Домой Связной Американская японская шведская модели экономики. Шведская, американская и японская модели экономики

Американская японская шведская модели экономики. Шведская, американская и японская модели экономики

Правительство каждой страны понимает, что от экономики зависит уровень жизни всего государства. По этой причине очень важно не ошибиться с выбором. Смешанная система экономики – один из самых эффективных вариантов. Какие называют черты смешанной экономики и в чем ее преимущества и минусы?

Что такое смешанная экономика?

Благодаря смешанной экономике, предприниматели и даже физические лица могут принимать независимые решения в сфере финансов. Их автономия ограничивается тем, что общество, либо государство имеет приоритет в данных финансовых вопросах. Смешанная экономика – это система, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов, материальных благ в стране.

Зачастую идеи смешанной экономики лояльны к демократичному социализму. В рамках данной системы государство и частные предприятия, а также разные корпорации способны управлять производственными средствами, заниматься перемещением товаров, производить сделки купли-продажи, принимать на работу и увольнять сотрудников, фактически являясь равноправными игроками на рынке.

Каковы главные цели смешанной экономики?

У данной системы есть свои важные задачи. Специалисты называют не одну цель смешанной экономики:

  1. Обеспечение занятости населения.
  2. Правильное использование производственных мощностей.
  3. Стабилизация цен.
  4. Обеспечение единовременного роста производительности труда и оплаты.
  5. Уравновешивание платежного баланса.

Признаки смешанной экономики

Во многих странах с очень высоким уровнем достатка применяется смешанная система экономики. Здесь юридические и физические лица могут принимать решение о распределение и движение финансовых средств самостоятельно. Жители таких стран знают, что свойственно смешанной экономике:

  1. Частичное объединение производства в рамках нации и за ее пределами.
  2. Государственная и частная собственности являются объединенными.
  3. Отсутствует бюджетное ограничение.
  4. Производительность труда стимулируется при помощи факторных доходов.
  5. Организация производства происходит по принципу «спрос = предложение».
  6. Присутствие на рынке конкуренции.
  7. Государство занимается регулированием национальной экономики.
  8. Присутствует теневая экономика и запрещенные правительством товары.

Смешанная экономика - плюсы и минусы

Ни одну из современных систем нельзя назвать идеальной. Данный вид экономики имеет как свои плюсы, так и недостатки. Среди плюсов смешанной экономики:

  1. Сочетание экономической эффективности с потребностями населения.
  2. Отсутствие монополии и дефицита, что способно негативно отразиться на государстве.
  3. Социальная ориентированность экономики.
  4. Обеспечение не только экономичного роста, а и развития.

Однако принципы смешанной экономики имеют и свои негативные стороны:

  1. Она, в отличии от традиционной, не способна изжить такие негативные моменты как инфляция, безработица, заметный социальный разрыв между богатым и бедным населением.
  2. Возможный застой производственных фондов.
  3. Ухудшение качества товаров.
  4. Торможение процесса выхода производителей на новые рынки сбыта.

Плюсы смешанной экономики

Большинство экономистов утверждают, что смешанный тип экономики имеет немало преимуществ:

  1. Государство и производители, потребители имеют важное значение в решении основополагающего вопроса экономической системы – что, как, для кого и в каком объеме требуется производить. Это дает такую возможность сочетать экономическую эффективность с удовлетворением потребностей всего населения, что может уменьшить социальное напряжение внутри всего государства.
  2. В системе все сбалансировано и отсутствует монополия, и нет дефицита, который способен расшатать государство изнутри.
  3. Социальная ориентированность экономики, где сочетается сохранение конкуренции, рыночная свобода и защита населения на государственном уровне от не очень добросовестных участников рынка и отрицательных последствий рыночной экономики.
  4. Обеспечивает как экономический рост, так и развитие.

Минусы смешанной экономики

Невзирая на массу преимуществ, называют и недостатки смешанной экономики:

  1. Она не способна искоренить , безработицу, разрыв между состоятельным и бедным населением.
  2. Возможное снижение качества товаров и застой производственных фондов.
  3. Торможение выхода производителей на новые рынки сбыта.

Модели смешанной экономики

Специалисты говорят, что современная смешанная экономика имеет такие модели:

  1. Неоэтатистская смешанная экономика – при ней развит национализированный сектор, политика является активной антициклической и структурной, развита система так называемых трансфертных платежей.
  2. Неолиберальная смешанная экономика – характерна антициклическая политика. Здесь государство стремится обеспечить условия для результативной работы рынка.
  3. Модель согласованного действия – в основе определенная согласованная работа и сотрудничество представителей социальных структур – правительства, профсоюзов и работодателей.

Американская модель смешанной экономики

Экономисты утверждают, что американской модели смешанной экономики присуще:

  1. Возможность всех рынков функционировать самостоятельно, без контроля их деятельности со стороны правительства.
  2. Возможность как юридических, так и физических лиц обладать частной собственностью без контроля правительства.
  3. Производители могут работать на конкурентной основе, что может обеспечивать качество услуг и низкие цены.
  4. Потребитель своим спросом может определить производство товаров и услуг.

Немецкая модель смешанной экономики

Свои особенности смешанной экономики имеет немецкая модель. Среди ее характерных отличий:

  1. Социальная ориентация.
  2. Разделение социальной политики от экономической.
  3. Источник для социальной защиты населения – не прибыль предприятий, а социальные бюджетные и внебюджетные фонды.

Шведская модель смешанной экономики

Шведская модель экономики привлекла к себе внимание еще в далеких шестидесятых годах благодаря существенному росту экономики в сочетании с комплексом ряда реформ и стабильным обществом. У данной модели есть две основные цели:

  1. Создать приемлемые условия для обеспечения занятости населения.
  2. Выравнивание черты доходов.

Здесь характеристика смешанной экономики основывается на политической и экономической устойчивости, прогрессивном росте и высоком уровне жизни людей. Это стало реальным после внедрения на государственном уровне таких принципов:

  1. В стране действует как корпоративная, так и политическая культура на высоком уровне, которая позволяет разрешать даже самые непростые споры, опираясь на дипломатические переговоры и взаимные уступки.
  2. Конкурентоспособность промышленности, взаимодействующая одновременно с научными, частными и государственными институтами.
  3. Поддержка правительства в области развития инновационных технологий, которые сориентированы на оптимизацию экономических процессов.

Японская модель смешанной экономики

Жители страны восходящего солнца говорят, что смешанная экономика в Японии имеет свою специфику. Среди ее особенностей:

  1. Очень сильные национальные традиции, влияние которых можно проследить на многих этапах хозяйственного процесса.
  2. Специфичные взаимоотношения руководства и подчиненного.
  3. Сохраняющийся институт наследственности.
  4. Выраженное вмешательство государства во все процессы.
  5. Социальная справедливость.

Смешанная экономика - книги

Описана смешанная рыночная экономика в литературе. Среди самых интересных и популярных книг:

  1. «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит . Здесь обобщены идеи и мысли современников автора, разработана система категорий, принципов и способов экономики.
  2. «Капитализм и свобода» Милтон Фридман . В издании описывается множество постулатов, которые в будущем могут стать настоящим фундаментом, на котором и основываются многие либеральные реформы.
  3. «Великая ложь» Пол Кругман . Известный американский экономист пишет о самых популярных американских проблемах и способах их решения.

