Домой Кредиты онлайн Восстановление экономики после вов кратко. Восстановление экономики ссср после войны

Восстановление экономики после вов кратко. Восстановление экономики ссср после войны

Война, развязанная фашистской Германией, нанесла Советскому Союзу большой ущерб. На фронтах, в тылу врага, в концентрационных лагерях погибло более 25 млн. советских граждан. Многие сотни тысяч людей были изувечены и не могли вернуться к полнокровной человеческой жизни. Страна потеряла лучшие производственные кадры, было приостановлено техническое обеспечение производства, резко сократился товарно-денежный оборот.

13 сентября 1945 г. газета «Правда» опубликовала сообщение Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков. Оккупанты разграбили, разрушили и сожгли на территории СССР 1700 городов, более 70 тыс. сел и деревень, лишили крова 25 млн. человек. Было выведено из строя около 32 тыс. промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожной колеи, 13 тыс. железнодорожных мостов, 16 тыс. паровозов, свыше 400 тыс. вагонов. Фашисты разграбили и разорили 98 тыс. колхозов, около 2 тыс. совхозов, 3 тыс. машинно-тракторных станций, похитили 17 млн. крупного рогатого скота, 47 млн. овец, коз, свиней. За годы войны сельское хозяйство СССР лишилось 7 млн. лошадей, 137 тыс. тракторов и многого другого. Список гитлеровских злодеяний занимал несколько газетных страниц.

Прямой ущерб, нанесенный захватчиками, составлял 679 млрд. руб., что примерно равно суммарным капиталовложениям СССР за первые четыре пятилетки. Если же учесть расходы нашей страны на перестройку промышленности на военный лад, ведение войны и потери доходов районов, захваченных фашистами, то ущерб составлял 2 трлн. 596 млрд. руб. Для сравнения - все доходы государственного бюджета в 1940 г. равнялись 180 млрд. руб.

В результате понесенных потерь народное хозяйство было отброшено назад: по производству цемента и выделке деловой древесины до уровня 1928-1929 гг., по выпуску угля, стали, черных металлов до уровня 1934-1938 гг., т.е. не менее, чем на 10 лет.

За годы войны значительная часть оборудования была сильно изношена, а многое было уже непригодным. Свертывание военного производства затронуло прежде всего предприятия тяжелой индустрии, где объем выпускаемой продукции в 1946 г. оказался на 27% меньше, чем в 1945 г. В легкой и пищевой промышленности переход на мирное производство произошел значительно раньше. Уже в 1946 г. выпуск предметов широкого потребления возрос на 13% по сравнению с предьщущим годом. Однако, как и прежде, приоритет оставался за тяжелой промышленностью, которая подпитывалась доходами от продажи товаров ширпотреба.

Исключительную остроту представляла и проблема кадров. Так, по сравнению с довоенным периодом общая численность рабочих и служащих сократилась в народном хозяйстве более чем на 5 млн. человек (с 33,9 млн. в 1940 г. до 28,6 млн. в 1945 г.), в т.ч. в промышленности - на 14%, на транспорте - на 9, в сельском хозяйстве - на 15%. Основную долю рабочей силы составляли женщины, старики и подростки. Резко ухудшился и состав занятых в производстве. Так, численность ИТР в промышленности в 1945 г. была на 126 тыс. меньше, чем в 1940 г.

Необходимо учитывать и то, что советские люди остро нуждались буквально во всем. В городах сохранялась карточная система распределения продуктов и многих предметов широкого потребления. По обычной карточке выдавалось ежемесячно около 2 кг мяса и рыбы, 400 г жиров, 1,5 кг крупы и макарон.

Вместе с тем значительная часть средств шла на оборону СССР и интернациональную помощь странам народной демократии.

Программа восстановления страны

Восстановление народного хозяйства и частичная его перестройка на мирный лад начались с лета 1943 г. - момента массового изгнания фашистов с оккупированных территорий страны.

Основные положения программы восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства были изложены в речи Сталина перед избирателями первых послевоенных выборов в Верховный Совет СССР 9 февраля 1946 г.

Пятилетний план восстановления и развития экономики СССР на 1946-1950 гг. предусматривал ускоренное развитие советской экономики, подъем жизненного уровня народа, укрепление оборонной мощи страны. Промышленность должна была достигнуть довоенного уровня уже в 1948 г., а к концу пятилетки превысить его на 48%. На капитальное строительство выделялось в два раза больше средств, чем за все довоенные пятилетки, вместе взятые. Общий объем капиталовложений составлял 250,3 млрд. руб. На промышленность выделялось 157,7 млрд., а на сельское хозяйство 19,9 млрд. руб. План предусматривал и подъем производства предметов широкого потребления, замену карточной системы развернутой государственной торговлей. Предусматривалось снижение цен на все товары, рост заработной платы, большое жилищное и культурно-бытовое строительство, расширение системы здравоохранения, народного образования и т.д. Хотя и без того скудные средства пожирал военно-ядерный молох. В соответствии с пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР аналогичные планы были приняты и во всех 16 союзных и 20 автономных республиках.

Советский народ стойко переносил тяжести послевоенной разрухи. Идеализированная довоенная жизнь, а главное - победа над фашизмом питали уверенность народа в прекрасном будущем, готовность пережить все трудности и невзгоды, желание ударно трудиться.

Уже в 1945 г. в СССР вернулись около 5 млн. человек, насильно угнанных на работу в Германию, 2,5 млн. советских военнопленных, большинство из которых попадали в лагеря ГУЛАГа. До 1948 г. Советская Армия была сокращена почти на 8,5 млн. человек.

Победа над фашизмом вызвала большой политический и трудовой подъем всего советского народа. Формы трудовой активности были различными. Энтузиазм трудящихся активно поддерживали партийные и профсоюзные органы, комсомол и администрация. Однако большинство организационных мероприятий сводились не к анализу экономических явлений, а к требованиям политической конъюнктуры. Без обсуждения принципиальных вопросов действительности использовался простой, традиционный и пока еще безотказный прием - «поднажать или приписать».

В конце 40-х годов продолжается борьба двух линий развития хозяйственного механизма: одна - направленная на жесткую централизацию, всеобъемлющий контроль, приказные методы, и другая - на расширение хозяйственной самостоятельности производства, внедрение хозрасчета, материальной заинтересованности трудящихся.

В руководстве страны и на местах стали появляться люди, которые на практике государственного и хозяйственного управления убеждались, что чрезвычайные меры управления подавляют хозяйственную самостоятельность, инициативу трудящихся, что ведет к общественной апатии, хозяйственному застою, усилению командно-бюрократических действий и политических репрессий. Уже в конце 40-х годов общество не воспринимало командных методов управления и организации периода войны, равно как и производственного диктата, пренебрежения социальными и духовными потребностями человека. Война закончилась, а трудности, неустроенность жизни остались.

Общественное сознание хотя и было готово воспринять новых «врагов народа», но все более ощущало необходимость проведения реформ. Однако тенденция реформирования существенно расходилась с интересами административной системы. Логика реформирования в конце концов подвела бы к осознанию необходимости не частных, а коренных изменений в общественной жизни, которые бы на практике показали пагубность административно-командного аппарата и общественно-политической системы. Понимая опасность развала созданной системы управления, партийно-бюрократический аппарат усилил испытанные методы работы - обещания, ложь, диктат.

Переход промышленности в мирное русло

В области промышленного производства в послевоенные годы решался одновременно ряд сложных задач: переход с военного производства на выпуск мирной продукции; восстановление разрушенных предприятий; расширение производства и ассортимента продукции; строительство новых предприятий; техническое перевооружение и освоение передовых технологий. В годы четвертой пятилетки предстояло не только восстановить довоенный уровень производства промышленной продукции, но и превзойти его почти наполовину.

Успешное выполнение поставленных задач было обусловлено: единым государственным планом, охватывающим все отрасли народного хозяйства, что давало возможность централизованного распределения бюджета страны; индустрией восточных районов СССР, которая после реконверсии становилась мощной базой скорейшего восстановления пострадавших от войны западных и центральных районов; дополнительными средствами, полученными от государственных займов, высоких цен на продовольствие и товары ширпотреба, низкой зарплаты.

В ходе восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства при техническом перевооружении производства, росте культурно-технического уровня рабочего класса, совершенствовании производственных процессов тесное и постоянное сотрудничество инженеров и работников науки было жизненной необходимостью. Без такого союза стало невозможным решение сложных экономических задач, дальнейший технический прогресс.

