Домой Кредиты онлайн Объявлены результаты национального рейтинга прозрачности закупок. Эксперты назвали самых прозрачных и непрозрачных госзакупщиков

Объявлены результаты национального рейтинга прозрачности закупок. Эксперты назвали самых прозрачных и непрозрачных госзакупщиков

Для участников отечественного рынка электронной торговли середина лета ассоциируется с незаурядным событием: обнародуются результаты исследований научного центра НАУЭТ. От Национального рейтинга прозрачности закупок (НРПЗ) ждут статистических показателей, анализа тенденций закупочной сферы, прогнозов на будущее.

Особенности рейтинга

Независимое исследовательское учреждение НАУЭТ является признанным экспертом в области экономического, информационного, правового анализа закупочной деятельности посредством сети интернет и коммуникационных технологий.

Проект приобрел значимость и общественный резонанс в 2006 году. С этого момента ежегодное подведение итогов сопровождается награждением победителей в нескольких разнотипных номинациях.

Примечательно, что это действо приходится на летний период, поскольку отчетный год не совпадает с календарным. К примеру, рейтинг прозрачности закупок в 2016 году отражал сведения о событиях с 01.07.15 по 30.06.16.

НПРЗ в 2017 году составляется за период с 01.07.2016 по 30.06.2017

Рейтинг прозрачности закупок – авторитетный источник данных. Его составление проходит под эгидой Минэкономразвития, ФАС и Счетной палаты. Итоги состояния рынка можно найти на портале проекта. Они также цитируются в распорядительных документах органов власти.

Задачи рейтинга

Главная цель, преследуемая НАУЭТ, – анализ ситуации на рынке закупок, выявление проблем и поиск лучших практик.

НРПЗ предназначен для решения таких задач:

  • непрерывный мониторинг состояния и тенденций национального рынка закупок;
  • анализ предложений и текущих программ реформирования системы государственного управления в области закупок;
  • анализ международной практики противодействия коррупции, повышения прозрачности и стимулирования экономической эффективности закупок государственных и корпоративных структур;
  • открытое информирование общественности и средств массовой информации о масштабах и степени проникновения коррупции на национальном рынке закупок;
  • консультирование государственных структур и представителей российского корпоративного сектора по вопросам внедрения и развития современных методов ведения закупочной деятельности.

НРПЗ вносит весомый вклад в решение вопросов:

Структура рейтинга

Участники НРПЗ оцениваются в пределах 5 секций, из которых 3 относятся к госсектору, 2 – к коммерческому. Это:

  • крупнейшие госструктуры РФ;
  • субъекты РФ;
  • муниципальные образования;
  • корпорации, подпадающие под действие предписаний ФЗ № 223;
  • юридические лица, действующие по своим регламентам.

Оценка информационной доступности и объективности закупочных процедур производится по определенной шкале. Высший балл – «Гарантированная прозрачность». Ее получения удостаиваются лидеры НРПЗ. Далее следуют средняя, базовая и низкая прозрачность. Однако область положительных оценок образуют только гарантированная и высокая прозрачность

Система критериев

Поскольку участники НРПЗ при проведении закупочных процедур пользуются разными нормативно-правовыми актами, их деятельность оценивается по разным параметрам. К примеру, уровень информационной открытости не является определяющим для заказчиков госсектора. Гласность и публичность их работы носит вынужденный характер и обусловлена предписаниям соответствующих ФЗ.

Анализ достижений федеральных и муниципальных заказчиков проводится с применением таких показателей:

  • степень фильтрации заявок претендентов;
  • интенсивность обеспеченной конкуренции;
  • результативность конкурсных процедур;
  • их эффективность и результативность.

К представителям коммерческого сектора применялись такие критерии:

  • степень открытости сведений;
  • регламентированность закупочной деятельности;
  • общедоступность сведений о планах и правилах проведения закупок в открытых источниках, в том числе – на официальных сайтах.

Ассоциация участников закупок не только составляет рейтинг, но и заботится о его обоснованности. На портале НРПЗ выложена методика расчета. Кратко объясняется значение каждого показателя.

Отправным критерием для оценки эффективности конкурсных процедур любого типа считается число поставщиков, допущенных к участию. Это показатель, использующийся для расчета уровня конкуренции. Ситуация, в которой уровень присутствия существенно ниже усредненного показателя рынка закупаемой продукции, свидетельствует о действии неэкономических фильтров: административных барьеров или коррупции.

И наоборот: большое число потенциальных поставщиков говорит о конкурентной борьбе и позволяет достичь максимальной разницы между начальной и конечной ценой контракта.

Замыкают пятерку лидеров Башкирия и Смоленская область. В топ-10 по прозрачности также вошли Самарская, Архангельская и Липецкая области, Якутия и Севастополь. Там тендеры в основном проводятся честно и открыто - несколько поставщиков, известны все условия аукциона и так далее. В аутсайдерах Чукотка, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Костромская, Белгородская и Волгоградская области. Рейтинг охватывает второе полугодие 2016 года и первую половину 2017-го, проанализировано около 3 миллионов закупок.

По объему региональные закупки составили 63 процента этого огромного рынка госзаказа. Только за шесть месяцев этого года объем заключенных контрактов (по закону N 44-ФЗ) составил 2,27 триллиона рублей. По данным минфина, бюджет на конкуренции поставщиков сэкономил около 160 миллиардов рублей, но это почти на треть меньше того же периода прошлого года.

В целом региональные закупки оставляют желать лучшего. Высокой прозрачностью обладают лишь 34 процента из них, в то время как в отрицательную область попали 30, а в нейтральную - 36 процентов. Эти показатели улучшаются из года в год, но медленно, и не все зависит от заказчиков, поскольку законодательная среда часто меняется, отмечает Виктор Симоненко, председатель оргкомитета рейтинга прозрачности.

"Для заказчиков ежегодно ставятся все новые и новые задачи, и то, что было лучшей практикой вчера, со временем требует корректировок. Таким образом, однозначно говорить о четком движении тренда прозрачности не приходится. Можно говорить о постоянно изменяющемся рынке государственных закупок", - считает Симоненко.

Почти такие же результаты демонстрирует сегмент муниципальных закупщиков (почти 8 процентов объема закупок). Здесь доля участников в положительном диапазоне составляет 34 процента (плюс 4 процента за год), в отрицательном - 32.

Лидируют Владивосток, Сургут, Хабаровск, Петропавловск-Камчатский, Нальчик, Пермь, Краснодар, Ставрополь, Южно-Сахалинск и Курск. Худшие результаты показали Махачкала, Элиста, Назрань, Горно-Алтайск, Анадырь, Черкесск, Оренбург, Великий Новгород, Саранск и Калининград. Здесь закупки наиболее закрыты.

Федеральный сегмент (почти 28 процентов рынка) показал наилучший результат. В нем доля участников с высоким уровнем прозрачности стремится к 40 процентам, а на долю низкой прозрачности приходится лишь 10 процентов. По мнению гендиректора Единой электронной торговой площадки Антона Емельянова, прозрачность закупок госзаказчиков за последние годы выросла, а в сравнении с тем, что было в этой сфере 10 и более лет назад, улучшилась кардинально. Добиться этого удалось благодаря торгам на открытых электронных площадках, они дают возможность анализировать и определять эффективность закупок. Законом N 44-ФЗ все госзаказчики приведены к единому порядку проведения тендеров без учета "местной" специфики, а требования к подаваемым документам теперь однообразны. "Это значительно уменьшило случаи отказов в участии в конкурсах по формальным причинам, например, из-за неправильно оформленных документов", - говорит директор стратегических проектов CAF Group Валентин Островский.

Кроме того, изменилась роль закупок у единственного поставщика. Ранее их доля уверенно росла, а согласно текущим оценкам - уменьшилась более чем в два раза, отметил Симоненко. Однако проблемы в проведении честных и открытых тендеров остались.

"Появились жалобы на так называемую задержку в отображении поданных заявок, несоблюдение онлайн-режима торгов. Бывает так, что какая-то компания подает заявку в самый последний момент и выигрывает конкурс, но при этом ее заявка не отображается на портале электронных торгов и конкуренты узнают об этом уже после оглашения результатов тендера", - подчеркивает Александр Хуруджи, правозащитник, общественный уполномоченный по правам предпринимателей.

Другой проблемой являются участившиеся проверки компаний, выигравших тендеры, со стороны правоохранителей и надзорных органов. "Это несет риски срыва сроков и коррупционной составляющей, - продолжает Хуруджи. - Не решена проблема достойного представления в конкурсах малых предприятий, которые не в состоянии обеспечить необходимые финансовые показатели для участия в тендерах". Кроме того, так и приняты поправки о полном переводе всех закупок в электронный вид.

Инфографика "РГ"/ Леонид Кулешов/ Елена Березина

АО «МОСГАЗ» в четвертый раз стало лидером Национального рейтинга прозрачности закупок по итогам года, в течение которого оценивается уровень работы предприятия в закупочной деятельности. Для того, чтобы попасть в число лидеров рейтинга, необходимо полностью соблюдать законодательство, а все закупочные процедуры должны быть экономически эффективными и доступными широкому кругу участников.

Среди корпоративных закупщиков в рейтинге прозрачности принимали участие 72 ведущие компании России, и только восемь из них, в том числе АО «МОСГАЗ» , получили высший статус прозрачности — «Гарантированная прозрачность», 12 компаний - «Высокая прозрачность». Остальные имеют среднюю, базовую и низкую прозрачность.

В этом году в рейтинге прозрачности МОСГАЗ снова обошел такие предприятия, как П АО «Интер РАО» , П АО «Транснефть» , П АО «РусГидро» , ОАО «Российские железные дороги» , ФГУП «Почта России», АО «Гознак» , АО «Мосводоканал» , АО «Российский Сельскохозяйственный банк» , П АО «Сбербанк России» , АО «Концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» и Санкт-Петербургское государственное унитарное предприятие «Петербургский метрополитен».

Вот что рассказал начальник Тендерного управления Александр Тремасов на церемонии «Подведение итогов Национального рейтинга прозрачности закупок - 2016» в Торгово-промышленной палате РФ : «В рейтинге прозрачности закупок Общество участвует четвертый год, первые три года нам присваивался Высокий рейтинг прозрачности. В этом году мы впервые достигли высшей ступени рейтинга - Гарантированная прозрачность. В первую очередь это удалось за счет того, что все 100% закупок компании размещаются в электронной форме, открыто для всех участников, с соблюдением законодательных процедур, экономической эффективности, прозрачности в целом и общего доступа к заказам. При этом большое количество закупок мы размещаем для субъектов малого и среднего предпринимательства».

Как ранее заявлял глава компании Гасан Гасангаджиев , в силу специфики деятельности Общества, которая связана с безопасностью города и его жителей, от производителей, которые приходят на конкурс, компания требует повышенных гарантийных обязательств, и это одно из условий работы с МОСГАЗом.

Стоит отметить, что немногим организациям удается сохранить столь высокий статус на протяжении длительного времени. Это говорит о стабильной качественной и эффективной работе компании в области закупок, и, конечно, о высококвалифицированных кадрах Общества. Высокая оценка означает, что компания проводит закупки эффективно, экономически обоснованно и на конкурентной основе, когда достигается самое главное - экономия денежных средств предприятия при приобретении самых качественных материалов.

Национальный рейтинг прозрачности закупок (НРПЗ) проводится независимым негосударственным исследовательским центром, специализирующимся в области непрерывного мониторинга российского рынка государственных и корпоративных закупок на предмет прозрачности, гарантий соблюдения законодательства, выявления фактов сговора, минимизации проблем коррупции при государственных расходах, выявления наиболее распространенных отклонений на рынке государственного и корпоративного заказа.

Всю необходимую информацию можно найти на официальном сайте проекта

Стандартизация и нормирование закупок являются приоритетными направлениями развития контрактной системы Москвы.

Москва стала лидером Национального рейтинга прозрачности закупок по результатам 2017 года. Первое место столица удерживает с 2012 года.

По словам заместителя Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений , высокий результат стал возможен благодаря системной работе в сфере контрактных отношений.

«Стандартизация и нормирование закупок стали приоритетными направлениями развития контрактной системы Москвы. Стандартизированная документация позволяет добиться максимальной прозрачности торгов, снизить коррупционные риски, избежать излишнего “творчества” в технических заданиях. Тем самым повышается конкуренция на торгах, что влияет на снижение начальных максимальных цен», — подчеркнула Наталья Сергунина. Вице-мэр добавила, что эта работа будет продолжена и в следующем году.

Второе и третье места в Национальном рейтинге прозрачности закупок сохранили Татарстан и Тамбовская область. Замкнули пятерку лидеров Башкортостан и Смоленская область. В топ-10 также вошли Самарская, Архангельская и Липецкая области, Якутия и Севастополь. В числе аутсайдеров — Чукотка, Калмыкия, Карачаево-Черкессия, Костромская, Белгородская и Волгоградская области.

Как сообщил председатель оргкомитета Национального рейтинга прозрачности закупок Виктор Симоненко, в уходящем году прозрачность в секторе государственных и муниципальных закупок увеличилась. «По сравнению с 2016 годом существенно увеличилось количество электронных аукционов. Сейчас эта цифра составляет 70 процентов от общего количества закупочных процедур, а электронные торги являются наиболее конкурентным способом закупок по 44-ФЗ», — отметил он. По словам Виктора Симоненко, рост объема электронных аукционов привел к снижению индекса денежных потерь государства в условиях низкой конкуренции.

Как составлялся рейтинг

Национальный рейтинг прозрачности закупок разделен на пять секций — по типу размещения заказов: государственные заказчики федерального, регионального и муниципального уровня (работу которых регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ), организации, работающие по Федеральному закону № 223-ФЗ, и коммерческие компании.

В каждой секции рейтинг заказчиков определяется по пяти уровням прозрачности: гарантированной, высокой, средней, базовой и низкой. Уровни гарантированной и высокой прозрачности образуют область положительных оценок, уровни базовой и низкой — область отрицательных оценок. Источником информации для исследования являются единая информационная система в сфере закупок , официальные сайты заказчиков и анкеты, заполняемые непосредственно участниками.

Среди государственных и муниципальных заказчиков — 69 крупнейших государственных закупщиков федерального уровня, 85 субъектов Российской Федерации, 85 крупнейших муниципальных образований. В числе корпоративных закупщиков — 70 заказчиков, работающих по № 223-ФЗ, и 113 коммерческих заказчиков, действующих в соответствии с собственными регламентами.

Участниками рейтинга прозрачности закупок стали 372 ведомства, предприятия, региона и города. Все они были разделены на пять групп: государственные закупщики (федеральные и региональные), муниципальные закупщики, унитарные предприятия, а также заказчики, регулируемые 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (то есть госкорпорации и госкомпании). Рейтинг был составлен за период с июля 2017 года по июнь 2018-го.

При составлении рейтинга использовались данные публичных официальных источников, в том числе сайта госзакупок, сайтов участников, а также данные, предоставленные самими участниками. Исследование проводилось путем анализа показателей каждой группы закупщиков, для того чтобы «отследить влияние нерыночных факторов, включая коррупцию, на процесс размещения заказов и на основе статистического анализа выдвинуть предположения об их причинах, последствиях и возможных путях устранения», написали авторы рейтинга.

Среди критериев, по которым оценивались закупщики, были число поставщиков, допущенных к конкурентным процедурам, число поданных заявок на участие, доля отклоненных и состоявшихся закупок, а также доля процедур без заявок на участие, с единственной соответствующей заявкой и т.д.

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Что ответили участники

РБК направил запросы в ведомства и компании, показавшие низкие результаты в рейтинге прозрачности, — и участники рейтинга подвергли его критике.

Минэнерго, показавшее один из худших результатов, отметило, что методология рейтинга «не учитывает ряда особенностей закупочной деятельности» федеральных органов власти, а наибольшая доля закупок Минэнерго России имеет отраслевую специфику. При оценке числа допущенных поставщиков нужно учитывать, что часть работ требует специальных лицензий для допуска к работам на особо опасных объектах, а при торгах на предоставление пайкового угля (используется для отопления) населению учитываются его марки. Минэнерго отметило «необходимость более профессионального подхода к оценке прозрачности закупок».

В пресс-службе Росрыболовства сообщили РБК, что позиция ведомства в рейтинге «вызывает вопросы». «Росрыболовство осуществляет все процедуры, связанные с закупками, в соответствии с законодательством. Соблюдаются все необходимые условия, информация своевременно размещается в единой системе в сфере закупок», — ответило ведомство.

Закупочная деятельность Росавтодора осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ, «которое, в свою очередь, не предполагает никакой рейтинговой системы», заявил представитель Росавтодора.

МЧС не получало информации о результатах анализа закупок. «При поступлении информации она будет проанализирована в установленном порядке», — отмечается в сообщении министерства.

При вынесении оценок эксперты использовали нерепрезентативные данные, ответила РБК пресс-служба «Роснано». ​Подавляющую часть закупок АО «Роснано» проводит ООО УК «Роснано» как единоличный исполнительный орган. Составители рейтинга проигнорировали эту информацию и предоставленные данные закупок управляющей компании, рассказали в пресс-службе. «С их учетом АО «Роснано» заняло бы существенно более высокие позиции в рейтинге», — считают в компании.

Россельхозбанк осуществляет свою закупочную деятельность открыто и прозрачно — в полном соответствии с требованиями законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц, отметили в пресс-службе банка. 100% конкурентных закупок банка проходит в электронной форме и размещается на портале госзакупок, сообщили в Россельхозбанке.

Как пояснил РБК представитель «Аэрофлота», рейтинг не учитывает специфики закупочной деятельности авиаотрасли, что приводит к прямому искажению информации. Например, в отчетный период компания заключила крупные контракты на приобретение партии отечественных самолетов: 50 лайнеров МС-21 и 20 Sukhoi Superjet 100. «Это колоссальные сделки на огромную сумму, естественно неконкурентные, потому что производитель — единственный источник, — подчеркнули в авиакомпании. — Сделки до 2038 года, но методика составления рейтинга не учитывает и этого фактора. В результате сравнили конкурентные закупки за год с неконкурентными процедурами на долгосрочный период и получили совершенно искаженную картину». Составители рейтинга обращались в «Аэрофлот» за информацией, но методика исследования исключает возможность давать какие-либо комментарии по каждой закупке, рассказали в авиакомпании, поэтому в анкетировании «Аэрофлот» не участвовал.

В совхозе «Рощинский» сообщили РБК, что основная причина низкой конкуренции при закупках — нестабильность финансового состояния. «44-ФЗ отводит 30 дней на оплату поставленного товара и услуг. Из-за нестабильной выручки мы не можем гарантировать оплату в этот срок, и на торги заявляется мало участников», — рассказали на предприятии. До 44-ФЗ работали по 223-ФЗ, где срок оплаты по договору можно было предусмотреть свыше 60 дней.

Закупки с потерями для государства

Из-за низкой конкуренции государство потеряло на закупках 86,5 млрд руб. с поправкой на инфляцию, говорится в материалах к рейтингу. Для этого авторы, как поясняет представитель оргкомитета рейтинга, оценили объем несостоявшихся закупок (без заявок, с одной поданной заявкой, с единственной соответствующей заявкой) и предположили, что на такие торги вышли несколько участников, которые предложили средний по рынку дисконт по такому виду контрактов. Получившийся показатель и считается суммой, которую мог бы сэкономить госсектор.

​Больше всего потерь государству принесли региональные закупщики — свыше 45 млрд руб., федеральные — 35,5 млрд руб., муниципальные — 6 млрд руб. Впрочем, по сравнению с результатами прошлогоднего рейтинга потери государства в связи со слабой эффективностью закупок сократились на 33%.

Уменьшение потерь может быть связано с увеличением доли электронных аукционов в общем объеме закупочных процедур (71,2%, или 5,3 трлн руб. в финансовом выражении), которые являются наиболее конкурентным способом проведения закупок, отметил председатель оргкомитета рейтинга Виктор Симоненко. Среднее количество заявок на торги в формате электронного аукциона, согласно результатам исследования, составляет 3,21. С 1 января следующего года все государственные тендеры должны будут проводиться в электронном формате и регистрироваться в единой информационной системе госзакупок.

Конкуренция на закупках в федеральном сегменте заказчиков снизилась, отмечается в исследовании. На федеральные конкурсы приходило в среднем 2,71 участника, что стало минимальным значением с 2010 года. Максимум был достигнут в 2013 году, когда среднее число участников составило 3,1. В региональном сегменте заказчиков, чья доля в закупках довольно высока, уровень конкуренции увеличился на 0,01 балла и составил 2,93.

Новое на сайте

>

Самое популярное