Домой Связной География металлургической промышленности мира. Какие страны лидируют в производстве металлов

География металлургической промышленности мира. Какие страны лидируют в производстве металлов

Крупнейшие промышленные центры производства стали. Размещение мировой черной металлургии в разрезе промышленных центров радикально изменилось за последнее десятилетие. В течение большей части ХХ в. крупнейшие сталеплавильные комплексы располагались в нескольких промышленных ареалах капитали-стических стран, СССР и социалистических стран Центрально-Восточной Европы. В 1970-1990-х годах структурный кризис отрасли в развитых странах привел к существенному снижению выплавки стали в старопромышленных металлургических районах, тогда как новые ареалы черной металлургии складывались в развивающихся странах, главным образом в Китае, Бразилии, Южной Корее и Индии. Интенсивный рост черной металлургии в Китае в начале ХХI в. обусловил появление на территории страны десятков новых крупных центров выплавки стали мирового значения.

По данным на 2007 г., в мире более 270 промышленных центров (городских агломераций) с годовой выплавкой стали более 1 млн т в каждом (табл. 8, карта на с. 24-25). На них приходится 4/5 всего производства стали на Земле. Свыше половины этих промышленных центров расположено в Восточной Азии (в том числе треть - в Китае), а суммарно Восточная Азия, СНГ и Западная Европа концентрируют более 4/5 ведущих центров производства стали в мире. Из отдельных стран по числу крупных сталеплавильных центров, кроме Китая, выделяются США (26 центров), Япония, Россия, Индия (по 10 центров в каждой).

На 26 сверхкрупных центров с годовой выплавкой стали свыше 10 млн т приходится треть мирового выпуска стали. На протяжении ХХ в. крупнейшими центрами производства стали оставались агломерации Рейн–Рур в Германии и Чикаго в США, с 1970-х годов к ним добавилась Токийская агломерация. Сейчас эти центры остаются в пятерке лидеров, выплавляя каждый ежегодно более 20 млн т стали, наряду с Шанхаем и Таншанем в Китае. Производство стали в Таншане испытало беспрецедентный рост за последнее десятилетие; вокруг этого промышленного центра сложился гигантский узел черной металлургии с годовой выплавкой стали, сопо­ставимой с выплавкой в целых крупных странах, таких как Бразилия или Украина.

Япония. Юг острова Хонсю, префектура Айти. Город Нагоя - ядро экономического района Токай. Металлургический комбинат компании «Ниппон Стил» в г. Нагоя .

