Домой Кредиты онлайн Налогоплательщики на усн или енвд: как подготовиться к выездной проверке. Какие особенности налоговой проверки ИП

Налогоплательщики на усн или енвд: как подготовиться к выездной проверке. Какие особенности налоговой проверки ИП

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ирины (г. Красноярск)

ИП - вид деятельности - вывоз бытовых отходов (мусора), система налогообложения ЕНВД. ИФНС предъявило решение о выездной проверке, а также требование о предоставлении документов (стандартный пакет), в том числе первичную документацию.

Правомерно ли это? Какие документы мы должны предоставить находясь на ЕНВД, либо можем написать письменно, что в данном случае эти требования о предоставлении первичных документов неправомерны?

Я индивидуальный предприниматель. Обязана ли я при выездной проверке представлять закупочные накладные или достаточно тех документов, которые подтверждают показатели расчета налоговой декларации по ЕНВД?

Необходимо показать все документы, которые от вас потребует налоговая инспекция в ходе проверки (п. 1 ст. 93 НК). Требование должно содержать наименование и вид необходимых документов и быть оформлено по установленной форме (Приложение 2 к Инструкции МНС от 10 апреля 2000 г. N 60). Его подписывает должностное лицо налогового органа, проводящего проверку. Требование инспектор вручает налогоплательщику под расписку с указанием даты.

Срок представления документов, истребованных в ходе налоговой проверки, - 10 дней со дня вручения соответствующего требования. В соответствии с п. 3 ст. 93 НК РФ руководитель налогового органа вправе продлить сроки представления документов, если налогоплательщик в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомил о невозможности представления в определенные сроки документов, указав причины.

Что касается непредставления документов по требованию налогового органа, то ст. 126 НК РФ за данное нарушение предусмотрена налоговая ответственность в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Однако для того, чтобы применить данную санкцию, должны быть соблюдены следующие условия.

1. Представление данных документов должно быть предусмотрено НК РФ. По мнению автора, представление документов, подтверждающих правомерность применения расчетных показателей по ЕНВД, в рамках камеральной проверки не предусмотрено. Поэтому если документы были истребованы для камеральной проверки, то неисполнение данного требования не влечет налоговой ответственности.

Истребование любых документов, имеющих отношение к исчислению и уплате налогов, а также финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, с 01.01.2007 может проводиться без ограничений только при проведении выездных налоговых проверок. Но надо иметь в виду, что налоговики вряд ли данный факт признают без спора. Поэтому свою правоту придется доказывать в суде.

2. Для применения налоговой санкции налоговому органу необходимо четко определить перечень истребуемых документов. Если требование не позволяет определить количество затребованных документов, то применить санкцию будет невозможно.

В соответствии с п. 4 ст. 93 НК РФ в случае отказа или непредставления документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов. Порядок проведения данной процедуры предусмотрен ст. 94 НК РФ.

Отметим, что для подтверждения правомерности применения расчетных показателей при исчислении ЕНВД важную роль играют внутренние распорядительные документы.

В статье с учетом сложившейся арбитражной практики рассмотрены наиболее часто применяемые налоговиками в отношении плательщиков ЕНВД мероприятия налогового контроля.

Главой 14 "Налоговый контроль" НК РФ определены формы и методы проведения контрольных мероприятий. Статьями 82, 87, 88, 89 НК РФ регламентировано осуществление налогового контроля посредством налоговых проверок (выездных и камеральных), в рамках которых должностные лица налоговых органов, в частности, вправе:
- истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ);
- производить выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ);
- производить осмотр помещений и территорий, документов и предметов (ст. 92 НК РФ);
- получать при необходимости документы, связанные с деятельностью проверяемого налогоплательщика, у третьих лиц (ст. 87 НК РФ);
- получать от банков справки о движении денежных средств на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 86 НК РФ);
- в конкретных случаях, если возникает такая необходимость, привлекать обладающих специальными знаниями экспертов и специалистов (ст. ст. 95, 96 НК РФ).

Налоговая служба обладает довольно внушительным арсеналом средств, которые могут быть ею использованы при проверках плательщиков ЕНВД.

Несмотря на это, "вмененщикам" не стоит бояться проверок - надо только четко следовать выбранной модели поведения.

Кроме того, необходимо обращать внимание на соблюдение сотрудниками ФНС всех формальностей, связанных с проведением тех или иных мероприятий и, что называется, брать на карандаш все упущения (недочеты), допускаемые налоговиками. В дальнейшем это поможет при обжаловании действий налоговой службы через суд.

Получить персональную консультацию Антона Денисова в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить . Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа.

Проверке подлежат представленные налогоплательщиками декларации, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.

Получается, что налоговики обязаны проводить проверку каждой полученной декларации. Такой вывод сделали и судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.02.2010 N А42-3884/2009.

ФНС России в своем Письме от 18.12.2005 N 06-1-04/648 указала, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.

То есть можно сделать вывод, что периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.

Проводится камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Никакого специального решения руководителя налогового органа в данном случае не требуется.

Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Теперь перейдем к процедуре проведения камеральной проверки.

Порядок проведения камеральной проверки

Итак, первое, что проверяется в ходе камеральной налоговой проверки, — это сам факт представления декларации в налоговый орган. Соответственно, если декларация подана позже установленного срока, то налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.

Обратите внимание: помимо налоговой ответственности за нарушение сроков представления деклараций, предусмотрена еще и административная ответственность. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ штраф за данное нарушение составляет от 300 до 500 руб.

Примечание. Если сумма налога к уплате по декларации составляет 0 руб., налогоплательщику грозит минимальная сумма штрафа в размере 1000 руб.

Возьмите на заметку. Если декларация не представлена, налогоплательщику могут закрыть счет в банке

В случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока, руководитель налоговой инспекции может принять решение о приостановлении его операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.

После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. И делается это не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.

Об этом — п. 3 ст. 76 НК РФ.

Дальнейшую процедуру камеральной налоговой проверки можно разделить на несколько этапов:

— визуальное ознакомление и проверка заполнения всех необходимых реквизитов. Так, в представленной налогоплательщиком декларации может быть нечетко прописан или отсутствовать вовсе какой-либо обязательный реквизит (ИНН или налоговый период), который позволяет идентифицировать декларацию. В таком случае налоговики уведомляют организацию или индивидуального предпринимателя о необходимости представить полностью заполненную декларацию;

— проверка правильности исчисления налоговой базы;

— проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;

— проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;

— проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.

При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:

— проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;

— проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

— взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;

— оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

Проверяем декларацию по ЕНВД

Прежде всего напомним, что действующая форма декларации по единому налогу утверждена Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ срок представления налоговой декларации по ЕНВД — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Соответственно, после указанного срока налоговые органы начинают проводить камеральные проверки всех представленных деклараций по единому налогу.

Примечание. Этим же Приказом утвержден Порядок заполнения декларации по ЕНВД.

Для проверки правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф налоговики используют Контрольные соотношения.

ФНС России своим Письмом от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ направила Контрольные соотношения показателей декларации по ЕНВД для использования в работе нижестоящими налоговыми органами. В свою очередь налогоплательщики тоже могут использовать указанные соотношения для проверки правильности расчета налога и заполнения декларации.

Что же такое Контрольные соотношения? Под ними понимаются так называемые формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации относительно других показателей этой же отчетности, иных документов или показателей, установленных НК РФ.

В ходе проведения камеральной проверки декларации по ЕНВД налоговики используют две группы контрольных соотношений:

— внутридокументные;

— междокументные.

Примечание. Контрольные соотношения (КС) указаны в Приложении к Письму ФНС России от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@.

Внутридокументные контрольные соотношения определяют соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации (КС N N 1.1 — 1.10). Обычно эти соотношения проверяются в автоматизированном режиме при помощи специальной компьютерной программы.

