Домой Связной Нефтяная отрасль российской федерации. Обзор структуры рынка нефтепродуктов россии

Нефтяная отрасль российской федерации. Обзор структуры рынка нефтепродуктов россии

Почему пора кратно повышать норматив продаж дизтоплива на бирже?
29 июля биржевые цены дизельного топлива на Московском НПЗ, Рязанской НПК и ЯНОСе составили 33900–34150 ₽/т. Днем ранее экспортный паритет для трубопроводных партий дизельного топлива производства Московского НПЗ в направлении Приморска - самый высокий среди существующих маршрутов экспорта - рухнул до уровня 28420 ₽/т.

Таким образом, премия внутреннего рынка для дизельного топлива на НПЗ Центрального федерального округа в прошлую пятницу была на уровне 5500 рублей на тонну. Ранее были эпизоды, когда ФАС России озвучивала претензии к нефтяным компаниям из-за столь высокой премии внутреннего рынка по дизтопливу. В мае, когда экспорт ДТ был более привлекательным по сравнению с его реализацией на внутреннем рынке, нефтяные компании резко снизили продажи товара на бирже и увеличили экспортные поставки.

Так, в марте 2016 года доминирующие компании реализовали на СПбМТСБ 339 тыс. т дизельного топлива в соответствии с требованиями Совместного приказа ФАС России и Минэнерго России, по данным биржи. В апреле доминанты продали 311 тыс. т дизтоплива, а в мае - 233 тыс. т товара со словами «скажите спасибо, что на фоне премиального экспорта мы перевыполнили норматив». В итоге за май 2016 года биржевая цена дизельного топлива на НПЗ Центрального федерального округа выросла более чем на 12% - с 30600 до 34350 ₽/т.

В мае привлекательный экспорт дизельного топлива позволил нефтяным компаниям объяснить и сокращение биржевых продаж товара, и увеличение экспорта, и рост цен.

Экспортируя дизельное топливо, нефтяные компании сейчас получают на 5000–6000 рублей на тонну меньше, чем продавая его на внутреннем рынке. Несмотря на это, мы не видим ни существенного увеличения продаж дизельного топлива на СПбМТСБ, ни адекватного динамике экспортного паритета снижения биржевых цен. В чем причина, и как эту ситуацию исправить? Судя по всему, норматив продаж дизельного топлива на бирже на уровне 5% от производства для каждой доминирующей компании и 4% от производства для всех доминирующих субъектов в совокупности себя изжил. На рынке автомобильного бензина за товар состязаются независимые сети АЗС и сбытовые предприятия нефтяных компаний. Причем слишком активные закупки вторых гарантированно привлекают внимание ФАС России.

На рынке дизельного топлива, помимо независимых сетей АЗС и «сбытов» нефтяных компаний, присутствуют промышленные предприятия. Для последней категории покупателей не существует такого понятия как маржа «на пистолете». Кроме того, промышленники могут иметь стойкие предпочтения к дизельному топливу определенных нефтяных компаний и НПЗ. В итоге мы имеем рынок экспортно ориентированного дизельного топлива, которое зачастую хуже реагирует на снижение экспортного паритета, чем неэкспортный автобензин. Из этого следует, что существующий норматив по реализации дизельного топлива на СПбМТСБ недостаточен для удовлетворения спроса на биржевой площадке. В итоге вместо установления адекватной рыночной цены дизтоплива мы периодически наблюдаем рекордные премии внутреннего рынка, которые являются ничем иным, как отражением недостаточного предложения товара.

Таким образом, оптимальным решением проблемы видится увеличение обязательного норматива продаж дизельного топлива на СПбМТСБ в два раза в сравнении с действующим, то есть до 10% от производства для каждой доминирующей компании. К слову, для автобензина было бы целесообразно рассмотреть введение плавающего норматива продаж с минимальными требованиями на уровне 20% в сезон высокого спроса с мая по сентябрь. Это позволило бы обеспечить дополнительное предложение товара на рынке именно тогда, когда он пользуется высоким спросом.

Анализ российского рынка нефтепродуктов Ринат Хантемиров, ПКП «МОБОЙЛ»
Текущий год складывается не очень удачно для мировой нефтепереработки. На графике 1 на странице 5 показано изменение цен на нефть и основные нефтепродукты с июля 2014 года (по данным Thomson Reuters). За 100% приняты значения на 3 июля 2014 года. Видно, например, что 20 января 2016 года на пике падения цены на мазут составляли лишь 17% от уровня на 3 июля 2014 года.

В таблице 1 на странице 4 приведены абсолютные значения котировок и их изменения от уровня на 3 июля 2014 года

в июле 2014, 2015 и 2016 годов (по данным Thomson Reuters).
В прошлом году производство бензина и дизельного топлива приносило переработчикам хороший доход, поскольку цены на них снижались медленнее по сравнению с ценами на нефть. Однако в 2016 году ситуация оказалась противоположной.

Спрос на бензин в мире этим летом оказался ниже ожиданий. Запасы бензинов, накопленные в период высокой маржи переработки и в надежде на высокий спрос этим летом, достигли рекордных уровней. И, что хуже всего, цены на бензин в этом году начали снижаться на месяц раньше, чем в 2015 году.

Вернемся к российскому рынку нефтепродуктов, который в летнее время, как правило, живет собственной жизнью.

Рынок автобензина
По данным «ЦДУ ТЭК», товарные остатки автомобильного бензина на НПЗ и ПНПО нефтяных компаний с середины июня стабилизировались на уровне 1,7 млн т. Так, 25 июля они составляли 1,724 млн т, это примерно на 25 тыс. т больше, чем год назад.
Впереди еще два месяца относительно высокого спроса на автобензин. Однако, на мой взгляд, рынок уже готов развернуться, и в ближайшие неделю или две цены на бензин перейдут к падению. Иными словами, тренд на снижение цен на российском рынке бензины в этом году, скорее всего, установится раньше, чем в предыдущие годы.
Как мы видим, в 2013 году цены на бензин держались до середины сентября, а в 2015 году - до конца августа. Аномальный 2014 год не берем в расчет в связи с многочисленными авариями на заводах. В этом году российский рынок бензина, вероятно, выйдет из летнего диапазона высоких цен до середины августа. Причины - снижение внутреннего потребления, достаточные объемы производства бензина класса 5, и «щадящий» график осенних ремонтов НПЗ.

Ниже на таблице 2 приведены данные «ЦДУ ТЭК» о суммарном простое первичных мощностей российских НПЗ в связи с ремонтами в 2016, 2015 и 2013 годах с разбивкой по месяцам.

В августе–октябре 2016 года выбывающие мощности первичной переработки составят 5658 тыс. т. Для сравнения: за такой же период 2015 года выбывающие мощности первичной переработки составили 10142 тыс. т, а в августе–октябре 2013 года - 7633 тыс. т. В связи с этим нефтяные компании, вероятно, не будут формировать запасы нефтепродуктов на период осенних ремонтов и предпочтут распродать августовский товар на открытом рынке, пока он дает высокую премию к экспортному паритету. В предыдущие годы, напомню, накопление запасов бензина перед ремонтами поддерживало цены из-за временного снижения предложения на рынке и создания на ряде базисов искусственного спроса.

Падение мировых цен на нефть и нефтепродукты сделало российский рынок сильно премиальным. Это привлекает на наш рынок белорусских продавцов и увеличивает потенциал будущего падения цен. В отсутствие форс-мажорных ситуаций, описанный выше сценарий снижения цен на бензины, на мой взгляд, является наиболее вероятным. Возможный небольшой рост цен в начале августа, скорее всего, будет последним движением рынка вверх перед началом снижения цен.