  • 9. Зарубежная Европа как регион трудовых миграций населения
  • 10. Крупнейшие городские агломерации и мегалополисы зарубежной Европы
  • 11. Нефтегазоносный бассейн Северного моря
  • 12. Зарубежная Европа: сдвиги в географии энергопотребления
  • 13. «Нефтегазовый мост» Каспий – Европа
  • 14. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе
  • 15. Автомобильная промышленность зарубежной Европы
  • 16. Специализация сельского хозяйства зарубежной Европы
  • 17. Высокоскоростные железнодорожные магистрали зарубежной Европы
  • 18. Туннели в Альпах
  • 19. Евротуннель под Ла-Маншем
  • 20. На пути к единой транспортной системе Европы
  • 21. Портово-промышленные комплексы зарубежной Европы
  • 22. Технопарки и технополисы Западной Европы
  • 23. Туристско-рекреационные районы зарубежной Европы
  • 24. Загрязнение окружающей среды в зарубежной Европе
  • 25. Меры по охране окружающей среды в зарубежной Европе
  • 26. Охраняемые природные территории в зарубежной Европе
  • 27. Объединение Германии: экономико-социально-географические проблемы
  • 28. Региональная политика в странах Европейского союза
  • 29. «Центральная ось развития» Западной Европы
  • 30. Рурская область фрг – старопромышленный район в развитии
  • 31. Регулирование развития городских агломераций в Великобритании и во Франции
  • 32. Юг Италии: преодоление отсталости
  • 33. Микрогосударства Западной Европы
  • 34. Объекты всемирного наследия в зарубежной Европе
  • Тема 2 зарубежная азия
  • 35. Политическая карта и субрегионы зарубежной Азии
  • 36. «Горячие точки» зарубежной Азии
  • 37. Воспроизводство населения в зарубежной Азии
  • 38. Этнолингвистический состав населения зарубежной Азии
  • 39. Религии зарубежной Азии
  • 40. Трудовые миграции в странах Персидского залива
  • 41. Новые индустриальные страны зарубежной Азии: общая характеристика
  • 42. Республика Корея как пример страны нового индустриального развития в Восточной Азии
  • 43. Сингапур как пример страны нового индустриального развития в Юго-Восточной Азии
  • 44. Интеграционная группировка стран асеан
  • 45. Нефтяные и газовые месторождения-гиганты в зоне Персидского залива
  • 46. «Рисовые» и «чайные» ландшафты в зарубежной Азии
  • 47. Административно-территориальное деление Китая
  • 48. Демографические проблемы Китая
  • 49. Китайский язык и письменность
  • 50. Китайская система летосчисления
  • 51. Урбанизация в Китае
  • 52. Пекин и Шанхай – крупнейшие города Китая
  • 53. Хозяйство Китая: достижения и проблемы
  • 54. Топливно-энергетическая база Китая
  • 55. Сооружение крупнейшего в мире гидроузла Санься
  • 56. Металлургическая база Китая
  • 57. Сельскохозяйственные районы Китая
  • 58. Транспорт Китая
  • 59. Экологические проблемы Китая
  • 60. Экономические зоны и регионы Китая. Региональная политика
  • 61. Свободные экономические зоны Китая
  • 62. Внешние экономические связи Китая
  • 63. Воссоединение Гонконга и Макао с Китаем
  • 64. Япония: территория, границы, положение
  • 65. Естественное движение населения в Японии
  • 66. Религии Японии
  • 67. Японский культурный феномен
  • 68. Образование в Японии
  • 69. Городское и сельское население Японии
  • 70. Токио – самый большой город мира
  • 71. Модели развития японской экономики
  • 72. Электроэнергетика Японии
  • 73. Черная металлургия Японии
  • 74. Машиностроение Японии
  • 75. Рыболовство в Японии
  • 76. Транспортная система Японии
  • 77. Тихоокеанский пояс Японии
  • 78. Японские технополисы
  • 79. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы Японии
  • 80. Международные экономические связи Японии
  • 81. Государственный строй Индии
  • 82. Минеральные ресурсы Индии
  • 83. Демографический взрыв и демографическая политика в Индии
  • 84. Этнолингвистический состав населения Индии
  • 85. Религиозный состав населения Индии
  • 86. Районы религиозно-общинных конфликтов в Индии
  • 87. Городское население и крупнейшие города Индии
  • 88. «Коридоры роста» и промышленные новостройки в Индии
  • 89. Сельское хозяйство и сельскохозяйственные районы Индии
  • 90. Состояние окружающей среды в Индии
  • 91. Объекты всемирного наследия в зарубежной Азии
  • Тема 3 африка
  • 92. Политическая карта Африки
  • 93. Деление Африки на субрегионы
  • 94. Африка – континент конфликтов
  • 95. Хозяйственная освоенность территории Африки
  • 96. Демографический взрыв в Африке и его последствия
  • 97. Африка – регион «городского взрыва»
  • 98. Горнопромышленные районы Африки
  • 99. Золото, уран и алмазы юар
  • 100. Крупнейшие водохранилища и гэс Африки
  • 101. Страны монокультуры в Африке
  • 102. Трансконтинентальные магистрали в Африке
  • 103. Сахель: нарушение экологического равновесия
  • 104. Особо охраняемые природные территории в Африке
  • 105. Объекты всемирного наследия в Африке
  • Тема 4 северная америка
  • 106. Формирование государственной территории сша
  • 107. Географические названия сша
  • 108. Государственные символы сша
  • 109. Тектоническое строение территории и полезные ископаемые сша
  • 110. Численность и воспроизводство населения в сша
  • 111. Сша – страна иммигрантов
  • 112. Особенности американской нации
  • 113. Перераспределение населения между «Снежным поясом» и «Солнечным поясом» сша
  • 114. Урбанизация в сша
  • 115. Мегалополисы сша
  • 116. Нефтяная промышленность сша
  • 117. Нефть Аляски и Трансаляскинский нефтепровод
  • 118. Электроэнергетика сша
  • 119. Металлургия сша
  • 120. Автомобильная промышленность сша
  • 121. Агропромышленный комплекс сша
  • 122. Сельскохозяйственные районы сша
  • 123. Транспортная система сша
  • 124. География науки в сша
  • 125. Загрязнение окружающей среды в сша и меры по ее охране
  • 126. Система охраняемых территорий в сша
  • 127. Экономическое районирование сша
  • 128. Нью-Йорк – экономическая столица сша
  • 129. «Золотой штат» Калифорния
  • 130. Международные экономические связи сша
  • 131. Территория и государственный строй Канады
  • 132. Национальные проблемы Канады
  • 133. Горнодобывающая промышленность Канады
  • 134. Лесное хозяйство Канады
  • 135. Водные проблемы Канады
  • 136. Степной район Канады – одна из мировых житниц
  • 137. Система охраняемых территорий Канады
  • 138. Североамериканская ассоциация свободной торговли
  • 139. Объекты всемирного наследия в Северной Америке
  • Тема 5 латинская америка
  • 140. Происхождение географических названий Латинской Америки
  • 141. Политическая карта Латинской Америки
  • 142. Природные ресурсы Латинской Америки
  • 143. Формирование этнической карты Латинской Америки
  • 144. Размещение населения в Латинской Америке
  • 145. Крупнейшие городские агломерации Латинской Америки
  • 146. Главные промышленные районы Латинской Америки
  • 147. Главные сельскохозяйственные районы Латинской Америки
  • 148. Территориальная структура хозяйства латиноамериканских стран
  • 149. Бразилия – тропический гигант
  • 150. Освоение Амазонии
  • 151. Объекты всемирного наследия в Латинской Америке
  • Тема 6 австралия и океания
  • 152. Заселение Австралии и особенности современного расселения
  • 153. Использование полезных ископаемых Австралии, расширение ресурсных рубежей
  • 154. Овцеводство в Австралии и Новой Зеландии
  • 155. Океания: членение на крупные части
  • Литература Общая
  • Тема I. Зарубежная европа
  • Тема II. Зарубежная азия
  • Тема III. Африка
  • Тема IV. Северная америка
  • Металлургические районы – одна из разновидностей отраслевых промышленных районов– по времени образования относятся к наиболее старым. Их районообразующее значение обычно очень велико. В большинстве экономически развитых стран – США, Японии, России, государствах зарубежной Европы – именно металлургические районы определяют основные черты географии черной металлургии. Но наряду с этим свое значение сохраняют и даже усиливают отдельные центры черной металлургии, размеры которых, как и размеры районов, могут быть весьма различными.

