Цели:
Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.
Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы.
Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
1.“ Изобретение денег - одно из величайших
достижений человечества…”
2. “Они – великий созидатель. Там, куда они текут,
вырастают улицы, заводы, пустыни превращаются в
оазисы, болота – в плодородные нивы… Они –
жесточайший тиран. Чем больше человек хочет
иметь свободы, тем усерднее вынужден служить
им…”
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Постановка целей урока.
Учитель: Отгадайте загадку:
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат. (Деньги)
Наша сегодняшняя задача – расширить и обобщить ваши знания о деньгах, познакомиться с их свойствами и признаками.
III. Актуализация опорных знаний.
1. Вступительное слово учителя.
Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. Между тем, на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Чтобы не делать досадных ошибок в жизни, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.
Первоначально люди обходились обменом товара на товар - бартером . Выглядело это примерно так. Предположим, одному человеку требовался гончарный сосуд. У него был каменный нож, который он готов был обменять на сосуд. Оставалось только встретиться с владельцем сосуда и договориться об обмене. Просто? Но не тут-то было.
Во-первых, необходимо, чтобы владелец сосуда нуждался именно в каменном ноже, а не в чем-то другом, чего у владельца ножа не было. Со временем люди научились решать такую экономическую задачу, догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно нож обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар-посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги.
2. Выступление учащихся на тему “История денег”.
Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”. В Индии денежной единицей является рупия, а это слово ранее обозначало скот.
В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло “солдат”).
У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др.
На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм).Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
Все эти деньги были очень неудобны. Ведь их невозможно разделить, чтобы приобрести более мелкие дешевые предметы, они занимают много места, да и в карман такие деньги не положишь.
И вот все с большей охотой начинают принимать в обмен металлы, которые к этому времени люди научились добывать. Самыми распространенными сначала были медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили хорошие украшения – кольца, бляхи, и, поэтому, металлы выменивали с удовольствием. Кроме того, их можно было делить на части, они удобны для переноски и, наконец, металлы лучше сохраняются, чем шкуры или зерно, и не нуждаются в пище и уходе, как скот. Вот поэтому металлы и становятся деньгами. Впоследствии железо и медь заменяются золотом и серебром.
Поначалу люди расплачивались золотыми и серебряными слитками, затем стали чеканить из них монеты. Свое название они получили из Древнего Рима. В Древнем Риме при храме богини Юноны (одно из ее имен – Монета) было создано производство металлических денег. С тех пор их стали называть монетами. Монеты представляли собой золотой или серебряный слиток с клеймом, указывающим его вес. Постепенно слиток уменьшился до размеров клейма и рисунок стали выбивать с двух сторон.
В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом в конце X века. В течение нескольких веков единственными деньгами были серебряные рубли и гривны (мелкая монета).
Медные деньги стали чеканить во второй половине XV века, при царе Иване III, когда была открыта в России медная руда. До появления бумажных денег использование монет приводило к большим неудобствам и это с каждым годом ощущалось все сильнее. Так, например, в 1748 году М. В. Ломоносова удостоили за его труды премией 2000 рублей и выдали награду медными монетами, которые в то время составляли основную массу платежных средств в России. Вес пятака в те годы равнялся 20, 48 г. Вся премия академика весила около одной тонны. Чтобы доставить премию домой, Ломоносову потребовалось нанять несколько телег.
Поэтому возникла необходимость в появлении бумажных денег. Впервые они появились в Китае в VIII веке. В Америке и Западной Европе они стали распространяться в XVII-XIII веках. В России первые бумажные деньги были выпущены в 1769 году. Постепенно они вытеснили из обращения все остальные.
Задание: работая в парах, выстроить логическую цепочку из разрозненных элементов, соблюдая порядок появления денег:
Переход от натурального хозяйства к товарному;
Разделение труда и возникновение специализации;
Трудности соизмерения различных товаров при обмене излишками;
Выделение особого товара, служащим всеобщим эквивалентом при обмене.
IV. Работа над новым материалом
.А) Что такое деньги.
Так что же такое деньги? (варианты ответов учащихся).
Деньги – особый _____, который принимается всеми в _____ на любые другие товары и _____.