В марте-апреле 1947 г. между инженерно-техническими работниками промышленности началось соревнование за повышение производительности труда и снижение трудоемкости изделий на основе совершенствования технологий и внедрения передовых методов работы. Инициатор соревнования, уральский технолог третьего механического цеха Кировского тракторного завода А.Иванов за счет обновления технологии производства, повышения квалификации рабочих и использования опыта новаторов добился на своем участке выдающегося результата: производительность труда станочников выросла в 2 раза, высвободилось 30% рабочих, 11 металлорежущих станков, резко снизилась себестоимость изготовления деталей. 17 мая 1947 г. «Правда» писала: «Если каждый технолог на своем участке будет действовать так же творчески, как А.Иванов, то промышленность достигнет значительного роста производительности труда, лучшего использования машин и наличного оборудования, увеличения выпуска продукции... Необходимо всячески поддерживать это новое проявление творческой активности и советского патриотизма инженерно-технических работников». 30 мая 1947 г. Президиум ВЦСПС принял постановление об организации Всесоюзного соревнования технологов. Таким образом, уже не специалисты-одиночки, а целые группы ИТР принимали обязательства, направленные на совершенствование технологии, внедрение механизации и снижение трудоемкости производственных операций, дальнейший рост производительности труда, обеспечение экономии сырья и материалов.

В течение 1946 г. была осуществлена перестройка промышленного производства на выпуск мирной продукции, а в 1948 г. довоенный уровень производства был уже превзойден на 18%, в том числе по тяжелой промышленности - на 30%.

Особое внимание в восстановительный период было уделено предприятиям черной металлургии и угольным шахтам Донбасса. В честь их восстановления были учреждены специальные наградные медали. Однако довоенный уровень добычи угля в Донбассе был достигнут лишь в 1950 г., а металлургическая промышленность Украинской ССР, дававшая до войны 75% всего металла страны, была восстановлена только в 1951 г.

Наряду с восстановлением старых шло строительство новых промышленных объектов. Были построены электростанции: Фархадская (Узбекская ССР), Севанская (Армянская ССР), Крамская и Сухумская (Грузинская ССР), Рыбинская (на Волге), Щекинская (Подмосковье) и др. Были заложены металлургические комплексы в Рустави (Закавказье), Боговате (Узбекистан), Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, трубопрокатные заводы в Сумгаите (Азербайджан) и Никополе (Украинская ССР) и др.

Между Волгой и Уралом интенсивно осваивалось новое неф-терождение. Так называемое Второе Баку уже в 1950 г. дало 44% всей добычи нефти в стране, хотя еще 80% в топливе страны отводилось углю.

Всего за годы пятилетки было построено и восстановлено 6200 крупных предприятий. Однако пятилетнее задание по вводу в эксплуатацию новых производственных мощностей в черной металлургии, угольной промышленности и по строительству электростанций не было выполнено.

В целом же задания были перевыполнены по производству металлов, добыче угля и нефти, выработке электроэнергии и т.д. Однако ряд отраслей и особенно производство товаров широкого потребления не достигли довоенного уровня.

Положение сельского хозяйства после Великой Отечественной

Одна из важнейших задач четвертого пятилетнего плана состояла в том, чтобы восстановить сельское хозяйство и обеспечить дальнейшее развитие сельскохозяйственного производства в целом. Без общего подъема сельского хозяйства невозможно было улучшить материальное положение трудящихся, отменить карточную систему распределения продуктов питания и ширпотреба, обеспечить промышленность сырьем.

Между тем ущерб, причиненный немецко-фашистскими оккупантами только колхозам, составлял 181 млрд руб. По размерам посевных площадей страна оказалась на уровне 1913 г. Валовая продукция сельского хозяйства в 1945 г. составляла 60% от уровня 1940 г. За годы войны машинно-тракторный парк сократился в среднем на треть, число лошадей уменьшилось вдвое. Были хозяйства, где пахали на собственной тяге, а сеяли вручную из лукошка. Особенно ощутимы были людские потери. Трудности восстановительного периода были усилены сильнейшей засухой 1946 г. К тому же расходы на сельское хозяйство в годы четвертой пятилетки были почти в 4 раза меньше, чем на промышленность.

В тяжелейших условиях в короткий срок в основном были восстановлены колхозы и совхозы, МТС. Большую помощь колхозам оказывали промышленные предприятия и горожане. В 1946 г. 3/4 посевных площадей оккупированных районов были приведены в рабочее состояние.

Валовая продукция сельского хозяйства к концу пятилетки должна была превысить уровень 1940 г. на 27%. Пленум ЦК ВКП(б) (февраль 1947 г.) принял постановление «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период», в котором делался упор на техническое оснащение сельского хозяйства тракторами, автомобилями, различными сельхозмашинами. И все же техники в колхозах не хватало, к тому же она была малоэффективна, велики были ее простои, недоставало запасных частей. Неудовлетворительно обстояло с механизацией в животноводстве.

В годы четвертой пятилетки втрое возросла мощность сельских электростанций. В 1950 г. было электрифицировано 76% совхозов и 15% колхозов против 4% в 1940 г.

Серьезное внимание было уделено пропаганде и внедрению достижений науки и передового опыта в сельское хозяйство. Большое значение имели трехлетние агро-зоотехнические курсы обучения колхозников без отрыва от производства.

Вместе с тем в процессе восстановления сельского хозяйства на местах, да нередко и в центре, допускались серьезные ошибки. Шаблонно насаждалась травопольная система полеводства, что вело к сокращению посевов зерновых и бобовых культур, тормозило производство необходимого стране зерна. Чрезмерно централизованное планирование, многоступенчатое и некомпетентное бюрократическое руководство сковывало хозяйственную инициативу крестьян, приводило к нерациональному размещению сельскохозяйственных культур, нарушало сроки посева, уборки и т.д.

Значительно сдерживали развитие сельскохозяйственного производства низкие заготовительные цены на зерно, картофель, мясо и другие продукты, а также сырье, которое государство получало от колхозов в порядке обязательных поставок. Заготовительные цены не только не покрывали себестоимости их производства, но не оправдывали даже транспортных расходов по доставке заготовляемой продукции. Оплата трудодня колхозника была крайне низкой и не стимулировала его заинтересованности в труде.

В то же время с колхозников взимались высокие налоги (налог на приусадебный участок, личный скот, ульи, фруктовые деревья и т.д.).

Уровень жизни населения после Великой Отечественной войны

Основным показателем жизненного уровня советского народа являлся рост национального дохода, физический объем которого в 1950 т. превысил довоенный уровень в 1,62 раза. Это дало возможность Советскому правительству отменить в декабре 1947 г. карточную систему распределения продуктов питания и предметов широкого потребления. Одновременно была проведена денежная реформа в соотношении десять к одному, т.е. один червонец старого образца менялся на один рубль новых денег. Денежные вклады в сберегательных кассах и Госбанке были переоценены на льготных условиях. Денежная реформа не затронула заработной платы рабочих и служащих, трудовых доходов крестьян, которые сохранялись в прежнем размере. Таким образом были изъяты лишние (эмиссионные) и фальшивые деньги, да и значительная часть денежных накоплений населения.

Жизненный уровень населения характеризовали заработная плата и розничные цены на продукты питания и бытовые промышленные товары. После войны перед отменой карточной системы распределения розничные цены по сравнению с 1940 г. возросли в среднем в 3 раза: на продовольствие в 3,6 раза, на промышленные товары - в 2,2 раза. Заработная плата же у рабочих и служащих за эти годы увеличилась лишь в 1,5 раза. Средняя заработная плата по народному хозяйству составляла в 1940 г. - 33 руб.; в 1945 г. - 43,4 руб.; в 1948 г. - 48 руб.; в 1950 г, - 64 руб. в месяц, из которых необходимо было вычесть сумму на подписку по государственным займам. Самая высокая зарплата была у работников научной деятельности-в среднем в месяц 46,7 руб. в 1940 г. и 38-48 руб. в 1950 г. Таким образом, изобилие в магазинах продовольствия, товаров широкого потребления и даже предметов роскоши (золото, меха и т.д.) было следствием низкой покупательной способности основной массы населения.

В 1950 г. потребление надушу населения составляло: мяса - 26 кг, молока и молочных продуктов - 172 кг, верхнего трикотажа - 0,3 шт. и т.д. Многие предметы культурно-бытового назначения - телевизоры, стиральные машины, радиолы и т.п. считались предметами роскоши.

