Домой Кредиты онлайн Общая оценка уровня жизни населения. Уровень жизни населения

Общая оценка уровня жизни населения. Уровень жизни населения

Уровень жизни является комплексным показателем, характеризующим социально-экономическое развитие страны и уровень материального и социального благополучия граждан. Поэтому для оценки уровня жизни используется комплекс показателей, которые можно классифицировать по различным основаниям.

1) Реальные показатели. Отражают реальное положение ситуации. Чаще всего имеют сравнительный характер, так как сравнивается одно и то же явление в различные годы его проявления или в различных странах.

2) Научно обоснованные показатели. Выполняют роль нормативов, т.е. указывают рамки, за которые не должны выходить реальные показатели. Они более субъективны, так как учитывают различие потребностей у людей различного возраста, различного рода деятельности, проживающих в различных условиях.

Показатели уровня жизни можно разделить на основные группы :

1) Демографическая ситуация (рождаемость, смертность)

2) Санитарно-гигиенические условия жизни

3) Потребление продовольственных товаров

4) Жилищные условия

5) Образование и культура

6) Условия труда и занятости

7) Доходы и расходы населения

8) Стоимость жизни и потребительские цены

9) Наличие транспортных средств

10) Организация отдыха

11) Социальное обеспечение

12) Права человека

При анализе всех этих показателей в различных странах, не стоит забывать о том, что количество их очень велико и уровень социально-экономического развития может существенно отличаться. Поэтому системы показателей уровня жизни всегда имеют страноведческую специфику и могут отличаться как составом показателей, так и их иерархией. В высокоразвитых странах на первых местах окажутся показатели безработицы, уровня доходов, наличия и количества социальных трансфертов. Для стран с переходной экономикой большее значение будут иметь показатели ВВП, доходов и структуры расходов, инфляции, безработицы. В развивающихся странах важнейшими параметрами будут душевое потребление, демографические показатели, санитарно-гигиенические условия. Специфика последней группы стран объясняется тем, что значительная часть их населения находится за чертой бедности и фактически борется за выживание.

Самый первый показатель, который упоминают при сравнении экономического развития стран - это объем валового внутреннего продукта (ВВП). Так как уровень жизни напрямую зависит от экономического состояния в стране, то для его анализа используют такой показатель, как величина ВВП на душу населения. Этот показатель, как и обыкновенный ВВП, имеет номинальное и реальное выражение, так как представляет собой отношение всего произведённого за год валового внутреннего продукта ко всему наличному населению страны. Но как относительная величина, имеет свои особенности. Во-первых, она может изменяться не за счёт увеличения или уменьшения объёмов производства и услуг, а вследствие демографических изменений. В стране может случиться взрыв рождаемости, увеличатся потоки иммиграции, но при неизменном реальном ВВП, его показатель на душу населения может резко снизиться. Во-вторых, это усреднённый показатель, который не отображает, как именно эти блага распределяются среди населения. Может быть возможна такая ситуация, когда большая часть ВВП будет потребляться незначительной частью богатых людей, подавляющее большинство населения будет жить в бедности, а при этом показатель ВВП на душу населения будет занимать высокие позиции в мировом рейтинге .

Важными показателями уровня жизни являются доходы и расходы. Под доходами понимается сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ и услуг с целью удовлетворения личных потребностей. Давая определение доходам как «сумме денежных средств», следует иметь в виду, что доходы населения могут существовать и в натуральной форме. Это. Например, продукция, произведенная в личных подсобных хозяйствах, натуральные выплаты в сельхозкооперативах и др. Однако доля этих доходов и их влияние на положение человека в обществе не очень значительна. Поэтому экономическая теория рассматривает, прежде всего, проблемы формирования и распределения денежных доходов. В зависимости от принадлежности к определенному слою общества, люди могут получать различные денежные доходы: заработную плату, социальные трансферты, доходы от собственности (проценты по вкладам, земельную ренту) и предпринимательской деятельности.

Расходы населения представляют собой потребительские расходы (продукты питания; одежда и обувь; здравоохранение; жилищно-коммунальные услуги; транспорт и связь; образование, культура и отдых), обязательные платежи, расходы на сбережения и кредиты. И при оценке уровня жизни важны не только уровни реальных доходов и их стабильное увеличение, но и их источники и их количество, а так же структура всего дохода по источникам. В расходах также оценивается, куда уходит их основная часть и как распределяется оставшаяся.

Немаловажную роль играют трудовые показатели. Высокий уровень безработицы может свидетельствовать об отсутствии доходов у значительной части населения, а как следствие и об неудовлетворении многих первостепенных потребностей. Невозможность работоспособного населения найти работу отражается и на социально незащищённых членах общества, чьи основные доходы составляют социальные выплаты. Последние в свою очередь снижаются из-за уменьшения налоговых поступлений в государственную казну. Отдельно можно выделить такой показатель, как уровень скрытой безработицы. Он превосходит официальную безработицу в два раза, т.к. люди не спешат регистрироваться в органах занятости в надежде, что найдут новое место работы в короткий срок .

Следующие показатели - это демографические. Самые важные среди них это - естественный прирост и миграция. Оценивая их изменения, можно судить о стабильности экономического развития и уровне реальных доходов. В стране, где постоянно растут доходы населения и широко развита система социальных трансфертов, люди, желающие иметь несколько детей, не будут задумываться над невозможностью прокормить, воспитать и дать образование ещё одному ребёнку. В такой стране иммиграция будет преобладать над эмиграцией, так как люди стремятся жить в условиях определённости их будущего и не бояться завтра оказаться на улице. В этой группе также можно выделить показатель продолжительности жизни. По нему можно судить о состоянии здоровья нации, об уровне развития и доступности медицины и об экологическом состоянии в стране.

Ещё одна группа - показатели уровня образования . Общая грамотность и образованность населения свидетельствуют о развитии и доступности образования, об уровне культуры и её потреблении. Широкая сеть высших учебных заведений и возможность получить высокую профессиональную квалификацию дают дополнительную гарантию иметь в будущем более высокие доходы.

И последние показатели - это жилищные условия. Обеспеченность населения жильём показывает среднее количество квадратных метров жилых помещений на одного жителя, но не учитывает состояния этого жилья и его распределения в обществе. О более конкретной удовлетворённости жилищными условиями можно судить лишь сравнив количество состоящих на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий и количество получивших жильё. Качество жилья отображает благоустройство жилищного фонда, то есть обеспечение жилых помещений отдельными видами благоустройства (водоснабжением, канализацией, отоплением, электричеством, коммуникациями и т.п.).

Таким образом, в основе оценки уровня жизни населения лежит система показателей, которые включают величину ВВП на душа населения, уровень расходов и доходов населения, уровень образования, здравоохранения, показатели жилищной политики, демографические показатели.

36. Понятие и общая оценка уровня жизни населения.

Общие представления об уровне жизни

Пока еще не существует однозначного определения «уровень жизни населения», поэтому еще не установилась и система показателей для его адекватной статистической характеристики. Весьма распространен под­ход, согласно которому уровень жизни определяется как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения. При этом одним из наиболее важных по­казателей считаются доходы домашних хозяйств, т.к. из них ведутся потребительские расходы и образуется сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или приобретение иму­щества и финансовых активов, также влияющих на уровень жизни.

Ввиду отсутствия объективного обобщающего показателя уровня жизни населения, для его анализа применяется ряд статистических по­казателей, отражающих разные стороны данной категории и сгруппиро­ванных в следующие основные блоки:

    доходы населения;

    расходы на потребление материальных благ и услуг;

    сбережения населения;

    накопленное имущество и обеспеченность жильем;

    показатели уровня и границ бедности;

    приближенные оценки уровня жизни населения.

Многие из этой системы показатели используются для общей харак­теристики состояния экономики, для разработки социальной политики государства, а также в международных сопоставлениях.

Однако эта система отражает в большей степени количественную сторону изучаемой категории. Для качественной характеристики уровня жизни надо дополнительно учитывать показатели демографической статистики (например, коэффициент младенческой смертности, тип движе­ния населения, ожидаемую продолжительность жизни), экологическую ситуацию, набор и качество потребляемых продуктов питания, комфор­табельность жилья, уровень грамотности, состояние сфер здравоохра­нения, образования, культуры, спорта, преступности и т.д. Так, в меж­дународной статистике ожидаемая продолжительность жизни и достиг­нутый уровень образования, наряду с размером валового внутреннего продукта на душу населения, являются важнейшими индикаторами уровня жизни и социально-экономического развития стран.

Статистика потребления материальных благ и услуг

Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.

Материальные блага – это продукты питания, одежда, обувь, предметы культуры и быта, жилища.

К бытовым услугам – в широком понимании – относятся коммунальные услуги, в том числе услуги транспорта и связи, услуги службы быта, а также медицинские услуги.

Услуги в области культуры оказывают учреждения культуры, искусства и образования.

Уровень жизни как характеристика благосостояния народа является важнейшим элементом более широкого понятия «образ жизни».

Основные задачи и направления статистического изучения уровня жизни следующие: 1) общая и всесторонняя характеристика социально-экономического благосостояния населения; 2) оценка степени социально-экономической дифференциации общества, степени различий по уровню благосостояния между отдельными социальными, демографическими и иными группами населения; 3) анализ характера и степени влияния различных социально-экономических факторов на уровень жизни, изучение их состава и динамики; 4) выделение и характеристика малообеспеченных слоев населения, нуждающихся в социально-экономической поддержке.

Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределения доходов.

Уровень жизни является достаточно сложной и многогранной категорией. Несмотря на то, что многие элементы жизненного уровня взаимосвязаны между собой, они имеют значительные особенности, специфику и для их комплексной характеристики требуется использование соответствующей системы специфических показателей. Из-за отсутствия рационального способа объединения разнородных показателей такой системы в некий единый показатель в отечественной и международной практике признана невозможность использования одного показателя, всесторонне характеризующего уровень жизни.

Показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой степенью условности разделить на три вида:

первый – синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.);

второй – натуральные показатели, измеряющие объем потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.);

третий – показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентрации и дифференциации доходов и потребления и т.д.).

Уровень жизни, характеризуется прежде всего показателями потребления, однако уровень и структура потребления в значительной степени детерминируются теми ресурсами, которые находятся в распоряжении отдельного человека, семьи и общества в целом. Поэтому наряду с показателями собственно потребления в систему показателей уровня жизни входит и ряд показателей, характеризующих возможности потребления. К ним относятся, например, фонд потребления или уровень дохода.

В 1988 г. Госкомстатом СССР была принята «Система статистических показателей социально-экономического развития СССР», имеющая в своем составе раздел «Социальное развитие и уровень жизни народа» . Это наиболее детально разработанная система показателей из числа применявшихся в практике государственной статистики – в ней 284 основных показателя, сведенные в 20 тематических групп. 1. Социальная структура общества. 2. Занятость населения и условия труда. 3. Участие трудящихся в управлении государством и общественной жизни. 4. Доходы населения. 5. Денежные сбережения населения. 6. Оплата труда. 7. Общественные фонды потребления. 8. Социальное и бытовое обслуживание населения. В том числе: а) торговля, общественное питание; б) транспорт и связь; в) жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения; г) здравоохранение, физическая культура, туризм; социальное обеспечение; д) народное образование; е) культура и искусство. 9. Потребление материальных благ и услуг населением. 10. Имущество населения. 11. Бюджет семьи. 12. Бюджет времени населения. 13. Моральная статистика. В том числе: а) преступность; б) административные правонарушения; в) социально опасные явления, способствующие совершению преступлений и правонарушений.

Приведенная система показателей, ее объем и, главное, структура, включающая наряду с показателями благосостояния характеристики социальных сторон жизни, более подходят для описания скорее образа, чем собственно уровня жизни. Ранее, в годы «развитого социализма», такой подход был очень удобен для оправдания существенного отставания нашей страны по многим показателям уровня жизни от развитых капиталистических и большинства европейских стран социалистического лагеря. Однако в современных условиях использовать данную систему показателей невозможно, даже сняв с нее идеологическую нагрузку и выделив лишь те показатели, которые характеризуют именно уровень жизни. Невозможно, прежде всего по следующим причинам: изменились социально-экономические основы общественного развития в стране, значительно возросла дифференциация, более того, возникла даже поляризация населения по уровню жизни, наконец, произошли изменения и в практике и методологии статистики и учета (например, стало невозможно использовать в качестве информационной базы данные сплошной статистической отчетности, наметился переход к системе национальных счетов и т.д.).

Поэтому необходимой и закономерной стала разработка системы показателей уровня жизни, адаптированной к современным социально-экономическим условиям в России . Система эта включает следующие разделы:

1) обобщающие показатели (ВНП, фонд потребления, индекс стоимости жизни и т.п.); 2) доходы населения; 3) потребление и расходы населения; 4) денежные сбережения населения; 5) накопленное имущество и жилище; 6) социальная дифференциация населения; 7) малообеспеченные слои населения.

Однако с методической точки зрения и данная система показателей не выглядит завершенной. Так, в нее включены и используются на практике два близких по содержанию показателя: прожиточный минимум и минимальный потребительский бюджет. Согласно методическим пояснениям, «прожиточный минимум – это уровень дохода, обеспечивающий приобретение минимального набора материальных благ и услуг», а «минимальный потребительский бюджет – это стоимость набора материальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму» . Из этих определений неясно, в чем, собственно, здесь разница и почему в публикациях величина второго показателя оказывается в 3–4 раза больше, чем первого. Однако все становится понятно, если учесть, что конкретная методика расчета прожиточного минимума была разработана в 1992 г., на пять лет позднее, чем минимального потребительского бюджета, и рассчитана «на короткий кризисный период времени» . Расчет прожиточного минимума ведется по десяти показателям минимума потребления продуктов питания с добавлением также минимума остальных расходов на базе косвенных расчетов. Расчет же минимального потребительского бюджета не только основан на учете значительно большего числа показателей, но и сами нормативы минимального потребления значительно выше (например, по мясу и мясопродуктам более чем в два раза).

Уровень жизни во многом определяетсядоходами населения, от размера которых главным образом и зависит степень удовлетворения личных потребностей. Основными источниками доходов населения являются: заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд (в денежной или натуральной форме) ; доходы от индивидуальной трудовой деятельности; выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов, ежегодные выплаты по страхованию жизни; доходы от собственности (например, платежи за использование финансовых активов, зданий, земли, авторских прав, патентов и т.д.); доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода (стоимость чистой продукции). Возможны и другие источники дохода (выигрыш в лотерею, приз за победу в соревновании, конкурсе и т.д.).

С юридической точки зрения доходы делятся на законные и незаконные, получаемые в рамках теневой экономики. К последним относят доходы, получаемые от не зарегистрированной в установленном порядке деятельности, укрываемые от налогообложения и контроля со стороны государства.

Для измерения уровня и структуры доходов населения используется ряд показателей, характеризующих их в различных аспектах. Одним из основных показателей являетсяобъем личных доходов населения – все виды доходов населения, полученных в денежной форме или в натуре. Этот показатель может быть рассчитан прямым путем для отдельных домохозяйств на основе статистики семейных бюджетов, однако он не отражает ни общих, ни реальных доходов населения. Совокупные (общие) доходы населения (СДН) определяются суммированием личных доходов и стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению услуг за счет общественных фондов потребления. Стоимость услуг определяется расчетным путем.

Названные показатели, рассчитанные в ценах текущего периода, называютсяноминальными показателями доходов. Они не определяют реального содержания доходов, т.е. не показывают, какое количество материальных благ и услуг доступно населению при сложившемся уровне доходов. Во-первых, владельцы дохода могут в окончательном виде располагать лишь частью номинального дохода, так как должны уплатить индивидуальные налоги и сделать другие обязательные отчисления. Вычитая изличных номинальных доходов (ЛНД) налоги, обязательные платежи и взносы в общественные организации (НП), находят личные располагаемые доходы (ЛРД) населения – ту часть личных доходов, которую владельцы их направляют на потребление и сбережение:

ЛРД = ЛНД - НП.

Доля этой части в общем объеме доходов составит

Во-вторых, между номинальными и реальными величинами доходов могут быть существенные расхождения в связи с изменением покупательной способности денег – показателя, обратного уровню цен. Реальное значение показатели дохода приобретают, если для расчетов используются постоянные цены либо их изменение учитывается (компенсируется) с помощью индексов покупательной способности денег (I п.с.д.) или индексов цен на потребительские товары и услуги (I p). С поправкой на изменение потребительских цен рассчитывается величина реальных располагаемых доходов населения:

Аналогично рассчитываются реальные общие доходы (РОД) населения – как совокупные доходы (СДН) с поправкой на покупательную способность денег:

Для характеристики динамики этих показателей строятся соответствующие индексы, например индекс реальных располагаемых доходов:

Отсюда следует, что скорость изменения реальных доходов зависит от трех факторов: темпов роста номинальных доходов, изменения ставок налоговых платежей и изменения покупательной способности денег.

Для расчета индекса цен и тарифов на платные услуги статистические органы с 1989 г. ведут ежемесячную регистрацию цен на продовольственные и непродовольственные товары-представители и услуги. Обследование проводится по достаточно широкой номенклатуре товаров (до 650 позиций), реализуемых по различным каналам. Следует, однако, отметить, что регистрируются цены предложения товаров, которые во многих случаях отличаются от цен покупки. Общий индекс потребительских цен рассчитывается по формуле

Результат, называемый также индексом стоимости жизни , показывает, насколько больше средств население стало тратить на покупку продуктов питания, товаров и услуг (т.е. на потребительские расходы) в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления остался прежним, базисным. Такой расчет корректен, если за анализируемый период не происходит существенных изменений в структуре потребительских расходов.

Величину прожиточного минимума на региональном уровне определяют органы исполнительной власти на местах, исходя из локальных особенностей потребления и ресурсных возможностей. Порядок расчета прожиточного минимума описан в «Методических рекомендациях» Минтруда России и основан на следующих принципах.

Прожиточный минимум представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков.

Бюджет прожиточного минимума есть стоимостная оценка натурального набора прожиточного минимума, кроме того, он включает в себя расходы на налоги и другие обязательные платежи.

Потребности населения значительно дифференцируются в зависимости от его социально-демографических характеристик и условий проживания, поэтому прожиточный минимум рассчитывают не только в среднем на душу населения или семью, но и отдельно для различных категорий: детей (до 7 лет), подростков (7–15 лет), трудоспособных граждан, пенсионеров. Прожиточный минимум конкретной семьи может быть определен исходя из ее фактического состава и величины.

Основой всех расчетов является набор продуктов питания прожиточного минимума, включающий продовольственные товары, объединенные в 10 агрегированных групп: хлебопродукты; картофель; овощи; фрукты и ягоды; мясопродукты; молокопродукты; рыбопродукты; яйца; сахар и кондитерские изделия; масло растительное, маргарин. Наборы рассчитаны как для отдельных категорий населения, так и по отдельным территориальным зонам России, выделенным с учетом природно-климатических условий (табл. 12.1).

Таблица 12.1

Наборы прожиточного минимума продуктов питания по России и Новосибирской области (кг на душу в год)

Стоимостная оценка расходов бюджета прожиточного минимума на продукты питания осуществляется путем оценки натурального набора по каждой группе товаров в средних ценах покупки соответствующих товаров. Средние цены определяются по данным статистики домашних хозяйств.

Общая величина бюджета прожиточного минимума включает в себя помимо расходов на питание расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи и определяется досчетом на основе стоимости продовольственного набора и примерной структуры бюджета прожиточного минимума. Структура бюджета зависит от величины семейного дохода. Для расчетов используется фактически сложившаяся структура расходов 10 % наименее обеспеченных семей в базовом периоде. Если фактические данные по региону отсутствуют, используется ориентировочная структура расходов (табл. 12.2).

Таблица 12.2

Ориентировочная структура расходов бюджета прожиточного минимума по России и Новосибирской области

Как было отмечено нами выше, уровень жизни - это многоаспектная категория, включающая в себя различные стороны жизнедеятельности населения. Она формализована в руководящих документах международных организаций, в частности, ООН.

  • 1) благосостояние населения;
  • 2) накопление человеческого капитала;
  • 3) уровень человеческого развития.

Концептуально уровень благосостояния понимается как «совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей. Он обычно определяется величиной валового внутреннего продукта... на душу населения, средними доходами семьи, человека по сравнению с прожиточным минимумом в данной стране и в других странах, с потребительским бюджетом семьи» .

Благосостояние населения можно рассматривать с двух сторон - как абсолютное и относительное.

Абсолютное благосостояние характеризуется размером полученных доходов (заработной платы, пенсий, пособий и других), потреблением благ, услуг и продуктов питания, наличием жилья и предметов длительного пользования (телефонов, бытовой техники, автомобилей). Однако размер среднедушевого дохода лишь косвенно измеряет уровень жизни. Имеет значение не столько величина дохода, сколько возможность использовать его на удовлетворение своих потребностей. Например, в СССР в 60-70е годы XX века не существовало резкой дифференциации доходов населения (наблюдалось лишь 5-кратное расслоение, что вполне соответствовало социалистическому принципу «от каждого - по способностям, каждому - по труду» и в целом не вызывало социальной напряженности). В то же время существовали барьеры на пути удовлетворения потребностей граждан -дефицит продовольственных товаров, небольшой выбор одежды и обуви, трудности в приобретении автомобилей и жилья. В современной России мы видим обратную ситуацию - низкий уровень среднедушевых доходов большинства населения, с одной стороны, и многообразие товаров и услуг на рынке, с другой стороны.

Относительное благосостояние предполагает сравнение абсолютных показателей со средними, с нормативными или с показателями прошлых периодов. Например, размер дохода, наличия тех или иных благ, потребления продуктов питания может сравниваться со стандартами данной социальной группы, с физиологическим минимумом, со среднедушевыми показателями данного региона или Российской Федерации в целом. В итоге может сложиться ситуация, что один и тот же размер дохода в двух соседних регионах может иметь разную покупательную способность, что связано с различиями в уровне цен на продовольственные и промышленные товары и тарифами на услуги.

Накопление человеческого капитала характеризует экономическую сторону воспроизводства рабочей силы. Оно тесно связано с экономическим определением капитала как совокупности активов, приносящих (в данный момент или в перспективе) определенные экономические выгоды. В этом компоненте уровня жизни можно выделить макро- и микроуровень.

На макроуровне предполагается расчет таких показателей, как «доля расходов государственного бюджета на образование, здравоохранение, культуру и т.д.», в том числе в процентах к ВВП (таблица 3.8).

Таблица 3.8

Динамика расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ

на социальные нужды

% от всех расходов бюджета

Расходы на социальнокультурные мероприятия

В том числе

образование

здравоохрансн ие, физкультура и спорт

социальная политика

Расходы на социальнокультурные мероприятия,

образование

здравоохранение, физкультура и спорт

социальная политика

Доля расходов на социально-культурные мероприятия ежегодно варьирует около 55 %, превышая это значение только в последние 3 года. Так же не происходит существенных сдвигов в расходах на отдельные виды социальных нужд - образование, здравоохранение и т.д.

Важным направлением анализа является сравнение расходов бюджета РФ в процентах к ВВП с другими странами. Так, по доле расходов на образование наша страна находится в группе стран со средними расходами, опережая Турцию, Грецию, Люксембург, но уступая большинству развитых стран. Однако отношение к этому рейтингу может измениться, если учесть, что лидируют в нем такие страны, как Кирибати (17,8 %), Лесото (13,3 %) и Куба (13,3 %).

Аналогичное место в мире наша страна занимает по относительным расходам бюджета на здравоохранение. Лидерами здесь являются страны, затрачивающие более 8 % от ВВП на здоровье своих граждан - Германия (8,2 %), Франция (8,2 %) и Норвегия (8,1 %).

На микроуровне накопление человеческого капитала учитывает затраты работодателя и самого человека на повышение образовательного, профессионального, культурного уровня, сохранение и приумножение здоровья. Эти затраты рассматриваются с точки зрения сохранения работоспособности индивида, его конкурентоспособности на рынке груда, что в конечном итоге отражается на его уровне жизни.

Уровень человеческого развития характеризует не столько материальные, сколько духовные, гражданские, правовые и прочие нематериальные аспекты жизнедеятельности людей. Одним из ключевых понятий в оценке уровня человеческого развития является «качество жизни», которое учитывает экологические, демографические, криминогенные, природно-климатические и другие условия жизни. Термин «качество жизни» имеет вполне определенные количественные характеристики, например, уровень преступности, продолжительность жизни, объем выбросов вредных веществ в атмосферу и т.д., которые можно использовать в анализе уровня жизни населения.

Еще одним аспектом уровня человеческого развития выступает «интеграция человека в общество», которая учитывает наличие демократических прав и свобод, отсутствие дискриминации по различным признакам (расовым, национальным, гендерным и т.д.), наличие доступа к общественным благам. В этом аспекте человек рассматривается не просто как член общества, а как гражданин, обладающий полным комплексом прав и обязанностей. Для оценки степени интеграции человека в общество количественные показатели практически не используются в силу методологических трудностей измерения. Возможно применение особых экспертных методов, связанных, например, с проведением социологических опросов и изучением общественного мнения, с правовой оценкой конституционного и гражданского законодательства и т.д.

В статистической практике выделяют следующие виды уровня жизни:

  • достаток (пользование благами и услугами, которые обеспечивают всестороннее развитие человека);
  • нормальный уровень (потребление благ и услуг по научно обоснованным нормам, которые достаточны для полноценного восстановления физических и интеллектуальных сил человека);
  • бедность (потребление благ и услуг на уровне возможности сохранения работоспособности человека);
  • нищета (минимальное потребление благ и услуг на уровне биологического выживания человека).

Учитывая сложность и многоплановость понятия «уровень жизни», для ее измерения не существует единого показателя, а используется система статистических показателей. Рассмотрим систему показателей российской статистики.

Первый блок - это обобщающие показатели. Они комплексно характеризуют уровень жизни населения, ориентируясь на основные макроэкономические индикаторы. С их помощью международные организации проводят межстрановые сопоставления. К ним относятся:

  • 1) ВВП (или национальный доход) на душу населения (руб./чел);
  • 2) Индекс стоимости жизни (показатель относительного изменения стоимости потребительской корзины);
  • 3) Индекс развития человеческого потенциала ИРЧП (с 2013 года «Индекс человеческого развития» ИЧР - «Human Development Index») -это комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира, который составляется Программой развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и используется в рамках специальной серии докладов ООН о развитии человека. ИРЧП включает в себя три компонента:
  • 1. Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
  • 2. Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.
  • 3. Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВИД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).

Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя.

  • 1. с очень высоким уровнем ИЧР,
  • 2. с высоким уровнем ИЧР,
  • 3. со средним уровнем ИЧР,
  • 4. с низким уровнем ИЧР.

Согласно данным ООН Ш7 , в 2013 году Российская Федерация попала в группу с высоким уровнем развития (ИЧР равен 0,778), заняв итоговое 57-ое место из 187.

На уровне мезорайонов показатель ВВП исчисляется как валовой региональный продукт (ВРП). Экономика региона представляется как внутренняя экономика, то есть охватывает деятельность на своей территории как резидентов, так и нерезидентов. ВРП на душу населения - основной показатель уровня социально-экономического развития региона. Соответствующая типологическая группировка приведена в таблице 3.9. Учитывая крайне неравномерное распределение регионов по данному индикатору, величина интервалов в типических группах принята неравная.

Таблица 3.9

Типология регионов РФ по объему ВРП на душу населения (2013 год)

ВРП, тыс.руб./чсл

Число регионов

Низкий уровень

Чеченская Республика, Республика Ингушетия

Пониженный уровень

Республика Калмыкия, Республика Тыва, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Ивановская область, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Алтай, Республика Адыгея, Алтайский край, Ставропольский край, Кировская область, Республика Мордовия, Курганская область, Псковская область, Брянская область, Республика Марий Эл, Республика Бурятия, Чувашская Республика, Пензенская область,Орловская область,Тамбовская область,Саратовская область,Ульяновская область, Ростовская область, Костромская область, Тверская область, Владимирская область, Тульская область, Забайкальский край, Смоленская область, Астраханская область, Рязанская область» Волгоградская область, Курская область, Челябинская область. Воронежская область, Новосибирская область, Еврейская автономная область, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Омская область, Липецкая область, Республика Карелия, Нижегородская область, Ярославская область. Кемеровская область, Краснодарский край, Новгородская область, Калининградская область, Республика Башкортостан, Приморский край, Амурская область, Калужская область, Самарская область, Вологодская область

Средний уровень

Иркутская область, Оренбургская область, Хабаровский край, Пермский край, Свердловская область, Московская область, Томская область, Белгородская область, Мурманская область, Республика Татарстан, Ленинградская область, Архангельская область, Камчатский край, Красноярский край, г.Санкт-Петербург

Повышенный уровень

Магаданская область, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), г. Москва, Чукотский автономный округ

Высокий уровень

1000 и более

Сахалинская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ

Коэффициент вариации составил весьма высокое значение - 136,1 %. Это указывает на огромное расслоение регионов по уровню ВРП. Так, разница между крайними значениями - 3841 тыс.руб./чел (Ненецкий автономный округ) и 79 тыс.руб./чел (Чеченская республика) - составляет 3762 тыс.руб./чел, то есть имеет место разрыв в 49 раз. Если первую типическую группу представляют северокавказские республики (а в целом все субъекты Северо-Кавказаского федерального округа оказались в числе 13 регионов с наименьшим среднедушевым ВРП), то в четвертой и пятой типических группах - северные и дальневосточные республики, округа и области, обладающие востребованными природными ресурсами (нефтью, металлами, биологическими ресурсами моря), а также Москва - административный и финансовый центр России.

По нашему мнению, валовой региональный продукт на душу населения мог бы быть гораздо выше, если бы страна не испытывала кадровый голод, начиная от рабочих специальностей до высшего управленческого звена. Причиной этому является низкая профессиональная подготовка в образовательных системах всех уровней. В частности, фактически разрушена система профессионально-технических училищ, которая, несмотря на свою одиозность и неоднозначность, готовила квалифицированные рабочие кадры для промышленности.

Несмотря на то, что получение высшего образования является целью большинства молодых людей, главным побудительным мотивом у них становится не стремление обогатить себя новыми знаниями и умениями, а простое получение диплома, который, по их представлению, может помочь в карьерном росте. Конечным результатом такого положения является низкая производительность труда и, как следствие, низкие темпы роста ВВП и ВРП. Низкий профессионализм проявляется практически во всех отраслях хозяйственного комплекса страны, в том числе в системе здравоохранения. Это побуждает население Российской Федерации обращаться за высококвалифицированной медицинской помощью в страны Западной Европы и Израиль.

Разрушение советской системы образования (школьного и вузовского) было большой ошибкой, так как она была признана лучшей в мире. Методика образования, применяемая в СССР, в настоящее время взята на вооружение в странах Скандинавии и в Израиле. Популярная ныне в Российской Федерации система тестирования не отвечает требованиям получения качественного образования. Пик увлечения ею в развитых странах прошел, и она считается порочной в ряде зарубежных стран, в том числе в США. Система тестирования не позволяет формировать логическое и аналитическое мышление по тестируемым дисциплинам. Она побуждает механически заучивать материал, не вдумываясь в его содержание. Чем быстрее мы откажемся от этой системы, тем быстрее мы возродим высокий уровень профессионализма. Это будет залогом повышения производительности труда, среднедушевых доходов и уровня жизни населения.

Второй блок - показатели доходов населения. Это базовая группа, так как именно величина доходов обуславливает уровень потребления и обеспеченности благами (услугами), формирует образ и уклад жизни. Так, рост доходов способствует расширению структуры расходов, в которой доля продуктов питания будет неуклонно уменьшаться за счет включения таких статей, как приобретение одежды, предметов роскоши, затраты на отдых, культурные мероприятия и т.д.

Доходы структурируются по группам: «Оплата труда», «Доходы от предпринимательской деятельности», «Социальные выплаты», «Доходы от собственности», «Другие доходы».

Территориальное распределение населения Российской Федерации по доходам представлено в таблице 3.10.

Таблица 3.10

Типология регионов РФ по среднедушевым доходам (2013 год)

Доходы, тыс.руб./чел

Число регионов

Низкий уровень

Республика Калмыкия, Республика Тыва, Республика Ингушетия, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Карачаево-Черкесская Республика, Алтайский край, Кабардино-Балкарская Республика, Чувашская Республика, Саратовская область, Республика Алтай

Пониженный уровень

Чеченская Республика, Пензенская область, Костромская область, Ивановская область, Республика Хакасия, Курганская область, Волгоградская область, Владимирская область, Республика Северная Осетия - Алания, Ульяновская область, Удмуртская Республика, Псковская область, Кировская область, Оренбургская область, Орловская область. Ставропольский край, Республика Адыгея, Республика Бурятия, Тверская область, Забайкальский край, Брянская область, Тал1бовская область, Рязанская область, Иркутская область, Астраханская область, Томская область, Ленинградская область, Ростовская область, Вологодская область, Еврейская автономная область, Смоленская область, Кемеровская область, Ярославская область, Курская область, Воронежская область, Тульская область, Калининградская область, Омская область, Новгородская область, Челябинская область, Липецкая область, Республика Карелия, Калужская область, Новосибирская область, Республика Дагестан, Краснодарский край, Республика Башкоргостан, Приморский край, Амурская область, Нижегородская область, Белгородская область, Красноярский край, Пермский край, Архангельская область, Республика Татарстан, Самарская область

Обращает на себя внимание тот факт, что в группу с наименьшими среднедушевыми доходами попадают, главным образом, национальные республики. Наименьшие размеры дохода наблюдаются в республиках Калмыкия (11311 руб.) и Тыва (13016 руб.). На другом полюсе находятся регионы, являющиеся крупными центрами добычи полезных ископаемых или аккумуляторами финансовых потоков - Москва (55100 руб.), Ямало-Ненецкий автономный округ (56686 руб.) и Ненецкий автономный округ (66226 руб.). Их лидерство обусловлено как наличием доступа к природным ресурсам, имеющим высокий экспортный потенциал (газ, нефть, медь, молибден), так и «районными коэффициентами», увеличивающими размер заработной платы. Таким образом, имеет место 6-кратное превышение среднедушевых доходов наиболее обеспеченных регионов над наименее обеспеченными.

Ориентация на показатель среднедушевого дохода как индикатор благосостояния населения не всегда оправдана. Мы можем согласиться с Г.А. Яременко, что, «оперируя категорией средних доходов или заработной платы, необходимо иметь в виду, что в сегодняшних условиях средние величины этих показателей вообще мало репрезентативны, поскольку дифференциация доходов по группам населения достигла таких... величин, что средний уровень жизни относится к весьма малой совокупности населения и, по существу, является гипотетической величиной» .

Исходя из этого, блок показателей доходов населения дополняется показателями дифференциации доходов. Наибольшее распространение имеют следующие (таблица 3.11):

1) децильный коэффициент дифференциации доходов - отношение совокупного дохода 10% богатейшего населения к совокупному

доходу 10 % беднейшего населения;

  • 2) коэффициент фондов, с помощью которого измеряют различие между суммарными (средними) значениями доходов 10% наиболее обеспеченной и 10% наименее обеспеченной части населения;
  • 3) коэффициент Джини - показатель отклонения фактических доходов населения от абсолютного равенства в распределении доходов. Чем выше его значение, тем выше степень неравенства.

Распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения РФ

Денежные доходы - всего, %

в том числе по 20-процентным группам населения:

(с наименьшими доходами)

Четвертая

Пятая (с наибольшими доходами)

населения с наивысшими доходами

Коэффициент Джини

Коэффициент фондов, в разах

Децильный коэффициент, в разах

В целом за рассматриваемый период 2010-2013 гг. углубления дифференциации населения Российской Федерации по доходам не произошло. Третья 20-процентная группа, которая должна служить основой формирования «среднего класса», по-прежнему весьма невелика по размеру доходов.

Третий блок - показатели расходов населения. В практической деятельности имеет значение не столько абсолютная величина расходов, сколько их структура, то есть направления затрат (таблица 3.12). Росстат выделяет следующие градации расходов: «Покупка товаров и оплата услуг», «Обязательные платежи и разнообразные взносы», «Сбережения во вкладах и ценных бумагах», «Расходы на покупку недвижимости», «Приобретение иностранной валюты» и другие расходы.

В структуре расходов почти % занимают покупки товаров и услуг, причем доля данной градации подвержена циклическим колебаниям - то возрастая до 74 -78 % (как в 1998, 2008, 2012 гг.), то снижаясь до 69 - 70 % (в 1997,2003, 2006 гг.). Соотношение затрат населения на товары и на услуги составляет примерно 3,5/1, то есть на 1 рубль затрат на услуги среднестатистический житель России тратит 3,5 рубля на приобретение товаров, и ото соотношение неизменно на протяжении последних 15 лет. Происходит постепенное снижение относительных расходов домохозяйств на питание, что теоретически должно свидетельствовать о некотором повышении благосостояния граждан. Кризис 2008 года отразился на сбережениях людей, которые предпочли пустить их в сферу потребления.

Динамика структуры расходов населения в РФ (%)

1 .Покупка товаров и оплата услуг

1.1 В том числе на продукты питания

2.Обязательные платежи и

3. Сбережения во вкладах и ценных бумагах

4. Расходы на покупку недвижимости

5. Другие расходы

Четвертый блок - показатели потребления продуктов питания и обеспеченности благами. В основе расчетов лежит набор из 10 групп продуктов питания т.н. «продовольственной корзины». Она определяется по нормативам, разработанным Институтом питания Академии медицинских наук РФ. Динамика потребления продуктов питания в РФ представлена в таблице 3.13.

Таблица 3.13

Динамика потребления продуктов питания в РФ

Потребление, кг/чел

хлебные продукт

картофель

овощи и бахчевые

фрукты, ягоды

мясо и мясопродукты

молоко и молочные продукты

рыба и рыбопродукты

сахар и кондитерские изделия

масло растительное и другие жиры

Энергетическая ценность, ккал в сутки

Как видно из таблицы 3.13, по 2 продуктам из 10 имеет место нарастающий дефицит потребления (в 2013 г. по сравнению с 2006 г.), причем по картофелю снижение составляет 16,4 %, а по хлебопродуктам - 10,3 %. Именно данные продукты составляют основу рациона питания большинства семей и относятся к товарам первой необходимости. В то же время по фруктам и ягодам рост составил 45,3 %, по рыбе - 29,4 %, по мясу -26,9 %. Стабильность в динамике имеет место по потреблению сахара, кондитерских изделий, растительного масла и жиров.

В результате выборочных обследований домашних хозяйств статистика изучает наличие у населения предметов длительного пользования - телевизоров, персональных компьютеров, холодильников, стиральных машин и т.д., а также обеспеченность легковыми автомобилями (в расчете на 1000 жителей).

Пятый блок - показатель прожиточного минимума. Он представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также включает в себя обязательные платежи и сборы |09 .

Величина прожиточного минимума - это стоимостная оценка потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина в субъектах Российской Федерации устанавливается законодательными органами субъектов Федерации. Ее размер -это эталон для мониторинга уровня бедности и решения макроэкономических задач.

Так, прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

  • - оценки уровня жизни населения страны при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;
  • - обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • - формирования федерального бюджета.

Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

  • - оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;
  • - оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
  • - формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

В отдельных странах существуют различные методики расчета величины прожиточного минимума. Например, в США с 1960-х годов стоимость минимального набора продуктов питания умножается на 3, так как доля расходов на питание в этой стране в среднем составляет треть от личного бюджета. В странах ЕС для расчета применяют медианный метод, когда в состав минимального потребительского бюджета включаются товары и услуги, которые приобретаются, по крайней мере, половиной населения. Евростат определяет границу бедности в размере 60 % от медианного дохода. По мнению Н.С. Новожиловой, «если медианный метод использовать в России, то полученная величина будет примерно в 2 раза меньше, чем ныне действующий прожиточный минимум - поскольку зарплату ниже средней у нас в стране имеют 70 % работающих» ио.

Кроме того, при определении черты бедности европейские страны решают вопрос не столько физического выживания людей, сколько вопрос регулирования социального неравенства. Эго отражается на структуре потребительской корзины, в состав которой в ряде стране включаются, например, расходы на отдых и путешествия, содержание автомобиля, алкогольные напитки и т.д. В Российской Федерации эти товары и услуги не учитываются при определении прожиточного минимума.

Величина прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Кроме того, она дифференцирована по возрасту - прожиточный минимум устанавливается не только в среднем на душу населения, но и отдельно для трудоспособного населения, для пенсионеров и для детей.

В таблице 3.14 представлена группировка регионов Российской Федерации по величине прожиточного минимума. По крайним значениям (Чечня и Ненецкий автономный округ) она отличается в 2,6 раза, что, прежде всего, обусловлено различиями в уровне цен, структуре потребительской корзины и покупательной способности населения.

1,0 Новожилова Н.С. О перспективных направлениях повышения уровня жизни и сокращения территориальной социально-экономической дифференциации в России // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН / гл.ред. А.Г. Коровкин. - М.: МАКС Пресс, 2008. - С. 765-785.

Таблица 3.14

Типология регионов РФ по величине прожиточного минимума (2013 год)

Чеченская Республика, Пензенская область, Тамбовская область. Республика Мордовия, Ленинградская область, Курская область, Белгородская область, Оренбургская область, Саратовская область, Воронежская область, Республика Адыгея, Республика Татарстан, Чувашская Республика

Липецкая область, Астраханская область, Ставропольский край, Республика Марий Эл, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Рязанская область, Омская область, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Удмуртская Республика, Республика Ингу шетия, Ульяновская область, Орловская область. Ярославская область, Брянская область, Кировская область, Республика Калмыкия, Нижегородская область, Курганская область, Тульская область, Кемеровская область, Алтайский край, Волгоградская область, Краснодарский край, Калужская область, Костромская область. Калининградская область, Самарская область, Свердловская область, Новгородская область, г.Санкт-Петербург, Владимирская область, Ростовская область

Средний уровень

Челябинская область, Республика Алтай, Ивановская область, Республика Хакасия, Тверская область, Республика Бурятия, Пермский край, Забайкальский край, Псковская область, Иркутская область. Республика Тыва. Вологодская область, Смоленская область, Новосибирская область, Томская область

Повышенный уровень

Красноярский край. Московская область, Республика Карелия, Амурская область

Высокий уровень

10000 и более

Еврейская автономная область, Приморский край, Республика Коми, Хабаровский край, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалинская область, г.Москва, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий автономный округ, Магаданская область, КахМчатский край, Чукотский автономный округ, Ненецкий автономный округ

В системе показателей уровня жизни можно выделить еще ряд блоков (демографические, социальные, экологические и другие показатели), однако более подробно они рассмотрены нами в других главах.

Комплексное исследование уровня жизни населения возможно только с помощью системы статистических показателей. В последние годы было предложено несколько систем, различающихся структурой и набором показателей.

Наиболее полной и отвечающей современным требованиям служит система "Основные показатели уровня жизни населения в условиях рыночной экономики", разработанная в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ в 1992 г. В ней представлено 7 разделов, охватывающих 40 показателей:

I. Обобщающие показатели.

  • 1. Критерий уровня жизни.
  • 2. Индекс стоимости жизни.
  • 3. Валовой национальный продукт (фонд потребления, фонд личного потребления) в расчете на душу населения.

II. Доходы населения.

  • 1. Реальные общие доходы населения.
  • 2. Реальные располагаемые доходы населения.
  • 3. Совокупные доходы населения.
  • 4. Личные доходы населения.
  • 5. Личные располагаемые доходы населения.
  • 6. Денежные доходы населения.
  • 7. Средний доход и средняя заработная плата работников.
  • 8. Средний размер реальной заработной платы.
  • 9. Средний размер пенсии, пособия, стипендии.

III. Потребление и расходы населения.

Общий объем потребления населением материальных благ и услуг.

Денежные расходы населения.

3. Потребительские расходы населения.

Потребление населением основных продуктов питания.

Покупательная способность средней заработной платы.

Покупательная способность средней пенсии.

IV. Денежные сбережения населения.

1. Сумма денежных сбережений населения.

V. Накопленное имущество и жилище.

Стоимость накопленного домашнего (личного) имущества.

Наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения.

Жилищные условия населения.

VI. Социальная дифференциация населения.

  • 1. Распределение населения по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
  • 2. Потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
  • 3. Структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода.
  • 4. Динамика стоимости фактической и нормативно потребительских корзин различных слоев населения.
  • 5. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини).
  • 6. Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения.
  • 7. Соотношение средних значений дохода и потребления в границах верхней и нижней децилей.
  • 8. Доля квинтельных (децильных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.

VII. Малообеспеченные слои населения.

  • 1. Прожиточный минимум (порог бедности).
  • 2. Минимальный потребительский бюджет.
  • 3. Минимальный размер заработной платы.
  • 4. Минимальный размер пенсии.
  • 5. Покупательная способность минимальной зарплаты.
  • 6. Покупательная способность минимальной пенсии.
  • 7. Коэффициент (уровень) бедности.
  • 8. Дефицит дохода.
  • 9. Зоны бедности.
  • 10. Социальный портрет бедности.

Наиболее важные 12 показателей из перечисленных 40 включены в систему показателей для оценки хода экономической реформы в России в раздел 10 "Социальная сфера, жизненный уровень населения" и в подраздел 10.3 "Уровень жизни". Эта Система показателей разработана Министерством экономики РФ и Госкомстатом России, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами, администрациями регионов и введена в действие с 1993 г. Она рекомендована органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для использования в анализе хода экономической реформы на соответствующих территориях. К 12 показателям относятся:

  • 1. Средняя оплата труда работников.
  • 2. Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.
  • 3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.
  • 4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.
  • 5. Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.
  • 6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.
  • 7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.
  • 8. Показатели дифференциации населения.
  • 9. Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.
  • 10. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).
  • 11. Структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения.
  • 12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

Система социальных показателей изменяется вместе с преобразованием социальных отношений. Так, развитие рынка жилья вызывает потребность в появлении такого показателя, как "число квартир, предназначенных для продажи (во вновь построенных домах, в домах после капитального ремонта)"; развитие платного обучения также должно быть отражено специальным показателем “доля обучающихся за плату” и т. д. .

Междунapoднaя статистика уровня жизни стала развиваться недавно. В 1960 г. рабочей группой ООН был подготовлен доклад о принципах определения и измерения уровня жизни в международном масштабе. Это была первая попытка создания системы показателей. Ранее уровень оценивался индексом реальной работной платы (индексом номинальной заработной платы, деленным на индекс цен), а затем индексами прожиточного минимума и стоимости жизни (индексом потребительских цен на товары и услуги определенного набора). Каждый из индексов значим, но применяемые индексы не дают всесторонней характеристики этого уровня. К тому же индексы реальной заработной платы и стоимости жизни относятся лишь к наемному труду, тогда как при нахождении уровня жизни некоторых категорий населения (например, крестьян) указанные индексы не используются.

Последний вариант Системы показателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных групп показателей:

  • 1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения.
  • 2. Санитарно-гигиенические условия жизни.
  • 3. Потребление продовольственных товаров.
  • 4. Жилищные условия.
  • 5. Образование и культура.
  • 6. Условий труда и занятость.
  • 7. Доходы и расходы населения.
  • 8. Стоимость жизни и потребительские цены.
  • 9. Транспортные средства.
  • 10. Организация отдыха.
  • 11. Социальное обеспечение.
  • 12. Свобода человека .

Кроме названных групп Статистической комиссией ООН выделен общий раздел, охватывающий ряд информационных показателей, необходимых для оценки уровня жизни, но не являющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда включены следующие показатели: национальна ход, валовой внутренний продукт (ВВП) надушу населения среднегодовой коэффициент его роста; объем и виды социального обслуживания; расходы на личное потребление населения, их структура и средний годовой коэффициент роста, плотность населения; транспортное обслуживание населения; работа средств связи, печать и др.

Система показателей США состоит из 13 разделов:

  • 1. Окружающая среда.
  • 2. Демографическая ситуация.
  • 3. Занятость.
  • 4. Условия труда.
  • 5. Уровень жизни.
  • 6. Социальное обеспечение.
  • 7. Здравоохранение.
  • 8. Образование.
  • 9. Жилищные условия.
  • 10. Культура, отдых, развлечения.
  • 11. Транспортное обеспечение.
  • 12 Национальная оборона.
  • 13 Правовая защита граждан.

Особой подробностью и завершенностью отличается Система показателей социальной статистики Франции, разработанная Национальным институтом статистики и экономических исследований. В ней выделены 4 группы показателей, в каждой из которых большая часть показателей имеет прямое или косвенное отношение к оценке.

В группе 1 "Численность и состав населения, трудовых ресурсов и условия труда" значатся демографические показатели, а также численность и структура экономически активного населения, показатели занятости и безработицы, продолжительности и ритма работы, забастовок.

В группе 2 "Распределение, перераспределение и использование доходов" сосредоточены показатели доходов: первичные доходы; доходы от собственности; заработная плата; ее минимальная ставка; минимум пенсии; "потолок" социального обеспечения; покупательная способность франка; денежные и прочие поступления (по социальному обеспечению, по болезни, бесплатная медицинская помощь, рентные поступления, благотворительная помощь).

В группе 3 "Условия жизнедеятельности" выделены показатели: потребления (объем - всего и надушу населения и число единиц потребления); жилищных условий: свободного времени и культурных развлечений; накопления имущества и ценностей.

В группе 4 "Социальные стороны уровня жизни населения" фигурируют показатели: просвещения и образования населения; здравоохранения; формирования домашнего хозяйства; "социальной мобильности"; правонарушений и охраны порядка.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения и использования систем социальных показателей на различных уровнях агрегирования и в различных целях. Примерами таких исследований являются проводимые в рамках ООН программы: “10-летие женщин”; “10-летие нетрудоспособных"; разработанная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) программа “Здоровье всем”, рассчитанная до 2000 г., и т. д. Начиная с 1973 г. инициатором и спонсором многих исследований на международном, национальном уровнях по применению систем социально-экономических в показателей в прогнозировании и планировании является ЮНЕСКО. Разработки данных на национальном уровне отражаются в специальных статистических сборниках социальных показателей, которые периодически выходят в большинстве европейских стран (см., например, "Social Trends" -- ежегодник, публикуемый в Великобритании; "Donnes Sociales" -- выходит во Франции два раза в год; сборник "Social Ultveckling", выходящий несколько раз в год в Швеции, и др.).

В разных публикациях можно найти и другие системы показателей, в частности Систему социальной и демографической статистики, разработанную Статистическим бюро ООН в 1975 г., систему социальных показателей Организации экономического сотрудничества и развития (1979 г.) и др .

Разработка обобщающего (интегрального) показателя уровня жизни населения составляет одну из важнейших задач всей социальной статистики. Его необходимость не вызывает сомнений. Любая система показателей должна завершаться обобщающим показателем, обеспечивающим единство всех частных показателей системы и однозначную оценку уровня и динамики исследуемого процесса.

Поскольку частных показателей уровня и качества жизни много и они имеют различную размерность, построение интегрального показателя предполагает переход к единообразным характеристикам. В этом качестве могут быть использованы, например, ранги регионов по каждому показателю. При этом регионы упорядочиваются по каждому из рассматриваемых показателей от 1 до n (n - число регионов) для показателей-стимулянт (таких, например, как средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении или число телевизоров на 10 000 жителей и пр.); для показателей-дестимулянт порядок упорядочивания обратный, т.е. на 1-м месте будет тот регион, для которой показатель-дестимулянта имеет наименьшее значение (примерами дестимулянт являются коэффициент младенческой смертности, показатель смертности женщин при родах, число несчастных случаев и пр.). Присвоив ранги по отдельным показателям, находят средний ранг региона по всем показателям:

где R ij - ранг i-го региона по j-му показателю;

m - число показателей.

Чем меньше значение, тем более развит регион с точки зрения совокупности рассматриваемых характеристик.

К недостаткам данного метода относятся: во-первых, механическое соединение исходных показателей; во-вторых, то, что полученные средние ранги не отражают фактического расстояния между объектами исследования.

Имеются также предложения по построению обобщающего показателя уровня жизни населения с использованием метода главных компонент или его обобщения - факторного анализа. В соответствии с этим методом обобщающий показатель уровня жизни представляет собой линейную комбинацию приведенных к сопоставимому виду исходных показателей:

где X j - исходный показатель;

a ij - нагрузка i-го фактора на j-й показатель;

Случайная компонента.

Обычно за обобщающий показатель уровня жизни принимаются первый фактор или два фактора, дающие наибольший вклад в суммарную дисперсию. Содержательная интерпретация выделенных факторов определяется значениями факторных нагрузок a ij , измеряющих связь выделенного фактора F i с исходными показателями X j .

В статистике качества и уровня жизни могут быть использованы и экспертные оценки. Например, американская некоммерческая организация - "Комитет по демографическому кризису" на базе данных официальной статистики, результатов анкетных опросов и экспертных оценок за 1989 г. провела исследование качества жизни в 100 крупнейших городах мира. Качество жизни оценивалось по 10-балльной шкале со следующими частными показателями: стоимость питания (доля семейных расходов на питание), жилищные условия (число жителей на 1 комнату), качество жилья (доля домов и квартир с водопроводом и электричеством), связь (число телефонов на 100 жителей), образование (доля детей, обучающихся в школе), здравоохранение (детская смертность на 1000 живорожденных), общественная безопасность (число убийств в год на 100 тыс. жителей), тишина (уровень наружного шума), уличное движение (средняя скорость в час пик), чистота воздуха. Самыми лучшими для жизни по всем показателям были города: Монреаль, Мельбурн, Сиэтл (они набрали по 86 баллов), а наихудшим был Лагос (19 баллов). В некоторых наших (в том числе бывших) городах оценки качества жизни составили: в Киеве - 74 балла, в Москве - 64, в Ленинграде - 62, в Ташкенте - 60 баллов.


Все большее признание получает оценка достигнутого уровня жизни населения путем сопоставления фактических его показателей с нормативными, то есть по степени удовлетворения потребностей населения в жизненных благах и разнообразных услугах. Целевые нормативы - это натуральные и условно-натуральные показатели, численные значения которых показывают желаемый уровень удовлетворения общественных и личных потребностей и определяются на основе рациональных норм, с помощью эталонов или посредством экспертных оценок. При таком подходе к общей оценке уровня жизни устраняются многие трудности и недостатки, присущие другим оценкам.

Распространен также подход "от противного", то есть определение нижней границы социально-экономических показателей, переход которой свидетельствует, прежде всего, о высоком уровне рисков функционирования общества и о необходимости оперативного вмешательства органов управления с целью изменения опасных тенденций. В этом ряду находится система предельно-критических показателей развития общества, включающая 22 показателя, объединенных в блоки: экономические отношения, социальная сфера, демографическая ситуация, экологическая ситуация, девиантное поведение, политические отношения, духовная сфера. В табл. 26 приведены соотношения предельно-критических и реальных показателей социально-экономического развития Российской Федерации и регионов Центрально-Черноземного района.

Однако сравнение различных регионов даже по небольшому числу нормативов методически сложно. Поэтому представляется необходимым применение единого, синтетического показателя. Искомый показатель должен удовлетворять следующим требованиям: отражать конечные результаты социального развития; характеризовать обе его стороны - изменение и процесса, и результата; количественно измерять развитие, достигаемое в результате внедрения социальных достижений. Таким показателем является уровень социального развития (УСР).

Общественный интерес к этому показателю неуклонно растет. Предложено немало способов его измерения. При построении УСР необходимо учитывать два основных момента: первый - теоретического характера - заключается в определении его составляющих и отборе первичных (измеримых) признаков, второй - методического плана - в нахождении методов сведения различных признаков (по характеру, единицам измерения, социальной значимости) в единый показатель.

В качестве обобщающих показателей, посредством которых можно оценить уровни развития регионов в целом, отечественными и зарубежными исследователями предлагаются: уровень производства материальных благ (оценивается показателем валового регионального продукта (или национального дохода) в расчете на душу населения); общий фонд потребления материальных благ и услуг в расчете на душу населения; количество свободного времени населения; сводный районный индекс производительности труда; степень занятости населения и обеспеченность трудовыми ресурсами для создания эффективного хозяйственного комплекса; доля расходов на питание в общих расходах населения; относительный коэффициент смертности (определяемый как отношение числа смертей лиц в возрасте 50 лет и старше к общему количеству смертей); средняя продолжительность жизни населения и другие индексы.

Применение в этих целях агрегированных экономических показателей основано на предположении о том, что регионы, наиболее развитые в экономическом отношении, имеют более высокий уровень социального развития. При применении показателя национального дохода на душу населения для обобщающей оценки уровня жизни обычно делается оговорка, что его материально-вещественная структура (соотношение фондов потребления и накопления) отвечает структуре общественных потребностей. Однако это не всегда так. К тому же фонд накопления не имеет непосредственного отношения к уровню жизни населения, да и фонд потребления включает не очень связанные с уровнем жизни расходы на науку и управление. Показатель общего фонда потребления населением материальных благ и услуг на душу населения, конечно, лучше, нежели показатели национального дохода (и тем более общественного продукта), но и он не отражает многих составляющих уровня жизни и прежде всего условий жизни. Кроме того, его размерность (руб./чел.) неприемлема для обобщающего показателя, даже если применяемые в расчетах цены и тарифы соответствуют потребительским свойствам благ и услуг.

В этом же ряду находятся и показатели "индекс устойчивого экономического благосостояния" и "экологически отрегулированный внутренний продукт". Эти (и подобные им) отдельные агрегированные индексы вряд ли будут адекватны при использовании их в одиночку, так как они трудно применимы на региональном и местном уровне из-за неготовности данных. Кроме того, эти индикаторы "недружественны к пользователю", то есть они не могут быть легко понятны непрофессионалу. Отдельные агрегированные индексы могут хорошо показывать изменения в региональном развитии, но вряд ли будут эффективны в определении того, какие действия необходимы для роста уровня жизни населения региона. Поэтому на уровне региона требуется применение более простых показателей, которые могли бы использовать местные власти, чтобы воздействовать на социально-экономические процессы в пределах их юрисдикции.

Подобных недостатков лишен показатель свободного времени, выдвигавшийся недавно в качестве возможной общей оценки уровня жизни, исходя из известного высказывания К. Маркса о том, что свободное время, используемое на досуг, учебу, самообразование, спорт и т.п., в будущем станет мерой общественного богатства. Однако такое будущее пока не наступило, к тому же современная статистика не обеспечивает постоянного наблюдения за этим показателем, так как его изучение возможно лишь с помощью периодических специально организованных выборочных обследований. Таким образом, показатель свободного времени непригоден для межрегиональных сопоставлений уровня жизни населения.

Следующие предлагаемые показатели - доля расходов на питание, относительный коэффициент смертности и т.п. - безусловно, характеризуют разницу в уровнях жизни, но вряд ли они являются интегральными. Скорее всего, они представляют собой частные показатели и их место в соответствующих группах. Наконец, средняя продолжительность жизни не всегда однозначно оценивает общее улучшение уровня жизни (например, повышение этого показателя в связи с улучшением санитарных условий и(или) применением современных лекарств может не сопровождаться улучшением питания, жилищного обслуживания и пр.).

Особую группу показателей составляют индикаторы социальной дифференциации населения. В части доходов дифференциация населения представляет собой объективно обусловленное соотношение в доходах различных социально-демографических групп населения. Дифференциация доходов фактически вызывает различия в потреблении населением товаров и услуг, то есть в его уровне жизни. В мировой практике широкое применение для характеристики дифференциации населения по уровню доходов получили коэффициенты Джини, Лоренца, децильный коэффициент и пр.

В экономической и социологической литературе обсуждаются разные предложения по конструированию обобщающего индикатора уровня жизни на основе частных показателей. В идеале, индекс или индикатор - средства, призванные уменьшать большое количество данных до очень простой формы, сохраняя существенное значение для ответа на вопросы, которые запрашиваются из этих данных.

Согласно новым теориям экономического роста (Пол Ромер, Роберт Лукас, Гэри Бэккер - лауреат Нобелевской премии по экономике за 1992 г., Теодор Шульц), главным его фактором является человеческий капитал, под которым понимаются способности, знания и умения работников, дающие им возможность функционировать в социально-экономической среде. Такие качества в первую очередь определяются питанием, здоровьем и образованием человека. Сходные показатели используются и при расчете широко применяемого в международной практике индекса человеческого развития (ИЧР), являющегося по сути интегральным показателем уровня социального развития населения. ИЧР разрабатывается на основе интеграции трех основных компонент (факторов), характеризующих развитие человека:

* здоровье (ожидаемая продолжительность жизни при рождении);

* уровень образования (процент грамотности населения и доля учащихся в возрасте до 24 лет);

* доход (общие ресурсы потребления и накопления в расчете на душу населения - ВВП на душу населения с учетом порога типа прожиточного минимума).

Суть этого метода состоит в следующем: по каждому из трех факторов по единой методике рассчитываются индивидуальные индексы (здоровья, образования, дохода), которые выражаются в диапазоне от 0 до 1. При этом по каждому из факторов устанавливаются максимум и минимум, а фактическое положение соотносится с этими критериями. Индекс человеческого развития представляет собой простое среднее трех индивидуальных индексов:

где Y - индекс человеческого развития;

X ij - фактическое значение одного из трех факторов;

max X i и min X i - максимальное и минимальное значения X ij .

Несомненное достоинство методики измерения уровня жизни использованием ИЧР состоит в том, что в основе всех расчетов лежат: данные, не поддающиеся фальсификации; сведения, сравнительные характеристики которых одинаковы для всех субъектов анализа; операции, проверка которых не требует профессиональных знаний на уровне, превышающем университетские образовательные стандарты. Вместе с тем, индекс развития человеческого потенциала нельзя абсолютизировать. Его основное назначение состоит в том, чтобы показывать, в каком направлении осуществляется развитие и насколько далеко ушли страны (регионы) с точки зрения накопления и развития человеческого потенциала.

Главный недостаток рассмотренных методик - индикаторы не отталкиваются от целевого показателя. Между тем очевидно, что социальная цель - не определение показателя и даже не управление процессом, а получение необходимого результата. Обобщающим показателем, соответствующим этому требованию и в то же время характеризующим результаты производственных отношений, может служить степень достижения нормативных уровней по частным показателям, отражающим различные аспекты образа жизни. В качестве такого показателя может применяться индикатор "уровень социального развития". Для обеспечения универсальности его следует перевести в относительную форму, например, относительно некоего эталона.

Управление формированием образа жизни населения в необходимом для общества направлении считается эффективным, если от одного периода социального планирования к другому уровень его развития возрастает, приближаясь к объективно-необходимой величине - целевому показателю. Если в качестве последнего принять уровень социального развития "идеальной" (или эталонной) группы, принимаемой за предел, то можно ожидать, что реальный уровень развития населения любого региона будет ниже.

Данная модель расчета УСР основывается на сравнении нормативных (или целевых) показателей (в модели они названы эталонными) и фактических показателей, характеризующих достигнутое состояние развивающейся социальной группы (в данном случае социальная группа - население региона). Значения уровня социального развития группы (населения региона), или степень "близости" фактического социального образа к эталонному, рассчитывается по формуле:

Реализация j-го свойства на i-ом объекте (регионе);

Реализация j-го свойства в эталонном объекте.

Таким образом, при расчете этого таксономического показателя применяется матрица данных, составленная из стандартизованных значений признаков. До начала расчетов все признаки исходной совокупности преобразовываются в стимуляторы.

В набор первичных показателей включены следующие удельные (на душу населения) показатели: ввод в действие жилых домов; розничный товарооборот, включая общественное питание; объем бытовых услуг; обеспеченность врачами; число больничных коек; плотность автомобильных дорог; обеспеченность домашними телефонами.

Необходимо отметить, что отобранные показатели позволяют продемонстрировать расчет уровня социального развития, но не исчерпывают проблему отбора репрезентативной совокупности эталонных показателей уровня жизни и их предельных значений.

В расчетах индекса участвуют стандартизованные значения показателей. Стандартизация помогает избавиться от единиц измерения (стоимостных и натуральных). Кроме того, стоимостные показатели ввиду инфляции необходимо пересчитывать в общем масштабе цен (при помощи соответствующих индексов цен и индексов физического объема). Вычислительные особенности метода требуют также предварительного масштабирования показателей.

В эталон включены наибольшие значения показателей, достигнутые в анализируемом периоде каким-либо регионом Центрально-Черноземного экономического района.

По сумме рангов регионы расположились в следующем порядке: самый высокий уровень имеет Белгородская область (сумма рангов 9); Липецкая область (24); Центрально-Черноземный район (26); Воронежская область (31); Курская область (49); Российская Федерация (55); самый низкий уровень имеет Тамбовская область (сумма рангов 58). В данном конкретном расчете суммарные ранги за девять лет совпали с рангами 1997 г., то есть общая тенденция развития регионов Центрально-Черноземного экономического района устойчиво сохранялась до этого времени. К концу 1999 г. произошло существенное снижение УСР Липецкой области и рост УСР Воронежской области. Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что в Центрально-Черноземном районе выше "среднего" только УСР Белгородской области, что вызвано значительным превосходством достигнутого ею уровня социально-экономического развития над остальными регионами.

Конечно, и при таком подходе к общей оценке уровня жизни методологические проблемы остаются. В частности, не все характеристики условий уровня жизни населения и всестороннего развития личности могут быть учтены. Однако именно взятые совместно потребление благ и потребление услуг выражают расширяющуюся и обогащающуюся материальную базу жизни.

Новое на сайте

>

Самое популярное