Домой Связной Модернизация (реконструкция) основных средств: порядок начисления амортизации в бухгалтерском учете. Увеличение стоимости основных средств

Модернизация (реконструкция) основных средств: порядок начисления амортизации в бухгалтерском учете. Увеличение стоимости основных средств

Рассмотрим вопрос амортизации в отношении следующих модернизированных основных средств:
- имеющих остаточную стоимость, т.е. срок полезного использования которых не истек;
- не имеющих остаточной стоимости, т.е. срок полезного использования которых закончился;
- вообще не имевших остаточной стоимости и срока полезного использования ввиду единовременного списания на расходы первоначальной стоимости, которая не достигла стоимостного показателя, необходимого для признания объекта амортизирующим имуществом (с 01.01.2016 - более 100 тыс. руб.).
В данной статье под модернизацией понимается любая из перечисленных в п. 2 ст. 257 НК РФ операций, следствием которой является увеличение первоначальной стоимости основных средств: достройка; дооборудование; реконструкция; модернизация; техническое перевооружение.
Проанализируем применимые положения главы 25 НК РФ, изложенные в ст. 257 - 259.1 НК РФ.

Начисление амортизации ОС линейным методом

Согласно пп. 1 и 2 ст. 259.1 НК РФ при установлении налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения линейного метода начисления амортизации (рассматриваем только такой метод) применяется порядок начисления амортизации, определенный настоящей статьей НК РФ. Сумма начисленной за один месяц амортизации в отношении объекта амортизируемого имущества рассчитывается как произведение его первоначальной (восстановительной) стоимости и нормы амортизации, установленной для данного объекта. Норма амортизации по каждому объекту амортизируемого имущества определяется по формуле:

где K - норма амортизации в процентах к первоначальной (восстановительной) стоимости соответствующего объекта;
n - срок полезного использования данного объекта, выраженный в месяцах. (Ранее аналогичные нормы содержались в пп. 2 и 4 ст. 259 НК РФ, что необходимо знать для понимания разъяснений официальных органов в соответствующем периоде.)
Формулировка "определенный настоящей статьей" позволяет считать, что указанный порядок распространяется на все случаи исчисления амортизации основных средств линейным способом, в том числе после их модернизации. Следовательно, другие нормы НК РФ, в которых говорится о начислении модернизации, общий порядок ее исчисления не меняют.
Названный порядок предусматривает, что в расчете месячной суммы амортизации участвует такой показатель, как срок полезного использования, но при этом не упоминается, какой это срок, каким образом он определяется, а это предполагает возможность использования в формуле любого из сроков полезного использования, определяемого по правилам главы 25 НК РФ, если он может быть не один.
Кроме того, в рассматриваемой норме не определено, какая из возможных первоначальных стоимостей имеется в виду, которая (несмотря на кажущуюся однозначность данного понятия) тоже может принимать различные значения. Под восстановительной здесь понимается стоимость, сформированная в результате учитываемой для целей применения главы 25 НК РФ переоценки основных средств (абзацы 4, 5 п. 1 ст. 257 НК РФ). Такое же понимание восстановительной стоимости содержится и в п. 15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, т.е. несмотря на то что в п. 26 данного ПБУ модернизация и реконструкция названы способами восстановления объекта основных средств, они порождают невосстановительную стоимость.

Изменение первоначальной стоимости ОС

В соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ расходы на модернизацию изменяют первоначальную стоимость (в п. 27 ПБУ 6/01 сказано "увеличивают"). Следовательно, стоимость, образовавшаяся в результате капитализации расходов на модернизацию, называется "измененная (увеличенная) первоначальная стоимость" (а не самостоятельная "новая" стоимость, не связанная с первоначальной). Это означает, что даже у полностью самортизированного основного средства сохраняется такая характеристика, как первоначальная стоимость, и, соответственно, может существовать измененная первоначальная стоимость.
Поскольку в ст. 259.1 не уточняется, какая именно первоначальная стоимость - первичная или измененная используется в формуле исчисления месячной суммы амортизации, то ею может быть любая из этих двух стоимостей.

Установление срока полезного использования ОС после модернизации

В п. 1 ст. 258 НК (во всех редакциях) установлено, что срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями данной статьи НК РФ и с учетом Классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ. Налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта основных средств после модернизации в пределах сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено указанное основное средство. Если в результате модернизации объекта основных средств срок его полезного использования не увеличился, при исчислении амортизации налогоплательщик учитывает оставшийся срок полезного использования. При этом необходимо обратить внимание на следующее:
- сочетаются однократность установления срока полезного использования и возможность увеличения его при соблюдении определенных ограничений;
- эта возможность не зависит от того, закончился ли первоначально установленный срок полезного использования, что предполагает допустимость увеличения и закончившегося срока полезного использования полностью самортизированного основного средства;
- для расчета амортизации применяется срок, оставшийся от первоначально установленного срока полезного использования.
В сочетании с тем, что в ст. 259.1 НК РФ отсутствует определение, какой из трех возможных сроков полезного использования применяется для исчисления месячной суммы амортизации: первоначальный; увеличенный первоначальный или оставшийся, выделенные обстоятельства подтверждают, что используемый в формуле показатель n на протяжении жизненного цикла основных средств может быть не постоянной, а переменной величиной, соответственно, может меняться и рассчитываемая на его основе норма амортизации;
- не указывается, от какой стоимости амортизированного основного средства - первоначальной, увеличенной первоначальной или какой-либо иной (например, остаточной, остаточной, увеличенной на стоимость модернизации, или только суммы модернизации) исчисляется амортизация с учетом увеличенного или оставшегося срока полезного использования, но в этом и нет необходимости, поскольку данный вопрос решен в ст. 259.1 НК РФ с учетом п. 2 ст. 257 НК РФ: это должна быть измененная (увеличенная) первоначальная стоимость.
На основе изложенного резюмируем, что единый для всех ситуаций порядок исчисления месячной суммы амортизации в виде приведенной формулы установлен в ст. 259.1 НК РФ. В соответствии с обобщенным наименованием показателей, входящих в данную формулу, оба ее множителя, согласно п. 2 ст. 257 и п. 1 ст. 258 НК РФ, могут принимать различные значения на протяжении жизненного цикла основного средства: первоначальная стоимость трансформируется в измененную первоначальную стоимость, срок полезного использования может стать либо увеличенным первоначальным или оставшимся до окончания первоначального, либо в некоторых случаях даже уменьшенным первоначальным.

Примечание. После улучшения основных средств амортизация всегда должна начисляться по единой формуле, приведенной в п. 2 ст. 259.1 НК РФ, применяемой с учетом норм ст. 257 и 258 НК РФ о возможности изменения обоих ее множителей: первоначальной стоимости и нормы амортизации.

Таким образом, можно сделать важный методологический вывод о том, что отсутствие в НК РФ конкретного указания на стоимость и/или срок, используемые для начисления амортизации в той или иной ситуации, не означает, что применительно к ней порядок налогообложения в целом или какой-либо из его обязательных элементов, перечисленных в ст. 17 НК РФ, не установлен, а следовательно, имеет место неустранимая неясность актов законодательства о налогах и сборах (п. 7 ст. 3 НК РФ), которая должна толковаться в пользу налогоплательщика. Если даже считать, что неясность есть, то она явно устранима, если применить общую норму, каковой является формула, содержащаяся в п. 2 ст. 259.1 НК РФ, - с подстановкой в нее соответствующих значений.

Примечание. Отсутствие в НК РФ специального регулирования конкретной ситуации свидетельствует о необходимости применения к ней соответствующей общей нормы, а не о неустранимой неясности НК РФ.

Рассмотрим общие выводы применительно к конкретным ситуациям.

1. Модернизированное ОС с неизменным сроком полезного использования

В отношении модернизированного основного средства, срок полезного использования которого не увеличен налогоплательщиком, применяется увеличенная первоначальная стоимость и оставшийся срок полезного использования.

Пример. При вводе в эксплуатацию основное средство было отнесено к 6-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно). Первоначальная стоимость, по которой основное средство принято к налоговому учету, - 1 000 ед., срок полезного использования, установленный при вводе в эксплуатацию, - 121 мес., "первичная" норма амортизации - 0,83% (1 / 121 x 100%), ежемесячная сумма амортизации - 8,3 ед. (1 000 ед. x 0,83% : 100%).
Через 4 года, когда остаточная стоимость составила 601,16 ед. (1 000 ед. - 8,3 ед. x 48 мес.), проведена модернизация стоимостью 350 ед.; решение об изменении срока полезного использования не принимается. Измененная первоначальная стоимость - 1 350 ед. (1 000 ед. + 350 ед.). Подлежащая списанию на расходы остаточная стоимость - 951,16 ед. (601,16 ед. + 350 ед.). Для исчисления амортизации применяется оставшийся срок полезного использования, равный 73 мес. (121 мес. - 48 мес.). Новая норма амортизации - 1,37% (1 / 73 x 100%). Ежемесячная сумма амортизации - 18,5 ед. (1 350 ед. x 1,37% : 100%). Подлежащая списанию остаточная стоимость будет списана за 52 мес. (951,16 ед. : 18,5 ед.), т.е. за срок менее оставшегося срока использования (73 мес.) и в целом менее первоначально установленного срока полезного использования ((48 мес. + 52 мес.) < 121 мес.).

