Домой Кредиты онлайн Минусы командно административной системы. Командная экономика - плюсы и минусы данной формы экономической организации

Минусы командно административной системы. Командная экономика - плюсы и минусы данной формы экономической организации

Командная экономика - экономическая система, главную роль в регулировании которой, играет государство. В этой системе государство определяет, какую продукцию и в каком количестве следует производить, для кого производить и как производить. Почему государству отводится роль основного регулятора в экономике? Потому что в данной экономической системе преобладает государственная собственность на все основные средства производства, то есть основная масса экономических ресурсов находится в собственности всего населения, проживающего в стране. От имени населения государство и управляет распределением всех основных экономических ресурсов, а также их использованием.

В связи с незначительной долей частной собственности на средства производства или ее отсутствием в командной экономике нет рынка. Его заменяют централизованное планирование, распределение и снабжение. Тем не менее, здесь присутствуют элементы рынка. Произведенная продукция считается товаром, но цены на нее устанавливает государство. Существует сеть торговых учреждений, являющихся посредниками между продавцами (государственными или кооперативными предприятиями) и покупателями (предприятиями, учреждениями или населением).

Преимуществами командной экономики являются:

1) минимум неопределенности в изменении экономической ситуации на ближайшую перспективу, сравнительно стабильное развитие экономики;

2) возможность постановки перед экономикой социальных целей и их достижения;

3) отсутствие резких перепадов в уровнях доходов населения между его различными группами, что способствует более равномерному развитию всех слоев общества;

4) возможность поддержания стабильного уровня занятости населения.

Но, как и любая экономическая система, командная экономика имеет свои недостатки:

1) отсутствие свободы выбора товаров (в частности, средств производства) для продавцов и покупателей - все заранее запланировано и распределено;

2) необходимость создания большой, сложной бюрократической структуры экономического управления, зачастую мешающей быстрому принятию оперативных решений;

3) субъективность в управлении экономикой, которая приводит к несбалансированности и непропорциональному развитию отраслей;

4) отчуждение собственников (населения) от объектов собственности (средств производства) и отсутствие конкуренции (соревновательности), которая приводит к безынициативности работников и недостаточному стимулированию в более эффективном использовании экономических ресурсов; как результат - недоиспользование достижений научно-технического прогресса, снижение эффективности, застой в экономике.

Примером командной экономики может служить экономическая система в бывшем Советском Союзе и в странах социалистического направления развития.

Плановая экономика (административно-командная система) ранее господствовала в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объёма и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать её решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами посредством повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

государственная собственность практически на все экономические ресурсы;

сильная монополизация и бюрократизация экономики;

централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных - проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

    Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях

    Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

    Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей

    Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)

    Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйствен­ной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

Наилучшие сохранившиеся по сей день образцы централизованной плановой экономики - это Северная Корея и Куба.

Традиционная экономика - это экономическая система, в которую научно-технический прогресс проникает с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с традициями. Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладной экономике. Все экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями и традициями.

Основные черты традиционной экономики:

1) частная собственность на средства производства и личный труд их владельцев;

2) крайне примитивная технология, связанная с первичной об­работкой природных ресурсов;

3) общинное ведение хозяйства, натуральный обмен;

4) преобладание ручного труда.

Традиционная экономическая система, либо ее элементы сохранилась в наиболее отсталых странах Азии и Африки.

Хозяйственные системы многих слаборазвитых стран можно назвать традиционной, или патриархальной, экономикой. Методы производства, обмена и рас­пределения дохода определяются здесь освещенны­ми временем обычаями. Эта экономическая система базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда. Наследственность и касто­вая принадлежность диктуют людям их экономические роли, и в силу этого господствует социально- экономический застой.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране.

Регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Можно выделить пять основных отличительных черт:

· приоритетность рыночной организации экономики;

· многосекторность экономики;

· государственное управляющее предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;

· ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;

· социальная защита населения.

В процессе производства взаимодействуют основные факторы производства - труд, капитал, земля, предпринимательская деятельность. Рассмотрим их более подробно.

Земля. Экономист вкладывает в понятие земля гораздо больший смысл, чем большинство людей. Понятие «земля» охватывает все естественные ре­сурсы - все «даровые блага природы», которые при­менимы в производственном процессе. В эту широ­кую категорию входят такие ресурсы, как пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, водные ресурсы.

