Домой Кредиты онлайн Направления социальной политики в россии. Социальная политика - это что такое? Развитие социальной политики в России

Направления социальной политики в россии. Социальная политика - это что такое? Развитие социальной политики в России

Введение

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.

Социальная защита населения,а также страхование от потерь имущества и личное страхование, особо важное значение приобретают в условиях финансового кризиса. Статья 39 Конституции РФ определяет виды социальной защиты граждан РФ: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и страхование.

Цель работы рассмотреть влияние на организацию социальной политики государства. Задачи работы рассмотреть:

1. Понятие «социальная политика»;

2. Взаимосвязь социальной политики государства и политики организации;

3. Выплаты организаций различным социальным фондам.

Понятие «социальная политика»

В широком смысле государственная социальная политика представляет собой деятельность государства по регулированию социальной сферы.

В узком смысле социальная политика понимается как социальная защита населения и представляет собой систему дистрибутивных и компенсационных мер, проводимых в целях недопущения падения уровня жизни ниже социально принятого минимума материальных и иных возможностей различных групп населения. Здесь объектом политики является более узкая, наименее обеспеченная и нетрудоспособная часть населения. Социальная политика как концентрированное выражение всех других видов политики имеет особое значение. Это необходимо учитывать при решении вопросов межэтнических, межнациональных отношений в силу их комплексности, всеохватывающего характера, а также особой чувствительности, ранимости во взаимоотношениях между всеми социально-этническими общностями и прежде всего “большими” и “малыми”. Именно поэтому в политической организации многонациональных стран, как правило, создавались определенные органы, которые призваны были профессионально заниматься всеми сторонами жизни социально-этнических общностей, национальными вопросами. Во всех управленческих структурах на всех уровнях должны трудиться социальные работники, задача которых -- отстаивать интересы людей, решать проблемы по удовлетворению их насущных материальных и духовных потребностей. Веселов Ю.В. Экономическая социология.-- Изд-во СПб ун-та, 2002.-196с.

Социальная политика является одним их важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод. Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования. Важно подчеркнуть, что социальная политика является своеобразной концентрацией видов политики (прежде всего - экономической), ибо она направлена на специфический объект - социальные отношения в собственном или узком смысле слова, т.е. социальный синтез социальных сторон всех других видов общественных отношений, которые в содержательном плане проявляются в положении человека в обществе, в удовлетворении его разнообразных потребностей и интересов.

Социальная политика в современном мире осуществляется, прежде всего, государством, являясь важнейшей стороной его деятельности. Социальная политика служит одним из важнейших направлений государственного регулирования экономикой, ибо конечной целью деятельности государства является достижение высокого уровня благосостояния общества и создание условий для его дальнейшего развития, а социальная политика имеет самое непосредственное отношение к решению этой задачи. Необходимость формирования социальной политики обусловлена тем, что рыночная экономика не гарантирует гражданам необходимый минимальный уровень благосостояния, не гарантирует трудящимся право на труд и не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Переход к рыночным отношениям в экономике на современном этапе общественного развития требует обеспечения социальной защиты подавляющего большинства населения страны, а поэтому одним из важнейших разделов политики государства становится социальная политика. Статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная политика государства выступает концентрированным выражением экономики. Социальная сфера является своеобразной системой, в которой выделяются три крупных блока (элемента), каждый из которых представляет собой относительно самостоятельную подсистему. Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношение между ними. В этой подсистеме имеет важнейшее значение степень развития социальной структуры в целом, а также наличие так называемых слабо защищенных слоев. Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека и способствующих воспроизводству нормальной жизнедеятельности людей. В третьих, важным компонентом социальной сферы как степени развития всех других сфер и общества в целом, являются условия труда человека, его быта, досуга, здоровья, возможности выбора профессии, места жительства, доступа к ценностям, обеспечения прав и свобод личности. Именно концентрация на указанных направлениях должна быть основой социальной политики государства. Таким образом, социальная политика государства ориентируется по двум направлениям:

Учет и эффективная реализация основных направлений социальной работы: диагностики, профилактики, корреляции, терапии, адаптации, реабилитации, обеспечения, страхования, опеки, помощи, социального консультирования, экспертизы, попечительства, социального посредничества и подвижничества.

Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие как инвалиды, безработные, участники ВОВ и приравненные к ним лица, семьи, имеющие детей-инвалидов, семьи с низким уровнем доходов, многодетные семьи, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей дети и другие категории.

Ориентация социальной политики государства должна быть по этим двум линиям естественной. Они тесно связаны между собой. Речь идет здесь о таком содержании социальной политики, которой реализуется социальное обслуживание людей в широком плане. А это значит, что государство осуществляет деятельность по социально-экономической поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг, по социальной реабилитации и адаптации граждан и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальная политика государства может иметь различные измерения: экономическое, организационное, правовое и др. Поэтому возможна количественная и качественная характеристика проводимой государством социальной политики. Среди этих характеристик, объективных критериев наиболее важное значение имеют: практическая реализация социальной справедливости в обществе; учет социальных интересов различных групп и слоев населения с точки зрения действительного удовлетворения их рациональных (здоровых) потребностей; и, конечно же, социальная защищенность, как уже отмечалось, малоимущих слоев, детей, пенсионеров, безработных, беженцев, тяжелобольных и т.д. Одна из важнейших характеристик социальной политики - социальная справедливость. Социальная справедливость является диалектическим понятием, означающим, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой - сохраняющегося неравенства, что обуславливается уровнем развития общества в целом, его производительных сил, находящее свое конкретное выражение в обеспечении общественно оправданных минимальных потребностей людей в зависимости от семейного положения, состояния здоровья и т.д. Это проявляется, в частности, в том, что в любом цивилизованном обществе власти стараются контролировать реализацию «потребительской корзины» необходимость обеспечения каждой семье, каждому человеку минимального дохода, дающего возможность физиологического существования и позволяющего удовлетворить наиболее важные материальные и духовные потребности людей. Невозможность их реализации приводит к социальным катаклизмам, находящим свое выражение в превышении смертности над рождаемостью, уменьшении численности населения. Если это результат не только объективно действующих условий, но и сознательной (или неумелой) социальной политики правящих кругов, то этот процесс получает название геноцида по отношению к собственному или чужому народу. Крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительность сил, гибели людей. Поэтому в развитых странах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения. Обычно социальную работу рассматривают как деятельность, направленную на оказание помощи, поддержки и т.д. социально уязвленным группам населения. Однако социальную работу можно рассматривать и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, т.е. профилактическая работа должна занять в социальной работе в целом более значительное место, чем это наблюдается сейчас. На это должна быть нацелена социальная политика. Надо не только лечить «социальные болезни», но и предупреждать их. Лучше и для общества в целом, и для людей не оказывать помощь, к примеру, безработным, а делать все возможное для предотвращения безработицы, обучения людей, развития производства, создания новых рабочих мест, перепрофилирования тех или иных цехов, предприятий, учреждений. Именно в этом проявляется действительная забота о людях, об удовлетворении их насущных потребностей и интересов. Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С.. Михеев А.Р. Социальная структура: Неравенство в материальном благосостоянии.-- Новосибирск, 2003.-168с.

