Домой Кредиты онлайн Ли я не платить за консьержа. Консьержи теперь – ваша проблема

Ли я не платить за консьержа. Консьержи теперь – ваша проблема

Каждый месяц я вместе с другими жильцами дома сдаю консьержке за ее труд по 550 рублей наличными под запись в тетрадочке.

Это немного раздражает. Во-первых, нужно доставать наличку, которой у меня обычно нет. Во-вторых, никто не дает официальные документы на принятую сумму: ни управляющая компания, ни консьержка.

Как обязать управляющую компанию включать плату консьержке в квитанцию за квартиру?

И еще вопрос. Раньше жильцы платили по 450 рублей. Но деньги сдавали не все, и плату подняли до 550, чтобы покрыть долги. Считаю это неправильным. Что делать? Куда бежать?

Решение о найме консьержки вправе принять только общее собрание жильцов под запись в протоколе собрания. Дальше его передают в управляющую компанию (УК ), она подписывает с консьержем договор и включает плату в квитанцию за квартиру.

Антон Дыбов

эксперт по налогообложению

Если протокола общего собрания нет, юридически консьержа тоже нет - платить вы не обязаны.

Общее собрание жильцов, УК и консьерж: кто кому что должен

Если в УК есть копия протокола общего собрания, но она предпочла нанять консьержку и собирать с жильцов деньги за ее услуги неофициально, то разбираться надо с УК . А до того не платить - имеете право.

Как разбираться? Напишите и отнесите в УК претензию со ссылками на законодательство. Предупредите, что если УК не переведет отношения с консьержкой и жильцами в официальную плоскость, вы обратитесь с жалобами в три инспекции: налоговую , трудовую и региональную жилищную. А заодно и в прокуратуру.

Так, если жилищная инспекция усмотрит в действиях УК нарушение правил управления многоквартирными домами, это штраф 150-250 тысяч рублей по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ. А трудовая инспекция за отсутствие договора с консьержкой оштрафует УК на 50-100 тысяч рублей по ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ. Дешевле все сделать по закону.

Если УК пойдет вам навстречу, то вынесет на общее собрание жильцов сумму платы консьержке, а там как договоритесь. Окончательную сумму закрепите в протоколе собрания. Она будет действовать минимум год.

А если не по закону, а по жизни?

Поскольку официально оформлять консьержку хлопотно и долго, а тетрадочка - это просто и быстро, по неписаным правилам вроде ваших живут жильцы многих домов. В поле зрения государства консьержка не попадает, поскольку всех все устраивает.

Но если и попадет, то при устной договоренности жильцов о найме консьержки даже оштрафовать некого. Разве что ее саму за незаконное предпринимательство, но это уж совсем фантастика.

Если у вас как раз устная договоренность, возможно, есть смысл в таком же стиле уточнить и правила пересмотра платы. А также оговорить право жильца переводить деньги на карту консьержки либо карту ее доверенного лица.

Но мы вам этого не советовали.


Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: [email protected]. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

ОБ ОПЛАТЕ УСЛУГ КОНСЬЕРЖА

От редакции . Неоднократно читатели онлайн-газеты задавали вопрос об оплате услуг консьержа в Москве, но как-то не удавалось сделать конкретный материал на эту тему. Помог случай. В редакции районных газет столицы поступила информация, вероятно, «спущенная свыше» -на эту тему. Читайте. Вроде бы всё конкретно, по делу, но тем не менее некоторые вопросы остаются.

Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение, в соответствии с которым организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, будет самостоятельно охранять подъезды посредством консьержей за счёт собственных сил, либо с привлечением подрядных организаций (статья 45 ЖК РФ). Оплата консьержа в данном случае производится за счёт собственных средств жителей и не компенсируются из бюджета города. Порядок, способы и размер платы определяются собственниками помещений многоквартирного дома на общем собрании. В свою очередь, Правительство Москвы продолжает реализацию программы по приведению в порядок подъездов жилых домов, в том числе путём финансирования за счёт средств бюджета охраны подъездов с помощью консьержей. Такая помощь предоставляется городом по инициативе жителей дома при условии наличия в нём оборудованных за счёт средств городского бюджета специальных помещений и при отсутствии систем видеонаблюдения. При этом оплата из бюджета идёт только на одного дежурного по подъезду при односменном пятидневном режиме работы, несмотря на то, что подъезд должен охраняться в круглосуточном режиме несколькими дежурными.