В данном случае очевиден стимулирующий характер установленного законодателем порядка исчисления амортизации модернизированных основных средств, направленного на побуждение налогоплательщиков к обновлению основных фондов в форме их любого улучшения. Чем больше сумма дополнительных капитальных вложений в основное средство, тем быстрее она будет списана. В связи с этим представляется целесообразным высказать следующий методологический тезис.
Экономическое основание, которое согласно п. 3 ст. 3 НК РФ должен иметь устанавливаемый НК РФ порядок налогообложения, проявляется, в частности, в том, что этот порядок всегда имеет экономическую направленность, которая выражается в стимулировании или дестимулировании какой-либо модели экономического "поведения" хозяйствующих субъектов. Причем это имеет место и в тех случаях, когда речь не идет об установлении льгот, пониженных ставок или использовании других очевидных и явных способов и приемов. Поэтому выявление экономического смысла и направленности анализируемой нормы - это один из основных (при этом установленных в самом НК РФ) путей адекватного понимания воли законодателя, "проникновения" в ее сущность.
Отдельно следует остановиться на том, почему при определении ежемесячной суммы амортизации она исчислена не путем деления подлежащей списанию остаточной стоимости (951,16 ед.) на оставшийся срок полезного использования (73 мес.), в результате чего получилась бы значительно меньшая величина, относимая на расходы каждый месяц, - 13,0 ед. вместо 18,5 ед. (как это нередко предлагается и делается). В п. 1 ст. 258 НК РФ указано, что "при исчислении амортизации учитывается оставшийся срок полезного использования", но сам "порядок начисления амортизации", согласно которому определяется "сумма начисленной за один месяц амортизации", устанавливается не в ст. 258, а в ст. 259.1 НК РФ. Поэтому в ст. 258 НК РФ указано, какую величину надо помещать в показатель n приведенной в ст. 259.1 НК РФ формулы в той или иной ситуации.
Более того, при определении ежемесячной суммы амортизации путем деления подлежащей списанию на расходы остаточной стоимости на оставшийся срок полезного использования теряется стимулирующий характер установленного порядка: налогоплательщик, осуществивший модернизацию основных средств, будет продолжать амортизировать их столько же времени, сколько и тот, кто не тратился на улучшение, т.е. первый из них не получит никаких преимуществ.

Позиция официальных органов

Позиция Минфина России и Федеральной налоговой службы в отношении рассматриваемой ситуации наглядно (на числовых примерах) была сформулирована в середине 2000-х годов и с тех пор не изменилась (Письма Федеральной налоговой службы от 14.03.2005 N 02-1-07/23, Минфина России от 06.02.2007 N 03-03-06/4/10, от 11.01.2016 N 03-03-06/40).
Обоснованно исходя из того, что порядок исчисления месячной суммы амортизации при линейном способе установлен только в ст. 259.1 НК РФ, финансовый и налоговый органы сделали никак не вытекающий из этого вывод о том, что показатель n обозначает исключительно срок полезного использования, определенный при вводе основного средства в эксплуатацию. При этом норма п. 1 ст. 258 НК РФ об оставшемся сроке полезного использования не приводится, она упоминается лишь в ситуации, когда осуществляется модернизация полностью самортизированного основного средства (Письма Минфина России от 10.09.2009 N 03-03-06/2/167, от 18.11.2013 N 03-03-06/4/49459).
Следовательно, и норма амортизации, установленная при введении в эксплуатацию основного средства, остается одной и той же на протяжении всего его жизненного цикла и ни в каких ситуациях, в том числе после модернизации, не пересчитывается (если в формуле K = 1 / n x 100% величина n не меняется, то и показатель K тоже остается неизменным). Как указывается в приведенных Письмах ФНС России и Минфина России, при определении нормы амортизации налоговым законодательством не предусмотрено использования иных показателей, чем первоначально установленный срок полезного использования.
В результате применения неизменной нормы амортизации к увеличившейся благодаря модернизации первоначальной стоимости фактический срок полного списания стоимости объекта посредством амортизационных начислений может оказаться более длительным, чем первоначально установленный (в Письме ФНС России 2005 г. - это 50 мес. вместо 48, в Письме Минфина России 2007 г. - 43 мес. вместо 37). Такая возможность, как отмечено в двух Письмах, обусловлена тем, что согласно п. 2 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости такого объекта (т.е. не на дату истечения срока полезного использования) либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям.
Воспроизводится изложенная позиция (без числовых примеров) по данному вопросу и в Письме Минфина России от 11.01.2016 N 03-03-06/40, в котором указано, что если после модернизации объекта основных средств налогоплательщик не увеличил срок полезного использования, начисление амортизации следует продолжать, используя норму амортизации, которая была определена при введении этого основного средства в эксплуатацию, до полного погашения измененной первоначальной стоимости.

Наши выводы

В связи с приведенным пониманием официальных органов содержания показателя n в анализируемой формуле отметим следующее:
- оно не основано на определении данного показателя в самом тексте нормы, поскольку после слов "n - срок полезного использования данного объекта амортизируемого имущества, выраженный в месяцах" не указано "определенный на дату ввода в эксплуатацию данного объекта" или "в порядке, установленном п. 1 ст. 258 НК РФ" и т.п.;
- получается, что положение п. 1 ст. 258 НК РФ об использовании при начислении амортизации оставшегося срока полезного использования никогда не применяется, не имеет никаких налоговых последствий, тогда зачем же оно в нем сформулировано;
- в настоящее время Минфин России признает, что после модернизации в качестве значения показателя n может использоваться и увеличенный срок полезного использования, но это противоречит позиции о возможности использовать в качестве такого значения только первоначально установленный срок полезного использования, и тогда не понятно, почему измененный после модернизации срок полезного использования может применяться (о чем в НК РФ не сказано), а непосредственно названный в НК РФ оставшийся срок полезного использования для исчисления амортизации применять нельзя.

Судебная практика

Практически вся судебная практика по рассматриваемой проблеме сложилась в пользу налогоплательщиков. Из последних решений приведем два в целом типичных судебных акта. В Постановлении АС Поволжского округа от 22.01.2016 N Ф06-4506/2015 указано, что в п. 2 ст. 257 и п. 1 ст. 258 НК РФ установлен порядок определения амортизации с учетом изменившейся первоначальной стоимости объекта и оставшегося срока его использования и, как следствие, изменения нормы амортизации для модернизированных основных средств. Поскольку срок полезного использования основных средств в результате модернизации не увеличился, налогоплательщик был вправе начислять амортизацию исходя из остаточной стоимости основных средств, увеличенной на сумму затрат на модернизацию, и оставшегося срока полезного использования.
В Постановлении АС Западно-Сибирского округа от 01.09.2016 N А45-18480/2015 отмечено, что расчет налогового органа сделан без учета положений п. 1 ст. 258 НК РФ. Применение порядка расчета амортизации, предложенного налоговым органом, может привести к превышению предельного срока полезного использования для основных средств соответствующих амортизационных групп.
В связи с последним аргументом (к сожалению, редко используемым судами) отметим, что, хотя в п. 1 ст. 258 НК РФ говорится о невозможности именно налогоплательщиком принимать решение об увеличении срока полезного использования основных средств сверх предельного для соответствующей группы, трудно представить, что цель и смысл этой нормы состоит только в запрете оформлять документ о сроке полезного использования, превышающем предельный, а не в указании на принципиальную недопустимость такого превышения.
В некоторых случаях, не возражая против использования оставшегося срока полезного использования при расчете амортизации модернизированного основного средства, налоговый орган оспаривает стоимость, к которой применяется измененная норма амортизации. Так, в рассмотренном АС Волго-Вятского округа споре инспекция считала, что для установления ежемесячной суммы амортизации на норму амортизации должна умножаться не увеличенная первоначальная стоимость, как это следует из ст. 259.1 НК РФ, а остаточная на момент модернизации стоимость основного средства, увеличенная на сумму расходов по модернизации. Понятно, что при уменьшении величины одного из множителей и месячная сумма амортизации оказывалась ниже. Суд налоговый орган не поддержал (Постановление от 08.04.2015 N А79-4383/2014).
Таким образом, споры о применении формулы, приведенной в п. 2 ст. 259.1 НК РФ, после модернизации ведутся по двум аспектам: об исчислении нормы амортизации и о стоимости, к которой она применяется.
Отступление первое. Считается, что если в спорных ситуациях следовать позиции налоговых органов, то это консервативный вариант налоговой политики, позволяющий избежать штрафов и пеней. Из этого исходят и разработчики бухгалтерских программ, используя в качестве базового (типового), а иногда и вообще единственного варианта тот способ налогового учета, который соответствует позиции налоговых органов. В целом это правильно, если только не принимать во внимание то обстоятельство, что налоговый орган может и изменить свою позицию.

Пример. Не увеличив после модернизации основных средств срок их полезного использования, налогоплательщик начислял амортизацию исходя не из оставшегося, а первоначального срока полезного использования, т.е. действуя согласно рекомендациям Минфина России и ФНС России и известной по судебной практике позиции налоговых органов. В результате организация неизбежно, как было показано ранее, вынуждена была продолжать начислять амортизацию уже после окончания этого первоначально установленного срока полезного использования.

