Домой Связной Деревянного особняка евгении гаусвальд. Что происходит с историческими дачами на каменном острове

Деревянного особняка евгении гаусвальд. Что происходит с историческими дачами на каменном острове

Загрузить фото 4,5 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 3,8 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,9 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,4 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 5,5 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 5,7 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,5 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 3,6 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 5,1 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,1 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 3,9 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 3,7 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,9 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,2 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,9 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,8 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 3,7 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,2 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,0 МБ ">

Пресс-тур особняк Гаусвальд и дача Громова Загрузить фото 4,8 МБ ">

Специалисты показали ход реставрации двух объектов деревянного зодчества: особняка Е.К. Гаусвальд на Каменном острове и дачи В.Ф. Громова в Лопухинском саду.

Особняк Е.К. Гаусвальд реставрируется за счет средств собственника, дача В.Ф. Громова - за счет средств городского бюджета. Это - одни из немногих сохранившихся памятников деревянного зодчества в центре Санкт-Петербурга .

В мероприятии приняли участие председатель КГИОП Сергей Макаров, архитектор-реставратор высшей категории, член Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры РФ Владимир Рахманов, заместитель руководителя проекта компании ООО «Мак-Тандем» Владислав Сысоев, заместитель генерального директора ООО «ПСБ «Жилстрой» по реставрации Людмила Голубева, заместитель генерального директора ООО «ПСБ «Жилстрой» по производству Алексей Петров.

Особняк Е.К. Гаусвальд входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Особняк Гаусвальда с тремя службами, участком парка и оградой». Объект находится в частной собственности.

Работы проводятся с августа 2017 года в соответствии с согласованной КГИОП документацией и разрешением.

«Если в прошлом году мы еще смотрели завалы, обвалившиеся части стропильной системы, то сейчас мы видим, что реставраторы сделали за год: как укреплены фундаменты, как отреставрирован сруб с максимальным сохранением его подлинности , - рассказал Сергей Макаров. - Исторический сруб сохранен более чем на 70%, стропильная система - более на 80%. Сейчас разбирается конструкция, которая укрывала здание от воздействия осадков, чтобы уже можно было приступать к укладке черепицы» .

Установлены конструкции по усилению и поддержке сруба, демонтирована и складирована черепица в целях облегчения нагрузки на несущие конструкции здания и устроена временная кровля, демонтирован линолеум и плитка советского времени, демонтированы аварийные участки конструкций перекрытий. На каждый деревянный элемент фасада прикреплен маркер с номером, создана подробная схема маркировки.

Обследованы грунты, усилен и более чем на 80% сохранен фундамент из бутового камня.

Две трети здания выполнены в дереве, сочетание деревянных и каменных конструкций чрезвычайно оригинально. Из пород дерева в основном использована сосна и лиственница, утраченные элементы воссозданы из того же материала, причем подрядчик закупал для разборки исторические избы в Северо-Западном регионе, чтобы использовать для замены старые бревна: «то, что неизбежно разбирается в области и, как правило, идет на дрова » - пояснил Владимир Рахманов.

Полностью заменены только три ряда сгнивших нижних венцов - это самое «больное место» деревянных зданий, особенно учитывая высокие грунтовые воды на данной территории. Также заменены небольшие участки сруба, поврежденные жуком-древоточцем.

В процессе демонтажа поздней внутренней обшивки раскрылась история здания - его строительства, последующих изменений и бытования. Так, обнаружен оливковый колер - первоначальный цвет фасада здания. Обнаружены и документы первой половины ХХ века: письма, фрагменты газет, изразцов печи.

«Деревянное здание оранжереи у дачи В.Ф. Громова с садом, оградой» - памятник регионального значения, одно из немногих сохранившихся в центре города деревянных исторических зданий. Его реставрация последовала сразу после окончания работ по благоустройству Лопухинского сада.

«Здание долгое время не имело хорошего содержания , - отметил Сергей Макаров. - Были проведены серьезные обследования, выявилось плохое состояние нижних венцов. Уникальность этого здания заключается в большой степени сохранности, здесь очень много подлинного материала. Найдена живопись, которая была закрашена в советское время ».

Владимир Рахманов подчеркнул, что если особняк Гаусвальд находился в аварийном состоянии, то дача Громова - в предаварийном.

В 2015 году по программе КГИОП на разработку проектной документации из городского бюджета было выделено 14,6 млн. руб., на первоочередные противоаварийные работы - 3,5 млн. руб. В 2016 году продолжены первоочередные противоаварийные работы, объем финансирования составил 29,1 млн. руб.