В соответствии с пунктом 3.1 15 постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. № 299-ПП, функция по охране подъездов посредством консьержей, возложенная на ГУ ИС районов, осуществляется ими по государственному заказу на конкурсной основе. Но итогам конкурса ГУ ИС района будет заключён государственный контракт, в соответствии с которым непосредственное оказание услуг по охране подъездов жилых домов дежурными по подъезду (консьержами) будет осуществляться организацией, выигравшей конкурс, согласно адресному списку, являющемуся неотъемлемой частью такого контракта. ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные управляющие организации должны быть включены в адресный список на основании их заявлений о круглосуточной охране всех подъездов многоквартирного дома за счёт бюджетного финансирования.

Постановлением Правительства Москвы от 3 февраля 2009 г. № 72-ПП «Об утверждении расходов на содержание дежурного по подъезду» предусмотрено финансирование содержания дежурного по подъезду, исходя из 18 763 рублей (с учётом НДС) на подъезд в месяц. В расчёте предельного норматива на содержание дежурного по подъезду учтены: фонд заработной платы с начислениями на социальное страхование, с учётом подмены на период отпуска и болезни - 11 692, 43 руб. (заработная плата с учётом походного налога); накладные расходы в размере 40 % (от ред. - хороший аппетит!) от основной зарплаты, в том числе административно-управленческие расходы и оплата коммунальных услуг; плановые накопления в размере 3,26% от себестоимости; налог на добавленную стоимость - 18%. Таким образом, дежурный по подъезду, содержание которого финансируется из бюджетных средств, должен числиться в организации, выигравшей конкурс на предоставление услуг по охране подъездов жилых домов методом консьержей. Размер оплаты труда консьержа, работающего в такой организации, определяется условиями трудового договора. Изменять названный порядок организации охраны подъездов жилых домов методом дежурных по подъезду в 2011 году не предполагается.

  1. Жилищный кодекс Российской Федерации;
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  3. Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения»;
  4. Апелляционное определение Мосгорсуда от 04.03.2015 по делу № 33-2865/2015.

Исходя из представленной информации, сообщаю следующее:

Согласно ч. 1 ст. 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Поэтому собственники помещений одного подъезда могут на общем собрании решить нанять в подъезд консьержа, установить размер платы и установить ответственного за сбор денег. Также можно принять правила использования подъезда.

Однако такое решение собрания будет действовать только для тех, кто голосовал на собрании «за».

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Это то, что называется «жилищные услуги». Внесение платы за жилищные услуги обязательно для всех собственников и нанимателей помещений.

В случае управления многоквартирным домом управляющей организацией перечень работ и услуг по управлению, содержанию и ремонту общего имущества (то есть жилищные услуги) в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ указывается в договоре управления.

Таким образом, то, о чем друг с другом договорятся собственники помещений одного подъезда, не будет жилищной услугой, а будет договоренностью о заключении договора с консьержами и порядке его финансирования. Распространяться эта договоренность будет только на лиц, добровольно принявших на себя эти обязательства. Причем любое из этих лиц сможет в одностороннем порядке отказаться от услуг консьержа в будущем на основании ст. 782 ГК РФ.

Также не будет жилищной услугой, если будет проведено общее собрание собственников помещений дома, где будет принято решение о том, что наем консьержей жители организуют самостоятельно и плату вносят напрямую, минуя управляющую компанию. Непосредственное заключение договоров между собственниками и исполнителями, подрядчиками - признак непосредственного управления – одной из трех форм управления МКД (ст. 164 ЖК РФ.)

В связи с тем, что согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники не могут выбрать два и более способа управления многоквартирным домом, возможность использовать одновременно два способа управления – управление домом управляющей организацией и непосредственное управление домом собственниками – исключена.

