Домой Кредиты онлайн Строительные работы не требующие лицензии. Лицензирование строительной деятельности в россии

Строительные работы не требующие лицензии. Лицензирование строительной деятельности в россии

Лицензирование строительной деятельности отменено - вместо строительных лицензий оформляются допуски СРО к определенным работам, новые механизмы лицензирования .

Во всём мире лицензирование строительства является обычной практикой, которая позволяет ограничить круг подрядчиков профессионалами с репутацией, что в свою очередь снижает любые риски и повышает качество возводимых объектов. Выдача разрешений на проектирование и строительство является необходимой мерой, защищающей интересы многих сторон, прежде всего, заказчика и государства, заинтересованного в технически грамотной реализации программ.

В условиях российского рынка изначальный отбор подрядчика играет особую роль, прежде всего, в программах долевого строительства. Не секрет, что недобросовестные застройщики – это реальная болезнь отечественной отрасли, побороть которую может только дифференцированный подход к выдаче разрешений на возведение жилых объектов. С приходом новых правил строительного лицензирования путём членства подрядчиков в саморегулируемых организациях ситуация радикально изменилась, но об этом речь пойдёт ниже.

Строительное лицензирование в новом формате – цели и задачи

Кроме вышеупомянутых основных целей лицензирования строительной деятельности – защиты интересов различных сторон, в этом виде экономическо-бюрократических отношений существует ещё несколько знаковых аспектов, определяющих необходимость данного механизма.

Лицензирование строительства позволяет достигать следующих целей:

  • увеличивать поступления в государственную казну;
  • осуществлять отбор подрядчиков на начальной стадии, допуская к определённым работам компетентных операторов, обладающих достаточным экономическим и производственным потенциалом за счет лицензирования;
  • проводить учёт всех строительных проектов для создания общей статистики;
  • повышать конкурентоспособность рынка строительства в целом;
  • соблюдать уровень соответствия проектов и рабочих процессов существующим нормам и стандартам;
  • создавать определенную репутацию конкретной строительной компании, которая, имея в своём портфолио лицензии на ведение той или иной деятельности, обладает дополнительными весомыми аргументами для ведения переговоров с партнёрами и заказчиками.

Лицензирование строительства – актуальные механизмы

В разных странах существует различные механизмы лицензирования строительной деятельности. В России на сегодняшний день полномочия выдачи допуска к созданию проектной документации и проведению строительно-ремонтных работ переданы , представляющим собой некоммерческие партнёрские объединения профильных операторов. Эти компании сами создают компенсационный фонд, из которого в случае каких-либо убытков, причинённых подрядчиком третьим сторонам, выплачиваются компенсации.

Соответственно лицензирование строительной деятельности в СРО предполагает достаточно жёсткий контроль над выдачей допусков и проведением монтажных и пуско-наладочных работ. Такое положение дел связано с тем, что каждый член такого объединения заинтересован, чтобы его партнёры по саморегулируемой организации реализовывали программы с должным уровнем ответственности и качества.

Поэтому на сегодняшний день лицензирование строительства в СРО характеризуется достаточно высокими стандартами мониторинга соискателей допусков.

Чтобы стать членом СРО, компании необходимо подать сравнительно небольшой пакет документов и выплатить взнос в компенсационный фонд. Конечно, прежде всего, нужно будет грамотно выбрать соответствующее саморегулируемое объединение, которое предоставляет своим членам не только допуски к работам, но и всестороннюю правовую и имиджевую поддержку. После принятия компании в некоммерческое партнерство, лицензирование строительной деятельности будет выражаться в выдаче Свидетельств допуска установленного образца, которые предоставляются соискателю на основании решения специального комитета.

Список работ, требующих наличия свидетельства допуска, выданного СРО, регламентирован Приказом Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. N 274.

Таким образом, сегодня строительное лицензирование в России обрело новые более цивилизованные формы, практически полностью исключив участие государственных бюрократических структур в процессе выдачи допусков к определённым работам. Конечно, и в саморегулируемых организациях имеют случаи коррумпированных решений, однако подобные явления не являются повсеместными и носят, скорее, спорадический характер. В целом ситуация с позволяет строить самые оптимистичные прогнозы на дальнейшую популяризацию этого достаточно эффективного инструмента регулирования отношений на строительном рынке за счет лицензирования.

Какие виды работ нельзя проводить без разрешительных документов, где и как их получить? Эти вопросы интересуют многих предпринимателей, планирующих заняться строительством, а также подрядчиков из бывших советских республик.

Лицензирование опасных видов деятельности

С начала 90-х годов организации и частные предприниматели, занимающиеся возведением зданий и сооружений, должны были получить лицензию на строительную деятельность. С принятием закона о лицензировании в 2001 году, все работы, связанные с капитальным строительством и ремонтом зданий, были включены в специальный перечень:

  • инженерные изыскания: геологические, геодезические, гидрометеорологические и экологические исследования и другие инженерные работы, а также кадастровые работы;
  • проектирование зданий и сооружений : составление проектной документации для реконструкции, капитального ремонта, строительства и технического переустройства;
  • строительно-монтажные работы: общестроительные, специальные, пуско-наладочные, монтажные, санитарно-технические.


Строительная лицензия- разрешение, которое выдавалось по заявлению заинтересованной организации сроком на 5 лет. Чтобы получить его, необходимо было обратиться в Комитет по строительству и ЖКХ и представить Устав, свидетельство о регистрации, документы, подтверждающие соответствие лицензионным требованиям. Обязательно требовалось наличие:
  • в штате 50% работников с высшим и средним профильным образованием, стажем не меньше 3 лет (5 лет для индивидуальных предпринимателей);
  • документации по системе производственного контроля качества работ;
  • помещений, зданий, машин и механизмов, транспорта, контрольно-измерительных приборов и инструментов;
  • документов о повышении квалификации специалистов (за последние 5 лет);

Оформление лицензии на строительные работы занимало до 60 дней. Представленные сведения проверялись с привлечением экспертов, через налоговые органы. После принятия положительного решения компанию или предпринимателя вносили в государственный реестр.

Нужна ли строительная лицензия сейчас для производства работ в России? На территории Казахстана, Белоруссии, Армении до настоящего времени действует соглашение о взаимном признании лицензий, выданных этими государствами. Российская Федерация с 2009 года вышла из участников договора, поскольку перешла на систему саморегулирования строительной отрасли.

Замена лицензий допуском СРО

С 1 января 2010 года прекратилось действие всех ранее выданных строительных лицензий. Новая глава ГК РФ установила запрет на проведение работ, влияющих на безопасность ОКС, без допуска СРО. Утвержденный Правительством расширенный перечень включает порядка 200 видов, более 100 из которых связаны непосредственно со строительством:

  • возведение зданий, строений из дерева, железобетона, кирпича;
  • установка железобетонных конструкций, включая фундаменты, перегородки;
  • внешняя отделка любыми видами материалов: камнем, панелями, штукатуркой;
  • обустройство кровель, вентилируемых фасадов, тепло- и гидроизоляция;
  • разборка строений, демонтаж конструкций, подготовка стройплощадок.

Практически, для всех работ, на которые раньше строительной организации требовалась лицензия, сейчас необходимо оформление специального допуска. Причем генеральные подрядчики должны иметь разрешение на организацию работ, а субподрядчики - непосредственно на те виды, которые выполняют по договору.


Как вступить в СРО и получить допуск

СРО, или саморегулируемая организация - это некоммерческое объединение по профессиональному признаку. Если раньше строительные компании, имеющие лицензию, могли работать самостоятельно, то сейчас стало фактически обязательным условием. Формально - это дело добровольное, но рассчитывать на получение серьезных подрядов может только компания, имеющая допуск.

  • Значительная часть работ в строительстве -это государственные и муниципальные заказы. Для участия в тендере наличие допусков СРО является обязательным условием.
  • Члены саморегулируемой организации получают существенную юридическую поддержку, объединение защищает интересы своих участников во всех инстанциях.
  • Наличие допусков - большое преимущество в конкурентной борьбе на рынке строительных услуг.
  • Производство работ без наличия соответствующего разрешения - нарушение законодательства и влечет штрафные санкции.

Вступить в СРО строителей можно в любом городе, для этого не имеет значения место проведения работ. Подавляющая часть крупных объединений зарегистрирована в Москве и МО, при этом они ведут деятельность по территории всей Российской Федерации. Заявки принимаются в режиме он-лайн, по электронной почте, оформлением документов занимаются квалифицированные специалисты. Они помогают подобрать наиболее выгодный вариант с учетом количества и вида требующихся допусков.

Цена вступления в СРО определяется тремя статьями расходов.

  • Обязательные платежи по закону - это взнос в компенсационный фонд, вступительные и регулярные членские платежи.
  • Затраты на выполнение требований СРО по наличию персонала, производственной техники, механизмов и организационно-технической документации на предприятии.
  • Дополнительные накладные расходы, связанные с консультированием, подготовкой и пересылкой документации, проведением тестирования.

Для строителей размер уплаты начинается с 300 тысяч (при страховании деятельности) до 1 млн. рублей (без страхового полиса). Общая стоимость для малых и средних предприятий - довольно значительная, но крупные СРО предоставляют рассрочку платежей, скидки и льготы при оформлении документов. К выбору подходящего партнерства не стоит относиться формально. Необходимо выбирать надежную организацию, с хорошей репутацией - при исключении СРО из госреестра, все выданные ею допуски утрачивают силу.

Основные задачи России в строительной отрасли – это создание более лояльных условий для успешного развития в этом направлении. Добиться этого можно только при освобождении от различных административных барьеров, тормозящих работу. Привычная для абсолютно всех представителей строительной сферы лицензия на ведение строительных работ и работ, связанных с проектированием полностью лишилась своей силы. В этой сфере произошли большие изменения. В связи с этим у многих возникает вопрос. Необходима ли сегодня лицензия на строительно-монтажные работы? Если вы интересуетесь данным вопросом, то администратор сайта сайт всегда поможет подобрать надежную фирму для оформления строительный лицензии и сертификата в СРО, обращайтесь к нам через форму контактов.

Несколько лет назад правительство пришло к выводу, что получение лицензии застройщиками стало недостаточно эффективной мерой контроля качества работы. В связи с этим возникло много проблемных вопросов у компаний, работающих в сфере строительства. Переход строительного комплекса с государственного регулирования, когда еще работала лицензия на строительство, но способ саморегулирования многое в этой сфере изменил. После принятия рассматриваемого закона «О саморегулируемых организациях» виды работ, на которые раньше обязательно требовалось получение лицензии, были пересмотрены. С позволения Ростехнадзора СРО имеет право выдачи Свидетельств на допуск к выполнению соответствующих работ по строительству и проектированию. Без допуска СРО организация уже не сможет вести эффективную деятельность, получать нужные заказы, принимать участие в различных конкурсах и тендерах, которые периодически проводятся государственными заказчиками.

Нужна ли строительная лицензия?

Несомненно, ответ на вопрос нужна ли строительная лицензия, однозначен – она необходима. Однако и тут есть свои исключения. Абсолютно все представители промышленности, связанные в той или иной степени со строительством, обязаны вступить в СРО строителей и непременно получать соответствующие допуски. В то же время организации, занимающиеся строительством малоэтажного фонда, не обязаны оформлять разрешение в саморегулируемой организации, согласно ныне действующему закону. Хотя, раньше они должны были также получать в обязательном порядке такую лицензию, в противном случае их действия в то время рассматривались как действия вне закона и наказывались штрафами.

Итак, в январе месяце 2010 года было принято решение внести дополнение в закон от 22.07.2008 № 148-ФЗ – «О внесении изменений…». Согласно нему, все строительные компании, предприятия индивидуальных предпринимателей обязаны вступить в СРО и получить допуски.

Лицензия на строительную деятельность

Лицензия на строительную деятельность– это специальное разрешение на произведение установленных типов строительных работ и работ по проектированию, при условии обязательного и неукоснительного соблюдения всех лицензионных правил и требований.

В состав видов деятельности, по которым необходимо лицензирование, входят следующие сферы: проектирование, строительство различных сооружений и зданий, инженерные разработки и изыскания. В настоящее время лицензия на строительство, как уже говорилось, оформляется после вступления компании в СРО, но до этого строительным компаниям необходимо определиться, по каким видам строительных работ нужен допуск. Это связано с тем, что свидетельство выдается только на некоторые виды деятельности и с тем, что далеко не все некоммерческие компании имеют полномочия выдавать допуски на лимитированный Перечень работ. Раньше достаточно было обратиться в Росстрой.

Виды строительных лицензий

Различают следующие виды строительных лицензий:
1.Проектная лицензия (лицензия на работы по созданию проектов сооружений и зданий);
2.Лицензия на строительство сооружений;
3.Лицензия на инженерные исследования и изыскания.

Государственный орган по делам архитектуры и строительства осуществляет лицензирование всех видов архитектурной и строительной деятельности. Данная лицензия необходима для создания проектов сооружений, различных архитектурных строений, для ведения отделочных работ, других градостроительных видов деятельности и пр.

Все виды деятельности, на которые необходима выдача строительной лицензии, можно найти в Классификаторе. В связи с внесенными изменениями в закон о лицензировании сильно сократилось количество разновидностей работ, требующих лицензирования, так же как и центров лицензирования. На сегодня в классификаторе представлены только те виды деятельности, к выполнению которых необходимы повышенные требования.

Как получить лицензию на строительные работы?

Чтобыполучить лицензию на строительные работы, предприятиям, занимающимся различными строительными работами, надо предоставлять в соответствующие лицензирующие органы соответствующий набор нотариально-заверенных документов: заявление; копия документа, заверяющего личность соискателя; копии Устава и свидетельства о гос. регистрации копия свидетельства ИНН; документ, подтверждающий оплату лицензионного сбора и др. документы, соответствующие квалификационным требованиям. Специальной комиссией проводится проверка наличия технической базы предприятия, уровня контроля по выполнению тех или иных технологических процессов, и наличия квалифицированных специалистов, причем имеющих необходимый стаж профессиональной деятельности. Также представитель, подавший заявление, должен всегда иметь и необходимые нормативные документы. При рассмотрении вопроса выдачи лицензии особенно большое значение имеет наличие отзывов от заказчиков.

При лицензировании органы имеют право привлекать сторонние организации и высококвалифицированных специалистов с целью независимой оценки соответствия заявителя необходимым требованиям и условиям. Причем, выводы привлеченных организаций и квалифицированных специалистов, носят для лицензирующих органов только рекомендательный и поучительный характер. В итоге, после всех вышеописанных мероприятий, лицензирующим органом выносится окончательное решение об утверждении лицензии, причем в срок. Он не превышает 60 дней.

Проведение работ без допуска СРО считается незаконным.

Для определённых видов деятельности необходимо получать соответствующие документы, разрешающие её ведение, например – лицензии. Строительная деятельность, как обладающая особым влиянием на общественное развитие, долгое время также подлежала обязательному лицензированию, однако на сегодняшний день лицензии на строительство в России не выдаются. Порядок лицензирования был заменён более перспективным, эффективным и обеспечивающим свободу экономики механизмом саморегулируемых организаций (СРО) в сфере строительства.

Оглавление:

Правовое регулирование лицензирования строительства и строительных СРО


Окончательная отмена лицензирования строительной деятельности состоялась в 2010 году в соответствии с положениями ФЗ №148 от 22.07.2008. Фактически, данный закон полностью отменил действие ранее принятого ФЗ №128 от 08.08.2001 в вопросах строительства.
Впоследствии же, был принят новый закон о лицензиях, полностью отменяющий действие старого порядка выдачи лицензий и списка деятельностей, для которых было обязательно государственное лицензирование.

Тем не менее, учитывая важность фактора строительства, в первую очередь, жилищного, и обеспечения соблюдения соответствующих нормативов, равно как и реализации гражданских прав, оставление строительной деятельности вне всякого контроля является невозможным. С 2008 года стало возможно образование саморегулируемых организаций в сфере строительства, на основании положений ФЗ №315 от 01.12.2007. СРО помимо строительства являются основными регуляторами также в большинстве видов финансовой деятельности, в частности – в сфере ведения .

Вопрос регулирования прав и обязанностей строительных СРО наиболее полно рассматривается в положениях главы 6.1 Градостроительного кодекса РФ. При этом законодательно разделяется возможность создания таковых организаций в различных сферах деятельности, связанных со строительством. Например, соответственно положениям ст. 55.4 ГрК РФ, предусмотрены следующие виды профильных СРО, основанные на членстве различных субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих:

  • Проектирование;
  • Строительство;
  • Инженерные изыскания.

Важный факт

СРО в сфере строительства, равно как и любые другие СРО, являются некоммерческими организациями. Фактически, они представляются объединением профильных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, сообща разрабатывающих свои собственные нормативы и связанных общими обязательствами, например, в формировании компенсационных фондов.

Членство в СРО – обязательно ли, как его получить

До 01.07.2017 осуществление строительной деятельности, инженерных изысканий и проектирования было доступно лишь при условии членства в СРО. Но с июля 2017 года, соответственно положениям ФЗ №372 от 03.07.2016, таковые требования были смягчены. В частности, положениями данного Федерального закона разрешается ведение вышеуказанной деятельности без получения членства в СРО, при соблюдении некоторых условий. А именно:

  • Вести таковую деятельность можно лишь на условиях субподряда. Первичным подрядчиком должна выступать организация, должным образом входящая в существующие зарегистрированные СРО по соответствующему направлению деятельности.
  • Объем вознаграждения, выплачиваемого за услуги в формате субподряда, не должен превышать 3 млн. рублей.

Кроме этого, ранее также обязательным требованием для строительной деятельности выступало получение свидетельства от СРО, разрешающего строительство. На сегодняшний день для ведения строительной деятельности достаточно самого факта членства в СРО без получения, каких бы то ни было дополнительных разрешений или бумаг.

Ведение строительства по лицензиям, выданным до 2010 года же, является незаконным, а действовавшие ранее лицензии с 01.01.2010, вне зависимости от срока их действия, указанного в таковой документации, считаются недействительными.

Членство в СРО может требовать от участников таковой организации уплаты взносов. К таковым относятся как вступительные взносы, так и взносы в компенсационные фонды. На текущий день, каждая СРО обязана иметь два компенсационных фонда. Один из них является общий, взносы во второй же взимаются исключительно с субъектов предпринимательской деятельности, претендующих на участие в государственных контрактах и тендерах.

В среднем, стоимость вступления в строительные СРО в России варьируется от 50 до 500 тыс. рублей. Ежегодные же членские взносы могут составлять до 100 тыс. рублей.

Важный факт

Учитывая высокую стоимость взносов в СРО, может возникнуть необходимость проверки легальности регистрации таковых организаций. Таковая проверка легко может быть проведена в онлайн режиме на официальном сайте регулирующей организации, каковой выступает Ростехнадзор. Проверить строительное СРО онлайн можно по адресу https://sro.gosnadzor.ru/ .

Потеря членства в СРО возможна на основании нарушения принятых в данной организации принципов и правил, в том числе и по причине неуплаты членских взносов. Кроме того, в случае исключения из СРО, субъект предпринимательской деятельности лишается права вступления в это же СРО или иные СРО на год. Соответственно, на момент отсутствия членства, строительная, инженерно-изыскательная или проектная деятельность могут осуществляться им лишь в означенных законом рамках. Издержки третьих лиц, связанные с потерей таких прав субъектом предпринимательской деятельности, возмещаются из компенсационного фонда СРО.

). В настоящее время в Российской Федерации заменена членством в [Саморегулирующаяся организация|Саморегулирующейся организации]. Под термином «строительная лицензия» в широком смысле понимали также лицензии на осуществление изыскательской и проектной деятельности, а также деятельности по выполнению строительно-монтажных работ. С правовой точки зрения строительная лицензия имеет двойной статус: с одной стороны, как любая лицензия, это право (разрешение) аналогичное праву аренды, пользования и т. д. C другой стороны, лицензию необходимо рассматривать как индивидуальный нормативный акт (акт органа государственной власти адресованный конкретному лицу) - определяющий субъекта специальных правоотношений, то есть строительную компанию - лицензиата, а также указывающий на наличие особой (расширенной) правоспособности этого лица, указывающий границы этой правоспособности и устанавливающий связанные с этой правоспособностью особые права, обязанности и ответственность. С экономической стороны строительная лицензия представляет собой инструмент государственного управления экономикой и в частности строительной отраслью.

Цели лицензирования строительства

Лицензирование строительства преследует множество целей:

  • Фискальная - связанная с изъятием части прибыли у экономических субъектов в доход государства.
  • Цензовая - призванная не допустить на рынок лиц, не имеющих достаточных ресурсов.
  • Статистическая - связана с учётом количества и распределения строительных компаний в пределах государства.
  • Защитная - призванная защитить потребителей от низкого качества услуг и возможных техногенных катастроф, а также рынок в целом от недобросовестной конкуренции.
  • Регулятивная, связанная собственно с государственным управлением строительной отраслью в целом, в том числе методом отзыва, приостановления лицензии, включения в её текст специальных условий и т. д.
  • Нормативная - механизм дополнения общих нормативных требований изложенных в ГОСТ , СНИП, СанПИН, Технологических регламентах индивидуальными нормативами для данной компании.
  • Информативная - подтверждение государственным органом специального статуса компании лицензиата.

Строительные лицензии в Российской Федерации в период до их отмены (до 1 января 2010 года)

Под строительной лицензией понималась лицензия выданная соответствующим органом лицензирования (в 2009 году это был орган государственной власти - РОССТРОЙ, а не государственное предприятие - Федеральный Лицензионный Центр как ошибочно принято считать) на право осуществления деятельности по: 1. По инженерным изысканиям 2. По проектированию зданий и сооружений. 3. По строительству зданий и сооружений. Перечисленные выше виды деятельности делились в целях удобства на группы и виды работ в соответствии с классификатором разработанном ещё Госстроем, в этом же классификаторе содержатся и особые условия: типы грунтов, высотность возводимых объектов и т. д. Виды работ условно делились на подвиды: так, проектирование делится на общее проектирование, технологическое проектирование , обследование зданий и сооружений, сметные работы и выполнение функций генерального проектировщика. Выполнение строительных работ было разделено на общестроительные работы, специальные работы, выполнение функций генерального подрядчика и выполнение функций заказчика застройщика.

Срок действия лицензии по закону составлял не менее 5 лет (Обычно он был равен ровно 5 годам). Однако встречаются лицензии выданные территориальными органами лицензирования - лицензионными палатами, выданные на 7, 10 и даже 25 лет. Эти лицензии действуют в полном объёме только если они выданы соответствующим органом лицензирования до момента отзыва у него соответствующих полномочий (в период с 1995 по 2001-2002 г. во многих субъектах федерации лицензирование осуществляли на основании договора территориальные органы лицензирования субъектов - лицензионные палаты). В 2000-2002 годах ГОССТРОЙ провёл кампанию по отзыву соответствующих полномочий у палат и передаче их ФЛЦ. В последние дни перед отзывом полномочий палаты выдавали очень много лицензий с формулировками «на все виды строительной и проектной деятельности» и со сроком действия «Бессрочно». Следует настороженно относится к такого рода лицензиям, так как многие палаты продолжили выдачу документов уже после часа Ч. Кстати, однозначно недействительными являются лицензии выданные союзом архитекторов на право создания творческой архитектурной мастерской и осуществление всех видов проектных работ со сроком действия - бессрочно, просто по тому что у союза архитекторов никогда не было прав на выдачу таких лицензий.

Следует различать Лицензию как право (аналогичное например праву аренды) и лицензию как документ (то есть цветную бумажку) подтверждающий наличие у упомянутого в ней субъекта прав на осуществление определённой деятельности с определёнными условиями и оговорками (т. н. лицензионными требованиями и условиями)этого права.

Существуют определённые требования к бланку лицензии он должен в частности содержать наименования лица получившего лицензию его ИНН адрес гос. регистрации и номер в государственном реестре лицензий (он же номер лицензии содержащий код территориального подразделения росстроя, ИНН получателя лицензии и другую служебную информацию, в бланк так же должны входить сведения о лицензионных условиях и видах работ которые вправе выполнять лицензиат. Следует однако иметь в виду что в соответствии с законом о лицензировании лицензия выдаётся на строительство зданий и сооружений, а не выполнение функций заказчика при строительстве зданий и сооружений, то есть какая либо дальнейшая классификация законом не предусмотрена, таким образом законность такого деления вызывает большие сомнения. Формально любое лицо получившее лицензию на строительство зданий и сооружений даже с одним подвидом (например отделочные работы), вправе выполнять все виды работ относимые к строительству. Ещё 2 тонких момента в классификации строительной деятельности вызывают трудности у лицензиатов 1. После отмены лицензирования работ по ремонту и технической эксплуатации встаёт вопрос какие виды работ относить к строительству а какие к эксплуатации и ремонту. Ответ все виды работ относятся к новому строительству и требуют получения лицензии за исключением случаев когда предмет труда возможно разобрать и собрать без его конструктивного разрушения. 2. Какие работы требуют получения ещё и лицензий других лицензирующих органов. Все проектные строительные, реставрационные работы на зданиях памятниках (за исключением функций генерального подрядчика) требуют лицензии министерства культуры, все работы связанные со сведениями содержащими государственную тайну требуют лицензии ФСБ, работы по монтажу и пусконаладке систем пожарной сигнализации и противопожарной обработке конструкций, а также установке специальных дверей требуют лицензии МЧС(проектирование может осуществляться по проектной лицензии РОССТРОЯ). Работы которые могут быть отнесены к работам по эксплуатации опасных объектов требуют лицензии ГГТН.

Достаточно сложной является система лицензирования действующая на сегодняшний день: В соответствии с законом лицензирующим органом является РОССТРОЙ (федеральное агентство - орган государственной власти), орган уполномоченный на осуществление функций по надзору и контролю за соблюдением лицензионных требований и условий на сегодня не определён (в соответствии с законом это должна быть федеральная служба - орган государственной власти) Хотелось бы подчеркнуть что полномочия по лицензированию и надзору в области лицензирования наделены исключительно органы государственной власти однако фактически(по сложившейся административной практике) лицензированием занимается государственное предприятие -Федеральный лицензионный центр. Такое разделение связано с тем что РОССТРОЙ не вправе взимать за выдачу лицензии более чем 1000 и 300 рублей государственной пошлины направляемых в бюджет, однако нуждается в средствах на содержание аппарата связанного выдачей лицензий и ведением реестра строительных лицензий. Федеральный лицензионный центр по заданию РССТРОЯ принимает на себя работы по приему документов от соискателей лицензий, консультированию соискателей, проверке правильности и полноты заявлений на получение лицензий, формированию и хранению лицензионных дел, включению сведений в реестр и ведение реестра. При этом принятие решения о выдаче лицензии приостановлении действия лицензии или отзыве лицензии формально остаётся у РОССТРОЯ. Взаимодействие этих структур выглядит следующим образом: Соискатель лицензии обращается в территориальные органы Федерального Лицензионного Центра (далее ФЛЦ) . ФЛЦ заключает (принуждает соискателя к заключению) договора на оказание услуг по проверке достоверности и правильности оформления документов, из расчёта 2500- 5000 рублей за вид (цены изменяются в зависимости от региона: в депрессивных регионах цены выше т.к соискателей меньше а штат необходимо содержать за счёт поступлений от данной территории) после чего ФЛЦ так же принуждает к заключению ещё нескольких договоров в том числе с экспертной организацией которой поручают проведение фактической проверки организации соискателя мотивирую это нехваткой кадров в ФЛЦ. Кроме договора с экспертной организацией обязательно так же заключение договора с ФЛЦ на оказание дополнительных услуг - обучение специалистов предприятия соискателя. В некоторых регионах так же дополнительно принуждают оплатить услуги аффилированных к ФЛЦ организаций разрабатывающих для предприятия методические указания по внедрению системы контроля качества После уплаты всех выше перечисленных платежей ФЛЦ производит забивку данных в электронные формы и направляет в сжатом виде в ФЛЦ г. Москва. В центральном ФЛЦ эти данные распечатываются и формируются в протокол который списком обычно по 100 штук подписывается в руководителем лицензионной комиссии Росстроя. С этого момента у соискателя возникает право на осуществление деятельности по запрашиваемым видам деятельности. Территориальный орган ФЛЦ после получения подтверждения из Москвы о подписании протокола распечатывает и выдаёт соискателю Уведомление о выдаче лицензии на основании которого соискатель/лицензиат вправе начать осуществление деятельности. При этом следует отметить что любые справки, описи и подтверждения выдаваемые ФЛЦ до момента подписания указанного протокола - права работать не дают. Принципиально столь сложная схема организации получения лицензии связана с двумя моментами. Первый: с государственного органа - РОССТРОЯ РФ снимается какая либо ответственность так как соискатель лицензии «добровольно» обращается ФЛЦ и взаимодействует с ним на "договорных"началах На основании этого договора ФЛЦ навязывает соискателям любые условия (в основном финансовые). Второй: с утверждённой «цены» лицензии в 1000 и 300 рублей определённой в законе стоимость лицензии поднимается в сотни раз: величина затрат предприятия соискателя на лицензию в среднем суммарно составляет 120-200 тысяч рублей.

Для получения лицензии соискатель строительной лицензии должен формально выполнить 3 группы лицензионных условий 1. Оплатить государственную пошлину в размере 1000 и 300 рублей. 2. Иметь соответствующим образом оформленные документы о государственной регистрации своего предприятия (и представить их в виде нотариальных копий) 3.Предоставить информацию о Технической базе, Кадровом составе, Системе контроля и управления качеством.

Замена лицензирования строительства в Российской Федерации на членство в саморегулирующихся организациях

27 ноября 2009 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 ноября 2009 года N 273-ФЗ о прекращении с 1 января 2010 года действия лицензий на осуществление следующих видов деятельности (за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения): - инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений; - проектирование зданий и сооружений; - строительство зданий и сооружений. В соответствии с Законом с 1 января 2010 года прекращается действие всех лицензий на осуществление указанных видов деятельности, в том числе лицензий, срок действия которых продлен. С 1 января 2010 года единственным документом, удостоверяющим право осуществлять определенный вид работ по (а) инженерным изысканиям, (б) подготовке проектной документации и (в) строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, который оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства (Перечень видов таких работ установлен Приказом Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2008 г. N 274), будет Свидетельство о допуске к соответствующему виду работ, выданное саморегулируемой организацией (СРО), соответственно в области (а) инженерных изысканий, (б) архитектурно-строительного проектирования и (в) строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Согласно закону, все члены СРО обязаны вносить взнос в компенсационный фонд СРО (минимальный размер взноса для строительных организаций - 300 000 рублей). Фонд затем расходуется на выплаты в случае причинения какого-либа вреда в результате ошибок в строительстве.

Новое на сайте

>

Самое популярное