Рынок дизельного топлива
По данным «ЦДУ ТЭК», товарные остатки дизельного топлива на НПЗ, ПНПО нефтяных компаний и в системе «Транснефтепродукта» 25 июля составили 2,09 млн т, что примерно на 100 тыс. т ниже, чем год назад. В конце прошлой недели экспортный паритет для летнего дизельного топлива составлял 27500–28500 ₽/т для НПЗ в Поволжье. Внутренние цены на этих же заводах были на уровне 32300–33300 ₽/т.

Ценам на дизельное топливо оказывают поддержку высокий спрос на ГСМ в связи с уборочными работами и сравнительно небольшие остатки дизтоплива.
С другой стороны, на цену дизельного топлива давят низкий экспортный паритет и падение внутренних цен на нефть с поставкой в августе на 1500–2000 рублей по сравнению с июльскими партиями. Второй фактор вызовет удешевление заменителей дизтоплива, которые производят мини-НПЗ.

В совокупности, эти факторы не оставляют шансов на рост цен на дизельное топливо. Цены на дизельное топливо, вероятно, продолжат постепенно снижаться. Более того, в случае роста объемов продаж товара, цены могут обвалиться.

Рынок мазута
Те же драйверы - низкий экспортный паритет и грядущее удешевление продукции мини-НПЗ - давят и на рынок мазута.
Цены поддерживаются низкими объемами продаж. При этом, как только на рынке появляется дополнительный товар, цены проседают.
В середине августа начинаются закупки мазута для нужд энергетиков, что может на какое-то время поддержать стоимость топлива на бирже.

Array ( => Array ( => обзор российского рынка нефтепродуктов => производство авиакеросина => керосин => бензин => запасы бензина => продажи мазута => продажи дизельного топлива => биржа => биржевые цены) [~TAGS] => обзор российского рынка нефтепродуктов, производство авиакеросина, керосин, бензин, запасы бензина, продажи мазута, продажи дизельного топлива, биржа, биржевые цены => Array ( => 8282 => 08.04.2015 12:41:17 => iblock => 91 => 100 => 9949 => image/png => iblock/b9e =>.png => 2015-02-24 17-34-36 Скриншот экрана.png => => => [~src] => => /upload/iblock/b9e/b9e52737824e3517dfd3ce300b14abf7.png => /upload/iblock/b9e/b9e52737824e3517dfd3ce300b14abf7.png => /upload/iblock/b9e/b9e52737824e3517dfd3ce300b14abf7.png => => Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15) [~PREVIEW_PICTURE] => 8282 => 15889 [~ID] => 15889 => Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15 [~NAME] => Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15 => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 => [~IBLOCK_SECTION_ID] => =>


Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15
[~DETAIL_TEXT] => Керосин рекордно подорожал на искусственном дефиците В минувший четверг цена авиакеросина на хабе Владимир составила 36400 ₽/т, по сравнению с 25 февраля цена выросла почти на 34,3%. На ЯНОСе авиакеросин начал быстро дорожать 25 февраля, к 1 апреля цена топлива выросла на 28,1%.

«ФортеИнвест» еще 26 марта продавал авиакеросин производства Орского НПЗ по 30500 ₽/т, а 31 марта и 1 апреля — по 32000 ₽/т. Если на рынке автобензина и дизтоплива ситуация более-менее нормализовалась, то на рынке авиакеросина на прошедшей неделе продолжался разгон цен, подогреваемый сразу несколькими факторами.

По предварительным данным Минэнерго, производство авиакеросина в январе-марте 2015 года в относительном выражении сократилось в наибольшей степени среди всех основных нефтепродуктов, свидетельствуют данные Минэнерго. За первые 3 месяца текущего года произведено 1,97 млн т авиакеросина, что на 16,8%, или на 397,7 тыс. т, меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Для сравнения: производство бензина за первые 3 месяца выросло на 2,9%, дизтоплива — на 1,8%, а топочного мазута — снизилось на 4,4%. Первичная переработка нефтяного сырья за январь-март 2015 года составила 70,39 млн т, что на 0,1% меньше по сравнению с I кварталом прошлого года.

Все крупнейшие производители авиационного керосина («Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть») в марте значительно снизили среднесуточную выработку топлива по сравнению с февральским уровнем. Несколько источников на рынке рассказали, что в марте были проблемы с качеством авиакеросина на Омском НПЗ и на Ангарской НХК.

«На Омском заводе была проблема с обводнением авиакеросина, а часть ангарского топлива в марте отгружена на нелетные цели под соответствующие расписки покупателей», — рассказал трейдер...

