Домой Кредиты онлайн Нетрудовые доходы в ссср.

Нетрудовые доходы в ссср.

"Бухгалтерский учет", 2009, N 8
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ "НЕТРУДОВЫХ" ДОХОДОВ
Доходы можно получать, не отправляясь ежедневно в офис или в цех, не ведя собственного бизнеса. Доходы можно получать, не работая вовсе. Сразу оговоримся: речь пойдет о легальных доходах, для получения которых тем не менее не требуется особых усилий. Достаточно лишь положить деньги на банковский счет и получать проценты с суммы вклада. А нужно ли платить налог с "нетрудовых" доходов?
Проценты по банковским вкладам
Необходимость платить налог на доходы физических лиц с сумм дохода по процентам по банковским вкладам существовала не один год. Размер дохода в виде процентов по рублевым вкладам в банках определялся как превышение суммы процентов, начисленной по условиям договора, над суммой процентов, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ (учетной ставки), действующей в течение периода, за который начислены проценты. Касалась эта норма только вкладов в банках, находящихся на территории Российской Федерации.
Заметим, что раньше применялась эта норма не часто. Поскольку в большинстве случаев проценты, предлагаемые банками вкладчикам, не "дотягивали" до ставки рефинансирования.
В период кризиса кредитные учреждения подняли процентные ставки по банковским вкладам. Причем зачастую проценты, выплачиваемые банками, превышают учетную ставку, установленную ЦБ РФ. Однако даже в этой ситуации обязанность платить НДФЛ и в 2009 г. возникнет далеко не у всех вкладчиков банков.
Дело в том, что с 2009 г. при данных расчетах ставка рефинансирования должна увеличиваться на пять процентных пунктов. Такая норма содержится в новой редакции ст. 214.2 НК РФ.
Примечание. Определения, что такое процентный пункт, российское законодательство не содержит. Тем не менее это понятие активно употребляется в деловом обороте для сравнения величин, выраженных в процентах.
Соответственно, если ставка рефинансирования составляет 13%, то для того, чтобы возникла обязанность уплаты НДФЛ, банковский процент должен превышать 18%. Причем налог в этом случае будет рассчитываться по ставке 35%.
Примечание. В соответствии с п. 2 ст. 224 НК РФ процентный доход по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ (а именно ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на пять процентных пунктов), облагается налогом по ставке 35%.
Заметим, что в прошлом году норма об увеличении учетной ставки на 5 процентных пунктов еще не действовала. При этом в конце 2008 г. процентные ставки, предлагаемые некоторыми банками по вкладам, превышали ставку рефинансирования ЦБ РФ, действовавшую в тот период. Таким образом, если на момент заключения договора вклада процентная ставка, установленная банком, превышала учетную ставку ЦБ РФ, можно говорить о необходимости уплаты НДФЛ с полученной выгоды.
Примечание. Если проценты выплачиваются банком в пределах сумм, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на пять процентных пунктов, налог платить не придется.
Примечание. Пункт 27 ст. 217 НК РФ оговаривает особый случай, когда доход вкладчика банка не облагается налогом. Не облагается НДФЛ доход, если проценты превышают увеличенную ставку, при этом на момент заключения либо продления договора превышения не было, в течение периода начисления процентов их размер не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования, увеличенную на пять процентных пунктов, прошло не более трех лет.
Проценты по вкладам в иностранной валюте. Платить НДФЛ с суммы полученных процентов по банковским вкладам в валюте, если установленная ставка не превышает 9% годовых, не придется. Такова норма, содержащаяся в уже упомянутом п. 27 ст. 217 НК РФ. Данная норма действует уже не первый год. И касается она валютных вкладов в банках, находящихся на территории нашей страны.
УФНС России по г. Москве в Письме от 30.01.2006 N 28-10/5665 разъяснило, что освобождение от налогообложения доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках, если установленная ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте, не распространяется на физических лиц, получающих доходы в виде процентов от иностранных банков, находящихся за пределами Российской Федерации.
Таким образом, доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками - налоговыми резидентами Российской Федерации по вкладам в банках, находящихся за пределами Российской Федерации, облагаются НДФЛ исходя из всей суммы полученных доходов.
Дата получения дохода. Датой фактического получения такого дохода, как проценты по банковским вкладам, является дата выплаты дохода, в том числе согласно п. 1 ст. 223 НК РФ дата перечисления дохода на счета в банках. Это общее правило, которое касается не только процентов по вкладу, перечисляемых ежемесячно на отдельный банковский счет.
Если договор между банком и клиентом предусматривает капитализацию процентов (присоединение дохода к сумме вклада), датами фактического получения доходов будут являться даты причисления дохода к сумме вклада налогоплательщика.
Кто перечисляет налог в бюджет? Минфин России в Письме от 28.01.2009 N 03-04-06-01/9 разъяснил, что банк - источник выплаты дохода в виде процентов по вкладу, признаваемый налоговым агентом, обязан исчислить и удержать сумму НДФЛ на дату перечисления дохода на банковский счет вкладчика (причисления дохода к сумме вклада). Банк должен перечислить налог в бюджет в соответствии с положениями ст. 226 НК РФ.
Уплата НДФЛ с доходов в виде процентов по вкладам в зарубежных банках производится физическими лицами самостоятельно на основании налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по их месту учета (месту жительства).
Доход от продажи ценных бумаг
Еще один вид "нетрудового" дохода может быть получен от операций с ценными бумагами.
Доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как сумма доходов по совокупности сделок с ценными бумагами соответствующей категории, совершенных в течение налогового периода, за вычетом суммы убытков. Кроме того, доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, определяется как разница между суммами доходов, полученными от реализации ценных бумаг, и документально подтвержденными расходами на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг.
Рассмотрим, как определить доход (или убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг.
Шаг 1: отдельно по каждой операции определяются доходы, учитываемые при формировании налоговой базы.
Касается это доходов от купли-продажи ценных бумаг, обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Включаются в налоговую базу также доходы от фьючерсных и опционных сделок, погашения инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов и т.п.
Шаг 2: определяются расходы, которые можно квалифицировать как расходы на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг.
К таким расходам относятся:
- суммы, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором;
- оплата услуг, оказываемых депозитарием;
- комиссионные отчисления профессиональным участникам рынка ценных бумаг, скидка, уплачиваемая (возмещаемая) управляющей компании паевого инвестиционного фонда при продаже (погашении) инвестором инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда;
- биржевой сбор (комиссия);
- оплата услуг регистратора;
- налоги.
При реализации инвестиционного пая расходы определяются исходя из цены приобретения этого инвестиционного пая, включая надбавки.
Если расходы налогоплательщика на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не могут быть отнесены непосредственно к расходам на приобретение, реализацию и хранение конкретных ценных бумаг, указанные расходы распределяются пропорционально стоимостной оценке ценных бумаг, на долю которых относятся указанные расходы. Стоимостная оценка ценных бумаг определяется на дату осуществления этих расходов.
Шаг 3: исчисление разницы между суммами доходов и расходов.
Доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, уменьшается (увеличивается) на сумму процентов, уплаченных за пользование денежными средствами, привлеченными для совершения сделки купли-продажи ценных бумаг, в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ.
По операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, размер убытка определяется с учетом предельной границы колебаний рыночной цены ценных бумаг.
Примечание. Вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или у иного лица, совершающего операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика) либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган.
Налоговая база по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется как доход, полученный по результатам налогового периода по операциям с ценными бумагами. Доход (убыток) по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется в соответствии с п. 3 ст. 214.1 НК РФ.
Примечание. Налоговая база по операциям купли-продажи ценных бумаг определяется по окончании налогового периода.
Примечание. Налогообложение операций с ценными бумагами, проводимых физическими лицами, регулируется нормами ст. 214.1 НК РФ.
Убыток по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, полученный по результатам указанных операций, совершенных в налоговом периоде, уменьшает налоговую базу по операциям купли-продажи ценных бумаг данной категории.
Доход по операциям купли-продажи ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, которые на момент их приобретения отвечали требованиям, установленным для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, может быть уменьшен на сумму убытка, полученного в налоговом периоде, по операциям купли-продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.
Кто должен перечислить НДФЛ в бюджет? Расчет и уплата этого налога обычно осуществляется налоговым агентом по окончании налогового периода или при выплате денежных средств налогоплательщику до истечения очередного налогового периода.
В Письме Минфина России от 11.02.2009 N 03-04-05-01/50 было пояснено, что налоговыми агентами признаются брокеры, доверительные управляющие, управляющие компании, осуществляющие доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, или иные лица, совершающие операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика.
Далее в том же Письме Минфин России указал на то, что если организация не относится ни к одному из вышеуказанных лиц, то она не является налоговым агентом. Обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в бюджет суммы налога с доходов, полученных физическими лицами от реализации организацией ценных бумаг, а также по представлению в налоговый орган сведений о таких доходах у такой организации не возникает.
В этом случае исчисление и уплата налога производятся налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой декларации, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода.
Если же операции в интересах гражданина совершались брокером, то он и будет являться налоговым агентом. Именно брокер удержит НДФЛ и перечислит его в бюджет. Либо в течение месяца сообщит о невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога в налоговый орган.
Здесь важно подчеркнуть следующее: п. п. 3 и 8 ст. 214.1 НК РФ предполагают два варианта расчета и уплаты НДФЛ (налоговым агентом или самим налогоплательщиком). Однако использование того или иного варианта определяется не выбором налогоплательщика, а именно невозможностью удерживать налог налоговым агентом.
Примечание. Минфин России в Письме от 13.02.2009 N 03-04-05-01/59 разъяснил, что если налоговый агент не удержал налог, то гражданин обязан уплатить налог самостоятельно по итогам налогового периода при подаче налоговой декларации.
Доход от экономии на процентах
Проценты по кредитам, выдаваемым банками в период кризиса, велики. Однако многие люди, испытывая потребность в заемных средствах, идут другим путем. Необходимые деньги под разумные проценты могут предоставить работодатели (естественно, такую помощь оказывают далеко не каждому, желающему ее получить). Но тем, кто все-таки сможет получить заем под выгодный низкий процент, следует принять во внимание следующее: не исключено, что придется заплатить налог.
Народная мудрость гласит: "что сэкономлено - то заработано". С точки зрения налогового законодательства доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами подлежит налогообложению.
Примечание. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ, если заем выдан в рублях, налоговая база по материальной выгоде определяется как превышение суммы процентов, рассчитанной исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, применяющейся на дату фактического получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора (до 01.01.2009 она рассчитывалась исходя из 3/4 учетной ставки).
Датой получения дохода является дата уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам.
Налоговая ставка для этого вида "нетрудовых" доходов составляет 35%.
Е.В.Мацкявичене
Подписано в печать
01.04.2009

О борьбе с «нетрудовыми доходами»

Всего через несколько месяцев после окончания XXVII съезда КПСС в Советском Союзе началась неожиданная, но интенсивная политическая кампания по борьбе с «нетрудовыми доходами». Инициатива этой кампании принадлежала ЦК КПСС, который 15 мая 1986 г. принял решение «О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами». 23 мая 1986 г. по этому поводу был принят специальный Указ Президиума Верховного Совета СССР, имеющий силу закона. Некоторые специальные постановления о борьбе с нетрудовыми доходами принял также Совет Министров СССР.

По смыслу самого понятия «нетрудовые доходы» речь могла идти о таких доходах граждан, которые не были связаны с их трудом. Это хищения, мошенничество и особенно взяточничество. В других случаях речь могла идти о деятельности, носящей, однако, отчетливо противоправный характер. Это контрабанда, изготовление и продажа наркотических веществ и т.п. Но как следовало относиться к нетрудовым доходам, получение которых не противоречило существующему законодательству? Это сдача в городах и в курортных районах квартир и комнат, предоставление частных транспортных услуг и т.п. В постановлении ЦК КПСС осуждалась спекуляция, а также все виды труда, в которых граждане «используют в целях наживы принадлежащие государству машины и механизмы, транспортные средства, жилую площадь, топливо, сырье и материалы». Не слишком благосклонно отнеслись указанные выше директивные инстанции и к занятию кустарно-ремесленным промыслом или другой индивидуальной трудовой деятельностью, относительно которых у граждан не было специального разрешения и по которым граждане уклонялись от оплаты в полном объеме подоходного налога. Составители принятых в мае 1986 г. указов и постановлений неправомерно расширили само понятие «нетрудовые доходы», включив сюда все виды и формы «теневой экономики», которая, по подсчетам экспертов, составляла не менее 20 – 25% от всей экономики в СССР. Под удар карательных органов государства попадали все виды неофициальной трудовой деятельности граждан. Система «теневой», «левой», «серой» экономики, как и более сложные системы «черного» рынка, складывалась в Советском Союзе десятилетиями, заполняя те ниши, в которых не могла работать эффективно государственная экономика. Во времена Брежнева некоторые виды такой деятельности даже поощрялись, хотя и в неофициальном порядке, так как они служили социальными амортизаторами. «Никто не живет в Советском Союзе на одну лишь заработную плату» – так не раз говорил в своем кругу Леонид Брежнев. Разнообразная теневая экономика давала дополнительный заработок десяткам миллионов людей и в то же время компенсировала острый недостаток важных для населения товаров и услуг. При этом чаще всего такая деятельность не приносила никакого вреда государству и государственной экономике. К тому же население в этой области работало обычно по нормам и правилам рыночной экономики. «Левые» заработки увеличивали в стране платежеспособный спрос, что во многих случаях было выгодно и государству. Любая огульная кампания в этой сложной сфере жизни общества могла принести немалый вред. Тем не менее с лета 1986 г. в стране развернулась бурная деятельность по запрещению и ограничению в работе множества мелких ремонтных мастерских, системы частной медицинской помощи. Ограничивалась или бралась под строгий контроль система сдачи в аренду частных квартир и домов, особенно в столице и в курортных центрах. Волна репрессий прошла по миллионам садово-огородных участков горожан. Во многих регионах страны действовали инструкции, которые запрещали строить на таких участках жилые строения, а также создавать теплицы размером больше 10 или 15 квадратных метров. Продукцию с садово-огородных участков предписывалось использовать только на нужды данной семьи, но не на продажу. Но владельцы многих миллионов участков мало считались с такими инструкциями, и даже Н.С. Хрущев мирился с этими нарушениями. На одно из предложений о «наведении порядка» в садово-огородных хозяйствах Хрущев ответил: «Вы что, меня хотите поссорить с рабочим классом?» Но Горбачев не возражал против майского указа. В стране началось разрушение теплиц, животноводческих построек. На садовых участках сносились «лишние» этажи домов, разрушались печи, отбирались «излишки» продукции. Пострадали и многие сельские жители, работники колхозов и совхозов, усиленно развивавшие в своих хозяйствах очень выгодные, но «непрофильные» отрасли. Так, в южных районах страны серьезно пострадало цветоводство, которое велось на частной основе. В некоторых колхозах Краснодарского края были ликвидированы прекрасные розарии, которые было приказано распахать и заменить обычным картофельным полем. Особенно жесткие карательные меры были приняты против «спекуляции» – торговать на городских рынках разрешалось только продуктами, которые выращены самим продавцом. Перекупка товаров, без которой рыночная торговля не может развиваться, была признана «нетрудовым» доходом. В результате перестали работать рынки и базары во всех северных районах страны и очень сильно уменьшилась рыночная торговля в центральных и южных районах Союза. Майский указ был шедевром административного ужесточения. С особенным размахом он применялся в Москве, где за жесткой борьбой с «нетрудовыми» доходами очень внимательно наблюдал сам Борис Ельцин. К осени 1986 г. в Москве существенно сократился объем торговли на всех колхозных рынках. Массовая кампания по ликвидации теплиц и всех артезианских насосно-силовых установок проводилась в Волгоградской области. Газета «Волгоградская правда» с энтузиазмом писала тогда о борьбе с «помидорными стяжателями». Разрушались печи, теплицы и «лишние этажи» даже у ветеранов Отечественной войны, у многодетных семей и у всех людей, «охваченных вирусом помидорной лихорадки».

Как и следовало ожидать, репрессивный майский указ был отменен через полгода – в ноябре 1986 г. Недовольство было слишком большим, да и убытки для населения и государства были очевидны. В конце 1986 и в начале 1987 г. были в срочном порядке разработаны и приняты прямо противоположные мероприятия, о которых я буду писать ниже. Но недоверие к государству и недовольство властями сохранялись еще очень долго.

Николай Рыжков в своих мемуарах вообще ни слова не говорил о короткой, но нанесшей очень большой вред экономике и престижу нового руководства кампании по борьбе с «нетрудовыми доходами». А между тем именно его подпись стояла на главных документах Совета Министров СССР на этот счет. Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан А.А. Громыко, но он также готовился в ЦК КПСС и в Совете Министров СССР. Михаил Горбачев признает допущенные в 1986 г. грубые перегибы, но пытается от них отмежеваться. «В майских решениях об усилении борьбы с нетрудовыми доходами, – писал он в своих мемуарах, – проявилась позиция той части партийно-государственного аппарата, которая не принимала линию руководства. А мы просто проглядели подготовку и выпуск односторонне направленных решений. Потом пришлось их поправлять» .

, казнокрадство), так и доходы, которые в странах с рыночной экономикой считаются полностью законными, такие как работа по частному найму, доход на вложенный капитал , торговая прибыль и др. Главным признаком «нетрудовых доходов» было то, что они не были связаны с работой человека на государственном предприятии, в государственном учреждении или санкционированном государством кооперативе.

Краснодарскому партийному руководителю С. Ф. Медунову на битву со всевозможными «огуречниками», «арбузниками», «капустниками», «цветоводами» удалось поднять широкие массы партийного и советского актива. За 1974-1976 гг. по решениям местных советов края у «рьяных любителей наживы» был произведён снос свыше 2 тыс. возведённых на приусадебных участках крупноразмерных теплиц общей площадью 560 тыс. квадратных метров, сокращены и изъяты земельные участки .

У недовольства рядовых граждан были и экономические причины. Мясо, фрукты, цветы продавались частниками по более высоким ценам, чем в государственных магазинах , а рядовые граждане в условиях «дефицита » вынуждены были по этим более высоким ценам их покупать. А хлеб в магазинах продавался по низким, «социальным » ценам, поэтому кормление скота хлебом оказывалось намного дешевле, чем кормление теми кормами, которые использовались в колхозах и совхозах, соответственно доходы частников были выше - но не за счет их труда.

Конституция СССР

Что интересно, при борьбе с частной инициативой в то же время существовала 17 статья Конституции СССР 1977 года, которая гласила:

А в Конституции 1936 года - статья 9:

Кампания Горбачёва по борьбе с нетрудовыми доходами

  • «самовольное использование в корыстных целях транспортных средств, нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуальной трудовой деятельностью», а также «кормление скота хлебом» влечет за собой наказание от штрафа до пяти лет с конфискацией.

Кампания была вскоре прекращена, поскольку уже 19 ноября 1986 года был принят Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности».

Нетрудовые доходы в других странах

Третий рейх

Запрет на «нетрудовые и легкие доходы» (нем. Arbeits- und müheloses Einkommen ) был частью экономического раздела программы НСДАП («25 пунктов») (пп. 10-14):

10. Первейшей обязанностью для каждого гражданина Германии является выполнение умственной или физической работы. Деятельность каждого отдельного гражданина не должна противоречить интересам общества в целом. Напротив, такая деятельность должна протекать в рамках общества и быть направленной на общую пользу. Поэтому мы требуем:
11. Уничтожения нетрудовых и лёгких доходов , а также отмены процентного рабства.
12. Ввиду огромных человеческих жертв и имущественных потерь, требуемых от нации при каждой войне, личное обогащение во время войны должно рассматриваться как преступление против нации. Таким образом, мы требуем полной конфискации всех прибылей, связанных с личным обогащением в военное время.

13. Мы требуем национализации всех (ранее) созданных акционерных предприятий (трестов).

14. Мы требуем участия рабочих и служащих в распределении прибыли крупных коммерческих предприятий.

США

По определению службы социальной защиты США (social security administration), к нетрудовым доходам относятся все доходы, не связанные с заработной платой или бизнесом . Примерами таких доходов являются :

  • Оплата продовольствия и проживания за счет третьих лиц или деньги, выданные на эти цели.
  • Выплаты и льготы военным ветеранам.
  • Пенсии и пособия по безработице железнодорожным служащим.
  • Пенсии из государственных или частных источников, пособия по безработице, выплаты инвалидам труда, пособия по социальному обеспечению и проценты по облигациям.

Cтраница 1


Нетрудовые доходы - доходы, в своей основе противоречащие социалистическим принципам распределения. К ним относятся доходы: не связанные с трудовой деятельностью; несоразмеримые с затратами труда; получаемые противозаконным образом.  

Нетрудовые доходы, связанные с трудом, но носящие противозаконный характер, образуются от запрещенных видов трудовой деятельности.  

Нетрудовые доходы, особенно от противозаконной деятельности, имеют крайне неблагоприятные социально-экономические и нравственные последствия, наносят прямой ущерб реализации социалистического принципа распределения по труду. Они подрывают материальные стимулы труда, заинтересованность в высокоэффективном и производительном труде в обобществленном производстве.  

Нетрудовые доходы, особенно от запрещенной законом деятельности, концентрируются в больших размерах в руках ограниченного круга лиц. Создается слой потребителей с наивысшей платежеспособностью, которые предъявляют повышенный спрос на дефицитные блага и услуги. Это ведет к усилению несбалансированности между спросом и предложением со всеми вытекающими последствиями.  

Нетрудовые доходы оказывают отрицательное влияние и на денежное обращение страны. Ввиду их больших размеров эти доходы не могут быть полностью реализованы на рынке в товарах и платных услугах. Поэтому они накапливаются у отдельных лиц в виде наличных денег, иногда даже иностранной валюты. Это, естественно, наносит ущерб экономике, и прежде всего денежному обращению, поскольку наличные деньги не поступают в кассы Госбанка, вызывая необходимость эмиссии, что в итоге ведет к обесценению рубля.  

Первичные нетрудовые доходы, в к-рых воплощается прибавочная стоимость, перераспределяются не только в ходе конкуренции капиталов, но и посредством прямых и косвенных налогов.  

Нередко нетрудовые доходы определяют только как не связанные с трудовой деятельностью. Этот признак является важным, но недостаточным для того, чтобы правильно отделить трудовые доходы от нетрудовых. Тем не менее их нельзя назвать нетрудовыми, поскольку они полностью соответствуют социалистическим принципам распределения.  

Роль нетрудового дохода в предложении труда очень важна вследствие современных тенденций обеспечения индивидов доходом, не зависящим от отработанного времени, в соответствии с нормами социального обеспечения.  

Группа нетрудовых доходов весьма обширна; входящие в нее виды нетрудовых доходов различаются между собой в основном по степени связанности с трудовой деятельностью. Есть виды нетрудовых доходов вообще с ней не связанные.  

Часть нетрудовых доходов связана с трудовой деятельностью, но либо несоразмерима с затратами труда, либо носит противозаконный характер.  

Наличие нетрудовых доходов оказывает негативное воздействие и на процессы, происходящие в сфере товарного и денежного обращения, на степень сбалансированности спроса и предложения товаров народного потребления и платных услуг. В итоге все это сказывается на эффективности производства и косвенным образом - на уровне жизни населения.  

К легальным нетрудовым доходам относятся доходы, получаемые в результате наследования, дарения. Все они разрешены государством на законных основаниях.  

Иное дело нетрудовые доходы, носящие противозаконный характер, особенно доходы от запрещенной деятельности; в отношении них применяются жесткие методы борьбы, вплоть до уголовного наказания.  

Особым видом нетрудовых доходов являются проценты по вкладам в сберкассы. По существу - это вполне легальный, узаконенный, но все же нетрудовой доход. Нетрудовой его характер вполне очевиден (хотя иногда это ставится под сомнение): деньги, положенные на сберегательную книжку, возрастают без приложения каких бы то ни было трудовых усилий. Причем, как известно, нельзя сказать, что в сберкассах концентрируются только трудовые доходы. Есть среди них и носящие нетрудовой характер.  

На искоренение нетрудовых доходов направлено постановление ЦК КПСС от 15 мая 1986 г. О мерах по усилению борьбы с нетрудовыми доходами и акты, принятые на его основе (СП СССР, 1986, отд.  

Нас сегодня больше волнуют нетрудовые доходы, получаемые незаконным путем. Идет интенсивный процесс разграбления государственной собственности на всех уровнях; в широких масштабах используется служебное положение; коррупция, взяточничество, вымогательство, поборы. У значительной части населения доходы формируются за счет различного рода незаконных операций с дефицитными товарами и услугами, незаконного изъятия у государства его ресурсов (хищений собственности, расхождением между реальным движением стоимостей и фиксируемым в отчетности, укрытого от учета и контроля производства). Борьба с незаконными доходами предстоит упорная и потребует длительного времени. Ее успехи во многом будут определяться укреплением и оздоровлением всех трех форм власти.

Основная функция государства по перераспределению национального дохода состоит в том, чтобы уменьшить различия в доходах населения и обеспечить более благоприятные для всех членов общества условия материальной жизни. В то же время чрезмерное вмешательство государства в перераспределительные процессы по выравниванию доходов может привести к снижению деловой активности в обществе и падению эффективности хозяйственной деятельности. Расширенные специальные программы могут способствовать росту слоя социальных иждивенцев.

Нельзя забывать, что неравенство в доходах в значительной степени порождено, наряду с природным фактором, объективным действием рыночного ценового механизма. Стремление уничтожить полностью дифференциацию доходов означало бы намерение полностью разрушить сам рыночный механизм. Социальная политика государства в рыночном хозяйстве должна быть очень гибким и тонким инструментом, она призвана способствовать социальной стабилизации и смягчению социальной напряженности и в то же время не подрывать стимулов предпринимательства и высокоэффективного труда по найму. Разрешение проблемы бедности связано с поддержанием на уровне хотя бы прожиточного минимума тех, кто не в состоянии обеспечить себе лучшую жизнь. Такая поддержка реализуется по двум основным направлениям. Часть средств образуется за счет прибыли на предприятиях и расходуется на социально-культурные нужды. Второе направление связано с формированием государственного бюджета.

Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются потребности в воспитании и образовании подрастающего поколения, содержании престарелых и нетрудоспособных, охраны здоровья населения. Степень удовлетворения этих потребностей зависит от состояния государственных финансов и ценностных установок сложившихся в обществе. Финансы представляют собой сосудистую систему общества через которую движутся денежные средства и тем самым обеспечивается жизнедеятельность всего общественного организма и каждой его хозяйственной клеточки. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимые для выполнения его многочисленных функций в экономической, политической и социальной сфере. Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет.

Новое на сайте

>

Самое популярное