Домой Связной Налоги и налогообложение. Налоговая система РФ Функции налогов

Налоги и налогообложение. Налоговая система РФ Функции налогов

Бюджетные доходы

Виды источников доходов бюджетов

Виды доходов бюджетов

Понятие и функции налогов и сборов

Принципы налогообложения

Элементы юридического состава налога

1. Виды источников доходов бюджетов

Налоги, сборы

Неналоговые доходы бюджетов - доходы от реализации вещных прав на имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности. Речь идет о доходах от платных услуг казенных учреждений, а также о доходах от имущественных санкций, за исключением налоговых пени и штрафов; и еще к этой категории относятся средства самообложения граждан - когда необходимо финансировать конкретный расход - для этого привлекаются средства граждан, которые проживают на территории муниципального образования

Безвозмездные поступления - это межбюджетные трансферты (дотации, субсидии, субвенции), безвозмездные поступления от физ и юр лиц, международных организаций, правительств иностранных государств, добровольные пожертвования. Все они являются собственными доходами бюджетов, за исключением субвенций. Причем налоговые доходы распределяются между бюджетами бюджетной системы по нормативам, которые предусмотрены бюджетным законодательством. А неналоговые - по принадлежности источников соответствующему публичному образованию. Межбюджетные трансферты связаны с выравниванием бюджетной обеспеченности (если это дотации), софинансирование (если это субсидии), и передачи полномочий публичной власти (если это субвенции). Безвозмездные поступления распределяются между бюджетами по направлению средств.

Бюджетные доходы являются доходами соответствующих публичных образований по уровням бюджетной системы и принадлежности бюджетов, которые поступают к соответствующего, это доходы соответствующих бюджетов бюджетных систем.

Налоговые доходы составляют 90 % доходной части.

Экономическая составляющая налогов - это распределительная функция финансов, способ перераспредеделения средств из частных денежных фондов в публичные.

Правовая составляющая налогов - как отчуждение имущества в пользу государства на индивидуально-безвозмездной и безвозвратной основах. Такого рода отчуждение обеспечивается путем принуждения, а правовые основы такого рода отчуждения должны быть установлены только в законе

Установленная законом денежная форма отчуждения собственности или имущества, находящего на праве собственности физических и юридических лиц на началах обязательности, индивидульной безвозмездности, безвозвратности, обеспеченная государственным принуждением и не носящая характера наказания либо контрибуции с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти.



Определение налога и сбора.

Сущность налога - обязанность по уплате налога закреплена в Конституции и обязательна для всех

Сущность сбора - уплата сбора должна носить компенсационный характер. Они не должны превышать. Сбор уплачивается в связи с обеспечением доступа к праву. То есть сбор является индивидуально-возмездным. В отличии от налога, сбор является принудительным платежом.

Сбор и функции налогов

Принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение прав и свобод человека и гражданина как налогоплательщика:

1. Конституционные принципы

1. Принцип публичной цели взимания налогов и сборов - налоги индивидуально-безвозмездны. У гос аппарата, который финансируется за счет налоговых отчислений, не должны быть интересы, отличные от интересов общества. При этом налог является общественно-возмездным.

2. Принцип приоритета финансовой цели - налоги устанавливают для формирования бюджетов, а не для того чтобы управлять. Фискальная функция должна превалировать над регулирующей. Налогообложение должно осуществляться за счет дополнительного дохода. В форме налога должен изыматься не весь свободный доход для формирования капитала.

3. Принцип ограничения специализации налогов и сборов - нужно избегать злоупотреблением целевыми налогами, которые привязаны к конктетным расходам, так как это может. Налог не предназначен для финансирования определенных налогов, а то получится коммерциализация гос управления - не что иное, как коррупция

4. Принцип - право собственности первично и защищено Кнституцией и гражданским законодательством. Именно поэтому отчуждения права собственности сопровождается сакционированием такого рода платежей в парламенте. Налоги не могут быть предметом референдума. Налогообложение ограничивает право собственности.

5. Принцип установления налогов в должной процедуре - особая процедура внесения законопроекта.

6. Принцип ограничения форм - недопустимо включать нормы налогового законодательства в законодательные акты, не посвященные налогам как таковые.

7. Принцип единства налоговой системы с разграничением налоговых полномочий между РФ, субъектами и муниципальными образованиями - единой является не только система налогов, но и налоговая система. С наделением отдельными полномочиями

2. Принципы налогообложения, обеспечивающие -

1. Принцип всеобщности - каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.

