Домой Кредиты онлайн История государственных ценных бумаг субъектов рф. Государственные ценные бумаги в рф

История государственных ценных бумаг субъектов рф. Государственные ценные бумаги в рф

Ценные бумаги, эмитированные местными органами управления на уровне субъектов федерации или территориальных администраций.

Основная задача муниципальных ценных бумаг (МЦБ) — восполнение дефицита местного бюджета и привлечение инвестиций со стороны для реализации некоммерческих проектов, расходы на которые не предусмотрены бюджетом или долгосрочных перспективных проектов с длительным сроком окупаемости.

МЦБ не нужно путать с государственными ценными бумагами федерального займа, эмитентом которых выступает Министерство Финансов РФ. МЦБ не являются государственными, что, конечно, делает их менее надежными, но, тем не менее, они являются бумагами с достаточно низким инвестиционными риском.

На российском рынке данные финансовые инструменты появились в 1992 г., и с тех пор их популярность среди инвесторов только растет.

Виды и обеспечение МЦБ

Чаще всего МЦБ выпускаются в виде облигаций, иногда — в виде векселей или жилищных сертификатов, дающих право на получение жилья, построенного на привлеченные средства. Основные покупатели таких активов — население, банки и инвестиционные фонды.

Различают следующие виды обязательств местных органов власти:

  • купонные (доход определяется как процент от номинала) и бескупонные (доходом является разница между номиналом и ценой покупки) облигации;
  • специальные и целевые муниципальные займы;
  • процентные и беспроцентные облигации.
МЦБ всегда обеспечены каким-либо залогом, в качестве которого могут выступать:
  • налоги, поступающие в местный бюджет;
  • прибыль от коммерческого инвестпроекта;
  • гарантии Правительства РФ;
  • какой-либо вид имущества, находящегося на балансе субъекта федерации.
Размещение МЦБ может проходить как в форме свободной продажи, так и в форме первичного размещения.

Необходимость наличия обеспечения вынуждает государство контролировать эмиссию МЦБ, устанавливая лимиты допустимого объема кредитных средств, которые не должны превышать:

  • 30% от доходов бюджета субъекта РФ;
  • 15% от доходов местного бюджета.
Кроме того, обслуживание долга по МЦБ не должно превышать 15% от расходной части местного бюджета

Преимущества и недостатки МЦБ как объекта инвестирования

Бесспорным преимуществом МЦБ в сравнении с альтернативными объектами инвестирования является:
  • широкое применение и дальнейшие перспективы роста объемов эмиссии;
  • надежность и наличие обеспечения;
  • возможность погашения не денежными средствами. В качестве платежа принимаются ценные бумаги других эмитентов, земельные участки и жилая и нежилая недвижимость.
Относительные недостатки данных финансовых инструментов следующие:
  • невозможность покрытия денежной эмиссией, в чем МЦБ проигрывают федеральным ценным бумагам;
  • большая степень риска в случае изменений законодательства и в принципе отсутствие законодательно закрепленной ответственности местных органов власти по эмитируемым ценным бумагам.
В целом МЦБ обладают достаточной привлекательностью в качестве объекта для вложения средств. Имеющиеся недостатки в большей степени связаны с последствиями форс-мажора, но в условиях стабильной экономики данный вид ценных бумаг является надежным инструментом, способным обеспечить инвестору гарантированную прибыль.

    Экономическая сущность государственных ценных бумаг

    Особенности эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг

    Характеристика отдельных видов государственных ценных бумаг

1 Вопрос. Экономическая сущность государственных ценных бумаг

При выполнении государством своих функций возникает необходимость привлечения свободных денежных средств, принадлежащих субъектам хозяйствования. На практике существует несколько способов привлечения свободных оборотных средств юридических и физических лиц, которые, несмотря на определенные различия, характеризуются обязательным нормативным регулированием их порядка, публичностью, возмездностью, возвратностью и добровольностью. Одним из наиболее распространенных методов привлечения денежных средств является проведение государством в лице его официальных и уполномоченных на то органов заемных операций, в результате которых формируется государственный внутренний долг, представляющий собой с юридической точки зрения долговое обязательство государства.

Долговые обязательства государства могут быть оформлены в виде кредитов, полученных Правительством РФ, долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ, и государственных займов, осуществляемых посредством выпуска государственных ценных бумаг.

Государственные ценные бумаги – вид ценных бумаг, выпускаемых от имени государства с целью размещения государственных займов и мобилизации денежных средств для пополнения доходов бюджета государства, покрытия бюджетного дефицита и оформления государственного долга.Размещение государственных ценных бумаг ведет к возникновению государственных обязательств, долга.

В соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" государственными ценными бумагами признаются государственные ценные бумаги Российской Федерации и государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации. Муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

Эмитентами государственных и муниципальных ценных бумаг являются соответственно исполнительные органы государственной власти и местные администрации, которые выпускают от имени публично-правового образования ценные бумаги и несут обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных этими ценными бумагами.

Эмитентом государственных ценных бумаг Российской Федерации выступает Правительство Российской Федерации или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти. Например, Министерство Финансов РФ или Центральный Банк России.

Эмитентом государственных ценных бумаг субъекта Российской Федерации выступает высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовый орган субъекта Российской Федерации, наделенные законом субъекта Российской Федерации правом на осуществление государственных заимствований субъекта Российской Федерации.

Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает местная администрация, наделенная уставом муниципального образования правом на осуществление муниципальных заимствований.

