Домой Связной Музей провиантские склады. Провиантские склады

Музей провиантские склады. Провиантские склады

Ансамбль Провиантских складов на Зубовском бульваре, пример прекрасной архитектуры московского зрелого классицизма, был построен в 1830-х годах для нужд военного ведомства.

Необходимость постройки в Москве новых каменных складов для хранения «казенного провианта» появилась еще в начале 1820-х годов, поскольку старые деревянные амбары, располагавшиеся тогда у Серпуховской заставы, обветшали и требовали замены. Новые склады первоначально предполагалось построить там же, у Серпуховских ворот.

В качестве образца будущей постройки был взят проект Воскресенских провиантских складов в Петербурге, разработанный в 1821 г. известным архитектором В.П. Стасовым. Задача по воплощению этого проекта в Москве была поручена архитектору Ф.М. Шестакову. Для строительства Провиантских складов в итоге было выбрано новое место – на углу улицы Остоженки и Зубовского бульвара, во владении, принадлежавшем ранее Конюшенному ведомству. Это место оказалось более удобным с точки зрения подвоза продовольствия.

Новый участок был неправильной трапециевидной формы, с острым углом на пересечении Остоженки и Садового кольца, что создавало для Шестакова определенные сложности при попытке «вписать» сюда образцовый проект Стасова (который создавался с расчетом на регулярную планировку Петербурга). В итоге архитектор просто поставил правый корпус вдоль Остоженки, так что тот оказался под углом к главному корпусу, а два лицевых фасада этого бокового флигеля были сделаны под острым углом друг другу, что, впрочем, совсем не бросается в глаза благодаря монументальной архитектуре зданий. По проекту самого Шестакова было выстроено здание кордегардии (помещение для караула) во дворе и создана металлическая ограда по бульвару и Остоженке. Комплекс Провиантских складов (или магазинов, как их тогда называли) строился с 1829 по 1835 годы.

Внешний облик ансамбля прост и монументален. Все здания одинаковой архитектуры, двухэтажные, с довольно лаконичным оформлением фасадов. Поверхность стен гладкая, только центральная часть фасада декорирована рустом. На главном и дворовом фасадах три трапециевидных портала с полукруглыми окнами над ними чередуются с узкими окнами. Полукруглые окна помещены в ниши, также ниши устроены и над некоторыми окнами. Лепное украшение фасадов скромное: треугольные сандрики над порталами, венки с гирляндами над окнами (этот элемент характерен для ампира, в данном случае такой декор еще и подчеркивает военное предназначение зданий). Венчает здания мощный вынесенный вперед карниз с триглифо-метопным фризом. Внутренние перегородки складских корпусов сделаны в виде аркад, которые делят пространство на три нефа. Три корпуса соединены друг с другом оградой оригинального рисунка. Металлические столбы ограды, выполненные в виде фасций, увенчаны связанными боевыми топорами (римский военный символ), сама решетка ограды завершается пиками и была украшена изящными картушами с императорской короной и монограммой Николая I. Парадный въезд на территорию Провиантских складов расположен со стороны Остоженки, кирпичные пилоны главных ворот увенчаны выполненными в металле античными доспехами – символами военного триумфа. Дополняет ансамбль здание кордегардии во дворе – одноэтажный корпус с портиком, украшенным фризом с изображением античных воинских шлемов.

Провиантские магазины использовались как продовольственные склады военного ведомства, где хранились зерно, мука и другие продукты. После революции 1917 г. они перешли в ведение Красной Армии. В 1930-х годах здания отдали под военные гаражи, что повлекло за собой перестройку и перепланировку корпусов (были, в частности, устроены пандусы на второй этаж). Комплекс бывших Провиантских складов принадлежал военным вплоть до середины 2000-х годов. В 2007 г. здания были переданы Музею Москвы.


Провиантские склады.

Провиант, гараж и современное искусство.

За монументальными формами Провиантских складов на углу Зубовского бульвара и Остоженки скрывается запутанное прошлое, зыбкое настоящее и туманное будущее. Может, они вообще развалятся до того, как их начнут ремонтировать. Такая уж у них судьба.

Архитектор Стасов так и не приехал.

Путаница началась еще в позапрошлом веке, когда на углу Зубовского и Остоженки к радости мальчишек вырыли гигантский котлован. Местные жители привычно роптали по поводу грязи и шума, но утешались тем, что строит знаменитый Стасов, который к тому времени стал чем-то вроде придворного архитектора. Вот ведь, решил оказать родной Москве такую честь. А знающие люди только усмехались. Василию Петровичу, говорили они по секрету, не до того. Он и на объект ни разу не выехал.

Лишь типовой проект нарисовал — таким, дескать, у нас в России надлежит быть всем вообще провиантским складам, и точка. А всю черную работу делал архитектор Федор Шестаков. Стасов к концу 20-х стал птицей слишком высокого полета. Да и работой был занят, от которой так просто не оторвешься: переделывал личные покои почившего императора Александра в личные же покои здравствующего императора Николая. Вскоре все три корпуса Провиантских складов были готовы, и слухи подтвердились.

Прохожие удивлялись громадности белых фасадов, приличествующих скорее столичному Петербургу. Их бы издалека смотреть — да неоткуда. Странным оказалось и то, что прямоугольные строгие корпуса стоят криво: проект, сделанный для регулярной застройки северной столицы, пришлось втискивать в косой угол Остоженки с кольцом: Не успели рабочие доштукатурить фасад, как склады стали обрастать новыми легендами. Повод был: внутрь-то не пускали в XIX веке, не пускали в XX, да и сейчас не пускают.

Говорили, например, что никакие там внутри не склады, а специальный конный взвод для подавления беспорядков. А провиант армейский хранится под землей, для чего под каждым корпусом тайно был вырыт шестиметровый подвал. И не только провиант в нем, но и кое-что еще более ценное... Правда, своими глазами подвала никто не видал. Став после революции гаражом, Провиантские склады только больше засекретились. Даже московские путеводители стали обходить их молчанием.

Раскрываем 500-страничную «Историю московских улиц» Сытина, изданную в 50-х. Двигаясь по Остоженке и скрупулезно описывая чуть не каждый дом, Петр Васильевич резко останавливается за квартал до складов. А на прогулку по Зубовскому отправляется, благоразумно отступив от угла: Провиантские склады? А может, вам еще про секретное Метро-2 рассказать?

А внутрь не пускают.

Новые времена внесли было в судьбу Провиантских магазинов ясность. Но от загадок и несообразностей им все равно никуда не деться. Четыре года назад Москва — уже не провинция, а столица — договорилась, что 300 машин 147-го гаража уедут из складов, а взамен Минобороны получит шесть гектаров в Крылатском и миллиард сто миллионов рублей на новый хороший гараж. Землю дали, деньги тоже — но не хватило денег. Это минобороновские строители проворовались! — конфиденциально, но уверенно сообщили нам попросившие не называть себя источники в гараже.

Да нет, все дело в инфляции, материалы за время стройки вон как вздорожали, — не менее уверенно заявили «Столичной» военные строители. Нет, инфляцию мы учли, говорят московские власти: В принципе, обычные проблемы, не только с Провиантскими складами так. Но дело-то в том, что пока стороны решают вопросы, сам объект спора может исчезнуть с лица земли. Склады сейчас как бы ничьи, никто за них не отвечает, ни Москва, ни министерство. Строители знают: дом, за которым никто не следит, ветшает мгновенно, за какой-то год может стать аварийным.

Снаружи все так же, как 170 лет назад, но внутри, жалуются «Столичной» работники гаража, бардак. Крыша течет, стропила гниют, стены трескаются. Ремонтировать пора! — В ожидании, пока военные освободят помещение, мы уже несколько лет проектируем реконструкцию и ремонт складов, — говорит Дмитрий Метаньев из ГипроНИИ РАН. — А нас при этом даже внутрь не пускают! Работаем по чертежам и фотографиям 70-летней давности. Объект-то режимный.

Архитекторы до сих пор не знают, миф или реальность подвал под корпусами. Не знают, сильно ли военные перестроили складские внутренности. «По слухам, — говорит Метаньев, — там во дворе прямо на территории памятника архитектуры построены жилые дома». Да, построены, подтвердили «Столичной» военные. 4-этажные, их даже с моста видно. Но архитекторов все равно не пустили. Отчего же вы не подождете, пока склады освободят? Все потому же, — отвечает Метаньев. Если к моменту освобождения складов будет готов хоть примерный план, больше шансов, что успеем спасти от гибели.

Борьба за склады.

По логике вещей, разрушение складов было бы самым закономерным завершением истории. Но пока они готовятся развалиться, уже намечается новый поворот в их биографии. Ведь для музея, в отличие от гаража, помещение просто роскошное. В самом центре, почти без внутренних перегородок и почти без окон, которые музею ни к чему.

И сейчас, хотя официальных документов насчет того, кому их отдать, нет, дележ уже идет полным ходом. Склады обещали было Дому фотографии. Потом решили отдать ему только одно из трех зданий, еще одно — Церетели для музея современного искусства, а третье — музею Москвы. Потом музей Москвы из списка исчез. Остались двое. «Я надеюсь, что все склады он себе не заберет», — сказала нам Ольга Свиблова. Но надеется она зря. В телефонном интервью Зураб Церетели заверил «Столичную», что найдет, чем занять Провиантские склады целиком, и уже получил соответствующее неофициальное поручение от Лужкова.

План Церетели поражает грандиозностью. Едва ли какая-нибудь из утверждающих инстанций сумеет устоять перед таким напором идей и денег. «В Провиатнских складах будет музей лучше, чем Центр Помпиду, — пообещал ’Столичной’ Зураб Константинович. — В запасниках Академии художеств 100 тысяч картин. Все будут здесь». Здесь будет и музей фотографии, и музей Москвы, и западноевропейская живопись.

Все это независимо от существующих музеев. «У нас другая концепция, — пояснил Церетели, — они идут от истории, археологии, техники, а мы от искусства». Бывший гараж станет крупнейшим международным искусствоведческим центром. Иностранцы будут приезжать во множестве, и для них Церетели уже запланировал маленькую гостиницу. «Я лично не хочу трогать бюджет, — выдвигает Церетели последний и главный довод. — В Америке делаю 30-метровую скульптуру, гонорары отдам Центру искусств целиком».

Церетели ни с кем никогда не борется, он просто всех покупает, — объяснил ситуацию «Столичной» директор Института искусствознания Алексей Комеч. — Я бы предпочел, чтобы этот музей организовывал человек с лучшим вкусом и более широкими представлениями, чем у Зураба. И против нового строительства на территории складов я буду возражать. В нормальном обществе можно было бы Церетели поручить делать музей, он инициативный и богатый.

Музей Москвы расположен в старинном здании "Провиантские склады" в Москве по адресу - , д. 2, ул. , д. 48. Вход в музей как со стороны ул. Остоженка, так и с Зубовского бульвара.

Ближайшее метро: Парк Культуры.

Вход на территорию двора музея бесплатный. Выставки и экскурсии платные.

Музей Москвы рассказывает о том, какой была Москва в прошлом, как она меняется сегодня, какой может стать в будущем. Богатая и разнообразная коллекция музея позволяет изучать Москву с разных сторон, смотреть на любимый город под неожиданными углами.

Во дворе музея установлены скульптуры, проводятся выставки под открытым небом.

Центр документального кино

В здании музея располагается - кинотеатр, специализирующийся на документальном кино. Если Вы любите кино не для всех, то Вам сюда.

Историческая справкао здании Провиантских складов

Провиантские склады были построены в 1832-1835 годах по проекту архитектора Василия Стасова. В Москве по его проекту строил Федор Шестаков (иногда автором Провиантских складов считают именно его, а Стасова называют как автора "образцового" проекта). Склады состоят из трех приблизительно одинаковых по форме корпусов (различия вызваны непрямоугольной геометрией участка). Как и следует из названия, склады использовали для хранения провианта.

После революции 1917 года комплекс зданий передали Минобороны. Последние 30 лет военные использовали здания как гараж. Идея вывести из зданий гаражи Минобороны и создать здесь некий культурный центр относится к середине 1990-х годов. Сейчас в здании музейный комплекс.

«Провиантские склады - нынешнее здание Музея Москвы - во время войны они были как-то связаны с военными. Здесь было что-то довольно серьезное. Я ни разу не видел, чтобы оттуда машины выезжали. Всегда были наглухо закрыты окна и двери. Они никогда не открывалась».

