Домой Кредиты онлайн Срок регистрации права собственности в году. Новый Закон о госрегистрации недвижимости: что изменилось

Срок регистрации права собственности в году. Новый Закон о госрегистрации недвижимости: что изменилось

С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - новый Закон о госрегистрации), который пришел на смену двум другим: Федеральному закону от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - старый Закон о госрегистрации) и Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - старый Закон о кадастре).

Зачем нужен новый Закон о госрегистрации недвижимости? Какие изменения ждут оборот в связи с его принятием? Об этом - в материале «ЭЖ».

С 1 января 2017 г. старый Закон о госрегистрации утратил силу, за исключением одной статьи - 31.1, которая прекращает действие с 1 января 2020 г. Старый Закон о кадастре продолжает действовать в существенно обновленной редакции - из него исключены все нормы о кадастровом учете, и теперь этот закон, как сказано в его ч. 1 ст. 1, «регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров».

Причины появления нового Закона о госрегистрации заключаются прежде всего в необходимости устранить недостатки ранее действовавшей регистрационно-учетной системы: неудобство и дороговизну двух реестров, дублирование и противоречивость их сведений. Результатом реформы должно стать устранение разрыва между кадастровым учетом как учетом объекта и регистрационным учетом как учетом прав на объекты, упрощение и ускорение регистрационных и учетных процедур, снижение рисков при проведении операций на рынке недвижимости.

Что нового, важного и полезного появилось в новом Законе по сравнению с предыдущими?

Появляется Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)

Этот реестр объединяет ранее существовавшие Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и Государственный кадастр недвижимости.

ЕГРН состоит из:

    реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости);

    реестра прав, ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость);

    реестра границ (сведения о них ранее содержались в кадастре недвижимости). Прежние реестры велись на электронных и бумажных носителях. ЕГРН ведется в электронном виде. В бумажном виде будут храниться только реестровые дела.

Появляются новые объекты недвижимости, которые подлежат кадастровому учету и права на которые регистрируются

К таким объектам относятся: машино-места, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс.

Машино-места учитываются в ЕГРН и регистрируются как самостоятельные объекты недвижимости. Учет единого недвижимого комплекса и регистрация права на него проводятся в двух случаях: (1) завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса, (2) объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке. Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав (ст. 46 нового Закона о госрегистрации).

В ЕГРН, в отличие от прежних реестров, включается информация о территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в РФ, об игорных зонах, лесничествах, лесопарках, охотничьих угодьях. Кроме того, в ЕГРН будет содержаться история операций с объектами. Все внесенные в реестр изменения будут сохраняться, эти данные будут отражаться в выписке из ЕГРН. Это будет полезно для проверки юридической чистоты объекта при совершении сделки с ним.

Учетом объектов и регистрацией прав занимается только Росреестр

Кадастровых палат, которые ранее занимались кадастровым учетом, больше нет (ст. 3 нового Закона о госрегистрации).

Кадастровый учет объектов и регистрация прав будут проводиться как одновременно, так и отдельно

Старые законы одновременное осуществление учета и регистрации не предусматривали. Согласно новому Закону о госрегистрации, если сведений об объекте нет в ЕГРН, его учет в кадастре и регистрация прав осуществляются одновременно в случае создания объекта недвижимости, прекращения существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН, образования или прекращения существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации. Без проведения одновременного кадастрового учета происходят регистрация перехода права собственности и подтверждение ранее возникших прав.

Новый Закон о госрегистрации также содержит ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения регистрации прав. К ним относятся, в частности, создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта строительства в эксплуатацию, прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН, изменение основных характеристик объекта недвижимости (ч. 5 ст. 14 нового Закона о госрегистрации).

Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом учете недвижимости и госрегистрации прав

Ранее заявление о постановке на учет могло подать любое лицо. В новом Законе о госрегистрации перечень заявителей зависит от того, как проводятся учет и регистрация - одновременно или раздельно. Например, при одновременном осуществлении учета и регистрации заявление в отношении построенного объекта может подать собственник или законный владелец земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, а при учете в кадастре без одновременной госрегистрации - орган государственной власти, местного самоуправления, выдавшие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 15 нового Закона о госрегистрации). Ранее заявления о кадастровом учете и регистрации подавались по месту расположения объекта в пределах кадастрового и регистрационного округа. По новому закону при личном обращении место подачи заявления и документов не зависит от места нахождения объекта недвижимости (ч. 2 ст. 18 нового Закона о госрегистрации).

