Домой Связной Экономика и ее роль в обществе. Понятие экономики

Экономика и ее роль в обществе. Понятие экономики

Введение

Признание того факта, что правовые, политические, социальные и экономические процессы в любом обществе взаимосвязаны, привело к возникновению целого ряда научных направлений. На этой волне сформировалось и такое направление, как экономическое право.

Все проводимые сегодня в России преобразования так или иначе связаны с экономикой. Без понимания механизма воздействия права на поведение экономических агентов - как фирм, так и домохозяйств - невозможны проведение реформ, планирование и реализация экономической и социальной политики.

Между тем связь права и экономики весьма тесная, так экономические отношения выражаются через юридические нормы, которые их легализуют; новые средства развития экономики (лизинг, ипотека, франчайзинг) санкционируются правом; государство непосредственно вмешивается в экономическую жизнь. Для юристов экономические отношения - один из объектов правового регулирования.

В этой связи возникает немало вопросов: какой круг экономических отношений регулируется правом, какова степень экономической свободы субъектов, занимающихся экономической деятельностью, в каких случаях и при каких условиях экономическая деятельность может быть ограничена, может ли экономика функционировать сама по себе, нужно ли государство экономике, какое влияние на национальную экономику оказывает международное право?

Таким образом, взаимодействие права и экономики является двусторонним: право должно соответствовать современным социальным, в том числе и экономическим, реалиям, а экономические агенты, определяя стратегии своего поведения, должны учитывать ограничения, которые накладывает на них существующая правовая система.

экономика право правовой собственность

Да и сама возможность исправного функционирования экономического механизма предполагает учет субъектами экономики требований права. Пренебрежение правовыми нормами, пробелы в законодательстве, отсутствие отлаженной судебно-правовой системы приводят к разрушению экономических связей. В последнее время экономику права называют самым успешным направлением развития теорий права второй половины XX в.

Целью данной работы является рассмотрение взаимодействия экономики и права в общественных отношениях.

Экономика, ее роль в жизни общества

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Во-первых, она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов.

Под экономикой в широком смысле понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. Клименко А.В. Обществознание: Учеб. пособие / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Дрофа, 2004. - С. 47-49.

Человеческие потребности весьма многообразны. Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения этих целей прежде всего необходима рабочая сила, т.е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства , представляющие собой совокупность предметов труда, т.е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества. Производительные силы - это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства.

Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики. В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т.д.). В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т.д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т.д.).

В ходе практической деятельности производящие материальные блага люди сталкиваются с определенным уровнем развития техники и технологии, а также со сложившимися по этому поводу отношениями, которые принято называть технологическими - отношения, складывающиеся на определенной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в технологическом процессе.

Другой системой отношений считаются экономические, или производственные . Основным из них является отношение собственности на средства производства.

Таким образом, сегодня экономическая сфера занимает ведущее место в системе общественных отношений, определяет содержание политической, правовой, духовной и иных сфер жизни общества.

Современная экономика - продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни. В большинстве стран она является рыночной, но одновременно регулируется государством, которое стремится придать ей необходимую социальную ориентированность.

Право, как разновидность социального нормативного регулятора, фактически воздействует на самые различные сферы жизнедеятельности общества, государства и человека. Особое место при этом принадлежит экономике, экономическим отношениям, хозяйственным связям, которые представляют собой своего рода материальную основу производства, воспроизводства духовных, нравственных, политических и иных ценностей общественной жизни.

Специалист, получивший диплом юриста со знанием экономики, должен знать весь курс правовых дисциплин специальности "Правоведение" и, кроме того, предметы правового обеспечения хозяйственной и коммерческой деятельности, включая знание трудового, предпринимательского, банковского, таможенного права, основ налогового законодательства, законодательства об инвестициях и нотариате.

Некоторые аспекты взаимодействия экономики и права рассмотрим в следующей главе.

