Домой Кредиты онлайн Семейная экономика. Задачи семейной экономики

Семейная экономика. Задачи семейной экономики

Раздел: Семейная экономика

8 кл

Опорные понятия на уроке

  • Прибыль

  • Предпринимательская деятельность

  • Патент

  • Лицензия

  • Фирма

  • Уровень благосостояния


Повторение

  • 1. Каковы основные функции семьи?

  • 2. Что такое семейная экономика и каковы ее задачи?

  • 3. Расскажите о возможных способах увеличения доходов современного школьника.


Анаграммы

  • Семья

  • Экономика

  • Ресурсы

  • Потребность

  • Товар


Что такое уровень благосостояния?

- это степень обеспеченности членов семьи товарами, услугами и условиями жизни, необходимыми для комфортного и безопасного существования


Различия в понятиях бизнес и предпринимательство

  • Бизнес - это система деловых отношений с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей участников сделок.

Бизнес без оформления фирмы - это самая простейшая форма предпринимательства.

Виды предпринимательской деятельности

  • индивидуальная трудовая деятельность (репетиторство, выращивание цветов, овощей, грибов, уход за малышами и престарелыми, выращивание и реализация домашних животных и птицы и т.д.);

  • создание частных семейных предприятий по производству товаров и услуг (ремонт обуви, швейных изделий, учебно-наглядных пособий, ремонт жилищ и т.д.);

  • выполнение различных работ на дому (секретарь при наличии средств коммуникации, пошив и вязание одежды и др.).



Например: человек, сдающий своё жильё другим людям, выступает в качестве индивидуального предпринимателя


Дополнительные понятия

Прибыль - разница между суммой денег от продажи товаров и услуг и затратами на их производство.

Прибыль остаётся в распоряжении предпринимателя, он в праве использовать её по своему усмотрению

Лицензия – платное государственное разрешение, дающее право на проведение некоторых видов единоличного предпринимательства. (например: рыболовы и охотники (отстрел редкой дичи или отлове редкой породы рыбы), некоторые образовательные услуги, а также врачебная деятельность)

Патент - если индивидуальная трудовая деятельность имеет постоянную форму и носит систематический характер, то предпринимателю следует приобрести патент на проведение такой деятельности. Патент выдаётся на определённый срок и на определённый объём деятельности и подлежит оплате.


Виды семейной предпринимательской деятельности весьма разнообразны и зависят от многих факторов:

  • Наличия денежных средств;

  • Знаний и умений каждого из членов семьи;

  • Наличие в семье орудий производства или возможности их приобретения;

  • Помещение или производственная база;

  • Наличие свободного времени и т.д.


Практическая работа №2

  • Составьте перечень товаров и услуг, которые могут быть источником дохода школьников.

  • Подумайте, каковы экономические связи вашей семьи с производственными или обслуживающими фирмами станицы.

  • Посоветуйтесь с родителями, чем вы могли бы помочь вашей семье.


Давайте подумаем

  • Что такое индивидуальное предпринимательство?

  • Что понимается под предпринимательской деятельностью?

  • Что такое прибыль?


Кроссворд

По горизонтали:

    • Положение в экономике, когда часть способных и же­лающих трудиться по найму людей не может найти рабо­ту по своей специальности или трудоустроиться вообще.
    • 3. Денежная сумма, выдаваемая в счет предстоящих плате­жей.
    • Смета всех видов доходов и расходов.
    • Всеобщий товарный эквивалент.

8. Ссуда в денежной или товарной форме на условиях воз­врата и обычно с уплатой процента.

По вертикали:

      • Состояние, при котором основные потребности индиви­дуума или семьи превышают имеющиеся средства на их удовлетворение.
      • Вклады в банках.
      • Ценная бумага.
      • Товарная сделка, натуральный обмен.
      • Доход, получаемый владельцем акций по результатам деятельности акционерного общества.

9. Договор о предоставлении имущества, земельной пло­щади и т.д. во временное пользование за плату на срок, определяемый договором.