Размещение государственных ценных бумаг обычно осуществляется через центральные банки или министерства финансов. Основными инвесторами в зависимости от вида выпускаемых государственных ценных бумаг являются как юридические, так и физические лица, резиденты и нерезиденты. Государственные ценные бумаги размещаются среди населения, пенсионных и страховых компаний и фондов, банков, инвестиционных компаний и фондов и т.д. Главными приобретателями государственных облигаций являются, как правило, коммерческие банки.

Эмиссия государственных ценных бумаг направлена на решение следующих задач :

1) покрытие дефицита различных бюджетов бюджетной системы страны на неинфляционной основе, то есть без дополнительного выпуска денег в обращение. Государственные расходы практически всегда превышают государственные доходы, поэтому, кроме традиционных источников (налогов, сборов, отчислений и т. п.), используются внешние и внутренние займы. Метод финансирования государственных расходов на основе выпуска государственных ценных бумаг, предложенный еще Д. Кейнсом, широко используется в развитых странах как одно из средств регулирования экономики. Суть дефицитного финансирования заключается в том, что для покрытия государственных расходов в замаскированном виде изымается часть национального дохода, принадлежащего населению и хозяйствующим субъектам. Размещение государственных ценных бумаг на первичном рынке означает аккумуляцию временно свободных денежных средств частных инвесторов в экономике. Происходит перераспределение денежных средств в пользу финансирования дефицитного бюджета. Государство в этом случае выступает в качестве заемщика, а кредиторами могут быть физические лица, банки, предприятия, другие государства и т. д.

2) финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т. п.;

3) покрытие краткосрочных кассовых разрывов в бюджете. Поступление доходов в бюджет, как правило, неравномерно, в то время как, бюджетные расходы распределены более равномерно, по­этому для покрытия кассовых разрывов государство выпускает крат­косрочные ценные бумаги, в том числе бумаги, которые могут быть использованы при уплате налогов;

4) привлечение средств для погашения задолженности по другим государственным ценным бумагам;

5) регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т. д.Например, операцииЦентрального банка на открытом рынке.Поскольку использование кредитных ресурсов Центрального банка в целях покрытия дефицита бюджета сужает его возможности регулирования кредитного рынка, во всех странах устанавливаются ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Рынок государственных ценных бумаг дополнительно предоставля­ет механизм и инструменты для проведения Центральным банком опе­раций на открытом рынке, а также для установления процентных ста­вок по государственным заимствованиям на рынке ценных бумаг, как инструмента его кредитно-денежной политики;

6) регулирование ликвидности банковской системы страны (приобретая государственные ценные бумаги, банки получают в свое распоряжение достаточно высоколиквидные и надежные активы);

7) более низкие издержки обслуживания государственного долга по сравнению с банковским кредитованием. Высокая ликвидность ГЦБ приводит к снижению процентных ставок по ним из-за снижения риска ликвидности.

В зависимости от цели выпуска различают:

1. Долговые ценные бумаги для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства.

2. Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета (кассовых разрывов), которые образуются в связи с определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета.

3. Целевые облигации, выпускаемые для реализации конкретных проектов. Например, в Великобритании правительством осуществлялись выпуски транспортных облигаций, в результате чего были сформированы ресурсы для национализации транспорта. В Японии широко практикуются правительственные эмиссии строительных облигаций для реализации крупномасштабных программ по строительству дорог и др. В России в качестве таких ценных бумаг можно рассматривать облигации АО «Высокоскоростные магистрали», которые были выпущены под гарантию правительства РФ, средства от продажи данных облигаций направлялись на финансирование строительства железнодорожной магистрали Москва - Санкт-Петербург.

4. Ценные бумаги, предназначенные для покрытия государственного долга предприятиями и организациями. Такие виды ценных бумаг достаточно широко применялись в России в условиях систематических неплатежей, когда предприятия не платили в бюджет, а правительство не могло расплатиться по государственным заказам. Для решения этой проблемы Минфином РФ в 1994 - 1996 годах выпускались казначейские обязательства, выполняемые по государственному заказу и финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Государственные ценные бумаги имеют, следующие преимущества:

Высокий уровень надежности для вложения средств;

Минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему,

Льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложений капитала (отсутствуют налоги на операции с ними и на получаемые доходы по ним либо отсутствуют, либо устанавливаются на более низком уровне).

К сожалению, в нашей стране указанные преимущества не всегда имеются при выпуске государственных ценных бумаг.

Размещение государственных ценных бумаг осуществляется разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа всем желающим по установленным ценам, закрытое распространение среди определенного круга инвесторов и т. д.

Движения государственных ценных бумаг, совокупность актов их покупки-продажи, формируют соответствующий сегмент национального фондового рынка. Пока государственные ценные бумаги находятся в обращении, они могут быть в любой момент проданы и куплены. Как следствие - формируется вторичный рынок ценных бумаг государства.

Такие бумаги выпускаются исполнительными органами власти субъектов РФ и местными органами власти с 1992 г. Каждому выпуску присваивается государственный регистрационный номер, который состоит из 11 разрядов:

xlx2x3x4x5x6x7x8x9xl0x11

Первый и второй разряды (х1х2) указывают на принадлежность эмитента РФ, третий и четвертый разряды (х3х4) – на тип цепной бумаги, срок обращения и вид дохода:

  • 21 – для бескупонных ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения до 1 года;
  • 22 и 23 – для ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения до одного года и соответственно переменным или постоянным купонным доходом;
  • 24 и 25 – для ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения от 1 года до 5 лет и соответственно переменным или постоянным купонным доходом;
  • 26 и 27 – для ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг со сроком обращения от 5 до 30 лет и соответственно постоянным или переменным купонным доходом;
  • 28 и 29 – для ценных бумаг субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг, условия выпуска которых предполагают их погашение преимущественно неденежными средствами, со сроком обращения от 1 года до 5 лет и от 5 до 30 лет соответственно.