Плату за службу консьержей именно как за жилищную услугу общее собрание собственников помещений в доме может установить, поручив своей управляющей компании взять в свой штат консьержей, установив размер платы за эту дополнительную услугу. Так поступили собственники помещений многоквартирного дома в случае, описанном в апелляционном определении Мосгорсуда от 04.03.2015 по делу № 33-2865/2015. Целесообразно также разрешить УК включить строчку об оплате консьержей в единый платежный документ, предусмотреть порядок индексации платы и установить срок, с которого УК должна приступить к оказанию услуги. Денежные средства за жилищные услуги вносятся управляющей компании на основании ч. 7 ст. 155 ЖК РФ.

Можно принять решение о включении будки для консьержа в состав общедомового имущества. В этом случае за его состояние будет отвечать управляющая организация. Можно обязать УК провести работы по обустройству рабочего места консьержа (естественно, за дополнительные деньги).

Объем работ и услуг, которые выполняет и оказывает управляющая организация, определен договором управления и не может быть меньше минимального перечня работ и услуг, определенного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения». Следовательно, управляющая организация не обязана оказывать услуги, не указанные в договоре управления или в минимальном перечне.

Согласно ч. 8 ст. 162 ЖК РФ изменение договора управления многоквартирным домом осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, то есть в соответствии со ст. 450 ГК РФ – по соглашению сторон. Это значит, что собственники вправе принять решение о предоставлении дополнительных услуг, но управляющая компания может отказаться оказывать услуги, не предусмотренные договором управления. В этом случае собственники могут по истечении срока действия договора отказаться от его продления и выбрать другую управляющую организацию или убедить существующую УК заключить новый договор на новых условиях.

Но если договором управления предусмотрено оказание дополнительных услуг по решению собственников и тарифы не являются для управляющей организации кабальными, то можно заставить УК обеспечить наличие консьержей и не дожидаясь окончания существующего договора.

Чтобы исключить противодействие УК, лучше до проведения собрания согласовать с ней размер платы за консьержей и сроки начала оказания услуги.

В случае принятия общим собранием о решения о дополнительной жилищной услуги «консьерж» только в одном подъезде расходы на их оплату должны нести собственники помещений всего дома пропорционально своей доле в праве общей собственности. Иное нарушило бы ст. 249 ГК РФ.

Есть еще один важный момент, который необходимо осветить. Будка для консьержа установлена в подъезде, который согласно ст. 36 ЖК РФ относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст. 247 ГК РФ владение и пользование общей собственностью осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия – в порядке, устанавливаемом судом. Решение вопроса об использовании общего имущества относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений. Порядок проведения такого собрания регламентирован ст.ст. 44-48 ЖК РФ.

Лучше, чтобы установку будки разрешило общее собрание. Иначе недовольный при определенном везении сможет добиться демонтажа будки через суд.

Резюме

Собственники отдельного подъезда могут принять решение и согласовать размер платы за консьержа и порядок ее внесения. Но действовать это решение будет только для тех, кто с ним согласен. То же самое касается решения общего собрания собственников всего дома расчетах за услугу минуя управляющую компанию.

Если необходимо установить плату за консьержа, обязательную для всех собственников дома (в том числе тех, кто не участвовал в голосовании или голосовал против), необходимо принять соответствующее решение на общем собрании всех собственников помещений многоквартирного дома. Услуги консьержа должна оказывать управляющая компания. Она же должна собирать за эти услуги деньги.

На общем собрании также нужно принять решение об использовании помещения подъезда для размещения рабочего места консьержа.

С 1 июля нынешнего года московское правительство прекращает выплату субсидий управляющим компаниям на содержание консьержей в многоквартирных домах. Касается это десятой части подъездов московских домов.

Всего их насчитывается более 100 тысяч, а субсидий в 2012 году было оформлено на 9,5 тысячи подъездов. Остальные – либо и раньше содержали дежурных на собственные средства, либо довольствовались камерами видео-наблюдения.

Что и говорить, к бюджетной помощи люди привыкли, ведь получали ее с 1999 года. Пусть не такой уж и достаточной она была, но одно дело – доплачивать дежурным, а другое дело – финансировать их полностью. Да и жителей консьержи устраивали куда больше, чем установленные в домах видеокамеры.