Капитал. Понятие капитал, или «инвестицион­ные ресурсы», охватывает все произведенные сред­ства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и до­ставке их конечному потребителю. Процесс произ­водства и накопления этих средств производства на­зывают инвестированием.

Здесь важно отметить еще два момента. Во-пер­вых, инвестиционные товары (средства производст­ва) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредст­венно, тогда как первые делают это косвенно, обес­печивая производство потребительских товаров. Во- вторых, в приведенном здесь определении термин «капитал» не подразумевает деньги. Правда, менед­жеры и экономисты часто говорят о «денежном капитале», имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупки машин, оборудования и других средств производства. Однако деньги как таковые ничего не производят, а следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом. Реальный капитал - инструменты, машины и другое произ­водительное оборудование - это экономический ресурс; деньги, или финансовый капитал, таким ре­сурсом не являются.

Труд. Труд - это емкий термин, который эко­номист употребляет для обозначения всех физиче­ских и умственных способностей людей, примени­мых в производстве товаров и услуг (за исключени­ем особого вида человеческих талантов, а именно предпринимательской способности, которую мы, в силу ее специфической роли в капиталистической экономике, решили рассматривать отдельно). Таким образом, работы, выполняемые лесорубом, продав­цом, машинистом, учителем, профессиональным футболистом, физиком-ядерщиком, - все они ох­ватываются общим понятием «труд».

Предпринимательская способность. Наконец, что можно сказать о том особом человеческом ре­сурсе, который мы называем предпринимательской способностью или проще предприимчивостью? Мы раскроем специфическое значение этого термина, определив четыре взаимосвязанные функции пред­принимателя.

1. Предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов - земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги.

2. Предприниматель берет на себя трудную зада­чу принятия основных решений по ведению бизнеса, которые и опре­деляют направление деятельности коммерческого предприятия.

3. Предприниматель - это новатор, тот, кто вво­дит в обиход на коммерческой основе новые про­дукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса.

4. Предприниматель - это человек, идущий на риск. Это следует из внимательного изучения осталь­ных трех его функций. В капиталистической систе­ме предпринимателю прибыль не гарантирована. Вознаграждением за затраченные им время, усилия и способности могут оказаться заманчивые прибы­ли или убытки и в конце концов - банкротство. Короче говоря, предприниматель рискует не только своим временем, трудом и деловой репутацией, но и вложенными средствами - своими собственными и своих компаньонов или акционеров.

Плата за ресурсы . Доходы, связанные с предоставлением в поль­зование материальных ресурсов (земли и капитала), в общем виде представляют собой доходы от собственности и называется рентным до­ходом, или доходом в виде процента. Доход, получа­емый теми, кто предоставляет свою рабочую силу, называется заработной платой и включает жалова­нье и различные дополнительные выплаты в форме премий (бонусов), комиссионных, гонораров, пла­тежей за право пользования патентом (роялти) и т.д. Предпринимательский доход называется прибылью, которая, конечно, может принять отрицательное значение, то есть форму убытка.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетво-

ренности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Именно это состо-

яние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определен-

ные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность. Класси-

фикация потребностей отличается огромным разнообразием.

В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (низшие) и вторичные (высшие). Под первыми подразумеваются потребности человека в еде, питье, одежде и т. д. Вторичные потребности связаны главным образом с духовной, интеллектуальной деятельностью человека - потребности в образовании, искусстве, развлечении и т. и.

Благо - это средство для удовлетворения потребностей.

Классификация благ, так же, как и потребностей, отличается большим

разнообразием. Отметим важнейшие из них:

Экономические и неэкономические блага. С точки зрения ограни-

ченности благ по отношению к нашим потребностям мы говорим об эко-

номических благах. Но есть и такие блага, которые по сравнению с наши-

ми потребностями имеются в неограниченном количестве (например, воз-

дух). Такие блага называют свободными, или неэкономическими.

Блага потребительские и производственные. Иногда их называют

предметы потребления и средства производства. Потребитель-

ские блага, как следует из их названия, предназначены для непосредствен-

ного удовлетворения человеческих потребностей. Производственные блага - это используемые в процессе производства ресурсы (станки, машины, обору-

дование, здания, земля, профессиональные навыки и квалификация).

Частные и общественные блага. В качестве примеров общественных благ мы можем только назвать национальную оборону, законотворчество, общественный порядок, т. е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны. Частные же блага предоставляются только тем, кто за них заплатил (каждый день вы

приобретаете за деньги различные частные блага - поездки на метро, по-

сещение кинотеатра, обед в студенческой столовой и т. п.).