Развитие экономик, основанных на частной собственности, имеет несколько разновидностей. Это обусловлено историей, культурой, географией стран. Принято выделять пять типичных моделей капиталистической экономики .

Американская модель экономики

Американская, или либеральная, модель. Ее основой являются саморегулирования экономики при низкой доле государственной собственности и максимальной свободе субъектов рынка. Относительно невелик удельный вес государственных расходов в процентах к . Так, в США этот показатель составляет примерно 30%, во Франции — 50%, в Швеции — 60%. В наиболее чистом виде эта модель была представлена экономикой США до Великой депрессии, но и сейчас США остаются эталоном либеральной модели. Для нее характерна высокая предпринимательская активность, жесткая конкуренция и ориентация на нововведения , что позволяет максимизировать прибавочную стоимость. В какой-то мере эта модель характерна для Великобритании и Канады.

Социально ориентированная модель экономики

Модель социально ориентированной экономики возникла после Второй мировой войны в Германии и Франции. Она базируется на смешанной экономике с более широким государственным регулированием , включающим в себя перераспределительные функции. Последнее означает сильную систему социального обеспечения широких слоев населения. Разновидностью социально ориентированной экономики является социал-демократическая, или шведская, модель, для которой характерна предельно допустимая в рыночной экономике социализация. Доминирует идеология социального партнерства и общественного консенсуса.

Японская модель экономики

Японская (азиатская) модель экономики или иерархический корпоративизм связан с менталитетом конфуцианства. Модель предполагает организацию предпринимательства на основе холдингов (кейрецу или чоболей). Мелкие и средние предприятия, как правило, группируются вокруг крупных ведущих производств (банков), заключая с последними долговременные хозяйственные договора. На рынок они выходят именно в составе таких крупных финансово-промышленных групп. Государство, не имея существенной собственности, может оказывать значительное влияние на экономику посредством индикативного макроэкономического планирования и финансирования государственных программ. Особое значение придается человеческому фактору, духу коллективизма и патернализма (принцип старшинства) на производстве.

Латиноамериканская модель экономики

Латиноамериканская модель ориентирована на эксплуатацию богатых природных ресурсов и дешевую рабочую силу . Характерен высокий уровень коррупции и криминализации экономики, в том числе за счет наркоторговли. Слабая эффективность экономики приводит к социальному неравенству и высокой внешней задолженности. К началу XXI в. Бразилия и Аргентина встали на путь реструктуризации национальных хозяйств и осуществляют активную экспортную экспансию.

Африканская модель экономики

Африканская модель характеризуется низкой производительностью экономик, основанных на многоукладности и многообразии форм собственности (в том числе общинной), патриархальном ведении хозяйства, жесткой эксплуатации низкоквалифицированного труда.

Японская модель. Формирование современной модели хозяйствования происходило в условиях специфического развития. Отказавшись от военных расходов Япония сконцентрировала все свои ресурсы для использования «в мирных целях» и прежде всего для наращивания экономического потенциала в промышленности. Это во многом было достигнуто благодаря свободному приобретению американских и европейских патентов и лицензий, снижение цен на мировых рынках сырья и топлива, относительной дешевизне японской рабочей силы, отсутствию значительных военных расходов.

характерные черты:
1. Высокий уровень государственного воздействия на основные направления национальной экономики. Сначала государство поддерживало производство танкеров, затем малолитражных автомобилей, а с 70-ых производство электроники и компьютеров. Такой подход позволил Японии до середины 70-ых годов избегать глубоких кризисов и обеспечить динамическое развитие экономики.
2. Составление 5-летних планов укрепления самообороны, которые разрабатываются с 1957 г.
3. Широкое распространение пожизненного найма рабочих на фирмах; объединение их общими интересами; привлечение работников к управлению и принятию решений.
4. Незначительное различие в уровне заработной платы, которое составляет 17-кратный разрыв между

главой фирмы и служащими.

5. Социальная направленность модели. Государство ведет борьбу против социального неравенства, следит за соблюдением социальных прав граждан в случае болезни, безработицы, ухода на пенсию. Обязанности по решению социальных задач работающих во многом возлагается на корпорации и объединения.
Немецкая модель. Она близка по своему социально-экономическому содержанию к японской модели. Людвиг эрхард описал основные принципы функционирования немецкой экономики.
отличительными особенностями немецкой экономики являются:
1. Сильное государственное воздействие на экономику, которое проявляется преимущественно при решении социальных проблем. В германии традиционно существуют значительные социальные обязательства государства: бесплатная медицина, образование.
2. Германия одной из первых ввела в начале 70-х годов принцип таргетирования (планирования) основных макроэкономических показателей. Здесь же был реализован принцип социального партнерства, подразумевающий участие рабочих предприятия его собственности.
3. В немецкой модели, так же как и в японской решающая роль отводилась банкам, при этом центральному банку предоставляется полная автономия.
4. Различие в уровне заработной платы, как и в японской модели является незначительным и составляет 23-х кратный разрыв между главой фирмы и служащим.
Американская модель. Эта модель получила название «либеральная модель капитализма». Ее характерными чертами являются:
1. Малый удельный вес государственной собственности (10-12%)
2. Минимальная регулирующая роль государства в экономике. Такое вмешательство, как правило, инициируется экономическими кризисами (30-е, 70-е годы) или резким подъемом экономики.
3. Поощрение предпринимательства. Мелкое предпринимательство обеспечивает в сша ежегодно около 80% новых рабочих мест.
4. Резкая дифференциация на богатых и бедных.
5. Большая разница в заработной плате составляет 110 кратный разрыв между главой фирмы и служащим.
6. Приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.
Шведская модель.
В шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Иногда шведскую модель называют второй моделью социализма. Швеция отличается высоким уровнем жизни и обеспечения гражданских прав. Государство активно участвует в обеспечении экономической стабильности и в перераспределении доходов. В швеции за последние 110 лет валовой национальный продукт ежегодно рос в среднем на 2.5% на душу населения для шведской модели характерным является низкий уровень безработицы (2%).
в швеции весьма высокий уровень государственного сектора (до 50%). Государство достаточно часто вмешивается в процесс ценообразования, устанавливая фиксированные цены.
наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.
Можно выделить принципы, которые обеспечили этой стране развитие на протяжении длительного времени без социальных потрясений. Назовём главные из них:
1) высокий уровень развития политической культуры
2) кооперационный характер отношений между социальными слоями
(кооперационная культура);
3) в экономической сфере – высокая конкурентоспособность в промышленности
4) в социальной области – возрастание значения человеческого фактора – высококвалифицированного и инновационного (социальная ориентация).
Основанный на этих принципах шведский тип организации жизни общества обеспечивает высокий уровень экономической эффективности и высокие жизненные и экологические стандарты.
Французская модель. Не имеет ярких особенностей. Эта модель среднее между американской и немецкой. Во франции с 1947г. Составляются пятилетние планы – индикативное планирование. Такая система оказалась удачной, если принять во внимание неформальный полудобровольный характер мер, предпринятых для ее осуществления. Для французской модели характерны значительные масштабы предпринимательской деятельности государства, широкое вмешательство государства в процесс накопления капитала.
Южно-корейская модель. Эта модель интересна тем, что ее использование в процессе развития экономики позволило южной корее за короткий срок из отсталой превратится в передовую индустриально-развитую страну. В 1962 г. Перед началом экономических реформ национальный доход на душу населения составил 82$ в год. В 1988 г. Он достиг 4.04 тыс. $, т.е. Увеличился почти в 50 раз. Отличительно особенностью южно-корейской модели является весьма сильное регулирующее воздействие государства на развитие экономики. Оно включает следующие экономические рычаги:
1. Планирование экономического развития. Этим занимается госплановый орган. Он с 1962 г. Разрабатывает пятилетние планы, имеет право одобрять крупные инвестиционные проекты переход к индикативному планированию осуществлялся по мере развития частного бизнеса.
2. В южной корее долгое время действовала государственная монополия в кредитно-финансовой сфере. Частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80х годов. Такая политика позволяла государству концентрировать в своих руках финансовые и валютные ресурсы.
3. Регулирование внешнеэкономической сферы было направлено на стимулирование экспорта и ограничение импорта и тем самым поддерживать развитие собственного производства.
После реанимации экономики правительство приступило к осуществлению социальных программ.
Китайская черты: а) государственное регулирование в форме направляющего планирования. Все основные направления под контролем государства; б) обеспечение социальных гарантий работающим.

Несмотря на имеющиеся серьезные социально-экономические проблемы, экономика США в начале ХХI века продемонстрировала способность преодолевать возникающие кризисы различной природы, что свидетельствует о ее гибкости и высокой адаптивности к меняющимся условиям

Виктор Супян
Американская модель экономики. Характерные черты и современные особенности

" Экономические стратегии – Центральная Азия ", №4-2007, стр. 20-29

Виктор Борисович Супян – д.э.н., профессор.

Экономическое и социальное развитие любой страны, несмотря на общий для всех рыночных экономик механизм функционирования, имеет набор характерных черт, определяющих специфику соответствующей рыночной модели. Это и соотношение рынка и государственного регулирования, и состояние предпринимательского климата в стране, и доминирующий характер отношения граждан к труду, и многие другие факторы, связанные с историей и традициями конкретной страны. Практика показывает, что все эти факторы в совокупности могут играть едва ли не бoльшую роль в социально-экономическом развитии стран, чем базисные принципы рыночной экономики – доминирование частной собственности, соотношение спроса и предложения, конкурентная борьба. В этом контексте рассмотрение социально-экономической модели США, во многом предопределившей высокий уровень жизни и экономического развития страны, а также лидирующие позиции США в мировой экономике, представляет значительный интерес.

Характерные черты экономической модели США в начале ХХI века

В чем же состоят характерные черты и особенности американской социально-экономической модели?
Их можно разделить на две группы: традиционные и формирующие новый облик экономики.

К первой группе относят черты, издавна присущие американской экономической модели:

  • всемерное поощрение американским обществом и государством предпринимательской активности, благоприятный предпринимательский климат, общественная установка на достижение успеха для каждого человека, независимо от его происхождения и социального статуса;
  • относительно низкий уровень перераспределения ВВП через государственный бюджет (менее 17-18% через федеральный и около 30% через консолидированный бюджет, то есть гораздо меньше, чем в большинстве других развитых стран);
  • относительно низкий удельный вес государства в произведенном ВВП (около 12%). Государственная собственность представлена лишь в атомной энергетике, в производственной инфраструктуре (мосты, дороги, трубопроводы), в образовании и здравоохранении;
  • более ограниченное, чем во многих других развитых странах, но весьма эффективное государственное вмешательство в экономику;
  • высокая трудовая мораль, во многом основанная на протестантской этике, трудолюбие и вера большинства граждан в собственные силы.

Названные характеристики – основа американской либеральной экономической модели. Но в последние десятилетия большое значение приобретают новые черты экономической модели, связанные с развитием научно-технической революции. В частности, одна из важнейших особенностей современного экономического развития США – ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, способность адаптироваться к быстро меняющимся потребностям экономики и населения. Это достигается за счет использования и в материальном производстве, и в сфере услуг новейших технологий, основанных на микропроцессорах, микроэлектронике, программируемой автоматизации и биоинженерии.

Еще одна принципиальная черта, характеризующая состояние американской экономики, – повышение уровня ее наукоемкости. Он определяется, с одной стороны, общим увеличением затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), совершенствованием их структуры и кадрового обеспечения, а с другой – становлением и выделением группы отраслей экономики, производственные результаты которых чрезвычайно сильно зависят от затрат на НИОКР. Общий объем расходов на НИОКР в США превысил в 2005 г. $ 280 млрд (около 2,7% ВВП) – это рекордный за всю историю страны уровень. При этом затраты на гражданские НИОКР составили 2,2% ВВП. На долю США приходится около 46% всех расходов на НИОКР в развитых странах мира.

Качественно новой чертой сдвигов в общественном производстве США в начале ХХI в. стала роль сформировавшейся всеобъемлющей информационной инфраструктуры. Ее принципиальное значение состоит в том, что она стала важнейшим и необходимым элементом всей производственной инфраструктуры. Без нее эффективное функционирование экономики и общества в настоящее время невозможно.

В основе информационной инфраструктуры лежит создание комплексной индустрии обработки информации на базе новейшей электронной техники и средств связи. На долю США в начале ХХI в. приходилось более 40% всех работающих в мире компьютеров. Все более заметную роль в экономике играет Интернет: по оценкам, объем коммерческих сделок через Интернет в 2003 г. достиг,3 трлн. Заметных масштабов развития достигла принципиально новая отрасль – специализированные компьютерные услуги, которые представляют более 80 тыс. фирм.

Еще одна очень важная особенность экономического развития США и их экономической модели – роль и масштабы сферы услуг, не имеющие аналогов в других развитых странах. О роли сферы услуг в экономике США говорит уже то, что в начале 2000-х гг. здесь было сосредоточено около 80% занятых (причем, более 85% всех кадров высшей квалификации), около 40% основных производственных фондов, создавалось около 80% ВВП.

Значение сферы услуг, однако, отнюдь не исчерпывается ростом ее доли в ВВП и концентрацией в ней ресурсов и капитала. Многие отрасли услуг приобрели ключевое значение для функционирования экономики в долговременном плане, стали "локомотивами" научно-технического и социально-экономического развития страны. В первую очередь, это касается развития науки и научного обслуживания, образования и здравоохранения, увеличения разнообразия профессиональных услуг, связи, информационного обслуживания и т.д. Эти отрасли также вносят главный вклад в развитие человеческого фактора, приобретшего особое значение в современной высокоразвитой экономике.

Современная американская экономическая модель претерпевает существенные изменения, связанные с отношениями собственности. Ключевой чертой доминирующего частного сектора хозяйства является эволюция структуры производственного капитала. В начале ХХI в. около 90% всех доходов в экономике создавалось в корпоративном секторе хозяйства, доля которого в создании ВВП по сравнению с 1970 г. возросла на 20 процентных пунктов. Таким образом, корпоративная частная собственность стала в США преобладающей по сравнению с другими формами частной собственности (партнерство, индивидуальная частная собственность) и проявила себя как наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений. Получили распространение и заняли свою нишу на рынке и новые формы частной собственности: компании, принадлежащие инвесторам (более 80% акционерного капитала корпоративного сектора страны) или работникам (8%); компании, принадлежащие потребителям, а также бесприбыльные организации (вместе – оставшиеся 12% акционерного капитала).

Немалые изменения произошли и в механизме функционирования различных рынков. Характерной чертой американской экономической модели, влияющей на функционирование рынка труда и трудовые отношения, является тенденция снижения степени охвата работников профсоюзами. Только за последние 12 лет она уменьшилась с 0,1% в 1983 г. до 1,5% в 2005 г. Это делает рынок более мобильным вследствие уменьшения влияния профсоюзов на процесс заключения коллективных договоров, занятость и уровень заработной платы.

Ощутимые изменения произошли в функционировании товарных рынков и в динамике экономического цикла. Распространение информационных технологий революционизировало, например, всю систему управления материальными запасами: эти технологии позволяют избегать перенакопления запасов и таким образом уменьшают материальную основу перенакопления производственного капитала в целом. Как следствие, претерпел изменения экономический цикл, что, несомненно, привело к принципиальным сдвигам во всем механизме воспроизводства. В последние 50 лет экономические спады стали гораздо менее болезненными для американской экономики. Так, 14 циклических спадов в период с 1900 г. по 1953 г. означали в среднем втрое большие потери ВВП, чем последующих кризисов. Периоды подъема в рамках одного цикла увеличились почти вдвое – с 2,5 лет в 1900-1953 гг. до 5 лет в последующем. Одновременно период спада производства сократился в последние пять десятилетий с 17 до 11 месяцев.

Наряду с внедрением информационных технологий и влиянием научно-технического прогресса в целом, важнейшим фактором изменений механизма цикла стало и государственное регулирование экономики, в частности, стабилизирующая роль фискальной и денежно-кредитной политики. Манипулирование размерами налоговых поступлений в бюджет, а также регуляторы денежно-кредитной политики – учетная ставка Федеральной резервной системы, нормы обязательного резервирования коммерческих банков, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами – позволяют в нужный момент заметно снижать "перегрев" экономики или, напротив, стимулировать ее рост. В целом вся совокупность действий государства в экономической и социальной сфере позволяет рассматривать его как важный системообразующий элемент экономической модели.

Роль государства в экономике и современные приоритеты социально-экономической политики

Характерная черта государственного регулирования экономики начала ХХI в. – все большая ориентация бюджета на решение социально-экономических задач. Доля расходов федерального бюджета на социальные цели, включая развитие человеческого капитала (образование, здравоохранение), социальное страхование и вспомоществование превысила в 2005 г. 60%; доля этих расходов в консолидированном бюджете еще выше. Кажущееся противоречие между социальной ориентацией бюджета и общей достаточно низкой долей перераспределения национального дохода через федеральный и консолидированный бюджет объясняется достижением некоего оптимума между экономическими и социальными целями макроэкономической политики и путями их реализации.

Констатируя весьма высокую эффективность современного государственного регулирования в США, необходимо отметить его качественно новую особенность – стремление найти оптимальную пропорцию между рынком и государственным вмешательством вне зависимости от различий в идеологических и политических взглядах той или иной американской администрации. Очевидно, что в начале ХХI в., несмотря на продолжающиеся политические дискуссии, которые подчеркивают различия между либеральными и консервативными ценностями, в реальной жизни наблюдается явное сближение позиций демократической и республиканской партий США в социально-экономической сфере. С одной стороны, республиканцы отказались от многих казавшихся прежде незыблемыми постулатов, ориентированных на резкое уменьшение роли государства в экономике и социальной сфере, а с другой – демократы взяли на вооружение немало из концептуального арсенала республиканцев. Это показывают как социально-экономические платформы обеих главных партий США на выборах 2000 и 2004 гг., так и практическая деятельность последних демократических и республиканских администраций.

Основные подходы Дж. Буша к социально-экономической политике были отчетливо обозначены им еще во время его первой президентской кампании. Квинтэссенцией их было существенное снижение налогов (как подоходных индивидуальных, так и налогов на прибыли корпораций) и всемерное поощрение предпринимательства. Надо признать, что в более широком контексте экономическая стратегия республиканцев мало чем отличалась от экономических приоритетов демократов. Основные пункты экономической стратегии республиканцев:

  • ускорение экономического роста за счет поддержки благоприятного предпринимательского климата (в том числе путем снижения налогов), использование налоговых льгот, активное манипулирование инструментами денежно-кредитного регулирования;
  • ускорение научно-технического прогресса за счет активной инновационной политики (путем введения налоговых льгот и амортизационной политики) и масштабной государственной поддержки фундаментальной науки;
  • осуществление массированных инвестиций в "человеческий капитал", то есть рост государственных расходов в сфере образования, переподготовки рабочей силы и здравоохранения, а также поощрение расходов частного сектора экономики на эти цели (неслучайно расходы федерального бюджета на социальные и экономические цели, включая образование и здравоохранение, превысили 62% всех бюджетных расходов, а их доля в консолидированном бюджете еще выше);
  • обеспечение социальной функции государства через оптимизацию программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществования, поддержка семейных ценностей;
  • наращивание позитивного эффекта от интеграции американской экономики в мировое хозяйство и от глобализации мировой экономики;
  • улучшение состояния окружающей природной среды, совершенствование экологических регуляторов, выработка соответствующей политики в связи с изменениями мирового климата.

Это стратегические цели республиканцев, которые по тактическим соображениям нередко формулируются иначе, например, чтобы подчеркнуть отличия республиканской экономической программы от демократической или чтобы напомнить о достигнутых республиканцами успехах. Так, в ходе предвыборной кампании 2004 г. Дж. Буш подчеркивал, что именно его экономическая политика и прежде всего принятый закон о снижении налогов в течение 10 лет на,35 трлн позволили вывести страну из экономического кризиса и в дальнейшем будут стимулировать ее экономический рост. Республиканцы активно выступали за дальнейшую либерализацию мировой торговли (на практике, правда, этот лозунг далеко не всегда выполняется), за широкое развитие двусторонних отношений США с другими странами, особенно в рамках НАФТА.

В социальной сфере Буш поддерживал введение инвестиционных счетов в системе социального страхования, то есть частичную приватизацию. В области здравоохранения он подписал закон о выделении в течение 10 лет в рамках программы "Медикейр" $ 400 млрд на компенсирование пожилым американцам расходов на приобретение лекарств. В области образования Буш, как и прежде, выступал за более широкое распространение системы ваучеров, которая бы давала право родителям переводить детей в школы, обеспечивающие более качественное образование.

Соперник Буша на президентских выборах 2004 г. сенатор Дж. Кэрри подчеркивал необходимость государственных усилий в тех же самых направлениях. Как и подобает демократу, он говорил о необходимости большей социальной справедливости в налогообложении, выступал против приватизации системы социального страхования и поднятия возраста выхода на пенсию до 6 лет. Он также призывал к более значительным, чем Буш, ассигнованиям государства на образование и здравоохранение.

Новая экономическая стратегия Дж. Буша, сформулированная в его посланиях к стране в 2005 и 2006 гг., в бюджетных посланиях на 2006 и 2007 гг., а также в экономическом докладе 2006 г., делает упор на следующие ключевые направления.

1. Продолжить снижение налогов и политику предоставления налоговых льгот. В частности, президент предлагает сделать постоянно действующим введенное в 2004 г. на срок до 2010 г. новое налоговое законодательство. Оно предусматривает четвертое после прихода к власти республиканцев снижение налогов, освобождение от налогов на вступление в брак, на дивиденды, увеличение исключаемого из налогообложения дохода в связи с рождением ребенка. Предложено также создать так называемые пожизненные сберегательные счета, вклады на которые имеют льготное налогообложение. Аналогичный льготный режим налогообложения предполагается распространить на так называемые индивидуальные счета развития, открываемые малоимущими семьями и предназначенные для крупных приобретений, например для покупки первого дома. Предполагается пересмотреть налоговый кодекс страны – упростить его и сделать более понятным миллионам американцев.

2. Провести реформу правоохранительной системы. Речь идет о необходимости упрощения и главное – удешевления системы отправления правосудия в США. Стоимость судебных разбирательств, в том числе и в сфере бизнеса, намного превышает аналогичные расходы в других странах. Например, компания с годовым доходом в млн ежегодно тратит не менее 0 тыс. на разного рода судебные издержки. Намечаемая реформа призвана снять с экономики, и в немалой степени с граждан бремя этих расходов.

3. Продолжить реформу в сфере государственного регламентирования, то есть значительно уменьшить количество административных ограничений в сфере бизнеса. Своей заслугой администрация Дж. Буша считает уменьшение на 75% роста количества всякого рода циркуляров и обязательных к исполнению правил за время первого президентского срока.

4. Сократить рост стоимости медицинских услуг, который негативно влияет на уровень жизни и делает медицинские услуги менее доступными. Особенно остро проблемы медицинского страхования стоят перед занятыми в малом бизнесе, где предпринимателям нелегко обеспечить страховкой своих работников. Предлагается шире использовать планы коллективного медицинского страхования, что понизит стоимость страховки для представителей малого бизнеса. Президент предложил также усовершенствовать практику судебных разбирательств в сфере оказания медицинских услуг, что должно уменьшить издержки медицинских страховых компаний и способствовать снижению цен. Государство намерено активно способствовать инвестициям в сферу медицинских информационных технологий и выделять ассигнования на проведение научных исследований в области медицины.

5. Усилить интеграцию американской экономики в мировое хозяйство и получить соответствующие выгоды для страны (удешевление потребляемых продуктов, расширение экспорта и создание новых рабочих мест, привлечение иностранных капиталовложений). Согласно расчетам, сокращение внешнеторговых барьеров на 1/3 увеличит американский ВВП на 4 млрд в год, а годовой доход средней американской семьи – на тыс.

6. Совершенствовать энергосистему и энергоснабжение в США. В этой связи необходимо продолжить реализацию принятой в период первого президентского срока Дж. Буша всеобъемлющей национальной энергетической политики. Речь идет о пополнении стратегических запасов нефти, принятии соответствующего энергетического законодательства, финансировании научных исследований в области энергетики и т.д.

7. Интенсифицировать инновационную политику. Предложено сделать постоянно действующими налоговые скидки на расходы в области НИОКР, предполагается увеличить в 2007 г. федеральные расходы на НИОКР до 7 млрд, усилить исследования в области нанотехнологий, информационных технологий, научных и технологических стандартов.
8. Укрепить государственную политику по развитию и распространению частной собственности (приоритет – распространение собственности среди представителей этнических и расовых меньшинств).

Среди основных социально-экономических задач второго срока администрации Дж. Буша, несомненно, особое место занимают социальные проблемы. Это проблемы образования, особенно школьного, проблемы трудоустройства, медицинского обслуживания и помощи молодежи и, конечно же, проблема социального обеспечения, являющаяся, по мнению многих экспертов, одним из серьезнейших вызовов стране в обозримой перспективе.

Проблема социального обеспечения и, в частности, пенсионного обеспечения стала в последнее время предметом острых общественных дебатов в США. Администрация Буша предлагает план, главный смысл которого – частично снять с государства чрезмерную ответственность за пенсионное обеспечение и другие социальные выплаты. Согласно предложениям республиканцев, для тех, кому 55 и более лет, ничего не изменится. Тем же, кто родился позже 1950 г., предлагается диверсифицировать на добровольной основе свои пенсионные взносы, то есть часть их направлять на индивидуальные инвестиционные счета. Средства на этих счетах могут приносить дополнительный доход, так как будут инвестироваться в различные приносящие прибыль активы. Однако никаких гарантий получения дохода не будет. Те американцы, которые не захотят рисковать, должны быть готовы к тому, что размеры их пенсий заметно уменьшатся.

Предлагаемая система индивидуальных пенсионных счетов будет управляться и контролироваться государством. Аналогичная система уже действует для федеральных служащих – они имеют пять вариантов инвестиционных вкладов в различные паевые фонды.

Критики новой системы социального страхования – прежде всего демократы – считают, что предлагаемая реформа размывает и определенно снижает социальные гарантии. Вместе с тем пока демократическая оппозиция не предлагает никаких конструктивных решений. Если оставаться на традиционной точке зрения, то единственный путь решения проблемы – повышение налогов. В любом случае очевидно, что социальные проблемы и, в частности, проблемы социального страхования становятся во главу угла всей социально-экономической стратегии государства.

Тенденции экономического развития США в первое десятилетие ХХI века

Первые годы ХХI в. прошли в США под влиянием очередного циклического кризиса, а также ряда других факторов, осложнивших социально-экономическую обстановку в стране. После наиболее длительного за всю послевоенную историю страны экономического подъема, который продолжался более 10 лет и сопровождался впечатляющими результатами (минимальные за более чем 30-летний период инфляция и безработица, высокие темпы роста ВВП и производительности труда, достижение в 1998 г. профицита федерального бюджета), с 2000 г. началось замедление темпов экономического роста. Оно вылилось в очередной циклический спад в третьем квартале 2001 г. (сокращение ВВП составило 1,4%). И хотя последующие темпы экономического роста в годовом исчислении были неизменно положительными, состояние стагнации экономики сохранялось и в 2002 г., и в начале 2003 г.
Помимо циклического кризиса ущерб экономике США нанесли террористические атаки 11 сентября 2001 г., которые привели к прямым и косвенным потерям ВВП на сумму более чем в 0 млрд. (разрушенные здания, спасательные работы, страховые выплаты, сокращение спроса на авиа- и автоперевозки и т.д.).

Отрицательное влияние на деловую конъюнктуру в США оказали и корпоративные скандалы 2001-2002 гг., в частности, банкротства и финансовые махинации в крупнейших корпорациях – "Энрон" и "Уорлдком", в аудиторской компании "Артур Андерсен". Кризису и последующей стагнации способствовал и обвал фондового рынка, прежде всего высокотехнологичных компаний, акции которых на волне бурного подъема 1990-х гг. и спекулятивных ожиданий были значительно переоценены. К этому следует добавить войну США в Ираке, которая в первые годы нового столетия стала заметным фактором влияния на федеральный бюджет страны, увеличивая его дефицит.

Негативный эффект всех этих процессов оказался весьма существенным: безработица возросла с 4% в 2000 г. до 6,3 % в 2003 г., объем инвестиций в экономику за это время сократился более чем на 20%, масштабы личного потребления уменьшились на 22%, упали прибыли корпораций. На мировых валютных рынках упал курс доллара относительно других мировых валют, прежде всего, относительно евро (с 0,95 в 2001 г. до 1,1 в 2003 г.). Вновь увеличилась доля американцев, проживающих за чертой бедности, – до 1 ,1% в 2002 г.
В 2002 г., после четырех лет профицита, федеральный бюджет США был вновь сведен с дефицитом в млрд. В дальнейшем – в 2003 ф.г. – дефицит федерального бюджета еще более возрос, хотя уже с 00 г. наметилась тенденция к снижению этого показателя (3,6%, или $ 1 млрд в 2004 г., 2,6%, или $ 1 млрд в 2005 г.). Продолжает оставаться высоким государственный долг США – около $ трлн (около 60% ВВП) .

Несмотря на все отмеченные негативные тенденции в экономике в начале 2000-х гг., статистические данные свидетельствуют, что к 00 г. экономика США в основном оправилась от кризисных явлений и вступила в период экономического подъема, впрочем, не слишком быстрого и не очень стабильного. Хотя поквартальные данные за 2003 г. заметно разнятся (от 1,9 до 7,4%), среднегодовой показатель 3,0% выглядел вполне удовлетворительно. Данные за 2004 и 2005 гг. подтверждают продолжение экономического роста (3,8% и 3,5% соответственно), хотя можно констатировать его некоторую неустойчивость по отдельным кварталам (от 3,1 до 4,5%).

По сравнению с кризисным периодом улучшилась ситуация на рынке труда. Только в 2004 г. в стране было создано 2,2 млн новых рабочих мест. Уровень безработицы в США сократился до 4,7 % (январь 2006 г.) по сравнению с 6,3 % в июне 2003 г. (максимальный уровень за последние годы). Вместе с тем темпы роста занятости все еще отстают от роста экономики, что многие экономисты связывают с ростом производительности труда, демонстрирующим устойчивые темпы на протяжении всего послекризисного периода.
В пятилетний период 2001- 2005 гг., охватывающий кризис и стагнацию, среднегодовые темпы роста производительности труда в несельскохозяйственном секторе экономики превысили 3,6%, что заметно превосходит аналогичные показатели за все периоды в последние 30 лет. Наиболее вероятное объяснение этого феномена – кумулятивный эффект постоянного внедрения в экономику новых технологий, в том числе информационных, который даже на послекризисных фазах оживления и подъема не привел к заметному росту занятости.

Высокими остаются темпы роста инвестиций в основной капитал – в целом за 2003 г. они увеличились на 9,9% (в 2003 г. – на 9,4 %), в третьем квартале 2005 г. составили 8,5%. Инвестиции в жилищное строительство увеличились в 2004 г. на 6% (в 2003 г. – на 12%), в третьем квартале 2005 г. – на 8,5 %, что было стимулировано самыми низкими ставками ипотечного кредитования за минувшие 30 лет (5,8%). В 2005 г. началось строительство млн индивидуальных жилых домов – это самый высокий показатель с 1978 г.

Реальные располагаемые доходы населения выросли к середине 2004 г. по сравнению с 2000 г. на 10%, а в 2004 г. – на 2,3 %. Средний объем накопленных активов домохозяйств вырос в 2004 г. на 6%. Это связывают с проводившимся по инициативе Дж. Буша снижением налогов в 2001 и 2003 гг. Максимального уровня за всю американскую историю достиг процент американцев, живущих в собственных домах, – 69,2 % во втором квартале 2004 г. Этот показатель среди национальных меньшинств также достиг рекордного уровня – 51%.
Продолжают расти корпоративные прибыли. Хотя в первом квартале 2003 г. наблюдался небольшой спад корпоративных прибылей, они не только восстановили предкризисный уровень, но и заметно превысили его во втором квартале 2004 г. (73 млрд). В стране продолжают оставаться невысокими темпы инфляции, несмотря на рост цен на нефть на мировых рынках. Так, индекс потребительских цен увеличился в 2005 г. на 3,4 % (без учета цен на топливо – только на 2,2 %).

Все сказанное отнюдь не означает отсутствия серьезных проблем в экономике США. Помимо уже упомянутого масштабного бюджетного дефицита, растет государственный долг, объем которого в 2004 г. превысил трлн (более 56% ВВП). Некоторые американские эксперты полагают, что власти исчерпали основные инструменты стимулирования экономики – прежде всего, существенное снижение налогов и учетной ставки Федеральной резервной системы (ФРС) – и перешли к ее поэтапному повышению. Подсчитано, что только 59 центов из каждого неполученного от снижения налогов доллара способствовали экономическому росту – остальные можно рассматривать как чистые потери для государственной казны. Кроме того, налоговая политика Буша критикуется не только за ее недостаточную экономическую эффективность, но и за явное пренебрежение принципами социальной справедливости. В опубликованном в 2004 г. докладе Бюджетного управления Конгресса США подчеркивается, что 1/3 всех налоговых льгот за последние три года была получена одним процентом налогоплательщиков, которые относятся к лицам с наиболее высокими налогами – более,2 млн в год. 2/3 всех налоговых льгот достались 20% наиболее богатых получателей доходов (свыше $ 203 тыс. в год.). После налоговой реформы Буша доходы 1% населения, относящегося к наиболее богатому слою, выросли на 10,1%, доходы 20% тех, кто является средним слоем, – на 2,3%, а доходы низшей 20-процентной группы – только на 1,6%.

Несомненно, что именно рост потребительских расходов, на которые приходится 70% ВВП, а также увеличение инвестиций стали главными факторами выхода США из экономического кризиса 2001 г. и дальнейшего ускорения экономического роста.

Весьма противоречивым было послекризисное развитие в сфере внешнеэкономических связей США. На фоне экономического подъема экспорт в США в 2005 г. увеличился на 5%, импорт – на 4,6%. Это заметное падение по сравнению с ростом на 10,6% в 2004 г. Объем внешней торговли товарами и услугами превысил $ трлн. Дефицит торгового баланса США достиг в 2005 г. 5,9% ВВП или 3 млрд. Возрос также и дефицит текущего платежного баланса – свыше $ 9 млрд (6,4 % ВВП). Именно эти дефициты наряду с дефицитом федерального бюджета (так называемый "тройной дефицит") рассматриваются в США как наиболее серьезная угроза экономическому росту, стабильности на финансовых рынках, денежному рынку и курсу доллара. Однако было бы неверно односторонне трактовать феномен дефицитов торгового и платежного балансов как исключительно негативную характеристику американской экономики. Растущий импорт (как, впрочем, и экспорт) способствует большей интеграции США в мировую экономику, позволяет извлечь максимальные выгоды из международного разделения труда, использовать дешевые сырьевые и людские ресурсы за рубежом для производства огромной номенклатуры товаров, поступающих на американский рынок. Это мощнейший фактор понижательного влияния на инфляцию.

Важное событие в сфере внешнеэкономических связей США, произошедшее в 2003 г., – превращение Китая во второго по величине импортера США (первый – Канада). На его долю приходится 12,5% от общего импорта в США (млрд.). При этом номенклатура поставляемых из Китая в США товаров заметно расширилась – это уже не только текстильные изделия, одежда и игрушки, но и во все большей степени сложные машино-технические изделия.

Известно, что США – и крупнейший международный инвестор, и кредитор. Стоимость американских активов за рубежом превышает,5 трлн. Одновременно США являются крупнейшей страной-реципиентом иностранного капитала – стоимость иностранных активов превышает $ 8,5 трлн. Такое положение, с одной стороны, способствует увеличению отрицательного сальдо торгового баланса страны, но с другой – отражает привлекательность американской экономики для других стран, позволяя США использовать инвестиционные ресурсы остального мира. Следует также иметь в виду, что значительная часть вывоза капитала из США осуществляется через американские ТНК за рубежом (из 500 крупнейших ТНК 162 имеют американское происхождение).

США, безусловно, занимают лидирующие позиции в мировой экономике. Это лидерство опирается на размеры хозяйства страны и уровень его развития, на мощный научно-технический потенциал, зрелость и динамизм развития рыночных институтов и механизмов, эффективность государственного регулирования экономики. США принадлежит крупнейшая доля в мировом ВВП, которая по паритету покупательной способности валют превышает 21,3%. По этому показателю к США приближается только Европейский союз (25 стран Европы, около 20% мирового ВВП). По показателю ВВП на душу населения США занимают второе место в мире (после Люксембурга) – ,5 тыс.

Таким образом, несмотря на имеющиеся серьезные социально-экономические проблемы, экономика США в начале ХХI в. продемонстрировала способность преодолевать возникающие кризисы различной природы, что свидетельствует о ее гибкости и высокой адаптивности к меняющимся условиям. Во многом это объясняется весьма высокой эффективностью социально-экономической модели, ориентированной на выработку и реализацию национальных приоритетов развития страны.

Об эффективности сложившейся социально-экономической модели свидетельствуют высокий уровень экономического и научно-технического развития страны, лидирующие позиции США в мировой экономике, способность хозяйственного механизма и общественных институтов в целом успешно справляться с возникающими кризисными явлениями и вызовами.

Нельзя вместе с тем не видеть и серьезных экономических и социальных проблем, стоящих перед страной ("тройной дефицит", вызовы в социальной сфере и др.). Администрация Дж. Буша, пытаясь закрепить положительные результаты экономического развития последних лет, использует весь накопленный арсенал рычагов макроэкономического регулирования и ставит перед собой достаточно амбициозные социально-экономические задачи.

Совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и организа ционно-правовых форм, представляет собой экономическую систему этого общества. В последние полтора-два века в мире действовали следующие системы:

  • рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм);
  • (современный капитализм);
  • административно-командная экономика;

В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны различаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями.

Переход от одной экономической системы к другой порождает особое, переходное состояние экономики. В экономике переходного типа идет интенсивное развитие институтов новой системы и более или менее быстрое устранение (или отмирание) институтов прежней системы. Возможны и переходные экономические формы, например приватизированные предприятия, не прошедшие рыночную реструктуризацию.

Типы и модели экономических систем

В то же время экономические системы отличаются друг от друга в своих основах. Во-первых, у них различаются формы собственности. Во-вторых, у них различен хозяйственный механизм.

В рамках той или иной экономической системы существуют многообразные модели экономического развития отдельных стран и регионов. Рассмотрим характерные черты экономических систем.

Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капитализм)

Хотя эта система сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX — первых десятилетиях XX в. (в разных странах по-разному), значительная часть ее элементов вошла в современную рыночную систему (современный капитализм).

Отличительными чертами этой экономической системы являлись частная собственность на (в том числе на главный для этой системы ресурс — капитал); рыночный механизм регулирования макроэкономической деятельности, основанный на свободной конкуренции и наличии множества самостоятельно действующих продавцов и покупателей каждого товара.

Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная свобода всех участников экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника. Решающим условием экономического прогресса стала свобода предпринимательской деятельности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника продавать свою рабочую силу.

Каков хозяйственный механизм в рассматриваемой экономической системе? Ориентируясь на конъюнктуру рынка, определяемую прежде всего уровнем и динамикой цен, товаропроизводители самостоятельно решают проблему распределения всех ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координирует деятельность миллионов людей.

Предприниматели стремятся получить все больший доход (прибыль), предельно экономно использовать природные, трудовые ресурсы, капитал, знания и максимально широко реализовать свои предпринимательские способности в избранной ими сфере деятельности. Это служит мощным стимулом развития и совершенствования экономики, раскрывает созидательные возможности частной собственности.

Современная рыночная экономика (современный капитализм)

В ходе длительной эволюции в XX в. рыночная экономика свободной конкуренции превратилась в современную рыночную экономику. Ее основными чертами являются:

1. многообразие форм собственности , среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах (от индивидуальной до крупной, корпоративной). В странах с развитой рыночной экономикой сложился своего рода многослойный тип экономики. Верхушку ее составляют мощные транснациональные корпорации, срединный слой — меньшие по размеру национальные корпорации (те и другие функционируют на основе акционерной формы собственности). Ее фундамент (до 90% общей численности предприятий) составляют партнерства, товарищества и другие формы малого бизнеса, основанные на индивидуальной, семейной, кооперативной формах частной собственности. На этих предприятиях создается около трети валового национального продукта большинства развитых стран;

2. широкое распространение маркетинговой системы управления . Она дает возможность еще до начала производства товаров определять их оптимальный ассортимент и качественные параметры создаваемой продукции на основе маркетинговых исследований рынка, а также еще до начала производства приводить индивидуальные затраты компании в соответствие со сложившимися на рынке ценами. Задачи распределения ресурсов в рамках корпораций решаются на основе стратегического планирования. При этом значительные ресурсы выделяются на развитие человеческого капитала;

3. более активное воздействие государства на развитие экономики и особенно социальной сферы. За счет бюджетных ассигнований осуществляется финансирование значительной части расходов на НИОКР, поддержка сельского хозяйства и других отраслей, а также огромных социальных расходов (на образование, здравоохранение, социальное обеспечение и т.д.).

Традиционная экономическая система основана на совместной (коллективной) общинной собственности на главный для этой системы ресурс — . Отличительные особенности традиционной экономической системы таковы: крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручного труда. Все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с освященными веками обычаями, религиозными, племенными и даже кастовыми традициями. Организация и управление экономической жизнью осуществляются на основе решений совета старейшин, предписаний вождей или феодалов.

Традиционная экономическая система в своем развитии прошла несколько стадий, причем выше описана более примитивная ступень в ее развитии, а феодализм с несколько другими чертами — это более высокая ступень традиционной экономической системы.

Традиционная экономическая система господствовала в мире до рыночной системы, но в настоящее время сохранилась в некоторых наиболее отсталых странах Азии и Африки, хотя ее элементы прослеживаются и в странах среднего уровня развития.

Административно-командная система (централизованная, плановая, коммунистическая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Командно-административная система в большинстве стран возникла в результате прерванной эволюции рыночной экономики.

Ее отличительная особенность состоит в том, что она основана на общественной, а в реальности — на государственной собственности. Она была создана путем экспроприации частной собственности на землю, национализации в той или иной форме всех промышленных, торговых и других видов предприятий.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра — высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйствующих субъектов. Причем это управление базируется на государственном плане, который имеет обязательный (директивный) характер для всех предприятий и отраслей. Во-вторых, государство полностью контролирует не только производство, но и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями. В-третьих, государство проводит политику очень невысокой дифференциации в оплате труда, что подрывает материальную заинтересованность в его результатах.

Объем, ассортимент производимой продукции, уровень цен и все другие аспекты хозяйственной деятельности определялись исходя из политических и экономических установок партийно-бюрократической элиты, так называемой номенклатуры. Значительная часть ресурсов направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. Система жесткого централизованного планирования не позволяла учесть реальные экономические потребности, что порождало тотальную перманентную дефицитность экономики. Ориентация планирования преимущественно на количественные натуральные показатели делали экономику невосприимчивой к достижениям НТР.

Многочисленные попытки в 1950-1980-х гг. в СССР и других социалистических странах реформировать и усовершенствовать плановую экономику были несовместимы с командно-административной системой и отторгались ею. Неспособность командно- административной системы обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделала неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических (коммунистических) странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется основными тенденциями развития мировой цивилизации, в результате чего с большей или меньшей скоростью там строится современная рыночная экономика.

Модели экономик в рамках экономических систем

Для каждой системы характерны свои национальные , так как страны отличаются своеобразием истории, уровнем экономического развития, социальными и национальными особенностями. Так, для административно-командной системы характерны: советская модель, китайская модель и др. Современной рыночной системе также присущи различные модели — американская, западноевропейская, японская.

Рассмотрим наиболее известные национальные модели.

Американская модель построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий. Задачи социального равенства здесь вообще не ставятся. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха. В целом для американской модели характерно государственное регулирование, направленное на поддержание стабильной конъюнктуры и экономического равновесия.

Западноевропейская модель сформировалась в послевоенный период в условиях прихода к власти коалиции демократических сил. Западноевропейская модель характеризуется значительными позициями в экономике государственного сектора, преимущественно в сфере инфраструктуры (различные виды транспорта, портовое хозяйство, энергетика), а также в ряде отраслей добывающей промышленности.

Разветвленная система государственного регулирования экономики в ряде стран (Франция, Италия и др.) включает в себя составление и реализацию общенациональных программ развития. Характерной особенностью западноевропейской модели является выделение государством значительных ресурсов на социальные нужды. Наконец, западноевропейскому региону присуща глубокая межстрановая экономическая и политическая интеграция. Западноевропейская модель имеет несколько разновидностей: западногерманскую, шведскую и др.

Социальное рыночное хозяйство ФРГ. Эта модель сформировалась на основе ликвидации концернов гитлеровских времен и предоставления всем формам хозяйства (крупным, средним, мелким) возможности устойчивого развития. Государство активно влияет на цены, пошлины, технические нормативы. Лежащий в основе этой системы развитой рынок обнаружил свои преимущества в использовании побудительных мотивов высокоэффективной хозяйственной деятельности.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Здесь в руках государства находится всего 4% основных фондов, зато доля государственных расходов в 2000-х гг. составила свыше 50% ВВП, причем более половины этих ассигнований направляется на социальные нужды. Естественно, это возможно только в условиях высокого налогообложения, особенно физических лиц. Такая модель получила название «функциональная социализация», означающая, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функции обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, медицинское обслуживание, социальное страхование) и развития инфраструктуры (транспорт, связь) — на государство.

Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные жертвы ради процветания страны. Еще одна особенность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики, особенно на ее начальной стадии.

Южнокорейская модель представляет собой вариант японской. Общим для обеих стран является активное участие государства в перестройке экономики, ее модернизации и повышении конкурентоспособности экспортных товаров на мировом рынке.

Вследствие относительно меньшего, чем в Японии, развития рыночных отношений южнокорсйскос государство целенаправленно способствовало созданию мощных плацдармов рыночной экономики в лице крупных корпораций, так называемых чеболь, переросших затем в финансово-промышленные группы.

В то же время, как показал конец 90-х годов, у южнокорейской и японской моделей с их особенно сильным государственным вмешательством в рыночный механизм возникает пониженная приспособляемость последнего к мировым финансовым кризисам.

Основные модели рыночной экономики

Японская

Американская

Шведская

Российская

Рост производительности труда значительно опережает рост высокой заработной платы

Высокая производительность труда

Высокие производительность труда и

Невысокая производительность труда, а заработная плата низкая

Очень высокое качество продукции

Хорошее качество продукции

Невысокое качество продукции

Социальная напряженность в обществе снижается с помощью предложения социальных льгот крупными компаниями

Государственная социальная забота распространяется только на безработных и обездоленных

Значительная государственная забота обо всех членах общества — развитые услуги здравоохранения, образования, культуры, жилищные и др.

Минимальные социальные программы

Значительные объемы экспорта продукции

Доминируют частная собственность и личная инициатива

Значительный государственный сектор в экономике

Незначитепьные объемы экспорта продукции

Интеллектуальная собственность играет важную роль в благосостоянии общества

Максимальная свобода субъектов рынков, ограждающая их от вмешательства государства

Регламентация государством рыночных отношений как государственных. так и частных структур

Частная собственность и личная инициатива под контролем государства

Нет резкого расслоения общества

Значительное расслоение населения — на очень богатых и нищих

Нет очень богатых и бедных

Значительное расслоение общества по уровню благосостояния

Постиндустриальное общество как будущая система

На рубеже XX-XXI вв. в ведущих развитых странах все более явственно выступают контуры нового, постиндустриального общества. Впервые этот термин использовал известный американский социолог Д. Белл еще в 1959 г. в том значении, в котором он используется и в настоящее время. Речь идет о новом этапе в развитии современной рыночной экономики, а возможно, и вообще о новой экономической системе. Постиндустриальное общество - экономическая система будущего, для которой характерной чертой является превращение знаний в главный экономический ресурс. Другими характерными чертами постиндустриального общества являются:

  • большая масса накопленных знаний, воплощенных в больших масштабах Н МОКР, и быстрое освоение их результатов экономикой;
  • огромное распространение всех видов образования (особенно высшего и различных форм послевузовского образования), информатизация всей жизни общества;
  • либерализация хозяйственной жизни, выражающаяся в уменьшении государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, по крайней мере прямого (через государственную собственность и административное регулирование);
  • глобализация хозяйственной деятельности, в результате которой для заметного числа фирм весь мир стал единым рынком, для многих фирм — единым рынком стал их регион земного шара, для еше большего числа компаний — экспорт и импорт продукции и экономических ресурсов стал не эпизодом, а систематической операцией.

Наиболее рельефно процессы постиндустриализации проявляются в ведущих развитых странах. Однако отдельные тенденции постиндустриального развития наблюдаются и в ряде других стран, в частности в России. К такого рода тенденциям в России относятся:

  • распространение новейших информационных технологий, все более широкое применение компьютерной техники и современных форм мобильной связи. Важным шагом в этом направлении является осуществление одной из приоритетных программ Правительства России «Электронная Россия 2001-2010 гг.». Эта программа направлена на внедрение информационных технологий во все звенья российской системы образования (от сельских школ до вузов);
  • рост уровня образования, повышение его качества. Так, в России свыше половины работающих имеют высшее (включая незаконченное высшее) и среднее профессиональное образование;
  • изменение структуры производства и потребления преимущественно за счет возрастания доли услуг. Так, уже в начале 90-х гг. услуги стали преобладать над товарами в структуре валового внутреннего продукта (ВВП).

Подключение России к постиндустриальным процессам создает предпосылки для формирования в ней постиндустриального общества. Однако более полное проявление рассмотренных выше тенденций тормозится из-за значительной неравномерности развития и степени восприимчивости к постиндустриальным процессам различных секторов хозяйства и регионов РФ.

Новое на сайте

>

Самое популярное