2. Принцип соразмерности налогообложения - налогообложение не должно посягать на капитал, который может иссякнуть, и тогда не будет основы для налогообложения. Организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, места нахождения налогоплательщика, чтобы устранить дискриминацию.

3. Принцип равного налогового бремени - необходимость учета обстоятельств, связанных с фактической способностью к уплате налога исходя из принципов справедливости и соразмерности посредством справедливого распределения налогов и дифференциированного налогообложения. Принцип достигается путем. Его реализация предполагает достижение одинакового налогового бремени, которое несут разные налогоплательщики.

Организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, мес

Элементы юридического состава налога - это те элементы или обстоятельства, без которых (если они считаются существенными) налог не считается установленным и не подлежит к уплате. Они могут быть определены как обстоятельства, связанные с возникновением налогового обязательства либо элементы юридической конструкции налога, налога

Элементы юридического состава

1. Налогоплательщик как субъект налогообложения - резиденты и резиденты. Резиденство - именно экономическая связь налогоплательщика со страной, которая определяется, прежде всего, его присутствием на териитории страны, а также его деятельность. Лицо должно находится в течение 180 дней в течение 12 месяцев подряд (надо совместить это с налоговым периодом). Нерезиденты - те физ лица, которые не соответствуют требованиям резиденства - менее 180 дней, и если у них есть источники дохода на территории этой стороны. Ставка налогообложения для резидентов - 13 %, для нерезидентов - 30 %. На резидентов распространяются налоговые вычеты, а на нерезидентов - нет. Что касается юридических лиц - производится тест юридического адреса, тест определения места заседания совета директоров, тест на определение деловой цели. Тест места проживания, тест центра интересов, тест гражданства, тест обычного места проживания.

2. Объект налога - это юридический факт. Фактическое основание экономического характера, с которым гос-во связывает экономическое обязательство. Получение дохода, совершение оборота по реализации работ и услуг, о приобретений право собственности на имущество.

3. Предмет налога - это объект материального мира, в отношении которого у субъекта налогообложения возникает объект налогообложения. Например, это доход в материальном смысле слова. То есть денежные средства, полученные в качестве дохода. Имущество в поимущественном налогообложении. Товары, работа и услуги - оборотный налог. Земельный налог: объект - право собственности на землю. Предмет - земельный участок.

4. Налоговая база - определяется как количественное выражение предмета налогообложения. Она же является основой налога, к которой применяется налоговая ставка. Налоговая база измеряется масштабами налога и единицой налогообложения.

5. Масштаб налога - это физическая характеристика, которая используется в качестве параметра измерения налоговой базы - например, вес автомобиля, объем двигателя, мощность двигателя, стоимость автомобиля.

6. Единица налогообложения - единица измерения масштаба налога (лошадиные силы, кубические сантиметры, рубли и так далее)

7. Метод учета налоговой базы - это тот метод учета налоговой базы, который позволяет определить время ее формирования и распределить налоговую базу между разными налоговыми периодами. Кассовый метод предполагает учет элементов налоговой базы по мере получения средств, то есть предполагает, что в налоговую базу включаются доходы по мере реального получения средств, на расходы - по мере реальной выплаты денежных средств. Накопительный метод - предполагает учет элементов налоговой базы по мере возникновения соответствующих доходных и расходных обязательств. Доходы и расходы учитываются по мере появления соответчтвующих обязательств, а не по мере.

8. Налоговый период - это срок, в течение которого формируется налоговая база и определяется размер налогового обязательства. Как правило, это календарный год. Или же квартал на НДС. В рамках налогового периода выделяются отчетные периоды. Отчетный период - это составление и представление налоговой отчетности. По результатам отчетных периодов выплачиваются авансовые платежи. При неуплате авансов взыскиваются пени.

9. Ставка налога - это размер налога на единицу налогообложения или величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы

10. Метод налогообложения - это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. И в зависимости от этого различается равноеналогообложение (все налогоплательщики уплачивают налог в равной сумме - то есть общие потребности удовлетворяются равными усилиями), пропорциональноеналогообложение - все налогоплательщики уплачивают налог по равной налоговой ставке , и наконец, прогрессивное налогообложение - с ростом налоговой базы возрастает налоговая ставка.

11. Налоговые льготы - факультативный элемент .

Все 10 элементов - обязательны.

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

  • фискальную;
  • регулирующую;
  • социальную:
  • контрольную.

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 3.2. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и . Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

Внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

  1. обеспечение финансирования государственных расходов - фискальная функция;
  2. государственное регулирование экономики - регулирующая функция;
  3. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп в целях сглаживания неравенства между ними - социальная функция;
  4. стимулирующая функция.

Фискальная функция

Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи, многие учебные заведения и т. п.).

Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но главное не это. Государственный бюджет можно сформировать и без них.

Регулирующая функция

Важную роль играет регулирующая функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами: путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Социальная (перераспределительная) функция

Социальная, или перераспределительная, функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем (как производственных, так и социальных), финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).

В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярковыраженный социальный характер.

Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Стимулирующая функция налогов

С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Грамотно организованная налоговая система предполагает только со средств, которые идут на потребление. А средства, вкладываемые в развитие (юридическим или физическим лицом - безразлично) освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитых странах освобождаются от налогообложения затраты на научно-исследовательские и опыт-но-конструкторские работы. Делается это по-разному.

Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

ОТВЕТ: Налоги – одно из древнейших изобретений человечества. Они появились вместе с государством и использовались им как основной источник средств для содержания органов государственной власти и материального обеспечения его функций.
В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание, в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов.
Согласно ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Характерными чертами налога как платежа на основании положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ, являются:
- обязательность. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиком, и взыскивается - в случае уклонения от его уплаты - в принудительном порядке. Следовательно, налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения налоговой обязанности. Обязательность уплаты служит одним из главных критериев, отличающих налоги от иных видов доходов бюджетов, установленных ст. 41 Бюджетного кодекса РФ.
- безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщике в виде тех же денежных сумм. Выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов не порождает у государства встречной обязанности по предоставлению данному лицу каких-либо материальных благ или совершению в его пользу действий.
-денежный характер. Налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. В современных условиях все налоговые платежи уплачиваются только в денежной форме.
Уплата налога производится в наличной или безналичной форме в валюте Российской Федерации. В исключительных случаях иностранные организации, физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами), могут исполнять обязанность по уплате налога в иностранной валюте.
-публичное предназначение. После отчуждения налогоплательщиком причитающихся обязательных платежей они переходят в собственность государства и поступают в бюджеты соответствующего территориального уровня или внебюджетные фонды, зачисленные в бюджет налоги, утрачивают персонально-целевую идентификацию и приобретают обезличенно-безвозмездный характер.
Публичный характер налогов обусловливает общественную опасность налоговых правонарушений, выражающуюся в первую очередь в нарушении финансовых интересов общества.
Налоги необходимо отличать от сборов.
Сбор - это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Законодательно установленное определение сбора показывает, что в его определении содержатся юридические признаки, отличающие сбор от налога, основным из которых является совершение для плательщика (как правило, частного субъекта) со стороны государства юридически значимых действий.
Сборы отличаются от налогов и по способам нормативно правового установления. Налоги могут быть установлены только законодательством о налогах и сборах. Установление сборов допускается актами иных отраслей права.
Функции налогов, определяющие их сущность, производны от функций финансов и выполняют те же задачи, но в более узких рамках.
Одной из основных функций налогов является фискальная. Реализация данной функции направлена на обеспечение государства и местного самоуправления финансовыми ресурсами.
Другой функцией является регулирующая, сущность которой выражается в том, что налоги как регулятор общественных отношений используется государством и органами местного самоуправления для стимулирования развития общественного производства либо для сдерживания его отдельных отраслей, с их помощью может регулироваться потребление населения, его доходы.
В зависимости от конкретных социально-экономических и политических условий развития общества, его потребностей на данном этапе изменяется соотношение между названными функциями.
Также налоги выполняют свойственную финансам контрольнуюфункцию. Контрольная функция реализуется в ходе налогообложения при регламентации государством финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций, получении доходов гражданами, использовании ими своего имущества. С помощью этой функции оценивается рациональность, сбалансированность налоговой системы, каждого налога в отдельности, проверяется, насколько налоги соответствуют реализации цели.
В настоящее время система налогов и сборов в Российской Федерации довольна обширна. Вместе с тем каждый налог индивидуален, поскольку представляет собственную правовую конструкцию и занимает строго определенное место не только в системе налогов и сборов, но и в финансовой системе в целом.
Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям.
1. В зависимости от плательщика:
- налоги с организаций - обязательные платежи, взыскиваемые только с налогоплательщиков – организаций (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.);
- налоги с физических лиц - обязательные платежи, взимаемые с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
- общие налоги для физических лиц и организаций - обязательные платежи, уплачиваемые всеми категориями налогоплательщиков независимо от организационно-правового статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (земельный налог, транспортный налог и др.).
2. В зависимости от формы обложения:
- прямые (подоходно-поимущественные) - налоги, взимаемые в процессе приобретения материальных благ, и непосредственно обращены к доходам, имуществу и т.п. Данные уплачивают собственники или производители;
- косвенные (на потребление) - косвенные налоги представляют собой добавку к цене товара, работ или услуг и уплачиваются в процессе реализации покупателем (налог на добавленную стоимость, акциз и др.). При косвенном налогообложении формальным плательщиком налога выступает продавец товара (работ, услуг), реальным же плательщиком налога является потребитель. Именно критерий соотношения фактического и юридического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные.
3. По территориальному уровню:
- федеральные налоги - устанавливаемые Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. Эти налоги поступают как в федеральный бюджет, так и в бюджеты различных уровней;
- региональные налоги - устанавливаются Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. Средства от уплаты этих налогов зачисляются в бюджеты субъектов РФ;
- местные налоги - устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Средства от уплаты этих налогов зачисляются в местные бюджеты.
4. В зависимости от характера использования:
- налоги общего назначения - используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таковыми являются большинство налогов, взимаемых в России;
- целевые налоги - зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий (земельный налог, транспортный налог и др.).
Перечисленные критерии классификации налогов достаточны для юридической характеристики всех действующих ныне налогов и сборов в российской Федерации. В научной и учебной литературе налоги группируются и иными способами, что позволяет более точно выявить сущность каждого обязательного платежа, взимаемого в обязательном порядке.

Значение терминов «налог» и «сбор» приводятся в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с данным законодательным актом определения налога и сбора звучат следующим образом.

Налог - обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Рассмотрев более подробно вышеприведенные определения, можно выделить некоторые характерные черты, присущие налогу и сбору.

Налог, как платеж, отличают следующие свойства:

Обязательность;

Индивидуальность;

Безвозмездность;

Отчуждение денежных средств, принадлежащих физическим или юридическим лицам;

Ориентация на финансирование государственной системы.

Сбор, как и налог, является обязательством физических или юридических лиц. Но, в отличие от налога, сбор выступает условием совершения в отношении его плательщика каких-либо значимых юридических действий.

Существуют следующие сборы: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лицензионные сборы на федеральном, региональном и местном уровне.

Между налогом и сбором существует большая разница. Можно выделить следующие отличия налога от сбора.

1.Взимание налога не требует согласия плательщика в то время, как при уплате сбора согласие плательщика обязательно.

2.Налог представляет собой безвозмездный платеж, в то время как сбор предполагает личностно-обменные отношения с государством.

3.Налог является платежом в денежной форме, а сбор может быть внесен разными способами.

4.Расчет суммы налога происходит путем исчисления процентного соотношения к какой-либо базовой единице, в то время как сбор предполагает фиксированную сумму платежа.

5.Налоговые платежи имеют заданную периодичность, в то время как сборы выступают разовыми взносами.

6.Целью налогообложения является финансирование расходов государства, в то время как цель сбора заключается в компенсации издержек государства, возникающих в связи с предоставлением плательщику каких-либо услуг.

7.При налогообложении учитывается фактическая способность плательщика уплатить конкретный налог, в то время как сумма сбора является фиксированной вне зависимости от материального положения физического или юридического лица.

Процедура установления налогов и сборов регламентируется законодательством Российской Федерации. В частности, Конституцией выделяется несколько требований, применяемых к порядку установления налогов и сборов.

Налоги и сборы считаются «законно установленными», если выполняются следующие условия.

1.Соответствие уровня налогов и сборов уровню законодательных органов, устанавливающих их. Это значит, что федеральные налоги и сборы могут быть установлены только федеральными законодательными органами, а региональные и местные налоги и сборы - органами законодательной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

2.Надлежащая форма установления налогов и сборов. Это значит, что при установлении налогов и сборов должна соблюдаться форма их утверждения: федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, законодательные акты органов местного самоуправления.

3.Соблюдение порядка принятия нормативно-правовых актов и законов о налоге. Такой порядок прописан в Конституции РФ и других законодательных документах. Существуют несколько требований, предъявляемых к процедуре принятия законов о налогах и сборов. Например, законопроекты о введении и отмене налогов, а также об освобождении от их уплаты вносятся в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации, что прописано в статье 104 Конституции. Однако вовсе необязательно, что заключение Правительства должно обладать положительным характером. Данную норму можно объяснить так: Правительство информируется о законопроекте, который будет вноситься на рассмотрение, оставляя за собой право высказать свои предложения и замечания о нем. На практике подобное заключение крайне редко составляется в виде отдельного документа. Чаще мнение Правительства РФ высказывается в ходе обсуждения законопроекта.

4.Введение налога в действие в соответствии с законодательно установленными нормами. Требования, предъявляемые к процедуре введения налога, предусмотрены в Конституции РФ. Соблюдение установленной процедуры делает налоговое законодательство более стабильным и ограничивает возможность придания законам о налогах и сборах обратной силы.

Сущность налогов проявляется в исполняемых ими функциях. Можно выделить условно четыре функции налогов: фискальную, регулирующую, контрольную и социальную. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Фискальная функция обусловлена содержанием налогов. Практическая реализация фискальной функции формирует финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения государственной системы. Таким образом, с помощью фискальной функции создается материальная база для функционирования государства. Целью фискальной функции выступает формирование дохода каждого уровня бюджета.

Применение фискальной функции имеет некоторые ограничения. Когда налоговых платежей недостаточно, а сокращение расходов невозможно, государству приходится искать другие формы доходов. Прежде всего, к таким формам относятся внутренние и внешние государственные, региональные, местные займы. При обращении к займам формируется государственный долг, обслуживание которого, в свою очередь, требует дополнительных расходов, что влечет за собой повышение налогов в будущем, например, увеличение налоговых ставок, введение новых налогов. Такой поворот событий может вызвать недовольство со стороны плательщиков, которое выражается в производственном спаде и т.д. Таким образом, государство столкнется с новыми финансовыми проблемами, решить которые возможно только с помощью новых займов. Такая ситуация опасна крахом финансовой системы.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что доля платежей, поступающих в бюджет за счет практического применения фискальной функции, прямо пропорциональна уровню доходов плательщиков.

Регулирующей функции отводится особое место в системе антикризисного регулирования. Государство стремится воздействовать на социально-экономические процессы. С помощью регулирующей функции происходит перераспределение денежных средств между различными отраслями и сферами деятельности. Также с помощью данной функции государство регулирует доходы населения, что реализуется путем введения налоговых льгот и оптимизации налоговой системы. Налоговые льготы уменьшаются обязательства конкретных плательщиков.

Система налоговых платежей и сборов регулирует финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Такие отчисления предназначены для восстановления ресурсов, израсходованных юридическим или физическим лицом, но принадлежащих государству. Обычно подобные платежи и взносы отличаются четкой отраслевой спецификой. Например, налог за пользование недрами, водный налог, земельный налог и т.д.

Контрольная функция позволяет оценить, нуждается ли налоговая система в изменениях. С помощью контрольной функции анализируется эффективность налоговых каналов, а также проверяется соблюдение стоимостной пропорции при распределении доходов различных экономических субъектов. Благодаря контрольной функции государство может сопоставить количественное выражение поступающих налоговых платежей существующим финансовым потребностям.

Социальная функция связана с фискальной и регулирующей функцией. Социальная функция находит свое отражение в установлении разных условий взимания налогов с физических лиц в соответствии с их социальным обеспечением и материальным положением. Таким образом, обеспеченные слои населения платят налоги в большем размере. Механизм выполнения социальной функции можно рассмотреть на примере налога на доходы физических лиц. Законодательством установлены виды доходов, не подлежащие налогообложению, а также виды доходов, облагаемые налогом по повышенной ставке. Также в Налоговом кодексе РФ прописан перечень стандартных и профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу и доступных лишь определенным категориям населения.

Социальное значение данной функции особенно ценно в период кризисов, когда многие слои населения нуждаются в защите государства.

К сожалению, в российской налоговой системе социальная функция реализуется не полностью, что обусловлено несовершенством налогового законодательства


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12

Новое на сайте

>

Самое популярное