Проведены работы по укреплению фундамента, очистке подвалов, снята наружная обшивка, которая будет отреставрирована и по окончании работ возвращена на место.

Уже на начальном этапе реставраторам удалось совершить несколько открытий. Так, в процессе расчистки в интерьерах была обнаружена уникальная живопись.

В подвале под залежами мусора обнаружились мраморные скульптуры и гипсовый бюст, предположительно, купца Федула Громова, отца бывшего владельца дачи.

В 2017 году выполнены работы по реставрации крыши, стен и перекрытий на сумму 64,9 млн. руб.

Выполнены работы по демонтажу старого окрытия, реставрации с частичной заменой и усилением стропильной системы и слуховых окон. Полностью восстановлена кирпичная кладка дымовых труб с последующим оштукатуриванием с воссозданием разделки зеркал и штукатурных тяг. Заменены поврежденные балки, отреставрированы с воссозданием утрат конструкции перекрытий. Разработаны и проведены мероприятия по уничтожению и созданию неблагоприятных условий для развития деструкторов дерева. Пораженные участки стен и перекрытий сруба расчищены механически ручным способом.

В 2018 году заключены государственные контракты на выполнение работ по реставрации западного и южного фасадов (30,9 млн. руб.), наружного металлодекора (16,9 млн. руб.), столярных заполнений (16,3 млн. руб.).

Особняк Е.К. Гаусвальд построен в 1898 году по проекту архитекторов Василия Шене и Владимира Чагина для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд. В 1910-1916 гг. выполнены надстройки и пристройки к основному объему в приемах и формах модерна. В отделке фасадов применены разнообразные материалы; бутовый камень, облицовочная керамическая плитка «кабанчик», известняк, дерево, керамическая черепица, поливные полихромные изразцы.

В 1918 году в особняке разместили 3-ю детскую колонию имени Луначарского. Потом долгие годы там был санаторий-профилакторий Ленинградского металлического завода. В начале 1980-х здесь снимали фильм «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Кроме того, здание использовалось при съемках фильмов «Дон Сезар де Базан» и «Летучая мышь».

Здание двухэтажное, на подвалах, с высоким каменным цоколем, деревянное, частью - кирпичное, сложной объемно-пространственной композиции из разновеликих объемов. Основной объем здания деревянный, отделка фасадов, имитирующая фахверк, выполнена обшивкой стен доской или «вагонкой», штукатуркой и окраской. В северо-восточной части здания - объем внешнего тамбура, парапетное ограждение террасы, угловая стилизованная башня - сложены из кирпича, облицованы керамической плиткой «кабанчик».

В советское время здание неоднократно перестраивалось в связи с изменением его функционального назначения. Самые серьезные изменения объект претерпел в результате капитального ремонта в 1984 году (утраты декора, отделки интерьеров).

Участок земли у Каменноостровского моста при Павле I был пожалован графу Г.Г. Кушелеву-Безбородко, от которого вскоре перешел в собственность князю Петру Васильевичу Лопухину. На большой территории развернулись работы по созданию загородной дачи-усадьбы с большим пейзажным парком.

В 1820 году участок приобрел председатель Государственного совета Виктор Павлович Кочубей. В 1836 году дачу снимали известные меломаны своего времени братья Матвей и Михаил Виельгорские. Здесь состоялось первое в России домашнее исполнение оперы Мейербера «Гугеноты».

В 1848 году участок купил крупнейший российский лесопромышленник и меценат Василий Федулович Громов. В 1850-х годах архитектор Георгий Винтергальтер построил новый двухэтажный дом, а архитектор Алексей Горностаев возвел в саду оранжереи, устроил гроты, фонтаны, беседки и каменную террасу с лестницей у пруда. Перепланировкой сада занимался собственный садовник Громова Е.В.Одинцов, автор сквера на Исаакиевской площади.

Здание является примером ранней эклектики с использованием классических мотивов и представляет собой редкий образец деревянной дачи середины XIX в.

Дача Громова становится центром проведения музыкальных праздников. В 1866 году здесь состоялся торжественный прием по случаю прибытия в Санкт-Петербург американского посольства. Современник так описывал посещение дачи: «восьмого августа в понедельник мы отправились на дачу к Громову, одному из замечательнейших по значению и богатству негоциантов в России. Дача Громова, по своему устройству и красоте, представляет нечто волшебное: растения, фонтаны, статуи - все это так великолепно, мастерски выбрано и устроено с таким вкусом и знанием, что мы все были совершенно очарованы...».