    Рассмотрим сначала районы и центры Западной Европы. Всего в пределах этого субрегиона специалисты выделяют около 20 металлургических районов (главные из них показаны на рис. 27) и примерно такое же количество отдельных центров. По характеру ориентации они подразделяются на районы, тяготеющие к угольным бассейнам, железорудным бассейнам, грузопотокам коксующегося каменного угля и железной руды, к источникам дешевой электроэнергии.

    На базе угольных бассейнов в Западной Европе возникли 12 металлургических районов, которые производят примерно половину всех черных металлов. Самый крупный из них– Рурский (или Рейнско-Вестфальский) в ФРГ, где среди отдельных центров этой отрасли выделяется Дуйсбург, расположенный в месте впадения Рура в Рейн. Такую же ориентацию имеют металлургические районы Великобритании – Мидленд, Южный Уэльс, Северо-Восточный; Франции – Северо-Французский; Бельгии – Льеж – Шарлеруа, некоторые другие. Как правило, для них характерны металлургические комбинаты полного цикла. Другая характерная черта таких районов – постепенное формирование на основе угольной и металлургической промышленности территориально-промышленных комплексов с развитыми электроэнергетикой, тяжелым машиностроением, химической промышленностью и другими отраслями, относящимися к «верхним этажам» индустрии.

    Рис. 27. Районы и центры черной металлургии в зарубежной Европе (в середине 1990-х гг.)

    Металлургических районов и центров, сформировавшихся на базе железорудных бассейнов, в Западной Европе значительно меньше. Главный из них – Лотарингия во Франции, которая еще в 60-х гг. XX в. давала более 2 / 3 всей выплавки чугуна и стали страны; однако затем многие заводы здесь были закрыты, и доля района резко уменьшилась. К этому типу относится также металлургический район в Верхней Австрии с центром в Линце и металлургический центр в Бильбао (Страна Басков в Испании).

    Ориентация на грузопотоки угля и руды проявилась в Западной Европе еще до Второй мировой войны, но тогда она ограничивалась в основном внутриевропейскими перевозками.