Разговоры о возможной скорой отмене субсидий начались уже с начала 2012 года. В п. 2 постановления правительства Москвы № 369-ПП от 16 августа 2011 г. был четко обозначен срок их предоставления – с 1 января по 30 июня 2012 г. А что дальше? Судя по редакционной почте, многие дома от консьержей вынуждены будут отказаться – не потянут. Но как-то выкручиваться придется – вопрос ведь стоит о безопасности проживания. Судя по обилию в Интернете вакансий консьержей в многоквартирных домах, они нужны, и их не хватает. ТСЖ, ЖСК предлагают удобный график: сутки через двое или через трое. Зарплата от 6 до 9 тысяч рублей, либо посменная оплата от 600 до 1000 рублей. Не забывают подчеркнуть близость дома к станции метро и что рабочее место оборудовано туалетом, горячей, холодной водой, местом для отдыха. И, как правило, гарантируют официальное, в соответствии с Трудовым кодексом оформление. А немногочисленных соискателей, в основном иногородних, интересует возможность бесплатного проживания. Судя по тому, что спрос превышает предложение, эти условия мало кого привлекают. Но консьержи даже с такой зарплатой – для жителей удовольствие дорогое. К примеру, три сменных работника с окладом 6 тысяч рублей на подъезд из 20 квартир – это уже по 900 рублей в месяц с квартиры! А прибавьте налоги с зарплат!

Потому нам нередко задают вопрос: как дешевле организовать дежурство в подъездах, как правильно оформить трудовые отношения с консьержами? За советом мы обратились к руководителю Межрегионального объединения домовладельцев Ларисе Денисовой.

Нам важнее «дешево и сердито»!

Рассмотрим варианты трудоустройства консьержей в домах ТСЖ, ЖСК. Первый – в соответствии с трудовым законодательством.

Трудовые договоры с дежурными заключаются через ТСЖ, работодателем для них будет ТСЖ, а, стало быть, финансировать и зарплату, и больничные, и отпускные будут граждане, проживающие в этих домах. Дешево это не будет. При сменном графике и восьмичасовом рабочем дне (больше он работать не должен по закону) понадобится, как минимум, 4 человека на подъезд при круглосуточной охране. Опять же, и помещение должно быть оборудовано. Обычным многоквартирным домам это далеко не под силу. Кроме того, ТСЖ, ЖСК не может платить меньше минимального размера оплаты труда (МРОТ). По Москве с 1 января 2012 г. это 11 300 рублей, а с 1 июля – уже 11 700 рублей. Председателям правлений следует знать: если организация по каким-либо причинам не может или не хочет ориентироваться на региональный МРОТ, ей необходимо представить мотивированный отказ в Комитет по труду и занятости. Отсутствие письменного отказа будет означать, что работодатель согласен применять новую ставку МРОТ. За выплату заработной платы ниже МРОТ предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность. Так, руководителя, допустившего нарушение, могут оштрафовать от 1 тыс. до 5 тыс. руб. А саму организацию – от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если же организация платит зарплату ниже «минималки» более двух месяцев, то руководителя могут привлечь к уголовной ответственности по статье 145.1 Уголовного кодекса РФ. Здесь уже размер штрафа составляет от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Возможно даже лишение свободы на срок до трех лет.

Но такую зарплату товарищества и кооперативы платить не могут. Как быть? Выход есть: оформить консьержей на 0,6-0,8 ставки. Или заключить с ними не трудовые, а гражданско-правовые договоры (подробно о них читайте в № 7 «КР» за 2012 год).

Отметим, что закон дает право собственникам внутри дома заказать любую услугу и профинансировать ее в том размере, в каком они сочтут нужным. На общем собрании лучше установить не размер оклада консьержа, а затраты на обеспечение охраны подъездов. В ЖСК или ТСЖ можно утвердить специальный фонд на обеспечение безопасности проживания. В положение об этом фонде можно включить все, что угодно – предусмотреть одного дежурного на подъезд или четырех. Можно запланировать видеонаблюдение на первом этаже, а можно – в каждом лифте и на каждом этаже. Каким образом организовать охрану – внутреннее дело собственников.