Подробнее в обзоре, который можно скачать по ссылке:
Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15
=> html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html => В минувший четверг цена авиакеросина на хабе Владимир составила 36400 ₽/т, по сравнению с 25 февраля цена выросла почти на 34,3%. На ЯНОСе авиакеросин начал быстро дорожать 25 февраля, к 1 апреля цена топлива выросла на 28,1%. [~PREVIEW_TEXT] => В минувший четверг цена авиакеросина на хабе Владимир составила 36400 ₽/т, по сравнению с 25 февраля цена выросла почти на 34,3%. На ЯНОСе авиакеросин начал быстро дорожать 25 февраля, к 1 апреля цена топлива выросла на 28,1%. => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text => [~DETAIL_PICTURE] => => 08.04.2015 12:51:49 [~TIMESTAMP_X] => 08.04.2015 12:51:49 => 07.04.2015 12:34:35 [~ACTIVE_FROM] => 07.04.2015 12:34:35 => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => /news/obzor_rossiyskogo_rynka_nefteproduktov_za_06_04_15/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/obzor_rossiyskogo_rynka_nefteproduktov_za_06_04_15/ => 15889 [~IBLOCK_ELEMENT_ID] => 15889 => Независимое агентство «АТР» [~PROPERTY_22] => Независимое агентство «АТР» => http://www.na-atr.ru/ [~PROPERTY_23] => http://www.na-atr.ru/ => 0.0000 [~PROPERTY_54] => 0.0000 => 1.0000 [~PROPERTY_95] => 1.0000 => [~PROPERTY_148] => => / [~LANG_DIR] => / => obzor_rossiyskogo_rynka_nefteproduktov_za_06_04_15 [~CODE] => obzor_rossiyskogo_rynka_nefteproduktov_za_06_04_15 => 15889 [~EXTERNAL_ID] => 15889 => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => news [~IBLOCK_CODE] => news => furniture_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 => s1 [~LID] => s1 => => 12:34, 07 Апреля 2015 => Array () => Array ( => обзор российского рынка нефтепродуктов, производство авиакеросина, керосин, бензин, запасы бензина, продажи мазута, продажи дизельного топлива, биржа, биржевые цены => Array ( => 8282 => 08.04.2015 12:41:17 => iblock => 91 => 100 => 9949 => image/png => iblock/b9e =>.png => 2015-02-24 17-34-36 Скриншот экрана.png => => => [~src] => => /upload/iblock/b9e/b9e52737824e3517dfd3ce300b14abf7.png => /upload/iblock/b9e/b9e52737824e3517dfd3ce300b14abf7.png => /upload/iblock/b9e/b9e52737824e3517dfd3ce300b14abf7.png => Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15 => Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15)) => Array ( => Array ( => 22 => 2018-03-10 19:22:21 => 1 => Автор => Y => 500 => AUTHOR_NAME => => S => 1 => 30 => L => N => 22 => => 5 => => 0 => N => N => N => Y => 2 => => => => Независимое агентство «АТР» => [~VALUE] => Независимое агентство «АТР» [~DESCRIPTION] =>) => Array ( => 148 => 2018-03-11 18:19:22 => 1 => Подзаголовок => Y => 500 => SUB_TITLE => => S => 1 => 30 => L => N => => => 5 => => 0 => N => N => N => N => 2 => => => => => [~VALUE] => [~DESCRIPTION] =>) => Array ( => 23 => 2018-03-10 19:22:21 => 1 => Ссылка на автора => Y => 501 => AUTHOR_URL => => S => 1 => 30 => L => N => 23 => => 5 => => 0 => N => N => N => N => 2 => => => => http://www.na-atr.ru/ => [~VALUE] => http://www.na-atr.ru/ [~DESCRIPTION] =>) => Array ( => 54 => 2018-03-10 19:22:21 => 1 => Важно => Y => 502 => IMPORTANT => 0 => N => 1 => 4 => L => N => 54 => => 5 => => 0 => N => N => N => N => 2 => => => => 0 => [~VALUE] => 0.0000 [~DESCRIPTION] =>) => Array ( => 95 => 2018-03-10 19:22:21 => 1 => Главная новость => Y => 503 => MAIN_NEWS => 0 => N => 1 => 30 => L => N => => => 5 => => 0 => N => N => N => N => 2 => => => => 1 => [~VALUE] => 1.0000 [~DESCRIPTION] =>)) => Array ( => Array ( => 22 => 2018-03-10 19:22:21 => 1 => Автор => Y => 500 => AUTHOR_NAME => => S => 1 => 30 => L => N => 22 => => 5 => => 0 => N => N => N => Y => 2 => => => => Независимое агентство «АТР» => [~VALUE] => Независимое агентство «АТР» [~DESCRIPTION] => => Независимое агентство «АТР») => Array ( => 23 => 2018-03-10 19:22:21 => 1 => Ссылка на автора => Y => 501 => AUTHOR_URL => => S => 1 => 30 => L => N => 23 => => 5 => => 0 => N => N => N => N => 2 => => => => http://www.na-atr.ru/ => [~VALUE] => http://www.na-atr.ru/ [~DESCRIPTION] => => http://www.na-atr.ru/)) => Array ( => 1 [~ID] => 1 => 14.10.2019 20:00:00 [~TIMESTAMP_X] => 14.10.2019 20:00:00 => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => s1 [~LID] => s1 => news [~CODE] => news => Новости [~NAME] => Новости => Y [~ACTIVE] => Y => 500 [~SORT] => 500 => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => #SITE_DIR#/news/#ELEMENT_CODE#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#ELEMENT_CODE#/ => [~SECTION_PAGE_URL] => => [~PICTURE] => => [~DESCRIPTION] => => html [~DESCRIPTION_TYPE] => html => 1 [~RSS_TTL] => 1 => Y [~RSS_ACTIVE] => Y => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 => Y [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => Y => furniture_news_s1 [~XML_ID] => furniture_news_s1 => [~TMP_ID] => => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y => N [~INDEX_SECTION] => N => N [~WORKFLOW] => N => N [~BIZPROC] => N => L [~SECTION_CHOOSER] => L => [~LIST_MODE] => => S [~RIGHTS_MODE] => S => 2 [~VERSION] => 2 => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 => [~SOCNET_GROUP_ID] => => [~EDIT_FILE_BEFORE] => => [~EDIT_FILE_AFTER] => => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость => [~SECTION_PROPERTY] => => [~PROPERTY_INDEX] => => [~CANONICAL_PAGE_URL] => => furniture_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => furniture_news_s1 => / [~LANG_DIR] => / => www.ngv.ru [~SERVER_NAME] => www.ngv.ru) => Array ( => Array ()) => => Array ( => Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15 => Обзор российского рынка нефтепродуктов за 06.04.15 => =>))

Низкие мировые цены на нефть не стали препятствием для роста добычи в Российской Федерации. В 2016 г. производство нефти и конденсата выросло на 2,6 % – до 547,5 млн т. Экспорт нефти в страны дальнего зарубежья вырос на 5,1 % по сравнению с 2015 г. На объем производства и экспорта нефти в 2017 г. повлияет участие Российской Федерации в соглашении производителей нефти об ограничении объема добычи.

547,5 млн т производство нефти и конденсата в 2016 г.

Динамика добычи, экспорта и переработкинефти Переработка = добыча – экспорт. (млн т) Источник: Минэнерго России

Экспорт нефтепродуктов (млн т) Источник: Банк России, ФТС России

Объем первичной переработки нефти в Российской Федерации по итогам 2016 г. снизился на 1,1 % на фоне роста глубины переработки. Производство бензина и дизельного топлива по итогам года выросло, в то время как производство мазута значительно снизилось. На динамику российской переработки в 2017 г., кроме цен мирового рынка, окажут влияние изменения налогового и таможенно-тарифного законодательства. С 1 января 2017 г. вступила в силу финальная конфигурация большого налогового маневра, инициированного в 2014 г. Ставка экспортной пошлины на сырую нефть была снижена исходя из применения предельной нормы отсечения в размере 30 %, что было компенсировано ростом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Ставки экспортных пошлин на светлые нефтепродукты были снижены до 30 % от экспортных пошлин на нефть; ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты повышены до 100 % от пошлины на нефть. Новые параметры налоговой системы будут способствовать дальнейшему снижению производства мазута и увеличению глубины переработки.

Потребление и экспорт основных нефтепродуктов в 2016 году (млн т) Источник: Минэнерго России

Возможности восстановления спроса

Ситуация в экономике Российской Федерации в 2016 г. проявляла признаки стабилизации. Динамика ВВП во втором полугодии достигла околонулевых уровней; по итогам года снижение ВВП составило 0,2 %. Промышленное производство при этом выросло на 1,1 %, во многом благодаря добывающим секторам промышленности. Улучшение наметилось и в показателе продаж автомобилей, объем которых к концу года стабилизировался. Однако слабая динамика потребительских расходов и розничной торговли продолжала ограничивать внутреннее потребление моторного топлива.

Динамика потребления и экспорта нефтепродуктов (млн т) Источник: Минэнерго России

Структура грузооборота по видам транспорта (млрд ткм) Источник: Росстат

Структура пассажирооборота по основным видам транспорта общего пользования (млрд пасс.-км) Источник: Росстат

Продажи новых автомобилей (млн шт.) Источник: The Association of European Businesses in the Russian Federation

Обзор ключевых изменений налогового и таможенно-тарифного законодательства Российской Федерации

В 2016 г. Правительством Российской Федерации была продолжена поэтапная корректировка системы налогообложения нефтяной отрасли в рамках так называемого большого налогового маневра, утвержденного Федеральным законом Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. № 366-ФЗ. Цель реализации большого налогового маневра основана на снижении фискальной роли экспортных пошлин с одновременным изменением ставок по другим ключевым налогам для балансировки интересов бюджета, нефтяной отрасли и потребителей внутреннего рынка.

Налог на добычу полезных ископаемых

В 2016 г. в рамках плановых изменений уровня налоговой нагрузки на сектор нефтедобычи увеличены ставки НДПИ на нефть и газовый конденсат по сравнению с аналогичными показателями 2015 г. за счет роста:

  • базовой ставки НДПИ на нефть (с 766 до 857 руб/т);
  • корректирующего коэффициента (Ккм) при расчете ставки НДПИ на конденсат (с 4,4 до 5,5).