Ансамбль Провиантских складов на Зубовском бульваре, пример прекрасной архитектуры московского зрелого классицизма, был построен в 1830-х годах для нужд военного ведомства.

Необходимость постройки в Москве новых каменных складов для хранения «казенного провианта» появилась еще в начале 1820-х годов, поскольку старые деревянные амбары, располагавшиеся тогда у Серпуховской заставы, обветшали и требовали замены. Новые склады первоначально предполагалось построить там же, у Серпуховских ворот.

В качестве образца будущей постройки был взят проект Воскресенских провиантских складов в Петербурге, разработанный в 1821 году известным архитектором В. П. Стасовым. Задача по воплощению этого проекта в Москве была поручена архитектору Ф. М. Шестакову. Для строительства Провиантских складов в итоге было выбрано новое место - на углу улицы Остоженки и Зубовского бульвара, во владении, принадлежавшем ранее Конюшенному ведомству. Это место оказалось более удобным с точки зрения подвоза продовольствия.

Новый участок был неправильной трапециевидной формы, с острым углом на пересечении Остоженки и Садового кольца, что создавало для Шестакова определенные сложности при попытке «вписать» сюда образцовый проект Стасова (который создавался с расчетом на регулярную планировку Петербурга). В итоге архитектор просто поставил правый корпус вдоль Остоженки, так что тот оказался под углом к главному корпусу, а два лицевых фасада этого бокового флигеля были сделаны под острым углом друг другу, что, впрочем, совсем не бросается в глаза благодаря монументальной архитектуре зданий. По проекту самого Шестакова было выстроено здание кордегардии (помещение для караула) во дворе и создана металлическая ограда по бульвару и Остоженке. Комплекс Провиантских складов (или магазинов, как их тогда называли) строился с 1829 по 1835 годы.

Внешний облик ансамбля прост и монументален. Все здания одинаковой архитектуры, двухэтажные, с довольно лаконичным оформлением фасадов. Поверхность стен гладкая, только центральная часть фасада декорирована рустом. На главном и дворовом фасадах три трапециевидных портала с полукруглыми окнами над ними чередуются с узкими окнами. Полукруглые окна помещены в ниши, также ниши устроены и над некоторыми окнами. Лепное украшение фасадов скромное: треугольные сандрики над порталами, венки с гирляндами над окнами (этот элемент характерен для ампира, в данном случае такой декор еще и подчеркивает военное предназначение зданий). Венчает здания мощный вынесенный вперед карниз с триглифо-метопным фризом. Внутренние перегородки складских корпусов сделаны в виде аркад, которые делят пространство на три нефа. Три корпуса соединены друг с другом оградой оригинального рисунка. Металлические столбы ограды, выполненные в виде фасций, увенчаны связанными боевыми топорами (римский военный символ), сама решетка ограды завершается пиками и была украшена изящными картушами с императорской короной и монограммой Николая I. Парадный въезд на территорию Провиантских складов расположен со стороны Остоженки, кирпичные пилоны главных ворот увенчаны выполненными в металле античными доспехами - символами военного триумфа. Дополняет ансамбль здание кордегардии во дворе - одноэтажный корпус с портиком, украшенным фризом с изображением античных воинских шлемов.

Провиантские магазины использовались как продовольственные склады военного ведомства, где хранились зерно, мука и другие продукты. После революции 1917 года они перешли в ведение Красной Армии. В 1930-х годах здания отдали под военные гаражи, что повлекло за собой перестройку и перепланировку корпусов (были, в частности, устроены пандусы на второй этаж). Комплекс бывших Провиантских складов принадлежал военным вплоть до середины 2000-х годов. В 2007 году здания были переданы Музею Москвы.

Путеводитель по архитектурным стилям

Заказал строительство здания Провиантский приказ, отвечавший за снабжение армии. В 1821 году Инженерный департамент в Петербурге разработал образцовый проект склада на 35 000 кулей и прислал в Москву. Даты строительства комплекса Провиантских складов различаются в разных источниках: 1829-1831 года или 1830-1835.

В любом случае, весной 1835 года корпуса побелили, ограды, двери, ставни и решетки покрасили в черный цвет, а крыши, желоба и водосточные трубы покрыли красной краской.

Простота архитектурного решения здесь не знает себе равной. Немногочисленные детали убранства прорисованы с исключительным совершенством. Три здания складов, несмотря на тривиальную форму участка, образуют неразрывное единство. Можно смело сказать, что эта группа сооружений чисто утилитарного порядка, окрашенная в простой белый цвет, - одна из лучших в архитектуре Москвы.

Ансамбль Провиантских магазинов включает 3 однотипных складских корпуса. «Образцовый» корпус - это прямоугольное каменное двухэтажное здание (30м Х 80м) с высотой этажа 6 м. Ширина корпуса делится на 3 почти равные части двумя внутренними продольными стенами. Входы равномерно расположены по периметру здания (по 3 на длинных сторонах и по одному - на коротких).

Градостроительное искусство Стасова проявилось в том, что он, не отступая от высоких архитектурно-художественных качеств своего проекта, так расставил корпуса складов, что они образовали законченную и единую в своем композиционном построении архитектурную группу. Трудности планировочного характера заключались в том, что улица (Остоженка), на углу которой располагался один из корпусов складов, выходила на Крымскую площадь под углом. Примерно под таким же углом находилась противоположная граница неправильного по форме участка. Следовательно, разместить на этой территории корпуса складов без какого-либо изменения было невозможно. Тем не менее, Стасов, не меняя общего архитектурного построения проекта, сумел выйти из трудного положения весьма простым способом. Корпусу, стоящему на углу улицы, он придал в плане трапециевидную форму, а неприятное для глаза сопоставление корпусов, как бы находивших друг на друга, особенно заметное в глубине участка со стороны площади, он «прикрыл» сравнительно частой решеткой, состоящей из круглых в сечении стержней, увенчанных наконечниками копий.

В течение столетия Провиантские склады использовали по прямому назначению - для хранения продовольствия.

Это позволило сохранить первоначальный облик здания. В дни революционных событий 1917 года здания Провиантских складов стали одним из пунктов обороны правительственных войск. В начале 1930-х эту территорию передали для организации автобазы Генштаба.

В 1948 обнаружили грубые нарушения в эксплуатации зданий. Просьбы Комитета по делам архитектуры использовать помещения Провиантских магазинов по прямому назначению, оказались безрезультатными. Более того, военные для своих нужд окружили склады «неказистыми» пристройками, а внутри здания поставили бетонные пандусы для генеральских машин.

Вместе мы идем во внутренний двор, в центре которого нас приветствует полосатая будка неясного предназначения, за нею - широкий белый постамент в виде подъемника для машин, правое отделение которого венчает черная «Волга», а левое - черная «Чайка»... С нашим провожатым мы медленно заходим внутрь бывших складов, ныне гаражей. Сколько же здесь странного! Аккуратно вставленное в рамочку указание: «Место для слива отработанного масла». Древние «пазики», угрюмо глядящие из углов, возле одного из которых я замечаю разломанный пополам транспарант. Часть его («Сезонному обслуживан») висит на стене, а вторая («нию - высокое качество») - стоит рядом в углу.

Договоренность с Министерством обороны о передаче Провиантских складов в собственность города для размещения там музея существовала с 1999 года, но только в 2006 здания освободили. В обмен на этот комплекс правительство Москвы построило для Минобороны новую автобазу на Рублевском шоссе и Бережковской набережной.

Первым делом с территории комплекса вывезли горючие материалы и сняли 10 слоев асфальта, пропитанного мазутом.

Параллельно по инициативе Лужкова Юрий Платонов разработал проект строительства четвертого корпуса складов, замыкавшего периметр зданий. Внутренний двор планировали перекрыть стеклянным куполом, а корпуса объединить на подземном уровне. Проект вызвал неоднозначную реакцию: опасались, что Провиантские склады могут превратиться в муляж памятника архитектуры.

Сейчас здесь работает Музей Москвы, рассказывающий об истории города. Он открылся как Московский коммунальный музей. В 1940 его переименовали в Музей истории и реконструкции Москвы. А в Провиантские склады он переехал из здания храма Иоанна Богослова под Вязом, который вернули Церкви.

Экспозиция Музея Москвы на фотографиях разных лет:

Новое на сайте

>

Самое популярное