    Так, каменный уголь экспортировался из Рурского бассейна, из бассейнов Великобритании. Уже тогда крупнейшим поставщиком железной руды стал район Северной Швеции со скоплениями железной руды в недрах гор Кирунаваре и Елливаре. У подножия горы Кирунаваре возник горняцкий город Кируна (где зимой в условиях полярной ночи приходится работать при электрическом освещении), а вывоз руды на заводы Германии, Великобритании, Бельгии стал осуществляться через незамерзающий норвежский порт Нарвик. Руда, добываемая в Елливаре, экспортировалась через шведский порт Лулео по Балтийскому морю. К настоящему времени экспорт угля из названных выше стран потерял, а экспорт шведской руды полностью сохранил свое значение. И тем не менее уже не он является определяющим.

    В 50-60-х гг. XX в. была осуществлена переориентация значительной части западноевропейской черной металлургии на более дешевую и высококачественную руду, поступающую из Австралии, Канады и развивающихся стран. В связи с этим произошел ощутимый сдвиг производства черных металлов в морские порты. Новые крупные и очень крупные металлургические комбинаты были построены в Таранто, Неаполе, Генуе (Италия), в Фос-сюр-Мер (район Марселя) и в Дюнкерке (Франция), в Эймейдене (Нидерланды), в Бремене (Германия), в некоторых других портовых центрах. Одновременно стала происходить переориентация на заморскую железную руду и тех металлургических районов, которые возникли вдали от моря. Так, в Великобритании основные производственные мощности переместились в прибрежные районы, тогда как из районов и центров, расположенных в центре страны, свое значение сохранил, пожалуй, лишь Шеффилд; добыча отечественной низкосортной руды была прекращена. Заморская железная руда стала поступать в Рурский, Северо-Французский, Северо-Итальянский и другие районы. Ныне приморские районы и центры если и уступают по размерам общей выплавки «горно-металлургическим» районам, то не так уж сильно.

    К источникам дешевой электроэнергии в Западной Европе тяготеют сравнительно немногочисленные центры электрометаллургии, расположенные в приальпийских районах Франции, в Норвегии и Швеции. В последнее время, как уже отмечалось, усилилась ориентация на потребителя, что связано в первую очередь со строительством мини-заводов и «подтягиванием» черной металлургии к основным машиностроительным базам. В ближайшем будущем трудно ожидать появления в Западной Европе новых районов черной металлургии, хотя пространственные сдвиги в пределах существующих районов, по-видимому, будут происходить.

    В Центрально-Восточной Европе развитие черной металлургии в течение последних десятилетий происходило более устойчивыми темпами, и снижение производства наступило только в конце 1980-х гг. Тем не менее выплавка стали здесь в 1990-егг. снизилась с 40 до 30 млн т. Для этого субрегиона характерны, в общем, те же типы ориентации в размещении черной металлургии, хотя и в несколько ином сочетании.

    Крупнейшие районы черной металлургии в Центрально-Восточной Европе также возникли с ориентацией на каменноугольные бассейны. это Верхнесилезский район Польши и Остравский район Чехословакии (рис. 27). В 50– 70-х гг. XX в. наряду с реконструкцией старых здесь были сооружены новые металлургические комбинаты. В связи с этим пришлось резко увеличить импорт железной руды из СССР; для снабжения комбината «Катовице» в Верхней Силезии железной рудой из бассейна КМА была построена от советско-польской границы специальная рудовозная железная дорога широкой колеи длиной 400 км.

    С ориентацией на железную руду еще в довоенное время возникли заводы и комбинаты черной металлургии в Прикарпатском районе Венгрии (Мишкольц и Озд), в Западном районе Румынии (Решица и Хунедоара), в Боснийском районе Югославии (Зеница). Уже после войны к ним добавились крупные металлургические комбинаты в Польше (Ченстохова) и в Болгарии (Кремиковцы). Однако по мере роста производства местные железорудные ресурсы стали все меньше удовлетворять потребности этих предприятий, и они вынуждены были все больше и больше переходить на импортную (прежде всего из СССР) железную руду. После того как в последние годы добыча железной руды в Польше и Венгрии вообще была прекращена как экономически неэффективная, ориентация предприятий на импортную руду еще больше возросла.

