Домой Кредиты онлайн Хозяйство германии. Сельское хозяйство германии

Хозяйство германии. Сельское хозяйство германии

ФРГ входит в состав ведущих держав капиталистического мира. Обладая значительным экономическим и научно-техническим потенциалом, она занимает третье место после США и Японии по объему промышленного производства, является главным экспортером товаров и услуг.

Многие отрасли германского хозяй­ства отличаются высоким уровнем централизации и концентрации капитала. Значительный удельный вес имеют мелкие и средние компании. Мелкие компании с числом занятых до 50 человек сосредоточивают 31,3% производства. Во всем хозяйстве страны мелкие и средние фирмы с числом занятых до 249 чело­век создают почти 55% валового продукта.

Основные отрасли специализации Германии:

Машиностроение

Машиностроение в Германии является наиболее развитой отраслью промышленности в Германии. Оно состоит из нескольких частей. Наиболее развито автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Основные центры автомобилестроения – Вольфсбург, Ганновер, Рурский промышленный район, Штутгарт, Мюнхен, Кассель, Мангейм, Нюрнберг.

Автомобили производятся такими фирмами как «Фольксваген», «Ауди», «Опель», «Мерседес – Бенц», «БМВ».

Также развито в Германии электротехническое машиностроение. Основные центры – это Берлин, Гамбург, Бремен, Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Рурский промышленный район, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Нюрнберг, Эрфурт, Мангейм, Карлсруэ.

На побережье Балтийского и Северного морей развивается судостроение. Основные центры – это Гамбург, Бремен, Росток, Киль, Любек.

Доля Германии в мировом станкостроении равна 18%. Производится продукции станкостроения на 5150 млн. долларов, а экспортируется на 3330 млн. долларов. Основные центры станкостроения Рурский промышленный район, Берлин, Гамбург, Ганновер, Штутгарт, Нюрнберг, Мюнхен, Дармштадт, Аугсбург, Регенсбург, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Дрезден, Лейпциг, Кассель, Эрфурт.

Центры оптико-механического машиностроения: Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Эрфурт.

Традиционно в отрасли преобладают малые и средние предприятия, и благодаря своей гибкости и технологической эффективности она занимает ведущее место в мире. Лишь около 5,5 % предприятий насчитывают свыше 500 работников. В основном это фирмы, которые выпускают серийную продукцию или разрабатывают проекты крупных технических сооружений и возводят их. Около 83 % машиностроительных фирм – это мелкие и средние предприятия, насчитывающие менее 200 человек. Они специализируются на выпуске определенных видов продукции. Эта отрасль играет важную роль в экономике в целом, ведь она оснащает оборудованием другие промышленные отрасли. Ассортимент продукции уникален по мировым меркам и охватывает свыше 20.000 видов изделий. Около 68 % оборота связано с экспортными операциями. В результате на долю Германии приходится 20,4 % совокупного мирового экспорта.

Электроника

Германия заметно отстаёт от США по электронике, а по радиоэлектронике уступает и Японии. Традиционные районы электротехнической промышленности – Юго-Запад и Юг. Здесь находятся штаб-квартиры крупнейших концернов – «Сименс», «АЭГ – Телефункен» и «Бош». Их основные научно-промышленные центры и головные предприятия. Крупными центрами электротехники и электроники являются Мюнхен, Нюрнберг, Эрланген. Франкфурт-на-Майне, Штутгарт.

Авиационная и космическая промышленность предъявляет наивысшие требования к предприятиям-смежникам и является пионером современных технологий во многих сферах. Благодаря крупным программам кооперации («Аэробус». «Ариана») она служит мотором европейского сотрудничества между промышленными предприятиями.

Химическая промышленность

Химическая промышленность Германии характеризуется производством пластмасс и красителей, а также производством продуктов органической химии.

Главный район химической промышленности – Рейнско-Вестфальский, где в пределах земли Северный Рейн-Вестфалия вырабатывается более 2/5 всей продукции отрасли. Район сохраняет ведущую роль в производстве как продуктов основной химии – органической и неорганической, так и многих продуктов тонкого органического синтеза. Важнейшие центры – Леверкузен со штаб-квартирой и крупнейшим заводом концерна «Байер», Кёльн, Весселинг, Дормаген, Марль, Гельзенкирхен, Крефельд. Районы высокой концентрации химической промышленности возникли также в агломерации Рейн–Майн с главным центром Франкфурт-на-Майне (концерн «Хёхст»), на Верхнем Рейне с центрами Людвигсхафен (концерн «БАСФ»), на Нижней Эльбе.

Химическая промышленность играет большую комплексообразующую и районообразующую роль. Место прежней «ацетиленовой» углехимии с 50–60-х годов заняла нефтехимия. Одна из тенденций 70-х годов – «сдвиг» химической промышленности к морю, выразившийся, в частности, в строительстве крупных химических заводов в городах Штаде, Брунсбюттель, Вильгельмсхафен, Линген, – не получила дальнейшего развития в связи с успешной конкуренцией портово-промышленных комплексов соседних стран. Мощная химическая промышленность Восточной Германии, в том числе и ее главного района – Галле-Лейпцигской агломерации, – оказалась после объединения Германии в состоянии глубочайшего кризиса.

Химическая промышленность – важнейший поставщик исходных продуктов, полуфабрикатов и конечной продукции, в частности, для таких областей, как здравоохранение, автомобилестроение, строительная промышленность и частное потребление. Самые современные технологии, инновационные продукты и активные научные исследования обеспечивают ей одну из ведущих позиций в мире. Наряду с химическими гигантами, принадлежащими к числу крупнейших концернов мира, здесь существуют и многочисленные средние фирмы.

Весьма значительные усилия химическая промышленность предпринимает в области охраны окружающей среды. По многим показателям она играет здесь ведущую роль.

Сельское хозяйство

ФРГ обладает высокопроизводительным сельским хозяйством. Около 70% товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство, нуждам которого во многом подчинено растениеводство: площади под кормовыми культурами значительно больше, чем под продовольственными. Большое количество кормового зерна, особенно кукурузы, импортируется.

Из общего производства зерна в Европейском союзе на Германию приходится несколько более 1/5, но выделяется она главным образом производством ржи (3/4 сбора), овса (около 2/5) и ячменя (более 1/4). С районами посевов пшеницы во многом совпадают ареалы возделывания сахарной свеклы.

Из кормовых зерновых наиболее велико значение ячменя; некоторые сорта ярового ячменя выращиваются специально для использования при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения – около 145 л в год). Крупнейший в мире ареал хмелеводства Халлертау расположен в Баварии.

Большое значение имеет выращивание кормовых корнеплодов (кормовой свеклы и др.), кукурузы на зеленый корм и силос, люцерны, клевера и других кормовых трав. Из масличных наибольшее значение имеет рапс, посевы которого более чем в 10 раз превышают посевы подсолнечника.

Теплый климат речных долин, межгорных котловин и низменностей юго-западной Германии благоприятствует возделыванию таких культур, как табак и овощи; последние выращивают также в зоне приэльбских маршей ниже Гамбурга и в районе Шпревальда к югу от Берлина. Фруктовые насаждения особенно характерны для горных склонов Южной Германии, низовьев Эльбы под Гамбургом, района Хафельских озер около Потсдама и окрестностей Галле.

Виноградарство, превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые. Виноградники расположены в основном в долинах Рейна, Мозеля и других рек южной Германии, а также в долине Эльбы под Дрезденом. Своими садами славятся долины Верхнего Рейна, Майна, Неккара и Нижней Эльбы.

Скотоводство – основная отрасль животноводства в Германии, оно дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около 1/4). Второе место по значению занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине систематически превышает 100%, но по свинине составляет менее 4/5.

Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.

По объему сельскохозяйственного производства, производства зерна и продукции животноводства Германия уступает лишь Франции, а по производству молока занимает первое место в рамках ЕС. Эффективность сельскохозяйственного производства в Германии существенно выше среднего уровня по ЕС. Вместе с тем ФРГ отстает по средней урожайности кукурузы и сахарной свеклы.

Пищевая промышленность базируется на продукции сельского хозяйства и её переработке, поэтому она представлена такими отраслями как пивоварение, виноделие и др. Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него. В Германии производится около 4000 сортов пива; пивоваренные заводики есть во многих мелких городах. Однако треть пива идёт на экспорт. Рейнские и Мозельские виноградные вина известны и за пределами страны. Долину Мозеля со знаменитыми виноградниками, называют «винной дорогой».

Кроме производства продуктов питания Германии сельское хозяйство выполняет дополнительные задачи, значение которых постоянно возрастает. Это сохранение и защита природных основ жизни, охрана привлекательных ландшафтов для жилых районов, расселения, размещения экономики и проведения отдыха, поставка промышленности аграрных сырьевых материалов.

Германия занимает второе место в Европе по производству сельскохозяйственной продукции после Франции. Животноводство дает 80% для его нужд работает растениеводство: большее количество посевных площадей отведено под кормовые культуры, чем под продовольственные культуры. Однако все равно кормовое зерно ввозится в больших количествах, особенно кукуруза. Сельское хозяйство Германии - это высокоинтенсивное производство. Здесь на каждый гектар площадей вносится больше удобрений, чем в США, Франции и Англии.

Поэтому собственное производство удовлетворяет спрос по молоку на 100%, по мясу на 90%, по сахару на 85% и по пшенице на 80%. Наиболее благоприятные условия созданы для молочного животноводства в предгорьях Альп. Здесь на местных лугах выкармливается около 35% поголовья молочных коров страны. Также развито молочное направление и на севере страны в приморских районах. Сельское хозяйство Германии большое внимание уделяет свиноводству, страна занимает первое место в Европе по поголовью свиней (больше 20 миллионов).

Чтобы поддержать высокую рентабельность сельского хозяйства страны, растениеводство развивается, как вспомогательная 40% всей сельскохозяйственной площади приходится на луга и пастбища, также для нужд животноводства возделываются овес, рожь, картофель и кормовые культуры. Среди зерновых культур в сельскохозяйственном производстве основной является пшеница. Основной зерновой пояс расположен от Шлезвиг-Гольштейна на восточном берегу до западной Кельнско-Ахенской «бухты». Другой пояс по выращиванию пшеницы - Дунайская равнина в Баварии.

Конечно, нельзя не отметить выращивание ячменя, который предназначен специально для пивоварения, он возделывается на Юго-западе и в Баварии. В этих же районах располагаются и крупнейшие плантации хмеля. Германия занимает по выращиванию хмеля одно из первых мест в мире. Пиво здесь считается национальным напитком, его потребление в год на душу населения около 145 литров. Основной задачей, которую ставит перед собой сельское хозяйство Германии, является увеличение его конкурентоспособности в мировом агропромышленном производстве. С этой целью стимулируется производство высококачественных, типично немецких продуктов питания, применяются ресурсосберегающие технологии в сельском хозяйстве, и используется большой потенциал агропромышленного комплекса в виде применений возобновляемых источников энергии.

По объему производства сельского хозяйства, по продукции животноводства и производства зерна Германия уступает в Европе только Франции, а по производству молока уверенно занимает первое место. Это возможно также благодаря тому, что эффективность сельскохозяйственного производства в стране гораздо выше среднего уровня по Евросоюзу. Единственное, в чем отстает сельское хозяйство Германии, это средняя урожайность сахарной свеклы и кукурузы. Государственные органы в области сельского хозяйства страны решают вопросы по регулированию рынков сельскохозяйственной продукции, по изменению аграрной структуры, финансированию и кредитованию сельского хозяйства.

Большое финансовое содействие Правительство Германии оказывало восточногерманским землям в процессе их адаптации и интеграции в Европейское сообщество. Кроме задач по производству продуктов питания, сельскохозяйственная отрасль страны выполняет и множество дополнительных задач. Это защита и сохранения природы, как основы для жизни населения страны, охрана природных ландшафтов жилых районов и мест массового отдыха, поставка для нужд промышленности сырьевых аграрных материалов.

Германия - одна из ведущих промышленных стран мира. В 2004 г. ее

ВВП составил 2178 млрд. евро. Тем самым по совокупному показателю экономической мощи она занимает третье место в мире.

Для экономики Германии, где с начала 90-х годов центральное место занимала проблема подъема восточных земель, а также большой объем выплат в бюджет ЕС, теперь на первое место выходит проблема безработицы. Относительно неплохо с уровнем занятости обстоят дела в экономически благополучных федеральных землях, таких как Бавария и Баден-Вюртемберг. Северные же и особенно восточные земли имеют безработицу на уровне 16-18%, что заставляет правительство субсидировать значительные средства на пособия и социальную защиту населения, кроме того, отторгает значительные массы людей от участия в производственном цикле. В ближайшие несколько лет существует реальная возможность снизить уровень безработицы за счет увеличения объемов производства в промышленности.

Промышленность.

Промышленность остается опорой германской экономики, в экономической жизни она играет роль "поворотного круга". Ее доля в ВВП - по сравнению с другими странами Европейского Союза и США - сравнительно высока. Более трети произведенной продукции идет на экспорт. На почти 98 проц. всех предприятий работают менее 500 человек, т.е. это мелкие и средние предприятия. На их долю приходится почти 40 проц. рабочих мест в промышленности и 33 проц. оборота в этой отрасли. За последние годы удельный вес промышленности в экономике заметно сократился. В результате долгосрочных структурных изменений ее доля в ВВП в период между 1970 г. (западные земли) и 2001 г. снизилась с 51,7 проц. до 23,8 проц. При этом в ВВП резко возросла доля услуг, предоставляемых государством и частным сектором. Доля услуг, предоставленных в 2001 г. государственным и частным секторами, составила 20,2 проц. ВВП. Доля услуг, предоставленных торговлей, гостиничным хозяйством и транспортом - 18,7 проц. Доля финансовых, арендных и предпринимательских услуг составила 31 проц. Такие переживающие большой подъем промышленные отрасли, как производство информационной и коммуникационной техники или авиационная и космическая промышленность не смогли компенсировать свертывание "традиционных" промышленных отраслей, например, текстильной и сталелитейной промышленности. 2,6 млн. человек из всех занятых в промышленности работают на предприятиях, насчитывающих свыше 1.000 работников. Во всем мире известны, а часто также имеют свои филиалы, производственные или научно-исследовательские мощности такие фирмы, как автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler-Chrysler, химические концерны Aventis, Bayer, BASF, электротехнический концерн Siemens, энергетические концерны E.ON и RWE или группа Bosch.

Энергетика.

Каменноугольная промышленность, в прошлом составлявшая основу энергетики и обеспечивавшая сырьевой базой химию органического синтеза, находится со второй половины 50-х годов в состоянии глубокого структурного кризиса из-за неконкурентоспособности, поскольку на мировом рынке уголь в 3–4 раза дешевле германского. Общая добыча каменного угля уменьшилась до 30 млн. т в год (в середине 50-х годов – 152 млн. т). Из крупного нетто-экспортера каменного угля Германия превратилась в его нетто-импортера. Большие количества угля ввозятся из Колумбии, Польши, ЮАР. Относительно более стабильно развивалась буроугольная промышленность, причем до начала 90-х годов Западная Германия занимала по добыче бурого угля первое место в Западной Европе, а ГДР – в мире.

Металлургия Германии.

Черная металлургия – в прошлом одна из важнейших отраслей специализации промышленности. Черная металлургия сейчас использует привозное сырьё, поэтому, новые центры черной металлургии расположены на берегу моря, то есть в портовых городах. Практически весь выплавляемый чугун используется в самой Германии. Почти вся сталь выплавляется кислородно-конвертерным и электроплавильным способами.

Основные центры черной металлургии – это Рурский промышленный район, Саарбрюкен и его окрестности, Бремен, Франкфурт-на-Майне, Бранденбург. Заводы полного цикла есть также в Саарской области, Бремене, Зальцгиттере и Оснабрюке. Центров предельной металлургии и прокатных заводов намного больше.

Цветная металлургия работает, главным образом, на импортном первичном сырье, а также собственном и импортном ломе цветных металлов; в связи с этим размещение ее предприятий определяется главным образом удобствами и дешевизной подвоза сырья и обеспеченностью соответствующими энергоресурсами. Поэтому сейчас появились новые промышленные центры на побережье морей. Основные центры: Галле, Райнфельден, Гамбург, Рурский промышленный район. Выплавка черновой меди сосредоточена почти полностью в Гамбурге и Люнене, рафинированной – в них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте.

Машиностроение Германии.

Машиностроение в Германии является наиболее развитой отраслью промышленности в Германии. Оно состоит из нескольких частей. Наиболее развито автомобилестроение, станкостроение, производство оборудования для предприятий, вычислительной техники, электротехники.

Основные центры автомобилестроения – Вольфсбург, Ганновер, Рурский промышленный район, Штутгарт, Мюнхен, Кассель, Мангейм, Нюрнберг. Автомобили производятся такими фирмами как «Фольксваген», «Ауди», «Опель», «Мерседес – Бенц», «БМВ».

Также развито в Германии электротехническое машиностроение. Основные центры – это Берлин, Гамбург, Бремен, Дрезден, Лейпциг, Мюнхен, Рурский промышленный район, Франкфурт-на-Майне, Штутгарт, Нюрнберг, Эрфурт, Мангейм, Карлсруэ.

Химическая промышленность.

К числу основных отраслей специализации Германии относится также химическая промышленность. Химическая промышленность Германии характеризуется производством пластмасс и красителей, а также производством продуктов органической химии.

Главный район химической промышленности – Рейнско-Вестфальский, где в пределах земли Северный Рейн-Вестфалия вырабатывается более 2/5 всей продукции отрасли. Район сохраняет ведущую роль в производстве как продуктов основной химии – органической и неорганической, так и многих продуктов тонкого органического синтеза

Авиационная и космическая промышленность.

Авиационная и космическая промышленность предъявляет наивысшие требования к предприятиям-смежникам и является пионером современных технологий во многих сферах. Благодаря крупным программам кооперации («Аэробус». «Ариана») она служит мотором европейского сотрудничества между промышленными предприятиями.

Германская электроника.

Германия заметно отстаёт от США по электронике, а по радиоэлектронике уступает и Японии. Традиционные районы электротехнической промышленности – Юго-запад и Юг. Здесь находятся штаб-квартиры крупнейших концернов – «Сименс», «АЭГ – Телефункен» и «Бош». Их основные научно-промышленные центры и головные предприятия. Крупными центрами электротехники и электроники являются Мюнхен, Нюрнберг, Эрланген. Франкфурт-на-Майне, Штутгарт.

Лёгкая промышленность .

Лёгкая промышленность, как и другие отрасли промышленности Германии, высокоразвита, хотя сейчас значительно сократился рынок сбыта, поэтому темпы роста значительно снизились. Страна вынуждена ввозить ткани и обувь в большом количестве. Продукция старинных текстильных районов и центров вокруг Рура (Крефельд, «Бергешис Ланд», Мюнстерланд) и на юге (Аугсбург и северо-восток Баварии) оказались под давлением тканей «из реторты» – химических, и, прежде всего синтетических волокон. Основные центры лёгкой промышленности – это города запада Германии, Рурский промышленный район, юг Германии, восток Германии, Берлин.

Пищевая промышленность

Базируется на продукции сельского хозяйства и её переработке, поэтому она представлена такими отраслями как пивоварение, виноделие и др. Виноделие развито в долине Рейна и к западу от него. В Германии производится около 4000 сортов пива; пивоваренные заводики есть во многих мелких городах. Однако треть пива идёт на экспорт.

Сельское хозяйство.

ФРГ обладает высокопроизводительным сельским хозяйством. Около 70% товарной продукции сельского хозяйства дает животноводство, нуждам которого во многом подчинено растениеводство: площади под кормовыми культурами значительно больше, чем под продовольственными. Большое количество кормового зерна, особенно кукурузы, импортируется.

Германия – страна преимущественно мелких семейных ферм. В период 1994–1997 гг. доля земельных участков сельскохозяйственных предприятий, превышающих 50 га, возросла с 11,9 до 14,3%.

В районах с высоким естественным плодородием почв главными культурами являются пшеница, ячмень, кукуруза и сахарная свекла. Более бедные почвы Северогерманской низменности и средневысотных гор традиционно используются под посевы ржи, овса, картофеля и естественные кормовые культуры

Из кормовых зерновых наиболее велико значение ячменя; некоторые сорта ярового ячменя выращиваются специально для использования при производстве пива, считающегося в Германии национальным напитком (потребление на душу населения – около 145 л в год). Крупнейший в мире ареал хмелеводства Халлертау расположен в Баварии.

Теплый климат речных долин, межгорных котловин и низменностей юго-западной Германии благоприятствует возделыванию таких культур, как табак и овощи. Фруктовые насаждения особенно характерны для горных склонов Южной Германии.

Виноградарство превосходит по товарной продукции плодоводство и овощеводство, вместе взятые. Виноградники расположены в основном в долинах Рейна, Мозеля и других рек южной Германии, а также в долине Эльбы под Дрезденом.

Своими садами славятся долины Верхнего Рейна, Майна, Неккара и Нижней Эльбы.

Скотоводство – основная отрасль животноводства в Германии, оно дает более 2/5 всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть приходится на молоко (около ј). Второе место по значению занимает свиноводство. Самообеспеченность страны по молоку и говядине систематически превышает 100%, но по свинине составляет менее 4/5.

Скотоводство молочно-мясного направления наиболее характерно для хорошо увлажняемых приморских, альпийских и предальпийских районов, богатых лугами и пастбищами, а также для периферии городских агломераций. Из-за довольно холодной зимы распространено стойловое содержание скота. Свиноводство развито повсеместно, но особенно в районах, близких к портам ввоза импортных кормов, районам возделывания сахарной свеклы, картофеля и кормовых корнеплодов. В агропромышленном комплексе сельское хозяйство играет подчиненную роль. Забой скота осуществляется на 95% на промышленных бойнях. Бройлерное производство, производство яиц, телятины, а также свиноводство концентрируются в крупных животноводческих хозяйствах, размещение которых мало зависит от природных факторов.

По объему сельскохозяйственного производства, производства зерна и продукции животноводства Германия уступает лишь Франции, а по производству молока занимает первое место в рамках ЕС.

Транспорт.

Поскольку Германия расположена в самом центре Европы, ее густая транспортная сеть не только обслуживает потребности ее собственной высокоразвитой, передовой экономики, но и обеспечивает связи с соседними странами. В связи большой интенсивностью хозяйственных связей с соседями в общем грузообороте всех видов транспорта велика доля трансграничных перевозок.

Рост автомобильного транспорта в пассажирообороте объясняется ростом числа легковых автомобилей индивидуального пользования, которое превысило в Германии в 2003 г. 44,9 млн. а в грузоперевозках – экономичностью и удобствами доставки грузов.

Государственные органы в Германии с 30-х годов традиционно уделяют большое внимание развитию сети автодорог высшего класса – автострад, не имеющих пересечений на одном уровне, общая протяженность которых приблизилась к 12 тыс. км. Из общей протяженности железных дорог электрифицировано около 2/5. В условиях сосуществования ФРГ и ГДР в обоих государствах приоритетным было направление Север – Юг, обеспечивающее связи морских портов с глубинными районами. После объединения Германии наиболее приоритетным стало широтное направление.

Западногерманские автобаны напрямую, через государственную границу связаны с аналогичными сетями автострад в Дании, Нидерландах, Бельгии, Франции и Австрии; пограничный контроль на границах между странами ЕС был постепенно ликвидирован.

Рейн является главной водной транспортной артерией Германии, отличающийся ровным и спокойным течением. Он судоходен вплоть до Рейнфельдена (чуть выше Базеля). На Рейне находится ряд крупных портов, в том числе Дуйсбург – крупнейший в мире речной портовый комплекс с грузооборотом 40– 55 млн. т в год, Кёльн, Карлсруэ, Людвигсхафен, Мангейм. Мозель судоходен на всем протяжении до Лотарингии (Франция), связывая ее с Саарским индустриальным районом в ФРГ. Неккар судоходен до Штутгарта и чуть выше по течению.

Общая протяженность внутренних водных путей на территории Германии – около 6,8 тыс. км. Густота их больше в Восточной Германии, но пропускная способность больше в Западной.

Морской флот Германии по общему тоннажу находится в мире в третьей десятке, но по тоннажу контейнеровозных судов уступает только США, Панаме и Тайваню. Крупнейший морской порт Германии – Гамбург, с годовым грузооборотом в 65–80 млн. т в год и более. Главный нефтяной порт – Вильгельмсхафен. Прочие крупнейшие морские порты – Бремен с аванпортом Бременхафен, Эмден и Росток.

Авиационный транспорт во внешних сообщениях играет большую роль, чем во внутренних. Все крупнейшие ярмарочные центры располагают поблизости аэропортами. Из 16 имеющихся в Германии международных аэропортов важнейшие находятся во Франкфурте-на-Майне, в Дюссельдорфе, Мюнхене и Гамбурге.

Крупнейший во всей континентальной Европе и основной в Германии аэропорт, находится во Франкфурте-на-Майне. Крупнейшими после Франкфуртского являются аэропорты Дюссельдорфа и Мюнхена. Ведущая авиационная компания Германии – «Люфтганза». И Берлин, и Франкфурт – многофункциональные города с преобладанием непроизводственных функций, и развитие их аэропортов связано, прежде всего, с ростом «третичной сферы», возрастанием роли в общей иерархии городов Германии и всей Европы.

В объединенной Германии общая длина железнодорожных путей достигла 44 тыс. км. Это играет особую роль, как для внутреннего туризма, так и для внешнего.

Важным нововведением для железнодорожного транспорта ФРГ стало широкое использование скоростных пассажирских поездов типа «Интер-Сити-Экспресс», на многих направлениях отходящие в часы «пиковых» нагрузок в среднем с часовым интервалом. Благодаря комфортабельности и хорошим техническим характеристикам такие экспрессы, без остановок ездящие между центрами крупных городов, составляют серьезную конкуренцию авиационному транспорту на расстояниях до 800 км. Практически все дороги приспособлены для движения высокоскоростных поездов (до 280 км/ч).

Основной опорой немецкой экономики остается из года в год промышленность. По сравнению с другими странами ее доля в ВВП значительно высока. Треть продукции, произведенной в Германии идет на экспорт.

На протяжении всего времени формирования немецкой промышленности, происходили структурные изменения. Некоторые виды промышленности утратили свое существование, например, сталелитейная и текстильная промышленность. Это произошло из-за смещения рынка сбыта и конкуренции странами с низкими заработными платами или за счет поглощений или слияний с другими концернами. Так произошло с фармацевтической промышленностью, которая перешла в собственность иностранной компании.

Другие же разновидности промышленности, наоборот вырвались в лидеры, например: машиностроение, химическая, электротехническая промышленность.

Замечание 1

К крупнейшим лидирующим на мировом рынке немецким концернам относят: Volkswagen, BMW, Daimler, химические - Bayer, BASF, Henkel Group, конгломерат Siemens, энергетические - E.ON и RWE или группа Bosch). Они имеют свои филиалы во многих странах мира и зарекомендовали себя среди потребителей.

Основные виды промышленности в Германии

Костяк ромышленности Германии включает:

  1. легкую промышленность,
  2. пищевую промышленность,
  3. металлургию-черная и цветная металлургия,
  4. химическая промышленность,
  5. машиностроение
  6. аэрокосмическая промышленность,
  7. электротехническая промышленность,
  8. электронная индустрия.

Легкая промышленность. В Германии данная промышленность достаточно развита. Основными текстильными районами считаются Рурский промышленный район в Крефельде, поимо этого задействована юго-восточная часть страны и северо-восток-Аугусбург и Берлин.

Пищевая промышленность. К основным отраслям пищевой промышленности относят продукты виноделия и пивоварения. Германия славится около 4000 сортами пива, треть которого поставляется на экспорт. Несмотря на то, что Германия известна своим пивоварением, местные жители по данным статистики предпочитают вино больше, чем пиво. Основное виноделие представлено в долине Рейна. Государство Германии активно инвестирует в средства в винодельческую отрасль. Расширяются плантации под производство красного вина. Основным сортом вина, который активно экспортирует Германия в другие страны является рислинг. Основные страны куда экспортируется вино являются Британия и США.

Металлургия. Черная металлургия уже не является ведущей отраслью Германии, так как она потеряла свою конкурентоспособность на мировом рынке и не выдерживает мировых стандартов. Основным центром черной металлургии является запад страны(Рурский каменноугольный бассейн), окрестности Саарбрюкена, Франкфурт на –Майне, Оснабрюк. Большая часть промышленности идет на внутренний рынок. Цветная металлургия, как и черная металлургия в основном снабжает внутренний рынок. Основными центрами расположения является побережье-Гамбург, Галле.

Химическая промышленность Германии является мировым лидером. Основные предприятия расположены в долинах Рейна. Одним из самых известных концернов является BASF.

Машиностроение. На мировом рынке машиностроение является основным лидером. Опора германской экономики в лице машиностроения диверсифицировано.

