и внешние угрозы экономической безопасности;
  • - проводить их ранжирование по вероятности реализации и величине ущерба;
  • - разрабатывать мероприятия по локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности;

владеть

  • - навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих зарождению угроз экономической безопасности;
  • - пороговыми значениями экономической безопасности;
  • - методами локализации и нейтрализации угроз экономической безопасности.

Ключевые слова: угрозы экономической безопасности, риски экономической безопасности, методы оценки уровня угроз экономической безопасности, нейтрализация угроз экономической безопасности.

Сущность и классификация угроз безопасности экономики

Угроз экономической безопасности как научной категории не существует обособленно. Проблема определения угроз экономической безопасности напрямую зависит от того, как определяется предмет безопасности и выделяются жизненно важные интересы личности, общества и государства. Только после этого возможно понять, что по существу представляют собой опасность жизнедеятельности вообще и экономической, в частности, и выделить источники рисков, вызовов и угроз.

«Опасность» в широком смысле слова характеризуется наличием и действием деструктивных сил (факторов), обладающих дестабилизирующим по отношению к объекту опасности характером. Под этими факторами подразумеваются такие силы, которые могут причинить конкретной системе заданный ущерб, выведя из строя или уничтожив ее полностью.

В более узком смысле опасности различаются но степени опасности или уровню своего развития. Имеется в виду, насколько, с одной стороны, актуальна опасность, а с другой - величина ее масштаба. Здесь нет четкого и тем более количественно строго выраженного различия, но некоторую качественную разницу в состояниях опасности определить возможно. Так, в самом общем виде можно различать потенциальную и реально проявляющуюся, «нависшую» опасность. Поэтому эксперты-аналитики иногда пишут про назревающую, возрастающую (усиливающуюся) и угрожающую опасность.

В связи с этим в теории экономической безопасности и возникло понятие «угроза» как определенный момент в развитии опасности, ее наивысшая степень. Опасность может иметь различную степень, происходить из большого количества источников, действовать относительно многих объектов. Угроза же направлена в сторону конкретного объекта, получает высокую степень обострения и исходит из вполне определенного источника, обладающего потенциальной возможностью и намерением действовать определенным образом.

Если трактовать опасность как некоторую вероятность получения ущерба, то при приближении этой величины к 100%, опасность соответственно перерастет в угрозу. Это значит, что бывают случаи, когда опасность может существовать, но угрозы пока не будет, но в определенных условиях опасность может достигнуть характера угрозы.

Следовательно, риски, вызовы и угрозы можно рассматривать в качестве различных ступеней опасности. В этом ряду терминов риски представляют собой низший уровень опасности, а угрозы - наивысший.

Важнейший аспект политики экономической безопасности в экономической сфере состоит в успешном применении технологий превращения угроз в вызовы, и, соответственно, вызовов - в риски. Когда же риски трансформируются в вызовы, а последние превращаются в угрозы, это свидетельствует о серьезных проблемах в системе экономической безопасности.

Некоторые ученые не разграничивают данные категории, обосновывая это их единой целевой установкой. Другие же, напротив, считают, что «угрозу» и «опасность» отождествлять нельзя, несмотря на то что оба понятия относятся к одному явлению или действию. Их главным аргументом выступают различия в качественных и количественных характеристиках того обстоятельства, которое оказывает негативное влияние.

Несмотря на схожее этимологическое значение понятий - возможность причинения того или иного ущерба деятельности субъекта - между ними существуют явные отличия.

Во-первых, степень готовности к причинению ущерба или вреда у «угрозы» выше, чем у «опасности». Если рассмотреть процесс развития противоречия, то стадия его зарождения представляет собой стадию формирования опасности, в которой субъект может, но еще не готов применить силу. В дальнейшем в результате перехода противоречия в стадию крайнего обострения «опасность» перерастает в «угрозу», когда субъект уже намерен приложить силу.

Во-вторых, «угроза» отличается своей конкретностью, что предполагает наличие ее субъекта и объекта, в то время как «опасность» носит потенциальный, гипотетический характер и может распространяться на множество объектов одновременно.