По старому Закону о госрегистрации основанием для отказа в приеме являлось наличие в поданных на регистрацию документах подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных исправлений, подача документов, исполненных карандашом, а также документов с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание. В новом Законе о госрегистрации эти обстоятельства являются основанием для возврата документов без рассмотрения. Помимо этого, оставить заявление без рассмотрения регистратор может в случае неправильного формата электронных документов, отсутствия подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или регистрации прав.

Отказ в приеме документов в старом Законе о кадастре не был предусмотрен, а в старом Законе о госрегистрации был запрещен. По новому Закону о госрегистрации в приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Ранее при отправке документов на регистрацию почтой заверить у нотариуса было необходимо только подпись гражданина на заявлении. Новый Закон о госрегистрации обязывает заверять у нотариуса весь пакет посылаемых документов.

Уточнены основания приостановления кадастрового учета и госрегистрации по решению регистратора

Ранее старые законы предусматривали каждый свой перечень оснований для приостановки и отказа в регистрации. Одним из оснований для отказа каждый закон называл неустранение причин приостановки. В новом Законе о госрегистрации все ранее существовавшие причины для приостановки и отказа объединены в один перечень оснований для приостановки (по сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен - в нем указано 55 оснований). Данный перечень объединил перечни, содержащиеся в старых законах, уточнил эти основания, а кроме того, добавил новые (ст. 26 нового Закона о госрегистрации).

Основание для отказа в регистрации или учете по новому Закону о госрегистрации только одно - если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (ст. 27 нового Закона о госрегистрации). Среди новых оснований для приостановки стоит отметить следующие:

    ничтожность сделки, на основании которой возникает регистрируемое право;

    созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту;

    земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта;

    помещение не изолировано или не обособлено от других помещений в здании или сооружении (за исключением машино-мест).

Следует также обратить внимание на увеличение сроков приостановления. Ранее регистрация прав по решению регистратора могла быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца. Новый Закон о госрегистрации эти сроки увеличил. Они составят: три месяца - по решению регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления) и шесть месяцев - по инициативе заявителя.

Новые основания для прекращения учета и регистрации

Новый Закон о госрегистрации предусматривает новое основание для прекращения кадастрового учета и регистрации прав: прекращение регистрации возможно по заявлению нотариуса, если документы на регистрацию подавал он сам. Если жилое помещение приобретается с использованием кредитных средств банка либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом, то прекращение государственной регистрации прав, связанных с отчуждением или обременением жилого помещения, допускается только на основании совместного заявления сторон сделки с приложением документа, выражающего согласие на это кредитора (займодавца).

Сокращен общий срок кадастрового учета и госрегистрации прав

Ранее общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав на него составлял десять рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчислялся со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, то есть максимальный срок составлял 20 рабочих дней. Согласно новому Закону о госрегистрации (ч. 1 ст. 16) общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен. При подаче документов в Росреестр он составит:

    пять рабочих дней - для кадастрового учета;

    десять рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;

    семь рабочих дней - для госрегистрации прав.

Если документы представляются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

Представление сведений из Реестра

Здесь есть два новшества. Первое: если по старым законам о госрегистрации и кадастре сведения из реестров предоставлялись в срок пять рабочих дней, то по новому Закону о госрегистрации - в три рабочих дня со дня получения органом регистрации прав запроса о предоставлении сведений. Второе: увеличился объем информации, который предоставляется арбитражным управляющим в делах о банкротстве. Если раньше им предоставлялись сведения только о содержании правоустанавливающих документов и обобщенные сведения о правах должника на объекты недвижимого имущества, то новый Закон о госрегистрации дополнил этот список сведениями в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, причем теперь такие сведения предоставляются не только в отношении должника, но также в отношении лиц, входящих в состав органов управления должника, и лиц, контролирующих должника. Это поможет арбитражным управляющим бороться с выводом активов должников.

Новые правила исправления ошибок, содержащихся в Реестре

Указанные в старом Законе о кадастре «ошибки в сведениях» теперь называются «реестровыми ошибками». Стоит отметить новые правила: исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Это означает запрет снятия земельного участка с кадастрового учета, что всегда признавалось недопустимым в практике арбитражных судов, однако было широко распространено в практике судов общей юрисдикции. Отдельно, ввиду ее особой значимости, закон выделил порядок исправления самой распространенной и конфликтной реестровой ошибки - ошибки в описании местоположения границ земельного участка, что на практике чаще всего имеет место в виде пересечения и наложения границ. Теперь суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков (ч. 6 ст. 61 нового Закона о госрегистрации).

Нововведения в части ответственности за нарушения в ходе регистрации

Таких нововведений два. Первое: по старому Закону при госрегистрации прав на основании нотариально удостоверенной сделки органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, не несут ответственность за законность сделки. По новому Закону о госрегистрации орган регистрации прав не несет ответственность за убытки, причиненные в результате госрегистрации прав на основании признанных судом недействительными свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов либо на основании нотариально удостоверенной сделки, которая признана судом недействительной или в отношении которой судом применены последствия недействительности ничтожной сделки.

Второе: ограничен размер ответственности за неисполнение решения суда (эта норма будет действовать с 1 января 2020 г.). По старому Закону о госрегистрации собственник жилого помещения, который не вправе его истребовать от добросовестного приобретателя, а также добросовестный приобретатель, от которого было истребовано жилое помещение, имеет право на разовую компенсацию за счет казны Российской Федерации в случае, если по не зависящим от них причинам в соответствии с вступившим в законную силу решением суда о возмещении им вреда, причиненного в результате утраты указанного имущества, взыскание по исполнительному документу не производилось в течение одного года со дня начала исчисления срока для предъявления этого документа к исполнению. По новому Закону о госрегистрации это право принадлежит не всем субъектам права, а только гражданам, утратившим не любое жилое помещение, а только единственное, при условии, что взыскание не производилось не по любой причине, а только в случае прекращения существования должника (смерть гражданина или исключение юридического лица из ЕГРЮЛ). Как следствие, отпала необходимость ждать год, как было положено по старому Закону о госрегистрации.

Основные выводы

В новом Законе о госрегистрации:

    ощутимо снизилось количество препятствий для регистрации и кадастрового учета: уменьшилось число представляемых документов, ускорены регистрационно-учетные процедуры, они более подробно регламентированы для того, чтобы меньше вопросов оставалось на усмотрение чиновникам. Новый Закон о госрегистрации ввел более подробные и систематизированные правила, которые раньше были разбросаны по различным нормативным актам или отражались только в судебной практике: о кадастровом учете при уточнении границ земельного участка, учете части объекта. Все больше документов Росреестр обязан запрашивать самостоятельно;

    увеличена ценность обращения к нотариусу: быстрее регистрация, нет проверки Росреестром юридической чистоты документов, что снижает риск приостановки и отказа в регистрации;

    усилен контроль Росреестра за строительством: подробно прописаны основания для приостановки при нарушении порядка возведения объектов, предусмотрена обязанность информировать компетентные органы о выявленных нарушениях при строительстве;

    выражена ориентация на электронный документооборот. Это позволит ускорить регистрационно-учетные процедуры и разгрузить бумажные архивы.

В целом новый Закон о госрегистрации заслуживает положительной оценки. Как он будет работать, покажет практика.

Уже 1 января 2017 года в силу должны вступить положения нового ФЗ, в рамках которого предполагается формирование единой учетно-регистрационной системы и Единого госреестра недвижимости (ЕГРН). То есть в ЕГРН будут внесены все информационные базы кадастра недвижимости и реестра прав.
Ожидается, что вступление законодательной нормы в силу позволит оптимизировать процесс оформления операций с недвижимостью.

Комфортные сделки купли/продажи недвижимости

Пока процессы постановки на кадастровый учет и регистрации прав являются двумя совершенно разными процедурами. Однако наиболее частым случаем остается заключение сделок с недвижимостью, для оформления которых необходимо проведение сразу двух этих процедур. Благодаря ФЗ о ЕГРН данный процесс удастся существенно облегчить, поскольку в этом случае отпадет необходимость в подаче двух отдельных заявлений (о регистрации прав и о постановке на кадастровый учет). Безусловно, подобное решение поможет сэкономить гражданам силы и время.

Уже с 1 января у всех оформляющих документацию на регистрацию права собственности на объекты недвижимости и постановку их на кадастровый учет появится возможность делать это в любом из действующих офисов приема-выдачи документации вне зависимости от места размещения объекта, являющегося предметом сделки.

То есть с этого момента, к примеру, для жителей Санкт-Петербурга, приобретающих недвижимость в Саратове, поездка в Саратов для оформления соответствующих бумаг перестает быть обязательным условием. Для регистрации прав собственности, и объекта недвижимости по всем правилам, достаточным будет подать необходимый пакет документов в любом из действующих офисов по приему-выдаче документации, без привязки к месту расположения объекта. При этом услуга может быть предоставлена, в том числе, и в электронном формате.

Граждане, которые намерены сэкономить время, также могут заказать услугу по доставке всего оформленного пакета документов домой или в офис в любое выбранное ими время. В этом случае определяясь со способом получения документации, следует выбрать курьерскую доставку. Эта услуга предоставляется на платной основе.

Возможность экономии времени при регистрации недвижимости

После вступления в силу данная законодательная норма позволит значительно упростить процедуру по оформлению документации по сделкам с объектами недвижимости, что обеспечит для заявителей экономию времени. С 1 января для осуществления регистрации права и получения услуг по постановке на кадастровый учет, заявитель сможет ограничиться подачей всего одного заявления в регистрирующий орган. При этом процедура оформления будет проведена в 10-дневный срок. Если же заявителю требуется только одна из услуг, то сроки оформления еще сократятся, составив:

  • для кадастрового учета – в пределах 5 суток;
  • для получения услуг Реестра – до 7 суток.

Благодаря введению указанного закона, удалось не только значительно сократить период регистрации, но и заметно ускорить процесс поиска и предоставления сведений из Единого реестра недвижимости. То есть уже в течение 3 дней после подачи соответствующего запроса, заказчику должны предоставить выписку о принадлежащих ему объектах недвижимости. Важно заметить, что ранее на это отводилось не менее 5 дней.

Размер оплаты услуг по предоставлению данных из ЕГРН установлен в утвержденном в мае 2016 года приказе Минэкономразвития РФ.

Надежное оформление недвижимости

Новая законодательная норма предполагает значительное повышение надежности хранения данных в электронной базе за счет увеличения степеней ее защиты и выполнения целого ряда резервных копий документов. В целом это будет способствовать укреплению гарантии зарегистрированных прав, сведет к минимуму возможность угрозы со стороны мошенников, снизив, таким образом, риски проведения операций, проводимых предпринимателями и проч. гражданами в секторе рынка недвижимости.

Кроме того, закон отменяет необходимость в выдаче свидетельств о праве собственности. Подтверждением кадастрового учета и регистрации, как возникновения, так и передачи прав собственности будет являться выписка из ЕГРН. Факт же регистрации соглашения и прочих сделок будет подтверждаться за счет выполненной на документе специальной регистрационной надписи о прошедшей сделке.

При подаче до 31.12.2016 документации для регистрации прав и кадастрового учета, гражданам стоит помнить, что весь перечень государственных услуг будет им оказан в рамках норм и сроков, предусмотренных ныне действующим законодательством, а все перечисленные здесь изменения вступят в силу только с января следующего года.

Отменены свидетельства о регистрации права, сокращены сроки регистрации и другие изменения — предлагаем всем практикующим юристам заранее ознакомиться с положениями нового закона о регистрации недвижимости.

Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступает в силу с 1 января 2017 года. Исключение составляют положения о компенсации ущерба, причиненного правомерными действиями и о компенсации за утрату права, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, которые вступают в силу с 1 января 2020 года.