Вторая группа контрольных соотношений проверяется вручную. В данном случае инспектор сопоставляет показатели налоговой декларации с информацией, содержащейся в иных документах (КС N N 4.1.1 — 4.3.55).

Такие иные документы (например, правоустанавливающие документы на нежилые помещения, гражданско-правовые договоры, договоры аренды и т.п.) могут быть либо представлены самим налогоплательщиком, либо запрошены налоговиками у соответствующих органов. В частности, для проверки количества транспортных средств, имеющихся в собственности «вмененщика», налоговый инспектор может направить соответствующий запрос в ГИБДД, а для уточнения данных по площадям помещений или земельных участков — в органы БТИ.

Права налогоплательщиков в ходе камеральной проверки

Специалисты ФНС России в Письме от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ указали, что при невыполнении Контрольных соотношений налогоплательщику направляется письменное уведомление о представлении пояснений. На представление таких пояснений «вмененщику» предоставляется пять дней.

В свою очередь организации или предприниматели, получившие такое уведомление, либо представляют соответствующие пояснения с приложением подтверждающих документов, либо подают уточненную налоговую декларацию.

Заметим: представление пояснений, равно как и подтверждающих документов, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому привлечь налогоплательщика к ответственности в данном случае не получится. Однако лучше не игнорировать уведомление налогового органа. Ведь это, вполне возможно, избавит организацию или индивидуального предпринимателя от доначисления налога, начисления пеней и штрафа по итогам камеральной налоговой проверки.

Форма, в которой налогоплательщик должен представить пояснения, законодательно не утверждена. Поэтому ее можно разработать самостоятельно. Кроме того, не запрещены законодательством и устные пояснения. Так, налоговики вправе вызвать налогоплательщика или его представителя в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой налогов или проведением проверки (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Оформляем результаты камеральной проверки

После того как налоговый инспектор получил и изучил все необходимые документы, камеральная проверка заканчивается. Однако налогоплательщик получает документ, свидетельствующий об окончании проверки, только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения налогового законодательства. В противном случае вручения акта не будет. Ведь действующее законодательство не обязывает налоговиков уведомлять налогоплательщика об окончании камеральной проверки. На это указали специалисты УФНС России по г. Москве в Письме от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@.

В соответствии со ст. 100 НК РФ при установлении факта налогового правонарушения составляется акт камеральной налоговой проверки. Срок для этого — 10 дней с момента окончания проверки. Составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Один экземпляр акта налоговой проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Заметим, что акт также можно вручить представителю налогоплательщика под роспись или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

После получения акта камеральной проверки налогоплательщик вправе подать на него возражения. Это следует из положений п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которым в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих «вмененщик» может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок представления таких возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.

К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность.

К сведению: непредставление возражений по акту камеральной проверки не означает, что налогоплательщик согласен с претензиями налоговиков. Ведь пояснения в налоговый орган можно представлять и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, и при обжаловании решений в вышестоящем налоговом органе или суде. Об этом — п. 4 ст. 101, ст. 137, п. п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ, ст. 41 АПК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 N А64-1496/08-22.

По истечении 15 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта камеральной проверки налоговые органы обязаны известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. После чего в назначенное время налоговики (в присутствии налогоплательщика или без него) рассматривают все материалы проверки и возражения налогоплательщика и выносят окончательное решение по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).

Обратите внимание: в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). В данном случае срок окончания камеральной налоговой проверки может быть перенесен еще на месяц.

В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):

— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Принятое решение также необходимо вручить налогоплательщику. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Решение, принятое по результатам камеральной проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. Оспорить такое решение «вмененщик» вправе путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд.