Экономика играет огромную роль в жизни общества. Вопервых, она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами пи тания, одеждой, жильем и иными предметами потребления. Вовторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонентом социума, решающей сферой его жизни, определяющей ход всех происходящих в обществе процессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и социальная философия. Следует также отметить и такую сравнительно новую науку, как эргономика (она изучает человека и его производственную деятельность, имея своей целью оптимизацию орудий, условий и процесса труда). Под экономикой в широком смысле обычно понимают систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития. Экономика - это такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей. Потребностью называется объективная нужда человека в чемлибо. Человеческие потребности весьма многообразны. По субъектам (носителям потребностей) различают потребности индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) - на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяют потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления). Организуя свою экономическую деятельность, люди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для достижения этих целей прежде всего необходима рабочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства производства. Средства производства представляют собой совокупность предметов труда, т. е. того, из чего производятся материальные блага, и средств труда, т. е. того, чем или с помощью чего они производятся. Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами общества. Производительные силы - это люди (человеческий фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства (вещественный фактор), а также технология и организация процесса производства. Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики. В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогичные услуги (образовательные, медицинские и т. д.). Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей. В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т. д.). Истории известны две основные формы материального общественного производства: натуральное и товарное. Натуральным называют такое производство, при котором производимая продукция предназначается не для продажи, а для удовлетворения собственных потребностей производителя. Основ ными чертами такого хозяйства являются замкну" тость, консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и потреблением. В отличие от натурального товарное производство изначально ориентировано на рынок, продукты производятся не для собственного потребления, а для продажи. Товарное производство более динамично, поскольку производитель все время отслеживает происходящие на рынке процессы, колебания спроса на тот или иной вид продукции и вносит соответствующие изменения в процесс производства. Важнейшая роль в материальном производстве принадлежит используемым производителем технике и технологии. Первоначально древнегреческое слово techne обозначало искусство, мастерство, ремесло. Со временем значение этого понятия сузилось, и сегодня техникой называют созданные людьми средства, с помощью которых осуществляется процесс материального производства, а также обслуживание духовных, бытовых и иных непроизводительных потребностей общества. Как и другие подсистемы экономики, техника прошла в своем развитии ряд различных этапов: периоды ее эволюционного развития сменялись «скачками», благодаря которым изменялись ее уровень и характер. Такие скачки называют техническими революциями. За всю экономическую историю произошли три технические революции в производстве. Во время первой - неолитической - революции стало возможным появление производящего хозяйства и переход к оседлому образу жизни. Это способствовало резкому увеличению численности населения: произошел так называемый первый демографический взрыв - темпы роста населения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной, стадии характеризовалось преобладанием сельского хозяйства, господством ручного труда и примитивными формами организации последнего. Такое производство до сих пор остается типичным для некоторых стран Африки (Гвиана, Гвинея, Сенегал и др.). Вторая - промышленная - революция приходится на вторую половину XVIII - 50-60е гг. XIX в. Ее называют промышленной, поскольку основное содержание этой революции составил промышленный переворот - переход от ручного труда к труду машинному. Отныне главной сферой производства становится машиностроение, а основная масса населения теперь трудится в промышленности и проживает в городах. С этой стадией развития экономики, называемой индустриальной, связан второй демографический взрыв, во время которого численность населения планеты возрастает почти в семь раз. Однако достижений индустриальной экономики оказывается недостаточно для удовлетворения потребностей всех жителей индустриально развитых стран. С определенного момента все более отчетливо ощущается противоречие между сравнительно ограниченными производственными возможностями и совершенно новым - как количественным, так и качественным - уровнем потребностей людей. Это противоречие разрешается в ходе начавшейся в 40- 50е гг. XX в. научнотехнической революции. Научнотехническая революция представляла собой качественный скачок в развитии производительных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний. Основные направления научнотехнической революции: 1) автоматизация и компьютеризация производства; 2) внедрение новейших информационных технологий; 3) разработка биотехнологий; 4) создание новых конструктивных материалов; 5) освоение новейших источников энергии; 6) революционные изменения в средствах коммуникации и связи. Результатом этой революции стал переход к постиндустриальной стадии производства и информационному обществу. Наибольшее развитие теперь получает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70% трудоспособного населения. Изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием. Каждая из перечисленных выше технических революций повлекла за собой смену господствовавшего технологического способа производства новым, более отвечавшим возросшим потребностям общества. Истории известны четыре сменявших друг друга технологических способа производства: 1) присваивающий; 2) аграрноремесленный; 3) индустриальный; 4) информационнокомпьютерный. Каждый технологический способ производства характеризовался специфическими, только одному ему присущими орудиями и системой организации труда. В ходе практической деятельности производящие материальные блага люди сталкиваются не только с определенным уровнем развития техники и технологии, но и со сложившимися по этому поводу отношениями, которые принято называть технологическими. Технологические отношения - это складывающиеся на определенной технической основе отношения производителя материальных благ к предмету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в технологическом процессе. Другой системой отношений считаются экономические, или производственные. Основным из них является отношение собственности на средства производства. Сегодня экономическая сфера занимает ведущее место в системе общественных отношений, определяет содержание политической, правовой, духовной и иных сфер жизни общества. Современная экономика - продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни. В большинстве стран она является рыночной, но одновременно регулируется государством, которое стремится придать ей необходимую социальную ориентированность. Для экономики современных стран свойствен процесс интернационализации хозяйственной жизни, результатом которого является международное разделение труда и складывание единой мировой экономики.