Для многих категорий населения проблема бедности не может быть решена самостоятельно, т.к. часть населения попадает в особую зону социального отторжения. Рынок позволяет вырваться вперед одним и в то же время делает обездоленными других. Политика по преодолению бедности должна опираться на следующие принципы: справедливое распределение тяжести реформ на все группы населения, предоставление широких возможностей для честного, хорошо оплачиваемого труда и стимулирование трудоспособных граждан к активному самообеспечению своим трудом; реалистичностью предпринимаемых мер по борьбе с бедностью.

Борьба и предупреждение бедности включает в себя несколько направлений:

· экономические меры, направленные на повышение уровня жизни отдельного работника и населения в целом (это политика доходов, занятости, инвестиционная, налоговая, адресная социальная помощь);

· развитие системы защиты населения от объективно обусловленных рисков и государственной системы пособий на детей, льгот и компенсаций отдельным группам населения (ветеранам);

· создание системы социальной помощи.

ООН предлагает для нормально развивающегося общества расходы на социальные нужды в ВВП довести до 20 % (в среднем в мире - 7 %, в России - 10 %, в некоторых европейских странах - до 50 %). Однако следует отметить, что только изменение налогообложения и простого перераспределения доходов в пользу бедных через оказания им разного вида помощи малоэффективно. Большинство развитых стран уже не идут на это. Усиление предоставления помощи бедным в виде выплат приведет к снижению стимулирующей функции зарплаты, будет способствовать иждивенчеству, ухудшению структуры занятости и т.д. Поэтому задачей активной политики социальной защиты является не только прямая помощь, оказавшимся в сложной ситуации, а главное - сокращение риска попадания в нее.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Социальная политика является одним из важнейших направлений государственного регулирования экономики. Она - органическая часть внутренней политикигосударства, направленная на обеспечение благополучия и всестороннего развития его граждан и общества в целом. Значимость социальной политики определяется ее влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения производительности труда, образовательного и квалификационногоуровнятрудовых ресурсов, науровеньнаучно-технического развития производительных сил, на культурную и духовнуюжизньобщества. Социальная политика, направленная на улучшение условий труда и быта, развитие физкультуры и спорта, дает снижение заболеваемости и тем самым оказывает ощутимое воздействие на сокращение экономических потерь в производстве. В результате развития таких систем социальной сферы, как общественное питание, дошкольное образование, освобождается часть населения из сферы домашнего хозяйства, повышается занятость в общественном производстве. Наука и научное обеспечение, определяющие перспективы экономического развитиястраныв эпоху НТП, также являются частью социальной сферы и их развитие и эффективность регулируются в рамках социальной политики. Социальная сфера не только регулирует процессы занятости населения, но и является непосредственно местом приложения труда и обеспечивает работой миллионы людей встране. Такие отрасли социального комплекса, как здравоохранение, образование, торговля, жилищно-коммунальное хозяйство и другие, обеспечивают рабочими местами до 20% экономически активного населения, а в экономически развитыхстранахв сфере услуг занято до 70% всех работающих. Значимость социальной сферы велика не только благодаря ее огромному влиянию на экономику.

Главное ее назначение - полное удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей, формирование всесторонне и гармонично развитых членов общества. Это и есть стратегическая и высшая цель развития любого цивилизованногогосударства.

Основными задачами социальной политика государстваявляются:

    ■ Гармонизация общественных отношений, согласование интересов и потребностей отдельных групп населения с долговременными интересами общества, стабилизация общественно-политической системы.

    ■ Создание условий для повышения материального благосостояния граждан, формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве, обеспечение равенства социальных возможностей для достижения нормального уровняжизни.

    ■ Обеспечение социальной защиты всех граждан и их основных гарантированных государствомсоциально-экономических прав, в том числе поддержка малообеспеченных и слабозащищенных групп населения.

    ■ Обеспечение рациональной занятости в обществе.

    ■ Снижение уровнякриминализации в обществе.

    ■ Развитие отраслей социального комплекса, таких, как образование, здравоохранение, наука, культура, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

    ■ Обеспечение экологической безопасности страны.

Социальная политика является важнейшей сферой деятельности любого государстваи в этой области накоплен значительный опыт.

Современные модели социальной политики отличаются по степени вмешательствагосударствав социально-экономическую сферу общества, по степени социальной защищенности граждан, поуровнюобеспеченности свободы социального выбора у различных слоев населения, по влиянию социальных процессов на экономическое развитиестраны.

Наиболее нам знакома по недавнему прошломупатерналистская социалистическая модель . Основные ее характеристики - это всесторонняя ответственностьгосударстваза социально-экономическое положение своих граждан, государственная монополия в области производства и распределения всех товаров и услуг, необходимых населению, чувство социальной защищенности, социальной стабильности, лояльность граждан по отношению кгосударству. При всех положительных качествах эта система, обладая низкой экономической эффективностью, не в состоянии обеспечить высокийуровеньблагосостояния всех граждан, поэтому для нее также характерна система социальных льгот и привилегий для бюрократической элиты и низкийуровеньобеспеченности и лимиты социальных благ для основной массы населения. В условиях данной модели также очень высока зависимость индивида отгосударства, формируется идеология иждивенчества, теряется инициатива, и в конечном итоге ограничивается социальная свобода. Слабое развитие рыночных отношений в отраслях социальной сферы предопределяет слабую заинтересованность в результатах труда ее работников, низкую ориентацию на потребителя, практическое отсутствие защиты прав потребителей. Методы проведения социальной политики разнообразны - от административных, экономических до прямого насилия.