Порядок проведения камеральной проверки регламентирован ст. 88 НК РФ. Так, камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа. Проверке подлежат представленные налогоплательщиками декларации, а также другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.Получается, что налоговики обязаны проводить проверку каждой полученной декларации. Такой вывод сделали и судьи ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 24.02.2010 N А42-3884/2009.ФНС России в своем Письме от 18.12.2005 N 06-1-04/648 указала, что камеральной проверке подвергаются все налоговые декларации, представляемые налогоплательщиком, независимо от установленной законодательством о налогах и сборах периодичности их представления.То есть можно сделать вывод, что периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодательством периодичности представления налоговой отчетности.Проводится камеральная проверка уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. Никакого специального решения руководителя налогового органа в данном случае не требуется.Срок проведения камеральной проверки — три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.Теперь перейдем к процедуре проведения камеральной проверки.
Порядок проведения камеральной проверки
Итак, первое, что проверяется в ходе камеральной налоговой проверки, — это сам факт представления декларации в налоговый орган. Соответственно, если декларация подана позже установленного срока, то налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 119 НК РФ.Обратите внимание: помимо налоговой ответственности за нарушение сроков представления деклараций, предусмотрена еще и административная ответственность. Согласно ст. 15.5 КоАП РФ штраф за данное нарушение составляет от 300 до 500 руб.
Примечание. Если сумма налога к уплате по декларации составляет 0 руб., налогоплательщику грозит минимальная сумма штрафа в размере 1000 руб.
Возьмите на заметку. Если декларация не представлена, налогоплательщику могут закрыть счет в банкеВ случае если налогоплательщик не представил налоговую декларацию в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока, руководитель налоговой инспекции может принять решение о приостановлении его операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств.После того как налогоплательщик представит декларацию, приостановление операций по счетам отменяется. И делается это не позднее одного операционного дня, следующего за днем, когда налогоплательщик сдал декларацию.Об этом — п. 3 ст. 76 НК РФ.
Дальнейшую процедуру камеральной налоговой проверки можно разделить на несколько этапов:- визуальное ознакомление и проверка заполнения всех необходимых реквизитов. Так, в представленной налогоплательщиком декларации может быть нечетко прописан или отсутствовать вовсе какой-либо обязательный реквизит (ИНН или налоговый период), который позволяет идентифицировать декларацию. В таком случае налоговики уведомляют организацию или индивидуального предпринимателя о необходимости представить полностью заполненную декларацию;- проверка правильности исчисления налоговой базы;- проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;- проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;- проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:- проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;- проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;- взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;- оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.
Проверяем декларацию по ЕНВД
Прежде всего напомним, что действующая форма декларации по единому налогу утверждена Приказом ФНС России от 23.01.2012 N ММВ-7-3/13@. Согласно п. 3 ст. 346.32 НК РФ срок представления налоговой декларации по ЕНВД — не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом. Соответственно, после указанного срока налоговые органы начинают проводить камеральные проверки всех представленных деклараций по единому налогу.
Примечание. Этим же Приказом утвержден Порядок заполнения декларации по ЕНВД.
Для проверки правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф налоговики используют Контрольные соотношения.ФНС России своим Письмом от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ направила Контрольные соотношения показателей декларации по ЕНВД для использования в работе нижестоящими налоговыми органами. В свою очередь налогоплательщики тоже могут использовать указанные соотношения для проверки правильности расчета налога и заполнения декларации.Что же такое Контрольные соотношения? Под ними понимаются так называемые формулы, в которые должны укладываться показатели представленной декларации относительно других показателей этой же отчетности, иных документов или показателей, установленных НК РФ.В ходе проведения камеральной проверки декларации по ЕНВД налоговики используют две группы контрольных соотношений:- внутридокументные;- междокументные.
Примечание. Контрольные соотношения (КС) указаны в Приложении к Письму ФНС России от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@.
Внутридокументные контрольные соотношения определяют соответствие показателей, отраженных в различных разделах налоговой декларации (КС N N 1.1 — 1.10). Обычно эти соотношения проверяются в автоматизированном режиме при помощи специальной компьютерной программы.Вторая группа контрольных соотношений проверяется вручную. В данном случае инспектор сопоставляет показатели налоговой декларации с информацией, содержащейся в иных документах (КС N N 4.1.1 — 4.3.55).Такие иные документы (например, правоустанавливающие документы на нежилые помещения, гражданско-правовые договоры, договоры аренды и т.п.) могут быть либо представлены самим налогоплательщиком, либо запрошены налоговиками у соответствующих органов. В частности, для проверки количества транспортных средств, имеющихся в собственности «вмененщика», налоговый инспектор может направить соответствующий запрос в ГИБДД, а для уточнения данных по площадям помещений или земельных участков — в органы БТИ.
Права налогоплательщиков в ходе камеральной проверки
Специалисты ФНС России в Письме от 14.03.2012 N ЕД-5-3/273дсп@ указали, что при невыполнении Контрольных соотношений налогоплательщику направляется письменное уведомление о представлении пояснений. На представление таких пояснений «вмененщику» предоставляется пять дней.В свою очередь организации или предприниматели, получившие такое уведомление, либо представляют соответствующие пояснения с приложением подтверждающих документов, либо подают уточненную налоговую декларацию.Заметим: представление пояснений, равно как и подтверждающих документов, является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому привлечь налогоплательщика к ответственности в данном случае не получится. Однако лучше не игнорировать уведомление налогового органа. Ведь это, вполне возможно, избавит организацию или индивидуального предпринимателя от доначисления налога, начисления пеней и штрафа по итогам камеральной налоговой проверки.Форма, в которой налогоплательщик должен представить пояснения, законодательно не утверждена. Поэтому ее можно разработать самостоятельно. Кроме того, не запрещены законодательством и устные пояснения. Так, налоговики вправе вызвать налогоплательщика или его представителя в инспекцию для дачи пояснений в связи с уплатой налогов или проведением проверки (пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Оформляем результаты камеральной проверки
После того как налоговый инспектор получил и изучил все необходимые документы, камеральная проверка заканчивается. Однако налогоплательщик получает документ, свидетельствующий об окончании проверки, только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения налогового законодательства. В противном случае вручения акта не будет. Ведь действующее законодательство не обязывает налоговиков уведомлять налогоплательщика об окончании камеральной проверки. На это указали специалисты УФНС России по г. Москве в Письме от 21.05.2009 N 20-14/4/051403@.В соответствии со ст. 100 НК РФ при установлении факта налогового правонарушения составляется акт камеральной налоговой проверки. Срок для этого — 10 дней с момента окончания проверки. Составляется акт в двух экземплярах по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@. Один экземпляр акта налоговой проверки в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка. Заметим, что акт также можно вручить представителю налогоплательщика под роспись или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения.После получения акта камеральной проверки налогоплательщик вправе подать на него возражения. Это следует из положений п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которым в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих «вмененщик» может представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. Срок представления таких возражений — 15 дней со дня получения акта налоговой проверки.К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность.К сведению: непредставление возражений по акту камеральной проверки не означает, что налогоплательщик согласен с претензиями налоговиков. Ведь пояснения в налоговый орган можно представлять и в ходе рассмотрения материалов налоговой проверки, и при обжаловании решений в вышестоящем налоговом органе или суде. Об этом — п. 4 ст. 101, ст. 137, п. п. 1 и 2 ст. 138 НК РФ, ст. 41 АПК РФ, Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2008 N А64-1496/08-22.По истечении 15 рабочих дней со дня вручения налогоплательщику акта камеральной проверки налоговые органы обязаны известить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки. После чего в назначенное время налоговики (в присутствии налогоплательщика или без него) рассматривают все материалы проверки и возражения налогоплательщика и выносят окончательное решение по результатам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).Обратите внимание: в процессе рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может принять решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ и Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 650-О-О). В данном случае срок окончания камеральной налоговой проверки может быть перенесен еще на месяц.В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость их проведения, указываются срок и конкретная форма их проведения.По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (или его заместитель) налогового органа выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.Принятое решение также необходимо вручить налогоплательщику. В случае если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.Решение, принятое по результатам камеральной проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. Оспорить такое решение «вмененщик» вправе путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд.

Ромашкина Е.Г. Налоговая проверка: что нужно знать «вмененщику» (часть 1) // Вмененка. 2013. N 8. С. 24 — 28.

400 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (8)

    Салмин Юрий

    Юрист, г. Нижний Новгород

    • 1982 ответа

      893 отзыва

    Доброе утро!

    Возможно, что имеет место проверка в отношении Вашего контрагента - общества с ограниченной ответственностью, а не в отношении Вас, как индивидуального предпринимателя. При этом возможно используется такой метод финансового контроля, как встречная проверка , то есть сопоставление экземпляров документов, находящихся в разных юридических лицах или у индивидуального предпринимателя.
    При этом, налоговые органы руководствуются ст. 93.1 НК РФ «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».
    Список документов, которые могут быть запрошены налоговым органом, законодательно не определён.
    Налоговыми органами направляется письменное поручение с указанием причины запроса в инспекцию по месту учета организации (лица), у которого требуется получить документы. В течение пяти рабочих дней после поступления поручения, налоговая инспекция направляет требование о представлении документов.
    После получения требования о представлении документов, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны в течение пяти рабочих дней представить заверенные копии запрошенных документов. Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации). В случае невозможности предоставить документы, должен быть дан письменный ответ об этом.
    Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ.
    Отказать в соответствии с законом налоговым органам в предоставлении документов (информации) можно лишь в том случае, если ими были не соблюдены основания и порядок запроса документов.
    Таким образом, Вам необходимо уточнить следующую информацию:
    1. Проводится ли налоговыми органами проверка в отношении Вас или Вашего контрагента - общества с ограниченной ответственностью?
    2. Соответствуют ли реквизиты запроса требованиям, предъявляемым к таким документам ст. 93.1 НК РФ?

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • Проворова Анна

      Юрист, г. Москва

      • 5390 ответов

        3281 отзыв

      Руслан, доброе утро.

      В данном случае, налоговая проверяет скорее всего не Вас, а Вашего контрагента. Налоговое законодательство не регламентирует состав и количество документов, которые налоговая инспекция может запросить у контрагентов проверяемой организации.

      Статья 93.1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках

      1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
      Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового
      органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
      2. В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых
      органов возникает обоснованная необходимость получения документов
      (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового
      органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой
      сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой
      сделке.
      3. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение
      об истребовании документов (информации), касающихся деятельности
      проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в
      налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы
      указанные документы (информация).
      При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

      ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519

      Статьей 93.1 Кодекса не установлено ограничений по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст.129.1 Кодекса, и ответственность должностных лиц, предусмотренную ч.1 ст.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246

      В соответствии с п.1 ст.93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребованиедокументов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.Статья 93.1 Кодекса
      не содержит конкретный перечень истребуемых налоговыми органами
      документов, содержащих информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.Полагаем, что к таким документам относятся любые документы, содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).
      Какие документы всё-таки придется предоставить налоговикам, а в каких документах аргументировано можно отказать?
      руслан

      Единственное, Вы можете не предоставлять документы, которые не имеют отношения к Вашим с ООО сделкам, либо являются документами только Вашей хозяйственной деятельности.

      ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ от 09.03.2011 № ВАС-1965/11

      Согласно пунктам 1 и 2 статьи 93.1 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, праве истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию), а также у участников конкретной сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке, - вне рамок проведения налоговых проверок в случае обоснованной необходимости.

      Исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, что ни из поручения, на основании которого банку направлено требование, ни из
      требования не усматривается, относительно какой деятельности, либо какой
      конкретной сделки истребуются документы, а также не установили взаимосвязи с проверяемым лицом, как участником налоговых правоотношений.

