Домой Кредиты онлайн Воспитание в стиле коучинг. Блог о семейной психологии Михаила и Галины Городок: Коучинг для детей

Воспитание в стиле коучинг. Блог о семейной психологии Михаила и Галины Городок: Коучинг для детей

Выбирая жизненный путь для ребенка, родители исходят из лучших побуждений и своего опыта. Однако часто желания родителей и детей совсем не совпадают. На помощь семье придет детский коучинг.

Родители хотят дать своим детям все самое лучшее, иногда не задумываясь, чего хочет сам ребенок. «Что он, ребенок, понимает в этой жизни? Как можно основываться на его желаниях?» Да, конечно, у ребенка еще мало жизненного опыта, чтобы строить далеко идущие планы. Однако, у него уже есть врожденный набор качеств характера, который задает определенный мотив для всех его действий, предсказывает его поведение. Этот набор не передается на генетическом уровне, то есть может быть совсем иным, отличным от родительского.

Если его врожденные качества характера не совпадают с родительскими ожиданиями, то могут возникнуть следующие ситуации. Например, мама мечтала в подростковом возрасте блистать на подиуме, и теперь с самого рождения дочери водит ее на все показы, съемки, корректирует питание, занимаясь с ребенком в модельном агентстве и т.д., посвящая этому практически все свое время. Некоторым детям это и в самом деле интересно, они с удовольствием окунаются в мир моды, стойко переносят все строгие диеты и правила. А некоторые дети, сначала следуя призывам и требованиям мамы «ведутся», а потом начинают увиливать, капризничать, саботировать мероприятия. И у мамы начинают возникать мысли о неблагодарности ребенка.

Или папа, приложив колоссальные усилия, основал бизнес, и видит своего сына преемником, а ребенку это совершенно не интересно: он хочет заниматься совершенно другим. Отец, мягко говоря, разочарован.

Как выявить основной мотив ребенка?

Один из вариантов - обратиться к детскому коучу. Эта профессия еще относительно нова для нашей страны, хотя многие взрослые уже имеют своих персональных коучей и знают зачем кочинг нужен. Сейчас это даже модно. К коучу, как адвокату, лучше обращаться до возникновения проблемы. Очень важно выбрать «своего» коуча, который поймет ребенка, поможет ему, скорректирует поведение родителей, не задев их чувств. Снятие рефлексии - постоянного обдумывания и зацикливания на ситуации - понимание происходящего и принятие друг друга существенно снижают конфликтность в жизни как детей, так и взрослых. Коучинг позволяет увидеть причины и суть проблемы и найти эффективные и комфортные для клиента пути решения вопроса. Необходимо помнить, что, обучая ребенка, мы обучаемся и меняемся сами.

Но помимо того, чтобы помочь развиваться ребенку в интересных ему сферах, родителям хочется развить в нем те качества, которые с высоты опыта важны для успеха в жизни. И здесь мы тоже можем помочь развить черты характера, необходимые для эффективного пребывания ребенка в том социуме и в той страте, в которой он родился и растет. Важно помнить, что чем раньше родители поймут основной мотив ребенка и сопоставят его со своими ценностями, тем проще будет развивать в ребенке остальные грани характера. Чем больше будет развито качеств, тем универсальнее и гармоничнее он сможет действовать в различных ситуациях.

В основе лежит типология личности, в которой выделяется 7 основных мотивов, движущих нашими поступками. Их может быть несколько, но ведущий всегда один. Важно помнить, что нет плохих характеров, в каждом есть плюсы и минусы, и они тесно связаны между собой. Мы можем нивелировать некоторые из них путем развития других типов личности. Итак, типы мотивов.

Творчество, эксперимент

  • Общая характеристика : таким детям свойственна некоторая небрежность во всем, что касается одежды, рабочего места. Может бросить вещь неважно где, как только она стала ненужной. Любят рюкзаки и темные очки. Не выбрасывают сломанных вещей. Не убирают за собой. Взгляд несколько отсутствующий. Непредсказуемость поступков, простодушие и наивность. Проявляют творчество всегда и во всем. Могут увидеть простое в сложном и наоборот.
  • Плюсы : творческий подход, креативность, хорошо развито ассоциативное мышление, хорошее воображение.
  • Минусы : непрактичность, не способен создавать и поддерживать порядок, бестактность, замкнутость, неэффективность общения.

Самопрезентация

  • Общая характеристика: ребенок любит быть в центре внимания, любит выступать. Таким детям все равно, каким образом привлекать внимание, главное, чтобы его было побольше. Выражение их лиц часто - мимическая маска. Характерна манерность, театральность, претенциозность жестикуляции. Часто они принимают красивые, «выигрышные», величественные позы. Любят яркие вещи, подарки в красивой обертке, собирают экзотические безделушки. Вешают на стену свои фотографии, дипломы, грамоты и т.д. При столкновении с первыми реальными трудностями резко теряет к работе интерес и, в конце концов, бросит недоделав.
  • Плюсы: умеют красиво излагать мысли, легко адаптируются к любой социальной группе, умеют произвести нужное впечатление, артистизм, способность к ролевому поведению.
  • Минусы: завышенная самооценка, эгоизм, «бегство в болезнь» (психосоматические заболевания), перескакивание с задачи на задачу. Не признают своих ошибок. Неискренни. Имитируют результаты деятельности.