С целью сокращения дефицита федерального бюджета Российской Федерации Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ внесены изменения в порядок исчисления НДПИ на нефть путем включения в формулу расчета налоговой ставки дополнительного коэффициента Кк, равного 306 на 2017 г., 357 на 2018 г. и 428 на 2019 г.

Экспортная пошлина

Правительством Российской Федерации было принято решение на 1 год «заморозить» ставку экспортной пошлины на нефть на уровне 2015 г. (исходя из применения предельной нормы отсечения в размере 42 %) и отказаться от запланированного снижения в 2016 г. до 36 %. Указанные изменения были внесены в таможенно-тарифное законодательство Федеральным законом Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 324-ФЗ.

В 2016 г. также было продолжено снижение ставок экспортных пошлин на светлые нефтепродукты (с 48 до 40 %) и автомобильные бензины (с 78 до 61 %). В отношении темных нефтепродуктов ставка экспортной пошлины наоборот увеличилась до 82 % от ставки экспортной пошлины на нефть.

Акцизы

С 2016 г. расширен перечень подакцизных товаров за счет налогообложения операций по производству и реализации средних дистиллятов. Основной целью нововведения является борьба с суррогатами дизельного топлива. Ожидается, что определение нового подакцизного товара через качественные характеристики (плотность и температуру перегонки смеси углеводородов) окажет положительное влияние на снижение объемов реализации топлива, не обложенного акцизом, на АЗС. При этом с целью нивелирования роста внутренних закупочных цен для профильных потребителей средних дистиллятов предусмотрено право на применение налогового вычета уплаченного акциза с повышающим коэффициентом 2.

Дополнительно с целью повышения доходов консолидированного бюджета Российской Федерации в апреле 2016 г. реализована внеплановая индексация ставок акциза на моторное топливо: рост ставок для автомобильного бензина составил 2 600 руб/т, для дизельного топлива – 1 143 руб/т.

В целях обеспечения финансирования дорожного хозяйства и развития транспортной инфраструктуры Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ были сохранены действовавшие в апреле – декабре 2016 г. ставки акциза на автомобильный бензин (13 100 руб/т для бензина ниже 5-го экологического класса и 10 130 руб/т – для 5-го класса) и увеличена ставка акциза на дизельное топливо (на 1 507 руб/т).

Налоговая нагрузка в тонне экспортированной нефти (долл. США)

Методы работы на рынке.

C начала 90-х годов, ситуация на рынке нефтепродуктообеспечения во многом определяется деятельностью крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК).

При упразднении Госкомнефтепродукта СССР начался процесс активного создания в различных регионах РФ ВИНК. В их состав были включены региональные предприятия нефтепродуктообеспечения с сетью автозаправочных станций. Привлекательность регионов определялась местоположением нефтеперерабатывающих предприятий и нефтепроводов, а также концентрацией потребителей – промышленных предприятий, имеющих возможности оплаты «живыми» деньгами. В 1996-1999 годах одним из дополнительных инструментов влияния на рынки сбыта стали соглашения ВИНК с региональными администрациями. Более чем половина субъектов Российской Федерации заключили подобного рода соглашения. В результате сложилась ситуация, когда отдельные нефтяные компании, по сути определяли обстановку на рынке отдельных регионов через привязку остальных хозяйствующих субъектов к своей инфраструктуре хранения и сбыта нефтепродуктов, что не могло не сказаться на состоянии оптового и розничного рынка нефтепродуктов.

В целом оптовое звено рынка нефти и нефтепродуктов в период до 1999 года можно охарактеризовать как регионально-монопольное, так как в соответствующих регионах доминировала, как правило, только одна ВИНК. Монополизация рынка осуществлялась через оптовое звено, а в ряде случаев – через использование транспортной инфраструктуры. Вместе с тем была достаточно высока конкуренция в розничной сети. Однако в условиях ценового кризиса 1999 года независимые продавцы нефтепродуктов были поставлены нефтяными компаниями в условия товарного дефицита требованием о приобретении только крупных партий продукции на условиях полной предоплаты. Вследствие чего, независимые продавцы вынуждены были покупать продукцию по завышенным ценам, что отражалось на уровне цен в розничной торговле. В свою очередь предприятия нефтепродуктообеспечения ориентировались на устанавливаемые таким образом рыночные цены. Во многих случаях в работе независимых продавцов наблюдались перебои, а доля ВИНК в розничной торговле существенно возрастала. Соответственно, изменялись и показатели концентрации на оптовом рынке в пользу ВИНК. Продажа нефтепродуктов в рамках ВИНК часто организовывалась через цепочки собственных компаний-посредников, что создавало условия игры на повышение оптовых и розничных цен, в том числе путем создания искусственного дефицита, вне зависимости от реального состояния товарного рынка. Другой важной причиной перебоев с обеспечением внутреннего рынка нефтепродуктами в рассматриваемый период стал рост мировых цен на нефть, что стимулировало нефтяные компании к увеличению экспортных поставок в ущерб внутреннему рынку.

С 2000 года условия работы на оптовом и розничном рынке нефтепродуктов изменились. Устойчиво формируется тенденция создания олигопольных рынков, где основную долю на рынке занимают две-три нефтяные компании, каждая из которых может не подпадать под формальные признаки доминирования. Однако очевидно, что такая «дружественная» конкуренция» негативно сказывается на независимых конкурентах и потребителях.

Необходимо также отметить, что ВИНК, безусловно, остаются доминирующими хозяйствующими субъектами на рынке оказания услуг по хранению нефтепродуктов и нефтепереработке. Отмечается затрудненность доступа хозяйствующих субъектов к нефтехранилищам, а малые и средние предприятия нефтяного сектора не имеют доступа к мощностям нефтеперерабатывающих заводов, входящих в структуру ВИНК.

Продукция, предлагаемая конкурирующими компаниями клиентам в целом однородна, поэтому основными факторами успеха является своевременность поставок и цена.

Основные характеристики отрасли.

Общее число предприятий нефтяной отрасли и нефтехимической промышленности превышает 8 тысяч (из них крупных и средних – около 800).

Однако, несмотря на значительное число компаний, занятых в нефтяной сфере, отличительной характеристикой отрасли, является высокая концентрация бизнеса. Средневзвешенный коэффициент концентрации, отражающий долю 4 крупнейших компаний в подотраслях (с учетом «вклада» в суммарный объем производства по отрасли) составляет 52,82%.

Предприятия нефтяной отрасли и нефтехимической промышленности располагают мощными производственными ресурсами. Предприятия отрасли широко представлены в рейтинге двухсот крупнейших промышленных предприятий России «Эксперт-200».

Насущными проблемами развития нефтепереработки являются высокие транспортные тарифы, диспаритет цен на нефтепродукты на внутреннем и внешнем рынках. Серьезным препятствием для оздоровления рыночной конкуренции является низкий уровень доступа малых и средних нефтеперерабатывающих предприятий к услугам по переработке нефти на крупных предприятиях, как правило, входящих в состав вертикально -интегрированных структур. Нефтеперерабатывающие заводы не принимают небольшие объемы нефти малых компаний по давальческой схеме, а для обеспечения рентабельности нефтепереработки необходимы долговременные поставки в размере не менее 50 тыс. тонн нефти в месяц. Такие результаты могут быть достигнуты только в случае консолидации объемов добываемой нефти несколькими хозяйствующими субъектами. Однако, по мнению Минэнерго РФ, консолидацию небольших объемов нефти усложняет существующая схема грузопотоков, которая не позволяет производить запланированные поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы в направлении, совпадающем со схемой технологических грузопотоков. Для решения этой проблемы необходимо осуществлять замену нефти одних грузоотправителей на нефть других, либо консолидировать нефть, чтобы иметь возможность поставлять ее в одном направлении. По мнению МАП РФ, консолидация нефти может осуществляться на торговых площадках бирж в процессе торгов, что позволит поддерживать независимых участников рынка.

В целом оптовое звено рынка нефти и нефтепродуктов типизируется как регионально-монопольное, так как в соответствующих регионах страны бесспорно доминирующее положение занимает, как правило, одна из вертикально-интегрированных нефтяных компаний. Монополизация рынка осуществляется через оптовое звено (нефтепродуктохранилища), а также в ряде случаев через транспортную инфраструктуру.

Одновременно очень небольшое количество нефтяных компаний может успешно конкурировать на мировых рынках из-за незначительных по мировым масштабам объемов хозяйственного оборота.

Масляный сегмент нефтяной отрасли находится далеко позади мировых грандов по производству масел. Все отечественные производители работают на старом изношенном оборудовании, построенном еще в советские времена. На сегодняшний день в Российской Федерации практически не выпускаются синтетические базовые масла, служащие основой для производства синтетических моторных масел.

В РФ ежегодно производится около 2,5-2,6 млн. тонн масел. Практически весь объем – это минеральные масла, которые выпускают 12 НПЗ, имеющие в своем составе масляные производства, а также несколько маслозаводов. Почти 20% продукции экспортируется, причем в основном на экспорт идут базовые масла. Из всего разнообразия смазочных материалов около 45% выпускаемых объемов приходится на моторные масла, а с учетом импорта их доля в общем, потреблении составляет примерно 55-60%. Динамика изменения объемов производства масел в России приводится в таблице №1 .

Таблица №1. Производство смазочных масел в РФ в млн. тонн


2000 год

2001 год

2002 год

2003 год

2004 год (прогноз)

2481,2

2572,8

2518,2

2530

2606,5

Более значительный рост физических объемов производства смазочных масел в России, по мнению экспертов, маловероятен. Современные машины и механизмы экономнее расходуют масла, что несколько сдерживает рост их производства.

В Россию импортируется не более 12-14% от общероссийского объема потребления масел, однако импорт составляют высококачественные сорта моторных масел – минеральных, полусинтетических и синтетических, с которыми отечественная продукция даже не конкурирует.

«Рядовые» сорта моторных масел (около 90% от общего объема российского производства), как правило, реализуются наливом и имеют достаточно широкий круг постоянных потребителей – крупные предприятия, автохозяйства с большегрузными автомобилями, Министерство обороны, сельское хозяйство и т.д.

Структура производства масел в РФ приводится в диаграмме №1 .

Диаграмма №1. Виды масел, производимых в России.

Конкурентная среда.

Крупнейшими производителем масел является «ЛУКОЙЛ», на долю которого приходится около 42% всего отечественного производства.

«ТНК-ВР», «ЮКОС», «Башнефтехимзаводы» до 2001 года занимали примерно равные сегменты в производстве масел по 12-13% каждый. В 2002 году «ТНК-ВР» после приобретения «Орскнефтеоргсинтеза» и почти двукратного увеличения объемов выпуска масел на этом НПЗ довела свою долю на рынке до 18%. И в ближайшей перспективе, после разделения с «Сибнефтью» активов «ЮКОСа», может еще увеличить свою нишу. В свою очередь «Башнефтехимзавозды» почти вдвое снизили объемы выпуска масел и по итогам 2002 года занимали всего 7% рынка.

«Масляные» площади всех без исключения НПЗ были построены еще во времена СССР и в подавляющем большинстве морально и физически устарели. Производственный потенциал российских НПЗ на 99% представлен процессами экстракционного выделения масел (фенолом, фурфуролом и т.п.), поэтому такие важнейшие характеристики потребительских свойств, как индекс вязкости масел и содержание в них серы, в решающей степени зависят от состава поступающей на завод нефти.

Сырьем для большинства НПЗ служит «трубопроводная смесь Urals, в связи с чем, по мнению экспертов, базовые масла имеют, в сущности, общее для всех удовлетворительное качество. До лета 2003 года несколько особняком стояли два "лукойловских" завода «Пермнефтеоргсинтез» и «Волгограднефтепереработка», «сидящие» на нефтепроводе Холмогоры – Клин», по которому ранее транспортировалась легкая малосернистая сибирская нефть. По данным «ЛУКОЙЛа», это позволяло компании получать масла на 5-7% дешевле по сравнению с аналогичными сортами моторных масел (в первую очередь дизельных) большинства других компаний. После того, как по нефтепроводу «Холмогоры – Клин» пошла смесь Urals, лишь продукция Омского НПЗ («Сибнефть»), до сих пор работающего на легких сибирских нефтях, сохранила преимущество.

Конкурентоспособность российских нефтепродуктов на европейском рынке находится на низком уровне. Основной объем вырабатываемых на российских предприятиях нефтепродуктов не соответствует европейским стандартам. В основном на экспорт поставляются дизельные топлива низкого (по европейским меркам) качества по содержанию серы (0,2 и выше), топочный мазут, базовые масла, прямогонный бензин, вакуумный газойль и другие, относительно дешевые продукты.

Перспективы развития масляного производства в большинстве отечественных компаний связывают с повышением качества вырабатываемой продукции. Повышение качества масел в свою очередь имеет два направления, и оба представляют собой практически непаханое поле для российских производителей.

Первое направление – это улучшение качества базового масла за счет внедрения на НПЗ гидрогенизационных процессов и, в частности, процессов каталитического гидрокрекинга и гидроизомеризации продуктов вакуумной перегонки. Масло после гидрокрекинга содержит намного больше изопарафинов и не имеет вредных примесей в виде серы и азота, а главное, его качество уже не зависит от состава сырой нефти.

Второе направление – создание собственных современных мощностей по производству присадок, стоимость которых составляет основную часть цены масла (до 60-70%), хотя доля в объеме готового продукта не превышает 15% (обычно 5 –12%). Российские заводы выпускают в год около 90 тысяч тонн присадок, при потребности рынка в 110-120 тысяч тонн. При этом присадки для высококачественных масел в России практически не выпускаются, отечественные присадки пригодны только для масел низкого и среднего качества. Исключение составляет Новокуйбышевский завод масел и присадок («ЮКОС»), который освоил отечественную присадку Дерсол-300.

Российские компании предпринимают попытки наладить на своих мощностях производство лицензионных присадок, в частности «ЛУКОЙЛ» ведет переговоры с Chevron Oronite о создании совместного предприятия в Волгограде. Однако перспективность данного проекта оценивается экспертами, как невысокая.

На фоне решения проблем улучшения качества масел, многие НПЗ налаживают или уже наладили выпуск фасованной высокорентабельной продукции, которая поступает в продажу под брендом компании-производителя.

По данным «ЛУКОЙЛА», масла в объеме всех выпускаемых компанией нефтепродуктов составляют 4%, в то время как в стоимостном выражении на них приходится 8,5% выручки. При этом фасованные масла «с брендом», как сказали в компании, продавать в 2,5 -3 раза выгоднее, чем наливом.

На сегодняшний день в России из отечественных производителей лишь «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР и «ЮКОС» обзавелись собственным брендом. Пока лидирует «ЛУКОЙЛ», по оценке которого его доля на общероссийском рынке фасованных высококачественных масел 50%.

Разработанная «ЛУКОЙЛом» программа развития масляного производства предполагает к 2005 году увеличить ежегодное производство масел до 1,3 млн. тонн и довести долю своих фасованных масел на рынке до 60%.

Эта программа также предусматривает производство, фасовку и сбыт масел в странах ближнего и дальнего зарубежья с использованием базовых масел. Которые выпускаются «лукойловскими» НПЗ в России. В первую очередь внимание обращено на Украину с ее весьма емким рынком. Компания уже больше года ведет переговоры о создании совместного предприятия с Бердянским ОАО «Азовские масла и смазки» («Азмол»). «ЛУКОЙЛ» готов инвестировать в модернизацию масляного производства на «Азмоле» до 4 млн. $ с тем, чтобы на основе базовых лукойловских масел выпускать здесь до 65 тыс. тонн наливных и 2,5 тыс. тонн фасованных масел в год, что составит 16-18% Украинского рынка. Кроме того, в планах «ЛУКОЙЛа» значится создание подобного производства в Болгарии.

Также «ЛУКОЙЛ» первым добился признания соответствия своей продукции стандартам качества по API и ACEA, затратив на международное признание около 1млн $. В результате лукойловские масла получили допуск Volkswagen AG, DaimlerCrysler, BMW Group, Porsche AG.

ТНК, создав в 2000 году совместное предприятие с Техасо на базе Рязанского НПЗ, увеличила за это время объем продаж масел под брендом ТНК в мелкой пластиковой таре в 7 раз, в бочках, которые также «брендуют» - в 4 раза. Этот помогло рязанской продукции занять 10% общероссийского рынка моторных масел и 15% московского, где наиболее сильна конкуренция со стороны импортной продукции. В планах компании – довести свою долю на российском рынке масел до 30%.

Фасованные масла «ЮКОСа» - бренд «U-Tech» появились на рынке лишь в 2002 году, но уже сейчас сегмент, который занимает «ЮКОС» на фасованном рынке масел составляет около 10% . В течение 5 лет компания намерена вложить 50 млн. $ в совершенствование масляных технологий на Ангарской НКХ, с тем, чтобы довести качество продукции до европейских стандартов.

Остальная доля рынка фасованных масел – около 30% - приходится на импортную продукцию.

Головной болью для производителей брендов являются подделки. Причем доля фальсификатов в отдельных регионах РФ достигает 40%. Как следствие, компаниям приходится совершенствовать не только качество масел, но также упаковку и защиту своей продукции. Практически на всех «масляных» НПЗ построены или строятся автоматические линии по производству канистр и бочек из пластика, причем их формы очень трудновоспроизводимы в кустарных условиях. Каждая «фасовка» снабжается этикеткой с несколькими степенями защиты.

Достаточно «проблемной зоной» на российском рынке масел является сегмент синтетических масел. Базовое синтетическое масло – продукция химического производства, имеющая отдаленное отношение к нефтепереработке: в ее производстве в подавляющем большинстве случаев используются полиальфаолефины. Сырьем для которых, служат децены и непредельные линейные углеводороды – родственники этилена.

Ежегодная потребность российского рынка в синтетических и полусинтетических маслах оценивается в 75 тыс. тонн, из которых порядка 40 тыс. тонн приходятся на нужды Минобороны. На сегодня единственный отечественный производитель синтетической «базы» - Волгоградский НПЗ, где имеется небольшая установка мощностью лишь 20 тыс. тонн в год, которые полностью забирают военные.

Заводы «ЛУКОЙЛа», ТНК-ВР и «ЮКОСа» выпускают синтетические моторные масла, но все они изготовляются из импортной «базы».

В настоящее время производство в России собственных синтетических базовых масел для выпуска потребительской продукции налаживает «Татнефть». Совместно с «Нижнекамскнефтехимом» компания создала ООО «Татнефть-Нижнекамскнефтехимойл» (74% принадлежат «Татнефти», 26 – «Нижнекамскнефтехиму»), которое контролирует комплекс мероприятий по производству синтетических масел. Мощность первой очереди составит –10 тыс. тонн синтетических базовых масел в год. Всего же планируется производить 60 тыс. тонн синтетических и полусинтетических масел в год. Сырье на Нижнекамский завод синтетических масел будет поступать с завода олигомеров, входящего в состав «Нижнекамскнефтехима».

Предполагаемая стоимость Нижнекамской синтетической основы составит 1,7-1,8 тыс. $ за тонну, против 2,2-2.3 тыс. $ за тонну импортной основы. При таком запасе ценовой прочности нижнекамская «синтетика» способна занять заметную нишу среди «масляных» гигантов на российском рынке.

Динамика изменения рынка смазочных масел в России приводится в таблице №2. .

Таблица №2 . Динамика рынка смазочных масел.

Перспективы рынка в 2004 году. Тенденции и изменения в структуре рынка.

Важным фактором, оказывающим влияние на состояние внутреннего рынка РФ, как показала статистика наблюдений за рынком в течение многих лет, стал фактор, который для удобства можно назвать так: «уровень мировых цен на сырую нефть». Средневзвешенные значения вычисляются через нефтяные биржи, а высокая цена на нефть «подтягивает» вверх и цены на продукты ее переработки, в первую очередь мазут и дизельное топливо (половина производимого объема которых экспортируется из РФ). Система работает следующим образом: при резком повышении цен на нефтепродукты и нефть, российские компании стремятся «вылить» на экспорт больше нефти и нефтепродуктов при этом потребности внутреннего рынка в расчет не берутся. Как следствие на внутреннем рынке вырастает цена на нефть (ее стало меньше). Затем дорогую нефть «заводят» на переработку, при этом выходящие нефтепродукты также дорожают, экспортируемые объемы уже нефтепродуктов оголяют рынок и ситуация приводит к росту цен. При анализе колебаний мировых цен на нефть за год, решений правительства по регулировке таможенных пошлин и динамики индексов цен внутреннего рынка выявляется очевидная корреляция между ними. Причем временной лаг при резком росте или падении цен на нефть обычно составляет от 10 до 14 дней.

Внутренний рынок нефтепродуктов растет отнюдь не быстрыми темпами. Радует только увеличение парка частных автомобилей, что приводит в больших городах к росту в секторе розничных продаж ГСМ.

В 2003 году Россия вышла на 1-ое место по производству нефти, обогнав Саудовскую Аравию. Сложная политика маневрирования, которую правительство вело в прошедшем году, позволила оказывать существенное влияние на мировой нефтяной рынок. Идейная поддержка ОПЕК и нежелание в нее вступать, обещания стабильных поставок нефти в США и Китай, развитие каспийских и шельфовых проектов – вот основные «карты» в мировой нефтяной игре, которые использовала Россия.

В 2004 году, по мнению Замминистра энергетики РФ Олега Гордеева, ожидаемая добыча нефти в России составит 430-450 млн. тонн. Сейчас прирост добычи нефти составляет примерно 10-10,5%. Ни одна российская компания на сегодняшний день не снижает добычу. Каждый квартал трубопроводная система увеличивает перекачку нефти на экспорт. Россия увеличивает объемы экспорта. При этом товарные запасы в системе «Транснефть» и других системах магистральных нефтепроводов находятся на оптимальном уровне.

Мировые цены на нефть в течение 2004 года должны остаться высокими – Wall Street Journal. Мнение о неизбежном снижении цен на нефть основано на прогнозах увеличения поставок из Ирака. Однако даже если иракцы прекратят, наконец, взрывать нефтепроводы, экспорт в 2004 году из этой страны не превысит лишь 2 млн.барр/день в сравнении с нынешним 1,6 млн.барр/день. При этом общее выздоровление мировой экономики и возрастающие аппетиты Китая неизбежно повлекут за собой всплеск спроса на «черное золото» и не позволят ценам на нефть упасть слишком низко. Конечно, нынешние цены на нефть не смогут сохраниться надолго, однако, даже упав, они, скорее всего, останутся на высоком уровне в течение всего 2004 года. Согласно прогнозам Министерства финансов РФ в 2004 году цена нефть составит 22,5$ за баррель.

На протяжении 2003 года внутренний рынок нефтепродуктов лихорадило, менялась его конфигурация. Все меньше остается независимых оператор рынка, как в крупно-оптовом, так и в розничном сегментах. Крупные нефтяные компании не только жестко конкурируют между собой на региональных рынках, но и старательно вытесняют независимых операторов. Последним чрезвычайно трудно конкурировать по цене продукта с региональным представительством (или филиалом) нефтяной компании. Так, в частности в Свердловской области, независимые операторы рынка закупают продукцию на башкирских заводах, а конкурирующие между собой на этом рынке нефтяные компании «ЛУКОЙЛ» и «Сибнефть» устанавливают цену на нефтебазах области таким образом, что прочие операторы просто «не проходят» по ценам. В течение последних нескольких лет независимые операторы активно использовали механизм отсрочки платежа, но есть серьезные опасения экспертов по поводу постепенного «сворачивания» этой практики.

С рынка выдавливаются не только мелкие и средние операторы, но и владельцы АЗС или мелких сетей АЗС. В тоже время в стране увеличивается количество АЗС за счет введения новых заправок крупных нефтяных компаний (федеральные бренды) или крупных местных операторов (региональные бренды или франчайзинг федеральных брендов).

Для российской нефтяной промышленности перенос акцентов с добычи и переработки нефти на самостоятельную реализацию нефтепродуктов – явление относительно новое. Экономическая подоплека этого процесса давно ясна: максимум прибыли можно получить, торгуя продуктами нефтепереработки. Более того, такая концепция рыночного маркетинга ставит производство и сбыт продуктов, а также оказание услуг в прямую зависимость от запросов потребителей, детального изучения рынка, потребительских оценок ассортимента и качества.

В 2004 году передел региональных рынков нефтяными компаниями продолжится. Тем не менее, несмотря на неравные конкурентные возможности, мелкие и средние нефтяные компании имеют шанс, удержатся, и закрепиться на рынке путем построения, вертикально интегрированных структур, включающих наиболее рентабельные направления работы с нефтепродукцией и завоевания в отдельных регионах ниш, пока неосвоенных крупными нефтяными компаниями, а также путем применения франчайзинговых схем работы.

При этом важно учитывать, что динамично развивающийся рынок торговли нефтепродуктами характеризуется высокой конкуренцией, и в этой борьбе имеют шанс победить только те компании, которые используют передовые технологии и постоянно анализируют состояние внешней среды и эффективность собственного бизнеса.

Татьяна Сухова, директор

Центра Маркетинговых Исследований ASPECTUM.

При подготовке материала использовались данные Минэнерго РФ, «ИнфоТЭК», расчеты Центра Маркетинговых Исследований ASPECTUM , материалы открытых источников СМИ.

Нефтяная промышленность России играет важную роль, как в экономическом развитии страны, так и на мировом рынке. Это многоотраслевой комплекс, осуществляющий на всей территории России работы по поиску и разведке новых месторождений нефти, строительству скважин, добыче и магистральному транспорту нефти и попутного газа, их переработке и реализации, производству и ремонту нефтяного оборудования.

Россия располагает значительными ресурсами нефти - примерно 13% всех мировых запасов нефти. Их оценочная себестоимость составляет 4,5 трлн. долл. США.

Нефть является одним из основных экспортных товаров России. Быстрый рост добычи нефти и крупномасштабный нефтяной экспорт многие годы фактически обеспечивали функционирование и развитие неэффективных секторов российской экономики. Однако уже во второй половине 1980-х годов ситуация начала заметно меняться. Максимум добычи нефти в России (570 млн. т) был достигнут в 1988 г. В последующие годы наблюдалось быстрое падение добычи нефти. В 2000 г. добыча нефти составила немногим более 300 млн. т. Основными причинами падения добычи нефти в России являются: отработка старых месторождений, прежде всего в пределах Волго-Уральской нефтегазоносной провинции; отставание с внедрением новых производственных мощностей; техническая отсталость отрасли; разрыв хозяйственных связей со странами СНГ, где остались основные предприятия, производящие нефтяное оборудование; нехватка инвестиций, в то время как резко осложнились горно-геологические условия добычи. Низкие внутренние цены на нефть не обеспечивают самофинансирования нефтедобывающих предприятий.

В настоящее время Россия занимает 3-е место в мире по добыче нефти после Саудовской Аравии и США.

Нынешнее состояние нефтяной промышленности России характеризуется сокращением объемов прироста промышленных запасов нефти, снижением качества и темпов их ввода; сокращением объемов разведочного и эксплуатационного бурения и увеличением количества бездействующих скважин; повсеместным переходом на механизированный способ добычи при резком сокращении фонтанизирующих скважин; отсутствием значительного резерва крупных месторождений; необходимостью вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений; расположенных в необустроенных и труднодоступных районах; прогрессирующим техническим и технологическим отставанием отрасли; недостаточным вниманием к вопросам социального развития и экологии.

Нефтедобывающая промышленность сосредоточена в основном в пределах пяти нефтегазоносных провинций России: Западно-Сибирской (на долю которой приходится около 70% всей добычи нефти в России), Волго-Уральской (около 25%), Тимано-Печорской (более 6%), Северо-Кавказской, Дальневосточной.

Основным нефтедобывающим районом является Западная Сибирь, где на территории Тюменской и Томской областей создана крупнейшая в стране база нефтяной промышленности, которая выделяется на общем фоне масштабами и эффективностью добычи. Здесь создается крупнейший в стране территориально-производственный комплекс на основе уникальных месторождений нефти и газа.

Перспективные районы добычи нефти в России - шельфы Баренцева и Охотского морей. Признаки нефтеносности имеются на обширной территории Севера, Восточной Сибири, Дальнего Востока.

Нефтяная промышленность страны вступила в качественно новую, более сложную стадию развития, когда возникает необходимость резко увеличивать объем поисково-разведочных работ, особенно в Восточной Сибири, в зонах глубины под газовыми месторождениями Западной Сибири, в шельфовых зонах морей, формирования необходимой для этого производственно-технической базы. Начата добыча нефти в Арктике на шельфе около острова Колгуев (Песчаноозерское месторождение).

Продвижение добычи нефти в восточные районы страны и на север Европейской части придает особое значение проблеме расширения сети и увеличения мощности трубопроводного транспорта.

В Российской Федерации создана разветвленная система нефтепроводов, транспортирующих нефть в другие регионы страны, страны СНГ и Западной Европы. Она обеспечивает поставку более 95% всей добываемой нефти при средней дальности перекачки 2300 км. Наиболее крупные: Усть-Балык - Курган - Альметьевск, Нижневартовск - Самара; Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк; Шаим - Тюмень; Усть-Балык - Омск - Анжеро-Судженск; Усть-Балык - Омск - Павлодар - Чимкент; Александровское - Анжеро-Судженск; Туймазы - Омск - Новосибирск - Красноярск - Ангарск; Альметьевск - Самара - Брянск - Мозырь - Польша, Германия, Венгрия, Чехия, Словакия; Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва с ответвлением от Нижнего Нов города на Ярославль - Кириши, и др.

В ближайшие годы на территории России (Поволжье и Северный Кавказ) будет проложен трубопровод для транспортировки нефти из Тенгизского месторождения (Казахстан) в Новороссийск. Его строительство осуществляет Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) с участием Казахстана, Омана и России.

По информации газеты «Известия» от 09.02.04 доли основных производителей бензина и дизельного топлива в РФ распределились следующим образом (таблица 2):

Таблица 2

Основные производители нефтепродуктов в РФ в 2003 г.

Из таблицы видно, что данный рынок на сегодняшний день по числу операторов является рынком монополистической конкуренции. Однако тот факт что 5 компаний производят 73,7% бензинов и 70,7% дизельного топлива дает повод рассматривать отрасль и как олигополистическую. Это обусловлено высокими входными барьерами в отрасль. Для организации бизнеса в области нефтедобычи и нефтепереработки требуются очень большие капитальные вложения. Для оптовой продажи нефтепродуктов эти затраты уже гораздо ниже. Для розничной же торговли с АЗС они минимальны и вполне сопоставимы с открытием частного магазина розничной торговли, какими либо видами товаров. Таким образом, и количество рыночных контрагентов при продвижении по этой иерархической лестнице будет увеличиваться (что впрочем, справедливо для любой отрасли экономики). Однако в нефтяной отрасли дело обстоит не совсем так. Главным направлением начавшейся после распада СССР в 1991 г. реформы нефтяного комплекса стало создание вертикально-интегрированных нефтяных компаний, работающих по принципу "от скважины - до бензоколонки". НК ЮКОС и «ЛУКОЙЛ» являются типичными представителями таких вертикально интегрированных структур. Соответственно, владея огромными сетями АЗС - порядка нескольких тысяч, они имеют значительную рыночную власть и могут оказывать большое влияние на формирование рынка розничных продаж ГСМ. Здесь следует указать, что зарубежные нефтяные компании в свое время (около 30-40) лет назад также прошли в своем становлении этот этап и сейчас большей частью представляют собой именно такие структуры.

Однако на сегодняшний день ситуация с НК ЮКОС складывается чрезвычайная. Так, согласно официального заявления от 28.05.2004, НК ЮКОС предупредила своих кредиторов и акционеров о возможном банкротстве компании до конца 2004 г. Это заявление было вызвано недавним решением Арбитражного суда Москвы о взыскании с ЮКОСа долга в размере свыше 99,3 млрд. руб. По оценкам аналитиков, технически банкротство, о котором говорят в компании, вполне реально. Помимо налоговых претензий за 2000 г., государство может существенно увеличить сумму иска, выдвинув ЮКОСу претензии за более поздний период. В ЮКОСе намерены оспаривать решение суда о выплате налогов в высших судебных инстанциях, а пока ждут снятия ареста с активов, чтобы в случае отклонения апелляции реализовать их часть для удовлетворения иска налоговиков.

В середине апреля по результатам повторной налоговой проверки ОАО «НК «ЮКОС» за 2000 г. заместитель министра по налогам и сборам РФ Игорь Голиков вынес решение, предусматривающее начисление налогов, пеней и штрафов на общую сумму 99,38 млрд. руб. Параллельно Федеральная налоговая служба (ФНС, бывшее Министерство по налогам и сборам) РФ обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с ЮКОСа предусмотренных решением сумм и с ходатайством об обеспечении иска. Все попытки ЮКОСа оспорить иски ФНС пока ни к чему не привели. В апреле в обеспечение иска ФНС РФ к НК ЮКОС Арбитражный суд Москвы принял решение запретить компании отчуждать любое имущество, в том числе и акции. Московский арбитражный суд удовлетворил иск ФНС к НК ЮКОС и обязал компанию выплатить налоговикам 99,38 млрд. руб.

Аналитики считают, что технически банкротство компании к концу этого года вполне вероятно. При этом речь идет не только о налоговых претензиях ФНС по результатам проверки за 2000 г., но и о возможных новых налоговых претензиях к компании. Государство в любой момент может существенно увеличить сумму иска, выдвинув ЮКОСу претензии и за 2001 г. По оценкам специалистов, государство в любой момент может увеличить сумму иска еще примерно на 3 млрд. долл.

В самой компании заявили, что намерены продолжать судебные разбирательства. Пока же компания ждет решения властей по снятию ареста с ее активов и в случае отклонения апелляции по существу претензий МНС готова реализовать часть ликвидного имущества для удовлетворения иска налоговиков. По мнению аналитиков, в компании надеются на то, что МНС может пойти навстречу ЮКОСу и принять его план выплаты налоговых претензий по частям.

За период 1999 - 2003 г.г. рынок нефтепродуктов РФ пережил значительное повышение цен на бензин. Это было вызвано общемировыми тенденциями роста цен на нефть. Более высокий уровень коммерческой прибыльности экспортных операций с нефтепродуктами относительно их реализации на внутреннем рынке (с учетом несвоевременных расчетов за поставленную продукцию и неплатежей) всячески подталкивали нефтяные компании к наращиванию экспортных поставок нефтепродуктов. Уже к началу лета 2002 г. удельный вес экспорта автомобильного бензина к общему объему производства скачкообразно вырос с 14% до более 41%, дизельного топлива - с 52% до 61%, а мазута - с 45% до 81%.

За 2002 г. по оценкам специалистов Российского топливного союза дефицит по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок России составил порядка 1 млн. тонн.

За 5 месяцев бензинового кризиса в 2002 г. бензин подорожал в среднем на треть. В 1999 году скачок цен был куда более мощным -- топливо подорожало в 2,4 раза. Однако сырая нефть в 1999 г. подорожала еще больше в 4,9 раза. В начале 2003 г. цена на бензин несколько стабилизировалась. Это, во-первых, обусловлено тем, что на зиму и раннюю весну приходится минимум календарного спроса на горючее со стороны сельского хозяйства и дачников. Кстати, бензиновый кризис 1999г. также завершился в ноябре. Во-вторых, полуторагодичная тенденция устойчивого роста мировых цен на нефть и нефтепродукты, похоже, исчерпана. Наконец, долларовая цена бензина на внутреннем рынке уже практически сравнялась с мировыми ценами на него.

В октябре 2000 г. специалистами "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза" (дочернего подразделения нефтяной компании «ЛУКОЙЛ») при разработке комплексной программы (концепции), развития на ближайшие десять лет был проведен анализ тенденций, характерных для сегодняшнего рынка нефтепродуктов, и прогноз на будущее.

По оценке специалистов «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза» кардинальные изменения ожидают, прежде всего, рынок моторных топлив, причем не только количественные и по ассортименту, но и по качественным характеристикам. Так, потребление автобензина возрастет примерно в полтора раза. Если по факту 1998 года в России потребность в автобензинах различных марок составляла около 24 млн. тонн, то на рубеже 2005 года объем потребления оценивается в 32 млн. тонн, а к 2010 году - более 37 млн. тонн. При этом произойдет значительное увеличение спроса именно на высокооктановые сорта бензина, а потребление низкооктанового бензина - АИ-80 будет существенно сокращаться.

Предположительно на 40 процентов возрастет потребление авиационного керосина - с 31 до 52 млн. тонн. Потребность в смазочных маслах останется практически на том же уровне - 1,2-2 млн. тонн, но будут большие структурные изменения в сторону высококачественных марок масел с улучшенными эксплуатационными свойствами.

Новое на сайте

>

Самое популярное