Домой Кредиты онлайн Составить приказ о проведении инвентаризации. Кто должен расписаться в документе

Составить приказ о проведении инвентаризации. Кто должен расписаться в документе

(от лат. inventarium - хозяйственные предметы) – это периодический переучет наличного имущества, товаров с целью проверки их наличия и сохранности, а также установления их соответствия ведомостям учета материальных ценностей. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Когда нужно проводить инвентаризацию?

Необходимость проведения инвентаризации установлена законодательством России о бухгалтерском учете. В частности, об этом говорит ст.11 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.

Инвентаризация производится в отношении активов и обязательств по инициативе самого налогоплательщика или во исполнении требований закона – обязательная инвентаризация.

В случае, если инвентаризация производится по инициативе налогоплательщика, то он самостоятельно определяет случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации, а также требования к ее проведению устанавливаются законодательством России, федеральными и отраслевыми стандартами.

Процедура проведения инвентаризации начинается изданием соответствующего Приказа руководителя. Постановлением Госкомстата России № 88 от 18.08.98 г. утверждена унифицированная форма Приказа о проведении инвентаризации № ИНВ-22. Приказ о проведении инвентаризации для частного случая ее проведения может быть составлен с учетом реквизитов, предусмотренных для данной формы.

В качестве образца ниже приведем форму Приказа о проведении инвентаризации.

Приказ


№ _____________

О проведении инвентаризации

В соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, и в целях обеспечения достоверных данных бухгалтерского учета и годовой отчетности ООО «_________» приказываю :

1. Провести инвентаризацию ___________________(имущества, финансовых активов и обязательств) по состоянию на «___»________ ____ года.

2. Для проведения инвентаризации основных средств, находящихся на балансе и числящихся на забалансовых счетах бюджетного учета у материально ответственных лиц ________________ (ФИО), _____________________ (ФИО), _________________ (ФИО) назначить рабочую инвентаризационную комиссию в составе:


3. Для проведения инвентаризации денежных средств в кассе, бланков строгой отчетности, материальных запасов, находящихся на балансе и числящихся на забалансовых счетах бюджетного учета у материально ответственных лиц ___________________ (ФИО) , __________________ (ФИО) _________________ (ФИО). назначить рабочую инвентаризационную комиссию в составе:

Председатель ___________________________________ (ФИО, должность)
Члены комиссии: ___________________________________ (ФИО, должность) ___________________________________ (ФИО, должность)

5. К инвентаризации приступить «___»_______ _____ года и окончить «___»_______ _____ года. Материалы по результатам инвентаризации сдать в финансовый отдел не позднее «___»_______ _____ года.

6. Финансовому отделу (ФИО) проверить и сопоставить данные инвентаризационных описей и актов инвентаризации с данными бюджетного учета и до «___»_______ _____ года подготовить предложения руководителю по результатам инвентаризации.

7. Результаты инвентаризации отразить в бюджетном учете до «___»_______ _____ года.

8. Материально ответственным лицам до начала инвентаризации проверить наличие и состояние объектов основных средств и материальных запасов по местам их хранения, «___»_______ _____ года представить в комиссию расписку в том, что все поступившие основные средства и материальные ценности оприходованы, выбывшие – списаны, все первичные документы по ним сданы в финансовый отдел.

9. Контроль за исполнением приказа возложить на _______________ (ФИО, должность)

Проведение проверки наличия основных средств (далее также - ОС) и правильность отражения информации о них на счетах бухгалтерского учета являются неотъемлемой и обязательной стороной финансово-хозяйственной жизни любого предприятия. В ходе такой проверки осуществляется сопоставление фактического наличия соответствующих ОС с показателями, отраженными в бухгалтерском учете. Независимо от ситуации и обстоятельств, при которых проводится такая проверка, ей должно предшествовать издание приказа об инвентаризации основных средств.

Целями проведения рассматриваемой проверки являются:

  • установление факта существования основных средств на предприятии и их конкретизация;
  • сравнение полученных сведений о наличии основных средств с информацией, отраженной в регистрах бухгалтерского учета;
  • инвентаризация соответствующих обязательств в бухгалтерском учете;
  • приведение данных бухгалтерского учета в соответствие с установленными сведениями путем внесения соответствующих изменений и уточнений.

