Домой Связной Экономическая теория для обществознания егэ. Раздел экономика по предмету обществознание при подготовке к егэ

Экономическая теория для обществознания егэ. Раздел экономика по предмету обществознание при подготовке к егэ

ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Экономика. Социология. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.

М.: 2017. - 144 с.

Пособие для подготовки к ЕГЭ содержит типовые экзаменационные задания, комментарии к ним и рекомендации по темам, относящимся к двум разделам обществознания, - "Экономика" и "Социология". Комментарии к заданиям учитывают многочисленные затруднения и типичные ошибки, допускаемые учащимися на экзамене. В пособии много заданий всех уровней ЕГЭ для самостоятельной работы. Ко всем заданиям даны ответы и критерии оценивания.

Формат: pdf

Размер: 2,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ 6
Краткая характеристика разделов Кодификатора 6
Экономика 6
Социология 7
Задания разделов «Экономика» и «Социология» в структуре экзаменационной работы 9
Типичные ошибки при выполнении экзаменационной работы 14
Подготовка к экзамену: на что обратить внимание 24
Чем пользоваться при подготовке к экзамену 36
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 39
Содержательная линия «Экономика» 39
Тренировочные задания 39
Задания формата ЕГЭ 51
Задания части 2 69
Содержательная линия «Социология» 74
Тренировочные задания 74
Задания формата ЕГЭ 88
Задания части 2 113
ОТВЕТЫ 119
Содержательная линия «Экономика» 119
Тренировочные задания 119
Задания формата ЕГЭ 120
Задания части 2 120
Содержательная линия « Социология » 130
Тренировочные задания 130
Задания формата ЕГЭ 131
Задания части 2 132

Перед вами практикум по подготовке к Единому государственному экзамену по обществознанию.
Материалы практикума включают тестовые задания по двум содержательным линиям обществоведческого курса: экономике и социологии. С их помощью вы познакомитесь с содержанием проверяемых обществоведческих знаний и предметных умений, узнаете о типичных ошибках, допускаемых выпускниками, о причинах этих ошибок, найдете разбор заданий, которые вызывают проблемы при их выполнении.
Пособие учитывает типологию заданий, которые включаются в экзаменационную работу по обществознанию, и отражает все их типы. Кроме того, пособие содержит задания таких моделей и разновидностей, которые в действующую модель экзамена не входят. Это задания с выбором одного правильного ответа и задания на анализ двух суждений. Назначение этих заданий в книге - обучающее, тренировочное. С их помощью вы научитесь понимать, из каких элементарных составляющих строится правильный ответ в более сложных заданиях, выносимых на экзамен. Правильный ответ в таких заданиях представляет собой, как правило, элементарную составляющую: одну характеристику, одно проявление, один признак из того комплекса, который формирует качественную определенность социального понятия или явления (процесса). И именно задания с одним правильным ответом помогают эти элементарные «первокирпичики» представить и усвоить.
Материалы практикума собраны в два раздела: «Экономика» и «Социология». Каждый раздел содержит большое количество заданий для самостоятельной работы.
Ко всем заданиям, помещенным в книге, представлены краткие или развернутые ответы. Они научат вас тому, как оформлять ответы. Правильное, грамотное оформление ответов сводит к минимуму возможность неправильного их толкования и облегчает работу проверяющих экспертов.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

2.1. Экономика и экономическая наука

Экономика – 1) хозяйство в широком смысле этого слова, т. е. совокупность природных и антропогенных средств, объектов и процессов, используемых людьми в целях обеспечения условий существования и удовлетворения своих потребностей (хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ); 2) экономические отношения, которые возникают между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ и услуг на том или ином историческом отрезке времени; 3) наука, изучающая хозяйство и связанную с ним деятельность людей, направленную на обеспечение жизненных потребностей отдельных членов и общества в целом.

Экономика как система хозяйствования (общественного производства)

Экономическая деятельность:

1) Производство (процесс создания экономических благ и услуг), которое разделяется на

* материальное производство (производство материальных благ и материальных услуг – транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание)

* нематериальное производство (производство нематериальных благ и нематериальных услуг – образование, здравоохранение и т. д.)

Ключевыми понятиями производства являются понятия «товар» и «услуга».

Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке. Признаки товара: должен быть предназначен для обмена (обладает стоимостью – овеществленным в товаре трудом); должен удовлетворять потребность человека (обладает потребительной стоимостью – полезностью для потребителя); должен обладать способностью обмениваться на другой товар (обладает меновой стоимостью).

Услуга – результат полезной деятельности предприятий (организаций) и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества. Производство материальных и нематериальных услуг называется сфера услуг.

2) Распределение – разделение продукта или дохода между участвующими в его производстве.

3) Обмен – процесс, в котором вместо продукта получают деньги или другой продукт.

4) Потребление – стадия использования (предметы длительного пользования) или уничтожения (продовольствие) продукта.

Основная проблема экономики – удовлетворение неограниченных (постоянно растущих) потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Потребность – необходимость в чем-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом.

Экономические блага – средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Для создания экономических благ необходимы ресурсы. Ресурсы – количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определенных преобразований получить желаемый результат. Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства .

Под экономической деятельностью подразумевают совокупность действий на различных уровнях хозяйствования, которые направлены на то, чтобы удовлетворить потребности людей общества. Такие действия осуществляются посредством постоянного производства и обмена услугами и товарами между людьми. Есть определенные сферы, которые относятся к экономической деятельности – промышленная, импорт и экспорт, сельскохозяйственная, кустарная, деятельность отдельных лиц.

2. Экономика как наука – это совокупность конкретных экономических дисциплин, таких как экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика труда, финансы и кредит, экономическая статистика и математика. Основной акцент делается на функциональных, а не на причинно-следственных связях.

Основные этапы развития экономической науки

Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (впервые дал анализ разделению труда), Платона (отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей), Аристотеля (сделал анализ форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли).

Первое, раннее течение экономической мысли в XV–XVII вв. – меркантилизм заключалось в познании закономерностей торговли. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является У. Петти , заложивший основы трудовой теории стоимости.

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ и А. Тюрго . Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства, ограничивая последнюю только сельским хозяйством.

Выдающийся английский экономист А. Смит вошел в историю как «пророк свободной конкуренции». Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

Д. Рикардо сформулировал серию экономических законов: теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве.

К. Маркс и Ф. Энгельс создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации.

В годы «великой депрессии» в США появилось экономическое учение, обосновывающее необходимость активного вмешательства государства в капиталистическое хозяйство с целью смягчения его противоречий, регулирования экономики – кейнсианство.

Монетаризм (М. Фридман ) – теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы (1970-е годы), выдвигался лозунг отказа от методов активного государственного регулирования.

Неолиберализм (Ф. фон Хайек ) – направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, отстаивающее приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности (частное предпринимательство). Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка.

Институционально-социологическое направление (Д. Гэлбрейт – теория конвергенции) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических, исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса.

Экономическая наука изучает экономические отношения между людьми, включает в себя изучение экономических теорий и основных хозяйственных процессов, экономические категории и понятия, модели, которые максимальным образом отображают действительность.

Основные задачи экономической науки: поиск путей эффективного ведения хозяйства; поиск оптимальных механизмов использования ресурсов в условиях их ограниченности и безграничности потребностей. Предмет исследования: экономические отношения, связи и взаимозависимости, возникающие в процессе развития экономики с производством товаров и услуг.

Функции экономики: познавательная; методологическая; практическая (прагматическая); образовательная; идеологическая.

Микроэкономика (малый) – наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях, рассматривает проблемы ограниченности ресурсов, выбора, альтернативной стоимости, цены, изменения спроса и предложения отдельных товаров на отдельных рынках и т. д.

Макроэкономика (длинный, большой) – наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира, рассматривает проблемы безработицы и занятости, увеличения объемов производства, экономического роста, преодоления инфляции и т. д.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЭК) автора БСЭ

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Мысли, афоризмы, цитаты. Бизнес, карьера, менеджмент автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

Экономическая преступность ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ - одна из структурных частей преступности, включающая в себя совокупность всех совершенных в сфере экономики преступлений, посягающих на отношения собственности, правомерность предпринимательства и свободу

Из книги автора

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - общественная дисциплина, исследующая закономерности экономической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках социологической науки. Развитие экономики Э.С. описывает как социальный процесс, движимый активностью

Из книги автора

Из книги автора

Экономическая статистика См. также «Количественные показатели» (с.274)Не принимайте на веру никаких цифр, пока не поймете, откуда они взялись.Джек Стэк (р.1948), американский бизнесменЕсли статистические данные выглядят интересно, они скорее всего неверны.Девиз Центрального

Обществознание. Экономика: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. Баранов П.А., Шевченко С.В.

М.: 2012. - 160 с.

Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него включён материал содержательного блока «Экономика» школьного курса обществознания.

Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию.

Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.

В конце книги представлены ответы для самопроверки на все задания частей 1 (А) и 2 (В), основное содержание ответов на задания части 3 (С) и подробные рекомендации для написания эссе.

Формат: pdf

Размер: 4,6 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 4
Теоретический материал (экспресс-курс) 11
Тема 1. Экономика и экономическая наука 11
Тема 2. Факторы производства и факторные доходы. 20
Тема 3. Экономические системы 23
Тема 4. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение 30
Тема 5. Постоянные и переменные затраты 42
Тема 6. Финансовые институты. Банковская система. 45
Тема 7. Основные источники финансирования бизнеса 53
Тема 8. Ценные бумаги 61
Тема 9. Рынок труда. Безработица 63
Тема 10. Виды, причины и последствия инфляции 72
Тема 11. Экономический рост и развитие. Понятие ВВП 76
Тема 12. Роль государства в экономике 81
Тема 13. Налоги 89
Тема 14. Государственный бюджет 94
Тема 15. Мировая экономика 100
Тема 16. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина 109
Тренировочные задания 114
Часть 1 (А) 114
Часть 2 (В) 129
Часть 3 (С) 138
Ответы на тренировочные задания 142
Часть 1 (А) 142
Часть 2 (В) 145
Часть 3 (С) 146
Литература 155

ЕГЭ 2017. Обществознание. Практикум. Экономика. Социология. Королькова Е.С., Рутковская Е.Л.

М.: 2017. - 144 с.

Пособие для подготовки к ЕГЭ содержит типовые экзаменационные задания, комментарии к ним и рекомендации по темам, относящимся к двум разделам обществознания, - "Экономика" и "Социология". Комментарии к заданиям учитывают многочисленные затруднения и типичные ошибки, допускаемые учащимися на экзамене. В пособии много заданий всех уровней ЕГЭ для самостоятельной работы. Ко всем заданиям даны ответы и критерии оценивания.

Формат: pdf

Размер: 2,4 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 4
ЭКОНОМИКА. СОЦИОЛОГИЯ 6
Краткая характеристика разделов Кодификатора 6
Экономика 6
Социология 7
Задания разделов «Экономика» и «Социология» в структуре экзаменационной работы 9
Типичные ошибки при выполнении экзаменационной работы 14
Подготовка к экзамену: на что обратить внимание 24
Чем пользоваться при подготовке к экзамену 36
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 39
Содержательная линия «Экономика» 39
Тренировочные задания 39
Задания формата ЕГЭ 51
Задания части 2 69
Содержательная линия «Социология» 74
Тренировочные задания 74
Задания формата ЕГЭ 88
Задания части 2 113
ОТВЕТЫ 119
Содержательная линия «Экономика» 119
Тренировочные задания 119
Задания формата ЕГЭ 120
Задания части 2 120
Содержательная линия « Социология » 130
Тренировочные задания 130
Задания формата ЕГЭ 131
Задания части 2 132

Перед вами практикум по подготовке к Единому государственному экзамену по обществознанию.
Материалы практикума включают тестовые задания по двум содержательным линиям обществоведческого курса: экономике и социологии. С их помощью вы познакомитесь с содержанием проверяемых обществоведческих знаний и предметных умений, узнаете о типичных ошибках, допускаемых выпускниками, о причинах этих ошибок, найдете разбор заданий, которые вызывают проблемы при их выполнении.
Пособие учитывает типологию заданий, которые включаются в экзаменационную работу по обществознанию, и отражает все их типы. Кроме того, пособие содержит задания таких моделей и разновидностей, которые в действующую модель экзамена не входят. Это задания с выбором одного правильного ответа и задания на анализ двух суждений. Назначение этих заданий в книге - обучающее, тренировочное. С их помощью вы научитесь понимать, из каких элементарных составляющих строится правильный ответ в более сложных заданиях, выносимых на экзамен. Правильный ответ в таких заданиях представляет собой, как правило, элементарную составляющую: одну характеристику, одно проявление, один признак из того комплекса, который формирует качественную определенность социального понятия или явления (процесса). И именно задания с одним правильным ответом помогают эти элементарные «первокирпичики» представить и усвоить.
Материалы практикума собраны в два раздела: «Экономика» и «Социология». Каждый раздел содержит большое количество заданий для самостоятельной работы.
Ко всем заданиям, помещенным в книге, представлены краткие или развернутые ответы. Они научат вас тому, как оформлять ответы. Правильное, грамотное оформление ответов сводит к минимуму возможность неправильного их толкования и облегчает работу проверяющих экспертов.

1. Экономика на профильном уровне

Модель старшей школы предусматривает наличие профильного обучения. Профильное обучениеориентировано на создание возможностей продолжения образования в соответствии с интересами старшеклассника, его склонностями и возможностью определиться с будущей профессией.

В 2014-2015 учебном году в 10-11 классах были организованы профильные группы: физико-математического и социально-экономического направления.

Информация об организации профильного обучения в 2014-2015 учебном году в 10-11 классах представлена в таблице 1.

Таблица1

Информация об организации профильного обучения

в 2014-2015 учебном году

10 класс

Наименование профиля

Доля от общего количества обучающихся 10 классов

Социально-экономический

Физико-математический

11 класс

Наименование профиля

Количество обучающихся, охваченным данным профилем

Доля от общего количества обучающихся 11 классов

Социально-экономический

Физико-математический

Итого по школе:

Предмет «Экономика» в 2014-2015 учебном году преподавался по учебной программе для общеобразовательных учреждений: Основы экономической теории и учебника профильного уровня С. И. Иванова «Экономика» в 2-х книгах в количестве- 2 часов 1 раз в неделю для 10,11 классасоциально-экономического профиля, 1 часа в неделю для обучающихся 10-11 классов физико-математического профиля. Элективные курсы «Главные вопросы экономики» и «Основные разделы экономики» были проведены в количестве 1 часа в неделю для обучающихся 10, 11 класса социально-экономического профиля. Суммарное количество часов для обучающихся в социально-экономическом профиле в 10 классе-68 ч. в год, в 11 -66 часов в год

Для оценки качества учебного процесса по предмету экономика использовались следующие показатели: средний балл по предмету, качество обученности, успеваемость, степень обученности (СОУ). Мониторинг результатов обученности учащихся по предмету экономика свидетельствует, что 100% учеников усваивают предмет, качество знаний характеризует тенденция роста (с 92 % до 100 %),

Таблица 2

Средний балл

Качество

Успеваемость

Социально-экономический

Физико-математический

Социально-экономический

Физико-математический

2.Раздел экономика по предмету обществознание при подготовке к ЕГЭ в рамках профильного курса в 2014-2015 учебном году

ЕГЭ по обществознанию — это настоящий интегральный экзамен: он включает в себя пять тем, относящихся к разным наукам: экономике, праву, философии, социологии и политологии. У каждой науки своя терминология, подходы к оценке и анализу.

ЕГЭ по обществознанию сдают на многие специальности — на экономику, юриспруденцию, государственное управление, архитектуру, таможенное дело, логистику и другие специальности гуманитарного и социально-экономического профиля.

Чтобы сдать ЕГЭ по обществознанию необходимо иметь определённые знания по предмету «экономика». В нашей школе обучению по этому предмету осуществляется с помощью электронного учебника С.И. Иванова. Основы экономической теории, профильный уровень, в 2-х книгах, который приобрела школа в 2014 учебном году В Разделе Экономика по предмету обществознание в ЕГЭ встречается все больше вопросов, касающихся микроэкономики: механизмы саморегуляции рынка и конкуренции, факторы и издержки производства, финансовые институты. Кроме того, сложные макроэкономические вопросы о госрегулировании экономики, налогообложении, инфляции и безработице. Все эти и другие темы изучаются в течении учебного года в 10, 11 классе социально-экономического профиля. Предмет экономика вызывает некоторые сложности детьми школьного возраста при его изучении. Поэтому полученные знания в процессе обучения можно проверить пройдя электронное тестирование в разделе экономика по обществознанию при подготовке к ЕГЭ в 11 классе например выбрать интересующий раздел по пройденной теме на данном сайте: https://ege.yandex.ru . . Все педагоги школы, работающие в профильных классах, используют современные технологии обучения. Эффективная работа учителя невозможна без современных интернет-технологий, электронного учебника, электронного тестирования и видео уроков. Именно современные интернет технологии способствуют лучшему усвоению как теоретического, так и практического учебного материала на уроках.

Информация о наличии учебных материалов, используемых в профильном обучении по предмету экономика.

Таблица3

Новое на сайте

>

Самое популярное