Проверяя налоговые периоды, в которых амортизация начислялась уже после окончания срока полезного использования, налоговый орган исключил суммы амортизации из состава расходов, утверждая при этом, что ее следовало начислять исходя из оставшегося, а не первоначально установленного срока полезного использования. В этом случае амортизация закончилась бы до проверяемых периодов, в которых по этой причине соответствующих расходов (в виде амортизации) быть не должно. Безусловно, суд с налоговым органом согласился, ибо судьи всегда считали, что в данной ситуации необходимо применять именно оставшийся срок полезного использования (Постановление АС Московского округа от 29.12.2014 N А40-60900/13).
Поскольку налоговый период, в котором закончился первоначально установленный срок полезного использования основного средства, истек тремя годами ранее года, в котором проводилась проверка, сохранить для налогового учета не учтенные в тот год расходы в виде амортизации весьма проблематично. Подать уточненную декларацию можно, но бессмысленно из-за нормы п. 7 ст. 78 НК РФ, а попытаться воспользоваться положением абзаца 3 п. 1 ст. 54 НК РФ можно только через суд, имея при этом в виду неоднозначность арбитражной практики по вопросу о применимости указанной нормы к событиям более чем 3-летней давности.

Модернизированное ОС с увеличенным сроком полезного использования

В отношении модернизированного основного средства, срок полезного использования которого увеличен налогоплательщиком, применяется увеличенная первоначальная стоимость и новый (увеличенный) срок полезного использования.

Пример. При вводе в эксплуатацию основное средство было отнесено к 6-й амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования свыше 10 до 15 лет включительно). Первоначальная стоимость, по которой ОС принято к налоговому учету, - 1 000 ед., срок полезного использования, установленный при вводе в эксплуатацию, - 121 мес., "первичная" норма амортизации - 0,83% (1 / 121 x 100%), ежемесячная сумма амортизации - 8,3 ед. (1 000 ед. x 0,83% : 100%).
Через 4 года, когда остаточная стоимость составила 601,16 ед. (1 000 ед. - 8,3 ед. x 48 мес.), проведена модернизация стоимостью 350 ед. После завершения модернизации срок полезного использования увеличен на два года (24 мес.). Для исчисления амортизации применяется срок полезного использования, равный 145 мес. (121 мес. + 24 мес.). Новая норма амортизации - 0,69% (1 / 145 x 100%), ежемесячная сумма амортизации - 9,32 ед. (1 350 ед. x 0,69% : 100%). Подлежащая списанию остаточная стоимость будет списана за 102 мес. (951,16 ед. : 9,32 ед.), что вместе со сроком полезного использования до модернизации приведет к несколько большему сроку полезного использования, чем новый увеличенный: 48 мес. + 102 мес. = 150 мес. > 145 мес.

С экономической точки зрения полученный результат можно оценить как незаинтересованность государства в увеличении срока полезного использования ОС, даже модернизированных, поскольку это может замедлить обновление основных фондов. В этом также возможно усмотреть и причину запрета на увеличение срока полезного использования сверх предельного по амортизационной группе. В то же время именно увеличение срока полезного использования модернизированного ОС наиболее точно отражает экономический смысл модернизации как таковой, так как в большинстве случаев она имеет целью продление срока службы ОС. Поэтому в бухгалтерском учете, где факты хозяйственной жизни отражаются исходя из приоритета экономического содержания перед правовой формой, после модернизации ОС срок его полезного использования всегда должен увеличиваться, в том числе и тогда, когда в налоговом учете это делать запрещено.

Позиция официальных органов

Позиция Минфина России в отношении рассматриваемой ситуации долгое время состояла в том, что, несмотря на право налогоплательщика увеличивать срок полезного использования ОС в пределах установленных для соответствующей амортизационной группы сроков (п. 1 ст. 258 НК РФ), норма амортизации, определенная на дату ввода ОС в эксплуатацию исходя из первоначально определенного срока полезного использования, не должна меняться (Письмо от 10.07.2015 N 03-03-06/39775 и др.).
Таким образом, еще раз выходило, что в НК РФ существуют положения, не имеющие никаких налоговых последствий, и в этом состоял методологический недостаток позиции Минфина России, обусловленный устойчивым мнением о неизменности нормы амортизации при любых условиях.
Кроме того, эта позиция вела к налоговым рискам, ибо позволяла ежемесячно относить на расходы большую сумму амортизации, как если бы она рассчитывалась исходя из увеличенного срока полезного использования (при увеличении знаменателя "n" дроби 1/n амортизируемая стоимость умножалась бы на меньшую величину). Поскольку точка зрения Минфина России не сообщалась ФНС России и не доводилась последней до сведения налоговых органов, то они вполне могли с нею не согласиться.
Минфин России изменил свое мнение и в Письме от 25.10.2016 N 03-03-06/1/62131 указал, что, если срок полезного использования после проведения реконструкции, модернизации или технического перевооружения был увеличен, организация вправе начислять амортизацию по новой норме, рассчитанной исходя из нового срока полезного использования ОС.

не увеличен налогоплательщиком

В отношении полностью самортизированного модернизированного ОС, срок полезного использования которого не увеличен налогоплательщиком, применяется увеличенная первоначальная стоимость и прежний срок полезного использования.

Судебная практика

Рассматривая проблему начисления амортизации после модернизации полностью самортизированного ОС, т.е. срок полезного использования которого закончен, прежде напомним, что к спорной ситуации, которая не регулируется положениями НК РФ, необходимо применять общую правовую норму, а именно формулу, содержащуюся в п. 2 ст. 259.1 НК РФ, с включением в нее соответствующих значений.
В соответствии с именно этим утверждением и надо воспринимать встречающиеся в арбитражной практике заявления судов о том, что в НК РФ не урегулирован вопрос об отнесении на расходы затрат в ситуации, когда срок полезного использования ОС истек, но налогоплательщик тем не менее произвел его реконструкцию (модернизацию) (Постановление АС Волго-Вятского округа от 08.04.2015 N А79-4383/2014).
Ситуация, когда после модернизации ОС с закончившимся сроком полезного использования налогоплательщик его не увеличивает, достаточно редкая, но возможная. Основным препятствием для увеличения срока полезного использования может быть установление при вводе в эксплуатацию о ОС предельного для соответствующей амортизационной группы срока полезного использования.
Однако и при отсутствии такого препятствия у организации могут иметься причины не увеличивать закончившийся срок полезного использования модернизированного ОС. Зная, что в случае неизменности срока полезного использования после модернизации суды поддерживают порядок начисления амортизации исходя из оставшегося срока полезного использования, налогоплательщик иногда надеется на поддержку этими же судами операции по единовременному списанию расходов на модернизацию ОС, оставшийся срок полезного использования которого равен нулю.
Тем не менее надежды эти напрасные: в Постановлении от 28.03.2013 N А40-7640/09-115-26 ФАС Московского округа указал, что списать единовременно капитальные затраты нельзя в соответствии с п. 5 ст. 270 НК РФ, поскольку в результате реконструкции ОС оно остается таковым, начисление амортизации по прежней ее норме до полного погашения измененной первоначальной стоимости не противоречит положениям главы 25 НК РФ и соответствует разъяснениям Минфина России.

Позиция официальных органов

В настоящее время Минфин России также считает, что при осуществлении реконструкции ОС, остаточная стоимость которого равна нулю, стоимость произведенной реконструкции будет амортизироваться по тем нормам, которые предусмотрены для данной категории ОС, при введении этого ОС в эксплуатацию (Письмо от 07.10.2016 N 03-03-06/1/58661). И в случае, если налогоплательщик не увеличил срок полезного использования (не важно, по каким причинам), эта позиция представляется обоснованной, ибо просто отсутствует какой-либо иной срок полезного использования, на основании которого можно было бы исчислить иную норму амортизации.

Пример. Сохраним условия предыдущего примера, но отметим, что модернизация проводится не ранее чем через 10 лет, т.е. в отношении полностью самортизированного ОС. Тогда ежемесячная сумма амортизации составит 11,2 ед. ((1 000 ед. + 350 ед.) x 0,83% : 100%), в результате чего стоимость модернизации в размере 350 ед. будет списана на расходы за 31 мес. (350 ед. : 11,2 ед.).

Полностью самортизированное модернизированное ОС, срок полезного использования которого увеличен налогоплательщиком

В отношении полностью самортизированного модернизированного ОС, срок полезного использования которого увеличен налогоплательщиком, применяется увеличенная первоначальная стоимость и увеличенный срок полезного использования.
Изначально следует отметить, что описываемая позиция не выгодна налогоплательщикам, но она основана на положениях НК РФ в соответствии с принятым их пониманием, а при анализе правовых норм объективность и последовательность - прежде всего.
Во-первых, оттого что первоначально установленный срок полезного использования закончился, в качестве характеристики ОС он никуда не исчез. Поэтому согласно терминологии НК РФ (п. 1 ст. 258) иметь в виду можно только увеличенный, но никак не новый срок полезного использования, устанавливаемый безотносительно прежнего, закончившегося. Значит, увеличивать срок полезного использования полностью самортизированного средства надлежит только по общему правилу, т.е. лишь в пределах сроков, установленных для соответствующей амортизационной группы.
Во-вторых, для исчисления нормы амортизации применяется не показатель увеличения срока полезного использования, а весь увеличенный срок полезного использования.