Машиностроение является многоотраслевой промышленностью. К машиностроению относят:

  • автомобилестроение,
  • производство станков,
  • производство вычислительной техники,
  • станкостроение,
  • оборудование для предприятий,
  • производство электротехники

Замечание 2

Автомобилестроение Германии занимает четвертую строчку в мировом рейтинге производителей после Китая, США и Японии.

Судостроение-еще одна из ведущих отраслей Германии. Более 1млн. рабочих занято на производстве. Стабильность наблюдается и в военном кораблестроении, но так как заказа немецкого ВМС не загружают заказами данную промышленность, в основном упор направлен на экспорт. От него соответственно зависит мощность завода. Основные верфи находятся в Бремене и Папенбурге.

Аэрокосмическая промышленность. Данная промышленность не считается ведущей в экономики Германии, а играет только роль некого мотора для страны. Инновации в данной области поспособствовали началу производства компьютеров. Известными немецкими авиастроителями являются EADS, Eurocopter.

Электротехническая промышленность. Германия зарекомендовала себя основным и одним из крупнейших производителей электронного оборудования. Мировые бренды такие как: Siemens AG, Hager, Robert Bosch

Электронная индустрия выделилась в отдельную отрасль. Данное производство является наукоемкой отраслью машиностроения.

Помимо этого в Германии присутствуют следующие производства:

  • точная механика;
  • фармацефтика;
  • производство телекоммуникационной техники
  • парфюмерно-косметическая промышленность

Германия также занимается производством детских игрушек, товаров для моделирования и др.

Современное состояние немецой промышленности

За последние шесть месяцев Германия увеличила темпы роста на 2,6%. Данные цифры превзошли ожидания аналитиков. Промышленные предприятия наращивают объемы. На сегодняшний день, они выросли на 3,2%.. Особенно отличилась автомобильная промышленность, объем производства которой увеличился на 10,8%. А вот объемы строительного бизнеса, наоборот снизилась на 1,2%.

Промышленность для Германии остается основой и играет огромную роль в развитии и благосостоянии данного государства. По сравнению с другими странами доля ВВП Германии остается достаточно высоким. Промышленность Германии отличается тем, что постоянно реструктуризируется, внедряются новые инновационные технологии, вводятся новые методики. Но с каждым годом ряд отраслей теряет свою актуальность. Это происходит как за счет конкуренции со стороны других стран, так и за счет того, что государство меняет приоритетные направления развития.

Германия — индустриально-развитая страна. Тем не менее, в структуре промышленности Германии происходят существенные сдвиги. Например, текстильная или сталелитейная промышленность стремительно теряет свои объемы. Причины разные: в одних случаях из-за смещения рынков сбыта дальше от Европы, в других из-за повышающейся конкуренции со стороны тех стран, где заработная плата на аналогичных предприятиях значительно ниже. Наконец, нередки случаи, как в фармацевтической отрасли, когда основное производство скупается иностранными компаниями.

Но несмотря на сдвиги, промышленность по-прежнему считается важным компонентом экономики Германии. В этой сфере занято почти 8 млн. граждан страны. Три десятилетия тому назад, количество людей занятых в отрасли было значительно больше. Однако за это время падение доли в ВВП страны с 51,7% достигло 23,8%. Вместе с тем заметно увеличилась доля сферы услуг.

Машиностроение — опора немецкой экономики. Причем, данная отрасль имеет множество направлений. Среди наиболее развитых и сложных считаются автомобилестроение, станкостроение, производство ЭВМ, а также электромеханика. Как правило, данная отрасль экономики сосредоточена в конкретных регионах Германии. Например, металлоемкое и тяжелое машиностроение расположено в Руре. Если говорить об автомобилестроении, то основные производственные базы находятся в Баден-Вюртемберге, в Гессене, а также в земле Северный Рейн-Вестфалия, Нижняя Саксония, Саар и Бавария.

Согласно статистическим данным, именно на машиностроительную отрасль приходится наибольшее количество предприятий. Причем, 83% всей этой массы составляют представители среднего и малого бизнеса, чьи коллективы едва достигают 200 человек. Почти 68% всей производимой продукции данной отрасли поставляется на экспорт за рубеж. На сегодняшний день доля ФРГ на мировом рынке составляет пятую часть. В области автомобилестроения Германия также двигается успешно вперед. Впереди ФРГ только Китай, США, а также Япония. Только за один 2003 год, страной было произведено 5,5 млн. автомобилей. В среднем около 60-70%% продукции реализуется за рубеж.

С XIX века Германия удерживает лидерство в области химической промышленности . Традиционно, предприятия данной отрасли располагаются вдоль Рейна. Наиболее крупными центрами являются Леверкузен с известной компанией «Bayer», Людвигсхафен, где расположен концерн «BASF», а также города Крефельд, Марль, Кёльн и Гельзенкирхен. Немало предприятий химической промышленности и в агломерации Рейн-Майн. Именно здесь находится штаб-квартира концерна «Hoechst AG».