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДВО от 28.03.2011 №№ А37-1474/2010, Ф03-930/2011

      Как следует из материалов дела, инспекцией в адрес ООО «Эллис» на основании статьи 93.1 НК РФ направлено требование от 28.01.2010№
      13-10/01-6440э о предоставлении в связи с проведением камеральной
      налоговой проверки уточненных налоговых деклараций по налогу на
      добавленную стоимость за 3, 4 кварталы 2008 года ООО «Витязь» в течение 5
      дней со дня получения настоящего требования ряда документов,
      относящихся к деятельности последнего.Общество сопроводительным письмом от 15.02.2010 № 10 направило в адрес налогового органа копии истребуемых документов, касающихся финансово-хозяйственных взаимоотношений ООО «Элис» с ООО «Витязь» за проверяемый налоговый период, кроме документов, поименованных в пункте 5 указанного выше требования, указав при этом, что данная информация не относится к деятельности ООО «Витязь», а относится к деятельности ООО «Элис», в связи с чем действия налогового органа по истребованию данных
      документов (информации) выходят за рамки статьи 93.1 НК РФ.Указанные
      обстоятельства послужили основанием для составления инспекцией акта от
      29.03.2010 № 1770 и вынесения решения от 06.05.2010 № 3265 о привлечении
      ООО «Элис» к ответственности за совершение налогового правонарушения,
      предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ (инспекцией ошибочно указано статьи 129 НК РФ), за отказ от представления запрашиваемых документов.Полагая, что решение не соответствует нормам действующего законодательства о налогах и сборах, общество оспорило его в судебном порядке.Проверяя на соответствие закону оспариваемый ненормативный правовой акт налогового органа, суд, исследовав и оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), правильно применив нормы материального права, удовлетворил заявленные требования. Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.При этом суды, правомерно руководствуясь пунктом 1 статьи 129.1, а также пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ, положения которого предоставляют право налоговому органу, проводящему налоговую проверку истребовать у контрагента или иного лица не любых документов, а лишь касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, исходили из того, что запрашиваемые документы, указанные в пункте 5 требования от 28.01.2010 N13-10/01-6440э, а именно: первичные документы, на основании которых был оприходован товар, реализуемый далее ООО «Витязь» (счета-фактуры, договоры поставки, сопроводительные документы, товарно-транспортные накладные, путевые листы, доверенности на получение ТМЦ и пр.) не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика - ООО «Витязь», а относятся к деятельности ООО «Элис». В этой связи является обоснованным вывод судов о незаконности возложения инспекцией на ООО «Эллис» обязанности по представлению документов, указанных в пункте 5 требования от 28.01.2010 № 13-10/01-6440э, а его неисполнение последним не может считаться нарушением пункта 5 статьи 93.1 НК РФ.С учетом изложенного признание судом недействительным оспариваемого
      решения инспекции от 06.05.2010 № 3265 в связи с отсутствием в действиях
      общества состава налогового правонарушения, ответственность за
      совершение которого предусмотрена пунктом 1 статьи 129.1 НК РФ, является правильным.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Здравствуйте Руслан!

      Вполне возможно, что налоговым органом предпринята проверка (запрос документов) в целях выявления оснований применения налогообложения единым налогом на вмененный доход.

      Согласно статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации, (далее - ГК РФ), перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании . В соответствии с пунктом 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

      Пунктом 1 статьи 786 ГК РФ установлено, что по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд.
      В соответствии со статьей 632 ГК РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
      Если налоговым органом будет выявлено, что предметом договора является аренда имущества (автомобиля), а не оказание автотранспортных услуг, то соответственно деятельность по передаче ИП в аренду автомобиля будет признана не подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход. Налогообложение указанной деятельности должно осуществляться в рамках общего режима налогообложения с уплатой налога на добавленную стоимость и других налогов, предусмотренных Налоговым Кодексом.

      С уважением, В.З. Арабидзе

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Спасибо всем ответившим. Но вопрос немного в другом: являются ли все выше перечисленные документы - документами налогового учета для ИП на ЕНВД?

      Проворова Анна

      Юрист, г. Москва

      • 5390 ответов

        3281 отзыв

      Руслан, дело в том, что все эти документы у Вас есть, и должны быть, ФНС Вас про бух. учет не спрашивала, а только про отношения с контрагентом, мой совет, если для Вас это не сильно критично, лучше предоставьте. Ведь нет четкого списка документов, которые обязаны предоставлять налоговой, а какие нет.

      Учитывая изложенное для целей, не связанных с налогообложением,
      индивидуальный предприниматель, являющийся налогоплательщиком единого
      налога на вмененный доход, вправе использовать для подтверждения
      полученных доходов первичные документы, свидетельствующие о факте
      получения этих доходов (расчетно-платежные ведомости, приходные кассовые
      ордера и т.п.).

      Также для указанных целей индивидуальные предприниматели -
      налогоплательщики единого налога на вмененный доход могут вести учет
      доходов и расходов в упрощенной форме, то есть на основании первичных
      документов фиксировать поступления денежных средств (выручку) и
      произведенные расходы.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Я Вас понял. Действительно все документы есть, оплата проходила по банку и предоставить их нет пролем. Проблема в том, что ТТН не оформлялись а услуга оказывалась практически каждый день в течении всего периода(три года). Что делать?

      получен
      гонорар 33%

      Юрист, г. Москва

      Общаться в чате

      Все документы запрошенные объективно фиксируют экономическую деятельность - первичные учетные документы (между ИП и ООО), содержание данных документов может быть использована как для проверки деятельности ООО так и для правомерности применения ЕНВД ИП.

      П. 5.1. Письма Федеральной налоговой службы от 25 июля 2013
      г. N АС-4-2/13622@, указывает:

      «В ходе проведения налоговой проверки должностными лицами налогового органа проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки, в частности:

      учредительные документы организации (ее устав и (или) учредительный договор);
      имеющиеся в наличии лицензии;
      приказы об учетной политике, включая утвержденные рабочие планы счетов бухгалтерского учета, формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, правила документооборота, порядок контроля за хозяйственными операциями и другие необходимые для проверки документы, подлежащие утверждению при формировании учетной политики, приказы об учетной политике для целей налогообложения, приказы о кредитной политике;
      налоговые декларации (расчеты);
      регистры налогового учета;
      счета-фактуры;
      книги покупок;
      книги продаж;
      журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость;
      книги учета доходов и расходов;
      книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
      иные документы, относящиеся к налоговому учету;
      бухгалтерская отчетность организации;
      регистры бухгалтерского учета (главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.);
      договоры (контракты), приложения и дополнительные соглашения к ним;
      банковские и кассовые документы;
      накладные;
      путевые листы;
      перевозочные документы;
      акты приема-передачи;
      акты выполненных работ;
      другие первичные учетные документы, подтверждающие факты совершения налогоплательщиком хозяйственных операций (осуществление деятельности), а также иные документы и информация, необходимые для исчисления (удержания) и уплаты (перечисления) налогов (сборов, взносов);

В отличие от камеральной часто является "приятной" неожиданностью, ведь налоговики заранее о ней не предупреждают. Выездные проверки плательщиков, применяющих спецрежимы, имеют свои особенности. К чему нужно быть готовым бухгалтеру компании, применяющей "упрощенку" или уплачивающей единый налог на вмененный доход ? Об этом читайте в нашем материале.

К вам приехал ревизор

По общему правилу выездные проверки проводятся на территории налогоплательщика. На практике часто случается так, что налогоплательщик не имеет возможности предоставить группе инспекторов помещение для проведения выездной проверки. В этом случае проверка проводится по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ). Основанием для этого обычно служит письменное заявление налогоплательщика. Однако и без такого заявления специалисты налогового органа могут провести проверку в помещении инспекции, выехав к налогоплательщику, например, только для проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) или не посетив его вовсе. Это нарушает процедуру выездной проверки. Но если такое нарушение не привело к принятию налоговым органом незаконного , то оспорить действия инспекторов по этому основанию вряд ли получится. А вот если, не проведя мероприятия налогового контроля на территории налогоплательщика, ревизоры упустили что-то важное, можно смело обращаться в суд. Так, ФАС Московского округа Постановлением от 20.08.2010 N КА-А40/8830-10 отменил решение налогового органа, вынесенное по результатам выездной проверки, поскольку вследствие упрощенной процедуры проверки (без выезда к налогоплательщику) проверяющие сделали ошибочные выводы, послужившие основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности.
Напомним, что выездная налоговая проверка начинается со дня вынесения решения о ее проведении и продолжается в течение двух месяцев (п. п. 6 и 8 ст. 89 НК РФ). Чтобы ознакомить директора компании с решением, проверяющие могут сами прибыть по месту нахождения юридического лица или вызвать представителя компании в инспекцию. В ходе проверки налоговики могут проводить различные мероприятия налогового контроля (п. п. 12 - 14 ст. 89 и ст. ст. 90 - 97 НК РФ). Как правило, одновременно с решением о проведении выездной проверки вручается и требование о представлении документов (ст. 93 НК РФ). Ревизоры могут также провести осмотр помещений, их замеры (при участии специалистов БТИ), опросить должностных лиц налогоплательщика и т.д.
Налогоплательщик обязан выполнять требования налоговых инспекторов при проведении выездной проверки и не должен какими-либо действиями препятствовать их законной деятельности при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ). В частности, необходимо обеспечить инспекторам доступ ко всем документам, которые связаны с исчислением и уплатой налогов, в том числе и к подлинникам (Письма Минфина России от 11.05.2010 N 03-02-07/1-228 и от 25.03.2009 N 03-02-08-20).
Компаниям необходимо учитывать, что сбор данных заканчивается в последний день срока проверки. Проверяющие должны составить и выдать налогоплательщику справку о проведенной проверке и покинуть его территорию (п. 15 ст. 89 НК РФ), а если проверка проводилась на территории налогового органа - возвратить компании все ранее представленные подлинники документов. С этого момента начинаются систематизация и обработка полученных в ходе проверки данных для составления акта выездной налоговой проверки. Налогоплательщик не обязан выполнять требования налоговиков о представлении документов, полученные после составления справки о проведенной проверке.

Соблюдайте ограничения!

Первое, что проверят ревизоры, - это обоснованность применения специального налогового режима. Ведь, если удастся выявить, например, нарушение установленных НК РФ ограничений для применения спецрежима, это будет чревато для компании серьезными последствиями: налоговики начислят налоги по общему режиму да плюс еще насчитают пени и предъявят штрафы. И даже возможность вернуть ранее перечисленные платежи по ЕНВД или "упрощенке" как излишне уплаченные вряд ли компенсирует компании такие потери.
Нормами НК РФ установлены запреты и ограничения при применении УСН. Так, запрещено применять УСН банкам, страховщикам, пенсионным и инвестиционным фондам, ломбардам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, частнопрактикующим нотариусам, иностранным организациям и др. (п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Понятно, что эти статусы не могут быть утрачены с целью перехода на УСН. С другой стороны, ограничения, например, по численности персонала, остаточной стоимости основных средств, участию других организаций и некоторые другие в принципе могут быть соблюдены компанией, намеренной применять "упрощенку".
Для целей уплаты ЕНВД также должны соблюдаться ограничения по численности работников и участию других организаций (пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, на ЕНВД не переводятся индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную "упрощенку", учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общепита, если эти услуги оказываются самими учреждениями и необходимы для их функционирования, и др. (пп. 3 - 5 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).
При несоблюдении ограничений, установленных пп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ, "вмененщик" утрачивает право на применение системы налогообложения в виде ЕНВД и переходит на общий режим налогообложения с начала квартала, в котором допущены такие нарушения.
На некоторых ограничениях для применения спецрежимов мы остановимся чуть подробнее.

Численность персонала

Одним из общих ограничений для ЕНВД и "упрощенки" является численность персонала - она не должна превышать 100 человек. Однако понятие численности и соответственно ее расчет для этих спецрежимов разные. У субъектов малого бизнеса, применяющих УСН, отслеживается средняя численность, а у плательщиков ЕНВД - среднесписочная численность работников.
В Письме ФНС России от 26.04.2007 N ЧД-6-25/353@ указано, что среднесписочная численность работников по состоянию на установленную дату определяется налогоплательщиком в соответствии с Указаниями по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N 1-Т "Сведения о численности и заработной плате работников", утвержденными Приказом Росстата от 13.10.2008 N 258 (в ред. от 23.10.2009 N 234).
А Минфин России рекомендовал для определения средней и среднесписочной численности работников руководствоваться Приказом Росстата от 12.11.2008 N 278, которым утверждены Указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения (далее - Указания), в частности формы N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" (см. Письмо Минфина России от 21.07.2008 N 03-02-07/1-297).
Согласно Указаниям в расчет средней численности работников включается среднесписочная численность работников, средняя численность внешних совместителей и средняя численность работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера (п. 80). При этом работники, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, учитываются при расчете численности как целые единицы в течение всего периода действия договора, совместители - пропорционально отработанному времени.
Методика расчета среднесписочной численности работников приведена в п. п. 81 - 84 Указаний. Среднесписочная численность работников определяется за конкретный период (месяц, квартал, год). Чтобы рассчитать среднесписочную численность за месяц, необходимо просуммировать списочную численность работников за каждый календарный день месяца, включая выходные и нерабочие праздничные дни, и разделить полученную сумму на число календарных дней в этом месяце.
Среднесписочная численность работников за период, превышающий месяц, определяется так: рассчитывается среднесписочная численность за каждый месяц периода, а затем сумма полученных значений делится на количество месяцев в периоде.
Численность работников списочного состава за выходной или нерабочий праздничный день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. Если подряд следуют два выходных или нерабочих праздничных дня и более, в расчет берется списочная численность за рабочий день, предшествовавший выходным или праздникам.
Численность работников, в том числе среднесписочная численность, округляется до целых единиц и в отчетности показывается в целых единицах (пп. 84.4 Указаний).

Пример . ООО "Север" применяет систему налогообложения в виде ЕНВД. В компании установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье). По состоянию на 1 мая 2011 г. в компании работали 95 человек, из них 90 человек работали по трудовым договорам (в том числе двое внешних совместителей), а с пятью были заключены гражданско-правовые договоры. Один сотрудник уволился 10 мая, а два новых сотрудника были приняты на работу по трудовому договору с 20 и с 25 мая. В течение мая один работник был направлен в служебную командировку по России, пять работников находились в ежегодных оплачиваемых отпусках, а двое - на больничном.
В списочную численность работников за май 2011 г. ООО "Север" включит всех сотрудников, за исключением внешних совместителей и работавших по гражданско-правовым договорам. Работники, находившиеся в ежегодных отпусках, командировках и на больничном листе, учитываются в списочном составе за каждый календарный день отпуска (командировки, болезни) как целые единицы.
Таким образом, среднесписочная численность работников ООО "Север" за май 2011 г. составила 88 человек [(88 x 10) + (87 x 9) + (88 x 5) + (89 x 7) = 2726: 31 = 87,935 = 88].

Аналогичным образом рассчитываются показатели численности по внешним совместителям и работающим по гражданско-правовым договорам. Как видим, понятие средней численности работников шире, чем понятие среднесписочной численности, а значит, ограничение численности в отношении компаний, применяющих УСН, более жесткое, чем для "вмененщиков".
Инспекторы проверят соблюдение ограничения численности, изучая трудовые и гражданско-правовые договоры, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости и ведомости на выплату заработной платы, расходные кассовые ордера и другие документы, свидетельствующие о выплате доходов физическим лицам по каким-либо основаниям.
Кстати, применять УСН может компания, среднесписочная численность работников которой превышает 100 человек на дату подачи заявления, если это нарушение будет устранено до 1 января года, с которого предполагается применение "упрощенки". Такое мнение высказал Минфин России в Письмах от 01.12.2009 N 03-11-06/2/254 и от 25.11.2009 N 03-11-06/2/248. Конечно, при проведении выездной проверки такой компании повышенное внимание инспекторов к вопросу соблюдения численности персонала обеспечено.

Участие других компаний

У компаний на "упрощенке" и "вмененке" доля участия других организаций не должна превышать 25%. Исключение составляют компании, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%, и организации потребительской кооперации. Для компаний, применяющих УСН, с 1 января 2011 г. установлены и другие исключения из этого правила, касающиеся, в частности, хозяйственных обществ, созданных научными и образовательными учреждениями для внедрения и практического применения результатов интеллектуальной деятельности.
И здесь Минфин России занимает такую же позицию, как с ограничением по численности.
То есть, если по состоянию на 30 ноября доля участия другой организации в уставном капитале компании превышает 25%, но к 1 января эта доля будет снижена до допустимого размера, компания вправе с 1 января перейти на УСН (Письмо Минфина России от 29.01.2010 N 03-11-06/2/10).
Проверяется соблюдение данного ограничения путем изучения документов, связанных с куплей-продажей долей в уставном капитале, решений общих собраний акционеров, а также по сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц. Ведь внесенные в учредительные документы изменения приобретают силу с момента их государственной регистрации. И, если изменения в учредительные документы, после которых доля участия в компании других организаций составит менее 25%, будут внесены, а заявление о государственной регистрации таких изменений подано не будет, компания не сможет применять спецрежим. К такому выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 04.10.2010 по делу N А05-20122/2009 (Определением ВАС РФ от 04.02.2011 N ВАС-12/11 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Есть обособленное подразделение? Ничего страшного!

Другое важное ограничение: компания, применяющая УСН, не должна иметь филиалы и (или) представительства (пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Соответственно сведения о них содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (пп. "н" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Поэтому для проверки соблюдения данного ограничения инспекторы в первую очередь обратятся к учредительным документам компании и сведениям, содержащимся в госреестре. А также могут проанализировать наличие счетов в банках в других регионах, трудовые договоры с работниками, не проживающими в месте регистрации компании, и пр. Но если компанией создано обособленное подразделение, не являющееся филиалом или представительством, то это не влияет на правомерность применения УСН (Письма Минфина России от 16.05.2011 N 03-11-06/2/76, от 10.12.2010 N 03-11-06/2/186 и др., УФНС по г. Москве от 20.10.2010 N 16-15/110055).

Не велика ли остаточная стоимость?

Немаловажным является и ограничение остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, которая у "упрощенцев" не должна превышать 100 млн руб. (пп. 16 п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Определяется остаточная стоимость ОС и НМА по правилам бухгалтерского учета. Если компания совмещает "упрощенку" с ЕНВД, то стоимость ОС и НМА рассчитывается в целом по организации (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). При определении остаточной стоимости учитываются только ОС и НМА, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 НК РФ. Имущество, которое не признается амортизируемым, для целей определения остаточной стоимости ОС и НМА, позволяющей применять "упрощенку", не учитывается. Например, не учитывается стоимость земельного участка, поскольку земля не подлежит амортизации в силу прямого указания (п. 2 ст. 256 НК РФ). Также не учитывается имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений (приобретенное за счет целевых средств) и используемое в некоммерческой деятельности (пп. 2 п. 2 ст. 256 НК РФ, Письмо Минфина России от 26.11.2009 N 03-11-06/2/251).

Следите за доходами!

Компании, применяющей УСН, необходимо не допускать превышения величины предельного размера доходов. В период с 1 января 2010 г. по 31 декабря 2012 г. эта величина составляет 60 млн руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы превысили 60 млн руб., начиная с квартала, в котором допущено такое нарушение, компания должна перейти на общий режим налогообложения (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ). Кстати, нужно учитывать, что само по себе неоднократное в течение ряда налоговых периодов приближение выручки компании к пороговым значениям насторожит инспекторов и будет поводом для углубленного изучения вопросов аффилированности компании, заключения посреднических договоров и пр. Проверять соблюдение лимита доходов ревизоры будут на основании книг учета доходов и расходов, выписок по расчетным счетам, кассовым документам и материалам о деятельности налогоплательщика, истребованным у контрагентов компании.
При проверке правильности исчисления и уплаты ЕНВД инспекторы также уделят повышенное внимание компаниям, допустившим неоднократное приближение к предельным значениям показателей, установленных ст. 346.26 НК РФ, в частности площадей торговых залов и залов обслуживания посетителей (их площадь по каждому магазину или объекту общепита не должна превышать 150 кв. м), количества автотранспортных средств, предназначенных для оказания автотранспортных услуг (их не должно быть более 20), и т.д.

Налоговый учет

Напомним, что при применении ЕНВД реальные показатели финансово-хозяйственной деятельности не отслеживаются, поскольку расчет налоговых обязательств производится на основании вмененного дохода , определяемого исходя из базовой доходности, количества единиц физического показателя и установленных коэффициентов К1 и К2. "Вмененщики" ведут только учет физических показателей, необходимых для исчисления суммы ЕНВД за налоговый период. Исключение составляют случаи ведения раздельного учета при совмещении налоговых режимов, когда налогоплательщику приходится фактически вести учет доходов и расходов по деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, чтобы обосновать неотражение таких доходов и расходов в налоговой отчетности и регистрах учета по деятельности, в отношении которой применяются иные режимы налогообложения.
Компании, применяющие "упрощенку", ведут налоговый учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - книга учета), форма которой утверждена Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н. Книга учета может вестись как на бумажном носителе, так и в электронном виде. И в том и в другом случае книга учета за налоговый период должна быть заверена печатью и подписью должностного лица налогового органа. В инспекцию для этого, конечно же, книга учета представляется на бумаге, с пронумерованными страницами, прошитая и скрепленная подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью организации (индивидуального предпринимателя - при наличии у него печати). Книгу учета, которую хозяйствующий субъект предполагает вести на бумажном носителе, нужно заверить в инспекции до начала ее ведения, а книгу учета, которая в течение налогового периода велась в электронном виде, - не позднее срока, установленного для представления соответствующей налоговой декларации за этот период (п. 1.5 Порядка заполнения книги учета).
Кстати, вопрос о необходимости заверения книги учета налоговым органом является спорным. Согласно позиции Минфина России в целях обеспечения достоверности книги и с учетом того, что плательщики налога по УСН не ведут бухучет и не представляют бухгалтерскую отчетность, они обязаны представлять книгу в территориальный налоговый орган для заверения (Письмо от 16.06.2009 N 03-11-11/110).
По мнению ВАС РФ, требование об обязательном заверении книги учета не противоречит положениям ст. 346.24 НК РФ (Определение от 22.12.2009 N ВАС-13965/09 и Решение от 11.09.2009 N 9513/09).
А ФНС России в Письме от 03.02.2010 N ШС-22-3/84@ отмечает, что НК РФ не устанавливает ни сроки, ни порядок представления книг в налоговый орган. В связи с этим налоговые органы не вправе требовать обязательного представления книги учета для заверения, она заверяется только по просьбе налогоплательщика. Однако в Письме от 02.02.2011 N КЕ-4-3/1459 фискалы указали, что отсутствие показателей финансово-хозяйственной деятельности у организации, представившей книгу учета в налоговый орган для заверения, не является основанием для отказа в заверении книги. В этом же Письме ФНС России указывает, что ст. 120 НК РФ устанавливает налоговую ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, в частности за отсутствие регистров налогового учета. Значит, позиция налоговиков такова, что книгу учета для заверения в налоговый орган плательщик вправе не представлять, но за это его оштрафуют? Напомним, что возможность привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 120 НК РФ за отсутствие регистров налогового учета или неправильное отражение в них информации появилась у фискалов после внесения в указанную статью соответствующих изменений п. 45 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
Исходя из изложенного книгу учета лучше представить для заверения в налоговый орган в установленном порядке. Ведь, если инспекторы откажутся признать ведение компанией налогового учета, ссылаясь на отсутствие заверенной ими книги, это может повлечь и более серьезные последствия, чем привлечение компании к ответственности по ст. 120 НК РФ. Так, у компании, совмещающей УСН и ЕНВД, могут возникнуть проблемы с подтверждением факта ведения раздельного учета, а это может повлечь дополнительное начисление налога по УСН, если, допустим, ревизоры не признают обоснованность отнесения расходов на "упрощенку" (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.02.2011 N А56-22594/2010). Возможно, в суде удастся доказать свою правоту, но к чему создавать себе проблемы?
Данные книги учета инспекторы сверят с первичными документами и налоговыми декларациями, проанализируют полноту учета доходов и расходов, проверят наличие среди контрагентов компании фирм-однодневок и взаимозависимых лиц и истребуют у контрагентов информацию о сделках с компанией в порядке, установленном ст. 93.1 НК РФ.
Между прочим, не только контролирующие органы, но и суды, рассматривая налоговые споры, придают большое значение ведению хозяйствующим субъектом налогового учета и его достоверности. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 01.03.2011 по делу N А78-3971/2010 указал, что предприниматель представил в суд первичные документы, отраженные в которых суммы отсутствуют в книгах учета доходов и расходов. Эти документы предпринимателем не представлялись ни инспекторам при проведении выездной налоговой проверки, ни при обжаловании решения инспекции в вышестоящий налоговый орган. Исправления в книгу учета не вносились. Также предпринимателем не представлялись и не были отражены в учете уточненные налоговые декларации. В связи с этим суд не счел возможным принять представленные документы в обоснование расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. А высшие арбитры не нашли оснований для пересмотра данного дела в порядке надзора (Определение Президиума ВАС РФ от 28.04.2011 N ВАС-5260/11).

Расходы не расходы, если их нет в перечне?

У компаний, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, инспекторы проверят соответствие расходов, учтенных при определении налоговой базы, перечню расходов, приведенному в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Указанный перечень является закрытым. И, по мнению контролирующих органов, не подлежит расширенному толкованию, то есть расходы, не поименованные в нем прямо, или расходы, которые не могут быть однозначно отнесены к какой-либо его позиции, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не учитываются (см., например, Письма Минфина России от 01.02.2011 N 03-11-11/22 и от 28.01.2011 N 03-11-06/2/09, УФНС России по г. Москве от 21.01.2011 N 16-15/005285@ и от 17.11.2010 N 16-15/120859 и др.).
Все расходы должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252, абз. 1 п. 2 ст. 346.16 НК РФ). К некоторым видам расходов предъявляются специальные требования (абз. 2 п. 2 и п. п. 3 и 4 ст. 346.16 НК РФ). Проконтролируют ревизоры и правильность учета при определении налоговой базы по УСН убытков, полученных в прошлых налоговых периодах. Если компания уплачивает ЕНВД или применяет "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы", то уж обязательно проверят обоснованность и правильность уменьшения налога на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также на сумму пособий по временной нетрудоспособности.

Льготная ставка? Проверим!

Сейчас во многих регионах введены пониженные ставки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" (п. 2 ст. 346.20 НК РФ). Пониженная ставка может быть установлена как для всех "упрощенцев", так и для отдельных категорий налогоплательщиков. Так, единую ставку по УСН 5% независимо от категории налогоплательщиков устанавливает Закон Липецкой области от 24.12.2008 N 233-ОЗ. А Законом Московской области от 12.02.2009 N 9/2009-ОЗ установлена налоговая ставка в размере 10% для отдельных категорий налогоплательщиков, осуществляющих один из 29 видов экономической деятельности согласно Приложению к данному Закону, определяемых в соответствии с ОКВЭД.
При этом региональным законом могут быть установлены какие-либо критерии для отнесения налогоплательщика к льготной категории, например доля выручки от "льготного" вида деятельности в общей выручке компании. Поэтому в задачу инспектора также входит проверка права на применение пониженной ставки налога по УСН. Если компанией применяется пониженная ставка, а условия для ее применения не соблюдены, ревизоры дополнительно начислят налог по обычной ставке - 15%.

Камеральный контроль (НК РФ, ст.88 ) ИП проводится регулярно по мере сдачи им отчетности в налоговых органах. ИП предписание (уведомление) при этом не вручается. Предприниматель может об этом и не знать. В данной статье мы рассмотрим как осуществляется камеральная проверка ИП на различных режимах налогообложения: УСН, ЕНВД, ПСН и после закрытия.

Обычно процедура проверки длится не более 3 месяцев с момента представления документации. Основанием для этого являются:

  • сдача декларации и иной отчетной документации;
  • уже имеющиеся у проверяющего органа документы ИП.

Особенности камеральной проверки индивидуальных предпринимателей

Проверка на основе имеющейся отчетности у налоговой может проводиться в случае, когда декларация не сдана. При обнаружении несоответствий, ошибок проверяющий инспектор может затребовать разъяснения и любые, необходимые для камеральной проверки документы. Только факт обнаружения неточностей и противоречий является основанием для предъявления предпринимателю таких требований. Исключение составляют плательщики, для которых предусмотрено льготирование, а также те, кто заявил о праве на возмещение налога (декларация по НДС).

Отреагировать ИП должен в течение 5 дней после вручения требований. Разъяснения ИП может дать в письменном виде, по телефону или в устной форме, посетив проверяющего инспектора в налоговой службе. За нарушение сроков и непредставление информации (документов) ИП привлекается к ответственности. При обнаружении правонарушений проверяющий обычно составляет акт камеральной проверки, доначисляет налоги.

Камеральная проверка ИП на УСН, ЕНВД, ПСН, ОСН принципиальных отличий от стандартной проверки такого рода не имеет и одинакова для всех предпринимателей. Во всех случаях в основе лежат одинаковые задачи, выполнение которых осуществляется согласно Налоговому кодексу РФ. Прежде всего – это поверка сдаваемой ИП отчетности налоговым инспектором. При правильном оформлении документации и своевременной ее сдаче проверка проходит быстро и без предъявления претензий ИП. Что же и когда сдают предприниматели на УСН, ЕНВД, ПСН?

Камеральный контроль ИП на УСН

Деятельность ИП на УСН регламентирует гл. 26.2 Налогового кодекса. Чтобы применять УСН, следует соблюдать установленные законом требования. Посему налоговый инспектор начинает процедуру с проверки на соответствие критериям. Если окажется, что проверяемый ИП неправомерно использует УСН, ему доначисляют неуплаченные налоги, которые относятся к ОСН. К ним же добавляются штрафы и пенни за просрочку. Примечательно, подобные доначисления применимы в схожих ситуациях по отношению ко всем режимам налогообложения.

Бухгалтерский учет при УСН не предусмотрен. Налоговый учет осуществляется на основании учетной книги прибыли и расходов (НК РФ, ст. 346.24 ), которая ведется на бумажном носителе или в электронном виде. При формировании отчетности ИП определяет объект по налогам:

Исходя из имеющихся в учетной книге данных, заполняется декларация за календарный год. Все обязанности плательщика сборов определены ст. 23 НК РФ. Согласно закону декларант должен представить налоговикам учетную книгу доходов и расходов по запросу:

  • лично (через представителя);
  • посредством почты (заказное письмо вместе с описью вложения);
  • по электронной почте.

Налоговый инспектор проверяет правильность заполнения отчетности и достоверность представленных в ней сведений. Суть самой проверки сводится к тому, что налоговики проверяют соответствие показателей декларации, отсутствие противоречий в сведениях, соблюдение исчисления налоговой базы, своевременность налоговых платежей.

При налоговом объекте «прибыль минус расходы» под проверку попадают затраты (их обоснованность, документальное оформление), контрагенты. Если во время проверки инспектором будут обнаружены ошибки, несоответствия, иные несоблюдения установленных законом норм, ИП об этом сообщается. За 5 дней предприниматель должен согласно требованиям проверяющего представить разъяснения, внести исправления.

Камеральная проверка ИП на ЕНВД

Учет при ЕНВД минимален, поскольку от прибыли величина налога не зависит, и осуществляется в произвольной форме. ИП без наличия сотрудников, помимо статистической отчетности, ведет и сдает для проверки каждый квартал декларацию (не позже 20 числа после отчетного квартала). Здесь он обязан отражать уплачиваемые налоги, характерные для ЕНВД.

Когда ЕНВД совмещается с другими спецрежимами (УСН, ОСНО и т. д.), ИП ведет и сдает налоговикам отчетность по каждому из них отдельно. Соответственно, при камеральной проверке инспектор будет проверять представленную документацию по всем режимам (при совмещении разных видов деятельности) или только декларацию по ЕВНД, если применяется только этот режим.

Камеральная проверка ИП на ПСН

При патентной системе налогообложения ИП не сдает никаких деклараций, а лишь ведет книгу учета по расходам и доходам в бумажном или электронном варианте. Она содержит данные о прибыли за налоговый период, расходная часть у нее отсутствует. Деятельность ИП на ПСН имеет свою специфику.

Патент Особенности деятельности Отчетность без работников Отчетность со штатными сотрудниками
На розничную торговлю Не нужен кассовый аппарат;

покупателю по требованию предъявляется любой документ при оплате

Ведется учетная книга по прибыли и затратам;

ИП платит обязательные взносы в ПФР, ФОМС

ИП ежегодно до 15 апреля подтверждает тип деятельности в ФСС;

необходимы:

расчетная форма 4 ФСС каждый квартал,

численность работников,

справка 6-НДФЛ раз в квартал;

ИП уплачивает НДФЛ и обязательные страховые взносы

На оказание услуг Клиенту вручается обязательно заполненный бланк строгой отчетности Как и при розничной торговле Та же, что и при розничной торговле

Если ИП занимается не одним видом деятельности, а несколькими, то такую учетную книгу ему нужно вести отдельно по каждому виду. Учетная книга нужна инспектору для того, чтобы проверить, не превысил ли плательщик ограничение в 60 млн р. по годовому доходу. Это обязательное условие для тех, кто занимается предпринимательством на ПСН. Представляется книга учета по запросу.

Камеральный контроль после закрытия ИП

Налоговая служба имеет право проверить ИП после закрытия согласно российскому законодательству в течение 3 лет. На протяжении этого периода ИП, в свою очередь, может по необходимости проверять и возвращать переплаченные налоги. Предприниматель по законодательству должен 4 года (НК РФ, ст. 23, п.1 ) хранить информацию:

  • по налоговому и бухгалтерскому учету;
  • иную документацию по части исчисления, уплаты налогов;
  • документы о получении прибыли и о произведенных расходах.

После закрытия камеральный контроль осуществляется только по отношению к физическому лицу, которое регистрировалось в качестве ИП. Проводится проверяющим инспектором в налоговой и по месту проживания. Длительность проверки – 3 месяца с момента сдачи отчетности в налоговые органы. Под контроль попадают:

  • прежде всего, налоговая декларация;
  • собственно документы ИП о предпринимательской деятельности;
  • расчетная отчетность.

Налоговый инспектор во время камерального контроля проверяет изначально декларацию на предмет неточностей, ошибок, отсутствия противоречий. Во внимание проверяющего попадает правильность расчетов уплаченных налогов, своевременность платежей ИП во внебюджетные фонды. Если во время проверки окажется, что расчет налога неправильный или обнаружатся иные нарушения, проверяющий может обратиться за разъяснениями к уже закрывшемуся ИП или доначислить налог. По истечении 3 лет за выявленные правонарушения ИП не привлекается к ответственности (НК РФ, ст. 113 ).

Пример #1. Камеральная проверка ИП при совмещении УСН и ПСН

ИП сдавал в аренду нежилые помещения. В своей деятельности предприниматель применял УСН, а по отдельным объектам недвижимости – ПСН. По причине неуплаты он лишился права применять ПСН. Поэтому платить налоги за «патентную» деятельность теперь ему нужно согласно общему режиму. Соответственно, в налоговые органы им должна представляться отчетность по упрощенному и общему налогу. В этом случае при камеральной проверке к плательщику сборов претензий не будет.

Если бы ИП, допустим, причислил все (включая прибыль от «патентной» деятельности) к упрощенной системе налогообложения и сдал отчетность только по УСН, то при камеральной проверке к нему, скорее всего, предъявили бы претензии. В подобных случаях проверяющий может доначислить ИП НДФЛ за время действия утраченного патента.

Пример #2. Сроки осуществления камеральной проверки ИП

Декларант сдал в налоговые органы налоговую декларацию 26.03.2016. Налоговым инспектором проводилась камеральная проверка, во время которой им было составлено и отправлено плательщику требование о предоставлении документов. Отправленный запрос датируется 19.06.2016. ИП получил указанные требования 20.06.2016. Поскольку требование инспектор выставил в пределах установленного законом срока (3 месяца) , то плательщик сборов обязан на него отреагировать и представить нужные документы проверяющему.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос № 1: Какие санкции предусмотрены при непредъявлении документов в ответ на требования проверяющего инспектора?

Нарушитель штрафуется в сумме 200 р. за каждый документ, который не был представлен, если не было признаков правонарушений (п.1 ст.126 НК РФ ). Предусмотрена также административная ответственность (ст. 15.6 КоАП РФ ).

Вопрос № 2: Можно ли отменить закрытие ИП и сменить адрес, чтобы избежать камеральной проверки?

Никакие способы наподобие описанных не помогут исключить камеральный контроль. Все сдаваемые налоговикам декларации проходят проверку.

Вопрос № 3: Можно сдавать уточненную декларацию после составления акта проверки?

После обнаружения ошибок, несоответствия, противоречий и т. п., декларант обязан внести уточнения и исправления, а затем представить проверяющему уточненной вариант. Также плательщик сборов имеет право вносить нужные изменения в декларацию и представлять ее с уточнениями. Если подобная декларация подана после установленных сроков сдачи, то это не является нарушением.

Вопрос № 4: Отправляются ли результаты проверки (акт) по электронной почте?

Нет. Составленный акт проверки о нарушении вручается лично плательщику (либо его представителю) за подписью получателя (или под расписку с представителем), а также может доставляться по почте.

Вопрос №5: Сколько раз проводится камеральная проверка при ЕНВД?

Камеральный контроль при всех режимах налогообложения осуществляется на основании сданной отчетности. Это значит, как только декларацию (отчетность) сдали, сразу на протяжении 3 месяцев ее будут проверять.

Новое на сайте

>

Самое популярное