Домой Связной Как и в какие сроки проводится встречная налоговая проверка? Проведение встречной налоговой проверки.

Как и в какие сроки проводится встречная налоговая проверка? Проведение встречной налоговой проверки.

В статье будут раскрыты вопросы, касающиеся проведения встречной проверки налогового типа. Как она осуществляется, в какой период и какие нужны документы – далее.

Каждое физическое лицо обязано выплачивать налоги. За правильностью ведения деятельности организаций следят налоговые инспекции.

Если у них возникают вопросы, то они вправе назначить дополнительную проверку. Встречная проверка – одна из них. Что делать в таком случае?

Что нужно знать

В ходе камеральной проверки у инспекторов могут возникнуть вопросы, связанные с деятельностью предприятий по отношению к другим лицам.

Налоговая запрашивает документы, которые ей необходимы для разъяснения ситуации. Встречная проверка налоговыми службами проводится только в рамках или .

Основанием для нее является наличие документа – письменного требования (сопроводительного письма), которое составляется налоговым органом.

Ситуации, когда может быть назначена проверка:

  • имеются подозрения на ведение двойной документации;
  • фиктивные документы или недостоверность фактов;
  • не совпадает квартал в отчетности;
  • предположения о том, что налогоплательщик скрывает реальные доходы и не отображает их в отчетности в полной мере.

Также поводом для начала встречной проверки может служить отсутствие между партнерами или неправильное его ведение.

Каким же образом проводится? Проверяющий сотрудник и его агент могут состоять на учете в разных службах.

Налоговый Кодекс Российской Федерации не устанавливает, какая именно налоговая служба должна проводить встречную проверку.

Налогоплательщик должен знать такие моменты:

  • встречная проверка проводится таким образом, чтобы узнать от одного налогоплательщика информацию о другом;
  • без камеральной проверки встречная не может осуществляться;
  • предмет – информация, документация о финансово-хозяйственных отношениях нескольких лиц;
  • без письменного запроса налоговые службы не могут требовать документы.

Основные понятия

Налоговая проверка Действие процессуального характера, осуществляемое органами налоговой инспекции с целью выявления правонарушений. В ходе проверки сверяются данные налогового контроля с данными в отчетных декларациях
Декларация Акт правового характера, который формулирует принципы и цели двух сторон
Встречная налоговая проверка Это проверка, которую проводят органы налоговой инспекции с целью изучения деятельности контрагентов
Документ Носитель материала, имеющий реквизиты. В нем фиксируется вся информация о деятельности
Контрагент Одна из сторон заключаемого договора. Это физическое или юридическое лицо, которое должно выполнить определенные обязанности

Преследуемая цель

В отличие от камеральной, встречная проверка не относится к налоговым. Ее сущность – предоставить компаниям информацию друг о друге.

Цели проведения следующие:

  1. Подтвердить существование контрагентов и осуществление операций налогоплательщиком.
  2. Сверить информацию и данные финансово-хозяйственных операций, которые осуществляют контрагенты и плательщик налогов.
  3. Проверить подлинность документов.
  4. Подтвердить законность использования и ведения документации.

Основной целью встречной проверки является выявление подробностей совершенной сделки, полученной от нее выручки.

Как осуществляются встречные проверки налоговых органов

Встречная проверка является налоговым контролем. Обычно она начинается после окончания камеральной проверки. Налогоплательщик может и не подозревать, что в его отношении проводится данный тип проверки.

Запрашиваемые документы

Четко установленного перечня документов для проверки нет. Как правило, это документы, которые отображают деятельность предприятий с партнерами – , и прочее.

Налогоплательщик обязан предоставить документы в течение 5 дней. Оригиналы не нужны, копий будет достаточно. К ним необходимо приложить сопроводительное письмо налоговой инспекции, проводившей проверку.

Если ответчик не успевает подготовить все документы, то он может запросить в налоговой инспекции ходатайство по увеличению срока. Также необходимо указать точную дату, когда все документы будут готовы.

Во время встречной проверки деятельность контрагента не проверяется, а требуются лишь документы. Сначала органы налоговой службы должны отправить сопроводительное письмо, составленное в письменном виде.

Направляется оно в инспекцию по месту учета предприятия или физического лица. Обязательно должна указываться причина проверки.

После этого в продолжение 5 дней (рабочих) инспекция налоговой службы отправляет контрагенту требование предъявить необходимые документы. Документы могут запрашивать разные.

В основном, это счета по уплате налогов, документы о транспортировке груза, самое главное – . Ответ налоговой нужно предоставить в течение 5 дней.

В случае невыполнения – штраф. Чтобы запрос на предоставление документов был законным, необходимо придерживаться требований:

  1. Он должен быть вручен представителю предприятия лично в руки.
  2. Если запрос высылается почтой, то необходимо уведомление контрагента о его получении.
  3. Запрос должен делать тот налоговый орган, на территории которого находится организация.
  4. В уведомлении указать причину проверки и запрашиваемые документы.
  5. Все данные и требования должны быть расписаны четко и ясно.

Перед тем как отправлять документы, проверьте, что требования налоговой инспекции законны. Обратите внимание на следующее:

  • документы могут запрашивать только при наличии ;
  • указание причины запроса обязательно;
  • в требовании должны быть указаны реквизиты документов, которые необходимо предъявить;
  • налоговая инспекция не имеет права запрашивать декларации организации.

Обычно документы могут потребовать в нескольких случаях:

  • при заключении сделок на крупные суммы;
  • имеются подозрения, что договор фиктивный.

Налоговый агент имеет доступ к любым документам, он даже может запросить в банке контрагентов. Поэтому избежать ответственности невозможно.

В какие сроки проводится

Проверка органами налоговой службы не может длиться более месяца. Уполномоченное лицо вправе продлить срок, но в этом случае необходимо оформить .

В ходе проверки деятельность налогоплательщика можно не прекращать, и налоговое лицо не имеет права запрещать делать это. Сроки зависят от объема предстоящей работы.

Формирование пояснительной записки для налоговой

Налогоплательщиков иногда обязывают составлять пояснительную записку для налоговой инспекции. Но не все знают, как же ее писать.

Пояснительная записка должна составляться в письменном виде, на формате А4. Если она содержит несколько страниц, то их нужно переплетать прозрачной обложкой.

Все страницы пронумеровать, начиная с титульной. Некоторые данные обязательны к написанию, некоторые пишутся произвольно.

Во время написания должен соблюдать официально – деловой стиль, ведь записка будет адресована в налоговую службу.

Обязательные сведения, которые нужно отобразить в пояснительной записке:

  • название подразделения службы налоговой инспекции, к которой адресуется записка;
  • идентификационный код юридического лица;
  • реквизиты того требования, которое послужило причиной написания пояснительной записки;
  • реквизиты документа, на основании которого предоставляются разъяснения;
  • данные о расходах и доходах организации;
  • все затраты или понесенные убытки;
  • если имеются, данные о расхождении сведений в бухгалтерском и налоговом учетах.

Как подшивать документацию

Документы для налоговой должны выглядеть презентабельно. Сделать это можно в типографии, а можно и самостоятельно. Для сшивки понадобятся нитки и иголка, клей.

Сначала нужно сложить документы в правильном порядке, обязательно пронумеровать их. Слева дыроколом сделать отверстия для ниток. Для прошивки лучше использовать банковский шпагат.

Если ее нет, то другую прочную нить. Начинать прошивать нужно с тыльной части документов, лучше несколько раз. Затем нитку необходимо завязать на узел.

После этих действий нужно взять лист – наклейку и наклеить его сверху узелка. На этом листе нужно указать данные лица, которое заверяло документы.

Видео: камеральные налоговые проверки

Лучше сразу уточнить в налоговой службе, как им требуется сшивать документы. Одни просят сшивать каждый лист отдельно, другие – все вместе.

После завершения сшивания необходимо составить опись, которую вставить в начало дела. Нумеруется она отдельно. В описи нужно указать количество документов, их названия.

Обложка обязательна. На документах, которые предназначены налоговой, можно делать не больше трех проколов. Они должны быть ровными и располагаться ровно друг под другом.

Завершающий этап

После окончания встречной проверки лицо, производившее ее, составляет акт. В нем указываются подробности проверки, результаты.

Завершающий этап проверки должен содержать информацию о каждом выявленном нарушении и суммы, на которую они выявлены.

Таким образом, встречная проверка не является обязанностью. Проводится она с целью обнаружить неточности в деятельности организаций.

О начале встречной проверки налогоплательщика не уведомляют. В случае обнаружения правонарушений возлагается ответственность.

Во время встречной проверки контрагент и его деятельность не проверяются. У него лишь истребуют документы. Предоставить их необходимо лично или через посредника.

Если предприятие сотрудничает с контрагентами, то встречной проверки избежать не удастся. Отказ инспекторам предъявить документы или отчетность грозит штрафом до 500 рублей.

Встречная проверка или просто «встречка» — это ещё один способ контроля налоговиков за правильностью и обоснованностью представленных документов. В современной редакции Налогового кодекса России нет такого понятия, как встречная налоговая проверка.

Отношения об истребовании документов у контрагента проверяемого лица регулируются ст. 93.1 Налогового кодекса России «Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках».

На основании данной статьи налоговый орган имеет право запросить при проведении проверки у контрагента проверяемого лица документы, подтверждающие фактическое совершение и содержание сделки.

Ничего страшного в Требовании о предоставлении документов по сделке с другой компанией нет. Проверяют не вас, а вашего контрагента. Такие проверки не являются еще одним видом налоговых проверок, хотя информацию о вашей деятельности они дают.

На практике налоговый орган практически всегда при проведении камеральных (документальных) или выездных проверок запрашивает документы по сделкам у контрагентов проверяемого лица.

Основанием для проведения такого запроса может быть не только проведение камеральной или выездной налоговой проверки, но и другая обоснованная необходимость. Причем, законодательство не ограничивает это понятие, поэтому такой необходимостью может быть что угодно. Инспекторы это определят сами по результатам своего анализа. Вне рамок проверки могут проконтролировать какую-то конкретную сделку, чтобы подтвердить её реальность.

Какая информация может быть запрошена?

Для получения нужной информации, налоговая инспекция направляет «Требование о предоставлении документов (информации)». В течение 5 дней вы должны предоставить запрашиваемые документы. Предоставлять нужно копии, заверенные руководителем, и заверять нужно каждую копию, или в случае, если документ на нескольких листах, то сшивать, нумеровать и заверять на месте сшива на обороте последнего листа с указанием количества листов. Также законодательство предусматривает возможность направить документы в электронном сканированном виде по ТКС (телекоммуникационным каналам связи).

Список документов, запрашиваемых налоговым органом, законодательно не определён. Налоговиков интересует всё, чем можно подтвердить хозяйственные операции с контрагентом, в частности: договоры, приложения и спецификации к ним, накладные, акты приема - передачи, счета-фактуры.

Список документов может быть большим, особенно если у вас с контрагентом большой товарооборот или крупный подряд, и если вы чувствуете, что в такие сжатые сроки предоставить их не успеете, то на следующий день после получения Требования отправьте в налоговый орган письмо с указанием причины задержки и срока, который вам необходим для подготовки и предоставления документов. В течение 2 рабочих дней налоговый орган должен сообщить о своём решении либо о продлении сроков либо об отказе.

В случае отсутствия у вас запрашиваемых документов, направляйте в ответ на Требование в течение 5 дней письмо об отсутствии запрашиваемых документов в налоговый орган.

Вы и ваш контрагент можете состоять на учёте в разных налоговых инспекциях. В таком случае налоговый орган, в котором на учёте состоит контрагент, не может истребовать от вас информацию. Он посылает поручение вашему налоговому органу, который на основании этого документа направляет вам требование и копию данного поручения.

Результаты встречной проверки оформляются актом.

Правомерность встречной проверки

Прежде чем направить в налоговый орган запрашиваемые документы, проверьте, не допущены ли в Требовании ошибки или неточности. Вот на что стоит обратить внимание:

1. Документы могут запросить только на основании письменного требования. Кроме Требования должна быть копия поручения об истребовании документов (информации) из налогового органа, где зарегистрирован контрагент, в случае учёта ваших организаций в разных налоговых органах.

2. Проверьте, чтобы запрашиваемые сведения в поручении и требовании совпадали. Кроме того, должна быть точно сформулирована причина запроса и она должна совпадать и в поручении и в требовании

3. В требовании должны быть указаны конкретные документы, которые необходимы налоговому органу или указание на конкретную сделку/договор, информацию по которой нужно предоставить.

4. Налоговый орган не вправе в рамках проверки контрагента требовать данные, которые относятся исключительно к вашей фирме, например налоговые декларации. Вы имеете полное право не исполнять подобное требование налогового органа, только до этого еще раз убедитесь в том, что вы правильно поняли Требование, т.к. ваш отказ может потребоваться отстаивать в суде, плюс перед этим вы заплатите штраф.

Можно ли отказать в предоставлении документов?

Из-за того что перечень документов, которые могут запросить налоговики, не регламентирован, возможны разногласия. Вам представляется, что запрашиваемые документы не содержат сведений о хозяйственных операциях с контрагентом, а налоговый инспектор будет утверждать обратное. Например, могут запросить штатное расписание — так налоговики проверяют наличие взаимозависимости лиц между вашей организацией и контрагентом.

За отказ предоставить документы и за нарушение срока (5 дней) могут оштрафовать на 5 тысяч рублей. Кроме того, предусмотрена административная ответственность — наложение штрафа на должностных лиц юридического лица в сумме от 300 до 500 рублей.

Чем грозит встречная проверка

При получении Требования налогового органа, необходимо подумать, как бы самому не попасть впросак, предоставляя запрашиваемые документы, если в них обнаружат расхождения с документами контрагента.

В рамках встречной проверки оштрафовать могут только за нарушение срока предоставления документов, но так просто чиновники не отстанут. Если выявят нарушение, то налоговую проверку для вашей организации всё равно назначат и проведут, так что думайте, прежде чем слепо исполнять Требование! Обязательно созвонитесь с контрагентом и уточните у него перечень и содержание представленных им документов, постарайтесь свести риск выявления расхождений и разночтений в документах к минимуму и тогда налоговая сторона вашей деятельности будет значительно проще.

Впрочем, правило аккуратности и внимательности подходит для всех случаев и сторон нашей многогранной жизни.

Алексей Полищук

"Современный бухучет", N 7, 2004

Основными методами налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговым кодексом РФ предусмотрены три вида проверок: выездные, камеральные и встречные. При этом, если выездным и камеральным налоговым проверкам НК РФ уделяет существенное внимание, о встречных проверках содержится лишь одно упоминание. Поскольку оно является фактически единственным законодательным материалом, определяющим порядок проведения встречных налоговых проверок, приведем это упоминание полностью. Так, в ст.87 НК РФ установлено, что "если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора) (встречная проверка)".

В рамках данной статьи постараемся ответить на основные вопросы, связанные с проведением встречных проверок:

  • Кто может стать объектом встречной проверки?
  • Какой налоговый орган проводит проверку?
  • Каков порядок проведения встречной проверки?
  • К кому, за что и какие меры налоговой ответственности могут быть применены?

Кого могут проверять?

Как видно из определения встречной проверки, она не является самостоятельной процедурой налогового контроля. Налоговый орган вправе истребовать у юридического или физического лица документы, только если его деятельность была связана с налогоплательщиком, в отношении которого проводится выездная или камеральная налоговая проверка, и это лицо располагало сведениями о деятельности проверяемого налогоплательщика.

Отметим, что встречная проверка может проводиться не только у организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками. В НК РФ установлено, что документы истребуются не у налогоплательщика, а у лица. А понятие "лицо" шире, чем понятие "налогоплательщик". В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщики - лица, на которые возложена обязанность по уплате налогов. Так, например, физическое лицо - нерезидент Российской Федерации, не имеющее доходов от источников в Российской Федерации, может не являться налогоплательщиком ни по одному налогу. Но у этого лица могут быть истребованы документы в рамках встречной проверки, например, при проведении проверки гостиницы, в которой проживало это лицо, в целях определения полноты отражения гостиницей выручки от оказанных услуг.

В последнее время налоговые органы уделяют встречным проверкам существенное внимание. Это связано не только с возможностью использования таких проверок в целях выявления налоговых правонарушений. Так, в соответствии с Приказом МНС России от 24.10.2002 N БГ-3-06/598 "Об утверждении Методики оценки эффективности контрольной работы управлений МНС России по субъектам Российской Федерации" показатель удельного веса выездных налоговых проверок, в ходе которых были проведены встречные проверки, определяет один из коэффициентов, характеризующих работу Управлений МНС России. То есть увеличение количества встречных проверок, проведенных в рамках выездной или камеральной проверки конкретного налогоплательщика, улучшает показатель работы налоговых инспекций.

Кроме того, в отдельных случаях МНС России обязывает свои территориальные подразделения проводить встречные проверки при осуществлении выездных или камеральных проверок отдельных категорий налогоплательщиков. Например , в соответствии с Письмом МНС России от 15.06.2000 N АС-6-16/451 "Об усилении контроля за рассмотрением заявлений и документов, представленных организациями-экспортерами, для возмещения из федерального бюджета сумм входного НДС" проведение встречной проверки поставщика является для налогового органа обязательной процедурой при решении вопроса о возмещении НДС.

Кто может проверять?

Предположим, что налоговый орган имеет все законные основания провести в отношении организации встречную налоговую проверку. Но какой именно это будет налоговый орган: инспекция, осуществляющая основную проверку, или инспекция, в которой зарегистрирована организация, у которой истребуются документы?

НК РФ этот вопрос не регламентирует. Впрочем, формально НК РФ не урегулирован и вопрос, какой налоговый орган проводит любые другие процедуры налогового контроля. Единственным законным, хотя и косвенным, основанием, определяющим, что налоговый контроль в отношении налогоплательщика осуществляется соответствующей территориальной налоговой инспекцией (в отношении отдельных налогоплательщиков - специализированными налоговыми инспекциями), является п.1 ст.83 НК РФ, в котором установлено, что целью постановки налогоплательщика на учет является проведение налогового контроля.

Учитывая изложенное и принимая во внимание тот факт, что встречная проверка проводится в целях получения необходимой информации о деятельности "основного" налогоплательщика, можно сделать вывод, что встречную налоговую проверку должна проводить инспекция, осуществляющая выездную или камеральную проверку. На практике же встречная проверка осуществляется инспекцией, в которой на учете стоит лицо, располагающее сведениями. Однако, по нашему мнению, такая практика вряд ли может быть оспорена в судебном порядке. Истребование документов инспекцией по месту регистрации лица, располагающего сведениями, уменьшает издержки на налоговый контроль как налогового органа, так и проверяемого лица, и суд, видимо, не найдет в таком подходе к проверке ущемление прав этого лица.

Как могут проверять?

Проведение встречной налоговой проверки осуществляется путем направления требования о предоставлении документов. Здесь следует отметить, что в соответствии со ст.93 НК РФ налоговые органы не имеют право истребовать у налогоплательщика документы без соответствующего основания. Единственным возможным основанием является проведение в отношении налогоплательщика выездной, встречной или камеральной проверки.

При этом порядок проведения встречных налоговых проверок не предусматривает оформления каких-либо иных документов (таких как решения о проведении выездной налоговой проверки или справки о ее окончании). Поэтому особое внимание следует уделять анализу оформления требования о предоставлении документов.

Итак, если в вашей организации не проводится выездная или камеральная налоговая проверка, а вы получили требование о предоставлении документов - началась встречная проверка.

По нашему мнению, требование, являясь единственным документом, должно содержать четкое указание на то, у кого из партнеров проверяемого лица проводится выездная или камеральная проверка, и какие именно документы истребуются у лица. Информацию, изложенную в требовании, лучше проверить у партнера, у которого проводится основная проверка. Это позволит не только выявить незаконные требования налогового органа, которые могут быть обжалованы в суде, но и сверить с вашим партнером позиции, чтобы не представить в налоговые органы несогласованные данные.

Если все же требование законно (а так чаще всего и бывает), лицо, которому оно адресовано, обязано представить документы налоговому органу в пятидневный срок. Напомним, что в соответствии со ст.6.1 НК РФ течение срока начинается со дня, следующего за днем вручения требования. В случае если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Например , требование о предоставлении документов было вручено организации в понедельник. Следовательно, срок начинает течь со вторника. Последний день срока приходится на субботу, а это означает, что документы по требованию должны быть представлены в следующий понедельник Кроме того, абсолютно необязательно бежать в налоговую инспекцию, стоять в очереди и лично предоставлять документы. Можно направить требуемые документы в понедельник по почте.

Кого могут наказать?

Что же произойдет, если лицо, получившее требование, его проигнорирует или представит документы позже назначенного срока?

Помимо того, что непредставление документов повлечет нежелательные последствия для партнера, у которого проводится выездная или камеральная проверка (сведения, которые он представил, не подтвердятся вашими документами), к вам может быть применена налоговая ответственность по п.2 ст.126 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.

Следует отметить, что в данной статье НК РФ речь идет именно об организации, а не о любых лицах (т.е. если документы не представляет физическое лицо, к нему штрафные санкции применены не будут). При этом для применения налоговой ответственности организация должна располагать истребуемыми документами.

Взыскание налоговых санкций осуществляется только в судебном порядке. НК РФ устанавливает предельный срок для обращения налогового органа в суд - шесть месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения.

Какие еще последствия может повлечь встречная проверка? Может ли по результатам встречной проверки быть взыскана недоимка, пеня или штраф? И кто станет объектом такого взыскания: налогоплательщик, у которого проводится основная налоговая проверка, или лицо, у которого истребованы документы?

В отношении налогоплательщика, у которого проводится основная проверка, все достаточно ясно. Документы, полученные при встречной проверке, могут стать доказательством недоплаты налогов и совершения налогового правонарушения. (Например , если в ходе встречной проверки будут выявлены отгрузочные документы, не включенные налогоплательщиком в выручку, этот факт найдет отражение в акте по итогам выездной проверки и соответствующем решении.)

В отношении же налогоплательщика, у которого истребовались документы, все несколько сложнее. Предположим, что в ходе встречной проверки у этого налогоплательщика выявлено завышение расходов в связи с несвоевременным оприходованием полученных материалов. Может ли налоговый орган взыскать недоплаченный налог и пени?

В соответствии со ст.69 НК РФ недоплаченный налог взыскивается на основании требования налогового органа об уплате налога. Статьей 70 НК РФ предусматриваются ограничительные сроки для выставления такого требования: оно должно быть выставлено не позднее трех месяцев с момента наступления срока для уплаты налога либо в течение десяти дней после принятия решения по итогам проведения налоговой проверки. При этом, по нашему мнению, встречная проверка в данном контексте не может быть отнесена к налоговым проверкам по следующим основаниям <*>:

  • в соответствии со ст.87 НК РФ рассматриваемая нами процедура по истребованию документов называется встречной проверкой, а не встречной налоговой проверкой;
  • проведение встречной проверки не предусматривает вынесения решения по отношению к лицу, у которого истребуются документы.
<*> Арбитражная практика по данному вопросу в открытых источниках отсутствует.

Таким образом, по нашему мнению, взыскание налогов и пени с лица, у которого были истребованы документы, возможно только в случае, если с момента окончания срока для уплаты соответствующего налога прошло менее трех месяцев. Конечно, если налоговому органу станет известно о недоплате налога, скорее всего, будет принято решение о проведении выездной налоговой проверки (если соответствующий налоговый период не проверялся ранее).

Иная ситуация складывается в отношении взимания штрафов. В соответствии со ст.115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев с момента обнаружения налогового правонарушения. Другое дело, что доказывать факт налогового правонарушения придется налоговому органу, а сделать это на основании документов, полученных в ходе встречной проверки, будет крайне затруднительно.

Я.И.Кротов

Генеральный директор

В настоящее время любая деятельность, как коммерческая, так и некоммерческая подлежит обязательной регистрации в исполнительных органах власти, в том числе и налоговой инспекции. Данная процедура подразумевает негласное согласие со всеми существующими законами, регулирующими любую деятельность в той или иной сфере. За исполнением всех нормативных положений осуществляют контроль налоговые органы власти, которые в свою очередь имеют полное право осуществлять проверку деятельности посредством запроса необходимой информации или документов, что и называется встречной налоговой проверкой. В данной статье будут рассмотрены основные аспекты и нюансы проведения такого рода проверки со стороны исполнительных органов власти.

Налоговый контроль деятельности налогоплательщиков

Своевременное пополнение бюджета, корректность в определении налогооблагаемой базы, полнота и прозрачность отражения операций являются базой для осуществления налогового контроля со стороны органов исполнительной власти. Самым распространенным инструментом контроля со стороны налоговых органов выступает проверка правильности и своевременности заполнения налоговой декларации, которая является одним из обязательных документов, которые обязаны предоставлять как физические, так и юридические лица.

При выявлении каких-либо нарушений или неполноты предоставленной информации, налоговая служба имеет право воспользоваться другим инструментом контроля, который называется – встречная налоговая проверка. В ходе данной проверки исполнительные органы власти могут затребовать все необходимые документы, касающиеся совершенных операций (сделок) и учетные данные, отражающие операции по всем сферам деятельности организации.

Встречная налоговая проверка: причины и основания для проведения

С недавнего времени были внесены ряд изменений в существующее законодательство, регламентирующих процесс проведения налоговых проверок. Точнее поправки больше относятся к ограничению возможности проводить данные проверки вне плана или должны иметь веские причины. Также существует ряд ограничений на запрашиваемую информацию со стороны налоговой инспекции, поэтому основаниями для формирования запросы со стороны органов исполнительной власти могут стать только:

  • Обращение на предоставление какой-либо информации может быть сформировано в рамках проведения налоговой проверки налогоплательщика (контрагента) исполнительными органами власти на основании не противоречащему существующему законодательству. При этом по факту произведенного запроса проходящая проверка может быть приостановлена на время получения всей необходимой информации.
  • В рамках проведении налогового контроля по завершению проверки со стороны исполнительных органов власти. Чаще всего встречная налоговая проверка используется, как дополнительная мера осуществления контроля над деятельностью организации в целом, либо над конкретной сделкой и ее участникам.

Целесообразность проведения встречной налоговой проверки

Каждое действие совершенное как индивидуальным предпринимателем, так и крупным бизнесом должно соответствовать букве закона. Что подразумевает прозрачность, правомерность, а также полноту отражаемой во внутреннем учете информации о деятельности организации. Весь учет, существующий в организациях, в первую очередь должен быть организован в рамках существующего налогового законодательства, а также положению о бухгалтерском учете. Поэтому к основным целям встречной налоговой проверки можно отнести:

  • Проверки участников интересующей проверяющие органы сделки с налогоплательщиком на факт их существования, а также прозрачность деятельности;
  • Проверка факта осуществления, а также полноты и корректности отраженной в учете налогоплательщика операции;
  • Сверка данных между участниками финансово-хозяйственных операций на предмет соответствия данных у всех участников.

Обобщая, можно сказать, что целесообразность встречной налоговой проверки – это выявление ошибок учета (умышленных или без злого умысла) для определения корректности сформированной налогооблагаемой базы и соответственно уплаченных в бюджет налогов.

Правовая процедура по истребованию информации и необходимых документов у налогоплательщика

Проверка налогоплательщика является правовой процедурой инициированной со стороны налоговой службы. Законодательством регламентирован порядок и сроки проведения проверок. В целом вся процедура должна проходить в рамках правового поля, в противном случае налогоплательщик имеет право оспорить правомерность происходящего и не предоставить запрашиваемую информацию.

Инициатор обращения Сроки выполнения Описание
Проверяющая налоговая служба отправляют запрос в местный налоговый орган, в котором зарегистрирован налогоплательщик (контрагенту) Сроки выполнения оговариваются в обращении, если сроки не указаны, документ должен быть обработан и принят к исполнению в течение календарного месяца Проверяющий налоговый орган (инициатор проверки) отправляет официальный запрос с указанием всей необходимой информации и списком необходимых документов в местную налоговую службу
Местная налоговая служба направляет запрос налогоплательщику (контрагенту) В течение 5 рабочих дней обращение должно быть направлено налогоплательщику (контрагенту) В случае отсутствия необходимой информации, местная налоговая служба имеет право обратиться непосредственно к налогоплательщику (контрагенту) посредством официального запроса
Налогоплательщик (контрагент) отправляет ответ местной налоговой службе В течение 5 рабочих дней ответ должен быть направлен местной налоговой службе Документы и вся запрошенная информация должна быть предоставлена в кратчайшие сроки. Либо при отсутствии таковой должен быть предоставлен ответ о невозможности предоставить запрашиваемую информацию либо документы

Нарушение сроков предоставления запрашиваемой информации либо документов

Налогоплательщик, являющийся участником налоговых взаимоотношений, по умолчанию обязан предоставлять всю запрошенную информацию со стороны исполнительных органов власти. Читайте также статью ⇒ “ “. Данная информация может быть как о конкретной сделке, правомерность которой проверяется налоговыми органами, либо о его деятельности в целом. При этом нарушение регламентированных сроков влечет за сбой неприятные последствия:

  • За непредставление запрошенных со стороны проверяющих органов документов назначается штраф в размере 200 рублей за каждый документ. При этом в случае объективной невозможности предоставить тот или иной документ, должен быть предоставлен официальный ответ с описанием причины. Ответ также должен быть предоставлен в установленный срок.
  • При отказе направлять запрошенные данные либо если налогоплательщик направляет сведения (документы), которые умышленно искажают данные, может быть наложен штраф в размере 10 тысяч рублей.

При отправке документов по почте или курьерской службой, которые по какой-то причине задержали их, нарушением будет считаться только тот случай если дата отправки позже установленной крайней даты предоставления документов. То есть неважно, когда по факту получат запрошенные сведения налоговые органы, важно только что отправка была произведена во время, что может быть подтверждено посредством штампа с датой на конверте либо соответствующей квитанцией.

Нормативно-правовые акты регламентирующую процедуру проведения встречной налоговой проверки

Наименование нормативно-правового документа Номер документа Описание
Налоговый кодекс Статья № 93 Данная статья регламентирует правомерность истребования документов и необходимой информации по факту проведения проверки налогоплательщика в целом или конкретной сделки
Статья № 9 Статья регламентирует основных участников отношений, подпадающих под налоговое законодательство
Статья 126 Статья регламентирует последствия нарушения установленных для ответа налогоплательщика на обращение налоговой службы о предоставлении необходимых сведений и документов

Распространенные вопросы и ответы на них

Вопрос №1. Какие последствия для организации может принести встречная налоговая проверка.

Чаще всего запрос на предоставление документов можно получить при проверке вашего контрагента. При этом налогоплательщику необходимо быть аккуратным в предоставлении всех запрошенных данных, так как это может навлечь проверку на него самого. Поэтому чтобы обезопасить себя, необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • При неточном, размытом запросе надо направить ответное письмо с обязательным уточнением того, что конкретно надо налоговым органам. Лучше не стремиться отправить документы просто на всякий случай, потому что в них могут содержаться сведения, которые привлекут внимание к самому налогоплательщику.
  • Все документы, направляемые в рамках запроса, должны быть подробно описаны в соответствующем акте, а данный акт должен быть утвержден и подписан ответственными лицами.
  • Любое действие в рамках исполнения поручений налоговых органов должны контролироваться юристами.

Вопрос №2. Предоставление сведений по финансово-хозяйственным показателям организации

Налоговые органы могут запросить отчеты по ФХД или каким-либо экономическим показателям, особенно в части проведенных сделок. Даже в случае если в организации подробно ведется управленческий учет, налогоплательщик имеет право отказать в предоставлении таких данных, сославшись на то, что такой учет не ведется.

Новое на сайте

>

Самое популярное