Экономика семьи во многом напоминает экономику предприятий. Это своеобразная уменьшенная копия. Ее состояние существенным образом влияет на дальнейшее существование семейной пары как единого целого.

Главные составляющие

В ней так же, как и в других экономиках, есть такие составляющие, как:

  • Дефицит;
  • Фонды;
  • Средства движимо-недвижимые;
  • Валютный фонд;
  • Золотой запас;
  • Перспективы развития;
  • Собственная бухгалтерия;
  • Ежемесячны подсчеты баланса;
  • Кредитная история;
  • Налогообложения;
  • Бонусы для «сотрудников» (в нашем случае членов семьи).

Бюджет — основа семейной экономики

Развития семейной экономики напрямую зависит от правильно запланированного бюджета. Если в семье умеют пользоваться экономией в разумных пределах, то такой брак будет существовать без наличия конфликтов на данной почве. Жизнь всех членов семьи будет слаженной.

Действительно, хорошее планирование должно направлять расходы в четыре направления:

  • Питание;
  • Одежда, обувь;
  • Товары для хозяйственных нужд;
  • Досуг.

Для того чтобы начать планировать расходы семьи, нужно вначале посчитать все её доходы. Для этого берем определенный период времени (можно неделю, но удобнее брать месяц) и подсчитываем сумму доходов всех членов семьи за это время. В доходы входят не только заработные платы всех членов семьи. Это и стипендия, и пособие на ребенка, и пенсия, прибыль от подсобного хозяйства, помощь родителей, деньги, подаренные на день рождения или свадьбу. Те средства, которые поступают в семью не постоянно принято называть нерегулярными доходами. Их суммируют к доходам только за определенный период.

На протяжении этого же срока ведется учет по расходам. В конце учетного месяца будет видна четкая картина по факту доход-расход. Таким образом, можно научиться рационально расходовать семейный бюджет. Учет и планирование семейных денег — это два взаимосвязанных понятия.

Каждая семья должна планировать свою модель семейной экономики, подходящую именно для их варианта жизни. Возможности ни в коем случае не должны расходиться с потребностями или, наоборот, но в любом случаи эти два понятия должны работать в тандеме. Только в такой варианте модель экономики семьи будет признана хорошо спланированной. Первый путь к такой системе — умение распределять средства, поступающие в семейный бюджет.

Определение расходов

В ходе всех процессов, главное, правильно выделить главные и второстепенные направления всех расходов. Главным пунктов в правилах семьи должно быть следующее предложение: ни в коем случае не экономить сильно на еде и досуге. Но и здесь нужно учесть, где экономнее питаться и, возможно, даже извлечь выгоду, так как расходы на питание не должны существенно превышать все остальные пункты расходов.

Опыт правильного планирования семейных средств приходит не сразу. Для начала специалисты советуют завести тетрадь, в которую будут вестись следующие записи:

  • Дата покупки;
  • На что были потрачены средства;
  • Количество купленного товара;
  • Потраченная сумма.

Практически такой же метод предлагают и поляки Г. Сарновская и Б. Киселевская. Их предложением стало ведение хозяйственной и кассовой книги.

Данный способ помогает определять количество расходуемых денег в определенный период. Вырабатывается привычка вести и контролировать бюджет. Все расходы становятся запланированными. За определенное время человек уже сможет сам, без ведения записей, составлять планы на будущее касательно расходов семейного бюджета.

Взаимопонимание

Еще одно правило: бюджет семьи должен наполнятся с помощью всех членов семьи и также учитывать потребности того же количества людей. Если семья живет по принципу «ты зарабатывай, а я потрачу», то модель экономики такой семьи быстро начнет рушиться.

Семейные покупки должны совершаться только по общему согласию. Исключением являются крайние случаи, когда без конкретной покупки просто невозможно обойтись. Приветствуется наличия в семье такой практики, как очередность для приобретения покупок крупных размеров или существенных по отношению к их стоимости.