Материальные и нематериальные блага . До сих нор речь шла главным образом о материальных благах, имеющих вещный характер. Но процесс производства включает в себя и оказание нематериальных услуг. Например, транспортировка готовой вещи от производителя к потребителю. В данном случае производство подразумевает не создание вещи, которую можно потрогать, а перемещение ее в пространстве.

Ведущим, ключевым элементом экономической системы являются отношения собственности. От характера собственности зависит хозяйственная жизнь общества, его экономическое здоровье, перспективы и возможности развития.

В понятии «собственность» следует видеть две стороны: экономическую и правовую.

Собственность в юридическом смысле выражает имущественные отношения, отношения человека и вещи. Собственнику принадлежит обусловленное законом имущество. Он получает полномочия владеть, распоряжаться и пользоваться принадлежащими ему вещами.

Собственность в экономическом смысле имеет социальную основу. Люди производят материальные блага не в одиночку, а вступают в тесное взаимодействие друг с другом по поводу условий труда и использования его результатов. В силу этого можно утверждать, что собственность - это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения благ и, прежде всего присвоения средств производства.

Присвоение - это экономические связи между людьми, которые устанавливают их отношение к вещам как к своим. Противоположными присвоению являются отношения отчуждения. Если одна часть общества присвоила материальные условия производства, следовательно, другая часть лишена этого.

Отношения распоряжения возникают в том случае, если собственник сам не занимается хозяйственной деятельностью, а передает право распоряжения и пользования другому лицу. Примером этому может служить аренда, концессии и т.п.Также под распоряжением понимается изменение юридической судьбы имущества путем совершения определенных действий – продажи, завещания, дарения и другое.

Владение представляет собой реальное обладание имуществом (вещью), т.е. возможность осуществлять над ним фактический контроль.

Пользование осуществляется путем извлечения из имущества выгоды (полезных свойств), для которой оно предназначено (например, проживание в жилом помещении, использование транспортного средства для передвижения и т.д.).

Собственность экономически реализуется тогда, когда приносит доход ее владельцу в виде прибыли, ренты, процентов, различного вида платежей.

Можно выделить следующие формы собственности: общественная, коллективная ичастная. Внутри этих форм различают виды собственности: общественной (общегосударственная, региональная, муниципальная), коллективной (кооперативная, групповая, акционерная); индивидуальной - частная собственность простых товаропроизводителей и частная собственность с использованием чужого труда.

Общепринято считать, что основой рыночной экономики выступает частная собственность индивидуальных товаропроизводителей. Частное присвоение означает, что отдельные люди относятся к имуществу как к личному источнику богатства.

Коллективная форма собственности (общая долевая) имеет место, когда собственность образуется путем объединения частных вкладов (долей) участников в общее имущество и когда эта собственность используется в общих интересах владельцев под единым контролем и управлением. Результаты хозяйственной деятельности в этом случае распределяются между участниками коллективного хозяйства на основе установленного правила

Наконец, общественная собственность (общее совместное присвоение в рамках государственных структур или муниципальных образований) используется в интересах всех граждан данного образования - страны, региона, области, района и т.д.

Первоначально под рынком понимали место встречи продавца и покупателя, то есть место массовой купли-продажи товаров. Позднее в понятие рынка ввели отношения между продавцом и покупателем, отношение спроса и предложения. Сегодня при выявлении сущности рынка следует помнить о том, что рынок представляет собой определенную систему отношений.

Сущность и черты командной экономики

Определение 1

Командная экономика (централизованная, административная) представляет собой экономическую систему, решения в которой принимаются на государственном уровне, при этом государство берет на себя функции организатора общественно-хозяйственной жизни.

Природные и экономические ресурсы в данной экономической системе являются государственной собственностью, а хозяйствующие субъекты действуют в соответствии с доведенными до них центром управления плановыми заданиями.

Основными чертами командной экономики можно назвать:

  1. Государственную собственность, как основу существования общества;
  2. Абсолютизацию собственности государства на экономические и природные ресурсы;
  3. Жесткую централизацию в процессе распределения экономических ресурсов, а также результата хозяйственной деятельности;
  4. Запрещение или ограничения частной предпринимательской деятельности.

В командной экономике государством определяется, какой товар, в каком количестве будет производиться (для кого и как). Данная экономическая система базировалась на государственной собственности на все основные средства производства, при которой основная масса экономических ресурсов был в собственности общества. Государство от лица общества управляло процессом распределения и использования всех основных экономических ресурсов.

Замечание 1

Рынок в командной экономике был заменен централизованным планированием, распределением и снабжением. Вся продукция, произведенная в стране, считается товаром, при этом цены на нее устанавливаются государством. Как и при рынке, в командной экономике существовала система учреждений торговли, который были посредниками.

Плюсы командной экономики

Положительными сторонами командной экономики можно считать:

  • Обеспечение достижений передовой позиции в технике и науке посредством концентрации ресурсов (космонавтика в Советском Союзе, ядерное вооружение и др.);
  • Постановка перед экономикой социально-экономических целей и их эффективное решение;
  • Обеспечение социально-экономической стабильности (гарантированное рабочее место для всех граждан и высокий уровень занятости населения, стабильность при выплате заработной платы, бесплатное медицинское обслуживание и образование, уверенность человека в будущем);
  • Отсутствие перепадов в доходах общества, равномерное развитие различных общественных групп;
  • Минимальная неопределенность при изменении в ближайшем будущем экономической ситуации, стабильность экономического развития;
  • Жизнеспособность в критические периоды истории общества (войны, ликвидации разруха и др.).

Минусы командной экономики

Отрицательными сторонами командной экономики являются:

  • Исключение частной собственности на экономические ресурсы;
  • Узкие рамки при осуществлении свободной хозяйственной инициативы, исключение свободного предпринимательства;
  • Полный контроль производства и распределения продукции государством, в результате чего были исключены свободные рыночные взаимосвязи отдельных предприятий;
  • Нехватка в свободе выбора продукции, которая заранее распределена и выпуск которой запланирован;
  • Большая и сложная государственная структура экономического управления, которая часто мешала быстрому и эффективному принятию решений;
  • Субъективное управление экономикой, приводящее к несбалансированному и непропорциональному развитию отраслей народного хозяйства.

1. Путем концентрации ресурсов она может обеспечить достижение самых передовых позиций в науке и технике (достижения СССР в области космонавтики, ядерного вооружения и т.п.).

2. Административно-командная экономика в состоянии обеспечить экономическую и социальную стабильность. Каждому человеку гарантированы работа, стабильная и постоянно возрастающая заработная плата, бесплатное образование и медицинские услуги, уверенность людей в будущем и т.д.

3. Административно-командная экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.д.).

Отрицательные стороны административно-командной экономики.

1. Исключает частную собственность на экономические ресурсы.

2. Оставляет очень узкие рамки для свободной хозяйственной инициативы, исключает свободное предпринимательство.

3. Государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями.

Смешанная (современная) экономика органично соединяет в себе преимущества рыночной, административно-командной и даже традиционной экономики и тем самым в определенной степени устраняет недостатки каждой из них или смягчает их отрицательные последствия.

Смешанная экономика - тип современной социально-экономической системы, складывающийся в развитых странах Запада и некоторых развивающихся странах на стадии перехода к постиндустриальному обществу. Смешанная экономика носит многоукладный характер; ее основу составляет частная собственность, взаимодействующая с государственной собственностью (20-25%).

Смешанная экономика имеет свои особенности в разных странах и на различных этапах развития. В США характеризуется тем, что государственное регулирование здесь представлено в значительно меньшей степени, чем в других странах, т.к. размер государственной собственности невелик. Главную позицию в экономике США занимает частный капитал, развитие которого стимулируется и регулируется государственными структурами, правовыми нормами, налоговой системой. Поэтому здесь в меньшей степени, чем в Европе, распространены смешанные предприятия.

Россия практически первая в мире применила опыт административно-командной экономики в форме государственного социализма. На современном этапе Россия начинает использовать основные элементы смешанной экономики.


Похожая информация:

  1. V2: Задача 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ
  2. Zips: (амер.) Стратегический импорт из Италии. Неиндоктринированные мафиозо «с той стороны» для пополнения рядов Семьи. См. The other Side
  3. Антимонопольная политика. В странах Запада имеются две силы, которые в той или иной степени противодействуют конкуренции и абсолютной монополизации экономики:
  4. Банковская система. Еще одним фактором, активно работающим на форсированное уничтожение экономики стран СНГ, является банковская система

Новое на сайте

>

Самое популярное