Задание – переписать определение в тетрадь, заполнив пропуски.
(Деньги – особый товар, который принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги).
Какие пословицы и поговорки вы знаете о деньгах?
Копейка рубль бережет.
Время - деньги.
Отплатить той же монетой..
Пропадать ни за грош.
Принимать за чистую монету..
Легче прожить деньги, чем нажить.
Без копейки рубля нет.
Горе – деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
Денег ни гроша, да слава хороша.
Денежка без ног, а весь свет обойдет.
Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет.
Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся.
Деньги всякого прельстят.
Кто до денег охоч, тот не спит и ночь.
Лишние деньги – лишние хлопоты.
На деньги ума не купишь.
Здоровье дороже денег.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Есть еще одно известное выражение “Деньги не пахнут”. Как оно произошло?
(Выступление ученика)
Появление фразы “ Деньги не пахнут” связано с правлением в 70-е годы н.э. римского императора Веспасиана. Это был видный государственный деятель, бережливый и изобретательный. Он был находчив при введении налогов. Однажды император придумал ввести налог на римские общественные туалеты. Его сын и наследник Тит стал упрекать отца в том, что он уже и до уборных добрался.
Однако в скором времени налог стал приносить серьезную прибыль, так как римляне не смогли отказать себе в удовольствии пользоваться шикарными мраморными туалетами, поскольку ходили туда не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.
Император поднес к носу сына монету и спросил, не ощущает ли тот неприятный запах, и когда Тит сказал, что нет, Веспасиан произнес: “ Деньги не пахнут”.
В наше время это выражение приобрело другой смысл: для получения выгоды все средства хороши.
Б) Функции денег.
Работа в группах. Учащиеся получают карточки с ситуациями. Их задача - определить, какую функцию играют деньги в каждом случае.
Карточка №1
Единственное их занятие- торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами.- Средство обмена (обращения).
Карточка №2
Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. – Средство измерения (мера стоимости).
Карточка №3
В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства.- Средство накопления (сбережения).
Карточка №4
Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. - Средство платежа.
V. Закрепление изученного материала.
1. Заполнение таблицы.
Примеры ситуаций |
Функции денег |
Миша Иванов получил в подарок 5000 рублей и зарыл их на даче под березой. | ? |
Вскоре Миша понял, что как раз 5000 рублей стоит телефон, который ему нравится. | ? |
Иванов вырыл деньги, пошел в салон связи и купил телефон. | ? |
Пенсионерка Сидорова положила10 000 руб. в банк под проценты. | ? |
Таня присмотрела на рынке сумочку за 2000 руб. Зайдя в магазин, она удивилась, увидев такую же за 1500 руб. | ? |
Нигде не работающая Анна Ивановна получает пособие по безработице. | ? |
2. Упражнение “Деньги потерялись”.
Соотнести денежные знаки с названиями стран, в которых они используются (с помощью исторической карты).
VI. Итог урока.
Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории.
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
Придумать и нарисовать вариант своих собственных денег. Учебник: стр. 135-149.
Для начала определим термин ДЕНЬГИ?Напомню, что каждую разбор каждой темы кодификатора ЕГЭ следует начинать с ключевого определения. В данном случае понятно, что тема связана с (денежными средствами) и (учреждениями, работающими с деньгами). Следовательно, ключевой термин занятия – ДЕНЬГИ.
ДЕНЬГИ – это финансовый актив, служащий для совершения сделок.
Возможны и иные определения, связанные с признаками ДЕНЕГ. Так, одним из свойств всех финансовых активов является их ЛИКВИДНОСТЬ.
ЛИКВИДНОСТЬ – возможность превращения активов в ценность (деньги).
Таким образом, ДЕНЬГИ – это абсолютной ликвидности (деньги сами по себе деньги).
Потренируемся! Например, что обладает большей , акции или земельный участок? Очевидно, что акции легче превратить в деньги, продав на фондовой , чем продать землю. Итак, – актив большей ликвидности!
Известно две основных системы обмена – денежный и безденежный
Рассматриваем блок экономика. Функции денег.
При обмене деньги являются:
- Средством обмена (посредником при покупке любого товара или Это основная функция денег.