В-третьих, для реализации «опасности» необходимо создание «благоприятных» для насыщения противоречия условий и временной интервал, тогда как для реализации угрозы существует потребность лишь во времени, в течение которого субъектом будет принято решение о применении силы.

Учитывая выявленные отличия, можно сделать вывод о том, что угроза экономической безопасности объекта - это намерение и возможность субъекта причинить ущерб в соответствии с поставленной целью, в то время как опасность представляет собой лишь возможность нанесения ущерба. Если же рассматривать цель деятельности субъекта с позиции защиты от угроз, то объектами экономической безопасности будут выступать экономические интересы, по отношению к которым субъектом будут предприняты меры и действия предохранительного характера.

Указанные рассуждения применимы к любой проблеме безопасности. В разные исторические периоды относительная значимость различных угроз экономической безопасности меняется.

Чтобы глубже понять смысл угроз экономической безопасности необходимо подчеркнуть, что объектом упомянутых угроз являются национальные экономические интересы. Удовлетворение национальных экономических интересов происходит в рамках процессов взаимодействия различных внешних и внутренних социальных сил.

Эти процессы выступают в виде противоборства или сотрудничества, что можно рассматривать как форму борьбы за существование посредством прямого и косвенного соревнования между различными субъектами разного уровня. В сфере экономики такое соревнование выступает в форме конкуренции , а вне этой сферы - в виде противоборства. Форма, направленность и характеристики этого противоборства или сотрудничества определяются содержанием национальных интересов, которые относительно постоянны.

Именно такие столкновения в ходе реализации национальных экономических интересов и порождают феномен угроз экономической безопасности.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации угроза национальной безопасности определена как «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам». Угрозу национальной безопасности можно охарактеризовать как возможность деятельности субъекта угрозы, однозначно требующей защитной реакции, безусловных мероприятий но защите он нее.

Следует отметить, что практика (как отечественная, так и зарубежная) пока еще не сформировала единый, всеми признанный подход к понятию угрозы. В связи с этим близкие по смыслу, но различные по степени понятия «опасность» и «угроза» употребляются часто как синонимы в официальных документах и публицистике. Иногда, даже вопреки очевидному различию уровней смыслов, опасность определяется с помощью понятия угрозы: «Опасность в чрезвычайной ситуации - состояние, при котором создавалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайных ситуаций на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации» 1 .

Концепция общественной безопасности в Российской Федерации определяет угрозу общественной безопасности как «прямую или косвенную возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества».

Угроза экономической безопасности - это опасность деятельности субъекта угрозы, которая препятствует реализации национальных интересов, иными словами, представляет собой посягательство на национальный интерес, как и намерение причинить ему вред. Угроза национальной безопасности неразрывно связана с тем или иным имеющимся национальным интересом. Вне этой системы интересов угроза представляет собой просто опасность. К тому же угроза обязательно связана с деятельностью определенного конкретного субъекта, реализующего свои интересы. Последние и являются источником угрозы.

Угроза экономической безопасности ставит барьеры свободе выбора для конкретного индивидуума, а для страны - возможностям действий в той или иной сфере экономики. В процессе реализации и достижении национальных целей в связи с угрозой нарушаются выбранные пропорции средств (ресурсов) и методов, осуществляется психологически негативное воздействие на систему управления, т.е. на систему принятия решений. Тем самым увеличиваются риски осуществления национальных целей в сфере экономики.

Современные исследователи и эксперты выделяют различные степени деструктивных воздействий".

  • - возникновение зоны риска - вероятность создания обстановки, способной генерировать опасность;
  • - вызов - действия провокационного характера или давления;
  • - опасность (в узком смысле слова) - действительная возможность причинения зла и нанесения ущерба;
  • - угроза - явно выраженное намерение нанести ущерб.

Характер и объем содержания угрозы обусловливаются:

  • - затрагиваемыми интересами страны, что отражает значимость этой угрозы;
  • - имеющимися обстоятельствами собственной уязвимости или защищенности, что определяет возможный потенциальный ущерб в случае реализации угрозы;
  • - временем и местом возникновения негативных условий и факторов;
  • - намерениями, возможностями и волей со стороны субъекта угрозы -

существующего конкурента (противника).

Последние два обстоятельства определяют реализационную вероятность угрозы.

На практике для адекватного обеспечения экономической безопасности важную роль играет типология угроз безопасности , т.е. построенное по определенным критериям разделение на отдельные типы (виды). Это помогает совершенствованию организации противодействия существующим угрозам с учетом их специфических особенностей.

Типология угроз безопасности отражена на рис. 4.1.

В зависимости от места нахождения своего источника угрозы бывают внутренние и внешние. Если угроза причинения вреда или ущерба возникает со стороны нашего государства или сограждан, то она выступает как внутренняя угроза. Если же угроза исходит со стороны другого государства, как и его граждан, в каком бы месте те ни находились, такая угроза считается внешней. Разделение угроз на эти виды имеет практическое значение, несмотря на то что в последнее время характер многих угроз становится интегрированным и трансграничным.

В зависимости от степени сформированности различают потенциальные и реальные угрозы. Потенциальная угроза является зарождением опасности, формированием некоторых предпосылок (возможностей) причинения вреда. Реальная угроза - это уже сформировавшееся явление, когда для причинения вреда не хватает всего одного или немногих факторов и условий.

В зависимости от субъективного восприятия угрозы могут быть мнимые, завышенные, заниженные, и, наконец, адекватные. Мнимая - это ложная, надуманная или сформированная искусственно угроза, без реальных предпосылок для существования в реальной действительности.

Под завышенной угрозой понимают такую, параметры которой ниже воспринимаемых человеческим сознанием, соответственно у заниженной - действительная угроза выше сознаваемой человеческим восприятием. В случае адекватной угрозы реальные величины ее параметров в точности соответствуют их субъективному восприятию.

В зависимости от характера своего проявления угрозы бывают природные (естественные) и антропогенные:

  • - природные угрозы представляют собой совокупность естественных явлений, возникающих в природе и несущих опасности, независимо от деятельности человека;
  • - антропогенные угрозы формируются в процессе определенного воздействия на окружающую среду человека.

Угрозы классифицируются также и в зависимости от масштаба , поскольку могут проявляться на различных уровнях (масштабах): глобальном, национальном, региональном и локальном (или местном).

Для Российской Федерации, имеющей большую территорию и сложную вертикаль управления, целесообразно классифицировать их по масштабности и глубине потенциального воздействия. В связи с этим их подразделяют на федеральные , возникающие и проявляющие себя в масштабах всей страны, региональные , действующие в масштабах регионов, экономических районов, федеральных округов, субъектов Федерации, и местные , актуализируемые лишь в пределах муниципального образования.

Рис. 4.1.

Поскольку угрозы имеют разнообразный характер и могут вызывать неоднозначные (неодинаковые по значимости, а также продолжительности и объему) последствия, они могут появляться и пропадать, возрастать и уменьшаться, и при этом их значимость с точки зрения экономической безопасности будет изменяться, то в связи с этим для оптимального распределения имеющихся ресурсов при обеспечении безопасности необходимо правильное определение и прогнозирование приоритетности угроз.

Как правило, характер, масштабы и степень выраженности угроз определяются конкретной ситуацией. В современных условиях, несмотря на выраженное противостояние держав, в нашей стране в основном сформированы предпосылки надежного предотвращения как внешних, так и внутренних угроз экономической безопасности, динамичного развития экономики с целью превращения Российской Федерации в одну из высокоразвитых держав по уровню технического прогресса и по качественным показателям уровня жизни ее населения.

  • Надежность технических систем и техногенный риск. URL: http://www.obzh.ru/nad/predislovie.html (дата обращения: 31.10.2016).
  • Утверждена Указом Президента РФ от 14 ноября 2013 г. № Пр-2685.

Новое на сайте

>

Самое популярное