Прежде всего, в соответствии с законом будет создан новый реестр – Единый государственный реестр недвижимости. Он объединит в себе прежний реестр прав на недвижимое имущество и сведения кадастра. Со дня вступления в силу нового закона сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, остаются общедоступными.

Кадастровый учет недвижимости по новому закону будет осуществлять Росреестр, в то время как в настоящее время эти функции возложены на кадастровые палаты субъектов РФ.

При этом законом предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно. Государственная регистрация прав без одновременного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется (статья 14 нового закона).

Заявление о кадастровом учете и (или) регистрации права можно будет подать в любой отдел Росреестра или МФЦ, независимо от места нахождения объекта недвижимости.

Независимо от формы представления документов, кадастровый учет и (или) регистрация прав осуществляются в следующие сроки:

  • 7 рабочих дней – регистрация права в Росреестре (9 рабочих дней при подаче в МФЦ);
  • 5 рабочих дней — осуществление государственного кадастрового учета при обращении в Росреестр (7 рабочих дней – через МФЦ);
  • 10 рабочих дней – при подаче заявления на осуществление кадастрового учета и регистрации прав через Росреестр (12 рабочих дней – через МФЦ).

Регистрация прав на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов при обращении в Росреетр с заявлением на бумажном носителе будет осуществлена в течение 3 рабочих дней (при обращении в МФЦ этот срок составит 5 рабочих дней). В случае поступления заявления в Росреестр в электронной форме регистрация осуществляется в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления соответствующих документов.

В законе существенно расширен перечень оснований для приостановления учета и регистрации — статья 26 нового закона содержит 51 пункт, каждый из которых дает регистратору принять решение о приостановлении.

Законодатель увеличил и сроки приостановления учета и регистрации прав на недвижимость. По общему правилу приостановление по инициативе регистратора возможно на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на 3 месяца. Исключения предусмотрены п.3-8 статьи 26 Закона.

Кадастровый учет и (или) регистрация прав могут быть приостановлены по инициативе заявителя не более чем на 6 месяцев. Заявление заявитель может подать однократно. Действующий закон не содержит указание на однократность подачи соответствующего заявления, а предельный срок приостановления регистрации по инициативе заявителя составляет всего 3 месяца.

Новый закон не предусматривает выдачу свидетельства о государственной регистрации права. По новым правилам государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Обновлено 22.10.2017 18:15

С 1 января 2017 г. вступает в силу Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации. В материале приведены основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации прав на недвижимость. Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

1. Появится новый реестр недвижимости

Будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений недвижимого имущества (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вести ЕГРН будут в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах госвласти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.

2. Уточнены объекты недвижимости, которые подлежат

кадастровому учету и права на которые регистрируются

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются, как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и госрегистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

Завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

Объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и госрегистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат госрегистрации.

3. Учитывать недвижимость и проводить госрегистрацию

прав на нее будет Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее вместе - Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время госрегистрацию прав на недвижимость и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет - подведомственная ему Кадастровая палата по субъектам РФ.

4. Кадастровый учет объектов и госрегистрация прав будет

проводиться как одновременно, так и отдельно

4.1. Когда учет и госрегистрация осуществляются одновременно

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости по общему правилу будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону, если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и госрегистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной госрегистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и госрегистрации не предусмотрено.

Учет и госрегистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной госрегистрации прав);

Образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

Прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

Образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие госрегистрации.

4.2. Когда учет и госрегистрация проводятся отдельно

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, госрегистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения госрегистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

Создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом госвласти, местного самоуправления или корпорацией "Росатом" в порядке межведомственного взаимодействия;

Прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

Изменение основных характеристик объекта.

5. Изменены правила обращения с заявлением о кадастровом

учете недвижимости и госрегистрации прав

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и госрегистрация - одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

Собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, - при одновременном осуществлении учета и госрегистрации;

Орган госвласти, местного самоуправления или корпорация "Росатом", выдавшие разрешение на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, - при учете в кадастре без одновременной госрегистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или госрегистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

В бумажном виде - лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

В форме электронных документов - через единый портал госуслуг или официальный сайт Росреестра.

Новшеством Закона является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

На сегодняшний день заявление о кадастровом учете подается по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа, а заявление о госрегистрации прав по общему правилу - по месту нахождения недвижимости в пределах регистрационного округа. Такое положение содержалось в Законе о госрегистрации прав на недвижимость ранее, но было признано утратившим силу. Несмотря на это, на практике заявление и документы представляются также по месту нахождения недвижимости.

5.1. Отменено требование об обязательном представлении учредительных документов юрлица

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юрлица, обратившегося за учетом объекта и госрегистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юрлицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении госрегистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

5.2. Установлен единственный случай отказа в приеме документов

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о госрегистрации прав на недвижимость запрещен.

5.3. Уточнены случаи, при которых документы возвращаются без рассмотрения

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

Несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

Наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

Отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав.

В настоящее время заявление о госрегистрации прав может быть возвращено в том числе:

Если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

В ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины - пять дней с момента подачи заявления.

6. Сокращен общий срок кадастрового учета

и госрегистрации прав

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

5 рабочих дней - для кадастрового учета;

10 рабочих дней - в случае одновременного проведения учета и госрегистрации;

7 рабочих дней - для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и госрегистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и госрегистрации срок госрегистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

6.1. В какой срок будет проводиться госрегистрация ипотеки

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для госрегистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, госрегистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если госрегистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок госрегистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

7. Уточнены основания приостановления кадастрового

учета и госрегистрации по решению госрегистратора

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и госрегистрация может быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями, этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о госрегистрации прав на недвижимость причинами приостановления, в частности, являются сомнения госрегистратора в наличии оснований для проведения госрегистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или госрегистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) госрегистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и госрегистрации будет отказано.

7.1. Увеличены сроки, на которые приостанавливаются учет и госрегистрация

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления госрегистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке.

Так, сроки приостановления учета объектов и госрегистрации составят:

Три месяца - по решению госрегистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

Шесть месяцев - по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время госрегистрация прав по решению госрегистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя - на три месяца.

8. Свидетельство о госрегистрации права выдаваться не будет

Согласно новому Закону кадастровый учет, госрегистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а госрегистрация договора или иной сделки - специальным регистрационной надписью на документе, выражающем содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и госрегистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент госрегистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о госрегистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

9. Кадастровый учет и госрегистрация могут проводиться

без участия правообладателя

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и госрегистрации документы в таком порядке установлена для органов госвласти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

Органы госвласти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

ФМС России - информацию об изменении сведений о физлице;

ФНС России - информацию об изменении сведений об организациях и ИП;

Суды или уполномоченные органы, наложившие арест, - заверенную копию такого акта;

Нотариусы - сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

10. Кто и за что несет ответственность при осуществлении

кадастрового учета и госрегистрации

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, госрегистратором и другими лицами.

Так, госрегистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

11. Уточнены условия выплаты компенсации за утрату

права на жилое помещение

Компенсация за жилое помещение - единственное пригодное для постоянного проживания - выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ.

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 1 января 2020 г.

В Федеральный закон от 13.07.15 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) в 2016 г. были внесены изменения Федеральным законом от 3.07.16 г. № 361-ФЗ. Большая часть измененных норм Закона № 218-ФЗ вступила в силу с начала 2017 г. В данной статье мы рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, части этого Закона, поскольку его положения и новые правила оформления права собственности и постановки на кадастр учитывают европейский опыт регистрации прав на недвижимое имущество и призваны улучшить систему учета недвижимого имущества в Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации, которая осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. В настоящее время такой порядок установлен Федеральным законом от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ). Именно на смену ему приходит новый Закон № 218-ФЗ.

Пункт 3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ определяет понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество как юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Данное определение не претерпело особых изменений и аналогично тому, что содержится в ст. 2 ныне действующего Закона № 122-ФЗ. Согласно п. 5 ст. 1 Закона № 218-ФЗ госрегистрация права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) является единственным доказательством существования зарегистрированного права и может быть оспорена только в судебном порядке.

Регистрацию проводит специальный уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти — Росреестр. Именно он осуществляет ведение государственного реестра и регистрацию прав на недвижимое имущество.

При госрегистрации фиксируется факт наличия недвижимости и приводятся ее характеристики (например, вид и тип недвижимости — дом, земельный участок и т. п., площадь, адрес расположения), сведения о том, кому принадлежит данная недвижимость (Ф.И.О. гражданина или наименование юридического лица, иные данные), а также есть ли обременения (ограничения в использовании, владении и распоряжении имуществом), например, в результате залога или аренды.

Единый реестр — благо?

Одним из основных нововведений стало формирование ЕГРН путем слияния баз Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН).

До 1 января 2017 г. оборот недвижимости в стране, по сути, подчинялся двойному регулированию. Так, постановка объекта на учет в ГКН требовала предоставление одного пакета документов, а регистрация прав на недвижимость другого. При этом гражданин или организация вынуждены были обращаться сначала в кадастровую палату, а потом в управление Росреестра, и у каждой из организаций были свои требования к документам, их оформлению, свой срок совершения регистрационных действий, что вынуждало участвовать в двух длительных процедурах. Создание единого реестра позволит сократить как время оформления документов, так и приведет к единообразию в требованиях. Итак, вкратце о новом.

Без привязки к территории. Документы будут принимать в любом подразделении Росреестра. До 1 января 2017 г. заявитель должен был обращаться в территориальный орган соответствующий расположению недвижимости. Теперь, если гражданин приобрел недвижимость в другом городе, ему не придется ехать туда для регистрации права — достаточно будет подать документы в ближайшее отделение в своем городе. Также заявление можно подать через МФЦ.

Меньше документов от юридических лиц. С 1 января 2017 г. юридические лица не обязаны представлять учредительные документы при регистрации права, как это было ранее. Теперь сотрудники Росреестра самостоятельно будут запрашивать необходимую документацию у органов, отвечающих за госрегистрацию юридических лиц.

Общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и госрегистрации прав сокращен и составит, при подаче документов в Росреестр:

5 рабочих дней — для кадастрового учета; 10 рабочих дней — в случае одновременного проведения учета и госрегистрации прав; 7 рабочих дней — для госрегистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и госрегистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

Установлен единственный случай отказа в приеме документов — если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт или доверенность на представителя организации).

Уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. В частности, к ним относятся:

несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату; наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или госрегистрации прав; если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату; в ЕГРН имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Установлены более продолжительные сроки приостановления госрегистрации прав:

три месяца — по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления); шесть месяцев — по инициативе заявителя, при этом в Законе № 218-ФЗ уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

Нотариус, как регистратор?

Нововведения в Закон № 218-ФЗ, вступившие в силу с 1 января 2017 г., прямо относят нотариусов к числу участников отношений, возникающих при осуществлении госрегистрации прав. При осуществлении госрегистрации прав на недвижимое имущество на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство, свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов достоверность нотариально удостоверенного документа проверяется государственным регистратором прав через единую информационную систему нотариата.

Нотариус является одним из лиц, по заявлению которого допускается госрегистрация прав на объект недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета такого объекта, но только в том случае, когда такое право возникло на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия. Нотариус может направить такие документы посредством электронного отправления, в том числе в форме электронных образцов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом надо понимать, что при отправке документов нотариусом в электронном виде получить от него документ с отметкой о госрегистрации не получится, поскольку с 15 июля 2016 г. при регистрации собственности на недвижимость в России свидетельства больше не выдают.

Кто и за что несет ответственность

Особый интерес у граждан вызывает вопрос, кто и за что несет ответственность при осуществлении кадастрового учета и госрегистрации. Ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и госрегистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами.

Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или госрегистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Также нововведениями в Закон № 218-ФЗ уточнены условия выплаты компенсации за утрату права на жилое помещение. Компенсация за жилое помещение — единственное пригодное для постоянного проживания — выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону № 218-ФЗ условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из ЕГРЮЛ. Однако положение Закона № 218-ФЗ о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу только с 1 января 2020 г.

Новое на сайте

>

Самое популярное