Экономикс

Economics (экономика, экономическая теория): общественная наука, изучающая поведение в сферах производства, потребления (consumption), распределения (distribution) и обмена (exchange). Экономисты анализируют происходящие в этих сферах процессы и исследуют их последствия для физических лиц, организаций, например фирм, и общества в целом.

Ограниченность ресурсов и деятельность людей в условиях безграничности потребностей являются центральными темами экономики как науки, которая может быть определена как общественная наука, изучающая принимаемые людьми в условиях ограниченности ресурсов решения для удовлетворения своих желаний и потребностей. Как следует из определения, предметом экономической теории являются не деньги или богатство, а люди.

Вторая причина, по которой экономику можно считать наукой о людях, состоит в том, что изучаемые ею решения людей зачастую имеют значимый социальный контекст. Поэтому экономика считается скорее общественной наукой, чем разделом операционного анализа, инженерного дела или математики.

Человек совершает экономический выбор, когда покупает одежду или пищу, когда работает, и даже когда заполняет час досуга в своём учебном расписании экономикой, а не токсикологией окружающей среды. Экономические выборы совершаются везде: на фабрике, выпустившей компьютер, в правительственных учреждениях, принимающих политические решения, в бесприбыльных организациях, таких, например, как церкви, а также во множестве других мест и ситуаций.

Функции экономики

  • 1. Познавательная функция. Экономическая теория ставит своей задачей сформулировать законы, по которым развивается хозяйство. Экономические законы - это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими процессами, явлениями и их сторонами. Так, например, устойчивые связи между ценой товара и количеством спроса на него выражаются в особом законе спроса.
  • 2. Практическая (конструктивная) функция. Экономические знания помогают принимать оптимальные решения в различных хозяйственных и житейских ситуациях всем субъектам экономических отношений: домохозяйствам (семьям), фирмам, государству, а также прогнозировать экономические процессы.
  • 3. Идеологическая (критическая) функция. Общественные науки (и экономика в том числе) не только раскрывают существующий порядок вещей, но и дают ему определенную оценку, различные экономические концепции, в частности, не просто анализируют рыночное хозяйство, но и определяют отношение к нему: является ли эта экономическая система справедливой, нужно ли ее совершенствовать или менять?

Исходя из функций экономической теории, выделяют позитивные и нормативные положения. Позитивные положения раскрывают взаимосвязи экономических процессов, отражая то, что есть. Например: "Спад производства увеличивает безработицу". Нормативные положения представляют собой субъективные оценки, прогнозы экономических процессов. Например: "Рыночная цена российского ваучера к концу его действия будет равна цене автомобиля".

Потребности и благосостояние.

Потребности - это необходимость, нужда человека в определенных условиях жизни.

В структуре потребностей современного человека можно выделить 3 основные группы:

  • 1) элементарные потребности,
  • 2) потребности в общих условиях жизни,
  • 3) потребности в деятельности.

Элементарные потребности

в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге, в здоровье, образовании, культуре, в перемещении в пространстве, в личной безопасности, в пище, одежде, в жилье.

Для восстановления и сохранения своей жизни человеку необходимо прежде всего удовлетворять элементарные потребности: потребности в пище, потребности в одежде, в обуви; потребности в жилье.

К потребностям в общих условиях жизни относятся: потребности в безопасности, потребности в передвижении в пространстве, потребности в здоровье, потребности в образовании, потребности в культуре.

Социальные услуги, которые удовлетворяют и развивают потребности этой группы, создаются в отраслях социальной инфраструктуры (охрана общественного порядка, общественный транспорт, здравоохранение, образование, культура и др.).

Активная жизнь (деятельность) человека состоит из работы (труда), семейно-бытовой деятельности и досуга. Соответственно, потребности в деятельности включают в себя потребность в труде, потребность в семейно-бытовой деятельности и потребность в досуге.