    Но большинство наиболее крупных комбинатов в Центрально-Восточной Европе было сооружено в 50-70-х гг. XX в. с ориентацией на грузопотоки и каменного угля, и железной руды. Именно этим объясняется выбор места для их строительства. либо на магистральных железных дорогах из Донбасса, Кривого Рога и КМА (Краков в Польше, Кошице в Чехословакии, Галац в Румынии), либо на Дунайском водном пути (Галац и Кэлэраши в Румынии, Смедерево в СФРЮ, Дунауйварош в Венгрии).

    Новая политическая обстановка, сложившаяся в Центрально-Восточной Европе в конце 1980-х – начале 1990-х гг., экономический кризис, обострение экологических проблем, равно как и новые условия внешней торговли со странами СНГ, естественно, сказываются на такой капиталоемкой отрасли, как черная металлургия. В связи с этим вряд ли можно ожидать возникновения здесь новых центров и тем более районов данной отрасли. Скорее всего будет происходить модернизация уже существующих предприятий, уменьшение мощностей некоторых крупнейших комбинатов (этот процесс уже начался), постепенная переориентация их на железорудное сырье из заморских стран, сооружение мини-заводов с новейшей технологией.

    В целом не будет ошибкой утверждение о том, что черная металлургия в зарубежной Европе как одна из наиболее типичных старых отраслей давно уже находится в состоянии застоя, даже кризиса. В большинстве своем ее заводы и комбинаты работают не на полную мощность. Тем не менее районообразующее значение этой отрасли по-прежнему остается еще довольно большим.

  • Люди обеспечены материалами, служащими для сооружения различных конструкций во многих технологических сферах. До 70-х годов прошлого столетия металлургическая промышленность развивалась с ускоренными темпами, но затем наступило некоторое снижение активности, связанное с уменьшением производственных металлоемкостей. На сегодняшний день металлургия взяла курс развития в следующих направлениях:

    • нацеленность на потребительские запросы;
    • повышенный интерес в развитии транспортных путей вместо экспорта сырья.
    • предпочтение развитию предприятий с малыми и средними мощностями;
    • уклон на развитие отрасли в развивающихся государствах.

    Металлургическая отрасль подразделяется на производство черных и цветных металлов.

    Развитие чёрной металлургии в мире

    Черная металлургия подразумевает следующие этапы:

    • разработка рудных месторождений;
    • сырьевая подготовка;
    • выплавка таких материалов, как чугун, сталь, прокат и ферросплавы.

    Черная металлургия использует в качестве руду с содержанием таких металлов как железо, хром и марганец. Помимо этого, многие предприятия работают со вторсырьем, таким как амортизационный лом и отходы металлургии.

    Использование лома позволяет значительно удешевить производство, поскольку пропускается этап литья чугуна, и сразу идет процесс получения стали. В качестве топлива для чугунного производства используется коксующийся уголь.

    Черная металлургия полного цикла в каждой стадии выпускает свой продукт. В зависимости от этого существует несколько видов предприятий, таких как:

    • заводы малых мощностей;
    • предприятия передельной металлургии;
    • полноцикличные комбинаты;
    • предприятия по получению ферросплавов;
    • электросталеплавильные заводы.

    В соответствии с расположением каменноугольных или железорудных бассейнов черная металлургия зачастую была непостоянна в своей локализации. В нынешний период научно-технического прорыва ориентиры сместились в сторону топливно-сырьевых грузопотоков.

    Благодаря этому размеры строящихся предприятий уменьшаются, а их географическое расположение не зависит от месторождений. Например, металлургические комбинаты западноевропейских стран и Японии теперь располагаются в районах с выходом в морской порт.

    Главные страны в добыче железной руды

    Месторождения разрабатывают разные страны, тем не менее, далеко не все. До 40-х годов прошлого столетия основные разработки железорудных месторождений проводились Германией, Францией, США, Великобританией и Швецией. В послевоенные годы эти страны уступили свое первенство ЮАР, Австралии, Канаде и СССР. Сегодня ситуация несколько поменялась, и в этой области лидируют следующие страны:

    • Китай;
    • Бразилия;
    • Индия;
    • Австралия.

    Больше 40 государств в мире занимаются разработкой месторождений руды, а общее количество добытого полезного ископаемого составляет почти 1 млрд т. Примерно 70% от общей добытой руды приходится на такие государства, как Китай (23%), Бразилия (17%), Австралия (13%), Россия (9%), Индия (8%).

    Несмотря на внушительные объемы, далеко не все из этих стран экспортируют данный вид сырья. Австралия и Бразилия - важнейшие экспортеры, которые обеспечивают больше половины мирового экспорта.

    Некоторые государства, экспортирующие железорудные ресурсы, занимаются и ее импортом. К таким странам относятся Китай, США, Италия и Великобритания, поскольку на их территории находятся полноцикличные предприятия, отличающиеся повышенной производственной материалоемкостью.

    В этом случае расход используемого сырья и топлива превосходит количество полученного чугуна в 4–5 раз по массе. Особенно значительны затраты на по сравнению с коксующимся углем.

    По этой причине самым экономически выгодным местом расположения полноцикличных комбинатов являются территории, богатые сырьем и топливом одновременно. Представителями таких государств являются Украина, Индия, Китай, Австралия. В остальных случаях центры черной металлургии возникли рядом с железорудными или каменноугольными месторождениями.

    Локализация металлургических центров в приморских зонах дает альтернативу в качестве морских поставок угля и железной руды. Порой эксплуатация импортного сырья и топлива является более прибыльной, чем разработка собственных месторождений.

    В частности, Индия и Латинская Америка перевозят по морю железорудное сырье на прибрежные заводы Японии, а Австралия и КНР - энергетическое сырье. В государства ЕС уголь поставляется таким же образом из США, а руда поставляется Бразилией и ЮАР.

    Производство чугуна

    Основной промежуточный продукт в процессе производства черных металлов - чугун, посредством которого получают 50% общей стали в мире. В последнее время объемы чугунной промышленности медленно снижаются, поскольку это экономически невыгодно и загрязняет атмосферу. С начала 90-х годов прошлого столетия лидирующую позицию в чугунном производстве занимает Китай, до этого первенство было у СССР.

    Лидирующие в производстве стали

    Сталеплавильное производство считается важным процессом в черной металлургии.

    Обычно чугун поставляется в роли первичного сырья для получения стали, но все чаще доменное производство заменяется на использование вторсырья в виде металлического лома. Благодаря научно-технической революции современные технологии практически вытеснили прежние способы получения стали.

    Электротермический и способы затрачивают меньше ресурсов, сокращают энергозатраты и длительность выплавки. Новая методика получения стали путем переработки металлизированных окатышей позволила отказаться от классического чугунного производства и сооружать сталеплавильные заводы вне зависимости от расположения железорудных месторождений.

    Главными странами-производителями черной металлургии являются:

    • Япония;
    • Российская Федерация;
    • Германия;
    • Южная Корея;
    • Бразилия;
    • Индия;
    • Италия.

    Прокатное производство

    Самым востребованным товаром в производстве черных металлов является прокат, представляющий конечный продукт полного цикла. Сталь стоит в несколько раз меньше проката, из которого производится около 30 тыс. видов изделий в смежных промышленных областях.

    Перечень государств, выпускающих качественный прокат:

    • Япония;
    • страны ЕС.

    Лидирующие в производстве цветных металлов страны

    Цветная металлургия подразделяется на две крупные отрасли: тяжелую (производство Pb, Cu, Zn, Sn, Ni) и легкую (производство Al, Mg, Co, Ti, Li, Be и других металлов). По своим производственным масштабам металлургия черных металлов превосходит цветные приблизительно в 20 раз.

    Обычно комбинаты цветной металлургии сооружаются в зависимости от локализации месторождений, поскольку количество ценного металла в руде незначительное.

    Другие факторы, влияющие на локализацию заводов цветной металлургии:

    • энергетический;
    • потребительский;
    • транспортный.

    Начальные производственные стадии , подразумевающие добычу и обогащение руды, локализованы в странах третьего мира. Государства, не обладающие большими медными запасами, ориентированы на окончательные продукты производственного цикла.

    Лидирующие позиции в получении меди занимают следующие страны:

    • Чили;
    • Индонезия;
    • Канада;
    • Россия.

    Перевозка алюминиевой руды более рентабельна, чем сырья для тяжелых металлов, поскольку содержание алюминия в бокситах составляет около 50%. Суммарное расстояние транспортировки бокситов по морю составляет больше 7 тыс. км, поскольку основные их месторождения расположены в регионах с тропическим и субтропическим климатом.

    Государства, добывающие самые большие объемы алюминиевой руды:

    • Австралия;
    • Гвинея;
    • Ямайка;
    • Бразилия.

    В алюминиевом производстве первенство занимают США, Германия, Япония, Норвегия, Россия, Канада.

    Черная металлургия включает добычу и подготовку (обогащение и пр.) сырья, производства чугуна, стали, проката и ферросплавов.

    В зависимости от полноты завершенности основного цикла (выплавка чугуна, стали и проката) в составе черной металлургии выделяют металлургические комбинаты (включающие в себя все три передела), предприятия передельной (без выплавки чугуна) и малой (цеховой) металлургии. Особо выделяют предприятия с электротермическим производством стали и ферросплавов.

    Исходным сырьем для черной металлургии служат железная, марганцевая и хромовая руды.

    В целом в мире ежегодно добывается примерно 1 млрд. т железной руды, из них более половины мировой добычи приходится на три страны -- Китай (23%), Бразилию (17%) и Австралию (13%). Добыча железной руды в этих странах быстро растет. В большом количестве железную руду добывают также Россия, Украина, США, Индия, Канада, Венесуэла, Франция, Казахстан и др. Крупнейшие ее экспортеры - Бразилия и Австралия, обеспечивающие около 60% мирового экспорта. Многие страны мира, в том числе добывающие железную руду - США, Великобритания, Италия, Китай и др., ее импортируют. Крупнейшие импортеры -- Япония, ФРГ, Республика Корея. Комбинаты, несмотря на определенные структурные изменения, происшедшие в отрасли, остаются основным типом предприятий черной металлургии большинства развитых стран. Черная металлургия полного цикла отличается высокой материалоемкостью производства, т. е. высоким расходом используемых материалов по отношению к весу готовой продукции. Особенно велик расход железной руды, несколько меньше -- коксующегося угля. На выплавку 1 т чугуна расходуется не менее 1,5--2 т железной руды (чем богаче руда железом, тем меньше ее расход), от 1-1,2 т коксующегося угля, а всего 4--5 т сырья и топлива. В связи с этим идеальными местами для развития черной металлургии всегда считались страны и районы, богатые и железной, и марганцевой рудами и топливом. Например, Индия, Китай, Казахстан, Австралия, Донецко-Приднепровский район Украины отличаются сочетанием ресурсов железных и марганцевых руд, коксующегося угля. Но столь благоприятное для черной металлургии сочетание природных ресурсов встречается нечасто, поэтому многие металлургические районы и центры возникли или вблизи разработок железной руды (например, в Лотарингии во Франции, на месторождениях Великих озер в США, в Альпах Италии, в Швеции, Бразилии), или в местах добычи каменного угля (например, район Рура в ФРГ, Пенсильвании в США, Донбасса на Украине, Кузбасса в России и др.).

    Дополнительную и весьма крупную по размерам сырьевую базу черной металлургии составляют ресурсы металлического лома (амортизационный лом, отходы металлургического производства и пр.). С переработкой металлического лома связано превышение выплавки стали над чугуном, из лома выгоднее (дешевле) сразу выплавлять сталь, минуя доменное (чугунолитейное) производство.

    По мере накопления ресурсов вторичного сырья во все большем числе стран мира первичные стадии металлургии (доменное производство) были заменены использованием собственного или импортируемого металлолома. В США почти половина стали, производится не из чугуна, а из лома (в основном на новых заводах, расположенных на территории Запада и Юга). Примерно такое же положение в других развитых странах, новых индустриальных странах (особенно азиатских) и в России.

    Помимо старых, традиционных районов черной металлургии, возникших в отдельных странах мира либо на сочетании железной руды и каменного угля, либо отдельно на угле, железной руде или заменяющем их металлоломе, отрасль особенно в последние годы весьма активно развивалась в приморских районах. Такой вариант размещения черной металлургии обеспечивает возможность подвоза сырья и топлива и вывоза готовой продукции морским путем. При этом во многих случаях импорт железной руды (или лома) и каменного угля более выгоден, чем эксплуатация местных баз и месторождений. Например, в Японии практически все заводы расположены по побережью, что очень удобно для получения железной руды и каменного угля по морю (железную руду Японии поставляют Австралия, Индия, Бразилия, а уголь -- Австралия и Китай). Крупные металлургические комбинаты созданы в портовых городах Италии (Неаполь, Генуя, Таранто), Франции (Марсель, Дюнкерк), США (Балтимор, Филадельфия), Китая (Ухань), ФРГ, Великобритании, Бельгии, Нидерландов и других стран. Во всех этих случаях, как и в Японии, размещение металлургии определяется ориентацией на импортные железную руду и каменный уголь (для европейских стран железная руда поступает из Африки и Латинской Америки, уголь -- из США; для США железная руда идет из Бразилии, Венесуэлы и Канады).

    В мировом производстве стали (примерно 700-- 750 млн т) лидируют Китай, Япония, США, Россия, ФРГ, Республика Корея, Бразилия, Англия, Франция, Италия. Производство стали -- отрасль специализации хозяйства и ряда других стран -- Австралии, Канады, ЮАР, Швеции, Австрии, Испании, Украины, Польши, стран Бенилюкса.

    В мировой выплавке стали постоянно увеличивается удельный вес развивающихся стран (выплавляют около 40% стали), прежде всего новых индустриальных (Республика Корея, Бразилия, Индия, Мексика, Аргентина и др.).

    Выплавка стали в странах-членах СНГ, в частности в России, в последние годы резко сократилась. Тем не менее, Россия является крупнейшим поставщиком черных металлов на мировой рынок (около 15% мирового экспорта). Больше всех импортируют черные металлы США.

    На вопрос Назовите основные старны-экспортеры и страны-импортеры и важнейшие грузопотоки продукции Цветной металлургии заданный автором Оля Снеткова лучший ответ это Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортёры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
    Металлургия обеспечивает человечество конструкционными материалами - чёрными и цветными металлами.
    Чёрная металлургия:
    Её география исторически сложилась под влиянием разных типов ориентации на различные природные ресурсы.
    1) ориентация на каменноугольные и железорудные бассейны (на сырьё):
    а) ведущие страны по добыче железной руды: Китай, Бразилия, Австралия, Россия, Украина, Индия, Канада, США; из которых основными экспортёрами являются: Бразилия, Индия, Либерия, Австралия, ЮАР.
    б) таким образом возникли металлургические базы в США, Европе, России, Китае, на Украине.
    Но в последнее время в эпоху НТР происходит общее ослабление прежней топливно-сырьевой ориентации отраслей.
    2) ориентация на грузопотоки коксующегося каменного угля и железной руды.
    В результате чёрная металлургия Японии, Западной Европы и отчасти США начала всё более тяготеть к морским портам.
    3) ориентация на потребителя.
    Переход от сооружения огромных комбинатов к строительству специализированных мини-заводов, размещающихся в густонаселённых районах.
    Мировое производство стали составляет около 800 млн. тонн ежедневно. При этом на развитые страны приходится около 80 % её производства, а на развивающиеся - 20 %.
    Главные производители стали: Япония (более 100 млн. тонн) , Россия, США, Китай, Украина, Германия.
    Быстро набирает темпы чёрная металлургия в развивающихся странах (Бразилия, обогнавшая Францию и Великобританию; Индия, Республика Корея и др.) .
    Главные импортёры стали: Западная Европа, США.
    Цветная металлургия:
    Она производит 40 млн. тонн различных металлов.
    Это прежде всего алюминий (17 млн. т). Алюминиевая промышленность представлена двумя территориально разорванными производственными звеньями:
    1-ое - получение глинозёма (окисла Al) тяготеет к странам, добывающим бокситы;
    2-ое - производство алюминия приближено к источникам дешёвой электроэнергии, преимущественно в развитых странах.
    Основные государства по добыче бокситов: Австралия, Гвинея, Ямайка, Россия, Бразилия; по получению глинозёма - Австралия, Россия, США, Ямайка; по производству алюминия - США, Япония, Россия, Канада, ФРГ. Во всех этих странах производство ведётся в районах крупных ГЭС или ТЭС.
    Производство меди:
    Медные руды, как правило, содержат мало этого металла в себе.
    Большая часть запасов медной руды сосредоточена в Чили, США, Замбии.
    Рафинирование меди требует большого количества электроэнергии, поэтому часть черновой меди вывозится в развитые страны.
    Крупнейшие производители рафинированной меди: США, Россия, Япония и ФРГ.
    Производство свинца:
    По добыче свинцовой руды лидируют: Россия, Австралия, США, Канада, затем следуют - Перу и Мексика.
    Крупные производители свинца: США, Россия, страны Западной Европы.
    Металлургия и окружающая среда:
    Развитие металлургии сопровождается повышением содержания в окружающей среде железа, свинца, олова, меди, ртути, мышьяка и других металлов, что создаёт реальную угрозу для здоровья людей.
    По степени «вредности» металлургические предприятия - это одни из самых грязных производств.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное