Домой Кредиты онлайн Время застоя в ссср кратко. «Застой»

Время застоя в ссср кратко. «Застой»

Леонид Ильич Брежнев пришел к власти в 1965 году, и именно будущий генеральный секретарь принимал активное участие в смещении Хрущева с его поста. Период управления страной Брежневым кто-то называет этапом застоя во всех сферах развития страны, а кто-то искренно считает, что в это время в СССР настала долгожданная оттепель.

Чтобы разобраться в истинном направлении политики Брежнева, необходимо рассказать об основных реформах этого периода, и об их значении для будущей судьбы СССР.

Реформы Леонида Брежнева и их существенные особенности

Реформы Брежнева

Положительные моменты реформ

Отрицательные моменты реформ

1965 год - начало промышленной реформы Брежнева

Для повышения уровня качественности в промышленности, правительство стало оставлять небольшую часть дохода предприятиям, чтобы поощрять работников. Это повлияло на улучшение качества выпускаемой продукции и на увеличение заработных плат.

В стране продолжали активно развивать сектор тяжелой промышленности, пренебрегая нуждами легкой промышленности. К тому же, предприятия все больше лишались самостоятельности, увеличивался уровень контроля Министерств над промышленной сферой.

1970-е-1980-е годы - экономические реформы.

Реформа 1965 года.

В сфере экономики практически не проводились реформы, за редким исключением. Зато в этот период улучшились контакты с другими странами, что положительно сказалось на развитии внешней экономики. Реформа 1965 года не принесла никаких изменений в экономику, показав полное бессилие государственного аппарата.

Из-за того, что цены на нефть все время росли, у Брежнева и его сподвижников не было стимула для развития экономики. Нефтяной бум 70-х привел к тому, что страна продолжала получать большие доходы, но отставала в техническом оснащении от Запада на много лет. Именно поэтому, когда в 80-х разразился кризис нефтяного сектора, а цены на нефть стали падать, экономика оказалась в глубочайшем кризисе. Из-за невнятности реформ Брежнева, увеличивался товарный дефицит.

1969-1972 - внешние реформы в области улучшения отношений с США.

В 1972 году состоялся первый в истории визит американского президента в СССР. Отношения двух стран переживали оттепель, а железный занавес слабел. Подобное улучшение отношений между двумя странами снизило уровень напряженности в мире, и политики, наконец, перестали переживать из-за возможности начала Третьей Мировой войны

Антиалкогольгая кампания 1972 года

Были сокращены объемы производства крепкого алкоголя, но вместо этого увеличены объемы производства пива и виноградного вина. Появлялись лечебные профилактории, куда отправляли людей, страдающих алкогольной зависимостью.

Кампания Брежнева не принесла никакой пользы, более того, количество пьющего населения в стране неизменно росло. Здесь влияние оказывало то, что страна находилась в глубоком застое, репрессии увеличивались, а никакого прогресса не наблюдалось. Вместе с тем, реформа принесла только увеличение цен на алкоголь.

Итоги реформаторской деятельности Л.И. Брежнева

Нельзя сказать, что в период нахождения у власти Брежнева, страна находилась в исключительном кризисе. В 1980 году была проведена Олимпиада в Москве, где СССР заняла первое место по командному зачету. Невероятными темпами развивалась космическая программа, продолжала расти доля тяжелой промышленности. К тому же, наконец, снизился уровень напряжения между СССР и США, которые заключили договор о сокращении вооружений и уменьшили давление железного занавеса. В период столь серьезного экономического кризиса, никто уже не верил в то, что СССР сможет противостоять США. Однако достижения в области освоения космического пространства и спорта стали важным подспорьем для страны. К тому же, в СССР, наконец, снизилось давление на интеллектуальную и творческую элиту, которая прежде переживала бесконечные репрессии. И все же, репрессии в период правления Брежнева продолжали существовать, но проходили тихо и без огласки.

Вместе с тем, Брежнев не мог предложить никаких дельных изменений в области экономики или легкой промышленности. Все его реформы оказывались неудачными и приводили к еще большему экономическому кризису.

Брежнев под конец своего правления тяготился властью, а реформы практически полностью сошли на нет. Возможно, если бы в стране происходили более существенные изменения, а культ Сталина вновь не вышел на первый план, этот период не назвали бы временем застоя.

