комплекс преобразований системы налогообложения, основным результатом которых стало введение нового основного налога — подушной подати .
Подушная подать (оклад, налог) — введена в 1724 году, после повторной «подушной» переписи населения 1718-1722 годов.
Первая перепись 1710 года показала, что крестьяне уклоняются от выплат налогов обнося рядом стоящие дома одним забором и выплачивая «подворный» налог вместе с соседями.
Причины и предпосылки налоговой реформы Петра I
- Государству требовалось огромное количество денежных средств на ведение Северной войны со Швецией
- Пётр I стремился как можно быстрее построить флот
- Модернизация промышленности и строительство новых фабрик производились за казённый счет
- Создание и поддержание регулярной армии предполагало необходимость пересмотра принципов налогообложения с
Содержание и ход реформ налоговой системы
Следует отметить, что первые 20-ть лет правления Петра I, который взошёл на престол вместе с братом в возрасте 10 лет, не сопровождались какими-либо существенными реформами, ни в налоговой, ни в каких-либо других сферах.
Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.
Введение новых косвенных налогов и сборов
Начиная с 1704 года один за другим вводились самые разные, порой абсурдные налоги: посаженный, поземельный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, на покос сена, трубный, с печей, налог на причал и отправку плавучих судов, с мостов и переправ, с клеймения платья, шапок и сапог, с варки пива, с производства воска, с квасных и сусляных напитков, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, и т.д. Всего появилось около 40 новых налогов.
Налог на бороду
Одним из средств Петра I по борьбе с культурой сложившейскя в русском обществе был налог на бороды (для всех кроме духовенства). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» .
Каждый, кто отказывался брить бороду был обязан платить от 100 до 30 рублей ежегодно, в зависимости от чина и положения. Была установлена дополнительная система сбора данного налога с крестьян — налог на въезд и выезд в крупные города по 2 коп.с бороды.
Знак выдаваемый заплатившему налог на бороду
Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить все налоги в двойном размере. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.
Внутри страны организовывались частные и государственные монополии - аптечные, винные, соли, льна, табака, хлеба, и др. При этом государственные монополии служили для пополнения казны с продажи популярной продукции, а частные - для ускорения развития конкретных отраслей производства и торговли.
Важным налогом Петра I был введённый указом 23 января 1699 г. гербовый сбор (пошлин). Т.е. все официальные документы (купля-продажа, займы и т.д.) необходимо было оформлять на гербовой бумаге, монополистом по выпуску которой было государство.
В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, целью которого была защита отечественных товаров неспособных конкурировать по качеству с иностранными аналогами. Тариф был откровенно протекционистским — пошлины были настолько высоки, что торговцы просто отказывались привозить товар на продажу.
Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.
Введение нового основного прямого налога — подушной подати
Перепись 1710 г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Крестьяне обносили несколько домов одним забором, получался один «двор» — таким образом народ старался выжить и уменьшить огромное налоговое бремя. Но Петру I нужна была промышленность, нужна была победа в Северной войне со Швецией — а без денег, большую часть которых государство получало именно в виде налогов, достижение каких-либо результатов было невозможно.
Первым шагом налоговой реформы стало проведение повторной переписи населения — теперь приказано было записывать всех, кто был мужского пола и принадлежал к податным сословиям.
Весной 1724 г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, подушная подать определена в 74 коп.с души . Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских (горожан) подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.
Реформа финансового аппарата
До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.
Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (Ратуша) - центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов.
18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям. Все военные части были распределены по соответствующим губерниям, откуда поступали провиант и деньги на содержание.
Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается Сенат - в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. В этом же году учреждаются должности фискалов, обязанностями которых было преследование казнокрадства и взяточничества.
В 1717-1722 гг., в рамках создания системы коллегий были сформированы новые финансовые институты: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегия, Коммерц-коллегия и Ревизион-коллегия.
Камер-коллегия осуществляла надзор за государственными доходами, следила за окладными и неокладными поступлениями. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен.
Сбором доходов от монетной и горной регалий заведовала Берг-коллегия .
Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами.
Ревизион-коллегия , учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств.
В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода , своего рода первый государственный бюджет.
Оценка налоговой реформы
Однако, при оценке этих цифр необходимо учитывать, что возрастание ценности государственных доходов не вполне соответствует возрастанию их численной величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти вдвое, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680 г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.
Налоги являются обязательными сборами, взимаемыми государством с хозяйственных субъектов и с населения по ставкам, установленным в законодательном порядке. Для становления налоговой системы, кроме образования государства и появления законодательных актов, необходим определенный уровень хозяйственных (экономических) отношений в стране.
Формированию податной (налоговой) системы на Руси с давних времен помогало развитие торговли и постепенное оформление таможенного права; вторым фактором, обеспечивающим этот процесс, является не просто становление государственности на Руси в IX-X вв., но и совершенствование государственных структур, особенно занимающихся фискальной политикой, периодом расцвета этих структур можно считать XVI-XVIII вв.; третьим важнейшим фактором стало становление в XV-XVI вв. сельскохозяйственного как главного в аграрном обществе, т. е. активное развитие земледелия и скотоводства, поставлявшего продукцию для торговли на внутреннем и внешнем рынке; четвертым фактором нужно считать развитие ремесла, а в XVII-XVIII вв. мануфактурного производства.
На Руси первая форма взимания налогов получила название "полюдье", она была характерна для ряда зарождающихся государств Восточной Европы. "Полюдье" - это смешанный тип сбора дани, более или менее обусловленной в устных договорах между племенами, а также кормления князя и его дружины за счет населения подвластных территорий.
О взимании "полюдья" в Киевской Руси сообщается в записках императора Византии Константина Багрянородного (908-959) "Об управлении империей". Описывая жизнь различных народов, в том числе в районах Дуная и Днепра, он свидетельствовал о "суровом образе жизни... росов". Когда наступал ноябрь месяц, их архонты (князья) выходили с "росами из Киава" (Киева) и отправлялись в "полюдья", что именовалось "кружением".
Князь с дружиной объезжал поздней осенью и зимой подвластные ему территории с целью сбора дани, без заранее установленной квоты. Вначале сборщики "полюдья" отправлялись в ближайшее от Киева племя древлян (верви - ан), затем через Любеч по Днепру к дреговичам (другуви - там); после к Смоленску, где в Верхнем Поднепровье проживали кривичи. Далее "кружение" вокруг Киева продолжалось по реке Десне к северянам (севериям), и через Чернигов и Вышгород князь с дружиной возвращался в Киев.
Тот факт, что термин "полюдье" появился на основе славянского слова, подтверждается греческой транскрипцией этого слова, в древних исландских сагах оно также заимствовано из древнерусского. Арабские источники, например Ибн Руст, сообщают, что славяне в период "полюдья" собирали дань не только продуктами, но и одеждой. Это можно как угодно широко трактовать, видимо, брали меха, кожу, холсты и т. д., то есть все, из чего шьют одежды.
Главными итогами "кружения" были сбор: меда, воска, меха и рабов (невольников), которые продавались или менялись на внешних рынках, в том числе в Византии. В Киев возвращались из "полюдья" в апреле, часть дани использовалась на Великокняжеском дворе, а часть, видимо, шла в уплату дружинникам за службу. К этому времени окрестные племена присылали "моноксилы" - лодки-однодревки с бортами и мачтами. Из них собиралась флотилия в 100- 200 судов. В плавание отправлялись в июне-июле, месяцы эти считались наиболее благоприятными для экспедиций по Черному морю в Константинополь. Путь от пристани в Витячеве до Константинополя занимал в среднем шесть недель. Витячев был сборным пунктом потому, что сюда прибывали суда из Переяславля, третьего по величине города на Руси после Киева и Чернигова. Переяславль стоял на реке Трубеж, которая впадает в Днепр ниже Витя - чева, здесь имелся Днепровский брод. Путь "в греки" был очень непростым, ведь предстояло преодолеть двенадцать Днепровских порогов.
Сезон прохода караванов в Черное море совпадал с сезоном добычи икры, поэтому русы везли в Византию также икру и дорогую рыбу. Вместе с купцами в Константинополь прибывало не менее тысячи человек. На основании торговых договоров с Византией 911 и 944 гг. купцы останавливались на специальном подворье и занимались торговлей. Обратно в Киев караваны возвращались не позже ноября, к началу нового "кружения" вокруг Киева, привозили из Константинополя дорогие ткани и оружие, золото и серебро.
Таким образом, путь из Киева в Константинополь был тесно связан с реализацией дани, полученной от "полюдья" и являлся лишь частью Великого торгового пути "из варяг в греки".
Когда Древнерусское государство окрепло, в середине X в. здесь была проведена первая известная на Руси хозяйственная реформа, связанная с началом второго этапа становления податной системы. ПВЛ, Константин Багрянородный, В. О. Ключевский и С. М. Соловьев рассказывают о трех составляющих реформы княгини Ольги (вдовы князя Игоря), которую она осуществила в 946 г. По всей видимости, опасности походов за данью типа "полюдья", в одном из которых погиб князь Игорь, побудили княгиню Ольгу преобразовать всю эту систему. "И пошла Ольга с сыном своим (Святославом) и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги", сообщается в Повести временных лет (ПВЛ). Далее, говорится, что дани и оброки она установила по Мете и по Луге, побывала в Новгороде и Пскове, вдоль Днепра и Десны. Везде устанавливала и погосты, (от слова "гости" - купцы). Княгиня Ольга в 946 г. впервые перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом, во-первых, отменялось "полюдье" или "кружение" Киевского князя с дружиной по подвластным территориям. Дань вместо "полюдья" была более цивилизованной формой налогов, осуществлялась один раз в год сбором продуктов, мехов, различных изделий с земель, которые становились волостями, затем уездными княжествами и т. д. Во-вторых, для сбора дани определялись специальные места - "погосты". Они использовались также для местной (меновой) торговли, а вблизи крупных городов, на берегах больших рек - и для внешней торговли. В-третьих, по ряду свидетельств, определялись люди для сбора дани на погостах - "тиуны". В "Русской правде" о них говорится как о важных должностных лицах. Сборщик дани не называется уже "скотником", как у восточных славян до вхождения их в состав Древнерусского государства. Это обстоятельство свидетельствует об особом этапе развития денежных отношений - от скота как эквивалента денег русичи переходят к другим их эквивалентам, напоминающим металлические деньги.
Итак, первый этап становления податно-налоговой системы на Руси хронологически определяем: IX - сер. X е.;
Второй этап: с сер. X в. до начала социально-политической раздробленности, выделения Северо-Восточной, Юго-Восточной, Юго-Западной Руси, т. е. до 1120-х гг.;
Третий этап продолжался с 1120-х гг. до нападения ордынцев на Русь, т. е. до 1230-х гг.
По сведениям ПВЛ, на третьем временном этапе проявились очень интересные тенденции в развитии податно - налоговой системы на Руси. Если применительно к X в. "оброк" и "дань" упоминались как равноценные сборы, то в описаниях XII-XIII вв. эти термины уточняются. На Руси в это время проходил начальный процесс феодализации, который обретал более или менее определенные контуры. Треть собранной дани предназначалась для Великого князя, шла в княжескую казну, которая постепенно приобретала значение государственной казны. Одна десятая ее часть направлялась в распоряжение православной церкви и получила название "десятины".
Одновременно появились три разновидности дани-оброка: первая взималась с "дыма", т. е. с дома с печью и трубой. Это свидетельствовало об определенном этапе сельского строительства, можно предположить, что желающие уклониться от дани топили "по-черному" - без вывода трубы наружу. Через несколько веков подворная подать станет основным прямым налогом на Руси, истоки его зарождались в XII-XIII вв. в виде дани-оброка с "дыма". Другая часть семей - земледельцев - платили с "рала" (с плуга). В отдаленном будущем это станет поземельным налогом. Еще часть населения платила с "человека", что через несколько веков трансформируется в подушный налог.
Дань-оброк имела две составляющих: 1) дань платилась в пользу государства, т. е. она превращалась в подать; 2) оброк предназначался для феодала, т. е. превращался в поземельную ренту. Но применительно к первым векам существования Древнерусского государства такую четкую градацию дани провести затруднительно. Сохранялся еще в отдаленных районах принцип сбора дани с территорий, а не с людей, на них проживающих.
Четвертый этап в становлении налоговой системы совпадает со временем татаро-монгольского ига. Это был период с 1236-1240 гг. до середины XV в.
Древняя Русь попала в зависимость от ордынцев на условиях полуколонии. Сохранялось управление русскими землями национальными лидерами, князьями из рода Рюриковичей. Но князья должны были за большие деньги и дары получать ярлыки на правление.
Ордынцы были прирожденными степняками и коневодами, не знали земледелия и не строили городов. Вклад их в мировую культуру, отмеченный Л. Н. Гумилевым, был связан с бытом и образом жизни степняков: они изобрели и внедрили в быт большую разбирающуюся юрту; из мужской одежды в числе первых стали применять длинные штаны (брюки); изобрели кривую саблю; носили меховой головной убор, шапку-малахай. Монголы, первоначально не знавшие грамоты, государственного устройства, оказались восприимчивыми к опыту других стран и народов. Пройдя долгий путь завоеваний по просторам Азии, они переняли у ряда народов с древней культурой, в том числе у китайцев и персов, грамоту, навыки проведения переписи населения, организации быстрой почтовой связи путем создания через равные отрезки пути "ям" - почтовых станций.
Первую перепись населения на Руси ордынцы начали проводить еще до падения Киева в 1238 г., когда после гибели во Владимире-на-Клязьме Великого князя Юрия там стал править его брат Ярослав Всеволодович. Хан Батый послал баскаков своих с численниками (переписчиками населения) и с толмачами (переводчиками) по землям Русским. По словам итальянского путешественника Плано-Кар - пини, перепись эта проходила очень жестоко. У каждого главы семейства, имевшего трех сыновей, брали в полон одного, захватывали всех неженатых мужчин и незамужних женщин, всех нищих и бездетных и угоняли в рабство. Остальных всех перечисляли и обкладывали данью. Отныне каждый человек мужского пола в любом возрасте и любого состояния должен был ежегодно платить ясак: "по меху медвежьему, бобровому, соболиному, хорьковому и лисьему". Кто не мог заплатить, того забирали в рабство. И в 1257г., после смерти Батыя и его сына Сартака, была проведена вторая перепись населения на Руси. Приехавшие численники переписали население Суздальской, Рязанской, Муромской и иных земель. Не считали, т. е. не накладывали "ясак" (налог) (как и в первую перепись), на священнослужителей и монахов. Для остальных, занесенных "численниками" в перепись населения, определялся "ясак" в виде перечисленных уже мехов диких зверей. Всех не заплативших забирали, как и в прежние годы, в "полон".
Но главной была общая на всю Русь дань под названием "ордынский выход". Сумма его четко не определялась. Платили "выход" удельные князья от имени населения своих княжеств. Но со времени Ивана Даниловича (Калиты) московские князья стали платить за всех "ордынский выход", предварительно собрав необходимую сумму из разных мест. Ордынцы брали больше золотом и серебром, дорогими мехами. Если хану в Сарае (столице Золотой Орды) хотелось больше дани-даров, князей с сыновьями задерживали на неопределенное время в Орде, пока их приближенные не собирали нужную сумму, чаще золотой и серебряной посудой, возможно, и окладами от образов. Сопротивлявшиеся не только поборам, но и унижениям, князья с сыновьями принимали в Орде мученическую смерть.
Главный вывод из вышесказанного такой: экономика Руси была отброшена на несколько веков назад. Русичей из-за непомерных поборов, ежегодно выплачиваемых даже за младенцев и дряхлых стариков мужского пола мехами ценных пород диких зверей, заставили вплотную заниматься охотой. Таким образом, вместо производящего хозяйства вновь перешли к присваивающему типу хозяйства. Почти сто лет русичи не занимались широко земледелием и скотоводством. Степняков мало интересовало земледелие и плоды от него. Из-за задержки процесса феодализации и становления аграрного общества наметилось значительное отставание в экономическом развитии Русского государства от европейских стран. Выравнивание уровней развития произойдет лишь через несколько веков.
Пятый этап в развитии податной системы на Руси приходится на XIV-XVI вв. В это время сложились условия для перехода к так называемой посошной подати. В те времена в окружающем Русь мире - Восточной и Западной Европе - создавались централизованные государства. Русь долго не могла оставаться в стороне от этих тенденций. К тому же после Куликовской битвы 1380 г. в стране начался политический и хозяйственный подъем. С середины XV до середины XVI в. проявился подлинный расцвет земледелия и сельского хозяйства. В эти годы в целом и определился переход к новому этапу в развитии налоговой системы - взиманию посошной подати. О "сохе" как виде дани говорится в завещании Великого князя Василия Васильевича Темного (1425-1462 гг.). После его смерти писцы должны были переписать земли и обложить "данью по сохам и по людям". Здесь официально упоминается "соха" как единица податно-налогового обложения. Итак, сборы дани проводились: по людям; по сохам; с учетом экономической мощи хозяйства. "Соха" как единица обложения податью не ассоциировалась с сохой - орудием земледелия. "Соха" - это единица земли, с которой платили подать государю, т. е. Великому князю, в XV-XVI вв., первой половине XVII в. "Соха" определялась также количеством рабочей силы, необходимой для обработки определенной земельной площади. С постепенной ликвидацией раздробленности на Руси к взиманию податей в виде "московской сохи" присоединились Ярославское, Тверское и иные княжества. Причем условно к пашне приравнивались другие объекты обложения: мельницы, лавки, лодьи, т. е. различная недвижимость.
Законодательно посошная подать как основной прямой налог в Русском централизованном государстве была закреплена в "Судебнике" Ивана IV 1550 г. Она стала взиматься со всех земель русских с 1551 г. В основу "сохи"" (посошной подати) было положено известное количество земли, которую мог обрабатывать один или несколько человек с одной или несколькими лошадьми. При этом учитывалось и количество произведенной продукции, то есть экономическая выгода, получаемая от запашки земли. В. О. Ключевский называл ее "промышленной сохой", имея в виду взимание подати с посадских тягловых людей (мелких торговцев и ремесленников). Сох пашенных было две: новгородская - около 45 десятин земли. В отличие от нее московская соха представляла из себя целый пахотный округ. Относясь к служивым землевладельцам (дворянам), соха пашенная здесь в трех полях достигала 1200-1800 десятин земли.
Таким образом, размеры "сохи" зависели от того, возможно ли было от той или иной земли, в зависимости от ее площади и плодородия, получить и реализовать столько продукции, чтобы суметь уплатить сумму подати. "Соха" новгородская была намного меньше потому, что в тех местах было мало плодородной земли, служилым людям она не раздавалась, а народ много занимался промыслами и ремеслами, внешней и внутренней торговлей и платил подати, видимо, от суммы общих доходов.
"Соха" церковная доходила в трех полях до 1350 десятин. Крестьяне, находящиеся на этих и "черных", т. е. государственных, землях, не несли военной повинности, поэтому с них брали больше сельских податей.
"Соха" государственных крестьян доходила до 600 десятин. Получалось, что "черные" крестьяне с 600 десятин земли платили такую же сумму посошной подати, как служилые люди с 1200 десятин земли, т. е. с них налог брали вдвое больший.
Прямые налоги в Московском государстве до XVII в. состояли из 3-х частей:
1) дани (посошной подати);
2) кормления административных лиц;
3) иных натуральные повинностей.
Вся совокупность денежных платежей и натуральных повинностей называлась тяглом.
Более мелкими, чем "соха", единицами обложения были: "выть" - до 30 десятин земли и "обжа" - до 15 десятин.
"Кормы" областным управителям делились на: а) "въезжий", т. е. при поступлении в управление того или иного лица; б) "постоянные", т. е. годовые, представляемые по двум крупным церковным праздникам: "Петровский" и "Рождественский". До главенства Московского княжества "кормы" включали "припасы натурой" в виде хлеба, мяса, а также сена для скота. С воцарением Московской Руси и развитием товарно-денежных отношений наместникам стали выдаваться денежные оклады.
История свидетельствует, что и с введением денежных окладов подношения различным должностным лицам сохранились в последующие времена. Но они перестали быть обязательными, приобрели характер даров -» подарков -» -» подкупов должностных лиц.
В XVI-XVII вв., т. е. с появлением единого государства и "помазанием" на царство Ивана IV, значительно возросли объемы прямых налогов. При Иване Грозном это можно объяснить большими государственными расходами в период Ливонской войны, а в XVII в. - ликвидацией последствий Смутного времени.
К посошной подати ("соха", "выть", "дань") присоединились сборы на:
1) выкуп пленных, особенно уведенных крымскими татарами - "полоняничные" деньги;
2) "стрелецкий" хлеб собирался на содержание стрелецкого войска;
3) "ямские деньги" - на содержание разветвленной с XVI в. сети ямской "гоньбы";
4) "ямчужные" - или селитряные деньги - на покупку пороха;
5) "засечные" деньги еще раньше собирались на возведение "засек" - преград на пути татар к Москве.
Все многочисленные прямые налоги в XVII в. были укрупнены, т. е. сведены в три основных:
1) деньги "данные", т. е. сама посошная подать, которую по старинке называли данью;
2) "полоняничные";
3) "обычные" деньги, здесь не имели в виду оброк с вотчинных крестьян. Ввели оброк при Иване IV с отменой управления наместников и волостелей и соответственно отменой кормления. Вместо них появились выборные земские старосты с целовальниками. На их содержание и был определен государственный налог, названный "оброком" или "откупом".
Для упорядочения налогообложения в XVI в. создавались писцовые книги, в которых содержались данные переписей пашни и сенокосов, а в XVII в. завели переписные книги для учета численности дворов и населения в них. С помощью "переписных книг" в правление Алексея Михайловича Романова был подготовлен переход к еще более цивилизованной форме прямого налога - к подворной подати.
Шестой этап взимания прямого налога - подворного - начинает отсчет времени уже после смерти Алексея Михайловича, с 1679 г. Отныне все прямые налоги были сведены в два разряда:
1) стрелецкие деньги;
2) ямские и полоняничные.
Стрелецкий налог теперь платило городское и промышленное сельское население, к нему относилось и население поморских уездов, где хлебопашество не было главным занятием сельских жителей. Все они должны были содержать стрелецкое войско.
Ямские и полоняничные деньги платили крестьяне: государственные, дворцовые, церковные, вотчинные и помещичьи. В том и другом случаях налоги взимались с подворий, независимо от того, сколько в них проживало людей.
Несовершенство таких налоговых сборов проявилось уже в первой четверти XVIII в., т. е. в период Петровских реформ. Из-за тяжести налогов и в силу ряда иных причин крестьяне начали целыми семьями покидать свои подворья, пополняя ряды беглых, в лучшем случае - казаков. Государству все труднее становилось собирать налоги, поэтому в 1724 г. по указу Петра I в Российской империи перешли к сбору подушного налога. В такой форме - "по душам" мужского пола - его собирали более 160 лет - до реформ Н. X. Бунге - И. А. Вышнеградского.
Противником введения подушного налога выступил современник Петра I - Иван Тихонович Посошков (1652- 1726 гг.). Он в 1724 г. опубликовал сочинение "О скудности и богатстве". Книгу эту можно считать первой работой по политической экономии в стране. И. Т. Посошков ратовал за ограничение эксплуатации крестьян со стороны помещиков. Он относился к налогам как важнейшему источнику доходов государства, поэтому предлагал облагать налогами все социальные слои общества, за исключением духовенства. И. Т. Посошков полагал, что в количественном (суммарном) отношении налоги нужно взимать исходя из доходов, которые люди получают, занимаясь промыслами и торговлей, работая на земле. Таким образом, И. Т. Посошков впервые в экономической истории России предложил по сути дела перейти к подоходному налогу. Это предложение первого российского политэконома опережало время, в котором он жил, на 200 лет. Петр I не простил великому ученому критику существовавших тогда в России порядков: вскоре после ареста И. Т. Посошков умер в Петропавловской крепости.
Кроме государственных податей - налогов, на Руси существовали торговые пошлины, которые были косвенными налогами. Они с периода образования Древнерусского государства подразделялись на проезжие и собственно торговые. Широко известен "мыт" - сбор за право провоза товаров. Люди, осуществлявшие эту функцию, назывались мытниками или "мытарями". Был мыт сухой, т. е. сухопутный, его взимали с возов с товарами, а мыт водяной брали с лодей с товарами. "Головщина" и "костка (гос - тка)" была сбором с лиц, везущих товар. "Задние калачи" - это мелкие сборы с торговых людей, едущих с рынка. "Мостовщина" и "перевоз" являлись пошлинами на право проезда торговых людей с товаром через мост и проч.
Собственно торговые пошлины подразделялись на:
1) сборы за подготовительные торговые действия;
2) сборы за право купли-продажи.
Первые назывались еще "замытной пошлиной", т. е. они заменяли "мыт" в том городе, где купец останавливался для торговли. Были еще "явка" - мелкий сбор в таможне при заявке купцом привезенного товара; "гостиная" - сбор при найме лавки для продажи. Были также косвенные налоги: "амбарное" и "полавочное" (по лавкам), "весчее" или "пудовое" - сбор при взвешивании товара, "померное" -- при замере сыпучих товаров и т. д.
За право купли-продажи взимались: "тамга" - сбор за право продать и купить. Слово это одного корня от татарского слова " ". Иногда вместо тамги этот сбор называли "осмничее" - оно впервые появилось в XII в., т. е. до ордынцев. То и другое взималось как с продавцов, так и с покупателей. Причем дороже эта пошлина взималась с иностранных купцов.
Отказ от разнообразных пошлин произошел с помощью Уставной грамоты 1654 г. Стала взиматься одна пошлина за право торговли - рублевая. С продавца она составляла 5 рублей, с покупателя - 2,5 рубля.
XIX в. принес с собой изменения и в налоговой сфере Российской империи. Косвенными налогами стали акцизные сборы. В условиях отмены крепостного права, победы промышленной революции и активизации рыночных отношений изменилось название и суть основного прямого налога.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА
К какому типу относится налоговая реформа?
1 социальная реформа 2 экономическая реформа 3 политическая реформа
Потребительская корзина в России не включает в себя
1 транспортные расходы 2 квартплата 3 набор продуктов
Определи конечный этап законодательного процесса в современной России?
1 принятие закона в Совете Федерации 2 подписание закона Президентом 3 опубликование закона
Только в процессе общения в социуме у человека формируется
1 прямохождение 2 речь 3 инстинкт самосохранения
Указание на требуемые действия является такой формой как
1 дозволение 2 запрет 3 предписание
Какое высказывание не является верным?
1) Между мышлением и языком существует тесная связь.
2) Способности человека развиваются в процессе деятельности.
3) Вступление в эпоху ноосферы предполагает полное подчинение природы человеческой
цивилизации.
Ученные считают, что второй фазой становления личности является
1 интеграция 2 адаптация 3 индивидуализация
Выберите способы повышения эффективности производства.
а) неограниченное использование ресурсов
б) внедрение новой техники
в) дополнительное привлечение рабочей силы
г) повышение квалификации работников
д) разделение труда
Исключите лишнее понятие в ряду витальных ценностей человека: семья, здоровье, истина.
1 здоровье 2 истина 3 семья
Характеристика, какого финансового инструмента в решении проблемы дефицита
государственного бюджета представлена в тексте: «Данный финансовый инструмент возник, как
считают исследователи на основе ростовщичества. Первым период появления считается XVI век,
Страны -Франция и Голландия. В России стал использоваться данный инструмент в XIX веке.
Советское государство использовало его в основном принудительно и активно для решения
финансовых проблем. В России конца XX-начала XXI века это явление также имеет место быть,
но на добровольных условиях для населения»?
1 облигации 2 налоги 3 кредиты
Вставьте в текст вместо цифр подходящие слова из списка. Слова в списке даны в именительном
падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.
Ученые выделяю три ступени в развитии общества. Первая ступень – это (1) общество. В данном
обществе четко определяется принадлежность человека к определенному (2). В экономике
ведущую роль играет (3). Вторая ступень- это (4) общество. Здесь в экономике преобладает
(5).Главная роль в социальной жизни отводится такому слою людей, как (6). Третья ступень-это
(7) общество. Главным фактором развития экономики здесь является (8). Ведущую роль в
социальной жизни играют (9), создающие новые открытия и технологии.
Список слов:
а) сельское хозяйство
б) индустриальное
в) промышленность
г) традиционное
д) сословие
е) постиндустриальное
ж) бизнесмен
з) информация
и) ученые
Зачастую под налоговой реформой понимают изменения, направленные на совершенствование отдельных элементов налоговой системы страны. Такая трактовка вряд ли справедлива, поскольку изменения отдельных элементов скорее характеризуют текущий и постоянно реализуемый процесс совершенствования налоговой системы.
Процесс реформирования и совершенствования налоговой системы имеет ряд принципиальных отличий:
- 1) налоговая реформа проводится при пересмотре всей социально-экономической доктрины (стратегии) государства и последующей кардинальной смене концепции и стратегии (доктрины) налоговой политики, в то время как совершенствование налоговой системы реализуется в контексте тактики налоговой политики;
- 2) важнейший признак реформы – проведение кардинальных принципиальных преобразований налоговой системы. Совершенствование же характеризуется изменением отдельных элементов системы;
- 3) реформирование – это дискретный процесс, занимающий определенный временной промежуток. Совершенствование – процесс, характеризующийся непрерывностью. Сколько существуют налоговые системы, столько они и совершенствуются.
В связи с этим представляется наиболее правильным следующее определение налоговой реформы : налоговая реформа – это ограниченный во времени комплексный процесс кардинальных преобразований налоговой системы с целью приведения ее в соответствие с новым содержанием социально-экономической стратегии государства и налоговой доктриной государства.
История налогообложения знает большое число налоговых реформ. Например, в России это налоговые реформы Петра I (1699–1725), Екатерины II (1762–1796), Александра I (1801– 1825), Александра II (1855–1881), Александра III (1881 – 1894). В Советском Союзе также проводилось несколько налоговых реформ, в частности реформа периода нэпа, периода коллективизации и индустриализации, налоговая реформа периода Великой Отечественной войны, послевоенного восстановления и др. .
В США в XX в. можно выделить как минимум пять налоговых реформ, связанных с кардинальным изменением налоговой политики: реформа Меллона (1921–1926), Новый курс Ф. Рузвельта (1933–1945), реформа Дж. Кеннеди (1962–1968), реформа Р. Рейгана – Дж. Буша-старшего (1981–1993), налоговая реформа У. Клинтона (1993–2001), реформа Дж. Буша-младшего (2001–2009) .
В. Г. Пансков предложил классифицировать налоговые реформы по трем основным признакам: по содержанию, по целям, по продолжительности. Эта классификация представлена на рис. 15.3.
Рис. 15.3.
Системная налоговая реформа подразумевает реализацию кардинальных преобразований самой налоговой системы, концептуальных и методологических приемов ее построения. В результате такой реформы, как правило, коренным образом меняется: перечень налогов, налоговая нагрузка, соотношение прямого и косвенного обложения, принципы построения налоговой системы и т.д.
Структурная налоговая система характеризуется кардинальными преобразованиями отдельных структурных элементов налоговой системы. В результате такого рода реформы достигается перестройка налогового механизма, налогового администрирования, систем налогового учета на предприятиях, в рамках существующего перечня налогов кардинально меняется структура отнесения к федеральным, региональным и местным налогам, принципиальным образом меняются элементы налогов (базы, ставки, льготы) и т.д. Если говорить образно, то результатом структурной реформы должна стать новая архитектура функциональных элементов налоговой системы, а результатом системной реформы – новая архитектура ее построения в целом.
По целям проведения налоговые реформы делятся на многоцелевые и ограниченно целевые.
Проведение многоцелевой налоговой реформы призвано обеспечивать достижение определенной совокупности взаимосвязанных целевых установок по изменению основных параметров функционирования налоговой системы. Результатом такой реформы становится изменение характера проявления основных функций налогов в народнохозяйственном комплексе страны в соответствии с целями налоговой политики, избранными приоритетными.
При проведении ограниченно (одно-) целевой реформы обеспечивается достижение наиболее актуальной целевой установки по изменению отдельных параметров функционирования налоговой системы. Результатом такой реформы становится изменение характера появления основных функций налогов, как правило, стимулирующего характера, в отношении отдельных отраслей народного хозяйства, территорий, форм собственности, форм предпринимательства, производства отдельных видов продукции и т.д.
Классификация налоговых реформ по продолжительности проведения: кратко-, средне- и долгосрочные.
Краткосрочная реформа характеризуется незначительным временным периодом реализации, как правило, около трех лет. В столь короткий период невозможно осуществить масштабные преобразования, но в него вполне укладывается реализация ограниченно целевых реформ. Например, можно снизить налоговые ставки и достичь цели – снижения налоговой нагрузки.
Среднесрочная реформа, имея более продолжительный период, как правило, до восьми лет, позволяет провести более существенные структурные преобразования.
Долгосрочная реформа, характеризуется значительным периодом реализации, как правило, свыше восьми лет; она позволяет осуществить системные преобразования. Столь значительная растянутость налоговых преобразований во времени обусловливается, во-первых, крайне осторожным реформаторским подходом большинства правительств к столь болезненной для всех теме как налоги; во-вторых, внутренней логикой реформ, последовательно проходящих несколько этапов.
Княгиня Ольга была первой в истории Руси правительницей, принявшей христианство. Этой мудрой и мужественной женщине пришлось взять бразды правления после того как ее мужа, князя Игоря, убили, а сын Святослав был слишком мал, чтобы управлять. Годы правления, при которых произошло множество событий, в том числе и налоговая пришлись на период с 945 по 962 гг.
Месть Ольги
Княгиня славилась не только красотой и решительностью, но и умом, и мудростью. Жестоко расправившись с убийцами мужа, она стала заниматься политическими вопросами, управлять дружинниками, жалобщиками, а также принимать послов и выполнять иные обязанности правителя.
Супруг княгини Ольги, князь Игорь, был убит древлянами после того как потребовал повторный налог с одного дома. управляющий древлянами, желал захватить Киевскую Русь, женившись на княгине Ольги. Однако хитроумный план мудрой правительницы одним махом перечеркнул все его намерения.
Княгиня удалось трижды убить древлянских послов, а затем, воодушевившись победой, она собрала войско и пошла на врага. Однако город Коростень ей не удалось сразу осадить. Тогда княгиня Ольга велела от каждого дома принести ей налог в виде трех голубей и трех воробьев. Прицепив к каждой птице по труту и подпалив его, она отпустила пернатых, которые, почувствовав свободу, полетели к родному гнезду. Горящие птицы помогли сжечь деревянные дома, и крепость была взята.
Следующее действие Ольги — налоговая реформа. Она захотела упорядочить систему дани, из-за которой погиб муж княгини, и вместо «полюдья» ввела «уроки», то есть фиксированную подать, которую должны были платить с поделенной области земли.
Реформа княгини включала в себя определенный размер дани и четкий срок оплаты. В отличие от «полюдья» данный вид подати был более цивилизованным видом налогообложения.
Ольги проводилась раз в году, причем сама дань представляла из себя продукты, меха и рукотворные изделия.
Погосты
Однако это было только начало. Княгиня ввела такое понятие как погосты. Данные нововведения представляли из себя небольшие центры, подчиняющиеся княжеской власти. Теперь каждый центр правления был обязан принимать дань. В дальнейшем на погостах проводили торговлю.
Получается, что проводившая уже больше года налоговую реформу княгиня Ольга предусмотрительно создала территориальные подразделения, которые находились под властью местного князя. Таким образом управление оказалось у нее под контролем, так как князь всегда мог дать отпор любому недовольному политикой правительницы.
Спустя два века погосты превратились в административный округ.
Полюдья
Что же представляли собой полюдья? До правления мудрой Ольги великие князья осуществляли сбор дани с помощью ежегодного объезда, который проходил зимой. По сути, это был грабеж, так как власть имущие могли с одного двора дважды собрать налог, что вызывало недовольство и возмущение плательщиков.
Налоговая реформа Ольги давала возможность людям, принесшим дань, получить специальную княжескую печать. Это означало, что с них уже не могли повторно взимать налог. Данная реформа помогла мудрой княгини выявить неугодных ей подчиненных. Большинство местных князей потеряли свою власть, так как не выполняли условия правительницы, а их земли утратили былую независимость. И хотя налоговая реформа Ольги не получила широкой огласки, для Древней Руси она имела огромное значение.
Сборщики налогов или тиуны
Начальниками на погостах княгиня Ольга назначила сборщиков налогов или тиунов, которых еще долго называли «скотниками», так как брали дань натурой. Постепенно налоговая реформа Ольги год от года совершенствовалась. В итоге развились товарно-денежные отношения.
Вместо скота дань уже стали брать особой формой, напоминающей металлические деньги.
Итог правления княгини Ольги
Помимо того, что княгиня Ольга как правитель первой приняла христианство и была возведена в сан святых, она своими реформами облегчила жизнь народа, сконцентрировала власть в Киеве, государство поделила на отдельные административные центры, ввела порядок в налогообложении. Теперь налог имел фиксированный размер, все знали о сроках платежа, причем строго запрещалось взимать дань с тех лиц, которые выполнили свой долг.
Всем известно, что внук княгини Ольги стал первым князем, крестившим весь народ. Спустя годы народ в эпосах и сказаниях воспоет не только образ жизни княгини Ольги, но и ее реформы, способствующие укреплению Киевской Руси.