Пятый, шестой и седьмой разряды (х5х6х7) указывают на порядковый номер выпуска ценных бумаг данного вида; восьмой, девятый и десятый разряды (х8х9х10) – на эмитента ценных бумаг, одиннадцатый разряд (x11) – резервный.

Данные займы бывают двух видов: общего покрытия – для покрытия дефицита местного бюджета; целевые – для финансирования инвестиционных социально-экономических проектов, жилищного строительства, телефонной связи, развития местной промышленности.

В разных регионах РФ существуют следующие формы займов:

  • – векселя (Новосибирск, Чувашия и др.);
  • – краткосрочные долговые обязательства (КДО) по типу ГКО (Санкт-Петербургские МКО, Челябинские ОКО, Пермские ОДО и др.); казначейские сертификаты (Саха-Якутия – 50 г золота 0,9999 пробы); краткосрочные конвертируемые долговые обязательства (размещаются с дисконтом, конвертируются в акции на аукционах по приватизации – Новосибирск, Новокузнецк и др.); еврооблигации.

Муниципальные займы постепенно укрупняются, сроки их погашения увеличиваются. Они обеспечиваются средствами бюджета и внебюджетных фондов, недвижимостью. Гарантами могут выступать банки, страховые компании, предприятия и организации. Чаще всего гарантами являются сами эмитенты.

Доходы по муниципальным облигациям выплачиваются в денежной, натуральной форме или в форме розыгрышей и призов. Доходы в денежной форме могут быть в виде фиксированной процентной ставки, плавающей процентной ставки, дисконта, разницы в стоимости продажи и покупки облигации. Доходы в натуральной форме выплачиваются жильем, установкой телефонов, землей, ценными бумагами. В качестве призов разыгрываются земельные участки, товары местного производства, квартиры, дополнительные облигации. Кроме дохода владельцы муниципальных облигаций получают льготы. Этими облигациями можно оплатить налоги, внести обязательные резервы в Банк России, использовать в качестве залога для получения кредита. Среди владельцев облигаций проводятся лотереи. Предоставляются бесплатные права на охоту, рыболовство, сбор дикорастущих растений.

Сроки региональных займов различаются в зависимости от их назначения. Займы обычно краткосрочные – от 3 до 9 мес. Целевые займы берутся на срок от 1 года до 6 лет.

Новые государственные ценные бумаги. В связи с реструктуризацией внутреннего долга по распоряжению Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р "О новации но государственным ценным бумагам" на рынке появились новые государственные ценные бумаги:

  • – облигации федерального займа с фиксированный купонным доходом (ОФЗ-ФД);
  • – облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД).

Новация была осуществлена с 15 декабря 1998 г. Сумма новых обязательств определялась путем дисконтирования номинальной стоимости ГКО, ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., исходя из дохода 50% годовых в период с 19 августа 1998 г. до даты погашения. По ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД в дисконтированную величину включались суммы невыплаченных купонных доходов. По необъявленным купонам ставка принималась равной 50%.

В результате новации владельцы ГКО, ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД получили следующие ценные бумаги:

  • – ОФЗ-ФД – по номиналу, равному 70% суммы новых обязательств;
  • – ОФЗ-ПД – по номиналу, равному 20% суммы новых обязательств;
  • – денежные средства в сумме, равной 10% суммы новых обязательств.

Если срок погашения ГКО, ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД наступил до момента осуществления новации, то размер выплачиваемых денежных средств увеличивался в зависимости от периода отсрочки из расчета 30% годовых до момента официального опубликования распоряжения Правительства РФ от 12 декабря 1998 г. № 1787-р. При этом 2/3 денежных средств оформлялись в равных долях ГКО со сроками погашения, не превышающими 3 и 6 мес. и с доходностью 30% годовых. Владельцам ГКО, ОФЗ-ПК и ОФЗ-ПД, которым устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги (кроме кредитных организаций, профессиональных участников рынков ценных бумаг, органов государственной власти), давалось право получить 30% от суммы новых обязательств денежными средствами с соответствующим уменьшением до 50% доли ОФЗ-ФД и сохранением доли ОФЗ-ПД в размере 20%.

Физическим лицам – резидентам РФ было дано право получения полной суммы погашения в денежной форме.

Государственные сберегательные облигации (ГСО). Выпуск этих облигаций производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2001 г. № 771 "Генеральные условия эмиссии и обращения государственных сберегательных операций" и приказом Минфина России от 19 августа 2004 г. № 68н "Об утверждении Условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций". Эмитентом является Минфин России, инвесторами – юридические лица, резиденты: страховые компании, Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, компании, осуществляющие доверительное управление пенсионными накоплениями. Облигации краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные, именные, выпускаются в документарной форме. Эмиссия осуществляется отдельными выпусками, объемы которых определяются эмитентом. Облигации не обращаются на вторичном рынке, а размещаются на аукционе и по закрытой подписке. Владелец облигаций при их погашении получает их номинальную стоимость, а также проценты. Погашение и купонные выплаты осуществляются за счет средств федерального бюджета. Это федеральная государственная ценная бумага с номинальной стоимостью 1000 руб. Владелец облигации имеет право предъявить ее к обмену на федеральные государственные ценные бумаги и к выкупу.

Обслуживание рынка облигаций осуществляется агентом, депозитарием и организатором торговли. Агентом является кредитная организация, заключившая договор с эмитентом. Агент проверяет права инвесторов на владение облигациями, обслуживает их лицевые счета, размещает облигации на аукционах и по закрытой подписке, обменивает облигации. Осуществляет их погашение и выкуп, выплату процентного дохода. Депозитарий открывает и обслуживает счета ДЕПО эмитента и инвесторов. Организатор торговли проводит аукционы.

Депозитные и сберегательные сертификаты коммерческих банков. Эти бумаги выпускаются в соответствии с письмом Банка России от 10 февраля 1992 г. № 14-3-20 "Положение о сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций". Банковский сертификат – это письменное свидетельство банка о внесении денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему. Вкладчик банка, купивший сертификат, называется бенефициаром (выгодоприобретателем). Форма сертификата бумажная. Сертификаты бывают именными и предъявительскими, депозитными и сберегательными. Все они должны быть срочными. Депозитные сертификаты выдаются только юридическим лицам, резидентам, на срок до 1 года, могут передаваться только юридическим лицам в безналичной форме, это именные ценные бумаги. Сберегательные сертификаты выдаются только физическим лицам на срок до 3 лет, могут передаваться только физическим лицам – гражданам РФ, в наличной и безналичной форме, это предъявительские ценные бумаги. Сертификаты не подлежат вывозу за пределы рублевой зоны, не могут служить расчетным и платежным средством за товары и услуги. Сертификаты не выпускаются в валюте.

Обязательные реквизиты данных сертификатов:

  • – наименование "депозитный сертификат" или "сберегательный сертификат";
  • – причина выдачи сертификата (внесение вклада);
  • – дата внесения депозита;
  • – размер депозита;
  • – безусловное обязательство банка вернуть сумму, внесенную в депозит;
  • – дата востребования бенефициаром депозита по сертификату;
  • – ставка процента за пользование депозитом;
  • – сумма причитающихся процентов;
  • – наименование банка-эмитента;
  • – наименование бенефициара (если это именной сертификат);
  • – подписи двух лиц банка;
  • – печать.

Отсутствие хотя бы одного реквизита делает сертификат недействительным. Если сертификат предъявлен к оплате досрочно, то процентная ставка снижается. Если срок сертификата просрочен, то банк обязуется оплатить его по первому требованию. Под залог депозитного и сберегательного сертификата можно получить ссуду. Предъявительские сертификаты передаются путем простого вручения, именные – путем цессии (общегражданской уступки требования). Цедент уступает свои нрава, цессионарий приобретает их. Цессия оформляется на оборотной стороне сертификата в виде двустороннего соглашения с подписями и печатями.

Облигации Банка России (ОБР). В соответствии с Федеральным законом от 8 июля 1999 г. № 139-Φ3 "О внесении дополнений в Федеральный закон “О Центральном банке РФ (Банке России)” и Федеральный закон “О рынке ценных бумаг”" Банку России в целях реализации денежно- кредитной политики дано право от своего имени осуществлять эмиссию облигаций. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 1999 г. № 1142 утверждено Положение об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Банка России. Эти облигации размещаются и обращаются только среди кредитных организаций. Предельный размер общей номинальной стоимости облигаций Банка России равен разнице между максимально возможной величиной обязательных резервов и суммой обязательных резервов, определенной исходя из действующего их норматива.

Данные облигации являются краткосрочными эмиссионными ценными бумагами, закрепляющими право их владельца на получение в предусмотренный ими срок средств в размере, равном их номинальной стоимости. Доходом от облигации является разница между номинальной стоимостью и ценой покупки облигации. Облигации выпускаются в документарной форме на предъявителя. Эмиссия облигаций осуществляется отдельными выпусками. Каждый выпуск имеет регистрационный номер. Обслуживание и погашение облигаций производит Банк России.

Эти облигации стали выпускаться в период кризиса в связи с отсутствием торгов по ГКО-ОФЗ и нерешенностью проблемы обмена ГКО-ОФЗ на новые ценные бумаги.

Это ликвидный, доходный и надежный инструмент на российском рынке ценных бумаг. К ноябрю 1998 г. размещено 9 выпусков ОБР, в том числе 4 выпуска на аукционах, 5 выпусков на вторичных торгах. Доходность ОБР на вторичном рынке в сентябре – октябре 1998 г. составляла около 70% годовых, а к середине ноября она снизилась до 35%. Срок обращения этих бумаг не превышал 30 дней. В 2001 г. выпуск ОБР был прекращен и возобновлен только в 2004 г.

История возникновения государственных ценных бумаг в РФ

Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

Облигации федерального займа (ОФЗ-ПК)

Облигации государственного внутреннего валютного займа (ОВВЗ)

Облигации Банка России (ОБР)

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

Государственные долгосрочные облигации (ГДО)

Ценные бумаги субъектов РФ

Характеристика ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ и субъектов РФ

К рыночным обязательствам внутреннего долга федерального правительства России относятся государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКБО), облигации федерального займа с переменным, постоянным и фиксированным купонами (ОФЗ-ПК, ОФЗ-ПД, ОФЗ-ФК), облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД),
облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ), госу-
дарственные долгосрочные облигации и др. ценные бумаги, которые
в соответствии с российским законодательством приравнены к госу-
дарственным ценным бумагам (ОБР - облигации Банка России).

Ценные бумаги, выпущенные от имени субъектов РФ, признаются
государственными ценными бумагами субъектов Российской Федера-
ции. Они преимущественно состоят из облигаций внутреннего займа,
основными разновидностями которых являются дисконтные, купон-
ные кратко-, среднесрочные облигации и облигации, аналогичные
ГКБО и ОФЗ, агрооблигации, жилищные сертификаты и др.



Эмиссия и обращение государственных ценных бумаг в РФ регули-
руются Гражданским кодексом РФ; Налоговым кодексом РФ; Бюд-
жетным кодексом РФ; ФЗ РФ «О федеральном бюджете на очередной
финансовый год», «Об особенностях эмиссии и обращения государ-
ственных и муниципальных ценных бумаг» от 29.07.98 г.; «О рынке
ценных бумаг» от 22.04.96 г. с дополнениями и изменениями; а также
другими нормативными актами, включая письма и указания Минфи-
на РФ и Центрального банка РФ.

3.2.1. Государственные краткосрочные бескупонные облигации
(ГКБО)

Общие принципы функционирования российского рынка государ-
ственных краткосрочных бескупонных облигаций были разработаны
в рамках «Российско-американского банковского форума». Для их
реализации в Центробанке России было создано Управление ценных
бумаг, занимающееся размещением гособлигаций, операциями на вто-
ричном рынке и расчетами между участниками рынка ГКО. В июле
1992 г. Центробанк России провел конкурс среди российских бирж,
победителем которого была признана Московская межбанковская ва-
лютная биржа (ММВБ). 18 мая 1993 г. на ММВБ прошел первый аук-
цион по размещению трехмесячных ГКО.1

Эмиссия государственных краткосрочных бескупонных облигаций
осуществляется отдельными выпусками. В рамках выпуска могут
устанавливаться транши, разряды, номера ценных бумаг.

Транш - часть ценных бумаг определенного выпуска, размещаемая
в рамках его объема и в течение периода обращения ценных бумаг этого
выпуска.

Выпуск ГКО оформляется глобальным сертификатом, который
передается Минфином РФ в Банк России за десять дней до даты проведения аукциона. Каждый выпуск подлежит государственной регистрации.

Коды государственной регистрации для ГКО состоят из девяти значащих разрядов: Х1Х2ХЗХ4Х5Х6Х7Х8Х9, где:

XI - указывает на тип ценной бумаги; цифра «2» - означает долговое обязательство;

Х2 - вид и срочность ценной бумаги; цифра «1» - для государственных краткосрочных бескупонных облигаций сроком обращения до 1 года; цифра «2» - более 1 года;

ХЗХ4Х5 - порядковый номер выпуска данного типа;

Х6Х7Х8 - буквы RMF (Russian Ministry of Finance) указывают на эмитента;

Х9 - буква 5 - указывает на то, что данная ценная бумага госу-дарственная.

В 1993-1998 гг. ГКБО выпускались отдельными траншами, чаще
всего на 3-6 месяцев. В 1994 г. был проведен 31 аукцион по размеще-
нию бескупонных ГКБО: 18 - со сроком погашения три месяца, 10 - со
сроком погашения шесть месяцев и 3 - один год. Начало 1995 г. озна-
меновалось скачкообразным ростом курса доллара, что потребовало
дополнительных бюджетных расходов. На первичном рынке размеще-
ние облигаций осуществлялось по цене 70-80% от номинала, чем была
достигнута некоторая устойчивость рынка. Уровень доходности рынка
3-6-месячных ГКБО достигал 105-155% годовых.

Растущие потребности государства в финансировании дефицита
бюджета способствовали созданию пирамиды государственного внут-
реннего долга РФ. В июле-августе 1998 г. торговля ГКБО была пре-
кращена. Правительство РФ объявило, что не может погасить свои
ГКБО и решило принудительно переоформить их в государственные
облигации с более длительными сроками погашения (три года и бо-
лее). С февраля 1999 г. выпуск и обращение ГКБО возобновились.

Спецификация и основные характеристики ГКБО представлены
в виде таблицы (табл. 3.2.1).

По ГКБО проценты не начисляются. Минфин РФ с самого начала
размещает их по цене ниже номинала (с дисконтом). Поскольку пога-
шение облигаций осуществляется по номиналу, то дисконт представ-
ляет собой доход, который государство выплачивает владельцам ГКБО.
В ходе функционирования рынка ГКБО могут возникать следующие
ситуации:

Таблица 3.2.1

Спецификация и основные характеристики ГКБО

1. Проводится аукцион по размещению облигаций без погашения
предыдущих выпусков.

2.
ции облигаций больше суммы погашения.

3. Проводится аукцион по размещению облигаций с одновремен-
ным погашением предыдущих выпусков, и выручка от реализа-
ции облигаций меньше суммы погашения.

4. Происходит погашение выпусков облигаций без проведения пер-
вичного аукциона.

В разных ситуациях действия Минфина РФ и Банка России опре-
деляются специальным договором. В первом случае Банк России обя-
зан зачислить полученную выручку в пятидневный срок после прове-
дения аукциона в федеральный бюджет. Во втором случае Банк России
из выручки от реализации облигаций покрывает расходы по погаше-
нию предыдущих выпусков и оставшиеся средства направляет в феде-
ральный бюджет.

В третьем случае могут возникнуть две ситуации. Если объем раз-
мещаемого выпуска превышает параметры погашаемых, но в резуль-
тате аукциона получена недостаточная сумма для осуществления
погашения предыдущих выпусков, то Банк России приобретает обли-
гации размещаемого выпуска в объеме, обеспечивающем полное по-
крытие недостающих сумм, но в пределах лимита, установленного для
кредитования Банком России федерального правительства. В случае
если этих мер будет недостаточно или в случае 4, Минфин РФ направ-
ляет на выполнение своих обязательств бюджетные средства.

Облигации Банка России

Облигации Банка России (ОБР), получившие статус государственных
ценных бумаг, номиналом 1000 руб. появились сразу после финансо-
вого кризиса в 1998 г. как полный аналог ГКБО. В качестве эмитента
облигаций выступал Центробанк России, срок обращения облигаций -
до одного года. Дисконтная облигация могла покупаться только кредитными организациями.

Коды государственной регистрации для ОБР состоят из девяти зна-
чащих разрядов:

Х1Х2ХЗХ4Х5Х6Х7Х8Х9,

где X1 - указывает тип ценной бумаги, цифра «2» обозначает - обли-
гация;

Х2 - указывает на вид облигации: «1» - бескупонная;

ХЗ - указывает срок обращения ценной бумаги, цифра «1» - для
облигаций сроком обращения до одного года;

Х4Х5Х6 - порядковый номер выпуска облигаций;

Х7Х8Х9 - буквы CBR (Central Bank of Russia - англ., Центральный
банк России) - указывают на эмитента.

Эмиссия ОБР была призвана восполнить исчезновение большин-
ства инструментов, ранее использовавшихся коммерческими банками
для инвестирования свободных ресурсов и регулирования собствен-
ной ликвидности, вследствие процесса реструктуризации государ-
ственного внутреннего долга РФ.

Необходимость разделения функций привлечения средств для фи-
нансирования бюджетного дефицита и управления банковской ликвид-
ностью связана с различиями в задачах, стоящих перед Министерством
финансов и Центральным банком. В странах с рыночной экономикой
существует четкое разграничение полномочий министерства финан-
сов и центрального банка. Поэтому центральные банки таких стран
для регулирования уровня процентных ставок эмитируют собственные
ценные бумаги (в частности, это практикуется в Бразилии, Мексике,
Венесуэле, Польше и др.). В развитых странах необходимость эмиссии
собственных ценных бумаг центральными банками зачастую связана
с тем, что профицит бюджета позволяет правительствам данных стран
обходиться без привлечения заимствований. Монетарные органы власти таких стран нуждаются в инструменте, заменяющем государствен-
ные облигации. С этой целью центральные банки таких стран, как Бель-
гия, Финляндия, Нидерланды, выпускают собственные ценные бумаги.
В России возможность выпуска ценных бумаг Центрального банка
обсуждалась на протяжении нескольких лет. Однако на тот момент
первоочередной задачей было развитие рыночных инструментов для
покрытия дефицита бюджета. Государственные ценные бумаги имели
короткий срок обращения, и Центральный банк активно использовал
их в целях денежно-кредитного регулирования. Выпуск ОБР с пара-
метрами, аналогичными государственным облигациям, мог создать
нежелательную конкуренцию рынку ГКБО-ОФЗ.

После реструктуризации государственные облигации потеряли свою
ликвидность, полноценное функционирование системы рефинансиро-
вания стало невозможным из-за отсутствия адекватного обеспечения.
Возникла необходимость во введении новых инструментов для регу-
лирования банковской ликвидности и управления уровнем процент-
ных ставок денежно-кредитного рынка страны. В то же время эмиссия
ОБР способна стать альтернативой вложениям в валюту.

ОБР являются инструментом, гибко реагирующим на изменение
рыночной конъюнктуры. В 1999 г. в период недостатка свободных де-
нежных средств доходность размещения, предлагаемая Банком Рос-
сии (60-80% годовых), не устраивала дилеров, и поэтому обороты
рынка ОБР были незначительными. Высокая волатильность валют-
ного рынка позволяла его участникам надеяться на более высокую
доходность по сравнению с доходностью, предлагаемой Центральным
банком по вновь размещаемым инструментам.

Уже к концу 1999 г. кредитные организации начали проявлять боль-
ший интерес к рынку ОБР. Наиболее активными участниками рынка
облигаций Банка России стали региональные средние и мелкие бан-
ки, которые меньше прочих были затронуты финансовым кризисом.
Таким банкам в основном удалось сохранить свою клиентуру, и они
имели достаточный объем временно свободных ресурсов.

Первый аукцион, на котором состоялось первичное размещение ОБР,
прошел 30 сентября. До этого аукционы, о проведении которых объяв-
лял Банк России, были признаны несостоявшимися из-за заниженных
цен, предлагаемых дилерами в заявках. Однако в дальнейшем процент-
ные ставки постепенно снижались (до 41%), и проведение аукционов
по размещению новых выпусков ОБР приобрело регулярный характер.
С 1999 г. возобновилось обращение ГКБО-ОФЗ, которое практиче-
ски не сказалось на объеме торговли по облигациям Банка России.

Средний оборот рынка ОБР в этот период составлял 145 млн руб. в день. 17 февраля 1999 г. размещение новых выпусков было временно при-
остановлено в связи с возникшими разногласиями ФКЦБ и Центро-
банка России о правомерности выпуска ОБР и соблюдении проце-
дур выпуска облигаций, предусмотренных ФЗ РФ «О рынке ценных
бумаг».

В настоящее время признано, что Банк России эмитирует свои об-
лигации не с целью привлечения средств для финансирования своих
расходов, а с целью реализации денежно-кредитной политики. По-
скольку управление ликвидностью носит оперативный характер, Банк
России должен иметь возможность гибкого принятия решений о вы-
пуске ОБР в объемах, предусмотренных законодательством России.

Поправки к законам «О Центральном банке Российской Федерации»
и «О рынке ценных бумаг», а также другие изменения в законодатель-
стве позволили определить максимальный объем ОБР всех выпусков,
находящихся в обращении, в пределах разницы между максимально
возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций
(которая составляет 20% от пассивов коммерческих банков) и суммой
обязательных резервов коммерческих банков в Банке России. Таким
образом, потенциальный объем рынка ОБР на настоящий момент до-
статочен для привлечения свободных краткосрочных средств банков
и формирования репрезентативной оценки рыночной стоимости за-
имствований.

Спецификация и основные характеристики ОБР представлены ниже
в табл. 3.2.4.

Таблица 3.2.4

Ценные бумаги субъектов РФ

Появление облигаций субъектов РФ неразрывно связано со стремле-
нием преодолеть негативные последствия для российской экономики,
которые имели место вследствие взаимных неплатежей государствен-
ных предприятий, региональных администраций. Рыночная экономика
предполагала использование рыночных инструментов заимствования,
что нашло отражение в соответствующих изменениях законодатель-
ной базы.

Так, на российском рынке ценных бумаг появились первые облигации
субъектов РФ («сельские» облигации, агрооблигации). Путем переоформления задолженности АПК перед Минфином РФ в ценные бумаги для последующей их реализации на фондовом рынке и направления полученных денежных средств в Фонд льготного кредитования АПК была предпринята попытка изменить существующую практику поддержки отечественного агропромышленного комплекса (далее -АПК). По состоянию на 1 июня 1998 г. 70 субъектов РФ переоформили задолженность путем выпуска ценных бумаг, которые были депонированы в депозитарии Онэксимбанка на общую сумму 8044 млрд. руб.

Появлению этих облигаций способствовали, прежде всего, два фактора: отсутствие денег в федеральном бюджете для формирования в достаточном объеме Фонда льготного кредитования АПК и наличие крупной задолженности субъектов РФ перед Минфином РФ. Основным
параметрами облигаций выступают: бездокументарные, именные, купонные (10% годовых); номинальная стоимость - 10 млн. руб. (в ценах 1997 г.); срок обращения - до 3 лет.

Налог на доходы по операциям с облигациями установлен в размер
15% (такой же, как и на остальные государственные ценные бумаги).

Первоначально инвестиционная привлекательность облигаций субъектов РФ определялась высокой надежностью и ликвидностью, поскольку Минфин при регистрации проспектов эмиссии обязал регионы
предусмотреть в бюджете средства для погашения облигаций. Агрооблигации были выпущены тремя траншами с погашением в 1998, 1999 и 2000 гг. Прежде чем приобрести облигации субъектов РФ, инвесторы проводили детальный анализ финансового состояния эмитентов на основе объективных данных, что позволило сформировать адекватную
оценку риска вложенных инвестиций. Из общего объема эмиссии на
аукционах в течение 1997 г. было продано почти 60% облигаций. Продажа ценных бумаг всех трех траншей проводилась по ценам, обеспечивающим доходность к погашению на уровне 25-29%. Таким образом,
состоялось широкомасштабное знакомство кредиторов с регионами.

В кризисный 1998 г. лишь небольшая часть субъектов РФ выполнила свои обязательства перед инвесторами по погашению облигаций:
Республики Хакасия, Саха (Якутия), Чувашия, Коми, Карелия, Бурятия; Ленинградская, Калининградская, Тюменская, Томская, Читинская, Астраханская, Тамбовская, Оренбургская, Вологодская, Волгоградская области; Краснодарский и Красноярский края. К концу 1999 г.
ситуация стабилизировалась. Некоторые регионы досрочно, частично
или полностью выкупили свои ценные бумаги с целью погашения,
Другие проводили переговоры с инвесторами, устанавливая определенный график выполнения своих обязательств, получая, таким образом, отсрочку выплаты по долгам. Однако большинство субъектов РФ
отказались от услуг платежного агента по погашению задолженности
перед кредиторами, изменив, таким образом, схему погашения облигаций, утвержденную Минфином. В результате многие инвесторы -
держатели облигаций субъектов РФ согласно действующему законодательству были вынуждены обращаться в арбитражные суды по месту нахождения ответчика.

Сегодня продолжает сохраняться сложная ситуация с погашением
облигаций субъектов РФ. Российские и иностранные инвесторы, вло-
жившие значительные денежные средства в агрооблигации, понесли
существенные убытки, что не может не отразиться на репутации не
только субъектов РФ, но и государства в целом.

Опыт размещения облигационных займов субъектов РФ показал,
что необходимо развивать и совершенствовать нормативную и зако-
нодательную базы рынка ценных бумаг; повышать информационную
прозрачность рынка, эффективность судебной системы в целом; уси-
лить контроль со стороны Минфина по отношению к финансовой дея-
тельности субъектов РФ, размещающих новые облигационные займы;
усилить федеральный контроль исполнения законов в части займов
субъектов РФ и их финансовой деятельности; установить пределы
ответственности эмитентов перед инвесторами, совершенствуя госу-
дарственную политику в области защиты их прав.

21 ноября 2000 г. в связи с реорганизацией Онэксимбанка и присо-
единением к Росбанку функции уполномоченного депозитария пере-
шли к депозитарию Росбанка.

В настоящее время общероссийский рынок субфедеральных облига-
ций представлен операциями, которые сосредоточены на торговых пло-
щадках Санкт-Петербурга, Москвы и некоторых областных центров.

По данным рейтингового центра АК & М первое место в рейтинге
занимают Москва и Санкт-Петербург, которые обладают наиболее вы-
сокой способностью расплачиваться по своим обязательствам. В основе
этого - благоприятные предпосылки, обусловленные прочной эко-
номической базой городов и сбалансированностью бюджетных пока-
зателей, что во многом связано с успешной финансовой политикой
властей, развитым финансовым рынком и высокой инвестиционной
привлекательностью.

Контрольные вопросы.

1. Какие виды государственных ценных бумаг выпускались в советский период?

2. Перечислите основные характеристики ОФЗ?

3. На какие сроки могут выпускаться ГКБО?

4. Кто является покупателями ОГСЗ?

5. В чем состоит специфика ОГВВЗ?

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ В РФ

Федеральный закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» делит государственные ценные бумаги в России на три вида:

  • федеральные государственные ценные бумаги, то есть ценные бумаги, выпускаемые федеральным правительством; их основные виды рассмотрены в предыдущем параграфе
  • государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, то есть ценные бумаги, выпускаемые этими субъектами государственного управления
  • муниципальные ценные бумаги, то есть ценные бумаги, выпускаемые от имени муниципального органа государственного управления

Юридический статус государственных ценных бумаг имеют федеральные бумаги и бумаги субъектов Федерации, а муниципальные ценные бумаги лишены этого статуса.

Однако по существу все перечисленные группы ценных бумаг есть государственные бумаги, так как они выпускаются от лица государственного органа управления.

В свою очередь ценные бумаги субъектов Федерации и муниципальных органов власти есть ценные бумаги, выпускаемые региональными органами государственной власти, поэтому их можно называть региональными ценными бумагами.

Региональные ценные бумаги (РЦБ) – это способ привлечения финансовых ресурсов региональными органами государственной власти в случае дефицита регионального бюджета или на инвестиционные цели путём выпуска долговых ценных бумаг.

Цели выпуска региональных ценных бумаг:

  • покрытие временного дефицита регионального бюджета
  • финансирование бесприбыльных объектов, требующих единовременных вложений крупных средств, которыми не располагает ежегодный бюджет: строительство, реконструкция и ремонт объектов социального назначения (школ, больниц, музеев, библиотек и тому подобное) и объектов региональной инфраструктуры (дорог, мостов, водосетей и прочей инфраструктуры)
  • финансирование прибыльных проектов, вложения в которые окупаются в течение нескольких лет за счёт получаемой от них прибыли
  • финансирование проектов строительства, ремонта и реконструкции жилья на основе их самоокупаемости, то есть затраты компенсируются выручкой от продажи всего или части построенного жилого фонда

Формы региональных займов

Существуют две главные формы региональных займов:

  • выпуск региональных ценных бумаг
  • ссуды

Региональные ценные бумаги обычно выпускаются в виде облигаций, реже векселей.

Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии (бюджетные ссуды вышестоящих бюджетов), либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличается от аналогичных ссуд предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной стороны, его стоимость, то есть та плата, которую орган власти должен заплатить за привлекаемые ресурсы, а с другой – наличие в нужных размерах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится дешевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счёт предоставляемых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Региональные ценные бумаги имеют обычно статус государственных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юридических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Кто покупает региональные ценные бумаги

Основными покупателями региональных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пенсионные фонды, другие организации и предприятия.

Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным причинам:

  • более высокая их доходность по сравнению с банковскими депозитами за счёт налоговых льгот
  • надёжность этих ценных бумаг по сравнению с ценными бумагами коммерческих компаний или региональных банков

Ещё большей надежностью, чем ценные бумаги региональных органов власти, обладают только ценные бумаги федерального правительства.

Обеспечение региональных ценных бумаг

Обеспечением этих ценных бумаг обычно являются доходы соответствующего бюджета в целом или их определённые виды, муниципальное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены региональные облигации.

Согласно законодательству 2000 года, предельный объём расходов по обслуживанию регионального займа не может превышать 15% объёма расходов бюджета соответствующего уровня, а предельный размер заёмных средств не может превышать 30% доходов бюджета субъектов Федерации и 15% от доходов бюджета муниципального органа управления (местного бюджета) без учёта в обоих случаях поступлений из федерального бюджета и привлеченных заёмных средств.

Механизм выпуска и обращения

Решение о региональном займе и форме его выпуска (обычно в виде муниципальных облигаций) принимает руководящий орган местного самоуправления. Размещение облигационного займа проходит через один или нескольких уполномоченных на это коммерческих банков или других коммерческих структур. Выбор таких посредников для размещения займов должен сотворятся на конкурсной основе с учётом минимизации расходов местного органа власти на выпуск и обращение облигаций. Уполномоченный банк (или банки) через свои отделения, отделения других банков или другие финансовые компании, с которыми он, в свою очередь, заключает договоры на размещение регионального займа, реализует муниципальные облигации органа власти их конечным держателям, в первую очередь населению, различного рода финансовым фондам. Обычно региональные облигации являются свободно обращаемыми, то есть их держатели могут свободно продавать и покупать облигации на биржевом или внебиржевом рынках ценных бумаг в течение всего срока, на который выпущен облигационный заём. По окончании срока обращения облигации выкупаются (погашаются) эмитентом по их нарицательной стоимости (с выплатой соответствующего дохода, если это предусмотрено условиями займа).

В целом на региональные облигации распространяются теоретические положения, касающиеся облигаций вообще как одного из главных видов ценных бумаг. Размещение их осуществляется в соответствии с действующим законодательством (закрытая или открытая подписка), и эти облигации, наравне с другими ценными бумагами, могут продаваться и покупаться на соответствующем биржевом или внебиржевом рынках.

Российская практика

Облигации региональных органов власти обычно обеспечивают уровень доходности, сравнимый с федеральными облигациями, и на них в настоящее время распространяются те же налоговые льготы.

Разновидностью российских облигаций являются жилищные облигации, цель которых – финансирование строительства жилья. Указанные облигации в зависимости от условий предоставления жилья могут быть либо низкодоходными, либо бездоходными, так как для их владельцев важно получить квартиру, а не доход на вложенный капитал. Это очень актуально для многих жителей городов и поселков России.

Самыми крупными эмитентами региональных облигаций являются Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Тюменская область.

Новое на сайте

>

Самое популярное