Пример. Сохраним условия первого примера, но укажем, что модернизация проводится не ранее чем через 10 лет (в отношении средства, срок полезного использования которого закончился). Таким образом, стоимость модернизации в размере 350 ед. при норме амортизации 0,69% и ежемесячной сумме амортизации 9,32 ед. будет списана на расходы за 38 мес. (350 ед. : 9,32 ед.).

Такой подход, при котором уменьшается норма амортизации, налогоплательщиков не устраивает, и они стараются обосновать правомерность расчета (увеличения) нормы амортизации исходя из вновь установленного срока полезного использования, а именно только из величины, на которую увеличился первоначальный срок (Постановления АС Северо-Кавказского округа от 09.08.2016 N А32-35378/2015, АС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2016 N А19-10686/2015, АС Московского округа от 13.05.2015 N А40-127013/14, в передаче которого на пересмотр отказано Определением ВС РФ от 11.09.2015 N 305-КГ15-10399).
С учетом указанных судебных актов норма амортизации увеличится с 0,69 до 4,17% (1: 24 x 100%), ежемесячная сумма амортизации - с 9,32 до 56,3 ед. (1 350 ед. x 4,17% : 100%), а срок списания суммы расходов на модернизацию сократится с 38 до 6 мес.

Позиция официальных органов

В данном случае Минфин России и налоговые органы занимают промежуточную позицию: исходя из неизменности первоначально определенной нормы амортизации они, с одной стороны, не согласны с предлагаемым налогоплательщиком ее увеличением, но, с другой, и не требуют ее уменьшения, как это имеет место в нашей позиции. По их логике ежемесячная сумма амортизации, если исходить из первоначальной нормы амортизации 0,83%, должна составлять 11,2 ед., что позволит списать расходы на модернизацию за 31 мес. (против 38 мес. - при нашем подходе и 6 мес. - у налогоплательщика).
Как видим, позиция Минфина России и налоговых органов экономически индифферентна по отношению к тому, увеличен или нет срок полезного использования объекта ОС после модернизации, - в обоих случаях стоимость модернизации списывается на расходы за один и тот же промежуток времени.
Если считать, что нормы НК РФ должны стимулировать модернизацию любых ОС (как не полностью, так и полностью самортизированных), то наиболее соответствующей этой цели является поддерживаемая судами позиция налогоплательщиков, а наименее - наша позиция. Однако если предположить, что с помощью правовых норм НК РФ законодатель хотел сделать более выгодной для налогоплательщиков замену устаревшего оборудования, а не его улучшение в какой-либо форме, т.е. сделать последнее как раз невыгодным, то тогда следует обратный вывод: наиболее соответствующей этому желанию законодателя будет наша позиция, а наименее - налогоплательщика.
На практике рассмотренная ситуация нередко возникала в отношении объектов ОС, относившихся к так называемой 11-й амортизационной группе. В эту группу, напомним, по состоянию на 1 января 2002 г. включались амортизируемые ОС, фактический срок использования которых (срок фактической амортизации) на указанную дату был больше, чем срок полезного использования, который был бы установлен для них в соответствии с требованиями ст. 258 НК РФ; минимальный срок полезного использования для этой группы составлял 7 лет (п. 1 ст. 322 НК РФ в ред., действовавшей до 2009 г.), но фактически большинство налогоплательщиков использовали его также в качестве максимального, в результате чего он закончился относительно этих ОС в 2008 г.

Наши выводы

По нашему мнению, при установлении дополнительного срока полезного использования таких ОС после проведения их модернизации следует ориентироваться на сроки, определенные для той амортизационной группы, в которую они попадают на дату завершения модернизации (условно говоря, на дату ввода в эксплуатацию после модернизации). Однако специфика ситуации состоит в том, что в этой новой группе срок может быть меньшим, чем был первоначально установленный срок полезного использования в 7 лет (84 мес.). При соблюдении единого методологического подхода данное обстоятельство не должно бы влиять на оценку получившегося результата.
Понятно, что на практике участники налоговых правоотношений зачастую руководствуются не принципами, а интересами. В ситуации, когда срок в соответствующей амортизационной группе составляет менее 84 мес., который и выбирает налогоплательщик, налоговые органы требуют применять при исчислении нормы амортизации первоначально установленный срок полезного использования в 84 мес. Если же нижняя граница срока в соответствующей амортизационной группе равняется более 84 мес., то тогда налогоплательщик "вспоминает" про отстаиваемый официальными органами принцип неизменности нормы амортизации и выбирает срок в 84 мес., но налоговый орган в свою очередь "забывает" о данном принципе, настаивая на применении сроков, установленных для амортизационной группы.

Судебная практика

В обоих случаях суды поддерживают налогоплательщиков (соответственно Постановления АС Поволжского округа от 08.02.2016 N Ф06-5004/2015, АС Северо-Кавказского округа от 05.05.2016 N А32-6071/2015, в передаче которого на пересмотр отказано Определением ВС РФ от 18.08.2016 N 308-КГ16-9688).
Напомним, что в подобных ситуациях, когда по явно методологическому вопросу имеется противоположная арбитражная практика и отсутствуют разъяснения ФНС России, налоговый орган должен направить проект акта камеральной или выездной проверки на согласование в вышестоящую налоговую инстанцию для выработки единой позиции (п.п. 1, 5 п. 6, п. 14 Порядка организации деятельности налоговых органов по вопросам формирования единой методологической позиции в области налогообложения юридических лиц, утвержденного Приказом ФНС России от 17.10.2013 N ММВ-7-3/449@). Во многих случаях обращение к этому Приказу, с помощью которого обеспечивается предсказуемость поведения налоговых органов, а значит, и прогнозирование налоговых рисков, является действенным средством налогоплательщика в споре с налоговым органом.
Отступление второе. Как отмечалось, споры о порядке начисления амортизации идут не только относительно сроков полезного использования, применяемых для исчисления нормы амортизации, но и в отношении стоимости модернизированного ОС, к которой эта норма амортизации применяется. Так, в уже приводившемся примере спора (Постановление АС Московского округа N А40-60900/13) налоговый орган обвинял общество и в неправомерном завышении суммы модернизации ОС, срок полезного использования которых на дату ввода в эксплуатацию после модернизации истек. Произошло это, по мнению инспекторов, из-за того, что ежемесячная сумма амортизации исчислялась исходя не из стоимости модернизации, а из суммы первоначальной стоимости и стоимости модернизации. При этом по вопросу о неизменности нормы амортизации, установленной при вводе ОС в эксплуатацию, спора не было.
Если основываться на нашем сквозном примере, то согласно логике налогоплательщика, полностью соответствующей порядку определения первого множителя из формулы п. 2 ст. 259.1 НК РФ, для определения ежемесячной суммы амортизации норма амортизации 0,83% должна применяться к величине в 1 350 ед., а по непонятной логике налогового органа - только к расходам на модернизацию в размере 350 ед. В первом случае сумма ежемесячной амортизации составит 11,2 ед. со списанием в состав расходов затрат на модернизацию за 31 мес. (350 ед. : 11,2 ед.), а во втором - 2,9 ед. (350 x 0,83% : 100%) и 121 мес. (350 ед. : 2,9 ед.) соответственно.
Суд занял сторону налогового органа, методологической основой чего является мнение о том, что при отсутствии специального регулирования рассматриваемой ситуации в НК РФ в нем вообще нет какой-либо нормы, подлежащей применению в данном случае. Такая позиция позволяет считать себя ничем (в том числе общими применимыми нормами НК РФ) не связанным при принятии решений. При этом непонятным и не подтверждаемым цифрами выглядит аргумент налогового органа и суда о том, что использованный налогоплательщиком порядок определения первоначальной стоимости после модернизации, по сути, приводит к повторному списанию ранее учтенных затрат (амортизации), так как при любом порядке расчета ежемесячной суммы амортизации на расходы не может быть списана сумма, превышающая стоимость модернизации, а то, за какой срок это происходит, на общую величину признаваемых расходов никак не влияет.