Легкая промышленность Германии не менее развита, но не настолько, чтобы полностью обеспечить себя всем необходимым. Например, Германия зависит от поставок извне некоторых товаров легкой промышленности. Исторически, регионами, где наиболее всего развит легкопром, являются Ланде, Крефельд, Мюнстерланде, расположенные в Рурском районе. Немало предприятий сосредоточено в Баварии — Аугсбург, и, конечно же, в столице страны — в Берлине.

Пищевая промышленность в Германии традиционно представлена в первую очередь виноделием. В этом отношении наиболее продвинутыми считаются долины реки Рейн (Мозельские вина). Стремительное развитие виноделия в Германии началось в начале текущего века. Потребительский спрос на отечественный товар в ФРГ растет и инвесторы вкладывают немалые денежные средства. Нагляднее всего будет, если предоставить статистические данные. Например, еще в 1980-х годах под виноградники выделялось чуть более 10% от всего с/х земельного фонда. В 2005-м году это доля достигла уже 35% всех наделов.

Пожалуй, самым известным на сегодня немецким брендом в области виноделия является сорт «Рислинг». Именно его Германия поставляет на экспорт. Под производство данной марки вин, используется 20% всех виноградных насаждений или 20 тыс. гектар из 100 тыс. имеющихся. «Рислинг» наиболее всего востребован в Великобритании, затем в США. К примеру, в 2005-м году американцы потратили $100 млн. на покупку немецкого вина. На третьем месте находится рынок Японии. Однако в последнее время позиции ФРГ здесь пошатнулись, в связи с чем, бизнесмены Германии предпринимают попытки для восстановления своего положения в «стране Восходящего Солнца». Одним из шагов стало выращивание в ФРГ японского сорта винограда косю.

Электротехническая промышленность — также является одной из важнейших в экономике Германии. Ее развитие началось на рубеже XIX – XX веков. На сегодняшний день, среди самых известных производителей данной отрасли являются компании Siemens AG, Bosch GmbH и другие. Традиционно, штаб-квартиры организаций электротехнической промышленности сосредоточены в таких городах с высоким интеллектуальным и наукоемким центром, как Штутгарт, Эрланген, Мюнхен и Нюрнберг из Баварии. Также, немало офисов и во Франкфут-на-Майне.

Структура электротехнической промышленности Германии неоднородна. В ней встречаются, как предприятия с выпуском тяжелой и сложной продукции (генераторы, трансформаторы, кабели), так и инновационных приборов бытового назначения (электробытовая кухонная техника, электроника, СВЧ печи и.т.д.). Большой импульс для развития электротехнической промышленности в Германии дали развитие атомной промышленности, а также большие заказы со стороны военно-промышленного комплекса.

Лидерство в немецкой электротехнической промышленности принадлежит транснациональной компании «Сименс». Ее предприятия и офисы расположены практически по всей Германии. Наиболее крупные из них представлены в городах Берлин, Франкфурт-на-Майне, Кельн, Эрланген, Штутгарт, а также в непосредственной штаб-квартире — в Мюнхене.

Широкое распространение получила электронное индустрия. В последние годы немцы делают огромные шаги в освоении данного направления. Это стало возможным благодаря сильным научным кадрам, а также огромному количеству трудовых ресурсов страны.

Металлургия , как и в других странах делится на две категории: черная и цветная. Черная металлургия уже утратила свои позиции и значение в экономике Германии. Причина тому, требования международных стандартов, а также высокий уровень конкуренции на мировом рынке. Большинство предприятий черной металлургии сегодня работает на импортных поставках сырья. По этой причине, они традиционно сосредоточены к морским портам или в близи рек. Например, крупными центрами Германии являются Саарбрюкен, Бремен, Бранденбург, Оснабрюк, а также Франкфурт-на-Майне. Вся продукция, производимая заводами черной металлургии, как правило, остается для реализации на внутреннем рынке.

Цветная металлургия также работает и развивается в стране на базе привозного сырья. Частично используется и собственный лом. Как и в случае с черной металлургией, данная отрасль сосредоточена в приморских и в приречных районах. Наиболее крупные центры — это Галле, Рурский бассейн, Гамбург, Люнен, Любек и Хеттштедте.

Весьма сильны позиции Германии и в судостроении . Неудивительно, ведь ФРГ занимает первое место в Европе по объему выпускаемых кораблей и подводного флота. На сегодняшний день в данной отрасли сосредоточено более 1 млн. человек. Для осуществления полного цикла всех работ, поставками комплектующих и деталей занимаются около 400 предприятий. При этом, лишь только третья часть всех производимых деталей остается в Германии, все остальное поставляется на импорт. Только в 2009-м году ФРГ поставила заказчикам 84 морских судна, чья общая стоимость оценивалась в 4,4 млрд. евро.

В данный момент, в связи с экономическим положение в мире, а также напряженной ситуацией по политическим мотивам, объемы экспортных поставок морских судов резко сократилось. Тем не менее, в Германии уверены, что это лишь временный эффект.

Новое на сайте

>

Самое популярное