С другой стороны, если в доме 4-5 подъездов, то и дежурных понадобится, как минимум, 20! Зачем ЖСК и ТСЖ заморачиваться трудовыми договорами со всеми ними и нести огромные затраты, связанные только с оформлением трудовых отношений? Это постоянный контроль, ответственность за людей – то они уволились, то заболели, то в отпуск ушли. Так и домом некогда будет заниматься! Прибавьте к этому большие налоги с фонда их заработной платы, которые надо своевременно платить, а, самое главное, за все это надо отчитываться. И бухгалтеру зарплату придется увеличить, как минимум, в два раза, а то и принять второго бухгалтера, который бы занимался только расчетами зарплаты.

Выручить может институт индивидуальных предпринимателей. Гораздо дешевле оформить кого-то из собственников, имеющих свидетельство индивидуального предпринимателя. Оформить ему право заниматься охранной деятельностью – это серьезно. Нам надо что-нибудь попроще, не связанное с охранной деятельностью. К примеру, по договору поручить ему обеспечение охраны подъездов. В этом случае в смету будут включены только затраты на договор с этим индивидуальным предпринимателем, который жители обязаны будут профинансировать. А все трудовые договоры с работниками будет заключать этот предприниматель. И охрану он может организовывать так, как сочтет нужным. Сам будет на работу принимать, сам – контролировать, сам – следить за помещениями, оборудованием. В этом случае затраты ТСЖ сократятся прилично. Задача председателя правления – договориться о сумме, которая устроит этого работника и профинансировать ее через квитанции жителей.

Некоторые ЖСК, ТСЖ делают по-другому – принимают на работу консьержами индивидуальных предпринимателей. И рассуждают так: получил человек лицензию, встал на учет в налоговый орган и каждый месяц самостоятельно платит государству налог. И ТСЖ, ЖСК тут ни при чем. Да, налог он платит, но сам-то где деньги получает? На основании чего ему платят жители? Договор у него, как у наемного работника в этом случае с кем-то должен быть. Каждое работающее физическое лицо должно иметь договор, на основании которого он получает зарплату. Если деньги он получает непосредственно с каждой квартиры, то и договор должен заключить с каждым собственником. Сто квартир – сто договоров. Другого не предусмотрено. Просто так собрать с жителей деньги и положить ему в карман – это черный нал, за который товарищество или кооператив могут оштрафовать.

Есть и еще один ход, не противоречащий закону. Сейчас ведь в порядке вещей, когда состоятельные собственники нанимают домработниц, заключая договора. Почему бы одному из жителей, либо старшему по подъезду не сделать то же самое? Может, он такой богатый, что может нанять консьержку, которая, кроме его квартиры, будет охранять весь подъезд? А откуда он возьмет, скажем,15 тысяч рублей ей на зарплату – пойдет ли собирать деньги по квартирам или заплатит из своего кармана, никого не касается. Кстати, таким же путем можно нанять и уборщицу.

Конечно, в элитных домах этот вопрос не стоит. Но в обычных домах, где живут люди со средним достатком, пенсионеры, придется «изобретать» дешевый и сердитый вариант. Иначе охрана станет делом разорительным.

Официальный комментарий

Как разъяснили в Комплексе городского хозяйства г. Москвы, субсидии управляющим организациям на компенсацию затрат по оплате труда дежурных в подъездах жилых домов предоставляются в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ в целях государственной поддержки собственников жилых помещений при осуществлении управления многоквартирными домами и обеспечения благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, а также сохранности общего имущества в многоквартирных домах.

При этом по жилищному законодательству РФ собственники помещений в многоквартирном доме самостоятельно несут расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (ст. 39).

В целях соблюдения норм федерального законодательства постановлением правительства Москвы от 16 августа 2011 № 369-ПП определен период предоставления субсидий на компенсацию затрат по оплате труда дежурных в подъездах жилых домов с 1 января по 30 июня 2012 г.

Согласно жилищному законодательству собственники помещений на общем собрании вправе принять решение о финансировании работ по охране подъездов методом дежурных за счет собственных средств.

В настоящее время по инициативе собственников помещений такие собрания проводятся, и за счет средств собственников организуется дежурство в подъездах жилых домов.

Лилия Позднякова

Новое на сайте

>

Самое популярное