Производство создает товары и услуги - средства удовлетворения и развития потребностей человека, роста его благосостояния. В производстве, работая, развивается и сам человек. Потребительские товары и услуги непосредственно удовлетворяют потребности человека, семьи. Инвестиционные товары - это все материально-вещественные блага, с помощью которых производятся потребительские товары и услуги и сами материальные.

Благосостояние. Основные показатели благосостояния. Благосостояние характеризует степень удовлетворения и развития потребностей отдельного человека, семьи, нации в целом.

Как питается человек, обут, одет, каковы его жилищные условия, обеспеченность товарами длительного пользования - все эти показатели раскрывают степень удовлетворения элементарных потребностей.

Доступность социальной услуги, ее качество, платная, льготная или бесплатная основа предоставления, число людей, пользующихся данной социальной услугой - вот основные показатели, которые характеризуют роль отраслей социальной инфраструктуры в удовлетворении и развитии потребностей в общих условиях жизни.

К числу показателей, характеризующих удовлетворение и развитие потребностей в деятельности, относятся:

  • 1) мотивация действий человека, т. е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности;
  • 2) затраты времени на каждую из форм деятельности;
  • 3) содержание деятельности, которое раскрывается в структуре функций, видах занятий.

Экономическое развитие и благосостояние тесно связано между собой.

Ресурсы. Капитал - это все созданные, обработанные, переработанные людьми средства для производства благ (машины, оборудование, здания, сооружения, сырье, энергия и т. д.). В данном случае речь идет о материальном, физическом капитале. Деньги и другие финансовые активы сюда не включаются.

Предпринимательский (организаторский) талант - это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, постоянно осуществлять нововведения, все новое в технике технологии, организации производства, брать на себя ответственность и риск.

В наши дни выделяют еще один фактор производства под названием информация - данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, "ноу-хау" и т. д.). В отличие от других ресурсов информация может тиражироваться. "Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, - гласит пословица. - Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи".

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономическая теория

Тема: Экономическая теория. Роль экономической теории в жизни общества

Введение ………………………………………………………………………...3

1.Предмет экономической теории…….……………………. ..………………..4

2.Роль экономической теории в жизни общества..….........................................7

Заключение………………………………………………………………………12

Список использованной литературы……….………………………………….13

ВВЕДЕНИЕ

Существуют различные представления об экономике. В обыденном понимании экономика - это все народное хозяйство страны, все его отрасли и виды материального производства и непроизводственной сферы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д. В более строгом понимании экономика представляет собой совокупность всех отношений людей между собой в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей. Наконец, существует наука об экономике, дающая цельное представление обо всей экономической жизни людей.

Целью контрольной работы является раскрытие понятия «Экономическая теория» и определение ее роли в общественной жизни.

    ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономическая теория представлена совокупностью наук, которые можно разделить на две группы: общая и частная экономические теории. Первая раскрывает сущность, содержание, а также закономерности развития экономических процессов в обществе в целом безотносительно к отраслям и сферам деятельности. Вторая рассматривает отдельные функции экономического управления - теорию учета, теорию статистики, теорию финансов и т.п.

Экономическая теория изучает не все, а лишь главные, самые важные процессы экономической жизни общества и каждого человека в нем. Чтобы жить, люди должны удовлетворять свои нужды, запросы в пище, одежде, жилье, образовании и т.п. Возникает необходимость производить их, используя природные ресурсы, орудия производства, машины, знания и накопленный опыт людей. Складываются отношения между людьми, отношения людей к природе, формируются субъекты хозяйствования (предприятия, фирмы, отдельные предприниматели, общества). В сложном многообразии этих отношений и процессов добывания благ для удовлетворения потребностей людей проявляются объективные связи, принципы, зависимости и закономерности. Их и должна выявить экономическая теория.

Известны три подхода к определению того, чем занимается экономическая теория.

Первый подход состоит в том, что, поскольку материальные потребности общества безграничны, а экономические ресурсы для производства товаров и услуг ограниченны (или редки), эффективность (результативность) экономики достигается путем рационального выбора: выпуск одного вида продукции может быть увеличен за счет сокращения производства другого. Кроме того, соизмеряются оптимальность нынешнего производства продукции и будущие возможности удовлетворения потребностей. При этом в обществе необходимо обеспечить полную занятость населения и достаточный объем производства. Главное в этом подходе - соотношение "потребности - ресурсы", которое и выступает предметом исследования экономической теории. Данный подход характерен для представителей "Экономикса", предметом изучения которого является деятельность человека, домашнего хозяйства, фирмы, общества, роль государства в производстве, обмене, распределении и потреблении благ.

Второй подход сводится к определению предмета экономической теории и заключается в исследовании системы производительных сил и производственных отношений. При этом исследуются не только внешние, хозяйственные проявления тех или других, но и их социальная (общественная) сущность, взаимодействие общественных организаций и законы развития. Данный подход характерен для марксистской экономической теории, политической экономии. Однако это не означает, что поставленные вопросы не изучаются в "Экономиксе", но здесь они исследуются через ресурсы, факторы производства, рыночные отношения, а в политической экономии рассматриваются непосредственно.

Суть третьего подхода состоит в том, что предметом изучения экономической теории служит общество как совокупность экономических отношений, системы хозяйствования, эффективное использование ресурсов, а также методы государственного регулирования и экономической политики в целях достижения стабильного экономического роста и благосостояния.

Каждый из названных подходов расширяет круг объектов (блага, потребности, ресурсы, производительные силы, производственные отношения, надстройка) и субъектов (собственники, домашние хозяйства, фирмы, государство), взаимосвязи между которыми изучаются экономической теорией. Они углубляют и обобщают наши представления об экономической жизни общества в системе принципов, теорий, законов.

Предметом курса экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в общественном развитии, в их взаимодействии с производительными силами, экономический механизм хозяйствования, учитывающий интересы всех субъектов общества. Экономическая теория как учебная дисциплина изучает экономические категории, экономические законы и механизм хозяйствования, регулирующие отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении, а также различные уровни функционирования экономической системы - в звеньях микро-, макроэкономики и мирового хозяйства.

Таким образом, экономическая теория предстает перед нами как система знаний о сложном многообразии явлений экономической жизни общества, дающая возможность в экономических понятиях, категориях, законах, принципах и формах увидеть определенный порядок, причинно-следственную зависимость, поддающуюся познанию и воздействию на нее.

Наиболее устойчивой является структура курса экономической теории, в основу которой положен предмет экономической науки - экономика и ее уровни - отдельное предприятие, фирма, национальная экономика страны, интернациональные процессы в экономике.

Кроме общих основ экономической теории, выделяются три уровня отношений, а значит, и разделения экономической науки, получившего название "микроэкономика", "макроэкономика" и "интерэкономика" (мировое хозяйство).

    РОЛЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Чем сложнее становится система хозяйственных отношений в обществе, тем ощути­мее выявляется ограниченность обыденно­го экономического мышления. Конечно, здравый смысл помогает мелкому хозяину выработать правила рацио­нального поведения, скажем, в условиях доиндустриального производст­ва. Но в эпоху индустриального и постиндустриального хозяйства руко­водить крупными предприятиями и объединениями стало невозможно без серьезной научной экономической подготовки. Успешно управлять единым национальным хозяйством, безусловно, нельзя без овладения экономической теорией. Эта теория призвана выполнять три главные экономические функции, недоступные в качественном отношении для обыденного мышления:

познавательная функция;

прогностическая функция;

практическая функция.

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство.

Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых эконо­мических данных, поведения хозяйствующих субъектов. Факты должны быть достоверными и типичными, характерными для изучаемой социально-экономической жизни. В таком случае факты, как говорится, - «упрямая вещь». К добротному фактическому материалу относится неопровержимая информация о событиях, цифры, статистические материалы, документы, свидетельские показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и др. Только такие источники инфор­мации позволяют избежать ошибочных теоретических построений, отор­ванных от реальности.

Чтобы глубже познать изучаемые процессы, ученые прибегают к тео­ретическим обобщениям реальных фактов, открывают тенденции и законы хозяйственного развития. При этом применяются экономический ана­лиз (из соответствующих фактов выводятся экономические закономерности), экономические модели (абстрактное - отвлеченное от второстепенных моментов - обобщение действительности) и экономические принципы, законы (обобщение мотивов и практики хозяйственного поведения людей).

Хозяйственная жизнь развивается потому, что между определенными процессами существуют причинно-следственные связи. Одно явление служит причиной, а другое - его следствием.

Причинно-следственные связи сильно различаются по своему характеру. Их подразделяют на два вида:

    субъективно-психологические, случайные, несущественные, единичные, неповторяющиеся, неустойчивые;

    объективные, необходимые, выражающие существо явлений, массовые, постоянно воспроизводящиеся, абсолютно (безусловно) действующие.

Указанное деление зависимостей между хозяйственными явлениями позволяет определить, когда мы обнаруживаем в экономике закономерные причинно-следственные связи, а когда какие-то процессы вызваны случайным стечением обстоятельств.

Допустим, некий гражданин поверил в удачу и решил обогатиться при помощи игровых автоматов. Ему повезло, он выиграл, к своей радости, большую сумму денег. Но затем счастье ему изменило. Разве все это закономерно?

Между тем ученые-экономисты обнаружили вполне закономерные связи. Например, всегда в результате значительного роста массовой безработицы на определенный период уменьшается как степень инфляционного обесценения денег, так и выпуск продукции в общественном масштабе. Или, если существенно повышается величина банковского процента, то заметно возрастает сумма сбережений, помещаемых населением и предприятиями в кредитно-банковские учреждения.

Итак, экономические законы выражают необходимые, существенные, массовые и устойчиво повторяющиеся причинно-следственные зависимости между хозяйственными процессами.

Стало быть, научная экономическая теория познает всю систему экономических отношений и законы их развития. Это служит основанием для предвидения хода хозяйственного развития.

Прогностическая (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) функция экономической теории заключается в разработке научных основ предвидения научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция во многих случаях позволяет с большой достоверностью определить, как, например, в будущемизменится численность населения в данной стране и в мире, какими производственными возможностями в такой перспективе будет располагать общество и какие социально-экономические задачи сможет решить государство.

Хозяйственное предвидение, основанное на данных экономической науки, играет важную роль для крупных предприятий и хозяйственных объединений. Оно позволяет принимать рациональные долгосрочные решения, основанные на правильном учете будущих производственных затрат и выгод. Сейчас при всяком значительном обновлении производства и строительстве предприятий требуется составлять бизнес-план. В нем предусматриваются необходимые денежные и материальные затраты и результаты намеченной на определенный срок хозяйственной деятельности.

Некоторые условия предстоящего экономического развития, например состояние погоды или итоги научных исследований, нельзя достаточно точно предвидеть. Из-за этой неопределенности обычно составляются три вида прогнозов:

оптимистический (с учетом наиболее благоприятных обстоятельств);

пессимистический (предполагающий худшее течение обстоятельств)

основной (учитывающий наиболее вероятные изменения).

Управление современной экономикой в определенном отношении напоминает игру в шахматы. Здесь люди не могут рассчитывать на успех предстоящего дела, если не способны хотя бы на несколько «шагов» предвидеть ход будущих событий и действовать в соответствии с обоснованным прогнозом.

Практическая (от греч. praktikos – деятельный) функция экономической науки состоит в определении научных основ реальной хозяйственной деятельности. В этом случае достижения научного экономического мышления ставятся на службу рационального поведения субъектов хозяйствования. Речь идет о том, чтобы определить основные правила и способы лучшего достижения намеченных целей.

С момента возникновения экономическая теория выражала потребности развития хозяйства и в соответствии с ними разрабатывала рекомендации для предпринимателей и государства. В современных условиях теория хозяйственного развития играет все возрастающую роль в обосновании прогрессивных преобразований во всех странах мира. Видный английский экономист Джон Кейнс имел веские причины заявить: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди практики, которые считают себя совершенно неподверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста. безумцы, стоящие у власти, которые слышат голоса с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад».

Необходимую экономическую грамотность нельзя приобрести без знания основных моментов истории экономической мысли, а также без критического преодоления устаревшего теоретического наследия.

Вместе с тем экономическая наука не занимается разработкой конкретных направлений хозяйственной деятельности. На разных этапах общественного развития само государство в каждой стране определяет цели своей политики, делая выбор из множества возможных напралений социально-экономического развития. В этом случае экономическая наука может установить, в какой мере достижимы и совместимы поставленные цели. Она способна также оценить, насколько используемые средства действительно наиболее пригодны и эффективны для осуществления намеченных задач. В связи с этим могут быть разработаны различные варианты хозяйственной политики, позволяющие лучше использовать производственные возможности и получить соответствующие социально-экономические результаты.

Основополагающим показателем правильности всякой экономической теории служит ее соответствие практическому опыту, наблюдаемым фактам. Известный экономист Морис Аллэ заявил: «Подчинение данным наблюдения – золотое правило, от которого зависит любая научная дисциплина. Какой бы ни была теория, но если она не подтверждена данными опыта, то не имеет научной ценности и должна отвергаться». Польза достоверной теории возрастает, если она основывается на научных методах познания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая теория имеет огромное практическое значение, т.е. выполняет практическую функцию. Во-первых, она приводит в систему, в определенный порядок всю массу явлений и процессов экономической жизни, во-вторых, создает заинтересованность и возможность в действиях индивидов и, в-третьих, вырабатывает принципы, правила, формы хозяйствования субъектов рыночной экономики.

Экономическая теория обосновывает ориентиры хозяйственной деятельности, эффективные направления использования ресурсов, пути и способы объективного воздействия через экономические формы (категории) на удовлетворение потребностей. Кроме того, она вырабатывает механизм хозяйствования, его структуру и элементы, активно воздействующие на субъекты рыночной экономики, определяющие их целесообразное поведение.

Экономическая теория, обобщая факты развития экономики, не только дает возможность определить целесообразность и приоритетность удовлетворения потребностей сегодня, но и выработать рациональные перспективные задачи и пути их достижения, обосновать экономическую стратегию и экономическую политику. Основываясь на экономической теории, в обществе формируется экономическая политика как система мер и способов практической реализации целей и социально-экономических задач, в которой концентрированно выражаются приоритеты экономической стратегии и направления, способы, механизм функционирования общественной системы.

Реферат >> Государство и право

Сторонах жизни общества , в том числе в соотношениях государства с другими политическими элементами общества . Теория ... гиперболизацией роли государства, его аппарата. Государственная власть тоталитарно вмешивается в экономическую жизнь общества , его...

  • Место и роль политического менеджмента в современном обществе

    Реферат >> Экономика

    Общих черт с менеджментом экономических организаций. Управление в государственных... осуществляется непосредственное соединение теории и практики политической жизни . Социологи склонны... них – изменение роли масс в политической жизни общества . Этот процесс очень...

  • Экономическая теория (40)

    Конспект >> Экономическая теория

    Экономики. Либерализм – теория , отвергающая необходимость вмешательства государства в экономическую жизнь общества и проповедующая свободу... роль денежной массы, находящейся в обращении, в стабилизации и развитии рыночной экономики. Экономическая теория ...

  • Теория философии (1)

    Учебное пособие >> Философия

    ...) «физического смысла» новых тео­рий и объяснение их места и роли во всей системе научных... отношения подразделяются на экономические и внеэкономические. Экономические отношения являются основополагающими в жизни общества . Для решения основного...

  • В жизни общества одно из важнейших мест занимает экономическая сфера, то есть все то, что связано с производством, распределением, обменом и потреблением созданных трудом человека благ.

    Под экономикой принято понимать систему общественного производства, процесс создания материаль­ных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития, а также науку, изучающую экономические процессы.

    Экономика играет огромную роль в жизни общества. Она обеспечивает людей материальными условиями существования - продуктами питания, одеждой, жильем и иными предметами потребле­ния. Экономическая сфера - главная сфера жизни общества, она определяет ход всех происходящих в нем процессов.

    Основным фактором производства (или основными ресурсами) является:

      земля со всеми ее богатствами;

      труд, зависит от количества населения и его образования и квалификации;

      капитал (машины, станки, помещения и т.п.);

      предпринимательские способности.

    В течение многих столетий проблема - как удовлетворить многочисленные потребности людей - решалась путем экстенсивного развития экономики, то есть вовлечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ресурсов.

    С развитием научно-технического прогресса стало ясно, что такой подход к использованию ре­сурсов исчерпал себя: человечество ощутило их ограниченность. С этого момента экономика разви­вается в основном интенсивным путем, подразумевающим рациональность и эффективность исполь­зования ресурсов. Согласно данному подходу человек должен перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтобы при минимуме затрат достигнуть максимального результата.

    Главные вопросы экономики - что, как и для кого производить.

    Различные экономические системы решают их по-разному. В зависимости от этого они подраз­деляются на четыре основных типа: традиционную, централизованную (административно-командную), рыночную и смешанную.

    С традиционной экономики начиналось производящее хозяйство. Сейчас она сохранилась в ря­де экономически слабо развитых стран. В ее основе лежит натуральная форма хозяйства. Признака­ми натурального производства являются: прямые отношения в производстве, распределении, обмене и потреблении; продукты производятся для внутреннего потребления; в основе находится общинная (общественная) и частная собственность на средства производства. Традиционный тип экономики преобладал на доиндустриальном этапе развития общества.

    Централизованная (или административно-командная) экономика строится на основе единого плана. Она господствовала на территории Советского Союза, в странах Восточной Европы, ряде госу­дарств Азии. В настоящее время сохранилась в Северной Корее и на Кубе. Главными ее особенностями являются: государственное регулирование национальной экономики, основой которой выступает госу­дарственная собственность на большинство экономических ресурсов; сильная монополизация и бюро­кратизация экономики; централизованное экономическое планирование всей хозяйственной деятельно­сти.

    Под рыночной понимается экономика, основанная на товарном производстве. Важнейшим механиз­мом, осуществляющим координацию хозяйственной деятельности, здесь является рынок. Для существова­ния рыночной экономики необходимы частная собственность (то есть исключительное право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими человеку благами); конкуренция; свободные, определяе­мые рынком, цены.

    Указанные выше экономические системы в чистом виде практически не встречаются. В каждой стране элементы различных экономических систем сочетаются по-своему. Так, в развитых странах встречается сочетание рыночной и централизованной экономических систем, но главенствующую роль играет первая, хотя роль государства в организации хозяйственной жизни общества значитель­на. Данное сочетание принято называть смешанной экономикой. Главная цель такой системы - использование сильных сторон и преодоление недостатков рыночной и централизованной экономи­ки. Классическим примером стран со смешанной экономикой являются Швеция и Дания.

    В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой эко­номики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переход­ ной экономикой. Главной ее задачей признается построение в перспективе рыночной экономической системы.

    2. Прочитай отрывок из работы современного социолога. «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над деть­ ми - это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном согла­ шении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает все­ общим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?

    Любое стабильное, устойчиво развивающееся общество заинтересовано в крепкой семье. Что же такое «нормальная», «здоровая» семья? Это малая группа, объединенная кровнородственными отношениями, имеющая семейные правила, которые должны служить направлением развития каждой личности в семье. Такая семья характеризуется теплыми отношениями между поколениями. Авторитет родителей, с одной стороны, должен быть непререкаем, между детьми и родителями должна быть дистанция - по той простой причине, что родители имеют больше жизненного опыта, именно они несут ответственность и финансово обеспечивают образование, воспитание детей. Согласие между родителями, их авторитет создают ощуще­ние защищенности для детей. Но, с другой стороны, здоровая семья не может основываться на подавлении самостоятельности детей. Настоящий авторитет родителей должен четко осознаваться, не подвергаться со­мнению и не нуждается в постоянной демонстрации. Дети должны ощущать себя свободными в высказы­вании своего мнения, отстаивании своей точки зрения, с уважением относясь к позиции родителей.

    Отсутствие устойчивых иерархических отношений в семье приводит к созданию так называемого «попустительского» стиля взаимоотношений. В такой семье за кажущейся вседозволенностью стоит глубокое безразличие друг к другу. Такая семья формальна, не является поддержкой в трудные минуты и не дает правильных ориентиров для развития.

    Авторитарный стиль взаимоотношений между родителями и детьми в результате также ведет к отчуждению, подавляет самостоятельность и инициативу, в конечном счете может развить жесто­кость и агрессию по отношению друг к другу, либо подавить личность, воспитать комплекс непол­ноценности.

    Таким образом, наиболее полноценной является семья с демократическим стилем взаимоотноше­ний, где уважение к старшим соседствует с равноправием и сотрудничеством, та семья, которая слу­жит надежным убежищем во всех жизненных проблемах и неурядицах.

    3. Вам исполняется 16 лет и в летние каникулы вы решили устроиться на временную рабо­ ту, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подпи­сываемого вами документа следует обратить особое внимание?

    В данном случае 16-летнему несовершеннолетнему необходимо представить работодателю: пас­порт и справку о предварительном медицинском осмотре (обследовании).

    Если есть, то представляются трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пен­сионного страхования.

    При поступлении на работу несовершеннолетний должен подписать трудовой договор. Причем, в рассматриваемом случае - срочный трудовой договор. В трудовом договоре работнику следует об­ратить внимание на следующие пункты:

      место работы;

      трудовая функция (то есть конкретный вид получаемой работы);

      дата начала работы;

      срок действия договора и причины, по которым заключен срочный трудовой договор;

      условия оплаты труда;

      режим рабочего времени и времени отдыха и др.

    Также необходимо помнить, что согласно статьи 92 Трудового кодекса РФ лицам от 16 до 18 лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное