Домой Связной Как списать дебиторскую задолженность в бюджетном учреждении. Списание дебиторской задолжности в бюджетном учреждении

Как списать дебиторскую задолженность в бюджетном учреждении. Списание дебиторской задолжности в бюджетном учреждении

В процессе деятельности бюджетные учреждения иногда сталкиваются с «непорядочными» контрагентами, которые вовремя (а иногда и вообще!) не выполняют обязательств по заключенным договорам на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ. Результатом является дебиторская задолженность в бухгалтерском учете и отчетности.

Активы учреждения в форме дебиторской задолженности включают расчеты с покупателями, заказчиками и различными дебиторами : расчеты в порядке плановых платежей, с подотчетными лицами, по возмещению причиненных убытков, с прочими дебиторами и государственными целевыми фондами (п. 3.1 р. ІІІ Порядка бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 02.04.2014 г. № 372, далее - Порядок № 372). При этом дебиторская задолженность признается активом, если существует вероятность получения учреждением будущих экономических выгод или достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей учреждения, и может быть достоверно определена ее сумма.

В отличие от хозрасчетных предприятий даже возникновение текущей дебиторской задолженности может иметь не очень приятные последствия для бюджетного учреждения. Поэтому прежде всего уделим внимание тому, какие последствия может иметь наличие текущей дебиторской задолженности в учете и отчетности бюджетного учреждения, когда она становится просроченной и при каких условиях переходит в категорию безнадежной и подлежит списанию.

Текущая дебиторская задолженность: возникновение и последствия

Основной причиной возникновения дебиторской задолженности является осуществление предварительной платы за товары, работы и услуги. По общему правилу, руководители бюджетных учреждений в соответствии со ст. 49 Бюджетного кодекса Украины (далее - БКУ ) принимают решение об оплате товаров, работ и услуг и дают поручение на осуществление платежа только после их получения, если иное не предусмотрено, в частности, нормативно-правовыми актами КМУ . Одним из основных документов, который разрешает предоплату за бюджетные средства, является постановление КМУ «Об осуществлении предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 23.04.2014 г. № 117 (далее -Постановление № 117), определяющее не только перечень товаров, работ и услуг, для которых разрешена предоплата, но и срок, в течение которого нужно закрыть дебиторскую задолженность. До вступления его в силу действовало аналогичное постановление КМУ от 09.10.2006 г. № 1404(далее - Постановление № 1404).

Если же дебиторская задолженность не погашена в сроки , установленные Постановлением № 117 (а ранее - Постановлением № 1404), это будет считаться бюджетным правонарушением в соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 116 БКУ. За такое нарушение могут применять следующие меры воздействия, предусмотренные ч. 1 ст. 117 БКУ:

1)  предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием об устранении нарушения бюджетного законодательства - на устранение отведено 30  календарных дней ;

2)  остановка операций с бюджетными средствами - применяется в порядке, установленном ст. 120 БКУ;

3)  приостановление бюджетных ассигнований , предусматривающее прекращение полномочий на взятие бюджетного обязательства на соответствующую сумму на срок от одного до трех месяцев в пределах текущего бюджетного периода в соответствии с Порядком приостановления бюджетных ассигнований, утвержденным приказом Минфина от 15.05.2002 г. № 319.

Дебиторская задолженность может возникать по расчетам с бюджетом, с арендаторами, учащимися, студентами, подотчетными лицами по возмещению нанесенных убытков, расчетам за причиненный учреждению ущерб в виде недостач и хищений денежных средств, материальных ценностей, потерь от порчи материальных ценностей. Когда же дебиторка становится просроченной?

Просроченная дебиторская задолженность: что это?

Просроченная дебиторская задолженность - это дебиторская задолженность,возникающая на 30-й день по истечении срока обязательного платежа согласно заключенным договорам, или если дата платежа не определена после выписки счета на оплату (абз. 20 п. 1.2 Порядка № 372). Ее еще называют дебиторской задолженностью по просроченному сроку (абз. 13 п. 3.6 Порядка составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бю­джетных средств, утвержденного приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44, далее - Порядок № 44).

Как указано выше, срок погашения дебиторской задолженности, определенный договором о закупке товаров, работ и услуг, не может выходить за временные рамки, установленныеПостановлением № 117 (или Постановлением № 1404). А просроченной дебиторская задолженность становится на 30-й день по истечении срока обязательного платежа .

Отметим, что просроченной дебиторской задолженности уделяется особое внимание в бюджетной отчетности. Так, суммы просроченной дебиторки фигурируют в:

  • Отчете о задолженности по бюджетным средствам (форма № 7), в графе 6 «Дебіторська заборгованість на кінець звітного періоду (року), усього - з неї прострочена» которого из общей суммы дебиторской задолженности, возникшей на дату составления бюджетной отчетности, уточняется дебиторская задолженность с истекшим сроком;
  • Справке о причинах возникновения просроченной дебиторской задолженности общего фонда и принятых мерах по ее взысканию (приложение 28 к Порядку № 44), в которой приводится подробная информация о причинах возникновения просроченной дебиторской задолженности общего фонда, приведенной в форме № 7, и принятых мерах по ее взысканию;
  • Справке о дебиторской задолженности по расходам (приложение 33 к Порядку № 44), в которой приводятся суммы дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, наступившим в течение отчетного года;
  • Пояснительной записке, в которой описываются динамика дебиторской задолженности, в т. ч. просроченной, на отчетную дату по сравнению с задолженностью на начало отчетного года и причины ее увеличения или уменьшения, а также указываются причины возникновения просроченной дебиторской задолженности, указанной в строке «Інше» приложения 28 кПорядку № 44.

Поэтому решения о применении вышеперечисленных мер воздействия могут приниматься органами Казначейства даже по итогам анализа бюджетной отчетности распорядителей бюджетных средств.

По истечении срока исковой давности просроченная дебиторская задолженность переходит в категорию дебиторской задолженности, срок исковой давности которой истек.

Безнадежная дебиторская задолженность: условия определения

К безнадежной дебиторской задолженности согласно абз. 2 п. 1.2 Порядка № 372относятся:

  • текущая дебиторская задолженность, относительно которой существует уверенность о ее невозврате должником;
  • дебиторская задолженность, срок исковой давности которой истек.

Отметим: ни в одном разъяснении не написано, что подразумевается под «текущей дебиторской задолженностью» , по которой существует уверенность о ее невозврате должником. Скорее всего, речь идет о случаях, когда должник ликвидирован или прекратил свою деятельность как юрлицо (или предприниматель). Поэтому далее больше внимания уделим именно дебиторской задолженности, срок исковой давности которой истек.

Буквально трактуя определение «безнадежная дебиторская задолженность» , может сложиться впечатление, что стоит только подождать, пока истечет срок исковой давности, и после этого можно списать дебиторскую задолженность без проблем. На самом деле это совершенно не так. Данное определение и раньше было таким, однако органы Казначейства и Госфининспекции толковали его несколько конкретнее.

Казначейство настаивает на том, что до момента прекращения государственной регистрации субъекта хозяйствования кредитор должен принимать меры по возврату долга согласно действующему законодательству (письмо Госказначейства от 31.03.2010 г. № 15-04/712-5704). Поэтому просроченная дебиторская задолженность подпадает под определение «безнадежная дебиторская задолженность» в случаях, когда :

  • в отчетности распорядителей бюджетных средств отражена просроченная дебиторская задолженность по субъектам хозяйствования, ликвидированным без правопреемников;
  • учреждениями приняты все меры по проведению претензионно-исковой работы , прочие меры по взысканию задолженности в соответствии с действующим законодательством.

Госфининспекция при проведении контрольных мероприятий в части контроля за состоянием и учетом дебиторской задолженности, выполнением договорных обязательств (письмо ГлавКРУ от 01.03.2011 г. № 25-18/287) обращает внимание на то:

  • обращает внимание на то, что в учреждениях, организациях, государственных предприятиях должен быть утвержден внутренний порядок ведения претензионно-исковой работы ;
  • при установлении случаев непринятия мер по своевременному взысканию дебиторской задолженности и , как следствие, истечении сроков ее взыскания, то есть допущении потери должника в обязательстве, такие факты следует квалифицировать как нанесение убытков юридическому лицу .

Сроки исковой давности: как определяют

Определение и течение сроков исковой давности урегулированы Гражданским кодексом Украины (далее - ГКУ). Исковая давность - это срок, в пределах которого лицо может обратиться в суд с требованием о защите своего гражданского права или интереса (ст. 256 ГКУ).

Общий срок исковой давности составляет 3 года. По отдельным видам требований законом может устанавливаться специальная исковая давность - сокращенная или более длительная по сравнению с общей исковой давностью. Но согласно ст. 259 ГКУ, исковая давность, установленная законом, может быть увеличена по договоренности сторон, которая должна быть оформлена письменно. Однако сократить срок исковой давности, установленный законом, стороны договора не могут. Исковая давность исчисляется по общим правилам, установленным ст.ст. 253–255 ГКУ.

Срок исковой давности истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. Исчисление срока исковой давности начинается с того дня, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении своего права или о лице, которое его нарушило, что определено ч. 1 ст. 261ГКУ. Впрочем, это вовсе не означает, что началом срока исковой давности является момент возникновения дебиторской задолженности, которая отражается в бухгалтерском учете на соответствующих субсчетах бухгалтерского учета (351 , 361 , 362 , 363 , 364 ).

Течение срока исковой давности начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало (ч. 1 ст. 243 ГКУ). Поэтому данные сроки привязаны именно к определенным календарным действиям или к юридическим фактам (событиям). Вследствие этого важное значение имеет то, что прописано в условиях договора. Рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация 1 Бюджетная организация заключила договор на выполнение текущего ремонта помещений. В соответствии с условиями договора, подрядчику 07.10.2013 г. перечислили аванс (30% суммы договора), а выполнить ремонтные работы он обязан был в течение месяца со дня получения предоплаты.

Поскольку к этой дате ремонт в установленный срок (не позднее 07.11.2013 г.) не выполнен, со следующего дня (с 08.11.2013 г.) начинается течение исковой давности, то есть отсчет срока исковой давности, и если он не будет прерван, то закончится 08.11.2016 г.

Просроченной такая задолженность стала на 30-й день - 07.12.2013 г. - и это было зафиксировано в годовой отчетности за 2013 год.

Ситуация 2 Воспользуемся условиями предыдущей ситуации, но предположим, что в договоре не прописали срок выполнения обязательств подрядчиком.

Если срок выполнения должником обязательства не установлен или определен моментом предъявления требования, кредитор имеет право требовать его выполнения в любое время . Должник должен выполнить такое обязательство в 7-дневный срок со дня предъявления требования , если обязанность немедленного выполнения не следует из договора или актов гражданского законодательства (ч. 2 ст. 530 ГКУ).

Как сказано выше, начало течения срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало. Поэтому отсчет срока исковой давности ведется с восьмого дня после направления должникам письменного требования о выполнении обязательств .

Если, например, письменное требование было предъявлено 15.11.2013 г., срок исковой даты отсчитывают с восьмого дня, то есть с 23.11.2013 г., а закончится он (если не будет прерываться) 23.11.2016 г.

Таким образом, бюджетное учреждение в течение трех лет с начала течения срока исковой давности может обратиться в суд с требованием о защите своих гражданских прав или интересов. Но это не означает, что на протяжении трех лет бюджетное учреждение может не принимать меры по взысканию задолженности и не вести претензионно-исковую работу.

Претензионно-исковые мероприятия: в чем заключаются

При организации проведения претензионно-исковой работы могут помочь рекомендации Минюста «О порядке ведения претензионной и исковой работы на предприятии, в учреждении, организации» от 15.01.1996 г. № 2 (далее - Рекомендации). В соответствии с этимиРекомендациями, к претензионно-исковой работе относятся следующие мероприятия:

  • подготовка, получение и составление документов, необходимых для предъявления и рассмотрения претензий и исков;
  • представление и рассмотрение претензий, подготовка исков;
  • подготовка ответов (отзывов) и заявлений о пересмотре решений, постановлений суда в порядке надзора;
  • защита интересов учреждения при рассмотрении имущественных, преддоговорных и прочих споров в арбитражном и других судах;
  • осуществление организационно-технических мероприятий (регистрация, учет, хранение и отправка претензионно-исковых материалов);
  • обеспечение контроля по претензионно-исковому производству;
  • рассмотрение, анализ, обобщение результатов претензионно-исковой работы;
  • подготовка выводов, предложений по улучшению претензионно-исковой работы.

С этой целью в учреждениях, организациях, государственных предприятиях должен быть утвержден внутренний порядок ведения претензионно-исковой работы, а также положение о юридической службе, должностные инструкции работников, и предусмотрены в данных документах соответствующие обязанности по проведению претензионно-исковой работы, осуществлению контроля за такой работой, за выполнением хозяйственных договоров и т.д. (письмо ГлавКРУ от 01.03.2011 г. № 25-18/287). Ведь когда возникнет вопрос о признании безнадежной дебиторской задолженности и ее списании, понадобится письменное подтверждение фактов проведения претензионно-исковой работы.

Выявление безнадежной дебиторской задолженности

Бюджетные учреждения обязаны проводить инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами - не реже двух раз в год , расчетов в порядке плановых платежей и по депонентам - не реже раза в месяц (пп. 1.5.15 Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденной приказом Главного управления Госказначейства от 30.10.1998 г. № 90 (далее - Инструкция № 90). Органы Казначейства рекомендуют проводить инвентаризацию чаще - раз в квартал перед подачей квартальной отчетности.

При инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами действуют следующим образом:

1)  дебиторам и кредиторам высылают акты сверки по расчетам по состоянию на дату проведения инвентаризации;

2)  они обязаны в течение 10 дней со дня получения данных актов подтвердить сумму задолженности на указанную дату или заявить свои возражения;

3)  полученные акты сверки передают инвентаризационной комиссии, ведь подписанные двусторонние акты сверки подтверждают проведение инвентаризации расчетов;

4) далее инвентаризационная комиссия проверяет обоснованность задолженности; выявляет ту, срок исковой давности которой истек; отражает результаты инвентаризации расчетов в Акте инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (приложение 9 к Инструкции № 90).

В акте инвентаризации указывают наименование субсчетов и суммы выявленной несогласованной задолженности на них, а также суммы безнадежных долгов, дебиторской и кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек (п. 11.3 Инструкции № 90).

К акту прилагают Справку (приложение 10 к Инструкции № 90), составленную в разрезе синтетических счетов бухучета, в которой приводят наименование и адреса дебиторов и кредиторов, сумму задолженности и указывают, с какого времени, за что, на основании каких документов ее учитывают. По суммам дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, в Справке указываются лица, виновные в пропуске данных сроков (абз. 1 п. 11.5Инструкции № 90).

Таким образом, инвентаризационная комиссия должна не только зафиксировать факт наличия просроченной дебиторской задолженности, но и указать проведенные мероприятия по ее погашению. Если были обнаружены дебиторы и кредиторы, которых не существует на данный момент и у которых нет правопреемников, желательно иметь подтверждение данных фактов. Поэтому работники бухгалтерии и юристы должны предоставить инвентаризационной комиссии копии присланных писем дебиторам с просьбой вернуть задолженность или погасить ее путем поставки товаров (предоставления услуг, выполнения работ), прочие документы, подтверждающие ведение претензионно-исковой работы.

Списание безнадежной задолженности

Определение сумм дебиторской задолженности, подлежащих списанию, осуществляется согласно Инструкции № 90 и Порядка № 372. А списание проводится в соответствии с Типовой корреспонденцией субсчетов бухгалтерского учета для отражения операций с активами, капиталом и обязательствами бюджетных учреждений, приведенной в приложении 2 к Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее - Типовая корреспонденция № 611).

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, и которая является безнадежной к взысканию, списывается по результатам инвентаризации расчетов на основании решения руководителя учреждения с отражением изменения результата выполнения сметы .

При этом тщательно следует проверить и отра­зить в Справке суммы дебиторской задолженности, списанные с баланса вследствие неплатежеспособности ответчика и невозможности обращения взыскания на его имущество:

  • обоснованность списания данной задолженности;
  • правильность учета списанной задолженности вне баланса;
  • осуществление надзора за возможностью ее удержания в случаях изменения имущественного состояния должников.

Списание долга вследствие неплатежеспособности должника не является основанием для отмены задолженности. Задолженность следует отражать вне баланса не менее 5 лет со времени списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного состояния должника (абз. 3 п. 11.5 Инструкции № 90).

Обратите внимание! В соответствии с абз. 3 п. 5 Порядка № 372, безнадежная дебиторская задолженность учитывается на соответствующем внебалансовом счете в течение 3 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания.

О 3-летнем сроке говорится и в Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденном приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее - План счетов № 611).

Для этого в Плане счетов № 611 предусмотрен внебалансовый субсчет 071 «Списанная дебиторская задолженность» .

Проиллюстрируем на ситуациях.

Ситуация 3 На балансе бюджетного учреждения имеется просроченная дебиторская задолженность по специальному фонду на субсчете 364 в сумме 2400 грн (предоплата за канцелярские принадлежности, бумагу и картриджи), которая признана безнадежной в связи с тем, что должник прекратил свою деятельность как юрлицо.

По решению руководителя, дебиторская задолженность списана и в бухгалтерском учете отражена проводками: Дт 432 Кт 364 .

Четко следуя предписаниям абз. 2 п. 3.5 Порядка № 372 и Плана счетов № 611, сумму списанной дебиторской задолженности следует учитывать в течение 3 лет на внебалансовомсчете 071 , правда, непонятно, зачем, ведь возможности взыскать ее не будет.

Ситуация 4 На балансе бюджетного учреждения числится дебиторская задолженность по общему фонду на субсчете 361 в сумме 5600 грн (предоплата за медикаменты), срок исковой давности которой истек.

Руководителем бюджетного учреждения было принято решение о списании дебиторской задолженности с учетом проведения претензионно-исковой работы. Списание такой задолженности в бухгалтерском учете отражается проводками: Дт  431 Кт 361 . В то же время ееберут на учет по дебету субсчета 071 и наблюдают за возможностью ее взыскать в случае изменения имущественного состояния должника.

Рассмотрим еще одну интересную ситуацию, возникшую во время ревизии.

Ситуация 5 При проверке коммунального предприятия органом Госфининспекции было обнаружено, что на субсчете 377 числится дебиторская задолженность ОАО «Киевводоканал» (образовавшаяся в декабре 2006 года) и АО «Киевэнерго» (образовавшаяся в марте 2007 года). Ревизорами было предъявлено требование о взыскании причиненных убытков с должников в пользу коммунального предприятия.

В данном случае Госфининспекция обратилась в суд с иском о взыскании убытков в пользу коммунального предприятия. Во время судебного разбирательства коммунальное предприятие предоставило доказательства, что оно обращалось в суд в 2010 году с целью взыскания с должников дебиторской задолженности, но ему было отказано из-за пропуска сроков обращения в суд. На момент судебного разбирательства по иску Госфининспекции дебиторская задолженность была списана с баланса как безнадежная. В результате суд отказал в удовлетворении иска Госфининспекции (см. постановление Окружного административного суда г. Киева от 01.07.2013 г. № 826/9210/13-а).

Поэтому, даже если бюджетное учреждение обратится с иском в суд о взыскании дебиторской задолженности и получит отказ в связи с пропуском срока исковой давности, данный факт все равно будет свидетельствовать о факте проведения ею претензионно-исковой работы.

Светлана ЛИСТРОВАЯ,

шеф-редактор газеты «Интерактивная бухгалтерия»

К нам в редакцию часто поступают вопросы, связанные с учетом безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей. Разобраться в этом непростом вопросе нам помогут К.В. СЕРГЕЕВА, руководитель отдела разработки программ бюджетного учета и Г.А. БЕЗРУЧЕНКО, эксперт по бюджетному учету, фирма «1С».

Как известно, несвоевременное списание безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей приводит к искажению данных бюджетной отчетности, а следовательно, к их недостоверности.

Прежде чем отразить в бюджетном учете списание указанных задолженностей, необходимо их «выявить», то есть определить, какую числящуюся в учете задолженность можно признать безнадежной (нереальной для взыскания) или невостребованной.

Критерии признания
В части определения безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей необходимо ориентироваться на нормы гражданского законодательства.

Гражданский кодекс предусматривает следующие основания признания задолженности безнадежной:

  • истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
  • прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
  • прекращение обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);
  • ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 418 ГК РФ).
Для целей налогообложения прибыли безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признают те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).

Внимание
Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н, регулирует только порядок отражения в бюджетном учете операций по списанию дебиторской и кредиторской задолженностей с истекшим сроком исковой давности и других долгов, нереальных для взыскания (погашения).
Первое, что следует сделать, - определить и согласовать с главным распорядителем бюджетных средств:

  • критерии отнесения дебиторской задолженности к безнадежной, а кредиторской - к невостребованной;
  • перечень документов, на основании которых задолженность подлежит списанию.

Срок исковой давности
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ).

По общему правилу (п. 1 ст. 200 ГК РФ) течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало (должно было узнать) о нарушении своего права. Трудностей не возникает, если срок исполнения обязательства обозначен в договоре. В этом случае течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения. Сложнее, если договор не предусматривает срока исполнения обязательства. В такой ситуации применим пункт 2 статьи 314 Гражданского кодекса: обязательство, которое не предусматривает срока исполнения и не содержит условий, позволяющих его определить, должно быть исполнено в разумный срок после возникновения (к примеру, 30 дней с даты фактической передачи товаров (работ, услуг), указанной в накладной).

Сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. Основания приостановления и перерыва течения сроков исковой давности устанавливает Гражданский кодекс и другие законы (ст. 198 ГК РФ). В случае прерывания течение срока исковой давности начинается заново, а время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

Прерывание срока исковой давности означает, что задолженность (как дебиторскую, так и кредиторскую) нельзя списать с бюджетного учета.

Согласно статье 203 Гражданского кодекса течение срока исковой давности прерывается в случае:

  • предъявления иска в установленном порядке, когда кредитор обращается с иском в суд (однако если суд оставляет иск без рассмотрения, то срок исковой давности по иску не прерывается);
  • совершения должником действий, свидетельствующих о признании долга.
К действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва, в частности, могут относиться (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2001 г. № 15, Пленума ВАС Российской Федерации от 15 ноября 2001 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», письмо УФНС по г. Москве от 2 августа 2006 г. №20-12/68343):
  • претензии;
  • частичная оплата задолженности;
  • уплата процентов за просрочку платежа;
  • изменение договора, из которого следует, что должник признает наличие долга;
  • обращение к кредитору с просьбой об отсрочке платежа;
  • заявление о зачете взаимных требований;
  • соглашение о реструктуризации долга;
  • подписание акта сверки задолженности, то есть письменное подтверждение признания наличия задолженности, и т. п.
Следует отметить, что подписание акта сверки расчетов с контрагентом служит доказательством признания долга перед поставщиком или подрядчиком. Однако получение письменного подтверждения долга после того, как срок исковой давности истек, никакого влияния на этот срок не оказывает, то есть срок исковой давности не восстанавливается и не продлевается.

Срок исковой давности прерывается каждый раз, как только обязанное лицо совершило вышеперечисленные действия, и без какого-либо ограничения.

Внимание
Возникновение безнадежной дебиторской задолженности является выведением части активов из хозяйственного оборота. Поэтому необходимо контролировать своевременность погашения дебиторской задолженности, вести работу по взысканию просроченной задолженности и не допускать по необъективным причинам истечения срока исковой давности.

Инвентаризация
Безнадежная дебиторская и невостребованная кредиторская задолженности выявляются по результатам инвентаризации. Инвентаризационная комиссия, проверяя документы о состоянии расчетов, должна установить (п. 3.48 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49):

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельные балансы;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
В соответствии с Рекомендациями по применению регистров бюджетного учета (приложение 2 к приказу Минфина России от 23 сентября 2005 г. № 123н) сведения по дебиторской (кредиторской) задолженности, включая дебиторскую (кредиторскую) задолженность с истекшим сроком исковой давности, отражают в Инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089).

Сведения о дебиторской задолженности по доходам у администратора поступлений (в органе государственной власти), включая суммы задолженности с истекшим сроком исковой давности, отражают в Инвентаризационной описи расчетов по доходам (ф. 0504091). Описи подписывают председатель и все члены инвентаризационной комиссии.

Бюджетный учет
Списание задолженности производятся по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя учреждения по результатам инвентаризации. Решение о списании задолженности с учета должно быть в обязательном порядке согласовано с главным распорядителем бюджетных средств.

Дебиторская задолженность
При наличии соответствующих оправдательных документов бухгалтер должен списать с балансового учета безнадежную дебиторскую задолженность. Согласно пункту 148 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н (далее - Инструкция), списание задолженности по предоставленным бюджетным кредитам, государственным кредитам отражают следующим образом:

Дебет 0 401 01 273

Кредит 0 207 00 000
«Расчеты с дебиторами по бюджетным кредитам».

Аналогично, по нашему мнению, отражается списание иной безнадежной дебиторской задолженности*:

Дебет 0 401 01 273
«Чрезвычайные расходы по операциям с активами»

Кредит 0 205 хх 660 (0 206 хх 660, 0 208 хх 660, 0 209 хх 660).

* Аналогичный порядок списания задолженности по таможенным и иным платежам приводится в пунктах 29, 72, 99 Инструкции о порядке ведения бюджетного учета начисления таможенных и иных платежей в таможенных органах, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 31 октября 2006 г. № 1078.

Одновременно задолженность неплатежеспособных дебиторов принимают к учету на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов», где она учитывается в течение пяти лет с момента списания с баланса для наблюдения за возможностью взыскания в случае изменения имущественного положения должников (п. 236 Инструкции). Аналитический учет по счету 04 ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) с указанием фамилии, имени и отчества должника или реквизитов юридических лиц.

Суммы, полученные в погашение задолженности, списывают с забалансового счета и перечисляют в доход соответствующего бюджета.

Обратите внимание: администратором поступлений списание безнадежной дебиторской задолженности по налогам и сборам производится в порядке, установленном статьей 59 Налогового кодекса.


При осуществлении предпринимательской деятельности следует иметь в виду, что для целей налогообложения прибыли убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде в виде суммы безнадежных долгов, приравниваются к внереализационным расходам (подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ)**.

** Более подробно о налогообложении дебиторской и кредиторской задолженностей читайте в № 3/2007.

Как уже было отмечено, определение безнадежных долгов приведено в пункте 2 статьи 266 Налогового кодекса. По другим основаниям дебиторская задолженность, нереальная ко взысканию, не может быть признана безнадежной в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 6 февраля 2007 г. № 03-03-07/2).

Следует отметить следующий момент: по разъяснениям налоговых органов при исчислении базы по налогу на прибыль за отчетные (налоговые) периоды 2007 года организация вправе была учесть в составе внереализационных расходов суммы убытков по безнадежным долгам с истекшим сроком исковой давности, которые подтверждены актом сверки задолженности с покупателем, датированным 2004 годом, если в последующие годы такие сверки не производились.

В письме УФНС по г. Москве от 17 апреля 2007 г. № 20-12/036354 приведен перечень документов, которыми должны быть подтверждены суммы и даты образования безнадежных долгов для целей налогообложения:

  • договоры, в которых указаны даты сроков платежей;
  • товарные накладные;
  • акты выполненных работ либо оказанных услуг;
  • акты приема-передачи товаров;
  • акты выверки задолженности с организациями- дебиторами;
  • акты инвентаризации дебиторской задолженности на конец отчетного (налогового) периода 2007 года, свидетельствующие о том, что на момент списания указанная задолженность не погашена;
  • приказы руководителя о списании дебиторской задолженности в качестве безнадежных долгов.
Кредиторская задолженность
На основании пункта 98 Корреспонденции счетов бюджетного учета в бюджетном учреждении (приложение 1 к Инструкции) списание кредиторской задолженности поставщиков и подрядчиков, по которой истек срок исковой давности, отражается следующей записью:

Дебет 0 302 хх 830

Кредит 0 401 01 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами».

В аналогичном порядке оформляют списание невостребованной депонентской и иной кредиторской задолженности.

Внимание
Для целей налогообложения прибыли доходы в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, признаются внереализационными доходами (п. 18 ст. 250 НК РФ). Однако при определении налогооблагаемой базы не учитываются суммы кредиторской задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства Российской Федерации (подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Предпринимательская деятельность
При списании невостребованной кредиторской задолженности, образовавшейся в рамках предпринимательской деятельности, особое внимание необходимо уделить НДС, который был предъявлен поставщиком товаров (работ, услуг).

Расходы в виде сумм налогов, относящихся к поставленным материально-производственным запасам, работам, услугам для целей налогообложения прибыли относятся к внереализационным расходам, если кредиторская задолженность по такой поставке списана в отчетном периоде (подп. 14 п. 1 ст. 265 НК РФ). Указанная норма применяется к суммам НДС, которые до списания кредиторской задолженности не были приняты к зачету в установленном порядке.

Сумма НДС при списании кредиторской задолженности определяется по ставке, действовавшей в момент образования задолженности. К примеру, если списывается задолженность, относящаяся к 2003 году, то НДС на расходы следует списывать по ставке 20 процентов (а не 18, как сейчас).

Учитывая необходимость списания НДС, бухгалтерские записи в рамках осуществления предпринимательской деятельности будут выглядеть следующим образом:

1. Дебет ФКР* 2 302 хх 830
Кредит КД 2 401 01 173

- списана невостребованная кредиторская задолженность на основании оправдательных документов;

* При осуществлении приносящей доход деятельности в 4–17 разрядах счета бюджетного учета указываются нулевые значения.

2. Дебет КД 2 401 01 173
Кредит КР 2 210 01 660

- списан НДС, предъявленный постащиком и не принятый к вычету;

3. Дебет КД 2 401 01 173
Кредит КД 2 303 03 730

- начислен налог на прибыль с разницы между суммой списанной задолженности и суммой НДС.

Если предъявленный поставщиком НДС был в установленном порядке принят к вычету, то для целей налогообложения у учреждения не возникает внереализационных расходов (соответственно записи № 2 не будет). В этом случае налог на прибыль начисляется и уплачивается в бюджет со всей суммы внереализационного дохода, отраженного на счете 2 401 01 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (с суммы проводки № 1).

Вопрос в тему
Вопрос: Расчеты за фактически оказанные услуги (коммунальные услуги, связь, страхование, охрану объекта, обслуживание вычислительной техники и т. д.) мы производим на основании счета, счета-фактуры, акта выполненных работ в месяце, следующем за отчетным, в течение пяти дней, как предусмотрено условиями договоров. В бюджетном учете все операции, связанные с услугами, мы отражаем в момент совершения оплаты (в период с 10 по 25 число или по мере получения документов по оплате). Территориальное управление Росфиннадзора проводило ревизию финансово-хозяйственной деятельности нашего учреждения и отметило в акте несвоевременность отражения кредиторской задолженности. По их мнению, получив документы на оплату услуг (например, в январе за декабрь, в феврале, за январь или декабрь и т. д.), необходимо вернуться к месяцу предоставления услуг (декабрь, январь) и отразить в этом месяце (в декабре, январе) кредиторскую задолженность в сумме предоставления услуг. Правы ли ревизоры?

Ответ: Согласно Инструкции по бюджетному учету расчеты с поставщиками за оказанные услуги и подрядчиками за выполненные работы отражают на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 401 01 200 «Расходы учреждения» (0 401 01 221, 0 401 01 222, 0 401 01 223, 0 401 01 224, 0 401 01 225, 0 401 01 226, 0 401 01 290) (п. 182 Инструкции по бюджетному учету).
В соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н, в Отчете о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) по строке 150 приводятся:

  • по бюджетной деятельности - суммы начисленных расходов по данным счетов 1 401 01 200 «Расходы учреждения» и 1 401 02 200 «Расходы резервного фонда»;
  • по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - суммы начисленных расходов по данным аналитических счетов счета 2 401 01 200 «Расходы учреждения», а также суммы начисленных расходов на основании аналитических данных по счету 2 106 04 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)» в части выполненных работ, услуг.
Принцип начисления предполагает отражение расходов в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Следовательно, суммы оказанных услуг нужно отражать в том отчетном периоде (месяце), к которому они относятся, вне зависимости от сроков и условий оплаты, установленных в договоре с поставщиком.

Документом, подтверждающим факт оказания услуг, является акт (или, в соответствии с условиями договора, заменяющий его документ). Именно на его основании и отражаются суммы начисленной кредиторской задолженности за оказанные услуги (выполненные работы) и признается факт расхода в бюджетном учете и отчетности.

Вместе с тем документы от поставщика могут поступать в учреждение в соответствии с условиями договора в разное время (например, до 5 или 10 числа месяца, следующего за отчетным). В связи с этим возможны следующие варианты отражения расходов в учете в зависимости от того, установлена фиксированная стоимость услуг за месяц или стоимость услуг можно определить только после получения акта (по факту).

1. Если акт (например, за услуги, оказанные в июне) поступает после окончания отчетного периода, но до представления в установленном порядке бюджетной отчетности, то суммы расходов отражают в том отчетном периоде, к которому они относятся (в июне). В данном случае не имеет значения, установлена фиксированная месячная стоимость услуг или стоимость услуг определяется по «факту их оказания». При этом, чтобы не было вопросов со стороны проверяющих органов относительно даты акта (акт может быть датирован, к примеру, 5-м июля) и даты начисления расходов (30 июня), целесообразно составить Справку (ф. 0504833) от 30 июня, которая и будет являться первичным документом для начисления расходов в учете.

2. Если акт при фиксированной стоимости услуг за месяц (коммунальные платежи, охранные услуги, арендная плата и т. п.) поступает в учреждение после представления отчетности, то в ней также следует отразить начисленный расход с оформлением Справки (ф. 0504833).

3. Если стоимость услуг определяется по факту их оказания (на конец отчетного периода учреждение не может знать стоимости оказанных услуг) и акт поступает после представления отчетности, то только в таком случае в силу обстоятельств учреждение вправе отразить расходы в следующем отчетном периоде. Вместе с тем, поскольку Инструкцией по бюджетному учету указанный порядок не регламентирован, учреждение должно иметь документы, подтверждающие факт получения акта после даты представления отчетности. Кроме того, такой порядок начисления расходов должен быть обоснован и раскрыт в положении об особенностях ведения бюджетного учета и согласован с главным распорядителем средств бюджета. (п. 181 Инструкции по бюджетному учету). Суммы оказанных услуг отражают по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета

Как отразить в бухгалтерском учете организации госсектора ситуации, когда дебиторскую задолженность невозможно вернуть? Рассмотрим в статье.

Программы повышения квалификафии и профпереподготовки для бухгалтеров госсектора:
1.
2. В первую очередь разберем основные понятия. Кто такой дебитор, что такое дебиторская задолженность и когда она становится нереальной к взысканию?

Дебитор - юридическое или физическое лицо, которое имеет задолженность по отношению к учреждению.

Дебиторская задолженность - это денежные средства или имущество, которые должны учреждению. Долг перед учреждением мог появиться из-за невыполнения условий контракта, с физическим лицом, излишней выдачи денежных сумм подотчет, ошибки в расчёте заработной платы и т.д.

Просроченная дебиторская задолженность - задолженность, которая не погашена в установленный срок, например, в срок, определенный контрактом. Такая задолженность числится на балансе учреждения до тех пор, пока не будет погашена дебитором или признана безнадежной, нереальной к взысканию в порядке, установленном законодательством.

В каких случаях можно признать задолженность нереальной к взысканию

В бюджетном законодательстве такие нормы закреплены в ст. 47.2 Бюджетного Кодекса РФ. Учреждения госсектора при принятии решения о признании задолженности безнадежной могут учитывать отдельные положения ст. 47.2 БК РФ, а также нормы гражданского законодательства. Итак, дебиторская задолженность может быть признана безнадежной (нереальной к взысканию) в случае:

1. Истечения срока исковой давности (ст. 196, 197 ГК РФ).

Срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). При этом Гражданским кодексом РФ предусмотрены случаи приостановления и перерыва срока исковой давности.

Он может прерываться с даты предъявления иска к должнику. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок (ст. 203 ГК РФ).

Течение прерванного срока исковой давности по дебиторской задолженности, взыскиваемой по решению суда, вновь начинается с даты вступления решения суда в силу.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления требования об исполнении обязательства.

2. Прекращения обязательства вследствие невозможности его исполнения, например, при возникновении стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (ст. 416 ГК РФ).

3. Прекращения обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ).

Если в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части.

4. Смерти гражданина-должника (ст. 418 ГК РФ).

5. Ликвидации юридического лица-должника (ст. 419 ГК РФ).

Если законом исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо, то такая задолженность не может считаться безнадежной к взысканию.

Данный порядок признания дебиторской задолженности безнадежной, учреждение вправе прописать в учетной политике.

Как учитывать задолженность, нереальную к взысканию

В соответствии с п. 339 Инструкции № 157н задолженность неплатежеспособных дебиторов списывается с балансового учета и учитывается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». На этом счете задолженность, по которой еще остается возможность возобновить процедуру взыскания, числится для наблюдения в течение пяти лет.

Но есть исключение: если основания для возобновления процедуры взыскания задолженности отсутствуют (например, смерть должника), списанная с балансового учета учреждения задолженность, признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету не принимается.

Если в течение этих пяти лет возникнет возможность взыскания задолженности (изменится имущественное положение должника), то на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на лицевой счет учреждения поступлений от должника, задолженность списывают с и одновременно отражают на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Списание задолженности с забалансового учета осуществляется в следующих случаях (обязательно наличие документов, подтверждающих прекращение обязательства):

  • истек установленный срок исковой давности (подтверждаем ежегодной инвентаризацией 205 счета, оформляем Инвентаризационную опись расчетов по доходам ф.0504091)
  • организация ликвидирована (отсутствие в Реестре юридических лиц подтверждаем выпиской из ЕГРЮЛ)
  • вынесено решение суда (постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства)

Списание задолженности сначала с балансового учета, затем с забалансового учета осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов.

Рассмотрим несколько практических примеров:

Пример 1 . Автономное учреждение физкультуры и спорта в рамках приносящей доход деятельности предоставило услуги по прокату спортивного оборудования и инвентаря. Был заключен договор. Цена по договору составляла 35 000 руб. Учреждение выставило счет на оплату услуг. Услуги учреждением были оказаны, а их оплата не получена, т. к. на счета и имущество должника наложен арест и у него нет возможности расплатиться.

В бухгалтерском учете учреждения данные операции отражаются в соответствии с п. п. 96, 97 Инструкции № 183н следующим образом:

Пример 2 . Бюджетное учреждение культуры заключило договор на поставку новых музыкальных инструментов на сумму 500 000 руб. Поставка по условиям договора должна была произойти после внесения аванса в размере 30% от стоимости. Оплата осуществлялась за счет приносящей доход деятельности. По причине ликвидации поставщик условия договора не выполнил, инструменты учреждение не получило, не возвращен и перечисленный аванс.

Данные операции в бухгалтерском учете учреждения отражаются в соответствии с п. п. 73, 97, 98 Инструкции № 174н таким образом:

Пример 3 . В казенном учреждении украдены строительные материалы на сумму
70 000 руб. По факту кражи было возбуждено уголовное дело, которое впоследствии было приостановлено. Через год следствие по делу возобновили. Виновные лица были установлены, дело направлено в суд. По решению суда виновные лица обязаны возместить причиненный ущерб.

В соответствии с п. 86 Инструкции № 162н сумму ущерба и возмещение его виновным лицом в учете казенного учреждения нужно отразить следующими проводками:

В настоящее время момент списания задолженности неплатежеспособных дебиторов с баланса и принятия ее к забалансовому учету учреждения определяют самостоятельно.

Для списания дебиторской задолженности комиссия по поступлению и выбытию активов готовит документы:

  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности
  • документы, свидетельствующие о невозможности взыскания задолженности
  • документы, подтверждающие банкротство (ликвидацию) дебитора
  • судебное решение, подтверждающее невозможность взыскания суммы задолженности
  • справку о смерти дебитора и др.

В завершение статьи напомню, дебиторская задолженность, не погашенная на конец отчетного периода, должна быть отражена в отчетности учреждения согласно Инструкции № 191н (ф. 0503169) и Инструкции № 33н (ф. 0503769).

Кроме того, увеличение в течение отчетного года дебиторской задолженности относится к существенным событиям. Информацию об увеличении дебиторской задолженности или работе, проведенной по ее сокращению нужно отражать в Пояснительной записке к отчетности. Об этом говорится в письме Минфина России от 22.07.2016 № 02-06-10/43336.

Кроме того, в учреждениях могут быть разработаны дополнительные процедуры по выявлению и контролю просроченной ДЗ. Например, ежемесячная проверка остатков ДЗ по контрагентам и по периодам просрочки, ежеквартальное подписание актов сверки с контрагентами, проверка реального существования на настоящий момент контрагента, долг которого не возвращен в течение года, и т. д.

Особенностью бухучета списания ДЗ в БУ является отражение списанной ДЗ за балансом, на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов». Забалансовые счета для БУ работают так же, как для прочих, то есть поступление отражается только по дебету, а выбытие - только по кредиту, без корреспонденций.

Проводки при списании просроченной дебиторской и невостребованной кредиторской задолженностей

Дебет 0 302 00 000, 0 208 00 000, 0 304 00 000, 0 301 00 000
«Расчеты по принятым обязательствам», «Расчеты с подотчетными лицами», «Прочие расчеты с кредиторами», «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам»
Кредит 0 401 01 173
«Чрезвычайные доходы от операций с активами»
— списана невостребованная кредиторская задолженность с согласия главного распорядителя бюджетных средств.
Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 20 «Списанная задолженность, не востребованная кредиторами». На этом счете учитывают суммы не предъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредитором в течение срока исковой давности, с момента списания задолженности с балансового учета.

Одновременно делается запись по дебету забалансового счета 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов». Эта задолженность в течение пяти лет с момента ее списания с балансового учета учреждения в порядке, установленном законодательством, для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должников учитывается на забалансовом счете 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов».
При поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату администрирования указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового счета.
Аналитический учет по счету организуется в разрезе кодов бюджетной классификации, по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов (соответственно по кодам классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета).
Аналитический учет ведется в Карточке учета средств и расчетов с указанием фамилии, имени и отчества должника, полного наименования юридического лица и реквизитов, необходимых для определения дебитора в целях возможного взыскания задолженности.

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089)
  • первичные документы, подтверждающие наличие дебиторской задолженности;
  • документы, подтверждающие невозможность взыскания просроченной задолженности (например, постановление об окончании исполнительного производства);
  • письменное обоснование решения о списании задолженности;
  • приказ (распоряжение) руководителя учреждения о списании просроченной задолженности;
  • справка (ф. 0504833).

В определенных случаях могут использоваться некоторые другие проводки. Например, счет 76. Основанием для отражения проводки служит резерв по сомнительным долгам. Причем сам списанный долг в течение последующих 5 лет необходимо будет учитывать по дебету счета 007 в полной сумме.

С учетом вышеизложенного для списания задолженности учреждению нужно проводить инвентаризацию расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами, в ходе которой и выявляется наличие задолженности с истекшим сроком исковой давности, а для ее списания следует получить разрешение руководителя, оформленное в виде приказа.

Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам), с указанием его полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания.

Списание дебиторской задолженности проводки в бюджетном учреждении

В тех случаях, когда размеры закупок одноименных товаров (работ, услуг) не превышают в квартал установленный ЦБ РФ предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, бюджетное учреждение вправе заключить договор у единственного поставщика без проведения конкурса (пп. 14 п. 2.1 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ ). По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные или муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с ГК РФ (Письмо Минздравсоцразвития РФ от 27.07.2007 № Д04-2839 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ» ). Однако заключение таких договоров на закупки товаров, работ, услуг у единственного заказчика следует производить с согласованием Минэкономразвития РФ.

Обращаем ваше внимание, что инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся в учете. Для этого составляются акты сверки расчетов с контрагентами, в которых указываются дата и номер документов на отгрузку, стоимость товаров (работ, услуг), сумма НДС, а также суммы оплаты и реквизиты платежных документов. Акты сверки оформляются по состоянию на отчетную дату. Их форма законодательно не утверждена, поэтому учреждение может ее самостоятельно разработать и утвердить в качестве отдельного приложения к учетной политике организации.

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учете

  • акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0317015);
  • акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835);
  • инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами (ф. 0504089);
  • решение инвентаризационной комиссии;
  • обоснование списания дебиторской задолженности и распоряжение (приказ) руководителя учреждения.

По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется льготный срок для исполнения такого требования, исчисление исковой давности начинается по окончании вышеуказанного срока.

Списание дебиторской задолженности нереальной к взысканию

При этом необходимо учитывать, что списание долга из-за неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эту задолженность нужно отражать за балансом на счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» для наблюдения в течение пяти лет (иного срока, установленного законодательством) за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника. Такие правила предусмотрены пунктом 339 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.*

В бухучете дебиторскую задолженность нужно списать: после истечения срока исковой давности; в других случаях, когда она становится нереальной для взыскания, например, при ликвидации организации-должника. При этом сделайте следующие проводки: 1) в части задолженности по доходам – Дебет 0.401.10.173 Кредит 0.205.ХХ.660 с одновременным принятием на забалансовый счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»; 2) в части задолженности по расходам — Дебет 0.401.20.273 Кредит 0.206.ХХ.660 с одновременным принятием на забалансовый счет 04. Более подробно смотрите в ответе.

Списание просроченной дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В отношении кредиторской задолженности в сумме не предъявленных кредитором требований в период срока исковой давности, не подтвержденной по результатам инвентаризации кредитором, комиссия учреждения может принять решение о ее списании с балансового учета.
Кредиторская задолженность, не востребованная кредитором, подлежит списанию со счетов бухгалтерского учета с использованием счета 0 401 10 173 и с одновременным отражением указанной суммы на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредитором».

№ 372, далее - Порядок № 372). При этом дебиторская задолженность признается активом, если существует вероятность получения учреждением будущих экономических выгод или достижения поставленной цели и/или удовлетворения потребностей учреждения, и может быть достоверно определена ее сумма.

Бюджетное учреждение осуществляет приносящую доход деятельность — реализует права на распространение своего телеканала

К сведению:
В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» объектами бухгалтерского учета являются в том числе активы. То есть списание дебиторской задолженности с баланса учреждения возможно только в том случае, когда она перестает быть активом. Это означает, что до принятия соответствующего решения должны быть реализованы все законные меры и действия, которые могли бы привести к ее возврату (например предложение погасить задолженность в добровольном порядке, обращение в уполномоченные органы (в суд, к судебным приставам и т.д.)). Однако при выполнении таких действий должен быть соблюден принцип существенности затрат на формирование информации о состоянии активов (в соответствии с абз. 7 п. 3 Инструкции N 157н). То есть если затраты на реализацию конкретной меры по возврату задолженности превышают сумму задолженности (например, сумма госпошлины для обращения в суд превышает сумму задолженности), при этом нет достоверной информации об эффективности данной меры (задолженность по результатам произведенных действий может быть и не возвращена), то нет смысла и осуществлять соответствующие расходы.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что отнесение дебиторской задолженности к безнадежной (нереальной к взысканию) не входит в компетенцию специалистов бухгалтерской службы учреждения. Соответствующее решение может приниматься комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов (далее — Комиссия) (п. 339 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). С 2019 года полномочия соответствующей Комиссии в плане принятия соответствующего решения существенно расширяются. На данный момент на регистрации в Минюсте РФ находится приказ Минфина России от 01.03.2019 N 16н (далее — Приказ N 16н), вносящий соответствующие изменения в Инструкцию N 157н.
В свою очередь, бухгалтерия может располагать достаточным набором документов, в соответствии с которыми та или иная дебиторская задолженность может быть отнесена к нереальной. Поэтому именно бухгалтерия может выносить предложения по отнесению конкретной дебиторской задолженности к нереальной к взысканию на рассмотрение Комиссии.
Комиссия же при принятии соответствующего решения должна руководствоваться, прежде всего, нормами гражданского законодательства. Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) предусматривает следующие основания признания задолженности нереальной к взысканию:
— истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);
— прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);
— прекращение обязательства на основании акта государственного органа или органа местного самоуправления (ст. 417 ГК РФ);
— ликвидация юридического лица (ст. 419 ГК РФ) или смерть гражданина (ст. 418 ГК РФ).
После того, как Комиссия принимает решение об отнесении дебиторской задолженности к нереальной к взысканию и обосновывает соответствующее решение, руководитель может издать соответствующий приказ (распоряжение) о списании дебиторской задолженности. На основании такого решения бухгалтерия оформляет списание задолженности с балансового учета.
Стоит отметить, что выше описан примерный порядок документального оформления списания нереальной к взысканию дебиторской задолженности. Конкретный порядок должен утверждаться в качестве элемента учетной политики госучреждений (письмо Минфина России от 18.02.2014 N 02-06-10/6776).
Относительно отражения списания с баланса безнадежной к взысканию дебиторской задолженности в учете бюджетного учреждения следует отметить следующее. Дебиторская задолженность, признанная в установленном порядке нереальной к взысканию, возникшая в рамках доходных операций бюджетного учреждения, списывается в дебет счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» (п. 94 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее — Инструкция N 174н).
Ваше учреждение в рамках приносящей доход деятельности оказывает услуги по реализации прав на распространение телеканала. В соответствии с п. 3 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, доходы от оказания платных услуг (работ) отражаются в учете бюджетного учреждения по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ и, соответственно, с использованием счета 205 31 «Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг» (п. 92 Инструкции N 174н).
Учитывая изложенное, списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности с балансового учета Вашего учреждения отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет 2 401 10 173 Кредит 2 205 31 660, с одновременным отражением списанной дебиторской задолженности на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (абз. 6 п. 94 Инструкции N 174н).
В соответствии с п. 339 Инструкции N 157н учет задолженности на забалансовом счете 04 осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству Российской Федерации процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим законодательству Российской Федерации, способом.
Следует отметить, что в случае отсутствия правовых оснований для возобновления процедуры взыскания списанную задолженность учитывать за балансом не нужно (в соответствии с п. 2.2 пока не вступившего в силу Приказа N 16н).

Списание кредиторской задолженности в бюджетном учреждении (проводки)

К проведению инвентаризации необходимо подойти с особой аккуратностью и тщательностью. Именно инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженности позволяет своевременно выявлять сомнительную и безнадежную задолженность. По итогам проверки проводятся работы в управленческом учете с дебиторкой и формируется резерв по сомнительным долгам.

Если возникают обстоятельства, когда покупающая или заказывающая сторона не в состоянии оплатить долги, то используется определение «задолженность, не востребованная кредиторами». К текущей задолженности относится та, срок погашения которой не превышает прописанные договором сроки или не выше 3 лет. Просроченная, соответственно, та, которая не оплачена своевременно. Когда дата оплаты не утверждена договором, законодательством такой долг именуется просроченным только спустя три года.

03 Авг 2018 529

Новое на сайте

>

Самое популярное