Инвентаризация основных средств: документальное оформление

Помимо приказа (форма ИНВ-22) в ходе проведения инвентаризации оформляются следующие документы:

  • инвентаризационная опись ОС форма N ИНВ-1);
  • сличительная ведомость инвентаризации ОС форма N ИНВ-18).

Обращаем внимание, что начиная с 2013 года унифицированные формы применять необязательно. Для того, чтобы учитывать результаты инвентаризации, организация вправе разработать и утвердить собственные формы документации с указанием всех необходимых для этой операции реквизитов. После этого организация вправе осуществлять оформление инвентаризации ОС с использованием собственных форм документации.

Порядок проведения инвентаризации ОС

В целом порядок проведения инвентаризации таков:

  • утверждение инвентаризационной комиссии, срока, основания инвентаризации (документальное оформление - приказ руководителя);
  • определение наличия ОС (в т.ч. выявление наименований ОС, их количества, номеров, стоимости, возможности использования по назначению). В процессе инвентаризации основных средств составляется опись ИНВ-1;
  • сверка полученных в результате вышеуказанных действий сведений с данными бухгалтерского учета (документальное оформление — ведомость ИНВ-18).

Если в ходе сверки были установлены разночтения в бухучете (по суммам, количеству ОС и т.п.), необходимо их устранить.

В описи следует отражать верные данные об ОС вне зависимости от того, как именно эти данные были отражены в учете.

Если в результате инвентаризации выявлено основное средство, которое не было учтено ранее, то оно также должно быть включено в опись.

При оценке ОС следует руководствоваться рыночными ценами.

При выявлении ОС, которые нельзя использовать по назначению, для их учета оформляется своя опись с указанием выводов комиссии об их непригодности.

Арендованные ОС также подлежат инвентаризации. Ее результаты записываются в отдельную опись. Издание же отдельного приказа по инвентаризации арендованных основных средств не требуется, т.к. такая инвентаризация проводится одновременно с проверкой всех ОС в организации.

форме формой , которая утверждена .

Если инвентаризация проведена после 1 октября отчетного года, то перед составлением годовой отчетности ее проводить не надо. Об этом сказано в пункте 1.5 .*

Подготовка к инвентаризации

Прежде чем начать инвентаризацию, нужно, во-первых, подготовить приказ о ее проведении . И во-вторых, собрать подписи от материально ответственных сотрудников в том, что к началу ревизии они сдали все документы на имущество в бухгалтерию или инвентаризационной комиссии. А также в том, что все поступившие ценности оприходованы, а выбывшие – списаны. Для таких подписей предусмотрен специальный раздел в инвентаризационной описи (акте) .

Такие требования содержатся в пункте 2.4 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 .

Приказ о проведении инвентаризации можете составить по форме , разработанной самостоятельно. Такую форму должен утвердить руководитель организации. Но можно воспользоваться и типовой формой , которая утверждена постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 .

Порядок проведения инвентаризации зависит от того, что именно нужно проверить (раздел 3 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49). Особенности инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств организации приведены в таблице .*

Из форм

Пример заполнения приказа о проведении инвентаризации

Унифицированная форма № ИНВ-22
Утверждена постановлением Госкомстата
России от 18.08.98 № 88
Код
Форма по ОКУД 0317018
Организация «Альфа» по ОКПО 16035711
Структурное подразделение -
Для проведения инвентаризации основных средств
назначается рабочая инвентаризационная комиссия в составе:
Председатель комиссии директор А.В. Львов
должность фамилия, имя, отчество
Члены комиссии главный бухгалтер А.С. Глебова
должность фамилия, имя, отчество
бухгалтер В.Н. Зайцева
должность фамилия, имя, отчество
кладовщик П.А. Беспалов
должность фамилия, имя, отчество
Инвентаризации подлежит имущество и обязательства организации
наименование имущества, обязательства
К инвентаризации приступить " 11 " июня 2013 г.
и окончить " 15 " июня 2013 г.
Причина инвентаризации контрольная проверка
контрольная проверка, смена материально ответственных лиц, переоценка и т. д.
Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию
главному бухгалтеру А.С. Глебовой
не позднее " 18 " июня 2013 г.
Руководитель директор Львов А.В. Львов
должность подпись расшифровка подписи

Из форм

Приказ о проведении инвентаризации

Общество с ограниченной ответственностью «Альфа »

ПРИКАЗ № 11

о проведении инвентаризации

г. Москва 09.01.2014

В связи с завершением отчетного периода в целях обеспечения сохранности имущественно-материальных ценностей и в связи с составлением годовой бухгалтерской отчетности

ПРИКАЗЫВАЮ:

председатель комиссии – финансовый директор А.Б. Захаров ,

члены комиссии:

начальник отдела внутреннего аудита П.П. Михайлов,

начальник отдела планирования А.И. Иванов,

менеджер А.С. Кондратьев .

главного бухгалтера А.С. Глебовой,

начальника цеха В.К. Волкова .

  1. Провести инвентаризацию имущества и обязательств организации по состоянию на 1 января 2014 года .
  2. Создать постоянно действующую инвентаризационную комиссию на 2014 год в
    следующем составе:
  3. Инвентаризацию провести в присутствии:
  4. К инвентаризации приступить 15 января 2014 года и окончить 20 января 2014 года .
  5. Материалы по инвентаризации оформить не позднее 22 января 2014 года .
  6. Контроль выполнения приказа возложить на П.П. Михайлова .

Касса необходима учреждению для приема, хранения и выдачи денежных средств, бланков строгой отчетности, денежных документов. Рассмотрим в статье правила ведения кассовых операций, а также ошибки, выявляемые проверяющими в ходе инвентаризации кассы.

Согласно нормам п. 6 Инструкции № 157н субъект учета в целях организации бухгалтерского учета, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующими бухгалтерский учет, названной инструкцией, формирует учетную политику исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий. В учетной политике утверждается порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств, в том числе кассы. Следует заметить, что учреждения силовых министерств и ведомств являются субъектами учета.

В пункте 20 Инструкции № 157н определено, что инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми Минфином в соответствии с законодательством РФ. Аналогичные положения содержатся в п. 11 Закона о бухгалтерском учете.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно сделать вывод, что учреждения в своей учетной политике определяют порядок проведения инвентаризации кассы, руководствуясь Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее - Методические указания № 49).

Когда проведение инвентаризации кассы обязательно?

В пункте 1.5 Методических указаний № 49 поименованы случаи, когда проведение инвентаризации кассы обязательно, а именно:
  • при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
  • при установлении фактов хищений, злоупотреблений, порчи ценностей;
  • в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или нормативными актами Минфина.
В учетной политике могут быть установлены иные случаи, когда обязательно проведение инвентаризации кассы, и сроки ее проведения (например, может быть предусмотрена ежеквартальная инвентаризация).

Какими документами оформляется проведение инвентаризации?

Касса инвентаризируется в ходе выездной проверки (которая проводится учредителем, различными контрольными органами) и в результате мероприятий внутреннего контроля.

В статье 19 Закона о бухгалтерском учете установлено, что экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Для проведения инвентаризации в рамках внутреннего контроля в учреждении создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, которая в том числе осуществляет проверку кассы (п. 2.2 Методических указаний № 49). Состав этой комиссии -утверждается приказом (постановлением, распоряжением) руководителя организации (п. 2.3 Методических указаний № 49).

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации учреждения, работники бухгалтерской службы, другие специалисты (ревизоры, экономисты и т. д.).

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания ее результатов недействительными.

До начала проверки фактического наличия денежных средств в кассе учреждения инвентаризационная комиссия получает приходные кассовые ордера (ф. 0310001) и расходные кассовые ордера (ф. 0310002), составленные в день проведения кассовых операций, которые еще не были отражены в кассовой книге (ф. 0504514).

При проведении инвентаризации (как в рамках внутреннего контроля, так и при внешних проверках) оформляются:

- инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086) .

Она применяется для отражения результатов проверки бланков строгой отчетности и денежных документов, проведенной в учреждении. Заметим, что согласно п. 50 Инструкции № 162н денежные документы хранятся в кассе учреждения.

В инвентаризационной описи (ф. 0504086) выявляются расхождения между сведениями о фактическом наличии объекта учета и данными бухгалтерского учета путем их сопоставления;

- инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088) . Она применяется для отражения результатов проведенной инвентаризации наличных денежных средств в кассе учреждения, то есть сведений о наличии денежных средств в кассе учреждения фактически и по учетным данным (цифрами и прописью), сведений по недостаче и излишкам, выявленным по результатам инвентаризации, номеров последних приходного и расходного кассовых ордеров.

Если в ходе проведения инвентаризации (в рамках внутреннего контроля) были выявлены излишки, недостача или иные отклонения фактических показателей от данных бухгалтерского учета, оформляется ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) . В ней фиксируются установленные расхождения с данными бухгалтерского учета: недостачи или излишки по каждому объекту учета в количественном и стоимостном выражении.

Ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092) является основанием для составления акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) .

При проведении выездной инвентаризации кассы ее результаты отражаются в акте, составляемом по ее итогам.

Каковы особенности проведения проверки кассы?

Инвентаризация кассы предполагает:
  • выборочную проверку ведения журнала операций по счету «Касса», журнала операций с безналичными денежными -средствами;
  • сверку первичных бухгалтерских документов с выписками по лицевым счетам, открытым в территориальных органах федерального казначейства, проверку правильности и законности их оформления;
  • контроль за полнотой и своевременностью оприходования денежных средств, поступающих в кассу;
  • проверку правильности списания денежных средств на расходы, использования их по целевому назначению (на выдачу заработной платы, командировки, хозяйственные нужды и т. д.);
  • проверку наличия и сохранности денежных средств;
  • контроль за соблюдением порядка ведения записей в кассовой книге;
  • проверку наличия договора о материальной ответственности кассира;
  • проверку соблюдения лимита остатка денежных средств в кассе.
При подсчете фактического наличия ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.) (п. 3.40 Методических указаний № 49).

Проверка фактического наличия бланков документов строгой отчетности производится по видам бланков (например, по талонам на ГСМ) с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам (п. 3.41 Методических указаний № 49).

Какие нарушения выявляются в ходе инвентаризации кассы?

Как показывают результаты проверок, в ходе инвентаризации кассы выявляются следующие нарушения.

Несоблюдения установленного лимита остатка денежных средств в кассе учреждения

С 1 января 2013 года ведение кассовых операций казенными учреждениями осуществляется в соответствии с Положением № 373-П. Данным документом предусмотрено, что для ведения наличных денежных расчетов учреждению следует установить максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица после выведения в кассовой книге (ф. 0504514) суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (лимита остатка наличных денег).

Нормы п. 1.4 Положения № 373-П допускают наличие денежных средств в кассе учреждения в объеме, превышающем установленный лимит остатка наличных денежных средств, в выходные и праздничные дни.

Как определено в названном пункте, казенные учреждения обязаны хранить на лицевых счетах наличные деньги сверх установленного лимита остатка наличных денег (свободные денежные средства).

Накопление казенным учреждением наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, входящих в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы, и выплат социального характера (других выплат), включая день получения наличных денег с лицевого счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни, если юридическое лицо производит в эти дни кассовые операции.

В других случаях накопление юридическим лицом в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается.

Данный лимит определяется по правилам, приведенным в приложении к Положению № 373-П, либо устанавливается учредителем в отношении подведомственных ему учреждений.

Возложение обязанностей кассира на работника ввиду отсутствия работника, постоянно выполняющего функции кассира

При временном отсутствии работника, выполняющего обязанности кассира, его трудовые обязанности выполняет другой сотрудник без документального оформления. Как установлено в п. 1.6 Положения № 373-П, кассовые операции у юридического лица ведутся кассовым или иным работником, определенным указанными лицами из числа сотрудников этого юридического лица, с установлением работнику соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми он должен ознакомиться под подпись. Иными словами, на выполнение трудовых обязанностей временно отсутствующего кассира должен быть назначен приказом (распоряжением руководителя) другой сотрудник, причем дата приказа должна соответствовать дате начала периода отсутствия кассира.

Например, И. А. Иванов, выполняющий в учреждении функции кассира, с 19.08.2013 отбывает в отпуск. Об этом свидетельствует рапорт И. А. Иванова, подписанный руководителем учреждения. В приказе о возложении обязанности кассира на другого работника должна быть проставлена дата до 19.08.2013.

Нарушения в оформлении приходных и расходных кассовых ордеров

Часто в ходе проверки выявляется отсутствие подписей в расходных и приходных кассовых ордерах, на основании которых получались и выдавались денежные средства из кассы учреждения.

Согласно п. 1.8 Положения № 373-П кассовые операции, производимые юридическим лицом, оформляются приходными кассовыми ордерами (ф. 0310001) и расходными кассовыми ордерами (ф. 0310002).

Приходный кассовый ордер (ф. 0310001) и расходный кассовый ордер (ф. 0310002) подписывает главный бухгалтер или бухгалтер, а при их отсутствии - руководитель либо кассир (п. 2.2 Положения № 373-П).

Если руководитель ведет кассовые операции и оформляет кассовые документы, он подписывает эти документы.

Кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции, а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы (п. 2.3 Положения № 373-П).

В случае ведения руководителем кассовых операций образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, не оформляются.

В соответствии с п. 8 Инструкции № 157н первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при ее отсутствии - обязательных реквизитов, установленных п. 7 Инструкции № 157н), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченного им на то лица.

Документы, которыми оформляются факты операций с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя учреждения - субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц.

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, документы, оформляющие финансовые вложения, договоры займа, кредитные договоры к исполнению и бухгалтерскому учету не принимаются, за исключением документов, подписываемых руководителем органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, особенности оформления которых определяются законами и (или) нормативными правовыми актами РФ. Указанные документы, не содержащие подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица, в случаях разногласий между руководителем субъекта учета (уполномоченным им лицом) и главным бухгалтером по поводу осуществления отдельных фактов хозяйственной жизни принимаются к исполнению и отражению в бухгалтерском учете с письменного распоряжения руководителя субъекта учета (уполномоченного им на то лица), который несет ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Таким образом, отсутствие подписи главного бухгалтера на расходных и приходных кассовых ордерах при проведении проверки соблюдения кассовой дисциплины за 2012 - 2013 годы является нарушением (п. 8 Инструкции № 157н, п. 1.8, 2.2, 2.3 Положения № 373-П).

Если проверка охватывает период, когда кассовые операции осуществлялись в соответствии с правилами, установленными Порядком № 40 , то проверяющие при проверке руководствуются нормами данного документа.

В Порядке № 40 говорится, что выдача наличных денег из кассы учреждения производится по расходным кассовым ордерам или другим надлежаще оформленным документам (по платежным ведомостям (расчетно-платежным), заявлениям на выдачу денег, счетам и др.) с проставлением на этих документах штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером учреждения или уполномоченными на это лицами (п. 14 Порядка № 40).

В случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, его подпись на расходных кассовых ордерах необязательна.

В централизованных бухгалтериях на общую сумму выданной заработной платы составляется один расходный кассовый ордер, дата и номер которого проставляются на каждой платежной (расчетно-платежной) ведомости.

Пунктом 20 Порядка № 40 установлено, что при получении приходных и расходных кассовых ордеров или заменяющих их документов кассир обязан проверить:

Наличие и подлинность на документах подписи главного бухгалтера, а на расходном кассовом ордере или заменяющем его документе - разрешительной надписи (подписи) руководителя предприятия или уполномоченных на это лиц;

Правильность оформления документов;

Наличие перечисленных в документах приложений.

При несоблюдении одного из названных требований кассир возвращает документы в бухгалтерию для надлежащего оформления. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы немедленно после получения или выдачи по ним денег подписываются кассиром, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Таким образом, отсутствие подписи главного бухгалтера на расходном кассовом ордере при ее наличии на заявлении при проведении проверки соблюдения учреждением кассовой дисциплины не признается нарушением кассовой дисциплины, если применялся Порядок № 40.

В кассовых документах не должно быть никаких исправлений (п. 2.1 Положения № 373-П, п. 10 Инструкции № 157н, п. 19 Порядка № 40).

Иногда проверяющие расценивают как нарушение отсутствие подписи кассира рядом со штампом «Получено» на приходном кассовом ордере (ф. 0310001). Обратимся к нормам законодательства, чтобы понять, правы ли они. Операции по поступлению денежных средств в кассу отражаются на основании приходного кассового ордера (ф. 0310001), форма которого и рекомендации по ее заполнению приведены в Постановлении Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (далее - Постановление № 88). Согласно нормам п. 84 данного постановления приходный кассовый ордер применяется для оформления поступления наличных денег в кассу организации как при ручной обработке данных, так и при обработке информации с применением средств вычислительной техники. Приходный кассовый ордер выписывается в одном экземпляре работником бухгалтерии, подписывается главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным, и кассиром (в соответствующих графах документа).

Квитанция к приходному кассовому ордеру подписывается главным бухгалтером или лицом, на то уполномоченным, и кассиром, заверяется печатью (штампом) кассира, регистрируется в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. -КО-3) и выдается на руки сдавшему деньги, а приходный кассовый ордер остается в кассе.

В приходном кассовом ордере и квитанции к нему указываются:

По строке «Основание» - содержание хозяйственной операции;

По строке «В том числе» - сумма НДС, которая записывается цифрами, а если продукция, работы, услуги не облагаются налогом, делается запись «Без налога (НДС)».

В приходном кассовом ордере по строке «Приложение» перечисляются прилагаемые первичные и другие документы с указанием их номеров и дат составления. В графе «Кредит, код структурного подразделения» указывается код структурного подразделения, на которое приходуются денежные средства.

Таким образом, Постановление № 88 не содержит требования о наличии подписи кассира рядом со штампом. Данное требование отсутствует и в Инструкции № 157н. Следовательно, отсутствие этой подписи рядом со штампом не является нарушением законодательства.

Чтобы узнать, соответствуют ли данные, отраженные в бухгалтерской программе, реальной ситуации на складе предприятия, организации устраивают пересчет, обмер, перевес материальных ценностей. Чтобы дать ход этой процедуре, руководству необходимо выпустить приказ о проведении инвентаризации, где будет отражена категория проверяемых объектов, сроки проведения ревизии и специалисты, ответственные за осуществление контрольного мероприятия.

Основная задача проверки – выяснить, соответствуют ли сведения, занесенные в бухгалтерскую программу, реальному положению дел. Ревизия может выявить, что фирма недооценивала или переоценивала свои активы, что негативно влияло на эффективность принимаемых управленческих решений.

Распоряжение руководителя о инвентаризации может распространяться на следующие группы объектов:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • запасы, товары на складе;
  • деньги в кассе;
  • финансовые ценности и обязательства и т.д.

Помимо основной задачи, инвентаризация покрывает ряд смежных вопросов:

  • выявляет, какие запасы устарели, не нужны более фирме, а потому от них нужно избавиться;
  • указывает, соблюдаются ли условия хранения ТМЦ;
  • демонстрирует, эксплуатируются ли основные средства в соответствии с правилами, и т.д.

Решение о частоте и правилах проведения ревизий остается на откуп руководству организации. Исключение составляют лишь отдельные случаи, поименованные в 129-ФЗ. Это реорганизация коммерческой или государственной структуры, подготовка годовой отчетности, кражи на складе, чрезвычайные ситуации и т.д.

Как издать приказ о проведении инвентаризации?

Правильно заполненный приказ дает старт процедуре проверки. У компании есть два варианта действий: скачать бланк ИНВ-22 с сайтов информационно-правовых систем или разработать свой пример и образец, не противоречащий требованиям законодательства.

В документе должны присутствовать следующие сведения:

  • наименование организации, выпустившей приказ;
  • название департамента или отдела, где будет проводиться проверка, если она запланирована не для всей компании;
  • № и дата издания приказа об инвентаризации;
  • определение объекта, который нужно инвентаризировать (например, «имущество», «денежные средства», «финансовые активы» и т.д.);
  • перечень членов комиссии с указанием их ФИО и должностей в компании;
  • ФИО и должность лица, возглавляющего комиссию;
  • наименование имущества, которое необходимо проверить (например, «товары на складе»);
  • дата начала и окончания контрольного мероприятия;
  • причина проведения ревизии (например, смена собственника, реорганизация бизнеса, контрольная проверка);
  • дата, не позднее которой нужно сдать материалы проверки в бухгалтерию;
  • подпись руководителя компании.

Скачать ИНВ-22 можно в свободном доступе в интернете. Если подобное распоряжение готовится впервые, нелишним будет изучить имеющие образцы заполнения и требования, описанные в приказе Минфина №49. Практика показывает, что большинство компаний не разрабатывают собственную форму, а пользуются унифицированным бланком. Это объясняется его простотой, удобством и обычаями делового оборота.

Приказ о проведении годовой инвентаризации мало чем отличается от распорядительных документов за другие периоды. Разница заключается в причине. Как правило, в документе указывается следующее – «подготовка к сдаче годовой бухгалтерской отчетности».

Подготовленный бланк приказа о проведении инвентаризации обязательно выдается для ознакомления членам комиссии, поименованным в нем. Это могут быть специалисты бухгалтерии, делегаты от начальства, иные привлеченные сотрудники (инженеры, кладовщики и т.д.). Каждое из указанных в документе лиц проставляет в нем личную подпись.

Сведения о приказе на инвентаризацию, выпущенном руководством, вносятся в регистрационный журнал по форме ИНВ-23. Цель его ведения – учет, распоряжение регулярных проверок. В документе систематизируются данные о датах ревизий, структурных подразделениях, где они проводились, типе пересчитанного имущества, ответственных за контрольное мероприятие лицах.

Какие еще документы регламентируют инвентаризации в компании?

Унифицированная форма ИНВ-22 – не единственный документ, используемый для регламентации регулярных ревизий. Если в компании имеется широкая номенклатура товаров, на складах представлено большое количество ТМЦ, упорядочить работу внутренних ревизоров поможет график инвентаризации.

Законодательно закрепленной формы графика нет, компания может разработать собственный образец, где будут содержаться следующие сведения:

  • дата издания документа;
  • ФИО и подпись генерального директора, выпустившего распоряжение;
  • даты планируемых проверок по каждому типу активов (обычно прописываются в табличной форме);
  • ФИО лиц, входящих в состав инвентаризационной комиссии.

Когда приказ о проведении инвентаризации, образец заполнения которого соответствует законодательным требованиям, издан, фирма может использовать дополнительную меру документальной регламентации – направить членам комиссии письменные уведомления. Они составляются в свободной форме с соблюдением норм делового стиля. Специалисты подтверждают факт их получения личной подписью, при физическом отсутствии сотрудников можно известить их заказным письмом.

Порядок годовой инвентаризации: предварительный этап

Когда издан приказ о проведении инвентаризации по образцу, комиссия может приступать к работе. В ее составе, утвержденном руководством, должно быть не менее трех лиц: представитель бухгалтерии, администрации, иной привлекаемый сотрудник. При пересчете обязательно присутствуют специалисты, для которых предусмотрена материальная ответственность, дисциплинарная ответственность за сохранность ТМЦ. Если проверку проведут без их ведома, результаты окажутся недействительными.

Если инвентаризация требует присутствия специалистов правоохранительных органов, их приглашают на пересчет. Это необходимо в ограниченном числе случаев, например, при выявлении факта кражи.

Положения действующего законодательства предусматривают, что в полномочия членов комиссии входит:

  • пересчет, обвес, обмер ценностей;
  • точное и достоверное отражение полученных результатов в инвентаризационной описи;
  • соблюдение иных требований руководства.

Перед началом ревизии материально ответственные лица сдают приходники и расходники, которые вносятся в данные бухгалтерского учета. Они подтверждают расписками, что все товары были оприходованы или списаны.

Оборудование, время и площади для ведения работ по пересчету предоставляет руководство компании. Его задача – создать максимально комфортные условия для проверяющих.

Бланк приказа на проведение инвентаризации, надлежащим образом заполненный организацией, дает старт процедуре пересчета ценностей. Регулярные ревизии необходимы, потому что обеспечивают соответствие данных, отраженных в бухгалтерской отчетности, реальному положению дел на предприятии.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Новое на сайте

>

Самое популярное