Если придерживаться таких простых правил, то даже такие серьёзные слова, как «экономика семьи», перестанут пугать супружескую пару.

Составление списков покупок войдет в хорошую привычку. В дом перестанут поступать никому не нужные вещи, на которые обычно тратится большое количество денег. Каждая покупка будет обсуждаться на семейном совете. Супруги начнут понимать, что им не нужны «вещи памятники».

Обязательно нужно сначала попробовать, а в дальнейшем выработать у себя такую привычку, откладывать часть доходов (минимальное количество 10 % от общей суммы).

От ведения семейного бюджета зависит дальнейший рост семейной экономики. Бюджет состоит из планирования доходов семьи и их расходов. Эти две суммы в конечном результате должны совпадать, а в идеале — сумма расходов меньше суммы приходов. Такой подход позволит приумножить капитал семьи.

Лидерская позиция

Многие семьи общим решением отдают управление средствами жене. Социологические исследования показали, что такой подход правильный. Такие же результаты приводятся с жизненного опыта. Но в таком случае получается, что жена тратит больше всех остальных членов семьи. Правильно ли это? Если проследить все расходы, в которых участвует жена, то можно увидеть следующий результат:

  • Покупка продуктов питания для всей семьи;
  • Покупка стиральных средств;
  • Приобретение одежды и обуви;
  • Оплата счетов за коммунальные, детский сад и прочие расходы.

Отсюда вывод, что жена тратит средства не только в свою личную пользу. Ее услугами пользуются все члены семьи. Но не стоит ее одну загружать по полной программе. Для того и существует семейная экономика, чтобы все действия планировались сообща и выполнялись, дополняя друг друга. Спустя некоторое время с таким подходом к делу начинает вырабатываться правильная экономическая политика семьи. Во время соблюдения финансовой дисциплины начинает укрепляться модель семейной экономики. Главное, ставить перед собой цели, которых достичь вполне реально.

Ранее обучение

Исходя и всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что за словосочетанием «семейная экономика» стоят навыки экономить, правильно вести хозяйство, жизнь без долгов, наличие сбережений. А для того чтобы такой опыт приходил не с началом образования семейной пары, а намного раньше, эксперты советуют приобщать к распределению семейного бюджета детей. Они начнут подражать действиям родителей и в результате приобретут жизненно важные навыки.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Форма проведения урока : изучение нового материала с повторением изученного ранее.

Методы обучения:


  • словесные - объяснение нового материала, фронтальная беседа, работа учащихся по группам;

  • наглядные – демонстрация мультимедийной презентации;

  • практические – решение задач.
Цели урока :

  • рассмотреть источники доходов и статьи расходов семей;

  • сопоставить номинальные доходы граждан с реальным уровнем цен;

  • оценить покупательную способность денег и стоимость потребительской корзины.
Задачи:

Образовательная:


  • сформировать основные знания источников доходов граждан и статьи расходов семей;

  • дать понятие разницы между номинальным и реальным доходом;

  • научить рассчитывать стоимость потребительской корзины.
Развивающая: выработать навыки быстрого принятия решения.

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию активности и самостоятельности учащихся.

Наглядные пособия: проектор для показа презентации с помощью ПК, карточки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучение новой темы. В процессе работы повторим изученный материал, а пока давайте запишем тему сегодняшнего урока. Откройте тетради. Запишите число, тему:

(1 слайд) “Семейная экономика”

Учитель: - Какие бы вопросы мы не рассматривали, всегда убеждаемся, что в центре такой науки, как экономика, стоит человек, семья. Важным способом изучения состояния экономики страны является анализ структуры семейных доходов и расходов.

Поэтому, цель нашего урока заключается в том, чтобы подробно рассмотреть источники доходов; сопоставить номинальные доходы граждан с реальным уровнем цен; оценить покупательную способность денег и стоимость потребительской корзины.

2. Объяснение нового материала.

