Домой Кредиты онлайн Страховой случай и страховой риск в обязательном социальном страховании. Характеристика рисков по государственному социальному страхованию

Страховой случай и страховой риск в обязательном социальном страховании. Характеристика рисков по государственному социальному страхованию

Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию надлежит знать каждому гражданину РФ. В жизни может случиться любая ситуация, когда потребуется дополнительная финансовая помощь.

Обязательное социальное страхование — часть социальной государственной защиты. Федеральное законодательство предусматривает страхование работающих людей от ухудшения социального или материального статуса по независящим от человека обстоятельствам.

Социальное страхование в обязательном порядке

Обязательным социальным страхованием называют экономические, организационные и правовые мероприятия, позволяющие компенсировать или уменьшить результаты снижения социального или материального статуса трудоустроенных граждан и других категорий после трудовых увечий, инвалидности, профзаболевания, болезней, беременности, родов, утраты рабочего места, наступления старости, смерти кормильца, при потребности санаторно-курортного лечения и других обстоятельств, прописанных в законе РФ.

Принципы

Главные нормы это вида страхования:

  • финансовая стабильность, когда пополнение происходит средствами социального страхования;
  • обязательный характер и доступность получения социальной помощи;
  • государственная гарантия на соблюдение прав защиты и выполнение страховых обязательств в любом финансовом положении страховщика;
  • регулирование системы государственными органами;
  • паритетность участия субъектов в управлении;
  • обязательная уплата налогов или страховых взносов;
  • ответственность по целевому использованию;
  • общественный контроль;
  • автономность системы.

Субъекты страхования

Субъектами называют участников страховых отношений:

  • страхователь - ими выступает работодатель, который подписывает трудовой договор;
  • страховщик;
  • застрахованное лицо;
  • другие органы, перечисленные в страховом законодательстве. Обязательное страхование социального характера не допускает посредников.

Страхователи

Страхователем является организация или гражданин, которые вносят страховые взносы, оплачивают страховое обеспечение. Некоторые виды страховых взносов уплачивают органы местного самоуправления, исполнительная власть. Страхователи строго определены законом.

Страховщики

Страховщиком будут некоммерческая организация, соответствующая требованиям закона. В нем страховщики определены по всем формам соц.страхования. Они обеспечивают права застрахованного человека после возникновения страхового случая.

Застрахованное лицо

Застрахованным лицом будут граждане РФ, иностранные лица, лица без гражданства. Основное условие - официальное трудоустройство. Так же страхованию подлежат самостоятельно обеспечивающие себя лица и другие категории, которые предусмотрены законодательством.

Если человек оформлен по трудовому договору, то он точно попадает под социальное страхование обязательной формы и может рассчитывать на государственную помощь. Лица без гражданства будут застрахованы только, если относятся к высококвалифицированным специалистам, работают в РФ более полугода.

Виды страховых рисков социального характера

Существует несколько видов страховых рисков. Регламент компенсации по одновременно наступившим нескольким случаям предусмотрен федеральным законодательствам.

К страховым рискам относят:

  • Потребность в медицинской помощи.
  • Материнство.
  • Временная нетрудоспособность.
  • Профзаболевания, трудовые увечья.
  • Инвалидность.
  • Старость.
  • Смерть кормильца.
  • Потеря работы и получение статуса безработного.
  • Уход из жизни, потеря трудоспособности находящихся на иждивении. Для каждой формы социальных страховых рисков предусмотрено вид страхового обеспечения.

Формы страхового обеспечения

  • Оплата расходов, понесенных мед.учреждением во время оказания медпомощи человеку.
  • Обеспечение по инвалидности.
  • Обеспечение по старости.
  • Обеспечение после смерти кормильца.
  • Пособие по БИР.
  • Обеспечение по временной нетрудоспособности.
  • Пособия по профзаболеваниям, трудовым увечьям.
  • Пособие по уходу за ребенком.
  • Разовая выплата при рождении ребенка.
  • Пособие для женщин за своевременное становление на учет во время беременности.
  • Компенсация санаторно-курортного лечения.
  • Пособие на оздоровление.
  • Пособие на погребение.

Виды обеспечения по страхованию

Федеральный закон предусматривает 3 основных вида:

  • Пособие из-за временной утраты трудоспособности.
  • Страховые выплаты: единый страховой выплат после гибели, ежемесячные выплаты после гибели.

Эти виды страховых выплат получают лица предусмотренные законом, а не само застрахованное лицо.

  • Оплата дополнительных затрат по профессиональной, социальной и медицинской реабилитации при наличии последствий страхового случая: лечение в РФ до возвращения трудоспособности после страхового случая.

Если восстановление трудоспособности невозможно, то требуется констатация стойкой утраты трудоспособности специалиста.

  • уход за застрахованным посторонним человеком или членом семьи;
  • проезд и проживание застрахованного и сопровождающего лица (при надобности) для медицинской или социальной реабилитации, прохождения медико-социальные экспертизы, экспертизы для определения связи возникшего заболевания с профессией.
  • восстановление в санаторно-курортных организациях;

При надобности сопровождающего лица, его проживание и питание компенсируется с фонда страхования.

  • изготовление ортезов и протезов;
  • приобретение технических средств восстановления;

Ремонт протезов и технических средств происходит за счет государства.

  • переобучение;
  • обеспечения транспортным средством, компенсация горюче-смазочных материалов. Дополнительные расходы, предусмотренные федеральным законодательством, оплачивает страховщик.

Выплата утраченного заработка, морального вреда ложится на причинителя вреда.

Момент возникновения обязательств

Для страхователя обязательства наступают после подписания трудового договора с любым работником. В иных случаях - после регистрации.

У страховщика - после подписания трудового договора. При самостоятельном обеспечении работой и у других категорий - после внесения страховых взносов.

Обязанности и права застрахованного лица

Обязанности застрахованного следующие:

  • вовремя подавать страховщику документы с достоверной информацией, которые будут основанием для оформления страхового обеспечения;
  • вносить налоговые платежи, страховые взносы. Застрахованное лицо вправе: . вовремя получить страховое обеспечение на установленных условиях;
  • рассчитывать на защиту;
  • участвовать в управлении страхованием;
  • получать информацию о работе страхователя и страховщиков;
  • вносить предложения по страховым взносам.

Человек обязан знать свое право на социальное обеспечение по обязательному социальному страхованию. Каждый может рассчитывать ан помощь государства в трудном финансовом положении.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1.Понятие и виды социальных рисков

2.Модели страхования социальных рисков

Заключение

Список литературы

Введение

Страхование - довольно молодая сфера. Оно получило качественное развитие в России лишь после 1990 года. Одной из ветвей страхования является социальное страхование.

Социальное страхование -- установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов.

Одним из ключевых понятий социального страхования является социальный риск. Под ним в понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого, осуществляется обязательное социальное страхование.

Социальное страхование выполняет функции не только компенсации социального риска, но и предупреждения неблагоприятных последствий рисковой ситуации.

Цель эссе - определить виды, модели и формы страхования социальных рисков.

Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что на сегодняшний момент страхование социальных рисков является одной из наиболее эффективно функционирующих отраслей страхования.

Многочисленные публикации свидетельствуют о том, что и данная отрасль имеет ряд проблем.

1. Понятие и виды социальных рисков

В современной литературе определение трактуется по-разному. Так, согласно российскому законодательству, под социальным риском понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» .

Однако это определение можно считать неполным, так как оно не отражает сущности социального риска в целом. Сравнивая понятие, представленное в российском законодательстве с понятием, представленных в трудах различных ученых можно сделать вывод о поверхностном отражении сути социального риска. Так, М. Ю. Федорова дает следующее определение социальных страховых рисков. Социальный страховой риск - это возможность возникновения социально-неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки гражданина со стороны государства, являющихся основаниями для социальной поддержки и социального обеспечения Федорова. М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования - Омск: ОМСКИЗДАТ, 2003 - с. 13 .

Е.Е Мачульская считает, что социальный риск - это вероятность наступления материальной необеспеченности из-за утраты заработка, дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания по экономическим (безработица), физиологическим (старость, инвалидность, материнство) или демографическим (многодетность) причинам» Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования.- М: ПРОСПЕКТ,2009 -430 с. .

Из вышеизложенного следует, что для полного отражения понятия социально страхового риска необходимо рассмотреть виды риска.

К видам социально страховых рисков относят три группы:

1. Необходимость получения медицинской помощи.

2. Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

3. Дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

В российском законодательстве выделяют следующий перечень социальных рисков:

Необходимость получения медицинской помощи.

* Временная нетрудоспособность -- невозможность по состоянию здоровья выполнять работу в течение относительно небольшого промежутка времени.

* Трудовое увечье -- повреждение здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве.

* Профессиональное заболевание -- хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

* Материнство.

* Инвалидность -- нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни.

* Наступление старости.

* Потеря кормильца.

* Признание безработным.

* Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» .

Таким образом, понятие социального риска включает в себя ряд событий (как благоприятных, так и неблагоприятных), наступление которых может привести к ограничению или прекращению трудовой деятельности человека, временной нетрудоспособности, нарушению его здоровья (здоровья членов семьи находящихся на иждивении) или смерти человека (членов семьи находящихся на иждивении). Страхование социальных рисков отличается в зависимости от различных моделей страхования рисков.

2. Модели страхования социальных рисков

Современное страхование предполагает наличие 3 основных моделей страхования социальных рисков: модель Бевериджа, модель корпоративного страхования, модель Бисмарка. Данные модели имеют свои особенности, что определяет специфику страхования социальных рисков разных стран.

Модель Бевериджа

Широко используется в Великобритании, Ирландии и некоторых других странах Северной Европы. Главной особенностью данной модели страхования социальных рисков является финансирование, которое происходит через налоговую систему. Это приводит к зависимости бюджета социального страхования от формирования государственного бюджета.

Суть «бевериджской» модели состоит а том, что любой человек имеет право на минимальную защищенность государством по отношению к заболеваниям, старости или иной причине сокращения своих ресурсов. Прикрепление к системам страхования по болезни происходит автоматически, а пенсионные системы обеспечивают минимальные доходы всем престарелым независимо от их прошлых усилий по отчислениям от заработной платы. www.insor-russia.ru

Основная проблема, выделяемая в трудах исследователей, заключается в зависимости бюджета социального страхования от государственного бюджета, т.е. финансирование системы страхования социальных рисков напрямую зависит от состояния государственного бюджета, от экономических ситуаций, влияющих на его формирование.

Модель частного страхования

Используется в Бельгии, Финляндии и Португалии. Основная особенность данной модели - страхование социальных рисков строится на коммерческой деятельности частных страховых компаний.

Суть состоит в том, что при частном страховании социальных рисков страхователь сам оплачивает тот или иной социальный риск, а затем предъявляет счет страховой компании. При этом, страхование того или иного вида социального риска не предполагает полного возмещения ущерба.

Аналитики видят основную проблему в том, что, частные компании страхования социальных рисков не всегда могут добросовестно исполнять свои обязанности, а выплаты происходят в соответствии с суммой, которую страхователь внес в страховую организацию. Однако зарубежный опыт показывает, что при достаточной законодательной базе данная модель может быть довольно результативной. Курманов А.М.Стандарты новой жизни/ «Литер»,2007 - № 9- с.12-15.

Модель Бисмарка

Наиболее распространенная модель, используемая в Германии, Австрии, Люксембурге, Франции, Италии.

Суть её состоит в том, что она простроена на основе принципа сбора страховых взносов, установленных в соответствии со страховыми тарифами.

Модель устанавливает жесткую связь между уровнем социальной защиты и успешностью профессиональной деятельности. Страховая защита от социальных рисков находится в прямой зависимости от отчислений, которые выплачиваются на протяжении всей активной жизни человека. Социальные выплаты принимают форму страховых взносов. Социальная защита независима от государственного бюджета. Однако, в отличие от частной модели, сумма, выплачиваемая в случае наступления социального риска, формируется в соответствии со страховыми тарифами, т.е. страховой взнос страхователя корректируется в соответствии со страховым тарифом, и сумма выплат может быть выше страхового взноса.

Данная модель, в преобразованном виде, используется и в РФ. Однако существенное отличие российской модели состоит в нескольких причинах. Во-первых, в РФ перечень социальных рисков полнее, чем в других станах. Во-вторых, в РФ деятельность по страхованию социальных рисков осуществляют как государственные организации (внебюджетные фонды) - при обязательном социальном страховании, так и частные организации - при добровольном социальном страховании www.science-education.ru .

Рассматривая негативные моменты функционирования данной модели необходимо сказать о следующем: страховые взносы, при обязательном социальном страховании, вносятся ежегодно, но социальный риск может не наступить, т.е. вносимая сумма, если социальный риск не наступил, остается страховой организации.

Однако профилактика социального риска дает гарантию, что при наступлении страхового случая будут произведены выплаты, человек социально защищен.

Таким образом, специфика моделей страхования социальных рисков, обусловлена национальными особенностями. То, что используется в одной стране, не всегда целесообразно использовать в другой. Гораздо благоприятнее совершенствовать уже имеющуюся модель страхования социальных рисков, чем внедрять новую модель.

3.Формы страхования социальных рисков

Из вышеописанных моделей вытекают две формы страхования социальных рисков: добровольная и обязательная.

При обязательном страховании инициатором страхования выступает государство, с помощью законодательства обеспечивающее обязанность граждан страховать социальные риски.

Обязательное страхование социальных рисков включает в себя:

централизованно организованную, осуществляемую и контролируемую государством форму обязательного социального страхования;

децентрализованную форму обязательного социального страхования, организованную и осуществляемую в соответствии с федеральными законами, указанными в них в качестве страхователей лицами Яшин С.Н. Особенности современных форм социального страхования/«Безопасность и охрана труда» ,2007 -№4 - с. 7-11 .

К видам социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с российским законодательством, относят: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» .

Страховые взносы, в соответствии с новым законодательством, в фонды обязательного социального страхования осуществляются через страховые взносы (ранее это осуществлялось через ЕСН, который отменен с 1 января 2010года) Май И.И. Российская система обязательного и добровольного социального страхования работающих граждан/ "Управление персоналом",2008 - №10 - с. 10-12 .

В отличие от обязательного добровольное страхование в состоянии более гибко реагировать на все изменения в обществе и, следовательно, способно существенно дополнить собой обязательное страхование, формируя тем самым единый механизм социальной защиты работника.

Добровольное социальное страхование, является дополнительным. Оно призвано обеспечить более полную и своевременную защиту от социальных страховых рисков.

При добровольном страховании социальных рисков инициатива страхования исходит от лица, желающего получить страховку. Страхование осуществляется только посредством заключения договора страхования между страхователем и страховщиком.

Добровольное страхование имеет заранее оговоренный определенный срок страхования, начало и окончание которого указывается в договоре.

В системе российского социального страхования основной формой страхования является обязательная, потому что осуществляется в силу закона в отношении всех категорий граждан, подвергающихся социальным рискам Май И.И. Российская система обязательного и добровольного социального страхования работающих граждан/ "Управление персоналом",2008 - №10 - с. 10-12 .

Так как добровольное страхование социальных рисков является дополнительной формой страхования, у страхователя есть возможность самому определить перечень страховых рисков, от которых хотел бы застраховаться.

Таким образом, в мировой практике используют две формы страхования рисков: добровольную и обязательную. В каждом государстве главной является только одна из форм. В России - это обязательная форма страхования социальных рисков.

Заключение

риск социальный страхование добровольный

Под социальным риском понимается предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Модели и формы страхования социальных рисков определяют систему социального страхования страны, специфику и особенности.

Обобщая вышеизложенный материал можно сделать следующие выводы: во-первых, страхование социальных рисков в нашей стране стало развиваться только в 90-х годах и имеет ряд недоработок. Эти недоработки связаны с используемой в нашей стране модели страхования социальных рисков. Многое скопировано с бисмаровской модели, но для более высоких темпов развития страхования в РФ необходимо модернизировать существующую систему и сделать её более гибко. Например, можно объединить положительные моменты существующих моделей страхования социальных рисков и преобразовать их в качественно новую модель, соответствующую современным условиям; во-вторых, используемая в России система обязательного страхования социальных рисков довольно эффективна. Но у обязательного страхования основной недостаток в том, список социальных рисков, подлежащих обязательному страхованию, четко определен. Но для более эффективного функционирования системы страхования социальных рисков благоприятнее было бы создать смешанную систему, включающую в себя как элементы добровольного, так и элементы обязательного страхования социальных рисков.

Таким образом, страхование социальных рисков играет важную роль в экономике. Прежде чем усовершенствовать систему социального страхования необходимо проанализировать существующие модели и формы страхования социальных рисков.

Список литературы

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»

Курманов А.М.Стандарты новой жизни/ «Литер»,2007 - № 9- с.12-15

Май И.И. Российская система обязательного и добровольного социального страхования работающих граждан/ "Управление персоналом",2008 - №10 - с. 10-12

Федорова. М.Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования - Омск: ОМСКИЗДАТ, 2003 - с. 13

Яшин С.Н. Особенности современных форм социального страхования/«Безопасность и охрана труда» ,2007 -№4 - с. 7-11

Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования.- М: ПРОСПЕКТ,2009 -430 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение страхования внешнеэкономических рисков, его виды, классификация рисков. Сущность и специфика страхования экспортно-импортных кредитов, его выгоды, цель и объекты страхования. Страхование прочих рисков в торговых сделках СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.

    реферат , добавлен 15.01.2009

    Сущность и виды страхования банковских рисков. Зарубежный опыт в этой сфере. Современное состояние и проблемы в области личного, имущественного страхования и страхования ответственности в России. Перспективы развития страхования банковских рисков.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2014

    Основные этапы развития страхования в России. Правовые основы страхования. Классификация рисков в туризме. Современные проблемы и перспективы развития страхования рисков в туризме (на примере ОАО "РОСНО"). Организация страхования рисков в туризме.

    дипломная работа , добавлен 05.06.2010

    Экономическая сущность страхования: понятие, условия, особенности. Основные показатели развития фондового рынка, виды его рисков и нормативная база их страхования. Зарубежный опыт и основные направления совершенствования страхования фондовых рисков.

    дипломная работа , добавлен 16.08.2012

    Понятие, сущность, классификация, основные признаки, цель и направления развития страхования предпринимательских рисков. Виды страхования предпринимательских рисков, практикуемые в современной действительности. Порядок заключения договоров страхования.

    контрольная работа , добавлен 16.08.2010

    Функции страхования как метод возмещения материальных потерь. Виды страхования рисков. Страховой договор - юридическая форма, опосредующая взаимоотношения между участниками страхования. Предпринимательский риск: методы страхования, пути и методы снижения.

    курсовая работа , добавлен 31.08.2011

    Сущность и классификация коммерческих рисков. Возможность возникновения рисков у лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Страхование предпринимательских рисков согласно норм ГК РФ. Современный опыт страхования коммерческих рисков.

    дипломная работа , добавлен 26.11.2010

    Понятие страхования, основы и принципы классификации по объектам и роду опасностей. Принципы обязательного и добровольного страхования. Исследование особенностей социального, медицинского, имущественного, личного страхования, рисков и ответственности.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2014

    Исторические этапы развития и экономическая сущность страхования, его цели и задачи. Специфика страховых отношений. Субъекты, объекты и функции рисков в страховании. Признаки классификации страховой деятельности. Принципы и формы социального страхования.

    лекция , добавлен 16.02.2011

    Основы классификации по объектам страхования и роду опасностей. Принципы добровольного и обязательного страхования. Задачи и функции социального страхования, характеристика видов: медицинское, личное, имущественное, страхование рисков и ответственности.

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

РИСК СТРАХОВОЙ СОЦИАЛЬНЫЙ - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Видами социальных страховых рисков являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

4) материнство;

5) инвалидность;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи,

находящихся на его иждивении.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают:

у страхователя - работодателя - по всем ведам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у других страхователей с момента их регистрации страховщиком;

у страховщика - с момента регистрации страхователя;

у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем;

у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

39. Источники поступления денежных ср-в в бюджеты осс

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

- страховые взносы - денежная сумма, уплачиваемая страхователем страховщику за страхование, то есть за обязательство возмещения ущерба; денежная сумма, вносимая в фонды социального страхования.

Расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты заработной платы. Страхователи начисляют страховые взносы на оплату труда, начисленную по всем основаниям, и на другие источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Страховые взносы работников, размер заработной платы которых ниже величины прожиточного минимума, не взимаются и вносятся за них страхователем-работодателем. Виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ.

Суммы страховых взносов, уплачиваемые работниками, удерживаются страхователями-работодателями при выплате заработной платы и перечисляются страховщику одновременно со страховыми взносами страхователя-работодателя.

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая;

- дотации (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов), другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Государственной гарантией устойчивости обязательного социального страхования является система дотаций из федерального бюджета. В частности, при нехватке денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и других расходов предусматриваются дотации из федерального бюджета в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования выплаты по обязательному социальному страхованию;

Штрафные санкции (это хозяйственные санкции в виде денежной суммы (неустойка, штраф, пеня), которую участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, неисполнения или ненадлежащего исполнения хозяйственного обязательства) и пеня (неустойка, исчисляемая в процентах от суммы несвоевременно исполненного денежного обязательства за каждый день просрочки исполнения.);

Денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

Доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования. Вложение временно свободных денежных средств обязательного социального страхования осуществляется только под обязательства Правительства РФ;

Иные поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Социальный страховой риск - предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальноестрахование. Федеральный закон «об основах обязательного социального страхования» определяет социальный страховой риск следующим образом: предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Все виды страховых рисков можно разделить на три группы:

2. Утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

3. Дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Конкретные виды страховых рисков выглядят следующим образом:

1. Необходимость получения медицинской помощи.

2. Временная нетрудоспособность - невозможность по состоянию здоровья выполнять работу в течение относительно небольшого промежутка времени. Экспертиза временной нетрудоспособности работников осуществляется в учреждениях здравоохранения врачом или комиссией врачей. Удостоверяется больничным листком (в некоторых указанных в законодательстве случаях - справкой лечебно-профилактического учреждения.

3. Трудовое увечье - повреждение здоровья работника вследствие несчастного случая на производстве. Факт Трудовое увечье учитывается при назначении пособий по временной нетрудоспособности, пенсий по инвалидности к пенсий по случаю потери кормильца. Пособие по временной нетрудоспособности вследствие Трудовое увечье назначается при наличии акта о несчастном случае на производстве, если несчастный случай, повлёкший за собой увечье, произошёл на территории предприятия или в ином месте выполнения работником его трудовых обязанностей.



4. Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора и повлёкшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

5. Материнство.

6. Инвалидность - нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, приводящее к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. При наступлении инвалидности назначаются пенсии или ежемесячные пособия, предоставляются др. виды социального обеспечения и обслуживания, гарантированные государством. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности (I группа - на 2 года, II и III - на 1 год), а лицам в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».

7. Наступление старости.

8. Потеря кормильца.

9. Признание безработным.

10. Смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому из них определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

12. Государственная социальная помощь, понятие, виды.

Гос.соц.помощь как организационно-првовая форма дополняет гос.соц. страхование и находится на стадии формирования.

Она оказывается в целях повышения уровня жизни малоимущих граждан среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума установленного в субъекте РФ, а также в целях обеспечения всеобщей доступности и приемлемости качества соц.услуг.

Осн.цель гос.соц. помощи снижение уровня соц.неравенства.

В совр.условиях постоянно возникают новые обстоятельства в связи с которыми граждане утрачивают средства существования, несут доп.расходы и попадают в трудные жизненные ситуации, когда они нуждаются в помощи со стороны государства.

Источником финансирования гос.соц.помощи служат бюджеты разл.уровней бюджетной системы РФ.

Правовое регулирование – предоставление гос.соц.помощи осущ. в соотв. с:

1) Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Гл.критерием который опред.право на соц.помощь является нуждаемость.

Нуждаемость – это такое матер.положение, при котором индив.или среднедушевой доход лица и членов его семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по независящим от него причинам.

Величина прожит.минимума представляет собой стоимостное выражение потребит.корзины, при этом включ.в себя минимальный набор продуктов питания, промышл.товаров и услуг, которые необходимы для сохранения здоровья. Человека и обеспечение его жизнедеятельности.

Потребит.корзина по РФ и её субъектах определяется по осн.соц-демогр группам населения не реже 1 раза в 5 лет в соотв с методич.рекомендациями, которые разрабатываются с участием профсоюзов и утверждается Правительством РФ.

В субъектах РФ потреб.корзина устанавливается высшими законодательными органами с учетом природно-климат.учётом, потребление продуктов питания непродов.товаров и услуг.

1)Трудоспособное население, 2)дети, 3) пенсионеры

Стоимостное выражение потреб.корзины служит базой для расчёта регион.прожит.минимума, а также для установения миним.размеров оплаты труда, фиксир.базового размера пенсий, для разл.вида соц.пособий.

ВИДЫ: соц.пособия и субсидии.

СОЦ,ПОСОБИЯ. С 1.01.2005 финансирование гос.соц.помощи передано в ведение субъектов РФ.

На основе этого закона были приняты почти во всех субъектах нормат.акты гос.соц.помощи.

Напр, право на соц.пособие имеют сл.категории граждан: труженики тыла, ветераны труда и приравненные к ним лица, реабилитированные граждане, а также граждане приравненные к пострадавшим от полит.агрессий.

Если у гражданина имеется право на получение пособия по неск.основаниям, то выплата производится только по одному самому высокому по размеру.

Кроме того в перечень мер гос.соц.поддержки многие субъекты как правило квл бесплатн.проезд на всех видах городского транспорта, кроме такси и м/т.

Льготный или бесплатный отпуск лекарств.средств по рецептам врачей.

Льготный, беспл или со скидкй проезд ж/д транспорта пригородного сообщения.

Органами соц.защиты населения ведётся реестр получателей мер соц.поддержки.

Он содержит необх.сведения о гражданах, постоянно проживающих на данной территории и имеющих право на получение соц.поддержки или помощи.

СУБСИДИИ – это имеющие целевое назначение полная или частичная оплата соц.услуг. Как правило предост.на оплату жилья и коммунал.услуг в соотв.с решением высших законод.органов РФ.

*на финансирование мер со.поддержки реабилитированных лиц и лиц признанных пострадавшими от полит.регрессий.

*на соц.поддержку ветеранов труда и тружеников тыла.

*на выплату пособий гражданам, имеющих детей

Документы, необх.на получение субсидий: заявление, документы о составе семьи заявителя, документы подтв правовые основания владения, пользования жилых помещений, документы подтв доходы заявителя и всех членов его семьи.

Повседневная жизнь полна самых разных социальных рисков, и любой гражданин не может быть уверенным в том, что в какой-то момент не окажется нетрудоспособным и не попадет из-за этого в тяжелое материальное положение. Такие события происходят довольно часто и имеют под собой объективные причины: несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, утрата заработка из-за временной нетрудоспособности или потеря самой работы.

В странах с социально ориентированной экономикой серьезное внимание уделяется политике социальной защиты населения, главными составляющими которой являются социальное страхование и социальная помощь. Проблема эта была обозначена и в принятой в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах человека, закрепившей права каждого на защиту при помощи социального страхования.

Социальное страхование - это разработанная и реализуемая государством система поддержки нетрудоспособных и престарелых граждан за счет средств государственного страхового фонда, а также частных либо коллективных страховых фондов.

Социальное страхование – это механизм реализации социальной политики государства, основа организации социальной защиты населения.

Социальное страхование - это упорядоченная система денежных пособий: по нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам; пенсий по инвалидности, по старости, по случаю потери кормильца.

Государственное социальное страхование находится в ведении органов законодательной и исполнительной власти, формирующих государственный бюджет и его расходную часть. Пособия и льготы, поступающие населению через эту систему, устанавливаются законодательными и нормативными актами. Они распределяются по принципу солидарности, который означает, что выплаты не зависят от уплачиваемых гражданином налогов и страховых взносов и определяются только степенью нуждаемости.

ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Исторически определились три формы организации систем социального страхования:
- государственное;
- коллективное (страхование, организуемое профсоюзами);
- смешанное (основанное на взаимодействии государства и профсоюзов).

Государственное социальное страхование является обязательным и формируется из налогов, которые отчисляют все активные трудоспособные граждане. Работодатель обязан удерживать с каждого работника налоги в фонд социального страхования. Государственное страхование финансирует не только пенсии пожилым членам общества, инвалидам, но и декретные выплаты, пособия на детей, а так же пенсии детям, лишенных кормильцев.

Коллективное социальное страхование имеет те же цели и задачи, что и государственное. Однако его объект значительно уже: он ограничивается трудовым коллективом, профсоюзом, отраслью или регионом. Страховые фонды коллективного социального страхования образуются за счет работников и работодателей. Однако, в отличие от государственных, они являются независимыми самоуправляемыми организациями, форма которых устанавливается государственным социальным законодательством. Коллективным социальным страхованием могут заниматься любые страховые организации, получившие от государства в установленном порядке разрешение на этот вид деятельности.

Смешанным социальным страхованием называются проекты, которые профсоюзы реализуют вместе с государством.

Страховые риски

Различают следующие виды социальных страховых рисков:
- временная нетрудоспособность;
- необходимость получения медицинской помощи;
- трудовое увечье и профессиональное заболевание:
- инвалидность;
- материнство;
- признание безработным;
- наступление старости;
- потеря кормильца;
- смерть застрахованного лица или нетрудоспособность членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Каждому виду социального страхового риска соответствует и определенный вид страхового обеспечения, т.е. исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принято различать следующие виды социального страхования: от несчастных случаев на производстве, страхование на случай болезни и обязательное пенсионное страхование.

Страхование от несчастных случаев на производстве. Взносы по этому виду страхования уплачиваются только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. Этот вид социального страхования гарантирует выплату денежной компенсации при наступлении несчастного случая по месту работы. Выплаты производятся после составления акта по форме Н-1.

Страхование на случай болезни. В этом виде социального страхования взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. Это всем известный листок нетрудоспособности и выплата по нему осуществляется после сдачи "больничного" в бухгалтерию для расчета.

Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях. В настоящее время любой работник также может принять участие в формировании свой пенсии по программе софинансирования.

Существуют также социальные выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице и др. Они также являются видами социального страхования, но формируются и выплачиваются за счет взносов работодателей и средств внебюджетных фондов.

Социальное страхование – это один из важнейших социальных институтов, осуществляющий поддержку населения. Он способствует поддержанию стабильности в обществе.

ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля.

Участники

Участниками обязательного социального страхования являются страхователи - работодатели, страховщики, застрахованные лица.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, которые должны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы, являющиеся обязательными платежами. Страхователями выступают также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные уплачивать страховые взносы.

Страховщики - некоммерческие организации, создаваемые для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев.

Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.

Между названными субъектами и складываются отношения по обязательному социальному страхованию. Законодатель особо говорит о моменте возникновения данных отношений. Так, у страхователя (работодателя) данные отношения возникают с момента заключения с работником трудового договора; у иных страхователей - с момента их регистрации страховщиком, а у страховщика - с момента регистрации страхователя. В свою очередь, у застрахованных лиц моментом возникновения данных отношений является заключение трудового договора с работодателем; у лиц же, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - уплата ими или за них страховых взносов.

Возникающие по вопросам обязательного социального страхования споры разрешаются в следующем порядке. Страхователь или застрахованное лицо могут направить письменное заявление по спорным вопросам страховщику, который должен в течение десяти рабочих дней со дня его получения рассмотреть данное заявление и о принятом решении письменно сообщить заявителю в течение пяти рабочих дней после рассмотрения такого заявления. В случае несогласия с принятым решением спор подлежит разрешению в вышестоящих инстанциях либо в судебном порядке.

Фонды социального страхования

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них направлениями использования. Они функционируют на принципах самоуправления и некоммерческого хозяйствования. Во главе системы социального страхования находится государственный внебюджетный Фонд социального страхования РФ.

Фонды социального страхования образуются за счет трех источников:
- страховых взносов работодателей;
- взносов работников;
- субсидий государства.

Взносы с работодателей взимаются в процентах не от общего фонда заработной платы занятых, а от заранее установленной максимальной суммарной заработной платы, т. е. суммы, превышающие этот максимум, не учитываются.

Взносы застрахованных работников представляют собой прямой вычет из их дохода. По существу, это целевой подоходный налог. Ставка взноса устанавливается в процентах к валовому заработку и является в большинстве случаев пропорциональной независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взносов или максимальный доход, к которому применяется ставка.

Государственные субсидии включают в себя взносы в фонды обязательного социального страхования за неработающих граждан, военнослужащих и госслужащих, дотации на покрытие дефицита этих фондов и налоговые льготы.

Направления деятельности Фонда социального страхования РФ.
1. Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рамках этого направления Фонд социального страхования осуществляет следующие страховые выплаты:
- единовременное страховое пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- страховое пособие по беременности и родам;
- страховое пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное страховое пособие по уходу за ребенком;
- оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
- страховое пособие по временной нетрудоспособности;
- страховое пособие на погребение.
2. Страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Средства на этот вид обязательного социального страхования формируются за счет:
- обязательных страховых взносов работодателей;
- взыскиваемых штрафов и пени;
- капитализированных платежей, поступивших в Фонд в случае ликвидации страхователей;
- иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
3. Финансирование Фондом социального страхования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма.
4. Выполнение Фондом социального страхования государственных социальных обязательств по поручению Правительства РФ. На Фонд возложены следующие дополнительные обязательства не страхового характера:
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета;
- обеспечение граждан получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, а также бесплатным проездом к месту лечения и обратно за счет средств федерального бюджета;
- выплата родовых сертификатов.

Права и обязанности застрахованного лица

Согласно Федеральному закону "Об основах обязательного социального страхования", застрахованное лицо имеет право:
- своевременно получать страховое обеспечение (при этом в случаях, предусмотренных законодательством, такое право имеют члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении);
- вносить предложения (через своего представителя или профсоюз) о тарифах страховых взносов – страховщикам и в Правительство Российской Федерации;
- участвовать (через своего представителя или профсоюз) в управлении обязательным социальным страхованием;
- получать информацию о деятельности страховщиков и страхователей (в частности, один раз в год (бесплатно) в органах Пенсионного фонда России по месту жительства или работы – сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете);
- получать у страхователя (бесплатно) – копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд России для индивидуального (персонифицированного) учета;
- обращаться с заявлениями об исправлении сведений (в случае несогласия с ними), содержащихся в его индивидуальном лицевом счете в органы Пенсионного фонда России (включая его Правление) либо в суд;
- защищать (лично, через своего представителя или через профсоюз) свои права, в том числе в суде.

Застрахованное лицо обязано:
- уплачивать страховые взносы и (или) налоги, если такая обязанность установлена законодательством РФ;
- своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения, для назначения и выплаты страхового обеспечения;
- пройти регистрацию в органах Пенсионного фонда России;
- получить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и предъявлять его по требованию страхователя, работников органов Пенсионного фонда России;
- обратиться с заявлением в случае изменения сведений, содержащихся в его индивидуальном лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства;
- представить по требованию органов Пенсионного фонда России документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его индивидуальный лицевой счет.

Новое на сайте

>

Самое популярное