Критики культа личности и Карибского кризиса, чуть не ввергнувшего мир в третью мировую, пришел Брежнев Леонид Ильич, годы правления которого запомнились закономерно обратным процессом.

Застой, усиление значения Сталина в глазах общественности, смягчение в отношениях с Западом, но при этом попытки влиять на мировую политику - такими характеристиками запомнилась эта эпоха. Годы правления Брежнева в СССР были одними из ключевых, внесших свой вклад в последующий экономический и политический кризис девяностых. Каким же был этот политик?

Первые шаги к власти

Леонид Ильич родился в обычной семье рабочих в 1906 году. Он проходил учебу поначалу в землеустроительном техникуме, а затем учился на металлурга. Будучи директором Техникума металлургии, который находится в Днепродзержинске, он стал членом партии КПСС в 1931 году. Когда нагрянула Великая Отечественная война, на Южном фронте Брежнев работал заместителем начальника политического управления. К окончанию войны Леонид Ильич стал генерал-майором. Уже в 1950 он работает первым секретарем в Молдавии, а в последующие годы замещает начальника в Политуправлении армии Советского Союза. Потом он становится председателем в Президиуме Верховного Совета. Известно, что между Хрущевым и Брежневым сложились абсолютно доверительные отношения, которые позволили второму продвинуться к рычагам управления страной после болезни Никиты Сергеевича.

Реформы Брежнева

Годы правления Леонида Брежнева (1964-1982) можно охарактеризовать как время консервативных мер. Сельскохозяйственный подъем не был основной задачей для правителя. Хотя в этот период была осуществлена реформа Косыгина, её итоги стали провальными. Расходы на строительство жилья и здравоохранения только уменьшались, а растраты на военный комплекс росли как на дрожжах. Брежнев Леонид Ильич, годы правления которого запомнились ростом бюрократического аппарата и чиновнического произвола, был больше нацелен на внешнюю политику, по-видимому, не находя способов разрешения внутреннего застоя в обществе.

Внешняя политика

Именно над политическим влиянием Советского Союза в мире работал больше всего Брежнев, годы правления которого полны внешнеполитических событий. С одной стороны, Леонид Ильич делает важные шаги в деэскалации конфликта между СССР и США. Страны, наконец, находят диалог и договариваются о сотрудничестве. В 1972 году президент Америки впервые посещает Москву, где подписывается договор о нераспространении ядерного оружия, а в 1980 году столица принимает у себя гостей со всех стран для проведения Олимпийских игр.

Однако Брежнев, годы правления которого известны активным участием в различных военных конфликтах, не был абсолютным миротворцем. Для Леонида Ильича было важно обозначить место СССР среди мировых держав, способных влиять на разрешение внешнеполитических вопросов. Так, Советский Союз вводит войска в Афганистан, участвует в конфликтах во Вьетнаме и на Ближнем Востоке. К тому же меняется отношение дружественных до этого времени к СССР социалистических стран, во внутренние дела которых также вмешивается Брежнев. Годы правления Леонида Ильича запомнились подавлением чехословацких выступлений, ухудшением отношений с Польшей и конфликтом с Китаем на острове Даманский.

Награды

Леонид Ильич Брежнев особенно отличался своей любовью к наградам и званиям. Порой она доходила до такого абсурда, что в результате этого появилось множество анекдотов и выдумок. Однако с фактами трудно спорить.

Первую свою награду Леонид Ильич получил еще в сталинское время. После войны он был награжден орденом Ленина. Можно только вообразить, как гордился этим званием Брежнев. Годы правления Хрущева принесли ему еще несколько наград: второй орден Ленина и орден Великой Отечественной войны первой степени. Всего этого тщеславному Леониду Ильичу не было достаточно.

Уже во время своего правления Брежнев был награжден званием Героя Советского Союза целых четыре раза из возможных трех. Также он получил звание Маршала СССР и орден «Победа», которым удостаивались только великие полководцы, участвовавшие в активных боевых действиях, куда Брежнев никогда не попадал.

Итоги правления

Главным определяющим словом эпохи правления Брежнева стало «застой». Во время руководства Леонида Ильича экономика окончательно показала свою слабость и отсутствие роста. Попытки провести реформы не привели к ожидаемым результатам.

Как консерватора Брежнева не устраивала политика смягчения идеологического давления, поэтому в его время контроль над культурой только усилился. Одним из ярких примеров этого является изгнание А. И. Солженицына из СССР в 1974 году.

Хотя во внешней политике и намечались относительные улучшения, агрессивная позиция СССР и попытка влиять на внутренние конфликты других стран ухудшили отношение мирового сообщества к Советскому Союзу.

В целом Брежнев оставил после себя целый ряд тяжелых экономических и политических вопросов, решить которые предстояло его преемникам.

1. Более чем двадцатилетие жизни советского общества - 1964 - 1985 гг. - приходится на эру «развитого социализма», в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, был достигнут наивысший в истории СССР уровень жизни большинства населения. (В годы горбачевской перестройки 1985 - 1991 гг. данно­му историческому периоду было дано не совсем справедливое и конъюнктурное наименование «годы застоя». Это имело своей целью представить негативно предшествующую эпоху и обосновать необходимость перестройки. Однако, на фоне краха перестройки и последующих кризисов, название «развитой социализм» (данное указанному периоду его современниками) выглядит более точным и уместным). В народе чаще всего этот период именуется брежневской эпохой - по имени Л.И. Брежнева — нового лидера СССР, сменившего Н.С. Хрущева. Брежневская эра, в свою очередь, была неоднозначна. Можно выделить ее следующие основные периоды:

— 1964 — 1968 гг. — ранняя;

— 1968 — 1977 гг. - средняя;

— 1977 — 1985 гг. - поздняя.

Если ранняя и средняя брежневская эра - 1964 - 1977 гг. - в целом была успешна для страны и оставила большой позитивный след в памяти народа, то период после 1977 г. вплоть до начала перестройки в 1985 г. был временем разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений. Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 — 1977 гг. были:

— попытки экономических реформ;

— укрепление новой системы власти;

— отход от критики сталинизма.

2. Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее прове­дения.

Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство «самоуправляемой советской экономики».

Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты - положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану - в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха.

Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.

3. Возвращение к жесткой административно-командной системе

к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 - 1975) стала самой успешной в экономике СССР. После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения - улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате:

— административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения;

— дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа.

Данная политика первоначально приносила успех - «нефте­доллары» помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глу­бокому кризису:

— в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива;

— цены на нефть и газ в мире резко упали;

— Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.;

— экономика привыкла к «нефтедолларам», которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было.

Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.

4. В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти:

— фактически в стране правило трио Брежнев - Подгорный - Косыгин;

— но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева;

— в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;

— тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение - группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом Л. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве - предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности).

Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева становятся:

— Ю.В. Андропов — в 1967 — 1982 гг. председатель КГБ СССР;

— В.В. Щербицкий - в 1972 - 1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины;

— Д.А. Кунаев - в 1964 — 1986 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана;

— В.В. Гришин - в 1967 - 1985 гг. первый секретарь Московского горкома партии;

— А А. Громыко - в 1957 - 1985 гг. министр иностранных дел СССР;

— Д.Ф. Устинов - в 1976 — 1984 гг. министр обороны СССР;

— К. У. Черненко -. секретарь ЦК КПСС;

— М.А. Суслов - секретарь ЦК КПСС;

Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей «вотчине» (например, Андропов - в делах КГБ; Устинов - в оборонных вопросах; Кунаев - в Казахстане и т. д.). Это выгодно отлича­ло его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л. И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г., начал рушиться триумвират Брежнев - Подгорный - Косыгин.

В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение - главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.

5. Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Данная Конституция:

— как документ была усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции 1936 г.;

— однако ее важнейшим достижением и отличием от всех прежних советских Конституций стал отказ от диктатуры пролетариата, которая была конституционно закреплена в 1918 - 1977 гг.;

— СССР конституционно объявлялся общенародным государством;

— в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.

6. В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:

— улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений;

— в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет - стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон»;

— августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.

Экономика СССР периода «застоя»

Двадцатилетие, от середины 1960-х до середины 1980-х гг., когда политическое руководство страны возглавляли Л.И. Брежнев (1964–1982 гг.), Ю.В. Андропов (1982–1984 гг.) и К.У. Черненко (1984–1985 гг.) называют временем «застоя». Начавшееся решительными экономическими реформами, оно закончилось нарастанием отрицательных тенденций во всех сферах общественной жизни, стагнацией экономики, кризисом общественно-политической системы. Можно привести немало данных, свидетельствующих о росте производства – в 1970-е гг. СССР догнал наиболее развитые страны Запада по объему промышленной продукции. К началу 1980-х гг. догнал и перегнал даже США, ФРГ, Японию, Англию, Францию по производству на душу населения стали, угля, электроэнергии, цемента. Удалось достигнуть паритета в области вооружений, впечатляющими были успехи Советского Союза в освоении космоса. Однако военные расходы составляли 40% госбюджета, продукция ВПК – 20% валового общественного продукта. Из 25 млрд. руб. общих расходов на науку – около 20 млрд. руб. шло на военно-технические исследования и разработки. Этот перекос в хозяйственном развитии страны все сильнее сказывался на уровне жизни людей, преодолеть его в рамках старой командно-административной системы было невозможно.

О Л.И. Брежневе говорили, что, обладая вполне средними способностями и имея за плечами карьеру типичного партаппаратчика, он, тем не менее, придя к власти, реально стремился провести полезные реформы в стране. Начало его правления свидетельствует в пользу этого.

С мартовского Пленума ЦК КПСС (1964 г.) начинаются попытки оживить сельское хозяйство: восстанавливался и даже увеличивался размер подсобных хозяйств в деревне; отменялся налог с содержания личного скота, разрешалось продавать корма частным лицам; снижался план государственных закупок зерна в колхозах, в течение последующих 10 лет его решено было не повышать, а сверхплановое зерно оставалось в распоряжении колхозов; повышались государственные цены на основные виды сельхозпродукции, задолженности колхозов государству списывались.

Все эти меры были попыткой применить к аграрному сектору экономические меры регулирования. Но только к аграрному сектору в целом, а не к самой сути производственного процесса. Сохранялась главная негативная черта советского сельского хозяйства – отсутствие экономической заинтересованности работника в результатах своего труда (с 1966 г. вводилась гарантированная оплата труда колхозников, не связанная с производительностью). Уступки в отношении подсобных хозяйств также ни к чему не привели – за годы экспериментов с деревней в ней бесповоротно исчезли люди, готовые к тяжелому труду на личное благо. Крестьяне окончательно превратились в колхозников и совхозников.

В сентябре 1965 г. начался период экономических реформ под руководством председателя Совмина СССР А.Н. Косыгина. В первую очередь, восстанавливалась отраслевая система управления производством (министерства), заменившая территориальный метод руководства экономикой (совнархозы), введенный в период правления Н.С. Хрущева. Экономическая реформа подразумевала введение хозрасчета и предоставление ограниченной самостоятельности предприятиям. Но «низовое планирование» по-прежнему сочеталось с планированием из центра, хотя число обязательных плановых показателей снижалось до 9 (вместо прежних 30). Главным показателем работы отраслей становился объем реализованной продукции. Кроме того, оживить экономику предполагалось введением экономических рычагов. Прибыль, полученная предприятием, оставалась в его фондах, из которых, в свою очередь, должно было вестись материальное поощрение рабочих (премии, «13 зарплата» по итогам года). Чтобы поднять дисциплину взаимных поставок, Косыгин пошел на принятие постановления, по которому выполнение плана засчитывалось лишь после удовлетворения всех заказов потребителей. Против этого выступили Госплан и министры, утверждавшие, что в таком случае все их предприятия останутся не только без премий, но и без зарплаты. Самостоятельность предприятий привела к тому, что они заведомо занижали свои плановые задания, таким образом, заработная плата росла быстрее производительности труда. Руководители предприятий и отраслей не заинтересованы были и во внедрении научно-технических достижений, так как введение инноваций сбивало запланированный производственный цикл. Экономическое стимулирование работников также постепенно утрачивало свою роль. «13 зарплата» и премии стали выдаваться всем, чтобы не нарушать главного идеологического постулата советского общества – «социальной справедливости».

Первоначально задуманные А.Н. Косыгиным меры дали определенные результаты. Показатели, достигнутые сельским хозяйством в 1966–1969 гг., были намного выше, чем в предшествующий период. Производительность труда в среднем в год росла в этот период на 6,5 процента, что было в два раза больше, чем в 1961–1965 гг. Фонд оплаты по труду за 1965–1975 гг. вырос в 1,5 раза. Однако в противостоянии между экономическими принципами и директивным планированием выиграло последнее. Советская номенклатура не могла не понимать, что экономическое стимулирование экономики сделает в конечном итоге ненужным сам огромный бюрократический аппарат. С 1970 г. реформы А.Н. Косыгина были свернуты.

В советской промышленности 1960 – первой половины 1980-х гг. резко росла диспропорция в развитии хозяйственных отраслей. Продолжающаяся «гонка вооружений» привела к тому, что военные расходы поглощали 20% ВНП. Огромных затрат требовало сохранение лидерства в исследовании космоса. В целом в промышленности продолжались ухудшаться возрастные характеристики производственного оборудования. Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и некоторые другие показатели эффективности. Если сравнивать среднегодовой прирост важнейших народнохозяйственных показателей, то можно заметить, что он уменьшался от пятилетки к пятилетке. Тем не менее острота надвигавшегося кризиса в 1970-е гг. была сглажена получаемыми немалыми суммами нефтедолларов. Конфликт между арабскими странами и Израилем, вспыхнувший в 1973 г., привел к резкому взлету цен на нефть. Экспорт советской нефти стал приносить огромный доход в валюте. На нее закупались товары широкого потребления, продовольствие, что создавало иллюзию относительного благополучия. Руководство страны форсировало разработку нефтегазовых месторождений в новых районах Сибири и Севера. Сырьевая ориентация экономики страны усиливалась.

В 1974 г. началось строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Огромные средства были потрачены на закупку целых предприятий, комплексного оборудования, технологий.

В 1970-х – начале 1980-х гг. возводились промышленные гиганты и агропромышленные объединения (АПО). Однако низкая эффективность экономической деятельности не позволила разумно распорядиться неожиданно возникшими возможностями. В первой половине 1980-х гг. экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Темпы внедрения средств механизации и автоматизации не отвечали требованиям времени. Ручным трудом к середине 80-х гг. было занято около 50 млн. человек: примерно треть рабочих в промышленности, более половины – в строительстве, три четверти – в сельском хозяйстве.

Экономическая ситуация в стране продолжала обостряться. Неэффективная экономика оказалась неспособной решить проблемы повышения уровня жизни трудящихся. Фактически была провалена задача – значительно усилить социальную ориентацию экономики, увеличив темпы развития отраслей народного хозяйства, производящих предметы потребления. Остаточный принцип распределения ресурсов – вначале производство, а только потом человек – доминировал в социально-экономической политике. На социальное развитие общества отрицательное влияние оказывала и нерешенность продовольственной проблемы.

Ярким проявлением кризиса хозяйства периода «застоя» стало существование так называемой «теневой экономики». В условиях, когда государственное производство не могло обеспечить гражданам достаточного количества потребительских товаров, услуг, а подчас и продовольствия, появлялись хозяйственные связи вне государственного контроля. Предприятия изготавливали неучтенную продукцию и продавали ее, минуя государственную торговлю. Сформировался целый официально не существующий в СССР слой предпринимателей («цеховиков»), чьи доходы к началу 1980-х гг. достигли 80 млрд. рублей. В теневой экономике происходило интенсивное срастание государственного аппарата с криминальным миром.

В ноябре 1982 г. умер Л.И. Брежнев и Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран председатель КГБ Ю.В. Андропов. В июле 1983 г. по инициативе Ю.В. Андропова было принято правительственное Постановление «Об усилении работы по укреплению социалистической дисциплины труда». Однако попытка навести порядок на производстве с помощью жесткого административного контроля не увенчалась успехом. В августе 1983 г. ЦК КПСС и Совета Министров СССР приняли Постановление «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве». Но все эти директивы не могли спасти умирающую командно-административную экономику. К середине 1980-х гг. она полностью исчерпала свои ресурсы.

Кризис идеологии

«Кнутом» и «пряником» тоталитарного политического режима, сложившегося в СССР, были пропаганда, взывавшая к трудовому энтузиазму трудящихся, и страшная система террора, обрушивавшегося, в первую очередь, на тех, кто плохо поддавался советской агитации и пропаганде. В период «оттепели» (1953–1964 гг.), когда власть прекратила репрессии, упразднила ГУЛАГ и реабилитировала сотни тысяч политических заключенных, в ее распоряжении осталось только одно средство воздействия на массы – идеология. Поначалу пропагандистские призывы продолжали действовать по инерции, даже не подкрепленные страхом перед террором.

Но с течением времени, все больше людей стали задумываться над тем, насколько провозглашаемое расходится с действительным. Да и сама идеология все больше отдалялась от реальной жизни людей. Если в реальности жизнь народа улучшалась медленно (а в некоторые периоды и ухудшалась), то в партийных призывах и лозунгах прогресс советского общества шел семимильными шагами. На практике люди наблюдали экономические кризисы, техническую отсталость, социальное неравенство между номенклатурой (руководящими лицами, утверждаемыми партийными органами) и широкими слоями общества, политическую несвободу. В партийных программах все эти явления замалчивались. Н.С. Хрущев заявлял в 1961 г., что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» и планировал «построить коммунизм к 1980 г.». Факт достижения Советским Союзом «развитого социалистического общества» и перехода к строительству коммунизма декларировался Конституцией СССР, принятой 7 октября 1977 г. Трещина между народом и властью становилась пропастью. Одним из главных кризисов советского общества был кризис доверия.

В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был отстранен от власти постановлением Президиума ЦК КПСС. Главным символом нового политического руководства стала стабильность. Началась эпоха правления Л.И. Брежнева (1964–1982 гг.) и сменивших его, но действовавших в том же русле Ю.В. Андропова (1982–1984 гг.) и К.У. Черненко (1984–1985 гг.), названная историками эпохой «застоя». В социально-политическом плане она характеризуется усилением идеологического контроля над жизнью общества, решительным пресечением демократического движения, зародившегося в обществе в годы хрущевских реформ, исключительное значение придавалось упрочению руководящей роли партии в обществе. Подобные установки в сфере внутренней политики ориентировали на укрепление методов администрирования в руководстве обществом, усиливали авторитарно-бюрократические тенденции в отношениях между руководителями и подчиненными. При этом в политических документах, принимавшихся в 1960–1970-е гг., демократизация советского государства объявлялась одним из важнейших направлений политики партии.

Ярким примером политического лицемерия эпохи застоя стала принятая Верховным Советом СССР «брежневская» Конституция (7 октября 1977 г.). Новый Основной закон подчеркивал свою преемственность с конституциями 1924 г. и 1936 г. В первом его разделе провозглашалось построение в СССР «развитого социализма».

В 6-й статье Конституции КПСС объявлялась «руководящей и направляющей силой советского общества ». Таким образом, в качестве ядра политической системы общества выступала партия. Конституция отразила реально сложившийся факт. Находясь в исключительных условиях политического монополизма, КПСС окончательно трансформировалась в надгосударственную структуру. Это способствовало резкому усилению власти партийного аппарата. Принцип «единства партии» приводил к тому, что глушилась всякая критика, урезалась внутрипартийная демократия, процветали бюрократизм, демагогия, злоупотребление служебным положением, взяточничество и др.

С другой стороны, в Конституцию 1977 г. был включен внушительный перечень социально-экономических и политических прав граждан СССР. В частности, впервые законодательно были закреплены права на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры, на свободу творчества. Декларировались и новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум. Одной из главных задач Основной закон называл охрану прав и свобод личности, например таких, как право на обжалование действий должностных лиц, критику деятельности государственных и общественных организаций, защиту чести и достоинства гражданина в суде и т.д. Закрепляла Конституция и широкие права союзных республик, в частности, возможность выхода из состава СССР.

Если в отношении роли КПСС в жизни советского общества конституция фактически не уклонялась от истины, то декларируемого расширения «демократии и народовластия» не существовало, большинство социально-экономических прав государство не в силах было обеспечить, а заявленные гражданские свободы никогда не соблюдались.

Наиболее остро реакция общества на официальную фальшь проявлялась в диссидентском движении, которое начало зарождаться еще в конце эпохи Хрущева, а расцвета достигло в годы «застоя». Среди диссидентов (инакомыслящих) в СССР были академик А.Д. Сахаров, член-корреспондент АН И.Р. Шафаревич; писатели А.И. Солженицын, А.Д. Синявский, Ю.М. Даниэль, С.Д. Довлатов, В.П. Аксенов, А.Г. Битов, А.Т. Марченко; поэты И.А. Бродский, А.А. Галич, Б.Ш. Окуджава, В.С. Высоцкий, Н.М. Коржавин, Е.Б. Рейн, общественные деятели В.И. Новодворская, Е.Г. Боннэр, С.А. Ковалев и многие другие.

У многих из них неприятие тоталитарного режима выливалось в активную борьбу – так называемое «правозащитное движение». Они активно требовали от государства соблюдения всех прав и свобод личности, зафиксированных в Конституции, отмены цезуры, прекращения «ползучей реабилитации» Сталина, наметившейся в официальной идеологии. Первая открытая акция правозащитников состоялась в 1965 г. когда они устроили на Пушкинской площади в Москве манифестацию с требованием, чтобы судебный процесс над А.Д. Синявским и Ю.М. Даниэлем, арестованными за опубликование на Западе их произведений, проводился в открытую. В 1968 г. правозащитники отреагировали демонстрацией протеста на подавление советскими войсками попыток либерализации в Чехословакии. Несмотря на то что власти отвечали жестокими репрессиями – арестами, ссылками, принудительным содержанием диссидентов в психиатрических лечебницах, правозащитное движение не стихало. С 1968 по 1983 гг. издавался подпольный информационный бюллетень «Хроника текущих событий», фиксировавший случаи нарушения прав человека в СССР. В 1970 г. советские правозащитники стали частью мирового движения. Государство ужесточало репрессии, влияние КГБ в политической системе возрастало, но, с другой стороны, международная известность многих лидеров правозащитников заставляла правительство идти на некоторые уступки. Некоторым активным диссидентам разрешили покинуть СССР. По отношению к другим, выдворение из страны было применено насильственно (изгнание А.И. Солженицына, 1974 г.).

Другой формой проявления инакомыслия стала неофициальная литература, так называемый «самиздат». В подпольных альманахах «Вече», «Поиски» и многих других печатались авторы, чьи произведения не принимались советской цензурой, и кто имел мужество отстаивать свою точку зрения. Запрещенные властями произведения тайно высылались на Запад и публиковались там («тамиздат»). На «самиздатовских» пленках расходились по стране искренние песни Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого, А.А. Галича и других запрещенных бардов.

«Разрядка» международной напряженности

История любой страны, как правило, разделяется учеными на определенные периоды развития. Например, говоря о России XVII-XVIII веков, нередко выделяют Петровскую эпоху, Дворцовые перевороты, Екатерининские реформы. В свою очередь, XX век делят на период сталинизма, оттепель, застой, перестройку. Отношение к ним у каждого из нас разное. Например, период застоя в СССР одни характеризуют исключительно негативно, другие же считают его едва ли не самой лучшей советской эпохой. Давайте попробуем разобраться с этим подробнее.

Определение понятия

Что подразумевают историки, говоря о периоде застоя? Главным образом эпоху в развитии страны, которая отличалась относительно высоким уровнем жизни советских граждан, стабильностью во всех сферах государственной жизни, а также отсутствием серьезных политических и социальных потрясений.

Термин «застой» вошел в обиход после выступления Михаила Горбачева с докладом на XXVII съезде Компартии. Генсек использовал его для объяснения замедления экономического прогресса страны. Напротив, по его словам, в советском обществе отчетливо стали проступать застойные явления.

Эпоха благополучия

Подобно любому историческому периоду, временные рамки застоя довольно условны. Чаще всего под ним подразумевается время, когда страной руководил Леонид Брежнев. Однако думать, что сразу после его смерти в СССР началась перестройка, тоже неправильно. Приблизительно историки определяют годы периода застоя следующим образом: с 1964 по 1986-й. Таким образом, он охватывает правление Брежнева Л., Андропова Ю. и Черненко К.

Слово «застой» вызывает у большинства из нас отрицательные ассоциации. Тем не менее многие исследователи эту эпоху не отождествляют с полным отсутствием поступательного движения страны. Более того, указывают, что за двадцать лет застоя Советский Союз в действительности достиг наивысшего расцвета в разных сферах государственной жизни, о чем не лишним будет узнать.

«Золотой век» СССР

Так иногда характеризуют годы, когда страной руководил Леонид Брежнев. Период застоя, и об этом мало кто помнит, начался с внедрения хозрасчета - системы экономических отношений, которая присуща капиталистической экономике. Даже в условиях планового социалистического хозяйства результаты 8-й пятилетки оказались впечатляющими.

Впрочем, экономические достижения были не единственными. Советский Союз достиг больших успехов в освоении космоса, в спорте, в сфере культуры. Поднялся жизненный уровень советских людей, возросла их социальная защищенность, а также укрепилась уверенность в завтрашнем дне.

Промышленность

Однако, как отмечают многие ученые, стабильность в экономике тех лет была связана, с одной стороны, с резким повышением мировых цен на нефть, а с другой - с открытием месторождений черного золота в Сибири. Таким образом, руководство страны могло отложить проведение дальнейших реформ, при этом не теряя прибыли. Хотя экономический рост в период застоя замедлился, но доходы от продажи нефти до поры сглаживали последствия этого негативного процесса.

В эти годы в СССР были построены многие крупные предприятия, включая автомобильный завод в Тольятти. В 1974 г. тысячи комсомольцев отправились в тайгу на строительство железнодорожной магистрали - БАМ, которая, по замыслу советского руководства, должна была сыграть ключевую роль в развитии Дальнего Востока. Стройка оказалась очередным долгостроем, причем пока не окупившимся.

Аграрный сектор

В 70-е ухудшилась ситуация в сельском хозяйстве. После аграрной реформы многие колхозники стали переселяться в города, а на сбор урожая массово приезжали студенты, не имевшие необходимых навыков. Аграрный сектор советской экономики постепенно приходил в упадок, и к середине 80-х в стране назрела угроза продовольственного кризиса. Дефицит товаров и длинные очереди у магазинов стали обычным явлением повседневной жизни в период застоя.

Социальный парадокс

И все-таки в сравнении с предыдущими периодами в истории Советского Союза годы застоя были более благоприятными. Товары и продукты стоили относительно дешево, большинство граждан имели возможность ездить летом к морю или бесплатно отдыхать в профсоюзных пансионатах и санаториях. В 1967 г. страна перешла на пятидневную рабочую неделю, многим стало доступно приобретение бытовой техники и автомобилей.

При этом, разумеется, речь не идет о сравнении благосостояния советских граждан с жизненным уровнем в западных странах. В этом отношении СССР определенно проигрывал.

Внешняя политика

В период застоя руководство страны проводило двоякую политику. С одной стороны, были подписаны важные договоры, направленные на снятие международной напряженности. А с другой, СССР ввел войска в Чехословакию (1968 г.) и в Афганистан (1979 г.). Эти демонстрации военной мощи нанесли большой ущерб имиджу страны на мировой арене.

В начале 70-х по ядерному потенциалу Советский Союз догнал Соединенные Штаты. Наращивание военной мощи имело катастрофические последствия для экономики страны. Колоссальные средства из государственного бюджета направлялись не на развитие индустрии и сельского хозяйства, а на нужды армейских конструкторов. Подобная милитаризация подрывала и без того деградирующую экономику страны.

Борьба с инакомыслием

Хотя при Брежневе Л. И. атмосфера тотального страха исчезла, это никоим образом не означает, что в годы, когда он стоял у кормила власти, в Советском Союзе можно было свободно выражать недовольство. Напротив, КГБ, особенно после событий в Чехословакии, активизировало борьбу с диссидентами. Правда, главным методом устрашения теперь были не лагеря, а психиатрические больницы. О свободе слова не было и речи, партия полностью контролировала искусство, сделав его рупором официальной пропаганды.

Итоги

Несмотря на некоторые положительные моменты, в общем и целом период застоя стал прелюдией перестройки. Необходимость перемен в середине 80-х осознавали уже не только диссиденты, но и партийное руководство. Главными причинами, побудившими Горбачева М. выступить с докладом об экономическом застое, стали:

  • неэффективность командных методов управления народным хозяйством;
  • развал финансовой системы;
  • отставание СССР в области технологий;
  • товарный и продовольственный дефицит;
  • падение жизненного уровня;
  • снижение мировых цен на нефть;
  • отсутствие экономических реформ.

Однако для многих советских граждан годы правления Брежнева Л. И. стали синонимами стабильности и благополучия.

Новое на сайте

>

Самое популярное