1. Семейные доходы.

Учитель: Рассмотрим виды доходов, которые получают семьи на примере семьи Альбуриных, состоящей из папы, мамы, сына-студента и дочери-дошкольницы.

Задание 1:


  • Попробуйте назвать какие виды доходов эта семья может предположительно иметь?
(После обсуждения на экране появляются поочередно виды доходов – основные статьи.)

(2 слайд)

Учитель: - Хотелось бы обратить особое внимание на одну из статей доходов, в которую входят пенсия, стипендия, пособия и т.д.

Эти доходы получает семья от государства, они не связаны с владением собственностью, и не являются платой за произведенные ими товары или услуги. Их называют социальные трансферты.

Запишите данное определение себе в тетрадь.

(Трансферты – доходы, которые не являются платой за произведенные товары или оказанные услуги и не связаны с владением собственностью)

Задание 2:


  • Только ли в виде денежных средств можно получать доход?
Предполагаемый ответ – доход семья может получать и в виде благ (вырастить картошку, сшить платье, связать носки и т.д.)

Задание 3:


  • В каком виде люди могут получать доходы?
Предполагаемый ответ – Доходы можно получать в виде наличных (монеты, банкноты) и безналичных денег (чеки, счет в банке и т.п.), а также в виде благ (сваренный обед, сшитое платье, связанные носки и т.д.).

II. Семейные расходы.

Задание 4:


  • Хорошо. А теперь давайте подумаем, каким образом люди распоряжаются своим доходом? течение 1 мин. попробуйте перечислить расходы семьи.
Замечание: ответы давать в более обобщенном виде.

Вопрос: Из того, что вы перечислили, назовите те расходы, на которые будут тратиться денежные средства в первую очередь. Почему?

Вывод : Значит, наши расходы можно разделить на две части – это обязательные расходы и произвольные .

Вопрос: Попробуйте выделить обязательные статьи расходов.

Проверка ответов на экране.

Учитель : - Что такое товарная корзина? Давайте подведем итог (переход по гиперссылке на 12 слайд). Определение запишите в тетрадь.

(Товарная корзина (минимальный потребительский бюджет)(407 наименований в России) – набор из наиболее представительных товаров и услуг, удовлетворяющих основные потребности населения)

Вопрос: Как вы думаете, какую долю семья расходует на покупку товарной корзины – минимального потребительского бюджета?

Предполагаемый ответ : зависит от дохода семьи.

III. Вывод Закона Знгеля.

Учитель :- Рассмотрим структуру расходов семьи Альбуриных (4 слайд)


  • Задание 5: Ответить на ряд вопросов: Какие в основном рассматриваются статьи расходов?

  • Как изменилась структура расходов семьи Альбуриных в течении одного месяца?

  • Как вы думаете, что повлияло на изменение дохода?

  • Какую долю занимает статья “питание” в 1 месяце? Сравните эту долю во 2 месяце.

  • Какая доля от дохода приходится на коммунальные услуги? (на одежду?)

  • Что произошло с доходом семьи за месяц?
Учитель: Эти изменения можно просмотреть с помощью диаграммы.

Попробуйте сделать вывод – что происходит в структуре расходов при увеличении дохода семьи?

Предполагаемый ответ : учащиеся самостоятельно выводят Закон Энгеля.

(С ростом дохода семьи структура расходов меняется: удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, отопление и жилище остается на прежнем уровне, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных потребностей увеличивается.)

IV. Индекс потребительских цен.

Учитель : Если мы хотим составить себе представление о том, насколько хорошо живется жителю той или иной страны, знать только величину его дохода недостаточно. Необходимо учитывать также уровень и изменение цен на потребительские товары, или, как часто говорят, “стоимость жизни”.

На данном уровне экономического анализа нам достаточно знать один из многих показателей стоимости жизни - это ИПЦ.

Задание 6: Давайте решим следующую задачу :

Задача . В стране А. потребляется только 4 вида товаров, указанных в таблице. Используя данные таблицы, рассчитайте ИПЦ.

Замечание: решение задачи обговаривается учащимися, на экране постепенно выходит решение и ответ.

Учитель: - Для того, чтобы узнать, как изменился доход потребителя с учетом роста цен, экономисты вычисляют индекс изменения реального дохода.

Задание 7: Попробуем решить следующую задачу.

Задача.

Если цены на товары и услуги увеличились в среднем за год на 12,5%, а денежный доход увеличился на 8%, как изменился реальный доход?

Замечание: на экране постепенно выходит анализ решения, учащиеся самостоятельно решают задачу, затем с помощью экрана сверяют ответ.

Задание 8: Теперь небольшая информация: представители благотворительной организации перечислили каждой семье некоторую сумму на банковский счет. Эти средства вы сможете получить, если правильно определите ту сумму сбережений, которая предназначена каждой семье.

Примечание: данное задание на повторение расчета кредитования банков по формуле предыдущего урока.

Замечание: Это задание проверяется на экране с повторением формулы при переходе по гиперссылке на 13 слайд.

Итак, подведем итог. Сегодня на уроке мы подробно рассмотрели источники доходов и расходов на примере семьи Альбуриных; вывели Закон Энгеля; научились вычислять индекс потребительских цен и индекс изменения реального дохода.

Дополнительно

1. Очень часто говорят, что "богатство - понятие относительное". Согласны ли вы с этим утверждением?

Ответ . Да, безусловно, понятие богатства является относительным, образно выражаясь, как во времени, так и в пространстве. Действительно, наше понимание богатства изменяется со временем: в 50-60-е годы в России люди, имеющие стиральную машину, холодильник, ковер и телевизор, считались зажиточными людьми. Личный автомобиль рассматривался скорее как роскошь, чем как средство передвижения. Сегодня российская семья не мыслит своего существования без телефона, холодильника и телевизора. А количеству автомашин в Москве удивляются многие европейцы. Понятие богатства различается и в разных странах. Так, например, в США человек, владеющий большим пакетом акций солидных корпораций, считается богатым человеком. В России эта форма богатства еще не получила достаточного развития.
2 . Бюджет семьи - это финансовый план семьи, представляющий собой роспись ее доходов и расходов за определенный период времени (неделю, месяц, год). Когда расходы в точности равны доходам, бюджет называют сбалансированным. Рассмотрим следующие статистические данные.

3 Домашнее задание

Проведите дома экономический эксперимент, выполнив упражнение.

Упражнение. Планируем свой месячный бюджет

Из своего жизненного опыта вы знаете, что в течение каждого месяца вы осуществляете те или иные расходы, удовлетворяя свои насущные потребности. Конечно, структура расходов у каждого человека индивидуальна. Однако в рамках всевозможных расходов можно выделить по крайней мере две общие статьи: постоянные расходы и переменные расходы. К постоянным ежемесячным расходам мы можем отнести все те расходы, которые осуществляются всегда и которые вам достаточно трудно изменить, сократив или увеличив потребление некоторых благ и услуг. К ним, например, можно отнести плату за проезд в метро, на автобусе или на другом виде транспорта, которым вы пользуетесь, добираясь до школы, бассейна, спортивного зала и т.п. К ним также относится оплата школьных завтраков или обедов, оплата дополнительных занятий (теннисный корт, бассейн, курсы иностранного языка, музыкальная школа и др.), если вы таковые посещаете. Возможно, у вас есть и другие постоянные расходы.

К переменным расходам относятся те траты денег, которые вы осуществляете время от времени и не обязательно каждый месяц, например: покупка билетов в кино, театр или на концерт любимой рок-группы; покупка подарков для родителей, братьев и сестер, любимой девушки или друга (подруги); покупка аудио- или видеокассет, книг, предметов одежды или украшений и т. д. и т. п. Попытайтесь тщательно спланировать свои расходы (как постоянные, так и переменные) на ближайший месяц и заполните соответствующие статьи бюджета, представленного в таблице 6-3.

Очевидно, что источником для осуществления запланированных вами расходов служат те доходы, которые вы ожидаете получить в ближайшем месяце. Поэтому следующим шагом в разработке бюджета должно стать составление списка всех источников вашего дохода. Он может включать деньги, полученные от родителей или других родственников, деньги, заработанные вами в свободное от учебы время, проценты на сбережения (если они у вас есть), подарки и т.п. Внесите источники ваших ожидаемых доходов в соответствующую статью бюджета. Обратите внимание на то, что если вы сделаете сбережения на будущее из запланированных доходов, то их следует включить в планируемые расходы, так как бюджет должен балансироваться по определению, т. е. расходы должны быть равны доходам.

Урок технологии в 8 классе по учебнику В.Д.Симоненко

Тема: Семейная экономика. Понятие «доход», «расход», «бюджет семьи».

Цели и задачи: объяснить значение понятий «домашнее хозяйство», «доходы», «расходы», «семейный бюджет»; охарактеризовать семью как экономическую единицу; выяснить сущность семейного бюджета; определить, с какой целью он составляется; выяснить его роль в домашнем хозяйстве.

Ожидаемые учебные результаты

Учащиеся должны:

Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;

Работать с документами, выполнять проблемные задания;

Вырабатывать навыки работы в группе.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, электронная презентация, инструменты и материалы для выполнения творческого задания.

Форма урока: урок-практикум.

Ход урока

Устный опрос:

Что такое предпринимательство?

Что такое бизнес?

Почему люди занимаются предпринимательством и бизнесом?

Расскажи, какие проблемы существуют в развитии предпринимательства и бизнеса в России.

На доске в виде схемы представьте шаги по развитию бизнеса.

На доске «нарисуйте» портрет предпринимателя с его характерными чертами.

Деньги, их роль в жизни общества.

Разбор творческого задания.

Д/З., подведение итогов урока

Мотивация.

Учитель: Один человек очень гордился своей прекрасной лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы выросли одуванчики. Как он только не пытался от них избавиться, но одуванчики продолжали бурно расти.

Наконец он написал в Департамент сельского хозяйства. Он перечислил все методы борьбы с сорняками. Письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?» вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

Вопросы к классу:

Какое отношение имеет эта притча к уроку?

В чем её смысл?

Учитель: У многих из нас, действительно, портится настроение только при упоминании слова «домашнее хозяйство». Как часто нам не хватает средств для приобретения того, в чём мы нуждаемся.

Можно ли научиться разумно тратить средства и вести свое хозяйство? Эти вопросы мы обсудим на нашем уроке.

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия.

Учитель: Тема нашего урока – «Домашнее хозяйство». На занятии мы будем объяснять значение понятий «домашнее хозяйство», «доходы», «расходы», «семейный бюджет»; охарактеризовать семью как экономическую единицу; выяснить сущность семейного бюджета; определить, с какой целью он составляется; выяснить его роль в домашнем хозяйстве.

Мы продолжим учиться рассуждать, составлять таблицы и схемы, делать сравнительный анализ, решать проблемы, участвовать в дискуссии, оценивать события и явления с разных точек зрения.

В ходе урока постараемся выразить своё отношение к миру домашнего хозяйства, выделить черты рационализма и экономии при формировании семейного бюджета. (На доске записывается план проведения занятия ).

План изучения нового материала

Семья и домашнее хозяйство.

Семейный бюджет.

Введение в новый материал.

Учитель: Спорят два школьника. Один говорит, что планирование семейного бюджета его не касается и не интересует. Пусть этим занимаются родители. Его товарищ считает, что подростки должны быть в курсе доходов и расходов семьи.

Кто из них прав? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обсудим на сегодняшнем уроке семейный бюджет. Надо ли его составлять? Кто этим должен заниматься?

Семья и домашнее хозяйство.

Учитель: Важная роль в экономике страны, региона принадлежит семейной экономике. Ученые утверждают, что семья – это:

Основной субъект экономической деятельности;

Совокупность лиц, проживающих в одном помещении;

Показатель уровня жизни населения страны.

В каждой семье ведется домашнее хозяйство. Как и для чего организуется это хозяйство? (По ходу ответов учеников на доске появляется схема).

Учитель: Какой деятельностью может заниматься семья? (Ученики предлагают варианты ответов).

Предпринимательской деятельностью

Бизнесом

Быть собственником фирмы

Иметь свою долю акций во владении магазином, химчисткой и заводом.

Члены семьи часто составляют ядро фермерского хозяйства.

Заниматься частным извозом на личном транспорте.

Иметь личное подсобное хозяйство по выращиванию овощей, фруктов, цветов, домашних животных и т.д.

Учитель: Члены семьи выступают в роли:

Производителя;

Потребителя

Кроме того, члены семьи посещают детские учреждения, учатся в школе, институтах, ходят на приём к врачу, пользуются услугами связи, транспорта. Следовательно, семья вступает в экономические отношения с другими членами общества и различными организациями.

Семейный бюджет.

Учитель: Экономика означает бережливость, экономность, т.е. разумную трату средств, и не только денежных, но и труда, времени, материалов, продуктов, здоровья.

Домашняя экономика – это умение разобраться со своими потребностями выбрать эффективные, оптимальные средства их удовлетворения. Эконом – это хороший хозяин, умеющий разумно вести хозяйство.

В словаре В.Даля читаем: «Скопидом – человек, который копит, строит дом, эконом, хороший, бережливый хозяин».

К сожалению, во многих семьях экономия не в моде. И у нас раньше так было – получили зарплату и «шиканули» по магазинам. А потом – «зубы на полку». Можно спросить любого из нас: «Хотите ли вы повышения заработной платы и понижения цен?» Ответ известен: «Конечно, хотим!» Еще бы, повысится наше благополучие, жизненный уровень.

А знаете ли вы, что правильное, разумное ведение хозяйства может раза в два повысить благополучие? Не верите? Напрасно, вот хотя бы такой пример: допустим, семья тратит около 8 часов времени в неделю на проведение необходимых покупок. При экономически правильной организации время покупок можно сократить до 4-х часов в неделю.

Что такое 4 часа? Хорошая хозяйка может перешить, отремонтировать множество вещей, дать им «вторую жизнь». А это пара сотен рублей! Нормально мужчина сможет произвести мелкий, профилактический ремонт квартиры, мебели или техники. Это продлит срок службы вещей, а значит, может сберечь какую-то сумму средств.

Кому-то такой образ жизни не по нраву, мол, скопидомы переделывают, ремонтируют, сберегают. А мы – люди широкой души! Что ж, сколько людей, столько и мнений на этот счёт, каждый живёт так, как хочет и как может.

Но, если мы хотим жить радостно, комфортно, нам необходимо познакомиться с понятием «семейный бюджет». В тетрадях записываем определение.

Семейный бюджет – это денежный план семьи. Он состоит из доходов и расходов.

Творческая работа.

Скоро наступят самые красивые и любимые всеми праздники. Мы с Вами займемся изготовлением рождественского венка. Если венок приобрести в магазине, то он обойдется нам от 200рублей до 500рублей, а может и выше. Предлагаю Вам проявить свою фантазию и умение и посчитать какой будет наша экономия.

(Технологическая карта.)

Д/задание.

Ответьте на следующие вопросы:

Из чего складываются доходы семьи?

Что является источниками денежных доходов семьи?

Какова цель хозяйственной деятельности семьи?

Для чего существует семейный бюджет?

Что такое расходы?

Что означает понятие «сбалансированный бюджет»?

Что такое дефицит бюджета?

Чем характеризуется современное общество?

Что такое прожиточный минимум?

Какую роль играют налоги в жизни современного общества?

Подведение итогов занятия

Учитель: Итак, каждая семья выступает как экономическая единица и ведет домашнее хозяйство. Семьи имеют семейный бюджет, состоящий из расходов и доходов. К сожалению, в современном обществе существует неравенство доходов семей.

Во все времена девочек учили вести домашнее хозяйство. Как вы думаете, необходимы ли эти навыки в наши дни? Сколько средств мы с Вами сэкономили? (Происходит обмен мнениями).

Во многих семьях основной причиной недостатка денежных средств является вовсе не небольшой доход ее членов, а всего лишь неумение правильно вести семейный бюджет.
- важное дело, которое помогает семье планировать свои доходы и расходы. Но как этому научиться?

Семейная экономика– зачем это знать?

– это такая форма бюджета, которая заключает в себе процесс образования и расходования денежных средств всех членов семьи. Есть несколько причин, которые доказывают, что правильно вести семейный бюджет должна уметь каждая женщина.

Во-первых, Вы сможете стабилизировать финансовую обстановку в семье. Это позволит Вам не только приобретать все необходимое для себя и своей семьи, но и накопить деньги на какие-то приятные мелочи.

В-третьих, у Вас получится исключить все ненужные расходы. Кстати, по статистике, это примерно 20% дохода семьи. Семейная экономика позволит Вам сэкономить на одном, чтобы в итоге потратить на что-то другое, возможно, более полезное.

В-четвертых, расплатиться с уже накопленными долгами, вернуть кредит получится намного быстрее, так как Вы уже точно будете знать, сколько времени потребуется, чтобы накопить нужную сумму.

И, кроме того, семейная экономика выработает в Вас привычку бережно относиться к деньгам и учитывать все потребности и желания каждого члена семьи.

Семейная экономика – способы сэкономить

Есть несколько способов научиться грамотно распределять доходы и расходы семьи. Вот некоторые из них:

Соревнование. Для многих женщин очень важно, начиная новое дело, иметь стимул, ради которого стоит это самое дело закончить. Так, например, стоит задуматься – чем меньше Вы потратите в этом месяце, тем больше свободных средств останется, а значит, появится возможность сделать крупную покупку.

Конверты. На сегодняшний день, самый распространенный и наиболее действенный способ. Разложите деньги по конвертам и подпишите, на что Вы решили их потратить (еда, одежда, коммунальные услуги, отдых , развлечения и др.). Учтите, что могут возникнуть и непредвиденные расходы. Специально для таких случаев отложите деньги в конверт с надписью «Прочее». Со временем Вы сможете точно узнать, сколько денег и на какие именно товары Вы тратите.

Покупки оптом. Купите все необходимое на неделю. Перед поездкой за покупками обязательно составьте список и не приобретайте то, что Вам не нужно! Перед посещением магазина с продуктами рекомендуется плотно покушать! Также не нужно отвлекаться на всякие красивые коробочки и этикетки! Купив все, старайтесь посещать магазины как можно реже. Это позволит Вам избежать незапланированных расходов.

Экстремальный способ. Это не самый лучший вариант, но все-таки его стоит попробовать. Идея заключается в том, что 90% всех полученных средств Вы откладываете, а прожить стараетесь на оставшиеся 10%. Поверьте, оказавшись с минимальным количеством денег в кармане, Вы много раз подумаете, прежде чем купить какую-то ненужную безделушку. Есть мнение, что этот способ очень быстро учит экономить!

Очень важно отметить, что экстремальный способ ведения семейного бюджета может отрицательно сказаться на Вашем психологическом состоянии, именно поэтому использовать его рекомендуется только в крайних случаях, когда все другие способы Вы уже перепробовали.

Наш женский журнал обращает Ваше внимание, что уметь планировать и рассчитывать свои доходы и расходы должны все, однако, единого рецепта для всех нет и семейная экономика у каждой семьи своя.

Новое на сайте

>

Самое популярное