Домой Связной Будет повышение зарплаты госслужащим в году. Зарплаты чиновников в россии

Будет повышение зарплаты госслужащим в году. Зарплаты чиновников в россии

Уровень заработной платы государственных служащих всегда вызывает интерес у широких масс народа. Население считает что «слуги народа» не должны иметь большое довольствие, которое им выплачивается за счет бюджета. Ведь большей частью бюджет страны пополняют простые граждане. Следовательно, государственные служащие должны защищать интересы обычных граждан и тогда выплаты им будут логичными и обоснованными.

Кто является государственным служащим

Государственный сектор Российской Федерации – это обширная область деятельности, в которой задействовано огромное количество людей. Отталкиваясь от данных все ведающей статистики в начале года под термин «государственный служащий» попадало 5,4 миллиона российских граждан .

Государственный служащий – это работник, задействованный для выполнения определенных обязанностей на государственной службе. Вся деятельность такого сотрудника попадает под действие пунктов Федерального закона «Об основах государственной службы Российской федерации» от 1995 года.

Согласно изменениям, внесенным в данный законодательный акт в 2001 году данный сотрудник в первую очередь должен быть верен интересам общества и государства , направлять свои действия на служение им.

Данный работник должен соответствовать занимаемой должности по личным качествам и профессиональным данным . Его обязанности закрепляются служебным контрактом, а вознаграждение выплачивается в установленном порядке из соответствующего бюджета.

Госслужащий должен четко следовать всем ограничениям, связанным с занимаемой должностью и придерживаться действующего регламента. За не выполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей он обязан понести наказание.

Занимая различные должности и действуя в разнообразных направлениях, государственные служащие обеспечивают стабильную работу государства. Место приложения усилий определяется исходя из интересов страны, поэтому сферы деятельности очень многогранны.

Государственные служащие представлены в налоговых и судебных органах, внешней разведке, в сфере охраны здоровья и научных разработок . Работники миграционной службы, президентского аппарата, министерств, прокуратуры, муниципалитетов также находятся на государственной службе. Представители силовых структур, пограничной службы и специальных органов относятся к данной категории лиц.

На госслужбу принимаются только граждане Российской Федерации.

Они представляют интересы государства и граждан в следующих органах:

  • Судебных;
  • Исполнительных;
  • Представительских;
  • Других.

Простым языком можно определить, что госслужащий это человек, работу которому предоставляет государство .

Ситуация сегодня

В соответствии с мораторием правительства начиная с 2014 года повышение заработной платы работникам , находящимся на государственной службе не производилось.

В мае 2017 года вышел ряд указов, подписанных президентом страны, которые отражают существенное изменение в окладах государственных служащих в сторону увеличения . Суммы не разглашаются, что вызывает неподдельный интерес, как у простых российских граждан, так и заинтересованных лиц.

В прессе наделало шума заявление Алексея Кудрина (бывшего главы МФ), о том, что бюджет страны не сможет изыскать суммы для заявленной индексации окладов. Действующие санкции, не стабильная ситуация во всех экономических сферах, непостоянство валютного курса не позволяют произвести подобное увеличение.

В настоящее время бюджет страны еще не утвержден, поэтому трудно сказать будет ли включены в его расходную часть изменения по окладам государственных служащих или нет.

Возможно, необходимые средства планируется изыскать в региональных бюджетах. Но тогда это может негативно отразится на запланированных тратах на ремонты детских учебных заведений и больниц. Кудрин утверждает, что нельзя полностью не выполнить указание главы страны, поэтому его распоряжения, касательно госслужащих будут выполняться частично .

По данным Росстата по итогам обработки данных за 2018 год, средняя заработная плата чиновника составляет почти 100 000 рублей . Она сильно колеблется в зависимости от сферы деятельности.

Самыми высокооплачиваемыми являются служащие президентского аппарата, их оклады более 200 000 рублей в месяц. Задействовано в этой сфере более 1700 человек.

Самыми низкооплачиваемыми служащими являются архивариусы с доходом около 53 000 рублей в месяц . Даже самая маленькая заработная плата гораздо превышает установленный в стране прожиточный минимум.

Не все просто с выполнением моратория на индексацию окладов. Отталкиваясь данных Роскомтата, уровень дохода государственного аппарата вырос в 2018 году по сравнению с 2017 . Это произошло как в региональных, так и центральных ведомствах. Данный факт не свидетельствует о нарушении указаний главы государства. В моратории была небольшая недописка, позволившая применить надбавочный коэффициент отдельно взятым служащим.

Будет повышение или индексация заработной платы в 2019 году

Своими постановлениями правительство гарантированно утвердило повышение должностных окладов государственных служащих в 2018 году на 4% .

Эта инновация коснется:

  • сенаторов;
  • депутатов;
  • служащих министерства;
  • работников аудиторских ведомств;
  • сотрудников прокуратуры;
  • других госслужащих.

При стабилизации ситуации в экономике, законопроект предполагает увеличить финансирование государственного аппарата вдвое. Точная дата такого изменения в выплатах не указывается.

Согласно государственной программе, будет выделено 380 млрд. рублей на стимулирование деятельности госслужащих . Сейчас не ясно, каким образом будет исчисляться качественная оставляющая оклада. Подобное изменение в структуре формирования заработной платы чиновников, позволит увеличить выплаты практически в два раза за счет стимулирующей части.

Предполагается, что данное нововведение не будет охватывать все категории госслужащих. Это связано с большой разницей между окладами высшего и низшего чиновничьего звена. Поэтому предполагается стимулирование молодых служащих, чтобы они не искали дополнительных доходов «на стороне».

Согласно новой программе между окладами специалистов высшего и низшего состава должна соблюдаться пропорция – 1 к 10. В дальнейшем разница будет сокращаться до 1 к 5.

Среди основных нововведений в отношении госслужащих можно выделить следующие:

  • итоговая заработная плата за месяц будет исчисляться исходя из принесенной государству пользы со стороны служащего;
  • предполагается двойное увеличение окладов для отдельных категорий чиновников;
  • закон, регулирующий деятельность государственных служащих к концу года пополниться новыми разделами;
  • в 2018 году планируется массовое высвобождение чиновников с занимаемых мест.

На данный момент итоговое вознаграждение чиновника формируется следующими элементами:

  1. Должностной оклад.
  2. Оклад, в соответствии с категорией и чином.
  3. Надбавка за выслугу лет.
  4. Дополнительные поощрения. В зависимости от сложности условий доплата может варьироваться от 60% до 200% к должностному окладу.

Новая программа планирует сохранить оклады и убрать надбавки, поощрения и бонусы. Для этого с каждым служащим будут подписываться контракты. В нем будут отражены требования и нормативы, которые чиновник обязан выполнить. Согласно этим критериям будет оцениваться эффективность его деятельности на конец отчетного периода .

Если служащий сумеет предоставить доказательства своей продуктивности, на занимаемом посту , ему полагается надбавка за качество труда. Если подтверждающие факты будут отсутствовать, то он получит вознаграждение в уменьшенном виде без каких-либо бонусов и надбавок.

Нововведение нужное и полезное, но как это будет работать в действительности пока не ясно.

Будет ли сокращение госслужащих

В связи с усложнившейся экономической ситуацией в государстве власти пытаются оптимизировать расходы на содержание работников , получающих заработную плату из различных бюджетов.

Следует предположить, что если на официальном уровне объявлено о грядущем повышении заработной платы чиновников, а лишние средства в государственной казне отсутствуют, то они будут получаться за счет сокращении «поголовья» служащих .

В законопроекте, принятом еще в 2014 году, предполагалось постепенное сокращение числа казенных служащих . Процесс должен был начаться в 2015 году и закончится к 2018 году. Точная цифра подлежащих сокращению чиновников не указывалась. Приводились размытые данные о необходимости проведения реформы, оптимизации рабочего процесса и тому подобное.

Фактически под сокращение могли попасть граждане, попавшие на службу без соответствующего профильного образования или нужной квалификации.

К данным требованиям в 2018 году добавиться аттестация по следующим пунктам:

  1. Знание нормативно-правовых документов принятых к действию на территории РФ.
  2. Владение русским языком.
  3. Точное понимание и знание всех пунктов антикоррупционного законодательства.

Трудно точно ответить на вопрос какое количество государственных служащих попадет под сокращение в 2018 году. Ориентировочно цифра колеблется в диапазоне от 5% до 10%. Предполагается, что после уменьшения количество сотрудников госслужбы, деятельность оставшегося аппарата будет более эффективной.

Основная масса увольнений пройдет в регионах, так как считается, что центральный аппарат укомплектован в соответствии с нормативами, для нормального обеспечения функционирования государственных служб.

Точной информации о предполагаемых сокращениях власти не предоставляют. Министерство труда РФ постоянно делает заявление о необходимости мониторинга работы различных служб и ведомств. Многие органы дублируют работу друг друга. В результате одна и та же деятельность оплачивается из бюджета по нескольку раз.

Поэтому в 2018 году будет полностью изменено штатное расписание в каждой государственной структуре . В результате чиновникам не получиться выдумывать для себя какие-либо задачи, чтобы сымитировать бурную деятельность.

О положительных или отрицательных моментах предполагаемых нововведений на данный момент судить сложно. Заставить чиновников качественно трудиться являются ключевым моментом в предложенной реформе. Не известно поможет ли стимулирование заработной платы справиться с коррупцией в чиновничьем аппарате. Главное, что реформа стартовала с 01 января 2018 года . А ее результаты оценим по окончании календарного года.

В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты

Фото: Алексей Филиппов / ТАСС

Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.

Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).

Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.

С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.

Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.

Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.

Что входит в понятие материального стимулирования

Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.

Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.

Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.

Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.

По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.

РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.

Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.

Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектован​ности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.

По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.

При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв

Чиновники готовятся к новым изменениям в системе оплаты своего труда. Так, правительство обещает повысить зарплату госслужащих в 2018 году .

Однако, помимо увеличения оклада, а, если быть точнее, то лишь гарантированной его части, для работников государственного аппарата приготовили целую систему, направленную на выявление зависимости зарплаты от эффективности работы отдельно взятого госслужащего.

Давайте разберемся, как «аукнется» очередное нововведение рядовым чиновникам и что им нужно будет выполнять, чтобы не лишиться доброй доли оклада или вовсе не потерять своего места.

Повышение окладов госслужащих

В аппарате правительства отмечают, что повышение гарантированной части оклада идеально вписывается в план мероприятий по развитию российской гражданской службы, рассчитанный на период 2016-2018 гг. Также был назван и процент повышения зарплаты чиновников – 38%.

По мнению экспертов, подобная мера была вынужденной, так как зарплата этого сегмента не индексировалась с 2014 года.

А теперь давайте посчитаем. По данным Росстата, в 2016 году среднемесячная заработная плата федеральных госслужащих составила 99 тыс. 900 рублей. То есть, при увеличении на пресловутых 38%, оклады могут вырасти практически до 140 тыс. рублей. И лишь немногим позже в правительстве заявили, что речь идет о повышении гарантированной части окладов, не затрагивая иные выплаты.

Глава Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов выдвинул свои соображения на этот счет. По его мнению, рост зарплат госслужащих – необходимая мера, призванная хоть как-то компенсировать чиновникам отрицательный эффект инфляции.

В свою очередь, высказался бывший заместитель руководителя Росприроднадзора Олег Митволь. В целом, он придерживается такой же позиции, что и Орлов, с одним лишь замечанием – нельзя всех чиновников грести под одну гребенку, ведь кто-то зарабатывает жалкие гроши, а кто-то – ворочает «бешеными» тысячами.

«У министров и сотрудников администрации президента зарплаты высокие. Так, средняя зарплата в администрации президента, по данным Росстата, - 208 тыс. рублей, в то время как специалисты первой категории в Москве получают зарплату в 26 тыс. рублей. Сегодня молодым специалистам, которые вступили в брак и рожают детей, тяжело содержать семью на подобную зарплату. В результате этого создаются условия для того, чтобы такие люди стремились получать различные неофициальные доходы. Зарплатам специалистов низших категорий необходимо уделить особое внимание, где их трудовой доход не будет в десятки раз меньше зарплат первых руководителей», — поделился своим видением ситуации Митволь.

Ко всему прочему, политик добавил, что наивысшую зарплату чиновники получали в 2014 году, а затем, в виду сложившейся в стране ситуации, зарплаты госслужащих очень сократились. За последнее время снижение зарплат занятых на государственной службе составило около 20%.

Результативность работы и зарплата чиновников

В 2018 году, чтобы получить оклад в полном объеме, а также дополнительные выплаты, должностному лицу нужно будет месяц от месяца выполнять ряд выдвинутых к нему требований. Иными словами, совсем скоро заработные платы государственных служащих будут прямо зависеть от того, сколько они, грубо говоря, «наработали».

В правительственном аппарате обещают внести соответствующие поправки в закон «О государственной гражданской службе РФ» уже к декабрю 2017 года.

Подобные нововведения подразумевают активное вживление системы контракта эффективности работы госслужащего. Сам контракт представляет собой обыкновенный трудовой договор, в котором в обязательном порядке прописаны кое какие показатели, коих чиновнику следует достичь за определенное время, действуя в рамках своих полномочий, а также критерии оценки продуктивности его работы.

Отталкиваясь от того, выполнил ли служащий эти показатели, и будет решаться, получит он полный оклад или же урезанную зарплату, разумеется, без каких бы то ни было надбавок и бонусов.

Помимо лежащей на поверхности сути эффективного контракта, он также подразумевает увеличение оклада, о котором уже говорилось выше, по отношению к премиальной части зарплаты. Подобный ход многие политики находят единственно верным решением в нынешних условиях относительной нестабильности и в стране.

В настоящее время оклад государственного служащего состоит из следующих частей:

  • должностной оклад;
  • оклад за классный чин;
  • дополнительные выплаты.

При этом два первых оклада создают основную зарплату денежного содержания. А вот к дополнительным выплатам относятся: надбавка за выслугу лет (выплачивается ежемесячно), надбавка за особые условия гражданской службы, иногда выплачивается ежемесячная надбавка за работу над секретными материалами и премии за выполнение особенно сложных и важных заданий.

Сюда же относят и выплату при предоставлении оплачиваемого отпуска (раз в год). Порой фиксированная часть может составлять одну восьмую всей заработной платы. То есть повышение основной части оклада будет происходить за счет уменьшения дополнительных выплат.

Также схема перехода на новую систему контрактов в повлечет за собой сокращение количества госслужащих. В правительстве предполагают пересмотреть полномочия и функции государственных органов, в результате чего дублирующиеся функции будут изничтожены и, по сути, произойдет сокращение штатов.

Новое на сайте

>

Самое популярное