Редкие растения, которые росли в оранжереях Василия Федуловича, могли соперничать с раритетами Ботанического сада.Громов оказывал большую помощь Обществу садоводов и Обществу защиты животных. В 1869 году на его даче прошло заседание Международного съезда садоводов.Европейские ученые и садоводы осмотрели сад и оранжереи и были восхищены тем, что увидели, хотя парк предстал не во всей своей красе, поскольку весна в тот год была холодная.

Потомственный купец, Василий Громов был одним из главных контрагентов по поставкам лесных материалов для строящейся железной дороги Санкт-Петербург - Москва, принимал участие в постройке через Неву постоянного Николаевского моста, в строительстве многих частных и казенных зданий, построил паровые лесные заводы в Новгородской губернии, вел заграничную торговлю. Торговая фирма «Громов и Ко» процветала, она включала в себя лесные биржи и лесопильный завод у Смольного, лесопильный завод за Невской заставой. Как отмечали современники, «Василий Федулович ничего не делал поверхностно и только лишь для виду или вскользь».

Особо надо отметить благотворительную деятельность семьи Громовых. Еще Федул Григорьевич в 1820 году основал на свои деньги Приют св. Сергия, а Василий Федулович всю свою жизнь содержал этот приют, все время расширяя и улучшая его. За заслуги отца перед городом Василий Громов в 1839 году получил звание почетного гражданина с правом передачи по наследству. Он принимал участие в перестройке Собора всех учебных заведений (Смольного), был одним из учредителей Александринской сыпной больницы, одним из главных жертвователей на деревянную церковь Божией Матери Казанской (первой церкви Воскресенского Новодевичьего монастыря), жертвовал на устройство иконостаса в Андреевском соборе Кронштадта, на постройку кафедрального собора в Петрозаводске, на посольскую церковь в Лондоне, вносил значительные пожертвования на военные расходы во время Крымской кампании.

После смерти Василия Громова в 1870 году дача принадлежала разным владельцам: в начале 1890-х годов здесь жил литератор Иероним Ясинский, у которого часто бывал Антон Павлович Чехов, в 1894 году бывший участок Кушелева-Лопухина-Громова приобрел крупный банкир Федор Алферов. В 1897 году он начинает распродавать южную часть участка под жилую застройку.

В 1926 году в связи со смертью Ф.Э. Дзержинского по решению Ленсовета Лопухинский сад получает название - Сад Клуба Союза рабочих государственных учреждений имени Ф.Э.Дзержинского.

К 1939 году в бывшем здании дачи Громова располагается Дом пионера и школьника.

С 1939 года в перестроенном двухэтажном служебном корпусе, примыкающем к даче, находилась опытная станция Ленинградского телецентра.

В 1991 году по решению Санкт-Петербургского городского Совета народных депутатов Лопухинскому саду возвращено историческое название.

Последние годы здание не эксплуатировалось, что привело к значительному ухудшению состояния фасадов и отделки интерьеров.

Каменный остров расположен между Большой и Малой Невками и речкой Крестовкой. Насыщен историческими памятниками, усадьбами и дачами известных людей. Часть скрыта за высокими заборами государственных резиденций, поэтому полюбуемся лишь некоторыми из них.

Каменноостровский дворец (наб. Малой Невки, 1)

Бывшая загородная резиденция императорской фамилии после 1917 года была сначала госпиталем, потом колонией для беспризорников и затем долгое время (до 2007 года) санаторием для военных летчиков. В 2008 началась реконструкция под резиденцию губернатора. Однако Г. Полтавченко передал здание Академии талантов. Дворец можно посетить с бесплатными экскурсиями (запись на официальном сайте).

Дача принца Ольденбургского (наб. Малой Невки, 11)

Строилась в 1831-33 годах архитектором С. Л. Шустовым для князя В. В. Долгорукова. В 1833 году переходит во владение принца Ольденбургского. Частично перестраивается А. И. Штакеншнейдером. В 1928 году переделывается под жилой дом (позже - общежитие). В настоящее время пустует.

Дом В. М. Бехтерева (наб. Малой Невки, 25)

Фахверковый дом построен в 1914 архитектором М. И. Девишиным. В 1956 году воссоздан в камне. Знаменит тем, что принадлежал знаменитому неврологу, психиатру и психологу В. М. Бехтереву. Ныне – многоквартирный жилой дом.

Дом княгини М. К. Кугушевой (Боковая аллея, 1)

Построен в 1895 архитектором К. Г. Прейсом. После революции отдан под коммунальные квартиры. В 1971 расселен в связи с капитальным ремонтом, после окончания которого передан Санкт-Петербургской детской художественной школе им. Б. М. Кустодиева.

Дача П. С. Петровой (наб. Малой Невки, 12)

Построена в 1880-ых годах архитектором Г. А. Прейсом. В советское время отдана под коммунальные квартиры. В 1990-ых перепланирована под санаторный корпус. В 2002 разобрана, в 2003-2004 воссоздана на кирпичном каркасе с деревянной обшивкой и приспособлена под президент-отель.

Особняк Руадзе (наб. Малой Невки, 33А)

Построен в 1865 архитектором Г. А. Прейсом. Разрушен в 1989 году и восстановлен в 2003-2005 по историческим материалам.

Дом инженера С. Н. Чаева (наб. Малой Невки, 33А)

Возведен в 1913-1915 инженером-архитектором В. П. Апышковым. В советское время - дом отдыха.

Дача Вургафт / «Голубая дача» (наб. Крестовки, 2)

Построена в 1913 году архитектором для М. М. Синявером для жены статского советника. Перед революцией дачу снимал банкир Д. Рубинштейн. В советское время в особняке поочередно размещались детская колония, дом отдыха и резиденция Ленгорисполкома. В настоящее время является спецрезиденцией К-5.

Собственная Его Императорского Величества дача / Министерская дача (наб. Крестовки, 7)

Построена в 1810 году архитектором Г. П. Пильниковым для И. Гепнера. В 1818 году продана шталмейстеру двора Г. И Опочинину. С 1820 года арендовалась для Великого Князя Михаила Павловича. После наводнения 1824 года сильно пострадала и была выкуплена в казну. Реставрирована в 1825-1826 годах архитектором К. И. Росси. Вскоре владельцем становится император Николай I. Дача неоднократно перестраивается:

в 1827-29 годах архитектором Л. И. Шарлеманем,

в 1889 - архитектором А. И. Семеновым,

в 1894 - архитектором Стуколкиным.

В советское время - дом отдыха им. Кирова.

Дача А. Г. Соловейчик (Полевая аллея, 1)

Возведена в 1914-1915 годах гражданским инженером Е. Ф. Эделем на берегу Продольного канала. В 1919 году особняк передали детской колонии, затем детскому дому. Во время войны в здании разместился госпиталь. В мирное время дом стал жилым. В семидесятых на бывшую дачу въехал противотуберкулезный детский сад. В восьмидесятых пожар уничтожил интерьеры. В двухтысячных прошла реставрация и ныне это государственная гостевая резиденция К-4.

Каменноостровский театр (наб. Крестовки, 10)

Уникальный памятник ДЕРЕВЯННОГО зодчества. Построен в 1827 года архитектором С. Л. Шустовым для выездных спектаклей императорских театров. Неоднократные наводнения повредили здание, и в 1843-1844 архитектор А. К. Кавос провел реставрацию. Спектакли продолжались до 1881 года. Потом помещения использовались под склад декораций. После революции здание стояло бесхозным. Его заселяли беспризорники. Затем бывший театр перешел к ЦПКИО. В 1932 году прошел реконструкцию. Использовался для показа кинофильмов и проведения вечеров отдыха. В 1967 году ленинградское телевидение приспособило здание под Телевизионный театр - проводило съемку телеспектаклей. С восьмидесятых здесь поочередно размещались концертная и репетиционная площадка оркестра им. В. В. Андреева, клуб спортивного бального танца, школа танцевального искусства. С 2005 года здание является Малой сценой БДТ.

Дача М. Э. Клейнмихель / Дача Л. Чинизелли (наб. Крестовки, 12)

В 1893 году дачу Н. А. Верховцевой покупает М. Э. Клейнмихель. В 1904 году особняк перестраивается в готическом стиле.

В 1907 г. часть участка арендовала жена известного владельца цирка Л. Чинизелли, для которой строится двухэтажный деревянный особняк в стиле модерн. Чтобы уйти от архитектурной разноголосицы двух домов, дачу графини вновь перестраивают в неоготическом стиле. Фасад украшает герб с изображением Зимнего дворца, объятого пламенем. Это право даровано генералу-адъютанту П. А. Клейнмихелю именным указом Николая I за героизм, проявленный им во время пожара императорской резиденции в 1837 году.

Во время Первой мировой войны Мария Эдуардовна оборудовала в своем доме госпиталь. А в 1918 году повесила на двери объявление: «Вход строго воспрещён. Этот дом принадлежит Петросовету. Графиня Клейнмихель арестована и помещена в Петропавловскую крепость», что помогло ей спокойно собрать вещи и уехать в эмиграцию.

В советское время в особняке располагались дом отдыха и общежитие. В 2006-2007 проведена реконструкция, и сейчас дом принадлежит Управлению делами Президента РФ.

Дача Л. Чинизелли в 1978 году была разобрана, в 2006-2007 воссоздана.

Особняк В. Н. Яковенко (Большая аллея, 22Ж)

Построен в 1887 году архитектором Шаубом. Более двадцати лет принадлежал семье Яковенко. Затем - Сельскохозяйственным курсам и Морскому колледжу. В настоящее время - Управлению делами президента России.

Особняк Э. Г. Фолленвейдера (Большая аллея, 13)

Возведен в 1904-1905 архитектором Р. Ф. Мельцером для главы портновской мастерской Эдуарда Фолленвейдера (швейцарского подданного). Принадлежит к ранним и самым ярким образцам «северного модерна» в Петербурге. В городской топонимике известен как «Сахарная голова» и «Теремок».

В советские годы был передан Ленинградскому управлению курортами профсоюзов и использовался в качестве санатория по болезням желудочно-кишечного тракта.

В ноябре 1992 г. перешел Генеральному Консульству Королевства Дании.

Неоднократно снимался в кино: «Господин оформитель», «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон», «Приключения принца Флоризеля».

Дача Гаусвальд (2-я Берёзовая аллея, 32; Большая аллея, 12-14)

Построена в 1898 архитекторами В. И. Чагиным и В. И. Шене для жены булочного мастера Евгении Карловны Гаусвальд. В 1918 году передана детской колонии, затем санаторию-профилакторию Ленинградского металлического завода. В 1990-х годов особняк продан частной компании. Был поражен грибком и планировался к сносу. Но пока стоит. Ждет решения своей участи.

Использовался для съемок фильмов «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон», «Дон Сезар де Базан», «Без семьи» и «Летучая мышь».

Позволю себе субъективную ремарку: на мой вкус - это самый замечательный особняк из всех, что я когда-либо видела.

Этот дом был построен в 1898 году по заказу булочного мастера Гаусвальда для его супруги Евгении Карловны. Проект создавался известными архитекторами Чагиным и Шёне. Владимир Иванович Чагин получил образование в Академии художеств и к моменту начала работы над дачей Гаусвальд уже участвовал в нескольких крупных проектах, а после Октябрьской революции занимался реконструкцией и восстановлением многих памятников архитектуры. Именно он одним из первых стал строить в Петербурге здания в стиле модерн, большинство из которых создавал совместно с Василием Ивановичем Шёне.

Каменный остров уже в те годы был привилегированным районом Санкт-Петербурга, где жили многие известные и состоятельные люди: купец Елисеев, крупный промышленник Путилов, выдающиеся учёные.

Дача Гаусвальд является первым в России зданием в стиле модерн, большая часть которого построена из дерева. При этом соблюдены характерные для этого архитектурного стиля асимметрия, изломанные линии крыши и некоторые другие детали. Центральная двухэтажная часть постройки деревянная, к ней прилегает одноэтажное строение, имеющее полукруглый портал. Цокольная часть облицована бутовой плитой, использовавшейся при строительстве большинства коттеджей на Каменном острове. На первом этаже были расположены жилые хозяйские комнаты, а на втором - кабинет и апартаменты для гостей. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что очень многое при создании дачи Гаусвальд было взято из классической английской коттеджной архитектуры, а другие утверждают, что в чертах здания прослеживается «баварский» стиль.

В первые годы после Октябрьской революции Каменный остров, к тому моменту переименованный в остров Трудящихся, стал пустовать, и в его элитных домах поселились беспризорники, которых со временем становилось всё больше. Тогда по решению властей в даче Гаусвальд разместилась детская колония. Беспризорные дети проживали здесь до 1923 года и растаскивали всё, до чего могли добраться: цветные витражные стёкла с изящными свинцовыми вставками разбирались питомцами колонии на грузила для удочек и прочие надобности.

В середине 1920-х годов в даче Гаусвальд разместился профилакторий Ленинградского металлического завода, а сам остров Трудящихся стал местом сосредоточения дач крупных чиновников. На протяжении советской эпохи внешний вид дачи Гаусвальд привлекал внимание создателей многих известных кинофильмов. В этом доме Ян Фрид снимал свои «Дон Сезар де Базан» и «Летучую мышь», а в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» Игоря Масленникова дача Гаусвальд превратилась в особняк Ирэн Адлер.

После распада Советского Союза для дачи наступили тяжёлые дни. Это здание было приобретено частной фирмой, которая на протяжении двадцати лет никак его не использовала, и дом пришёл в полное запустение. После проведения исследования выяснилось, что более 80% деревянных построек практически разрушено плесенью. Ознакомившись с заключением специалистов, власти решили снести все пострадавшие деревянные конструкции. Впрочем, этого так и не произошло. Ещё через несколько лет была новая проверка аварийности, в результате которой окончательно было принято решение разобрать все деревянные части, а впоследствии на их месте установить постройку, созданную по проекту архитектора Рафаэля Даянова.

Сейчас идёт реставрация, зданию обещают вернуть исторический облик к концу 2019 года.

Этот необычный особняк хорошо знаком жителям Санкт-Петербурга и гостям Северной столицы. Дача Гаусвальд на Каменном острове отличается от всех окружающих ее строений. Этот дом, напоминающий карамельную игрушку, удивительно яркий и даже озорной. Здесь режиссер И. Масленников снимал популярную киноленту о приключениях легендарного Шерлока Холмса и его помощника и верного друга доктора Ватсона.

Авторы проекта

Дача Гаусвальд, адрес которой: остров Каменный, Большая аллея, 14 — редкий и оригинальный образец деревянного зодчества России, первое сооружение в стиле модерн не только в Санкт-Петербурге, но и в стране. Многие считают, что здание напоминает пряничный дом. И это неслучайно. Молодые архитекторы Василий Шене и Владимир Чагин строили его для Е. К. Гаусвальд — жены известного в Петербурге булочного мастера.

В. И. Чагин получил академическое образование. Дача Гаусвальд - не первая работа известного архитектора. До начала строительства он уже участвовал в крупных проектах. Примечательно, что после революции 1917 года Чагин не покинул страну, а начал заниматься восстановлением и реконструкцией многих памятников истории и архитектуры Петербурга. Здания в стиле модерн Владимир Иванович стал строить в Петербурге одним из первых. Большинство работ мастер создавал в содружестве с В. И. Шене.

О Василии Ивановиче сохранилось немного сведений. Он имел собственный особняк с небольшим парком на Крестовском острове. В 1916 году он был конфискован за долги. Даже дата смерти точно не известна: источники, как правило, ограничиваются фразой «после 1935 года». Тем не менее работы Шене сохранились: четыре дачи, расположенные на Каменном острове, среди них и его собственная, которая так и не была завершена, особняк Кельха, который можно увидеть на улице Чайковского, 28, дом Н. В. Чайковского на Невском, 67, а также несколько доходных домов, которые находятся в историческом центре Санкт-Петербурга.

Для молодых архитекторов дача Гаусвальд стала настоящим экзаменом, который они выдержали с честью: к делу подошли творчески, отбросив все стереотипы. Они сделали акценты на выразительности геометрических форм — цилиндра, куба и конуса, совместив эти элементы.

Каменный остров

Уже во времена строительства особняка Каменный остров считался привилегированным районом города, где жили состоятельные и известные люди: купец Елисеев, выдающиеся учёные, промышленник Путилов. История Каменного острова окутана легендами и тайнами.

В древности заблудившиеся моряки увидели огромную скалу, которая высилась над водой. Причалив к берегу, они исследовали землю и решили дать острову название Каменный. Гораздо позже, когда к власти пришел Николай II, остров стал очень популярен у элиты — буквально за несколько лет он был застроен усадьбами.

Дача Гаусвальд (Санкт-Петербург): история

Здание, построенное в 1898 году, названо по фамилии его первых владельцев — супругов Гаусвальд. После революции 1917 года остров был переименован. Он получил распространенное в те годы название — остров Трудящихся. Эта некогда живописная территория опустела, а роскошные дома облюбовали беспризорники. С каждым годом в Петербурге их становилось все больше и больше.

Именно тогда (1918 г.) новые власти города приняли решение об открытии в здании детской колонии № 3 имени Луначарского. жили здесь до 1923 года. Маленькие обитатели растаскивали все, что могли снять. Великолепные цветные витражи с изящными вставками из свинца они разбирали и делали грузила для удочек, а красивые цветные стеклышки использовались в играх или обменивались на что-то еще более «ценное».

Спустя годы в особняке разместили санаторий-профилакторий завода. Остров Трудящихся превратился в место отдыха крупных чиновников. Здесь снова появился дачный поселок. В девяностых годах прошлого столетия дача Гаусвальд была продана компании «Импульс», которая и сегодня является ее владельцем.

Описание

Дача Гаусвальд на Каменном острове (Петербург) является уникальным памятником архитектуры. На первом этаже здания находились жилые комнаты, выше - комнаты для гостей и кабинет хозяина. За образец авторы проекта, по мнению некоторых специалистов, взяли классический английский коттедж, имевший отдельный вход для прислуги, а другие считают, что в архитектуре здания отчетливо просматривается баварский стиль. Думаем, что для владельцев дома это было не столь важно: импозантный и стильный снаружи, изнутри коттедж был очень уютным. Здесь все было продумано до мелочей.

Архитектура особняка

Дача Гаусвальд на Каменном острове построена в стиле модерн. Серый кирпич башни, каменные плиты, желтые оштукатуренные стены соседствуют с резными элементами фронтонов, выполненными из дерева. Они придают конструкции изящество и сложность. При этом точно соблюдена характерная для этого стиля асимметрия, изломанная линия крыши и т. д.

Двухэтажная центральная часть строения изготовлена из дерева, к ней прилегает одноэтажное здание с полукруглым порталом. Цокольная часть, облицованная бутовой плитой, характерна для практически всех коттеджей на Каменном острове. Здание почти не имеет острых углов, оно асимметрично, сглажено и по этой причине раскрывается со всех сторон. Фасады украшают остроконечные башенки. Чтобы по достоинству оценить замысел авторов проекта, необходимо обойти вокруг здания.

Дача Гаусвальд отличается красивым силуэтом. С севера расположена башня с полуциркульными окнами. Две террасы, каждая из которых имеет по четыре колонны, находятся с южной стороны. План дома был разделен на функциональные зоны: северо-восточная отводилась для жизни владельцев, а юго-западная предназначалась для служебных помещений,

Дача Гаусвальд является настоящей кинематографической знаменитостью. Эти стены стали декорациями для многих фильмов. Здесь снимали сцены знаменитого сериала о Шерлоке Холмсе режиссера И. Масленникова. Петербуржцы нередко называют это здание домом Именно так по сюжету звали любимую женщину великого сыщика. Здесь же снимались такие популярные ленты, как «Летучая мышь» и «Дон Сезанн де Базан» Яна Фрида.

В особняке снимались такие выдающиеся актеры, как Юрий и Виталий Соломины, Михаил Боярский, Игорь Дмитриев, Анна Самохина, Лариса Удовиченко, и многие другие.

Дальнейшая судьба памятника

Для этого уникального сооружения тяжелые времена настали после распада СССР, в годы перестройки. Дача Гаусвальд была продана частной компании «Импульс», которая двадцать лет не использовала ее и не обслуживала. В результате дом пришел в запустение. Проведенные исследования показали, что более 80% всех деревянных построек разрушены плесенью и поражены грибком.

Ознакомившись с заключением экспертов, городские власти решили снести все деревянные конструкции. Однако этого не было сделано. Еще через несколько лет по итогам новой проверки аварийности строения было принято окончательное решение разобрать все деревянные конструкции сооружения и в дальнейшем построить здесь здание по проекту Рафаэля Даянова. К сожалению, и сегодня сооружение находится в плачевном состоянии и продолжает разрушаться.

Дача Гаусвальд: как попасть?

Сегодня туристы уже не смогут попасть внутрь здания. Но еще можно увидеть, как выглядит снаружи знаменитое строение. Чтобы добраться сюда, петербуржцам и гостям Северной столицы необходимо доехать до станции метро «Петроградская». Здесь потребуется пересадка на автобусы № 46 или 1, троллейбус № 34. Этот транспорт довезет вас до остановки «Каменный остров». Затем необходимо пройти по улице Первой Березовой до Большой аллеи и свернуть направо, к дому № 14. Пешая прогулка займет не более десяти минут.

Можно доехать до станции метро «Черная речка». Выйдя из метро, пройдите пешком в сторону набережной. Затем перейдите через мостик на Каменный остров и по набережной Большой Невки следуйте до Большой аллеи. Затем сверните налево, к дому № 14.

Хлебных дел мастер Гаусвальд решил порадовать свою жену и подарить ей дачу, но как настоящий булочник решил дачу не просто построить, а "испечь"! Место было выбрано тоже удачно, сверхэлитный дачный поселок на Каменном острове в котором только начали раздавать земли с барской руки императорского двора Николая II. Здесь вовремя подсуетились и уже успели отстроиться купцы Елисеевы, профессор Бехтерев, промышленник Путилов и даже основатель китайского города Харбина господин Свирягин.

Чтобы дача выглядела как праздничный торт на юбилее заморского князя, как пряничный домик в императорском саду или как предмет чаепития из сказки Кэрролла, Гаусвальд позвал молодых архитекторов, которые смогли воплотить самые смелые кулинарные решения в архитектуре этого особняка. Не удивлюсь, если в кладке стен и правда использовался настоящий бисквит.

С задачей Чагин и Шёне, а именно они и были архитекторами, блестяще справились. Я даже уверен, что новый дом как свежеиспеченный торт хотелось откусить, при этом обязательно запачкав нос в воздушном креме. Кстати, в азбуке Александра Бенуа есть картинка про заколдованный дом сморщенной старушки-сказочницы, сложенный из пастилы и шоколада, может именно им восхищался Гаусвальд и архитекторы?

3.

фото из гугл документов

Остров трудящихся

Спустя 15 лет дорвавшаяся до руля новая социалистическая власть не очень жаловала "элитные" слои населения, в которые входили и обитатели местных дач. Чтобы не гневить это правительство, те спешно испарились из страны и материализовались в Европейских поселениях, оставив все свое добро на благо трудящихся. Правда в первые годы революции эти дома никому не были нужны, только их внутренности. В стране же решались другие вопросы, остров опустел, чем и воспользовались беспризорники, обосновавшись на дачах по всему острову.

4.

Новая власть быстро опомнилась и решила разом национализировать все особняки, передав их в ведение детской колонии. Чтобы, так сказать, далеко ходить не надо было. Легким движением руки дача Гаусвальд стала домом для третьей детской колонии имени Луначарского. В таких условиях особняку приходилось особенно тяжело, если даже цветные витражные стёкла с изящными свинцовыми вставками разбирались питомцами колонии на грузила для удочек.

5.

Остров острых заборов

Продлилась эта радость от пятизвездочного размещения для беспризорников недолго, выгодное стратегическое расположение острова и дач оценили и новые рулевые страны. Какие беспризорники? Тут наша "элита" жить будет, зря чтоли за равноправие воевали? Ну и превратили по сути весь комплекс на Каменном острове в список номенклатурных дач, за что тот получил в народе звание "Остров острых заборов". В особняке Гаусвальд разместился профилакторий Ленинградского металлического завода, а сам остров стал довольно далек не только от социальных потрясений, но и от нужд трудящихся. С чем боролись, на то и напоролись.

6.

Дом Ирэн Адлер

С развитием советского кино особняк благодаря своим прекрасным формам и природной красоте превратился в знаменитость. Дача Гаусвальд начала принимать активное участие в съемках и была готовой декорацией для многих фильмов. Главной лентой принесшей ей известность стала картина "Шерлок Холмс: Сокровище Агры", где она сыграла роль дома Ирэн Адлер.

Пускай в стенах этого дома играли такие актеры как Ливанов, Соломины, Караченцов, Боярский, Самохина, Дмитриев, Богатырев, Удовиченко и многие другие, но именно эта роль настолько запала людям в душу, что с тех пор все забыли про булочника, а здание теперь называют исключительно домом Ирэн Адлер.

7.

Белый гриб

Самым сложным и губительным периодом дачи стало время "перестройки". В начале 90-х с молотка одного аукциона карамельный домик отправили в руки частных владельцев. То ли хозяин погиб в бандитской разборке, то ли бежал за границу, то ли отправился в места не столь отдаленные, но известно точно одно, про дом он забыл и за ним никто больше не следил.

8.

Вспомнили о бисквитном домике только в 2008 году на заседании совета по сохранению культурного наследия. Именно там был поднят вопрос, который сам по себе и отпал по результатам проведенной экспертизы, 85% деревянных перекрытий уничтожены белым грибком. Каков приговор? Дача должна быть снесена.

9.

Естественно такой расклад жителей не устроил, и нашли новое компромиссное решение. В администрации города сказали, что будут разобраны, а после воссозданы все деревянные конструкции, при этом каменная часть сохранится в первозданном виде. Как вы видите, особняк по-прежнему в аварийном состоянии, внутренние интерьеры дома потеряны безвозвратно, а реставрационные работы так и не начались. Судя по вяло текущим процессам и сообщениям прессы, в администрации города все же собираются исполнить изначальный приговор.

Новое на сайте

>

Самое популярное