- Средством платежа (средством оплаты отложенных платежей). Например, для оплаты через банк посещения детского сада.
- Мера стоимости (измеритель всех товаров и услуг). Все ценники в магазинах выражены в денежных единицах.
- Средство накопления. Например, положенные в БАНК деньги позволяют получить
- Мировые деньги. Это разных стран, применяющиеся в международном и
МОНЕТЫ и БУМАЖНЫЕ деньги (купюры, банкноты, ассигнации, кредитные билеты). Так, ассигнации в России появились в правление императрицы Екатерины II. В современной информационной экономике остальные виды денег вытесняют ЭЛЕКТРОННЫЕ – безналичные банковские переводы с помощью пластиковых карт.
Возможна и иная классификация денег. Выделяют ТОВАРНЫЕ ДЕНЬГИ (они сами по себе товар). Например, из ЗОЛОТА можно сделать ювелирное украшение. ОБЕСПЕЧЕННЫЕ ДЕНЬГИ – за которые можно получить обеспечение в виде драгметалла, например, русский рубль по финансовой реформе С.Ю. Витте был обеспечен золотом и обменивался на него в любом банке мира. КРЕДИТНЫЕ ДЕНЬГИ – чек, вексель, обеспеченные платежным документальным подтверждением. Наиболее распространены по данному подходу ФИАТНЫЕ деньги – сами по себе не являющиеся ценностью (например, бумажные), но принимающиеся государствами в качестве налоговых платежей и официальной ВАЛЮТЫ .
Например, согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, официальной денежной единицей является российский рубль, введение иных денег не допускается.
Деньги, и это самое главное, являются средством обмена. Они сокращают издержки обмена, поскольку представляют собой тот общий знаменатель, к которому приведены все товары и услуги. Деньги позволяют людям вступать в отношения обмена на срок, включающий получение дохода и оплату покупки через длительное время, откладывание покупательной способности для будущего употребления. Деньги являются также единицей измерения, позволяющей проводить расчёты будущих доходов и издержек.
Однако экономическое значение денег напрямую связано с их стабильностью. В этом отношении деньги для экономики - то же самое, что язык для общения. Не существует слов, смысл которых непонятен как для говорящего, так и для слушателя - общение между ними было бы невозможно. То же самое и с деньгами. Если они не имеют стабильной и предсказуемой ценности, то для должников и кредиторов ведение обмена окажется накладным делом: сбережения, инвестиции и сделки, растянутые во времени (например, оплата в рассрочку купленного дома или автомобиля), будут связаны с дополнительным риском. При нестабильной ценности денег обмен становится затруднительным, а выигрыш от специализации, крупномасштабного производства и общественной кооперации - снижается.
Причины денежной нестабильности ясны и понятны. Ценность денег, также как и других товаров, определяется спросом и предложением. При постоянном или медленном устойчивом росте предложения денег, их покупательная способность будет относительно стабильной. И напротив, если предложение денег растёт быстро и непредсказуемо относительно предложения товаров и услуг, цены повышаются, и покупательная способность денег падает. Так нередко происходит, если правительство, для того чтобы платить по своим счетам, печатает деньги или одалживает их у центрального банка.
Политики часто возлагают вину за инфляцию на алчных предпринимателей, могущественные профсоюзы, крупные нефтяные компании, иностранцев. Однако подобные уловки - не более чем средство отвлечь общественное мнение от истинных причин инфляции. И экономическая теория, и исторический опыт показывают, что инфляция возникает в силу всего лишь одной-единственной причины - быстрого роста денежной массы.
Инфляция разрушает экономику страны. Но, наверное, самое разрушительное последствие- инфляции - это подрыв веры граждан в своё правительство.
(Р. Строуп, Дж. Гвартни)
24 В тексте высказано мнение, что «самое разрушительное последствие инфляции - это подрыв веры граждан в своё правительство». Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения.
Андриан Декурсель – французский драматург, живший в 18 веке считал, что деньги для некоторых являются конечно целью, а для некоторых лишь средством для достижения своих целей. И тех, кто воспринимает деньги как средство, можно считать умными людьми. Я согласен с мнением Декурселя, его высказывание особенно актуально в наше время, так как обозначенная государством ценность современных банкнот намного выше их себестоимости и, следовательно, в чистом виде они не представляют обозначенной ценности. И вся проблема в том, что многие люди не понимают или не знают этой простой истины. Деньги являются универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг. Исторически выделяют 4 основных вида денег: товарные, обеспеченные, фиатные и кредитные. Товарные деньги представлены определенным товаром, номинал которых соответствует реальной стоимости.
Обеспеченные деньги – деньги, в роли которых выступают знаки или сертификаты, которые могут быть обменены на определенное количество товара. Фиатные деньги представлены на сегодняшний день банкнотами, монетами или безналичными деньгами, находящимися в банке. То есть это деньги, номинал которых несоразмерен с их стоимостью. Кредитные деньги – это права требования в будущем в отношении физических или юридических лиц долг. Такие деньги могут быть выражены, например, чеком. Деньги проявляют себя через функции. Выделяют такие функции как: мера стоимости, средство платежа, средство накопления, средство обращения, мировые деньги.
Примером человека, использующего деньги, как средство, может являться американский предприниматель, первый долларовый миллиардер – Джон Девидсон Рокфеллер, который, заработав по найму несколько сотен долларов пустил их в оборот, тем самым заставляя работать деньги на него. Но несмотря на его финансовые успехи, его состояние не было представлено в виде денег. Его богатство было выражено в его постоянно работающих фирмах, заводах, компаниях. Но существуют и такие люди, которые всё же предпочитают большую часть своей жизни накапливать деньги, не вкладывая их ни в какие проекты, идеи, или просто в покупку желаемых вещей, а лишь только пытаясь сохранить их для того, чтобы потом оставшуюся часть жизни их просто тратить и жить в своё удовольствие. Бывают и такие, кто в итоге даже не решается их тратить, накопив желаемую сумму, желая оставить их для своих детей или внуков. Но ни те, ни другие не думают о том, что любые деньги со временем обесцениваются, и в лучшем случае, часть из них они потеряют из-за инфляции. Не нужно воспринимать деньги, как конечную цель. Также не стоит тратить существенную часть своей жизни на накапливание потенциального богатства, ведь никакая сумма денег не может быть сопостовлена с прожитыми годами.
Обновлено: 2018-02-06
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
Какие три функции денег названы в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите еще одну функцию.
Обычно деньгам предписывают сразу несколько ролей и функций. Во-первых, они выступают средством обмена, таким образом, устраняя недостатки, присущие бартеру. В качестве единицы счета они упрощают оценку и следующие за ней вычисления. Деньги позволяют запасать ценность, а значит, открывают путь для сделок, растянутых во времени и пространстве.
Чтобы успешно справляться со своими задачами, деньги должны быть одновременно широко доступными, недорогими в использовании, долговечными, легко делимыми, удобными для переноски и надежными. Золото, серебро и бронза удовлетворяют почти всем требованиям, и именно поэтому на протяжении тысячелетий эти металлы считались идеальным материалом для изготовления денег.
Сегодня мы более или менее довольны бумажными деньгами, как в общем и монетами. А уж они сделаны из настоящего мусора. Что еще удивительнее, мы радостно пользуемся деньгами, которые вообще не можем увидеть. Нынешние электронные деньги проделывают путь от работодателя до нашего счета в банке, а затем и до наших любимых магазинов, ни разу не принимая вещественную форму.
Деньги - это, прежде всего вопрос уверенности в том, кто нам платит, кто выпускает получаемые нами деньги, наконец, уверенности в том, что конкретное учреждение выполнит принятые на себя обязательства. Деньги - не металл. Они - само доверие. И неважно, воплощено оно в серебре или глине, на бумаге или экране жидкокристаллического дисплея. Деньгами может быть что угодно, от ракушек племени каури на Мальдивах до громадных каменных дисков на тихоокеанских островах.
Есть и другая точка зрения на суть денег. Ее сторонники считают, что истинные деньги - драгоценные металлы, а бумажные обещания только потому и принимаются в качестве денег, что они являют собой воплощение денег металлических. В противном случае они лишь самозванцы. Поэтому предложение денег должно быть привязано к количеству золотых монет и слитков в Центральном банке.
(Н. Фергюсон)