Улучшение материального положения широких слоев населения обеспечивалось снижением розничных цен на предметы потребления массового спроса и на бытовые услуги. В госторговле ежегодно в апреле снижались цены. Если их уровень до отмены карточной системы распределения принять за 100%, то на 1 марта 1949 г. их индекс составлял 71%, на 1 апреля 1954 г. - 43%, и все же цены более чем на 1/3 превышали довоенный уровень. От снижения цен в большей степени выигрывали люди с высокими заработками: работники торговли, общественного питания, различных заготовок, материального снабжения, а также служащие аппаратов органов управления.

Очень тяжело приходилось крестьянам, которые фактически были насильно прикреплены к земле. В начале 50-х годов колхозник получал за свой тяжелый труд 16,4 руб. в месяц, т.е. в 4 раза меньше рабочего. Пшеницу у колхозов покупали по 1 коп. за килограмм при розничной цене на муку 31 коп. и т.п.

В письме секретарю ЦК ВКП(б) Г.Маленкову, слушатель Смоленского военно-политического училища Н.Меньшиков писал: «Мне как коммунисту больно выслушивать от колхозников такой вопрос: "Не знаете, скоро ли распустят колхозы? ...жить так нет сил дальше"».

Тяжелое положение после войны было с жилищным фондом, восстановление и строительство которого велось одновременно и совместно с промышленным строительством. Если в 1940 г. в среднем на душу городского населения приходилось 6,7 кв. м, то в 1950 г. - 7 кв. м, и все же многие жили в подвалах, а основная часть населения - в коммунальных квартирах.

Таким образом, жизненный уровень населения был еще далек от нормального состояния и во многом зависел от инвестиций в тяжелую промышленность, оборону, интернациональную помощь.

Изменение на территориях, вошедших в СССР

Особенностью восстановления и развития народного хозяйства явились преобразования в Латвии, Литве, Эстонии, западных областях Украины и Белоруссии, Правобережной Молдавии, вступивших в СССР в 1939-1940 гг., а также в Тувинской автономной области, Закарпатской, Калининградской и Сахалинской областях, вошедших в состав Союза ССР в 1944-1945 гг.

Социалистические преобразования начинаются с момента изгнания немецко-фашистских войск с данных территорий. По решению советских и партийных органов принимаются конкретные меры по ликвидации всех органов и учреждений националистической власти и созданию партийных, советских государственных и местных учреждений. Основным ядром проведения партийных и государственных мероприятий являлись оперативные группы из партийно-советских активистов, представители партизан и подпольщиков, а также демобилизованные из Советской Армии местные жители.

Ожесточенную борьбу с органами советской власти вели националисты - капиталистические элементы в городе, кулачество в деревне, духовенство, имевшие хорошо вооруженные законспирированные отряды.

Для утверждения новой власти необходимо было провести социалистические преобразования по всему хозяйственному комплексу. Наряду с процессом национализации шло восстановление промышленных предприятий и расширение материально-технической базы республик. В результате выпуск промышленной продукции в 1950 г. в Эстонии превысил довоенный уровень в 3,4 раза, в Латвии - в 3 раза и т.д. Значительно расширено было промышленное производство, освоены его новые отрасли, предприятия были оснащены первоклассными машинами и новейшим технологическим оборудованием.

В обстановке острой борьбы происходили перемены и в сельском хозяйстве, где также использовался печальный опыт коллективизации деревни, борьбы с помещиками и кулаками. Насильственные методы преобразования сельского хозяйства привели к экспроприации и ликвидации кулачества, которое составляло основную часть хуторского населения Прибалтики, а также к высылке из родных мест всех сопротивляющихся.

Особенно разительные перемены произошли в тувинской деревне. Здесь господствовали полупатриархальные и феодальные отношения, а значительная часть аратского населения вела кочевой образ жизни. Благодаря помощи советских народов, волевому партийно-советскому руководству крестьянство Тувинской автономной области, минуя капиталистическую стадию развития, перешло к «социализму».

Сложным и трудным, а во многом и непонятным был политический процесс, а точнее, догматическое заучивание населением марксистско-ленинской теории, «овладение методом социалистического реализма» и «научного коммунизма». В области культуры и образования шло массированное идеологическое наполнение и русификация.

Так, традиционными методами, с классовых позиций и при помощи партийно-административного давления шло восстановление и развитие СССР.

Источники и литература

Гриф секретности снят. Потери Советских Вооруженных Сил в войнах, боевых действиях и военных конфликтах: Стат. исследование. М., 1991.

Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945-1964. М., 1993.

Кнышевский Добыча: Тайна германских репараций. М., 1994.

Маненков А.И. Культурное строительство в послевоенной деревне (1946-1950 гг.). М., 1991.

Поляк Г.Б. Послевоенное восстановление народного хозяйства. М., 1986.

Ханин Т.Е. Динамика экономического развития СССР. Новосибирск, 1991.

Введение

После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. В 1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных издержек. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре.

Советский Союз представлял собой победоносную, но полностью разрушенную страну. Для того, чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести потери, которые превышали потери врага и вообще потери любой нации в любой войне. Только усилиями миллионов можно было поднять из руин разрушенные города, заводы, восстановить инфраструктуру. Этот период не может не волновать нас - граждан сегодняшней России, т.к. поколение наших родителей являются детьми тех трудных лет. торговля реформа власть культура

Восстановление экономики

Состояние экономики СССР после окончания войны

Победа над фашизмом досталась СССР дорогой ценой. Военный ураган несколько лет бушевал над основными районами наиболее развитой части Советского Союза. Удару подверглись большинство промышленных центров на европейской части страны. В пламени войны оказались и все основные житницы -- Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Разрушено было так много, что восстановление могло занять многие годы, а то и десятилетия.

Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.

В условиях перехода от войны к миру встали вопросы о путях дальнейшего развития экономики страны, о ее структуре и системе управления. Речь шла не только о конверсии военного производства, но и о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Во многом она формировалась в условиях чрезвычайной обстановки тридцатых годов. Война еще более усилила эту «чрезвычайность» характера экономики и наложили отпечаток на ее структуру и систему организации. Годы войны выявили сильные черты существовавшей модели экономики, и в частности, очень высокие мобилизационные возможности, способность в короткие сроки наладить массовое производство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсами армию, ВПК за счет перенапряжения остальных секторов экономики. Но война также со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокий удельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоенной продукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовало кардинального решения.

Речь шла о том, нужно ли возвращаться к довоенной модели экономики с ее гипертрофированными военными отраслями, строжайшей централизацией, беспредельной плановостью в определении деятельности каждого предприятия, полным отсутствием каких-либо элементов рыночного обмена, жестким контролем за работой администрации.

Послевоенный период потребовал перестроить тип работы государственных органов для решения двух противоречивых задач: конверсии огромного военно-промышленного комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства; создания двух принципиально новых систем оружия, гарантирующих безопасность страны - ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет). Работа большого числа ведомств стала объединяться в межотраслевые целевые программы. Это был качественно новый тип государственного управления, хотя изменялась не столько структура органов, сколько функции. Эти изменения меньше заметны, нежели структурные, но государство есть система, и процесс в ней не менее важен, чем структура.

Конверсия военной промышленности была проведена быстро, повысив технический уровень гражданских отраслей (и тем самым, позволив затем перейти к созданию новых военных производств). Наркомат боеприпасов был перестроен в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения. Наркомат минометного вооружения в Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат танковой промышленности в Наркомат транспортного машиностроения и т.д. (в 1946 г. наркоматы стали именоваться министерствами).

В результате массовой эвакуации промышленности на восток и разрушения во время оккупации и боевых действий в европейской части 32 тыс. промышленных предприятий сильно изменилась экономическая география страны. Сразу после войны началась соответствующая реорганизация системы управления - в него наряду с отраслевым стали вводить территориальный принцип. Смысл был в приближении органов управления к предприятиям, ради чего происходило разукрупнение министерств: во время войны их было 25, а в 1947 г. стало 34. Например, угледобычей стали теперь управлять Наркомат угольной промышленности западных районов и Наркомат угольной промышленности восточных районов. Аналогично был разделен Наркомат нефтяной промышленности.

На этой волне среди хозяйственных руководителей, экономистов стали появляться стремления к реорганизации системы управления экономикой, к смягчению тех ее сторон, которые сдерживали инициативу и самостоятельность предприятий, и в частности, к ослаблению пут сверхцентрализации.

Анализируя сложившуюся экономическую систему, отдельные ученые и промышленники предлагали осуществить преобразования в духе НЭПа: при преобладающем господстве государственного сектора официально допустить частный сектор, охватывающий в первую очередь сферу обслуживания, мелкое производство. Смешанная экономика, естественно, использовала рыночные отношения.

Объяснение подобных настроений можно искать в той обстановке, которая сложилась во время войны. Экономика страны во время войны, быт населения, организация работы местных органов власти приобрели своеобразные черты. С переводом работы основных отраслей промышленности для обеспечения нужд фронта, резко сократился выпуск мирной продукции обеспечением жизни населения, снабжением его самыми необходимыми товарами и услугами стали заниматься преимущественно местные власти, организуя мелкое производство, привлекая к выпуску необходимых товаров кустарей и ремесленников. В результате получила развитие кустарная промышленность, оживилась частная торговля и не только продуктами питания, но промышленными товарами. Централизованным же снабжением была охвачена лишь небольшая часть населения.

Война приучила к определенной самостоятельности и инициативе многих руководителей всех уровней. После войны местные власти предпринимают попытки развернуть производство товаров для населения уже не только на мелких кустарных мастерских, но и на крупных заводах, подчиненных непосредственно центральным министерствам. Совет Министров Российской Федерации вместе с руководством Ленинградской области в 1947 г организовали в городе ярмарку, на которой предприятия не только России, но и Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик, продавали не нужные им материалы. Ярмарка открыла возможности установления самостоятельных экономических связей между промышленными предприятиями, минуя центр. Она в известной мере содействовала расширению сферы действий рыночных отношений (несколько лет спустя организаторы этой ярмарки поплатились жизнью за проявленную инициативу).

Надежды на преобразования в области управления экономикой оказались несбыточными. С конца 40-х годов был взят курс на усиление прежних административно-командных методов руководства, на дальнейшее развитие существовавшей модели экономики.

Для понимания причин такого решения надо иметь в виду двойное предназначение промышленности России. Ее высокие мобилизационные возможности в годы войны объяснялись во многом тем, что экономика с самого начала была ориентирована на работу в военных условиях. Все заводы, которые создавались в предвоенные годы, имели одновременно гражданский профиль и военный. Таким образом, вопрос о модели экономики должен был обязательно затрагивать и этот ключевой аспект. Предстояло решить, будет ли экономика действительно гражданской или как прежде, остается двуликим Янусом: мирной на словах и военной по существу.

Решающей стала позиция Сталина - все попытки перемен в этой области наталкивались на его имперские амбиции. В результате советская экономика возвращалась к милитаристической модели со всеми присущими ей недостатками.

Также в этот период встал вопрос: что такое советская система хозяйства (она называлась социализм, но это - чисто условное понятие, не отвечающее на вопрос). До окончания войны жизнь ставила столь четкие и срочные задачи, что большой потребности в теории не было. Теперь надо было понять смысл плана, товара, денег и рынка в экономике СССР.

Чувствуя, что вопрос сложен и готового ответа в марксизме нет, Сталин, сколько мог, оттягивал издание учебника по политэкономии социализма. В 1952 г. он опубликовал важную работу «Экономические проблемы социализма в СССР», где осторожно, не вступая в полемику с марксизмом, дал понимание советской экономики как нерыночного хозяйства отличной от Запада ("капитализма") цивилизации. Иное толкование было невозможно.

К восстановлению хозяйства страна приступила еще в год войны, когда в 1943г. было принято специальное партийно-правительственное постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации". Колоссальными усилиями советских людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов.

Однако как центральная задача восстановления встала перед страной лишь после окончания войны.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет министров СССР).

Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормального труда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливался 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был рассмотрен бюджет на III и IV кварталы 1945 г. и на 1946 год. Сокращались ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики. Перестройка народного хозяйства и общественной жизни применительно к условиям мирного времени завершилась в основном в 1946 г. В марте 1946 г. Верховный совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти их. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование научно-технического прогресса.

1946 год явился наиболее трудным в послевоенном развитии промышленности. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялись технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. В соответствии с пятилетним планом развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Возрождалась угольная промышленность Донбасса. Была восстановлена «Запорожсталь», вступил в строй Днепрогэс. Одновременно велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. 1 Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые гиганты индустрии возникли на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступил в строй первый в стране дальний газопровод Саратов - Москва. Начали действовать Рыбинская и Сухумская гидроэлектростанции.

Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механизация трудоемких процессов в черной металлургии и угольной промышленности. Продолжилась электрификация производства. Электровооруженность труда в промышленности к концу пятилетки в полтора раза превзошла уровень 1940 г.

Большой объем индустриальных работ был осуществлен в республиках и областях, включенных в состав СССР накануне второй мировой войны. В западных областях Украины, в республиках Прибалтики были созданы новые промышленные отрасли, в частности, газовая и автомобильная, металлообрабатывающая и электротехническая. Торфяная промышленность и электроэнергетика получили развитие в Западной Белоруссии.

Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов. Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73% превысил довоенный. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы «А».

Восстановление промышленности и транспорта, новое индустриальное строительство привели и к росту численности рабочего класса.

После войны страна находилась в разрухе, и остро встал вопрос выбора пути хозяйственного развития. Альтернативой могли бы стать рыночные реформы, но существующая политическая система не была готова к этому шагу. Директивная экономика все еще сохраняла тот мобилизационный характер, который был присущ ей в годы первых пятилеток и в годы войны. Миллионы людей организованно направлялись на восстановление Днепрогэса, металлургических заводов Криворожья, шахт Донбасса, а также на строительство новых заводов, гидроэлектростанций и т.д.

Развитие экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Все экономические вопросы, большие и малые, решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные материальные и денежные ресурсы, необходимые для выполнения плановых заданий, распределялись через большое количество бюрократических инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха приводили к постоянным простоям на производстве, штурмовщине, огромным материальным издержкам, абсурдным транспортным перевозкам из края в край необъятной страны.

Советский Союз получил с Германии репарации на сумму 4,3 млрд. долл. В счет репараций из Германии и других побежденных стран в Советский Союз вывозилось промышленное оборудование, включая даже целые заводские комплексы. Однако толком распорядиться этим богатством советская экономика так и не смогла из-за общей бесхозяйственности, а ценное оборудование, станки и пр. постепенно превращались в металлолом. В СССР трудились 1,5 млн. немецких и 0,5 млн. японских военнопленных. Кроме того, в системе ГУЛАЙ в этот период содержалось примерно 8-9 млн. заключенных, чей труд практически не оплачивался.

Размежевание мира на два враждебных лагеря имело негативные последствия для экономики страны. С 1945 по 1950 г. на 35% сократился внешнеторговый оборот с западными странами, что заметно сказывалось на советской экономике, лишенной новой техники и передовых технологий. Вот почему в середине 1950-х гг. Советский Союз оказался перед необходимостью глубоких социально-экономических и политических перемен. Поскольку путь прогрессивных изменений политического характера был заблокирован, сузившись до возможных (и то не очень серьезных) поправок на либерализацию, наиболее конструктивные идеи, появившиеся в первые послевоенные годы, касались не политики, а сферы экономики. Центральный Комитет ВКП (б) рассматривал различные предложения экономистов на этот счет. Среди них - рукопись “Послевоенная отечественная экономика”, принадлежащая С.Д. Александру. Суть его предложений сводилась к следующему:

  • · преобразование государственных предприятий в акционерные или паевые товарищества, в которых держателями акций выступают сами рабочие и служащие, а управляет полномочный выборный совет акционеров;
  • · децентрализация снабжения предприятий сырьем и материалами путем создания районных и областных промснабов вместо снабсбытов при наркоматах и главках;
  • · отмена системы гос. заготовок сельскохозяйственной продукции, предоставление колхозам и совхозам права свободной продажи на рынке;
  • · реформа денежной системы с учетом золотого паритета;
  • · ликвидация государственной торговли и передача ее функций торговым кооперативам и паевым товариществам.

Эти идеи можно рассматривать в качестве основ новой экономической модели, построенной на принципах рынка и частичного разгосударствления экономики, - весьма смелой и прогрессивной для того времени. Правда, идеям С.Д. Александера пришлось разделить участь других радикальных проектов, они были отнесены к категории “вредных” и списаны в “архив”.

Центр, несмотря на известные колебания, в принципиальных вопросах, касающихся основ построения экономической и политической моделей развития, сохранял стойкую приверженность прежнему курсу. Поэтому центр был восприимчив лишь к тем идеям, которые не затрагивали основ несущей конструкции, т.е. не покушались на исключительную роль государства в вопросах управления, финансового обеспечения, контроля и не противоречили главным постулатам идеологии.

Первая попытка реформирования командно-административной системы тесно связана с окончанием в марте 1953 г. сталинского периода в истории СССР, когда управление страной сосредоточилось в руках трех политиков: Председателя Совета Министров Г.М. Маленкова, министра внутренних дел Л.П. Берии и секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Между ними разгорелась борьба за единоличную власть, в ходе которой каждый из них рассчитывал на поддержку партийно-государственной номенклатуры. Этот новый слой советского общества (секретари ЦК республиканских компартий, обкомов, крайкомов и др.) готов был поддержать одного из этих руководителей страны при условии предоставления ему большей самостоятельности в решении местных вопросов и, главное, гарантий личной безопасности, прекращения политических “чисток” и репрессий.

При соблюдении этих условий номенклатура была готова согласиться на реформы в определенных пределах, дальше которых она не могла и, не хотела идти. В ходе реформ предстояло реорганизовать или упразднить систему ГУЛАГа, стимулировать развитие аграрного сектора экономики, провести преобразования в социальной сфере, снизить напряжение постоянной “мобилизационности” в решении хозяйственных проблем и в поисках внутренних и внешних врагов.

Вследствие сложной борьбы на политическом “Олимпе” к власти пришел поддержанный номенклатурой Н.С. Хрущев, стремительно оттеснивший своих соперников. В 1953 г. был арестован и расстрелян Л, Берия по абсурдному обвинению в “сотрудничестве с империалистическими разведками” и “заговоре с целью восстановления господства буржуазии”. В январе 1955 г. подал в вынужденную отставку Г. Маленков. В 1957 г. была изгнана из высшего руководства “антипартийная группа” в составе Г. Маленкова, Л. Кагановича, В. Молотова и др. Хрущев, будучи первым секретарем ЦК КПСС, в 1958 г. стал еще и Председателем Совета Министров СССР.

Политические изменения в СССР требовалось закрепить изменениями и в экономике. Выступая в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР, Г.М. Маленков четко сформулировал основные направления экономической политики: резкий подъем производства товаров народного потребления, крупные инвестиции в отрасли легкой промышленности. Такой коренной поворот, казалось бы, навсегда должен был изменить принципиальные ориентиры развития советской экономики, устоявшиеся в предыдущие десятилетия.

Но этого, как показала история развития страны, не произошло. После войны несколько раз проводились различные административные реформы, но они не вносили коренных изменений в сущность планово-административной системы. В середине 1950-х годов были предприняты попытки отказа от применения мобилизационных мер при решении хозяйственных проблем. Через несколько лет стало ясно, что эта задача является неразрешимой для советской экономики, поскольку экономические стимулы развития были несовместимы с командной системой. По-прежнему нужно было организовывать массы людей для выполнения различных проектов. В качестве примеров можно привести призывы к молодежи участвовать в освоении целины, в возведении грандиозных “строек коммунизма” в Сибири и на Дальнем Востоке.

В качестве примера не очень продуманной реформы можно привести попытку перестроить управление по территориальному признаку (1957). В ходе этой реформы были упразднены многие отраслевые союзные министерства, а взамен появились территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Не были затронуты данной перестройкой лишь министерства, ведавшие военным производством, министерство обороны, иностранных и внутренних дел и некоторые другие. Таким образом, была сделана попытка децентрализации управления.

Всего в стране было создано 105 экономических административных районов, в том числе 70 в РСФСР, 11 - на Украине, 9 - в Казахстане, 4 - в Узбекистане, а в остальных республиках - по одному совнархозу. В функциях Госплана СССР осталось лишь общее планирование и координация территориально-отраслевых планов, распределение между союзными республиками важнейших фондов.

Первые результаты реформы управления были вполне успешными. Так, уже в 1958 г., т.е. через год после ее начала, прирост национального дохода составил 12,4% (по сравнению с 7% в 1957). Возросли масштабы производственной специализации и межотраслевого кооперирования, ускорился процесс создания и внедрения новой техники в производство. Но, по мнению специалистов, полученный эффект - следствие не только самой перестройки. Дело также в том, что на какой-то период предприятия оказались “бесхозными” (когда министерства фактически уже не функционировали, а совнархозы еще не сформировались), и именно в этот период они стали работать заметно продуктивнее, не ощущая никакого руководства “сверху”. Но как только сложилась новая система управления, прежние негативные явления в экономике стали усиливаться. Более того, появились новые моменты: местничество, более жесткое администрирование, постоянно растущая “своя”, местная бюрократия.

И хотя внешне новая, “совнархозовская” система управления существенно отличалась от прежней, “министерской”, ее суть оставалась той же. Сохранялся прежний принцип распределения сырья, продукции, тот же диктат поставщика по отношению к потребителю. Экономические рычаги просто не могли стать определяющими в условиях абсолютного господства командно-административной системы.

Все реорганизации, в конечном итоге, не приводили к заметным успехам. Более того, если в 1951-1955 гг. промышленное производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное - на 20,5%, а в 1956-1960 соответственно на 64,3 и 30% (причем рост сельскохозяйственной продукции шел, в основном, за счет освоения новых земель), то в 1961-1965 эти цифры стали снижаться и составили 51 и 11%

Итак, центробежные силы заметно ослабили экономический потенциал страны, многие совнархозы оказались неспособными к решению крупных производственных задач. Уже в 1959 г. началось укрупнение совнархозов: более слабые стали присоединяться к более мощным (по аналогии с укрупнением колхозов). Центростремительная тенденция оказалась более сильной. Достаточно скоро восстановилась прежняя иерархическая структура в экономике страны.

Ученые экономисты и практические работники пытались разрабатывать новые подходы к экономическому развитию страны, особенно в области долгосрочного планирования и прогнозирования, определения стратегических макроэкономических целей. Но эти разработки не были рассчитаны на быструю отдачу, поэтому им не уделялось достаточного внимания. Руководству страны нужны были реальные результаты в настоящее время, а посему все силы направлялись на бесконечные корректировки текущих планов. Например, так и не был составлен детальный план на пятую пятилетку (1951-1955), а в качестве отправного документа, направлявшего работу всей экономики в течение пяти лет, стали Директивы XIX съезда партии. Это были всего лишь контуры пятилетки, но конкретного плана не существовало. Такая же ситуация сложилась и с шестым пятилетним планом (1956-1960).

Традиционно слабым было так называемое низовое планирование, т.е. составление планов на уровне предприятий. Низовые плановые задания часто корректировались, поэтому план превращался в чисто номинальный документ, имеющий непосредственное отношение лишь к процессу начисления заработной платы и премиальных выплат, которые зависели от процента выполнения и перевыполнения плана.

Поскольку, как отмечалось выше, планы постоянно корректировались, то выполнялись (или точнее не выполнялись) совсем не те планы, которые принимались вначале планового периода (года, пятилетки). Госплан “торговался” с министерствами, министерства - с предприятиями насчет того, какой план они могли бы выполнить при имеющихся ресурсах. Но поставки ресурсов под такой план все равно срывались, и снова начинались “торги” по цифрам плана, по величине поставок и т.д.

Все это подтверждает вывод о том, что советская экономика зависела в большей степени не от грамотных экономических разработок, а от политических решений, постоянно меняющихся в прямо противоположных направлениях и заводящих чаще всего в тупик. В стране осуществлялись бесплодные попытки улучшить структуру государственного аппарата, наделить министров, начальников главков, директоров предприятий новыми правами или, наоборот, ограничить их полномочия, разделить существующие плановые органы и создать новые и т.п. Таких “реформ” в 1950-1960-х годах было немало, но ни одна из них не принесла реального улучшения в работу командной системы.

В основном, при определении приоритетов послевоенного экономического развития, при разработке четвертого пятилетнего плана - плана восстановления - руководство страны фактически вернулось к довоенной модели развития экономики и довоенным методам проведения экономической политики. Это значит, что развитие промышленности, в первую очередь тяжелой, должно было осуществляться не только в ущерб интересам аграрной экономики и сферы потребления (т.е. в результате соответствующего распределения бюджетных средств), но и во многом за их счет, т.к. продолжалась предвоенная политика “перекачки” средств из аграрного сектора в промышленный (отсюда, например, беспрецедентное повышение налогов на крестьянство в послевоенный период)

У Великой Победы была и великая цена. Война унесла 27 млн. человеческих жизней. Хозяйство страны, особенно на территории, подвергшейся оккупации, было основательно подорвано: полностью или частично разрушено 1710 городов и городских поселков, более 70 тысяч сел и деревень, около 32 тысяч промышленных предприятий, 65 тысяч км железнодорожных путей, 75 млн. человек лишились крова. Концентрация усилий на военном производстве, необходимая для достижения победы, привела к значительному оскудению ресурсов населения и к снижению производства товаров народного потребления.

Во время войны резко сократилось и до того незначительное строительство жилья, в то время как жилищный фонд страны был частично разрушен. Позднее в действие вступили неблагоприятные экономические и социальные факторы: низкая заработная плата, острый жилищный кризис, вовлечение все большего числа женщин в производство и прочее.

В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная его задача - восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.

Для осуществления предусмотренных пятилетним планом работ по восстановлению и развитию народного хозяйства необходим был значительный объем капитальных вложений. За годы четвертой пятилетки размер капитальных вложений государственных и кооперативных предприятий и организаций составил 348,7 млрд. руб. Из этой суммы более четверти было предоставлено регионам, пострадавшим во время войны. Финансирование капитальных вложений требовало значительных финансовых ресурсов. Вводимые в эксплуатацию восстановленные предприятия нужно было наделить необходимыми оборотными средствами. Осуществление социально-культурных мероприятий также требовало увеличения бюджетных ассигнований.

В послевоенные годы на состоянии советских финансов благоприятно отразились изменения в структуре общественного продукта. Увеличилась доля промышленности в производстве совокупного общественного продукта. Значительно увеличились темпы роста национального дохода страны. В 1949 г. доход возрос на 17%, а в 1950 г. - уже на 21% к предыдущему году (за 1949-1950 гг. ежегодно увеличивался на 19%). Важнейшими факторами роста национального дохода были увеличение производительности труда, существенная экономия в расходовании всех ресурсов на единицу продукции.
Таким образом, совершенствование структуры общественного продукта, развитие производства содействовали росту национального дохода страны, укреплению финансовой системы и динамичному развитию государственного бюджета СССР, который за годы послевоенной пятилетки вырос с 325 до 422 млрд. руб.
Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала и денежная реформа 1947 г. В годы войны в результате огромных военных расходов и дефицита государственного бюджета государство вынуждено было прибегнуть к денежной эмиссии. Кроме того, на временно оккупированных территориях фашисты в целях подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении имелась денежная масса, в 3,8 раза превышающая довоенную и значительно превышающая потребности народного хозяйства, вследствие чего покупательная способность рубля снизилась.
Для развития хозрасчета, укрепления товарно-денежных отношений в народном хозяйстве, восстановления полноценности советского рубля, повышения роли денег необходимо было изъять из обращения излишек денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Вьделенные в 1946-1950 гг. из государственного бюджета 708,4 млрд. руб. стали главным источником финансирования мероприятий по восстановлению отраслей народного хозяйства, их техническому перевооружению. Восстановление отраслей народного хозяйства сдерживалось трудностями, которые испытывало народное хозяйство в послевоенные годы. В их числе нехватка трудовых ресурсов, строительных материалов, оборудования, сырья.
Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятий. Только в освобожденных от фашистов республиках и областях было начато строительство 263 новых предприятий. В их числе такие крупные объекты, как Курский завод резинотехнических изделий, Минский автомобильный завод, рельсо-балочный стан и блюминг на металлургическом заводе “Азовсталь” и др. Масштабы и темпы восстановительных работ и нового строительства были таковы, что производственные показатели по важнейшим отраслям народного хозяйства к концу пятилетки были выше, чем до войны. Так, угля было добыто на 57% больше, чем в 1940 г., нефти - на 22%, производство черных металлов возросло на 45%, продукции машиностроительных заводов - в два раза.
Если анализировать структурный состав экспорта продукции из СССР на 1953 год, то 93% всего экспорта приходилось на машины и оборудование, и только 7% на иную продукцию, в том числе и на сырьевые товары. Это свидетельствует прежде всего о том, что экономика СССР была высокотехнологичной для того времени, и в основном способна была поставлять на экспорт прежде всего технологии, а не сырье. Нельзя отрицать, что после Великой Отечественной войны был взят курс на развитие легкой промышленности — автомобильной, жилого строительства, и значительного увеличения выпуска товаров народного потребления. Промышленные предприятия, ранее выпускавшие исключительно военную продукцию, в большинстве своем перенастраивались на выпуск гражданской продукции. Стремительными темпами развился научный потенциал СССР.

Были заложены основы жилищного строительства. Первые экспериментальные каркасно-панельные дома были сооружены в 1948 году в Москве на Соколиной горе и Хорошевском шоссе по проектам, разработанным, соответственно Госстройпроектом (при участии Академии архитектуры СССР) и Мосгорпроектом. Автором проекта жилых домов был Лагутенко В. П. Вначале эти дома высотой в четыре этажа сооружались со стальным каркасом, но из-за большого расхода металла (более 16 кг на 1 м³ здания) вскоре перешли на сборный железобетонный каркас (расход стали до 3,75 кг на 1 м³). С 1950 года, кроме каркасно-панельных домов со связанными стыками, в Москве, Ленинграде, Киеве, Магнитогорске и других городах началось сооружение бескаркасных панельных домов.

Опыт был признан удачным, и Постановлением Совета Министров СССР от 9 мая 1950 года № 1911 «О снижении стоимости строительства» было инициировано проектирование первых высокомеханизированных заводов ЖБИ.
Масштабный переход на новые, прогрессивные решения в области строительства начался с Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1954 года «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства», которым предусматривалась постройка 402 заводов сборных железобетонных конструкций и организация изготовления деталей на 200 площадках полигонного типа. Для того что обеспечить масштабное жилищное строительство с 1954 года, необходимо было проделать колоссальную работу, которая началась еще в 1948, когда И.С. Сталиным была отправлена внушительная делегация специалистов, для изучения новой технологии строительства железобетонного жилья.

После войны начинается развитие гражданского автомобилестроения в СССР. Первые советские послевоенные автомобили — автомобиль высшего класса ЗиС-110, выпускавшийся в 1945 — 1958 годах и вставший на конвейер и продержавшийся там до 1958 года ГАЗ-М-20 Победа. И если ЗиС производился в основном для государственных нужд, то Победа, хоть и в ограниченных количествах, было доступна широким слоям населения.
Также в 1950 — 1960 годах на Заводе им. Молотова выпускается первый газовский представительский автомобиль — ЗиМ-12 (или ГАЗ-12). В 1947 году на Московском заводе малолитражных автомобилей начинается производства первой модели Москвич. Это был Москвич-400, являвшийся копией довоенного Opel Kadett, выпускавшегося в Германии в 1937-1940 годах. Москвич-400 становится массовым автомобилем, его первоначальная стоимость составляет 8000 рублей (для сравнения Победа стоила тогда же 16000, а ЗиМ-12 — 40000), и до 1953 года продаётся свободно, после чего, в связи с возросшим спросом, на него появляются очереди. Отметим, что данные легковые автомобили были вполне качественны и находились на уровне мировых аналогов, а то и выше.
В то же время постоянные угрозы США о применении атомного оружия в отношении СССР, разрабатываемые планы нанесения массированных атомных ударов по территории Советского Союза, заставляли советское руководство отвлекать значительные финансовые и материальные на создание «ядерного щита» и обеспечение безопасности государства. Быстро создается атомная промышленность. В 1948 г. на Урале вступил в строй комбинат «Маяк» (Челябинск-40), на нем были сооружены первые отечественные ядерные реакторы – конверторы для получения плутония. Комбинат «Маяк» стал первым ядерным центром страны. Именно здесь были получены первые килограммы плутония –239, из которого были изготовлены заряды первых атомных бомб. Параллельно развитию производства атомного оружия происходит становление ракетной промышленности.

Однако, не смотря на все факторы, результатом стало то, что уже через 2 года после войны, в результате денежной реформы 1947 года была отменена карточная система на продовольственные товары. Несколько раз с 1947 по 1953 год проводилось снижение цен на основные продовольственные и непродовольственные товары. Вырос уровень благосостояния населения. Строятся промышленные гиганты: Калужский турбинный, Минский тракторный, Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат и др. Государственные резервы на начало 1953 года выросли по сравнению с довоенным уровнем: цветных металлов – в 10 раз; нефтепродуктов – в 3,3 раза; угля – в 5,1 раз. Западные специалисты считали, что для восстановления экономик СССР до уровня 1941 года потребуется минимум 25 лет. Однако, предвоенный уровень экономики СССР, был достигнут, в течение четырех лет, после окончания самой страшной и разрушительной из всех войн в истории человечества.

Н.С. Хрущев получил от И.В. Сталина мощную экономику, основанную на современном развитом промышленном производстве. После войны экономика СССР что называется «развернулась лицом к народу» и значительно увеличила выпуск товаров народного потребления и стала набирать невиданные темпы жилищного строительства. Несомненно, экономика СССР имела ряд недостатков, которые нельзя не отметить. Экономика, созданная И.В. Сталиным, могла эффективно действовать только в условиях жесткой командно-административной системы. Когда директор каждого промышленного, торгового, сельскохозяйственного и иного предприятия в буквальном смысле «отвечал головой» за результаты деятельности вверенного ему завода, учреждения, магазина, склада и т.д. К недостаткам социалистической экономики можно также отнести относительную неразвитость легкой промышленности, сферы общественного питания, бытового обслуживания населения. Но в целом, если смотреть объективно и не предвзято, то жизненный уровень населения значительно вырос, товаров народного потребления в магазинах становилось все больше и больше, были развиты подсобные хозяйства у крестьян.

Восстановление СССР после войны называют также "сталинским экономическим чудом". Заново отстраивались города, цены ежегодно снижались, рабочие имели возможность заработать и взять квартиру в ипотеку под 1 процент годовых. При нулевой инфляции.

Масштабы

Советский Союз понес тяжелейшие потери в Великой Отечественной войне. Было стерто с лица земли 1710 городов, 70 тысяч сел и деревень, 32 тысячи предприятий промышленности, 65 тысяч километров железных дорог, 98 тысяч колхозов и 2890 машинно-тракторных станций.

Прямой ущерб советской эконмике составил 679 млрд. рублей (сравнимо с суммарными капиталовложениями СССР за первые четыре пятилетки). Полный ущерб, включающий в себя затраты на реконструкцию заводов и ведение войны, оценивается экономистами в 2 трлн. 596 млрд. руб. И это при том, что доходы бюджета СССР в 1940-ом равнялись 180 млрд. руб.

Народное хозяйство, металлургия, сельское хозяйство были отброшены на 10 лет назад, на уровни ещё 1930-х годов.

Кто восстанавливал?

Репарации в СССР поступали из Германии, Японии, Венгрии и Финляндии. Оттуда же в Советский Союз вывозилось оборудование для заводов, станки. Кроме этого, на территории Германии были «советские» заводы, которые поставляли свою продукцию «домой».

На государственных предприятиях (после национализации 1947 года это были все предприятия) сохранялась полувоенная трудовая дисциплина. Рабочие продолжали быть прикрепленными к заводам, хотя формально уже были введены и отпуска, и выходные.

Сохранение полувоенной дициплины было необходимо, поскольку над восстановлением страны трудились сообща разные группы населения: 2, 5 миллиона заключенных, 2 миллиона военнопленных и около 10 миллионов демобилизованных.

"Сталинское чудо"

Четвертую пятилетку 1946-1951 года никто не отменял. Цели в ней были поставлены самые амбициозные - не только достичь довоенного уровня, но и превзойти его - как в промышленности (46 %), так и в сельском хозяйстве.

США по Плану Маршалла помогали восстанавливать Европу (параллельно создавая Евросоюз), на это шли значительные средства и силы. В то же, что СССР не только выполнит, но и перевыполнит свой план мало кто верил. Однако так и произошло.

И речь не только о росте промышленности, исчисляемом цифрами статистики, но и о самой жизни: детская смертность снизилась больше, чем в 2 раза, в полтора раза увеличилось количество медицинского персонала, число научных учреждений увеличилось на 40% , число студентов - на 50%. Быть ученым стало престижно.

В это же время были заложены основы советской космической программы. Да, лавры в итоге достались Хрущеву, но уже в феврале 1953 года Иосиф Сталин утвердил план по созданию межконтинентальной баллистической ракеты. Постановление правительства за подписью Георгия Маленкова о создании ракеты Р-7 вышло уже после смерти генсека - 20 мая 1953-го.

Денежная реформа

Одним из инструментов послевоенного восстановления экономики была денежная реформа 1947 года.

Её целью было провести эмиссию и аннулировать денежные накопления, нажитые спекуляцией. Прводилась она в форме деноминации. По первоначальному плану она должна была пройти ещё в 1946 году, но из-за голода, вызванного неурожаем и засухой в ряде регионов СССР, её перенесли. 13 декабря 1947 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение «Об отмене карточной системы и денежной реформе».

В конце 1947 года при средних зарплатах городского населения в 500-1000 рублей килограмм ржаного хлеба стоил 3 рубля, пшеничного - 4 рубля 40 копеек, килограмм гречки - 12 рублей, сахара - 15 рублей, сливочного масла - 64 рубля, подсолнечного масла - 30 рублей, мороженого судака - 12 рублей, кофе - 75 рублей; литр молока - 3-4 рубля; десяток яиц - 12-16 рублей (в зависимости от категории, которых было три); бутылка пива «Жигулевское» - 7 рублей; пол-литровая бутылка «Московской» водки - 60 рублей.

Было время, и цены снижались.

С 1947 по 1953 год в СССР происходило настоящее экономическое чудо - ежегодно в 1,5-2 раза снижались цены. Что важно: зарплаты при этом не снижались. В эти годы, нацеленные на результат скорого подъема экономики, особенно поощрялось перевыполнение плана, поэтому рабочие могли себе позволить неплохо заработать. На таблице цен(см. выше), составленной историком Надеждой Кузнецовой все наглядно видно.

За 100% перевыполнение рабочим платили полтора тарифа, за 150% - двойной тариф, за 200 % - три тарифа. В эти годы даже заключенные за перевыполнение плана на 200 % могли втрое уменьшить срок заключения. Понятно, что планы были высокими, но это реально работало. Что показательно, уже при Хрущеве перевыполнение плана всегда вело к снижению расценки труда - путем бюрократического пересмотра действующих нормативов.

Сталинская ипотека


Сегодня есть шутка: "Ипотека на полвека". Несмешная такая шутка. Поняли бы её после войны?
В план по восстановлению страны после войны советское правительство включало также и ипотечную программу советского образца. В третьем пункте Постановления Совета Министров СССР от 25 августа 1946 года было черным по белому прописана ипотечная ставка в 1% годовых. И это при нулевой инфляции послевоенных лет!

"Для предоставления рабочим,инженерно-техническим работникам и служащим возможности приобретения в собственность жилого дома обязать Центральный Коммунальный Банк выдавать ссуду в размере 8-10 т. руб. покупающим двухкомнатный жилой дом со сроком погашения в 10 лет и 10-12 т. руб. покупающим трехкомнатный жилой дом со сроком погашения в 12 лет с взиманием за пользование ссудой 1% (одного процента) в год.
Обязать Министерство финансов СССР ассигновать на выдачу кредита рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим до 1 миллиарда рублей".

Немцы пленные

В феврале 1943 года в советском правительстве был поднят вопрос о целесообразности восстановления Сталинграда. Из-за рубежа поступали даже предложения о "консервации" города-героя в память о войне (идея Уинстона Черчилля). Однако Сталин настоял на восстановлении. Молотов же сказал, что ни один немец не покинет СССР, пока город не будет восстановлен полностью.

Труд пленных немцев в СССР не нужно недооценивать, но и перееоценивать в духе того, что СССР был восстановлен немцами не нужно. До сих пор можно услышать мнение, что вся малоэтажная застройка 40-х-50-х - дело рук немецких военнопленных, строивших дома по проектам немецких архитекторов. Это миф. Генеральный план восстановления и застройки городов разрабатывали советские архитекторы (Щусев, Симбирцев, Иофан и другие).

Но немцы, конечно, много что построили, также они работали в коммунальном хозяйстве. Отличались особой дотошностью и неспособностью понять (при усвоении все прочей рабочей лексики) слово "халява".

Методы

В 1946 году был определен план по кредитованию и финансовой поддержке регионов СССР, которые подверглись оккупации, началось стремительное восстановление инфраструктуры и жилого фонда. Был сделан упор на индустриальное развитие. В 1946 году механизация составляла 15 % от довоенного уровня, в 1949 году она уже стала вдвое больше довоенного.

Прошла коллективизация в регионах, вновь присоединенных к Советскому Союзу, был введен налог на частную собственность, приусадебные участки стали обязаны делать натуральные поставки, происходило укрупнение колхозов и снижение их количества, с целью увеличения длины поля, повышающей его эффективность.

Однако сельское хозяйство восстановилось после промышленности - к 1952 году.

Восстановление СССР после войны.
Великая Отечественная война стоила Советскому Союзу не только многомиллионных человеческих жертв (погибло около 27 млн. человек), но и колоссальных материальных потерь.В развалинах лежали 1700 городов. Среди них Сталинград, Минск, Севастополь и многие другие, было разрушено и сожжено 70 тыс. сел . За годы войны люди изголодались, сносили одежду и обувь. Многие из них имели лишь ватные куртки и воен. шинели. Советскому народу необходимо было провести огромную работу по восстановл-ю экономики, поднять материальный ур-нь жизни, перейти к мирному созидательному труду. Однако в 1946 г. советский народ снова терпит бедствие. Чрезвычайно тяжелая засуха вызвала голод среди населения ряда регионов СССР и вызвала значительные людские потери . Поднимать из руин разоренную бедствиями страну, измученные войной люди, несмотря на определенную помощь от союзников и репарации от Германии, Румынии, Венгрии, Финляндии, могли лишь, рассчитывая на собствен. силы. Благодаря самоотверженному, искренней, честной труда демобилизованных воинов, инвалидов и пенсионеров, матерей и вдов, юношей и девушек восстанавливались заводы и фабрики, строились жилые дома и школы . Они мирились с теми трудностями, кот. отмечено их жизнь, быт. В кратчайшие сроки был восстановлен Днепрогэс, и промышлен. центры Юга страны получили электроэнергию, поднялись из руин цементные заводы Новороссийска, и вся их продукция была направлена в пострадавшие районы. Восстанавлив-ь шахты Донбасса, заводы Ленинграда и других городов . Урожаи 1947 и в 1948 г. несколько улучшили снабжение населения страны продуктами питания.В декабре 1947 г . была отменена карточная системы и проведена денежная реформа. Появлялась крышу над головой и кусок хлеба на столе. В 1948 г. , всего через три года после завершения кровопролитной и разрушительной войны, был превышен довоенный ур-нь произв-ва. Успех достигался за счет внедрения и развития новой техники, освоение новых производств, увеличение количества станков, машин, оборудования, механизации трудоемких и тяжелых процессов производства, внедрение автоматизации, электронной техники . Вместе с тем основное внимание уделялось развитию тяж. промыш-ти, созданию новых видов вооруж-я. Легкая и пищевая промыш-ть финансировались по остаточному принципу и не обеспечивали потребностей населения. Это сказывалось на уровне жизни населения страны, продолжал оставаться низким, хотя его повыш-е медленными темпами происходило в городах. Хуже обстояли дела на селе, где колхозники, кормили город, едва перебивались от урожая до урожая. Почти все сделанные ими продукты шли на государственные поставки и налоги.
Социально-политическую жизнь.
Советск. народ, вынесший на своих плечах нищета предвоенных лет и невидан. тяготы воен. времени, надеялся, что полученная таким трудом и жертвами победа в корне изменит жизнь народа к лучшему. На глазах советских людей менялся мир, и они были полны надежд, что эти измен-я коснутся и их жизни. Многие рассчитывали, что в послевоенном мире ничто не будет унижать их человеческое достоинство, граждане страны смогут говорить то, что думают, и жить по своему усмотрению. Все ожидали падения физического, идейной и политической напряженности. Однако режим не собирался идти на уступки. Официальная пропаганда внушала людям мысль о том, что война была выиграна только благодаря гению «величайшего полководца» и партийному руководству. В Государственном гимне СССР были слова: «Нас вырастил Сталин, на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил». Ответом на чаяния народа, на его стремление к демократии, свободы стали новые репрессии.
В 1946-1948 гг были приняты постановл-я Коммунистической партии, вводили жесткий идеологич. контроль за деят-тью творческой интеллигенции и, в частн-ти, в обл-ти лит-ры, драматургии, театра, музыки.Пропагандистские кампании шли одна за другой, были направлены против влияния западной «буржуазной» идеологии. Любое проявление оригинальности, самостоятельности в творчестве писателя, художника, композитора, кинорежиссера, что, по мнению властей, свидетельствовал об отходе от коммунистической идеологии, строго осуждался.
Ночью происходили аресты, люди гибли в многочисленных лагерях. В конце войны за критику сталинизма был отправлен в лагерь будущий писатель, капитан А. И. Солженицын. После войны подверглись аресту маршал артиллерии Н. Д. Яковлев и маршал авиации А. А. Новиков. Были репрессированы член Политбюро, председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский и председатель Совета министров РСФСР М. И. Родионов. Десятки тысяч человек стали жертвами сфальсифицированных обвинений.
Против известных писателей (А. А. Ахматова, М. М. Зощенко и др.)., Композиторов (Д. Д. Шостакович и др.)., Ученых (биологов-генетиков, кибернетиков и др.). Были решены идеологические кампании. Многих деятелей науки и искусства обвиняли в космополитизме , т.е. в отсутствии патриотизма и преклонении перед «гнилой» западной культурой.
Борьба за власть после смерти Сталина.
5 марта 1953 умер И. В. Сталин . Его наследники , Г. М. Маленков (возглавил правительство), Н.С.Хрущев (секретарь ЦК КПСС), Л. П. Берия (возглавил органы государственной безопасности и внутренних дел), провозгласили принцип коллективного руководства партией и государством. Однако вскоре между ними разгорелась борьба за первенство. Берия был арестован, обвинен в заговоре с целью захвата власти, тайно осужден и расстрелян.


После окончания Великой Отечественной войны Советский Союз приобрел статус ведущей мировой державы.

Мир разделился на два блока, один из которых возглавил СССР. В общественной жизни царил эмоциональный подъем, связанный с победой в войне. В то же время продолжала укрепляться тоталитарная система.

Главной задачей послевоенного периода стало восстановление разрушенной экономики. В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял план реконструкции и восстановления народного хозяйства.

Началась демилитаризация экономики и модернизация военно-промышленного комплекса. Приоритетной областью была объявлена тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс.

К 1948 г. производство достигло довоенного уровня благодаря героическому труду советского народа, бесплатному труду заключенных ГУЛАГа, перераспределения средств в пользу тяжелой промышленности, перекачки средств из аграрного сектора и легкой промышленности, привлечению средств от репарации Германии, жесткому планированию экономики.

В 1945 г. валовая продукция сельск. хоз-ва СССР составляла 60 % довоенного уровня. Правит-во пыталось карательными мерами вывести отрасль из кризиса.

В 1947 г. установлен обязательный минимум трудодней, ужесточен закон «За посягательство на колхозную и гос-ную собст-ть», повышен налог на содержание скота, что привело к массовому его забою.

Сокра-ны площади индивидуальн. наделов колхозников. Уменьш-сь натуральн. оплата труда. Колхоз-кам отказывали в выдаче паспортов, что ограничивало их свободу. Одновременно с этим проводилось укрупнение хозяйств и ужесточение контроля над ними.

Эти реформы не имели успеха, и лишь к 50-м годам удалось выйти на довоенный уровень производства сельскохозяйственной продукции.

Послевоен. обстан-ка потребовала от правит-ва провед-я в жизнь демократ. принципов устр-ва гос-ва.

В 1945 г. упразднен Государственный Комитет Обороны . Прошли перевыборы Советов всех уровней и участились их созывы и сессии. Увеличено количество постоянных комиссий. Возобновлена работа общественных и политических организаций.

В 1946 г. Совет Народных Комисаров преобразован в Совет Министров, а наркоматы - в министерства. В соответствии с Конституцией проведены прямые и тайные выборы народн. судей. Состоялся 19-й съезд партии. С 1946 г. началась разраб-ка проекта новой Конституции СССР. В 1947 г. на рассмотр-е Политбюро ЦК ВКП(б) был вынесен вопрос «О проекте новой программы ВКП(б)».

Произошли изменения в науке и культуре. С 1952 г. вводится обязат. семилетнее образов-е, открыв-ся вечерние школы. Образована Акад-я худож-в и Акад-я наук с ее филиалами в республиках. Во мн. вузах открыты аспирантуры . Началось регулярное вещание телевидения.

На фоне положительных сдвигов в области науки и культуры началось активное вмешательство в их развитие. Правительство и партия стали ориентировать научные исследования историков, философов, филологов.

Историческая наука основывалась исключительно на «Курсе истории ВКП(б)». Жестокому разгрому и репрессиям подверглись исследования и научные руководители таких областей науки, как кибернетика, генетика, психоанализ, волновая механика.

Объектами гонения и критики со стороны партии стали композиторы Прокофьев, Хачатурян, Мурадели и др. В 1948 г. за создание «одиозных» произведений они были исключены из Союза композиторов.

В 1948 г. начались преследования «космополитов». Были введены запреты на контакты и браки с иностранцами. По стране прокатилась волна антисемитизма.

Новое на сайте

>

Самое популярное