Амортизация модернизированного ОС первоначальной стоимостью не более 100 тыс. руб., списанной единовременно
на расходы при вводе в эксплуатацию

Соглашаясь с мнением Минфина России о том, что вопрос о списании расходов на модернизацию через амортизацию возникает в случае, если сумма списанной первоначальной стоимости и затрат на модернизацию превышает 100 тыс. руб. (Письмо от 07.02.2017 N 03-03-06/1/7342), отметим следующее. Данное мнение более, чем предыдущие, соответствует содержащейся в п. 2 ст. 257 и п. 2 ст. 259.1 НК РФ идее о том, что, будучи списанной на расходы (неважно через амортизацию или единовременно), первоначальная стоимость как неотъемлемая характеристика ОС не исчезает и поэтому после проведения модернизации образуется не самостоятельная новая, а измененная первоначальная стоимость. Следовательно, способ списания соответствующей суммы увеличения (через амортизацию или единовременно) должен определяться согласно общему порядку в зависимости от величины (более или не более 100 тыс. руб.) измененной первоначальной стоимости.
Таким образом, два прежних подхода Минфина России к вопросу о порядке списания стоимости модернизации (всегда единовременно или в зависимости от соотношения размера расходов на модернизацию со стоимостным критерием признания объекта амортизируемым имуществом (Письма от 25.03.2010 N 03-03-06/1/173 и от 14.04.2005 N 03-01-20/2-56 соответственно)) представляются менее соответствующими логике и нормам НК РФ, их соотношению.
Вместе с тем в Письмах 2017 и 2005 гг., согласно которым может стать возможным неединовременное списание на расходы суммы затрат на модернизацию ОС, первоначальная стоимость которых ниже критерия отнесения их к амортизируемому имуществу, не говорится о порядке определения срока полезного использования, а без него нельзя исчислить норму амортизации. Очевидно, в качестве первоначального срока полезного использования должен применяться (выбираться из соответствующего диапазона) срок в той амортизационной группе, к которой было бы отнесено ОС, если бы его первоначальная стоимость превышала 100 тыс. руб. Далее расчет должен осуществляться так, как это показано в приведенных последних двух примерах, в зависимости от того, когда производится модернизация - до или после истечения выбранного срока полезного использования, остался ли он прежним или увеличился.

Совет: в учетной политике для целей бухучета закрепите такой же порядок прекращения и возобновления начисления амортизации по основным средствам, переданным на модернизацию на срок свыше 12 месяцев, как и в налоговом учете.

В этом случае в учете организации не будут возникать временные разницы , приводящие к образованию отложенного налогового обязательства .

Срок использования ОС после модернизации

Модернизация может привести к увеличению срока полезного использования основного средства. В этом случае для целей бухучета оставшийся срок полезного использования модернизированного основного средства должен быть пересмотрен (п. 20 ПБУ 6/01, п. 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Это делает приемочная комиссия при принятии основного средства из модернизации:

  • исходя из срока, в течение которого планируется использовать основное средство после модернизации для управленческих нужд, для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и иного извлечения доходов;
  • исходя из срока, по окончании которого основное средство предположительно будет непригодно к дальнейшему использованию (т. е. физически изношено). При этом учитывается режим (количество смен) и негативные условия эксплуатации основного средства, а также системы (периодичности) проведения ремонта.

Это следует из пункта 20 ПБУ 6/01.

О том, что модернизация не привела к увеличению срока полезного использования, приемочная комиссия может указать в акте по форме № ОС-3 .

Результаты пересмотра срока полезного использования в связи с модернизацией основного средства оформите приказом руководителя.

Ситуация: как в бухучете начислять амортизацию после модернизации основного средства?

Порядок начисления амортизации после модернизации основного средства законодательством по бухучету не определен. В пункте 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, приведен лишь пример расчета амортизационных отчислений с применением линейного способа. Так согласно примеру, при линейном методе годовая сумма амортизационных отчислений основного средства после модернизации определяется в следующем порядке.

Годовую норму амортизации основного средства после модернизации рассчитайте по формуле:


Затем рассчитайте годовую сумму амортизации. Для этого используйте формулу:


Сумма амортизации, которую нужно начислять ежемесячно, составляет 1/12 годовой суммы (абз. 5 п. 19 ПБУ 6/01).

Такой способ расчета организация вправе применять, даже если в результате модернизации срок полезного использования основного средства не изменился (остался прежним). Это объясняется тем, что пункт 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, не содержит условий об обязательном увеличении срока полезного использования в результате модернизации. Значит, организация может начислять амортизацию, исходя из остаточной стоимости основного средства (с учетом ее увеличения на сумму расходов на модернизацию) и оставшегося срока его полезного использования независимо от того, был ли увеличен этот срок после модернизации или нет. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 23 июня 2004 г. № 07-02-14/144.

Если организация использует другие способы начисления амортизации (способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)), то годовую сумму амортизационных отчислений можно определить в порядке:

  • аналогичном порядку, приведенному в примере для линейного способа;
  • разработанном организацией самостоятельно.

Применяемый вариант расчета амортизации по основным средствам после модернизации закрепите в учетной политике организации для целей бухучета .

Пример отражения в бухучете амортизации по основному средству после его модернизации

ООО «Альфа» занимается ремонтом медтехники. В апреле 2015 года организация провела модернизацию производственного оборудования, введенного в эксплуатацию в июле 2012 года.

Первоначальная стоимость оборудования - 300 000 руб. Срок полезного использования по данным бухучета - 10 лет. Способ начисления амортизации - линейный. В результате проведенной модернизации срок полезного использования объекта увеличился на 1 год.

До модернизации основного средства годовая норма амортизации была равна 10 процентам ((1: 10 лет) × 100%). Годовая сумма амортизации составляла 30 000 руб. (300 000 руб. × 10%). Месячная сумма амортизации была равна 2500 руб. (30 000 руб. : 12 мес.).

На модернизацию оборудования израсходовано 59 000 руб. Модернизация продолжалась менее 12 месяцев, поэтому начисление амортизации не приостанавливалось. На момент окончания модернизации фактический срок эксплуатации оборудования составил 33 месяца. Его остаточная стоимость по данным бухучета равна:
300 000 руб. - (33 мес. × 2500 руб./мес.) = 217 500 руб.

После модернизации срок полезного использования основного средства был увеличен на 1 год и составил 8,25 года (7,25 + 1).

Годовая норма амортизации оборудования после модернизации составила 12,1212 процента ((1: 8,25 года) × 100%).

Годовая сумма амортизации равна 33 515 руб. ((217 500 руб. + 59 000 руб.) × 12,1212%).

Месячная сумма амортизации составляет 2793 руб. (33 515 руб. : 12 мес.).

Модернизация ОС сторонними силами

ОСНО: налог на прибыль

В налоговом учете расходы на модернизацию объектов непроизводственного назначения не учитывайте. Это связано с тем, что все расходы, уменьшающие налоговую базу, должны быть экономически обоснованны (п. 1 ст. 252 НК РФ). То есть связаны с производственной деятельностью организации.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 257, пункта 2 статьи 259.1, абзаца 2 пункта 3 статьи 259.2 Налогового кодекса РФ.

Если организация применяет метод начисления, первоначальную стоимость основного средства увеличьте после завершения модернизации (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Если же организация применяет кассовый метод, первоначальную стоимость основного средства увеличьте по мере окончания модернизации и оплаты расходов на ее проведение (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Важно: если в результате модернизации основное средство изменится так, что будет создано новое основное средство (новый код ОКОФ), то первоначальную стоимость имущества определите в порядке , установленном статьей 257 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 10 июля 2015 г. № 03-03-06/39775).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на проведение модернизации основного средства. Организация применяет общую систему налогообложения

В июне-августе 2015 года ООО «Альфа» провело модернизацию оборудования подрядным способом. Стоимость работ, выполненных подрядчиком, составила 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб. Акт по форме № ОС-3 был подписан в августе 2015 года. Организация применяет метод начисления и платит налог на прибыль поквартально. Данные бухгалтерского и налогового учета совпадают. Амортизационную премию организация не применяет. Операций, не облагаемых НДС, организация не выполняет.

Первоначальная стоимость оборудования, по которой оно принято к учету, составляет 300 000 руб. Оборудование относится ко второй амортизационной группе. Поэтому при принятии к учету был установлен срок полезного использования 3 года (36 месяцев). Амортизация начисляется линейным методом.

Для целей бухучета годовая норма амортизации составляет 33,3333 процента (1: 3 × 100%), годовая сумма амортизации - 100 000 руб. (300 000 руб. × 33,3333%), ежемесячная сумма амортизации - 8333 руб./мес. (100 000 руб. : 12 мес.).

Для целей налогового учета ежемесячная норма амортизации по оборудованию равна 2,7777 процента (1: 36 мес. × 100%), ежемесячная сумма амортизационных отчислений - 8333 руб./мес. (300 000 руб. × 2,7777%).

Поскольку модернизация продолжалась менее 12 месяцев, в период ее проведения бухгалтер амортизацию по оборудованию начислял.

Модернизация не привела к увеличению срока полезного использования оборудования. Поэтому для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования модернизированного оборудования не пересматривался. В бухучете амортизация по оборудованию начислялась в течение 24 месяцев. Поэтому для целей бухучета оставшийся срок полезного использования основного средства после модернизации составляет 1 год (36 мес. - 24 мес.).

В период модернизации оборудования бухгалтер «Альфы» в учете делал следующие записи.

В июне и июле 2015 года:

Дебет 26 Кредит 02
- 8333 руб. - начислена амортизация по модернизируемому оборудованию.

В августе 2015 года:

Дебет 08 субсчет «Расходы на модернизацию основных средств» Кредит 60
- 50 000 руб. (59 000 руб. - 9000 руб.) - учтена стоимость работ подрядчика модернизации основного средства;

Дебет 19 Кредит 60
- 9000 руб. - учтен НДС со стоимости работ подрядчика;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 9000 руб. - принят НДС к вычету;

Дебет 60 Кредит 51
- 59 000 руб. - оплачены работы подрядчика;

Дебет 26 Кредит 02
- 8333 руб. - начислена амортизация по модернизируемому оборудованию;

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Расходы на модернизацию основных средств»
- 50 000 руб. - увеличена первоначальная стоимость оборудования на стоимость работ по его модернизации.

Первоначальная стоимость оборудования с учетом расходов на проведение модернизации составила 350 000 руб. (300 000 руб. + 50 000 руб.). Остаточная стоимость оборудования без учета этих расходов равна 100 008 руб. (300 000 руб. - 8333 руб. × 24 мес.), а с учетом - 150 008 руб. (100 008 руб. + 50 000 руб.).

Для целей бухучета годовая норма амортизации оборудования после модернизации составляет 100 процентов (1: 1 год × 100%), годовая сумма амортизации - 150 008 руб. (150 008 руб. × 100%), ежемесячная сумма амортизации - 12 501 руб./мес. (150 008 руб. : 12 мес.).

В налоговом учете ежемесячная сумма амортизационных отчислений после модернизации составила:
350 000 руб. × 2,7777% = 9722 руб./мес.

Поскольку после модернизации ежемесячная сумма амортизационных отчислений для целей бухгалтерского и налогового учета стала отличаться, у организации возникла временная разница 2779 руб. (12 501 руб./мес. - 9722 руб./мес.), приводящая к образованию отложенного налогового актива.

С сентября 2015 года по август 2016 года (12 месяцев) начисление амортизационных отчислений бухгалтер отражал проводками:

Дебет 26 Кредит 02
- 12 501 руб. - начислена амортизация по модернизированному оборудованию;

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- 556 руб. (2779 руб. × 20%) - начислен отложенный налоговый актив с разницы между ежемесячными амортизационными отчислениями для целей бухгалтерского и налогового учета.

В августе 2016 года в бухучете оборудование было полностью самортизировано (350 000 руб. - 8333 руб./мес. × 24 мес. - 12 501 руб./мес. × 12 мес.). Поэтому с сентября 2016 года бухгалтер прекратил начислять по нему амортизацию.

В налоговом учете оборудование не самортизировано на сумму 33 344 руб. (350 000 руб. - 8333 руб./мес. × 24 мес. - 9722 руб./мес. × 12 мес.). Поэтому в налоговом учете бухгалтер продолжил начислять амортизацию (письмо Минфина России от 2 марта 2006 г. № 03-03-04/1/168).

С сентября по ноябрь 2016 года (3 месяца) по мере начисления амортизации бухгалтер «Гермеса» списывал отложенный налоговый актив:


- 1944 руб. (9722 руб. × 20%) - списан отложенный налоговый актив.

В декабре 2016 года сумма амортизационных отчислений составила 4178 руб. (33 344 руб. - 9722 руб./мес. × 3 мес.). Списание отложенного актива бухгалтер отразил проводкой:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
- 836 руб. (4178 руб. × 20%) - списан отложенный налоговый актив.

Модернизация основных средств. Особенности бухгалтерского и налогового учета

Срок службы объекта может измениться, если проведена модернизация основных средств. Особенности бухгалтерского и налогового учета - на примерах.

При эксплуатации основные средства морально и физически изнашиваются. Модернизация основных средств является одним из способов восстановления основного средства. Модернизация основных средств - это работы, в результате которых изменилось технологическое или служебное назначение объекта или появилась возможность его работы (использования) с повышенными нагрузками

Модернизация основных средств может выполняться:

  • хозспособом (т. е. собственными силами организации);
  • подрядным способом (т. е. с привлечением сторонних организаций, предпринимателей или граждан).

Документальное оформление модернизации основных средств

Решение о модернизации основных средств нужно оформить приказом руководителя организации, в котором необходимо указать:

  • причины модернизации;
  • сроки ее проведения;
  • лиц, ответственных за проведение модернизации.

Если модернизация основных средств выполняется силами сторонних лиц, то с исполнителями нужно заключить договор подряда. При передаче основных средств подрядчику оформите акт о приеме-передаче объекта основных средств на модернизацию. Его можно составить в произвольной форме. Если основное средство будет утрачено (испорчено) подрядчиком, подписанный акт позволит организации потребовать возмещения причиненных убытков. При отсутствии такого акта доказать передачу основного средства подрядчику будет сложно.

При передаче основного средства на модернизацию в специальное подразделение организации (например, ремонтную службу) следует составить накладную на внутреннее перемещение (например, по унифицированной форме № ОС-2). Если при модернизации местонахождение основного средства не меняется, никаких передаточных документов составлять не нужно.

По окончании модернизации составляется акт о приеме-сдаче модернизированных основных средств (например, по форме № ОС-3). Его заполняют независимо от того, хозяйственным или подрядным способом была проведена модернизация. Только в первом случае организация оформляет бланк в одном экземпляре, а во втором - в двух (для себя и для подрядчиков). Акт подписывают:

  • члены приемочной комиссии, созданной в организации;
  • сотрудники, ответственные за модернизацию основного средства (или представители подрядчика);
  • сотрудники, ответственные за сохранность основного средства после модернизации.

Модернизация основных средств: особенности бухгалтерского учета

Затраты на модернизацию основных средств изменяют (увеличивают) их первоначальную стоимость в бухгалтерском учете (п. 14 ПБУ 6/01). Организация обязана вести учет основных средств по степени их использования:

  • в эксплуатации;
  • в запасе (резерве);
  • на модернизации и т. д.

Учет основных средств по степени использования можно вести с отражением или без отражения на счете 01 (03). Так, при долгосрочной модернизации целесообразно учитывать основные средства на отдельном субсчете »Основные средства на модернизации». Подобная операция может быть отражена записью:

ДЕБЕТ 01 (03) субсчет »Основные средства на модернизации» КРЕДИТ 01 (03) субсчет »Основные средства в эксплуатации»
- передано на модернизацию основное средство.

Когда модернизация основных средств закончится делают обратную проводку.

Учет затрат на модернизацию основных средств

Затраты на модернизацию основных средств учитывайте на счете 08 »Вложения во внеоборотные активы». Чтобы обеспечить возможность получения данных по видам капитальных вложений, к счету 08 целесообразно открыть субсчет »Расходы на модернизацию». Модернизация основных средств отражается в бухгалтерском учете записью:

ДЕБЕТ 08 субсчет »Расходы на модернизацию» КРЕДИТ 10 (16, 23, 60, 68, 69, 70, 76...)

  • учтены расходы на проведение модернизации.

По завершении модернизации затраты, учтенные на счете 08, можно включить в первоначальную стоимость основного средства либо учесть обособленно на счете 01 (03). Об этом сказано в пункте 42 .

При включении затрат на проведение модернизации в первоначальную стоимость основных средств сделайте проводку:

ДЕБЕТ 01 (03) КРЕДИТ 08 субсчет »Расходы на модернизацию»

  • проведена модернизация основных средств и увеличена их первоначальная стоимость.

В этом случае расходы на проведение модернизации отразите в первичных документах по учету основных средств. Например, в инвентарной карточке учета основного средства.

При обособленном учете затраты на проведении модернизации спишите на отдельный субсчет к счету 01 (03). Например, субсчет »Расходы на модернизацию основного средства»:

ДЕБЕТ 01 (03) субсчет »Расходы на модернизацию основного средства» КРЕДИТ 08 субсчет »Расходы на реконструкцию»

  • списаны затраты на проведение модернизации основного средства на счет 01 (03).

В этом случае на сумму произведенных затрат откройте отдельную инвентарную карточку.

Амортизация во время модернизации основных средств

При проведении модернизации со сроком не более 12 месяцев амортизацию по основному средству начисляйте. Если модернизация основного средства проводится более 12 месяцев, то начисление амортизации по нему приостановите. В этом случае возобновите начисление амортизации после окончания модернизации.

Для целей бухучета конкретный момент прекращения и возобновления начисления амортизации по основным средствам, переданным на модернизацию на срок свыше 12 месяцев, законодательством не установлен. Поэтому месяц, с которого прекращается и возобновляется начисление амортизации для целей бухучета по таким основным средствам, организация должна установить самостоятельно. При этом возможными вариантами могут быть:

  • начисление амортизации приостанавливается с 1-го числа месяца, в котором основное средство было передано на модернизацию. А возобновляется с 1-го числа месяца, в котором была закончена модернизация;
  • начисление амортизации приостанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было передано на модернизацию. А возобновляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором модернизация была закончена.

Выбранный вариант приостановки и возобновления начисления амортизации для целей бухучета по основным средствам, модернизируемым сроком свыше 12 месяцев, отразите в учетной политике организации для целей бухучета.

Совет
В учетной политике для целей бухучета закрепите такой же порядок прекращения и возобновления начисления амортизации по основным средствам, переданным на модернизацию на срок свыше 12 месяцев, как и в налоговом учете. В этом случае в учете организации не будут возникать временные разницы, приводящие к образованию отложенного налогового обязательства.

Срок использования основных средств после модернизации

Модернизация может привести к увеличению срока полезного использования основных средств. В этом случае для целей бухучета оставшийся срок полезного использования модернизированного основного средства должен быть пересмотрен. Это делает приемочная комиссия при принятии основного средства из модернизации:

  • исходя из срока, в течение которого планируется использовать основное средство после модернизации для управленческих нужд, для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и иного извлечения доходов;
  • исходя из срока, по окончании которого основное средство предположительно будет непригодно к дальнейшему использованию (т. е. физически изношено). При этом учитывается режим (количество смен) и негативные условия эксплуатации основного средства, а также системы (периодичности) проведения ремонта.

Результаты пересмотра срока полезного использования в связи с модернизацией основного средства оформите приказом руководителя.

Амортизация после модернизации основного средства

Порядок начисления амортизации после модернизации основного средства законодательством по бухучету не определен. В пункте 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н , приведен лишь пример расчета амортизационных отчислений с применением линейного способа.

Согласно примеру, при линейном методе годовая сумма амортизационных отчислений основного средства после модернизации определяется в следующем порядке. Годовую норму амортизации основного средства после модернизации рассчитайте по формуле:

Затем рассчитайте годовую сумму амортизации. Для этого используйте формулу:

Сумма амортизации, которую нужно начислять ежемесячно, составляет 1/12 годовой суммы.

Такой способ расчета организация вправе применять, даже если в результате модернизации срок полезного использования основного средства не изменился (остался прежним). Это объясняется тем, что пункт 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н , не содержит условий об обязательном увеличении срока полезного использования в результате модернизации. Значит, организация может начислять амортизацию, исходя из остаточной стоимости основного средства (с учетом ее увеличения на сумму расходов на модернизацию) и оставшегося срока его полезного использования независимо от того, был ли увеличен этот срок после модернизации или нет.

Если организация использует другие способы начисления амортизации (способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)), то годовую сумму амортизационных отчислений можно определить в порядке:

  • аналогичном порядку, приведенному в примере для линейного способа;
  • разработанном организацией самостоятельно.

Применяемый вариант расчета амортизации по основным средствам после модернизации закрепите в учетной политике организации для целей бухучета.

Пример
ЗАО »Альфа» занимается ремонтом медтехники. В апреле 2016 года организация провела модернизацию производственного оборудования, введенного в эксплуатацию в июле 2013 года.

Первоначальная стоимость оборудования - 300 000 руб. Срок полезного использования по данным бухучета - 10 лет. Способ начисления амортизации - линейный. В результате проведенной модернизации срок полезного использования объекта увеличился на 1 год.

До модернизации основного средства годовая норма амортизации была равна 10 процентам ((1: 10 лет) × 100%). Годовая сумма амортизации составляла:
300 000 руб. × 10% = 30 000 руб.

Месячная сумма амортизации была равна:
30 000 руб. : 12 мес. = 2500 руб.

На модернизацию оборудования израсходовали 59 000 руб. Модернизация продолжалась менее 12 месяцев, поэтому начисление амортизации не приостанавливалось. На момент окончания модернизации фактический срок эксплуатации оборудования составил 33 месяца. Его остаточная стоимость по данным бухучета равна:
300 000 руб. - (33 мес. × 2500 руб./мес.) = 217 500 руб.

После модернизации срок полезного использования основного средства был увеличен на 1 год и составил 8,25 года (7,25 + 1).

Годовая норма амортизации оборудования после модернизации составила:
(1: 8,25 года) × 100% = 12,1212%

Годовая сумма амортизации равна:
(217 500 руб. + 59 000 руб.) × 12,1212% = 33 515 руб.

Месячная сумма амортизации составляет:
33 515 руб. : 12 мес. = 2793 руб.

Модернизация основных средств: особенности налогового учета

В налоговом учете расходы на модернизацию объектов непроизводственного назначения не учитывайте. Это связано с тем, что все расходы, уменьшающие налоговую базу, должны быть экономически обоснованны (п. 1 ст. 252 НК РФ). То есть связаны с производственной деятельностью организации.

По имуществу производственного назначения расходы на модернизацию основного средства в течение периода ее проведения налоговую базу по налогу на прибыль не уменьшают. После окончания модернизации расходы на ее проведение включите в первоначальную стоимость основного средства (при применении линейного метода) или в суммарный баланс амортизационной группы (подгруппы) (при применении нелинейного метода). Далее эти расходы погашайте посредством амортизации.

Пример
В июне-августе 2016 года ЗАО »Альфа» провело модернизацию оборудования подрядным способом. Стоимость работ, выполненных подрядчиком, составила 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб. Акт по форме № ОС-3 был подписан в августе 2016 года. Организация применяет метод начисления и платит налог на прибыль поквартально. Данные бухгалтерского и налогового учета совпадают. Амортизационную премию организация не применяет. Операций, не облагаемых НДС, организация не выполняет.

Первоначальная стоимость оборудования, по которой оно принято к учету, составляет 300 000 руб. Оборудование относится ко второй амортизационной группе. Поэтому при принятии к учету был установлен срок полезного использования 3 года (36 месяцев). Амортизация начисляется линейным методом.

Для целей бухучета годовая норма амортизации составляет 33,3333 процента (1: 3 × 100%), годовая сумма амортизации - 100 000 руб. (300 000 руб. × 33,3333%), ежемесячная сумма амортизации - 8333 руб./мес. (100 000 руб. : 12 мес.).

Для целей налогового учета ежемесячная норма амортизации по оборудованию равна 2,7777 процента (1: 36 мес. × 100%), ежемесячная сумма амортизационных отчислений - 8333 руб./мес. (300 000 руб. × 2,7777%).

Поскольку модернизация продолжалась менее 12 месяцев, в период ее проведения бухгалтер амортизацию по оборудованию начислял.

Модернизация основных средств не привела к увеличению срока полезного использования оборудования. Поэтому для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования модернизированного оборудования не пересматривался. В бухучете амортизация по оборудованию начислялась в течение 24 месяцев. Поэтому для целей бухучета оставшийся срок полезного использования основного средства после модернизации составляет 1 год (36 мес. - 24 мес.).

В период модернизации оборудования бухгалтер »Альфы» в учете делал следующие записи.

в июне и июле 2016 года:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
- 8333 руб. - начислена амортизация по модернизируемому оборудованию.

в августе 2016 года:

ДЕБЕТ 08 субсчет »Расходы на модернизацию основных средств» КРЕДИТ 60
- 50 000 руб. (59 000 руб. - 9000 руб.) - учтена стоимость работ подрядчика по модернизации основного средства;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 9000 руб. - учтен НДС со стоимости работ подрядчика;

ДЕБЕТ 68 субсчет »Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
- 9000 руб. - принят НДС к вычету;

ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
- 59 000 руб. - оплачены работы подрядчика;

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
- 8333 руб. - начислена амортизация по модернизируемому оборудованию;

ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08 субсчет »Расходы на модернизацию основных средств»
- 50 000 руб. - увеличена первоначальная стоимость оборудования на стоимость работ по его модернизации.

Первоначальная стоимость оборудования с учетом расходов на проведение модернизации составила:
300 000 + 50 000 = 350 000 руб.

Остаточная стоимость оборудования без учета этих расходов равна:
300 000 руб. - (8333 руб. × 24 мес.) = 100 008 руб.

Остаточная стоимость оборудования с учетом расходов на модернизацию равна:
100 008 + 50 000 = 150 008 руб.

Для целей бухучета годовая норма амортизации оборудования после модернизации составляет 100 процентов (1: 1 год × 100%), годовая сумма амортизации - 150 008 руб. (150 008 руб. × 100%), ежемесячная сумма амортизации - 12 501 руб./мес. (150 008 руб. : 12 мес.).

В налоговом учете ежемесячная сумма амортизационных отчислений после модернизации составила:
350 000 руб. × 2,7777% = 9722 руб./мес.

Поскольку после модернизации ежемесячная сумма амортизационных отчислений для целей бухгалтерского и налогового учета стала отличаться, у организации возникла временная разница приводящая к образованию отложенного налогового актива. Ее сумма равна:
12 501 руб./мес. - 9722 руб./мес. = 2779 руб.

С сентября 2016 года по август 2017 года (12 месяцев) начисление амортизационных отчислений бухгалтер отражает проводками:

ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
- 12 501 руб. - начислена амортизация по модернизированному оборудованию;

ДЕБЕТ 09 КРЕДИТ 68 субсчет »Расчеты по налогу на прибыль»
- 556 руб. (2779 руб. × 20%) - начислен отложенный налоговый актив с разницы между ежемесячными амортизационными отчислениями для целей бухгалтерского и налогового учета.

В августе 2017 года в бухучете оборудование полностью самортизировано (350 000 руб. - 8333 руб./мес. × 24 мес. - 12 501 руб./мес. × 12 мес.). Поэтому с сентября 2017 года бухгалтер прекратитл начислять по нему амортизацию.

В налоговом учете оборудование не самортизировано на сумму 33 344 руб. (350 000 руб. - 8333 руб./мес. × 24 мес. - 9722 руб./мес. × 12 мес.). Поэтому в налоговом учете бухгалтер продолжил начислять амортизацию.

С сентября по ноябрь 2016 года (3 месяца) по мере начисления амортизации бухгалтер »Гермеса» списывал отложенный налоговый актив:


- 1944 руб. (9722 руб. × 20%) - списан отложенный налоговый актив.

В декабре 2016 года сумма амортизационных отчислений составила 4178 руб. (33 344 руб. - 9722 руб./мес. × 3 мес.). Списание отложенного актива бухгалтер отразил проводкой:

ДЕБЕТ 68 субсчет »Расчеты по налогу на прибыль» КРЕДИТ 09
- 836 руб. (4178 руб. × 20%) - списан отложенный налоговый актив.

Если модернизация основных средств проводится в срок не более 12 месяцев, то амортизацию по основному средству продолжайте начислять. Если модернизация основных средств проводится более 12 месяцев, то начисление амортизации по ним приостановите. В этом случае прекратите начислять амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было передано на модернизацию. Возобновите начисление амортизации со следующего месяца после окончания модернизации.

После модернизации (независимо от срока ее проведения) срок полезного использования основного средства может быть увеличен. Это возможно, если после модернизации характеристики основного средства изменились так, что это позволит эксплуатировать его дольше ранее установленного срока. При этом увеличить срок полезного использования можно в пределах амортизационной группы, к которой относится основное средство. То есть, если изначально был установлен максимальный срок полезного использования, увеличить его после модернизации основного средства нельзя. Такие правила установлены в статье 258 Налогового кодекса РФ.

Новый срок полезного использования модернизированного основного средства установите приказом руководителя, составленным в произвольной форме.

Рабочие процессы и время приводят к тому, что рано или поздно можем столкнуться с таким вопросом, как модернизация основных средств. То есть, будем иметь дело с затратами на объект основных средств, в результате которых улучшится качество применения объекта основных средств, увеличится его первоначальная стоимость. Каким образом осуществить модернизацию основных средств в программе 1С: Бухгалтерия предприятия 8, посмотрим в этой статье.

Итак, чтобы сделать модернизацию основного средства в программе, требуется расходы, которые были понесены в текущем периоде на основное средство, собрать на счете 08.03 "Строительство объектов основных средств".

Допустим существует основное средство "Деревообрабатывающий станок", которое было введено в эксплуатацию в начале года. Ежемесячно при закрытии месяца на него начисляется амортизация.

Через некоторое время было принято решение по покупке более мощного двигателя, который улучшит характеристики станка. Поскольку станок уже эксплуатируется, то потребуется произвести модернизацию данного основного средства.


Покупка двигателя осуществляется через документ "Поступление (акты, накладные)", при создании выбирается "Товары".


Если организация понесла дополнительные расходы по замене двигателя, тогда формируем еще раз документ с видом операции "Услуги" и в счете затрат устанавливаем сразу счет 08.03.


Так как при поступлении детали для модернизации основного средства был указан счет учета 10.06, а необходимо собрать все расходы на счете 08.03, то введем на основании документ "Требование-накладная".


На закладке "Материалы" указываем купленную деталь, а на закладке "Счет затрат" - нужный нам счет и заполняем поля "Объект строительства", "Статьи затрат". Если модернизация касается объекта строительства, то и выбирается в одноименное поле модернизируемый объект строительства. В случае модернизации оборудования, как в нашей ситуации, параллельно создается для заполнения объект строительства, пусть это будет "Модернизация станка".


По отчету "Оборотно-сальдовая ведомость по счету" можем проверить, наглядно увидев какая сумма образовалась по дебету счета 08.03.



Итак, каким образом заполняется документ "Модернизация ОС".


Обязательно указываем организацию и местонахождение основного средства, которое подлежит модернизации. На закладке объект строительства указываем объект, установленный в документе "Требование-накладная", счет учета 08.03 и нажимаем "Рассчитать суммы". Общую сумму, которую видим и по бухгалтерскому учету, и по налоговому, совпадает с суммой из оборотно-сальдовой ведомости.


Закладка "Основные средства": на ней добавляем основное средство, модернизация которого осуществляется и нажимаем кнопку "Распределить", видим опять сумму и срок использования. Есть и третья закладка в этом документе "Амортизационная премия", на которой отмечается флажком, будет ли включаться амортизационная премия в состав расходов. При таком выборе появляются дополнительные поля для заполнения. В соответствии с п.9 ст. 258 НК РФ организация может в налоговом учете применить амортизационную премию при расходах, связанных с модернизацией.

Как только документ "Модернизация ОС" будет проведен, затраты будут списаны со счета 08.03.


После модернизации сумма амортизации рассчитывается также при закрытии месяца регламентной операцией "Амортизация и износ основных средств". В месяце, в котором проводилась модернизация, суммы начислений будут прежними, а в следующем появится временная разница.


Следует обратить внимание, что после модернизации основного средства, сумма амортизации по бухгалтерскому учету и налоговому отличается. Это происходит, потому что формулы для расчета сумм амортизации по бухгалтерскому и налоговому учету различны. В бухгалтерском согласно ПБУ 6/01 в расчете используется оставшийся срок полезного использования и остаточная стоимость на момент модернизации. А в налоговом учете, на основании ст. 259 НК РФ, - изначально принятый срок полезного использования и первоначальная стоимость. Получается, что сумма начислений по налоговому учету будет меньше, появится временная разница и, соответствующий ей, отложенный налоговый актив.

Если вам нужно больше информации о работе в 1С: Бухгалтерии предприятия 8, то вы можете бесплатно получить нашу книгу по ссылке .

Целью модернизации является улучшение функциональных возможностей и эксплуатационных характеристик объектов. От того, каким способом проводится улучшение функциональных возможностей и эксплуатационных характеристик компьютера — хозяйственным или подрядным, зависят и осуществляемые в бухгалтерском учете предприятия проводки по модернизации компьютера.

Хозяйственный способ модернизации

Вне зависимости от способа выполнения усовершенствования все расходы, затем увеличивающие первоначальную стоимость компьютерной техники, учитываются на счете 08, что определено Методическими указаниями, которые утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (пункт 42).

Для отражения затрат на модернизацию в бухгалтерском учете предназначен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», на котором собираются все затраты, связанные с модернизацией компьютерной техники.

При хозяйственном способе все работы осуществляются сотрудниками данного предприятия, при подрядном - работы выполняют подрядчики.

Например, ООО «Возрождение» модернизирует компьютер (заменяет материнскую плату на более совершенную). При этом была закуплена материнская плата 2350 руб. (в т.ч. НДС - 358 руб.). Модернизация осуществляется хозяйственным способом - сотрудником предприятия, которому за данную работу начислена заработная плата 2000 руб. На сумму начисленной заработной платы начислены страховые взносы во внебюджетные фонды. Бухгалтерские проводки представлены в таблице 1.

Дебет Кредит Сумма, руб.
10.5 60 Отражается приобретение материнской платы (без НДС) 1992 руб. (2350 - 358)
19 60 Отражается сумма НДС по приобретенной материнской плате 358
08 10.5 Списана в качестве комплектующих материнская плата при модернизации компьютера 1992
08 70 Начислена в заработную плату сотруднику плата за установку материнской платы 2000
08 69.1 Начислены страховые взносы во внебюджетные фонды на заработную плату сотруднику:
В фонд социального страхования (2,9%)
58 руб. (2000 * 2,9%)
08 69.2 В пенсионный фонд РФ (22%) 440 руб. (2000 * 22%)
08 69.3 В фонд медицинского страхования (5,1%) 102 руб. (2000 * 22%)
01 08 4592 руб.(1992 + 2000 + 58 + 440 + 102)

Подрядный способ модернизации

При втором варианте выполнения модернизации улучшение функциональных возможностей и эксплуатационных характеристик компьютера осуществляется с помощью сторонних организаций и затраты собираются в учете по дебету счета учета вложений во внеоборотные активы (08), а по кредиту указываются счета расчетов с подрядчиками (60) или разными кредиторами (76).

Например, ООО «Взлет» модернизирует компьютер (заменяет жесткий диск с большим объемом памяти). Для замены комплектующих предприятие обратилось в компьютерный салон, где и приобрело необходимый жесткий диск за 4514 руб. (в т.ч. НДС - 688 руб.). Так как работу по замене жесткого диска осуществляет компьютерный салон, то в этом случае способ модернизации - подрядный.

Компьютерный салон выставил счет за замену комплектующих на сумму 1500 руб. (в т.ч. НДС - 228 руб.). Бухгалтерские проводки при подрядном способе модернизации представлены в таблице 2.

Дебет Кредит Содержание хозяйственной операции Сумма, руб.
10.5 60 Отражается приобретение жесткого диска (без НДС) 3826 руб. (4514 - 688)
19 60 Отражается сумма НДС по приобретенному жесткому диску 688
08 10.5 Списан в качестве комплектующих жесткий диск при модернизации компьютера 3826
08 60 Расходы по замене жесткого диска отнесены на увеличение стоимости компьютера 1212 руб. (1500 - 228)
19 60 Отражается сумма НДС по выполненным работам компьютерного салона 228
01 08 Увеличивается первоначальная стоимость компьютера на расходы по модернизации 5038 руб. (3826 + 1212)

Для того чтобы правильно организовать аналитический учет по видам капитальных вложений на предприятии, рекомендуется открывать следующие субсчета к счетам 08 и 01 (таблица 3).

Новое на сайте

>

Самое популярное