Шведская модель социальной политики характеризуется очень большой ответственностью и высоким уровнем регулированиягосударствомсоциальной сферы. Иногда ее называют "шведский социализм". Она обеспечивает высокую степень социальной защищенности граждан, но из-за присущей для всех чрезмерно централизованных систем унификации в социальной сфере, ограниченности свободы выбора для потребителей не пользуется широким распространением и популярностью, так как это расценивается как очень существенные недостатки в системе западной демократии. Для шведской модели также характерно высокое налоговое давление на предпринимательство и население, что также не особенно привлекательно для другихстран.

Модель " государства благосостояния" является типичной рыночной моделью с высоким уровнем регулирования социальной сферы.Государство, имея приоритетом рыночное хозяйство, берет на себя функцию обеспечения социальной стабильности граждан, обеспечивает широкий спектр социальных услуг, которые рынок обеспечить не может. В "государствеблагосостояния" высокуровеньрасходов на социальные нужды, высоки социальные минимальные стандарты, часто они приближены к средним показателям постране.

Модель социально-ориентированного рыночного хозяйства , основоположником которой является Людвиг Эрхард, базируется на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности. При безусловном приоритете экономической свободы рынка эта модель характеризуется также высокой степенью защищенности граждан, которая обеспечивается посредством государственного вмешательства через перераспределение благ, налоговую политику, правовое обеспечение и т.д. В этой модели действует целая система социальных амортизаторов, обеспечивающаяуровеньжизнине ниже черты бедности. При этомгосударствозадачи, которые могут решить сами граждане, на себя не берет.

Рыночная социальная модель отличается наибольшей социальной жесткостью. В качестве основного принципа здесь действует приоритет рыночных методов регулирования социальной сферы перед методами прямого государственного вмешательства. Она характеризуется разгосударствлением социальной сферы, сведением до минимума государственных субсидий и дотаций и расширением рыночных инструментариев в функционировании.

В нашей странепри стратегической ориентации на социальное рыночное хозяйство в настоящее время доминирует рыночная социальная модель. Резкий переход от патерналистской социалистической модели к рыночной социальной, от массовой социальной защиты и поддержки и разветвленной сети бесплатных учреждений социальной сферы к рыночным методам дает очень резкий контраст, болезненно переносится населением. К тому же эти модели и идеологически чужды друг другу, так как в основе одной - коллективизм, а другой - индивидуализм. Более мягкие модели "государстваблагосостояния" и "социального рыночного хозяйства" безусловно облегчили бы переход к рыночным отношениям, но условия глубокого экономического кризиса резко ограничивают такие возможности.

По этой причине не всегда удается реализовать и провозглашенные принципы социальной политики, например такие, как создание условий для поддержания приемлемого уровняблагосостояния, социальная защищенность в экстремальных ситуациях, гарантированность прожиточного минимума в виде минимальной зарплаты и минимальной пенсии. К основным принципам российской социальной политики также относятся поддержка за счет государственных средств только слабо защищенных групп населения, их адресная поддержка; повышение обоснованности предоставляемых льгот, преимуществ и привилегий, перенос центра тяжести по содержанию социальной сферы на местныйуровеньвласти; гласный характер социальной политики, предоставление общественности результатов проводимых социальных преобразований; государственный и общественный контроль в социальной сфере и др.

Характеризуя современную направленность социальной политики России, нельзя не учитывать исторический аспект развития социального комплекса. После расцвета социальной сферы в 1960-х годах, когда СССР вошел в числостранс развитым социально-культурным комплексом - лидирующее место в мире по обеспеченности врачами и больничными койками, снижение смертности в 3 раза, детской - в 9 раз, увеличение средней продолжительностижизнис 32 до 70 лет (1913-1960 гг.), невиданный ростуровняобразования населения, насыщенности специалистами высшей квалификации отраслей хозяйства, рост научно-интеллектуального потенциаластраны- начались долгие годы застоя. С 1960-х годов на социальной сфере стали сказываться общие отрицательные тенденции в экономике России: отсутствие эффективного хозяйственного механизма, снижение отдачи ресурсов, диспропорции в народном хозяйстве и диспропорции в финансировании отдельных его отраслей и т.д. Засилие в социальном комплексе крупных моносистем - государственных систем образования и здравоохранения и других делали социальный комплекс малодинамичным, слабовосприимчивым к изменяющимся условиям и потребностям населения. В этот период для него характерна сверхцентрализованность, жесткая вертикальная иерархия. Управление характеризуется строгой бюрократической регламентацией в распределении материальных и кадровых ресурсов. Отсутствие конкуренции предопределило отсутствие действенных стимулов в развитии, которое шло в основном экстенсивным путем, без структурных преобразований. Снижал эффективность социального комплекса и неадекватныйуровеньоплаты труда.

Современное состояние социального комплекса характеризуется как критическое. Со вступлением страныв глубочайший экономический кризис 1990-х годов для него характерны спад производства, инфляция, падение жизненногоуровнябольшинства населения. Попытка реформирования сферы финансирования жилищно-коммунального хозяйства, расширение границ платности в образовании, здравоохранении, культуре идет без адекватного реформирования структуры оплаты труда занятых в общественном производстве и увеличения пенсий и пособий. Объективно необходимое расширение участия населения в покрытии затрат на социальные блага не учитывает отсутствия необходимой для этого материальной базы и, что также важно, моральной неподготовленности населения.

Уровеньсовременного развития социального комплексастраныхарактеризует "индекс человеческого развития", который был введен ЮНЕСКО для сравнениястран, различных по общественному строю. Он рассчитывается на базе трех основных показателей: (1)уровняжизни, измеряемого доходом на душу населения, с учетом внутренних цен на товары и услуги; (2) средней предстоящей продолжительностижизни- это комплексный показатель здоровья населения; (3)уровняобразования населения. В 1970 г. СССР по индексу человеческого развития находился на 12-м месте в мире, в 1992 г. Россия находилась уже на 52-м месте, уступая рядустранЮго-Восточной Азии, Латинской Америки, Польше, Чехии, Словакии,государствамБалтии, а сейчасстраназанимает место во второй сотнегосударстввместе с беднейшимистранамитретьего мира.

В сложившихся экономических условиях встранепредпринимаются меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого паденияуровняжизнии на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Создаются механизмы защиты доходов работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу. В основном удается сохранить общедоступность образования, здравоохранения и культурного обслуживания населения. В то же время эта работа проводится недостаточно эффективно. Например, индексация заработной платы, в первую очередь в бюджетной сфере, не компенсирует потерь; многие льготы, социальные пособия выплачиваются без учета материального положения семей и объективной оценки возможностей конкретных людей обеспечить собственное благополучие своими руками, в результате происходит распыление тех немногих средств, которые необходимы наиболее слабообеспеченным. Очень актуальна проблема финансирования социального комплекса. Попытка расширения границ платности, ускорение внедрения обязательного медицинского страхования не решили проблемы дефицита финансов. Требуются развитие законодательной базы, рациональная организация управления, реформирование на эффективной основе крупнейших систем социального комплекса: занятости, пенсионного обеспечения, социальной защиты наиболее малообеспеченных, оказавшихся в экстремальных ситуациях, таких жизненно важных отраслей социальной инфраструктуры, как здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство. Реформы социальной сферы должны разрабатываться на комплексной основе, не только учитывать стесненные возможности государственного бюджета по финансированию, но и быть направленными на укрепление материального благополучия населения как основы повышения налоговой базы и перенесения платы за социальные услуги с плечгосударствана плечи самих граждан.

Государственное регулирование играет огромную роль в развитии и поддержании стабильности социальной сферы в любой стране, что подтверждается мировой практикой и отмечается в Докладе Всемирного банка, где говорится, чтогосударстводолжно оказывать определяющее влияние на развитие сферы социальных услуг и инфраструктуры, на защиту наиболее уязвимых категорий населения, на охрану окружающей природной среды.

В области государственного регулирования социальной сферы выделяются федеральный, региональный и местный уровниуправления. В последние годы все большее число вопросов в области социальной политики передается с федерального на региональный и местныйуровень, значимость этихуровнейв социальной сфере постоянно растет.

На федеральном уровне разрабатывается социальная политикагосударства, осуществляется ее правовое обеспечение, разрабатываются основные методы и подходы к решению задач социальной политики, вырабатывается и совершенствуется структура исполнительных органов, на которые возлагается решение поставленных социальных задач. На этомуровнепроводится социальный мониторинг, социальное прогнозирование, разрабатываются и утверждаются федеральные социальные программы. К функциям федеральногоуровнявласти также относятся установление таких социальных нормативов, как минимальный размер оплаты труда, минимальные пенсии, прожиточный минимум, разработка основных методов социальной поддержки наиболее нуждающихся в ней групп населения. На федеральномуровневыделяются средства на оплату бюджетной сферы, финансируются учреждения, находящиеся в федеральной собственности, делаются инвестиции в социальную сферу районов нового освоения, районов повышенной социальной напряженности, экологического и социального бедствий, осуществляются выплаты по долговым обязательствам населению. Непосредственно влияет на социальную сферу и функция установления налогов и пропорций распределения федеральных налогов между федеральными, региональными и местными органами власти.

На региональном и местном уровнях разрабатываются концепции социального развития территорий, готовится региональное и местное законодательное обеспечение, подбираются формы и методы работы, адекватные региональным и местным особенностям,

а также проводится социальный мониторинг и социальное прогнозирование, изыскиваются средства для дополнительных поступлений в бюджеты территорий, выделяются средства на оплату труда бюджетников, осуществляется финансирование учреждений муниципальной собственности, устанавливается система региональных и местных налоговых и других льгот, осуществляются мероприятия по социальной защите населения.

Законодательные основы социальной политики государствазакреплены в Конституции Российской Федерации, где записано, что "Российская Федерация - социальноегосударство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойнуюжизньи свободное развитие человека". Законодательные основы социального комплекса разрабатываются Государственной Думой, законодательными собраниями в регионах и органами местного самоуправления, которые также имеют право на законодательное нормотворчество в пределах своих муниципалитетов. Федеральное законодательство представлено такими законами, как Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, "О повышении социальных гарантий для трудящихся", "О занятости населения в РФ", "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О государственной поддержке кинематографии", "Об образовании", "Об основах социального обслуживания в РФ" и многими другими, регулирующими развитие социальной сферыгосударства.

Руководство социальной сферой осуществляется непосредственно исполнительными органами: Министерством здравоохранения РФ, Министерством образования РФ, Министерством культуры РФ, Министерством труда и социального развития РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Министерством промышленности, науки и технологий РФ, Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ, Министерством природных ресурсов РФ, Министерством внутренних дел РФ, Государственным комитетом РФ по физической культуре, спорту и туризму, Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и др. На региональном и местномуровняхони имеют свои подразделения. Науровнегородов и районов в составе администраций работают их отделы, управления, комитеты, например отделы культуры, здравоохранения, отделы труда и занятости, развития и эксплуатации жилищно-коммунального комплекса, проведения жилищной реформы, отделы по защите прав потребителей и др.

Органы исполнительной власти всех уровнейсоздают основную часть регламентации по всем направлениям и отраслям. Они выпускают постановления, распоряжения, инструкции, утверждают социальные программы, определяют региональные и местные стандарты, содержание и организацию деятельности конкретной отрасли социальной сферы, полномочия, лицензирование, финансирование, порядок предоставления услуг и т.д.

В настоящее время наблюдается тенденция децентрализации управления социальной сферой. Принципы разграничения компетенции и полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти предполагают возложение всей меры ответственности за работу социальной сферы на региональные и местные власти. Они же регулируют деятельность частных и смешанных предприятий, акционерных обществ данного профиля. Со временем в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления и предприятия муниципальной собственности будут отделены и выведены из государственного подчинения.

Для реализации социальной политики применяются разнообразные методы государственного регулирования , к которым относятся:

    Правовое регулирование - принимаемые на всехуровняхгосударственной власти правовые акты и нормативные документы, действие которых распространяется на предприятия всех форм собственности.

    Финансово-кредитное регулирование - использование рычагов по управлению финансовыми потоками. Основной формой реализации данного метода является выделение в государственном бюджете статей, за счет которых финансируются бюджетные отрасли - отрасли социальной сферы. Другой формой финансового регулирования является создание внебюджетных социальных фондов: пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения, за счет которых финансируются соответствующие отрасли социальной сферы.

    Приватизация - передача предприятий социальной сферы в частную собственность, как правило, ограничена. Расходы по содержанию таких предприятий, оплате труда работников несетгосударство.

    Целевые программы - программы, имеющие социальную направленность по наиболее острым социальным проблемам. Эти программы также финансируются из государственного бюджета. В настоящее время реализуются следующие программы: "Дети России", "Жилище", "Сахарный диабет", "Федеральная миграционная программа", "Развитие образования" и многие др.

    Социальные стандарты - разработка форм и объемов социальных услуг, бесплатное предоставление которых всем гражданам РФ гарантируется Конституцией РФ.

Государственное регулирование в области социальной политики осуществляется как административными, так и экономическими методами. Одним из основных методов является законодательное регулирование. В законодательных актах заложены основы функционирования всей социальной сферы, закреплены основные направления развития, определены социальные стандарты, условия и права на получение социальной помощи различными социальными группами и т.п. В качестве регулятора выступают также государственные заказы в области здравоохранения, образования, науки, культуры, искусства, тарифная система оплаты труда. Социально-экономические программы относятся к высшим формам государственного регулирования. Разрабатываются и целевые государственные программы трудоустройства населения, стимулирования роста занятости, создания рабочих мест в госсекторе, помощи инвалидам, усиления правовой защищенности. Государствовоздействует на состояние рынка рабочей силы, профессиональное переобучение и переквалификацию, занимается развитием системы страхования от безработицы, устанавливает пределы в оплате труда, регулирует колебание цен на товары и услуги, носящие жизненно важный характер, например, жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического, транспортного комплекса.Государствовыделяет на развитие социальной сферы ассигнования из бюджета: дотации, субвенции, субсидии.

Инструментами проведения социальной политики государстваслужат социальные гарантии, стандарты, потребительские бюджеты, минимальный размер оплаты труда и другие пороговые социальные ограничители.Социальные гарантии обеспечиваются на законодательной основе, фиксирующей обязанности и ответственность какгосударстваперед гражданами, так и граждан передгосударством. На социальные нужды за счет всех источников финансирования, в том числе предприятий и населения, направляется около 18% валового внутреннего продукта (ВВП). В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ поддержки семьи и детства, инвалидов и пожилых людей, охрану здоровья, развитие услуг образования и культуры.

Значительные денежные ресурсы концентрируются в следующих внебюджетных социальных фондах: пенсионном, занятости, социального страхования, медицинского страхования. Бюджет этих фондов составляет почти 40% по отношению к расходам федерального бюджета.

Социальные стандарты являются средством обеспечения прав граждан в области социальных гарантий, предусмотренных Конституцией. Они необходимы также для определения финансовых нормативов. Государственные минимальные социальные стандарты разрабатываются на единой правовой базе и общих методических принципах. Например, постановлениями Правительства РФ устанавливается величина прожиточного минимума в расчете на душу населения по представлению Министерства труда и социального развития РФ и Государственного комитета РФ по статистике. Этот показатель используется для оценкиуровняжизнинаселения, при разработке и реализации социальной политики, федеральных социальных программ, обоснования минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат и формирования бюджетов всехуровней.

Минимальный потребительский бюджет служит основой для планирования поддержки малообеспеченных слоев населения в период кризиса экономики, используется также для расчета минимальной оплаты труда, пенсий. В варианте повышенного стандарта он обеспечивает нормальное воспроизводство рабочей силы, а в варианте пониженного стандарта является показателем прожиточного (физиологического) минимума.

Прожиточный минимум - минимальный доход, один из самых важных инструментов социальной политики. С его помощью оцениваетсяуровеньжизнинаселения, регулируются доходы, он учитывается при социальных выплатах. Прожиточный минимум - стоимостная оценка минимального научного обоснованного набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержанияжизнедеятельностичеловека при определенномуровнеразвития экономики. В него включаются расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи.

При определении прожиточного минимума в России используется так называемый "корзиночный подход". Минимально приемлемые нормы питания и расходы на непродовольственные товары (жилье, лекарства, санитарная гигиена и др.) исчисляются на основе потребительской корзины. Институтом питания РАМН определен набор из около 40 видов продуктов питания; перечень непродовольственных товаров и услуг не конкретизируется и принимается по отношению к общей стоимости продовольственной корзины исходя из структуры расходов на них у 10% наименее обеспеченных домохозяйств.Потребительская корзина - это совокупность минимумов потребления конкретных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Потребительская корзина разработана в среднем на душу населения и отдельно для мужчин (16-59 лет) и женщин (16-54 лет), пенсионеров и детей.

Стоимость потребительской корзины - прожиточный минимум, нижняя граница стоимости жизни, показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг. Для работающих она обеспечивает сохранение работоспособности - это граница бедности, а для неработающих она обеспечивает лишь поддержание жизнеспособности - это уже граница нищеты.

англ. policy, social; нем. Sozialpolitik. Деятельность общества и государства, направленная на развитие соц. сферы общества, повышение благосостояния, улучшение условий труда, жизни и т. д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ

одна из главных сфер политической деятельности гос., политич. партий, обществ. организаций, являются субъектами политики, цель к-рой развитие образующих то или иное об-во классов, соц. групп, соц. слоев (стратов), нац. или иных этнических общностей, языковых групп, конфессиональных групп, а также на развитие (социализацию) человека. П.с. направлена на защиту всех элементов структуры об-ва, а также отдельных личностей от деструктивных процессов, имеющих место в об-ве на определенных этапах его развития. П.с. предполагает в качестве объектов своего особого внимания соц. обеспечение (пенсионное обеспечение по старости, инвалидности и т. п.), системы здравоохранения, народного образования, науки и культуры. Формирование П.с. происходит на основе информации, получаемой в рез-те сбора статистич. данных и проведения социологич. исследований. Осмысление этой информации позволяет наметить соц. задачи, подлежащие решению, соц. рубежи и цели, к-рые необходимо достичь. Реализация социально значимых целей и решение соц. задач должна иметь формы соц. проектов и соц. программ. Эти проекты и программы составляют значительную часть П.с. Научн. и практич. обоснованность задач, целей, проектов и программ, лежащих в сфере соц. жизни об-ва, подлепленная соответствующим экономическим и культурным потенциалом об-ва, является обоснованной предпосылкой для сильной П.с. Становление постиндустриального об-ва создает предпосылки для дальнейшего упрочения взаимосвязи между экономич. и соц. развитием, согласно ряду современных концепций, предполагается развитие таких соц. явлений, как превосходство сферы услуг над сферой производства: смена классового деления об-ва профессиональным, корпоративным; выдвижение на первый план в политической жизни об-ва профессиональных политиков и политич. центров; широкое внедрение в экономику интеллектуально обоснованных технологий; дальнейший рост в жизни об-ва информатизации, науки и техники, ход к постиндустриальному об-ву невозможен вне широчайших соц. преобразований, на что должна быть направлена П.с. Из задач становления постиндустриального об-ва вытекают в качестве первоочередных практические задачи, связанные со значительным увеличением образовательного потенциала об-ва. Важнешей соц. задачей становится совершенствование системы обшеств. и профессионального образования. Возрастание роли П.с. во всех сферах жизни об-ва вызывает потребность в кадрах, профессионально подготовленных для ведения различн. видов соц. работы. Нуждается в усилении и раскрытие основ П.с. в системе школьного образования. Научное обоснование возникающих соц. программ с учетом экономич., экологич. и демографич. факторов обществ. развития требует усиления развития всего комплекса научн. дисциплин, связанных со статистикой в соц. сфере и с комплексом обществ. наук, где особую роль приобретают политология, социология и их интегративные дисциплины (политич. социология и др.). Лита:. Социальная справедливость и пути ее реализации в социальной политике. М., 1982; Активная социальная политика: поиски, находки, решения. М., 1986; Семья как объект социальной политики. М., 1986; Социальные ресурсы и социальная политика. М., 1990; Социальная политика в России. Сб. документов. М., 1992; Механизмы защиты социальной сферы (на примере развитых стран Запада и Японии). М., 1992; Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. М., 1993; Bell D. The Social Framework in the Information Society. The Computer Age. L., 1981; Lexicon der Sozialpolitik. Berlin, 1987. B.C. Овчинников.

Неполное определение ↓

Социальная политика

Социальная политика

Социальная политика - система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Различают:
- социальную политику в области образования, здравоохранения, занятости и социально-трудовых отношений; а также
- культурную, жилищную, семейную, пенсионную, женскую и молодежную социальную политику.

По-английски: Social policy

Финансовый словарь Финам .


Смотреть что такое "Социальная политика" в других словарях:

    Социальная политика политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных… … Википедия

    См. ПОЛИТИКА СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - (social policy) сфера изучения, включающая экономическую, политическую, социоправовую и социологическую экспертизу способов, какими центральная и местная правительственная политика затрагивают жизнь индивидуумов и общин. Социальную политику, как… … Большой толковый социологический словарь

    Социальная политика - политика в отноше нии обедневших граждан различных античных государств. Им оказывали материальную поддержку в форме выдачи зерна и денег либо наделения земельными участками. Например, в Афинах времен Перикла за участие в политич.… … Словарь античности

    Социальная политика - – политика правительства в сфере социального обеспечения, а также изучение ее развития, применения и влияния. Сфера правительственной политики, традиционно считающаяся социальной, включает образование, здравоохранение, жилье, социальное… … Словарь-справочник по социальной работе

    См. С. вопрос … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Социальная политика - Одно из главных направлений внутренней политики государства, призванного обеспечить воспроизводство тех социальных ресурсов, из которых оно черпает себе поддержку, создает предпосылки для расширенного воспроизводства и своей деятельности и… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике

    Социальная политика - (social policy), термин, к рый часто используется в отношении политики, направленной на обеспечение гос вом индивидуального благосостояния граждан (государство всеобщего благоденствия). При помощи С.п. пр во стремится улучшить социальное устр во… … Народы и культуры

    СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - – деятельность государственных и общественных организаций, направленная на создание экономических, политических и других условий для социально допустимой и приемлемой “нормальной” жизнедеятельности различных общественных групп, включая молодое… … Терминологический ювенологический словарь

    Социальная политика - составная часть общей политики определенной партии или государственной власти, охватывающая решение более или менее широкого круга социальных проблем в соответствии с классовой сущностью и целями деятельности данной партии, государственной власти … Научный коммунизм: Словарь

Книги

  • Социальная политика государства и бизнеса. Учебник , Канаева О. (ред.). В учебнике излагаются современные подходы к трактовке объекта, предмета, целей и основных направлений социальной политики. В качестве ее субъектов рассматриваются государство, бизнес и…
  • Социальная политика , Ахинов Г., Калашников С.. Рассматриваются возникновение и развитие социальной политики государства, функции, предпосылки и условия формирования социального государства, становление социальной политики в России. Особое…

Социальная политика - это, по существу, еще один инструмент политического воздействия, с более благоприятными последствиями для тех членов общества, на которых она направлена. Она направлена на установление стабильности удовлетворения потребностей социальных институтов и групп, в то же время принося пользу не только им, но и той ветви власти, которая ее обеспечивает. Исходя из этого, каждое государство проводит свою социальную политику: учитывая настоящее благосостояние социума, экономическое положение страны, цели, которые следует достигнуть, и так далее.

Развитие социальной политики РФ тесно связано с критериями, обозначающими именно это государство: например, особенностями управления и политики в принципе. Также на социальную политику сильно влияют исторические особенности и национальные традиции, менталитет, сугубо социо-психологические факторы. Инструменты социальной политики выбираются на основе экономического развития государства, предпосылок к экономическому росту, состояния экономики на нынешний момент.

Предпосылки развития социальной политики как явления

Общество - это устойчивая система, исторически сложившаяся под влиянием взаимоотношений между людьми. Структурно общество разделяют на социальные группы. Особенностью социальной группы, как основной формы взаимодействия людей, считается общность интересов и ценностей. По этому признаку социальные группы могут быть как схожи между собой, так и различны. Их интересы также могут и вовсе противостоять друг другу. Чтобы общественный резонанс не накалялся до предела, стал жизненно необходим какой-либо рычаг регулирования их деятельности.

Социальная политика в первую очередь помогает регулировать взаимодействие социальных групп, рассматривая общество в целом как систему и поэлементно как структуру. В идеальном представлении социальная политика должна учитывать интересы каждой из социальных групп, находить точки их соприкосновения, поддерживать стабильность развития цельного социума. Разные подходы к изучению социума, задействование в разработке концепции социальной политики экспертов различных сфер позволяют добиться результативности и работоспособности данного направления.

Терминология

Социальная политика - это составная часть внутренней политики любого государства. Ее цель - воздействие государственных институтов на социальные взаимоотношения.

Несмотря на определение и термин, социальная политика гораздо ближе к экономике, чем может показаться. Это продиктовано перечнем самых разнообразных причин, каждая из которых будет подробно рассмотрена в этой статье в ходе обсуждения социальной политики как существующего явления.

Потребность в социальной политике

Социальные отношения являются определяющим звеном в выборе человеком места в обществе (подсознательная самоактуализация за счет общественного мнения или, напротив, общественное восприятие за счет того, как ставит себя сама личность). Они же определяют условия реализации его потребностей. Человек не может развиваться вне социума - благодаря отношениям, которые он строит в нем, он развивается как личность, становится способен вырасти духовно и морально. Следовательно, социальные отношения необходимы и достаточны. В ходе их развития, однако, могут возникать и противоречия, проблемы и преграды.

Социальная политика призвана успешно разрешать глобальные и местные социальные проблемы, каких в любом государстве достаточно. Это и бедность различных слоев населения, и преступность, и содержание нетрудоспособных граждан, и множество других, проявляющихся в большей или меньшей степени для той или иной страны. На фоне этого развитие социальной политики РФ становится первостепенным фактором для улучшения благосостояния населения.

Система принципов

Практическая реализация социальной политики невозможна без теоретического базиса, который, в свою очередь, должен основываться на определенной идейности, имеющей четко расставленные приоритеты. Как любая система, система принципов структуирована и целостна. На ее элементы внешнее воздействие влияет в меньшей мере - гораздо важнее в ней морально-этическая подоплека.

Потому, вне зависимости от остальных факторов, система принципов социальной политики обязана включать в себя:

  • гуманизм (человечность, человеколюбие) - как основополагающий принцип, ради которого строится социальная политика;
  • справедливость - принцип, который иногда коррелирует, а порой и сталкивается с принципом равенства, в социальной политике все же занимает не последнее место, а напротив - имеет первостепенное значение;
  • непрерывность - важность которой не раз доказывается на практике, принцип, который ответственен за целостность структуры социальной политики;
  • системность - принцип, который должен быть свойственен любой проводящейся политике государства;
  • преемственность - восходит к основам того, что социальная политика базируется и на культурных традициях, складывающихся под влиянием исторических процессов;
  • открытость, наличие “обратной связи” - закрытые формы социальной политики очень влияют на ее эффективность, что в конце этой статьи будет рассмотрено на конкретном примере;
  • возможности и демократизм реализации - каждый из методов социальной политики должен иметь возможность быть реализованым в конкретном государстве;
  • сбалансированность целей - несмотря на то что чему-то необходимо предоставить на какой-то момент больший приоритет, социальная политика нуждается в балансе для эффективного функционирования;
  • действенный контроль общества - государственный контроль и обеспечение должны коррелировать с мнением общества (принцип vox populi, объясняющийся тем, что социальная политика проводится прежде всего для нуждающихся в ней граждан социума);
  • адресность мер, что подразумевает усиление социальной помощи тем группам населения, которые в ней более всего нуждаются. Тесно взаимодействует с принципом сбалансированности - один другому не должен противоречить, однако их совместное влияние позволяет разработать лучшие методы для социальной политики.

Система функций

Обеспечение социальной политики также завязано и на ее своеобразной системе функций. Некоторые из них уже вскользь были упомянуты в этой статье при объяснении важности проведения социальной политики как таковой.

Ниже представлена более подробная и точная классификация самых важных функций, которые должна выполнять эта стратегия:

  • выражение и защита, а также согласование ценностей и интересов групп и слоев населения;
  • нахождение компромисса в ходе возникающих общественных противоречий;
  • налаживание связи, двустороннего общения между государством и его населением;
  • поддержание целостности, стабильности и благосостояния общества как системы;
  • гармонизация структуры социальных групп в обществе;
  • прогностическая функция;
  • социальная защита граждан страны;
  • управление и контроль над социальными процессами, происходящими в обществе.

Значение

Двойная роль социальной политики позволяет ей быть универсальным инструментом как для повышения благосостояния населения, так и для увеличения/поддержания экономического роста страны. Эти два принципа взаимодействуют друг с другом на взаимовыгодном уровне - равно как в философском материалистическом принципе, одно порождает другое, позволяя системе быть целостной и работать бесперебойно. Отсюда, к примеру, вытекает третий пункт системы принципов, указанной выше, - непрерывность.

Это означает также и то, что социальная политика в полном ее смысле невозможна без достаточного экономического роста, и наоборот.

Из данного утверждения вытекает новое ответвление - государственная социальная политика. Это деятельность государства, направленная на предотвращение, смягчение и уничтожение общественных конфликтов на почве экономики. Ее целью становится снижение дифференциации степени доходов, устранение экономических противоречий и так далее. Таким образом, государственная социальная политика регулирует взаимоотношения экономических и социальных сфер развития общества.

Социальная политика: направления

Для классификации направлений социальной политики принято выделять два блока, действующих относительно самостоятельно:

  • социальная политика в широком смысле, охватывающая все сферы деятельности социума;
  • социальная политика как социальная защита.

Социальная защита населения как блок направления и одна из функций социальной политики

При помощи социальной защиты населения можно достичь благосостояния во всех сферах общества. Она представляет собой устойчивую систему гарантий, включающую в себя гарантии социально-психологические, законодательные и экономические. Для трудоспособных граждан социальная защита проявляется в предоставлении спектра возможностей для достижения благосостояния при использовании личного трудового вклада. Нетрудоспособные члены общества, а также социально уязвимые группы получают преимущества в пользовании общественными фондами потребления. Социальная защита, кроме того, предоставляет им прямую материальную поддержку.

Эффективная социальная защита гарантирует стабильную социальную защищенность. Социальная защищенность означает, что достигнуто то, ради чего создавалась социальная политика.

Направления этой деятельности, как можно заметить, также тесно связаны: в первом же предложении этого раздела имеется отсылка к вышеуказанному разделению, из второго пункта классификации вытекает первый. Это и объясняет относительную самостоятельность блоков.

Модели социальной политики

Как уже было сказано, каждая из стран по-своему осуществляет реализацию социальной политики, основываясь на благосостоянии общества на момент ее проведения, а также исходя из исторических особенностей и национальных традиций. Из этого вытекают основные модели социальной политики:

  • Континентальная, которую еще называют германской. Характеризуется высоким уровнем экономического роста, обеспечением полной занятости, расширенной системой партнерства. Действует, кроме Германии, в Бельгии, Австрии, Франции, Швейцарии.
  • Англосаксонская. Вмешательство государство в занятость приобретает пассивный характер, вместо этого огромное внимание уделяется социальным услугам. Распространена в Великобритании, Ирландии и Канаде.
  • Средиземноморская. Социальная политика адресная - направлена на социально незащищенные слои населения. В последнее время ее курс ужесточился, однако это, вероятно, носит временный характер и вызвано кризисами. Средиземноморская модель используется странами Южной Европы.
  • Скандинавская. Социальная политика носит активный и упреждающий характер, для нее свойственен высокий уровень перераспределения национального продукта через бюджет. Осуществляется в странах Северной Европы.

Структура и элементы

Структура социальной политики состоит из следующих элементов:

  • социальное обеспечение, социальная работа, социальная защита, социальная помощь;
  • медицинское страхование, здравоохранение;
  • жилищная политика, бытовое и коммунальное обслуживание граждан;
  • поддержка семьи, материнства и отцовства, детства;
  • охрана окружающей природной среды;
  • поддержка престарелых и инвалидов;
  • федеральное и местное обустройство беженцев, переселенцев и остальных мигрантов.

Из этого списка можно выделить области, в которых действует социальная политика. Сферы ее воздействия следующие:

  • сфера образования;
  • здравоохранения;
  • труда;
  • культуры;
  • занятости и др.

Все эти сферы, к которым напрямую относится социальная политика, области ее деятельности, создают одну большую, социальную, сферу. Ее называют объектом социальной политики - то, на что она направлена.

Цели социальной политики

Социальная политика - это деятельность, которая нацелена на:

  • жизнеобеспечение населения;
  • обеспечение социальной безопасности: отсутствие напряженности и конфликтов в обществе;
  • социальное развитие общества: его структуры, благосостояния и т. д.

Инструменты социальной политики

Целей социальной политики достигают при помощи:

  • социальных программ;
  • системы социального обеспечения и социальных услуг.

Механизм социальной политики

Социальное обеспечение - это программа, суть которой состоит в частичном или полном содержании нетрудоспособных граждан. Неработающие члены общества, потерявшиеся трудоспособность в силу различных причин, получают от государства некую материальную помощь и/или денежные средства.

Система социального обеспечения основана на двух рычагах:

  • социальное страхование;
  • общественное вспомоществование.

Первое означает систему отношений по распределению, а также перераспределению национального дохода: формируются специальные страховые фонды, в которые входят государственные дотации и страховые взносы. Эти средства впоследствии идут на:

  • пенсионное обеспечение;
  • медицинское страхования;
  • страхование от безработицы и несчастных случаев на производстве.

Общественное вспомоществование - это программы оказания помощи людям за чертой бедности. Оно может проявляться в денежной или натуральной форме (в виде бесплатных обедов, скидок на товары и специальных талонов).

Система социальных услуг затрагивает каждую из сфер социальной политики и частично финансируются государством.

Современная социальная политика в Российской Федерации

Российская социальная политика обладает особенностями, которые сложились еще в советский период развития страны. В то же время модернизация российской экономики предполагает также и изменения направленности курса социальной политики как таковой.

Социальная политика России на данный момент характеризуется:

  • высокой долей государственного регулирования;
  • большой частью государственного финансирования системы социальной защиты;
  • низкой долей благотворительных частных средств в системе социального обеспечения;
  • закрытым характером определения целей, задач, методик развития социальной политики страны;
  • доминированием государственных задач над общественными.

Проблемы

В России для государственных деятелей характерно провоцировать появление вопросов, которые должна решать социальная политика. Проблемы, возникающие вследствие этого, резонны:

  • бедность;
  • миграция;
  • рост преступности и наркомании;
  • снижение рождаемости;
  • безработица.

Социальная политика России прежде всего обращает внимание граждан на эти проблемы, ей свойственно формулировать их сущность и содержание. Для их же решения требуется признание “социальности” теми или иными государственными инстанциями.

Для определения приоритета важности решения социальной проблемы государство прибегает к помощи экспертов. Следует учесть, что сообщество экспертов вынуждено подчиняться государственному давлению, потому его интересы отстаиваются гораздо более эффективно, чем ценности населения.

Это приводит к тому, что ответственность за решение социальных проблем лежит на плечах тех, кто не способен их решить. Кроме того, реализация социальной политики зачастую не устраивает слои населения, на которые она направлена, закрытость же разработки ее концепции не позволяет самим гражданам вмешиваться в продумывание методов решения своих проблем.

Приоритетные задачи

Особенно остро в Российской Федерации стоит проблема расслоения общества по доходам. Это то, на что должна быть направлена социальная политика.

Задачи формирования ресурса - высококвалифицированного труда в экономике, также очень остро ставятся в настоящее время.

Статистика точно отображает состояние трудовых ресурсов: качественное и количественное снижение, выводящее на передний план необходимость их воспроизводства. За это ответственны демографическая политика и политика на рынке труда.

Первая должна проявиться в увеличении пособий по материнству - благодаря этому повысится роль и значимость помощи женщине.

При помощи программ на рынке труда можно решить такие социальные проблемы, как:

  • рост бедности и безработицы;
  • падения доходов населения.

Подразумевается психологическая работа со школьниками и молодежью, безработными слоями населения. Государство обязано обеспечить не только личностное самоопределение индивида как будущего работника, но и предоставить хороший и, более того, доступный уровень образования: в настоящее время, напротив, наблюдается тенденция сокращения бюджетного финансирования.

Следует изменить принцип борьбы с безработицей: все меры, предпринимаемые по этому поводу, направлены на следствие, а не причины.

Создание дополнительных рабочих мест подействует двойным эффектом:

  • решит проблему безработицы;
  • даст толчок развития экономике.

Тесная связь экономики и социальной политики, в принципе, очень хорошо просматривается на примере Российской Федерации как страны, в которой непрерывность, упоминаемая в первой половине этой статьи, не существует, что приводит к упадку на уровне всех остальных свойств.

Заключение и выводы

Социальная политика определяется рядом свойств и характеристик, а также базируется на системе принципов и функций. При выполнении каждого из пунктов этих спецификаций наблюдается положительный уровень социальной защищенности, а также, кроме достижения благосостояния населения, повышается уровень экономического роста.

Российская модель социальной политики является отличным примером того, как неверная реализация этой деятельности влияет на развитие страны во всех ее сферах. Закрытая форма разработки концепций вызывает недовольство со стороны граждан, жесткое регулирование экспертных систем со стороны государства приводит к недостаточному вниманию к интересам и ценностям социальных групп, что должно быть на первом месте в списке приоритетов социальной политики. Как минимум эти два фактора мешают бесперебойной работе социальных органов защиты населения, доступности социального обеспечения, контролю социального взаимодействия групп населения. Экономика страны, в свою очередь, также сильно страдает.

Новое на сайте

>

Самое популярное