Установление правил

  • Общая характеристика: везде стараются устанавливать правила и диктовать условия, зачастую требовательным тоном, периодически в довольно агрессивной форме. Очень аккуратны. Чистоплотны. Раскладывают вещи в соответствии с их собственной классификацией, по баночкам, ящичкам. Любят спортивную многофункциональную удобную одежду. Не любят, когда кто-то берет их вещи. Любят мастерить руками, собирать мелкие детали. Часто - недовольное выражение лица, колючий взгляд. Медлительны, сдержанны. Позы и жесты как бы характеризуют захват территории. Брезгливость, азартность. Они делят всех на «сильных» и «слабых», на «своих» и «чужих».
  • Плюсы: умеют структурировать информацию, смелость и решительность, склонность к порядку во всем, умение планировать, внимательность к мелочам.
  • Минусы: необщительность, склонность советовать другим, подозрительность, занудливость, агрессивность, недоверчивость.

Социальное реформаторство

  • Общая характеристика: такие дети зачастую выглядят очень серьезными и сосредоточенными, они думают, как изменить весь мир. Очень уверены в себе и в том, что могут практически все. Лидеры по натуре, всегда окружают себя помощниками. Очень упорно преодолевают трудности (вообще упорство, иногда даже некая твердолобость, их отличительная черта). Предпочитают классический стиль в одежде, строгую прическу, делающую их взрослее. Им свойственна направляющая и ритмообразующая жестикуляция, сокращение физической дистанции с людьми. Не хочет и не умеет беседовать по душам, сочувствовать, сопереживать.
  • Плюсы: целеустремленность и масштабность целей, результативность, доведение начатого до конца, уверенность в себе, лидерство, устойчивость к стрессу.
  • Минусы: упрямство, нежелание услышать новую идею, отсутствие душевной теплоты.

Безопасность, незаметность

  • Общая характеристика: медленно переключаются с одной задачи на другую, с одного собеседника на другого. Часто не могут самостоятельно принять решение. Им присуши консерватизм и сохранение традиционных форм поведения. Темные цвета одежды. Склонность носить одно и тоже. Минимализм. Очень опрятны, любят чистоту. Робкий взгляд, не смотрят в глаза собеседнику. Позы, мимика и жестикуляция весьма сдержаны. Голос тихий и монотонный. Склонны к сомнениям и колебаниям во всех жизненных ситуациях. Пунктуальны, организованны.
  • Плюсы: продуманность и взвешенность каждого шага, умение предвидеть опасности, стремление к порядку, экономность.
  • Минусы: боязливость, безынициативность, склонность плыть по течению, пассивность, быстрая утомляемость.

Гармонизация пространства и отношений вокруг них

  • Общая характеристика: добрые и естественные. Задумчивые, немного печальные глаза. Мягкий взгляд. Обладают врожденным вкусом, чувством стиля и гармонии. Избегают тесной давящей одежды. Любят искусство. Очень любят красивых и пушистых животных. Позы естественны. Они тактичны и тонко чувствуют окружающих людей. Не выносят крика и ссор. Сочувствуют, сопереживают. Ответственны, добросовестны, старательны.
  • Плюсы: эмоциональны, с развитой интуицией, чувством красоты и гармонии, тактичность, скромность, заботливость, ответственность, умение поговорить по душам.
  • Минусы: мягкость, не способность дать отпор, и сказать «нет».

Праздник, веселье

  • Общая характеристика: легки на подъем, переключаются с задачи на задачу, активны физически. Заливисто смеются, легко сходятся с новыми людьми. Быстрые движения (походка, еда, речь). Иллюстрирующая и размашистая жестикуляция. Торопливая небрежность в одежде и обилие различных предметов в карманах. Любят пикники и поездки на природу, праздники и веселые компании.
  • Плюсы: коммуникабельность, оптимизм, легкость па подъем, не переживает по мелочам, уверенность в себе. Быстро адаптируется к любой среде.
  • Минусы: небрежность, невнимательность к мелочам, необязательность. Не любят дисциплины, легкомысленны, дела не заканчивают.

Возможно, читая характеристики разных типов, вы определили несколько мотивов своего ребенка и не знаете, какой основной. Задайте себе вслух вопрос, например: «Мой ребенок больше занимается самопрезентацией или установлением правил?» Ответив на пего, сравните другие типы характера с вашим ответом, и т.д.

Определив основной мотив своего ребенка, подумайте, какие качества вы хотели бы в нем развить.

В одной из следующих статей мы поговорим о том, как развить те качества, которые свойственны конкретному типу личности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Мария Некрасова

Насколько применимы техники коучинга при работе с детьми? С какого возраста для Чемпиона можно проводить индивидуальные сессии? Как взаимодействовать с родителями при работе с ребенком? Вопросов после окончания 4-х Модульной программы в Международном Эриксоновском университете коучинга у меня, как у учителя начальных классов, было много.

Были сессии с подростками. Одна из них — с 12-летним мальчиком, которого направила ко мне мама, обеспокоенная его отчужденностью со сверстниками и некой пассивностью в жизни. Сессия прошла по всем канонам — с форматом конечного результата, со шкалой и будущим состоянием, инсайтом и благодарностью. А под конец мальчик выдал, что все было очень интересно, только он ничего не понял – для него это было как анкетирование, опросник. Приехали…. Были фрагментарные беседы с ребятами из своего класса, напоминающие скорее хождение по минному полю, с подчас потрясающими результатами-прорывами, но с затухающим эффектом. Не хватало опыта и знаний. Спасибо огромное Наталье Сусловой и Наталье Гульчевской, которые выдерживали шквалы моих вопросов, помогая найти собственные ответы.

В общем, все это напоминало приготовление чудесного традиционного блюда без знания рецепта. Но как говорится, если ты действительно чего-то хочешь, то рано или поздно своего добьешься. Или, как часто это бывает — ты добьешь Вселенную, и Она даст тебе книгу, откроет нужную страницу и ткнет тебя в нужный абзац носом.

20 мая 2014 г. после выступления на конференции «Коучинг в образовании» в рамках Международной Недели Коучинга в беседе была произнесена фраза о том, что многое из сказанного перекликается с книгой Бена Фурмана «Навыки ребенка в действии». Через несколько месяцев книга была куплена, прочитана еще через полгода… Вселенная, наверно, даже уже не рассчитывала на сие чудо. Всегда в таких случаях говорю, что «лучше поздно, чем никогда» и «учитель приходит, когда ученик готов». Извините, я долго готовилась, и вообще «я – не тормоз, я –медленный газ»…

Книга – чистая техника коучинга по работе с детьми возраста «от горшка» и старше. Все очень структурированно и ясно. И вроде бы выглядит, как классическая сессия в коучинга, но все адаптировано под ребенка и многократно отработано (почти вся книга – это примеры работы по этой технике с детьми разного возраста).

Если кратко по содержанию, то определяется навык, который ребенок хотел бы развить для полного счастья (здесь без иронии), с ФКР и экологичностью, этому навыку дается название, выбирается волшебный помощник, группа поддержки, якоря, расписывается будущий праздник, составляется план с шагами, и еще, что очень важно, напоминания и действия в случае провалов (провалы сразу оговариваются, как неизбежность). Для меня еще очень ценными в этой книге стали шаблоны писем для родителей, с чьими детьми ведется работа. Этот «скелет» техники, а дальше….импровизация и то, чему учат на 4-х Модульной программе. J))) В примерах, которые приводятся в книге, есть и хождение по шкале, и заброс в прошлое и т.д.

А теперь о моем опыте применения узнанного из книги. В коучинге говорят не «проблема», а «интересная задача». Мне нравится еще один вариант – «приключение» (спасибо 10-класснице за этот подарок во время сессии). Так вот, в моем классе я провела сессии по этой технике с тремя такими «приключениями». Практически невозможно описать словами, что со мной творилось после этих разговоров – 10-летние «сложные и неуправляемые» ребята раскрывали свои сердца, доверяли свои страхи и тайны, рассказывали о своих мечтах и надеждах. И спасибо огромное Бену Фурману за то, что я не лезла варварски скальпелем в детские души, а имея под рукой четкую инструкцию, лишь открывала форточку, сквозь которую дул освежающий весенний ветер, а сердца согревались теплым солнечным светом. Что еще могу сказать? Вот об индивидуальных сессиях, наверно, больше ничего, потому что это сродни исповеди или врачебной тайне. И хотя с двумя мальчишками, в качестве группы поддержки был выбран в том числе весь класс, кажется, что расскажи об этом, и что-то очень драгоценное исчезнет навсегда. Могу только сказать, что оставшиеся до конца учебного года 2 месяца это были другие дети. А может быть, вся магия заключается лишь в том, что благодаря этим часовым беседам, кардинально и глубинно изменилось мое личное отношение и мнение о них. Как говорится, повторяй человеку каждый день, что он свинья, и через пару недель он захрюкает. Гадать, «что, как и почему» можно долго, только зачем?:))))

Лучше расскажу вам, как применила эту технику на всем классе и на себе лично, взяв в группу поддержки весь класс.:))) Так как апрель месяц должен был оказаться очень тяжким из-за многочисленных проверочных работ, то на классном часу дружно решили придумать, как бы нам этот месяц максимально легко и эффективно пережить. И вот тут в очередной раз дети меня ошарашили своей непредсказуемостью и пониманием, как же мало я о них еще знаю – была разработана ни много ни мало С3ВЧ – Служба Спасения Спокойствия, Внимания и Честности. Неожиданно, да? А тем временем, после мозгового штурма и голосования именно спокойствие, внимание и честность оказались самыми необходимыми классу «навыками». С честностью, к слову сказать, в классе всегда все было хорошо, но детям виднее, что для них важнее и лучше.:)))) Тем более, что сторонники честности были ну очень убедительны в своей аргументации крайней жизненной ее необходимости. И с ними сложно было не согласиться. Дальше проработали шаги, количество допустимых провалов и т.д. и т.п. В качестве домашнего задания нужно было расписать праздник, и на следующий день опять же путем «вываливания» всех идей на доску, был выработан единый сценарий. Что по итогу? Месяц класс напоминал завод, работающий четко по часам, с повышенной производительностью и высоким качеством продукции. На переменах теперь проходили турниры по танчикам, виселице, морскому бою; 2-3 проверочных работы за неделю писались в штатном режиме – бойко и задорно, сама атмосфера в классе изменилась – ребята повзрослели, понимая зачем и ради чего.

А параллельно я приобретала навык спокойствия и тихого голоса, который не удавалось сохранить на протяжении 6-ти лет работы в школе. И вы знаете, получилосьJ))) И не могло не получиться, когда в качестве группы поддержки выступают 26 человек, знающих, что если Марии Владимировне все удастся, то вдобавок к празднику всех ждет еще и пицца.:))))

Праздник был, пицца была. Я там была, пиццу ела, на празднике веселилась, на душе светло и радостно, чего и вам желаю…J)))

Книга "Навыки ребенка в действии. Как помочь детям преодолеть психологические проблемы" Бен Фурман — купить книгу Kids" Skills in Action. A new way to help children overcome emotional and behavioural problems ISBN 978­5­91671­171­4 с доставкой по почте в интернет-магазине Ozon.ru

Как часто вы предоставляете ребенку выбор? Как часто задаете вопросы, и как часто дети на них отвечают?

В многообразии психологических методик и подходов подчас разобраться довольно сложно. Но чаще всего и не нужно, весь наша бытовая жизнь - это смесь всего - эмоций, парадигм, опыта и устремлений. В воспитательном процессе вы можете выбрать одну теорию или один подход, одного уважаемого вами автора и растить свое чадо по его рекомендациям (например, «по Споку»). Или можете искать ответ на каждый вопрос в себе - такой ответ, который подходит вам, вашему отдельно взятому ребенку и вашей семье. Именно этому учит коучинговый подход.

Коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.

Как, по сути, выглядит коучинг? Вы приходите к специалисту с задачей (но чаще всего с проблемой) и в процессе работы превращаете проблему в задачу и сами ищите решение. Задача коуча - задавать правильные вопросы.
Конечно, коучинг можно выделить как направление психологической работы. А можно встроить в свою жизнь, стать в какой-то степени коуч-родителем, а заодно коучем самому себе, потому что самим нам тоже приходится регулярно честно отвечать на вопросы и ставить себе задачи.

Итак, как же это работает?

В отличие от многих методик психоанализа коучинг не ищет ответы за пределами человека. Коуч-родитель в воспитательном процессе опирается на принципы позитивного родительства и принципы Милтона Эриксона. Принять первые принципы помогут наладить отношения в семье. Принятие вторых - немного иначе посмотреть на себя в мире, на детей в мире, а еще помогут занять коуч-позицию.

Принципы позитивного родительства:

Первый принцип — «ты можешь быть другим».
Даже растущий в вашей семье ребенок может быть другим - не таким, как принято у вас, не таким как принято в родительских семьях его мамы и папы. При воспитании детей очень важно давать место индивидуальности каждого человека, не только ребенка. В первую очередь, мы показываем своим примером - «я могу отличаться от других людей». Мы учим ребенка уважать свои нравы, свои особенности, какой сферы жизни они бы ни касались. Это может быть работа вахтовым методом или любовь к кошкам, да что угодно!

Второй принцип — «ты можешь ошибаться».
Все ошибаются. Особенно часто люди ошибаются в детстве. И от того, как родители реагируют на ошибки ребенка, сильно зависит формирование огромного спектра решений, принимаемых на всю жизнь. Например, из этой области растут жизненные парадигмы «у меня все равно ничего не получится» или « если я не сделала с первого раза, то все, пробовать больше не имеет смысла». Знакомо? Дайте детям возможность ошибаться и видеть результаты принятых решений и совершенных поступков. Не старайтесь тут же исправить ошибку, пусть ребенок сделает это сам, пусть он по крайней мере попробует найти правильное решение.

Третий принцип — «Ты можешь проявлять негативные эмоции».
Классика жанра «не стучи ногами», «не кричи», «не плачь», «не расстраивайся - все хорошо». Ну как хорошо? Если больно, обидно, плохо….Оказывается, каждый человек имеет право на негативные эмоции. Но на что он не имеет права, так это — заставлять страдать других из-за своих негативных эмоций.

Четвертый принцип — «Ты можешь хотеть больше».
Мудрецы говорят, что желания - это главный признак жизни. Пока человек хочет - он жив. Поэтому большое количество желаний, логично, характерно для детей. Не мешайте детям желать и мечтать. Вы не обязаны выполнять их желания «по щучьему велению», но и ограничивать само желание желать - неправильно. Мечты и желания двигают нашими детьми, они заставляют их искать варианты, учиться, просить помощи и побеждая, гордиться собой.

Пятый принцип — «Ты можешь сказать нет».
Ребенок может быть не согласен, он может бунтовать, он может предлагать варианты, но последнее слово всегда за родителем. Родитель может согласиться с «нет»- позицией ребенка, ведь важно давать маленькому человеку пути для отхода или маневра. Важно уметь грамотно удовлетворять это «нет», но не менее важно иметь свое родительское «нет».

Принципы Милтона Эриксона:

1. С людьми/детьми все ОК. Пожалуй, это один из самых удивительных принципов, с которыми мы сталкиваемся в психологии. Мы уже привыкли искать изъяны в себе, в других людях, в маленьких и больших детях. Мы возводим стены отчуждения от планов и детей, потому что вот….. А если взять и принять, что с нами, с нашими детьми и всеми остальными людьми все в порядке, что каждый ребенок наделен огромным талантом? Все изменится.

2. Люди/дети уже обладают всеми внутренними ресурсами, которые им нужны. Это тоже противоречит нашей обычной логике, весь всегда чего-то не хватает, всегда находятся отговорки, что вот если бы… тогда бы. Об этом принципе коучи говорят «В этом сила трансформационной беседы: она позволяет людям заглянуть в себя и собрать все их ресурсы для сознательной осведомленности, и сделать наилучший выбор. Таким образом, люди начинают успокаиваться, доверять, доказывают себе, что они уже обладают всеми внутренними ресурсами для своего успеха, они перестают нуждаться в советах или одобрении других».

3. Люди/дети всегда делают наилучший выбор, который могут в данный момент. Мы должны принять, что наши супруги и дети здесь и сейчас делают лучшее из того, что могут. Их выбор продиктован лучшими намерениями для них, даже если вам это здесь и сейчас не понятно. Но мы привыкли ожидать и сравнивать поступки наших близких со своими ожиданиями, поэтому так много разочарований в семейных и детско-родительских отношений. Посмотрите с другой стороны - почему ребенок так поступил? Чего он хотел добиться? Об этом и следующий Эриксоновский принцип:

4. Каждое поведение имеет положительное намерение. Когда Вы верите, что положительное намерение сопровождает каждое поведение, это позволяет выйти на новый уровень понимания. Это создает возможность обрести осознанность, которая приведет к полезному изменению. Даже за разрисованными обоями стоит желание изменить мир, украсить его. За вырванными цветами стоит желание узнать «как это устроено». И наш выбор - отругать или показать достойный способ удовлетворения истинных потребностей.

5. Изменение неизбежно. Хоть иногда и хочется сказать «остановить мгновенье, ты прекрасно», но мы вынуждены принимать перемены. Дети открыты переменам, а мы должны быть открыты переменам в наших детях и в своей жизни. Дети растут очень быстро и изменения в них, порой молниеносны. И задача родителей - использовать каждый период роста ребенка с максимальной пользой.

Многие психологи, ознакомившись с действием коучингового подхода, были поражены, насколько великим может быть правильный и правильно заданный вопрос. Как, отвечая на него, раскрываются дети - малыши или подростки, как они сами включаются в свою историю и перестают ее байкотировать. В этом и заключается волшебство вопроса. Другое дело, что, задавая вопросы, мы должны кое-что знать о ребенке, об устройстве его мозга.

К сожалению, большинство родителей мало знакомы с возрастными особенностями развития детей. С одной стороны мы взращиваем ответственность в трехлетнем человеке, отправляя его убираться в комнате, с другой - карпим над уроками вместе с третьеклассником и звоним по пять раз в день, чтобы удостовериться, что подросток добрался из школы домой.

Итак, немного о том, что, как и когда развивается у наших детей.

И чем мы можем им в это время не навредить.

От рождения до 1 года. Первое, чему учится ребенок - доверять. Согласитесь, эта способность одна из важнейших в жизни. Человек, который умеет доверять лишен множества проблем, даже если он ошибается порой в своем доверии. Доверие формирует безусловная родительская любовь. Дети, растущие в любви, что бы ни случилось далее в их жизни, могут верить в лучшее.

1-3 года. В возрасте трех лет дети нередко становятся капризны, склонны настаивать на своем. И неудивительно: в это время формируется важнейшее качество человека - воля. При благоприятных условиях из этого кризиса в маленьком человечке закладывается фундамент самостоятельности и уверенности в себе. Только родители должны правильно понимать эту самостоятельность и ставить перед ребенком посильные задачи.

3-5 лет. В этот период дети начинают активно интересоваться обществом взрослых и сверстников, происходит постижение социальных законов. В это время формируются инициативность, активность, целеустремленность ребенка, его готовность к общению. Если родители были чрезмерно "заботливы" и не позволяли ребенку активно познавать мир, ограждая его от всевозможных "опасностей", из этого кризиса может выйти весьма "ленивая" личность.

5-11 лет. Начало продуктивной учебы - самого первого труда ребенка. В это время человек начинает понимать ценность жизненных достижений, необходимость прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое, в том числе и уважение окружающих. Здесь очень важно предоставить ребенку возможность ошибаться и получать опыт. Важно развивать вариативность мышления - у тебя не получилось так? - сделай по-другому, придумай. Учеба - это не проглатывание готового и пережеванного. Учеба - это опыт, и тем он ценнее, чем более прожит.

11-20 лет. В это время формируется представление о собственной уникальности. Человек ищет себя, задает себе важные вопросы, определяется с жизненным направлением. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения, картина мира становится осознанной и яркой. Здесь уже мы не учим доверять, здесь мы, родители, доверяем, уважаем их границы и иногда вежливо интересуемся….

Итак, мы вооружились принципами позитивного родительства и принципами Эриксона, как теперь стать коуч-родителями?

Сначала мы переучиваем свой мозг разговаривать с детьми в позитивном ключе:

  • ориентируемся не на проблему, а на решение
  • ориентируемся на то, что «можно» вместо «нельзя»
  • ищем позитивное намерение и стараемся удовлетворить его мирным способом
  • и вообще во всем ищем плюсы.

Про это чудодейственное средство много и хорошо написано у Ю.Б. Гипперейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?».

По сути, включая «активное слушание» родитель выключает себя. Мы опускаем свои ожидания, свои переживания и реакции и возвращаем ребенку его эмоции, его чувства, чтобы он мог их переварить и сделать ценными для себя.

Например, ребенок рассказывает, что с ним произошло в детском саду. Он подрался с Мишей из-за машинки. Мы разделяем его эмоции, ребенку становится проще, он учится проговаривать, прочувствовать. Если вы в этот момент будете просто слушать и «поддакивать», то, возможно, он полностью сам разберет ситуацию - почему это произошло, как можно было поступить иначе, как можно повести себя завтра в аналогичной ситуации и т.д.

И вот теперь мы подходим к волшебным коучинговым вопросам. Какие они? Они открытые, развивающие, преобразующие. Такие вопросы дают ребенку мотивацию к исследованию, они направляют его вширь и в будущее, они побуждают искать наилучший вариант решения задачи, проявлять инициативу, фантазировать, искать в себе скрытые ресурсы.


Правила волшебных вопросов:

  1. Они всегда подразумевают развернутый ответ. На такой вопрос нельзя ответить «да»/ «нет».
  2. Открытые вопросы начинаются с вопросительных слов и обращены в будущее, на поиск решения: когда, что, насколько, какие и т.д. Слово «почему» используется только в связке «почему важно?» иначе оно превращается в обвинение. Примеры таких вопросов: «Почему тебе сейчас важно пойти на улицу?», «Что могло бы помочь тебе выполнить это задание?», «Насколько тебе ясно, как выполнять это упражнение?», «Какие варианты отдыха на выходные ты можешь предложить?».
  3. Задавая вопросы, употребляйте во множественном числе варианты и превосходную степень. Например: «Какие самые веселые способы запомнить эти английские слова ты можешь предложить?», «Какие самые удивительные книги ты прочитал за это лето?», «Какие самые легкие шаги ты можешь сделать для достижения этой цели?»
  4. Расширяйте видение, представление о ситуации при помощи простого «А еще?», «Что еще?», «Что тогда?» и т.д.
  5. Задавайте чудесные вопросы (после 9 - 10 лет). Пусть ребенок представляет себя в лице любимого героя - как бы он поступил? Или спросите «если ты выиграешь эти соревнования, что ты почувствуешь, как это будет?».

Когда вы задаете вопросы, делайте это с энтузиазмом. Верьте в многообразие ответов, верьте в то, что все ресурсы в ребенке уже есть, что он может сам найти ответ. Иногда подсказывайте варианты, но ребенок тоже должен отвечать. Ищите нестандартные способы подобраться к молчунам. Хотя, даже общительные дети, когда речь заходит о нелюбимых уроках или каких-то конфликтах на самый веселый вопрос ответят вам «бу». Ну и ладно, «бу», «а что еще?» - спросите вы. Какого цвета твое «бу»? А если сделать его фиолетовым, как оно будет звучать? И вот вы уже играете, а значит, проблема превратилась в задачу и можно начинать выстраивать дорожку к ее решению.

Cо временем у вас накопится приличный арсенал открытых вопросов для себя и своих детей. Ведь мы так редко ищем варианты, хотя прекрасно знаем, что они всегда есть. И для родителя большая честь - научить ребенка вариативности мышления, умению брать несколько вариантов, выбирать самые лучшие, удачные, начинать с легких, заканчивать интересными, да как угодно. Еще один огромный бонус, который дают открытые вопросы - вы узнаете своего ребенка. Вы никогда его так не узнаете, если будете довольствоваться «да» и «нет». Ведь даже подавая на завтрак кашу, можно узнать о ней много интересного, а значит - стать ближе. А значит - обеспечить ребенку счастливое детство!

рисунки Виктории Кирдий


Вконтакте

Детско-родительский коучинг: Как «причинить» счастье своему ребенку?

Коучинг – это про бизнес. Именно так думает подавляющие большинство людей, кто хотя бы немного знаком с темой. Мы встретились и пообщались с профессионалом, который точно знает – навыки коуча необходимы и в семейной жизни.

Я познакомилась с коучингом - не с бизнес позиции. Когда приняла решение поменять профиль своей деятельности, я решила получить психологическое образование. И, в конце второго курса, когда встал вопрос о специализации, мой выбор пал на детско-родительский коучинг. Выбор не случайный, он осознанный. Я мать троих детей, поэтому отношение между родителями и детьми, продвижение себя как родителя, безусловно, мне интересны. Вот тогда я впервые увидела коучинг так детально. Детско-родительский коучинг – это совсем не про бизнес, что не делает его менее нужным.

Дело в том, что, когда родитель достигает своей зрелости, многие дети уже вырастают. И мы начинаем сокрушаться, что у нас не было достаточно опыта, знаний, инструментов в их воспитании. Мы в 40-45 лет вдруг начинаем осознавать, что хотели вырасти в этом направлении тоже, именно в нем состояться с тем же успехом, как состоялись в профессии. Ведь, на самом деле одна, из важных задач родителей - дать максимальное пространство для использования возможностей своим детям.

Решение о втором или о первом ребенке, принятое после 30 лет - это уже более осознанное родительство.

Часто мы пытаемся себя реализовать на внуках, именно те накопленные родительские компетенции, которые мы получаем, воспитывая своих детей, мы пытаемся применить к внукам. Но это совсем другая история, здесь, скажем так, ограничено наше влияние. Тренд позднего материнства и отцовства, который сейчас существует, решение о втором или о первом ребенке, принятое после 30 лет - это уже более осознанное родительство. И мы говорим, что коучинг здесь хорошо встраивается, потому что родители, которые приходят ко мне, хотят понимать зону своего развития как родители. Как «причинить» счастье своему ребёнку, чтобы сделать это без давления.

Я вижу разницу между отношениями с первым сыном и двойней, которая родилась у нас 14 лет спустя. Я понимаю, что могла бы дать еще больше своему первенцу, обладая теми знаниями, что есть у меня сейчас. Именно благодаря своему личному родительскому опыту, который был очень разный, я могу находиться в более безоценочной позиции и в отношении клиентов, что для коуча очень важно. Принципиальная разница по отношению к моим детям в том, что сейчас я воспитываю их из интереса ребенка, исключительно с этой позиции. Первого ребенка мы тоже спрашивали, что он хочет или не хочет. Если родители хотели, то применялись навыки убеждения, иногда даже давления. У нас благополучный старший сын, но при этом я понимаю, что могла бы ему дать больше, как родитель, просто давая больше свободы.

Мои навыки и умения помогают мне найти ту точку, где ты выиграл. Со старшим это был компромисс, а с младшими в выигрыше остаются все. И дети, и мы - родители. И это на самом деле главное, чтобы в выигрыше были все. Основное умение, которое я приобрела, и которым готова делиться - это умение договаривается со своими детьми. Встречаюсь с разными людьми и применяю умение самонастраиваться. Ведь зачастую бывает как - люди встретились, поговорили, разошлись, и не понятно, кто какой цели достиг и достиг ли вообще какой-либо цели. И одно из разочарований в родительской роли – это непонимание, как так получилось – вроде воспитывал, учил, растил, а результат не устраивает обе стороны.

В детско-родительском коучинге как и в бизнесе, главное - это целеполагание. Мы можем совершенно по-разному видеть одну и ту же проблему, и, как следствие, искать разные способы ее решения. Есть такое человеческое свойство - полагать, что наше окружение, наши партнеры думают абсолютно как и мы. Но это заблуждение. И вот недосказанность, неправильно настроенное общение, может привести к недопониманию в отношениях и в результате к проблемам в будущем.

Коуч - попутчик и проводник. Прекрасно встраивается в систему семейных отношений. Технологии коучинга позволяют помочь договориться всем членам семьи о том, куда они идут, зачем они туда идут и придут ли вообще. Коуч помогает определить подход. Как для нас будет ЭТО выглядеть? Как будет правильно для каждого из нас, ведь «правильно» может быть для каждого разное. Сейчас, многие люди просто не умеют или не хотят договариваться и не знают, КУДА они идут. Если не знать куда идти, то и не понятно куда вы придете. И устроит ли вас то, что вы увидите, когда придете. А ведь время уже пройдет, и его, как известно не вернуть, не «отмотать» назад и не переиграть. Так вот коуч, позволяет понять, КУДА и КАК идти.

Технологии коучинга позволяют помочь договориться всем членам семьи о том, куда они идут, зачем они туда идут и придут ли вообще.

Я хороший практик, поскольку у меня богатый управленческий опыт. Он мне позволяет научить людей делать сразу же правильно. То есть, недостаточно просто получить информацию, важно пропустить ее через себя, чтобы она тебе приносила интеллектуальные дивиденды и результат. Мои подчинённые заходили ко мне всегда в кабинет единожды, а, выходя, они всегда понимали, как и что нужно сделать. Но уходили только в тот момент, когда я понимала, что они меня точно поняли, что нужно делать и какой должен быть результат.

Сейчас готова серия мастер-классов по направлению детско-родительского коучинга. У каждого из них есть цель, точки контроля на пути к ней и ожидаемый результат. В основе каждого мастер- класса лежат как теоретические знания, так и практические навыки, и это позволяет «пропустить» полученную информацию через себя. На мастер-классе можно узнать и закрепить определенный навык, которым родители еще не обладают, и, выйдя оттуда, сразу же начать применять это в жизни. Например, я рассказываю про особенности строения и созревания головного мозга ребенка, что позволяет родителям выстроить адекватные ожидания к своему ребенку согласно возрасту. Ведь дети иногда и, правда, ещё не понимают, почему можно так, а так нельзя.

Если ты просто учишься ради того, чтобы учиться, собираешь знания и складываешь их «в чемоданы под кровать» - это настоящее «горе от ума».

Есть еще один момент - это важно. Знания приносят максимальную пользу только тогда, когда ты их пропускаешь через себя, только тогда, когда ты ими пользуешься. Если ты просто учишься ради того, чтобы учиться, собираешь знания и складываешь их «в чемоданы под кровать» - это настоящее «горе от ума». Именно такие «переученные» и «перетренированные» взрослые сейчас часто встречаются. Так вот, коуч позволяет понять, как, когда и какими знаниями нужно воспользоваться, какой чемодан и в какое время взять.

Сейчас прописано семь мастер-классов. Они рассчитаны на такие базовые родительские основы, которые где-то что-то читали и слушали, интересуется, которые хотят что-то еще больше понять именно в деле, а не просто блистать интеллектом в какой-то тусовке, чтобы пойти и начать взаимодействовать с ребенком. Сразу же после мастер-класса. Чтобы понимать ребенка лучше, принимая его и себя такими, какие вы есть.

Подробнее узнать о коучинге от Key&Key вы можете по адресу key-coaching.ru

Занятие 1.
Теория: Принятие и доверие к себе и окружающим – основа уверенности и самостоятельности. Как «достучаться» до сознания ребенка. Принципы работы мозга. Практика: Учимся правильно слушать и задавать вопросы, чтобы выстроить диалог с ребенком

Занятие 2.
Теория: Что такое оценка? Ругать нельзя хвалить. Уровни восприятия себя. Правила обратной связи себе, ребенку, окружающим. Практика: Создаем с ребенком образ себя «всемогущего», чтобы с высоты его преодолевать страхи, препятствися, повысить уверенность и самооценку. Учимся давать обратную связь так, чтобы ребенок хотел меняться.

Занятие 3.
Теория: Умение ставить цель – основа успеха любого человека в жизни, учебе, работе. Как правильно ставить цели, чтобы сдать экзамены, добиться успеха, получить желаемое. Технология SMART-цели для выбора жизненного пути. Практика: Учим ребенка видеть будущее и себя в нем. Составлять план действий, который хочется скорее выполнять

Занятие 4.
Теория. Тайм-менеджмент для ребенка. Включенное и сквозное время. Что делать, если ребенок не чувствует времени и тратит его безответственно Практика. Учимся ассоциировать себя с моментом и вовремя смотреть на себя со стороны. Выстраиваем комфортные варианты режима дня

Занятие 5.
Теория. Цель и результат – чем они различаются? Как добавить энергии, чтобы у ребенка появилось желание достигать цель Практика. Инструмент GROW (РОСТ) для планирования цели, результата и быстрого поиска решения любой ситуации

Занятие 6.
Теория. Цели в жизни – откуда вообще они берутся? Что делать, если целей нет? Или, когда их много? Как их поставить и выбрать главное Практика: Помогаем ребенку поставить цели, выбрать главные, расставить приоритеты и составить план действий.

Занятие 7.
Теория: Страхи и привычки стоят на страже нашего спокойствия. Их главная цель – защитить нас. Как научить ребенка договариваться со своими «гремлинами», успокаивать их и двигаться вперед Практика: Вопросы, «растворяющие» страхи. Меняем привычки на конструктивные действия

Занятие 8.
Теория: На чем основана любовь к себе, уверенность и уважение. Почему они «теряются» и как их встроить в свою жизнь Практика: Помогаем ребенку создать ценностный образ себя и выбирать модели поведения в разных обстоятельствах – со сверстниками, на экзаменах, в семье и т.п.

Занятие 9.
Теория. Что такое «зона комфорта»? Надо ли из нее выходить? Если да, то когда, как, насколько далеко. Формула изменений Бекхарда Практика. Помогаем ребенку осознать ситуацию, насколько она требует изменений и каких. Как делать усилия, когда ничего делать не хочется

Занятие 10.
Теория. Как внутренние диалоги разрушают нашу решимость действовать. Наши мысли – главные враги наших действий. Как мыслить конструктивно и последовательно Практика. Учим ребенка правильно мечтать – не уносясь в фантастические дали, но и не зарубая собственные идеи на корню.

Занятие 11.
Теория. Ответ «не знаю» - не всегда говорит об отсутствии знаний. Как научить ребенка не бояться брать ответственность за свои действия Практика. Научить ребенка спрашивать совета, слушать его, но опираться на собственное мнение и воплощать его в жизнь.

Занятие 12.
Теория. Мы часто не видим всех возможностей, которые лежат перед нами. Но ресурсы есть всегда и у всех. Что считать ресурсами и как они помогают в сложных ситуациях Практика. Придаем ребенку смелости и силы, когда помогаем ему увидеть все имеющиеся у него ресурсы и возможности. А если ему чего-то не хватает, разбираемся, как это получить.

Занятие 13.
Теория. Разбираемся с ценностями. Принципы и убеждения. Что это? Как помогают и мешают отношениям с ребенком? Почему мы не понимаем друг друга. Практика. Определяем ценности, которые хотим передать ребенку и установить с ним глубокий контакт

Занятие 14.
Теория. Продолжаем разбираться с ценностями. Как понимание своих ценностей помогает ребенку с пользой проводить время, выбирать правильные занятия и двигаться к своей цели? Практика. 4 техники, которые помогут ребенку определить его ценности

Занятие 15.
Теория. Проблема выбора. Почему она возникает, что мешает нам сделать выбор, как выбраться из «жизненного тупика» Практика. Делаем выбор быстро, на «раз, два, три»

Занятие 16.
Теория. Для чего существуют возражения? Дети не хотят выполнять наши просьбы или хотят что-то нам этим сказать? Практика. Отрабатываем возражения ребенка

Новое на сайте

>

Самое популярное